РУБРИКИ

Защита избирательного права и права на участие в референдуме

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Защита избирательного права и права на участие в референдуме

Защита избирательного права и права на участие в референдуме

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИИ
  • 1.1 Исторические аспекты судебной защиты избирательных прав граждан в России
  • 1.2 Понятие, способы и виды защиты избирательных прав граждан в современной России
  • 1.3 Анализ законодательства предусматривающего право граждан на судебную защиту избирательных прав
  • 2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 2.1 Обращение в суд за защитой избирательных прав граждан РФ (порядок обращения в том числе досудебный, подведомственность, подсудность, сроки, элементы заявления)
  • 2.2 Рассмотрение дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (лица, участвующие в деле, предмет доказывания, доказательства, сроки рассмотрения)
  • 2.3 Вынесение решения судом и его реализация по делам о защите избирательных прав граждан РФ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современные общественно-политические процессы, в том числе возникновение многопартийной системы, обусловили широкое использование выборов как способа формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех уровнях. Демократизация общества создала предпосылки и для возрастания роли референдума как непосредственной формы народовластия, осуществляемой путем прямого голосования граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

Многообразие политических форм нашло свое отражение в усложнении избирательных технологий, а вместе с этим возникла необходимость в расширении и упрочении юридических гарантий реализации конституционных прав на участие в выборах, а также на участие в референдуме. Детальное регулирование самой процедуры проведения выборов и референдума сопровождалось введением специальных норм, регламентирующих осуществление судебного контроля в сфере избирательных отношений.

Гражданско-процессуальные нормы были включены в Федеральные законы: от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации", от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 31 декабря 1999 года "О выборах Президента Российской Федерации", от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Актуальность темы обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни России привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов. Не все субъекты остаются довольны ходом избирательных компаний и итогами выборов что приводит к столкновению интересов и как правило к судебному разбирательству.

Судебные дела по жалобам на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют особое значение, поскольку затрагивают конституционные политические права. Своевременное и правильное разрешение таких дел является задачей гражданского судопроизводства. Решение этой задачи во многом зависит от дальнейшего совершенствования судебной процедуры разрешения избирательных споров, споров по проведению референдума.

Очевидна теоретическая и практическая значимость исследования правового регулирования предвыборной агитации.

Исследованность темы: Длительное время - период существования СССР - ей уделялось недостаточно внимания в силу слабого развития ряда демократических начал в политическом устройстве общества - необходимых условий для осуществления народовластия в ходе свободных и демократических выборов.

В этой связи вполне естественно, что вопросы правового регулирования защиты избирательных прав граждан, недостаточно исследовались отечественными учеными.

В конце 80-х - начале 90-х годов ситуация в России изменилась кардинальным образом. В области политической это ознаменовалось тем, что подготовка и проведение свободных демократических выборов в условиях не достаточно развитого правового поля вызывало множество споров и проблем что потребовало разработки более эффективных механизмов защиты избирательных прав граждан, в том числе судебной защиты.

В процессе написания дипломной работы были изучены работы отечественных и зарубежных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие процессуальные аспекты защиты избирательных прав граждан.

Объектом исследования является процесс рассмотрения и разрешения судом споров связанных с защитой избирательных прав граждан в России.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты формирования правового регулирования защиты избирательных прав граждан в России, его состояние, практика применения в ходе избирательных кампаний.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности рассмотрения дел судами о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Задачами настоящей дипломной работы следует считать:

1. изучить и проанализировать законодательство, регламентирующее судебную защиту избирательных прав граждан в России;

2. рассмотреть порядок обращения в суд за защитой избирательных прав граждан РФ;

3. изучить порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

4. рассмотреть порядок вынесения решения судом и его реализация по делам о защите избирательных прав граждан РФ.

При написании данной дипломной работы использованы следующие научные методы исследования:

Юридический метод, который включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным.

Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц - работников правоохранительных органов, населения, членов избирательных комиссий. Использование данного метода даёт возможность судить об эффективность применяемых мер с различных точек зрения.

Сравнительный метод предполагает сопоставление различных правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства и различий.

В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам теории государства и права, конституционного права, избирательного права и гражданского процесса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИИ

1.1 Исторические аспекты судебной защиты избирательных прав граждан в России

На рубеже XVI-XVII вв. избирательные соборы обеспечили преемственность государственной власти в условиях крестьянской войны и иностранной интервенции, стали формой консолидации политических сил в столице и па местах, повысили роль сословий в общественной жизни. По мнению историков, соборы 1598, 1606 и 1613 гг. проходили в обстановке активной избирательной борьбы и сопровождались широкой агитацией в поддержку тех или иных "кандидатов". Порядок выборов царей в этот период не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляции к мнению торгово-посадского населения, достижение компромиссов между боярскими группировками. Политическая ситуация, сложившаяся вокруг соборов конца XVI - начала XVII в., вызывала большой интерес современников и находила отражение во многих документах.

Особенно ярко предвыборная борьба проявилась на соборе 1598 г, при избрании на царство Бориса Годунова. Став фактическим правителем Русского государства после смерти Федора Ивановича, он постарался использовать все возможности для утверждения себя на престоле. Четырежды пересматривался предварительный состав собора, многие участники которого были подкуплены. Патриарх Иов и представители духовенства вели активную агитацию в пользу Годунова среди стрельцов, торгово-посадских и тяглых людей в столице, провинциальных городах, уездах. Неоднократно предпринимались попытки найти компромисс с соперниками. Особую роль сыграла тактика ведения соборных заседаний. Сторонники Годунова не позволяли высказываться оппонентам, чем создавали видимость единогласного обсуждения его кандидатуры. Свою роль в череде выборных мероприятий сыграли московские низы. Они оказывали давление на участников заседаний тем, что во время многочисленных приветствий и крестных ходов умоляли Годунова принять царство. По словам В. О. Ключевского, общий план такой кампании "состоял не в том, чтобы обеспечить его избрание на царство подтасованным составом собора, а в том, чтобы вынудить правильно составленный собор уступить народному движению".

Завершение выборных мероприятий выразилось в составлении итогового документа, проведении церемонии венчания и присяги населения новому царю.

Но далеко не во всех случаях процесс сельских выборов в XIX веке проходил бесконфликтно. Многие помещики и уездные администраторы стремились не допустить в земство крестьянских представителей, оказывали давление на выборщиков. Документы периода первых выборов в земство отражают конфликтные ситуации, созданные па выборах мировыми посредниками. В жалобе, поступившей из Перемышльского уезда Калужской губернии, сообщалось, что мировой посредник устроил выборы в своей квартире, и "выборные и своих действиях были парализованы личностями избираемых, то есть [волостными] старшинами, которые, как каждому известно, очень влиятельны в сельской администрации, доказательством тому может служить отчасти то, что ни один из баллотируемых старшин не был забаллотирован, и никто не решился соперничать с ними на звание гласного". Крестьяне Малоярославецкого уезда Калужской губернии сообщали губернатору, что мировой посредник "явясь как начальник в Угоде ко- Заводскую волость, своею властью настаивал выбрать в гласные земства против нашего согласия и просили "защиты от несправедливых и угнетающих пас поступков г-на посредника.., который стесняет нас в правах, законом нам данных".

Избирательная кампания 1917 г. стала беспрецедентной в российской истории по объему использованных агитационных материалов - плакатов, афиш, транспарантов, листовок.

Возможности партий издавать и распространять предвыборную агитационную литературу зависели от множества факторов, среди которых не последнюю роль играло наличие денежных средств. По данным исследователей и свидетельствам очевидцев, наиболее массовыми и красочными были предвыборные плакаты и листовки эсеров. Но документы указывают, что эффектные предвыборные материалы эсеров часто производили обратный эффект, раздражая массы, уставшие от нехватки продовольствия и хозяйственной разрухи.

В этой связи показательно письмо председателя Добринскоп волостной управы Боровского уезда Калужской губернии губернскому комиссару от 11 ноября 1917 г., сообщающее, что "Население возмущается, что плакаты только от партии социалистов-революционеров (№ 2). От других партий программ и плакатов нет. Вследствие этого, возможно, население от выборов будет уклоняться"2. Впрочем, многие эсеры сознавали, что проблема привлечения голосов избирателей не может быть решена лишь путем издания массовой предвыборной литературы. Вот что писала одна из многочисленных эсеровских газет накануне выборов: "Близость выборов в Учредительное собрание поставила на первый план вопрос об усилении агитационной работы среди нашего крестьянства. Заготовленные в громадном количестве плакаты, воззвания, листовки и проч., как сухой материал, далеко не исчерпывают затронутого вопроса; товарищу крестьянину недостаточно одних голых призывов, он этим не удовольствуется; его природный ум, его открытая, честная, прямая душа требует фактов и доказательств…"

Несмотря па усилия партийных организаций, общая усталость от политической нестабильности проявлялась, в частности, в падении интереса к предстоящему голосованию. В документах содержится ряд свидетельств, отражающих настроения на селе: "Отношение населения к предстоящим выборам в Учредительное собрание пассивное, нет организаций и сил нужных для разъяснения важности этого дела", "самозванные ораторы из солдат шатают массу, которая не знает теперь, за кого голосовать", "в хлебородных и урожайных губерниях хлеба много, а до нас почему-то хлеб недоступен; кого не выбираем, а хлеба все нет".

Избирательная кампания 1937 г. проходила в период массовой репрессивной кампании, начатой по инициативе Сталина. Аресты проводились под надуманными, явно фальсифицированными основаниями. Только по официальным (секретным) данным в 1937 г. было арестовано не менее 780 000 человек; большинство из них погибло в тюрьмах и лагерях. Страна была охвачена страхом, даже высшие деятели компартии не чувствовали себя в безопасности. Каждый сознавал, что в любой момент может быть арестован и вскоре казнен.

Многие связывали выборную кампанию с общей репрессивной политикой Сталина.

Нередко возникали конфликтные ситуации, связанные с агитацией по месту жительства избирателей. Появление агитаторов вызывало в некоторых семьях протест, их оскорбляли, не пускали в дома.

Разумеется, факты противодействия выборной кампании 1937г. являлись исключениями на общем фоне массовой демонстрации лояльности и поддержки. Их фиксация помогала властным структурам оттенять ход политической кампании, придавала ей своеобразный героический колорит. Происками "врагов" можно было попытаться объяснить и собственные организаторские недоработки.

1.2 Понятие, способы и виды защиты избирательных прав граждан в современной России

В Российской Федерации, как и в любом другом правовом демократическом государстве, устанавливается система государственной защиты прав и свобод российских граждан. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Установление такого рода государственных органов, их компетенции определяют особенности государственного устройства (в России немаловажное значение имеет федеративная природа государства), исторические традиции, международный опыт, требования, вытекающие из международных договоров и соглашений Российской Федерации.

В защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

Органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и ее субъектов призваны нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридические механизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д.

На защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, в другие средства массовой информации.

Самозащита - это один из способов защиты гражданских прав. Для него характерно то, что субъект гражданского права защищает себя собственными действиями. По сравнению с другими средствами защиты это защита без обращения в суд или иной орган, осуществляющий защиту гражданских прав.

Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция РФ в ст. 46 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в ст. 118 Конституции.

Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны.

Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства. Кроме того, деятельность суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Действующее законодательство предусматривает судебную защиту личных прав граждан. Конституция устанавливает дальнейшее расширение сферы судебной защиты.

По жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Судебная власть в области гражданского судопроизводства реализуется применительно ко всем трем видам судопроизводства - исковому производству, производству, возникающему из административно-правовых отношений, и особому производству. Независимость судебной власти в гражданском процессе, равно как и в других процессуальных сферах, должна обеспечиваться Конституцией, другими законодательными актами; порядком избрания судей на должность и освобождения от должности; созданием условий для принятия беспристрастных решений; личной неприкосновенностью судей; недопустимостью пересмотра решений несудебными властями; реализацией власти в порядке, установленном процессуальной процедурой.

Суды общей юрисдикции несут основную нагрузку в сфере судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации.

В зависимости от заявляемых требований обращения, рассматриваемые судами общей юрисдикции, можно разграничить следующим образом. Это обращения: о признании недействующими законодательных актов, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов; об отмене нормативных правовых актов избирательных комиссий; о восстановлении пассивного избирательного права (главным образом жалобы на отказ в регистрации кандидата); об устранении препятствий реализации активного избирательного права (жалобы на невключение гражданина в список избирателей, на непредоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования и т.д.); о защите принципов реализации избирательных прав граждан, нарушенных в результате незаконных действий (бездействия) участников избирательного процесса (заявления об отмене регистрации кандидата, об отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов и др.).

В настоящее время рассмотрение избирательных споров осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23, 26 ГПК РФ и другими федеральными законами (п.1 ст.246 ГПК РФ). Такой порядок является наиболее приемлемым в силу ряда причин.

Защита избирательных прав вполне вписывается в цели гражданского судопроизводства, а именно: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов субъектов избирательно-правовых отношений, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду; гражданское судопроизводство, основанное на началах состязательности и равенства сторон, позволяет полно и всесторонне установить обстоятельства избирательного спора и эффективно восстановить избирательные права граждан, одним из основных принципов реализации которых также является равенство; избирательные споры тесно связаны с гражданскими правоотношениями (в частности, в ходе их рассмотрения может проверяться законность гражданско-правовых сделок, связанных с ведением предвыборной агитации, финансированием выборов, сбором подписей и т.д.).

Более того, признание недействительным акта государственного органа, предусмотренное ст.12 ГК РФ, исходя из принципов разделения властей, самостоятельности судебной власти и избирательных комиссий, гораздо точнее отражает последствия незаконности решения избирательной комиссии, чем его отмена. В последнее время получили также широкое распространение гражданско-правовые споры, тесно связанные с избирательным процессом (в частности, требования редакций средств массовой информации о возмещении расходов, понесенных в связи с распространением бесплатной политической рекламы).

Однако деятельность судов общей юрисдикции нуждается в совершенствовании, основная цель которого - обеспечение единства судебной практики, ибо отсутствие такого единства весьма заметно даже на уровне Верховного Суда РФ. В частности, Ярославским областным судом, решение которого оставлено без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, было отказано в удовлетворении заявления гражданина Б. о признании не соответствующим федеральному закону постановления Государственной Думы Ярославской области от 26 марта 1996 г. в части подтверждения полномочий девяти депутатов Думы второго созыва. Названные лица являлись муниципальными служащими, но, по мнению суда, несоблюдение ограничений, установленных федеральным законом, было основанием "для прекращения... службы, а не депутатских полномочий". Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24 июля 2002 г., напротив, отменены решения всех нижестоящих судебных инстанций, признавших законной регистрацию 56 народных депутатов Республики Татарстан, занимавших должности глав администраций в городах и районах Республики и не сложивших свои полномочия.

В целях устранения подобных противоречий совершенствование должно идти не по пути дальнейшего ветвления судебной системы, а посредством укрепления независимости судебной власти и дальнейшей модификации норм материального и процессуального права, которые из-за пробельности и противоречивости законодательства дают широкий простор для принятия усмотренческих решений, основанных на соображениях политической либо экономической целесообразности.

В числе первоочередных видятся следующие меры, направленные на повышение эффективности правозащитной деятельности судов общей юрисдикции в сфере избирательного процесса.

Необходимо устранить противоречия между нормами избирательного и гражданского процессуального законодательства. Такие противоречия (в сфере подсудности, определения субъектов обжалования, сроков обращения в суд и др.) могут возникать периодически в связи с тем, что гражданское процессуальное законодательство гораздо стабильнее избирательного. Действующий ГПК РФ в части, регулирующей порядок искового производства и изначально построенной на принципах равноправия и состязательности сторон, вполне отвечает требованиям эффективной судебной защиты прав и свобод граждан. Однако избирательное законодательство развивается более динамично, ибо каждая избирательная кампания выявляет новые недостатки правового регулирования организации выборов, требующие адекватных и оперативных действий законодателя по их устранению.

В этой связи целесообразно уточнить существующий принцип судебного разрешения избирательных споров: дела о защите избирательных прав граждан следует рассматривать по правилам искового производства с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Исходя из этого, не нужно создавать в Гражданском процессуальном кодексе обособленную группу норм, регулирующих специфику разрешения избирательных споров. Эта специфика регламентируется избирательным законодательством в соответствии с обозначенным выше принципом. Тем самым будет устранена постоянно возникающая проблема унификации конституционного и гражданского процессуального законодательства, обеспечено системное единство последнего, исключено юридически бессмысленное дублирование норм.

Особенности процедуры признания нормативных правовых актов недействующими, включая законы субъектов Российской Федерации, должны регулироваться специальным Федеральным конституционным законом. В настоящее время эти особенности закрепляются нормативным правовым актом меньшей юридической силы - ГПК РФ (глава 25), хотя еще 22 ноября 1999 г. Совет Федерации отклонил принятый Государственной Думой проект федерального конституционного закона "О полномочиях судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 1 (ч.II). Ст.21). Вполне возможно возвращение к идее принятия такого законодательного акта с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В целях обеспечения законности и обоснованности принимаемых судами общей юрисдикции решений требуется пересмотреть подход к определению порядка рассмотрения дел о защите избирательных прав граждан. В настоящее время избирательные споры, включая обжалование конституций (уставов) и законов субъектов Федерации, рассматриваются по первой инстанции судьей единолично, если иное не предусмотрено Федеральным законом (п.1 ст.246 ГПК РФ). Обязательна коллегиальность только при рассмотрении дела о расформировании избирательной комиссии (п.6 ст.31 Федерального закона "Об основных гарантиях..."). При этом коллегиальность предполагает рассмотрение дел судом в составе трех профессиональных судей (п.1 ст.14 ГПК РФ).

Такой порядок при ограниченном из-за недостаточного финансирования штате судей позволяет, очевидно, несколько повысить пропускную способность судов, однако далеко не всегда обеспечивает компетентность принимаемых решений. Так, определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 5 марта 2002 г. было отказано в принятии заявления в части признания недействующими глав I и X республиканской Конституции, которыми не устанавливался предельный срок пребывания одного и того же лица в должности Президента Республики. Данное определение было отменено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ только 7 мая 2002 г. Тем самым незаконный акт правосудия привел к неоправданному затягиванию процесса.

Когда рассмотрение избирательного спора осуществляется одним человеком, возможность судебной ошибки увеличивается. Кроме того, резко возрастает и психологическая нагрузка на судью, которому, видимо, приходится консультироваться с иными работниками суда, хотя такая "скрытая" коллегиальность не вполне вписывается в рамки процессуального закона. Поэтому целесообразно передать рассмотрение обращений, содержащих требования о признании недействующими конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, в ведение президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов. Споры, связанные с регистрацией кандидата (списков кандидатов) и ее отменой, признанием итогов голосования и результатов выборов недействительными, должны, по моему мнению, рассматриваться судом коллегиально в составе трех профессиональных судей. Тем самым общество получит более весомые гарантии объективного, юридически обоснованного рассмотрения дел, результаты которого во многом определяют характер выборов как свободных и демократических.

В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлении от 25 декабря 2001 г., следует изменить сроки рассмотрения дел о нарушениях избирательных прав граждан, обжалования и пересмотра принятых по ним решений. Такие особые сроки необходимы в целях обеспечения стабильности избирательного процесса, свободного волеизъявления граждан на выборах, эффективной судебной защиты избирательных прав. Например, годичный срок, установленный для обжалования избирательных прав граждан после опубликования результатов выборов, представляется при существующих санкциях бессмысленным. Когда избранные депутат или должностное лицо приступили к исполнению своих полномочий, избирательные права практически не восстановимы. Единственный способ их восстановления - отмена результатов выборов, что может привести к нелегитимности принятых властным органом решений и дестабилизировать сами основы конституционного строя. Отсюда необходим как минимум трехмесячный срок для начала реализации принятых избирательным корпусом посредством голосования властных решений, в течение которого (и не позднее) возможно заявление требований об отмене результатов выборов и их удовлетворение либо отклонение судом. Это, однако, не исключает применение по истечении указанного трехмесячного срока иных компенсаторных механизмов защиты нарушенного избирательного права, включая возмещение морального вреда, а также ответственность избирательных комиссий.

Законодательные нормы, регулирующие процедуру отмены регистрации кандидата (списков кандидатов), по-прежнему несовершенны, поэтому соответствующие гарантии защиты избирательных прав граждан должны быть усилены. Нужен единый порядок вступления в силу решений суда об отмене регистрации кандидата, который бы позволил обеспечить соблюдение и требований постановления Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2001 г., и принципа равенства кандидатов. Так, в период избирательной кампании по выборам глав муниципальных образований Иркутской области в марте-апреле 2002 г. суды отменили регистрацию кандидатов на должности мэров городов Ангарска и Усолье-Сибирское. Причем если в первом случае решение суда было приведено к немедленному исполнению и его кассационная проверка состоялась через несколько месяцев после окончания избирательной кампании, то в г. Усолье-Сибирское кандидат, в отношении которого была применена данная санкция, смог принять участие в выборах.Целесообразно установить, что вопрос об отмене регистрации кандидата (списков кандидатов - за исключением федеральных) должен рассматриваться районными, городскими судами не позднее чем за 10 дней до дня голосования с тем, чтобы кассационная жалоба на соответствующее решение могла быть подана и рассмотрена в верховном суде республики, краевом, областном суде не позднее чем за три дня до дня голосования. Помимо перечисленных мер по совершенствованию порядка судебной защиты избирательных прав граждан, по моему мнению, способствовало бы внесение и других изменений в избирательный закон, в том числе: нормативное оформление признания невозможности проведения свободных выборов в условиях массовых нарушений избирательных прав граждан (главным образом в силу использования служебного положения должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления); отказ от возможности двойного обжалования нарушений (одновременно в избирательную комиссию и в суд), ибо правоприменителю, как правило, очень трудно квалифицировать соответствующие жалобы в качестве аналогичных и т.д.

Эти и другие меры позволят значительно повысить эффективность правозащитной деятельности судов в избирательной сфере, а значит, и обеспечить подлинную свободу волеизъявления избирателей на выборах.

1.3 Анализ законодательства предусматривающего право граждан на судебную защиту избирательных прав

Проблема избирательных споров весьма актуальна на современном этапе развития российской государственности в целом и избирательной системы в частности. В связи с этим возникает необходимость в проведении сопоставления избирательных споров, как споров, связанных с нарушением избирательных прав граждан, с некоторыми схожими правовыми явлениями и, в частности с правовыми спорами, имеющими место в связи с обжалованием нарушений права граждан на участие в референдуме Российской Федерации.

На первый взгляд может показаться, что эти два вида правовых споров являются однопорядковыми юридическими явлениями и вопрос об их разграничении надуман и неуместен. Так, именно на позиции отождествления референдумных споров и избирательных под эгидой последних находится Е.П. Ищенко, который под избирательными спорами понимает разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или судебном порядке. Тем самым автор не находит никакой принципиальной разницы между правовыми спорами, связанными с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Действительно, юридическая, нормативная база, устанавливающая саму возможность существования и порядок рассмотрения избирательных споров и споров при проведении референдумов совпадает в едином федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией и защитой конституционных прав граждан избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме, как средства осуществления народом принадлежащей ему власти в условиях демократического российского государства.

Однако далеко не все ученые соглашаются с тем, что отношения, возникающие в связи с проведением референдумов в Российской Федерации, входят в предмет избирательного права, а, следовательно, и избирательные споры не поглощают в себя споры референдумные. Так С.Д. Князев полагает, что одно лишь сходство "технологических" аспектов этих двух институтов народовластия не может служить убедительным доказательством в пользу объединения выборов и референдума в единый по своей природе объект правового регулирования. Нельзя, полагает автор, игнорировать то обстоятельство, что выборы и референдум имеют различные основания, цели и юридические последствия.

Прежде всего, само различие избирательного права и права на участие в референдуме граждан заложено уже в Конституции РФ. Так в ч. 3 ст. 3 отдельно выделяются два вида непосредственной демократии при осуществлении народом принадлежащей ему власти - это референдум и свободные выборы. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также выделяет отдельно выборы и референдум, избирателей и участников референдума, избирательные права граждан и право на участие в референдуме. Причем, если выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, то под референдумом в федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимается форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Как видно, референдум и выборы рассматриваются законодателем как две абсолютно самостоятельные формы прямого волеизъявления граждан, которые различаются в первую очередь по целям их проведения. Референдумы бывают трех видов: 1) референдум Российской Федерации; 2) референдум субъекта РФ; 3) местный референдум. Здесь можно обнаружить некоторую аналогию с уровнями проводимых в России выборов, что, однако, не свидетельствует о тождестве рассматриваемых правовых явлений. Важно отметить, что федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" лишь устанавливает общий для выборов и референдумов набор основных гарантий конституционных права избирать и быть избранным, а также права на участие в референдуме, в то время как детальное правовое регулирование, к примеру, федеральных выборов и референдума, осуществляется четко дифференцированно. Порядок выборов Президента РФ и депутатов Государственной думы РФ предусмотрен в федеральных законах "О выборах президента РФ" и "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ". Что касается референдума Российской Федерации, то процедура его проведения регулируется федеральным конституционным законом РФ "О референдуме Российской Федерации". Раздельное правовое регулирование, причем на уровне разных по юридической силе законов - федерального и федерального конституционного, на наш взгляд, еще раз подтверждает автономность референдума по отношению к выборам.

Необходимо также обратить внимание на то, что если выборы проводятся постоянно, с установленной в законе периодичностью, являясь легитимным и единственно возможным в условиях демократической России способом постоянного формирования и обновления органов государственной власти, местного самоуправления и выборных должностных лиц, то референдум - это элемент выражения власти народа, тот юридический инструмент, который используется исключительно в связи с поступившей инициативой определенных в конституции (законе) субъектов, либо применяющийся в зависимости от сложившейся и предусмотренной в законодательстве ситуации, а также не обладающий признаком заранее установленной периодичности его проведения. Именно поэтому, в сравнении с выборами, референдумы представляют собой достаточно редкое явление, которое в отличие от выборов имело место далеко не во всех субъектах РФ. Безусловно, что у референдумного процесса во многом совпадает технологическая, процедурная составляющая с процессом избирательным, что и обусловило, на наш взгляд, комплексное в рамках единого базового федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" регулирование этих двух отличных друг от друга правовых явлений, хотя не следует забывать, что федеральный закон 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" регулировал исключительно избирательные отношения и не содержал норм, закрепляющих порядок реализации и защиты права граждан на участие в референдуме. Кроме этого, как отмечает С.Д. Князев, обращает на себя внимание тот факт, что практически во всех субъектах Российской Федерации законодательное регулирование избирательных прав и права на участие в референдуме осуществляется на дифференцированной основе. Поэтому, современное единое, в рамках одного закона закрепление базовых гарантий осуществления и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме, как уже было сказано, не привело к отождествлению референдума и выборов и не повлекло поглощения избирательным правом такого самостоятельного института конституционного права России, как институт референдума, в качестве наивысшего способа выражения народом принадлежащей ему власти.

Возвращаясь снова к конституционным основам избирательного права и права на участие в референдуме, приведем в связи с этим позицию С.Д. Князева, который полагает, что вовсе не случайно Конституция России, определяя выборы как свободные, не содержит аналогичной характеристики по отношению к референдуму. За этим, с точки зрения автора, кроется существенное концептуальное различие методов правовой регламентации избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, отражающее специфические особенности данных форм участия обладателей этих конституционных прав в управлении делами общества и государства. Его нетрудно обнаружить при внимательном исследовании порядка назначения, условий подведения итогов и определения результатов выборов и референдума, а также тех юридических ограничений, которые установлены применительно к избирательным правам и праву на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Поэтому отнесение референдума к числу институтов избирательного права и процесса выглядит неубедительно, не способствует его восприятию в качестве совершенно самостоятельного, в том числе и в разрезе правового регулирования, проявления народовластия, преследующего совершенно иные, нежели выборы, цели.

Более того, нивелирование отличий между законодательством о выборах и законодательством о референдуме может привести к негативным, с точки зрения развития демократических процессов, последствиям. Как справедливо замечает А.Е. Постников, вопросы референдума должны быть содержательно отделены от вопросов избирательного права таким образом, чтобы референдум не мог быть использован в качестве замены для проведения свободных демократических выборов. Все это заставляет усомниться в обоснованности и целесообразности придания референдуму статуса органической составной части избирательного права. Из всего вышеизложенного следует, что общественные отношения, связанные с реализацией и защитой права граждан на участие в референдуме, на наш взгляд, не входят в предмет российского избирательного права, а, следовательно, и избирательные споры, протекающие в рамках охранительных избирательных правоотношений, не включают в себя правовые споры, имеющие место в связи с нарушениями права граждан на участие в референдуме. Безусловно, что между спорами референдумными и избирательными много общего, поскольку как первые, так и вторые являются юридическими конфликтами и правовыми спорами. Сходство также в частности обнаруживается применительно к единообразной процедуре их рассмотрениях и разрешения, установленной ст. 75 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 259 ГПК РФ. Однако при всем при этом избирательные споры характеризуются значительно более широким по сравнению со спорами референдумными перечнем возможных предметов споров. Кроме того, правовые споры, связанные с нарушением права граждан на участие в референдуме, обладают своим весьма специфическим субъектным составом (инициативные группы по проведению референдума и т.д.), причем круг возможных субъектов избирательных споров существенно шире в сравнении с кругом субъектов референдумных споров. Чаще избирательные споры имеют место и в плане количественных показателей их возникновения, что обусловлено регулярностью процесса проведения выборов и фрагментарностью использования референдумов в качестве формы прямого волеизъявления граждан.

Право на судебную защиту избирательных прав предусмотрено прежде всего в Конституции РФ Закрепленная в ч. 1 статьи 46 Конституции РФ гарантия судебной защиты является важнейшим и эффективным средством реализации провозглашенных в ст. 2 Конституции положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой, обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции, и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным законом, не допускается. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Перечисленные суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий призваны стоять на страже законных прав и свобод человека и гражданина.

Круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед административным. Главное из них - самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Гарантии независимости судебной власти обеспечиваются: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; неприкосновенностью судьи; для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов - также системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и др.

Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: открытости, состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.

Раскрывает общие конституционные положения о праве граждан на судебную защиту избирательных прав Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 28.06.04 № 5 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации": "Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающие право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами".

Далее положения конституционного закона конкретизируются в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Согласно ст. 75 указанного Закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, соответствующей комиссии референдума, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов, референдума.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.