РУБРИКИ

Евпатория во второй половине XIX века

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Евпатория во второй половине XIX века

Евпатория во второй половине XIX века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История Украины»

на тему:

Евпатория во второй половине XIX века

(на основе анализа архивных документов и прессы)

Выполнила:

студентка III курса

группы 31 - ЕИП

Бортник Юлия

Научный руководитель:

Долецкий В. В.,

старший преподаватель

кафедры истории и

правоведения

Евпатория 2004

План

Введение

1.Характеристика населения Евпатории второй половины XIX века.

1.1. Численность населения.

1.2. Национальный и религиозный

анализ населения.

2. Особенности социального состава.

2.1Характеристика сословий.

2.2.Характеристика профессионального состава и трудовой занятости населения.

3. Экономическое развитие Евпатории.

3.1. Торговля.

3.2. Промыслы.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Мы - жители Евпатории XXI века. Время не стоит на месте, и жизнь города изменяется с каждым годом. Евпатория уже не та, что была даже год назад. И очень интересно узнать, какой же была жизнь города два века тому назад. Вторая половина XIX века в жизни портового уездного города Таврической губернии Евпатории является очень интересным периодом. В это время происходят большие социальные изменения, экономические процессы, которые имели значение и оказывали влияние на жизнь всей Таврической губернии того времени.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена общественной и научно - исторической значимостью проблемы, сведением в систему материалов работ историков, статистов, краеведов, занимавшихся данной темой, а так же анализом архивных документов и прессы, малодоступных для широкого круга читателей.

В данном исследовании автор ставит следующую цель: рассмотреть жизнь Евпатории во второй половине XIX века.

Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:

1. Изучить численность населения, его национальный, религиозный состав и проследить его динамику;

2. Охарактеризовать сословный, профессиональный состав и трудовую занятость населения города;

3. Проанализировать экономическое развитие города Евпатории на протяжении второй половины XIX века.

Методологической основой для данного исследования послужил сравнительный, текстологический анализ изучаемого материала, синтез и критический метод.

Источниковой базой для данного исследования послужили архивные документы ЦГА АРК такие как: Архив Евпаторийской городской Управы. Дело «О предоставлении Статистическому Комитету сведений за 1873 год»[3], а также за 1874 год[7]; Дело «Об установлении такс на жизненные продукты, для езды по городу на биржевых дрожках, линейках на Майнакское озеро и на тачечников на 1881 год»[4]; Архив Евпаторийской городской Управы. Дело «Об установлении на продажу в городе Евпатория жизненных припасов. Таксы на 1874 год»[5]; Архив Евпаторийской городской Управы. Дело «О выдаче разным лицам удостоверения на право открытия в городе Евпатория в 1874 году питейных заведений, погребов и спиртоводочного завода»[6]; Дело Евпаторийской городской Управы «О купцах объявивших и не объявивших капиталы на1874 год»[8]; Дело Евпаторийской городской Управы «О справочных ценах на разные строительные материалы, подённую работу мастеровых и продовольственные продукты(1887)»[9]; Роспись города Евпатории на 18873 год[10].

В работе также были использованы такие источники как: Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга./Под ред. В. П. Семёнова - Тян - Шанского. Т.14. Новороссия и Крым[1] и Сборник статистических сведений по Таврической губернии. Т. 9. Памятная книжка Тавричской губернии./Под ред. К. А. Вернера. Издание Таврической Губернской Земской Управы[2], а так же материалы периодических изданий Евпаторийская трибуна и Евпаторийская здравница за 1990 - 2003 год.

Структурно работа состоит из трёх глав, которые и соответствуют поставленным задачам.

В своей работе автор отразил характер численности, национального и религиозного состава населения Евпатории во второй половине XIX века, дал представление о социальном составе городского и уездного населения. Для того, чтобы тема была полностью раскрыта, а исследование законченным, были рассмотрены особенности экономического развития Евпатории во второй половине XIX века, где автор остановился на таких аспектах, как торговля и промысловая деятельность жителей Евпатории данного периода.

Историография

В ЦГА АРК можно найти документы, предоставляющие сведения за данный период.

В ходе работы были использованы такие документы, как Дело Евпаторийской городской Управы «О предоставлении Статистическому Комитету сведений за 1873 год»[3] и Дело Евпаторийской городской Управы «О доставлении Статистическому Комитету сведений за 1874 год»[7]. В этих документах можно обнаружить сведения по численному, национальному и сословному состоянию населения города; содержатся таблицы численности ремесленников города Евпатории, ведомости о числе фабрик и заводов.

Из таких документов как Дело Евпаторийской городской Управы «Об установлении на продажу в городе Евпатория жизненных припасов. Таксы на 1874 год»[5] и Дело «Об установлении такс на жизненные продукты, для езды по городу на биржевых дрожках, линейках на Майнакское озеро и на тачечников на 1881 год»[4] автором были почерпнуты сведения о ценах на пищевые продукты, о таксах извозчиков по месяцам. Соответствующие сведения можно узнать из Дела «О справочных ценах на разные строительные материалы, подённую работу мастеровых и продовольственные продукты(1887)»[9].

Из «Росписи г. Евпатории»[10] были взяты сведения о доходах и расходах города для более глубокого изучения экономического развития Евпатории.

Наиболее полные сведения по данной теме были почерпнуты автором в «Сборнике статистических сведений по Таврической губернии. Т. 9. Памятная книжка Тавричской губернии./Под ред. К. А. Вернера[2]. В этой книге автор предлагает статистические сведения, добытые в 1884 - 1887 году путём подворной переписи, материалы, извлечённые из официальных статистических изданий и некоторых сочинений, малодоступных для широкого круга читателей.

В этой работе в отдельные главы выделены такие аспекты состояния общественной жизни Евпатории во второй половине XIX века, как: статистика населения; статистика сельского хозяйства; промышленность и торговля и общественное хозяйство. В книге содержится большое количество таблиц, схем и графиков.

Недостатком книги является то, что сведения о Евпатории даются на общем фоне Таврической губернии, а не выделены отдельно.

Следующим источником в данной работе послужило «Россия. Полное географическое описание нашего отечества” под ред. В. П.Семёнова - Тян-Шанского[1]. В этой книге содержатся статьи различных статистов, историков, краеведов. Ими написаны такие главы как 1. Распределение населения, этнилографический состав, быт и культура; 2.Промыслы и занятия населения, а в третьем отделе говорится о замечательных населённых местах и местностях, в которой и описывается уездный и портовый город Таврической губернии Евпатория.

В работе по исследованию жизни Евпатории во второй половине XIX века были использованы материалы периодических изданий «Евпаторийская Трибуна» и «Евпаторийская здравница».

Таким образом, научная новизна данной работы состоит в систематизации сведений и статистических данных по Евпатории во второй половине XIX века для применения в научной практике и использования широким кругом читателей.

1.Характеристика населения Евпатории второй половины XIX века

1.1. Численность населения

Чтобы лучше понять характер населения Евпаторийского уезда, нужно иметь представление о политике заселения Таврической губернии вообще, проводимой русским правительством.

Итак, по Кучук - Кайнарджийскому миру (1774г) Россия приобрела крепость Керчь, Еникале и Кинбурн, которые тогда же стали заселятся русскими жителями. Вследствие в 1775 году в окрестностях Керчи были поселены Албанские греки, помогавшие, в виде ополчения, русским войскам против турок во время войны 1768 - 1774г.

В 1778г политические виды России заставили Румянцева заботится о выводе христиан из Крыма. Выполнение этой меры было поручено Суворову, который в следующем 1779году на 6000 подвод отправил из Крыма более 30 тыс. душ обоего пола, поселенных близ Мариуполя и Нахичевани. По словам Скальковского, вследствие этого переселения в ханстве совершенно опустело 52 селения и из них 36 в одном только Бахчисарайском Каймаканстве. Вследствие присоединения Крыма к России начинается эмиграция татар; сначала это делалось тайно и в небольших размерах, а затем, когда Потёмкин заявил, что правительство не имеет ничего против выхода татар, они открыто и большими партиями стали выходить в Румелию и Анатолию. Переселение продолжалось, по-видимому, много лет и было приостановлено только 1804г. при герцоге де-Ришелье.

Паллас полагает, что после присоединения Крыма к России в Турцию выселилось не менее 80тыс. мужчин и женщин, а Сумароков определяет число выходцев даже в 300тыс; во всяком случае, очевидно, что переселение приняло огромные размеры и правительству пришлось тогда же принять меры к заселению опустевшего края. С этой целью Потёмкин поселил отставных солдат из русских переселенцев, явившихся в Крым по вызову правительства, в Симферопольских и Феодосийских уездах. В 1788г. Потёмкин приказал возвратиться из Мариуполя 20 семействам греков, выведенных из Аутки и поселили их вновь на прежнем месте жительства для ловли устриц.

Систематическое заселение Крыма началось с XIXв.

В 1806г. в Евпаторию прибыло из Анатолии несколько болгарских семей, которые были поселены в с. Балта-Чокрак вместе с греками, водворенными там ранее.

Чтобы облегчить заселение полуострова и сообщение с ним, в 1805г. на казённый счёт было вырыто в Перекопском уезде 29 колодцев. Заселение полуострова государственными крестьянами происходило в незначительной степени уже потому, что за казной остались земельные участки, неудобные под поселение; тем не менее, таким путём образовалось по несколько сел, в том числе и в Евпаторийском уезде. В нем в 1954 году государственные крестьяне были поселены в деревне Домузлав на месте колонистов - евреев, которые все разбрелись по городам и местечкам. Когда именно были поселены эти евреи нам не известно.

В таких же незначительных размерах происходил и перевод и крепостных крестьян на купленные и пожалованные земли. Как те, так и другие земли, в большинстве случаев были населены безземельными и татарами, живущими на них в качестве десятинщиков, а потому не было причины переселять сюда крестьян из других губерний; это делалось только для заселения совершенно пустующих земель, одно из первых образовано село Джанкой-Бенекуртка в 1804 году крестьянами из Черниговской губернии.

С 1856 по 1862 г. из Крыма вышло громадное число татар. Что вызвало эту эмиграцию трудно сказать, но есть полное основание полагать, что тут, главным образом, имеет место причина экономического характера. Одно время думали, что это следствие подстрекательства турецких агентов; но впоследствии выяснилось, что явление подобного рода имело весьма малое значение и причину эмиграции нужно искать глубже.

Положение татар во время войны и вскоре после неё было далеко не завидно. Во время войны администрация имела полное основание не доверять татарам и зорко следить за ними; после войны расстроенное татарское хозяйство с трудом могло выносить податную тягу выразившуюсяся в денежных сборах, а не в натуральных и личных повинностях, как это было прежде. Десятинщикам, проживающим на владельческих землях, приходилось не лучше. Под влиянием слухов о наделении крестьян землёй, одни землевладельцы потребовали от своих десятинщиков, чтобы они переселились из их имений, другие продали свои земли и в результате десятинщики тоже теряли, так как новые владельцы или арендаторы повышали ренту на землю. При запутанности поземельных отношений продавались часто и такие земли, на которые татары заявляли свои права. Всё это порождало много недовольства и достаточно быть какой-либо мелкой причине, чтоб заставить татар последовать примеру своих единоверцев, ушедших заграницу вслед за турецкими войсками.

В 1856 году было предписано губернскому начальству не препятствовать ни тайному, ни явному переселению татар в Турцию. Вслед за тем в народе распространяется слух, что правительство намерено очистить Крым от бесполезного и даже вредного татарского населения и переселить его в Самарскую, Оренбургскую и другие губернии.

Быть может слух этот был отголоском меры, принятой около этого же времени относительно кавказских горцев, быть может, он является плодом досужей фантазии, но, тем не менее, он чрезвычайно встревожил татар, тем более что некоторые факты, к несчастью, его как бы подтверждали. Так, в 1858-1859г. безземельным татарам Феодосийского уезда бывшей Айкишкой волости Министерство государственных имуществ отказало в их ходатайстве о наделении землёй и предложило переселиться на казённые земли в Оренбургскую губернию. Подобные слухи тревожили население; стали говорить о желании правительства искоренить ислам и в этом именно направлении перетолковывали мероприятия правительства к введению русского языка и школ среди татар и ногайцев (1858-1859г.). Под влиянием всех этих слухов и фактов, население стало эмигрировать. Первыми переселились Айкишцы, за ними последовали ногайцы и татары Феодосийского уезда, далее движение перешло на Южный Берег и Перекопский уезд. В последнем считалось 320 татарских селений, - не прошло и года как 300 из них перестали засевать свои поля. Тревожные слухи умножались. Стали поговаривать о том, что настало время гиджерства, то есть переселение правоверных, что султан воздвигает новые города и приглашает туда поклонников пророка и так далее. Губернское начальство сначала полагало, что это переселение соответствует видам правительства и даже следуя буквальному смыслу приказания свыше, придало этому делу характер общей меры и затребовало по уездам списки желающих переселится в Турцию. Были даже местности, где слишком усердные исполнители, не понимая опасности такого рода действий, собирали народ и читали ему на площадях о дозволении оставить Крым и отправится в Турцию. Другие же, как это было в Евпатории, сопровождали это чтение барабанным боем.

В марте 1860г. когда движение сделалось повсеместным и появилось опасение, что край опустеет, последовал указ, в силу которого дозволялось выпускать из каждого строительного общества не более 1/10 части населения. Но было уже поздно. Мера эта только встревожила населения; каждый боялся опоздать и бегство сделал всеобщим. Толпы в 1000 семейств разом явились к начальству просить о выдаче паспортов. Были дни, в которые Таврический губернатор по почте получал по 170 прошений о паспортах. Из Евпатории и других крымских портов татары просто бежали на турецкие «фелуки», появившиеся у крымских берегов под предлогом охоты за дельфинами.

По официальным данным, татарам Таврической губернии в 1860-1862г. было выдано 29098 заграничных паспортов и удостоверений на 192360 душ обоего пола, отобрано и возвращено в Казённую Палату 1542 паспорта на 11183 души, следовательно, переселилось в Турцию 181177 мужчин и женщин. Но эта цифра не даёт нам ещё общего итога выселившихся татар, так как наряду с явной эмиграцией шла и тайная, особенно усилившаяся после того, как выдача заграничных паспортов была затруднена; наконец, множество татар ушло ещё ранее вслед за турецкими войсками в 1856г.

Чтобы скорее заселить опустевший край, правительство назначило под поселения все земли, освободившиеся после выхода татар, и значительно дало казённо оброчных участков. Земли эти щедро раздавались безземельным, проживавшим в Крыму и переселенцам из внутренних губерний. В это время образовалось наибольшее число русских селений в Феодосийском, Симферопольском и частично Евпаторийском уездах. Безводный Перекопский уезд и Керченский полуостров заселялись очень медленно, несмотря на то, что особая гидротехническая экспедиция принимала меры по устройству запруд, аутов и вообще по обводнению края.

Тогда же решено было поселить в степных краях уездах эстонцев, чехов и немцев, как людей трудолюбивых и способных поднять сельскохозяйственную культуру в этом крае. Эстонцы появились в Крыму вскоре после крымской войны, и первое время проживали в качестве арендаторов и десятинщиков в Евпаторийском уезде. В 1862 году им нарезали землю в Перекопском и Евпаторийском уездах, но первый опыт их поселения оказался не вполне удачным: из Перекопского уезда эстонцы ушли на Кавказ, а Евпаторийские - бросили свои наделы и пришли в Перекопский, где им нарезали землю при селе Кончи-Шава.

Чехи прибыли в Россию в 1961-1962гг., но после целого ряда неудач часть возвратилась их обратно, а 803 души обоих пола в 1964г. были водворены на казённых землях Перекопского уезда.

Безземельным немцам менонитам в Перекопском уезде земли сдавались с оброчным пользованием на 10 лет, с правом постепенного выкупа её. В 1874-1875г после утверждения нового устава о военной повинности, они распродали свои земли лютеранам и католическим немцам, а сами переселились в Америку.

Одновременно с правительственной колонизацией, шло так же заселение помещичьих земель десятинщиками и купленных участков крестьянами и колонистами материковых уездов нашей губернии. Низкие продажные цены на землю привлекли в Крым богатых крестьян и колонистов материковых уездов, они покупали здесь товариществами участки земли и селились на ней отдельными поселками. Часто, даже на земле, купленной в личную собственность, появлялся поселок, состоящий из родичей колониста землевладельца. Подобных поселков особенно много в Перекопском и Евпаторийском уездах.[2, отд.2, с.12 - 17]

Чтобы охарактеризовать численность населения города Евпатории в интересующий нас период, необходимо определить соотношение мужского и женского населения, его динамику. Для этого автор собирает и анализирует все имеющиеся сведения о численности населения города.

Говоря о числе жителей Евпатории, мы воспользуемся цифрами за наиболее далекое время, известными нам, именно за 1845 год, в котором было:

Мужского пола - 5611 душ.

Женского пола - 4968 душ.

Итого: 10579 душ.

РОДИЛОСЬ:

Мужского пола - 174 душ.

Женского пола - 166 душ.

Итого: 340 душ.

УМЕРЛО:

Мужского пола - 248 душ.

Женского пола - 189 душ.

Итого: 437 душ.

Цифры эти показывают, что большая смертность на стороне мужского пола, и притом больше умирает детей мужского пола у татар, которые упорно отказывались от медицинских пособий, как и от прививания коровьей оспы, несмотря на все усилия правительства. Современники замечали: «Проходя по базарным улицам городов, населенных татарами, мы иногда содрогаемся при взгляде на ужасную уродливость, калечество и другие печальные зрелища, из которых большая часть есть следствие невежества, упорно следующего старине, вопреки пользе медицинских пособий.»[16, с.4]

В 1867 в Евпаторийском уезде жителей всего 17210 душ обоего пола. Уезд опустел в военное время, когда значительная часть татар, после занятия союзными войсками Евпатории, удалилась в этот город, откуда на судах, частью в 1855, а частью в 1856 году, отправлены в Турцию. Оставшиеся в уезде и в городе, за исключением немногих, не захотели последовать примеру своих единоверцев, переселившихся в Турцию с 1860 по 1863 год. Богослужебных зданий в уезде: православных церквей 2 и магометанских мечетей 170; домов казенных 28, деревянных 5, частных каменных 2755; магазинов казенных каменных 6, частных 116, лавок частных 6.[14, с.3]

Евпатория в 1875 году, несмотря на дважды бывшее выселение из неё с начала Крымской войны татар, судя по спискам населенных мест России, имеет около 7 тыс. народонаселения, из которых до 2700 душ обоего пола одних только караимов, обыкновенно селившихся в таких массах в торговых городах.[31, с.4]

В 1875 году Евпаторийский уезд включает в себя около 500тыс. десятин земли и не более 18тыс. народонаселения, из которых до 10тыс. татар, а остальные христиане православного исповедания, немцы и до 150 эстов. До первой эмиграции татар из Крыма, последовавшей вскоре после присоединения его к России, уезд этот считался одним из самых населеннейших, а до занятия турками Евпатории в 1854г. и последовавшей через 5 лет после общей эмиграции из Таврической губернии мусульман, а отсюда в числе 196 деревень, в нём обитало более 40тыс. татар, занимавшихся исключительно хлебопашеством, скотоводством и баштанами.[32, с.3]

В 1888 году жителей в уезде, исключая города Евпатории, считается около 30000 душ обоего пола. Население края из года в год заметно возрастает, так, в 1867 году в уезде было 9654 мужчин и 7611 женщин, всех - 17265, а в 1887 году число достигло 30000 душ обоего пола.[13, с. 4]

Мы знаем Евпаторию как курортный город. Наиболее активная жизнь в Евпатории начинается летом, с приездом отдыхающих. Численность населения во много раз возрастает, идёт бурная торговая деятельность. Такой была Евпатория и во второй половине 19 века.

Евпатория летом, в июне, июле, посещается приезжими из самых различных местностей России. Приезжают люди всякого звания и состояния, пола и возраста; одни с тем, чтобы освежить свои надломленные тяжелым десятимесячным трудом силы; другие - чтобы исцелить свои застарелые недуги в Евпаторийских морских купальнях, на Сакском или Мойнакском лимано-грязелечебных заведениях; третьи, которых впрочем, весьма немного просто для препровождения времени и разнообразия.

Число жителей в это время сильно увеличивается, движение усиливается, пестрота возрастает, мелкие торговцы приободряются; одним словом, во всем становится заметно больше жизни, энергии. Евпаторийские жители, особенно торговцы фруктовых и овощных лавочек, безошибочно отличали приезжих от постоянного жителя; а поэтому всякие из них, пользуясь незнанием приезжими евпаторийских рыночных цен на съестные припасы, зачастую брали полуторную и даже двойную цену за какой-нибудь овощной продукт, ягоды или плоды, которых в это время бывает, обыкновенно весьма много.

В летний купальный сезон цена на квартиры, особенно те, которые находятся на берегу моря или недалеко от него, сильно возрастает. Впрочем, два сезона (1885-1886) вследствие некоторых обстоятельств - слухов о недалеком соседстве с Евпаторией страшной азиатской холерой и ошибочного распространения ложного известия о сильном дифтерите, будто свирепствующем в Евпатории, - приезжих было, сравнительно с предыдущими годами, немного.

Приезжие прибывают в Евпаторию с трех сторон; из Симферополя, Севастополя и Одессы. Следовательно, главный контингент туристов доставляет море на красивых пассажирских пароходах, принадлежащих русскому обществу пароходства и торговли. Вот, для примера, перечень лиц прибывших с 15 мая по 10 августа 1887 года на летний сезон для морских купаний; начальник Таврической губернии действительный статский советник, камергер А. Н. Всеволожский с семейством, из Симферополя Романченко Ф. А. чиновник особых поручений МВД с семейством, из С-Петербурга Попова А. Е. женщина-врач, из С. - Петербурга Корольков В.И. отставной генерал-майор, из Варшавы Бобков, генерал-лейтенант, из Омска Лебединский, генерал-майор, из Киева Зуберов Н.Н., горный инженер, из Перми Маркопуло И.И., турецко-подданный, из Константинополя Цвилинг П.К., капитан, из Нижнего Новгорода, Хан-Агов Л.Е. потом дворянин из Эчмиадзина Шор И., студент Императорского Московского Университета, из Москвы Швецов АИ, мещанин, из Вятки. Массалитинов, ротмистр, из Кишинева Попов АИ, студент имп. Университета, из Тифлиса. Эдильханова АМ, дочь коллежского секретаря из Астрахани. Бобохов ВА, генерал-майор, Одесский округ, с семейством, из Одессы. Корецкий Александр Григорьевич, с семейством, из Санкт - Петербурга.[16, с.4]

По переписи, произведенной статистическим бюро в 1884-1887 годах, численность населения оказывается следующая:

Таблица 1.1.

Численность населения(1884 - 1887 г.)

Уезд

Мужчины

Женщины

Обоего пола

Евпаторийский

14038

12412

26450

Источник: [2, с.12 - 22]

Эта перепись не касалась городского населения, в неё не вошли те же землевладельцы, члены причт и лица, проживающие в селениях по обязанности службы, а потому приведенные цифры не дают нам ёще понятия о численности всего населения уезда.

Официальные данные, то есть приложения ко Всеподданнейшим отчетам г. начальника губернии и г.г. градоначальников, дают нам следующую численность населения за 1886 год:

Таблица 2.1.

Численность населения (1886 г.)

Уезд

в городе

в селениях

итого

мужчин

женщин

мужчин

женщин

мужчин

женщин

обоего пола

Евпаторийский

9064

7876

15375

14060

24439

21936

46375

Источник:[2, с.12 - 22]

Следующая таблица показывает густоту одного сельского населения по волостям, причем приводится число душ обоего пола не на квадратную версту, а на 100 десятин земли, что составляет незначительную разницу.

Таблица 3. 1.

Густота сельского населения по волостям

Евпаторийский

уезд

Волости

На 100дес душ обоего пола

Сакская

9,2

Курман-Адгиинская

5,7

Абузларская

5,0

Биюк-Асская

4,4

Чотайская

4,1

Источник:[2, с. 12 - 22]

Размещение населения может быть прослежено по данным «Статистики поземельной собственности и населенных мест Европейской России», собранными в 1877-1878 годах путем переписи землевладений и поселений. Так как работа эта имела целью подготовить материалы для имеющей быть всеобщей переписи, то на точную регистрацию населенных мест было обращено особое внимание, а потому мы можем отнестись к её

показаниям с полным доверием.

Таблица 4. 1.

Статистика поземельной собственности и населенных мест

Уезд

I сплошные поселения (города, селения, и др.)

II одиночные с/хозяйственные поселки(имения, дачи,хутора, мельницы)

III одиночные торгово- промышленные поселки(заводы, лавки, склады)

IV одиночные нехозяйственные поселки (монастыри, станции, маяки)

V общее число поселений VI на одного поселянинаприходится кв. верст

Евпаторийский уезд

120

39,8

150

50,0

6

1,9

25

8,2

303

16,4

Источник: [2, с.22]

Торгово-промышленных самостоятельных поселков очень мало.

В городе Евпатория 16940 жителей обоего пола (не считая войска).[2, отд.2, с.12 - 22]

Сведения из статистической таблицы по крестьянскому хозяйству Таврической губернии - I Поуездной и порайонной таблицы.

Евпаторийский уезд: число волостей - 5; число сельских обществ - 29; число селений - 230; душ мужского пола по Х ревизий к январю 1887г. - 7282. Крестьянское население по переписи: общее число домохозяев - 4589; мужчин (всех) - 14038; (от 18 до 60 лет) - 6573; (из них калек и солдат на службе) - 174; женщин - 12412. Число семей: без работников - 200; с 1 рабочим - 2958; с 2 рабочими - 1020; с 3 рабочими не более - 411.

Число хозяйств с наёмным рабочим - 693.[2, Таблица 1,с.2-5]

Поуездная и порайонная таблица возрастного состава населения и грамотности. Таблица III.(1889)

Евпаторийский уезд: число семейств: 4589.

муж. пола. жен. пола.

- до 7 лет - 3080 - до 7 лет - 2254

- от 7 до 13 лет - 2511 - от 7 до 13 лет - 1715

-от 14 до 17 лет - 1300 - от 14 до 17 лет - 875

- от 18 до 30 лет - 3153 - от 18 до 30 лет - 2282

- от 31 до 60 лет - 3420 - от 31 до 60 лет - 2111

- от 61 и более лет - 636 - от 61 и более лет - 293

- всего - 14038 - всего - 9530 обоего пола - 20 063.

[2, Таблица3,с.60-61]

Состав населения.

На 100 мужчин приходится 88,4 женщин.

Наибольше преобладание мужчин мы находим, судя по данным за прежние годы, преобладание это существует издавна и, по-видимому, прочно установилось. Прежде полагали, что неодинаковое соотношение полов есть явление временное, обязанное своим происхождением причинам пертурбационным, войнам, экономическим переворотам и т. д., предполагалось, что численность полов со временем приходило постепенно в равновесие. Однако длинная серия наблюдений показывает, что соотношение полов представляет весьма большую устойчивость, то есть что раз установившиеся для данной местности соотношение стремится поддержатся вопреки влиянию тех изменений, которые имеют место в быту населения, по крайней мере, в течение нынешнего столетия. О причине того или иного полового состава нам ничего неизвестно и в этом отношении позволительно делать только приблизительные догадки.

Предполагают, что причины эти расовые, бытовые и экономические. О расовых причинах позволяют судить следующие данные: в степном районе, куда относится и Евпатория на 100 мужчин приходилось женщин среди населения: русского - 90,6; немецкого - 98,6; болгарского - «-» ; татарского - 85,0 .

Наибольшее равновесие между полами мы находим у немцев и у болгар, и наиболее недочёт женщин - у татар. Гораздо трудно показывать, как влияют экономические причины. До некоторой степени, быть может, влияние экономических причин выражается в той зависимости, которая замечается между разрядом поселян и половым составом.

Так в степном Крымском районе на 100 мужчин приходится женщин : у колонистов - «-»; у бывших помещичьих крестьян - 86,0; у бывших государственных крестьян - 91,8; у разносословных лиц имеющих собственную землю - 92,0; у десятинщиков - 86,7.

Но не нужно забывать, что бывшие колонисты и помещичьи крестьяне давно уже водворились в губернии, между тем как среди бывших государственных крестьян и в особенности среди десятинщиков много переселенцев, живущих в новых экономических условиях весьма недавно. На переселение, как это само собой понятно, скорее решаются самые, не обремененные не производимыми членами, то есть такие семьи, в которых преобладают мужчины, а потому возможно, что различие полового состава населения по разрядам обуславливается также неодинаковым приливом к ним поселенцев. [2, отд.2, с.26-27]

Численность населения: 1889 -

В Евпатории - 16940

Евпаторийский уезд - 29435 [2, отд.2, с.48]

Уезд Евпаторийский - население:

муж. жен. об. пола.

14038 12412 26450 [2, отд.2, с.64]

Детей школьного возраста: Учащихся:

мальч. девоч. об. пола мальч. девоч. об. пола

2511 2331 4842 1007 655 1662

[2, отд.2,с.67]

Из отчета доктора П. И. Кольского нам известно, что ввиду упорно державшихся слухов в конце сентября 1893г., в Евпатории появилась холера, губернская управа 2 октября спросила по телеграфу Евпаторийскую уездную земскую управу, есть ли холера в Евпатории, и если есть, то почему нет об этом сообщений. Управа ответил, что 1 октября в заседании санитарно - исполнительной комиссии заболевание в городе признано врачами за азиатскую холеру и что в уезде благополучно. 4 Октября Таврический врачебный инспектор по возвращении из Евпатории лично сообщил губернской управе, что холерных в городе во время его посещения было 50 с лишним человек и что чувствуется потребность в посылке туда фельдшеров и сестёр милосердия.

8 октября губернская управа получила 2 телеграммы из Евпатории: одну - от земской управы с известием, что с 4 по 7 октября заболело холерой - 58, умерло - 31; другие - от городской управы - в ней сообщалось, что с 1 по 27 сентября заболело - 8, умерло - 1; с 27 сентября по 1 октября заболело - 26, умерло - 9; с 1 по 7 октября заболело - 103, умерло - 47.[21, с.4]

Ходят слухи, что, холера привезена в Евпаторию из Булганака Симферопольского уезда с баштана и что первый больной умер, но по справкам в холерных картах, хранящихся в бюро при уездной санитарно - исполнительной комиссии, оказалось, что первый больной, зарегистрированный как холерный, был местный житель Евпатории и занимался грузской соли близ д. Саки.

Холера повергла жителей Евпатории в такой ужас, что люди, имеющие материальный достаток, преимущественно караимы уезжали из города целыми семьями, оставляли свои дома пустыми. Но убегали не одни богачи, а так же ремесленники и прислуга, так что хлеб, за отсутствием пекарей, вздорожал в цене и многие сидели без рабочей силы.

Из 114 девиц в прогимназию перестало ходить - 55, причём попечителю учебного округа было послано о временном закрытии этого учебного заведения. В мужской прогимназии не посещали классов только 15 учеников.

Больные преимущественно татары. [25, с.4]

Ещё одно обстоятельство, которое может подать повод к предположениям, что холера была вызвана незрелыми фруктами. Дело в том, что в истекшее лето в садах, расположенных в долинах рек Алмы, Качи и Бельбек, был неурожай на фрукты, а то, что собирали, было гнилое, незрелое, червивое. Вот эта - то дрянь, по рассказам скупщиков, и находит себе сбыт на Евпаторийском рынке, благодаря слабости санитарного надзора. Это сообщение осталось не проверенным, а поэтому к нему следует относиться с должной осмотрительностью . [26, с.4]

По полицейским и городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент - христиане - 6516 человек, магометан - 5081, караимов - 2907 и евреев - 1443.

В числе населения г. Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции - 626 душ, Греции - 50, Австро - Венгрии - 14, Швейцарии - 12, Франции - 10, Румынии - 10, Болгарии - 8 и Германии - 5, а всех 735 душ.

За 1896г. было: браков - 245; рождений: муж. пола - 442, жен. пола - 432, обоего пола - 874; умерло: муж. пола - 318, жен. пола - 248, обоего пола - 566; прибыль + 308. [28, с.4]

Площадь уезда простирается до 5.040кв. вёрст (без значительных внутренних вод). Много соленых самосадочных озёр. Численность всего населения определена переписью 1897г. в 63,2 тыс. человек, в т. ч. 34,1 тыс. муж. пола и 29,1 тыс. женского пола, средняя плотность населения - 12 человек на 1 кв. версту. Немногим менее 1/3 всей массы населения принадлежит городу Евпатории. [1, с.686]

Выводы по главе

Характер и численность населения Евпаторийского уезда и города во многом зависело от политики, проводимой русским правительством. В послевоенные годы наблюдается уменьшение численности населения. Прошедшая эпидемия холеры значительных человеческих потерь не вызвала.

1.2. Национальный и религиозный анализ населения

Крым - многонациональный край. А Евпаторию можно назвать воплощением этой многонациональности, так как это портовый город и здесь всегда жили люди разных национальностей и вероисповеданий. Вот как пишет в своём дневнике Юрий Никитич Бартенев о составе населения Евпатории в 1843г.: «Здесь до 3000 караимов. Это народ богатый и благовидный, но они живут отдельно и не имеют сношения с христианами, особенно их жёны, которые даже по-русски говорить не умеют. Потом следуют татары, этих, как мне помнится, до 7000, потом грузины, молдаване, цыгане, армяне, последнее - 2 - х исповеданий григорианского и католического; они не терпят друг друга вследствие ревнования по вере. Татары, особенно цыгане, очень бедны.»[29, с.3]

По вероисповеданиям число постоянных жителей Евпатории 1846 года есть следующее:

Православных: муж. пола - 747 душ, жен. - 639, всего - 1386, католиков - 94 души обоего пола; армяно - григориан - 116; евангелика - лютеран - 9; магометан: муж. пола - 4344 души, всего - 8629; евреев - талмудистов: муж. пола - 45 душ, жен. пола - 32, всего - 77 душ; караимов: муж. пола - 1136 душ, жен. пола -889, всего - 2025 душ.

Каждое вероисповедание имеет свои места богослужения, а именно: православных церквей - 3; караимских синагог - 2; мечетей -18; еврейский молитвенный дом - 1.[16, с.4]

По сведениям Статистического Комитета за 1874 год известно, что караимов было - 1123, татар - 1217, цыган - 513, русских - 1420, греков - 259, евреев - 138, армян - 60.[7, лист 6]

Пьянков в своей книге так говорит о жителях разных национальностей в Евпатории 1888г.:

ГРЕКИ. Греки появились в Крыму в VII веке до Р. Х. Учение Спасителя ещё в I веке своего существования имело последователей - греков в Тавриде. Св. Андрей Первозванный, водрузивший крест на Киевской горе, прошёл из Синопа (Анатолийский берег) через Херсонес и без сомнения, бросил здесь первые семена христианства. В XIII веке христианство охватило большую часть Крыма (с юга).

Евпаторийские греки на предложения Румянцева выйти из Крыма говорили: «Мы его светлостью ханом и отчизною своею довольны: от предков своих платим дань своему государю и хоть саблями нас рубить будут, то мы всё - таки никуда не уйдём (1778г.)» Всех христиан во время татарского владычества, как греков, грузин, армян - католиков, вышло из Крыма обоего пола 31386 душ: греки и грузины - в Мариуполь, а армяне - в Нахичевань на Дону, а отсюда, как те, так и другие, перешли отчасти снова в Евпаторийский уезд и здесь занялись торговлей и судоходством. Поселившись в Евпатории, греки переняли от татар их язык и многие обычаи.

Некоторые из греков до того сроднились с татарскими нравами и обычаями, что их весьма трудно бывает трудно отличить от татар; они носят платье одного покроя с татарами или, по крайней мере, очень похожее; говорят на татарском языке; сидят по татарскому обычаю, поджав под себя ноги; любимые их блюда - татарские, питьё татарское. Такие греки называются дангалаками или анатолийскими греками. Только одна православная религия отличает такого грека от татарина.

Впрочем, евпаторийские греки не имеют ни своей церкви, ни своего притча; духовные их потребности удовлетворяются в этом случае русскою церковью. Своих специальных школ в Евпатории греки также не имеют и, к удивлению их предков, мало обнаруживают склонности вообще к просвещению.

АРМЯНЕ. Армяне переселились в Крым из Великой Армении в 1262г., расселились по городам и занялись торговлей; отличаются бойким и изворотливым умом и хитростью; в душе горды, но в обращении, где нужно, мягки и любезны; святых икон в домах не имеют, кроме церкви; домашняя обстановка похожа на татарскую. Армян в Евпатории живёт немного, всего 159 человек, что составляет 1 процент общего числа городского народонаселения.

ЕВРЕИ. Евреи переселились сюда по присоединении Крыма к Империи, из западных губерний и бывшего Царства Польского. Между евпаторийскими евреями нет значительных капиталистов, а поэтому они, при своём незначительном числе, почти незаметны в городе; занимаются мелкой торговлей, по преимуществу по галантерейной и бакалейной, содержат шинки, публичные дома и распивочные заведения, но также занимаются портняжеством, переплётничеством и часовых дел мастерством. Всех евреев 483 человек, или 4 процента общего числа жителей.

ЦЫГАНЕ. Цыгане пришли в Крым из Азиатской Индии; они долгое время перекочёвывали из Крыма в Бесарабию и обратно. Но в царствование Александра - Освободителя они оставили свой кочевой образ жизни, приписались к евпаторийским мещанам и занялись кузнечеством, коновальством, деланием решёт, мелкою разносною торговлей; большая часть цыган находят себе средства к жизни, которая, кстати сказать, весьма несложна, от переноски товаров на своих крепких спинах - на суда и обратно.

Цыгане исповедуют магометскую религию, но обрядов её не исполняют; говорят они на испорченных татарском и русском языках, склонности к образованию не проявляют, и грамотных между ними нет, так что этот народ стоит на самой низкой ступени образования из всех наций, населяющих Крым; живут они в северо - восточной части города в низеньких тесных курных мазанках, отличаются необыкновенной беспечностью и нечистоплотностью[21, с.4]

НЕМЦЫ УЕЗДА. Соседями татар в Евпаторийском уезде, кроме русских, являются немцы. Они поселились здесь с 1787г., когда иностранным колонистам оказывались щедрые льготы и вспомоществования. Евпаторийские немцы - колонисты представляют выходцев из Пруссии, Баварии и других немецких государств Западной Европы; между ними есть и менонит.

Менониты составляют братства, руководимые причтом церковным из избранных деканов, духовных учителей и старшин, которые строго наблюдают за нравственностью и благосостоянием прочих членов прихода; поэтому немцы менониты отличаются нравственностью и зажиточностью. Немцы же лютеране в этом же отношении значительно уступают первым.

Вообще немцы - колонисты - искусные земледельцы, опытные овцеводы, одним словом, образцовые хозяева; тем не менее, на хозяйство страны они не имеют никакого влияния, так как живут замкнутою жизнью, не оказывают никакого сближения с другими племенами и многие до сих пор не выучились говорить по-русски

Таким образом, расходы русского правительства и желание, чтобы немецкие колонисты были руководителями и образцами в хозяйстве, остались напрасными, а привилегии колонистов - обидными для коренного населения страны, и эти немецкие колонии, вероятно, ещё надолго останутся прусскими, баварскими, виртенбергскими и иными немецкими оазисами Новороссийского края.[13, с.4]

Нужно вдобавок сказать об общественной деятельности караимов.

У караимов было очень развита благотворительность, они оказывали помощь нуждающимся соплеменникам, стремились удовлетворить культурные потребности не только своего народа, но и всего населения.

Расцвет благотворительности караимов для Евпатории приходится на последние десятилетия XIX - начало XX века. Она осуществлялась как Евпаторийской общиной в целом, так и индивидуально её членами. Об этом свидетельствует материалы из архивов Б. С. Ельяшевича, бывшего Евпаторийского газзана, члена караимского духовного правления, а так же статьи из дореволюционного журнала «Караимская жизнь».

Для помощи нуждающимся караимам при Евпаторийской общине были созданы благотворительные общества:

1.Попечение о бедных караимах;

2.Помощи семьям убитых и раненных после первой мировой войны;

3.Обеспечения учащихся караимских школ обмундированием, учебники и завтраками;

4.Оплаты за содержания учащихся в казённых средних и высших учебных заведений;

5.Помощи не имущим невестам - на приданное. [33, с.3]

Благотворительность, направлена на удовлетворение нулевых потребителей, фактически, всего населения города, осуществляясь в основном индивидуально - имущими караимами. Вот некоторые из реализованных прекрасных замыслов и проектов.

Когеновское ремесленное мужское училище было создано в 1895г. и содержалось супругами С. А. и Е. Ч. Когеновскими. Для него был специально построен дом (ныне ул. Володарского 13). Здесь имелось 6 мастерских (цехов) - слесари, токари по металлу, токари по дереву, столярная, колёсная, а позже и чугунно - литейная, где готовят специалистов высокой квалификации. Во дворе находятся квартиры для заведующего училище и преподавателей ремёсел. Училище обошлось его создателем в 140 тыс. рублей. Обучение в нём бесплатное для учащихся всех национальностей.

Женское профессиональное училище создано во второй половине XIX века. Содержалась на средства Евпаторийского общества попечения о бедных караимах. Училище располагалось в двух домах, имело соответственно 2 отделения: общеобразовательное (4 класса) и профессиональное. Последнее - с трёх летним сроком обучения, из них 1 год посвящается белошвейному мастерству и 2 - портняжному изготовлению дамской одежды. Училище предназначалось для караимских девочек. Обучение было бесплатное. Потом в него стали принимать, так - же бесплатно, детей других национальностей. Помещение училища стало тесным. Из средств, пожертвовавших А. М. Гелеловичем на нужды общества, за 50тыс. рублей в 1912г. водворится специальное здание, закупалось необходимое оборудование. Девушки, независимо от национальностей, успешно окончившие профессиональное училище, получили бесплатно швейную машину лучшей фирмы того времени - «ЗИНГЕР». [34, с.2]

По полицейским и городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент - христиане - 6516 человек, магометан - 5081, караимов - 2907 и евреев - 1443.

В числе населения г. Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции - 626 душ, Греции - 50, Австро - Венгрии - 14, Швейцарии - 12, Франции - 10, Румынии - 10, Болгарии - 8 и Германии - 5, а всех 735 душ.[28, с.4]

Выводы по главе

В Евпаторийском уезде во второй половине 19 века жили люди следующих национальностей: русские, татары, караимы, евреи, греки, цыгане, немцы и граждане других стран - иностранцы.

Религиозный состав населения был следующий: православные, католики, армяно-григорианского, евангелико-лютеранского, магометанского вероисповедания, талмудисты.

2.Особенности социального состава

2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА СОСЛОВИЙ.

а). Г. Спасский в своих заметках так говорит о сословном состоянии населения города Евпатории в 1847 году.

В статье «Новороссийского календаря» на 1847г., где показано жителей:

I По состояниям.

а)дворян: потомственных - 83

дворян личных -132

б) духовенства :

православного:

священнослужителей и их семейств - 14

церковнослужителей и их семейств - 15

римско-каталического - 1

армяно-григорианского - 2

мухаммеданского - 165

служащих при мечетях разного наименования людей - 56

в) граждан:

почётный потомственный гражданин -1

купцов второй гильдии - 5

купцов третьей гильдии - 38

мещан - 9,318

г) поселян:

казённых крестьян обоего пола -763

помещичьих - 79

д) иностранцев обоего пола - 203

е) военнослужащих:

внутренней стражи - 82

кантонистов - 21

карантинной, брандвахтенной и инвалидной команды - 26

военно-рабочих - 7

полицейской команды - 12

обьездчиков - 9

бессрочно - отпускных - 4

II. По вероисповеданиям.

а) православных - 1386

католиков - 94

армян - 116

евангелика - лютеран -9

мухаммедан - 8,629

караимов - 2,025

евреев - 77

Всех постоянно живущих и временно пребывающих в Евпатории - по 10900 душ обоего пола.[18, с.3]

Ф. Домбровский так определяет жителей Евпаториии за 1846 год:

а) Дворян:

Потомственных - 83

Личных - 132

В том числе имеющих право участвовать в дворянских

выборах - 26

б) Духовенства:

Православного - 5

Священнослужителей и их семейств - 9

Церковнослужителей и их семейств - 15

Римско - католического - 1

Магометанского духовенства и вообще лиц, пользующихся правами духовного звания -156

В том числе служащих при мечетях в звании хатибов, мулл, муэтзинов, мутефелли (старост), имамов, деврихунов (вседневных чтецов алькорана) и других - 56

Армяно-григорианского - 2

Все они, как и турки, исповедания суннитского. В числе этого духовенства находятся и монашествующие, или дервиши, которые, кроме странного обряда богослужения, ничем не отличаются от прочего магометанского духовенства.

в) Граждан,

Почётный потомственный гражданин - 1

Купцов второй гильдии - 5

Купцов третьей гильдии - 38

Мещан - 9318

В том числе ремесленников - 495

г) Поселян;

Казённых крестьян обоего пола - 765

Помещичьих крестьян и дворовых людей - 79

д) Иностранцев;

Мужского пола - 138

Женского пола - 65

Итого -203 души.

е) Бессрочно - отпускных -4 человека

Внутренней стражи - 82

Кантонистов - 21

Евпаторийского карантина, брандвахты и инвалидной

команды - 12

Общий итог постоянно живущих и временно пребывающих

в Евпатории простирается в настоящее время до 10900 душ

обоего пола.[16, с.4]

Крестьяне.

Так как крестьяне Евпаторийского уезда или вовсе не имеют своей земли или имеют её в самом незначительном количестве, то они вследствие этого находятся в значительной зависимости от тех землевладельцев, на землях которых живут. Зависимость эта, смотря по волостям, существует при различных условиях. Так, например, по Сакской волости: 80 душ живут с копны, отдавая одну десятую, и работают на помещика - 160 дней; 26 душ - две десятых, и работают 200 дней; 35 человек - 1,1/2 копны с десятины и работают 150 дней; 40 человек, две десятых дают копны и работают - 175 дней.[13, с.4]

Крестьяне Таврической губернии принадлежит к следующим разрядам: колонистов, государственных крестьян, помещичьих, получивших полный надел и помещичьих с дарственным наделам. С упразднением колониального управления, заменением подушной подати и земельной оброчной подати выкупным платежам у государственных крестьян, разряды эти утратили всякое юридическое значение. Крестьяне различных разрядов были наделены землёй в различных размерах и на различных основаниях, до самого последнего времени они несли различную податную тягу, а потом экономическое состояние их далеко не одинаковое. Часто одно указание на разряд, которому принадлежит - а известная группа крестьян, служит уже достаточным пояснением, почему она достигла той или другой степени экономического благосостояния. Поэтому в сборниках статистических сведений до сих пор ещё крестьянское население группируются по разрядам, утратившим юридическое значение.[2, отд.2,с.36]

Размещение населения по жилищам можно проследить только по данным «Статистики поземельной собственности», в которой мы находим: В Евпаторийском уезде: во всех поселениях - 3390; из них в селениях государственных и помещичьих крестьян - 550; в колониях - 45. На одно жилое строение приходятся душ мужского пола: в среднем для всех посёлков - 2,7, в селениях государственных и помещичьих крестьян - 3,5, в колониях - 3,5. На 100 строений приходится каменных: во всех посёлках - 98, 2, у бывших помещичьих крестьян - 100,0; у бывших государственных крестьян - 88,9; у колонистов - 100,0[2, отд.2, с.25]

В 1874 году мещан было:

россиян - 1420; цыган - 513;

греков - 259; евреев - 138;

караимов - 1123; армян - 60;

татар - 1217; иностранцев - 7;

всего:4780.

купцов:

россиян - 3; евреев - 8;

греков - 11; караимов - 39;

армян - 3; татар - 6.

В течении 1874 года к городскому сословию было причислено 36 мужчин, 31 женщина; исключено 19 мужчин, 8 женщин. [7, лист 2, 3, 6]

На основании Дела Евпаторийской государственной Управы «О купцах объявивших и не объявивших капиталы на 1874г.» автор делает вывод о том, что причисление в Евпаторийские купцы, второй гильдии не может состояться до полной выплаты повинностей.

По данному документу можно определить когда, сколько и какой национальности евпаторийцы были причислены к купцам), ись даётся по 10 народной переписи и вновь прибывшие, с семействами)

РОССИЯНЕ:

1869г. 15 февраля - Семён Лусков (4 сына)

1872г. 5 декабря - Федосей Ротанченко (5 сыновей)

ГРЕКИ:

1859г. апрель - Михаил Памуров (2 сына)

1869г. 13 февраля - Лоранасий Вутера

4 Павел Куюшдри

1872г. 22 декабрь - Илья Васильев

1871г. - Вдова Маргарита Караянова (2 сына)

9б - Параскева Пашурова

1877г. апрель - Константин Попандопуло

1870г. 17 декабря - Григорий Богдаши

1859г. 18 апрель - Иван Демерджи (5 сыновей)

АРМЯНЕ:

1863г. 27 июля - Вдова Кална Осипова (4 сына)

ЕВРЕИ:

1872г. 28 ноября - Перц Фельдман (3 сына)

1872г. ноябрь - Вдова Добриш Падольская (4 сына)

176 Абрам Скелер (3 сына)

1869г. ноябрь - Абрам Ланфвер (3 сына)

1872г. 31 декабрь - Мендень Гартинов

1864г. - Берех Коган (3 сына)

1869

13 январь - Эзра Дуван (2 сына)

173 - Бераха Коракоз (7 сына)

1871 ноябрь - Мартхай Сарач

102 - Абрам Шамуилов

103 1872г. 18 февраля - Саломон Бота

104 1873г. 17 января - Илья Мананы и ещё 13 караимских семей.

ТАТАРЫ:

1864г. 11 марта - Абляй Нурт оглу (сын умер)

1870г. 7 июля - Вдова Эмине Караманова (7 сына) и ещё 3семьи.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.