РУБРИКИ

Социология права

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Социология права

Социология права

Пермский гуманитарно-технологический институт

Межвузовская кафедра социологии

Курсовая работа

Тема: «Социология права»

Выполнил: студентка гр.ПГП-98-1

Лебедева Ю.В.

Проверил: преподаватель

Парамонова С.П.

Пермь, 2000 г.

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК НАУКА

1.1. Предмет социологии права

1.2. Соотношение теории права, философии права и социологии права

1.3. Социология права и другие правовые науки

ГЛАВА II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

2.1. Социология права в России: историко - содержательный аспект

2.2. Социология права в условиях советского и постсоветского развития общества

ГЛАВА III. ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА

3.1. Социология права в Европе: генезис и эволюция развития

3.2. Американская школа социологии права

ГЛАВА IV. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОЬЕННОСТИ

4.1. Правовые отношения как вид общественных отношений

4.2. Понятия правового поведения

4.3. Нормы права и поведение личности

ГЛАВА V. СОЦИОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Понятие юридической организации

5.2. Особенности демократической юридической организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Социология права представляет собой достаточно новое научное направление в российском обществоведении, рассматривающее правовую систему в связи с реальной социальной практикой. При этом необходимо подчеркнуть, что без глубокого анализа социально-правовых проблем вряд ли оказывается возможным исследовать актуальные задачи и тенденции развития правовой системы, ее роль в совершенствовании сложных социальных отношениях, а также разработать солидную научную базу реализации правовой реформы. Естественно, что курс в области проведения экономической, политической и правовой реформ, целеустремленной социальной политики в стране, обновление ее духовной сферы, требует усиления роли ряда научных направлений, включая и правовые исследования.

Социология права, как относительно молодая наука по своему характеру исследует общественные отношения, которые складываются как в процессе формирования правовых актов, а именно при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном итоге -- при переводе правописаний в социальное поведение отдельной личности, а также микро- и макрогрупп. Именно такой подход способствует раскрытию практических задач становления и развития правовой системы в сторону правового государства.

Весьма важным составляющим компонентом социологии права выступают социологические исследования. Бережно опираясь на социологическую теорию права, которая разрабатывается как в общей теорией права, так и отраслевыми юридическими науками, они “добывают” фактологические составляющие правоведения, способствуют его сопряженности с практикой. Вместе с тем нельзя не заметить, что пока еще юридическая наука медленно приближается к конкретным социологическим исследованиям, а главное к их эффективным результатам.

Однако стимулирующая роль конкретных исследований в развитии социологии права отнюдь не означает, что ее объект ограничен теми отношениями, которые могут анализироваться существующими в настоящее время методами социологических исследований. Необходимо подчеркнуть, что социологический подход к праву по своему содержанию представляет собой по объему более широкие понятия, чем применяемые только конкретно - социологических методов. В свою же очередь “программная линия” направлений исследования в рамках единой науки должна идти не только в области разделения объектов исследования, но также по уровням и аспектам исследования, при условии совпадения их объектов.

Между тем нельзя недооценивать того положения, что социологические исследования в праве реализуются на “стыке” социологии и права. Именно поэтому они представляют собой пример системного подхода к решению актуальных вопросов государственного и правового строительства, которые так актуальны ныне для Российского общества. Вот почему пристальное изучение таких актуальных проблем, в своей основе сочетающих разнообразные отношения -- политические, правовые, организационные, управленческие и др. требует и комплексных методов -- абстрактно логических и эмпирических. Следует также заметить, что целостный анализ этой или иной социальной проблемы предполагает достаточно отличительную, применительно к ней, методику обработки эмпирического материала. Отсюда следует, что социология права констатирует не только собственно теоретическую область, реестр специальных проблем, содержащих ее теоретическую базу, но и достаточно сложный комплекс вопросов, относящихся к методологии и технике исследования.

Изучение студентами научной дисциплины “Социологии права” происходит в условиях переломного этапа разлития Российской Федерации, когда существенно изменяется ее правовая система. В наше время протекает достаточно бурный, хотя и не всегда эффективный процесс обновления законодательства. Происходит так же сложный и достаточно болезненный ход эволюции взглядов и представлений людей на все сферы общественной жизни, расставания с устаревшими идеалами и стереотипами, расширении и углублении воззрений социологического характера в области права. Развитие интеграционных и информационных процессов в науке ведет к познанию зарубежных исследований в социологии праве, творческому их анализу и применению. Сама жизнь в нашей стране детерминирует инновационные цели и задачи в области государственно-правового строительства, доминирующими среди которых выступают правовая реформа и формирование правового государства.

Социология права поможет взвешенно и обоснованно изучить многообразные социальные процессы и явления, протекающие в различных государственных системах, дать им квалифицированное юридическое объяснение, а так же отделить, существенное от второстепенного в сложной социальной, в том числе и правовой практике, квалифицированно рассмотреть актуальные вопросы реформирования различных сфер жизнедеятельности Российского общества, давая им основательную юридическую аргументацию.

ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК НАУКА

1.1. Предмет социологии права

Становление и формирование социологии права как науки является результатом довольно продолжительного исторического развития знаний человечества, а также их дифференциации. С таким явлением в науке социальные общности сталкивались на протяжении длительного периода своего существования. В процессе эволюционного развития из философской науки, например, постепенно выделились в самостоятельные отрасли знаний (с присущим специфическим предметом исследования) такие дисциплины, как логика, этика и эстетика.

Категория “социология права” в качестве самостоятельного научного направления введена в научный оборот относительно недавно -- в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе. На нем была создана специальная группа, объединяющая социологов и юристов; она и предложила конгрессу обсудить проблему “Содержание и метод социологии права”. По итогам дискуссии был сформулирован вывод. Его содержания сводились к тому, что современный интеллектуальный фактор человеческой цивилизации, само развитие социологической теории, а также методология общественных наук определили потребность институализации социологии права как науки. Такое предложение конгресс одобрил и принял. В последующем организационно был создан Исследовательский комитет социологии права, действующий в рамках Международной социологической ассоциации. Необходимо отметить, что социологические исследования в праве ведутся на “стыке” социологии и права. Вот почему по своему характеру они представляют собой комплексный подход к решению актуальных проблем государственного и правового строительства. Исследование таких проблем, которые сочетают разнопорядковые отношения -- политические, правовые, управленческие организационные и др. -- требуют в свою очередь комплексных методов. К ним относятся абстрактно логические и эмпирические. Естественно, что всестороннее изучение какой-либо социальной проблемы предполагает специально разработанную применительно к ней методику и технику обработки эмпирического материала. В этой связи социология права включает не только теоретическую часть, составляющих ее содержание и специфику, но также разнообразный по своему направлению комплекс проблем, которые представляют методологию и процедуру исследования. Объективные потребности юридической науки связаны с изучением права в реальной действительности, в ее сложных и противоречивых процессах и явлениях. Данная проблема остается достаточно актуальной и в современном российском обществе. Решать же ее можно благодаря системе социально-правовых исследований, анализирующих социальный детерминизм и социальное действие правовых институтов, организаций, законов в области их проявления, в реальной жизни.

Целью социологических исследований в праве выступает, во-первых, анализ связи между правом, как социальным феноменом и общественной системой; во-вторых, вскрытие социальных функций права и комплексных процессов реализации юридических норм в социальном поведении. При этом такое поведение рассматривается на всех уровнях общества, различных по своему объему социальных групп и индивидов. На этой основе постепенно и сформировалось такое научное направление как социология права. Она включилась в потребность изучения в реальном поведении субъектов права таких социальных элементов “неформального” порядка, как, например, социально-правовые ценностные ориентации, образование, уровень правовой информированности и правовой культуры, профессиональный статус, половозрастные характеристики и т.д.

Социология права ориентирует на изучение социальных функций права, последствий, связанных с принятием и введением в общественную жизнь правовых актов. Предметом социально-правовых исследований являются общественные отношения. Причем такие, которые складываются как при формировании правовых актов (имеется в виду перевод социальных отношений на язык юридических норм), так и при трансформации правовых предписаний в социальное поведение индивида и социальных групп.

Конкретные социологические исследования в праве ориентированы, с одной стороны, на анализ социальной обусловленности, а с другой, -- на социальное действие, эффективность права и его институтов; воздействие права на общественные отношения, на практику, а также и обратное влияние социальных факторов на право. Данное обстоятельство отражает то общее, что особенно сближает между собой ученых юристов и социологов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что между предметом социологии и предметом права существует различие. Каждый из них сохраняет свою специфику. Правовую науку, прежде всего, интересует правовая форма соответствующего общественного отношения, содержание прав и обязанностей его субъектов. А социология на любом уровне выясняет социальный генезис, социальное место и социальные функции изучаемого общественного явления. Так, юрист, характеризуя семейно-брачные отношения, обратит преимущественное внимание на правовое положение супругов, рассмотрит права и обязанности детей и родителей. В свою очередь социолог исследует фактические взаимоотношения членов семьи: симпатии и антипатии, взаимные чувства привязанности и их реализацию в поведении людей, связь семейных отношений с моралью, экономикой и т. д.

Таким образом, можно заметить, что существо разницы между предметом социологии и правом сводится к следующему: юридическая наука изучает (наряду с нормами права) правовые отношения, а социология -- фактические общественные отношения между людьми.

Социологические исследования в праве имеют своим предметом общественные отношения в области генезиса и функционирования правовой системы, включая ее нормы и учреждения. Именно характер таких исследований нацелен на анализ социальной обусловленности и социальной эффективности права, видит в ней взаимозависимость правовых норм, правовых отношений и фактических отношений между людьми. Предмет социологии права исследует именно социальные факторы, связанные с правовыми явлениями, а также механизм и закономерности такой связи. Такой подход ориентирует конкретные исследования на поиски новых, неюридических факторов, воздействующих на право, на вскрытие новых тенденций, а затем закономерностей в различных сферах общественного бытия.

Рассмотренное понимание предмета социологии права может быть конкретизировано применительно к многообразным направлениям, которые сложились в современной социологии права. Так, предмет исследований, которые направлены на изучение социальной обусловленности права, составляют, прежде всего, социальные факторы неправового характера. Они же, в свою очередь с различной степенью воздействуют на формирование и развитие права. Что же касается предмета исследования эффективности действия права, то он обнаруживается через определение степени и характера воздействия правового фактора на развитие общественных отношений. Предмет изучения функционирования действия права ориентирован на механизм взаимозависимости правовых и неправовых факторов, воздействующих на регулируемые правовые общественные отношения.

В ходе и результате таких исследований формируется вполне определенная структура социальных знаний о праве -- социология права.

Следует заметить, что значение социологической теории права будет возрастать. Это становится возможным при развитии концепций принятия юридических решений, оптимальности правотворчества, престижа права, эффективности правовых норм. В обозримом будущем перспектива развития юридической науки неразрывно связана с углублением ее социологического характера. Процесс социологизации юриспруденции предполагает разработку новых вопросов, которые не могут быть поставлены в границах юридической концепции.

Сущность характера вопроса сводится не к ломке или механическому расширению общей теории права и переориентации социологических оснований правовых исследовании, а к переосмыслению под углом зрения социологического подхода традиционных проблем юриспруденции. Такой подход будет способствовать обогащению ее предмета, выявлению новых социальных проблем права. В этом аспекте можно сказать, что, исходя из социального характера права, теория права не может не быть социологической. Перспектива относительного единства, а не тождества теории и социологии права уже в настоящее время представляется достаточно определенной

В научной литературе закрепилось мнение, что существуют две группы социально-правовых проблем, обусловливающих два направления социологических исследований права. Это позитивные и негативные (криминологические) исследования.

Наряду с такими подходами, распространена также точка зрения, что социологические исследования в праве необходимо искать в соотношении категорий должного и сущего (“норма” и “жизнь”). В этом случае отмечается, что функционирование права зависит от того, насколько четко регламентированы права и обязанности субъектов в нормах, и что определить это становится возможным именно благодаря социологическим исследованиям. И в том и в другом случае во внимание принимаются социальные проблемы действия права, сформировавшегося и реализующего свое официальное воплощение в законодательном акте государственной власти. Не вызывает сомнения, что проблемы социального действия права, а также его оптимизация должны рассматриваться под углом зрения доминирующих направлений социологии права. Таким образом, предметом социологии права выступает система социальных факторов, которые взаимодействуют с правовыми явлениями и процессами, а также механизм такого взаимодействия. Данная позиция ориентирует конкретные исследования на выявление специфических детерминантов (не юридических по природе), воздействующих на право, а также испытывающих его влияние, на вскрытие новых тенденций в различных сферах общественной жизни.

1.2. Соотношение теории права, философии права и социологии права

Важное значение для полноты уяснения предмета социологии права представляет его соотношение с другими науками, прежде всего с теорией права и философией права. Необходимо иметь в виду, что существует ряд точек зрения в изложении данной проблемы. Одна из них сводится к отрицанию самостоятельного характера социологии права, исходя из ее междисциплинарного характера.

Другое утверждение говорит о том, что социология права вытесняет теорию права (или в лучшем случае они выступают двумя составными частями одной общей науки). Такую точку зрения особенно активно отстаивают польские ученые Подгурицкий А. и Квашневский Я.

В исследовательских трудах по общей теории права тиражируется позиция, в соответствии с которой в границах этой единой теории есть относительно обособившиеся группы проблем, которые могут быть охарактеризованы как вопросы “философии права”, “социологии права”, “специально-юридической теории” (общей позитивной теории). Между тем возникает вопрос следующего характера: что именно следует понимать под каждой из отмеченных категорий.

Необходимо подчеркнуть, что современный этап развития научного знания, в том числе и правового, характеризуется увеличением аспектов (граней) изучения одного и того же объекта. Иными словами, объектная область у наук может быть одна, а предметная, учитывая содержание и специфику конкретной науки, различна. Дело в том, что предмет представляет категорию, обозначающую некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Таким образом, один и тот же объект изучается с большей специализацией и в дифференцированном подходе к нему различными науками. Например, “философия права”, “социология права”, “теория права”.

Вместе с тем развитие знания сопровождается и процессами интеграции. Подобное наблюдается тогда, когда новое знание рождается на стыке научных дисциплин. При этом интеграция знаний также определяет перспективы развития науки. Так, на стыке социологии и правоведения сложилась новая научная дисциплина -- социология права, представляющая собой интегративный характер. И это вполне объяснимо, ибо социально-правовые исследования по своей природе носят комплексный характер. Данное положение применимо также к социологическим исследованиям в юридической науке. Социология права имеет собственно теоретическую часть, ряд проблем социологии среднего уровня (т.е. располагающихся между вопросами теории и эмпирическими данными) и, наконец, комплекс вопросов, относящихся к методологии и методике исследования. Говоря о соотношении теории права и социологии права, следует иметь в виду, что теория права, как самостоятельная дисциплина, имеет устоявшийся предмет исследования, систему категорий и понятий. Теория права и социология права -- взаимообусловленные и взаимосвязанные направления научного анализа и вместе с тем обладающие своими особенностями.

Философия права занимает особое место в системе наук. Она представляет собой общенаучный феномен, интегрирующий всю совокупность принципов, путей и методов познания, выработанных всеми науками, в том числе и юридическими, применяемыми в процессе научного познания особенностей правовой деятельности, ее развития и практического преобразования.

Философия права генетически происходит не из самой себя, а благодаря конкретному изучению проявлениям права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым явлениям свойственны общие характерные черты, которые могут быть познаны определенными подходами, принципами, методами. Так зарождалась и эволюционировала философия права. Ее смысл заключен в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, исследующих конкретные правовые явления.

Назначение философии права -- вооружить не только общую теорию права, но и все отраслевые юридические науки надежным гносеологическим инструментарием.

Философия права является познавательной основой всей системы юридических наук. Она включает ряд компонентов: систему методов познания; учение о таких методах, как общенаучные, так и частнонаучные средства познания. Все эти компоненты органически связаны между собой и взаимно обогащают друг друга.

Кроме того, объединяя познавательные возможности всех юридических наук, философия права обогащает исследовательский потенциал каждой из них. В основе синтезирующих качеств философии права лежит то, что ядром философии как методологической науки выступает единство диалектики, логики и теории познания. Это означает в обобщенном виде, что одна и та же система законов и категорий в диалектике выступает в качестве принципов познания объективного мира, в теории познания -- как средство решения конкретных познавательных задач и в логике -- как формы научного мышления.

Единство диалектики, логики и теории познания как методологической основы в познавательном процессе выступает в качестве важного средства перевода объективного развития в субъективное его осмысление.

Наряду с этим следует отметить, что философия права с точки зрения структуры имеет несколько уровней. Доминирующими из них являются: диалектика, определяющая основные направления и общие принципы познания в целом (высший уровень), общенаучный (средний), применяемый при познании особой группы одно-типичных субъектов; частнонаучный, используемый в процессе изучения особенностей отдельного объекта (низший уровень), переходной -- от познавательно-теоретической деятельности к практическо - преобразовательной деятельности, вскрывающей общие пути и формы внедрения результатов научных исследований в жизнь.

Следовательно, философия права выступает в виде системного основания любого правового исследования. Это обстоятельство обусловлено следующим. Во-первых, выдвижением философии в качестве теоретической основы и исходной системы методов в правовых исследованиях. Во-вторых, применением общенаучных положений и выводов, образуемых междисциплинарными исследованиями и используемых в познании правовой реальности. В-третьих, ориентиром на широкое использование в процессе правового исследования чисто научных методов как самостоятельно добытых наукой, так и тех, которые разработаны другими специальными науками. В-четвертых, сосредоточением внимания на переходе от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности. Этим самым доводится методологическая проблематика до его логического конца превращение субъективного в объективное, абстрактное в конкретное, правовую теорию в юридическую практику. Важно иметь в виду, что без такого аспекта философия права оказывается замкнутой в самой себе. Между тем ее смысл и назначение состоит в обслуживании познавательной деятельности всех и каждой юридической науки, в совершенствовании юридической практики.

В отличие от изучения права в философском аспекте, социология права исследует функционирование права в обществе под углом зрения социального аспекта. Проблема социального детерминизма права, разнообразных социальных функций права, а также условия его общественного действия -- представляет собой предмет социологии права. Следует отметить, что это изучение воздействия права на поведение людей, представляющее собой опосредованное влияние на интересы и нужды социальных общностей, а также сочетающегося с целями правового регулирования.

Как наука социология права представляет собой определенным образом структурированную систему социальный знаний о праве как специфическом социально-юридическом феномене в его генезисе, а также в динамике, то есть как социально детерминированном и социально действующем явлении и процессе.

Она оказывает возрастающее влияние на комплекс юридических наук. Как часть общей социологии она опирается на весь ее технический инструментарий широко использует междисциплинарный подход к изучению права, беря на вооружение достижения в таких областях знаний, как социальная философия, статистика, социальная психология, математика и т. д. При этом по своей сущности и содержанию социологический подход противостоит догматическому и чисто нормативистскому подходам в исследовании права и правовых явлений. Дело в том, что он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких общезначимых вопросов, как: эффективность законодательства, сущность нормотворчества, механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблемы формирования правосознания в обществе, правовая социализация и т.д.

Социологический подход означает отказ от доминирующего в XIX в. юридического позитивизма. Он замыкается на изучении законодательства и подзаконных актов в их первозданном виде, т.е. в таком, в каком они были санкционированы законодательной и исполнительной властью. В отличие от него социология права, в ее широком понимании, изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и с учетом всей социальной регуляции, включая моральные ценности, обычаи, общественное мнение и т.д.

В то же время она изучает в комплексном виде все социально-правовые явления, в которых имеется юридическое содержание и где право предстает в виде причины, следствия или определяющего фактора (собственность, хозяйственные договоры, семья, планово-регулирующая деятельность государства и т.д.). Значительное внимание социология права уделяет при этом изучению эффективности законов и отдельных норм, основным социальным функциям права, анализу общественного мнения о нем и правосудию в обществе, месту и роли в нем юридическим институтам, престижу юридической профессии и т.д.

Таким образом, социология права, во-первых, представляет собой часть правоведения, изучающую социальные условия генезиса, развития и действия права в обществе; во-вторых, -- это научное направление, занимающееся изучением основ правопорядка, причин и условий социальных изменений, происходящих под влиянием права, с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений. Рассмотренная структура социологии права в соотношении с философией права и теорией права дает возможность говорить о ее использовании в качестве конструирования специфической учебной дисциплины юридического характера. В условиях современного развития российского общества эта наука приобретает особый общественный характер, участвуя в научном разрешении актуальных вопросов теории и практики государственно-правового развития.

1.3. Социология права и другие правовые науки

Социология права неразрывно связана с другими правовыми дисциплинами. Социологические исследования, как известно, могут проводиться по отдельным дисциплинам. Благодаря чему возникают основы для рассмотрения ряда направлений соответствующих отраслей юридической науки. Исходя из этого возникают и развиваются относительно самостоятельные направления: социология трудового, гражданского, административного, экологического права и т.д.

В этом ряду весьма особое положение занимает криминология, как научная дисциплина. Дело в том, что само по себе применение социологических методик к изучению преступности в конкретной общественной системе вовсе не свидетельствует достаточно жестко о том, является ли данное исследование криминалистическим, уголовно-правовым или уголовно-процессуальным.

Метод исследования, как таковой, не достаточно, или почти не свидетельствует, о его предмете. При анализе данной проблемы необходимо избегать, по крайней мере, двух крайностей. Одна из них связана с предположением о том, что любое использование социологических методов при изучении преступности есть криминология. В такой трактовке в науке уголовного права не остается места для подобных исследований. Эти науки тем самым ограничиваются исключительно лишь логико-юридическими методами.

Другая крайность связана с положением о том, что якобы все социологические исследования преступности входят в предмет науки уголовного права, в том числе и криминология, как части уголовно-правовой науки Подобные точки зрения по своей направленности обедняют криминологические исследования и не соответствует фактическому положению вещей.

Уголовное право и криминология не тождественные, а различные науки, тесно связанные между собой объектом исследования. Вместе с тем криминологические исследования отнюдь не исключают социологических исследований в сфере уголовного права. Специфику между этими научными направлениями можно проводить, по крайней мере, по следующим критериям.

Прежде всего (критерий специфический -- преступная деятельность людей) криминология и уголовное право, исходя из одной области явлений, осуществляет ее на разных этапах. Исследуя многообразие антиобщественного поведения личности на различных этапах его формирования и проявления, нельзя не заметить следующее. Начальные этапы, а именно: складывание антиобщественных взглядов личности, зарождение конфликтной ситуации, обстановка поводов к преступлению; появлению мотивов и установок достижения преступной цели -- входят в предмет криминологии, а не уголовного права. Между тем последующее развитие событий, начиная с приготовления к преступлению и до наступления преступного результата распространяет сферу своих интересов и на уголовно-правовые последствия преступных действий: назначение наказания и освобождения от него.

Далее (критерий -- цели исследования), важно иметь в виду, что криминология и сфера уголовного права различаются по своим целям. Так, криминологические исследования по своему содержанию и особенностям концентрируются на анализе причин преступности и вскрытии системы предупредительных мер. В отличие от них цель уголовного права специфичнее. В качестве правовой системы оно решает задачу установление и реализацию уголовной ответственности в отношении тех лиц, которые совершают преступления. Вот почему преступление, как социальное явление, науку уголовного права интересует прежде всего в аспекте уголовной ответственности за его совершение. Имеется ввиду под углом зрения оснований, конкретных условий, ее социальной обусловленности и эффективности.

Исходя из этого, несмотря на исследование криминологией и уголовным правом одного и того же явления (например, неосторожность обращения с оружием) подходят к нему они с различных сторон. Так, криминологию субъективные признаки преступления интересуют в качестве подготовки и осуществления преступного поведения, а следовательно, возможных направлений пресечения общественно опасных деяний. В свою очередь, для уголовного права более важной проблемой выступает условие наступления уголовной ответственности, а также ее соразмерности и индивидуализации.

И наконец, (критерий правовой регламентации мер), важно заметить, что криминология и уголовное право не совместимы и различаются своим базовым содержанием. Уголовное право, как самостоятельная наука, исследует свой предмет, опираясь на базу и рамки уголовного законодательства и практики его применения в конкретном обществе. В отличие от него криминологическая наука содержит преимущественно социально-нравственные, организационные нормы и рекомендации и лишь частично пользуется нормами разных отраслей права.

Важное значение, наряду с теоретическими аспектами, приобретает вопрос соотношения социально-правовых исследований и юридической практики. Социальная практика, как источник теоретических знаний не сводится только к юридической практике. Для создания и применения закона, определения тенденций и закономерностей развития права недостаточно анализировать деятельность лишь юридических институтов. Закон живет и функционирует в системе общественных отношений он осознается, соблюдается или нарушается гражданами, должностными лицами, а также конкретными коллективами различных предприятий, учреждений, организаций. Общественные отношения и процессы в сферах материальной, производственной, политической, социальной и духовной служат предметом тщательного изучения правоведения, особенно при условии, когда речь идет о таких направлениях исследования, как социальная обусловленность права или его эффективность.

Следовательно, социальная практика, как исходный пункт теоретических исследований в сфере правоведения охватывает: общественные отношения и процессы, объективно существующие в обществе, субъективное отражение таких отношений и процессов -- политическое, экономическое и правовое сознание, мотивы и интересы поведения, ценностные ориентации и социальные установки людей, собственную юридическую практику, включающую деятельность правотворческих и правоприменительных органов по созданию и применению правовых актов.

Естественно, что каждая отрасль правовой науки, учитывая конкретные задачи и направления исследования, определяет предмет своего изучения в необходимых границах. Неодинаково и влияние тех или иных аспектов социальной практики на развитие теоретических положений. Так, непосредственное воздействие судебной практики на совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности в большей мере сказывается в тех отраслях законодательства, где существует неполнота нормативного решения отдельных сторон регулируемых правоотношений. В данной связи имеется в виду роль практики в процессе создания новых правовых норм. Между тем и в тех отраслях, где подобный недостаток преодолен, изучение юридической практики весьма важно. Прежде всего -- для раскрытия объективно существующих закономерностей правового регулирования общественных отношений, а не только для исправления и предотвращения возможных ошибок.

Вряд ли правомерно утверждать, что создание нового закона, даже достаточно совершенного, исчерпывает проблему правового регулирования. В реальной жизни действие права не сводимо лишь к существованию закона. Для правового эффективного регулирования общественных отношений требуется совокупность действия многих факторов. Изучение социальной практики и дает более или менее адекватное представление о таких факторах, позволяет понять причины неэффективности тех или иных нормативных положений, усовершенствовать их или практику их применения.

Нельзя также сбрасывать со счетов того обстоятельства, что анализ неверных решений в юридической практике имеет также весьма важное значение. Несмотря на сложный и противоречивый характер развития российского общества, некоторые юридические исследования идут впереди практических разработок, глубоко анализируют процессы социальной действительности, предлагают пути совершенствования законодательства, деятельности различных государственных организаций.

В наше время данное положение относится к общей теории права, гражданскому, трудовому, экологическому праву и др. Высокий уровень ряда законов, принятых за последние годы, во многом связан с тем, что в их основе лежали основательные исследования ученых.

Вскрытие ошибок и недостатков в деятельности практических институтов государства не должно, конечно, быть исключено. Задача заключается в том, чтобы понять причины этих ошибок и разработать меры по их устранению. Правовая наука должна исследовать всю юридическую практику, а также ту часть общей социальной практики и в тех отношениях, которые способны объяснить закономерности развития и функционирования правовой системы.

Практика питает теорию эмпирическими данными, дает материал для теоретических обобщений, корректирует выводы науки, служит объектом экспериментов, воспринимает научные положения во имя собственного совершенствования и развития. Однако механизмы реализации научных рекомендации в законотворческую и правоприменительную практику разработаны пока недостаточно. Следует подчеркнуть, что зачастую ряд рекомендаций, к примеру в сфере совершенствования законодательства, не всегда рассматривается законодательными органами. Кроме того по существу не эффективно ведется работа по вопросам применения права и их оценки со стороны российского государства.

В результате этого нередко разумные и полезные предложения не находят своего практического приложения.

Таким образом, социология права и другие правовые науки не противостоят друг другу, а имея свой предмет, тесно взаимодействуют друг с другом. При этом нельзя забывать, что без основательного исследования социологических аспектов права вряд ли представляется возможным сформировать правовое государство, доминирующей характеристикой которого должно быть верховенство и торжество закона.

ГЛАВА II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

2.1. Социология права в России: историко-содержательный аспект

Видные теоретики русской социологической школы права - такие, как, например: Н.И. Кареев (1850-1931 гг.), Б.А. Кистяковский (1868-1920 гг.), М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.), Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.), П.И. Новгородцев (1866-1924 гг.) и др. внесли весомый вклад в развитие правовой мысли. Они пытались выработать социологическое понятие права (методологические основы; право, как разграничение интересов: право как правоотношения и др.) путем обращения его к изучению жизни; раскрыть исторический генезис; исследовать законы конкретной группы социальных явлений. Эти положения нашли, например, воплощение в трудах М.М. Ковалевского “Социология”, Б.А. Кистяковского “В защиту права”, Н.И. Кареева “Общие основы социологии”, Н.М. Коркунова “Русское государственное право” и др.

Интересные идеи в области социологии права высказал Б.А. Кистяковский, философ права и социолог либерального направления, профессор Киевского университета. В своих трудах он уделил большое внимание таким актуальным методологическим проблемам, как детерминизм социальных отношений, значение и роль правовых норм, вопросы образования категорий социологии и права. Б.А. Кистяковский предстает в своих трудах сторонником формального юридического метода в правоведении. Вместе с тем он стремился обосновать системный подход к пониманию права, который включал бы в себя также и идеи социологической и психологической школ права.

Русский профессор Н.М. Капустин связывал с действием права в обществе создание благоприятных обстоятельств для жизнедеятельности людей. Формирование таких условий он видел через достижение примирения принципов равенства и свободы. Развивая его такой взгляд, А.М. Горовцев доказывал, что право осуществляет в основном функцию соединения интересов всех представителей общества, независимо от их сословного положения. Тем самым потенциал права им связывался с защитой принципов гуманизма.

Близкую позицию по этому вопросу занимали такие русские ученые, как Е.В. Спекторский (1873-1951), до революции 1917 г. ректор Киевского университета, а затем профессор Русской православной академии в Нью-Йорке, а также Б.Н. Чичерин (1828-1904). Так, например, Н.В. Спекторский(«Христианство и культура») убедительно показал особо положительное воздействие христианства на все сферы общественной жизни, а также на развитие государства, правосудия и духовного мира личности. Он связывал правовое поведение личности с ее духовными ценностями, прежде всего, такими христианскими, как долг, справедливость, сострадание и др. Другой отечественный ученый - Б.Н. Чичерин, специалист в области философии и социологии права, активно выступал против натурализма в юриспруденции, который имел место на Западе. Суть такой позиции он и его сторонники обосновывали спецификой развития русского государства, его права, тесной их связью с христианскими положениями, особенно православием. Такая идея нашла обоснование и развитие в труде Б.Н. Чичерина “Философия права”. Кроме того, в работе обращено внимание на связь правосознания с конкретными поведенческими линиями различных людей.

Вместе с тем в ряде его положений нельзя не заметить элементы позитивистского подхода в области природы прав человека, взаимоотношений между государством и личностью. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяется государством, которое “дарует” их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистические функции. “В здравой теории, - отмечал Б. Чичерин, - также, как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству”.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что другой известный русский правовед Н.М. Коркунов довольно резко критиковал позитивистскую позицию в области прав личности. Он отмечал, что для такого учения личность сама по себе не представляет ценности. Согласно данной теории, утверждал Н.М. Коркунов, “прочный и твердый общественный строй установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы”.

Оригинальные идеи в области социологии права высказал известный русский исследователь В.С. Соловьев (1853-1900). Он обратил внимание в дискуссии со славянофилами на то обстоятельство, что право необходимо для успешного функционирования общества. Это положение В.С. Соловьев противопоставил славянофильской идее о ненужности права для некоторых благословенных Богом народов. Наряду с этим, В.С. Соловьев обратил внимание на связь права и нравственности в обществе. Роль права в человеческой жизни, по его взгляду, предстает прежде всего в свете его высшего идеального предназначения. Согласно позиции В.С. Соловьева, высшая задача права в государстве сводится к служению нравственному прогрессу в обществе, необходимости помогать распространению среди людей морали.

Подобные взгляды разделял, а затем и развил философ и правовед П.И. Новгородцев (1866-1924). Он обратил внимание на то, что личность и общество связаны между собой правом. При этом личность, включаясь в систему социальных отношений, имеет не только определенные притязания, но несет и конкретные обязанности. П.И. Новгородцев, раскрывая соотношение прав и обязанностей личности в обществе, подчеркнул их связь с господствующей в нем нравственностью. Именно нравственность объединяет людей в духе солидарности и единства. Вместе с тем он отстаивал положение (в фундаментальном труде “Об общественном идеале”) о детерминизме права в обществе, а само право связывал с элементами равенства и свободы'. Следует также отметить, что П.И. Новгородцев внимательно изучил роль этнического начала в психолого-правовой концепции известного правоведа Л. Петражицкого. Он дал всестороннюю оценку ей в критической работе “Этнический идеализм в правовой философии” (1903 г.) Наряду с этими вопросами, русский ученый обратил внимание на проблему построения правового государства. Он отметил весомый теоретический вклад в решение такой сложной социолого-правовой и философской проблемы представителей славянофильства (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова и др.), а также и Ф.И. Достоевского. Вместе с тем, развивая свою собственную позицию, он обратил внимание на следующее. Основой государственного единства выступает национальная культура, а также национальные святыни, идеалы истины, добра и красоты, а не этническое или хозяйственное объединение.

Правовое государство, по мнению ученого, высшей своей целью ставит защиту человеческой свободы. Однако признать это в качестве доминирующей цели государства люди могут, только глубоко осознав отношение свободы к высшим ценностям жизни, какими являются христианские ценности. Многие идеи П.И Новгородцева плодотворно развивались такими исследователями, как И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев, Г.М. Кагков, Г.В. Флоровский и др.

Особое место в развитии отечественной социологии права занимает Л.И. Петражицкий (1867-1931), известный петербургский теоретик права, депутат I Госдумы, эмигрировавший из России в Польшу в 1918 г.

Значительное общественное признание и дискуссии среди российских правоведов, философов и социологов вызвал его труд (и приложение к нему) “Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права”. Основу права и движущий источник его развития, по Петражицкому, составляет психология личности. В комплексном виде она представляет собой следующее. Основными движущими силами действия личности и различных социальных групп в обществе являются психические переживания. Они представляют собой эпицентр общественной деятельности людей. При этом одна область таких психических переживаний, а именно - познания и чувства, принадлежат к “пассивным” состояниям познающего субъекта.

Другими (по своему содержанию) выступают “активные переживания”, волевые акты, направленные на пассивный субъект переживаний. Чаще же, согласно позиции Л. Петражицкого, существуют переживания с двойственным характером - эмоционально-волевые, или просто “эмоции”. По его мнению, именно эмоции выступают в качестве причины, определяющей поведение человека к внешнему миру.

Особое внимание ученый уделяет этическим переживаниям, которые лежат в основе моральных и правовых переживаний. Отсюда у Л. Петражицкого и специфическая, преимущественно с позиций субъективизма, трактовка правовой нормы, являющейся, по его мнению, этическим переживанием. Наряду с этим, он подчеркнул, что правовая норма имеет двустороннее свойство, носит императивно-атрибутивный характер, т.е. предстают в виде единства между обязанностями и претензиями.

Значительную роль сыграл в развитии социологии права Г.Д. Гурвич (1894-1965), русский и французский социолог и философ; с 1920 г. эмигрант, а с 1948 г. возглавивший кафедру социологии в Сорбонне. Он выдвинул и обосновал концепцию о том, что право представляет собой попытку реализации идеи справедливости в конкретной общественной системе. Наряду с этим, он очертил содержание и специфику ряда проблем, которые, по его взглядам, должны выступать в качестве предметной области социологии права. К ним Г.Д. Гурвич относил: проблемы микросоциологии права, понимаемую в качестве различных взаимоотношений людей, в которые они вступают по поводу данного юридического факта; правовые проблемы различных социальных групп, вопросы генетической социологии права, выдвигающей закономерности и тенденции развития права и факторов, детерминирующих их развитие и упадок; проблемы типологизации правовых норм, призванных сохранять общественную жизнь как систему и ее различных сфер: экономическую, политическую, духовную, социальную. Эти и другие идеи социологии права, поднятые Г.Д. Гурвичем, повлияли на последующие поколения исследователей, занимающихся важными проблемами данной науки и смежных с ней дисциплин.

Ряд оригинальных теоретических идей, преимущественно методологического характера, высказал по проблемам социологии права В М Хвостов (1868-1920). Известный русский социолог и правовед полагал, что в основе социальной жизни лежит плюрализм сил (онтологический дуализм) или закономерностей, оказывающих воздействие на все общественные явления. К таким закономерностям он, в частности, относил: стихийно-естественные, психические, свободно-целеполагающие, правовые. Поэтому и оценка этого дуализма, а также изучение многообразных форм конфликтов в обществе (стихийными и организованными, личными и групповыми, например) предстает как важнейшая задача социологии права. Сущностью общественной жизни, по взглядам В. М. Хвостова, является сложное духовное взаимодействие между людьми. Вместе с тем, основные вопросы общественной жизни им выделялись такие, как: природа общественного идеала, учение о личности и социальных группах, развитие культуры, в том числе и правовой. Выявляя закономерности социальных процессов, исследователь обратил внимание на роль межиндивидуального духовного общения. Именно в ходе его, как считал В.М. Хвостов, осуществляется творчество культурных ценностей - логических, моральных, эстетических и правовых, проявляющихся в бытии.

Отечественные исследователи в области социологии права пристальное внимание уделяли роли государственной власти. При этом такие ученые, как, например, Ильин И.А. Соловьев В.С. Бердяев Н.А. подчеркивали, как внутренние, так и внешние функции государства, вскрывая их правовой и нравственный аспекты. Замечательный русский ученый Ильин И.А., подчеркивая насущную потребность концепции сильного государства в развитии всех сторон жизни российского общества, видел одновременно и реальные сложности реализации такой проблемы. Их он связывал с конкретно-историческими условиями развития России: ее культурой, психологией людей, уровнем развития правосознания в стране, традициями и обычаями Ильин И.А. обращает внимание на следующее: “Однако идея “сильной власти” совсем не так проста и глубоко продумана. Она окружена соблазнами. Она может неверно истолковываться, противоправно строиться и дурно применяться в жизни. Здесь необходима, - подчеркивает он, - большая предусмотрительность и ясность в определениях”.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.