РУБРИКИ

Юрисдикционные полномочия сотрудников уголовно-исполнительной системы

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Юрисдикционные полномочия сотрудников уголовно-исполнительной системы

Юрисдикционные полномочия сотрудников уголовно-исполнительной системы

2

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ГЛАВА 1. ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7
    • § 1. Полномочия гражданских служащих 7
    • § 2. Полномочия военных государственных служащих 15
    • § 3. Полномочия служащих правоохранительных органов 21
  • ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 26
    • § 1. Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы в постсоветский период (в период нахождения в системе МВД) 26
    • § 2. Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы после перехода УИС в ведение Минюста РФ 42
    • § 3. Современные юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы ФСИН 59
    • § 4. Перспективы развития юридических полномочий, применяемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы 74
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

ВВЕДЕНИЕ

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Юрисдикционные полномочия служащих уголовно-исполнительной системы направлены, в первую очередь, на решение основных задач уголовно-исполнительного законодательства - регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Целями их законодательного закрепления являются обеспечение эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшение условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, приближение их к международным стандартам обращения с заключенными, повышение качества воспитательного процесса, создание реальных условий для последующей социальной реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, а также совершенствование форм и методов производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, реформирование производственного потенциала системы. Кроме того, предполагается существенно повысить уровень социальной защищенности и профессиональной подготовки работников уголовно-исполнительной системы.

Реформирование уголовно-исполнительной системы, начатое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников.

В то же время в деятельности уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом.

В том числе, это относится и к реформированию юрисдикционных полномочий государственных служащих, занятых в УИС.

Этим и обусловлена актуальность сформулированной темы дипломной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, но и систематизировать накопленные международным опытом, юридической наукой, знания.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС практически не используется в юридической науке и правоприменительной практике.

Отдельные проблемы правового регулирования юрисдикционных полномочий сотрудников УИС редко рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты разрабатывали такие ученые, как Зубарев С.М., Зубков А.И., Селиверстов В.И., Стручков Н.А., Уткин В.А., Шмаров И.В. и др.

В дипломной работе также используются работы ученых в сфере уголовно-исполнительного и других отраслей права - Иванова С.А., Иванкиной С.А., Куренного А.М., Маврина С.П., Хохлова Е.Б., Громова В.Г. а также других авторов, комментарии к уголовно-исполнительному законодательству, учебники уголовно-исполнительного права.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблем института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, проведенный по следующим направлениям:

- всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования юрисдикционных полномочий сотрудников УИС;

- выявление сущности и значения института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС;

- рассмотрение проблем применения права в области реализации норм о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

- выявить тенденции развития норм российского законодательства о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС в свете их унификации с международными стандартами обращения с заключенными;

- определить понятие, формы, сущность и значение института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС;

- проанализировать законодательство Российской Федерации о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом научного анализа настоящей работы являются институт юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, как теоретическая категории и как правовое явление социальной действительности.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне, так и международно-правовых документов.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, исторический, сравнительно-правовой методы.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС в рамках цели и задач исследования.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. федеральное законодательство, затрагивающее вопросы юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, положения международных договоров.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС как одного из институтов уголовно-исполнительного права.

ГЛАВА 1. ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ от 02.06.2003, № 22, ст. 2063, СЗ РФ от 17.11.2003, № 46 (ч. 1), ст. 4437.).

§ 1. Полномочия гражданских служащих

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ от 02.08.2004, № 31, ст. 3215.).

Статья посвящена определению понятия «гражданский служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - 1982. - Т. 4. - С. 224.

Законодательное закрепление понятия «гражданский служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления российских исторических традиций - «чести в службе Отечеству».

Предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного управления и соответствующая «пирамида» должностных лиц. От гражданских служащих всех уровней требуется осуществление части компетенции органа государственной власти и управления, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданский служащий, чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.

Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностей гражданской службы.

Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.

В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. - 2002. - № 12. - С. 11 - 24.

Должности руководителей выделяются из общей системы должностей государственной гражданской службы наличием широких административно-распорядительных полномочий совершать действия, влекущие юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

Таким образом, должность руководителя в системе должностей гражданской службы является ключевой. Ее правовой статут позволяет гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направление деятельности государственного органа и его коллектива, официально представлять государственный орган во внешних сношениях внутри страны и за рубежом.

Соответствие статута должности руководителя и системы квалификационных требований, предъявляемых к этой должности, призвано обеспечивать эффективное исполнение полномочий государственного органа. Поэтому статут должности руководителя определяется в законах, подзаконных актах о соответствующем государственном органе. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации//Государство и право. - 2003. - № 9. - С. 19.

Объем административно-распорядительных полномочий у руководителей различного ранга неодинаков. Закон выделяет следующие уровни руководителей:

- должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (департаментов);

- должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

- должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

При этом Закон не проводит различия, замещаются ли должности указанных руководителей на определенный срок полномочий или без ограничения такого срока.

Всем категориям руководителей свойствен ряд характерных признаков:

- имеют право совершать юридические властные действия в отношении подчиненных или подконтрольных им гражданских служащих;

- реализуют свои полномочия в целях осуществления компетенции возглавляемого государственного органа или его структурного подразделения;

- осуществляют деятельность, содержанием которой является подготовка и принятие решений;

- используют в своей деятельности различные неправовые формы: совещания, дачу указаний, проведение консультаций и т.п.;

- осуществляют контроль за выполнением принятых решений;

- применяют административно-юрисдикционные и дисциплинарные взыскания.

Лица, замещающие должности руководителей, обладают наиболее широкими полномочиями по сравнению с другими категориями гражданских служащих.

Эти административно-распорядительные полномочия касаются самых разнообразных вопросов, но все они связаны исключительно с компетенцией конкретного государственного органа.

Следующая категория должностей гражданской службы - это должности, учреждаемые «для содействия» лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Это так называемые патронажные должности гражданской службы (от лат. patronus - покровитель). См. об этом: Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. - 2004. - № 6. - С. 27.

Гражданские служащие на данные должности подбираются исходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональными рекомендациями. Учитываются их предшествующие личные действия в поддержку власти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение и положение. Продвижение по службе является следствием исключительно оценки «патрона», то есть «сверху», индивидуальных действий и профессионализма гражданского служащего, его политической и личной преданности.

Должности помощников (советников) - это должности гражданской службы, замещаемые по личному решению патрона. В Российской Федерации все лица, замещающие государственные должности, а также руководители государственных органов вправе самостоятельно принимать на гражданскую службу граждан из числа доверенных лиц на должности помощников, советников и др.

Например, в федеральном министерстве министр - государственная должность Российской Федерации, не относится к должностям гражданской службы; помощник, советник, консультант, секретарь министра - должности категории помощника. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М., 2000. - С. 223.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

- разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;

- систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;

- участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;

- осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

- внесение предложений о необходимости разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;

- участие в подготовке докладов, а также иных материалов;

- участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;

- выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность или должность руководителя государственного органа.

Как видно, лица, замещающие должности категории «помощники (советники)», обязаны оказывать лицам, замещающим государственные должности или должности руководителей, постоянную и всестороннюю помощь в формировании и реализации государственной политики в сфере деятельности соответствующего государственного органа. Соответственно ответственность таких гражданских служащих абсолютна перед их «патронами» и перед теми, кто их выдвигал (чаще всего эти две категории совпадают).

Полномочия лиц, замещающих должности помощников (советников), прекращаются с окончанием срока пребывания на государственной должности или должности руководителя лица, деятельность которого они непосредственно обеспечивали.

Следующая категория должностей гражданской службы, которые выделяются в Законе, - это должности специалистов. Они учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаются без ограничения срока полномочий. В Администрации Президента РФ, например, к этой категории должностей гражданской службы относятся должности начальника отдела в составе управления Администрации Президента РФ, консультанта, специалиста-эксперта, референта и т.д. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. - М., 1999. - С. 124 - 125.

Должности гражданской службы категории «специалист» в аппарате федерального органа исполнительной власти - главный, ведущий, старший, младший специалисты. Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так же, как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа. Вместе с тем следует подчеркнуть, что учреждение должностей гражданской службы категории «специалист» является правом государственных органов и осуществляется ими «в режиме усмотрения», а наименование должности гражданской службы не может быть изменено государственным органом.

Согласно Закону должности вспомогательно-технического (обеспечивающего) персонала также являются должностями государственной гражданской службы. К их числу относятся должности специалистов в области организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Эти должности также предусматриваются в штате государственного органа, и на лиц, замещающих их, распространяется статус гражданского служащего и соответственно льготы, гарантии и компенсации, ограничения и ответственность, установленные для гражданских служащих. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы/Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. - М., 2004. - С. 81.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» замещаются без ограничения срока полномочий.

Наличие разных статусов государственных должностей в государственных органах позволяет говорить о схожести структуры должностей гражданской службы в Российской Федерации со структурой должностей государственной (публичной) службы в зарубежных государствах.

Законодатель подразделяет все должности гражданской службы на 5 групп:

1) младшие;

2) старшие;

3) ведущие;

4) главные;

5) высшие.

Между тем не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы должностей: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело в категории должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют не только группы младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Отнесение должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)» к самым высоким классификационным группам 1-ой - 3-ей объясняется самыми высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, замещающим эти должности. Они должны выполнять на указанных должностях одновременно несколько важных социальных ролей: политика, эксперта и аналитика, специалиста в своей сфере профессиональной деятельности и руководителя-управленца, возглавляющего коллектив гражданских служащих. Столь же высокопрофессиональной и высокоответственной является должность помощника (советника) лица, замещающего государственную должность или руководителя государственного органа.

§ 2. Полномочия военных государственных служащих

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005) // СЗ РФ от 01.06.1998, № 22, ст. 2331, СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1483. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 17.10.2005) // СЗ РФ от 30.03.1998, № 13, ст. 1475, Российская газета от 20.10.2005, № 235. от 28 марта 1998 г., другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;

во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. - С. 104.

В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых).

Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2004. - С. 215. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью.

Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой - образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трех элементов: занимаемая воинская должность (1); наличие конкретного воинского звания (2); соответствующих штату (3) воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно - учетных (учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2004. - С. 216.

Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.

Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т.д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности).

Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2004. - С. 217.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа - это система его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе - в сфере обороны и безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 17.10.2005) // СЗ РФ от 30.03.1998, № 13, ст. 1475, Российская газета от 20.10.2005, № 235.). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, При этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 17.04.2003) (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») // СЗ РФ от 20.09.1999, № 38, ст. 4534, СЗ РФ от 21.04.2003, № 16, ст. 1508.).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, т.е. не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные должности (например, подполковник - полковник).

П. 3 статьи 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей.

Президент Российской Федерации утверждает:

- единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

- общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны РФ, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. - С. 121.

В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

§ 3. Полномочия служащих правоохранительных органов

Обычно полномочия соответствующих служащих правоохранительных органов определяются на основании специального законодательства.

Так, Закон «О милиции» (ст. 11) Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752. предоставляет сотрудникам последней право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;

3) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном федеральным законом порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;

6) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

7) задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

8) задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;

9) задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

10) задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

11) доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

12) задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

13) вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;

14) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;

15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности, и иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;

17) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов;

19) проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;

20) производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности;

21) производить в соответствии с законодательством Российской Федерации личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте;

22) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий; и т.д.

Аналогичные нормы содержатся и в иных нормативных актах, регулирующих прохождение государственной службы в том или ином правоохранительном органе (прокуратуре, ФСБ, ФСКН и т.д.).

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

§ 1. Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы в постсоветский период (в период нахождения в системе МВД)

Первоначально уголовно-исполнительная система находилась в ведении МВД РФ,

Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Министерства внутренних дел Российской Федерации являлось центральным органом управления единой уголовно-исполнительной системы, являлось самостоятельным структурным подразделением МВД России, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности УИС.

Начальник Главного управления назначался на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Главного управления составляли Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, иные правовые акты Российской Федерации, а также правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и Положение о нем от 25.01.1995 № 2. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: БЕК, 1996. - С. 32.

Основными задачами ГУИН являлись в тот период организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов УИС, организация привлечения осужденных к труду на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания, предприятиях учреждений, исполняющих наказания, предприятиях любых организационно-правовых форм, а также в виде предпринимательской деятельности, организация обеспечения основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, обеспечение надлежащих условий отбывания наказаний, охраны здоровья осужденных и заключенных, содействие другим правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.

Организация жизнедеятельности Главного управления, других подразделений УИС и жилищного фонда УИС, финансирование их расходов в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований и лимитов, а также средств, полученных из других законных источников, развитие и укрепление материально-технической базы и социальной сферы УИС.

Организация работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений УИС, обеспечение правовой и социальной защиты, личной безопасности работников УИС, членов их семей, организация профессиональной подготовки. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М., 1984. - С. 110.

Для выполнения стоящих перед ним задач Главное управление:

Осуществляло руководство территориальными органами управления УИС, подразделениями УИС центрального подчинения, создает условия для их жизнедеятельности.

Организовывало в соответствии с законодательством Российской Федерации, приговорами, постановлениями и определениями судов рациональное размещение осужденных и заключенных в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах согласно лимиту мест, установленному Правительством Российской Федерации для каждого вида учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, принимает меры к соблюдению прав осужденных и заключенных, норм их материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания.

Осуществляло в установленном порядке перевод осужденных и заключенных из одного учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора в другое, а также передачу осужденных на основе межгосударственных соглашений в государства, гражданами которых они являются.

Осуществляло контроль за точным и неукоснительным исполнением приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и заключенных, организует исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, принимает меры по совершенствованию изоляции осужденных и заключенных, надзора за ними, контроля за выполнением ими своих обязанностей.

Осуществляло непрерывный контроль за оперативной обстановкой в УИС, в том числе через систему дежурных частей, проводит служебные проверки случаев чрезвычайных происшествий, имеющих серьезные негативные последствия и резко осложнивших оперативную обстановку, устанавливает и анализирует их причины, вырабатывает меры по предотвращению подобных случаев.

Организовывало оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, принимает меры по ее совершенствованию, взаимодействует с оперативными, следственными и другими аппаратами горрайорганов внутренних дел в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений. Оказывает содействие оперативным аппаратам других правоохранительных органов.

Организовывало охрану учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и их объектов, а также конвоирование осужденных, содержащихся в этих учреждениях, в пределах предоставленных полномочий.

Создавало при учреждениях, исполняющих наказания, специальные подразделения для обеспечения охраны объектов УИС и конвоирования осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а при территориальных органах управления УИС - специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов УИС (отряды специального назначения - ОСН), организует деятельность этих подразделений.

В соответствии с установленным Министром внутренних дел Российской Федерации порядком координировало взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с подразделениями и частями внутренних войск МВД России.

Разрабатывало и осуществляло меры по формированию и развитию у осужденных личных качеств и навыков, стимулирующих у них заинтересованность в исправлении, соблюдении требований закона и принятых в обществе правил поведения, организует обеспечение основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, а также воспитательного процесса сред несовершеннолетних осужденных.

Организовывало использование методик и программ психолого-педагогического воздействия на осужденных, а также помощи, в том числе финансовой, религиозных и общественных объединений и родственников осужденных для исправления их поведения. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М., 1984. - С. 113.

Организовывало исполнение актов амнистии и помилования.

Совместно с соответствующими подразделениями МВД России обеспечивало учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы и территориальные органы управления УИС инженерно-техническими средствами охраны, надзора за осужденными, специальными средствами защиты и активной обороны, связи, оружием, боеприпасами, боевой и специальной техникой. Организует их применение и осуществляет контроль за их распределением, хранением и использованием. В установленном порядке организует обеспечение осужденных продовольствием и вещевым имуществом.

Осуществляло подготовку нормативных документов по использованию инженерно-технических средств охраны, специальных средств защиты и активной обороны, связи, оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, необходимых для обеспечения деятельности УИС, готовит предложения о принятии на вооружение УИС их новых образцов.

Осуществляло права по владению, пользованию и распоряжению имуществом УИС, принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

Закрепляло на договорной основе имущество за учреждениями, исполняющими наказания, предприятиями учреждений, исполняющих наказания, территориальными органами управления УИС, а также предприятиями, специально созданными для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательскими, проектными, лечебными, учебными и иными учреждениями, входящими в УИС, на праве полного хозяйственного ведения либо оперативного управления и определяет их полномочия в вопросах владения, пользования и распоряжения закрепленным имуществом.

Осуществляло совместно с территориальными органами управления УИС контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества УИС, соблюдением Договоров о закреплении этого имущества.

Организовывало и координировало эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерного обеспечения подразделений УИС и жилищного фонда УИС.

Разрабатывало и утверждало структуру, штаты и Положения о территориальных органах управления УИС, подразделениях УИС, находящихся в непосредственном подчинении, а также типовые структуры, штаты и Положения об учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, других подразделениях УИС, обеспечивая при этом наиболее эффективное использование выделенных ресурсов для выполнения возложенных на Главное управление задач.

Готовило предложения руководству Министерства для представления в Правительство Российской Федерации о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, о включении в УИС предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений.

Создавало объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, с обязанностями и правами учреждений, исполняющих наказания.

Создавало, реорганизовывало и ликвидировало предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предприятия, предназначенные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М., 1984. - С. 116.

Создавало предприятия любых организационно-правовых форм с целью развития социальной сферы УИС и привлечения осужденных к труду или участвует в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.

Для повышения эффективности трудовой занятости осужденных оказывало предприятиям учреждений, исполняющих наказания, услуги по взаимодействию с предприятиями и организациями различных форм собственности, по их поручению заключает договоры, проводит переговоры по вопросам производственно-хозяйственной деятельности, организует обмен информацией. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: БЕК, 1996. - С. 65.

Принимало решение об участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов управления УИС в деятельности предприятий смешанной формы собственности на основании экспертизы технико-экономического обоснования такого участия и учредительных документов этих предприятий.

Разрабатывало проекты смет расходов и доходов на содержание подразделений УИС, жилищного фонда УИС, определяет потребность подразделений УИС и жилищного фонда УИС в государственных капитальных вложениях, автотранспорте, оборудовании, грузоподъемных средствах, в установленном порядке обеспечивает их защиту и согласование в министерствах и ведомствах.

Осуществляло финансирование собственных расходов и расходов учреждений, предприятий учреждений, исполняющих наказания, территориальных органов управления УИС, следственных изоляторов, предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС, жилищного фонда УИС, а также финансирование капитального строительства УИС, в пределах выделенных в установленном законом порядке ассигнований и лимитов, а также средств, полученных от осуществления предпринимательской, внешнеэкономической, маркетинговой, торговой, торгово-посреднической деятельности Главного управления и из других законных источников. Обеспечивает рациональное распределение финансовых, материально-технических ресурсов для осуществления задач, стоящих перед УИС, устанавливает контроль за их использованием. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. - Рязань, 1994. - С. 26.

Разрабатывало проекты федеральных программ по развитию и укреплению УИС для представления в установленном порядке в Правительство Российской Федерации и осуществляет контроль за их выполнением. Оказывает методологическую помощь территориальным органам управления УИС в разработке региональных программ по развитию УИС.

Создавало специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, и утверждает Положения о них. Осуществляет перераспределение накопленных в фондах средств для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания.

Осуществляло организацию бухгалтерского и статистического учета в подразделениях УИС, контролирует законность и целесообразность проводимых финансовых и хозяйственных операций, экономное и эффективное расходование государственных средств.

Организовывало своевременную оплату труда, выплат установленных компенсаций и льгот, а также материальное стимулирование работников УИС, осужденных и заключенных, в соответствии с действующим законодательством, прорабатывает предложения в вышестоящие инстанции по совершенствованию их форм и методов.

Организовывало и координировало деятельность учреждений и предприятий учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов в вопросах разработки технической политики и проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, комплексного исследования товарных и иных рынков, обеспечения производства материально-техническими и трудовыми ресурсами, организации сбыта продукции, проведения ярмарок и рекламной работы, транспортного и энергетического обслуживания.

Проводило работу по обновлению изделий, выпускаемых учреждениями и предприятиями учреждений, исполняющих наказания, следственными изоляторами, повышению их технического уровня и конкурентоспособности с приоритетом производства специзделий для органов внутренних дел и внутренних войск, организует работу по проведению сертификации изделий и осуществляет ведомственный контроль за соблюдением требований, предъявляемых к этим изделиям.

Осуществляло представительство органов, учреждений и предприятий учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов перед третьими лицами на основании выданных этими подразделениями УИС доверенностей и совершает все законные действия, связанные с выполнением поручений, заложенных в доверенностях, в том числе по заключению сделок на поставку и приобретение продукции.

Организовывало работу по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранительного законодательства в подразделениях УИС.

Организовывало разработку предложений о совершенствовании системы налогообложения прибыли и других доходных источников учреждений и предприятий учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, и работу по обеспечению их банковскими кредитами.

Организовывало, осуществляло и координировало внешнеэкономическую деятельность в УИС, в том числе в качестве спецэкспортера, самостоятельно распоряжается валютными средствами, полученными от собственной внешнеэкономической деятельности.

Подготавливало рекомендации по разработке договоров (контрактов) на привлечение осужденных к труду на объектах, не входящих в УИС.

Утверждало типовые договоры (контракты) по осуществлению осужденными предпринимательской деятельности.

Готовило предложения по максимальному привлечению производственного потенциала УИС для обеспечения государственных нужд, предусмотренных к финансированию. Организует выполнение заказов на поставки продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд, размещенных на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: БЕК, 1996. - С. 68.

Способствовало расширению сети подведомственных сельскохозяйственных подразделений, увеличению выпуска сельхозпродукции.

Участвовало в разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, а также в подготовке нормативных актов МВД России. Вырабатывает единые подходы к организации исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы с учетом региональных особенностей, а также международных стандартов обращения с осужденными и заключенными.

Осуществляло инспектирование территориальных органов управления УИС, учреждений и предприятий учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС, а также осуществляет контроль за деятельностью предприятий, созданных при долевом участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов управления УИС.

Обобщало и анализировало статистические и иные информационные материалы об исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы, исключительной меры наказания и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, осуществляет прогнозирование возможного изменения обстановки в УИС.

Организовывало работу по компьютеризации Главного управления и подразделений УИС на основе создания локальных информационно-вычислительных сетей, внедрению компьютерных технологий, систем и средств вычислительной техники.

Принимало меры по выявлению, обобщению и внедрению в практику деятельности подразделений УИС передовых форм и методов работы.

Организовывало совместно с научно-исследовательскими, проектными, лечебными и учебными учреждениями МВД России фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам, стоящим перед УИС.

Организовывало проведение в установленном порядке экспериментов по проблемам, исполнения уголовных наказаний.

Участвовало в установленном порядке в организации взаимодействия с пенитенциарными системами других стран, а также российскими, международными и зарубежными общественными организациями по проблемам, решаемым УИС.

Организовывало в установленном порядке подбор и расстановку должностных лиц подразделений УИС, согласовывает с Минфином России норматив численности работников УИС, в том числе сотрудников УИС, исполняющих функции по охране учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, их объектов и конвоированию осужденных.

Организовывало прохождение сотрудниками УИС специальной подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также умением оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М., 1984. - С. 117.

Обеспечивало сотрудников УИС оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения, с целью реализации гарантий личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей. В установленном порядке разрабатывает проекты норм обеспечения сотрудников УИС оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для представления их в Правительство Российской Федерации.

Обеспечивало правовую, социальную защиту и личную безопасность работников УИС и членов их семей, создание им необходимых жилищно-бытовых условий, а также развитие и функционирование социальной сферы УИС.

Обеспечивало формирование в установленном порядке жилищного фонда УИС и его эксплуатацию.

Осуществляло награждение сотрудников УИС, отличившихся при исполнении служебных обязанностей, почетным знаком «За отличие в службе».

Обеспечивало организацию и совершенствование работы с работниками Главного управления. Формирует резерв сотрудников УИС для перемещения по службе на должности, входящие в номенклатуру Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главного управления. Организует подбор кандидатов на замещение вакантных должностей, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников УИС, в том числе и в специально создаваемых для этих целей учебных центрах. Обеспечивает рациональное использование молодых специалистов и их закрепление.

Осуществляло контроль за выполнением сотрудниками УИС правил ношения установленной формы одежды.

Обеспечивало создание безопасных условий труда и гигиены работникам Главного управления и контролирует соблюдение безопасных условий труда и гигиены в подразделениях УИС.

Координировало взаимодействие подразделений УИС с органами государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органами местного самоуправления, а также с религиозными, общественными объединениями и средствами массовой информации.

Обеспечивало взаимодействие с Федеральными органами здравоохранения и образования в организации медицинского обслуживания, основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных.

Организовывало в установленном порядке разработку мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне аппарата Главного управления, территориальных органов управления УИС, учреждений, исполняющих наказания. Контролирует готовность их сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военный период.

Организовывало работу по усилению мер противопожарной защиты в учреждениях, исполняющих наказания, на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах.

Рассматривало жалобы и заявления осужденных и граждан о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

Начальник Главного управления в пределах предоставленных ему полномочий:

Обеспечивал организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности УИС и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач и функций, соблюдение Государственной штатной и финансовой дисциплины в УИС.

Осуществлял текущее руководство деятельностью Главного управления на принципах единоначалия, руководство деятельностью территориальных органов управления УИС и подразделений УИС центрального подчинения, определяет пределы полномочий своих заместителей начальников структурных подразделений, утверждает Положения о структурных подразделениях Главного управления.

Издавал приказы по вопросам организации работы Главного управления, деятельности территориальных органов управления УИС, учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.

Давал указания об изменении вида режима учреждений, исполняющих наказания.

Представлял в установленном порядке интересы Главного управления в федеральных органах государственной власти, в органах государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органах местного самоуправления, в российских, международных и зарубежных организациях, на предприятиях всех форм собственности по вопросам, входящим в его компетенцию; заключает договоры и контракты, связанные с выполнением, возложенных на Главное управление функций. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: БЕК, 1996. - С. 76.

Утверждал структуры, штаты и Положения о территориальных органах управления УИС, подразделениях УИС, находящихся в непосредственном подчинении, а также типовые структуры, штаты и Положения об учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, других подразделениях УИС.

Готовил Министру внутренних дел Российской Федерации предложения о назначении и освобождении от должности начальников территориальных органов управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и Дубравного УИН, заместителю Министра внутренних дел - о назначении и освобождении от должности заместителей начальников территориальных органов управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, Дубравного УИН, начальников ПТИАМ и НПО «Комплекс». Назначает на должность и освобождает от должности заместителей начальников ПТИАМ, НПО «Комплекс», начальников специального следственного изолятора «Лефортово», ЦНИР и директора агропромышленной фирмы «Львовский», а также их заместителей. Назначает на должность и освобождает от должности начальников отделов территориальных органов управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности. Назначение на должность и освобождение от должности других должностных лиц территориальных органов управления УИС осуществляется в установленном порядке.

Назначал и перемещал сотрудников на должности, входящие в перечень должностей Главного управления, освобождает их от должности. Принимает на работу, перемещает и увольняет рабочих и служащих в соответствии с законодательством о труде.

Координировал деятельность специальных подразделений, созданных для обеспечения безопасности объектов УИС (отрядов специального назначения - ОСН), а также для охраны объектов УИС и конвоирования осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

В пределах своей компетенции выступал истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.

Рассматривал прогнозы и состояние финансовой, экономической, производственной, торговой, хозяйственной и предпринимательской деятельности подразделений УИС, их социального развития. Утверждает сметы доходов и расходов для подразделений УИС и жилищного фонда УИС, исходя из имеющихся финансовых ресурсов и стоящих перед УИС задач.

Распоряжался финансовыми ресурсами (в том числе валютными), выделенными УИС из федерального бюджета на содержание Главного управления, подразделений УИС, жилищного фонда УИС и капитальное строительство, а также полученными от предпринимательской, внешнеэкономической, маркетинговой, торговой и торгово-посреднической деятельности Главного управления и из других законных источников. Является распорядителем специальных внебюджетных фондов, образуемых в Главном управлении в установленном порядке.

Утверждал планы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ прикладного характера и организует контроль за внедрением их результатов. Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения // Законность. - 1997. - № 5. - С. 6.

Осуществлял вызовы в Главное управление руководителей подразделений УИС.

Увольнял сотрудников аппарата Главного управления и непосредственно подчиненных подразделений по всем основаниям до подполковника внутренней службы включительно.

Утверждал состав аттестационной комиссии для аттестования сотрудников Главного управления.

В установленном порядке присваивал очередные специальные звания сотрудникам Главного управления до подполковника внутренней службы включительно, поощряет работников Главного управления и подразделений УИС, а также налагает на них взыскания за нарушения служебной дисциплины.

В установленном порядке вносил представления к награждению государственными наградами Российской Федерации, почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации», а также присвоению специальных званий полковника внутренней службы и выше сотрудникам УИС.

Предоставлял очередные, краткосрочные, каникулярные и дополнительные отпуска работникам аппарата Главного управления, разрешает им служебные командировки в пределах России, а также в установленном порядке выезды в государства Содружества независимых государств и в зарубежные командировки. Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения // Законность. - 1997. - № 5. - С. 6.

Предоставлял сокращенный рабочий день сотрудникам Главного управления, исполняющим служебные обязанности во вредных условиях, а также компенсацию за выполнение сотрудниками Главного управления служебных обязанностей сверх установленного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни и выполнение дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника.

Устанавливал в пределах выделенных фондов оплаты труда, а также средств, полученных от предпринимательской, внешнеэкономической, маркетинговой, торговой, торгово-посреднической деятельности Главного управления, и других законных источников надбавки к должностным окладам рабочим и служащим Главного управления за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 50% должностного оклада, производит премирование и оказывает материальную помощь.

Осуществлял прием граждан, рассматривает жалобы и заявления, принимает по ним решения, проводит служебные проверки по фактам нарушения законности и чрезвычайным происшествиям.

§ 2. Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы после перехода УИС в ведение Минюста РФ

После перехода в систему Минюста, Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (ГУИН Минюста России) стало центральным органом уголовно-исполнительной системы, созданным на основании Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 19.08.1993, № 33, ст. 1316, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607. и действующим с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Указ Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 08.10.1997 № 1100 // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41, ст. 4683. и Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» Указ Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» от 28.07.1998 № 904 (ред. от 08.05.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3841, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1787. для обеспечения организации исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.