РУБРИКИ

Уставные и специализированные органы Содружества Независимых Государств: полномочия и порядок функционирования

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Уставные и специализированные органы Содружества Независимых Государств: полномочия и порядок функционирования

Уставные и специализированные органы Содружества Независимых Государств: полномочия и порядок функционирования

Уставные и специализированные органы Содружества Независимых Государств:

Полномочия и порядок функционирования.

Санкт-Петербург

2004

План

Введение.

Глава I. Историческое развитие органов СНГ. Исполнительный Комитет.

Глава II. Уставные органы СНГ.
2.1. Совет глав государств
2.2. Совет глав правительств
2.3. Совет министров иностранных дел.
2.4. Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО).
2.5. Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ)
2.6. Межпарламентская Ассамблея
2.7. Экономический Суд СНГ.

Глава III. Специализированные органы СНГ.

3.1. Экономический Совет.

3.2. Органы отраслевого сотрудничества.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Образование Содружества Независимых Государств и его высших органов - Совета глав государств и Совета глав правительств - потребовало создания соответствующей структуры для обеспечения их деятельности.

Понимая важность тесной интеграции во всех сферах совместной деятельности, государства -- участники СНГ заявляли, в том числе во многих основополагающих документах, о стремлении к созданию единого правового поля. Эта тенденция выражается в принятии целого ряда договоров, программ и модельных законодательных актов для правового регулирования отношений между странами в различных областях.

В результате постепенно сложилась единая система правовых норм и правил (договоров, соглашений, конвенций, модельных законов), которую можно назвать "правом СНГ". Право СНГ как совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения между независимыми государствами, представляет собой новый нормативно-правовой массив в современном международном праве. Его значение подтверждается признанием Содружества Независимых Государств как международной межгосударственной организации, призванной выполнять координирующие функции в процессе экономической интеграции его участников, поддержании мира и безопасности в масштабе определенного региона.

Для осуществления вышеназванных целей в структуре СНГ были созданы специальные органы, призванные выполнять определенные функции. Полномочиям и порядку функционирования уставных и специализированных органов и посвящена данная работа.

Глава I. Историческое развитие органов СНГ. Исполнительный Комитет.

Для начала, хотелось бы обратиться к историческому развитию структуры органов СНГ.

16 января 1992 года главами государств - участников Содружества было утверждено Временное положение о Рабочей группе для организационно-технической подготовки и проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств. Ее деятельность осуществлялась под руководством Координатора, назначенного Советом глав государств. Постоянным местом пребывания Рабочей группы был определен город Минск.

Впоследствии в связи с развитием интеграционных процессов в Содружестве, созданием органов отраслевого сотрудничества СНГ, установлением контактов с международными организациями, необходимостью выработки рекомендаций по реализации решений высших органов Содружества на базе Рабочей группы был создан Исполнительный Секретариат СНГ.

Положение об Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств было утверждено Решением Совета глав государств 14 мая 1993 года.

Согласно Положению об Исполнительном Секретариате его основными функциями стали: организационно-техническая подготовка и проведение заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств и при необходимости - других органов СНГ; рассмотрение поступающих от государств-участников Содружества проектов документов, организация экспертной и правовой их проработки; формирование проектов повесток дня заседаний уставных органов Содружества, разработка мероприятий по выполнению их поручений; содействие обмену информацией между государствами-участниками СНГ; подготовка аналитических и справочных материалов, представляющих взаимный интерес для стран Содружества.

Решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 года на Исполнительный Секретариат были возложены функции депозитария документов, принятых в рамках Содружества.

Исполнительный Секретариат возглавлял Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств, назначенный Советом глав государств. Он также представлял, по поручению Совета глав государств и Совета глав правительств, Содружество в его сношениях с международными организациями. (2, С. 89)

Исполнительный секретарь имел заместителей, назначаемых Советом глав правительств.

Руководящие должности в Исполнительном Секретариате занимали представители государств - участников Содружества, а аппарат в основном был представлен гражданами Республики Беларусь.

В штаб-квартире Содружества осуществляли свою деятельность постоянные полномочные представители при уставных и других органах Содружества государств-участников СНГ. Через них Секретариат взаимодействовал со странами Содружества по различным аспектам сотрудничества. Они участвовали в организации консультаций, экспертной проработке документов, формировании и обсуждении проектов повесток дня заседаний уставных органов СНГ, выработке наиболее приемлемых форм и методов взаимодействия.

В Исполнительном Секретариате в соответствии с его функциями были образованы шесть департаментов, управление делами и другие обеспечивающие службы.

С момента образования Содружества Исполнительным Секретариатом подготовлено и проведено 25 заседаний Совета глав государств и 33 заседания Совета глав правительств, на которых принято 1052 документа.

Исполнительный Секретариат особое внимание уделял организации подготовки проектов документов для рассмотрения на заседаниях уставных органов Содружества. В Секретариате систематически проводились заседания экспертных групп с участием экспертов и полномочных представителей государств-участников СНГ, на которых дорабатывались и согласовывались, как правило, все проекты документов.

Следует отметить, что каждому заседанию экспертных групп предшествовала напряженная подготовительная работа сотрудников Секретариата, связанная с правовой проработкой документов, составлением и утверждением графиков проведения экспертных совещаний, оповещением государств о сроках и времени проведения экспертиз, приемом, размещением экспертов, созданием им необходимых условий, обслуживанием техническими средствами, связью, транспортом и т.д.

Одним из главных направлений работы Секретариата являлось взаимодействие с государствами-участниками, уставными и отраслевыми органами Содружества.

На данном этапе действует более 60 органов отраслевого сотрудничества Содружества и во многих государствах СНГ созданы органы по делам СНГ.

Исполнительный Секретариат работал в тесном контакте с Межгосударственным экономическим Комитетом Экономического союза, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны, Советом командующих Пограничными войсками, Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи, Межгосударственным статкомитетом, Советом по железнодорожному транспорту и другими органами.

Исполнительный Секретариат участвовал в качестве наблюдателя в переговорах по согласованию текста Соглашения о прекращении вооруженного конфликта в зоне Нагорного Карабаха при посредничестве Российской Федерации и Финляндии.

Важное место в работе Секретариата занимало содействие обмену информацией между государствами-участниками СНГ, уставными и отраслевыми органами Содружества.

В штаб-квартире СНГ ведется интегрированная база данных многосторонних соглашений государств - участников Содружества, которая содержит свыше 3000 полнотекстовых документов. В их числе документы многосторонних соглашений государств - участников Содружества, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, Совета министров иностранных дел и др.

Государства-участники СНГ имели возможность для оперативного обмена информацией по открытым каналам связи между Исполнительным Секретариатом СНГ и другими органами Содружества.

Создаваемые в Содружестве информационные системы постепенно включаются в европейское и мировое информационное пространство через сеть Интернет.

Исполнительный Секретариат издавал Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств "Содружество", пресс-релизы, тематические сборники и другие справочные и информационные материалы.

Одним из важнейших направлений деятельности Секретариата являлось обеспечение взаимодействия СНГ с международными организациями.

Между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве (5 мая 1994 года).

География сотрудничества СНГ с международными организациями постоянно расширялась. Были налажены деловые контакты с такими авторитетными организациями, как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, с Европейским Союзом.

5 июня 1996 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ.

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимали участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

24 марта 1994 г. СНГ был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. 3 августа 1994 г. Устав СНГ был зарегистрирован Секретариатом ООН как многостороннее международное соглашение в соответствии со ст.102 Устава ООН.

Наиболее тесные и плодотворные связи осуществлялись с Комиссией Европейского Сообщества (КЕС), Секретариатом ОБСЕ. В рамках программы Европейского Союза ТАСИС в Исполнительном Секретариате осуществлялся совместный проект по созданию системы обмена правовой, экономической и другой информацией.

В штаб-квартире СНГ проводились международные конференции, форумы, симпозиумы, совещания, встречи. Они организовывались как по инициативе Исполнительного Секретариата, так и по просьбе представителей государственных органов и институтов, которым всегда оказывалась необходимая помощь.

Также, в самом начале существования СНГ, был создан Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза (МЭК).
Межгосударственный экономический Комитет (МЭК) был создан в целях обеспечения формирования и эффективной деятельности Экономического союза, рационального развития интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств. Соглашение о создании МЭК подписано главами государств Содружества 21 октября 1994 г.

МЭК являлся постоянно действующим координирующим и исполнительным органом Экономического союза и осуществлял контрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, добровольно делегированных ему государствами-участниками Договора о создании Экономического союза.

В своей деятельности МЭК был подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества (1, С. 56).

Основными направлениями деятельности МЭК являлись:

· формирование Экономического союза путем создания механизмов платежного союза, зон свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза;

· достижение гармонизированного регулирования экономических отношений;

· поддержка предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры общего рынка - транснациональных объединений, финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий;

· выработка согласованных решений по социальным вопросам, представляющим общий интерес.

МЭК был наделен правом контроля за выполнением принятых обязательств по решениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Президиум являлся высшим органом МЭК. Он состоял из заместителей глав правительств государств-участников Договора о создании Экономического Союза. Президиум возглавлял Председатель. Он избирался на один год из числа заместителей глав правительств, входящих в состав Президиума.

В период между заседаниями Президиума функции его рабочего органа выполняла Коллегия. Она состояла из полномочных представителей государств. Коллегию возглавлял Председатель, который назначался Советом глав государств Содружества сроком на три года.

При МЭК действовали межгосударственные, межправительственные, координационно-консультативные органы по общеэкономическим, социальным и отраслевым вопросам сотрудничества. Руководители этих органов принимали участие в работе Коллегии с правом совещательного голоса.

МЭК имел Аппарат, состоящий из департаментов, комплектовавшихся из числа граждан государств-участников Договора о создании Экономического союза.

Итак, 2 апреля 1999 года Совет глав государств Содружества Независимых Государств принял Решение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ и Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза. Были созданы рабочие аппараты ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов (их 9) и объединены в единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган - Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств.

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ, Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, рабочих аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов. Основные его функции - обеспечение деятельности Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета, выработка предложений о стратегии Содружества, правовая проработка документов, анализ хода реализации решений, договоров и систематическое информирование высших органов Содружества и др. В своей деятельности Исполнительный Комитет руководствуется Положением об Исполнительном Комитете, который детально регламентирует его полномочия и порядок функционирования.

Глава II. Уставные органы СНГ.
2.1. Совет глав государств.

Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

· внесения поправок в Устав СНГ;

· создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

· оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

· заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

· назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

· делегирования полномочий нижестоящим органам;

· утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.

Это согласуется с международной практикой, опытом функционирования высших и координирующих органов СНГ.

Решением Совета глав государств от 25 января 2000 года Председателем Совета глав государств Содружества Независимых Государств утвержден Президент Российской Федерации В.В.Путин. Представители России председательствуют и в других уставных органах Содружества: Совете министров иностранных дел, Совете министров обороны, Совете командующих Пограничными войсками.

2.2. Совет глав правительств

Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет глав правительств Содружества решает вопросы:

· реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;

· реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;

· принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;

· развития систем транспорта, связи, энергетических систем;

· сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;

· разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;

· создания органов Содружества в рамках его компетенции;

· назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;

· финансового обеспечения деятельности органов Содружества.

Совета глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

2.3. Совет министров иностранных дел.

Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполитической деятельности.

В целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года была принята новая редакция Положения о СМИДе, где последний определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.

СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также настоящим Положением.

Основными задачами СМИД являются:

· организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

· содействие развитию сотрудничества государств-участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб;

· содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств-участников Содружества;

· поиски путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве;

· содействие укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного сотрудничества.

СМИД осуществляет следующие функции:

· рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений;

· дает свое заключение о проектах повесток дня заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

· проводит консультации в области внешней политики государств-участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес;

· содействует обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах;

· рассматривает вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств-участников Содружества Независимых Государств в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив;

· осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств-участников Содружества, для работы с архивами, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров;

· рассматривает и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ и ряд других документов (2, С. 112).

СМИД как один из ведущих органов Содружества является последней инстанцией, рекомендующей Совету глав государств и Совету глав правительств принятие тех или иных решений.

2.4. Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО).

Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года.

Является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества.

Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины) и Начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества.

Штаб по координации военного сотрудничества является постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны.

Заседания СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Совет Министров Обороны:

· рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного строительства государств- участников Содружества и при необходимости вносит предложения на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств;

· осуществляет координацию военного сотрудничества государств-членов Содружества;

· разрабатывает предложения по координации усилий государств-участников Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств-участников Содружества и их внешних границах; по сближению нормативно-правовых актов государств-участников Содружества в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

· осуществляет организацию деятельности групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ.

2.5. Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ).

Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств- участников СНГ

Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств- участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Координационная служба - постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций.

Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Функции Совета командующих Пограничными войсками:

· согласовывает усилия государств-участников СНГ по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и собственных решений, а также положений Устава СНГ, касающихся пограничных вопросов;

· координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них;

· развивает дружественные связи между Пограничными войсками государств- участников Содружества;

· содействует развитию и укреплению Пограничных войск государств- участников Содружества путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области военно-технической политики и подготовки кадров.

2.6. Межпарламентская Ассамблея.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

В 1993 - 1995 годах членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.

26 мая 1995 года главы государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств ~ участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 года. В 1997 году к Конвенции присоединилась Республика Молдова. По этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества Независимых Государств.

Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.

Межпарламентская Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Возрастает роль Ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества. Парламентам для использования в национальном законотворческом процессе направлены модельные акты и рекомендации МПА о социальных правах и гарантиях граждан, защите прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защите гражданских лиц, прав военнопленных и т.д.

Парламентами - участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности. Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли (6, С.91).

Межпарламентская Ассамблея принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств договоров (соглашений заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, - и иных международных договоров, участие в которых государств - участников Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств.

Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в “горячих точках” стран Содружества и разработку правовых основ для последовательного осуществления этой деятельности.

В прошедшие с момента образования Ассамблеи годы ее усилия были направлены на содействие Совету глав государств - членов СНГ, а также ООН и ОБСЕ в разрешении региональных конфликтов, укреплении мира в Нагорном Карабахе; Приднестровье, Республика Молдова; Абхазии, Грузия, а также на внешних рубежах Содружества (Таджикистан). Советом МПА образованы комиссии Межпарламентской Ассамблеи по урегулированию конфликтов в указанных регионах СНГ.

Достигнуты существенные результаты, важнейшим из которых стало подписание в мае 1994 года Бишкекского протокола - единственного политического документа, обеспечивающего прекращение огня в Нагорном Карабахе.

В октябре 1999 года и январе 2000 года группа депутатов парламентов -членов МПА работала в районе Северного Кавказа Российской Федерации (Чечня, Ингушетия, Дагестан) с целью получения информации о ходе антитеррористической операции федеральных сил России в Чечне и о положении временно перемещенных лиц на территории Ингушетии. Итоги работы депутатской группы доведены до сведения депутатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ и Европарламента.

Одним из ответственных направлений деятельности МПА является установление и развитие контактов с другими международными парламентскими организациями.

С рядом организаций взаимоотношения строятся на договорной основе. Так, в июне 1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между МПА и ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). В июне 1998 года были подписаны Совместное заявление Совета МПА и Бюро ПА ОБСЕ (Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) и Меморандум о сотрудничестве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с Секретариатом Совета МПА. В декабре 1998 года - Протокол о сотрудничестве между МПА и ПАЧЭС (Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества). В январе 1999 года в Гватемале было подписано Соглашение о сотрудничестве по обмену информацией между Советом МПА и Центрально-американским парламентом (ЦАП). В июне 1999 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась торжественная церемония подписания Меморандума о намерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственных областях.

Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет состоящий из руководителей парламентских делегаций Совет Ассамблеи, который собирается на свои заседания четыре раза в год.

Подготовку мероприятий, проводимых Межпарламентской Ассамблеей и ее Советом, осуществляет находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА.

В соответствии с договором между Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и Советом Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств Секретариат Совета МПА осуществляет также информационное, правовое, материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Межпарламентского Комитета и его органов.

Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления и контрольно-бюджетная.

Межпарламентская Ассамблея выступила инициатором проведения ежегодных Петербургских экономических форумов. Работа экономического форума посвящена поиску новых путей обеспечения устойчивого развития стран СНГ, углубления их экономической интеграции, анализу возможностей международного инвестиционного сотрудничества.

2.7. Экономический Суд СНГ.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

Основным документом, определяющим статус Экономического Суда, является Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств.

Участниками названного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

В соответствии со статьей 4 Соглашение вступает в силу со дня подписания, а для государств-участников, законодательство которых требует ратификации таких соглашений, - со дня сдачи ими ратификационных грамот государству-депозитарию.

Соглашение вступило в силу для вышеназванных государств с даты депонирования ратификационных грамот.

Республика Узбекистан 22 апреля 1994 года сдала уведомление о вступлении Соглашения в силу со дня подписания.

Суд создан и действует в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Нормативную базу организации и деятельности Суда составляют:

· Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года;

· Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;

· Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года и Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств как неотъемлемая часть названного Соглашения;

· Соглашение глав государств-участников Содружества о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;

· иные акты Содружества;

· общепризнанные принципы международного права;

· Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года № 2.

Статьей 2 Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств установлена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда, в количестве двух человек.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум Экономического Суда.

Секретарем Пленума является судья Экономического Суда Симонян Грачья Владимирович.

К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества (5, С.92).

Эта норма Положения в связи с возникшими в государствах разночтениями явилась предметом официального судебного толкования. Давая толкование, Экономический Суд в своем решении определил, какие спорные вопросы и между какими государствами-участниками Содружества могут быть разрешены Экономическим Судом, в какие межгосударственные судебные органы государства-участники Содружества Независимых Государств могут обратиться. Ответы на поставленные вопросы нашли отражение в соответствующих решениях Экономического Суда.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Сторонами (участниками) спора могут быть государства-участники Содружества в лице их полномочных органов и институты Содружества, на которые распространяется юрисдикция Суда, а также иные государства в лице их полномочных органов, отвечающие требованиям и соблюдающие условия Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, если такое право вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений между самими спорящими сторонами.

Экономический Суд осуществляет также толкование:

применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Фактически деятельность Суда началась в 1994 году. За период с февраля 1994 года по август 2000 года Экономическим Судом рассмотрено 47 дел.

Большую часть рассмотренных дел составляют дела о толковании актов Содружества, принятых по экономическим вопросам, признанию и обеспечению социально-экономических прав граждан, проживающих на территории государств Содружества. В 1997 -1998 гг. Экономическим Судом рассмотрен ряд дел, связанных с неоднозначной трактовкой органами государств-участников определяющих положений соглашений о Таможенном союзе и зоне свободной торговли, базирующихся на Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года. Экономическим Судом по ряду дел также было дано толкование применения положений договоров и соглашений, касающихся вопросов признания прав собственности на имущество бывшего Союза ССР, правового режима инвестиций субъектов хозяйствования одних государств Содружества на территории других.

Вынесенные Экономическим Судом решения способствуют единообразному и эффективному применению актов Содружества в различных сферах сотрудничества, оказывают позитивное влияние на формирование его правовой базы, процесс разработки межгосударственных соглашений и договоров, обеспечения их соответствия условиям, нормам и принципам международного права. Решения Экономического Суда о толковании позволили уточнить статус ряда органов Содружества, обеспечить применение международно-правовых гарантий в той или иной сфере их деятельности.

Практика деятельности Экономического Суда показывает, что у Суда имеются большие потенциальные возможности для решения коллизионных вопросов, связанных с деятельностью Содружества. Однако этому препятствует узкоспециальная юрисдикция Суда, ограниченность круга субъектов, правомочных обращаться в Суд, отсутствие механизма обеспечения исполнения выносимых им решений. Экономический Суд проводит определенную работу на этих направлениях.

Глава III. Специализированные органы СНГ.

3.1. Экономический Совет.

Экономический совет Содружества Независимых Государств (далее - Совет) - основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.

Совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, договорами и соглашениями, заключенными между государствами-участниками в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, Договором о создании Экономического союза, настоящим Положением.

Совет строит свою работу на основе общепризнанных норм международного права и суверенитета государств Содружества.

В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ.

Основными направлениями деятельности Совета являются:

· содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;

· разработка предложений по сотрудничеству в области развития частного предпринимательства, функционирования финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий, формирования рыночной инфраструктуры, установления прямых контактов между производителями различных форм собственности, налаживания инвестиционного сотрудничества;

· разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, решению вопросов свободы транзита;

· расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры.

Основными же функциями Совета являются:

· содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в том числе по снижению и отмене таможенных пошлин, налогов и сборов, созданию механизмов тарифного и нетарифного регулирования;

· разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;

· создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;

· формирование заинтересованными сторонами Общего аграрного рынка путем создания условий для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов, развития производственной кооперации по производству сельскохозяйственных машин и оборудования, образования оптовых продовольственных рынков и защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынках государств-участников Содружества Независимых Государств;

· содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации, защиты интеллектуальной собственности и взаимное предоставление национального режима для научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов;

· выработка предложений по вопросам перспектив экономического сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на основе анализа основных тенденций социально-экономического развития и хода экономических реформ; подготовка рекомендаций по совершенствованию производственно-технологических связей, согласование с заинтересованными государствами совместных программ по развитию экономики;

· содействие вхождению государств Содружества в мировую хозяйственную систему, развитию сотрудничества с другими международными организациями;

· принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· содействие сближению национального законодательства в рамках компетенции Совета.

3.2. Органы отраслевого сотрудничества.

Уставом предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества. Создано 70 таких органов. Они призваны способствовать улучшению многостороннего делового взаимодействия государств, согласовывать принципы и правила сотрудничества отраслей, способствовать практической реализации договоренностей в конкретных областях экономики, науки, в гуманитарной сфере, в военном строительстве.

В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов Содружества.

Одним из первых, в декабре 1991 года, был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с Решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 года преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках государств-членов СНГ.

Межгосударственные и межправительственные советы действуют в сфере экономики, науки, экологии, транспорта и координируют взаимодействие отраслевых структур исполнительной власти по следующим направлениям:

· промышленность - Межгосударственный совет руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения, Межгосударственное Евроазиатское объединение угля и металла, Межгосударственный совет по антимонопольной политике и др.;

· сельское хозяйство - Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса, Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства, Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии;

· транспорт и связь - Совет по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Совет по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственный совет по космосу, Межгосударственный консультативный совет "Радионавигация", Региональное содружество в области связи, Координационный совет межправительственной фельдъегерской связи государств-участников СНГ;

· научно-технический прогресс - Межгосударственный научно-технический совет, Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации,
Координационный совет по информатизации государств-участников СНГ;

· энергетика - Электроэнергетический совет Содружества Независимых Государств, Межправительственный совет по нефти и газу, Межправительственный совет по сотрудничеству в области химии и нефтехимии;

· торговля, финансы и таможенная политика - Совет руководителей внешнеэкономических ведомств; Межгосударственный банк, Совет руководителей таможенных служб государств-участников Содружества, Межгосударственный валютный комитет;

· экологическая безопасность - Межгосударственный экологический совет; Межгосударственный совет по гидрометеорологии;

· чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера - Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

· безопасность и борьба с преступностью -
Совет министров внутренних дел;
Совет руководителей органов безопасности и специальных служб;
Координационный совет генеральных прокуроров;
Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований.

Решением Совета глав государств Содружества от 21 июня 2000 года создан Антитеррористический центр государств-участников СНГ. Созданы межгосударственные (межправительственные) советы для координации работы и в других сферах взаимодействия государств-членов Содружества. Среди них:

· Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ;

· Межгосударственный Координационный Совет Межгосударственной телерадиокомпании "Мир";

· Антитеррористический центр государств-участников СНГ;

· Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ;

· Совет по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств;

· Совет по культурному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств;

· Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма;

· Совет председателей оборонных спортивно-технических организаций (обществ);

· Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ;

· Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества;

· Научно-консультативный центр частного права СНГ;

· Правовой консультативный совет государств-участников Содружества и другие.

21 октября 1994 года Советом глав правительств Содружества утверждены Общее положение о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества и Примерное соглашение межгосударственного (межправительственного) органа СНГ с государством местонахождения об условиях его пребывания.

Совет глав правительств 3 ноября 1995 года, рассмотрев доклад Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза о деятельности межгосударственных и межправительственных органов СНГ, занимающихся координацией вопросов экономического характера, принял развернутое Решение, направленное на координацию усилий этих органов на достижение реальной экономической интеграции входящих в Содружество государств и обеспечения на этой основе преодоления спада в экономике и создание предпосылок для ее роста. В соответствии с Решением Совета глав государств Содружества "О совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ " от 2 апреля 1999 года девять органов отраслевого сотрудничества, финансируемых из бюджетов государств-участников СНГ, были переданы Исполнительному комитету СНГ (2, С. 78).

Заключение.

СНГ находится сегодня в положении неустойчивого равновесия, и его стабильность и эффективность функционирования как международной организации во многом будет зависеть от эффективной работы имеющихся органов. Однако, необходимо также расширение и создание новых специальных органов, которые могли бы заниматься еще неурегулированными вопросами.

Так, например, Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации (ФКЦБ) сообщил, что в ходе VI Петербургского экономического форума, который открылся в этом году, будет подписано соглашение о создании координационного органа Содружества независимых государств по фондовым рынкам. Вопрос о создании этого органа будет обсуждаться на совещании представителей организаций, регулирующих фондовые рынки в странах СНГ.

Данная структура, отметил глава ФКЦБ, будет каналом обмена опытом между регуляторными органами государств-участников Содружества. Координационный орган будет сформирован в рамках исполнительного комитета СНГ, и размещен в Санкт-Петербурге.

Кроме того, еще одна новая организационная структура появилась в Содружестве Независимых Государств. Это Совет управляющих делами президентов стран СНГ. Такое решение было принято на состоявшейся в столице Казахстана первой встрече управляющих делами президентов Содружества. Совет управляющих делами президентов стран СНГ намерен осуществлять ряд проектов, в частности, по созданию совместных предприятий, которые оказывали бы существенное влияние на развитие экономических связей стран СНГ.

Таким образом, осуществляется и должно осуществляться постоянное совершенствование и расширение организационной структуры СНГ, что очень важно для эффективной работы органов Стран Содружества по регулированию международных отношений.

Список использованной литературы.

1. Казеннов С.В., Кумачев В. Н., Проект Северная Евразия возможные перспективы дальнейшего развития "постсоюзного пространства" // "Московская правда", 13 августа 2001

2. Международное право: Учебник под ред. Богуславский М.М., М.: Юрист, 2001.

3. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995, № 12

4. Нерсесянц В. С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости//Социальные исследования. 2001. № 10.

5. Строев Е.А. Мир, СНГ, Россия на пороге 21 века. - М., 2002

6. Соотношение права Содружества Независимых Государств и современного международного права / Материалы Круглого стола (16 октября 1997 г.) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 21 (66).

Array


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.