![]() |
РУБРИКИ |
Оратор и его аудитория |
РЕКЛАМА |
|
Оратор и его аудиторияОратор и его аудиторияМинистерство Образования и Науки РФ Федеральное агентство по науке и образованию. Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Ижевский Государственный Технический Университет Факультет: Реклама и Дизайн Кафедра «Лингвистика» Реферат на тему: «Оратор и его аудитория» Проверил: А.А. Коротаева Ассистент Выполнил: Студент гр. 1-55-1 Анисимова Н.С. Ижевск 2009г. Оглавление Введение 1. Ораторское искусство 1.1 Пути и судьбы ораторского искусства 1.2 Из истории отечественного красноречия 2. Культура ораторской речи 2.1 Ораторская речь 2.2 10 заповедей оратора Заключение Список литературы Приложение Введение Во все времена богатство языка И ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное Красноречие, царит…ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время - ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. А.П.Чехов [В.В. Соколова, 1995г., Стр.188] Зададимся первым вопросом кто такой оратор и что же такое ораторское искусство? Оратор - это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.[В.В. Соколова, 1995г., Стр.188] Ора?торское иску?сство - это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения. [В.В. Соколова, 1995г., Стр.188 ] Я считаю, что тема «Оратор и его аудитория» очень интересна и достаточно актуальна в современном обществе. Каждый из нас нередко оказывается в ситуации, когда нужно выступить перед какой либо аудиторией. Но почти, ни кто не вставал перед вопросом как донести информацию до аудитории, так чтобы она была понятна и запомнилась всем. Поэтому для эффективного изучения моей темы я поставила такие цели как: ознакомится с историей ораторского искусства; рассмотреть «секреты» ораторского выступления перед аудиторией; ознакомиться с родами и видами ораторской речи; проанализировать функциональные стили литературного языка в речи оратора. 1. Ораторское искусство 1.1 Пути и судьбы ораторского искусства Размышляя о значении ораторского искусства в жизни народа, о индивидуальной культуре каждой личности, А.П.Чехов связывал обучение красноречию с приобщением к интеллигенции. Писатель считал, что для интеллигентного человека неумение хорошо говорить, должно быть так же стыдно как неумение читать и писать. Он считал, что изучение такой науки как риторика-наука об искусстве речи, о красноречии- должно быть обязательным. Но изучение риторики как обязательной науки в нашем государстве не стало, напротив в 20-е годы XX века риторика была удалена из программы изучения отечественных институтов. «То ,что из университетов изгнали риторику,- большая беда. Ведь изучение речи и овладение ею в разнообразных письменных и устных формах… - важнейший фактор нашей общественной жизни», - говорит профессор МГУ Ю.В.Рождественский. [Гуманитарий и культура // Вестник высшей школы.- 1987. -№3.-стр. 21] Например, богатые и практичные американцы считают правильным и необходимым тратить деньги на хорошее образование своих детей. Особенно активна коммуникативная направленность в подготовке американских школьников. Американских учеников учат выступать публично; составлять грамотные отчеты о проделанных работах; писать эссе. Из древности, от Аристотеля, пришло определение человека по одному из основных признаков, отличающих его от других живых организмов, то что человек- это существо умеющее говорить, общаться. Так были выведены термины Homo eloquens [1] (человек говорящий, красноречивый) и Homo communicans (человек общающийся). Эти термины близки отечественному термину языковая личность. Способности языковой личности [В.В.Соколова,1995г., стр. 16-17]: Узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы; Изобретать содержание речевых высказываний, располагать их; Прогнозировать воздействия структурных элементов языка в их совокупности; Запоминать, воспроизводить речевые высказывания; Писать и произносить языковые произведения. Свойства языковой личности: Общительность как черта характера, направленная на самовыражения; Воображение, память; Восприятие, понимание другого человека; Интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия, направленные на установление, поддержание контакта (личностного, внеличностного); рефлексия 1.2 Из истории отечественного красноречия Рассматривая традиции отечественной риторики, ученые отмечают, что появление отечественной риторики относится к началу 17 века. Также ученые заметили , что она схожа с риторикой античной и раннехристианской эпохи. « В.П. Вампилов подчеркивает, что объективной истиной, незыблемым правилом для оратора и слушателя, писателя и читателя, учителя и ученика было деление всякой речи, произносимой и письменной, в процессе её разработки на пять традиционных частей: нахождение материала, расположение его, выбор способов словесного выражения, запоминание и произнесение. Диктовалось это требования традициями риторического искусства.» [В.В.Соколова,1995г.,стр.30] В Древней Руси искусство речи было основой образования, выполняло серьёзные задачи и влияло на формирование культурной личности. Составитель первой отечественной «Риторики» выделял три цели красноречия: убедить, усладить и взволновать слушателя. Чтобы стать ритором необходимо много учиться и быть образованным человеком. «Ритор должен быть честным и отзывчивым человеком. Он должен откликаться на любые жизненные события, на любой человеческий поступок, на все то, что представляет общественный интерес». [В.В.Соколова,1995г., стр.30] Первая книга по риторики появилась в 17 веке. Ораторская практика в древней Руси показывает отличную подготовку. В течение веков активно менялось отношение к риторике, красноречию, сам их смысл, терминология. «В.В.Виноградов утверждает, что: в 30-е годы XIX века происходит снижение красноречия, его высоких жанров, проявляется социально-бытовой контекст построению речевых высказываний. В 40-е годы XIX проблема риторики теряет живой общественный интерес и влачит «жалкое, анонимное существование». » [В.В.Соколова,1995г., стр.32] 2. Культура ораторской речи 2.1 Ораторская речь Ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц. Из этого можно сделать вывод, что ораторская речь - это речь устная, монологическая, публичная.
Современная классификация ораторской речи [Т.А. Воронцова, 1998г. , стр. 52] : Также выделяют речь в зависимости от целевой установки [Т.А. Воронцова, 1998г. , стр. 52]: Информативная. Характеризуется четким обозначением предмета речи, логичностью, установлением причинно следственных связей. Убеждающая речь - классическая ораторская речь. Это речь эмоциональная. Побуждающая речь содержит конкретный призыв к действию. Такая речь должна отвечать на вопросы: что делать? почему? как? Так как ораторская речь есть речь устная, поэтому она лучше воспринимается аудиторией, если оратор не читает текст с информацией, а свободно говорит, рассказывает. Также приветствуется аудиторией естественное поведение оратора (это естественные жесты, естественные позы), доброжелательный настрой, его раскованность. Не мало важным считается и техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи - это когда "хорошо слышно и все понятно". Публичная речь состоит из трех частей: 1)Вступление. Несёт основную психологическую нагрузку. Задачи вступления[Т.А. Воронцова, 1998г. , стр. 56]:установить контакт с аудиторией и вызвать интерес аудитории к своей речи. Результат вступления [Т.А. Воронцова, 1998г. , стр. 56]: любопытство слушателей, внимание и расположенность к оратору и его речи. Для этого хорошо использовать во вступлении «зацепляющие крючки», т.е. яркий эпизод из собственной жизни, занимательную историю, интригующие факты. Эти рассказы должны быть короткими и органично связанными с темой выступления. 2)Главная часть. Тут раскрывается тема и формулируется основная мысль всей речи. 3)Заключение. Заключение речи обычно запоминается больше всего. «Конец речи должен закруглять её, т.е связывать с началом; конец- разрешение речи- должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали ,что дальше сказать нечего» (А.Ф. Кони) [Т.А. Воронцова, 1998г. , стр. 57] Задачи заключения:1) обобщить самое существенное в речи;2)усилить впечатление, закрепить сказанное;3)поставить конкретные задачи. Заключение не должно быть длинным! Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории. 2.2 10 заповедей оратора Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каждый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышлений. Итак, оратор должен: * Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка * Быть открытым и четким в выражении своей мысли. Часто две трети содержания доклада должны служить поддержке и разъяснению основной темы. Нужно пытаться раскрыть ее различные аспекты и под разным углом зрения, но не «напиханным» выступление разрозненными темами и не дополняющими одна другую. * Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессиональные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему непониманию. * Быть понятным при изложении содержания темы. Ссылаться на факты и апеллировать к здравому смыслу. * Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения. * Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия основной идеи выступления. * Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических выражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями. * Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия. * Быть красноречивым. Время от времени употреблять риторические фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необходимое впечатление. * Адаптироваться к ситуации. Изучать слушательскую аудиторию. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам. Прежде всего оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процессе подготовки своего доклада. [www.madaction.info, Искусство оратора/10 заповедей оратора, http://www.madaction.info/razvivajsya/isskustvo-oratora/10-zapovedej-oratora] Заключение Таким образом, для хорошего выступления перед аудиторией, для эффективного результата выступающий должен обладать обширным запасом разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются: знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; умение подобрать материал исходя из специфики аудитории; умение установить контакт с людьми, выступить перед ними; безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; умение на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию. Перечисленные умения и навыки получиться приобрести лишь в опыте. Поэтому обязательно нужно стараться и работать над своими ошибками. Пренебрегать этими знаниями - значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности. Лично я стараюсь, как можно сильнее заинтересовать аудиторию и донести до неё информацию, например в своем докладе. Обращаясь с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Толстой Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… .Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! И.Тургенев Список литературы 1. В.В.Соколова «Культура речи и культура общения», Москва «Просвещение»1995г.,190страниц. 2. Т.А.Воронцова, Н.Ф.Кривова, М.Г.Милютина, О.А.Фрум, С.Г.Шейдаева «Русский язык. Речевое общение» Издательство Удмуртского Университета, Ижевск1998г..120 страниц. 3. О.М.Казарцева «культура речевого общения : теория и практика обучения»,Москва, Издательство «Флинта»,Издательство «наука» 1999г.,495 страниц. 4. П.С. Пустовалов, М.П.Сенкевич «Пособие по развитию речи», Москва «Просвещение»1987г.,286 страниц. 5. Сайт: www.madaction.info, Раздел: 10 заповедей оратора, ссылка: http://www.madaction.info/razvivajsya/isskustvo-oratora/10-zapovedej-oratora Приложение Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры [В.В.Соколова,1995г., стр.14] |
|
© 2007 |
|