РУБРИКИ

Земельное право

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Земельное право

Земельное право

15

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Астраханский филиал

Кафедра юридических дисциплин

Дисциплина Земельное право

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№1

Выполнил студент 2 курса

дистанционного обучения

юридического факультета

(специальность «Юриспруденция»)

Павлова Е.П.

Проверил_________________________

АСТРАХАНЬ 2008

План

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, состав, виды земельных правонарушений

2.Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства

3.Ответственность за порчу и загрязнение земель

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………….......25

Введение

Земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. Она выступает прежде всего в качестве единственного места обитания всех поколений людей, выполняет функцию пространственного базиса для размещения и развития отраслей производства. Среди материальных условий, необходимых для производственной деятельности людей, особое место принадлежит земле с ее почвенным покровом, недрами, лесами и водами. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель, являются на сегодняшний день одними из наиболее актуальных.

Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере.

Однако в настоящее время на практике при соблюдении устанавливаемых законодателем требований в сфере земельно-правовых отношений, а также непосредственно при реализации своих законных прав на землю или осуществлении их защиты собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы сталкиваются с серьезными затруднениями. Данная ситуация, во-первых, обусловлена тем, что в настоящее время кроме Земельного кодекса РФ земельные правоотношения регулируются еще большим количеством федеральных законов и законов субъектов РФ, разобраться в которых и найти ответы на вопросы достаточно сложно. Ситуация нередко усугубляется, во-вторых, наличием пробелов и противоречий в действующем земельном законодательстве, ставящих землеобладателей в тупиковые ситуации, выйти из которых могут помочь только грамотные и понятные разъяснения специалистов в области земельного права.

В связи с этим при написании настоящего пособия автор поставил своей целью изложить на основе Земельного кодекса РФ и новейшего земельного и гражданского законодательства РФ доступные ответы на наиболее часто возникающие практические земельно-правовые вопросы. Данное пособие призвано помочь всем землепользователям, землевладельцам и собственникам земельных участков разобраться в их правах на землю, грамотно распорядиться участком или закрепить права на землю, которые ранее не были оформлены надлежащим образом. Из этого пособия вы узнаете также о полномочиях государственных и муниципальных органов, которыми они наделены при осуществлении управления и контроля в области использования и охраны земель, их правах и обязанностях, установленных земельным законодательством. Изложение теоретического материала подкрепляется примерами из практики, причем анализируются как надлежащие формы реализации правовых норм, так и ошибки, допускаемые землевладельцами и должностными лицами государственных или муниципальных органов.

В целях оказания практической помощи в пособие включены образцы и типовые формы документов, при помощи которых получают юридическое оформление наиболее распространенные отношения по поводу земли - предоставление земельных участков либо их изъятие, сделки с землей, разрешение земельных споров (заявления, решения, гражданско-правовые договоры, исковые заявления и др.).

На основе материала пособия читатель сможет, самостоятельно работая с нормативными источниками, расширить свои познания в земельном праве и развить необходимые практические навыки.

1. Понятие, состав, виды земельных правонарушений.

Земельное правонарушение - это виновное противоправное деяние, направленное против установленного законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, препятствующее осуществлению земельных прав и интересов юридических лиц и граждан, причиняющее вред земле как природному богатству, здоровью и имуществу людей, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность.

Из данного определения видно, что земельное правонарушение характеризуется следующими признаками:

1) это виновное деяние;

2) это противоправное деяние, т.е. деяние, противоречащее нормам земельного законодательства;

3) оно посягает на установленный законодательством земельный строй, порядок управления и пользования землей, ее охраны;

4) оно причиняет вред земле как природному объекту, здоровью и имуществу людей;

5) оно влечет юридическую ответственность.

Земельное правонарушение состоит из элементов, характеризующих совершенное действие или бездействие как правонарушение, которые в совокупности образуют состав правонарушения. Понимание состава земельного правонарушения необходимо для разграничения различных видов указанных правонарушений, например административных проступков в области охраны и использования земель от уголовных преступлений в этой же области.

Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной сторонами правонарушения. Ответственность за правонарушение, как и в иных отраслях права, может наступать только при наличии всех четырех элементов, а отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Под объектом земельного правонарушения понимают земельный правопорядок (у некоторых авторов - земельный строй), а также права и законные интересы собственника земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Под объективной стороной земельного правонарушения понимают противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое вопреки требованиям земельного законодательства. Земельное правонарушение может быть совершено как путем активных действий, так и в результате бездействия. Примером может служить снижение или уничтожение почвенного плодородия вследствие неправильной вспашки земли (действие) и непринятия мер по охране земель от процессов разрушения (бездействие). В содержание объективной стороны кроме деяния входят еще его объективно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Вред, причиняемый земельным правонарушением, носит и имущественный, и экологический характер, возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора (например, загрязнение земли). Причинная связь между правонарушением и вредом подтверждает, что вред возник именно по этой причине, а не по какой-либо другой.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица независимо от формы собственности и подчиненности, ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т.п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок). Необходимо подчеркнуть, что наряду с российскими юридическими и физическими лицами субъектами правонарушений могут выступать и граждане иностранных государств, а также предприятия с иностранными инвестициями. Государственные органы и их должностные лица также могут быть привлечены к ответственности в случае нарушения требований законодательства по распоряжению землей.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому им деянию. Земельные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Вина в форме умысла имеет место тогда, когда из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение (например, самовольное занятие земельного участка). В случаях совершения земельного правонарушения по неосторожности в поведении лица отсутствуют элементы намеренности. Оно не направлено сознательно на правонарушение, но в то же время в поведении человека отсутствуют должные внимательность и осмотрительность.

Таков элементный состав земельного правонарушения, и, как уже отмечалось выше, лишь при наличии всей совокупности четырех элементов может наступать ответственность за правонарушение.

В зависимости от того, в каких отраслях законодательства содержатся правовые нормы, регулирующие земельные правонарушения, выделяют: преступления в области земельного правопорядка, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные правонарушения в области охраны и использования земель.

2.Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.

Предусматривая наступление ответственности за нарушение норм настоящего Закона, положения комментируемой статьи носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности соответствующему законодательству Российской Федерации. Так, в частности, ряд вопросов ответственности регулируется нормами Земельного кодекса РФ (например, гл. XIII, ст. ст. 74 - 76), которыми предусмотрено, что за нарушение земельного законодательства может наступать административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность. Понятие, состав и меры воздействия (наказания), применяемые в отношении правонарушителей, каждого из перечисленных видов юридической ответственности предусматриваются в специальных отраслях законодательства: административном, уголовном, трудовом, гражданском.

В целом под правонарушением понимается виновное, противоправное, наносящее вред интересам государства, обществу и гражданам действие либо бездействие вменяемого лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Юридическая ответственность заключается в необходимости для виновных лиц, совершивших правонарушения, претерпевать определенные неблагоприятные последствия вследствие применения к ним мер государственного воздействия компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном законодательством порядке.

Любое правонарушение включает в себя ряд обязательных признаков, совокупность которых образует состав правонарушения. К таким признакам относятся:

объект правонарушения (урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым противоправными действиями (бездействием) причиняется непосредственный вред (ущерб));

субъект правонарушения (физические или юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическую ответственность за совершенные противоправные деяния);

объективная сторона правонарушения (внешне выраженное действие либо бездействие, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними);

субъективная сторона правонарушения (психическое отношение субъекта правонарушения к своему деянию и его последствиям, которое характеризуется виной (умыслом - прямым или косвенным и неосторожностью - самонадеянностью или небрежностью) правонарушителя).

Административная ответственность. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Мерой административной ответственности за совершение административного правонарушения согласно КоАП РФ является административное наказание (применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами), основные виды которого определены в ст. 3.2 КоАП РФ. Наиболее часто применяемой мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административный штраф.

Административный штраф представляет собой денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается в размере, не превышающем:

для граждан - пяти тысяч рублей;

для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей;

для юридических лиц - одного миллиона рублей (в данном случае штраф также может выражаться в величине, кратной конкретному материальному требованию в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 3.5 КоАП РФ).

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует заметить, что на протяжении длительного времени административный штраф выражался в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Однако в связи с изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ, отныне размер штрафа за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, определяется в фиксированной денежной сумме.

Основные меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства сосредоточены в гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" (в частности, ст. ст. 7.1 - 7.4, 7.8, 7.10, 7.13, 7.14, 7.16, 7.25, 7.26, с 1 января 2011 г. - ст. 7.34) и гл. 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования" (в т.ч. ст. ст. 8.2, 8.4 - 8.8, 8.12) КоАП РФ. Наибольший интерес (в контексте комментируемого Закона) среди них представляют следующие правонарушения:

уничтожение специальных знаков (в т.ч. межевых знаков границ земельных участков) (ст. 7.2);

нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13);

проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14);

уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации (ст. 7.25);

нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);

порча земель (ст. 8.6);

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8).

Что касается административных правонарушений, за совершение которых предусматривается административная ответственность в соответствии с законами субъектов РФ, то здесь можно привести следующие примеры. Так, Законом Республики Адыгея от 19.04.2004 N 215 "Об административных правонарушениях" установлена ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) республиканского и местного значения, их территорий и зон их охраны, а также несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны (ст. 40). В Законе Курской области от 04.01.2002 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" в том числе предусмотрена административная ответственность за:

предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки (ст. 14);

нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости (ст. 17).

В качестве административного наказания за данное правонарушение, а также за отсутствие указанных проекта и (или) паспорта предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до пятисот МРОТ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, а также законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях".

Так, в частности, ст. 23.21 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. ст. 8.6 - 8.8, а с 1 января 2011 г. - также ст. 7.34 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных выше органов вправе: главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель (его заместители); главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель (их заместители) и главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность применяется при совершении правонарушений, которые квалифицируются как преступления - виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. В отличие от остальных видов правонарушений преступления характеризуются наибольшей степенью общественной опасности.

Хотелось бы заметить, что практика привлечения к уголовной ответственности за так называемые "земельные" преступления почти не сформирована. В большинстве случаев при обнаружении фактов загрязнения или иной порчи земель применяют меры административной ответственности либо гражданско-правовой, поскольку подобным нарушениям не придают особой значимости и не считают их общественно опасными.

Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных на него трудовых (служебных) обязанностей.

Земельным кодексом РФ (ст. 75) предусмотрено, что должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие совершения гражданско-правового правонарушения, которое иначе именуется деликтом. Под деликтом понимаются противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормам гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям.

Меры гражданско-правовой ответственности имеют главным образом имущественный характер и заключаются, как правило, либо в возмещении убытков (вреда) стороне, чьи имущественные права нарушены, либо во взыскании в пользу этой стороны денежных сумм (неустойки (штрафа, пени)) или имущества. Мерами гражданско-правовой ответственности являются и случаи имущественного (только денежного) возмещения (компенсации) морального вреда, который может быть причинен личности (гражданам) нарушением ее прав.

Гражданско-правовая ответственность в первую очередь выступает как средство охраны (защиты) интересов и прав участников гражданских правоотношений и ее преимущественной функцией является компенсационная (восстановительная). Это означает, что основной задачей применения мер гражданско-правовой ответственности является восстановление нарушенных прав и (или) компенсация причиненных убытков (вреда). В частности, по принципу: "Не исполнил (нарушил, причинил вред) - ответь (заплати, возмести, компенсируй)!". Кроме того, меры гражданско-правовой ответственности выполняют и стимулирующую функцию, которая призвана стимулировать должное поведение и исполнение принятых на себя обязательств. По принципу: "Не исполнишь (нарушишь, причинишь вред) - придется ответить (заплатить, возместить, компенсировать)!".

Положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Полное возмещение вреда - это основной принцип гражданско-правовой ответственности, закрепленный в ст. 1064 Гражданского кодекса РФ. Согласно части 1 указанной статьи вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно положениям ч. 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Указанным положениям соответствуют нормы ст. 15 ГК РФ, которыми установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются:

расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (фактические и будущие расходы);

утрата или повреждение имущества (реальный ущерб) лица, чье право нарушено;

неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В части 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ закреплено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре:

восстановлению плодородия почв;

восстановлению земельных участков в прежних границах;

возведению снесенных зданий, строений, сооружений;

сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений;

восстановлению межевых и информационных знаков;

устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Возмещению подлежат также убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 61 Земельного кодекса РФ). Порядок такого возмещения регулируется нормами гражданского законодательства.

3.Ответственность за порчу и загрязнение земель.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Между тем вред собственникам и иным титульным владельцам и пользователям земли может быть причинен также и органами государственной власти и местного самоуправления либо их должностными лицами. В законодательстве закрепляется норма, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).

Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков, которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещении вреда, причиненного земле, речь идет о взыскании в основном будущих расходов на произведение восстановительных работ.

Размер убытков, причиненных земле, исчисляется в некоторых случаях в соответствии со специальными методиками, а в остальных по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду. Статья 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона). Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется согласно статье 78 данного Закона исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных в результате порчи земли как природного объекта, Приказом Роскомзема от 10 ноября 1993 г. и Минприроды России от 18 ноября 1993 г. утвержден Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <164>. Эта методика устанавливает правила исчисления размера ущерба, причиненного в результате загрязнения земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Методика определения размера ущерба состоит в следующем. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основе материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов.

Применяется также методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго России 1 ноября 1995 г. Эта методика предназначена для определения ущерба окружающей природной среде в результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений, объектов или линейной части магистральных нефтепроводов.

Создание специальных методик расчета вызвано тем, что исчисление всех элементов убытков представляет собой чрезвычайно сложный процесс. При предъявлении исковых требований не всегда удается определить характер и объем всех последствий причиненного вреда, так как цепочка вредных последствий обусловлена взаимосвязью элементов природного комплекса. Ведь не всякий ущерб проявляется сразу, часто он носит потенциальный характер. Поэтому установление специальных такс и методик для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, призвано облегчить на практике определение размера взысканий.

Применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда на практике не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, так как стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния земли может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам. Минприроды России были предприняты попытки применить иной принцип определения расчета для исчисления размера взысканий. Так, согласно пункту 3.1 Порядка определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами размер ущерба от загрязнения земель определяется исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. Если оценить такие затраты невозможно, то размер ущерба от загрязнения земель рассчитывается по методике.

Иногда суды необоснованно отказывают в иске, ссылаясь на отсутствие специальных методик для расчета размера ущерба. В частности, Рязанский областной арбитражный суд отказал в иске областному комитету по охране окружающей природной среды к АО "Рязанский сельский строительный комбинат" о возмещении вреда, причиненного в результате загрязнения земель. Истцом на территории ответчика были выявлены несанкционированные места складирования токсичных отходов. Суд мотивировал свой отказ в удовлетворении исковых требований тем, что истцом не доказан факт причинения ущерба в результате захламления территории, а также не представлен обоснованный расчет предполагаемого ущерба. Кроме того, суд в решении отметил, что законодательством не установлены критерии, позволяющие определить степень загрязнения земель. В соответствии с нормами действующего законодательства расчет причиненного ущерба должен был быть произведен истцом на основании Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденного письмами Минприроды России 04-25 и Роскомзема 61-5678 от 27 декабря 1993 г. Однако и отсутствие методики расчета ущерба не может служить основанием отказа в исковых требованиях.

За нарушение прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в статье 62 ЗК РФ предусмотрено возмещение убытков в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. комментарий к ст. 62 ЗК РФ).

6. Заключение

Структура и этапы бюджетного процесса в цивилизованных странах, независимо от их общественно - политической формации, не имеют принципиальных расхождений. Однако технологические приемы, сопровождающие эти этапы. Безусловно, разнообразны и различаются даже по регионам. Представляется принципиально важным определение и использование таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового контроля, которые в конкретных экономических условиях позволяет эффективно распорядится бюджетным потенциалом как страна в целом, так и в регионе.

Развитие бюджетной системы современной России осложняется отсутствием эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии бюджетной поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны. Для этого требуются разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, прогнозируемым на ближайшие 10 - 15 лет, и обеспечивающей четкое согласованное взаимодействие ее элементов. Нужны такие механизмы бюджетной деятельности, которые могут достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

7. Список используемой литературы.

1. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М., 2002.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.