РУБРИКИ

Языковое сознание и особенности его проявления у представителей русского и казахского этносов (социолингвистический и психолингвистический аспекты)

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Языковое сознание и особенности его проявления у представителей русского и казахского этносов (социолингвистический и психолингвистический аспекты)

p align="left">Элементы дома, как и концепт ДОМ, могут восприниматься как символы. Окно и порог - границы дома. Граница - место наибольшего удаления от центра «своего» мира, место, где ослаблены защитные силы «своего» и начинают действовать законы чужого пространства. Со словом порог русский народ создал много фразеологических единиц: споткнуться на пороге, обивать пороги, с порога, девичий стыд до порога и т.д. Верхняя граница - крыша или защита сверху. Дверь - средство связи с миром [112, 80-83]. Этот концепт является самым многочисленным по числу реакций, возникающих на его стимул.

В казахском языковом сознании пристальное внимание к юрте объясняется не только тем, что она традиционно явилась жилищем всех кочевых народов в тех или иных вариантах и сохранилась до сих пор, но и тем, что она была моделью мироздания в тех смыслах, которые были наиболее близки кочевнику. Особенно интересно рассмотреть на более поздние типы юрт, в которых в значительной мере утеряно единство реальности и символа, а именно первичную их форму, в которой особые смыслы таятся в очертаниях, ориентациях на части света, внутреннем убранстве, функционировании, расположению в ней семьи и т.д.

Анализ юрты показывает, что она как модель вселенной для кочевника составляет небесный свод, опрокинутый на человека и заключающий его в себе, что несет большую дополнительную нагрузку для жилища. В этом аспекте, когда юрта олицетворяет единство материальных и духовных традиций и установок, она предстает как единство реальности, символа и функционирования, что, впрочем, часто не осознается жильцами, или же ими одни из граней этого треугольника поддерживаются в ущерб остальным. Осмысливая пространство юрты, мы видим, что оно представляет собой плод многовекового опытно-экспериментального творчества, и можно было бы много рассуждать о ней как лучшем переносном жилище, прочности, конструктивности и надежности ее устройства, деревянном каркасе и войлочном покрытии, практичности, красочности и колоритности ее убранства, интерьере, предметах качества, мотивах узоротворчества, изделиях из войлока и узорных циновках, вещах из дерева, кожи и вышивке и др. [117].

Пространство юрты, и в этом смысле ее можно уподобить древнегреческому космосу, который построен по законам красоты, а потому имеет большое число привилегированных точек пространства. И точно так же, как небо и земля, вода и огонь, верх и низ являются в природе органичными и вытекающими из завершенного мироздания, пространство юрты оказывается искусственно и искусно организованным фрагментом природы, ее органичной частью. Наиболее почетным местом в юрте был т?р, жестко подразделялись мужская, женская половины, соответственно с мужской стороны, как писал В.В.Радлов: «Висит все, что находится в исключительном ведении мужчины: ружья, патронташи, уздечки, ремни, принадлежности верховой езды, седла, нагайки и т.п. У стены же, справа от постели находится все, с чем имеют дело исключительно женщины: женское снаряжение для верховой езды, а затем ближе к двери - вся хозяйственная утварь и кухонная посуда » [118, 142].

Трудовая деятельность казахов привела к развитию понятия пространства, которое, как количественное измерение, потребовало меры. Поэтому пространство у казахов рассматривалось как дистанция, которую предстоит преодолеть кочевому аулу, учитывая слабых его членов, женщин, старух, молодняк. Первичной мерой пространства выступал к?ш (?озы к?ш жер), по которому ориентировались на слабейших. Вместе с тем мерой, мерилом богатства были лошади, а для выпаса их требовалось большее пространство. Скот как мерило богатства требовал больших дистанций. Сильные и богатые люди могли позволить себе меру кочевья до 1000 км. Семантическая классификация меры пространства позволяет нам распределить их на несколько групп: 1) небольшое расстояние, равное дневному переходу, совершаемому ягненком (один перегон ягнят, 3-4 версты), ср. «Отсюда до них целый ?озы-кош, а песню все еще слышно! - восхищенно сказал Ербол. Вот это голос» (М.Ауезов Путь Абая, с.368); «До родного аула оставалось не более ягнячьего перегона, и Абай торопился доехать пока дети не легли спать» (М.Ауезов Путь Абая, с.529); «Біра?, ес білгеннен бері ке? далада емін - еркін ?скен бала «би мен тиді» ежелеп отыру?а шыдамы жетпеді, бір жа?ынан молданы? к?к шыбы?ынан да з?ресі ?шып болды, бір ж?ма ?тпей-а? бір к?ш «жердегі ауылына жаяу-жалпы ?ашып барды» (А.Н?рм?ханов ??ланны? ажалы, 31-б.). 2) Большое расстояние, равное пространству, которое двухгодовалый жеребенок может преодолеть вскачь 8-10 км; Ср.: «Теперь в долине, на расстоянии бега стригуна, он настигал по меньшей мере пятнадцать аулов, остановившихся неподалеку друг от друга» (М.Ауезов Путь Абая, с.393). 3) ат шаптырым (расстояние одной конской скачки (30-35 км), ср.: «Орнынан к?теріле бергенде бай?ады: сонау ат шаптырым Аманто?ай беттегі д??нен бір-екі ?ара но?ат т?мен ?арай лекіте ??лдилап келе жатыр екен» (А.Н?рм?ханов. ??ланны? ажалы. 51-б.); «?уелге тай шаптырым жазы?тан б?гінде жалтыра?ан суды ?ана к?ресі?» (А.Н?рм?ханов. ??ланны? ажалы, 373- б.).

Используют также казахами и другие меры измерения пространства, также связанные с хозяйственным, кочевническим и военным укладом жизни, например: тая? тастам жер, найза бойы, ар?ан бойы, ?удем жер, о? бойы, ?ол созым жер, бес с?йем, ?адам, ??ры? сілтер жер, т?там, ??лаш, балтасап, ?арыс, бір к?ндік жер, ??нан шаптырым, айшылы? жол, иек астында, бір т?бе астында, дауыс жететін жер, ?й дейтін жер, ?амшы бойы, есік пен т?рдей, т?йе к?ш жер (50 верст), ?ой ?рісіндей жер, бие бауындай жер и др.

Концепт ВРЕМЯ. Категория времени является объектом изучения таких наук: философии, культурологи, математики, физики, психологии и лингвистики. Представление о времени сложно и многообразно. В зависимости от форм движения выделяют физическое, геологическое, механическое, астрономическое, биологическое, социально-историческое, художественное, библейское и т.д.

По Сергиевой Н.С. «время динамично, векторно, ритмично, из меряется с помощью ритмов, циклов и интервалов, а пространство тяготеет к статичности, локальной ограниченности, и масштабом его измерения служат объемность, иерархичность, симметричность или асимметричность частей, составляющих пространственное целое вещи или процесса. Каждая жизнь продолжается от рождения до смерти, каждый индивид проходит определенные фазы онтогенеза. Начало жизни чело века не только датируется моментом времени рождения, но и фиксируется пространственно (место, социальный статус семьи, культурное окружение) ... Исходя из онтологического характера психики и способа ее органиации, признается возможным использование в психологии идеи хронотопа как синтеза времени и пространства При этом понятие пространства в синтезе с понятием времени на основе идеи хронотопа до пускает возможность его не фиксированной, а временной функциональной организации. Этот принцип разрушает константность представлений о раздельности внешнего и внутреннего, являясь образом пространства, временно интегрирующего внешнее и внутреннее, снимающего всякую границу между ними. В качестве при мера образования временных функциональных пространств в социальной психологии приводится ситуация общения как «временного пространства, в котором соединяются не всегда подчиненные одному замыслу (тем более не образующие систему) эмоциональные, речевые, поведенческие взаимные проявления». [116, 246-257].

По мнению В.А.Масловой время отражается в языковой модели времени, которая представлена совокупностью языковых средств: формами глагольного времени, в значениях слов с темпоральной окраской прилагательными и наречиями с темпоральным значением, словосочетаниями, количественно-именными сочетаниями, фразеологическими и паремиологическими единицами: день, ночь, год, утро, полдень, вечер, весна, лето, момент, время, час, миг, время течет, время меняется, осенняя пора, пора надежд и грусти нежной, хрущевское время, утро жизни, закат жизни, час раскаяния, пробил час, бывший, будущий тогдашний, нынешний, прежний и т.д. Для менталитета русских характерна низкая оценка обозримого прошлого, например, «начнем с чистой страницы».[102, 71-76].

Особенность жизни кочевников, определенность выполнения тех или иных видов хозяйственной деятельности выразились в своеобразных измерениях времени: бие сауым, бас сауым (первое доение), шай ?айнатым, с?т пісірім, ет асым, ?озы жамыра?ан кез, ?ой ?орала?ан мезгіл, ?озы алып бол?ан кез, бие байла?ан уа?ыт и др. ср.: «?алы?ды?ты ?келуге аттанушылар ??далар ауылына к?йеу келді», «уа?ытынан кешікпей жету ушін, сиыр т?с кезінде артынан тартынып ж?ріп кетті» (К.Сегізбаев. Жол, 97-б.); «с?т пісірім мезгіл ?тті ме, ?тпеді ме - ж?деп - жадап ?айтып бір шай ішім жер ж?ріп, ?ара жусанды ?ат?ыл?а келіп то?ырысты» (?.Кекілбаев К?й, 61- б.); «Ж?ман ет асым уа?ыт ?тпей-а? бір к?ш жерді алып, аттарды біраз ?ина??ырап жіберді?-ау деймін, - деді, ?зі де бел жазу?а атынан т?скен Игенжан» (К.Сегізбаев. Жол. 163-б.); «Жігіт к?шінде бір шай ?айна?анша кісі бойы ?ол созым ??ды?тарды бір ?зі ?азып тастай беруші еді деседі» (?.Кекілбаев Бір ш?кім б?лт, 253-б.).

Концепт ЧИСЛО объясняется с точки зрения его происхождения и использования в магической функции.

Понятие числа понималось как определенное количество предметов. Имеются три гипотезы возникновения числа: прагматическая (числа возникли в результате коммуникативной необходимости), концептуальная или вербальная (человек имеет врожденный концепт числа один, который понимается как точка отсчета и концептуальный аппарат для конструирования следующих за ним чисел), ритуальная (перевернутая концептуальная гипотеза: человек может воссоздать число) [102]. В древности люди придавали цифрам сакральную силу, приписывая им скрытый смысл и магическую возможность влияния на все окружающее: считалось, что числа использовались богами для управления миром. В.А. Маслова описывает магическую функцию некоторых чисел таким образом: один - “единица” символизирует первичную целостность, Бога, имя которого у северных народов - Oдин, а также свет или солнце, источник жизни”; “ два - символ двойничества”. Это число в русской языковой картине мира связано с негативными коннотациями: появление на свет человеческих двойников считалось плохим прдзнаменованием, содержится в слове ди -авол. Двойка является символом второго (женского) начала; “три- триединство Бога, трехлистный лотос (быстро и решительно), тридесятое царство-государство, в три ручья, в три погибели”; “ четыре - символ универсальности целостности, всемогущества, твердости, власти, интеллекта, справедливости”. Символизм числа четыре связан с символикой квадрата - эмблемой земли у многих народов, и четырехконечного креста - символом целостности; “пять - лучи пятиконечной звезды олицетворяют четыре стихии: Землю, Воду, Воздух, Огонь +Человеческое сознание. Пентаграмма в христианском философско-религиозном учении-это магический знак в виде пятиконечной звезды, по углам которой размещены начальные буквы греческого имени Иисуса Христа”; Если число шесть - число дьявола в христианстве, то в мировой культуре - символ союза и равновесия. У русских с числом шесть связаны негативные коннотации: шестерка - подхалим, стукач, холуй; семь - священное число, является символом божественности; семерка характеризует солнечных богов и общую идею Вселенной”. В Европе нашло отражение в фольклоре, фразеологизмах и названиях: семь гномов, семь богатырей, семь ягнят, на седьмом небе, на семи ветрах, семи пядей во лбу, Семилуки, Семиречье, “Семеро смелых” и т.д. Семь нот, семь цветов спектра, семь звезд Большой Медведицы, семь планет, седьмица (славянское название недели), магическое число Мюллера (объем оперативной памяти человека) являются выражением идеи Вселенной; восемь - в оккультизме - символ равновесия, оно представлялось математическим символом четырех сторон света, включая промежуточные направления - юго-востое, юго-запад и т.д.; девять - это 3 в усиленной форме, т.е утроенная триада. В мистицизме 9 - тройственный синтез мысли, тела и духа или загробного мира, земли и неба. У русских символ опасности, могущества. Этим числом заканчиывается какой-либо процесс и кладется начало переходу в новое качество: поминки на 9 день, “у кошки 9 жизней”, в мифах упоминается о 9 подземных мирах, 9 месяцев беременности у человека и некоторых видов животных; десять представляется как символ гармонии, полноты, совершенства. Известно, что десятая часть (десятина) практически повсеместно являлась мерой дани или жертвы Богу. Десятилетие символизирует веху в истории или полный цикл в мифологии. Двенадцать в древней астрономии, астрологии и хронологии основное число, символизирующее пространство, время. Этим объясняется существование 12 знаков Зодиака, 12 созвездий, 12 месяцев, в восточном календаре цикл из 12 животных, 12 апостолов у Иисуса Христа, 12 сыновей Иакова, 12 колен Израилевых, 12 олимпийских богов составляли греческий пантеон, 12 могучих титанов родила Гея от Урана и т.д. Это число избранных”

Число тринадцать у многих народов трактуется как чертова дюжина, несчастливое число. Его негативную символику, видимо, связывают с тем, что ранние лунные календари нуждались в добавлении “лишнего” 13-го месяца, который, по наблюдениям древних, не сулил ничего хорошего. Связано с таинственной силой, с космическими циклами Земли. Сатану в обрядах ведьм называют числом 13. У казахов к этому числу не приписывается негативная оценка.

Двадцать - священное счастливое число, его связывали богом солнца. У индейцев майя оно считалось числом человека по количеству на руках и ногах). В русской картине мира используется во фразеологии и паремиях: рубь двадцать, не возьмешь за рубь двадцать и другие.

Сорок - число символическое, чем точное, активно используемое в ритуальных целях в христианской, иудейской и мусульманских традициях для определения важных периодов времени: периодов духовной подготовки и очищения (например, сорокодневный пост), испытания (мертвым необходимо именно сорок дней, чтобы полностью уйти из мира живых), Всемирный Потоп длился сорок дней и ночей. Оно нашло отражение в русской фразеологии, в картине мира: наговорить сорок бочек арестантов, пуд содержал 40 фунтов. Это было предельное у русских число: сороконожка - многоножка, сорок сороков - предельное число.

Шестьдесят - тоже важное число в русской концептосфере, но в отличие от предыдущего, это точное число: час = 60 минут, 1 минута = 60 секунд.

В русском языке наиболее активен первый десяток (кроме числа шесть), а также 20, 30,40, 100, 1 000 000, миллион.

Число неразрывно связано с мерой, например, с понятием множественности в русском менталитете связана следующая мифологема: “черту необходимо отдавать все малоценное, имеющееся в большом количестве” отсюда - черт не схватит (очень много), до черта (много), с хвостиком (с небольшой прибавкой), с лихвой (с избытком); белорусский фразеологизм да ката (кат -“враг”, “дьявол”).

Русские фразеологизмы, как собак нерезаных (много), кот наплакал (слишком мало) также содержат отзвук мифа в своей семантике” [109, 90-95].

В русском языковом сознании нашло отражение число семь, они часто встречаются во фразеологизмах и названиях: семеро по лавкам, за семерых, на седьмом небе, видеть седьмой сон, работать до седьмого пота, семь чудес света, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глазу, один с сошкой - семеро с ложкой, семь раз отмерь - один раз отрежь.

Концепт ЦВЕТ. Роль того или иного цвета для данного этноса в опре деленной мере отражается в их языковом сознании. Следует отметить универсальное в восприятии цвета представителями разных этносов. А.П. Василевич отмечает эволюцию восприятия цвета на примере коричневого. Так, у древних египтян коричневый цвет символизировал жизнь, так как связывался с почвой. У европейцев он и сейчас ассоциируется с ощущением своих «корней», надежностью и здравым смыслом. Этот цвет вместе с жёлтым, считают самыми безопасными цветами на дороге. У некоторых народов коричневый цвет по значению близок к черному, темному и соответственно гармонирует с состоянием разочарования и депрессии. В арабо-мусульманской культуре он считается очень негативным и ассоциировался с распадом, гниением и гибелью. Черный (темный) цвет в психологии вообще считается символом отрицания и протеста, неслучайно его выбирали крайние либералы -- от пиратов до анархистов. Коричневый цвет считается близким к черному по своей агрессивно сти, не потому ли он стал «своим» для фашистов: -- это цвет униформы нацистов-штурмовиков. В со временном русском языке название этого цветового признака использу ется для обозначения всего, что связано с фашизмом.

В русской культуре коричневый цвет традиционно олицетворяет бедность: вплоть до XX в. в русском языке сохранялся фразеологизм рвань коричневая (вариант дрянь коричневая), зафиксированный, например, в словаре Ушакова [119, 270-285].

В национальном сознании казахов, значительное место отводится символике цвета. Система цветообозначений и цветовых символов являются одним из основополагающих кодов в традиционном мировосприятии любого этноса. По мысли А.И.Белова, «Связь цветообозначений с определенными, культурно - закрепленными эмоциональными состояниями и ситуациями позволяют рассматривать цветообозначения как своеобразные концепты «мировидения» [120, 50].

Концепт «а?» олицетворяет чистоту и невинность. Так понятие «а? жол» распространено у казахов. По их представлениям, невинная девушка три раза должна была перешагнуть через раненого джигита, чтобы он излечился. Ср. у Есенберлина описание ситуации, когда Зейнеп (женщина - т?ре) из белой кости - «а? с?йек» трижды перешагивает через раненого батыра. Это был древний, редко применяемый способ. Когда ничто уже не помогало раненому воину, то призывалась женщина из рода торе. При всем народе она должна была переступить через него. Если женщина была чиста перед своим мужем, то воин выздоравливал, если же она хоть раз изменила - воин тут же умирал.

«А? жол» служил не столько средством исцеления, сколько испытанием женской верности. Зная повадки своих жен, султаны-т?ре обычно не часто пользовались им: «Кенесары согласился на это, потому что все другие средства были уже испробованы »

Цвет «черный» используется в языке для образной характеристики отрицательных черт и поступков, несчастий, дурного настроения, плохого, злого, имеющего плохие намерения человека. Глубинная оппозиция цветообозначений а? - ?ара, по мнению А.Ислам, исходит из глубинной структуры познания мира в целом, дифференцированного разделения на этот и тот мир - «Жары? д?ние» - «?ара??ы д?ние», «жизнь и смерть, добро и зло» [121, 209].

С помощью концепта «?ара» образуется большое количество сравнений, фразеологизмов, метафор, ср.: б?кіл д?ние ?ара жамыл?андай, ?ара ниет (черные замыслы), ?ара ж?рек - (черное сердце), ?аралы к?н - (траурный день), ?ара тер - (черный пот), ?ара п?ле (черное зло),: «Сойтіп, сотты? да, елді? де алдында ?ара бет боп ж?рерміз» (М.С?ндетов. Ескексіз ?айы?, 142- б.); «Жаны - арыны? сада?асы жетпіске келгенде ?ара бет болып, жер ш??ып отырганша, ?ліп кеткенні? ?зі жа?сы» (?.Ж?маділов. С?йг?ліктер, 117-б.); «Мына бізді? ?ара ж?рек ?бен со??ан алдымен конфискеге жатар деп, - Т?тібала жайлана отырды» (С.Бегалин. Замана белестері, 336-б.); «?ара ниет адамды бізден тап?ан жо?сыз, ж?не таппайсыз да, о?ан сенем» (А.Байтанов. Та? с?рі, 502-б.); «?тте?, ?андай ?ана ?ара бауыр екен?» (М.?уезов. К?ш пен Ас?ар, 402-б.). «Иінінен су кетіп ?ара к?з ?тіп барады» (?.Кекілбаев, К?й, 105-б.).

Своеобразно также отношение казахов к желтому цвету. Желтый цвет (цвет масла) обозначает не только цвет, но и позднюю осень (сары к?з), долгую болезнь (сары жамбас болу), пожилой возраст (сары кідір, сары?арым) печаль (сары уайым) и др. Ср.: «Жайлау да сары ж?рт болу?а айналды» (?.Ж?маділов, С?йг?ліктер, 63-б.); «Жата- жата саржамбас болдым» (?.Сараев, Еділ - жайы?, 272-б.); ?араша айыны? іші. Сары к?зді? бір жайлы кезі еді» (А.Н?рм?ханов ??ланны? ажалы, 21-б); «Мен ?ор?ып, торы?уды, сары уайым?а салып, таусымды а?ыл?а салып отыр?аным жо?» (С.Досанов, Жылды? он ?шінші айы, 484-б.); «Ендеше осы с?зінді ?мытпа! - деп ?ысты? д?л ?ысып келген кезінде, сары аязды? са?ылдап т?р?ан кезінде» (?.М?сірепов, Атты? сыны, 499-б.).

Коричневый цвет предназначен для описания мягких тонов, теплоты, доброты и обаяния. Казахи используют коричневый цвет, когда хотят подчеркнуть особую мягкость и приятность описываемого, здесь нет бьющих в глаза красок, броских тонов. Вот почему казахи окрашивают в коричневый цвет душеспасительный в жару ветерок, мягкую и теплую ночь, приятную осень. Приятный звук домбры или кобыза, мягкий тембр голоса певца, лирические песни - все это непременно окрашивается казахами в коричневый цвет [121, 179].

Но коричневый цвет обозначает не только цвет ночи, пору осени, тембр певца, но и используется в значениях «смуглый», «бедный», «прохладный», «холодно» (встретить), «холодное, прохладное отношение», «убогий, бедный». Ср.: «??рбан а?са?алмен д???і? екі-?ш жерінен ?шырасып, ?о?ыр далада, ?апелімде, к?зі?е іліге ?оймайтын к?не ?ауым молалар ?ана» (?.Кекілбаев, К?й, 57-б.); «Ы?ырси сал?ан ?о?ыр ?нде сезім к?шті» (?.Сланов. ?ыз емшек, 219- б.); «Дауысын айтса?шы: есіп т?р?ан, ?ош иісті майда ?о?ыр желден бір кем емес!» (?.Сланов. Арман а?асы, 101-б.); «Оу, б?л би бол?ан кісі ба?ырып бола ма екен? - деген ж?мса? ?о?ыр дауыс шы?ты» (?.С?рсенбаев. Жиде г?лдегенде, 11-б); «Білесі? бе, Мария, біз Венеция?а к?дімгі ?о?ыр к?зді? дер ша?ында келіппіз» (Ю.Бондарев. Та?дау, 28-б.); «?азір б?л жерде ?о?ыр к?з ша?ы»(С.Омаров. Ба?ыт шынары, 33-б.). «Ал, а?айындар! - Б?л та?ы да Кар?абек дауысы. - Мына шал, бай?аймын, ?лі де ?о?ыр отыр. С?зге ?мсынды? араласты. ?о?ыр отырмайды» (С.Ш?ймерденов. Ашу, 293-б.); «Кімсі?дер - ау? «Б?лары? ?ай ж?ріс? Демей жылы ?аба?ымен ?арсы алатын, сонымен бірге таба?ы да тым ж?деу бола бермейтін ?оныр т?бел шаруасы бар, ?о?ыр т?бел ?йлерді б?лар к?бірек са?алайтын» (К.Сегізбаев. Жол, 90-б.); «Айт?ан саба?тарын ?ткізіп, С?раубек ?йге келгенде ?келі - балалы екі ?она? то?торыс ?о?ыр ?аба?пен шай ішіп жат?анды» (С.Бегалин. С?тжан, 122-б.).

2.4 Влияние языкового сознания казахов на языковое сознание русских

Сопоставительно - семантическая интерпретация подобных этнопсихологических проявлений разных этносов (русского и казахского) показывает, что доминанты национального характера, стабильные и модальные для большинства носителей той или иной этнической общности, отраженные в них весьма отчетливо и выпукло, реализуются в этническом поведении представителей этносов. Этническое поведение их специфично, так как этноценностная информация, усваиваемая индивидами в процессе социализации в кругу членов своего общества, своеобразна. Усвоение такой этнокультурной информации происходит как непроизвольно (бессознательно, основываясь на подражании), так и осознанно, в ходе социализации.

Языковое сознание русских в Республике Казахстан может несколько отличаться от национального языкового сознания россиян, проживающих в РСФСР, так как оно складывалось в иных условиях. Проживание в другом природно-географическом ландшафте, в окружении не своей этнической среды, в условиях межэтнических контактов с представителями казахского этноса, компактно-диффузное расселение способствовали формированию установок, отличных от этнических установок россиян, реализации этнического поведения, вобравшего в себя элементы русского национального самосознания и черты казахского менталитета. Языковое сознание русских в Республике Казахстан - конгломерат, совмещающий в себе элементы русской и частично казахской национальных культур. Появлению такого конгломерата способствовали следующие факторы: присоединение Казахстана к России и рост миграционных процессов в направлении «Россия - Казахстан» в связи с необходимостью освоения новых земель, проведения колониальной политики царизма в казахской степи, постройкой военных укреплений по Горькой линии, протяженностью более 3000 км., усиления казачества на пограничных с Джунгарией землях; переселенческим движением. Так, в 1715-1720 годах, по данным Н.Ф.Голикова, Б.Я.Двоскина, М.А.Спектора [122, 767] был построен ряд крепостей на востоке: Казахстана - Железнинская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская, а также семь промежуточных форпостов - Ангарский, Чернакский, Чернорецкий, Убинский. В 1745 году к ним было добавлено 24. С 1752 года начинается создание Пресно-Горьковской линии укреплений, которое включает в себя 8 крепостей, 33 редута, 42 маяка. В течение 1824-1846 гг. были созданы казачьи поселения: Кокчетавское, Каркаралинское, Кокпектинское, Атбасарское. В 1870 г. построены станицы: Зайсанская, Кендерлыкская, Алтайская и др.

В 1743 г. начинает укрепляться Нижнеяицкая линия, состоявшая из ряда форпостов. После Большой Орды в 1845 году были заложены станицы Копальская (1847), Сергиопольская (1848), Верхне-Лепсинская (1855), впоследствии г. Верный.

По словам Н.Е.Бекмахановой, с 1861 по 1883 годы за Урал перевалило более 300 тыс. переселенцев [123, 93]. В ходе крестьянского переселения в дореволюционный период прибыло в Казахстан еще 150 тыс. человек. 2). Демографические предпосылки в Советском Казахстане и в постсоветский период. После революции в связи с коллективизацией и индустриализацией, сопровождавшихся раскулачиванием крестьян, ростом строительства промышленных центров, открытием центров горнодобывающей и др. Отраслей народного хозяйства в Казахстан прибыло 1 млн.450 тыс. человек [124]. Кроме того, в Казахстан в годы войны были депортированы разные народы (немцы, корейцы, поляки, представители народов Северного Кавказа, татары, турки, калмыки, греки) - всего 1,5 млн. человек. В годы освоения целинных земель прибыло в республику 1,5 млн. чел. Все эти миграционные процессы, происходившие в направлении Россия - Казахстан, не могли не способствовать росту населения Казахстана и среди них доли русского этноса. В 1989 году по удельному весу русские перешли на второе место, что составляет 37,8 % [125].

Торгово - экономические и культурные контакты между русским и казахскими народами. Торговые связи России и Казахского государства, развивающиеся еще с древних времен, были усилены с XVІІІ века, так как Россия, проявляющая интерес к торговле с Азией, была заинтересована Казахстаном по двум причинам: во-первых, стала видеть в нем рынок сбыта и источник сырья; во-вторых, через Казахстан пролегали пути торговых караванов в Среднюю Азию. Переход в русское подданство Средней и Малой Орды - имел чрезвычайно важное значение для торговли обеих стран - писал в начале 20-х гг. XIX века Е.К.Мейендорф [126, 128].

Внешняя торговля Казахстана и России протекала на протяжении многих веков в двух направлениях: 1) транзитная торговля (через Казахскую степь с ханствами Средней Азии и Китаем) 2) собственно русско-казахская торговля. В Казахскую степь ввозились ткани, металлические изделия (топоры, ножи, кухонная утварь), меха, юфтевые кожи, сахар, соль, табак. Главной статьей вывоза из степи был скот.

Этнокультурные связи между обоими народами осуществлялись также регулярно на протяжении более трех столетий, насчитывающихся со времени присоединения Казахстана к России. Эти связи реализовывались в нескольких направлениях: 1) общение местного населения с переселенцами и перенимание у них предметов материальной агротехнической культуры; 2) контакты пришлого русского населения с местным и перенимание у казахов опыта ведения поливного земледелия, навыков ухода за скотом, восприятие ими образов тюркско-монгольских видов материальной культуры: одежда, пища, средства передвижения. «Они (русские - Ш.А.) перенимали не только местное снаряжение, но и приспособленную к верховой езде одежду, халатообразные чекмени и шаровары тюркских народов» [127, 119]; 3) этнокультурные контакты русского и казахского народов в области духовной культуры, возникающие в ходе межэтнического общения между казахами и приезжавшими для изучения края этнографами, геологами, географами, ботаниками, историками, деятельных ссыльных переселенцев в Казахстане, переводческая деятельность Абая Кунанбаева, И.Алтынсарина, творческое сотрудничество между казахскими и русскими писателями, декады русского и казахского искусств и другие письменные контакты; 4) Развитие русско-казахского двуязычия. В настоящее время удельный вес русско-казахского двуязычия составляет в Республике Казахстан 17 % (100), а в 1989 году по данным переписи (1970, 1979 и 1989 гг.) распространение русско-национального двуязычия составляло 1,6 %. [128, 221-222].

Анализ литературных сведений показывает, что в начале XX века большинство крестьянского и казахского населения, живущих поблизости друг от друга было двуязычным. Н.М.Малеча отмечал, что постоянное общение казахов, военное и мирное, с соседними народами приводило к появлению двуязычия (известно, что все они говорили по-русски и по-казахски) [129]. Анализируя факторы этнического поведения мы видим, что они способствовали некоторым сдвигам в национальном языковом сознании русских вследствие усвоения ими некоторых отличительных черт казахского менталитета, перенимания обычаев, следования традициям, овладения языком.

Следует подчеркнуть, что в процессе межэтнического общения знание общего языка недостаточно, необходимо иметь представление о внешних объектах и условиях речевой деятельности, которые Е.Ф.Тарасов относит к социальному контролю, регулирующему процесс речевого общения [2, 256].

Идея о существовании каналов социальной регуляции, не зависимых от произвола личности, реализована Л.С.Выготским в его положении о том, что индивид, овладевая высшими психическими функциями, в том числе и языком, обращает на себя регулирование, которое раньше было направлено на другого [130].

Эта мысль была поддержана А.Н.Леонтьевым, утверждавшим, что сознание индивида формируется через присвоение им культуры общества в процессе социализации [131]. И формы межличностного общения, которые, будучи усвоенными индивидом, становятся по Л.С.Выготскому, основой для формирования высших психических функций и культуры общества, в процессе присвоения которой личность формирует себя - все это каналы социальной регуляции.

Основным механизмом их реализации являются социальные или этнические роли личности. Соответственно своей роли и ролевых эспектаций личность реализует то или иное поведение, связанное с идеальными моделями поведения функционально связанных людей. Из поколения в поколение традиции переносят правила взаимодействия индивидов в соответствующих ситуациях. В процессе социализации ребенок овладевает такими правилами, принимая на себя ту или иную социальную функцию [130, 485].

Вот этими стандартами общения или постулатами, регулирующими процесс общения среди казахов и овладевают русские, проживающие в иной этнической среде, так как для взаимопонимания с представителями другого этноса, в частности, казахского, необходимо знать правила социальной регуляции, такие как обычаи, традиции, запреты, обряды, словом, социокультурный опыт партнера - казаха. В этом случае в национальном сознании русского народа могут формироваться элементы этнического поведения казахов.

Под этнокоммуникативным поведением понимаем разновидность коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение (вербальное и невербальное) выступает как «значащее» бытовое поведение (произвольное и непроизвольное), получающее в актах общения коммуникативную интерпретацию, а этнокоммуникативное поведение - это поведение представителей различных этносов, актуализирующееся в процессе межкультурной коммуникации и имеющее специфические проявления, обусловленные различием культуры.

Д.Д. Шайбакова, исследуя функционирование русского языка в Казахстане, подчеркивает, что не только русский язык влияет на казахский, но и казахский оказывает влияние на русский: «Как сложное переплетение национальных и религиозных традиций, языков ментальностей предстает проблема взаимодействия языков и культур в полиэтнических странах. Поэтому интересен в этом плане для исследователей многонациональный Казахстан, являющий собой уникальный культурно-исторический ареал…. В регионах с преобладанием казахского населения культурная интерференция очевидна, в целях большей эффективности общения осуществляется корректирование коммуникативного поведения неказахов…, …смешение культурных кодов формирует региональные коммуникативно- прагматические нормы» [132, 197-207] В языковом сознании казахстанских русских отмечены «свойства и интерпретации, не эксплицирующие свойства характера и совпадающие, с ранее выявленными свойствами русского языка. Наряду с общими свойствами и интерпретациями, не эксплицирующими свойства характера, корпус полученных коннотаций включает и иные самооценки носителей русского национально-культурного менталитета» [133, 17]. Незнание речевого этикета или актуализация этноязыкового поведения, чуждого носителю другой культуры, затрудняет общение, создает препятствия для адекватного взаимопонимания. Сравните: «Бір с?т сергиінші деп аула?а шы?ады. Есікті? алдында?ы та?тай орынды?та ?алт - ??лт етіп к?нге ?ыздырынып отыратын екі-?ш к?з к?рші кемпірмен «Здрастилері» д?рыс. Біра? к?кірек босатумен екеуі де сол бая?ы «какой» мен «карошоны»» т??ірегінен шыр? ?йіріліп шы?а алмайды» (?.Кекілбаев. ??с ?анаты, 28-б.).

Наоборот, знание речевого этикета партнера, языка, его обычаев, традиций облегчает взаимопонимание. Приведем примеры, иллюстрирующие приобщение некоторой части русского этноса, проживающего в Казахстане, к казахской национальной культуре.

Ситуация 1. «Знание речевого этикета»: «Игилик Утепович! Салам!» - замахал Ушаков рукой, вываливаясь из саней, точно медведь. Здравствуйте! Как здоровье, байбише? - уже на крыльце, протягивая руку» (?.М?сірепов. Пробужденный край, с.329). «Андрей Быков шел впереди. Он приветствовал жигитов, как учил Байжан - Саламалейкум! Аман ба! - Агалейкумсалам! Здрасти! - заулыбались в ответ жигиты» (?.М?сірепов. Пробужденный край, с.165). «Э, тамыр, кель-кель - иди, иди сюда! Пастух, заслышав крик Федора, оборвал песню и, повернув лошадь, не спеша, подъехал к нему. Здорово, тамыр, - широко улыбаясь, приветствовал Федор по-казахски подъехавшего к нему джигита. Аман - здравствуй, - ответил, тревожно приглядываясь к Федору жигит. - Ну, как руки, ноги здоровы? - Руки и ноги мои здоровы, - ответил жигит. - А, здоров ли твой скот? - спросил по степному обычаю Федор» (И.Шухов. Горькая линия, с.431-432); «?азір ол (доктор Мамонов - А.Ш.) бет-аузын т?к бас?ан аюдай т?ртба? азаматты ?й?ылы к?зімен ?апелімде танымай да ?ал?ан. Таны?ан со?, к?лімсіреп, иы?ына ?олын салды. - О, Пір?лі! Б?л кім десем, сен бе еді?? ??дай ?рып, танымай кала жаздадым ?ой. И?, ат к?лігі? аман-ба? - деп жетектеп ?кеп орынды??а жай?астырып, самбыр-самбыр етті. И?, ж?й ж?рсі? бе? Бая?ыдан да? ?алмады ма? ??лан - таза айы?ып кетті? бе? - Ш?кір, Лексей» (?.Сараев. Еділ - жайы?, 202-б.); «Жолаушылар да, ауыл жігіттері де т?рге жай?аса берген кезде, ?йге ?аза?ша с?лем беріп, орыс жігіті кірген. Ол да келген - дермен ?ол алысып, с?лемдесіп шы?ты. - Кел, Барыс, - деп ?й - иесі оны т?рге ша?ырды» (К. Сегізбаев. Жол, 53-б.).

Ситуация № 2 «Соблюдение этикета обращения» (Уважительное отношение к старшим, употребление обращение казахского языка), ср.: «Константин Алтайский: М?ха, м?мкін сіз пікірі?ізді ауызекі айтпай-а?, кешке ?арай ?а?аз?а т?с?ріп берерсіз? - деп басал?ылы? танытты (Д.Досжанов. М?хтар жолы, 164- б.); «?й, Митрей-ай, сені? ?зілі? ?алмайды - ау деді Исахмет ?лі де к?лем деп. - Исеке, алла та?ала, к?лкіден жазбасын де?із» (М.С?ндетов. Ескексіз ?айы?, 171-б.); «Ушаков взглянул на казахов и сразу узнал старого знакомого. Байжеке! Ну как, разбогател» (?.М?сірепов. Пробужденный край, 139 с.); «Солай емес пе, Михаил балам! Екеуміз ана жылдары талай кезген едік ?ой, ?лгі бандылар?а ?арсы! Жоры? жылдары есі?де ме? Сен онда шекара ?скерінде болатынсын - Есімде, Кайреке? (?.Сланов. Шал?ар, 35-б.); «Жас келсе - іске к?рі келсе ас?а, - дейді бізді? ?аза?. Басталып жат?ан игілікті істерге д?п келді?, Абрек! ?негелі, ?лгілі елді? баласысы?, к?рсет ?нері?ді, сал к?ші?ді, Абрек ?ас?а жауап ?айырды: - Шамам келгенше аянып ?алмаспын, а?ай (С.Омаров. Ба?ыт шынары, 32-б.) «Митрофаныч! - Ау, Ізбасарбысы?? Айналасында?ы ж?ртты та? ?алдырып екеуі ??ша?таса кетті. Митрофаныч жауырыны ?а?па?тай жігітті? орнына ?уырша? ??ша?та?андай бол?анмен ?атты шошынып, т?нде к?рмейтін тауы? со?ырлы?ы бар к?зіне сенбей, Ізбасарды ?олымен сипалап ?бігерге т?сті. - Ау, са?ан не бол?ан? Ауырып ?ал?ансы? ба? М?ны? ?алай, жар?ыным, - деп ш?батып жатыр еді. - Ер жігітті? басына нелер келіп, нелер кетпейді демеуші еді?із, - деп оны ж?бат?ан болды Ізбасар. - ?йте?ір, арты ?айыр, дертті болмаса жарайды» (?.Сарабаев. Еділ жайы?, 278-б.).

Ситуация № 3. «Хорошее знание языка», ср.: «Мені? атым Миша, я?ни Михаил, осында?ылар мені басты? деп аспаннан ш?пкемді т?сірмей, танауымды к?теріп ?ойды, - деді ол, ?ар?-?ар? к?ліп - К?не, мен бір уыс шашып жіберейін. Сары орыс ?аза?ша сайрап т?р. (?аржаубай О. Жол. 162- б); «Балалары бізге д?л ауылды? баласы сия?ты с?лемдесті,- дейді ?асым. - ?зі де ауылды? баласы емес пе? ?аза? ауылында туды, ?аза? балаларымен ойнап ?сті, тіпті ?зіміз де ?йде ?ай тілде с?йлесіп отыр?анымызды а?дамай ?алатынбыз, - дейді Надя же?гей, баласыны? ж?й - к?йін т?сіндіріп (К.Сегізбаев. Жол, 183-б.); «Шіркін десе?ші! Тіпті мен Петроград?а дейін шойын жол ?уалап кете берер едім! - деді м?лде бейтаныс ?н. Бесеуі бірдей т?белерінен т?ніп т?р?ан бейтаныс адам?а жалт ?ара?ан. Б?лар?а ?арап ?ау?а са?ал егде тартып ?ал?ан орыс жігіті еді. Тап-таза ?аза? тілінде с?йлеген адам осы ма, жо? па дегендей бесеуіні? бірдей ??здері жыпылы?тап, бейтаныс?а тесіле ?арайды. - сіз, сіз - ?аза?ша білесіз бе, а?атай! - Алдымен ес жи?ан ?алым болды. И?, мен ?аза?ша жа?сы білемін, - деді - танысып ?оялы?, мені? аты-ж?нім- Михаил Петрович Романов болады (К.Сегізбаев. Жол, 179-б.) «Судаков д??ес м?рынды, ш??ірек к?к к?з, жылы ж?зді адам. ?зге Жайы? бойыны? ?аза? орыстарында бар к?рек са?ал, жебелі м?рт м?нда жо?. Ерні де ж??а. Екі езуінде ?мірі жазылмайтын ай?асты ?жім жатыр. ?аза? тіліне ж?йрік; ?р с?зі те?еу, ма?ал-м?тел. Салт-жорал?ысына да жетік. ?аза?пен ілік шатысты?ы жо? емес; жал?ыз ?ызын беріп отыр» (М.С?ндетов. Ескексіз ?айы?, 171-б.).

Ситуация № 4 «Знание обычаев» ср.: «Глаза Ушакова ясные, голубые, а спутанные волосы стоят дыбом - видно не часто прикасается к ним гребень и бритву, заметно, часто не берет в руки. Он много ездит по казахской степи, знаком с обычаями. Умеет вовремя, как встанет от дастархана, произнести «бисмилла, алла а?бар за что казахи ценили его, даже пустили слух, что говорит мол по-казахски (?.М?срепов. Пробужденный край, 33с.); «Лиза понимающе улыбнулась. Она не раз слышала эти слова от Байжана и считала их казахской поговоркой. - Тише, тише, ?ке молится, - остановила она детей. (?.М?сірепов. Пробужденный край, 286с.); «Осы кезде ?зіне жуы? бір то?тыны с?йреп, Амантай ?йге кірді. - Ал, тамыр, бата ?айырасы?, ?аза? арасында к?п ж?ріп, ?бден ?аза?уар болып ал?ан Левенштерн ?аш?ан да, ?ысыл?ан да жо?. - ?аза? шахтерлері к?бейе берсін! - деп к?дуілгі ?аза?ша бетін сипады - ?азан жа?та ж?рген Сілеусін аузын бір сылп еткізді де, Левенштернге тесіле ?арап, бетін жыртты (С.Шаймерденов. Жыл ??сы, 126-б.); «Оставаясь в душе русским человеком, тонким интеллигентом по воспитанию, Комаров глубоко чтил обычаи народа, среди которого он возрастал. Академик в дружеском застолье пел песни и думы степняков. В квартире Дмитрия Викторовича имелся редкостный набор старинных домбр. К нему собирались друзья, послушать их грустные звучания. И старые степняки не в шутку толковали об ученом металлурге: «В Комарове больше казаха, чем в любом здешнем аксакале (М.Сарсекеев. Взрыв, с.52); «Бірінші боп Николай Головацкий тіл ?атты: - Ал, Нурмолда, тойы? ??тты болсын, той?а той ?лассын! ?алай аман-саумысы?? ?йелі?, балалары? аманба? Б?рі жа?сы! Келгені? ?те жа?сы болды. ?зім де бірінші боп Николай келетін шы?ар деп ойлап едім (С.Ба?бергенов. Адам ж?не к?ле?ке, 99б.); «Рас, ол тілі ?аза?ша, ?сіресе ке?се адамын келе?сіздеу бол?анмен Вася орысша ойла?ан ойларын ?аза?ша жеткізе алатын. Ол к??ілденіп: - Жа?сы мен сіздерге ?азір аксакальский совет жиып ?кеп берем. Оны? «аксакальский» деген с?зін т?сінбей ?ал?андар к?п еді. Нина Петровна «шалдарды? советі» деп ж?ртты к?лдіре т?сіндіріп берді» (М.?уезов «Т?ркістан солай ту?ан (директор туралы очерк, 31-б.).

Ситуация № 6 «Сознательное восприятие языка», ср.: «Доктор хотя и слабовато, но смело и охотно говорил по-казахски, нисколько не смущаясь небольшим запасом слов, которыми располагал. Слегка подтолкнув Майкана плечом, он сказал, коверкая слова: «Мое время мало, иноходец тоже торопится. Пусти» (М.Ауезов. Путь Абая, с.404); «Та?ы бір аса ма?ызды жетістігім бар - Ж?рген орта, т?рмыс ?ажеттігі ерікке ?оймайды екен, ?аза? тілін ептеп ?йрене бастадым. ?аза? тілі бар?ан сайын жаныма жа?ып, ?аныма араласа баста?анын кейінгі кезде мы?тап сезініп ж?рмін. «Рахмет, «жолдас» деген ?асиетті екі с?зден тіл ?орым б?л к?нде ед?уір молайып ?ал?ан сия?ты» (С.Омаров. Ба?ыт шынары, 35-б.).

Ситуация № 7 «Широкое гостеприимство, свойственное казахам», ср.: «Біз б?рын к?рші т?р?анбыз. Балалар да бірге о?ыды, бірге ?скерде болды, - деді. ?йел сосын ?міржан?а ?зін таныстырды, - мені Вера Петровна де?із. - ?міржан. - Ауданнан шы?ты?ыздар ма? Дайын шай бар, ?келе ?ояйын, - деп ас ?йге беттеді» (М.Сергалиев. Замандастар, 16-б.).

Ситуация № 8 «Знание фразеологизмов казахского языка», ср.: « - Е, білем, ?аза?ты? айлап жатып алатын ?она?ы. Енді Бертшекті? ?зіне т??іле ?арады.- Сендерде ма?ал бар ?ой. ?лгі, ?она? бір ?онса ??т, екі ?онса ж?т. Солай ма? Неше ?онды? б?л ?йде? «сіз», «біз», «жо?», «сен» Левенштерн ?аза?тармен осылай с?йлеседі» (С.Шаймерденов. Жыл ??сы, 146-б.).

Ситуация № 9 «Использование в речи национальных казахских сравнений», ср.: «Ее успокаивал человек в степном малахае и шубе городского покроя. Голос его журчал успокоительно и ласково, подобно весеннему ручью на высокогорном джайляу» (Д.Снегин. Утро и два шага в полдень, с.90); «Подвижные глаза акына плутовато поблескивали, похожие на кусты карачайника брови смешно двигались» (Д.Снегин. Утро и два шага в полдень, с.22).

Анализ ситуаций позволяет нам выявить влияние казахского языкового сознания на русское языковое сознание. Черты русского менталитета как русского языкового сознания можно еще дополнительно выявить в результате анализа, а также сопоставительно-семасиологического исследования разработанного А.И.Гудавичусом [134].

Таблица 2 Черты национального характера русских и казахов

Русские

Казахи

Гостеприимные

Трудолюбивые

Отзывчивые

Непрактичные

Ленивые

Безответственные

Завистливые

Навязывающие свои обычаи другим

Униженные

Храбрые

Религиозность (православие)

Широта души

Удаль

Неделовитость

Максимализм

Бесшабашные

Быстрые на подъем

милосердные

Гостеприимные

Радушные

Трудолюбивые

Готовые помочь в беде

Непрактичные, наивные

Бескорыстие

Терпеливые

Доверчивые

Уважающие старших

Послушные

Отважные

Религиозные (ислам)

Наблюдательность

Немстительные

Милосердные (сироты воспитывались родственниками)

считали недостатками пеший путь передвижения

Медлительные, степенные, тяжелые на подъем, любят неторопливую беседу

Ключевые слова - прецеденты этноцентризма, так как имеют локально-национальный характер, служат для характеристики национальных понятий, специфичных для данного этноса, связанные с совокупностью всех ценностей духовной культуры данного общества, народа. Термин «?лт», «?лтшыл», «?лтжан» понимается двояко. Во-первых, как синонимы терминов «националист», «национализм» в негативном значении как «реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология, основывающаяся на идеях превосходства и исключительности какой-либо нации и оправдывающая господство одних наций над другими» [135, 413], во-вторых, как течение, направление на поддержание всего национального, возрождение национальных корней; в-третьих, национализм есть символизация нации, политико-идеологическое применение символа нации при помощи дискурса и политической деятельности, где огромную роль начинают играть психология и чувства людей. Национализм - не только политика и идеология, в таком только качестве он потерял бы свою силу, действенность. Прежде всего, национализм - это чувства людей, имеет глубокие психологические основы, заложенные в культуре и культурной традиции народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.