РУБРИКИ

История России XX век

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История России XX век

p align="left">Контрольные вопросы:

1. Какие меры были приняты «коллективным руководством» по десталинизации режима?

2. В чем проявлялся «новый курс» Маленкова?

3. Назовите причины крайнего отставания сельского хозяйства в послевоенные годы и предпринятые по инициативе Хрущева меры по решению проблемы.

4. Сформулируйте важнейшие положения критики культа личности Сталина на XX съезде КПСС-

5. В чем проявилась либерализация политического режима, «оттепель»?

6. Назовите достижения в улучшении материального положения народа и противоречия в социально-экономической политике Хрущева.

7. Охарактеризуйте международную обстановку и внешнюю политику СССР послесталинского десятилетия.

ГЛАВА 9. СССР В ГОДЫ ЗАСТОЯ (1964-1985 гг.)

Падение Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал Экономика дефицита. - Стагнационные процессы в социальной и политической сферах. - Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения. - Внешняя политика, разрядка и возврат к напряжённости.

Падение Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал. Экономика дефицита

Авторитет Хрущева был подорван экономическими неурядицами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хрущев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбунтовалось и составило заговор против Хрущева. 13 октября 1964 г. он был вызван из Пицунды, где отдыхал, в Москву и прямо отправился в Кремль на заседание Президиума ЦК. Его подвергли жесткой критике, обвинили в создании культа личности, в экономическом авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве, припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «перебить» немцев и «закопать» американцев, стук ботинком по столу на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 14 октября состоялся пленум ЦК, который сместил Хрущева со всех постов. Первым секретарем ЦК избран Л. И. Брежнев, председателем Совета Министров А. Н. Косыгин. Официально было объявлено об отставке Хрущева «по собственному желанию», «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Заодно выявилось, что при Хрущеве в политическую жизнь были внесены элементы законности, и это спасло его самого. При Сталине политическая борьба велась по законам уголовного мира, и поражение означало смерть, теперь же оно влекло за собой только конец карьеры. Хрущев лишился должностей, но оставался на свободе.

Смена власти положила начало новому периоду в жизни советского общества, который вошел в историю как период застоя. В окружение Брежнева вошли Н. В. Подгорный, А. Н. Кириленко, М.С.Суслов, А. Н. Шелепин и другие. Речь шла не просто о персональном изменении в руководстве, а о смене курса, отходе от идей XX съезда КПСС, повороте в сторону консервации административно-командной системы управления. С реанимацией просталинских позиций нового руководства напрямую связано нарастание застойных явлений во всех сферах жизни общества 1964-1985 гг.

Поворот в политическом курсе брежневского руководства наметился не сразу же после прихода его к власти. Вначале оно действовало под лозунгом исправления волюнтаристских ошибок Н. Хрущева, обеспечения коллективности руководства и «стабильности», на деле означающей отказ от радикальных перемен. Явный поворот к политике консерватизма наметился в 1968 г., когда в Чехословакии предпринималась попытка реформирования экономики, демократизации общественной жизни, превращения социализма в общество «с человеческим лицом». Это напугало советское руководство, и оно решило пресечь опасный процесс, который мог перекинуться и на другие социалистические страны, в т.ч. СССР. В суверенную Чехословакию были введены войска пяти стран-членов Организации Варшавского договора.

Тем временем хрущевские новшества были ликвидированы, промышленные и сельские обкомы и райкомы слиты, совнархозы заменены министерствами. В 1965 г. началась реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности предприятий, а также введение хозрасчета. При этом, однако, не шла речь о реставрации рыночных отношений, пусть даже в форме «социалистического рынка», проповедуемого тогда чешскими и венгерскими экономистами, а также о самоуправлении по югославскому варианту. На предприятиях были введены новые показатели - объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность. но они не давали желаемых результатов. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу из-за недостаточности их объемов, а использование фонда на социальные нужды затруднилось из-за неразберихи в планировании.

Реформа была свернута уже в конце 60-х годов после чехословацких событий. Руководство опасалось, что экономическая либерализация может повлечь за собой политическую. Оно выступало за укрепление нейтралистских начал, министерств и ведомств, которые превратились в монополии и сверхмонополии, превыше всего ставили отраслевые интересы. Это особенно ярко проявилось в искусственном завышении цен на продукцию подчиненных им предприятий. В результате маховик затратного механизма вновь был запущен на полный ход.

Тем не менее, даже такая половинчатая попытка использовать экономические методы хозяйствования позволяла несколько улучшить показатели развития народного хозяйства в восьмой пятилетке (1965-1970гг.). А после того, как реформа была свернута, задания последующих пятилеток чаще не выполнялись, ухудшались все показатели экономического роста. Экономика держалась за счет сырьевых отраслей, прежде всего нефтяной. Экспорт нефти давал более половины дохода от всего советского экспорта. Нефтедоллары позволяли закупать промышленное оборудование на Западе одежду, обувь, мебель в Восточной Европе. Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство с тем, чтобы держать на плаву колхозы и совхозы. Показательно, что на приусадебных участках, занимавших 2% обрабатываемых земель, производилась четверть продукции аграрного сектора (кроме зерновых). Не хватало самого необходимого. Дефицит и очереди были повседневным явлением. Несравнимо лучше снабжалась Москва, поэтому изо всех уголков страны люди ездили в столицу за товарами и продуктами.

В живучести административно-командной системы немалую роль сыграли идейно-теоретические факторы. Несмотря на явное отставание, брежневское руководство стремилось абсолютизировать социалистические формы организации общества. В этих целях была выдвинута концепция развитого социализма, представляющая собой апологетику существующего порядка, объявившего его высшим достижением социального прогресса. Концепция обходила стороной недостатки и противоречия системы, стала источником догматизма в теории и застоя в общественной практике. Заявлялось, что в нашем обществе достигнуто «гармоническое развитие всех его сторон: экономической, социально-политической и идеологической». Показное благополучие уводило общество в сторону от наболевших проблем, способствовало консервации пороков существующей системы.

Административно-командная система, экстенсивный путь развития не отвечали потребностям развития общества в эпоху научно-технической революции. Они могли обеспечивать относительный успех в период индустриализации страны, теперь же развитие за счет количественных изменений исчерпало себя. Нельзя сказать, что в советском руководстве этого не понимали. О необходимости интенсификации экономики говорилось на всех съездах КПСС, в постановлениях правительства 70-80-х годов. Проблема интенсификации, увеличения объема производства и национального дохода на каждую единицу затрат - трудовых, материальных и финансовых, могла быть решена прежде всего на пути ускорения НТР. Однако этого не случилось, так как директивная экономика оказалась невосприимчивой к использованию достижений НТР. Поэтому поворота к интенсификации не произошло. Технологическая основа промышленности менялась крайне медленно. Слабым звеном оставалась связь науки с производством. Предприятия не были заинтересованы во внедрении новшеств, им выгоднее было продолжать выпуск ранее освоенной продукции.

Борьба шла не столько за интеграцию науки и производства, сколько за выполнение текущих заданий, нередко любой ценой. Оборудование обновлялось медленно, нарастал процесс старения основного фонда. Страна фактически прозевала очередной виток НТР. Поэтому показатели эффективности производства мало изменялись или даже ухудшались. Среднегодовые темпы роста производительности труда в народном хозяйстве снижались с каждой пятилеткой: они составляли в восьмой пятилетке (1966-1970гг.) 6,8%, девятой (1971-1975 гг.) - 4,6, десятой (1976-1980 гг.) - 3,4, одиннадцатой (1981-1985 гг.) - У/о. Падали темпы роста национального дохода, снижалась фондоотдача.

Причем проблемы эти глубокому анализу не подвергались. У руководства явно не хватало воли и целеустремленности для реализации намеченного курса на интенсификацию. При их обсуждении на XXV съезде КПСС (1976 г.) превалировало благодушное настроение, парадный тон. Признаком явного бессилия стал бессодержательный лозунг, провозглашенный Брежневым на XXVI съезде (1981 г.): «Экономика должна быть экономной», дискредитировавший программу хозяйственной деятельности. Как памятники периода застоя появились грандиозные «проекты века» - подъем российского Нечерноземья, строительство БАМа, поворот северных рек; разрабатывались впечатляющие программы - продовольственная, энергетическая, мелиоративная и др. Но решающих перемен в жизни не происходило. Многие решения и постановления правительства принимались формально, в лучшем случае из десяти выполнялось одно -два.

В результате к началу 80-х годов появились признаки кризисного состояния экономики. Среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли: в восьмой пятилетке - 7,7%, девятой -5,7, десятой - 4,2 , одиннадцатой - 3,5% , то есть темпы экономического роста в эти годы едва покрывали прирост населения, а к середине 80-х годов они снизились почти до нуля.

Серьезным признаком застоя в экономике было неэффективное использование материальных, сырьевых и энергетических ресурсов. В отличие от развитых стран наше государство не сумело приспособиться к новой экономической ситуации, осуществить переход к энергосберегающим технологиям. На производство единицы национального дохода в СССР расходовалось в 2 раза больше сырья и материалов, чем в развитых странах. Оставалась низкой производительность труда: она была ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве - в 5 раз. Страна имела заметные успехи лишь в военной промышленности, всегда являвшейся приоритетной.

Сложная ситуация сложилась в сельскохозяйственном производстве. Начиная с 1965 г. прилагались определенные усилия к развитию сельского хозяйства: резко возросли ассигнования, в два раза поднялись закупочные цены на сельхозпродукцию, возросла энерговооруженность труда, введено пенсионное обеспечение колхозников. Темпы роста валовой продукции здесь несколько улучшились и составили в восьмой пятилетке 21%, затем они снизились в девятой до 13%, десятой - до 9, одиннадцатой - до 6%. При всех поворотах государство сохраняло за собой механизм изымания из аграрного сектора потребных ему средств путем повышения цен на технику, удобрения, комбикорма и т.д. Производство всех видов животноводческих продуктов, кроме яиц, было для хозяйств убыточным.

Сохранение приоритета промышленности вело к разорению не только колхозов и совхозов, но и страны, которая вынуждена была в больших размерах закупать продовольствие за рубежом. За 1970-1987гг. импортные закупки мяса и мясопродуктов возросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4 , растительного масла в 12,8, зерна - в 13, 8, сахара - в 6,9 раза.

Дефицит сельскохозяйственной продукции усугублялся её огромными потерями на всем пути от поля до потребителя. Потери зерна составляли 20%, картофеля - 40%, овощей - 1/3 от произведенного объема.

Стагнационные процессы в социальной и политической сферах

С особой силой кризисная ситуация проявилась в социальной области. В руководстве советским обществом укреплялся технократический подход, при котором главное внимание уделялось производственным задачам, а социальные проблемы отодвигались на задний план. Утвердился остаточный принцип выделения средств на социальные нужды, то есть те ресурсы, которые оставались после чисто производственных затрат.

При распределении капитальных вложений между отраслями допускалась диспропорция в пользу тяжёлой промышленности. Так было во всех пятилетках. Производство товаров народного потребления всегда отставало. Конечно, некоторый рост благосостояния советских людей имел место. Условия жизни людей по большинству показателей улучшались. В первой половине 70-х годов заработная плата повысилась у 31 млн. рабочих и служащих. В среднем советские люди стали зарабатывать к началу 80-х годов по 150-200 рублей в месяц, вместо 60-70 рублей в начале 50-х годов. Было несколько улучшено обеспечение населения выплатами и льготами за счет общественных фондов потребления.

Однако инфляционные тенденции в экономике привели к повышению розничных цен не только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса. Одновременно возрос общий дефицит предметов потребления, обострилась проблема обеспечения спроса на мясные и молочные продукты, легковые автомобили, строительные материалы и т.д. За 1970-1985 гг. денежная масса в обращении увеличилась в 3,1 раза, в то время как производство товаров народного потребления - всего лишь в 2 раза. В целом происходило реальное повышение уровня жизни людей, но оно отставало от роста потребностей и запросов населения, которые росли более ускоренными темпами.

Одной из самых острых оставалась жилищная проблема. В 70-е годы значительно возрос жилищный фонд страны. Однако очереди на получение жилья не уменьшались. Еще меньше средств направлялось на сооружение социально-бытовых объектов. В запущенном состоянии оставалось здравоохранение. Здесь также уменьшалась доля расходов в бюджете, снижалось качество медицинского обслуживания. Общество «развитого социализма» к началу 1980 г. оказалось на 35-м месте в мире по продолжительности жизни. Почти 50 стран имели более низкую детскую смертность, чем наша страна.

На здоровье населения отрицательное влияние оказывало разрушение природной среды. Диктат центральных ведомств, озабоченных наращиванием новых производств, породил в ряде районов страны чрезмерную концентрацию опасных для здоровья людей объектов. В Башкортостане, например, создавалось большое число химических предприятий, отравляющих ядовитыми выбросами воздух, почву и воду, а через них и жителей гг. Уфы, Стерлитамака и Салавата. 37 городов Российской Федерации были определены как критические для жизни населения.

Заметных изменений к лучшему не произошло и в условиях труда. Численность рабочих, занятых ручным неквалифицированным трудом, оставалась на одном уровне и составляла значительную цифру - около 40% в промышленности, а в строительстве ещё выше.

В национальных отношениях также обострялись противоречия, связанные с нарушением экономических основ равноправия наций, с субъективным подходом к судьбам народов, неучетом национальных условий и традиций, нарушением экологии, ростом числа безработных (Средняя Азия, Казахстан). Рост национального самосознания, повышение интересов к истории своего народа, к его традициям выдавались за национализм. В идеологии господствовало представление о решенности национального вопроса, что порождало благодушие и успокоенность. Теоретические установки на форсированное сближение наций вели к игнорированию национальной культуры, к свертыванию обучения в школах на родном языке и повсеместному переходу на русский язык.

Кризисные явления затронули и политическую сферу. К началу 70-х годов заглохли всякие попытки либерализации режима, напротив, усилилась жесткая регламентированность всей политической жизни. Утвердилась практика прямого партийного командования и подмены функций государственных органов. Политическая система была оформлена новой Конституцией СССР 1977 г. В статье 6 закреплялась руководящая роль КПСС в обществе, что означало её фактическую монополию на власть, порождало у партийных работников представления о своей вседозволенности и непогрешимости. Объявлялось о непрерывном возрастании руководящей роли партии как закономерности развития советской системы.

В условиях отсутствия гласности, контроля за деятельностью аппарата усилились бесконтрольность и безнаказанность чиновников, широко распространились - хищения и взяточничество, приписки и очковтирательство, создались благоприятные условия для роста черного рынка. Капиталы теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. рублей. Наиболее пораженными коррупцией и злоупотреблениями оказались торговля, сфера обслуживания, система заготовки, мясная, рыбная промышленность, переработка хлопка, предприятия автосервиса, общественного питания и т.д.

На основе подкупа должностных лиц происходило сращивание уголовного мира с представителями аппарата власти, управления, правоохранительных органов, которые за огромные взятки покрывали преступников, устраняли неугодных и неподкупных лиц. Коррумпированные элементы разложившихся эшелонов власти и управления становились крышей преступных структур. Страну взбудоражили громкое судебное дело фирмы «Океан», по которому был осужден к расстрелу один из заместителей министра рыбного хозяйства СССР; дело бывшего заместителя министра внешней торговли Сушкова и его сообщников; дела бывших руководителей Узбекской ССР Усманходжаева и Худайбердыева; дела бывшего заместителя председателя Совета Министров Молдавской ССР Вышку, некоторых министров и др. Все это вело к падению престижа управленческого аппарата, способствовало нарастанию правового нигилизма, преступности, главное, социальной апатии масс.

Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения

Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением официальных идеалов, нравственной деформацией. 50-60-е годы дали импульс духовному очищению, разрушая культовый стереотип массового мышления. В период хрущевской «оттепели» общественное сознание переживало серьезную перестройку, произошло крушение авторитетов. Однако консолидации на базе демократизации и реформирования не произошло, поскольку последние прекратились, и власти начали проводить линию на свертывание либерализации, реабилитацию Сталина, гонения на «инакомыслящих». В этих условиях «шестидесятники» не смогли по своему образу мысли и характеру поступков органически вписаться в существующую систему и вошли в противоречие с приверженцами административно-командной системы. Так углубился духовный раскол общества, возникла духовная оппозиция к власти - диссидентство («несогласные»). Оно развивалось в условиях, когда были практически перекрыты все возможности легально отстаивать свою точку зрения, идущую вразрез с официальной идеологией. Власти воспринимали диссидентство как опасное течение, «порочащее советский государственный строй», а уличённых в нем лиц привлекали к ответственности по статье 70 УК (агитация и пропаганда с целью подрыва советской власти.).

Оказывая духовное, нравственное сопротивление официальной власти, её идеологии, диссиденты придерживались независимой мысли, самостоятельно осмысливая действительность. А. Солженицын писал: «Наш путь - ни в чем не поддерживать лжи сознательно!» Выражать несогласие, оказывать сопротивление идеологической машине, выступать за соблюдение прав человека было равносильно призыву к свержению режима, так как коммунистический режим неспособен был допускать все это. КГБ под председательством Андропова ответил систематическими репрессиями: одних уволили с работы, других отправили в тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы, третьих вынудили эмигрировать под угрозой ареста.

У движения были различные течения и направления, активные и менее активные формы. Наибольшую активность проявляли незначительная часть творческой интеллигенции, некоторые верующие и представители национальных меньшинств. Так, в сентябре 1965 г. были арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию за границей своих произведений. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый открытый политический процесс в послевоенный период, задуманный как пример и предупреждение. Последовала реакция в кругах интеллигенции: 63 члена Союза писателей и 200 других представителей интеллигенции обратились с письмом к XXIII съезду, требуя освободить писателей и отдать их на поруки. Так дело Синявского-Даниэля положило начало открытому диссидентскому движению.

За этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Были арестованы: А. Гинзбург, который составил «Белую книгу» из протестов против февральского процесса 1966 г.; П.Литвинов и Ю. Галансков, основатель «самиздатовского» журнала «Феникс»;

А. Марченко, автор первой книги о лагерях хрущевского периода. С апреля 1968 г. движению удалось начать издание «Хроники текущих событий», которая подпольно выходила каждые два-три месяца. Мужественным был поступок восьми молодых людей во главе с П. Литвиновым, внуком покойного наркома, протестовавших 25 августа 1968 г. на Красной площади против ввода войск СССР и других соцстран в Чехословакию. Они тут же были арестованы и суждены.

В конце 60-х годов основные течения диссидентов объединись в «Демократическое движение», где были представлены и «подлинный марксизм-ленинизм» (Рой и Жорес Медведевы), и либерализм в лице А. Сахарова, и «христианская идеология» (А. Солженицын). Благодаря двум выдающимся личностям - Сахарову и Солженицыну - диссидентство нашло большее признание за границей, чем в собственной стране. За несколько лет (1967-1973 гг.) благодаря Сахарову и другим личностям вопрос о правах человека в СССР стал международной проблемой первой величины, долгие годы определявшей неприглядный образ СССР в мире. Правозащитное движение стало доминирующим в диссидентстве, и КГБ повел жестокую борьбу против правозащитников.

Репрессии обрушились после ввода в Афганистан в 1979г. советских войск. Были арестованы члены Комитета в защиту гражданских прав, основанного в 1970 г. А. Сахаровым, члены группы наблюдения за выполнением Хельсинкских соглашений, созданной в 1975 г. по инициативе Ю. Орлова и участники национальных движений Украинской, Армянской, Грузинской и прибалтийских республик. Применялись такие репрессивные меры, как помещение диссидентов в психиатрические клиники («Дело Григоренко 1969 г.», «Дело Плиуч 1972 г.», «Дело Щаранского 1978 г.); домашний арест А. Сахарова (1980 г.); ссылка и затем изгнание А. Солженицына (1974 г.), последовавшие за исключением его из Союза писателей и присуждением Нобелевской премии по литературе.

Существенный резонанс имели скандалы, вызванные советскими артистами-невозвращенцами, оставшимися во время гастролей за границей и лишенными советского гражданства (Ростропович, Любимов, Нуриев и др.). Значительный масштаб приобрел вопрос об ограничении прав советских евреев на эмиграцию из СССР, в частности, в советско-американских отношениях. Недовольство выражала также часть национальной интеллигенции в республиках, озабоченная политикой русификации.

Боролись лишь диссиденты, они сознательно шли на самопожертвование ради благородных целей - достижения свободы и достойной жизни в обществе. Примеры тому - академик Сахаров, генерал Григоренко, физик Орлов, ученый Ковалев, писатель Солженицын и сотни других. Например, у генерала Петра Григоренко, героя войны, профессора академии Генштаба в личной жизни все было благополучно. После массового расстрела в Новочеркасске в 1962 г. он с другими единомышленниками распространил тысячу листовок за подписью «Голос народа». В феврале 1964 г. его арестовали, направили в психиатрическую больницу, объявили невменяемым, разжаловали из генералов в рядовые.

Генерал протестовал против любого произвола властей, писал ходатайства, требования - Он отстаивал права крымских татар, немцев Поволжья. В 1968 г. он и его друзья в день Конституции (5 декабря) пришли к памятнику Пушкину, молча демонстрируя протест против беззаконий и солидаризируясь с политическими заключенными (с тех пор такие демонстрации стали традицией). В апреле 1969 г. Григоренко поехал в Ташкент на процесс борца за права крымских татар Мустафы Джемилова. Там был он арестован и в этот раз почти шесть лет пробыл в психиатрических лечебницах. Лишь после многочисленных ходатайств, требований и протестов, поступавших из многих стран, в 1974 г. он был освобожден. Выезд в США для лечения был использован властями для лишения Григоренко советского гражданства.

Неравная борьба горстки самоотверженных людей при неведении и безучастности народа велась против огромной государственной машины, имеющей вековые традиции и приемы размалывания человеческих жизней. Диссидентское движение, не поддержанное народом, малочисленное, было подавлено. Шансов выжить было мало, но они продолжали неравную борьбу четверть века. Уже в 80-е годы, когда власти заявили на весь мир, что в СССР политзаключенных нет, чекисты поняли это как сигнал к их уничтожению (избивали, прививали туберкулёз, вынуждали пойти на самоубийство).

Западные государства оставались сторонними наблюдателями борьбы правозащитников в СССР. Неподдержанные своим народом, а иногда травимые от его имени, правозащитники много лет в одиночестве подтачивали власть. Когда началась модернизация социалистического общества, правозащитники в восточноевропейских странах пришли к власти (Гавел в Чехословакии, Валенса в Польше, Желев в Болгарии), а в России же борцы с тоталитаризмом оказались не востребованными, тогда как они были нужны как мера совести и как гаранты от произвола властей.

Что из себя представляла власть, которая преследовала лучших своих граждан? Власть дряхлела и в переносном, и в прямом смысле слова. Физическое состояние престарелых руководителей -- членов Политбюро (средний возраст их в 1980 г. составлял 71 год) как бы персонифицировало разложение существующего режима. Брежнев после перенесенной им клинической смерти в 1976 г. был тяжелобольным человеком, страдавшим астенией (нервно-психической слабостью) и атеросклерозом мозговых сосудов. Работать он мог лишь час-два в сутки. После обеда он шел спать в специально оборудованную при его кремлевском кабинете спальню, затем смотрел телевизор и т.д.

Прогрессирующая болезнь и абсолютная власть лишили Брежнева способности к критической самооценке. Не управление государством, а коллекционирование наград и титулов стало его главной страстью. Чтобы увековечить его правление, была принята новая Конституция 1977 г., откровенно демагогическая. Мемуары Брежнева, написанные за него журналистами, - «Малая земля», «Возрождение», «Целина» издавались миллионными тиражами и подлежали обязательному и всеобщему изучению и удостоились Ленинской премии. Он получил звание Маршала Советского Союза, в мирное время 5 золотых звезд Героя, высший военный орден «Победа», 8 орденов Ленина и т.д. Брежнев стал героем всех социалистических стран, трижды Героем Болгарии, трижды Героем Чехословакии. Всего он имел только золотых звезд 34, звезд и орденов - около полутора сотни. В народе Брежнева обоснованно прозвали «Звездным Генсеком». Болезнь и беспомощность не ослабили позиций Брежнева в высших органах власти, так как держались они вместе, жили при «коммунизме», видели в его имени залог стабильности своего положения, боялись перемен и всячески укрепляли свою власть.

Брежнев умер 10 ноября 1982 г., генеральным секретарем ЦК и Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Андропов. Он занялся укреплением дисциплины и порядка. В декабре 1982 г. две-три недели сотрудники КГБ и МВД совершали облавы в магазинах, банях, кинотеатрах в поисках прогульщиков. Несколько высокопоставленных чинов были обвинены в коррупции и арестованы. Был снят с должности министр внутренних дел СССР Н. А. Щелоков, лишен звания генерала армии, всех наград и в ожидании суда покончил с собой. Коррупция была широко распространена в высших эшелонах власти, где люди по многу лет занимали свои посты и бесконтрольно действовали. Однако кампания оказалась скоротечной из-за болезни Андропова. Он возглавил государство, будучи смертельно больным, с октября 1983 г. не выходил из больницы и 9 февраля 1984 г. скончался. Его преемник К. У. Черненко был традиционно тяжело больным, его краткое правление ничем примечательным не отмечено. Вместе с неудачами с избранием престарелых генсеков падал и престиж страны. Некоторые члены Политбюро сами поняли, что дальше так продолжаться не может, и в марте 1985 г. Генсеком избрали самого молодого -54- летнего М. С. Горбачева.

Внешняя политика: разрядка и возврат к напряжённости

В октябре 1964 г., когда новое руководство взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущева были: поколебленное из-за раскола с Китаем и Румынией единство социалистического лагеря; натянутые отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса; наконец, нерешенность германской проблемы. Решения XXIII съезда КПСС в 1966 г. подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике: мирное сосуществование теперь подчинялось более приоритетной классовой задаче - укреплению социалистического лагеря, солидарности с международным рабочим классом и национально-освободительным движением.

Восстановлению полного контроля над социалистическим лагерем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем, Кубой, а также события в Чехословакии. Здесь в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства партии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе

1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы, была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей. Однако «выход» был навязан традиционно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недовольство не удалось, демонстрации протеста против оккупации продолжались, и это вынудило советское руководство отстранить Дуб-чека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г. Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества. Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограниченного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева».

Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. Лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым и поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. Образ СССР в мире все больше ассоциировался с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних государствах. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов.

В отношениях между Западом и Востоком в начале 70-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки напряженности. Он стал возможным благодаря достижению примерного военного паритета между Западом и Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничества СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ. После выхода Франции из военной организации НАТО (март 1966 г.) генералу Шарлю де Голлю была устроена триумфальная встреча в Москве. Налаживались отношения и с ФРГ, особенно после избрания в 1969 г. канцлером социал-демократа Вилли Брандта. В 1970 г. ФРГ заключила договоры с СССР и Польшей, в которых были признаны послевоенные польские границы, а в 1972 г. двусторонним соглашением достигнуто взаимное признание ФРГ и ГДР.

Одновременно был подготовлен и важный поворот в советско-американских отношениях, началу которому положил визит Никсона в Москву в мае 1972 г. За 1972-1975 гг. между двумя странами было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. В соглашении о предотвращении ядерной войны впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей. В 1971-1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Однако Советскому Союзу не удалось получить статуса наиболее благоприятствуемой страны, так как для этого требовалось снять ограничения на эмиграцию советских евреев. Были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.). Наиболее масштабный ОСВ-2 также соблюдался, будучи не ратифицированным американским сенатом из-за вторжения СССР в Афганистан. Эти соглашения устанавливали «потолки» количества ракет и боевых самолетов, но не прекращали гонку вооружений. Она могла идти в иных направлениях, не оговоренных соглашениями.

Разрядка напряженности была закреплена важным международным соглашением. В июле-августе 1975 г. руководители 33 европейских стран, США и Канады (35 стран) подписали в Хельсинки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Им закреплялись нерушимость границ на континенте и недопустимость применения силы в отношениях между государствами. Это было признанием, что восточноевропейские страны составляют сферу влияния СССР. Взамен СССР вынужден был согласиться на включение в Заключительный акт статей о правах человека, свободе информации и передвижений. Советское правительство и после этого продолжало нарушать права и свободы людей, и диссидентское движение обвиняло его в несоблюдении именно этих положений Хельсинкского акта.

Но с конца 70-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений, хотя накопленных ядерных вооружений было и так достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле. Обе стороны не воспользовались достигнутой разрядкой, пошли по пути нагнетания страха. При этом капиталистические страны придерживались концепции «ядерного сдерживания» СССР. В свою очередь советское руководство допустило ряд крупных внешнеполитических просчетов. По ряду вооружений, по численности армии, танковой армады и т.д. СССР превзошел США и дальнейшее их наращивание стало бессмысленным. СССР начал строить и флот авианосцев.

Крупным фактором, подорвавшим доверие к СССР, стала советская интервенция в Афганистан в декабре 1979 г. Двухсоттысячный экспедиционный корпус вел войну, крайне непопулярную в стране и мире. Война поглощала людские и материальные ресурсы, в ней погибло 15 тыс. советских воинов, 35 тыс. искалечено, было истреблено около одного-двух миллионов афганцев, три-четыре миллиона стали беженцами. Следующим просчетом советской внешней политики явилось размещение ракет среднего радиуса действия в Европе в середине 70-х годов. Оно резко дестабилизировало обстановку, нарушило стратегическое равновесие.

Следует учесть также, что во второй половине 70-х - начале 80-х годов СССР, следуя классовому принципу, оказывал всемерную помощь (военную, материальную и др.) странам третьего мира, поддерживал там борьбу против империализма. Советский Союз принимал участие в вооруженных конфликтах в Эфиопии, Сомали, Йемене, вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, вооружал «прогрессивные» с точки зрения советского руководства режимы в Ираке, Ливии и других странах.

Жертвами «холодной войны» становились простые люди в региональных войнах и в мирных условиях. 1 сентября 1983 г. южнокорейский пассажирский лайнер «Боинг-747», отклонившись от 'курса, залетел в воздушное пространство СССР. Советский самолет-перехватчик сбил его над Сахалином. Во всем мире поднялась волна возмущений, инспирированная администрацией нового президента США Рейгана. Советское руководство несколько дней отрицало сам факт уничтожения «Боинга», затем вынуждено было его признать. Умело сыграв на всем этом, Рейган объявил СССР «империей зла».

Таким образом, благоприятный для СССР период разрядки закончился, и теперь страна задыхалась в тяжёлой гонке вооружений в условиях взаимных обвинений и давая немалый повод другой стороне утверждать о «советской угрозе», об «империи зла».

Контрольные вопросы:

1. Чем объяснить отказ брежневского руководства от курса XX съезда КПСС и переход к реанимации сталинизма?

2. Почему реформа 1965 г. не дала желаемых результатов?

3. Охарактеризуйте динамику основных показателей экономического роста в 8-11 пятилетках и наметившуюся тенденцию падения темпов развития.

4. Назовите причины отставания СССР в использовании достижений научно-технической и технологической революции, и

5. В чем проявлялись застойные явления в советском обществе и к^ ковы их причины? У

6. Охарактеризуйте роль диссидентского, правозащитного движения в борьбе с тоталитарным режимом.

7. Почему наметившаяся в начале 70-х годов разрядка затем сменилась напряженностью?

ГЛАВА 10. ЭПОХА «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991 гг.)

Попытки модернизации социализма («перестройка»). - Переход к смене общественного строя. - Августовский путч и распад СССР. - Окончание «холодной войны ». Распад советского блока.

Попытки модернизации социализма («Перестройка»)

К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.

Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машиностроением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации.

Следует учесть и неблагоприятное влияние на экономику внешних факторов, связанных с гонкой вооружений. СССР тратил на военные нужды куда более значительную долю своего бюджета, чем богатые США. На нужды ВПК расходовалось 45% бюджетных средств, выделенных промышленности. Одной из целей США в гонке вооружений было экономически обескровить СССР, и она была близка к достижению. Теперь США выдвинули крайне дорогостоящую программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) и СССР не имел средств, чтобы ответить на американский вызов, следовательно, «холодная война» им была проиграна.

Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к реформам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке вооружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие шиностроения и ВПК.

В числе практических мер была введена госприемка, с помощью которой хотели поднять качество производимой продукции. Начались также очередные походы против нетрудовых доходов и приусадебных участков колхозников. Объявив бой пьянству, новое руководство в мае 1985 г. начало широкомасштабную антиалкогольную кампанию, в ходе которой с помощью административно-запретительных и идеологических мер хотели в кратчайший срок преодолеть вековые традиции. Кампания способствовала временному сокращению пьянства, тем самым сыграла некоторую позитивную роль в борьбе с этим социальным злом. За период этой кампании, по подсчетам ученых, была спасена жизнь около миллиона человек. Однако начиная с 1989 г. потребление алкоголя вновь стало возрастать. Резко увеличилось самогоноварение, в результате чего с прилавок исчезли сахар, дешевые конфеты, томатная паста. Резко сократились доходы казны - за первые четыре года антиалкогольной кампании она недополучила около 70 млрд. рублей. Зато росли нелегальные доходы, достигшие в 1990 г. 35 млрд. рублей. Были вырублены тысячи гектаров виноградников. В целом минусы неумело и непродуманно организованной кампании перевешивали.

Также был принят закон (1986 г.), разрешивший индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания населения. Нарушив старые стереотипы, сам Горбачев демонстрировал необычный для советских вождей стиль поведения, на улицах запросто общался с народом.

В начале горбачевского правления случились два события, которые отчетливо показали, что с реформами медлить нельзя. 26 апреля 1986 г. взорвался реактор Чернобыльской АЭС, находящейся в ста километрах от Киева, Были погибшие, сотни заболели лучевой болезнью, а население соседних деревень и города Припяти пришлось выселять. Чернобыльская катастрофа была порождена конструктивными недостатками и слабой технологической дисциплиной и имела огромные негативные последствия для здоровья многочисленных участников ликвидации аварии, для престижа государства в целом. Другое событие - приземление 28 мая 1987 г. немецкого летчика-любителя М. Руста на спортивном самолете на Васильевском спуске близ Московского Кремля. Он пересек западную границу СССР, благополучно миновал все системы ПВО, хотя, по утверждению военных, они заметили и брали на мушку Руста но не получили команду открыть огонь. Горбачев в это время находился с визитом в ГДР, а генералы боялись брать на себя ответственность. Результатом инцидента стало увольнение министра обороны С. Л. Соколова и еще 150 генералов и офицеров.

Ускорения социально-экономического развития не произошло, так как административно-командная система оставалась непоколебленной, в ее рамках продолжало работать все народное хозяйство, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. Неотъемлемой частью системы был огромный бюрократический аппарат, насчитывавший 18 млн. человек. Очень медленно приходило понимание необходимости проведения более глубоких реформ. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппарата, торможении им проводимых реформ. В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма. В связи с этим была выдвинута задача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении экономической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель - переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Однако эта цель не была подкреплена созданием механизма осуществления. Практически не был допущен плюрализм собственности, не был введен хозрасчет.

С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а реальные полномочия министерств и ведомств не сокращены. Подобное половинчатое реформирование лишь способствовало росту диспропорции в народном хозяйстве, поскольку нарушало старые экономические связи, а новую систему не создавало. Заметного влияния на экономику не оказывало разрешение создавать (май 1988 г.) самостоятельные, не подчиненные государству, кооперативы.

В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней сокрыты многие корни «механизма торможения» общественных преобразований. В документах партии закреплялась модель «гуманного, демократического социализма», повторялись в общих чертах идеи «социализма с человеческим лицом» периода «пражской весны» 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей соответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, содержавшая элементы альтернативности.

В решениях конференции делалась попытка соединения «социалистических ценностей» с некоторыми элементами политической доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии. Следует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям.

В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. Этот термин впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС (1986г.): «...без гласности нет и не может быть демократизма». Выдвижение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев подчеркивал: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа». Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней попытку «очернить» социализм, «атаковать КПСС» и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания.

1987-1988 годы были отмечены взрывом общественного интереса к проблемам недавнего прошлого, к материалам по реабилитации руководящих кадров, репрессированных в 30-40-е годы - Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и многих других. Особый успех политики гласности оказался связан с публикацией литературных произведений, не допущенных в печать в период брежневской ресталинизации. Вышли в печать «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина. Были опубликованы также находившиеся еще с 20-50-х гг. под запретом произведения - «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А. Платонова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, стихи Н. Гумилева. Вернулись для отечественного читателя труды писателей-эмигрантов, российских философов. Ярким событием стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

Политика гласности коснулась и других сфер культурной жизни - кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра. Новые популярные передачи появились на телевидении «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др. Прямые трансляции съездов народных депутатов СССР приковывали внимание огромного количества людей, способствуя повышению их политического сознания. Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики, экономисты, публицисты: Н. Шмелев, О. Лацис, Г. Попов, В. Селюнин, Ю. Черниченко, И. Клямкин, Ю. Карякин и др. Благодаря им массовое сознание перешло от проблем «деформации социализма», сталинизма к пониманию ущербности самой системы.

Демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, возникновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии.

В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности. Благодаря ей население СССР узнало о Западе с его образом жизни, демократическими традициями, что было для многих настоящим открытием мира. Раскрепостив сознание десятков миллионов, политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе и, в конечном счете, привела к поражению консерваторов в августе 1991 г.

Переход к смене общественного строя

Радикализация политического курса продолжалась. Она выражалась, наряду с гласностью, в перестройке политической системы общества. Намеченный на XIX партконференции план конституционной реформы был принят Верховным Советом СССР. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно работающий двухпалатный Верховный Совет. Треть делегатов Съезда (750 человек) избиралась от общественных организаций, в том числе 100 от КПСС, благодаря чему партийные сановники обеспечивались депутатскими креслами. Реформа впервые со времен Учредительного собрания позволила провести выборы с конкуренцией кандидатов. 26 марта 1989г. прошли выборы народных депутатов СССР, год спустя - депутатов остальных звеньев Советов. Представителям номенклатуры удалось занять в Советах прочные позиции, однако они не могли уже безраздельно господствовать. В Советы пришли многие кандидаты оппозиции - А.Сахаров, Г.Попов, А.Собчак, Ю.Афанасьев, Ю.Черниченко и др., к ним примкнул и Б.Ельцин. Именно они стали перехватывать инициативу у партийного аппарата, заметно теряющего свой авторитет. В результате Горбачев уже переставал быть самым радикальным реформатором, а КПСС все больше отставала от демократических процессов, происходящих в обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.