РУБРИКИ

История государственных символов России

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История государственных символов России

p align="left">Вплоть до конца XVII в. в России звучала церковная музыка во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн. Какое духовное песнопение чаще всего исполнялось на государственных церемониях, сказать трудно из-за отсутствия специальных исследований. Однако известно, что в 1479 г., в год освящения Успенского собора, был создан профессиональный хор «Государевых певчих дьяков». В XV- XVII вв. хор пел православные духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников и событий общегосударственного значения (71,66).

Впоследствии церковное песнопение развивалось и совершенствовалось. Уже в XVI веке в нашей стране появились торжественные канты, которые являлись разновидностью гимнов. Канты писались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства, в монастырях. И они совершенствовались - вскоре они стали по содержанию светскими и составлялись на патриотические и лирические темы, т. е. тематика их изменялась. При Петре I появились «виватные канты» - по сути, светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. «Виватные канты» исполнялись в честь побед Петра на суше и на море. Среди таких кантов были и такие, как «Виват, Россия, именем преславна» и «Радуйся, российский орле двоеглавый».

Кроме виватных кантов в XVIII веке в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». Этот гимн вместе с соборными и певчими пел, преклонив колена Петр I в 1721 году по случаю Ништадтского мира со Швецией (1700-1721). Гимн «Тебя, Бога, хвалим» исполнялся во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских царей.

В XVIII веке появились трехголосные хоровые канты. У них расширялась тематика - появляются патриотические, лирические, любовные, бытовые канты. Конечно, после того, как канты приобрели светский характер, естественно, они стали исполняться различными слоями населения, прежде всего городского.

В свое время Петр Великий внес много изменений не только в жизнь, но и в музыку. Но в начале своей государственной деятельности он был равнодушным к музыке, недооценивал ее как вид искусства. В то же время Петр I очень ценил религиозную музыку, даже сам нередко пел на клиросе. Но после того, как он побывал за границей, музыка для него стала важной в его личной и государственной жизни. В то же время, как в отрочестве, так и в период его царствования, ему приходилось слушать музыку от иностранных дипломатов, приезжавших в Москву, привозя иногда с собой даже оркестры. А позже он проявлял личную заинтересованность и инициативу в приобретении музыкальных инструментов. Например, в 1699 году Петр I купил за границей оркестр гобоистов, так понравившийся ему.

Известно, что Петр Великий много времени уделял развитию военной музыки. Благодаря ему вскоре в составе русских военных оркестров появились гобоисты, флейтисты, литавристы, трубачи - правда, в ограниченном количестве. Например, в 1700 году в армии Петра имелось всего лишь 6 иностранных трубачей. Правда, во время Полтавской битвы, состоявшейся в 1709 году, Петру удалось захватить в качестве трофеев военные оркестры с различными музыкальными инструментами, ранее принадлежавшими армии шведского короля Карла XII.

С целью развития военной музыки в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. А с 1722 года было решено: все полки русской армии должны были в обязательном порядке иметь свои оркестры. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша они устремлялись в штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.

В царствование Петра I появились условия, потребности и возможности для возникновения гимна. Это было как бы ответом на развитие музыки в стране «до» и «во» время царствования Петра Великого. И результат не замедлил появиться: в первой четверти XVIII века появился «Преображенский марш» одноименного полка петровских времен. Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. Они участвовали во многих войнах синостранными государствами.

Впоследствии эти полки стали гвардейскими. Гвардейцы же считались лучшими воинами русской армии. Сам Петр I служил в Преображенском полку и даже получил здесь звание полковника этого полка, чем очень гордился. Все последующие российские государи, в том числе и императрицы, являлись шефами Преображенского полка и его полковниками. Необходимо отметить, что со временем число гвардейских полков увеличивалось, но петровские Преображенский и Семеновский продолжали оставаться старейшими и почетными в русской армии. В связи с этим именно марш Преображенского полка обрел большую популярность и значение в русской армии (58, 113, 114). Автор и дата возникновения этого марша неизвестны. Кстати, этот гимн определенное время выполнял функции государственного. В связи с этим его исполняли в честь побед русских войск, во время коронаций русских царей (в частности, Екатерины I в 1724 году), а также на военных смотрах и парадах. Необходимо отметить немаловажный факт: в 1814 годы русские войска вошли в Париж под музыку «Преображенского марша».

Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым во время военных походов и парадов. Но он выполнял и функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, во время приема послов иностранных государств.

При Петре Великом были созданы и военные полковые оркестры. В 1722 году, например, оркестр Преображенского полка имел 40 музыкантов- флейтистов, барабанщиков и трубачей. Каждый полк русской армии обязанбыл иметь свой марш.

Каждый полк, естественно, гордился своим маршем, но только марш Преображенского полка имел особую известность и популярность. «Преображенский марш» звучал при штурме Измаила (1790), при сражении под Бородино (1812) и Лейпцигом (1813). В конце XIX века марш элитного полка Российской Империи стал главным военным маршем нашей страны (31,3).

Как было сказано выше, автор музыки «Преображенского марша» до сих пор неизвестен. А слов к этому маршу вообще не было. А потому «Преображенский марш» долгое время исполнялся только в музыкальном варианте. И только в 1805 году офицер Преображенского полка С. Н. Марин написал слова на музыку этого марша. Сам Марин был участником войн с Наполеоном. Во время Аустерлицкого сражения (1805) он был тяжело ранен, проявил мужество и героизм, за что был награжден золотой шпагой с надписью « За храбрость» (58,114).

Необходимо отметить, что слова Марина для «Преображенского марша» были столь же бодрыми и призывными, как и сама музыка:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов.

Вспомним матушку- царицу,

Вспомним, век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг;

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг…

«Преображенский марш» удивительно красив, его великолепный музыкальный рисунок обеспечил ему долгую и славную жизнь вплоть до 1917 года, так как в конце этого года Преображенский полк был расформирован, но его марш обрел новую жизнь. В стране сложилась такая обстановка, когда белые армии не могли пользоваться старым гимном - «Боже, царя храни!», в связи с тем, что не все в их рядах желали возращения царя на престол. В то же время и революционные песни были для них также неприемлемы (58,115). В связи с чем «Преображенский марш» продолжал существовать в белом движении времен гражданской войны. Например, в Доброволческой армии этот марш выполнял функцию светского гимна (72,178),с ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с русской землей, уезжая в другие страны эмигранты, Первой волны (58,115).

В русской эмиграционной среде «Преображенский марш» не потерял своей популярности: и ныне его исполняют при поднятии флага и боевых знамен, на церемониях памяти павших и т. д.

Надо отметить, что «Преображенский марш» в музыкальном варианте неоднократно звучал в нашей стране и в советское время в исторических фильмах и радиопередачах, посвященных исторической тематике. А в настоящее время этот марш все чаще исполняется военными оркестрами Российской армии.

После «Преображенского марша» на свет появился другой не менее важный гимн-марш «Гром победы, раздавайся!» А его история возникновения такова.

В царствование Екатерины II Россия одержала множество побед. В связи с этим возникла настоящая потребность в музыке, которая символизировала бы музыкальный «флаг». Именно в эту эпоху было создано музыкальное произведение под многозначительным названием «Гром победы, раздавайся!», которое стало, по сути, новым музыкальным символом России (61,31).

В декабре 1790 году русские воины под командованием А. В. Суворова взяли крепость Измаил, которая считалась неприступной. В честь этой победы Г. А. Потемкин (сподвижник Екатерины II), в апреле 1791 года организовал бал, где 300 певцов во время появления императрицы Екатерины II исполнили марш «Гром победы, раздавайся!» Текст этого марша был написан Гавриилом Романовичем Державиным (1743-1816). Он был представителем русского классицизма. Музыку к нему сочинил Осип Антонович Козловский (1757-1831). Он участвовал в войне против турок, был участником штурма Очакова (1788), там же своими музыкальными способностями обратил внимание князя Г. А. Потемкина, который поставил его во главе своей капеллы в Санкт- Петербурге. После смерти Потемкина (1791) Козловский был назначен заведующим Санкт-Петербургскими театральными оркестрами и занимал эту должность в течение 35 лет (38,93).

Козловский написал около 70 музыкальных произведений, в которых прославлялись победы русских воинов. Им была написана музыка к пяти трагедиям, в то же время он славился своими полонезами, из которых наибольшую популярность и славу приобрел «Гром победы, раздавайся!», фактически став на некоторое время неофициальным национальным гимном России. А по сути, этот марш-полонез был гимном русского дворянства: он открывал дворянские балы, звучал в парках дворянских усадеб. Поэтому дворянин Троекуров из повести А.С. Пушкина «Дубровский» часто насвистывал мелодию этого музыкального сочинения (58,117).В то же время его исполняли песельники на полях сражений под грохот оружейных залпов и стук барабанов, звон тарелок и колоколов. «Гром победы…» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за свое Отечество, воодушевляя россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников (72,179).

Гимн «Гром победы…» венчал многочисленные победы русского воина и оружия. Он стал песнью в то время, когда и наша страна достигла рассвета, когда турки в результате русско- турецкой войны (1787-1791) были разгромлены и Россия торжествовала по случаю окончательного выхода к Черному морю (58,118).

Но с воцарением Павла I, который отрицательно относится к деятельности своей матери (Екатерины II) «Гром победы…»перестали исполнять (61,31). И только через 100 лет в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский ввел мелодию этого марша в сцену прибытия на бал Екатерины II (58,118).

Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и слове «Грома победы, раздавайся!»:

ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!

(Первый российский неофициальный

гимн-марш. 1791 г.)

Музыка О. А. Козловского.

Слова Г. Р. Державина.

Грома победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрес!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздается

Днесь в подсолнечной везде;

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, мудрейшая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Оживляются одной.

Припев: Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная нам мать!

Почти одновременно с «Громом победы…» появился русский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».(61,32) Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был. К этому гимну музыку написал композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825). Он заслуженно считался значительным русским композитором второй половины XVIII- начала XIX веков, большим мастером духовной музыки, которая и сегодня часто исполняется в храмах. Гимн привлекал сердца людей в первую очередь в высшей степени искренним обращением к Богу. По сути, он был настоящим духовным гимном страны (58,120). Слова гимна «Коль славен…» написал Херасков Михаил Михайлович (1733- 1807). Он работал директором Московского университета, был действительным тайным советником. Являлся одним из самых известных поэтов своего времени, за что современники его называли «русским Гомером» (61,31).

Современники так характеризовали Хераскова: «Человек острый, ученый и просвещенный». Он писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романсы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества. (58,120).

Гимн Бортнянского и Хераскова построен на основе церковных и народных напевов и исполнялся в медленном темпе, тем самым оказывал огромное воздействие на слушателей, поэтому он обрел громадную популярность среди населения. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии, при погребении генералов и офицеров, умерших во время прохождения действительной службы, при производстве юнкеров в офицеры и т. д. «Коль славен…» в дореволюционное время являлся всеобщим национальным духовным гимном России, занимая наиболее почетное место. Этому доказательство- его текст:

КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ

(Национальный духовный гимн России.

1790-е гг.) Музыка Д. С. Бортнянского.

Слова М.М. Хераскова.

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык:

Велик он в небесах на троне,

В былинах на земле велик.

Везде, Господь, везде Ты славен

В нощи, во дни сияньем равен.

Тебе Твой Агнец златострунный

В себе изображает нам;

Псалтирью мы десятиструнной

Тебе приносим фимиам!

Прими от нас благодаренье

Как благовонное куренье.

Ты солнце смертных освещаешь

И любишь, Боже, нас как чад.

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град;

Ты грешных, Боже, посещаешь

И плотию Своей питаешь!

Как пишет Н. А. Соболева (72,181): «Колоколами Спасской башни Московского Кремля вызванивались: в 12 и 18 часов «Преображенский марш», а в 15 и 21 час - «Коль славен наш Господь в Сионе». Как видно из всего этого, они были «на слуху» в течение 60 лет - с 1856 по 1917 год.

После революции в октябре 1917 мелодии этих гимнов были заменены пролетарским «Интернационалом» и революционной траурной песнью «Вы жертвами пали…» (58,120).

Во время гражданской войны «Коль славен наш Господь в Сиане» исполнялся в белой армии адмирала А. В. Колчака, а в эмиграции служил знаком духовного единения русских людей за рубежом, выехавшие в первые годы после октябрьской революции в России (58,121).

Н. А. Соболева (72,181)справедливо отметила, что «… вышеназванные мелодии гимнического характера не являлись официальными или государственными гимнами, но в разные времена отчасти выполняли функции гимна. В то же время, Россия нуждалась именно в государственном гимне, в котором в высшей мере отражалась бы история страны, а также прославлялись ее прошлое и настоящее».

В связи со сказанным Соболевой и естественным положением в России - отсутствием официального, государственного гимна страны - император и его приближенные, постепенно осознавая такое положение, предпринимали все возможное для создания своего собственного гимна, российского и по текстовой и музыкальной форме. И это им удалось. Был сочинен именно такой гимн, мелодия и слова были близки как высшей элите страны, так и всем жителям страны от «ученых до невежи».

А теперь раскроем вопрос о создании государственного гимна России.

В начале XIX века Россия еще не имела своего национального гимна или мелодии, которая могла бы исполняться при проведении торжественных мероприятий. Процесс составления гимна страны начался именно в начале XIX века. И это неслучайно. Для возникновения государственного гимна в то время в стране имелись соответствующие объективные условия, а именно: во-первых, были изгнаны за пределы страны французские войска в результате войны в 1812 года, а события этой войны, «…пробудили к новой жизни русскую нацию» (Н. Г. Чернышевский), во-вторых, произошло, по сути, победоносное шествие русских войск по Европе вплоть до Парижа и взятие его, за что вся освобожденная Европа была благодарны России, в-третьих, в связи с вышесказанным в стране царил высочайший патриотический подъем настроений всего русского народа. Все сказанное только явлилось могучим толчком для развития русской культуры и повышения национального самосознания русского народа. Вся эта обстановка в стране настоятельно требовала иметь собственный российский государственный гимн. Ибо тогда «в чести» была в стране мелодия английского гимна «Боже, храни короля…» А поэтому нетрудно догадаться, что в этом отношении начался тщательный поиск своего, русского музыкального символа, который отвечал бы духу и характеру русского самобытного характера. В связи с этим в начале XIX века в стране появилось множество стихов, прославляющих Александра I и ратный подвиг русского народа.

В 1813 году А. Х. Востоков (1781-1864) написал «Песнь русскому царю», а мелодия к ней была от английского гимна «Боже, храни короля».(58,121)

Жуковский В. А. в 1815 году написал стихотворение «Молитва русских» Вариант текста В. А. Жуковского 1815 г.На музыку ан. гимна «God, save the King»:

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю

Все ниспошли!

Это был текст русского гимна, а мелодия известного английского гимна.

Вскоре это стихотворение стало первым государственным гимном России при следующих обстоятельствах. В 1816 году в Варшаву приехал Александр I. Его здесь встречали под музыку гимна «Молитва русских». После чего он распорядился исполнить этот гимн полковым оркестром при встрече императора. А поэтому в период с 1816 года по 1833 год, т. е. 20 лет, гимн «Молитва русских» был официальным государственным гимном России (72,181).

Многие задают вопрос: «Почему музыка английского гимна была взята к русскому тексту?» Во-первых, она была достаточно распространена в Европе (как уже говорил раньше, английский гимн использовался в 23 странах Европы), во-вторых, это была мелодия стран антинаполеоновской коалиции (61,32). Но для России, победительницы войск Наполеона и освободительницы Европы, это положение было неприемлемым, так как английский гимн не мог в перспективе исполняться в нашей стране. А поэтому необходимо было сочинить свой, российский гимн. И автором музыки его стал Львов Алексей Федорович (1798-1870). Слова к готовой мелодии пишет Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - близкий и преданный царской семье человек: ему было поручено воспитание будущего наследника русского престола - Александра II. А поэтому понятно, почему Николай I не привлек к сочинению гениального поэта А.С. Пушкина или композитора М.И. Глинку - они по-своему могли понять задачу и предложить слишком оригинальное решение. Вариант Львов-Жуковский был, может быть, проще, но гарантировано преданный. Создание российского государственного гимна произошло при Николае I, который уделял большое внимание утверждению самобытной российской государственной символики, чтобы придать ей большое монархического веса. А все происходило следующим образом.

Львов Алексей Федорович был отличным скрипачом, дирижером. Крупнейшим представителем русского скрипичного искусства первой половины XIX века. Игру Львова однажды слушал композитор Шуман, после чего он написал: «…Если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться» (38,66), (33, 22). Он был близок к царской семье: аккомпанировал на скрипке любившей петь великой княгине Ольге Николаевне, писал музыкальные пьесы для домашних концертов семьи царя (Николай играл на трубе, императрица Александра Федоровна- на фортепьяно, а все семейство любило петь молитвы). Сам Николай I часто посещал дом Львова, был крестным отцом его трех детей: Федора (1842), Прасковьи (1844) и Александра (1846) (38, 29).

В 1838 году А.Ф. Львов жениться на Прасковье Абазе. Свадьба состоялась в Аничковом дворце, и сам Николай I был посаженным отцом жениха (5, 97).

В 1833 году Николай I посетил некоторые страны Европы. Вместе с ним был и А. Ф. Львов. За границей Николая I и его свиту встречали и провожали английским гимном «Боже, храни короля». После возвращения в Россию император якобы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую» (72,182). При этом император поручил написать новый, русский гимн А. Ф. Львову, как одному из близких к нему людей. А мог поручить М. И. Глинке-композитору номер один того времени.

Сам А. Ф. Львов так писал об этом: «В 1833 году граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспоминал о величественном гимне английском, об оригинальном гимне французов и умилительном гимне австрийском. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувственный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа - от ученого до невежи. Все эти условия пугали меня, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова…»(6,5) (38,95):

Боже, царя храни!

Сильный державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный,

Боже, царя, царя храни!

Гимн Львова-Жуковского «Боже, царя храни» отличался своей простотой формы и силой идеи. Он был самым кратким в мире: всего 6 строк и 16 тактов легко западали в душу, без особого труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на троекратный куплетный припев.

Кстати, греческий гимн 1864 года состоял из 158 строк.

Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Иностранцы писали, что «… величавые звуки несли неотразимое обаяние». Она звучала «величественно и твердо» - именно так было написано на автографе ее создателя.

Гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских заведениях (71, 111).

Как видно, Львов сочинил новый российский гимн за один вечер. В этом отношении он уподобился Клоду Жозефу Руже де Лиллю, который тоже написал свою «Марсельезу» за один вечер. За это его современники называли «гением одной ночи». Такое же высказывание можно сделать и в адрес нашего соотечественника - Алексея Федоровича Львова.

Впервые этот гимн официально был исполнен при следующих обстоятельствах. Об этом хорошо написала Н.А. Соболева (61,184): «30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент - Александрийский столп - в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России - «Боже, царя храни»».

9 сентября 1835 года состоялось одно из первых грандиозных исполнений этого гимна под Калишем во время русско-прусских маневров. Хор и оркестр из 2400 музыкантов вызвали всеобщее восхищение двух армий и публики. Даже иностранцы подхватывали слова на русском языке (71,111).

Важным и интересным остается вопрос о том, как шел процесс первоначального исполнения гимна Львова-Жуковского и какую оценку он получал от людей, занимавших различные должности и социальные положения в стране того периода.

В совей книге Н. Бернштейн приводит оценку гимна Львова «Боже, царя храни» директора Московских императорских театров М.П. Загоскина, который присутствовал на первом прослушивании этого гимна: «Сначала - пишет он - слова были пропеты одним актером Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей эта национальная песня, и мужчины, и дамы слушали ее стоя, сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена» (6,8).

Гимн Львова магически воздействовал на слушающих его. Вот именно об этом писал В.С. Трубецкой в своих «Записках»: «Секунда - и старый литаврщик энергичным движением разом опустил руку… во все усиливающемся человеческом вопле вдруг с новой силой и торжеством родились воинственные звуки наших полковых труб, запевших гимн, полный величия. К горлу подступил какой-то лишний, мешающий комок, усилилось ощущение бегающих мурашек в спине. Да, что и говорить, хорошо был сочинен старый Российский гимн! Что вдохновило господина Львова - не знаю, но в стогие гармонии этого небольшого хорала ему удалось вложить огромную идею силы величия»» (61, 34).

А вот что писали в своей книге Н.А. Соблева и В.А. Артамонов (71, 66), приводя отрывок из статьи, помещенной в Московской газете «Молва». В этой газете был помещен восторженный отклик об очередном исполнении нового гимна: « Вчера, 11 декабря (1833г. - Г.Б.) Большой Петровский театр был свидетелем великолепного и трогательного зрелища, торжества благоговейной любви народа русского к царю русскому… При первом ударе невольное влечение заставило всех зрителей подняться с мест. Глубочайшее безмолвие царствовало всюду, пока Бантышев своим звонким, чистым голосом пел начальное слово. Но когда вслед затем грянул гром полкового оркестра, когда в то же мгновение слилась с ним вся дивная масса поющих голосов, единогласное «Ура», вырвавшееся в одно мгновение из всех уст, потрясло высокие своды огромного здания. Гром рукоплесканий заспорил с громом оркестра…все требовало повторения… Казалось, одна душа трепетала в волнующейся громаде зрителей, то был клич Москвы! Клич России…!!!» (6,8).

Далее эти авторы указывали, что новый гимн и после этого случая исполнялся часто. Здесь же они приводят воспоминания современника об очередном исполнении гимна (6, 8-9), (71,66): «Наконец, 25 декабря 1833 года, в день, в который празднуют изгнание французов из России и Рождества христова, «Боже, царя храни!» было играно во всех залах Зимнего дворца, где были собраны войска. А.Ф. Львов был тогда дома, он не мог решиться ехать во дворец в этот день, зная, что «Боже, царя храни!» и играть и петь будут». При этом исполнении присутствовал царь и его семья, члены Государственного Совета, двор, сенаторы и генералитет гвардии и армии.

В дополнение к только что сказанному Н. Бернштейн пишет (6, 9): «Наконец, 31 декабря 1833 года командир отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ за номером 188, в котором говорилось: «Государю императору благоугодно было изъявить свое соизволение, что бы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях, вместо употребляемого ныне гимна (гимна «Молитва русских» - Г.Б.), взятого с национального («Боже, храни короля»), играли музыканты вновь сочиненную музыку», т.е. гимн «Боже, царя храни!»».

Таким образом 25 и 31 декабря 1833 года являются днями постепенного рождения официального государственного гимна «Боже, царя храни!», просуществовавшего до 2 марта 1917 года - дня отречения Николая II от престола (31, 3).

Император Николай I в награду за новый гимн подарил А.Ф. Львову табакерку с бриллиантами, самый лучший из которых он поместил в ризу иконы церкви Божьей Матери Всех Скорбящих, чем он очень гордился (71, 71). Портреты А.Ф. Львова в блестящем придворном мундире с золотым шитьем и орденами выставлялись во всех музыкальных магазинах. В 1847 году к фамильному гербу Львова и его братьев был прибавлен девиз: «Боже, царя храни!» (6, 10). А 28 июня 1908 года ему был поставлен памятник.

Считаясь первой величиной в области русской церковной музыки, А.Ф. Львов имел дипломы почетного члена Лондонской, Сицилийской, Венской, Берлинской и других академий изящных искусств, многие ордена и награды (5, 97).

Львов вошел в плеяду русских композиторов. Он изображен на картине И. Е. Репина «Славянские композиторы», помещенный в Московской Консерватории. На этой картине были изображены портреты также Глинки, Шопена, Римского - Корсакова и других выдающихся композиторов (71, 185).

Авторство Львова в создании великолепного гимна - «Боже, царя храни!»- принесло ему огромную славу. Это прекрасно понимал и его соавтор - В.А. Жуковский. Он незадолго до своей смерти написал А.Ф. Львову (72, 185): «Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз родившись, получив право гражданства, останется навсегда живою, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыки, переживут всех братьев своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!» Первые слова гимна превратились в девиз державы - «Боже, царя храни!».

Как отметил В.В. Крутов (38, 101): «Наиболее яркая мелодия гимна «Боже, царя храни!» цитировалась П.И. Чайковским в его двух известных музыкальных произведениях: «Славянском марше» и в торжественной увертюре «1812 год», которая была написана в 1880 году по случаю освящения храма Христа Спасителя в Москве. Кроме этого, музыка гимна «Боже, царя храни!» звучит более чем в двадцати фильмах, советских и зарубежных (33, 22)».

Кроме гимна «Боже, царя храни!», Львов написал музыку на слова Петра Великого «Как на матушке, на Неве - реке, молодой матрос корабли снастил». Песню эту долгие годы исполняли солдатские хоры русских полков (Там же).

Как пишет М. Каплунов (33, 22) он в 1954 году бродил среди могил Пожейльского монастыря в городе Каунасе, и нашел могилу А.Ф. Львова, на надгробной плите которого была надпись: «Здесь похоронен композитор гимна «Боже, царя храни!» князь Алексей Львов».

Умер Львов в своем Ковенском (Ковно - нынешней Каунас) имении «Ромны». В 1867 году он окончательно оставил занятия музыкой из-за свой глухоты. Жил он здесь в семье свой дочери и умер здесь же 16 декабря 1870 года и погребен в Пожейльском монастыре.

А вообще представители старинного дворянского рода Львовых честно служили России. Известно, например, что Осип Никитич в 1607 году за отказ служить Тушинскому вору был посажен на кол в Великих Луках. Двое Львовых погибли в 1654 году при осаде Смоленска. Многие Львовы в XVII веке служили воеводами, стольниками, стряпчими… К концу XVIII века род Львовых был многочисленным и тесно связанными с русской культурой.

Ранее, в этом же пособии, была раскрыта история создания гимнов некоторых зарубежных стран - «Марсельезы» во Франции (ныне государственный гимн этой страны) и «Интернационала» - гимна пролетарского (рабочего) движения и единства, и это было сделано неспроста: в свое время оба эти гимна становились официальными государственными гимнами России. А как они стали таковыми? Об этом и пойдет речь ниже в нашем пособии.

Известно, что в период февральской революции 1917 года было свергнуто самодержавие, в результате чего 2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола. Образно выражаясь, можно сказать следующее: «Нет царя - нет гимна». (В скобках заметим, что существуют общие правила в составлении гимнов - ни в коем случае нельзя прославлять личность, какой бы она ни являлась. Жизнь таких гимнов недолговечна, как это случилось с гимном нашей страны - «Боже, царя храни!». В тоже время, гимны, прославляющие идеи страны, ее историю и пр. - долговечны. В подтверждение этого довода приведем примеры: японскому гимну более 1000 лет (создан в IX веке), английскому - «Боже, храни короля!» - более 260 лет, французскому - «Марцельезе» - 215 лет, американскому - более 200 лет).

Как известно, после отречения царя от престола, в стране возникло двоевластие - Временное правительство и Советы. Если дореволюционные российские герб и флаг новые власти старались каким то образом приспособить к новому режиму, то с гимном этого сделать было нельзя, с ним надо было покончить окончательно и навсегда. Временным правительством принимались меры по созданию нового гимна страны, так как Россия перестала быть монархической. Как пишет В.К. Романовский (61, 35): «Редакция русской музыкальной газеты выступила с предложением составить временный гимн (до установления Учредительным собранием формы правления в государстве), который был бы патриотичным и внепартийными, но в тоже время величественным и отражающим реалии времени». Был объявлен конкурс, где высказывались различные мнения и предположения. Предлагались в качестве государственного гимна различные музыкально- песенные произведения различных жанров: бурлацкая песня «Эй, Ухнем!», «Гимн берендеев» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова, «Марсельеза», сочинялись новые слова для гимна «Коль славен наш Господь в Сионе…» и для «Славься» М.И. Глинки. Вот как выглядела эта песня с новым текстом:

Славься, свобода и честный наш труд!

Пусть нас за правду в темницу запрут,

Пусть нас пытают и жгут нас огнем -

Песню свободе и в пытке споем…

Из всего количества вариантов гимнов, поступивших на конкурс, особо выделялся новый «Гимн свободной России». Музыку к нему сочинил композитор Александр Тихонович Гречаннинов (1864 - 1956), а текст написал поэт Константин Дмитриевич Бальмонт (1864-1942) (61, 36):

Да здравствует Россия, свободная страна!

Свободная стихия великой суждена!

Могучая держава, безбрежный океан!

Борцам за волю слава, развеявшим туман!

Да здравствует Россия, свободная страна!

Свободная стихия великой суждена!

Леса, поля и нивы, и степи, и моря,

Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!

Но ни один из этих вариантов гимнов не был принят Временным правительством и Особыми совещаниями деятелей искусства при нем.

Временное правительство приняло в качестве гимна страны «Марсельезу», наиболее часто исполнявшуюся восставшими массами, в том числе и на Ставрополье и в городе Ставрополе. (Подроб. см.: Госданкер В.В. «Отзвуки «Марсельезы»// Ставропольская правда, 2007. 27 марта. С.3). К тому же, слова «Марсельезы» о борьбе против тирании и внешних врагов оказались близкими очень широким слоям русского общества. Считалось, что революционный энтузиазм в этой боевой песне дает новые силы уставшей в войне с Германией и ее союзниками в первой мировой войне стране. Справедливости ради необходимо отметить, что вначале текст этой песни исполнялся в оригинале, т.е. на французском языке, а поэтому был доступен только тем, кто знал французский язык. Вскоре стала исполняться «Марсельеза» с русским текстом, написанным в 1875 году Петром Лавровичем Лавровым (1823-1900), революционером - народником, профессором математики Артиллерийской академии, участником Парижской Коммуны. Назвал он свое поэтическое произведение «Рабочей Марсельезой».Мелодия этой песни упростилась, приобрела более энергичный и светлый характер. Она отличалась от песни Руже де Лилля. Содержание этого произведения мало имело общего с «Марсельезой» Руже де Лилля, но она была понятна революционно настроенным массам. Получалось, что «оркестры исполняли классическую музыку французской «Марсельезы», а пелась русская «Рабочая Марсельеза». Правда, «Рабочая Марсельеза» исполнялась в музыкальной обработке Александра Константиновича Глазунова (1865-1936). Он был замечательным русским композитором, дирижером, к тому же продолжительное время работал ректором Петроградской (Ленинградской) консерватории. Мелодия «Рабочей Марсельезы» несколько отличалась от французского оригинала, в связи с чем фактически это было самостоятельное произведение:

РАБОЧАЯ МАРСЕЛЬЕЗА

Отречемся от старого мира,

Отряхнем его прах с наших ног!

Нам враждебны златые кумиры,

Ненавистен нам царский чертог.

Мы пойдем к нашим страждущим братьям.

Мы к голодному люду пойдем;

С ним пошлем мы злодеям проклятья,

На борьбу мы его позовем:

Припев.

Вставай, подымайся, рабочий народ!

Вставай на врагов, люд голодный!

Раздайся, крик мести народной!

Вперед!

И взойдет за кровавой зарею

Солнце правды и братства людей.

Купим мир мы последней борьбою,

Купим кровью мы счастье детей.

И настанет година свободы.

Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,

И сольются в одно все народы

В вольном царстве святого труда...

Припев.

Мелодия песни Лаврова упростилась, приобрела более энергичный и светский характер.

Ее исполняли при встрече членов Временного правительства, при приемах и проводах иностранных делегаций и послов, во время посещения Председателем Временного правительства воинских частей, при начале спектаклей в театрах и т. д. Следовательно, с февраля по октябрь 1917 года временным государственным гимном страны была «Марсельеза».

На первый взгляд могло показаться, что «Марсельеза» смогла сплотить все классы, партии и народные массы. Но на самом деле это было не совсем так. Потому что одновременно с «Рабочей Марсельезой» на митингах и собраниях, по предложению В.И. Ленина, вернувшегося из эмиграции в страну в апреле 1917 года, стали исполнять и «Интернационал». Кстати, Ленина встречали мелодией «Рабочей Марсельезы», прослушав которую, он якобы поморщился и сказал: «Давайте исполнять «Интернационал», который с этого времени, по сути, стал альтернативным гимном революционно настроенных пролетарских и солдатских масс. В 1917 году по популярности даже соперничал с «Рабочей Марсельезой». В 1917 году эти два гимна конкурировали между собой. Так продолжалось до начала января 1918 года.

5 января 1918 года в Москве проходило Учредительное собрание, на котором последний раз исполнялась «Рабочая Марсельеза» в качестве гимна. А 6 января этого же года Учредительное собрание было распущено. 10 января 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде начал работу Третий Всероссийский съезд Советов. Делегаты этого съезда слушали уже новый государственный гимн России, которым стал «Интернационал»:

ИНТЕРНАЦИОНАЛ

(Государственный гимн РСФСР (СССР)1918 -1943 гг.)

Музыка П. Дегейтера.

Слова Э. Потье (русский текст А.Я. Коца).

Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был ничем, тот станет всем.

Припев

Это есть наш последний

И решительный бой,

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья --

Ни бог, ни царь и не герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Чтоб свергнуть гнет рукой умелой.

Отвоевать свое добро,

Вздувайте горн и куйте смело.

Пока железо горячо.

Припев

Лишь мы, работники всемирной

Великой армии труда,

Владеть землей имеем право.

Но паразиты никогда.

И если гром великий грянет

Над сворой псов и палачей,

Для нас все так же солнце станет

Сиять огнем своих лучей.

Припев

После первого исполнения «Интернационала» в январе 1918 года, он стал государственным и партийным гимном в начале РСФСР, а затем и СССР и был таковым до декабря 1943 года, когда был принят новый гимн СССР. Таким образом, «Интернационал» был гимном нашей страны почти 25 лет (январь 1918 - декабрь 1943).

Этот гимн был хорошим и отвечал требованиям и обстановке в стране на первых парах строительства новой жизни, когда еще были налицо революционный порыв трудящихся масс страны и определенные успехи в строительстве социализма, т.е. как раз то, к чему призывал «Интернационал».

Но шло время, обстановка в стране менялась, в ней происходили громадные изменения: эксплуататоров как таковых не стало, вовсю шло строительство новой жизни в стране. А поэтому текст «Интернационала» устарел и перестал соответствовать духу времени. В значительной мере потребность в замене существующего гимна назрела после принятия Конституции СССР в 1936 году. В узком кругу членов Политбюро И.В. Сталин говорил следующее: ««Интернационал» написан французами в XIX веке. Он устарел. Пусть его поют те, кто еще не разрушил старый мир. Мы свое дело сделали и теперь нам нужны наш, советский гимн» (48, 27). Новый гимн, как считали тогда, должен был содействовать сплочению народов страны в защите Отечества от фашистских захватчиков и звать их к новым подвигам и свершениям.

Для создания нового гимна СССР был организован конкурс и Правительственная комиссия. Надо отметить тот факт, что подготовка нового гимна СССР проходила в трудное время для нашего государства, какими являлись 1942-1943 годы периода Великой Отечественной войны. Но работа по созданию нового гимна страны проходила с большим размахом: по данным Пчелова (58, 131) в общей сложности в конкурсе участвовало около 40 композиторов и 50 поэтов, а А. Компаниец (36,86-87) приводит другие цифры - 160 композиторов и 60 поэтов.

Необходимо отметить тот факт, что А. Компаниец долгое время работал вместе с Александровым А.В. в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Красной Армии. Это вселяет веру в то, что приводимые им цифры участников конкурса являются действительными. А вообще при любых обстоятельствах количество участников данного конкурса было велико.

Среди авторов вариантов нового гимна было очень много известных поэтов и композиторов (58, 132): К.Симонов, М.Исаковский, В. Лебедев-Кумач, Н.Асеев, Д. Бедный, О. Берггольц, Р. Глиер, Д. Шостакович, А Хачатурян, И. Дунаевский, Т. Хренников и др.

Далее мы сошлемся на статью уже упомянутого нами А. Компанийца (36, 86-87): «К заключительному туру Госкомиссии присоединило еще «версии» С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Т. Хренникова, В. Кручинина, М. Коваля, С. Чернецкого, М. Блантера, С. Разоренова, С. Мицюшевича, Б. Александрова».

Здесь необходимо сделать важное уточнение. Во время конкурса вышел сборник вариантов стихов и музыки нового гимна в нескольких экземплярах. Забегая вперед скажем, что стихи С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана в этот сборник были помещены, но их участвовать в конкурсе не пригласили. Они тогда работали военными корреспондентами газеты военно-воздушных сил страны «Сталинский сокол». Их стихи и имена привлекли внимание членов Правительственной комиссии и 20 сентября 1943 года их вызвали в Кремль (48, 29).

13 декабря 1943 года было окончательно решено: С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан стали авторами текста нового гимна Советского Союза (48, 29), а А.В. Александров, автором музыки к этому гимну. Отметил еще следующее: за пять месяцев 1943 года А.В. Александров создал около 10 вариантов мелодии гимнов на разные тексты различных поэтов. Кстати, музыка на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, о которых уже шла речь в данном пособии, была представлена на конкурс не только А. Александровым, но и Д. Шостаковичем и А. Хачатуряном (36, 86).

Музыка Александрова была взята из «Гимна партии большевиков». Дело в том, что в 1939 году страна и партия (большевиков - ВКП (б) готовились к 18 съезду партии. К этому событию В. И. Лебедев-Кумач (1898-1949) написал текст стихотворения «Гимн партии большевиков» (58, 132):

Славой овеяна,

Волею спаяна,

Крепни и здравствуй во веки веков,

Партия Ленина,

Партия Сталина

Мудрая партия большевиков!

Вот на эти слова Лебедева - Кумача А. В. Александров в то же время написал музыку, которая (после доработки) и стала музыкальной основой для нового гимна Советского Союза, т.е. как бы творчески «перенесена» на другой текст.

Сергей Владимирович Михалков (род. 1913 ) уже до войны приобрел широкую популярность как детский писатель, автор стихотворения о дяде Степе - милиционере и других произведений для ребят. Габриель (Габо) Аркадьевич Эль- Регистан (1899-1945) был корреспондентом, много путешествовал.

Автору данных строк удалось найти газету «Известия» за 21 декабря 1943 года, в которой был помещен на первой странице текст нового гимна Советского Союза.

Нам кажется, что это немаловажный факт. И, чтобы воссоздать до некоторой степени атмосферу того времени, мы приводим текст нового гимна страны именно из этой газеты, без купюр, в форме своеобразного «факсимиле».

В Совнаркоме Союза CCР О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Ввиду того, что нынешний государственный гимн Советского Союза «Интернационал» по своему содержанию не отражает коренных изменений, происшедших в нашей стране в результате победы Советского строя, и не выражает социалистической сущности Советского государства, -- Совет Народных Комиссаров Союза ССР решил заменить текст государственного гимна новым текстом, соответствующим по своему содержанию духу и сущности Советского строя.

Утвержден следующий текст нового государственного гимна:

Гимн Советского Союза

(Текст Сергея Михалкова и Эль-Регистана)

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов,

Единый, могучий Советский Союз!

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надёжный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.