РУБРИКИ

Ацтеки и древние народы области Анд

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Ацтеки и древние народы области Анд

Ацтеки и древние народы области Анд

15

Реферат

"Ацтеки и древние народы области Анд"

Ацтеки

Племена науа, овладевшие Анауаком после падения тольтеков, были известны под именем чичимеков - слово первоначально означавшее "варвары". По преданиям, у них было семь племен, из которых одно двинулось на восток и осело в Тласкале, а остальные шесть поселились в долине у озер, грабя и порабощая прежних обитателей. Вскоре долина оказалась перенаселенной, и в течение нескольких столетий в Анауаке велись мелкие межплеменные войны. Первым установило свое верховенство над другими народностями долины племя аколуа, жившее в Тескоко. Вожди аколуа стали господами Анауака. Впоследствии, с ростом могущества тепанекского города Ацкапоцалько, аколуа отошли на второй план. В начале XV века Тескоко был вынужден платить дань тепанекам, а его вождь был изгнан. Но тепанеки оказались такими тиранами, что другие племена науа объединились против них, и в 1431 году Ацкапоцалько был разрушен. На месте города был устроен рынок рабов. Во время войны с тепанеками вождь аколуа Несауалкойотл был вынужден вступить в союз на равных условиях с другим племенем науа, племенем, которое стало сильнее аколуа. Это были ацтеки. Последние из семи племен, вступивших в Анауак, они долгое время бродили по юго-западной части долины, нанимаясь на службу к вождям различных племен.

Следуя указаниям жрецов своего племенного божества Уицилопочтли, которые повелели им селиться там, где они увидят орла, стоящего на кактусе и пожирающего змея, ацтеки осели и построили свой город Теночтитлан на двух небольших островках посреди озера Тескоко. Это произошло в 1325 году. о течение последующих ста лет ацтеки по-прежнему были отверженными, платили дань Тескоко. Войны между аколуа и тепанеками позволили им завоевать независимость. Три города - Тескоко, Теночтитлан и Такуба - образовали союз, в котором Теночтитлан вскоре занял господствующее положение. Ацтеки установили вскоре свое господство над другими народами долины, а затем перешли через горы и стали совершать захваты во всех направлениях. Ацтекские войска покорили племена отоми и тотонаков, сражались с тарасканами и через страну сапотеков проникли к югу до самого перешейка Теуантепек. Побежденные племена сохраняли своих вождей, хотя им часто приходилось держать у себя ацтекские гарнизоны и давать земли ацтекским вельможам. От покоренных племен ацтеки требовали, чтобы они поставляли людей для жертвоприношений и платили дань натурой.

Хозяйство Ацтеков

Основной отраслью производства ацтеков было поливное земледелие. Они создали так называемые плавучие сады - маленькие искусственные островки. Делали их следующим образом: на плетенку из водорослей, тростника и водяных лилий набрасывали слой ила, добытого со дна озера. На таком плоту сажали овощи и фрукты. Чтобы получать хороший урожай, каждый год нужно было накладывать новый слой ила. Плоты погружались все глубже и глубже и наконец оседали на дно, становясь обычными островками. Такие островки постепенно соединялись вместе. Крестьяне создавали все новые и новые плавучие островки, этот процесс продолжался и в то время, когда пришли испанцы. Таким путем бесполезные заболоченные пространства превращались в огороды, пересекаемые каналами. Основным питанием служил маис, но, кроме этого, сажали бобы, тыквы, помидоры, бататы, агаву, фиги, какао, табак, хлопок, а также кактусы. На кактусах разводили кошениль - насекомых, выделяющих пурпурную краску. Из сока агавы изготовляли род браги - пульке. Кроме пульке любимым напитком был шоколад, который варили с перцем (само слово "шоколад" ацтекского происхождения). Волокно агавы шло на бечевки и канаты. Из него ткали и мешковину. Ацтеки получали каучук из Вера Крус и сок гваюлы с севера Мексики.

От народов Центральной Америки через ацтеков Европа получила культуры кукурузы (маис), какао, томатов. От ацтеков Европа узнала о свойствах каучука.

Ацтеки разводили индеек, гусей, уток. Единственным домашним животным была собака. Собачье мясо также шло в пищу.

Ацтеки не приручили ни одного вьючного животного и, самое удивительное, не изобрели колеса и гончарного круга.

Орудия труда изготовлялись из дерева и камня. Лезвия и наконечники - из обсидиана. Употреблялись и кремневые ножи. Главным оружием были луки и стрелы, а также дротики с метательными дощечками.

Ацтеки не знали железа. Их металлургия находилась в зачаточном состоянии: ацтеки не открыли сплава бронзы. Медь, добывавшуюся в самородках, ковали не разогревая. Таким же способом - расплавления восковой формы - отливали золото. В искусстве отливки, ковки и чеканки золота ацтеки достигли большого мастерства.

Ацтеки были замечательными строителями, достигли высокого мастерства в скульптуре, прикладном искусстве, ткачестве, изготовлении золотых украшений. Ткачество и вышивка ацтеков стоят в ряду лучших достижений. Особенно прославилась ацтекская вышивка перьями. Большого мастерства достигло это племя в керамике со сложным геометрическим орнаментом, резьбе по камню и в мозаике из драгоценных камней: нефрита, бирюзы.

Любопытны представления ацтеков о ценности камней и металлов. Выше всего у них ценилась яшма, затем шла медь, потом серебро и, наконец, золото. Из меди ацтеки выковывали маленькие колокольчики, которые использовали в качестве денег. Серебро в Мексике встречалось гораздо меньше, чем золото, поэтому из него изготавливали только декоративные и ювелирные изделия.

У ацтеков была развита меновая торговля. Испанский солдат Берналь Диас дель Кастильо описал главный рынок в Теночтитлане: "Площадь и множество толпившихся на ней людей - одни покупали, другие продавали. Только шум и гул голосов оттуда был слышен на расстоянии более лиги (лига - расстояние, равное 5572 м)". Изумительное зрелище поражало организованностью, порядком, большими размерами и изобилием людей.

Во всех направлениях везли и несли продукты, минералы, ткани. В городе насчитывалось множество зданий - храмов, школ, служебных построек. Стена, длина которой достигала 500 м, окружала священный центр города. На огромной площади располагался самый грандиозный из многочисленных рынков древней Мексики - тиангис.

На краю рынка около ограды храмовой пирамиды располагались продавцы золотого песка, который хранился в стержнях гусиных перьев. Стержень определенной длины служил единицей обмена. Подобную роль играли также кусочки меди и олова. Для мелких сделок употребляли бобы какао.

Общественный строй Ацтеков

Общество ацтеков делилось на социальные группы. В городе существовали социальные кварталы ремесленников. Над всеми стоял тлакатекутли - "владыка всех людей". Он осуществлял верховную власть - военную, политическую и религиозную. Его окружала свита государственных чиновников, военных вождей и жрецов. Все они принадлежали к аристократам - пилли ("дети господ") и обладали определенными привилегиями, например освобождались от налогов.

Основную часть населения составляли земледельцы и ремесленники - масехуали, или свободные общинники. Ремесленники селились в специальных кварталах - ювелиров, составителей мозаик, камнерезов, мастеров по украшениям из перьев, строителей, гончаров и т.д.

Большую группу населения составляли рабы - тлатлакотин, подвергавшиеся принудительному труду. Ими становились военнопленные и преступники попавшие в рабство должники (до тех пор, пока не отработают долга), а также бедняки, продавшие себя или своих детей, и те, кто был изгнан из общин. Испанский солдат Диас сообщает, что невольничий ряд на главном рынке был не меньше лиссабонского рынка рабов. Рабы носили ошейники, прикрепленные к гибким жердям. Рабов использовали на строительстве больших сооружений, дворцов и храмов, а также в качестве ремесленников, носильщиков, прислуги, музыкантов.

На покоренных землях военачальники в качестве трофеев получали в свою собственность данников, положение которых напоминало положение крепостных крестьян - тламайти (буквально - земельные руки).

Ацтекская столица Теночтитлан делилась на четыре района (меикаотлъ) со старейшинами во главе. Каждый из этих районов делился на пять кварталов - калъпулли. Кальпулли первоначально были патриархальными родами, а объединявшие их мей-каотли - фратриями. Существовала домашняя община - сенкалли, большая патриархальная семья в несколько поколений.

Земля, принадлежавшая целому племени, была разделена на участки, каждый из которых обрабатывала домашняя община. Кроме того, при каждом селении были земли, выделенные для содержания жрецов, военачальников, и особые "военные земли", урожай с которых шел на снабжение воинов. Земля обрабатывалась совместно, но при вступлении в брак мужчина получал надел в личное пользование. Наделы, как и вся земля общины, были неотчуждаемы.

Необычайно интересным является законодательство ацтеков. Так, например, пьянство считалось тягчайшим преступлением и каралось смертью. За кражу, а особенно за кражу кукурузы с поля, тоже грозила смерть или же в некоторых случаях - пожизненная неволя. Смертью карали также чернокнижников и прелюбодеев, а клеветникам отрезали губы и уши. Но наряду с этим существовали л гуманные законы. Так, например, ребенок, родившийся от связи свободного гражданина с рабыней, считался свободным и должен был быть взят на воспитание отцом. Беглый раб, которому удалось укрыться в королевском дворце, сразу же обретал свободу.

Религия Ацтеков и их культура

Религия ацтеков являлась политеистической. Они верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей. Богов ацтеки изображали похожими на людей, но придавали им гротескные, чудовищные черты, иногда даже звериные. В их пантеоне наряду с олицетворением сил природы (бог дождя, бог туч, богиня кукурузы, боги цветов) выступают и олицетворения общественных сил.

Уицилопочтли почитался и как бог солнца, и как бог войны. Наиболее сложен образ Кецалкоатля - древнего божества тольтеков. Это образ бога-благо-детеля, научившего людей земледелию и ремеслам. Согласно мифу, он удалился на восток, откуда должен вернуться.

В ритуал ацтеков входили человеческие жертвоприношения. Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, раскрашенных в черный цвет и одетых в черные одежды, хватали юношу за руки и за ноги и бросали на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога.

У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств.

Кроме 18 главных празднеств в году, нередко продолжавшихся по нескольку дней, едва ли не каждый день отмечался праздник кого-нибудь из богов. Самым любопытным был праздник в честь бога Тескатлипока. Уже за год до торжества выбирали жертву - юношу без физических недостатков. Избранник получал одежды, имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись ему как богу на земле. На протяжении всего подготовительного периода избранник жил в роскоши, в последний месяц ему давали в жены четырех девушек. В день праздника его несли в паланкине к храму, где жрецы убивали его.

Богине плодородия приносили в жертву молодую девушку. Раскрашенная в красный и желтый цвета, что символизировало кукурузу, она должна была исполнять изящные ритуальные танцы, а потом погибала на жертвенном алтаре.

В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв - хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Король надевал кожу, срезанную со стоп и ладоней.

Религия ацтеков не щадила детей. Во время засухи жрецы убивали мальчиков и девочек, чтобы бог дождя смилостивился. Как только появлялись первые ростки кукурузы, детям отрезали головы, а тела хранили в горных пещерах как реликвии.

В период созревания кукурузы жрецы покупали четырех детей в возрасте 5 - 6 лет и запирали в подвалах, обрекая на голодную смерть.

Замечательным достижением ацтеков было письмо. Секрет чтения ацтекского письма был утерян уже в XVII веке. Археологи научились читать одни только цифры. Письмо представляет собой смесь самых различных элементов. Некоторые знаки изображают предметы, т.е. являются картинными иероглифами. Другие - те, что обозначают воздух, воду, день, ночь, передаются с помощью символов (например, вода - волнистая голубая линия). Отвлеченные понятия выражались идеографическими иероглифами. Кроме того, существовали и фонетические знаки, свидетельствовавшие о том, что в письме ацтеков появилась сильная тенденция к развитию более высоких фонетических форм.

Гордостью ацтекской культуры является прикладное искусство. Плащи и щиты покрывались орнаментом из тысяч многоцветных птичьих перьев. В искусстве мозаики никто в мире не смог превзойти ацтеков. Среди бесчисленных предметов, украшенных мозаикой из бирюзы, металлов, перламутра, драгоценных и полудрагоценных камней, особое внимание привлекает щит, который хранится в музее индейской культуры в Нью-Йорке. Этот щит покрыт сложным картинным орнаментом, выложенным из 15 тысяч кусочков бирюзы.

Но больше всего славились ацтекские мастера-ювелиры. Они выковали, не разогревая металл, тысячи художественных предметов чрезвычайно сложной и изящной формы, а также украшали золотом и серебром каменные изваяния богов. Немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер в 1520 году осматривал первые дары, присланные Кортесом испанскому императору. Под впечатлением от увиденного он написал: "Никогда в жизни ничто так не порадовало моего сердца. Среди вещей я видел изумительные художественные ценности и восхищался прекрасным вкусом и изобретательностью людей из далеких стран".

Медициной занимались исключительно жрецы. В основе ее главным образом лежала магия. Но некоторые болезни лечили травами, массажами, компрессами и паровыми ваннами. Производились также некоторые хирургические операции - жрецы лечили переломы, делали кесарево сечение и трепанацию черепа.

Ацтеки пользовались двумя календарями. Первый - ритуальный - находился на службе посвященных или жрецов и был записан в тоналаматлъ ("книга судеб"). Другой основывался на годичном солнечном цикле. По нему справлялись праздники и церемонии.

Наиболее значительными произведениями архитектуры ацтеков, сохранившимися до наших дней, являются ступенчатые пирамиды и украшенные барельефами храмы. Скульптура и в особенности живопись ацтеков служат великолепным историческим памятником, так как они воспроизводят быт носителей ацтекской культуры.

Древние народы области Анд

Древнейшие памятники народов области Анд датируются I тысячелетием до нашей эры. Побережье у подножия Анд было лишено влаги: здесь нет рек и почти не выпадает дождей. В связи с этим земледелие раньше всего возникло на горных склонах и на Перуанско-Боливийском плоскогорье, где земли орошались стекающими с гор во время таяния снегов потоками. Первобытные земледельцы культивировали картофель, который отсюда распространился на территории других индейских народов Центральной Америки. Область Анд - единственная в Америке, где развивалось животноводство. Были приручены лама и альпака, дающие шерсть, шкуры, мясо, жир. Молока жители Анд не употребляли.

На территории Центральных Анд раньше других, примерно во второй половине II тысячелетия До н.э. складывается цивилизация Чавин. История существования этой цивилизации охватывает огромный отрезок времени. Ее упадок начинается лишь в IV веке до н.э. Влияние Чавина простирается на обширные территории северной и центральной части сьерры и косты. Центральный памятник Чавина, носящий название Чавин-деуантар, находится в перуанской провинции Уари.

Начиная с первых веков нашей эры возникают новые цивилизации: Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако. Главные очаги цивилизации под названием Паракас располагались к югу от современной перуанской столицы. Хронологические рамки существования Паракаса пока не установлены. Одни исследователи определяют срок этой цивилизации в 600 - 700 лет, другие его значительно увеличивают.

Первая половина первого тысячелетия нашей эры является периодом становления цивилизации Наска. Сохранив в преобразованном виде многое из паракасского наследия, Наска дала в то же время замечательные образцы оригинального проявления культуры - полихромную керамику, некоторые мотивы которой восходят к культуре Паракас.

Хронологически цивилизация Наска почти полностью совпадает по времени становления и упадка с самой северной перуанской цивилизацией - Мочика, центром которой была долина Чикама.

Цивилизация Тиауанако распространялась на огромной территории в южной части бассейна озера Титикака и на полуострове Тарако. Следы этой культуры были обнаружены и в других местах. Датировка находок этой цивилизации определяется второй половиной I тысячелетия до н.э. Наиболее ярким памятником этой цивилизации является городище Тиауанако в Боливии, к югу от озера Титикака. Здесь находятся руины величественных сооружений, пирамид и храмов, а также гигантские каменные изваяния. Типичным явлением этой культуры стала керамика своеобразной формы и росписи. Гибель Тиауанако завершила эпоху древнейших цивилизаций в Центральных Андах. Все цивилизации и культуры развивались здесь во взаимодействии друг с другом, что дает право говорить о древнейшей территории Центральных Анд как о единой культурно-исторической области.

Чибча, или Муиска

На территории нынешней Колумбии в долине реки Богота известна группа племен языковой семьи чибча (самоназвание муиска). Они создали одну из развитых культур Древней Америки.

Страна муиска была заселена в глубокой древности племенами аравакской языковой семьи. Племена проникли на территорию нынешней Колумбии из Центральной Америки через Панамский перешеек. Территория, заселенная племенами муиска, богата естественной влагой и отличается ровным, мягким климатом, что способствовало образованию здесь густозаселенных районов.

В атласе Колумбии помещена карта страны чибча, составленная сотрудниками колумбийского института антропологии. На этой карте выделены княжества Тундама, Согамосо, Унса, Рамирки, Гуатавита, Баката и Убаке, а также 88 селений, облагавшихся данью в пользу правителей этих княжеств. Там также отмечены угольные шахты Гаме-сы и Топаги, соляные копи Сипакира, Немокон и Тауса, а также месторождения изумрудов, расположенные на территории племени. На карту нанесены также священные озера Гуатавита и Игуаке, водопад Текендама и обозначен путь, пройденный богом Бочики, который, по преданию, заложил основу цивилизации чибча.

Чибча уделяли большое внимание сельскому хозяйству. Земледелие составляло основу их экономической жизни, что определялось сравнительно немногочисленными видами продуктов питания, которые они получали от природы. Главной сельскохозяйственной культурой и основным компонентом пищевого рациона был маис. В языке муисков было 15 терминов для обозначения маиса.

Плугом муиски не пользовались, применяя для рыхления земли большую мотыгу и кирку. О разнообразии продуктов питания свидетельствует употребление ими сельдерея, картофеля, фасоли, бататов, помидоров, юки, меда, тыквы, гуайявы, ананасов, авокадо. Табак и кока применялись ими как тонизирующие средства. Листья коки служат и сейчас наркотиком для многих народов. Домашних животных, кроме собак, не было. Широко было развито рыболовство. Большое значение имела охота как единственный источник мясной пищи. Охота на крупную дичь (оленей, диких кабанов) составляла привилегию знати. Рядовые члены племени могли, с разрешения знатных лиц, охотиться только на кроликов и птицу. Они употребляли в пищу также крыс и пресмыкающихся.

Цивилизация муисков была цивилизацией золота. И тем не менее золота в стране не было, т.е. не было месторождений этого ценного металла. Муиски получали его благодаря торговле с другими племенами, жившими к западу, обменивая его на соль из Сипакира и Немокона и на изумруды из Мусо и Сомондоко. Применялись многие способы обработки золота: массивная отливка, плющение, штамповка и накладка листами. Техника обработки составляет крупный вклад в самобытную металлургию народов Америки.

Орудия труда - топоры, ножи, жернова - выделывались из твердых пород камня. Оружием служили копья с наконечниками из обожженного дерева, деревянные палицы, пращи. Из металлов известно было лишь золото и его сплавы с медью и серебром.

Для выпаривания воды и получения соли, которая служила наиболее распространенным предметом обмена, а также для производства металлических украшений было необходимо получать высокие температуры. Для этого чибча использовали каменный уголь. Они применяли технику прокладки наклонных шахт. Гончары чибча были прекрасными мастерами своего дела. В изготовленных ими глиняных амфорах под названием "мукуры" готовился напиток из перебродившего маиса - чича. Но керамика чибча носила и ритуальный характер: в сосудах из глины хранили семейные амулеты, тунхи и изумруды, а также небольшие глиняные фигурки.

Большим достижением культуры чибча было ткачество. Из хлопкового волокна пряли нити и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки. Одеждой муиска служили плащи - полотнища из этой ткани. Дома строили из дерева или камыша, обмазанного глиной.

В хозяйстве муиска большую роль играл обмен. Главными предметами обмена были изумруды, соль и полотно. Соль, изумруды и полотно чибча вывозили по реке Магдалене на большие базары, проводившиеся на берегу. Поддерживая торговые связи с другими племенами, чибча преодолевали большие расстояния и для этого прокладывали дороги через андские вершины. Постепенно возникали ярмарки, которые со временем становились традиционными. Купцы чибча не только занимались торговлей, но и несли другим племенам знания об обработке глины и хлопка, позволявшие их соседям производить керамические изделия и ткани.

Чибча-муиски - единственный народ древней Америки, у которого появились небольшие золотые диски, выполнявшие функции монет, денег. Однако речь в данном случае не идет о монетах в полном смысле слова - золотые кружки представляли собой украшение, т.е. были не формой всеобщего эквивалента, а конкретной формой товара, непосредственно обменивавшегося на другой товар. Единицей обмена служили также полотнища ткани.

Муиски жили патриархальными семьями. Брак совершался с выкупом за жену. Жена приходила в дом мужа. Была распространена полигамия. Рядовые члены племени имели по 2 - 3 жены, знатные - по 6 - 8, правители - по нескольку десятков. С течением времени родовая община стала распадаться и ее место начала занимать соседская община.

Наибольшей политической властью пользовались касики Бакаты (Боготы) и Унсы, в то время как Согамосо, где находился знаменитый храм солнца, был религиозным центром всей страны, а Гуатавита славился своими искусными ремесленниками. Наследование власти у чибча напоминало мексиканскую династическую систему, при которой должность верховного правителя переходила к племяннику касика. Однако отличие состояло в том, что у чибча преемником правителя был сын его сестры, а не брата, т.е. наследование передавалось не по мужской, а по женской линии.

Существовали следующие общественные группы: глашатаи - первые лица при дворе, усаке - знатные лица, геча - военные высшего ранга, охранявшие границы. Существовала еще группа так называемых "плативших подати", или "зависимых". "Платившие подать" вносили ее продуктами сельского хозяйства, а также ремесленными изделиями. В случае недоимки в доме недоимщика поселялся посланец правителя с медведем или пумой до тех пор, пока долг не погашался. Особую группу составляли ремесленники. Труд рабов не играл существенной роли в производстве.

Знать отличалась одеждой и украшениями. Раскрашенные мантии, ожерелья и диадемы имел право носить только правитель. Дворцы украшались резьбой и росписью. Знатных носили на носилках, выложенных золотыми пластинками. Пышно справлялось вступление в свои обязанности нового правителя. Правитель выходил к берегу священного озера Гуатавита. Жрецы обмазывали его тело смолой и обсыпали золотым песком. Выехав на плоту вместе со жрецами, он бросал в озеро приношения и, обмывшись водой, возвращался. Эта церемония послужила основой для легенды об "эльдорадо" (эльдорадо - испанское "золотой").

Религия

У чибча было несколько космогонических преданий. В соответствии с одним из этих мифов все сущее берет начало от Чиминигауы. В другом говорится, что начало всему дали солнце и луна. Первые мужчины были сотворены из глины, а первые женщины - из травы. Третий миф ведет начало происхождения рода человеческого от Бачуе. Эта богиня поднялась из глубины вод озера Игуакуе с мальчиком трех лет на руках, который по достижении зрелого возраста стал ее мужем. От этого брака родилось множество детей, причем появлялись они сразу по четверо, а то и по шестеро. Когда эта супружеская пара, давшая начало роду чибча, состарилась, оба прародителя вернулись в те воды, из которых они вышли, и превратились в змей. Бачуе считалась также покровительницей урожаев.

Религия чибча носила дуалистический характер. Противоборствующими силами были Бочика и Чибча-Чум. Их соперничество нашло отражение в мифе о водопаде Текендама, в соответствии с которым Чибча-Чум затопил боготинское плоскогорье, чтобы отомстить его жителям. Тогда они обратились с мольбой о помощи к Бочике, а тот своим золотым Жезлом пробил в горе расселину, и в нее стали низвергаться затопившие землю воды. Так возник знаменитый водопад Текендама. Потом Бочика обрек соперника на то, чтобы держать весь мир на своих плечах, и каждый раз, когда Чибча-Чум меняет положение тела, происходит землетрясение.

Чтобы умилостивить Солнце, гнева которого чибча страшились больше всего, они практиковали человеческие жертвоприношения. Жрецы брали для этого мальчиков из племени марбараче, которых называли "моха". Они выступали как бы посредниками между божественным Солнцем и родом человеческим. Жертвоприношения происходили на вершине горы, на ее восточном склоне в час восхода солнца. Кровью принесенного в жертву орошали камни горы, а труп его оставляли для того, чтобы гневное светило могло утолить свою кровожадность.

Большое место занимал культ предков. Тела знатных мумифицировали и на них надевали золотые маски. Мумии верховных правителей, по верованиям, приносили счастье. Их выносили на поле битвы.

Муиска накануне испанского завоевания

Согласно сохранившимся преданиям, около 1470 года Саганмачика, сипа (правитель) царства Баката с войском в 30 тыс. человек совершил поход на княжество Фусагасуга в долине реки Паско. Устрашенные фусагасугцы бежали, бросив оружие. Их правитель признал себя вассалом сипы.

Против Бакаты восстал правитель княжества Гуатавиты, и правителю Бакаты - Саганмачике - пришлось просить помощи у правителя царства Тунха - Мичуа. Оказав просимую помощь, Мичуа предложил правителю Бакаты явиться в Тунху и оправдаться в преступлениях, которые приписывал ему восставший князь Гуатавиты. Сипа ответил отказом, и Мичуа не посмел напасть на Бакату. ройна Саганмачика с соседним племенем панче продолжалась 16 лет, и после победы над этим племенем правитель Бакаты нападает на Мичуа. В кровопролитной битве, в которой с каждой стороны участвовало по 50 тысяч воинов, оба правителя погибли. Победа досталась бакатанцам.

После этой битвы сипой Бакаты стал Немекене (буквально означает "кость ягуара"). Он также ведет борьбу с панче и подавляет восстание фусага-сугцев. Немекене ввел свои гарнизоны в побежденные провинции и начал готовиться к расправе с правителем Тунхи. Собрав армию в 50 - 60 тысяч, он отправился в поход. В одной из битв Немекене был ранен, бакатанцы бежали. На пятый день после возвращения из похода Немекене умер, оставив царство племяннику Тискесусе, который намеревался отомстить правителю Тунхи.

Таким образом, мелкие неустойчивые объединения муиска так и не сплотились в единое государство.

2 марта 1537 года испанские воины ступили на равнину Боготы. Это ознаменовало собой конец истории народа чибча.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.