РУБРИКИ

Защита авторских и смежных прав

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Защита авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав

77

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава 1.История развития авторского права.

1.1 История развития российского законодательства в области

авторского и смежных прав

1.2 Структура Российского законодательства

Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав

2.1. Понятие и виды авторских прав

2.2. Личные неимущественные права авторов

2.3. Имущественные права авторов

2.4. Понятие и сущность смежных прав

Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав

3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

3.2. Формы защиты авторских и смежных прав

3.3. Способы защиты авторских и смежных прав

3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

3.5.Административно-правовые способы защиты

авторских и смежных прав

3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того, насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права.

Помимо широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что, впрочем, не мешает защищать эти объекты, например по средствам патентного права.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко - или видеозаписи (например, механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) или любых других формах выражения.

До принятия Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" вопросы охраны смежных прав регулировались всего тремя статьями Основ гражданского законодательства (ст. 141-143), что само по себе не позволяло сколько-нибудь полно регламентировать данные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Все объекты, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране.

Закон "Об авторском праве и смежных правах" является общим законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Он принят 9 июля 1993 г. (с последующими изменениями от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г.). Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" является специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных, который принят 23 сентября 1992 г.

Принятые законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота.

Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.

Глава 1.История развития авторского права.

1.1 История развития российского законодательства в области авторского права

Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828 г., а именно в главе " О сочинителях и издателях" России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.

В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877 г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался "Положение об авторском праве". Этот закон, как по содержанию, так и по форме был "на голову выше" актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.

В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

Важную роль в регулировании отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962 г. играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР "Об авторском праве" 1928 г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК. Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года.

- устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права,

- значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.

Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года (в дальнейшем - Основы). Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории России с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательство в соответствие с положениями настоящей конвенции Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. в ГК РСФСР были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права, вместо 15 лет предусматривалось 25 лет после смерти автора.

С 3 августа 1992 г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории России недолго, всего один год, 3 августа 1993 г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов:

1) Общие положения;

2) Авторское право;

3) Смежные права;

4) Коллективное управление имущественными правами;

5) Защита авторских и смежных прав.

13 марта 1995 --присоединение Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

Парижская редакция Всемирной Конвенции явилась промежуточным этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских институтов общества, к полному выполнению требований Бернской Конвенции, несмотря на то, что и Бернская Конвенция, и Всемирная Конвенция в редакции 1971 года вступили на территории Российской Федерации одновременно. Это было связано с вводимой Бернской Конвенцией режима ретроохраны, т.е. восстановление сроков охраны произведений. Бернская Конвенция ввела гораздо более высокий уровень минимальной охраны произведений, обнародованных за рубежом, предоставление авторско-правовой охраны без соблюдения каких-либо формальностей, а также принцип национального режима.

2004 -- внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

- полностью восстановил режим так называемой ретроохраны,

установленной Бернской Конвенцией,

- скорректировал сроки предоставления охраны произведениям,

- ввел новое «Интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

В целом, в настоящее время Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» полностью соответствует международному законодательству об авторском праве, отвечает современным запросам в сфере законодательства, связанных с использованием произведений в цифровых сетях и продуктах мультимедиа.

Историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса

интересов, своего рода "социального контракта" между автором и обществом, как беспрерывный ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. Во всяком случае, именно на такой основе происходил перевод на юридический язык социально-политических и экономических требований.

1.2. Структура Российского законодательства

Нормативные правовые акты в России имеют важное значение в регулировании отношений в области авторского и смежных прав.

Нормативные правовые акты еще называют законодательством, когда используют этот термин в широком смысле. Законодательство принимается органами государства в определенной форме в пределах их компетенции.

Нормативные правовые акты составляют сложную структуру, построенную по вертикальному принципу, и имеют разную юридическую силу в зависимости от их места в этой структуре:

1) Конституция РФ

Высшую юридическую силу во внутригосударственном законодательстве имеют положения Конституции РФ, некоторые из которых непосредственно затрагивают вопросы авторского права и смежных прав. Так ст. 44 Конституции РФ гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

2)Федеральные законы РФ

Следующим видом нормативных правовых актов в области авторского права и смежных прав являются федеральные законы, которые принимаются парламентом. Россия является федеративным государством (ст.1 Конституции РФ), что обуславливает разграничение законодательной компетенции федерации и субъектов федерации. Согласно ст.71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности относится исключительно к ведению РФ. Это значит, что не может быть принят закон об авторском праве Москвы, Еврейской автономной области и т.д.

Среди федеральных законов следует особо выделить ГК РФ. На территории России действуют три части ГК РФ, в каждой из которых есть нормы, затрагивающие вопросы авторского права и смежных прав.

В настоящее время действуют некоторые положения Гражданского кодекса РСФСР.

Помимо гражданского законодательства отдельные правовые нормы, связанные с авторским правом и смежными правами содержатся также в уголовном (ст. 146 Уголовного кодекса РФ), административном (ст.7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и процессуальном законодательстве.

Среди федеральных законов как источников авторского права и смежных прав следует выделить Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» , Закон РФ "О средствах массовой информации" 1991 г., Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" 1992 г., Закон Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" 1995 г.

Важная роль среди перечисленных законов принадлежит Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержащему 5 разделов.

Раздел 1. Общие положения. Первый раздел включает в себя общие положения, в рамках которых, в частности, раскрывается содержание понятий, используемых в законе.

Раздел 2. Авторское право. Второй раздел называется "Авторское право" и включает в себя, в частности, вопросы об объекте авторского права, о моменте возникновения авторского права на произведение, об обладателях авторского права, устанавливает особый правовой режим на аудиовизуальные и служебные произведения, раскрывает содержание прав на произведение, порядок использования произведения, содержит положения об условиях, форме авторского договора и об ответственности по авторскому договору, предусматривает переход авторского права по наследству. Положения закона о переходе авторского права по наследству следует изучать с учетом положений части 3 ГК РФ, вступившей в силу с 1 марта 2002 г. К объектам авторского права по российскому законодательству относятся произведения литературы, науки и искусства, представляющие собой результат творческого труда и выраженные в объективной форме, ими, в частности, являются литературные произведения (включая программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, пантомимы, произведения живописи, скульптуры, произведения архитектуры, фотографии, планы, карты, эскизы и пластические произведения и т.д., перечень их в законе дан не исчерпывающим образом.

Авторское право на произведение возникает в силу создания произведения, никаких формальностей не требуется. В ст.9 Закона предусмотрена презумпция (презумпция есть предположение, что это так, а не иначе, пока не доказано обратное) авторства, согласно которой при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. В законе предусмотрено 2 вида авторских прав: личные неимущественные права и имущественные права. К личным неимущественным правам относятся: право авторства, права на имя, права на защиту репутации автора, право на обнародование (ст.15ЗоАП). Имущественное право - это право осуществлять или разрешать осуществлять воспроизведение, публичное исполнение, передачу в эфир и т.д. Обладателями авторского права являются авторы и их наследниками, имущественными правами могут обладать и иные лица в силу закона или договора.

Раздел 3. Смежные права. В этом разделе предусмотрено, на какие объекты признаются смежные права, кто является их обладателем, срок действия смежных прав, а также их содержание. К объектам смежного права по закону относятся: исполнение (постановка), фонограмма, передача организаций эфирного и кабельного вещания. Соответственно обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания и их правопреемники. Содержание смежных прав составляют имущественные права, аналогичные в значительной степени с авторскими имущественными правами, у исполнителей содержание смежного права составляют также неимущественные права: право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Смежные права на исполнение действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права в отношении производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, в отношении организаций эфирного вещания права действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.

Раздел 4. Коллективное управление имущественными правами. Данный раздел состоит всего из 4-х статей и предусматривает осуществление имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда в индивидуальном порядке реализовать права затруднительно, через организации по коллективному управлению. Так, например, при использовании произведений на телевидении автору невозможно отследить, кем, когда и сколько раз использовалось его произведение, а организации эфирного вещания в свою очередь затрудняются с каждым автором заключать авторский договор. В таких случаях и строятся взаимоотношения через организации по коллективному управлению. Однако данный институт не в достаточной мере урегулирован законодательством, существует немало проблем в этой сфере. В связи, с чем в настоящее время в рамках рабочей группы Роспатента разрабатывается проект федерального закона "О коллективном управлении имущественными авторскими и смежными правами".

Раздел 5. Защита авторских и смежных прав. Включает в себя гражданско-правовые меры защиты авторских и смежных прав, способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав, раскрывает содержание понятия контрафактные экземпляры произведения и фонограммы. Следует отметить, что в законе содержится не исчерпывающий перечень способов защиты исключительных авторских и смежных прав, в связи, с чем обладатели исключительных прав помимо указанных в ст.49 Закона мер могут применить также меры, предусмотренные в ст.12 ГК РФ.

3)Указы Президента РФ

Следующим видом нормативных правовых актов в области авторского права и смежных прав являются указы Президента, которые не должны противоречить законам, например указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1999 г. № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".

4)Постановления Правительства РФ

Далее по степени юридической силы следуют постановления Правительства Российской Федерации, которые могут приниматься только на основе и во исполнении законов, указов Президента Российской Федерации.

Среди актов Правительства Российской Федерации можно выделить постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений". В постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 года устанавливается минимальное вознаграждение за публичное исполнение произведений, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений в прокат, за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. В постановлении Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 установлены ставки, носящие рекомендательный характер за использование исполнений (постановки) путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю; за воспроизведение и иное использование исполнения (постановки), включенного в фонограмму; за воспроизведение, в том числе на промышленных изделиях, исполнения (постановки), включенного в аудиовизуальное произведение, программу интерактивного типа (мультимедиа) для электронно-вычислительных машин, сдачу экземпляров аудиовизуального произведения и программы для электронно-вычислительных машин в прокат; за использование исполнения, включенного в фонограмму или аудиовизуальное произведение, при публичном исполнении в местах с платным и бесплатным входом. Немаловажную роль играет постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. № 413 "О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав", в соответствии с которым на Российское агентство по патентам и товарным знакам возложены функции по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями в области авторского права и смежных прав.

5)Международные договоры

Большое значение в правовом регулировании отношений в области авторского права и смежных прав имеют международные договоры. Согласно положениям п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российская Федерация является участницей следующих международных договоров в области авторского права и смежных прав:

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.) с 13 марта 1995 года. Россия участвует в Бернской конвенции с оговоркой, согласно которой действие конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием. Россия намерена настоящую оговорку в ближайшее время снять.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.) с 1973 г.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в редакции 1971 г.) с 1995 г.

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.) с 1995 г.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г) с 1988 г.

Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм вещательных организаций (Римская конвенция) (26 октября 1961 г.) с 23 мая 2003 г.

Двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с Австрией, Венгрией, Польшей, Швецией, Китаем, Арменией и другими государствами.

Кроме того, 1 декабря 1997 г. подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского сообщества, в соответствии с которым к концу пятого года после вступления Соглашения в силу Российская Федерация должна обеспечить аналогичный существующему в Сообществе уровень защиты прав интеллектуальной собственности. В целях исполнения обязательств, вытекающих из настоящего соглашения России необходимо привести действующее законодательство в соответствие с директивами Европейского союза в области авторского права и смежных прав, Международной конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS), заключенного в декабре 1993 года.

Не так давно, 20 декабря 2002 г. было принято Постановление Правительства РФ "О присоединении РФ к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций".

В связи с нарушением интересов авторов, исполнителей, производителей фонограмм при использовании их объектов в сети Интернет и необходимостью их защиты в 1996 г. под руководством ВОИС были приняты Договор по авторскому праву и Договор по исполнениям и фонограммам, именуемые в практике Интернет-договоры. Благодаря данным договорам были решены некоторые проблемы, связанные с появлением новых информационных технологий. Так в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву было предусмотрено исключительное право авторов разрешать любое обнародование произведений по проводам или средствам беспроволочной связи, включая их доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору. Это правило затрагивает также интерактивное сообщение через Интернет, когда объект становится доступным по запросу пользователя. Аналогичное право предусмотрено ст. 14 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, обладателем которого являются производители фонограмм. Договоры обязывают договаривающиеся стороны обеспечить надлежащую правовую защиту от обхода технических средств, используемого авторами, исполнителями, производителями фонограмм для ограничения нелегального доступа к их произведениям, исполнениям, фонограммам, а также установить ответственность за устранение, изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя на распространение, импорт, сообщение в эфир или доведение до всеобщего сведения произведений с измененной или устраненной электронной информацией об управлении правами (т.е. информацией, обеспечивающей возможность идентифицировать произведение, его правообладателя, автора, условия использования). Для вступления договоров в силу необходима ратификация 30 государствами. В декабре 2001 г. зарегистрировано 30 ратификаций Договора по авторскому праву, тридцатой страной, ратифицировавшей настоящей Договор стал Габон. Договор ВОИС по авторскому праву вступил в силу 13 марта 2002 года. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам ратифицировали 30 государств, тридцатой страной, ратифицировавшей Договор стал Гондурас. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года. Россия намерена присоединиться к Интернет-договорам. В этих целях, а также в целях выполнения взятых на себя обязательств по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского сообщества, снятия оговорки, с которой Россия присоединилась к Бернской конвенции, приведения закона в соответствие с Конституцией РФ был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". В данном законопроекте в частности предусматривается увеличение срока действия авторского права до 70 лет по общему правилу с момента смерти автора, правовая защита от обхода технических средств и ряд других положений.

Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав

2.1. Понятие и виды авторских прав

Авторское право является составляющей частью права интеллектуальной собственности. Авторское право включает в себя непосредственно авторское право, а также смежные права .

Эта область права имеет обширную и долгую историю -- с начала XX века проблемы авторского права активно изучались и обсуждались.

В этом разделе рассмотрим характеристику и перечень объектов авторского права, субъекты авторского права и виды авторских прав.

Закон устанавливает, что «авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей». Однако для обеспечения доказательств авторства и осуществления защиты интеллектуальной собственности некоторыми государственными и не государственными организациями осуществляется регистрация интеллектуальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 5351-1 авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Пункт 2 ст. 6 Закона N 5351-1 указывает на то, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной (материальной) форме.

Обращаю внимание, что авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона N 5351-1, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения. Такие изменения в данный Закон внесены ст. 3 Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

В п. 1 ст. 7 Закона N 5351-1 содержится перечень объектов авторского права, к которым относятся:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- другие произведения.

Кроме того, объектами авторского права могут быть признаны:

- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и прочие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются или нет объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Законом N 5351-1 определено, что не все произведения могут считаться объектами авторских прав. Согласно ст. 8 Закона N 5351-1 не признаются объектами авторских прав:

- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Первые две категории объектов не могут быть признаны в качестве объектов авторского права, так как они в силу своей значимости изначально предназначены для использования широким кругом лиц.

Законодательство же об авторских правах предусматривает ограничение в использовании объекта авторского права.

Однако следует иметь в виду, что до тех пор, пока, например, закон не принят в качестве официального нормативного документа, его проект практически представляет собой охраняемое литературное произведение.

Произведения народного творчества также не могут выступать объектами авторских прав, так как в этом случае просто не представляется возможным установить их автора.

И последняя категория - сообщения и факты, носящие информационный характер. В частности, не может являться служебным произведением, например, опубликование программ теле- и радиопередач, так как составление данных программ является доводимой до зрителей (слушателей) информацией о времени выхода в эфир скомпонованных определенным образом теле- и радиопередач. В качестве подтверждения такой точки зрения можно привести Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Основным вопросом авторов при создании и использовании произведений является вопрос об обеспечении или защите собственных авторских прав. Суть и цели коллективного управления имущественными авторскими правами лежат в основе создания и деятельности авторских обществ.

Авторские права -- совокупность правомочий автора (правообладателя), закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания. Но, если автор желает вступить в авторское общество, это потребует заключения договора.

Права автора представляют собой совокупность имущественных и личных неимущественных прав (Согласно Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»). При соавторстве права принадлежат каждому из авторов.

2.2.Личные неимущественные права

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее, закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущест-венный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран -- так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждать-ся другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важ-нейшие личные и имущественные права автора.11 Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72.

Одним из главных личных неиму-щественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора.22 Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. -- М.: Изд. юрид.литература, 1992. С.26.

Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

Право авторства характеризуется следующими чертами:

оно неотделимо от личности автора: принадлежит только созда-телю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающий-ся в признании и защите.33 Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72.

Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое -- право на имя.

Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпу-щено в свет с указанием подлинного имени автора (его фа-милии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произ-ведение условным именем (псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего бла-гозвучия или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности одного и того же автора (на-пример, издающего как научные, так и литературно-художе-ственные произведения) и т. п. Разрешается также опублико-вание произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловлива-ются особыми соображениями, в том числе и спецификой са-мого издания (например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках). Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. -- М.: Изд. юрид.литература, 1992. С.27.

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искаже-ния или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и досто-инству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. -- М.: Изд. юрид.литература, 1992 С.27. Допускается цити-рование отрывков из произведения в научных, полемических и инфор-мационных целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также "преградил" дорогу критикам и комментаторам.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать дейст-вия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решени-ем убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экзем-пляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.74.

Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее, такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это -- одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз.

Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти -- с его родственниками. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 1988. С.27.

2.3. Личные имущественные права

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.

Воспроизводить -- значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 2001. С.28.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобрази-тельного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизве-дение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произве-дению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распрост-ранения произведения, называя лишь наиболее типичные из них -- продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий про-изведения за плату. Сдача в прокат -- это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземп-ляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения -- деятельность библиотек.

Параду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение -- в отношении музыкальных, драма-тических, хореографических, литературных и некоторых других произ-ведений.

Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 2001. С.28.

Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произ-ведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

К имущественным правам авторов относятся также право на пере-вод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произ-ведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведе-ние в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на перера-ботку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произ-ведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают осо-бым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительно-го искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразитель-ного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значитель-но дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедли-вость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, без-условно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого, право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается. Иоффе О.С. Основы авторского права. -- М.: изд-во "Знание",2002. С.35. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требо-вать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуще-ствляется использование произведений.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.