РУБРИКИ

Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

p align="left">К 1977 году обнаружились серьезные трудности в экономике страны. В марте 1977 года инфляция превышала уровень предшествующего года на 30 % , а цены возросли на 40% [9, с. 50].

Материальное положение трудящихся ухудшалось, что вызывало нарастания недовольства широкой общественности политикой правительства, становился явным провал многих социальных и политических реформ. В стране появились симптомы революционной ситуации [9, с. 51].

Оказавшись не в состоянии справиться с экономическими и социальными проблемами, шахский режим усилил репрессии в отношении недовольных жителей страны. Однако репрессии не смогли остановить выступлений против властей. Усиление авторитарных методов правления вызвало открытое недовольство демократических кругов [9, с. 51].

Студенческие волнения, январские массовые выступления в г. Куме, тебризское восстание ознаменовали начало социально- политического кризиса в Иране [9, с. 52].

Таким образом, так называемая «белая революция » не в силах была решить многие проблемы иранского общества. Не улучшилось положение крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической, также не решена проблема обеспечения населения продовольствием. Ход и итоги развития сельского хозяйства и промышленности еще раз подтвердили невозможность добиться эффективного роста производства и более или менее нормального функционирования всего экономического организма страны в условиях социальной отсталости и при односторонней ориентации Ирана на западные державы.

2. Исламская революция в Иране

2.1 Ход революции

Характер осуществлявшейся шахским режимом в 60- 70- х годах индустриализации привел к образованию хозяйственной структуры не способной функционировать без привязанности к мировому капиталистическому рынку. В конце 70-х годов Иран обеспечивал за счет импорта 70 % потребностей промышленности в сырье и материалах, 80 % в машинном оборудовании, 57 % в строй материалах [37, с. 171].

В целом номенклатура ввозимых частей и компонентов промышленности насчитывало примерно 240 тысяч наименований. Страна не обеспечивала себя продовольствием. За последние четыре года существования шахского режима на импорт продовольствия тратилось 2- 2,5 млрд. долларов в год. Ираном ввозились также и многие наименования важнейших продуктов питания [36, с. 171].

Рост нефтяных доходов в 1970-е годы привел к крупным социальным потрясениям и политической напряженности. В Иране, как и в других странах, происходила миграция бедных крестьян в крупные города. Инфляционный бум начала десятилетия к 1977 сменился периодом спада деловой активности. Экономический кризис перерос в политическую революцию по той причине, что режиму не удалось создать политическую базу в среде представителей средних классов, наемных работников и студентов, т.е. среди групп, численность которых значительно возросла за четверть столетия, после восстановления власти шаха в 1953. Правительство шаха уничтожило и запретило независимые политические партии, профсоюзы и профессиональные ассоциации. В 1975 оно создало единственную государственную партию, Партию возрождения, чтобы поставить под непосредственный контроль влиятельных и многочисленных рыночных торговцев и религиозную шиитскую верхушку. Отчуждение основных социальных классов, старых и новых, привело к быстрому крушению старого порядка.

Сохранение традиционалистских настроений среди населения, усиленная идеологическая обработка в реформистском духе его промышленного ядра, жесточайшие репрессии против лево- демократических организаций, политика систематической политической стерилизации образованной части средних городских слоев, особенно интеллигенции, неусыпный контроль над армией. Все это способствовало выдвижению на авансцену политической жизни духовенства, позиции которого в наибольшей степени были ущемлены светскими реформами.

В то же время, когда шах Мохаммед Реза упивался идеями «белой революции» один из его злейших врагов постоянно выражал абсолютную уверенность в том, что час возмездия грянет, народ восстанет и сметет монархию. Аялтолла Рухолла Муссави Хомейни свято верил в житейскую истину, облеченную в стих священного Корана: «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» [5, с. 10-11].

Он ненавидел «белую революцию», открывшую страну разлагающему влиянию, «бездушному материализму», «постыдному атеизму» и «неверных иностранцев». Она способствовала разрушению религиозных и национальных традиций народа, превращению людей в бессмысленных подражателей «западного образа жизни» с его жаждой потребления и господства.

Идолу «белой революции» он противопоставлял свой идеал «исламского правления» и «исламского общества», прообраз которых восходил к временам пророка Мохаммеда и имама Али. Верховным толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, должен быть правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей - факих. Его роль подобна роли пророка и имамов, его задача подготовить народ и страну ко дню пришествия шиитского мессии- 12 имама - Махди, таинственно исчезнувшего в последней трети IX века и по преданию скрытого на небе, чтобы, вернувшись в день «Страшного суда», установить на земле на вечное время царство истины и справедливости. В ожидании этого дня духовенство должно активно участвовать в политической жизни, быть стражами закона, общественной морали и социальной справедливости [6, с. 83].

В исламском обществе все слои населения должны жить, как братья, единой мусульманской общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый - проявлять заботу о соседе. «Не будь угнетателем, не будь угнетенным»- вот девиз, которым будут руководствоваться все члены общины [7, с. 81].

Путь к внедрению «исламской социальной справедливости» пролегает через все поры жизни людей, восстановление исламских моральных отношений, всеобщий возврат к непреходящим ценностям мусульманской религии- благочестью, скромности, воздержанности. Для этого необходимо осуществить «исламскую революцию», начинающуюся свержением шахского режима и завершающуюся установлением власти духовенства. И осуществить «исламскую культурную революцию» предусматривающую борьбу против всех противников мусульманских религиозно- культурных и социальных программ, продавцов и потребителей алкогольных напитков и наркотиков, женщин, отказавшихся носить предписанную канонами ислама одежду, и других нарушителей исламского «морального кодекса». Только с помощью таких мер можно добиться морального усовершенствования мусульманской общины, очистить ее от разлагающего влияния насаждавшегося десятилетиями «западного образа жизни».

Не меньшее значение имеет уничтожение иностранного, и особенно американского, влияния, искоренения последствий проникновения в страну буржуазной массовой культуры, способствующей распространению западной вседозволенности и упадку традиционных моральных устоев. Но, поскольку опасность для мусульман исходит не только от «материалистического Запада», но и от «атеистического Востока», в борьбе против одной из «сверхдержав» не следует опираться на поддержку другой. Спасение мусульман в самоизоляции, в поисках собственного, «третьего пути» развития.

Многие ученые востоковеды задавались вопросом: что вызвало к жизни эти взгляды как - бы вырвавшиеся из средневековья и со скоростью пули, ворвавшиеся в XX век. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в политике самого Мохаммеда Реза шаха. Его политика создала благоприятную почву для подъема всенародного движения, и для «исламской революции» в частности [5, с. 12].

Для широких масс населения в духовных ценностях ислама воплотился тот комплекс факторов морального, этнического, гуманистического и социального порядка, в котором выразился их протест против беззакония и произвола, аморальности и коррупции, деградации личности и отчуждения власти от масс.

Что касается самого духовенства, волею судьбы оказавшегося во главе всенародной борьбы, то оно в первую очередь выступала за увеличение социально экономических условий своего существования и утверждения своей политической гегемонии. В течении 1978 года «исламская революция» духовенства, призванная осуществить эти не рекламируемые цели, еще выступала в качестве одного из потоков в общей струе всенародной борьбы и не могла изменить народного характера революции.

Аятолла Хомейни, лидер духовенства, вставший в ходе антимонархической борьбы во главе народной революции, полагал, что основные задачи «исламской революции» могут быть поставлены и решены только после свержения монархического режима.

Революционное всенародное движение в Иране было направленно против монархического режима и против политики американского империализма. Империалистические круги сразу же увидели в этом движении серьезную угрозу своим военно-стратегическим и нефтяным интересами и потому поспешили любыми средствами затормозить развитие массовой борьбы, направить в нужное им русло. Внешняя политика США, процесс формирования их отношения к событиям в Иране стали фактором, активно воздействующим на иранскую внутриполитическую ситуацию.

На протяжении мая 1977- 1978 годах в ряды оппозиции вливались в основном студенты, квалифицированные специалисты, мелкие торговцы и часть духовенства. К июлю к ним присоединились городские фабричные и строительные рабочие.

С октября 1977 года почти не прекращались демонстрации, и даже забастовки студенчества крупных университетов и большинства высших учебных заведении страны. В ответ на это власти закрыли многие ВУЗы [5, с. 12].

Весьма активную деятельность развернула религиозная оппозиция. Высланный еще в 1964 году из Ирана и живший в иммиграции в Ираке, аятолла Р. Хомейни не переставал с тех пор выступать против шахской тирании и засилья американского империализма.

Развернувшиеся в стране в последние месяцы 1977 года демократическое движение ознаменовало переход революционной ситуации к своей высшей фазе - общенациональному политическому кризису. Революционная ситуация перерастала в революцию. 9 января в «священном» городе Куме по призыву духовенства состоялась демонстрация, в которой участвовали почти 4 тыс. студентов религиозных учебных заведений и их единомышленников; они требовали упразднения авторитарной монархии и замены ее конституционным правлением. Демонстрация закончилась кровопролитием: войсками были убиты десятки и ранены сотни человек.

События в Куме явились фактически началом народной революции в Иране. После расстрела состоявшейся там демонстрации через каждые 40 дней (в соответствии с мусульманским обычаем отмечать конец траура) на борьбу поднимались одни города за другими. В борьбу включались все новые и новые слои населения.

Характерной чертой народного движения на этом этапе было постепенное вовлечение в него населения, выступления которого проходили пока еще в общем, русле организуемых духовенством религиозных шествий и манифестаций. Но имели случаи и самостоятельных действий.

Кульминационным пунктом первого этапа народной революции в Иране явились массовые демонстрации в начале сентября 1978 года. Одновременно почти во всех крупных городах страны, охватившие сотни тысяч, а в Тегеране около 1 млн. человек.

8 сентября уступая давлению военных- сторонников «жесткого курса», правительство объявило военное положение в 12 городах. Несколько часов спустя в Тегеране произошли новые демонстрации, в ходе которых их участники проявили поразительное самопожертвование и готовность принять мученический венец, завешанные шиитскими святыми. Войска потопили демонстрации в крови. Этот день был назван в народе «черная пятница» [5, с. 194].

Несмотря на военное положение и массовые расправы властей, результатом которых были тысячи жертв, народное движение практически не затихало ни на один день. Начался второй этап революции: наряду с продолжавшимися демонстрациями основной формой борьбы стали забастовки рабочих и служащих нефтяной и другой отраслей промышленности, транспорта, банков, частных учреждений, преподавателей и студентов. Все социальные слои выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена военного положения, освобождения политических заключенных, обеспечение всех прав и свобод. Зрело сознание необходимости полной ликвидации монархического режима. Движение охватило практически всю страну, парализовав почти все экономические центры. Утечка капиталов из Ирана оценивалось западной прессой в 50 млн. долларов в день. Прекращение экспорта нефти за короткое время обошлось казне несколькими миллиардами долларов [2, с. 196].

Переплетение антимонархических и антиимпериалистических настроений в народном движении нашло отражение в обычном для лозунгов демонстрантов в ноябре- декабре 1978 года словосочетании американский шах. Имели место поджоги и погромы ирано-американских учреждений, распространялись листовки выселения всех иностранцев из страны. В декабре начался массовый «исход» американских граждан из Ирана.

В конце декабря 1978 года была совершено формирование гражданского кабинета, которое взял на себя Ш. Бахтияр. Западная печать расценило поручение шаха Бахтияру возглавить правительство как отчаянную попытку удержаться на престоле даже ценой отказа от значительной доли власти [2, с. 205].

4 января 1979 года еще до сформирования кабинета, Бахтияр выступил на пресс конференции с обещанием отменить законы военного времени, ввести свободу печати и партийной деятельности, освободить политических заключенных, упразднить САВАК, выйти из военного блока СЕНТО. В отношении шаха Бахтияр сообщил, что он вскоре уедет за границу «на лечение», а в его отсутствие страной будит править регентский совет. В Иране и за рубежом мало кто был уверен, что миссия Бахтияра увенчается успехом.

С конца 1978 года революционные силы стали применять более серьезную тактику, свидетельствующую о возможности перехода к вооруженным средствам борьбы. В армии участились случаи неповиновения солдат приказам, дезертирства и открытые бунты. И, тем не менее, Бахтияру удалось сформировать правительство.

Большинство из провозглашенных 4 января мер новое правительство стало сразу же проводить в жизнь. Шах покинул страну только после того, как меджлис большим количеством голосов утвердил новое законное правительство. Функции главы государства были переданы регентскому совету из семи назначенных шахом членов. С этих событий первой половины января 1979 года можно датировать новый, третий этап народной революции, на котором власть оказалась в руках представителя умеренного прозападного крыла светской оппозиции.

Основное содержание нового этапа революции составляло противоборство двух политических платформ: программы Хомейни, предусматривающей продолжение народной революции «снизу» вплоть до создания «исламской республики», и программы Бахтияра, направленной на осуществление «революции сверху», ограничивающей движение либерально- демократическими рамками.

Примечательной чертой третьего этапа революции явилось постепенное возникновение в стране двоевластия. Наряду с бессильным правительством Бахтияра, лишь номинально поддерживаемым армией и США повсеместно создавались революционные исламские комитеты, зачастую со штаб- квартирами в мечетях.

После 1 февраля, когда в Тегеране был создан Временный комитет исламской революции, получивший в народе название «Комитета Хомейни», в стране окончательно оформился второй центр власти.

Народное движение приняло ярко выраженный революционный характер, обеспеченный решительными выступлениями населения использующего такое средство борьбы как всеобщая забастовка. Фактически беспрерывное забастовочное движение охватило более 3- 4 млн. рабочих и служащих, решивших продолжать забастовки и демонстрации до полной победы, то есть до установления в стране республиканского режима.

Правительство Бахтияра фактически было уже сметено волной революционного движения. Однако премьер упорно цеплялся за власть, используя в качестве козыря поддержку армии, хотя ее лояльность кабинету становилась номинальной.

1 февраля 1979 года Хомейни прибыл в Тегеран. Революционные массы оказали ему восторженный прием и проявили готовность к схватке с контрреволюцией. Хомейни лично несколько раз рекомендовал своим сторонникам спокойствие, выдержку во время демонстраций и забастовок и категорический отказ от применения оружия. Такая тактика руководителей революции объясняется, несомненно, стремлением избежать гражданской войны.

5 февраля Хомейни объявил о создании Временного революционного правительства во главе с Базарганом. Политическая борьба переместилась с улиц в кулуары парламента, где Хомейни пытался вызвать массовые отставки, чтобы лишить правительство Бахтияра легальной основы. Однако вопрос о власти разрешился иначе.

К 9 февраля монархия в Иране фактически уже была низложена, и реальную политическую обстановку определяла почти негласная, но крайне жестокая борьба за власть, за заполнение создавшегося после бегства шаха политического вакуума. Как показали последующие события, главными участниками этой борьбы являлись не Базарган с Бахтияром и даже не вооруженные силы, фактически решившие исход революции. Схватка развернулась между клерикалами- сторонниками аятоллы Хомейни и теократического строя, и лагерем левых сил Ирана - лагерем многоликим и разобщенным разногласиями, состоявшими более чем из 30 организаций и групп [26, с.154].

Когда вечером 9 февраля в Тегеране появились грозные признаки близкого восстания, хомейнисты не располагали инициативой в решениях и действиях. Вечером 9 февраля 1979 года подразделения шахской гвардии «бессмертных» совершили нападение на учебную базу военно-воздушных сил под Тегераном, принимавших участие в народных демонстрациях. Это нападение, которое в случае успеха могло стать прологом военного переворота, спровоцировало вооруженное восстание в столице. В ту же ночь отряды моджахединов и федаинов окружили базу, вступили в бой с шахской гвардией и к утру 10 февраля нанесли ей тяжелое поражение.

Факты свидетельствуют, что восстание произошло стихийно, без согласия и руководства политико-религиозной оппозиции [2, с.212].

Утром 10 февраля конкретные приметы восстания появились по всему городу. Из многих мест слышались выстрелы, пулеметные очереди почти на каждой улице возвышались баррикады.[1, с. 156]

События 10 февраля развивались очень быстро. В рядах вооруженных сил углубился наметившийся ранее раскол. Часть военнослужащих, главным образом сержантский и старшинский состав - фактически дезертировала, отказавшись повиноваться приказам генералитета и уговорам Хомейни остаться в казармах [26, с. 160].

Многие факты говорили о расколе армии. Большая группа военнослужащих опубликовала в газетах заявление, в котором выражала свою солидарность с восставшим народом [26, с. 161].

11 февраля тегеранское восстание вступило в решающий этап. В этот день вечером должна была состояться обусловленная заранее тайная встреча начальника генерального штаба Каребаги с Исламским революционным советом. Но когда вооруженные столкновения предыдущей ночи сорвали встречу, генерал по собственной инициативе созвал на совещание не собиравшийся много лет Высший военный совет вооруженных сил в составе 50 военачальников. В ходе короткого совещания Каребаги добился согласия генералов на объявление о нейтралитете армии на основании «братства с народными массами», что вызвало ликование среди народа [26, с. 161].

В течение самых напряженных суток тегеранского восстания- 11 февраля- были захвачены все главные опорные пункты шахского режима. Военные гарнизоны, полицейские участки, почти все государственные учреждения и министерства. Были арестованы многие сторонники шахского режима [26, с. 163].

«Временный оперативный штаб» во главе с Таваккоти стал с утра 11 февраля главным координационным органом захвата власти сторонниками Хомейни. Их задача заключалась в том, чтобы не допустить укрепления и вооружения левых групп, и подготовить почву для перехода к следующему этапу - создание структуры новой администрации, управляемой напрямую из резиденции Хомейни и штаб- квартиры исламского революционного совета, плюс сохранение вооруженных сил [26, с. 164].

Окончательный захват власти сторонниками Хомейни состоялся на следующий день - в понедельник 12 февраля. Тогда были взяты гарнизон Салтанатабад, где находились штаб- квартира САВАК и ряд американских военных объектов, а также аэропорт Мехрабад. Бахтияр таинственным образом бежал, и в его канцелярию официально перебрался Базарган. Новый премьер- министр первым указом назначил начальника генерального штаба, трех своих заместителей, и временного начальника полиции [26, с. 165].

Одним из важнейших заявлений, переданных 12 февраля по радио и телевидению, стало новое обращение аятоллы Хомейни. Лейтмотивом его стал призыв сдавать новым властям оружие, захваченное в арсеналах и военных частях [26, с. 166].

Таким образом, революционное чутье народных масс вывило их за рамки установленных религиозным руководством форм борьбы и подвело к пониманию необходимости использовать вооруженные методы как единственное средство, способное привести к немедленному свержению старого режима.

«Исламская революция» неразрывно связанна с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями. Социальный взрыв был неизбежен.

Исламскую революцию можно определить как антимонархическую, антиимпериалистическую и антиамериканскую по основной направленности, по характеру, движущим силами методам борьбы как народную, по руководящей роли духовенства и организационно- идеологической основе как исламскую.

Революция в Иране поставила на повестку дня вопрос о создании системы органов государственной власти, которая бы сменила государственный аппарат шахского режима. Процесс создания системы этих органов оказался сложным и противоречивым.

Как известно, в антишахском движении принимали участие разнородные социально- классовые силы, каждая из которых преследовала в революции собственные цели. Так как в ходе революции иранское духовенство во главе с Хомейни стало общепризнанным лидером и руководящей силой антишахского движения, его воздействие на процесс формирования новых органов власти оказалось решающим [38, с. 196].

В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Был сформирован Исламский революционный совет из 15 членов, который управлял страной вместе с временным правительством во главе с Мехди Базарганом, лидером Движения за свободу Ирана. 1 апреля того же года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступила в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (руководителем). В ней высшая власть была официально закреплена за Хомейни (после его смерти - за его преемником), а прерогативы гражданской политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. С принятием этой Конституции было узаконено установление в стране теократического режима со всеми его атрибутами и пороками. Исламская республиканская партия (ИПБ) стала фактически правящей партией в стране.

1 апреля 1979 года после референдума, на котором был предложен вопрос: “За монархию или за исламскую республику?” - аятолла Хомейни провозгласил начало “правления Аллаха” в Иране. Страна получила название - Исламская Республика Иран, а власти претворяли жизнь программу исламизации общественных и семейных отношений, образования и управления.

Исламский образ правления с самого начала предполагал безраздельное господство духовенства и ни в коей мере не представляет собой суверенитет народа. Практические шаги духовенства по воплощению в жизнь этой теории во многом определили характер политического развития Ирана после свержения монархии [38, с. 201].

Было много дискуссий о том, каким путем идти к достижению поставленных целей. Некоторые ссылались на опыт СССР, другие на опыт США, но все же победила точка зрения, что в Иране должен быть свой путь развития. Идеалы независимости, порожденные исламской революцией, нашли свое выражение в курсе «Ни запад, ни Восток, а исламская республика», который и определяет отношения Ирана с другими странами особенно с соседями. И этим Иран оградил себя от двух «сверхдержав» [31, с. 36]. Были расторгнуто ряд военных и гражданских договоров с США и другими западными державами, закрыты многие иностранные банки и компании.

В республике шиитское руководство, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. В качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции, под их контролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях органы самоуправления были преобразованы руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с территориальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима.

Считается, что Хомейни вернул Иран в средневековье, возродив некий “первоначальный ислам”. Это очень спорное утверждение. Ни Коран, ни шариат ничего не говорят об исламской республике с президентом, парламентом и имамом, стоящим над всей государственной конструкцией, хотя шиитское направление допускает разные типы государственного устройства.

2.2 Последствия Исламской революции. Современный Иран

Исламская революция 1979 года под руководством аятоллы Хомейни в корне изменила уклад жизни иранцев. Несмотря на то, что в XX веке шахи династии Пехлеви превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки, но все-таки Иран стал исламской республикой. Исламская революция для Ирана означает достижение независимости, или развитие без зависимости, установление большей, чем прежде, социальной справедливости [31, с. 36].

Согласно принятым иранским шиитским духовенством взглядам, задача возрождения "истинного ислама" лежит, прежде всего, на той части преданного этой идее мусульманского духовенства и верующих. Они должны быть готовы положить все свои силы и даже пожертвовать жизнью ради всемирной исламской революции.

Официальная идеология Исламской Республики Иран особо настойчиво пропагандирует тезис о том, что единственным полностью соответствующим фундаментальным идейно-политическим основам ислама движением стала именно исламская революция в Иране. Революция, которая начиналась антишахскими выступлениями иранского духовенства во главе с аятоллой Хомейни в 1963 году и приведшая к свержению монархии и установлению исламской республики в 1979 году

Иран во многом сложная страна, она многонациональна, в связи с этим сложна и религиозная ситуация. Население Ирана исповедует ислам, зороастризм, христианство, буддизм, иудаизм. Но все же приверженцы ислама составляют 98 % населения страны, из них 95,7 % исповедуют ислам шиитского толка, который согласно шахской конституции, является государственной религией [41, с. 233].

Религия в Иране служит фактором объединения, фактором формирования национального самосознания. Для Ирана религия, невидимая власть, власть духовенства, которая стоит всегда рядом с государственной властью. «Муллотократия»- так исследователи стали называть режим, сложившийся в Иране [16, с. 99].

Аятолла Хомейни, умерший 1986 году, до сих пор свято почитается всеми иранцами. Его портретами украшены города и поселки, офисы всех государственных и частных учреждений, а часто и дома иранцев. Имам Рухома Мусави Хомейни вошел в историю не только как вождь исламской революции в Иране, духовный и политический руководитель Исламской республики Иран. Он вошел в историю и как крупнейший богослов, перу которого принадлежат десятки книг, трактатов, статей по самым различным проблемам исламской теологии, а также собрания стихов. В концентрированном виде сои взгляды на будущее страны имам Хомейни изложил в завещании, которое было оглашено после его смерти. В нем он изложил своё понимание стоящих перед иранским обществом проблем, дал наказы и рекомендации по продолжению дела исламской революции [31, с. 36].

За 10 лет правления Хомейни произошли серьезные изменения в недрах самой теократии, стремительно продолжающиеся после его смерти: общество стало полно противоречий, которые в начале революции не существовало и которое принесло с собой духовенство. После смерти Хомейни противоречия в эшелонах власти стали нарастать еще быстрее.

Революция в Иране вызвала серьезную обеспокоенность в центрах капиталистической системы, опасающихся утратить этот важный источник энергоресурсов.

Сразу же после прихода временного революционного правительства Ирана по средствам единовременных политических и экономических акций продемонстрировало свой отказ от участия в мировом капиталистическом бизнесе. Иран отказался от военно-политического партнерства с империализмом, от посредничества и услуг иностранных монополий в продаже нефти [37, с. 173]. В ответ на это страны Запада, США объявили Ирану экономическую блокаду, прекратив ввозить в страну необходимые товары и вывоз продукции, приносящей стране не малые капиталы.

Пришедшие к власти в результате исламской революции в Иране шиитское духовенство буквально с первых дней своего правления начало активно проводить курс, направленный на экспорт идей исламской революции. Для реализации этой политики практически во всех ведомствах Исламской Республики Иран с первых дней её существования стали создаваться специальные органы. Одним из более эффективных в этом плане стал Отдел национально- освободительных движений, созданный по личному указанию самого Хомейни.

Приняв жесткий империалистический курс и разрабатывая свою стратегию хозяйственного развития, пришедшие к власти силы, начали с полного отрицания той экономической структуры, которая была создана при шахе. При этом они исходили из так называемых принципов исламского пути экономического развития: создания самообеспечивающего хозяйства при закрытой экономике [37, с. 173].

Однако стратегия развития Ирана по этому пути, принятая Временным революционным правительством и кругами, оказавшимися у власти, в результате провозглашения в ноябре 1979 года исламская республика Иран, оказалась непоследовательной и противоречивой.

Нарушение хозяйственных взаимоотношений между центрами мирового капитализма и Ираном привели к экономическим, социальным трудностям внутри страны. В то время как капиталистические страны без особых трудностей возместили иранскую нефть поставками из других стран [37, с. 174].

С начала 80-х годов XX века отношения исламской республики Иран со странами Западной Европы переживали период упадка. Политические и культурные контакты были практически прекращены. Экономическое сотрудничество, активно развивавшееся в предшествующие десятилетия, находились в зависимости от внутриполитических и внешнеэкономических факторов. Такое положение объяснялось политикой исламского руководства, выдвинувшего в после революционный период антизападные лозунги и спровоцировавшие захват американских заложников, а затем развязавшую ирано-иракскую войну. Ответом на эти действия стал разрыв США отношений с Ираном и объявление ему экономической блокады, к которой присоединилось и европейское сообщество [15, с. 167].

Национализация крупной промышленности и банковской системы, конфискация активов иностранных банков и компаний. Активное вмешательство государства в экономику страны, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, строгий контроль за внутренним и внешним рынком делали экономику Ирана малопривлекательной для деловых кругов Запада [15, с. 167].

Иранский народ так и не добился того, на что надеялся, совершая революцию. Муллотократия ввергла страну в состояние перманентного социально- экономического кризиса. В конце 1988 года из официальных данных центрального банка Ирана следовало, что при населении в 49, 5 млн. человек 12 млн. иранцев живут ниже порога бедности, 22 млн. существуют, не «сводя концы с концами», лишь немногим менее 12 млн. живут в условиях ненадежной обеспеченности. При этом за время после революции количество миллионеров, по официальным данным, увеличилось в семь раз. Возможно, Иран стоит перед новым витком социальных выступлений [16, с. 107].

Идея «исламской республики» просвечивается в основном в пламени исламизации быта- то затухающем, то вновь разгорающемся - в зависимости от политических маневров имущих. Главные атрибуты этого быта - строгая исламская одежда для женщин, олицетворяющая «высокие моральные качества», и не бритые лица у мужчин, символизирующие постоянную «революционную готовность» [5, с. 316].

Последнее десятилетие принесло Ирану очевидные успехи в укреплении политической системы и экономического базиса общества. Идеи иранской шиитской революции, т.е. идея и идеология "третьего пути" построения социально направленного государства на основе верховенства духовной власти и исламских принципов социальной справедливости, получили свой отчетливый образ и реализацию. При сохранении наиболее консервативных общественных ценностей - частной собственности, свободы предпринимательства, устоев семьи и национальных традиций - во многом решены задачи по борьбе с нищетой и бедностью.

Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа.

Послабления в сфере общественной и частной жизни стали проводиться еще более энергично с избранием в 1997 году двумя третями населения нового президента Исламской Республики Иран - С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Также делались шаги по снятию некоторых жестких исламских ограничений и регламентаций в области культуры и искусства.

Вместе с тем такая линия действий не означает, что прагматическое иранское руководство взяло курс на демонтаж самого исламского строя. Отказаться от исламизации в смысле глубокого внедрения в сознание иранцев идеи о необходимости продолжения существования фундаменталистского государства, укрепления его институтов, идеологии, морали и т.п. не может никто из представителей правящего шиитского духовенства, ибо это означало бы конец и их власти, утрату влияния духовенства в обществе. Это, в частности объясняет, почему нынешний президент ИРИ, как и ранее его предшественник, не торопится проводить свою либеральную, во многом ориентированную на восстановление отношений с Западом и США линию.

В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти".

Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году.

Иран на сегодняшний день обладает динамичной экономикой и заинтересован в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений со многими странами. Стабильность экономики Ирана позволяет ему аккуратно расплачиваться со своими внешними кредиторами.

Нефть и газ - это основное богатство, на которое опирается Иран, но в настоящее время упор делается на развитие и расширение не нефтяных источников доходов.

После революции 1979 года в повседневную жизнь страны стали активно внедряться исламские нормы, и эта тенденция была закреплена также конституционно. По ст. 4 « все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах» [28, с. 15]. Стоит отметить, что и в последнее время этот конституционный принцип не утратил своей значимости.

Исламизация в Иране достигла своего пика к середине 80-х годов, когда буквально вся жизнь страны была сосредоточена на выполнении требований Хомейни и правящего духовенства, защищать исламский строй на полях войны с Ираком, беспощадно искоренять внутреннюю "контрреволюцию", противостоять проискам и заговорам "врагов ислама".

Еще одним требованием для иранского общества было свято соблюдать лозунг "Ни Восток, ни Запад, а исламская республика", идти на самопожертвование и материальные лишения, на отказ от демократических свобод и прав человека ради сохранения "завоеваний ислама", "справедливого исламского строя" и т.п.

Понадобилось относительно немного времени, чтобы огромные человеческие жертвы и экономический ущерб от войны, от политики самоизоляции и "опоры на собственные силы", нараставшее недовольство народа притеснениями и произволом властей, а также несостоявшиеся надежды тегеранских правителей на быстрое распространение в мире "исламской революции" стали явно проявляться. Что вынудило Хомейни и его окружение искать пути выхода из создавшегося военно-политического и социально-экономического тупика. Все это делалось на путях постепенной эволюции иранского исламского режима в сторону сглаживания крайностей и негативных последствий попыток тотальной исламизации. Этот процесс проходил в условиях сложного переплетения различных, зачастую противоположных, тенденций и напряженного противоборства, действующих в Иране и вне его политических сил.

В политической системе Ирана все органы власти, все население страны подчинено догмам ислама. Духовный лидер избирается узким кругом людей, а не всем народом. По Конституции, духовный лидер -- это, прежде всего человек, в полном объеме владеющий знаниями в области ислама.

Теократическая модель формы государственного устройства и структуры органов власти была разработана аятоллой Хомейни еще в период его пребывания в изгнание в Ираке [38, с. 197].

Разработанная Хомейни структура органов власти предполагает установление теократического образа правления, при котором светская и духовная власть нераздельны. Вся законодательная и судебная власть сосредотачивается исключительно в руках духовенства. Парламент же не наделен никакой властью и представляет собой совещательный орган [38, с. 201].

Руководителем государства, контролирующим деятельность всех законодательных, исполнительных и судебных органов, является высшее духовное лицо - факих. Высший государственный пост принадлежит президенту, возглавляющий исполнительную власть

Высший орган законодательной власти -- однопалатный меджлис состоит из 268 депутатов, избираемых населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 20 лет (женщинам это право предоставлено только в 1963). Законом предусмотрено лишение избирательных прав военнослужащих, вероотступников от ислама, нищих, лиц неопределённых занятий, политических и уголовных преступников.

Исполнительная власть осуществляется правительством -- кабинетом министров. Судебная система включает: Верховный кассационный суд, апелляционные, губернские и мировые суды.

Современная политическая ситуация в Иране непростая. Не все ветви власти согласны друг с другом, не все согласны с характером проводимых реформ и темпами роста уровня жизни в стране.

В иранском обществе сегодня присутствуют две крупные политические группы, имеющие относительно разные позиции. Первая группа, известная как консерваторы, делает акцент на сохранении в обществе религиозных и традиционных ценностей.

Другая группа, представляющая реформаторов, убеждена в том, что при сохранении исламских традиций необходимо уделить больше внимания современным тенденциям. Наше общество сегодня неоднородно, это скорее пестрый политический конгломерат, находящийся в состоянии политической и культурной конкуренции. А там, где присутствует конкуренция, всегда возникают препятствия и помехи.

Реформаторы акцентируют внимание на таких ценностях, как права человека, демократия, равноправие полов, индивидуальная свобода, призывая принять их в качестве всеобщего принципа. Консерваторы, не против принятия этих ценностей, ибо считают, что эти понятия имеют глубокие корни в исламе. Однако они не согласны с тем, чтобы механически перенимать перечисленные ценности в том виде, в каком они существуют на Западе. С точки зрения ислама, индивидуальная свобода людей на Западе существует в форме абсолютной необузданности. В Иране об этом сейчас много спорят.

В декабре 2006 года иранский меджлис принял решение подписать международную конвенцию по правам женщин. Это вызвало демонстрацию протеста религиозных деятелей в городе Кум. После этого на решение меджлиса было наложено вето. Проблема заключается в том, что некоторые пункты конвенции противоречили положениям ислама.

Реформаторы убеждены, что можно создать некий синтез исламских положений и конвенции. Консерваторы с этим не согласны. Они считают, что конвенция игнорирует особенности восточных народов. Специфика исламского подхода такова, что права мужчины и женщины определяются исходя из их физических и психических различий. Это противостояние в большей степени имеет характер научной дискуссии, а не политической борьбы.

Самые большие изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Иран стал членом Социально-экономического совета ООН. Он состоит из 54 членов, и каждый год обновляется на одну треть. Иран был избран в его состав в числе 18 новых стран.

В настоящее время идет процесс изменения внешнеполитической стратегии страны, в которой фактически военный аспект (цель Исламской республики Иран)- экспорт исламской революции, преобразован в культурно - цивилизационный [28, с. 20].

Но, не смотря на сложные взаимоотношения в настоящее время с некоторыми странами, Иран стремиться к расширению сотрудничества, прежде всего со странами европейского содружества в области экономики и промышленности. Стоит отметить, что отношения Ирана со странами Запада всегда являлись и являются определяющими во внешнеполитическом курсе страны. В обмен Иран предоставляет этим странам льготные условия для инвестиций. Западные деньги нужны Ирану, прежде всего для реконструкции нефтепромыслов и для создания новых производственных мощностей [27, с. 150].

В последние годы внешнеполитический курс Ирана, дает свои позитивные результаты. Решение проблем и разногласий с различными государствами на основе «диалога и логики» способствует взаимопониманию и улучшению отношений между странами. Иран стал более открытым, радушно принимает у себя иностранных туристов, идет на контакты со многими государствами. Осуществляется девиз, провозглашенный президентом, М. Хотами,- «налаживания диалога между культурами и цивилизациями» [27, с.162].

Противостояние Исламской республики Иран США с осени 1979 года по настоящее время исторически оказалось оправданным лишь с одной точки зрения, оно показало и США, и всему миру, и иранскому народу, что исламская республика Иран способна проводить подлинно независимую внешнюю политику. Политику, свободную от необходимости лавировать между двумя или несколькими державами [11, с. 165].

Противостояние с США стоило и стоит Исламской республике Иран больших потерь в развитии экономики. Иран лишил себя, возможно, важнейшего источника получения техники и технологий, необходимых, прежде всего для развития нефтедобывающей промышленности: это цена которую Иран заплатил за свою независимую от США политику [11, с. 166].

Необходимо отметить, что Иран по прежнему слишком лакомый кусочек для Запада по многим показателям: запасам стратегического сырья, промышленному потенциалу и структуре, географическому, стратегическому положению и другим показателям. Именно поэтому самостоятельный, независимый политический курс этой страны вызывает на себя огонь критики, экономических и иных санкций и угроз.

Отношение запада, к Ирану сегодня совершенно иное, чем 5 лет назад. Европейский Союз совсем недавно почти подписал соглашение, которое вывело бы эту страну на новый уровень взаимоотношений со странами Европы, однако соглашение подписано не было из-за того что, имелись политические возражения, в основном со стороны США. Причины этому следующие: Иран подозревается в поддержке терроризма, в том, что добивается получения ядерных технологий, есть претензии к нарушению прав человека и за Ираном не замечено проявления активной позиции в урегулировании ближневосточного конфликта.

Все эти причины являются чисто политическими, хотя договор носил торгово-экономический характер.

К сожалению если США не согласны с каким-то вариантом развития событий, то даже Европейский Союз не может принимать самостоятельного решения по тем или иным странам. Пример Ирана это явно доказывает. Любые претензии на независимую, самостоятельную политику будут встречать резкое неодобрение.

Проблема атомного оружия в Иране сегодня чересчур политизирована. Многие считают, что данная проблема является лишь поводом для давления на Иран со стороны западных стран.

Конечно, болевым точками в отношениях Ирана с мировым сообществом остается поддержка исламских организаций, определяемых Израилем и США, как террористические и программа создания атомной энергетики, осуществляемая не без помощи России [28, с.20].

И хотя Иран отрицает планы создания ядерного оружия, исключать такую возможность нельзя. Иран находиться между Израилем с одной стороны, Индией и Пакистаном с другой, располагающими ядерными технологиями или бомбами, но отличие от Ирана не являются участниками ДНЯО [28, с. 21].

Важнейшим аспектом многогранной проблемы исламской республики Иран и мировых сверхдержав является аспект определения Ираном своего отношения к ним как к державам ядерным.

Этот аспект осложняется тем, что на запад от Ирана и на восток от него есть государства, располагающие ядерным оружием (Пакистан, Индия, Китай, Израиль). Указанное обстоятельство делает понятным озабоченность Ирана отсутствие у него ядерного оружия.

Безотносительно тому, станет Иран ядерным государством или нет, фундаментальные национальные интересы Ирана делают необходимым рассматривать возможное появление этого оружия у него только как фактор, содействующий сосредоточению усилий государства в развитии экономического и социального потенциала страны [11, с. 166].

Америка заинтересована в дестабилизации, ослаблении страны, изменении существующего режима. Для этого разрабатывается целая система программ и мероприятий. Судя по вышеперечисленным факторам ситуация может стать достаточно нестабильной, и не исключено коренное изменение обстановки в стране.

Еще недавно, в мире создавались благоприятные условия для интеграции Ирана в международное сообщество, для развития и углубления отношений со странами Азии и Европы. Необходимо чтобы иранское правительство более активно воспользовалось сложившейся ситуацией, что имеет немаловажное значение не только для международного престижа Ирана, но, прежде всего, для экономической и политической стабильности страны.

Если правительство Исламская Республика Иран не сможет закрепить и сделать необратимыми поощряемые им нынешние тенденции, если в социально-экономическом и внешнеполитическом положении страны вскоре не произойдут ощутимые позитивные перемены, то там могут возобладать все еще влиятельные и настроенные на решительные действия сторонники исламского радикализма и экстремизма. Тогда деятельность, направленная на экспорт исламской революции и поддержку международного терроризма во имя достижения панисламистских идеалов создания мировой мусульманской общины, снова станет во главу угла иранской внешней политики.

Последствиями такого курса стала бы еще большая дестабилизация обстановки в регионе Среднего и Ближнего Востока, нарастание напряженности в Средней и Центральной Азии. Неизбежно последовала бы жесткая реакция на это со стороны ведущих мировых держав, что означайте бы значительное общее ухудшение обстановки в мире.

Развитие событий в Иране в 70-90 годы нашего столетия показало, что активное использования политического потенциала мусульманской религии духовенством и связанными с ним политическими кругами, внедрение, в том числе и силой, политизированного ислама в качестве официальной идеологии теократического авторитарного государства могут на какое-то время стать факторами, определяющими относительную устойчивость социально-политической системы. Она создается на базе фундаменталистского исламского мировоззрения в рамках "исламского правления".

Возможно, что на современном этапе развития, прочность исламского республиканского строя в Иране сейчас зависит от сохранения хотя бы видимости единства духовенства, недопущения ослабления до опасного предела, совместно поддерживаемого этим сословием приоритетного воздействия всего комплекса исламских факторов в оболочке существующего режима на социально-политическую жизнь Исламской Республики Иран.

Заключение

Во второй половине XX веке Иран под воздействием империалистических держав включается в сферу мирового капиталистического хозяйства, этот процесс, происходящий в такой стране, как Иран отличается рядом специфических черт сравнительно с соответствующими процессами в других странах. Главное отличие в том, что этот процесс происходил под внешним воздействием, затронул главным образом верхушечные прослойки местных имущих слоев населения. Еще одно отличие в том, что в Иране общественные отношения оставались традиционными, а существование новых общественных отношений было лишено массового социального резерва.

Страна находилась на стадии крупного социально- экономического и политического кризиса. Необходимы были какие-то действия для его урегулирования.

29 апреля 1951 года премьер министром Ирана стал доктор Мохаммед Мосаддык, представлявший интересы национальной буржуазии. Вопрос о национализации был для него не только средством достижения экономической независимости Ирана, но и единственным способом решения всех экономических и политических проблем страны. Но, неудачи, тупики правительства Моссадыка отразили именно общую несостоятельность поисков самобытных путей развития иранского общества на базе сохранения его полуфеодальных социальных основ в условиях бурных общественных перемен в современном мире.

Так в результате действий американского империализма в Иране было свергнуто законное правительство Массадыка и восстановлена власть шаха, вследствие усилий которого страна на многие годы стала почти вассалом США, активно включилось в его агрессивные внешнеполитические акции, и превратилась в один из форпостов американского империализма на Ближнем и Среднем Востоке.

Это позволило международным нефтяным компаниям, прежде всего американским, продолжать грабить нефть и другие природные ресурсы страны.

Для понимания предпосылок иранской революции необходимо уяснить характер и тенденции сдвигов, происходивших в общественно- политической и экономической жизни Ирана в предшествующие революции годы.

Социально-экономический и политический кризис в Иране конца 50-х - начала 60-х годов побудил шахский режим во имя сохранения власти пересмотреть главные компоненты своей внутренней и внешней политики. В целях оживления экономики страны иранская верхушка осуществляла ряд реформ: важнейшей из них была аграрная реформа, нацеленная на ликвидацию крупного полуфеодального землевладения и увеличения в аграрном секторе удельного веса крестьянского хозяйства.

В середине 60-х годов власти выдвинули концепцию об индустриализации страны как пути к преодолению экономической отсталости. Отказ от явной прозападной политики в области внешнеэкономических связей, развитие добрососедских отношений с СССР и другими странами, способствовали реализации планов создания основ металлургической и машиностроительной промышленности.

Важным средством, позволившим шахскому режиму сделать крупные капиталовложения в развитие тяжелой промышленности и экономической инфраструктуры, являлись все возраставшие доходы от продажи иранской нефти. Экономический потенциал Ирана значительно возрос.

Экономический и финансовый бум, вызванный многократным увеличением цен на нефть, оказал чрезвычайно сильное воздействие на все аспекты жизни страны.

Увеличение финансовых возможностей породило у шахского окружения грандиозные экономические и политические замыслы. Была выдвинута и активно пропагандировалась концепция «великой цивилизации», на подступах к которой, якобы находился Иран благодаря «революции шаха и народа».

Иран «великой цивилизацией» представлялся апологетами шахского режима в качестве великой державы, где господствует всеобщее благополучие массовый мир. В действительности же в период чрезвычайного финансового благополучия во внешней и внутренней политике шахского режима приобрели преобладающий характер реакционные черты.

Некоторые зарубежные авторы усматривают главную причину дестабилизации социально- политического кризиса в Иране в интенсивной индустриализации, осуществляющейся в стране.

Если подводить итоги развитию иранского общества и его хозяйства в 60-х - начале 70-х годов, следует подчеркнуть, что рассматриваемый период является переломным в истории Ирана и знаменует собой наступление заключительной фазы переходного от феодального к капиталистическому способу производства этапа.

Капиталистические отношения, которые в значительной мере в ходе общественных преобразований ускоренными темпами утверждаются не только в городе, но и в деревне, охватывают новые отрасли производства, экономической и социальной инфраструктуры, упрочивают свое положение в различных сферах государственной, общественной и культурной жизни.

Династия Пехлеви потеряла свои позиции в то время, когда большая часть населения станы не приобрела политическую зрелость для принятия нововведений, вылившихся в реформах, так называемой, «Белой революции».

Невозможность принятия нового и оставаться на рельсах старого уклада жизни, нашло выход в создании новой политической структуры, в основу которой положены принципы шиитского ислама.

Часто, изменения в политической, социально- экономической жизни страны проходят мирным размеренным путем, в Иране же эти изменения проходили путем революции.

История избирает не только прямые пути. Нередко стечение обстоятельств вызывает неожиданный поворот событий, Который сложно, а то и невозможно было предсказать заранее. К таким историческим парадоксам принадлежит и приход к власти в Иране шиитского духовенства и образования Исламской Республики Иран.

«Исламская революция» неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями, уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за реформы, которые несли прибыль только высшим слоям населения. Всеобщее падение нравственности и морали дополнило картину. Социальный взрыв был неизбежен. Духовенство им умело воспользовалось.

На содержание и характер революционного процесса в Иране, заметный отпечаток наложили особенности массового общественного сознания, а именно религиозного сознания.

В целом, иранская революция отличается редкой сложностью и противоречивостью своей внутренней структуры, обусловленной как своеобразием развития страны, так и особенностями эпохи.

Конец XX века с полным основанием можно назвать временем превращения ислама в необычайно мощную социально-политическую силу на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая так или иначе активно противостоит внедрению в этих регионах современных ценностей Запада.

Исламская республика Иран - своеобразная лаборатория, в которой революционный ислам впервые в мировой практике стал средством для разрешения проблем, вставших в целом перед исламской цивилизацией в XX веке.

У современного Ирана есть все основания войти в мировую историю в качестве первого в мусульманском мире государства, построившего «исламское правовое общество».

Нынешнее руководство ИРИ сталкивается в последнее время с многочисленными внешнеполитическими трудностями. Они вызваны усиливающимся воздействием на внутреннюю политику ИРИ внешних факторов, изоляции от западного мира и технологическим отставанием от передовых стран, без преодоления которых невозможно продвижение вперед социально-экономического развития страны.

Возвращение к активному участию в мирохозяйственных связях, включение в полном объеме в международное взаимодействие в сфере политических, информационных, гуманитарных и культурных обменов сопряжено для иранского руководства с непростым выбором. Иранскому руководству необходимо находить компромиссные варианты вхождения в мировое сообщество и нормализации отношений с внешним миром при сохранении своей национальной и конфессиональной особенности, отстаивании интересов страны общепринятыми методами, избегая идеологических крайностей и чрезмерной политизации своего внутриполитического и внешнеполитического курса. Либо Ирану необходимо оставаться вне современных требований цивилизации и продолжать вести борьбу за выживание.

Поскольку Иран был и остается одной из ключевых стран Среднего Востока, выбор им своего политического будущего станет одним из определяющих факторов международных отношений в этом и сопредельных регионах.

Рассматриваемый период - вторая половина XX века отличается нестабильностью в социально-экономической и политической жизни иранского общества. Но именно в этот период происходят те важные события, которые оказали значительное влияние на само существование и развитие современного Ирана. Наложив свой отпечаток практически на все сферы жизни исламской республики, сохраняющей свои традиционные воззрения до настоящего времени.

Список использованной литературы

1. Агаев С.А. Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925- 1941 гг. - М., Наука, 1971.

2. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. - М., Наука, 1981.

3. Агаев С.А. Иран: рождение республики. - М., Наука, 1984.

4. Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность: 444 дня в заложниках. - М., Наука, 1986.

5. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи. - М., Наука, 1987.

6. Агаев С.А. Рухама Хомейни. // Вопросы истории № 6, 1989, с.79- 100.//

7. Агаев С.Л. Иранская революция: «Воспоминание о будущем»? // Народы Азии и Африки № 1, 1989, с. 54- 67.//

8. Алиев М.С. Антиимпериалистическое и демократическое движение 1949- 1953 гг. - М., 1976.

9. Алиев С.М. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране. // Народы Азии и Африки № 3, 1979, с. 45- 58.//

10. Алиев С.М. Рухолла ал - Мусави ал - Хомейни. // Азия и Африка сегодня № 10, 1988, с. 20- 25.//

11. Арабаджян А.З. Сверхдержавы и исламская республика Иран. Иран: ислам и власть. - М., 2002. с. 164- 167

12. Демин А.И. Социально- экономический и политический кризис конца 50- х - начала 60- х годов. - М., 1976.

13. Дорошенко Е.А. О некоторых концепциях современного иранского духовенства по вопросам религии и государства. - М., 1971. с.118-135.

14. Дорошенко Е.А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963- 1983). Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986, с.188.

15. Дунаева Е.В. Иран и страны западной Европы: отношения развиваются. Иран: ислам и власть. М., 2002. с. 167- 177.

16. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989.

17. Иванов М.С. Очерк истории Ирана. - М., 1952.

18. Иванов М.С. Иран в 60- 70-х годах XX века. М., 1977.

19. Иран. Очерки новейшей истории, под ред. А. . Арабаджяна, - М., 1976.

20. Иран: сборник статей, под ред. Е.А. Дорощенко, - М., 1971.

21. Иран: сборник статей, под ред. Е.А. Кузнецовой М., 1973.

22. Иран: экономика, история, историография, литература. - М., 1976.

23. История Ирана. - М., 1977.

24. Историография Ирана нового и новейшего времени. - М., 1989.

25. Кременюк В.А. Борьба Вашингтона против революции в Иране. М.,1984.

26. Крутихин М.И. Тегеранское восстание 9- 12 февраля 1979 года. Иран: история и современность. - М, 1983. с. 152- 170.

27. Кулагина Л.М. Экономика английского империализма в Иране в конце XIX- начале XX вв. - М., 1981.

28. Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Иран выходит из изоляции. Иран: ислам и власть. - М., 2002, с.149- 164.

29. Мамедова Н.М. Исламское государство: соотношение государственных и идеологических приоритетов. Иран: ислам и власть. -М., 2002, с.14- 23.

30. Мачокки М. Иран в борьбе. - М., 1953, с. 54.

31. Насер Хейрани Наубари. Иран после имама Хомейни.// Азия и Африка сегодня № 9, 1990, с. 36-38.//

32. Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. -М., 1989.

33. Оруджев С.А. нефтедобывающая промышленность Ирана. - М., 1965, c. 72.

34. Павлович М.П. восток в борьбе за независимость. М., 1980, с. 54.

35. Петров Н.Я. Шиитский фундаментализм и политика экспорта исламской революции. // Народы Азии и Африки № 4, 1990, с. 26- 37.//

36. Резников А.Б. Иран: падение шахского режима. - М., 1983, с. 150.

37. Рождественская Д.С. Внешнеэкономические связи исламской республики Иран с развитыми капиталистическими странами. Иран: история и современность. - М., 1983. с. 171-196.

38. Скляров Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (1978- 1981 гг.) Иран: история и современность. - М., 1983. с. 196-218.

39. Ушаков В.А., Шестопалов В. Я. Кто организовал в Иране переворот 1953 г. // Вопросы истории № 4, 1980, с.181-186.

40. Федченко А.Ф. Иран в борьбе за независимость (1917- 1969 гг.). - М., 1970.

41. Шпажников Г.А. Религия стран западной Азии. - М., 1976, с. 233.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.