РУБРИКИ

Германская филология

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Германская филология

Германская филология

172

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тюменский государственный университет

Лекции

ГЕРМАНСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Н.В. Дрожащих

Издательство Тюменского государственного университета

2009

УДК: 811.11 (075.8)

ББК Ш 143-293

Д 753

Дрожащих Н.В. Германская филология. Лекции по курсу: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 120 с.

В учебном пособии в 14 лекциях рассматриваются основные теоретические понятия и категории германистики, базовые принципы анализа древнего текста.

Для студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области германских языков.

Рецензент:

С.А. Питина, проф., д. ф. н., зав.кафедрой теории языка Челябинского государственного университета

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

© Н.В. Дрожащих, 2009.

Пояснительная записка

Курс «Древние языки и культуры» имеет большое общеобразовательное значение и закладывает основы теоретической подготовки лингвистов и филологов-германистов. Курс подготавливает студентов к более детальному и углубленному изучению истории отдельных германских языков, в частности, он призван заложить теоретическую базу для успешного усвоения студентами материала «Истории английского языка и введения в спецфилологию» и последующему написанию курсовых и дипломных работ по исторической лингвистике.

При изучении курса особое внимание уделяется понятиям территориальных и хронологических границ древних культур, основным этапам развития истории и культуры германцев, выдающимся деятелям, представляющим эти культуры; религии, образованию и различным сторонам повседневной жизни германцев. Изучается место древних германских языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира; закладываются основы сведений о грамматической системе древних германских языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных иностранных языков; вскрывается роль германских языков в формировании лексического тезауруса современных языков - родственных древнему или имеющих с ним исторические и культурные связи.

Цель курса - дать студентам общие сведения о специфике германских языков и об особенностях исторического развития отдельных языков этой группы, показать эволюцию фонетической, лексической, грамматической и синтаксической подсистем германских языков в связи с историей германцев и сформировать у студентов представление об эволюции форм германских языков. Задачи курса - показать родственные черты, которые объединяют германские языки и выделяют их из общей индоевропейской языковой семьи, проследить основные этапы развития германских языков, выявить общие закономерности и определенные специфические черты, присущие разным германским языкам, ознакомить студентов с фактическим материалом по истории развития фонетики, грамматики и словарного состава германских языков и с причинами исторических изменений, выявить специфику исторического развития древних германских языков, в частности, готского языка как одного из самых древних германских языков, дать целостное представление о культуре германцев. При изучении теоретического курса студенты овладевают практическими навыками системного - фонетического / фонологического, грамматического, лексического, этимологического анализа древних текстов, приобретают умения дать историческое объяснение основных особенностей древних германских языков.

Пособие построено как курс лекций, снабжено заданиями к семинарам, глоссарием, приложением.

Лекция 1. Курс «Древние языки и культуры»

1. Цель и задачи курса «Древние языки и культуры»

Цель курса «Древние языки и культуры» - дать общие сведения о:

- древних индоевропейских языках и культуре индоевропейцев,

- истории и культуре германских народов (космогония и теогония),

- германских языках (фонетика, лексика, грамматика),

- классификации германских языков,

- особенностях исторического развития отдельных германских языков, в частности, самого древнего германского языка - готского языка.

Задачи курса - проследить историю древних германцев, их расселение на территории Европы, определить основные племенные группировки германцев, проследить основные этапы развития германских языков и выявить общие и специфические особенности фонетики, лексики, грамматики и синтаксиса германских языков.

Германцы - это группа древних индоевропейских племен. Археологические исследования показывают их присутствие в Северной Европе с VII в. до н.э.

Происхождение индоевропейцев - носителей индоевропейских племен противоречиво, существует несколько теорий.

2. Индоевропейская семья языков и индоевропейцы

Согласно исследованиям М. Илиаде, индоевропейцы, по всей видимости, происходят из одного региона, который археологи часто идентифицировали с нижним бассейном Волги, откуда эти воинственные, полукочевые, патриархальные племена распространялись несколькими волнами.

Первая волна распространения относится к середине 5000 тыс. до н.э. - 4500 г. Около 3000 г. до н.э. сформировалась вторая волна. К 2500 г. до н.э. индоевропейцы заняли территорию от степной зоны севернее Черного моря через Волгу и Урал до Луары и от Северного моря до Балкан.

Можно предположить, что праиндоевропейский язык, из которого развились многочисленные и.-е. языки, принадлежал говорившим на нем народам курганной культуры древнейшей поры, т.е. 6000-5000 г. до н.э. Курганные народы более поздней эпохи - IV-III тыс. до н.э., по всей вероятности, говорили уже на дифференцированных индоевропейских диалектах, которые и дали начало индоевропейским языкам.

По мнению Б. Вайна, культурная информация указывает на то, что индоевропейцы происходят из причерноморско-каспийских степей и лесных районов между Днепром и Доном и имеют отношение к следующим культурам:

- культура Средний Стог 4500-3500 г. до н.э.,

- ямная культура 3500-2200 г. до н.э. (позднеиндоевропейский период),

- андроновская культура 2200 г. до н.э. (северный Казахстан, ранние индоарийцы).

М. Илиаде считает, что для индоевропейцев характерна культура холмов или курганов, и поэтому их называют людьми курганной культуры, хотя принадлежность индоевропейцев к курганной культуре часто оспаривается.

По некоторым источникам, словарь индоевропейского языка - описание ландшафта и климата - позволил лингвистам отнести прародину индоевропейцев в Европу - между Альпами и Балтийским и Северным морем.

Гипотеза против Европы и северного побережья Черного моря

Слово «береза» является аргументом за европейскую гипотезу происхождения индоевропейцев, но аргументом против нижней Волги. Береза не растет восточнее линии, прочерченной от Гданьска на Балтийском море к области на северо-западе от Черного моря. Два вида березы, тем не менее, растут в современной Турции. Наименование дуба также является аргументом против европейской гипотезы. Дуб, название которого есть в протоиндоевропейском языке, не рос в северной Европе послеледникового периода, но начал распространяться там с юга в конце IV-начале III тыс. до н.э.

По свидетельству Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, последние данные указывают на другое происхождение индоевропейцев - на Западную Азию. Ландшафт описываемых праязыков позволяет считать прародиной индоевропейцев область между югом Черного моря, Малой Азией (древней Анатолией или современной Турцией), Балканским полуостровом и Кавказскими горами. Более чем 6000 лет назад в восточной Анатолии возникает индоевропейский праязык и в результате миграций его носителей по Евразийскому континенту разделяется на диалекты и ветви. Первое разделение осуществляется не позднее IV тыс. до н.э. (хетты и анатолийцы). Затем возникает сообщество носителей греческого, армянского, индо-иранских языков (IV тыс. лет назад), к середине III тыс.-2500 г. до н.э. сообщество разделилось на 2 группы - индо-иранских и греко-армянских языков и к середине II тыс.-1500 г. до н.э. выделяется греческий диалект. В конце III тыс.-2900 г. до н.э. отделяется тохарский язык. Его носителями являются первые индоевропейцы, появившиеся на древнем Ближнем Востоке в Месопотамии.

Как появляются германцы и германская группа языков?

В III тыс. до н.э. в эпоху неолита на побережья Северного и Балтийского морей вторгаются индоевропейские племена и смешиваются с местными племенами другой этнической группы. От смешения индоевропейцев с местными племенами, по всей вероятности, и происходят предки древних германцев. В I тыс. до н.э. германцы распространяются в низовья рек Везер и Одер, а около 750 г. до н.э. они достигают реки Висла. Таким образом, область расселения германских племен к I в. н.э. охватывает южную часть Скандинавского полуострова, полуостров Ютландию и территорию Шлезвиг-Гольштейн (современная Германия), т.е. север Европы. Во время своей экспансии по Европе германцы смешивались с другими индоевропейскими племенами так называемой культуры боевых топоров (топоры находили в их могилах).

Таким образом, индоевропейцы распространяются по всей территории Европы и Азии.

Современная индоевропейская семья языков включает следующие группы и языки:

- индийская группа (санскрит - древнеиндийский, современные - хинди, урду, бенгали),

- иранская группа (авестийский - древнеперсидский, современные - персидский, курдский, таджикский, осетинский),

- армянский язык,

- греческий язык,

- албанский язык,

- славянская группа (русский, украинский, белорусский; болгарский, сербохорватский; польский, чешский, словацкий),

- балтийские языки (литовский, латышский),

- италийская группа (латынь; современные - французский, итальянский, испанский, португальский, провансальский, молдавский, румынский).

- кельтская группа (галльский, бриттский, гаэльский; современные - ирландский, шотландский, уэльский, бретонский),

- германская группа.

До недавнего времени эти группы считались единственными представителями индоевропейской семьи. В XX в. были расшифрованы тексты 2 мертвых языков: тохарского и хеттского.

Культура индоевропейцев

В индоевропейском языке зафиксированы следующие реалии курганной культуры: небольшие племенные объединения - *teutв-, управляемые сильными вождями *reg-; преимущественно патриархальное *pв- хозяйство, которое включает разведение лошадей *ekwo-, *deme- и выращивание растений *yewo-. Архитектурные постройки представлены небольшими прямоугольными домами *dom-, *dem-, построенными из леса и находящимися на высоком месте *stu-t-, *stв-. Согласно теории Марии Гимбутас, патриархальная культура индоевропейцев полностью вытеснила однородную матриархальную и мирную культуру, которая существовала в древней Европе в течение 20 тысяч лет от эпохи палеолита до неолита. Главной особенностью этой культуры было поклонение богине-матери. На древние местные культуры Европы наслаиваются элементы культуры носителей индоевропейских диалектов, и происходит постепенная ассимиляция культуры древней Европы. К материальным следам этой культуры, сохранившимся до наших дней на территории Европы от Скандинавии до Средиземноморья, относят, в частности, мегалитические сооружения - дольмены, кромлехи, менгиры, предположительно имевшие культовое назначение. У индоевропейцев данный культ теряет свое значение. На первое место выходит культ предков по мужской линии, культ почитания героев, близких богам. Наряду с этим развивается культ небесных светил и прежде всего солнца. В это время появляются первые изображения свастики как солнечного символа.

3. Исторические теории происхождения германцев

Данные археологии позволяют предположить, что в I в. н.э. пространство от Альпийских гор на юге до Балтийского и Северного морей и Скандинавского полуострова на севере и от Рейна на западе до Эльбы и даже до Черного моря на востоке было заселено германскими племенами. На этой огромной территории обитали самые разные народы, нередко очень между собой различавшиеся. На западе германцы смешивались с кельтами, на востоке - со славянами.

Мифологическая теория происхождения германцев

В этногенетическом мифе, записанном у Тацита (I в. н.э.), доказывается существование 5 основных групп германцев, три из которых - ингвеоны, иствеоны и эрминоны возводят себя к общему предку - рожденному землей богу Туисто и его сыну Манну. Каждая из трех племенных групп почитала своего особого божественного предка - Ингви, Иста и Эрмина. Кроме того, они почитали и богинь, например, особо чтилась богиня Нертус у ингвеонов и Тамфана у иствеонов. Племена собирались в священных рощах для совершения культовых обрядов.

4. Общегерманский язык

Язык предков древних германцев обособился от других индоевропейских языков и явился общегерманским языком-основой. В его развитии могут быть условно выделены два основных периода: раннегерманский и позднегерманский периоды. Раннегерманский охватывал период от эпохи постепенного выделения общегерманского языка из индоевропейской семьи до стабилизации этого языка, а позднегерманский охватывал период от эпохи общегерманского языка до появления отличительных особенностей различных германских языков.

Древние германские племена и диалекты

5. Классификация древних германских племен и диалектов

Германские племена древнейшей поры делились на две основные группы: скандинавскую - северную и континентальную - южную. Скандинавские племена занимали территорию Скандинавии, а племена южной группы - север Европы. Во II-I вв. до н.э. часть северной группы племен из Скандинавии переселилась на южное побережье Балтийского моря, в низовья Вислы и Одера, и образовала восточную группу германских племен. Таким образом, образовались три группы германцев - северная, западная и восточная группы.

Северные германцы: скандинавские племена, или гиллевионы. Языки: 1. Восточная подгруппа: древнешведский, древнедатский. 2. Западная подгруппа: древнеисландский, древненорвежский. Группа скандинавских диалектов вследствие постепенной миграции их носителей на север и юг делится с VII в. на восточную и западную подгруппы. На базе восточно-скандинавских диалектов, или древневосточносеверного языка на территории Швеции и Дании позднее образуются шведский и датский языки, на базе западно-скандинавских диалектов, или древнезападносеверного языка на территории Норвегии - норвежский язык. На древнезападносеверном языке говорили также на Гебридских, Оркнейских, Шетландских о-вах. Заселение в IX-X вв. Исландии и Фарерских островов выходцами из Норвегии привело к становлению исландского и фарерского языков.

Западные германцы: Североморская группа: фризско-саксонские племена, или ингевоны (ингвеоны) - фризы, хавки, англы, саксы, юты. Язык: древнефризский, древнесаксонский, древнеанглийский. В V в. англы, саксы, юты, фризы переселяются на Британские острова и формируют 7 королевств: Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Сассекс, Уэссекс, Эссекс, Кент.

Рейно-везерская группа: франкские племена, или искевоны (иствеоны) - убии, хамавы, бруктеры. На континенте иствеоны, или франки распространяются на запад, в романизированную северную Галлию, где к концу V в. образуют двуязычное государство Меровингов (позднее франки дают французский язык). В VIII в. на франкском престоле появляется новая династия Каролингов. Под властью франков в рамках государств Меровингов и Каролингов (V-IX вв.) происходит объединение франков, алеманов, а также саксов, переселившихся в IV-V вв. с побережья Северного моря в область Везера и Рейна, что создает предпосылки для позднейшего формирования древневерхненемецкого языка немецкой народности.

Приэльбская группа: герминоны, или эрминоны - свевы, лангобарды, швабы, алеманны, баварцы, хаты. Язык: древневерхненемецкий. С I в. н.э. они передвигаются из бассейна Эльбы на юг Германии и становятся в дальнейшем носителями верхненемецких диалектов. В основу нижненемецких диалектов лег древнесаксонский диалект.

В результате взаимодействия франкских диалектов с фризскими и саксонскими диалектами в IX-XI вв. создаются условия для возникновения нидерландского языка.

Восточные германцы: готы, бургунды, вандалы, скиры, ругии, бастарны. С середины II в. до н.э., в эпоху «великого переселения народов» готы продвинулись к югу, в причерноморские степи, оттуда они проникают на территорию Римской империи и затем через Галлию на Пиренейский полуостров (современная Греция). После падения остготского королевства в Италии (V-VI вв.) и вестготского королевства в Испании (V-VIII вв.) носители готского языка смешиваются с местным населением. Готский язык вымирает. На завоеванных территориях возникают первые германские государства. Германцы постепенно принимают христианскую религию, хотя их язычество все еще сохраняет свою силу.

В истории развития германских языков принято выделять 3 периода: 1. древний (от возникновения письменности до XI в.) - становление отдельных языков; 2) средний (XII-XV вв.) - развитие письменности на германских языках; 3) новый (с XVI в. до настоящего времени) - формирование и нормализация национальных языков. Формирование национальных литературных языков завершилось в Англии в XVI-XVII вв., в скандинавских странах - в XVI в., в Германии - в XVIII в.

6. Первые сведения о германцах

Первые сведения о германцах встречаются у греческих и римских авторов.

Купец Пифей (IV в. до н.э.) упоминает тевтонов и гуттонов, с которыми ему пришлось встретиться во время плавания.

Греческий историк Страбон (I в. н.э.) сообщает, что германцы кочуют в лесах, занимаются скотоводством.

Греческий писатель Плутарх отмечает, что единственным призванием германцев служит война, а сами германцы служат наемниками у римлян.

Юлий Цезарь (сер. I в. до н.э.) повествует о германских племенах, с которыми он столкнулся в Галлии, в «Записках о галльской войне». В частности, Цезарь описывает военную тактику германцев - их внезапное нападение и защиту под прикрытием леса. По Цезарю, германцы селятся племенными общинами, при этом имя главы рода закрепляется в качестве названия всего рода или племени, о чем свидетельствуют современные топонимы, например:

ing / ung германский патронимический суффикс (Валисунги люди конунга Валлиса),

ing + ham суффикс родства + наименование жилища (Бирмингем, Нотингем),

ingen / ungen суффиксы в составе наименований городов и селений в Германии (Геттинген, Золинген),

ange романизированный патронимический суффикс для образования топонимов во Франции (Бруландж, Вольмерандж).

Плиний Старший (23-79 гг.) первым дает классификацию германских племен.

Римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) приводит подробные сведения о древних германцах в книгах «Германия», «Анналы». Он сообщает (см. Приложение в настоящем пособии), что германцы представляют собой особый народ, который не подвергся смешению через браки с иноплеменниками и сохранил изначальную чистоту. У германцев, по Тациту, жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, они не выносят жары и зноя, но не боятся голода и холода, ведут суровый образ жизни.

Земли, на которых обитают германцы, достаточно плодородны, но там не растут плодовые деревья.

Германцы вооружены фрамеей (копьем), щитом, дротиком, кожаным шлемом. Это воинственные племена, у которых война рассматривается как обычное занятие, а бросить щит считается позором. Если у племени долгое время нет войны, они воюют за другое племя. Им легче сразиться с врагом, чем распахать еще одно поле.

Германцы заняты окрашиванием тканей, гончарным делом, судостроением, рыбной ловлей. Германцы не дорожат золотом и серебром. У них развита меновая торговля, хотя от римлян они знают, что такое деньги. Германцы обменивают свой скот, шкуры, янтарь на металлические изделия, оружие, украшения, вино, фрукты из Рима. У них нет ростовщичества. В мирное время германцы занимаются охотой и перепоручают многие заботы женщинам и старикам.

Германцы живут отдельно друг от друга в деревянных постройках - бревенчатых хижинах. Они носят плащи, шкуры диких животных, изделия из кожи, женщины часто надевают льняные накидки пурпурного цвета. Как правило, у мужчины-германца одна жена, наличие нескольких жен считается признаком особого положения мужчины. У женщин в некоторых племенах нет повторной возможности вступить в брак.

Германцы - гостеприимный народ, завсегдатаи пиров, они любят зрелища: прыгают среди врытых в землю мечей и копий, играют в кости.

В их рацион входят дикорастущие плоды, дичь, мясо, сыр, в меньшей степени хлеб. Напитками служат пиво и молоко.

Хотя в германском обществе господствуют патриархально-родовые отношения, в нем уже начинается процесс социальной дифференциации. Высшая власть принадлежит народному собранию. Во главе племени стоит старейшина - кунинг. В военное время избирается военачальник (герцог), который собирает свою дружину. Военнопленные часто становятся рабами, которых можно безнаказанно убить или продать. В то же время раб имеет собственное хозяйство и обязан отдавать господину часть урожая и скота. У германцев распространена кровная месть за убийство. При этом виновный может откупиться скотом (откуп называется вира).

У германцев сохраняются пережитки матриархата. Тацит сообщает, что дочь и племянницы являются более желательными заложниками для врагов. Мысль о том, что женщины германского племени могут попасть в плен, страшна для германцев. Женщина у германцев нечто священное, ей присущ пророческий дар, принято прислушиваться к советам и прорицаниям женщин.

7. Великое переселение народов

В III в. у германцев формируются племенные союзы - зачатки государств. Период IV-VII вв. представляет время массовых миграций германских племен на другие территории.

Особый размах эти миграции приобретают с середины IV в. н.э. в связи с появлением в Европе племен гуннов - тюрко-монгольских кочевников из азиатских степей. Причинами великого переселения народов служат:

- низкий уровень развития производительных сил у древних германцев;

- потребность в расширении земельных владений;

- стремление к захвату рабов и богатств, накопленных другими народами.

Начало Великого переселения народов связано с миграциями готских племен.

Готские племена, в основном проживающие на реке Висле и на побережье Балтийского моря, перемещаются в район причерноморских степей. После объединения в два племенных союза готы в середине IV в. вторгаются в пределы Римской империи, которая к тому времени была ослаблена непрерывными войнами и волнениями в колониях. Эпоха Великого переселения народов завершается в VI-VII в. н.э. Процесс Великого переселения народов описан в работе Ф. Энгельса «К истории древних германцев». Беда Достопочтенный в «Церковной истории английского народа» повествует о расселении англов, саксов и ютов на территории Британии и формировании древних англосаксонских королевств.

Формирование варварских королевств

Процесс формирования германских королевств начинается с V в. н.э. в связи с разложением родового строя. При этом складывается наследственная родовая аристократия, которая включает племенных вождей, военачальников, дружинников.

Восточные германцы (готы) организовали 2 государства на территории бывшей Римской империи: остготское королевство в Италии, вестготское королевство в Испании, бургундское королевство на среднем Рейне и вандальское королевство в Северной Африке.

Западные германцы - англы, саксы, юты в середине V-VI вв. переселяются в Британию и основывают там 7 королевств (the Heptarchy): саксы - Уэссекс, Эссекс, Суссекс, англы - Нортумбрию, Мерсию, Восточную Англию, юты - Кент.

8. Современные германские языки. Территория распространения

В группу современных германских языков входят следующие языки, и ареал распространения современных германских языков включает следующие территории: северная группа: шведский, датский, норвежский, исландский, фарерский. Шведский: Швеция; датский: Дания; норвежский: Норвегия; исландский: Исландия; фарерский: Фарерские острова; западная группа: английский, немецкий, нидерландский, люксембургский, африкаанс, фризский, идиш; Английский: Великобритания, США, Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия; немецкий: Германия, Австрия; нидерландский: Нидерланды; люксембургский Люксембург; африкаанс ЮАР (юг Африки); фризский: Фризские острова; идиш (распространен во всем мире). Общее число говорящих на германских языках - 550 млн. человек; восточная группа: мертвые языки - готский, бургундский, вандальский, герульский.

9. Готский язык

Готский язык (the Gothic language) - это мертвый, древний германский язык. Принадлежит к восточной группе германских языков. Первоначальной областью расселения готов (I в. до н.э.) была Скандинавия (археологические материалы - остров Gutland Готландия указывают на связь со Скандинавией), далее поселились по нижнему течению Вислы, а затем в Причерноморье (Крым) (III в. н.э.). Готы участвовали в процессе Великого переселения народов (IV-VII вв. н.э.), объединились в 2 племенных союза и вторглись в границы Римской империи.

О крымских готах упоминается в славянской легенде IX в. и далее вплоть до XVII в.

Готский язык - первый германский язык, на котором созданы значительные письменные памятники. Тексты, написанные на готском языке, - это самые древние дошедшие до нас тексты, написанные на германском языке. Считается, что готский язык ближе всех германских языков стоит к общегерманскому языку и является самым архаичным, поэтому готский язык играет особенно важную роль в сравнительной и типологической грамматике германских языков и является отправной точкой при изучении германских языков.

В готском языке присутствуют архаические черты германской морфологической системы - медиопассив, двойственное число у личных местоимений, редуплицирующие глаголы.

Вестготским епископом Вульфилой в IV в. была переведена Библия с греческого языка. Это самый ранний памятник германской письменности. К V-VI вв. н.э. относят Codex Argentis (Серебряный кодекс). Рукопись написана серебряными буквами на пурпурном пергаменте, включает 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Сохранились и другие письменные памятники на готском языке, в частности, Каролинский и Амброзианский кодекс. Последний хранится в Амброзианской библиотеке Милана в Италии.

Правила чтения готской орфографии

1. Диграф ei обозначает долгий гласный звук [i:]. Например, seins свой, meins мой, leik тело, leitils маленький, nei нет, reiks начальник, властитель.

2. Диграфы ai, au в позиции перед r (reda), h (haal), hw (hwa) обозначают монофтонги [e], [o], например, saihwan [sehwan] видеть, wair? [wer?] стань, gadrauhts [gadrohts] воин, raihts правильный, maurgins [o] утро. В остальных случаях они читаются как дифтонги [ai], [au].

3. Фонемы e, o, u, i обозначают краткие и долгие гласные звуки.

4. Буква hw произносится как [hw], например, hweila [hwi:la] время.

5. Буква q (quertra) читается как [kw], например, qius живой.

6. Гемината gg (double genna) произносится как [?], например, briggan [bri?an] принести, tuggo [tu?o] язык. Другие геминаты произносятся как двойные долгие согласные: kunnan [nn] знать.

7. Буквы b, g, d произносятся по-разному в зависимости от позиции в слове:

- произносятся как звонкие смычные в начале слова, после носового и в удвоении:

barn [b] дитя, bindan [d] вязать, twaddje [dd] двух, gawi [g] страна

waurda [worda] слова, habands [havands] имеющий.

- произносятся как звонкие щелевые между гласными в середине слова или между сонорным (r, l, m) и гласным в середине слова: giban [givan] давать, fadar [fa?ar] отец, ligan [li?an] лежать. В интервокальной позиции произношение следующее: g [?] (произносится как украинский звук г), d [?], b [v] (щелевые звуки).

Исключение составляют сложные и производные слова, в которых на стыке префикса и корня и на стыке 2 корневых элементов в сложных словах произносятся смычные, а не щелевые согласные, например, в сложном слове fotubaurd [fotubord] скамейка для ног произносится смычный [b].

8. Полугласные j, w являются согласными в позиции перед гласным и гласными в позиции перед согласным и в абсолютном конце слова: sokjan [sokjan] искать, triu [triu] дерево, triwis [triwis] дерева, sokida [soki?a] искал.

9. Перед германскими сонорными r, l, m, n в большинстве случаев развивается узкий гласный u.

10. Щелевые между двумя гласными или между гласным и сонорным произносятся звонко, если предыдущий слог начинается с глухого звука, и произносятся глухо, если предыдущий слог начинается со звонкого звука: au?ida [au?i?a] пустыня, witubni [wituvni] знание, meri?a [meri?a] слух, waldufni [waldufni] власть.

Особенности готского ударения

Ударение зависит от словообразовательной структуры слова и частеречной принадлежности слова.

При отсутствии префикса ударение падает на первый корневой слог слова (ragin совет, решение; miduma середина).

При наличии префикса следует определить часть речи:

- в именах существительных и прилагательных ударение падает на префикс, например, ufar-meli [`ufarmeli] надпись;

- в глаголах и неличных формах глагола ударение падает на корень (at-gaggan сходить, at-gaggandins сходящему). Как правило, префикс и корень слова при написании отделены дефисом.

В сложных словах основное ударение падает на первое слово, а второстепенное ударение - на второе слово: fotubaurd скамейка для ног. Составные элементы этого слова fotus нога и baurd полено, брус, ср. также wein-drugkja пьяница.

Задания к семинару:

1. Дайте определение терминов и понятий: индоевропейская семья языков, индоевропейцы, германистика, общегерманский язык, германские племена, германские языки, германские диалекты, великое переселение народов, варварские королевства, современные германские языки, ударение.

2. Представьте грамматический и этимологический анализ готского текста MATTHAEUS VIII, 1. Dala? ?an atgaggandin imma af fairgunja, laistidedun afar imma iumjons managos.

3. Прочитайте следующие готские слова: meins мой, af-aikan отрицать, af-swairpan стереть, aigan иметь, airus посол, aiweins вечный, anastodeins начало, bairhts светлый, baurgs башня, укрепленное место, badi кровать, bagms дерево, bi-gitan находить, dags день, daddjan кормить грудью, dauhtar дочь, drobjan смущать, fadar отец, fauho лисица, faur-biudan запретить, fodeins пища, fraihnan спрашивать, fraistubni искушение, us-gaggan выйти, stibna голос.

Лекция 2. Сравнительно-исторический метод изучения языков (СИМ)

1. Предпосылки создания компаративистики

Германистика в широком смысле слова изучает языки, литературу, историю, материальную и духовную культуру германоязычных народов. В узком смысле - исследует особенности германских языков, особенности образования этой группы языков в кругу индоевропейских языков и в период их самостоятельного развития, структуру и функционирование древних и современных германских языков. Как специфическая область знания германистика выделилась в XVII в., когда в период формирования буржуазных наций в германоязычных странах усилился интерес к национальным памятникам древней письменности, обучению на родном языке, а также в связи с вопросами языкового нормирования.

Как наука германистика оформилась в первой половине XIX в., главным образом в трудах Якоба Гримма. Его «Немецкая грамматика» 1819-37 гг. явилась первым детальным изучением и описанием германских языков. На качественно новый уровень германистика поднялась в 70-80 гг. XIX в. в эпоху младограмматизма, когда внимание исследователей сосредоточилось на изучении живых германских языков и диалектов и на реконструкции германского праязыка. Был описан звуковой состав и морфология германских языков, доказано тождество грамматических элементов и лексики индоевропейских и германских языков. В это время вышли труды по сравнительной грамматике Ф. Клуге, Г. Хирта, Э. Прокоша, по истории немецкого языка Г. Пауля, по английской этимологии У. Скита. В этот период накоплен огромный фактический материал - источник для изучения германских языков.

В современном языкознании были пересмотрены многие вопросы теории, которые были разработаны младограмматиками, дана современная интерпретация языковых фактов.

Видные отечественные германисты В.Н. Ярцева, Б.А. Ильиш, А.И. Смирницкий, В.М. Жирмунский, М.И. Стеблин-Каменский, О.И. Москальская издают труды по германистике в 60-70 гг. XX в. Выходят в свет коллективные монографии «Сравнительная грамматика германских языков» (1962-66 гг.), «Историко-типологическая морфология германских языков» (1977-78 гг.) и другие.

Сравнительно-исторический метод - первый научный метод в языкознании, который ознаменовал становление языкознания как науки. Ему соответствует теория языка - сравнительно-историческое языкознание, или компаративистика. Объектом компаративистики являются родственные, т.е. генетически связанные языки.

Важная задача СИЯ - установить соотношение между языками и восстановить исходные праформы, к которым восходят языковые единицы родственных языков.

Зарождение компаративистики относится к первой четверти XIX в. При этом наблюдается поворот языкознания от нормативно-предписывающей точки зрения (каким должен быть идеальный язык и идеальная грамматика) к сравнительно-исторической. В конце XVII в. создается ряд рациональных грамматик языка, одной из крупнейших была «Всеобщая и рациональная грамматика» Клода Лансло и Антуана Арно. Авторы утверждали, что «грамматика есть не искусство писать и говорить, а умение анализировать язык». К XVIII-XIX вв. ситуация меняется: в Европе проявляется интерес к этимологическим исследованиям, к древним текстам. К этому времени был накоплен большой фактический материал - собрания лексики в словарях. Достаточно отметить такие многоязычные словари, как Словарь Палласа, изданный в Петербурге в конце XVIII в., и толковые словари - «Словарь Французской Академии», «Словарь Академии Российской» и другие (конец XVIII в).

Важную роль в создании предпосылок для развития нового метода сыграла работа Иоганна Гердера «Исследование о происхождении языка», которая наряду с его же работой «О возрастах языка» явилась одним из самых серьезных подступов к историческому языкознанию. Основные идеи его работы заключались в том, что в ходе своего развития язык совершенствуется, как и общество и вместе с культурой является важнейшим компонентом национального духа. В конце XVIII в. английский востоковед и юрист Уильям Джоунз, побывавший в Индии, предложил концепцию лингвистического родства языков, сравнивая санскрит с греческим, латинским, готским и другими языками: это была концепция происхождения языков из общего праязыка, которая имела большой резонанс в Европе. В 1808 г. в Германии вышла книга Ф. Шлегеля «О языке и мудрости индийцев». В ней впервые были четко поставлены вопросы морфологической классификации и родства индоевропейских языков. Он впервые ввел в научный обиход термин сравнительная грамматика, подчеркнув методологическую сущность форм спряжения глагола. В XVIII в. положение о родстве и общности происхождения ряда языков разрабатывается М.В. Ломоносовым. Он установил, что от общеславянского языка произошли русский, польский, болгарский, сербский, чешский, словенский и другие языки.

Внутрилингвистические предпосылки становления СИМа: невозможность создания универсального идеального языка и универсальной грамматики, расширение конкретных лингвистических исследований, знакомство с санскритом. Помимо общелингвистических предпосылок существовали еще и общенаучные предпосылки - принцип историзма и примат морфологии в науке. Во второй половине XVIII в. - первого десятилетия XIX в. принципом толкования в науке стал историзм, т.е. признание развития во времени. В фактах видели не лестницу форм, а цепь развития, предполагающую естественное изменение форм (Ч. Дарвин). Основным объектом исторического изменения и научного сравнения становится форма, что и предопределило возрастание роли науки о форме, или морфологии. В первой четверти XIX в. создались предпосылки для создания сравнительно-исторического метода исследования языков. СИМ был открыт одновременно в нескольких странах.

2. Этапы развития компаративистики. Первый этап развития СИМа

Начало этапа связывают с 1816 г., когда вышла в свет книга немецкого лингвиста Франца Боппа. Заслуга Боппа состояла в том, что он систематизировал грамматический материал по разным языкам и установил исконное родство индоевропейских языков. Этот термин Бопп и ввел в научный обиход. Именно поэтому 1816 г. может быть назван годом рождения в Европе сравнительно-исторического метода. Бопп показал, что флексии глаголов в различных индоевропейских языках совпадают, что может служить доказательством родства языков. Cр. глаголы в санскрите и в готском языке:

ед.ч. мн. ч.

1л. svap-imi сплю svap-imah спим

2 л. svap-isi спишь svap-ita спите

3 л. svap-iti спит sva-anti спят

1 л. giba даю gibam даем

2 л. gibis даешь gibi? даете

3 л. gibi? дает giband дают

Датчанин Расмус Раск занимался изучением фонологической системы германских языков и доказал ее родство с фонологическими системами греческого и латинского языков. Наблюдения Раска обобщил Я. Гримм. В 1819 г. была опубликована его работа «Немецкая грамматика», которая фактически была исследованием грамматического строя всех германских языков. Основное внимание в ней уделяется анализу языковых фактов, а не логике. Гримм ввел понятие фонетического закона - 1 перебоя согласных в германских языках (а также открыл закон 2 перебоя согласных и явление аблаута в индоевропейских языках). Методика установления фонетических соответствий и понятие фонетического закона стали впоследствии принципами СИЯ. Компаративисты показали также, что семантические поля лексики индоевропейских языков также соответствуют друг другу, т.е. обнаруживают общие лексические изоглоссы - границы распространения общего явления в родственных языках (диалектах), например, термины родства, названия частей тела, имена богов, названия элементов ландшафта и явлений природы, названия животных - диких и домашних, названия растений, названия хозяйственного инвентаря.

3. Основные понятия СИМа

Компаративисты ввели понятия семьи, ветви и родства языков. Родственными называются такие языки, которые, возникнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы - архетипы. Архетипы, или праформы - это гипотетические праязыковые языковые формы, восстанавливаемые с помощью методики сравнительно-исторического анализа (форма под звездочкой). Известны случаи, когда гипотетически воссозданные праформы были обнаружены во вновь найденных древних текстах. Например, лат. ager поле, sacer священный восходят к более древним формам agros, sacros. Эти гипотетические формы были обнаружены в латинской надписи 6 в. до н.э., найденной во время раскопок. Архетипы восстанавливаются на базе звуковых законов: так звуки [b], [f] в рус. брат, англ. brother, лат. frater брат восходят к и.-е. архетипу [bh] по 1 перебою согласных. Таким же образом восстанавливаются и другие фонемы.

Родство языков не есть полное их тождество, а закономерное развитие из одного и того же праязыка. Степень родства языков может быть разной - дальней и близкой. Близкородственными являются английский и немецкий языки, русский и болгарский языки. Немецкий и русский языки - родственные языки, но их родство более далекое. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов ветвь, группа, подгруппа родственных языков. Семьей называется вся совокупность языков данного родства. Семью языков образуют индоевропейские, семитские, тюркские и многие другие языки. Группировки внутри семьи языков называют ветвями, или группами родственных языков. Ветви языковой семьи объединяют языки, обнаруживающие между собой большую материальную близость. Это можно наблюдать на примере языков славянской и балтийской групп, романской и кельтской и т.п. Общий язык, из которого развились родственные языки, получил название языка-основы, или праязыка. В отдельных языках язык-основа известен, например, латынь для романской группы языков, но чаще праязык представляет собой гипотетически восстанавливаемую языковую модель.

Методика реконструкции

Методика внешней реконструкции (внешняя, сравнительная реконструкция) - это реконструкция корневых и аффиксальных морфем и флексий в различных языках. Методика внутренней реконструкции (внутренняя реконструкция) - это восстановление форм и семантики слова в одном языке.

Техника внешней реконструкции состоит в сравнении и обработке соответствий в словаре и грамматике разных языков. Эта обработка заключается в воссоздании процесса развития, который привел к разнообразию рассматриваемых форм. Так, на примере названий мать: санск. mвtar, греч. mater, лат. mвter, да. mфdor, дирл. mathir можно наблюдать как процессы консервации - сохранения звука [m] во всех случаях, так и процессы развития. В середине слова восстанавливается согласный [t] - но не из-за многочисленности свидетельств, а из-за того, что развитие взрывного согласного звука t во фрикативный ? встречается чаще, чем обратное развитие ? > t. Так восстанавливается форма.

СИМ нацелен на выяснение исторического прошлого родственных языков через сравнение этих языков и дает возможность восстановить более древнее или промежуточное состояние языка на основе учета фонетических и грамматических законов на материале, доступном наблюдению. Например: зная закон палатальной перегласовки, действующий в древнеанглийском языке, можно гипотетически восстановить более древние формы, так как в текстах эти формы не засвидетельствованы (*dфmian > да. dзman). Что можно сравнивать? Термины родства, числительные (до десяти), местоимения, слова, обозначающие части тела, названия некоторых животных, растений, явлений природы и природные объекты (солнце, луна, камень, земля), общие группы прилагательных (прилагательные цвета), существительных, глаголы, обозначающие простые действия (знать, видеть, умирать, стоять, лежать). Иными словами, это морфемы и слова, в наименьшей степени подверженные заимствованиям, так называемая базисная лексика, которая отличается от культурной лексики, часто заимствуемой из одного языка в другой. Базисная лексика не зависит от конкретной культуры или исторической эпохи. На практике используют 100 / 200 / 35-словный список М. Сводеша (50 гг. XX в.). Например, любой романский язык в своем стословном списке сохраняет 80-90 % слов, бытовавших в прароманском языке (латыни). То же можно сказать о германских и славянских языках.

Реконструкция значений ставит более трудные проблемы, поскольку их развитие происходит гораздо сложнее. Однако принцип остается прежним: нужно смоделировать процесс изменения и воссоздать его, найдя исходную семантику - этимон. Например, для и.-е. глагола *se- восстанавливаются значения сеять, сажать и более редкое вдавливать (зарегистрировано только в анатолийском языке). Несмотря на численное преобладание значения сеять, исходным смыслом этого слова должно быть значение вдавливать, и было бы непонятно, каким образом сеять развилось в сажать или вдавливать. Реконструкция так же точна, как и описание живого языка, поскольку с ее помощью можно добраться до исчезнувшей языковой системы. Но она действует не всегда. В частности, грамматические морфемы (предлоги, послелоги, союзы) имеют тенденцию обновляться или даже исчезать, не оставляя следов. Невозможно восстановить то, что исчезло бесследно. Вот почему реконструкция не может быть полной. Путем реконструкции восстанавливаются структуры и формы, относящиеся к разному времени, и не всегда можно точно установить хронологию.

Итак, к 30-40 гг. XIX в. в Европе были заложены прочные основы нового научного сравнительно-исторического анализа языков. СИМ помог лингвистике найти свой предмет изучения - язык и языковую реальность.

Второй этап развития СИМа

2 этап развития СИМа относится к середине XIX в. - последней четверти XX в. В середине XIX в. усилия ученых-компаративистов были направлены на уточнение и совершенствование исследовательских приемов. Особо следует выделить имена А. Шлейхера и И. Шмидта. Имя Августа Шлейхера связывается с натуралистическим направлением в языкознании. Шлейхер был одержим идеями естествознания и рассматривал язык как естественный организм, а также пытался увидеть в языковых закономерностях реализацию законов природы. Он предложил свою теорию родословного древа, согласно которой индоевропейский праязык в доисторический период распался на славяно-германский и арио-греко-итало-кельтский язык, а последний - на греко-итало-кельтский и арийский языки. Основной недостаток этой теории заключается в том, что она слишком схематична и не отражает всей сложности языковых взаимоотношений. Против теории родословного древа была выдвинута волновая теория И. Шмидта (1871 г.), согласно которой каждый индоевропейский язык представляет собой органическое звено в цепи переходов от одного языка к другому, а отдельные языковые черты могут распространяться в смежных языках, проникая на большие расстояния подобно расходящимся волнам. Несмотря на свои недостатки, теория И. Шмидта стимулировала возникновение лингво-географических исследований.

В последней четверти XIX в. на арене языкознания появляются младограмматики - Остгоф, Дельбрюк, Бругман, Пауль и другие, которые являются младшим поколением компаративистов, выступивших против своих учителей. Они были решительными противниками натуралистических концепций языка и выступали против восстановления праязыка. Подлинно языковыми они признавали фонологическую систему языка и ее закономерности и занялись исключительно анализом живых языков.

Современная компаративистика занимается глобальными проблемами языковых семей и союзов. Ученым удалось восстановить ностратический язык, на базе которого развивается раннеиндоевропейский язык и впоследствии - индоевропейский праязык. Зарубежные ученые занимаются проблемами протоязыка. Широкое распространение получает ареальная лингвистика, особенно в Германии и Италии, составляются диалектологические атласы.

Основные положения СИМа

- каждый язык отличается неповторимыми особенностями, раскрывающимися только при сравнении с другими языками,

- различия родственных языков могут быть объяснены только непрерывным историческим развитием,

- при историческом изменении звуки изменяются быстрее других элементов языка,

- корни и флексии сохраняют устойчивость на протяжении тысячелетий, что позволяет установить архетипы.

Недостатки СИМа

Они заключаются в невозможности объяснить сходство неродственных языков, т.е. типологические сходства, главным образом в сфере семантики и синтаксиса и в невозможности воссоздать целостную картину языка как синхронно действующей системы. Поэтому на смену СИМу приходят методы структурного и концептуального анализа языка, которые подлинной реальностью признают не отдельные факты языка, а язык как систему, рассматриваемую не диахронически, а синхронически. Это теории Фердинанда де Соссюра и его ученика - Антуана Мейе.

Методика проведения сравнительно-исторического анализа

Методика анализа заключается в сопоставлении корневых и аффиксальных элементов слов на основе данных мертвых и живых языков. Сначала осуществляется сравнение данных близкородственных языков, например, русского и украинского, затем данных одной группы языков (например, восточнославянские языки), далее данных языков определенной группы с данными языков ближайшей к ней группы одной семьи (балтославянские языки) и данных прочих языков и групп на уровне семей (индоевропейские языки).

Установление исторических связей между родственными языками проводится на основе соответствий и нахождения границы общих фонетических, грамматических и лексических признаков методикой изоглосс. Область распространения этих признаков называется ареал.

Установление регулярных звуковых соответствий между языками-потомками после распада языка-основы является важнейшим компонентом доказательства языкового родства. Например, в нижеследующих лексемах прослеживается различие между русским и украинским звуком [г], хотя с точки зрения происхождения - это одни и те же слова:

русск. укр.

гора гора

груша груша

Задания к семинару:

1. Дайте определение терминов и понятий: сравнительно-историческое языкознание, компаративистика, сравнительно-исторический метод, ареал, изоглосса, праязык, архетип, этимон, родство языков, аналогия, фонетический закон, семья языков, ветвь, соответствие, внешняя / внутренняя реконструкция, язык-основа, предпосылки развития сравнительно-исторического языкознания, этапы развития сравнительно-исторического языкознания, основоположники сравнительно-исторического языкознания.

2. Представьте грамматический и этимологический анализ готского текста MATTHAEUS VIII, 2. jah sai, manna ?rutsfill habands durinnands inwait ina qi?ands: frauja, jabai wileis, magt mik gahrainjan.

3. Прочитайте следующие готские слова: magan мочь, libains жизнь, kinnus щека, miduma середина, modags сердитый, naiteins богохульство, motareis мытарь, сборщик налогов, nauh еще, neiwan быть злобным, paida рубашка, raihtis действительно, reiran дрожать, saggws пение, sandjan посылать, sibun семь, sigis победа, siponeis ученик, sauhts болезнь, skadus тень, stairno звезда, standan стоять.

Лекция 3. Отличительные особенности германских языков

1. Общегерманские особенности

Германские языки представляют собой западную ветвь индоевропейской семьи языков и, несмотря на сходство с индоевропейскими языками, германские языки имеют свои отличительные особенности. Наиболее примечательными являются следующие общегерманские особенности:

фонетические

- динамическое ударение на первом (корневом) слоге,

- редукция безударных слогов,

- общегерманское передвижение согласных (лат. pater - гот. fadar).

словообразовательные

- широкое использование аблаута как словообразовательного средства (др.-исл. bera нести, рожать - barn дитя, да. bindan связывать - band тесьма).

- грамматические

- образование форм прошедшего времени слабых глаголов с помощью дентального суффикса (гот. satjan - satida, совр. англ. to play - played) и сильных глаголов при помощи аблаута (гот. bindan - band),

- сильное и слабое склонения имени прилагательного.

Все германские языки имеют отличительные признаки, которые отделяют одну группу германских языков от другой - восточную, западную и северную. Они касаются системы гласных и согласных и происходящих с ними изменений, а также морфологических особенностей.

Западногерманские особенности (в отличие от языков восточной группы)

- переход общегерманского ? > двн. d (англ. the / нем. der, die, das, англ. three / нем. drei),

- образование особой формы склоняемого инфинитива (гот. briggan, где an < и.-е. *-no- / да. to donne чтобы сделать, да. to nimenne, двн. zi nemanne чтобы взять),

- образование настоящего времени глагола быть путем контаминации (слияния) индоевропейских корней *es- быть и *bhu- расти (англ. to be / is: I am, you are, he is; нем. Ich bin, du bist).


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.