РУБРИКИ

Приобретение прав на земельные участки

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Приобретение прав на земельные участки

Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить стороны договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения (пункт 3 статьи 19 Закона).

49. Государственная регистрация может быть приостановлена на основании определения или решения суда о приостановлении регистрации (пункт 4 статьи 19 Закона). Поскольку иное не указано в пункте 4 статьи 19 Закона, в этом случае государственная регистрация приостанавливается до указанного в определении или решении суда срока (даты), наступления указанного в нем события, отмены судом своего решения (определения) о приостановлении.

Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством (пункт 4 статьи 19 Закона).

Государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав (пункт 4 статьи 19 Закона).

50. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона приостановление государственной регистрации на основании судебного решения (определения) сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.

Данную отметку, поскольку иное не установлено Законом, Правилами ведения ЕГРП, рекомендуется вносить в графу "Особые отметки регистратора" листа записи, на который внесена соответствующая запись о наличии правопритязания (пункт 30 настоящих Рекомендаций). При этом в указанных целях рекомендуется в графе "Особые отметки регистратора" делать следующую запись: слова "Государственная регистрация приостановлена (указывается дата принятия решения, определения) на основании (указываются наименование суда, реквизиты решения, определения суда) до (указывается срок приостановления: дата, если она указана в решении, определении суда, или событие, с которым суд связывает окончание срока приостановления (если оно указано в решении, определении суда)". Если из решения, определения суда нельзя определить окончание срока приостановления государственной регистрации, то в графе "Особые отметки регистратора" делать следующую запись: слова "Государственная регистрация приостановлена (указывается дата принятия решения, определения) на основании (указываются наименование суда, реквизиты решения, определения суда)".

51. В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона об ипотеке основанием для приостановления (отложения) государственной регистрации ипотеки также являются:

- наличие судебного спора о правах на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки;

- наличие судебного спора по поводу обращения взыскания на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки.

В указанном случае государственная регистрация приостанавливается (откладывается) до разрешения судом спора по существу (пункт 4 статьи 21 Закона об ипотеке).

52. Если заявление о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона подавалось всеми сторонами договора, в том числе всеми лицами, действующими на обеих сторонах договора, уведомление о приостановлении государственной регистрации направляется всем указанным лицам. Если заявление о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона подавалось только одной стороной договора или отдельными лицами, действующими на одной или обеих сторонах договора, уведомление о приостановлении государственной регистрации рекомендуется направлять также всем лицам, участвующим в договоре.

В уведомлении о приостановлении рекомендуется указывать:

- наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав;

- исходящий номер (состоящий из номера книги учета входящих документов, в которой были зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, и порядкового номера записи в этой книге, под которой# заявление и иные документы, необходимые для государственной регистрации, были в ней зарегистрированы) и дату направления уведомления (день его подписания регистратором прав);

- адрес, фамилию, имя, отчество (для физических лиц) или наименование (для юридических лиц) лица, которому направляется уведомление;

- слова "В соответствии с пунктом ... статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (или пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)") государственная регистрация права (или сделки, ограничения (обременения) права) на/с (указывается объект недвижимости), документы на которую Вами (если уведомление направляется стороне сделки, которая в случаях, предусмотренных Законом, не представляла заявление о государственной регистрации, указывается фамилия, имя, отчество (для физического лица), наименование (для юридического лица) заявителя) были представлены (указывается дата и входящий номер представленных на государственную регистрацию документов), приостанавливается на основании (указывается причина, послужившая основанием для приостановления) на срок до (указывается дата окончания приостановления), начиная с (указывается начало течения срока приостановления)";

- фамилия, имя, отчество государственного регистратора, принявшего решение о приостановлении государственной регистрации, и его подпись.

Уведомление заполняется на официальном бланке органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Копия уведомления о приостановлении государственной регистрации помещается в дело правоустанавливающих документов.

53. В соответствии с пунктом 20 Правил ведения книг учета документов в графу "Примечание" книги учета входящих документов вносятся реквизиты уведомления о приостановлении государственной регистрации.

54. В качестве основания приостановления государственной регистрации в уведомлении рекомендуется указывать:

- причину, послужившую основанием для возникновения у государственного регистратора сомнений в возможности проведения государственной регистрации (например, отсутствие соответствующего документа, требование о представлении которого основано на конкретных (указываемых) нормах законодательства Российской Федерации, несоответствие конкретного документа требованиям, предъявляемым к документам статьей 18 Закона), если государственная регистрация приостановлена по решению регистратора в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона;

- наименование, реквизиты документа, направленного на подтверждение его подлинности, а также наименование органа (организации) или фамилии, имени, отчества физического лица, которому документ направлен на подтверждение его подлинности, дата направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, документа на подтверждение его подлинности, если государственная регистрация приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Закона;

- заявление правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на то лица о приостановлении государственной регистрации, заявление одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации, а также номер книги учета входящих документов, в которой было зарегистрировано заявление, номер записи в этой книге, под которой заявление было в ней зарегистрировано, если государственная регистрация приостановлена на основании пункта 3 статьи 19 Закона;

- наименование суда, реквизиты решения или определения суда о приостановлении государственной регистрации, наименование органа, реквизиты решения (определения, постановления) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, если государственная регистрация приостановлена на основании пункта 4 статьи 19 Закона.

55. В случае если государственная регистрация была приостановлена на основании решения, определения суда в качестве срока, до которого она приостановлена, рекомендуется указывать либо конкретную дату (если она указана в решении, определении суда), либо событие, с которым суд связывает окончание срока приостановления (если оно указано в решении, определении суда), либо слова "до отмены судом своего решения (определения) о приостановлении" (если в решении или определении суда не указаны ни дата, ни событие, с которыми он связывает окончание срока приостановления).

В случае если государственная регистрация приостановлена на основании решения (определения, постановления) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества в уведомлении о приостановлении государственной регистрации рекомендуется указывать слова "до снятия ареста" или "до снятия запрета (указывается содержание запрета, например, по отчуждению объекта недвижимого имущества).

56. В случаях, когда государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации рекомендуется указывать дату окончания срока приостановления государственной регистрации (пункт 2 статьи 19 Закона) и сообщать, что если до этой даты государственный регистратор не получит в результате принятых им мер или заявитель не представит дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации, не будет получено подтверждение подлинности документа или достоверности указанных в нем сведений, то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации по основанию, предусмотренному соответствующим абзацем пункта 1 статьи 20 Закона.

В указанных в настоящем пункте случаях в уведомлении о приостановлении регистрации также рекомендуется сообщать заявителю, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона правообладатель, сторона (стороны) сделки или уполномоченное им (ими) на то лицо вправе подать заявление о приостановлении государственной регистрации на срок не более трех месяцев.

57. Исключен

58. До окончания срока приостановления государственная регистрация может возобновиться в случае прекращения обстоятельств (причин), послуживших основанием для ее приостановления, в частности:

- по получению дополнительных доказательств (сведений, документов), устраняющих сомнения государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации (пункт 1 статьи 19 Закона);

- по получению сведений, подтверждающих подлинность документов или достоверность указанных в них сведений (пункт 1 статьи 19 Закона);

- по представлению правообладателем, стороной (сторонами) или уполномоченным им (ими) на то лицом заявления с просьбой возобновить государственную регистрацию, ранее приостановленную на основании его заявления (пункт 3 статьи 19 Закона).

59. Все документы, поступающие в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в ходе приостановления государственной регистрации, регистрируются в книге учета входящих документов в порядке, установленном Правилами ведения книг учета документов.

V. Порядок отказа в государственной регистрации и прекращения государственной регистрации

60. В государственной регистрации может быть отказано по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 20 Закона. Основания и порядок отказа в государственной регистрации ипотеки установлены также статьей 21 Закона об ипотеке.

Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда (пункт 1 статьи 28 Закона).

61. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в течение срока государственной регистрации (пункт 1 статьи 13, пункт 3 статьи 20 Закона). В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации заявителю в срок не позднее пяти дней после истечения срока государственной регистрации должно быть направлено письменное сообщение о причинах отказа (пункт 3 статьи 20 Закона).

Порядок заполнения и выдачи сообщений об отказах устанавливается разделом II Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств, сообщений об отказах и информации о зарегистрированных правах.

62. Учитывая, что в соответствии с абзацем седьмым пункта 6 статьи 12 Закона запись о заявлении, указывающая на существование правопритязания в отношении объекта недвижимого имущества, должна быть внесена в Единый государственный реестр прав (абзац второй пункта 30 настоящих Рекомендаций), при принятии решения об отказе в государственной регистрации рекомендуется вносить в графу "Особые отметки регистратора" листа записи, на который внесена соответствующая запись о наличии правопритязания, следующую запись: "В государственной регистрации отказано ..." (указывается дата принятия решения об отказе).

63. Сведения об отказе в государственной регистрации вносятся в книгу учета входящих документов в соответствии с Правилами ведения книг учета документов.

63.1. До внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права (пункт 4 статьи 20 Закона).

63.2. Сведения о прекращении государственной регистрации вносятся в книгу учета входящих документов. При этом в графе "Принятое решение" соответствующей записи в книге учета входящих документов указываются: слова "регистрация прекращена", реквизиты (дата, номер) направленного заявителям уведомления о прекращении государственной регистрации. В графе "Примечание" данной записи в книге учета входящих документов указываются: слова "заявления о прекращении регистрации", номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в этой книге о представленных заявлениях о прекращении государственной регистрации.

VI. Внесение записей в Единый государственный реестр прав, удостоверение проведенной государственной регистрации, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию

64. При отсутствии оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации, а также для прекращения государственной регистрации прав в Единый государственный реестр прав в установленном Законом и Правилами ведения ЕГРП порядке вносятся записи о праве, ограничении (обременении) права или сделке (пункт 1 статьи 13, статьи 19, 20 Закона).

Сведения о проведенной государственной регистрации вносятся в книгу учета входящих документов в соответствии с Правилами ведения книг учета документов.

65. В соответствии со статьей 14 Закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода права на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права, а проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок - специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки.

Порядок заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав определяется разделом VIII Правил ведения ЕГРП и разделом I Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств, сообщений об отказах и информации о зарегистрированных правах.

Порядок заполнения штампа регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделок, определяется разделом VIII Правил ведения ЕГРП

66. Выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации права сопровождается внесением записей в книгу учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав в порядке, установленном Правилами ведения книг учета документов.

67. Согласно пункту 50 Правил ведения книг учета документов на копии расписки в получении документов на государственную регистрацию, помещенной в дело правоустанавливающих документов, делается отметка о возврате заявителю после завершения государственной регистрации прав подлинников документов с указанием даты выдачи, фамилии и инициалов работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, выдавшего документы, и лица, получившего документы. Запись о выдаче документов скрепляется подписями работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и получателя документов.

VII. Уведомление о проведенной государственной регистрации

68. Если ограничение (обременение) права в соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктом 3 статьи 28 Закона регистрируется не по заявлению правообладателя, то в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в письменной форме уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости о проведенной государственной регистрации.

В уведомлении о проведенной регистрации ограничения (обременения) права рекомендуется указывать:

- наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав;

- исходящий номер, состоящий из номера книги учета входящих документов, в которой были зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, и порядкового номера записи в этой книге, под которой заявление и иные документы, необходимые для государственной регистрации ограничения (обременения) права, были в ней зарегистрированы, и дату направления уведомления (день его подписания государственным регистратором);

- адрес, фамилию, имя отчество физического лица или наименование юридического лица, ограничение (обременение) чьих прав зарегистрировано (то есть правообладателя);

- слова "В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по заявлению (указывается фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, органа государственной власти или местного самоуправления) на основании (указывается документ, которым установлены ограничения (обременения) права) ... (указывается дата государственной регистрации) проведена государственная регистрация (указывается вид ограничения (обременения) права) на (указывается объект недвижимости)".

Если государственная регистрация ограничения (обременения) права проводилась без заявления правообладателя на основании поступившей в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копии решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество, в уведомлении о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) права вместо слов, указанных в абзаце шестом настоящего пункта указываются слова "В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании (указываются реквизиты решения (определения, постановления) о наложении ареста, наименование органа, наложившего арест) ... (указывается дата государственной регистрации) проведена государственная регистрация ареста, наложенного на (указывается объект недвижимого имущества).

Уведомление составляется на официальном бланке органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и подписывается государственным регистратором.

VIII. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации

69. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях. Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда (пункт 2 статьи 21 Закона).

70. Технические ошибки, подлежащие исправлению на основании статьи 21 Закона, могут быть допущены в записях Единого государственного реестра прав и, соответственно, в свидетельствах о государственной регистрации прав и в штампах регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделок.

Рекомендуется принимать во внимание, что характер технических ошибок может быть различен. Например, технические ошибки могут быть связаны с тем, что:

- в Едином государственном реестре прав, в свидетельстве о государственной регистрации права, в штампе регистрационной надписи на документе неверно указан номер государственной регистрации права, сделки;

- в штампе регистрационной надписи на документе неверно указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации права, дата и номер государственной регистрации сделки;

- сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав и, соответственно, в свидетельство о государственной регистрации права, не соответствуют аналогичным сведениям в правоустанавливающем документе, который имеет приоритет перед записями Единого государственного реестра прав (абзац третий пункта 8 статьи 12 Закона), например, допущена описка в написании фамилии, имени, отчества правообладателя, в указании реквизитов правоустанавливающего документа;

- сведения об объекте недвижимого имущества (например, общей площади), внесенные в подраздел I Единого государственного реестра прав на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 23 Правил ведения ЕГРП), и в свидетельство о государственной регистрации права, не соответствуют аналогичным сведениям, содержащимся в правоустанавливающем документе.

В последнем из указанных случаев у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, может возникнуть необходимость запросить соответствующие сведения у организации (органа) по учету объектов недвижимого имущества, удостоверившей документ об описании объекта недвижимого имущества.

71. Рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона технические ошибки исправляются по решению государственного регистратора. Указанное решение государственным регистратором может быть принято в случае обнаружения им технической ошибки (без заявления заинтересованного лица) либо на основании заявления заинтересованного лица (пункт 1 статьи 21 Закона).

Если решение об исправлении технической ошибки принято судом, арбитражным судом, то согласно пункту 2 статьи 21 Закона основанием для исправления технической ошибки является решение суда, арбитражного суда.

Исправление технических ошибок в Едином государственном реестре прав рекомендуется осуществлять в порядке, установленном разделом VII Правил ведения ЕГРП.

72. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в трехдневный срок после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях следует в письменной форме проинформировать об исправлении технической ошибки.

Данного правила рекомендуется придерживаться и в случае исправления технической ошибки в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 21 Закона.

Рекомендуется также учитывать, что в случаях, когда техническая ошибка допущена не только в Едином государственном реестре прав, но и в свидетельстве о государственной регистрации права, лицо, которому ранее было выдано свидетельство о государственной регистрации права, содержащее эту ошибку, может ходатайствовать о выдаче ему нового свидетельства о государственной регистрации права, поскольку пунктом 76 Правил ведения ЕГРП в свидетельствах о государственной регистрации прав не допускаются исправления, подчистки и приписки.

В случаях, когда техническая ошибка допущена в штампе регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, учитывая, что раздел VIII Правил ведения ЕГРП не содержит запрета на внесение исправлений в указанный штамп, соответствующие исправления могут быть внесены в штамп регистрационной надписи. Данные исправления рекомендуется оговорить словами "исправленному верить".

73. Заявление заинтересованного лица об исправлении технической ошибки в записях регистрируется в книге учета входящих документов в порядке, установленном Правилами ведения книг учета документов.

74. Все документы, касающиеся исправления технической ошибки (в том числе заявление заинтересованного лица, копия уведомления (уведомлений), направленного участникам отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении ошибки), помещаются в дело правоустанавливающих документов (пункт 46 Правил ведения книг учета документов).

3. Учет выданной информации о зарегистрированных правах (Вопрос № 29).

3.1 Инструкция по учету и выдачи информации о зарегистрированных правах

V. Ведение книги учета выданной информации о зарегистрированных правах

28. Книга учета выданной информации о зарегистрированных правах (приложение N 4) предназначена для учета запросов и заявлений о выдаче информации и фактов выдачи информации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав (обособленными подразделениями территориальных органов Службы), в соответствии со статьями 7 и 8 Закона.

В книге учета выданной информации о зарегистрированных правах также учитываются заявления о выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (пункт 3 статьи 9 Закона).

29. В графе "N п/п" указывается порядковый номер поступившего запроса (заявления).

30. В графе "Дата поступления" указывается дата фактического поступления запроса (заявления).

31. В графе "Поступившие документы" указываются наименование документа (запроса, заявления) и его реквизиты (дата, номер). В этой же графе делается отметка о представлении документа, подтверждающего внесение платы за предоставление информации, за выдачу копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенного в простой письменной форме. Если информация в соответствии с Законом должна быть предоставлена бесплатно, делается отметка "бесплатно".

32. В графе "Заявитель" указываются: для физического лица - фамилия, имя, отчество, удостоверяющий личность документ и его реквизиты; для юридического лица - его полное наименование и реквизиты документов, подтверждающих регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя; для органа государственной власти и органа местного самоуправления - его полное наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия его представителя.

В эту же графу вносится адрес лица, обратившегося с запросом (заявлением), указанный в документе (запросе, заявлении) или названный заявителем лично.

33. В графе "Цель запроса" указываются сведения, за которыми на основании Закона обратился заявитель, например, за предоставлением:

- выписки о правах на ... (далее наименование и адрес объекта недвижимости);

- выписки о переходе прав на ... (далее наименование и адрес объекта недвижимого имущества);

- выписки о правах ... (далее фамилия и инициалы, наименование правообладателя) на объекты недвижимого имущества;

- справки о содержании ... (далее наименование и реквизиты правоустанавливающего документа);

- справки о лицах, получивших сведения о принадлежащем ... (далее фамилия и инициалы, наименование заявителя) объекте недвижимого имущества ... (далее наименование и адрес объекта недвижимого имущества);

- копии ... (далее наименование и реквизиты договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме).

34. В графу "Принял документы" вносятся фамилия и инициалы должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию прав (обособленно# подразделения территориального органа Службы), фактически принявшего заявление (запрос).

35. В графе "Результат рассмотрения" указываются наименование и реквизиты выданного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, документа, содержащего запрошенные сведения или отказ в выдаче таковых.

При выдаче копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенного в простой письменной форме, в данной графе указываются слова "копия выдана".

36. В графе "Фамилия и подпись получившего" указываются фамилия, инициалы и подпись лица, непосредственно получившего выданный документ.

При ведении книг учета выданной информации о зарегистрированных правах с использованием компьютерной техники допускается указание в данной графе только фамилии и инициалов лица, непосредственно получившего документ, при условии, что на заявлении (запросе), хранящемся в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, данное лицо засвидетельствовало получение документа с указанием фамилии, инициалов и подписи.

В случае если указанное лицо явилось в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по истечении предусмотренных статьей 7 Закона сроков, в данной графе также указывается дата фактического получения этим лицом документа, содержащего запрошенные сведения или отказ в выдаче таковых.

В иных случаях в названной графе указываются адрес лица, которому данный документ направлен по почте, а также его фамилия и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица).

VI. Ведение книги учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества

37. Книга учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества (приложение N 5) предназначена для внесения записей о поступивших в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (или обособленное подразделение территориального органа Службы), копиях решений (постановлений, определений) о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, по которым отсутствуют разделы Единого государственного реестра прав, в связи с чем арест (запрещение) не может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав в порядке, установленном Законом.

38. В графе "N п/п" указывается порядковый номер записи в книге.

39. В графе "Входящий номер и дата поступления" проставляются входящий номер, под которым запись о копии решения (постановления, определения) о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимого имущества была внесена в книгу учета входящих документов, а также дата ее поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

40. В графе "Наименование и реквизиты документа" указывается наименование и реквизиты решения о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимого имущества.

41. В графе "Наименование органа, наложившего арест" указывается полное наименование органа, принявшего решение (постановление, определение) о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимого имущества.

42. В графе "Объект прав" указываются адрес (местоположение) объекта недвижимости, его назначение и/или наименование.

43. В графе "Содержание запрета" указывается содержание ареста, запрещения совершения сделок с объектом недвижимого имущества (пункт 57 Правил ведения Единого государственного реестра прав).

44. В графу "Лицо, права которого ограничиваются" вносятся сведения о правообладателе, указанные в решении о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимого имущества.

45. В графу "Примечания" может вноситься дополнительная информация, касающаяся арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества.

При поступлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, решения органа о снятии ранее наложенного им ареста, запрещения совершения сделок с объектами недвижимого имущества в случае, если арест не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав в установленном Законом порядке, в графе "Примечание" указываются слова "арест (запрещение) снят", проставляется входящий номер, под которым запись о данном решении была внесена в книгу учета входящих документов, а также дата его поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

После проведения государственной регистрации ареста, запрещения совершения сделок с объектом недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав в порядке, установленном Законом, в данной графе указываются слова "зарегистрирован", а также дата и номер государственной регистрации ареста (запрещения).

Выдача информации о зарегистрированных правах, копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме

140. Основанием для начала процедуры выдачи информации или копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (далее - копии правоустанавливающих документов), является обращение заявителя с документом, удостоверяющим личность, документом об оплате и заполненным заявлением о выдаче информации или изготовлении копии правоустанавливающего документа (приложение 2 к Административному регламенту) или поступление официального запроса от органа государственной власти или органа местного самоуправления.

141. Специалист, ответственный за выдачу информации, проверяет личность заявителя, правомочность предоставления ему информации из ЕГРП или копий правоустанавливающих документов или проверяет правильность оформления запроса, поступившего из органа государственной власти (органа местного самоуправления), регистрирует поступивший запрос или заявление в книге учета выданной информации о зарегистрированных правах.

Максимальный срок выполнения действия составляет 4 минуты.

142. Специалист, ответственный за выдачу информации, осуществляет поиск требуемой информации в ЕГРП.

Максимальный срок выполнения действия по поиску информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества составляет 2 минуты при использовании системы ведения ЕГРП в электронном виде и 20 минут при ведении ЕГРП на бумажных носителях для каждого запроса по 1 объекту недвижимого имущества, поступившего от 1 заявителя.

143. Специалист, ответственный за выдачу информации, формирует выписку (справку) из ЕГРП (далее - выписка из ЕГРП) или сообщение об отказе в предоставлении информации по форме и в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке заполнения свидетельств.

Максимальный срок выполнения действия составляет 5 минут. При формировании выписки о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества срок увеличивается на 1 минуту для каждого объекта.

144. При ответе на запрос о выдаче копий правоустанавливающих документов, справок о содержании правоустанавливающих документов специалист получает из архива дело правоустанавливающих документов и изготавливает справки о содержании документов или копии правоустанавливающих документов, выполняет на них надписи в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 107 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме".

В установленных законодательством случаях специалист готовит сообщение об отказе в предоставлении информации, выдаче копий правоустанавливающих документов.

Максимальный срок выполнения действия составляет 10 минут для 1 справки о содержании правоустанавливающих документов или копии 1 правоустанавливающего документа, состоящего из 6 листов. При большем количестве справок и копий документов (листов в правоустанавливающем документе) максимальный срок увеличивается на 3 минуты для каждого документа.

145. Специалист, ответственный за выдачу информации, передает в порядке делопроизводства подготовленные выписку из ЕГРП, справку о содержании правоустанавливающих документов, копию правоустанавливающего документа или сообщение об отказе в их выдаче на подпись государственному регистратору.

Максимальный срок выполнения действия составляет 1 минуту.

146. Государственный регистратор подписывает выписку из ЕГРП, справку о содержании правоустанавливающих документов, надпись на копии правоустанавливающего документа или сообщение об отказе в их выдаче с указанием своих фамилии и инициалов, скрепляет выписку из ЕГРП, справку о содержании правоустанавливающих документов, копию правоустанавливающего документа или сообщение об отказе в их выдаче печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Максимальный срок выполнения действия составляет 2 минуты.

147. Специалист, ответственный за выдачу информации, в порядке делопроизводства готовит документы для выдачи, выполняет действия, предусмотренные пунктами 117-124 Административного регламента.

3.2 Инструкция по проверке соблюдения порядка выдачи информации

IV. Проверка соблюдения порядка выдачи информации

17. При проверке соблюдения порядка предоставления информации о зарегистрированных правах, установленного статьями 7 и 8 Закона, проверяющему прежде всего необходимо обратить внимание но наличие книг учета выданной информации о зарегистрированных правах.

В случае отсутствия книги (книг) учета выданной информации о зарегистрированных правах донный факт должен быть отражен в акте в качестве серьезного нарушения требований Закона и Правил.

18. Проверяющий должен также обратить внимание на то, соблюдаются ли при ведении книг учета выданной информации о зарегистрированных правах требования Правил, в том числе обеспечиваются ли полнота и своевременность внесения записей в книги учета выданной информации о зарегистрированных правах и т.д.

19. Проверяющему необходимо провести сплошную или выборочную проверку документов, связанных с предоставлением информации о зарегистрированных правах на основании пункта 1 статьи 7 Закона. В целях проведения выборочной проверки в книгах учета выданной информации о зарегистрированных правах проверяющему целесообразно выбирать запросы (заявления), по которым были выданы выписки из ЕГРП, а также сообщения об отказе в предоставлении информации как физическим лицам, так и организациям, государственным органам.

20. Особое внимание при проверке должно быть уделено соблюдению сроков предоставления информации о зарегистрированных правах.

В этих целях проверяющему следует сопоставить дату фактического поступления запроса (заявления) с датой, проставленной на исходящем документе (выписке из ЕГРП или сообщении об отказе в предоставлении информации), указываемых соответственно в графах "Дата поступления" и "Результат рассмотрения" книги учета выданной информации о зарегистрированных правах.

Выписка из ЕГРП или сообщение об отказе в любом случае должны быть подготовлены и подписаны регистратором прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение пяти дней с момента поступления запроса (пункт 2 статьи 7 Закона). При этом необходимо учитывать следующее. В случаях, когда в запросе лица, обратившегося за предоставлением информации, указано, что она должна быть выдана ему лично, выписка из ЕГРП или сообщение об отказе должны быть подготовлены и подписаны регистратором прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение пяти дней с момента поступления запроса. При этом один из названных документов выдается этому лицу в день явки в учреждение юстиции по регистрации прав. Если указанное лицо явилось в учреждение юстиции по регистрации прав по истечении предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока, то, соответственно, дата фактического получения выписки из ЕГРП или сообщения об отказе не будет совпадать с датой окончания срока рассмотрения запроса. В указанном случае факт получения выписки из ЕГРП или сообщения об отказе в выдаче информации отражается в графе "Фамилия и подпись получившего" книги учета выданной информации о зарегистрированных правах. Если же в запросе лица, обратившегося за предоставлением информации, указано, что она должна быть направлена ему почтовым отправлением, то выписка из ЕГРП или сообщение об отказе должны быть подготовлены, подписаны и направлены этому лицу в течение пяти дней с момента поступления запроса. (В данном случае также не исключается тот факт, что лицо, запросившее информацию (его представитель), может явиться за выпиской из ЕГРП или сообщением об отказе в выдаче информации лично, что также должно быть отражено в графе "Фамилия и подпись получившего" книги учета выданной информации о зарегистрированных правах.)

21. При проверке следует также установить, соблюдаются ли учреждением юстиции по регистрации прав, его филиалом положения пункта 3 статьи 7 Закона, определяющего круг лиц, которым может быть предоставлена указанная в нем информация.

В этой связи проверяющему прежде всего следует сопоставить записи в графах "Заявитель" и "Цель запроса", а также провести выборочную (или сплошную) проверку документов. Одним из критериев, по которому могут отбираться документы для проведения выборочной проверки, может служить установление, например, случаев, в которых из содержания графы "Цель запроса" следует, что была выдана информация о правах на объекты недвижимости лица, фамилия, имя, отчество или наименование которого не совпадают с соответствующими данными, указанными в графе "Заявитель". (При этом следует учитывать, что такая ситуация возможна в случаях, когда лицо, указанное в графе "Заявитель", являлось или лицом, получившим соответствующую доверенность от правообладателя, или иным лицом, указанным в пункте 3 статьи 7 Закона.)

При проведении выборочной проверки документов необходимо также обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона некоторым из указанных в нем лиц соответствующая информация может быть выдана при определенных условиях. (Например, судам и правоохранительным органам информация, названная в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона, должна предоставляться при наличии в их производстве дел, связанных с соответствующими объектами недвижимости и (или) их правообладателями, что должно быть отражено в запросе о выдаче информации.)

22. Проверяющий обязан убедиться в том, что любому правообладателю по его запросу предоставляется информация о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на которые он имеет права (пункт 4 статьи 7 Закона).

23. Проверяющему необходимо также ознакомиться с порядком предоставления информации о правах на объекты недвижимого имущества органам (организациям), ответственным за учет этих объектов (абзац первый пункта 2 статьи 8 Закона), а также налоговым органам.

V. Порядок оформления результатов проверки учреждения юстиции по регистрации прав, его филиалов, представительств

24. По итогам проверок учреждения юстиции по регистрации прав и каждого его филиала и представительства составляется акт. Акт должен быть подписан двумя лицами - руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа и руководителем (исполняющим обязанности руководителя) учреждения юстиции по регистрации прав.

25. Ежеквартально копии актов о проверке учреждения юстиции по регистрации прав, его филиалов и представительств направляются территориальным органом в Министерство (пункт 22 Порядка).

26. В акте должны быть кратко отражены все вопросы, которые рассматривались проверяющим (проверяющими) в ходе проверки.

Акт состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Вводная часть акта должна содержать положения об основаниях проведения проверки (т.е. реквизитах Приказа и утвержденного территориальным органом графика проверки), о сроках, в течение которых проводилась проверка. В названной части акта также указываются фамилия, имя, отчество, должность проверяющего (проверяющих), а также иных лиц, которые были привлечены к проверке (пункт 5 настоящих Методических рекомендаций). Кроме того, вводная часть акта должна содержать сведения о наименовании учреждения юстиции по регистрации прав, наименовании и местонахождении филиала (представительства), реквизитах документа, на основании которого действует учреждение юстиции по регистрации прав, его филиал, представительство (например, положения о филиале, представительстве), фамилии, имени, отчестве руководителя филиала (представительства), деятельность которого проверялась.

В описательной части отражаются все вопросы, которые были рассмотрены в ходе проверки, в том числе отмечаются положительные моменты в деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, его филиала или представительства и выявленные нарушения.

В заключительной части акта кратко излагаются выводы, сделанные проверяющим по итогам проверки, а также его предложения, направленные на устранение выявленных нарушений и решение иных проблемных вопросов, существующих в учреждении юстиции по регистрации прав, его филиале, представительстве (например, предложения по уточнению состава и объема информации, которая должна быть доступна для ознакомления заинтересованными лицами, предложения по совершенствованию порядка заполнения книг учета документов и т.д.).

27. В акте должны быть отражены выявленные в ходе проверки факты нарушений в деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, его филиала, представительства.

В случаях выявления фактов нарушений, свидетельствующих о систематическом и (или) грубом нарушений учреждением юстиции по регистрации прав Закона, иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, в том числе актов Министерства (Правил и т.п.), на это должно быть особо указано в акте. При этом в акте отражается общее количество выявленных нарушений, а также описываются наиболее серьезные из них. По указанным фактам проверяющим может быть предложено руководителю или исполняющему обязанности руководителя учреждения юстиции по регистрации прав, его филиала, представительства дать объяснения (письменные или устные) о причинах, приведших к их совершению. Названные объяснения также следует отразить в акте.

28. При отражении в акте положительных моментов в деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, его филиала или представительства следует особо выделить и описать те из них, которые могут быть рекомендованы территориальным органом к распространению в иных филиалах и представительствах учреждения юстиции по регистрации прав, а также могут быть рекомендованы Министерством к распространению в иных учреждениях юстиции по регистрации прав.

29. По усмотрению руководителя органа предварительные итоги проверки могут быть представлены проверяющим в виде справки о проверке учреждения юстиции по регистрации прав, его филиала или представительства, содержание которой будет взято за основу при составлении акта, оформляемого в соответствии с Порядком и настоящими Методическими рекомендациями. Названная справка должно быть подписана проверяющим, а также может быть завизирована руководителем (исполняющим обязанности руководителя) учреждения юстиции по регистрации прав, его филиала, представительства.

30. Итоги проверок могут обсуждаться на специально созываемых для этого совещаниях, которые могут проводиться как в территориальном органе, так и в учреждении юстиции по регистрации прав. Итоги проверок также могут быть обсуждены на заседании коллегии, образованной на основании приказа Министерства от 25 июля 1998 г. N 86 "О создании коллегий в органах юстиции в субъектах Российской Федерации".

Список литературы

1. Экономика и управление недвижимостью (изд. 2005-2006г.).

2. Система электронной информации правового регулирования «Гарант».

3. Законодательство РФ:

а) Гражданский кодекс РФ

б) Земельный кодекс РФ

в) Жилищный кодекс РФ

Array

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.