РУБРИКИ

История развития России конца XIX - начала ХХ вв.

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История развития России конца XIX - начала ХХ вв.

p align="left">Пали Петропавловская крепость, Зимний дворец и Адмиралтейство. Министры царского правительства были арестованы. Эшелоны с частями, шедшими на подмогу генералу Иванову, застряли на железных дорогах.

Николай II из Ставки направился в Царское Село. Вечером 1 марта два литерных царских поезда подошли к Пскову, и здесь в ночь с 1 на 2 марта Николай II подписал заготовленный Ставкой манифест о создании "ответственного министерства" и приостановил карательную экспедицию Иванова. Между тем активизировал свою деятельность созданный 27 февраля вечером Петроградский Совет рабочих депутатов и его Временный исполком. В числе 15 его членов были 6 меньшевиков, 2 эсера, 2 большевика и 5 внефракционных социал-демократов.

Председателем Совета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, его заместителями - трудовик А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. Петроградский Совет развернул активную деятельность по организации продовольственного снабжения населения и войск в Петрограде, по созданию рабочей милиции.

1 марта Совет издал знаменитый "приказ N 1" по армии, согласно которому многие важные функции власти переходили от офицеров к выборным солдатским комитетам, солдатам предоставлялись все гражданские права, отменялось титулование офицеров и т. д. 1 марта Совет был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов. Всего же в марте 1917 г. в России возникло около 600 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, сыгравших важную роль в сломе аппарата царской администрации в стране.

2 марта 1917 г. генерал Рузский по приказу начальника штаба Ставки М.В. Алексеева сообщил Николаю II о требовании Временного комитета решить "вопрос династический", т. е. об отречении. Одновременно в Псков стали поступать телеграммы от командующих фронтами (также организованные М.В. Алексеевым). Будучи верноподданническими по форме, они недвусмысленно подталкивали Николая II к отречению в пользу сына Алексея. В результате царь написал телеграмму на имя Родзянко об отречении в пользу сына, но отправка телеграммы была задержана и отречение не было предано гласности из-за поступивших известий о выезде в Псков представителей Временного комитета Государственной думы - А.И. Гучкова и В.В. Шульгина.

Еще раз выслушав информацию о положении в столице (в том числе и весть о переходе на сторону революции царского конвоя, которая особенно поразила Николая II), в ночь с 2 на 3 марта царь подписал манифест об отречении, но уже в пользу брата Михаила Александровича, объяснив это тем, что он не хочет подвергать опасности своего сына. Это нарушало закон о престолонаследии, по которому каждый член царской фамилии мог отрекаться только сам за себя, и в будущем давало возможность объявить такое отречение недействительным.

После получения из Ставки текста манифеста об отречении Николая II в пользу Михаила, а не Алексея большинство членов Временного комитета, предвидя, что это может привести к взрыву народного недовольства и кровопролитию, начало склоняться к мысли о невозможности сохранения монархии. В полдень 3 марта произошла встреча членов думского Комитета и Временного правительства с великим князем Михаилом. После споров и колебаний Михаил Романов, узнав, что его жизнь не может быть гарантирована в случае занятия им престола, подписал акт об отречении, в котором говорилось о его согласии принять корону только в том случае, если таково будет решение Учредительного собрания.

3 марта была опубликована декларация о составе и программе Временного правительства. В него вошли широко известные, популярные общественные деятели и предприниматели. Министром-председателем и министром внутренних дел стал один из авторитетных руководителей земского движения князь Г.Е. Львов;

министром иностранных дел и самой влиятельной фигурой в правительстве - лидер кадетов, популярный оратор П.Н. Милюков; военным и морским министром - лидер октябристов А.И. Гучков; министром торговли и промышленности - текстильный фабрикант, один из руководителей партии прогрессистов А.И. Коновалов;

министром финансов - крупный сахарозаводчик, известный также как меценат М.И. Терещенко (беспартийный); министром юстиции - оратор, адвокат, прославившийся на политических процессах А.Ф. Керенский.

Февральская революция за неделю смела более чем 300-летнюю династию Романовых с минимальными потерями (в Петрограде погибло около 300 и было ранено 1100 человек), а на остальной территории установление демократической власти происходило в основном мирным путем). Сказались острота общенационального кризиса в России, застарелость его корней, имеющиеся традиции первой русской революции, а также объединение самых широких слоев общества в борьбе против дискредитировавшего себя режима.

Билет 17. Альтернативы общественного развития России в начале ХХ в.

В 1917 г. в России сложилась ситуация, когда сразу несколько политических сил предложили свой вариант вывода страны из кризиса.

Альтернативы общественного развития России в начале 20в:

1. Временное правительство:

- Вопрос о власти: отложен до Учредительного собрания; конституционная монархия или республика.

- Вопрос о земле: отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась частичная конфискация помещичьих земель за плату и передача их крестьянам за выкуп.

- Вопрос о мире: война до победного конца; получение Черноморского пролива и ряда земель.

2. Петросовет:

- Вопрос о власти: поддержка временного правительства до созыва Учредительного собрания; республика.

- Вопрос о земле: отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам по трудовой норме.

- Вопрос о мире: оборона отечества; демократический мир без аннексий и контрибуций.

3. Ген. Л.Г. Корнилов:

- Вопрос о власти: военная диктатура.

- Вопрос о земле: отложен до созыва Учредительного собрания.

- Вопрос о мире: война до победного конца.

4. Большевики:

- Вопрос о власти: республика совета рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов.

- Вопрос о земле: конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам.

- Вопрос о мире: мир любой ценой.

Февральская революция открыла путь для демократического развития России. Но нежелание и неспособность Временного правительства решать насущные проблемы привели к дальнейшему углублению социальных противоречий в обществе. Демократия переродилась в военную диктатуру, на смену которой шли еще более жесткие тоталитарные режимы, диктатуры радикальных сил Ї правой или левой. Но крайне правая диктатура ассоциировалась у народа с возвращением самодержавия и всех старых порядков. Именно поэтому попытка захватить власть генералом Корниловым встретила столь резкий отпор со стороны всех демократических сил и потерпела поражение.

Антинародная по сути политика Временного правительства, корниловский мятеж и углубление экономического кризиса способствовали усилению леворадикального лагеря, широкие народные массы вынужденно поддержали большевиков как единственную силу, реально действующую в условиях общего бездействия и анархии. Эти факторы, а также понятные и актуальные лозунги, гибкая политика обеспечили большевикам достаточно легкую и закономерную победу в октябре 1917 года.

Альтернатива октябрю 1917 г. была, но в силу ряда объективных и субъективных причин она не была реализована.

Билет 18. Гражданская война в России

Гражданской войной называют ожесточенную вооруженную борьбу за власть между различными социальными группами. Гражданская война -- всегда трагедия, смута, разложение общественного организма, не нашедшего в себе сил справиться с поразившей его болезнью, распад государственности, социальная катастрофа. Гражданская война в России вызывает споры, большинство вопросов ее истории не имеют общепринятых ответов.

Когда началась Гражданская война? Какие этапы в ней выделяются? Мнения историков расходятся: одни относят начало войны к весне--лету 1917 г., считая июльские события в Петрограде и «корниловщину» ее первыми актами; другие "склонны связывать ее с Октябрьской революцией приходом к власти большевиков. Большинство исследователей полагают, что до лета 1918 г. говорить о Гражданской войне в точном смысле слова нельзя: названные события были лишь ее прологом, предысторией. Имеются разногласия и в определении даты окончания войны. Чаще всего ею признают 1922 г., а весь период с конца 1920 г. оценивают как время ее последних вспышек. Выделяют четыре этапа войны: лето--осень 1918 г. (стадия эскалации: мятеж белочехов, десанты Антанты на Севере и в Японии, Англии, США -- на Дальнем Востоке, формирование антисоветских центров в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе, Дону, расстрел семьи последнего русского царя, объявление Советской республики единым военным лагерем); осень 1918 -- весна 1919г. (стадия усиления иностранной военной интервенции: аннулирование Брестского договора, усиление красного и белого террора); весна 1919 -- весна 1920 г. (стадия военного противоборства регулярных Красной и белой армий: походы войск А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича и их отражение, со второй половины 1919 г. -- решающие успехи Красной Армии); лето--осень 1920 г. (стадия военного поражения белых: война с Польшей, разгром П.П. Врангеля).

В чем причины Гражданской войны? Кто виновен в ее развязывании? Представители белого движения вину возлагали на большевиков, пытавшихся силой разрушить вековые институты частной собственности, преодолеть естественное неравенство людей, навязать обществу опасную утопию. Большевики и их сторонники, советские историки, виновными в Гражданской воине считали свергнутые эксплуататорские классы, которые ради сохранения своих привилегии и богатств развязали кровавую бойню против трудового народа. Сегодня историки пытаются преодолеть крайние точки зрения современников и участников событии. Многие признают, что Россия в начале XX в. нуждалась в глубоких реформах, но власть и общество проявили неспособность их своевременно и справедливо решать. Власть не желала слушать общество, общество с презрением относилось к власти. Возобладали призывы к борьбе, заглушившие робкие голоса в поддержку сотрудничества. Вина основных политических партии представляется в этом смысле очевидной: согласию они предпочли раскол и смуту. Какие социальные силы и программы столкнулись в Гражданской воине? Выделяют два основных лагеря -- красный и белый. В последнем весьма своеобразное место занимала гак называемая третья сила -- «контрреволюционная демократия», или «демократическая революция», которая с конца 1918 г. заявила о необходимости бороться как против большевиков, так и генеральской диктатуры. Красное движение опиралось на поддержку основной части рабочего класса и беднейшего крестьянства. Социальной основой белого движения были офицерство, чиновничество, дворянство, буржуазия, отдельные представители рабочих и крестьян. Партией, выражавшей позицию красных, являлись большевики. Партийный состав белого движения разнороден: черносотенно-монархические, либеральные, социалистические партии. Программные цели красного движения: сохранение и утверждение советской власти на всей территории России, подавление антисоветских сил, укрепление диктатуры пролетариата как условие построения социалистического общества. Программные цели белого движения не были столь же четко сформулированы. Шла острая борьба по вопросам о будущем государственном устройстве (республика или монархия), о земле (восстановление помещичьего землевладения или признание итогов земельного передела) и др. В целом белое движение выступало за свержение советской власти, власти большевиков, восстановление единой и неделимой России, созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права для определения будущего страны, признание права частной собственности, проведение земельной реформы, гарантию основных прав и свобод граждан.

Почему победу в Гражданской войне одержали большевики! С одной стороны, сыграли роль серьезные ошибки, допущенные руководителями белого движения (им не удалось избежать морального перерождения, преодолеть внутреннюю разобщенность, создать эффективную структуру власти, предложить привлекательную аграрную программу, убедить национальные окраины в том, что лозунг единой и неделимой России не противоречит их интересам, и др.). С другой стороны, большевики смогли использовать веками копившееся недовольство старыми порядка ми, мобилизовать массы, подчинить единой воле и управлению, предложить привлекательные лозунги передела земли, национализации промышленности, самоопределения наций, создать боеспособные вооруженные силы, опереться на экономический и людской потенциал центральных регионов России.

Каковы итоги и последствия Гражданской войны? Военно-политическую победу одержали большевики: сопротивление белой армии было подавлено, советская власть утвердилась на всей территории страны, в том числе и в большинстве национальных регионов, были созданы условия для укрепления диктатуры пролетариата и осуществления социалистических преобразований. Ценой этой победы стали огромные людские потери (более 15 млн. человек убитыми, умершими от голода и болезней), массовая эмиграция (более 2,5 млн. человек), экономическая разруха, трагедия целых социальных групп (офицерство, казачество, интеллигенция, дворянство, духовенство и др.), привыкание общества к насилию и террору, разрыв исторических и духовных традиций, раскол на красных и белых.

Билет 19. Политическое и социально-экономическое развитие России 1917-1920-е годы

Главные усилия большевиков в организации власти с самого начала были направлены на конструирование системы центральных распорядительных органов. По идее они также должны были быть подконтрольны и подотчетны Советам и формироваться при непосредственном участии Советов. Уже говорилось, что на II Всероссийском съезде был образован СНК, состоявший из одних большевиков. Попытки ряда партий и организаций вытеснить Ленина и его сторонников из правительства, создать коалиционное или однородное социалистическое правительство были решительно пресечены. Постепенно большевики приступают и к созданию "своих" революционных органов. ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) был учрежден декретом ВЦИК 2 декабря 1917 г. и формировался как выборный коллегиальный орган, предназначенный для организации всего народного хозяйства и финансового дела Советской республики. В его состав вошли Всероссийский совет рабочего контроля, Центральный совет фабрично-заводских комитетов, представители отраслевых профсоюзов. В аппарат ВСНХ были включены прежние государственно-регулирующие органы, правления крупнейших трестов и синдикатов. Постановлением СНК от 20 декабря 1917 г. при нем была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК). Из названия видно, по какому поводу был создан этот чрезвычайный орган. Возглавлял коллегию ВЧК большевик польского происхождения Ф.Э. Дзержинский. В арсенале средств борьбы ВЧК, согласно постановлению, были конфискация имущества, выдворение за пределы Советской республики, лишение продуктовых карточек, включение в список "врагов народа". В положении о революционных трибуналах, которым ВЧК должна была передавать задержанных, максимальным наказанием предусматривалось тюремное заключение до четырех лет. В декабре 1917 г. СНК признал необходимость создания новой армии, а 15 января 1918 г. специальным декретом СНК провозглашалось создание Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольных началах. В апреле была организована сеть военных комиссариатов на местах. К маю РККА насчитывала в своих рядах около 300 тыс. человек

Экономические преобразования советской власти

При анализе экономических преобразований большевиков необходимо учесть несколько факторов. Во-первых, ситуацию в стране, которая диктовала определенную логику действий. Народное хозяйство было подорвано многолетней войной. Еще до Октября начался распад хозяйственных связей, натурализация экономики, продовольственные реквизиции, стремительная инфляция. Во-вторых, то, что экономика практически полностью была мобилизована на нужды войны. Попытки осуществить ее демобилизацию совпали с началом гражданской войны и необходимостью перевести ее снова на военные рельсы. Это "пересаживание с одного коня на другого" способствовало дезорганизации и развалу хозяйства, усугубленных революционными импровизациями и снизу, и сверху. Переделку хозяйственных отношений новая власть начала с национализации казенного имущества и передачи его в руки новых государственных органов. Были национализированы банки, финансовые учреждения, железные дороги.

Вплоть до принятия декрета от 28 июня 1918 г. процесс национализации оставался неорганизованным и неупорядоченным. Декрет как бы закреплял сложившееся положение на производстве, но после него национализация стала приобретать более планомерный, централизованный и ускоренный характер. К осени 1918 г. почти все крупные предприятия были национализированы, хотя до конца разнобой и хаос в этом деле не были преодолены. Таким образом, в удивительно короткий срок на производстве произошла эволюция от рабочего контроля к рабочему самоуправлению, развеяны связанные с ним иллюзии, от него перешли к рабочему управлению под государственным контролем и, наконец, к централизованному государственному управлению.

Преобразования в деревне

Преобразования советской власти в деревне исходили из Декрета о земле. Но сам декрет был скорее декларативным актом, чем практическим руководством. Поводом для более энергичного вмешательства большевистского руководства в деревенскую жизнь, которую оно знало плохо, явилось дальнейшее ухудшение продовольственного положения в стране, угроза голода в крупных промышленных центрах. Распавшийся сельскохозяйственный рынок не обеспечивал даже минимальных потребностей страны. Как-то необходимо было выходить из этой ситуации. С целью борьбы с голодом вводится продовольственная диктатура. Специальным органом ее осуществления становится Наркомпрод (нарком А.Д. Цюрупа) и его комиссары, обладавшие огромными властными полномочиями по заготовке продовольствия. Наркомпроду подчинялись все снабженческие и распределительные органы на местах, кооперация. В деревню рассылались продовольственные отряды, состоявшие из рабочих, а иногда и из весьма разношерстной городской публики.

Разгон Учредительного собрания

В вопросе об Учредительном собрании большевики оказались в весьма двусмысленном положении. В течение всего 1917 г. они выступали сторонниками его созыва, одновременно выступая с лозунгом "Вся власть Советам!". Столкновение между Советами и Учредительным собранием становилось неизбежным. Вскоре Учредительное собрание декретом ВЦИК было распущено. С роспуском Учредительного собрания был упущен последний шанс на согласие среди социалистических партий. Члены Учредительного собрания открыто перешли на сторону контрреволюции и начали активную борьбу против большевистского режима.

Билет 20. Образование СССР

30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Союз строился по модели, выработанной в Закавказье. Были приняты соответствующие Декларация и Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками, образующими союзное государство. Формально оно учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм "свободного выхода" не предусматривался. В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами -- ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Во всей истории с образованием СССР нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что большую роль во всех мероприятиях играют партийные функционеры, их прихоти и капризы. Свои действия они воплощают в практику с помощью интриг и закулисных маневров. Роль самих представительных органов сводится к одобрению выработанных не ими, а партийными органами решений. Долгое время считалось, что с вмешательством Ленина удалось добиться устранения из большевистской практики неверных с точки зрения решения национального вопроса установок, выправления сталинской линии. В день, когда состоялось образование союзного государства, вышла работа Ленина "По вопросу о национальностях и автономизации". В этой работе сквозит недовольство Ленина всей историей, связанной с образованием СССР, несвоевременной затеей Сталина, которая, по его мнению, "завела все дело в болото". Однако старания Ленина, его попытки "разобраться" с проявлениями великорусского шовинизма, наказать виновников "грузинского инцидента" особых последствий не имели. Поток событий в партии устремился в другую сторону и проходил без участия Ленина. Уже разворачивалась борьба за его наследство, в которой все больше возвышалась фигура Сталина. Можно сказать, что, показав себя сторонником централистского государства, крутых и грубых административных решений в национальном вопросе, Сталин мало изменился в своем отношении к национальной политике, постоянно подчеркивая опасности националистических проявлений и необходимость их беспощадного подавления. Вместе с тем образование союзного государства, несмотря на обстановку, в которой оно происходило, имело немало положительных потенций, особенно в период нэпа, когда еще далеко не все зависело от Сталина и не существовало жесткой централизованной планово-распределительной системы. В этом смысле создание СССР следует рассматривать не как конечный, завершающий акт национально-государственного строительства, а как важный шаг вперед в решении национального вопроса, как определенную перспективу развития национальных отношений в рамках союзного государства, которая не нашла своего полного воплощения.

II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г. в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положения зиждились на принципах конституции РСФСР 1918 г., отражавших ситуацию острого социального противоборства. В 1924--1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.

Билет 21. НЭП

Необходимость нормализации отношений города и деревни заставила партийно-государственное руководство пойти на отмену продразверстки, замену ее продналогом, размер которого был существенно ниже плана разверстки. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924-1925 гг. был осуществлен переход к денежному обложению деревни. Легализация рыночных отношений на селе влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Проводится разгосударствление промышленности. Трестовские системы отличались жесткой централизацией. Органами управления и ревизии треста являлись СНХ, правление треста, ревизионная комиссия. Плановое управление трестом осуществлял ВСНХ. На правление треста возлагались функции непосредственного оперативного управления. Ревизионная комиссия, контролировавшая деятельность треста, отчитывалась непосредственно перед ВСНХ. Практически были лишены какого-либо подобия хозяйственной самостоятельности предприятия. Они не имели прав юридического лица (т. е. не могли самостоятельно действовать на рынке), баланса и отчетности. Отношения предприятий с трестами, в которые они входили, продолжали сохранять военно-коммунистическую основу все годы нэпа.

При переходе к нэпу на государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично транспорт. Однако уравнительная оплата труда, характерная для времен гражданской войны, была заменена новой тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. "Пайковая" система снабжения постепенно вытесняется денежной формой зарплаты. Отменяются всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.

Восстанавливается всероссийский рынок. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открываются торговые биржи. Допускается известная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Развиваются концессии и кооперация: потребительская, сельскохозяйственная, культурно-промысловая. По условиям хозяйственной деятельности (цены, кредит, налоги, товароснабжение и т.п.), кооперация была поставлена в более выгодные условия, чем частный капитал. В конце 1923 - начале 1924 г. потребительская кооперация переводится на добровольное членство.

В 1921-1924 гг. создается банковская система; Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков и др. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов.

Реформы нэпа тормозились неустойчивостью денежного обращения. С 1921 г. начинается работа по приспособлению денежной системы к условиям рыночного хозяйства. В 1922-1923 гг. проводятся две деноминации. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта - червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Денежная реформа завершилась в 1924 г.: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

Введение твердой валюты укрепило "смычку" индустрии с сельским хозяйством в сфере оборота. Однако денежная реформа не могла устранить структурного противоречия между крупной централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством. Решениями XIV партконференции (апрель 1925 г.) и XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе: облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако рост крупного индустриального товарного крестьянского хозяйства продолжала сдерживать налоговая политика советской власти в деревне.

Итак, нэповская хозяйственная модель представляла собой вариант многоукладной экономики, включавший следующие основные структурные элементы:

1) минимальную связь с мировой экономикой, сведенную к внешней торговле на основе государственной монополии (концессионный капитал давал в 1920-е годы меньше 1% промышленной продукции);

2) жесткое государственное управление почти всей промышленностью (трестовский хозрасчет);

3) неэквивалентный обмен с деревней (безвозмездное отчуждение части ее продукции в форме сельхозналога, затем - при помощи "ножниц цен" на аграрные и индустриальные товары в пользу промышленности);

4) торможение роста индивидуального крупно-товарного крестьянского хозяйства.

Билет 22. Политический строй и политическая борьба в СССР в 20-е годы

В 1920-е годы почти на всей территории бывшей Российской империи (за исключением Финляндии, Прибалтики, Польши, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии) утвердилась диктатура большевистской партии - вариант однопартийной политической системы. В начале десятилетия другие, так называемые советские партии - меньшевики и эсеры были разгромлены ВЧК или объявили о самороспуске, в 1921 г. самораспустился Бунд.

Летом 1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров, обвинявшимися в контрреволюционной, террористической деятельности. Протесты мировой общественности побудили большевистских лидеров отказаться от проведения готовившегося аналогичного "процесса меньшевиков". С организованной политической оппозицией большевистскому режиму в стране было покончено. В годы гражданской войны большевистская партия приняла форму милитаризованной организации. Это положение закрепил Х съезд РКП(б) (весна 1921 г.), запретивший фракционную деятельность. Реальным руководящим центром страны было Политическое бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в которое в 1921 г. входили Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, а также Н.И. Бухарин, М.И. Калинин, В.М. Молотов в качестве кандидатов. Здесь обсуждались и решались все крупные политические и экономические вопросы, которые после этого проводились через соответствующие государственные органы.

Назначение весной 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б) И.В. Сталина ускорило процесс централизации партии. Структура партийных комитетов разных уровней была унифицирована, во главе их поставлены освобожденные секретари, призванные заниматься исключительно партийной деятельностью.

В 1920-е годы складывается своеобразная "технология власти", при которой утверждение на любой ответственный пост в области государственного, хозяйственного управления, культуры и т.д. являлось прерогативой соответствующих партийных органов: ЦК, областного, городского, районного комитетов.

В этих условиях продолжился развернувшийся в годы гражданской войны процесс формализации органов советской власти. В 20-е годы, по сути, возрождается та же самая дореволюционная структура власти: жесткая вертикаль партийных секретарей (при царе - генерал-губернаторов), обрамленная структурами местного представительства - Советами (до революции - земствами); и все это покоилось на широком базисе десятков (если не сотен) тысяч мирских сходов (в деревне в 20-е годы, как и при царе, жила подавляющая масса населения России).

Сложившаяся однопартийная система функционировала в сравнительно "мягком" режиме. Ключевые посты в органах власти занимали члены большевистской партии. Подлинно правовое государство создано не было, но террор резко пошел на убыль. В течение 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа (упразднены революционные трибуналы, учреждались прокуратура, адвокатура) и конституционно закреплена цензура, ВЧК времен гражданской войны была преобразована в Государственное Политическое Управление (ГПУ), а затем ОГПУ при СНК СССР.

Режимом проводилась карательная политика в отношении церкви (в первую очередь православной), ряда художественных направлений. Встав на путь компромисса в экономике, большевики, несмотря на раздававшиеся время от времени воинственные декларации, вспышки террора, все же вынуждены были пойти на определенный компромисс и в политике, в частности национально-государственной.

К концу гражданской войны и иностранной военной интервенции формируется территория связанных военно-политическим союзом советских республик: Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской, Белорусской, Азербайджанской, Армянской, Грузинской Советских Социалистических Республик, Бухарской и Хорезмской Советских Народных Республик (в ноябре 1922 г. в РСФСР вошла Дальневосточная Республика).

В большинстве этих государственных образований к 1921-1922 гг. у власти находились национальные коммунистические партии.

В каждой республике действовали своя конституция, органы государственной власти и управления. В 1921-1922 гг. началось экономическое и политическое объединение советских государств в федеративный союз. Оно проходило в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной, что привело в то же время к возникновению разнообразных конфликтов между руководством 'РСФСР и ряда республик (Украины, Грузии).

В декабре 1922 г. РСФСР, Белоруссия, Закавказская Федерация (объединившая в марте 1922 г. Азербайджан, Армению, Грузию), Украина, подписав Союзный договор, образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор устанавливал разграничение компетенции между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами.

Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет СССР, который, по предложению Ленина, должен был иметь четырех председателей (М.И. Калинин, Н.Н. Нариманов, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков), представлявших каждую союзную республику. В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР, которые после многочисленных дискуссий были сформулированы в новой Конституции, принятой 31 января 1924 г. Конституция СССР сохраняла за каждой республикой право свободного выхода из Союза, территория любой республики не могла быть изменена без ее согласия.

Созданный с применением административно-политического нажима Советский Союз являлся федеративным по форме, но унитарным по существу государством. Национально-территориальные формирования располагали в основном лишь культурно-национальной автономией. В 20-е годы создается значительное количество национальных школ, театров, газет; широко издается литература на языках народов СССР; многие народы впервые получают разработанную учеными письменность.

Противоречивостью, нестабильностью отличалась в годы нэпа и ситуация внутри самого большевистского режима. Жесткий авторитаризм мог быть эффективен лишь при беспрекословном выполнении представителями низших ступеней властной иерархии директив высших. Для этого "верх" должен был обладать непререкаемым авторитетом в глазах "низа". Таким "авторитетным верхом" в большевистской партийно-государственной пирамиде был исторический лидер большевизма, председатель СНК СССР Владимир Ильич Ленин.

Перед ним склоняли голову самые амбициозные большевистские руководители: Г.Е. Зиновьев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий. В нем партийные (и не только) массы видели носителя истины в последней инстанции.

Положение резко изменилось после смерти Ленина (21 января 1924 г.). Сложилась парадоксальная ситуация - авторитарный режим без авторитарного вождя и при существовании трех приблизительно равных по влиянию течений: левого - сторонников Л.Д. Троцкого; центра - вначале сторонников "тройки": Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева, члена Политбюро, И.В. Сталина; правого - во главе с Н.И. Бухариным, А. И. Рыковым и М.П. Томским.

Существовавшие разногласия в "верхах" дезориентировали низшие звенья властной иерархии, представители которой порой не знали, на мнение кого из лидеров следует ориентироваться в практической политике. Разброд в умах функционеров мог парализовать авторитарный режим.

Объективно было возможно двоякое развитие событий. Либо отмена решения Х съезда партии о запрете фракций в ВКП(б), переход к социал-демократической модели партии, допускавшей сосуществование в ней различных официально признанных течений, платформ, а в конечном счете - к плюралистической политической модели, либо выдвижение нового вождя. Переход на социал-демократические позиции был крайне маловероятен. Выдвинуть нового вождя мешали амбиции большевистских "олигархов". В результате партию залихорадило.

В условиях переплетения партийной, государственной, хозяйственной власти борьба претендентов на лидерство принимала форму соперничества конкурирующих социально-экономических программ, выдвигавшихся, как правило, в периоды экономических сбоев (в 1923, 1925, затем в 1928-1929 гг.).

Левые считали, что полное построение социалистического общества в СССР, отсталой в технико-экономическом отношении стране, возможно лишь в результате победы мировой (или, по крайней мере, европейской) пролетарской революции. Правые полагали, что возможно построение социализма первоначально в одной стране - в Советском Союзе. Чтобы добиться этой цели, следует относиться к мелкому частному капиталу; плановая политика, по их мнению, не должна была быть чрезмерно жесткой, план должен был быть скорее рекомендательным, чем обязательным. Не выступая формально против демократизации партии, они фактически усиливали аппаратные начала во внутрипартийной жизни.

Сталин лавировал между двумя этими течениями. Именно Сталин создал и всячески укреплял иерархичный партийный аппарат. Тем самым в борьбе с Троцким он получил поддержку реальной властной вертикали, представителей которой раздражали утопические (если не демагогические) проекты левых о демократизации и рабочей демократии при сохранении авторитарного режима. На протяжении 1921-1925/26 гг. Сталин поддерживал и социально-экономическую линию правых. С другой стороны, со второй половины 1920-х годов он начинает все больше склоняться к левым позициям в области экономики и социальных отношений. Впоследствии Сталин заявлял, что в первые годы после завершения гражданской войны надо было дать стране залечить раны, восстановить экономику и лишь потом переходить к осуществлению планов индустриализации за счет крестьянства.

Сталину удалось сначала при активной помощи Каменева и Зиновьева дискредитировать Троцкого, затем, опираясь на Бухарина и Рыкова, оттеснить Каменева и Зиновьева, чтобы чуть позже при помощи Орджоникидзе, Куйбышева, Ворошилова и других победить правых.

После каждого "раунда" внутрипартийной дискуссии число потенциальных "наследников Ленина" уменьшалось. В ходе внутрипартийной борьбы все четче вырисовывались контуры нового вождя - Сталина.

Билет 23. Внешняя политика СССР в 20-е годы

Крайне тяжелое внутреннее положение Советской России, приход к руководству советской внешней политикой прагматически настроенных старых, дореволюционных специалистов, прежде всего Г. В. Чичерина, также способствовали изменению внешнеполитического курса страны.

С 1918 по 1928 г. Чичерин стоял во главе Народного комиссариата иностранных дел и в значительной степени именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с зарубежными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений стали делать и ведущие западные страны, поскольку убедились, что советская власть в России - это "всерьез и надолго". Эти два встречных процесса привели к тому, что в начале 1920-х годов стали предприниматься осторожные и противоречивые шаги для установления и развития дипломатических отношений между советским государством и странами Запада. Нормализация отношений советского государства с европейскими странами началась с торговли. Советско-английское соглашение от 16 марта 1921 г. было одним из первых соглашений советской страны с ведущими странами мира. 6 мая 1921 г. было подписано советско-германское торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т.е. фактически) единственным законным правопреемником Российского государства. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.

Летом 1921 г. в Поволжье начался голод. Советское правительство обратилось к Международному Красному Кресту и Американской ассоциации помощи (АРА) с просьбой о помощи. Вопрос об оказании содействия советский стране рассматривался в октябре 1921 г. на Брюссельской конференции глав ведущих западных государств. Конференция рекомендовала правительствам предоставить Советской России кредиты для борьбы с голодом лишь при условии признания ею долгов прежних режимов и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов.

Международная экономическая и финансовая конференция прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. В ней приняли участие представители 29 стран: РСФСР, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Германии и др. США представлял в качестве наблюдателя посол в Италии. Попытка советской делегации поставить на обсуждение проблему разоружения (что носило неконструктивный характер) была отклонена другими делегациями. Позиции западных держав включали требования уплаты советским правительством всех долгов царского и Временного правительств, возвращение иностранцам национализированной собственности или выплату вознаграждения за нанесенный ущерб или утрату имущества, предоставление иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах. Западные страны предлагали создать комиссию русского долга, которая должна была бы следить за выплатой долга, возвращением или возмещением национализированной собственности.

Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного Советской России интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву.

К обоюдному согласию прийти не удалось. Поэтому было принято решение передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня - 19 июля 1922 г., которая также закончилась безрезультатно. 12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложение советского государства о серьезном сокращении армий стран - участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% было отвергнуто.

Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. - 24 июля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Лозаннская конвенция была составлена на основании английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Хотя советская делегация и подписала текст конвенции, СССР отказался ее ратифицировать.

Более результативно складывались для СССР двусторонние отношения. В ходе Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией (16апреля 1922г.). Рапалльский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. 12 октября 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция. 24 апреля 1926г. СССР и Германская республика подписали договор о ненападении и нейтралитете. В 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, частично гарантированный германским правительством.

Более сложно складывались отношения Советской России с Великобританией. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г. между Великобританией и СССР были подписаны Общий договор и Договор о торговле и мореплавании. Серьезное обострение советско-английских отношений произошло в 1926 г. во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков, начавшейся 1 мая 1926 г. Советское правительство через советские профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании. Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. - в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе был совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.

С другими странами поддерживались более стабильные отношения. 7 февраля 1924 г. устанавливаются дипломатические отношения между Италией и СССР и подписывается итало-советский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются нормальные (на уровне послов) дипломатические отношения с Францией. В январе 1925 г. - дипломатические и консульские отношения с Японией.

28 сентября 1926 г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавший Рижский мирный договор 1920 г. Из великих держав только США не установили в 20-е годы дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.

В 20-е годы СССР стал проводить все более активную политику и в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных.

Билет 24. Развитие культуры в 20-е годы

Перепись населения, проведенная в 1920 г., выявила в стране 54 млн. неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" во главе с М.И. Калининым. На средства общества содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы).

Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии. Руководил этой работой Главполитпросвет. С 1923 г. увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Выпускаются специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, бытовые, исторические и революционные темы, излагавшие официальную точку зрения. С 1924 г. широко развертывается пропаганда "основ ленинизма".

Острая нехватка финансовых ресурсов заставляла государство уменьшать в начале 20-х годов бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов. В 1921-1922 гг. периодически проводились субботники и "недели" помощи школе, население добровольно собирало средства на нужды просвещения. В 1921 г. в качестве временной меры была даже введена плата за обучение.

К середине 20-х годов школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (1-я ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5-9-е классы) с профессионализированными 8-9 классами в ряде школ. В некоторых районах и республиках продолжали также существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.

Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 гг. стали школы ФЗУ. Не менее 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, на краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения были индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с трехлетним сроком обучения.

В 20-е годы возникла особая форма высшего образования рабочих - рабочие факультеты (рабфаки).

В области высшего образования правительство проводило классовую политику, создавая благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. В начале 20-х годов в качестве обязательных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата.

Противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода нэпа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра.

Одна из влиятельных литературных групп "Серапионовы братья" (1921) объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.).

Литературная группа "Перевал" (1923) была создана при журнале "Красная новь". В нее входили писатели М. Пришвин, В. Катаев, Apr. Веселый, П. Павленко и др. Теоретиком группы был А. Воронский. Ее члены выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы против рационализма и конструктивизма.

В начале 20-х годов из Пролеткульта выделилась группа писателей, создавших объединение "Кузница" (Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

Представители "Литературного центра конструктивистов" (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) проповедовали "советское западничество".

В другую литературную группу "Левый фронт искусств" (ЛЕФ, 1922 г.) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов и другие, отрицавшей художественный вымысел, психологизм. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.

В начале 20-х годов в литературе лидировала поэзия (литературные вечера, концерты, диспуты). В 1921-1923 гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы.

На фоне революционной эпохи широкое распространение подучили произведения символистского и формалистического направлений (А. Белый, Е. Замятин, А Ремизов).

К середине 20-х годов жанр романа вновь стал лидирующим в литературе: написаны М. Горьким "Дело Артамоновых" (1925), А. Серафимовичем "Железный поток" (1924), Дм. Фурмановым "Чапаев" (1923), А. Фадеевым "Разгром" (1926) и др.

Широкое распространение в первой половине 20-х годов получили сатирические романы, построенные на авантюрно-приключенческих, социально-утопических сюжетах.

В области искусства также существовало большое число боровшихся друг с другом группировок и направлений: "Ассоциация художников революции" (АХР, 1922 г.), "Общество художников станковистов" (ОСТ, 1925 г.), общество художников "4 искусства" (1924), "Общество московских живописцев" (1927), "Мастера аналитического искусства" (1927) и др. Сходные процессы разворачивались в области архитектуры, скульптуры, театра.

Таким образом, в 20-е годы сложились относительно благоприятные условия для развития в литературе и искусстве течений модернистского типа. Куда трагичней была судьба художников, ориентированных на ценности традиционной русской культуры. Умер в нищете выдающийся живописец В.М. Васнецов. Погиб при невыясненных обстоятельствах великий русский поэт С.А. Есенин. Изощренной травле подвергался талантливейший драматург и писатель М.А. Булгаков и др.

Говоря об эмиграции, стоит отметить отъезд целого ряда талантливых ученых, музыкантов, поэтов и писателей. Среди них были: авиаконструктор Сикорский, композитор Рахманинов и многие другие. В 20-е годы эмиграция носила массовые характер. Многие люди, не смирившиеся с новой властью, уезжали из страны.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.