РУБРИКИ

Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

p align="left">контрастная.Фонемы находятся водном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно различают слова. В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых: тень-день-пень-лень.

дополнительный вид дистрибуции. Фонемы не встречаются в одной и той же позиции, напр, в испанском языке. Здесь качество звуков зависит от позиции.

3. отношения свободного варьирования. Фонемы находятся в одинаковом окружении заменяют одна другую без изменения смысла слов, что свидетельствует о разных параметрах говорящего (местоположение, особенности речи).

31. Фонетические процессы в речи.

Так как звуки речи произносятся неизолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В результате появляются следующие фонетические процессы:

1. редукция (изменение длительности звуков в безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением: -силовое -количественное(ударный звук произносится более долго) -тоновое(изменение высотытона).

2. аккомодация - взаимное приспособление гласных и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество гласного и наоборот.

3. ассимиляция - качественное уподобление смежных звуков. Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет на последующий) -регрессивной(когда последующий звук влияет на предыдущий).

4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых или подобных звуков получается 2 различных звука. Процесс, противоположный ассимиляции(транвай, вместо трамвай).

32. слово, как основная единица языка.

слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого, языка. В этих определениях акцентируется внимание на единстве всех трех сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков, образующих звуковую оболочку, слова); морфологической (совокупность грамматических и словообразовательных морфем); семантической (совокупность значений - лексических и грамматических). Это единство звуковой формы, морфемного строения и значения слова делает его центральной единицей языка. Как единица языка слово обладает своими характерными признаками, а именно: единооформленностью или цельностью, выделимостью и свободной воспроизводимостью в речи, семантическая валентность (т.е. семантический потенциал слова, проявляющийся в его способности реализоваться в определенных значениях, вступая в те или иные отношения с другими словами); недвуударность (т.е. невозможность слова иметь более одного основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов).

От фонем слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое единство звучания и значения. От морфем оно отличается своей лексико-грамматической отнесенностью. От словосочетаний и фразеологических оборотов слово отличается акцентологически: оно, как правило, недвуударно, от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью.

33. Проблема слова; исторический характер слова.

Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и внутренней формы, его звуковой оболочки и образным способом выражения его значения. Мотивированность слова -сохранение в его семантической структуре связи звучания со значением (подоконник). Содержание слова благодаря мотивированности находит отражение в его внутренней форме. Внутренняя форма слова - это его семантическая и структурная мотивация другим словом, на базе которого оно возникло. Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, звукоподражательными (кукушка), описательными (дворник). Внутреннюю форму имеют 2 класса слов: производные слова, сохраняющие в своей словообразовательной структуре указание на соотнесенность с другими словами или морфемами, от которых они образованы (молочница); слова, употребленные в переносном значении (дуб о глупом челе).

С течением времени слово может утрачивать свою внутреннюю форму, а иногда и приобретать новую. Причины утраты внутренней формы слов разные, могут быть связаны с: -утратой в языке мотивирующего слова или признака, ранее характерного для предмета (город-городить) -фонетическими изменениями, которые претерпело слово в процессе исторического развития языка -процессами заимствования Однако главная причина утраты -избыточность, ненужность его мотивировки с того момента, как оно стало привычным. Воссозданием утраченной внутренней формы слова занимается этимология - наука, изучающая происхождение слов.

34. лексическое значение слова и понятия.

Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство - явление сложное, многогранное, составляющие компоненты

1) предмет, для называния которого служит;

2)звуковая оболочка (Фонетическая оболочка слова (т.е. последовательность его звуков) связана в сознании человека и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (явлением, процессом, признаком), а с другой - с понятием, с представлением об этом предмете. Понятие является основой формирования значения слова.

3)понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека.

Все три элемента связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник, вершина которого - фонетическая оболочка слова, а два противоположных угла - предмет и понятие.

Значение слова - это отображение в слове представления о предмете (явлении, процессе, признаке). В значении слова закрепляется отношение слова к обозначаемому им. Значение слова - это продукт мыслительной деятельности человека. Значение слова как его содержание связано с понятием как отражением в сознании человека предметов и явлений внешнего мира. Лексическое значение слова определяется, таким образом, через соотнесенность его, с одной стороны, с соответствующим понятием (составляющим ядро лексического значения слова), а с другой - с остальными словами языка, т.е. через его место в лексической системе языка

Понятие - это категория логики и философии. Оно представляет собой «результат обобщения и выделения предметов (или явлений) некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Обобщение осуществляется за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов и групп предметов в пределах данного класса». С точки зрения языкознания, «понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности

35. Лексическая система языка(семантическое поле, синонимия, антонимия, гиперо-гипонимические отношения).

Понятие семантического поля появилось в60 гг. 20 века. Согласно этому понятию, лексика - совокупность систем, внутри которой слова связаны противоположностями и каждое слово обретает смысл как часть поля. В пределах этого поля существует взаимозависимость и взаимоопределяемость единиц. Поля могут пересекаться. Существуют понятийные поля (напр. мышление, речь, зрительное восприятие).

Также существуют лексико-семантические группы, которые включают:

1. синонимы. Это слова, близкие по значению и имеющие начальное слово синонимического ряда. Синонимы разделяют на

а) полные (максимально близкие по значению и фактически идентичные: бегемот-гиппопотам) -частичные (различаются оттенками значений: младенец-ребенок)

б)семантические (указывают на различную степень проявления признака: светить-сиять)- стилистические (различаются сферой употребления, относясь к различным стилям речи: лицо-лик).

2. антонимы. Это слова, противоположные по смыслу. Антонимы бывают:

а) градуальные (допускают наличие ;между ними промежуточного слова: большой-средний-малый)-комплементарные (невозможно существование среднего члена: живой-мертвый)

б) частичные (прохладный-горячий)

в) противоположно направленные действия (одеть-раздеть)

г) конверсивы(участники одной ситуации: продавец-покупатель).

3. гиперо-гипонимы. Гипонимия - это тип семантических отношений, при котором слова, обозначающие вид или часть, семантически подчиняются словам, соответственно обозначающим род или целое. Слово, включающее в себя семантику другого слова, называют гиперонимом (тюльпаны-цветы).

36. проблема многозначности слова. прямое и производное значение. ЛСВ

Полисемия(многозначность)-способность слова как названия переходить с одной вещи на другую или на какой-л признак этой вещи. Вопрос полисемии это вопрос номинации, т.е. перемены вещей при тождестве слова. Переносное значение любого типа объяснимо(мотивировано)через прямое, но прямое значение непроизводимых слов данного языка, где это слово существует, необъяснимо. (нос лодки объяняется через нос человека, а вот наоборот объяснить нельзя). Часто переносное знач возникают как явления стилистические(ТРОПЫ = образные выражения). Пр. поэт назвал девочку козочкой (подмена одного названия другим, т.к. девочка похожа на грациозную козочку). Вот на этом совпадении и несовпадении и построен троп. В нем главное-средний объединенный член. В языковых словарях переносные значение зарегистрированы(факты языка, обязательные для всех говорящих), а тропы нет.

37. Регулярные механизмы образования производных значений слова (метафора, метонимия).

Есть 2 основных способа смыслового преобразования и развития ЛСВ:

1. метафора - это перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков: по форме, по размерам, количеству, цвету, функциям, по расположению в пространстве, по впечатлению и ощущению. Основным механизмом образования метафоры является сравнение, поэтому не случайно метафору называют скрытым, сокращенным сравнением (нос ~ 1. часть лица человека 2. передняя часть судна).

По степени выразительности, характеру стилистического использования метафоры иногда разделяют на 2 основные группы: - языковые(в словарях, сухие, утратили первоначальную образность), -образные.

2. метонимия - перенос наименований с одного предмета на другой по смежности. В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами и явлениями. Она основана на близкой и легко понимаемой смежности в пространстве или во времени, вовлеченности в одну ситуацию реалий, лиц, действии, процессов(фарфор - 1. минеральная масса 2.посуда)

а) синекдоха - это такой перенос значение, когда название части употребляется в значении целого, меньшего - в значении большего и наоборот (борода, длинноволосый, голова - человек большого ума).Часто синекдоху считают разновидностью метонимии.

Однако ее существенное отличие от метонимии заключается в том, что в основе синекдохи лежит количественный признак соотношения прямого и переносного значений.

38. Виды словарей.

Лексикография - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиологией, являясь их практическим разделом, так как системное описание лексики наиболее ярко воплощается в словарях различного типа. Первые толковые словари - -глоссарии.

1. энциклопедические словари. Они содержат свод знаний по всем областям жизни и науки или отдельным отраслям знаний. Бывают:

а) универсальными(охватывают все области жизни - Большая Советская Энциклопедия)

б) специальными(отраслевыми) (одна область науки, такие как медицина, техника). Энциклопедии раскрывают научные понятия, дают сведения о предметах и явлениях, событиях и лицах.

2. лингвистические словари характеризуют слова и только попутно предметы и явления. В лингвистических словарях описываются слова с их значением, употреблением, грамматическими характеристиками, морфемным составом, стилевой принадлежностью, орфографическими и орфоэпическими нормами. Бывают следующих типов: одноязычные, двуязычные, многоязычные. Одноязычные бывают:

а) толковые

б) диалектные (специфическая лексика диалекта - словарь Даля).

в) фразеологические

г) исторические (история слов языка)

д) этимологические (наиболее древние значения слов+их первичная форма)

е) словари синонимов, антонимов, омонимов, терминологические словари.

ж) частотные (степень употребительности слов в речи)

з) обратные(алфавитный порядок конечных букв)

и) ассоциативные

к) идеографические (тезаурусы) распределение слов по классам понятий

л) общие (общеупотребительная лексика)/специальные (лексика по определенному признаку - диалектная, профессиональная, грамматическая).

39. Грамматика, се единицы, разделы; виды грамматик.

Грамматика - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть систему морфологических и синтаксических форм и категорий языка. Двумя составными частями грамматики являются -морфология (исследует формы слова и выражаемые ими значения), -синтаксис (формы словосочетания, предложения и их значения). Основной единицей морфологического строя языка, как и лексического, является слово, синтаксического - слово, словосочетание и предложение. Виды грамматик:

1. общая (универсальные свойства всех языков)/частная (грамматический строй конкретного языка)

2. формальная (от формы к значению)/функциональная (от значения к формам)

3. историческая (диахроническая - строй языка в развитии)/описательная(синхроническая - состояние языка в определенный период). Описательная: -сопоставительная (сходства и различия в строе различных языков)

40. Лексическое и грамматическое значение.

Для определения специфики грамматического значения его обычно противопоставляют лексическому. Грамматика изучает значение. Оно всегда системно.

Грам. зн. характерно большой группе слов, а не одному. Грамматическое значение объединяет группы слов в определенные грамматические классы, напр, грам.класс им.сущ. объединяет значительную часть лексики русского языка.

ГЗ выступает по отношению к ЛЗ дополнительным, сопутствующим. При этом ГЗ отличаются регулярностью своего выражения. ЛЗ необязательно, случайно, ГЗ обязательно.

Лексическое значение конкретно, грамматическое абстрактно.

отношение к мышлению и строю языка. Слова с ЛЗ служат номинативным средством языка - выражают мысли, знания, а ГЗ служит для организации мысли, ее оформления.

При этом явления ГЗ и ЛЗ не противопоставлены в языке. Между ними есть участки взаимопроникновения(живое-неживое - одушевленное- неодушевленное).

41. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматический способ. Способы выражения грамматических значений.

ГЗ, способы выражения ГЗ (то, как грамматическое значение соединяется с грамматической формой)ГЗ - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций находящее в языке свое регулярное выражение. Системно. Обязательно. Повторяемо. Абстрактно.

Грамматическая единица - носитель ГЗ (линейные - морфемы, слова и нелинейные - классы, разряды). Способы:

1. аффиксация (прибавление аффикса)

2. чередование звуков в корне(историческое явление - пень-пня)

3. ударение (срезать-срезать)

4. супплетивизм (непродуктивный, дополняет, пополняет - я-меня).

повторы (китайский, малайский языки: повторы для обозначения множ.ч. - жень-человек, жень-жень - люди)

интонация

7. служебные слова - вспомогательные глаголы, предлоги, частицы (буду жить)

8. порядок слов

Способы: 1. аналитические (вне слова -порядок слов, интонация) 2. синтетические (аффиксация, ударение). -> аналитический язык - русский, франц., синтетический - англ. Грамматическая форма Любое грамматическое значение имеет свое внешнее выражение -грамматическую форму. ГФ -материальная форма выражения значения. Никогда не бывает изолирована. Всегда повторяется в других словах, она регулярна. Грамматическая форма тесно связана с понятием парадигмы. Парадигма -совокупность грамматических форм слова или класса слов.

42. Грамматические категории и общие принципы их организации; виды грамматических категории.

ГК - система однородных и противопоставленных друг другу грамматических значений вместе с системой средств их выражения (грамматических форм). В этой системе отношений определяющим является категориальный признак, например, обобщенное значение рода, числа, падежа. Выявляются же эти категории через грамматические значения и формы. Не могло бы быть той или иной грамматической категории, если бы не было соотносительных ГЗ, воплощенных в грамматическую форму, В ГК противопоставляются одновременно значение и форма. Виды.

1. морфологическая (реализуется в слове):

а) классифицирующая (объединяет слова в разряды и классы - пр.: сущ.-род)

б) словоизменительная (как изменяется слово, включая словоформы)

2. синтаксическая (реализуется в синтаксической конструкции -словосочетаниях, предложениях)

43. Части речи и проблема их классификации.

Проблема сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира - одна из наиболее сложных и дискуссионных в языкознании.

Древнеиндийские языковеды: имя, глагол,, предлог, частицы. Александрийские грамматисты выделили 8 чр: имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, член, предлог, союз. Современная европейская i лингвистика во многом опирается на античную традицию.

В современном яз-ии наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при котором части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, отличающиеся друг от друга универсальными семантическими признаками,

морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. Часть речи как наиболее общий лексико-грамматический класс слов при таком подходе характеризуется 3 основными категориальными признаками:

семантический. Общее, категориальное значение, (глагол - категор. значение действия или состояния, прилаг. качества или признака)

синтаксический. Обычная, первичная синтаксическая функция. По степени характерности бывают первичные синтаксические ф-ии и вторичные. Первичная СФсущ. - подлежащее и дополнение, гл - сказуемое.

3. морфологический. Система морфологических категорий и разрядов. Сущ род, число, падеж; собственное/нарицательное, собирательное/вещественное.

+словообразовательный признак в языках с богатой морфемикой набор словообразовательных моделей и средств)

По функционально грамматическому основанию в р/я выделяют:

1. знаменательные ч/р: сущ, гл, прил, наречие, числительное, местоимение

2. служебные: союз, предлог, частицы

44 Аналитический и синтетический строй языка. Агглютинация и фузия.

1. аналитический (русс, яз., франц.яз.), синтетический (английский).

Синтетические языки - это языки, для структуры которых характерно объединение в пределах одного слова морфем различного типа - лексических, словообразовательных, словоизменительных, т.е. ГЗ, соединяясь с лексическим и словообразовательным, как бы синтезируется в пределах слова. 6 языках синтетического типа преобладают синтетические формы, для них характерна большая длина слова.

Аналитические языки - это языки, для структуры которых характерно раздельное выражение основного (лексического) и сопутствующих (словообразовательного и грамматического) значений слова, т.е.грамматическое и словообразовательное значения слова находятся за его пределами, отдельно от него. Эти языки характеризуются наличием сложных конструкций, служебных слов. В аналитических языках ГЗ или словообразовательное значение выражается расчлененными аналитическими формами слова, а иногда и порядком слов. Наиболее аналитическими языками считаются агглютинативные языки, в меньшей степени флективные,

2. Флективные языки (языки гибкого типа) - это языки, для которых характерна полифункцнональность аффиксальных морфем, наличие явления фузии (взаимопроникновения морфем), при котором проведение границы между корнем и аффиксом становится невозможным (смородина), внутренняя флексия, указывающая на грамматическую форму слова, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения. Сюда относят все индоевропейские языки.

Агглютинативные языки (склеивающие) - это языки, являющиеся антиподом флективным, т.к. в них нет внутренней флексии, нет фузии, поэтому в составе слов легко вычленяются морфемы, формативы передают по одному грам. значению. Аффиксы последовательно приклеиваются к корню, они выражают одно грам. значение. Это все тюркские, финно-угорские языки, языки эскимосов, индейцев.

45. Предмет, единицы, разделы синтаксиса. Основные направления исследования в синтаксисе.

Синтаксис изучает содержательную сторону единиц, а не только грамматическое строение. Сама синтаксическая связь имеет смысл, содержание. Синтаксис - не только учение о формальных связях, образцах но и об их значении. С. изучает модели и смысловые структуры языка (с т/з плана содержания). С. изучает соединение сложных единиц с реальностью, соотносит их с намерениями говорящего, рассматривает пр-я как речевые акты. С.стремится отвлечься от формального значения единиц лексики, старается сосредоточиться на абстрактных образцах (схема словосочетания). Также современный с. рассматривает единицы как коммуникативные единицы, а не только строение сложных единиц. Отсюда следует образование бесконечного числа высказываний из данного образца. Изучает типы связей (сочинение, подчинение, бессоюзная) Единицы: фонема, морфема, слово, пр-е.

Разделы:

1. малый синтаксис (словосочетания).Изучает единицу, как она устроена.Иногда включает производное слово.

2. центральный. Предложение -центральная единица всего синтаксиса.

3. синтаксис текста. Более чем 1 пр-е.

Направления:

1. Логическое - наличие отношений предикации (субъект, предикат).Предложение в нем соотносительно с логическим суждением, но в целом нетождественно ему, так как не всякое пр-е выражает суждение. (Рассматривает актуальное членение: в пр-ии 2 части: -известное(тема), -новое (рема).)

2. Психологическое. Потебня. Рассматривали пр-е как психологическое суждение. Предложение - это единица речи, которая служит для словесного выражения единицы мышления.

3. формально-грамматическое. Фортунатов. Он определял пр-е как вид словосочетания, включающего в себя грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое. В своем определении он исходил их формальных признаков: интонации, наличия определенных типов форм подлежащего и сказуемого и др.

4. структурно-семантическое. Виноградов. Пр-е - грамматически оформленная целостная единица, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Дифференциальный признак -предикативность (отнесение содержания пр-я в действительности) и интонация сообщения.

46. Предложение как центральная единица и предмет синтаксиса,

Предложение - центральная единица синтаксиса, противопоставленная слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям, Ф-ции: -номинативная, коммуникативная. Предложение - любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее Относительной самостоятельностью.

Современной лингвистике свойственен подход к предложению как к собственно языковой, грамматической категории, обладающей своими формальными и семантическими характеристиками.

1. Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер, то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы.

2. Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. В самом общем плане предикативность -отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность соотносительна с модальностью.

3. Модальность - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать. Модальность выражается формами наклонений, модальными словами, частицами, а также интонацией.

4. Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи.

47. Строение предложения и главные принципы его организации.

Предложение как единица языка представляет собой структурный тип или модель.

1. Вендина. Каждое простое предложение имеет свою структурную схему, т.е.элементарный образец (модель), по которому оно строится. В языках мира существуют различия в структурных схемах простого предложения: индоевропейским языкам напр, свойственны в основном двухкомпонентные структурные схемы, состоящие из сказуемого и подлежащего. Различия наблюдаются и в порядке следования этих членов: русский, иврит, латынь - свободный, а в англ. напр. 1 -подл, 2-сказ 3-дополн, 4-обстоят. В зависимости от структурно-семантической схемы простого пр-я, пр-я делятся на односоставные/двусоставные, полные/неполные.

2. Гируцкий. В языковом сознании пр-е хранится как модель, схема или образец, по которым может быть построено бесконечное многообразие различных высказываний. Общая онтологическая модель пр-я для всех языков - это модель слова, лишь осложненная «этажами», т.е.словарным фондом. Помимо онтологической модели, одинаковой для всех языков, существуют синтаксические модели или так называемые структурные схемы пр-ий, которые могут различаться в разных языках (напр.подлеж+сказ+дополнение).

Пр-я можно рассмотреть по смысловой организации. Пр-е состоит из:-дектальной части (фактическое содержание, то положение действительности, которое реально существует), -модальной части (отношения говорящего к тому, что он говорит).Модус+диктум--пр-е. Пр.: В городе начаться беспорядки (начались бы,начались).

Пражская школа, актуальное членение. В пр-ии 2 части: -известное (тема), -новое (рема)

48. Типы синтаксических отношений в языке.

Место и функция слова или словосочетания в пр-ии называется синтаксической позицией. В синтаксической позиции слово или словосочетание вступают в синтаксические связи с др. членами пр-я. Под синтаксической связью понимают формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами., соединившимися друг с другом высказываниями. 2 типа:

1. сочинение Равноправность элементов, возможность перестановки без существенного изменения смысла. Чаще слова одной части речи, 1 функции в предложении.

а) союзная

б) бессоюзная (формальная),содержание этой связи установить достаточно сложно.

2. подчинение. Неравноправность компонентов, один главный, другой зависимый. Главное слово диктует форму зависимого, характерна смысловая неравнопраность.

+ предикативная связь (координация) - особый вид связи, существующий только между подлежащим и сказуемым.

49. Категория предикативности. Предикативный центр предложения.

Одним из основных признаков предложения выступает предикативность. В самом общем плане предикативность - отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность соотносительна с модальностью. Количество предикативных центров пр-я оказывается определяющим фактором для разделений пр-ий по сложности. Самым часто встречаемым предикативным центром пр-я является подлежащее и сказуемое. Между ними существует определенный вид связи - предикативная связь (разные взгляды: главное - подлежащее, главное сказуемое или равноправны).

50. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи в словосочетании,

Словосочетание как слово имеет номинативную функцию, как слово расчленено, основано на отношениях предикации. С-е - это такая единица, которая основана на подчинительной синтаксической связи. 1 эл - слово, 2 эл -словоформа.

Синтагма - мин. синтаксическая единица, в кот. осущ-ся синтаксич. связь. Минимальная синтагма - словосочетание. Словосочетание подразумевает подчинительную связь элементов. Оно представляет собой структурное и смысловое целое. Виды:

1. согласование (связь подчинительного типа, где зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже с им.сущ.)

управление требует, чтобы зависимое слово стояло в одной форме с глаголом.

примыкание. Одно слово не изменяемо, смысловая связь.

51. Основные типы предложений.

По структурному признаку:

1. простое (одно предикативное ядро)

а) односоставные/двусоставные.

Односоставные: -глагольные(личные(Люблю наш край),безличные(Светлеет), инфинитивные(Увидеть бы счастливым родной край), -именные (номинативные(Вот и лес), вокативные(Сынок мой, сынок).

б) распространенные/нераспространенные

2. сложные

а) союзные(сложносочиненные/сложноподчиненные)

б) бессоюзные

в) комбинированные

По модальности:

повествовательные

вопросительные

побудительные

Все эти типы могут быть восклицательными/невосклицательными

52. Представление об актуальном членении предложения.

Актуальным членением предложения обычно называют смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения., установление между частями предложения новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть пр-я называется ремой (новая, важная информация), остальная часть -темой (известное., данное). Средствами актуального членения пр-я являются порядок слов, синтагматическое членение, постановка фразового ударения, интонация, усилительно-выделительные частицы. Актуальному членению подвергаются все типы и виды пр-ий, в составе которых больше одного слова.

53. Производное слово как основная единица словообразования.

Словообразование ~ подсистема языка, которая отвечает за образование новых словарных единиц. Основная единица словообразования - производное слово. ПС отражает сложное знание об объекте и имеет сложную структуру. ПС членится на 2 части: отсылочную (производящую основу) и формант. Производное слово -свернутое высказывание, суждение. Напр., слово «учительская» произошло от производящей основы «учитель», а «безгрешный» от словосочетания «без греха». И так как в качестве производящей основы может служить словосочетание, лучше употреблять термин «производящий базис». Свойства производящего базиса+словообразовательные свойства=св-ва производного слова.

54.Словообразовательное значение, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, парадигма; словообразовательное гнездо. Понятие словообразовательной модели. Продуктивные и непродуктивные модели словообразования.

С/значение - новое значение, которое возникает при воздействии словообразовательного средства на словообразовательную основу. Свойства производящего базиса + словообразовательные свойства=св-ва производного слова.

С/тип - схема или формула строения производных слов, которые характеризуются общностью:

1. части речи производящей основы

2.семантических соотношений производного и производящего слова

3.словообразовательного форманта.

С/цепочка - ряд слов, образованных в процессе последовательного словообразования. Учить-учитель-учительская. Каждая предыдущая единица является производящей для последующей.

С/парадигма -параллельное словообразование. Она может попадать на различные блоки сл-я, кот. вкл. Различные ч/р. Снег-снежный (снежок, снежинка). «Снег» не входит в словообразовательную парадигму.

С/гнездо - самая крупная единица с-я. Готовить, подготовить, заготовить, готовенький.|

С/модель - формальный содержательный ; образец, благодаря которому образуются новые слова. По степени продуктивности различаются:

1. продуктивные модели - модель, по образцу которой в современном языке образуются слова. Это тесно связано с продуктивностью самих аффиксов. В р/я продуктивен способ отглагольных сущ. с суф. -ни (е), -к(а): пение, заправка,

2. непродуктивные модели - такие модели, по образцу которых в современном языке слова не образуются или образуются редко, что также связано с продуктивностью аффиксов, -вор-, -уз,-их детвора, француз, жених.

55. Способы словообразования.

1. морфологический. Слова образуются с помощью аффиксов, а также путем словосложения. Аффиксация является самым богатым и продуктивным видом словообразования.

а) суффиксальное с-е. присоединяется тот или иной суффикс к производящей основе. В р/я наиболее продуктивная разновидность(переплет-переплетчик).

б) префиксальное - присоединение приставки к целому слову. При этом, как правило, принадлежность к части речи не меняется, (читать-перечитать)

в) префиксально-суффиксальный одновременно аффикс и префикс (пере-нос-иц-а).

г) безаффиксный, когда производное слово образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков (синь от синий)

д) сложение - сложение 2 и более основ(древнерусский)

е) аббревиация - начальные буквы складываемых слов (МШУ)

морфолого-синтаксический - переход слова или словоформы из одной части речи в другую (конверсия) (ванная, отдыхающие).

лексико-семантический - способ с-я, представляющий собой изменение значения уже существующего слова, в результате чего возникают слова-омонимы, (кулак - рука, крестьянин).

4. лексико-синтаксический - создание нового слова из словосочетания путем объединения 2 и более слов (сего дня - сегодня).

56. Проблема классификации языков. Виды классификаций.

На земном шаре насчитывается от 1500 до3000 тыс. языков. Языки обладают сходными свойствами и закономерностями(языковыми универсалиями) и контрастивностъю. Единой классификации быть не может, но существуют классификации по разным направлениям.

1. историко-генеалогическая к-я старается объединить языки по сходству, по наличию общих черт (фонетических, грамматических, лексических). Идея, положенная в основу классификации -происхождение языков от общего языка-предка, таким образом, языки связывались по родству. Языковую семью образует вся совокупность родственных между собой языков, то есть в структурах всех этих языков есть общие черты. Языки делятся по иерархическому принципу. Самая крупная семья - индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская. При этом внутри одних семей обнаруживаются большие, внутри других - меньшие расхождения отдельных языков. Группы языков внутри семьи называют ветвями или группами. Существуют живые и вымирающие языки. Генеалогическая классификация включает оба вида.

2. типологическая (морфологическая) к-я утверждает, что все языки мира, независимо от родства, могут быть распределены на типы по каким-то общим признакам их структуры., прежде всего морфологической структуры слова. Классификация - объединение в группы по сходству и родству. Типология -обобщение представлений о языке. В морфологической классификации учитывается:

1. аналитический строй языка(использование служебных слов - английский)/синтетический строй (формы слов, формообразующие аффиксы -русский)

2. агглютинация (границы морфем строго видны)/фузия (сросшиеся морфемы). Существуют типы языков: 1.корневые (изолирующие - неразвитость морфологии, преобладающий аналитический способ - китайский У инкорпорирующие (целые словосочетания и пр-я образуют I слово, комплекс - чукотско-камчатские)

3. ареальная к-я .заключается в составлении языковой карты мира, ареалов распространения отдельных языков и групп языков. Ареал - границы распространения отдельных языков. Языковой союз - особый тип языковой общности, включающий в себя различные языки в границах одного географического пространства (балканский языковой союз).Близость языков в этой классификации не предполагает единый для всех них источник в прошлом, а является результатом последующих сближений. Элементы побежденного языка в системе языка-победителя называются субстратом. Понятие субстрата противопоставляется явлению суперстрата (явление языка-победителя). Явление адстрата -взаимовлияние и проникновение языков.

4. функциональная к-я создается с учетом многих параметров: количество носителей живых языков, число живых и мертвых языков в мире, общественные ф-ции языков и т.п.

57. Проблема генетической классификации языков.

Историко-генеалогическая к-я старается объединить языки по сходству, по наличию общих черт (фонетических, грамматических, лексических). Идея, положенная в основу классификации -- происхождение языков от общего языка-предка, таким образом, языки связывались по родству. Сравнительно-историческое язык-е - поиск праязыка. Принцип неполного соответствия (частичные соответствия в звучании и значении). Языковую семью образует вся совокупность родственных между собой языков, то есть в структурах всех этих языков есть общие черты. Языки делятся по иерархическому принципу. Самая крупная семья - индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская. При этом внутри одних семей обнаруживаются большие, внутри других - меньшие расхождения отдельных языков. Группы языков внутри семьи называют ветвями или группами. Существуют живые и вымирающие языки. Генеалогическая классификация включает оба вида.

58. Морфологическая классификация (типология) языков,

Типологическая (морфологическая) к-я утверждает, что все языки мира, независимо от родства могут быть распределены на типы по каким-то общим признакам их структуры., прежде всего морфологической структуры слова. Классификация - объединение в группы по сходству и родству. Типология -обобщение представлений о языке. В морфологической классификации учитывается:

1. аналитический строй языка (использование служебных слов -английский/синтетический строй (формы слов, формообразующие аффиксы -русский)

2. агглютинация (границы морфем строго видны)/фузия (сросшиеся морфемы). Существуют типы языков: 1.корневые (изолирующие - неразвитость морфологии, преобладающий аналитический способ -китайский)/инкорпорирующие (целые словосочетания и пр-я образуют 1 слово, комплекс - чукотско-камчатские)

59. Язык и мышление, язык и сознание.

Психологический подход. Проблема язык и мышление - одна из самых сложных и дискуссионных в язык-ии. Существовали разные взгляды на эту теорию. Подлинно научное решение вопроса о языке и мышлении дает материалистическая теория отражений, «(Мышление осуществляется в различных формах и структурах, в которых закреплен и обобщен познавательно-исторический опыт человечества)». Орудием мышления является язык, а также другие знаковые системы. Язык как знаковая система является материальной опорой для мышления, он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, язык- материален. Связь языка с мышлением позволяет осуществлять ему коммуникативную и когнитивную функции: язык не только передает суждения и сообщения о предметах и явлениях внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире. Т.О. язык, с одной стороны, является средством выражения мысли, а с другой - орудием ее формирования.

Мышление тесно связано с познанием. Первой ступенью познания является чувственное восприятие дей-ти. На второй ступени познания понятие облекается в форму, чему служит слово, и сл-но, язык.

60. Язык и общество: социальная обусловленность варьирования языка.

Одно из базовых свойств языка повествует, что язык способен к варьированию. Варьирование бывает территориальным(диалекты), социальным и ситуативным (в зависимости от ситуации). Социальное варьирование подразумевает классы, слои, прослойки общества, язык которых отличается друг од друга. Ранее считалось, что дворянство и крестьянство говорят на разных языках. На сегодняшний день в языке можно обнаружить соц диалекты. Также существуют профессиональные разновидности речи, жаргоны, арго. Возрастные, половые различия также обуславливают жаргоны. Жаргон -разновидность языка и речи, которая складывается в результате устойчивого взаимодействия людей в определенной социальной группе. Жаргон идентификатор группы, маркер групповой принадлежности.

61. Подсистемы (формы существования) языка

1. литературный язык (не то же, что язык художественной литературы).Литературный язык - нормированный, стандартный, кодифицированный язык. Учит, как говорить правильно, л/я -наддиалектная подсистема языка, не относится к какому-либо диалекту, он объединяет общение носителей всех диалектов данного языка.

Полифункционален (может обслуживать образование/науку)

функциональные стили - исторически сложившиеся, автономные образования, которые соответствуют определенной сфере общения; это устойчивая система выбора и употребления средств языка, который соответствует определенной сфере общения.

Л/я обладает высоким престижем, консервативен, изменяется медленнее разговорного языка.

Норма л/я вырабатывается целенаправленно членами общества. Языковая норма - совокупность наиболее устойчивых реализаций языковых систем, отображающихся и закрытых общественной языковой практикой (совокупность образцов, как правильно и надо говорить). Н. обязательна, это совокупность эталонов употребления языка, норме обучают, она изменчива, но изменяется медленно. Норма сопряжена с понятиями отбора (селекции).

территориальные диалекты

социальные диалекты

жаргон/сленг

5. некодифицированные варианты языка(разговорный язык, просторечье).

6. наддиалектные подсистемы (нелитературный вариант, но объединяет все диалекты - койне)

62. Литературный язык и его место среди других форм существования языка. Понятие нормы.

Литературный язык (не то же, что язык художественной литературы).

Литературный язык - нормированный, стандартный, кодифицированный язык. Учит, как говорить правильно, л/я -наддиалектная подсистема языка, не относится к какому-либо диалекту, он объединяет общение носителей всех диалектов данного языка.

Полифункционален (может обслуживать образование/науку)

Функциональные стили - исторически сложившиеся, автономные образования, которые соответствуют определенной сфере общения; это устойчивая система выбора и употребления средств языка, который соответствует определенной сфере общения.

Л/я обладает высоким престижем, консервативен, изменяется медленнее разговорного языка.

Норма л/я вырабатывается целенаправленно членами общества. Языковая норма - совокупность наиболее устойчивых реализаций языковых систем, отображающихся и закрытых общественной языковой практикой (совокупность образцов, как правильно и надо говорить). Н. обязательна, это совокупность эталонов употребления языка, норме обучают, она изменчива, но изменяется медленно. Норма сопряжена с понятиями отбора (селекции).

63. Понятие стиля. Виды стилей.

Стилевая система языка многомерна: язык представляет собой систему нескольких стилей, различающихся лексическими средствами, принципами их отбора, сферой употребления. Основу любого языка составляет общеупотребительная, стилистически нейтральная лексика. Вместе с тем в каждом языке имеется лексика, применение кот ограничено условиями речевого общения, жанрами литературы. В современных развитых языках сущ-т 3 стиля:

1. нейтральный. Слова эмоционально-нейтральные. Они составляют основ лексической системы языка (вода, земля, делать, бежать).

2. разговорно-бытовой. Слова, употребляющиеся в непринужденной речи (ерунда, долговязый).

а) общенародная лексика - известная и употребляемая всеми носителями языка. Она составляет костяк словарного запаса языка, -разговорно-литературная лексика(не нарушающая норм литературного употреблениях -просторечная (несвязанная строгими нормами)

б) сленг. Характерен в основном молодежи. Необыкновенно подвижен и непостоянен.

в) социально или диалектно ограниченная.

1. диалектизмы - слова, составляющие принадлежность диалектов того или иного языка

2.профессионализмы - слова, составляющие принадлежность речи той или иной профессиональной группы

3.арготизмы - слова, ограниченные в своем употреблении социально, а иногда профессионально

3. книжная. Объединяет в своем составе слова, стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении принадлежащие книжным стилям речи.

64. Язык и речь.

Язык, речь - коммуникация. Исследователи пытались противопоставить и доказать единство. Соссюр выделял 3 компонента:

1. langue (система языка)

2. langage (объединяет язык и речь, представляет сложный психофизический механизм)

3. parole (собственно речь)

Л.Ельмелев. 3 аспекта:

1. язык (как система, форма, абстракция)

2. узус (речевые навыки употребления)

3. норма (совокупность употреблений, принятых обществом, нах, в центре) Язык.

Коллективен, социален, понятийно-смысловая сторона элементов, единицы языка: фонема, морфема, лексема, семема, слово, предложение; вне ситуации, виртуален, потенциален, существенен, нет цели, чистая форма, система знаков, абстрактен, средство общения, стабилен, пассивен и статичен, характерна уровневая организация, средство общения «в покое»,преобладают парадигматические отношения, идеален.

Речь.

Индивидуальна, образно-смысловая сторона элементов, единицы языка: аллофон, алломорф, аллолекс, значение, словоформа, высказывание; ситуативна, визуально слышима, истинна (ложна),побочна, случайна, целенаправленна, сплошная стихия, двустороння материальна, активна, динамична, характеризуется высокой динамичностью., линейная структура, последовательность слов, связанных в потоке, средство общения «в действии»,реализация, система навыков, преобладают синтагматические отношения, материальна.

65. Понятие речевой деятельности. Виды речевой деятельности.

Ф. де Соссюр считал язык и речь двумя сторонами более общей категории - речевой деятельности. По Соссюру, изучение речевой деятельности распадается на 2части: основная (язык, социальный и независимый от индивида), другая (речь). В речевой деятельности материализуются и реализуются элементы языка-речи. В речевой деятельности создается текст: устное или письменное речевое произведение любой протяженности. Во внутренней речи создается внутренний текст, то есть речевое пр-е, сложившееся в уме, но не воплотившееся в устной и письменной речи. Л.В. Щерба выделял основные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Важнейшим признаком РД считается ее индивидуальный характер, она характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью. РД конкретна, материальна, субъективна, единицы: звук, морф, леке, сема, словоупотребление, фраза.

66. Язык и письмо. Типы письма.

Письмо - система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи. Письмо гораздо моложе звукового языка. Типы:

1. пиктографическое письмо. Рисуночное или картинное письмо. Не используется как основной тип письма сегодня, но широко применяется в рекламах, дорожных знаках и т.п.

2. идеографическое письмо, (элемент -идеограмма). Фиксирует графическими знаками сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также порядок слов. Разновидности: иероглифическое письмо (высшая степень развития идеографии в Египте), клинопись.

3. слоговое письмо. Каждый графический знак обозначает слог. Недостатки - большое количество силлабел. Хотя обучить такому виду письма значительно проще, чем идеографии.

4. буквенно-звуковое (фонемографическое). Каждый графический знак обозначает не целое слово и не слог, а отдельный типовой звук- фонему. Графические знаки - буквы.

а) консонантно-звуковое. Графическими знаками обозначались только согласные, гласные не имели отдельных букв.

б) вокализовано-звуковое. Графические знаки, как для согласных, так и для гласных.

67. Виды орфографии. Транскрипция.

Орфография - система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов. Есть 3 принципа орфографии:

фонетический (писать как слышится)

морфологический (одинаковое написание морфемы независимо от изменения звучания)

исторический (писать слова так, как писались в прошлом)

К числу специализированных систем письма принадлежит транскрипция. Транскрипция - особая система письма, применяемая для точного обозначения звукового состава речи.

Виды:

1. фонетическая. Обязательное однозначное соответствие используемого знака и транскрибируемою звука. Для этого в любой алфавит включаются дополнительные транскрипционные значки.

2. фонематическая. Передает фонемный состав слов и фонем. Главный принцип - передача каждой фонемы независимо от ее позиции всегда одним и тем же значком. Если в фонетической транскрипции фонемы передаются во всех вариантах, то в фонематической -только основной вид. В фонематической транскрипции ударение не обозначается, а морфемы соединяются дефисами в пределах слова.

3. практическая. Запись иноязычных слов с учетом их произношения средствами национального алфавита.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.