РУБРИКИ

История создания конституции США, последствия и первые поправки

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История создания конституции США, последствия и первые поправки

История создания конституции США, последствия и первые поправки

2

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дисциплина: "История США"

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

История создания конституции США, последствия и первые поправки

Выполнила:

студентка

группы 96ЭВУ-1

Ануфриева М.А.

Преподаватель:

Н.Новгород

2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ:

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1.1 Политическая жизнь

1.1.1 Зарождение американского конституционализма

1.1.2 Ранние гражданские договоры

1.1.3 Значение Хартий для первых конституций

1.2. Экономическая и общественная жизнь

1.2.1 Экономика и структура общества

1.2.2 Усиление роли ассамблей

1.2.3 Подъем религиозного сознания

ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ

2.1 Первые конституции штатов

2.2 Борьба за независимость

2.3. «Отцы-основатели» конституции

ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

3.1. Состав Конституции. Характеристика статей

3.2 Цели конституции США

3.2. Основные поправки. Их направленность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История конституции США - это отражение истории самой страны.

В моей курсовой работе мне бы хотелось отразить те факторы, при которых сложилась политическая система этой страны. Во-первых, потому что США в данный момент одна из наиболее развитых в правовом отношении государств. Во-вторых, потому что многие страны, на современном этапе, пытаются брать пример с США. В третьих - нация американцев - это нация эмигрантов: масса этносов и народностей, различные языковые группы. Все эти факторы предопределяли борьбу за свои права и их фиксацию. Именно по этим причинам мне интересна сама история становления США как государства с конституционной точки зрения.

Цель моей курсовой работы как можно шире показать роль конституции США, не только в истории данной страны, но и всего мирового сообщества. Тем более, что хорошо известно, что в мире существуют различные, порой диаметрально противоположные мнения по поводу американской демократии, под которой обыденное сознание понимает систему управления и общественные устои страны. Есть достаточно оснований и для восторженных, и для скептических отзывов, так как американская система - это всего лишь порождение сложного, противоречивого, меняющегося живого организма. Принимая во внимание все эти мнения, следует отметить, что в американской системе заложено много элементов, способствующих ее стабильности и преемственности.

Правовые отголоски стран, выходцы которых основались на тихоокеанском побережье, нашли свое отражение в правовой системе Америки. Влияние «головных» стран (Англии, Португалии, Испании, Голландии) на формирование права Америки было бесспорным, но пальма первенства все же принадлежит английскому праву. Никакая другая система права реально не имела шанса утвердиться в США - и главенство английского языка, и тот факт, что большинство «колоний» все-таки принадлежали английской короне, способствовали тому.

Рассматривая конституцию Соединенных Штатов Америки как конечное выражение американской конституционной традиции, я для выявления источников американского конституционализма вернулась назад во времени в поисках элементов конституционализма в их начальной стадии. Такие элементы содержатся в колониальных документах, английских политических документах, ранних конституциях штатов, Статьях Конфедерации, Декларации Независимости США.

При подготовке работы также была использована литература: учебная, научная, статьи из периодических изданий. Издания не совсем современные, но, на мой взгляд, они наиболее лучше дают описание Конституции США.

ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ: СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1.1 Политическая жизнь

1.1.1 Зарождение американского конституционализма

Ко времени, о котором идет речь в моей работе большинство американских колоний являлось коронными владениями и находились под непосредственным управлением королевской власти. Английская колонизация североамериканского континента началась в начале XVII столетия. Первым поселением стал Джеймстаун (1607); в 1620 году основан Новый Плимут, в 1628 - колония бухты Массачусетс. К 1640 году около 25 тысяч человек были раскиданы по более чем тысячемильному Восточному побережью, причем связь между поселениями поддерживалась в основном через Англию, ни о какой глобальной системе коммуникации не могло идти и речи, контакты поддерживались в лучшем случае с ближайшими соседями. Политические события в Англии в этот период только усиливали чувство изоляции колонистов. И дело было не только в коммуникации, но в отсутствии моральной поддержки. Инструкции колониям от их правлений в Англии поступали расплывчатые, противоречивые, а кроме того поступали все реже и реже. Политическая нестабильность мешала и финансированию колоний. Положение колоний в этот период было очень непростым. Шаткое положение короля позволяло даже сомневаться в действительности хартий, на основании которых действовали колонисты.

Типичная хартия, как и первый патент, выданный Сэру Хамфрею Гилберту (1578), требовала, чтобы колонисты были лояльны Короне, но признавала за колониями право на самоуправление и на выбор тех политических форм, которые в наибольшей степени способствовали их процветанию, пока местное право не противоречило законам Англии. И хотя колонии находились под номинальным контролем советов директоров, находившихся в Англии (практически все американские колонии основаны не правительством, а торговыми компаниями или частными лицами), право на местное самоуправление, отдаленность и занятость англичан политическими вопросами в связи с революцией позволили поселенцам пользоваться достаточно большой самостоятельностью. Каждая их колоний быстро двигалась к обеспечению взаимодействия всех членов сообщества. В небольших сообществах, насчитывающих менее пятидесяти взрослых мужчин, члены сообщества регулярно собирались, чтобы принимать коллективные решения. В колониях, основанных акционерными обществами, такие встречи были результативными, так как каждый владел акциями и поэтому имел голос при принятии решений. Но в любом случае, собрания города или колонии проводились регулярно до момента написания и принятия документа об основании. Местное самоуправление появилось в Америке ввиду необходимости.

Первые поселенцы, в большинстве своем кальвинисты (в случае с англичанами - пуритане), принесли с собой в Америку то, что прекрасно соответствовало обстоятельствам, - осведомленность о религиозных формальных соглашениях как базисе для формирования сообщества. Этот факт - центральный для понимания сходства американских конституций штатов и колониальных документов.

Ранние политические соглашения в Америке. Значение библейской идеи соглашения для американской конституционной истории отражено в том, что первым политическим действием колоний было основание церкви. Одно из первых соглашений об основании церкви, соглашение об основании Чарльзтаун-Бостонской церкви от 30 июля 1630 года, типично в своем роде:
В этом документе пять конституционных элементов. Во-первых, Бог назван в качестве свидетеля соглашения, что придает документу легальный статус. Во-вторых, в тексте содержится объяснение необходимости соглашения - основание церкви для поддержания жизненного уклада. В третьих, соглашением создается народ: "мы, чьи имена названы ниже". В четвертых, создается церковь. В пятых, описывается образ жизни, который подписавшие соглашение хотели бы видеть.

Такая простейшая форма соглашения постоянно повторялась в колониях Новой Англии, частично в центральных колониях, а затем и на юге.
Таким образом, когда у колонистов возникла необходимость создать политическое сообщество, они обратились к форме религиозного формального соглашения, насколько это позволяли Хартии, на основании которых они действовали, и фактические жизненные обстоятельства.
11 ноября 1620 года подписан знаменитый Мэйфлауэрский договор, также являющийся типичным примером формального соглашения. На примере этого документа можно проследить, как религиозные формальные соглашения постепенно секуляризуются и переходят в политические формальные соглашения. Так Мэйфлауэрский договор является, по сути, политическим формальным соглашением, однако его схожесть с религиозным бросается в глаза. Во-первых, Бог также призывается в свидетели. Также объясняются причины подписания документа, создается народ. Вместо создания церкви создается правительство, гражданская политическая структура. Также описывается желательный образ жизни.

Для того чтобы стать полноценным конституционным документом Мэйфлауэрскому договору не хватает только одного элемента - описания специфических институтов для принятия коллективных решений.
Такое описание наравне с присутствующими остальными вышеназванными конституционными элементами впервые появляется в Кодексе законов Пилигримов, датированном 15 ноября 1636 года. По форме этот документ является формальным соглашением, однако детальное описание политических институтов делает его первой современной конституцией.
Другие ранние конституции, такие как Фундаментальные законы Коннектикута (1639) имеют сходный формат. Мы видим религиозное формальное соглашение, переделанное на скорую руку для образования политического сообщества, с добавлением еще одного конституционного элемента, описания политических институтов. Совокупность всех присутствующих конституционных элементов делает такие документы конституциями.

Таким образом, мы видим, что в течение нескольких десятилетий изолированные сообщества, разбросанные по американскому континенту, развили исторически важную политическую идею - идею письменной конституции, заключенной в едином документе, принятой с прямого согласия граждан.

1.1.2 Ранние гражданские договоры

Переход от формальных соглашений к гражданским договорам проходил в тот же период, что и переход от религиозных формальных соглашений к конституциям. Переход от формальных соглашений к гражданским договорам характеризовался процессом секуляризации. Гражданские договоры в колониальной Америке имели те же конституционные элементы, что и политические формальные соглашения, произошедшие из религиозных соглашений, только один элемент отсутствовал - призвание Бога в качестве свидетеля.
Первым секуляризованным гражданским договором стало Провиденское соглашение(Род-Айленд) от 20 августа 1637 года. Без Бога в качестве свидетеля вся сила документа основывалась на воле людей, подписавших его. Они образовывали конечную власть; именно здесь мы видим первое выражение народного суверенитета в американских политических документах.

Кроме того, гражданские договоры использовались не только для создания сообществ, но и для объединения поселений. Так Фундаментальные законы Коннектикута (1639) организовали общее правительство для городов Хатфорд, Винздор и Ветерсфильд, в то время как действовать продолжали правительства каждого из городов. Результатом стала федеральная структура, хотя намеренно она не создавалась. В этот момент начал развиваться принцип федерализма.

После того как народ и правительство были созданы, в последующих документах их создания уже не требовалось. В это время описание политических институтов вырастает в размерах, видоизменяется, приобретает особое место в документе. Такое описание становится самой обширной частью документа, называемой конституцией. Эта часть вставлялась в документ после длинной преамбулы и билля о правах.
Если институциональное описание - конституция в собственном смысле слова, то что же такое полный документ, включающий преамбулу и билль о правах? Если конституция - только один из конституционных элементов, то что же такое документ, включающий все вышеназванные конституционные элементы? Такой документ является гражданским договором.
Ранние конституции штатов - это гражданские договоры, в которых описание политических институтов (конституция) становится доминирующим. Институциональное описание вырастает настолько, что весь документ становится конституцией.

1.1.3 Значение Хартий для первых конституций

Сначала в американских конституционных документах имело место только неполное описание простейших политических институтов. Постепенно такое описание стало более обширным, детализованным и полным и в конечном итоге стало включать все, что мы ассоциируем с конституцией - определение источника государственной власти (суверенитета), распределение государственной власти между институтами, определение границ государственной власти.
Во время колониальной эры внешние документы - хартии и патенты, написанные в Англии для колонистов, выполняли эти конституционные функции.

Типичная колониальная хартия содержала следующие элементы (элементы хартии): идентификация дающего хартию, создание или идентификация получающего хартию, установление причины выдачи хартии, описание того, что дает хартия; выдаваемое эксклюзивное право; указание на то, как должна использоваться хартия; специфические ограничения хартии; взаимные обязанности дающего хартию и ее получающего.
Хотя хартия определенным образом напоминала договор, как американцы, так и англичане относились к хартиям так, как мы сегодня относимся к конституциям. Хартии, хотя и написанные в Англии, позволяли колонистам и даже подталкивали их к созданию местной власти в рамках хартии, легитимизировали всяческую политическую активность.
Кроме того, существовали определенные сходства между хартиями и документами колонистов. Идентификация или создание народа можно сопоставить с идентификацией получающего хартию. И хартии и колониальные документы описывали причины создания документа. И те, и другие создавали правительство и описывали простейшие институты.
Таким образом, хартии были частью колониальных конституционных документов, и имели дело с описанием институциональной системы, которое называлось конституцией. Поэтому конституции связаны непосредственно с хартиями, по крайней мере, в американском контексте. То есть американский конституционализм происходит из английских хартий, а следовательно и из английского права, также как он происходит из документов, написанных в Америке.

Губернаторы этих колоний назначались королем из представителей земельной и торговой аристократии, из числа королевских чиновников, либо присылались из Лондона. Так же существовали две колонии, которые амии себе выбирали губернатора: Коннектикут и Род-Айленд. Правда, они должны были пройти одобрение короля. В нескольких колониях (Мэриленд, Пенсильвания, Делавэр) вплоть до войны за независимость сохранялась власть собственников, которым принадлежало и право назначать губернаторов. И в этом случае он должен был быть одобрен королем. В сою очередь губернатором назначались судьи прочие чиновники колониального управления. Каждая из колоний имела свое законодательное собирание. Эти собрания, возникшие еще в первоначальный период колонизации как органы цензового самоуправления, имели право издавать любые законы и постановления при том условии, что они не будут противоречить законам метрополии. А определить последнее мог губернатор. Так же губернаторам предоставлялось право вето на все законы, которые издавались законодательным собранием. Губернатор в свою очередь тоже зависел от законодательного собрания, потому что именно им назначалась сумма содержания губернатора.

За время своего существования колониальные собрания настойчиво боролись за расширение и наибольшую эффективность своих прав и можно утверждать, что к концу колониального периода им это удалось, а власть губернаторов стала ослабевать. в особенности об этом можно говорить со времени англо-французской войны 1754-1763 гг., когда на колонии выпала основная тяжесть войны в Америке. Их инициативе во многом было предоставлено ведение военных действий, и колониям Англия была в значительной степени обязана успехом в войне.

В XVIII веке по мере роста колоний и развития их экономики активизировалась и политическая жизнь. Борьба фермеров за равенство прав свидетельствовали о росте классовых противоречий и о подъеме. Несмотря на то, что это движение было распыленным и плохо организованным, оно имело важное значение для последующих событий.

Развитие капитализма в Америке, экономический рост колоний и активизация политической борьбы в них сопровождались подъемом национального самосознания. Это был процесс образования новой североамериканкой буржуазной нации, в котором складывалась новая идеология и культура. Начиная с середины XVIII века в вязи с проникновением в колонии идей буржуазного просветительства наступают серьезные сдвиги в области светского образования, развития науки, литературы и искусства. Буржуазное просветительство имело для того времени большое прогрессивное значение. Наиболее выдающимися представителями этого направления были Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон.

Франклин занимался различными науками, в том числе философией и политологией. Именно в политологии и философии он разработал ряд важных положений. В 1728 г. он основал в Филадельфии кружок ремесленников и торговцев, так называемый «Клуб кожаных фартуков», которому суждено было положить начало созданному в 1769 г. Американскому философскому обществу. Франклин организовал первую общественную библиотеку, больницу и академию.

Франклин был противником рабства, и по его инициативе в Америке было организованно первое антирабовладельческое общество. Он показал себя сторонником объединения колоний и расширения их прав. Ему же принадлежал первый проект союза североамериканских колоний, который он предложил конгрессу представителей колоний в Олбэни в июне 1754 г. Проект Франклина предусматривал создание общеколониального правительства во главе с генеральным президентом, назначенным и оплачиваемым короной. Законодательная власть должна была принадлежать Великому совету, который переизбирался на 3 года. в ведении центрального правительства должны были находиться внешняя торговля, армия флот и налоговая политика. Согласно его проекту, право объявления новых налогов принадлежало исключительно собранию народных представителей - Высшему совету. План Франклина предусматривал усиление колоний, расширение их прав и самостоятельности, но исходил из того, что колонии остаются в рамках Британской империи. Позднее, с развитием революционного движения, он изменил свою точку зрения и стал сторонником отделения от Англии и провозглашения полной независимости колоний.

Выразителем национального самосознания был Томас Джефферсон. Он стал одним из самых радикальных деятелей американской буржуазной революции, так же он много сделал для пропаганды идей просвещения. Политические взгляды Джефферсона включали идею народного суверенитета и право колоний на восстание. Он представлял интересы фермерства и демократического крыла буржуазии. Материальные условия жизни колонистов и трудности, с которыми им пришлось столкнуться при освоении почти девственного континента, тормозили развитие культуры Америки.

1.2. Экономическая и общественная жизнь

Джон Адамс, второй президент Соединенных Штатов, однажды сказал, что история Американской революции началась еще в 1620 г. «Революция совершилась до того, как началась война, она происходила в умах и сердцах людей» Вадяпина В.И. Бакалавр экономики (хрестоматия). электронная библиотека сайта:lib.vvsu.ru. Фактически же пути Англии и Америки стали явно расходиться лишь после 1763 г., более полутора века спустя после основания Джеймстауна. За тот период колонии выросли в экономическом и культурном отношении и почти все имели большой опыт самоуправления. К тому году их население превысило 1,5 млн. человек -- это в 6 раз больше, чем в 1700 г.

1.2.1 Экономика и структура общества

Торговлей в Америке занимались главным образом предприимчивые купцы из северных и среднеатлантических колоний. 90% торговли с Вест-Индией осуществлялось на их судах, а доходы от этой торговли уступали лишь доходам от продажи табака в общем торговом балансе американских колоний. Эта торговля нередко именуется «треугольной», ибо самый знаменитый маршрут имел форму треугольника, соединявшего Африку, где на ром выменивали рабов, Вест-Индию, где рабов продавали за сахар и патоку, и Новую Англию, где из сахара и патоки гнали ром. Эти энергичные предприниматели были основным звеном формировавшегося тогда торгового капитализма, а их предприятия создавали рабочие места для клерков, кораблестроителей, докеров и моряков, способствуя процветанию портовых городов. К 1763 Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия и Чарлстон, с численностью населения 15-25 тыс. в каждом, превратились в культурные, политические и торговые центры американских колоний.

В Чесапикском регионе развитие экспорта способствовало скорее росту числа крупных имений, чем возникновению больших городов. Плантаторы Виргинии и Мэриленда контролировали сбыт табачной продукции многочисленных мелких хозяйств, торговлю импортными товарами и ссуды под урожай. Они использовали политическое влияние для приобретения крупных земельных массивов с целью последующей перепродажи поселенцам.

1.2.2 Усиление роли ассамблей

В связи с упрочением положения местной экономической элиты политическая власть от губернаторов и их советов стала переходить к ассамблеям. Эти органы представительной власти, состоявшие из богатых и влиятельных людей, заставили королевских чиновников учитывать местные интересы, смотреть сквозь пальцы на нарушение непопулярных торговых законов и согласиться с переходом многих функций управления к чиновникам, назначаемым ассамблеями. Законодательные органы колоний формировались по образу палаты общин и настаивали на том, чтобы губернаторы передали им те функции, которые палата общин в Англии отвоевала у короля. Во время колониальных войн 1740-1750-х годов процесс ослабления традиционной власти высших чиновников ускорился, ибо губернаторам для ведения военных действий приходилось добиваться финансовой поддержки у ассамблей. К 1763 ассамблеи в большинстве колоний приобрели значительное политическое влияние, однако продолжали опасаться как полномочий королевских губернаторов, так и вмешательства английского парламента в американские дела.

1.2.3 Подъем религиозного сознания

В конце 1730-х годов американские колонии были охвачены мощным религиозным движением. Первые его вспышки проявились в Нортгемптоне (Массачусетс) в приходе Джонатана Эдвардса, авторитетного теолога и блестящего оратора. Дузовный подъем проявился и в других городах в долине р.Коннектикут, а затем, с приездом Джорджа Уайтфилда, выдающегося английского проповедника, проник и в остальные колонии.

Первоначально это движение охватило все слои и классы общества и получило поддержку многих руководителей церкви. Однако в это же время появились десятки бродячих проповедников. Эти набожные малообразованные люди сильно подорвали авторитет официальной церкви. Поэтому деятельность проповедников была запрещена законодательными органами многих колоний. Однако пытаясь упрочить власть религиозных авторитетов, репрессии на самом деле оказывали противоположный эффект. Церкви распадались на отдельные конгрегации, новоявленные секты приобретали все большее влияние. Они основывали высшие учебные заведения для подготовки своих священнослужителей. К старым колледжам - Гарвардскому (1636), Вильгельма и Марии (1693) и Йельскому (1701) - в 1746-1769 добавились новые - Принстонский, Колумбийский, Браунский, Рутгерсский и Дартмутский.

ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ

2.1 Первые конституции штатов

Первые конституции штатов занимают очень важное место в развитии американского конституционализма. Они явились кульминацией длительного процесса создания конституционных документов в Америке. Кроме всего прочего, значение конституций штатов обусловливается тем, что национальная конституция не является полным документом без этих конституций, но действует только в системе с ними: Конституция Соединенных штатов предполагает, и даже требует, наличие конституций штатов... Они есть часть национального документа и необходимы для полного завершения легального текста. Становление американского государства. /Под ред. А.А. Фурсенко. СПб., 1992. С. 180. Завершенные конституционные документы для своего штата (государства, народа), конституции штатов создали политические системы, способные противостоять коллективным проблемам соответствующих народов. Рассматриваемые в определенном смысле как эксперименты в самоопределении и устройстве системы управления, конституции штатов изменялись и иногда заменялись в попытках достигнуть целей эффективного управления и народной свободы. К лету 1787 года отцы-основатели, многие из которых участвовали в написании конституций штатов, могли опираться на опыт создания и описания политических институтов и могли оценить практический эффект подобных институтов. Ранние конституции штатов находятся на переломе американской конституционной истории. С одной стороны, они явились кульминацией колониального опыта, собрали и обобщили его. С другой стороны, они подготовили основание для Статей Конфедерации и затем для Конституции Соединенных Штатов Америки.

Однако как конституции штатов не были простым и неизбежным собранием всего того, что подготовила колониальная эпоха, так и Конституция Соединенных штатов не стала простым обобщением конституций штатов. Последние три декады восемнадцатого века - время исключительно активных политических экспериментов и новаций. Тысячи памфлетов и газетных статей этого периода посвящены конституциям. Так, конституции штатов восприняли колониальное наследие, а именно следующие основные черты колониальных конституционных документов: создание базиса для гражданского сообщества в едином документе; двойное соглашение в документе - между людьми (с элементами традиции формальных соглашений гражданских договоров), и между народом и правительством (с элементами, характерными для хартий); первая часть соглашения создает народ и гражданское общество и определяет желаемый образ жизни; первая часть соглашения заключена в преамбулу или билль о правах; вторая часть соглашения создает институты для коллективного принятия решений; вторая часть соглашения в собственном смысле слова называется конституцией; некоторые фундаментальные принципы, на которых основывается конституционное правительство: а)вера в то, что люди равны в возможности соглашаться и не соглашаться (символы свободы и равенства, б)вера в то, что правительство должно быть основано на принципе согласия (принцип народного суверенитета), в)вера в то, что люди в своем большинстве обладают способностями к самоуправлению (символ добродетельности), г)вера в то, что самая важная добродетель для народа в целом - стремиться к благосостоянию сообщества (символы общего блага, правления большинства, либерального процесса); определенные принципы создания конституционного документа: частые выборы, широкий электорат, главенство законодательной власти, ограниченное правительство, разделение властей (запрет на замещение нескольких должностей одновременно), система контроля за исполнительной властью, разделение властных полномочий между местными легислатурами и колониальными; некоторые права неотделимы: право соглашаться и не соглашаться, право на свободу совести, право на суд присяжных; все иные права отделимы, когда этого требует общее благо и получено согласие народа или его представителей; эти отделимые и неотделимые права заключены в билле о правах. Становление американского государства. /Под ред. А.А. Фурсенко. СПб., 1992. С. 182. Все указанные аспекты конституционализма пришли к американцам в 1776 году через хартии, формальные соглашения и гражданские договоры, общее право. Однако некоторые важные черты к этому моменты еще не были выработаны, они продолжали разрабатываться, частично в ранних конституциях штатов, частично в Федеральной Конституции. Например, разделение властей к этому периоду не было новой идеей, но теория не соотносилась полностью с практической деятельностью политических институтов. Американская политическая мысль не знала еще ни бикамерализма, ни независимой исполнительной власти. Идея избрания специального конвента для написания конституции, которую впоследствии одобрит народ на референдуме, еще не была полностью развита - этой деятельностью в основном занимались законодательные собрания. Также концепция использования поправок вместо замены полного документа еще не существовала.

Ранние конституции штатов очень многое сделали для развития каждого из указанных конституционных принципов, хотя некоторые из них полностью развились только в национальной Конституции 1787 года. Каждая из этих конституций определяет политическую систему (институты для принятия коллективных решений) и политическую культуру (желательный образ жизни, формирующий систему). Что интересно, каждый документ выражает поразительную изобретательность, но во всех мы находим определенную общность институтов и описания политической культуры. Первые восемнадцать конституций штатов содержат следующие институты: 1)двухпалатная легислатура; 2)прямые народные выборы нижней палаты; 3)избирательное право у белых мужчин; 4)прямые народные выборы в Сенат; 5)ежегодные выборы в нижнюю палату и Сенат; 5)легислатура избирает главу исполнительной власти; 6)имущественные цензы для избирателей; 7)билли о правах.

Указанные сходства конституций позволяют нам вычленить усредненную форму правительства, создаваемого конституциями штатов. Пожалуй, самой сильной отличительной чертой является наличие двухпалатной легислатуры, занимающей главенствующее положение в правительстве. Глава исполнительной власти обычно избирался законодательным собранием и был очень слаб в политическом смысле. Суды подчинялись легислатуре, тогда как в колониальный период они подчинялись главе исполнительной власти. В общем и целом, конституционная система хотя и была уже во многом разработана, не отличалась достаточной сбалансированностью, штатам требовалась новая конституционная система.

2.2 Борьба за независимость

К окончанию «войны с французами и индейцами», как называли Семилетнюю войну английские колонисты, описывая те вражеские силы, с которыми им пришлось сражаться, стало очевидным, до какой степени американцы отдалились от метрополии. Жителям английских колоний казалось, что английское правительство совсем не интересуется их проблемами, занимаясь лишь откачкой доходов из Нового Света. Особенно их возмущали вводимые при Георге III торговые ограничения: колониям приходилось закупать чужие и продавать свои товары только через Великобританию, обогащавшуюся на этом посредничестве. Противоречия между колониями и метрополией резко обострились в середине 1760-х годов, доведя Англию и ее американских подданных до открытого военного столкновения.

В 1763 году британский парламент принял законы о судоходстве, по которым товары могли ввозиться и вывозиться из английских колоний в Америке только на британских судах. Это лишало колонистов возможности выбора, превращая английских судовладельцев в монополистов, диктующих им свои цены. Кроме того, все предназначенные для колоний товары должны были грузиться в Англии, независимо от того, откуда их везли. Тем самым на колонистов возлагалась обязанность платить метрополии за посреднические услуги. Цена доставляемых в Америку товаров возрастала и потому, что за них приходилось платить двойную пошлину -- при ввозе в Англию и при ввозе в ее колонии.

В 1764 году парламент принял так называемый закон о сахаре, вменявший колонистам в обязанность выплачивать еще и дополнительный налог за ввезенные в Америку сахар, вино и некоторые другие товары. В колониях свирепствовали королевские сборщики налогов, бдительно осматривавшие все корабли, бросавшие якорь в гаванях американских портовых городов. Если на борту обнаруживался скрытый от налогообложения товар, дело могло дойти до конфискации судна. Страсти в колониях накалялись, а протест против произвола властей привел к стремительному росту контрабанды.

Год спустя интересы колонистов еще раз были ущемлены принятием акта о гербовом сборе, по которому американцы должны были платить налог при приобретении любой печатной продукции -- от книг до игральных карт -- или оформлении любого официального документа. В знак уплаты налога на издание или бумагу наклеивалась гербовая марка. Колонисты не возражали против налогов вообще и готовы были платить их регулярно, однако они считали, что при введении новых податей должно учитываться и их мнение. В том же 1765 году 27 депутатов от девяти колоний собрались в Нью-Йорке, составив и отправив королю и парламенту петицию об отмене закона о гербовом сборе. И закон был действительно отменен, но не потому, что правительство устыдилось его несправедливости. Задетые за живое новым неоправданным побором, американцы начали выражать свое недовольство в открытой, агрессивной форме. Особенной решительностью отличались жители Бостона, где толпы обозленных горожан вламывались в конторы, торговавшие гербовыми марками, учиняли в них погромы, а их владельцев подвергали характерной американской гражданской казни: обмазывали горячей смолой и обваливали в перьях, а затем с улюлюканьем таскали по улицам, выставляя их на всеобщее посмешище. В таких условиях желающих торговать гербовыми марками попросту не оказалось.

Бостонцы особо отличились и 16 декабря 1773 года, когда в их порт вошли три британских судна с грузом индийского чая. Около 7 тысяч человек высыпали им навстречу протестуя против того, что по милости правительства метрополии им необходимо будет платить за этот товар больше, чем если бы они сами доставили его из Индии, Бостонцы требовали, чтобы корабли с чаем убирались обратно в Англию, но их волю в очередной раз проигнорировали. Тогда вечером, под покровом сумерек, группа молодых горожан, переодетых в костюмы индейцев-могавков, пробралась на эти корабли и сбросила тюки с чаем в бостонскую гавань. «Бостонское чаепитие» Аптекер Г.А. История американского народа: колониальная эра., М., 61

стало прологом к Американской революции, как в англоязычных странах называют войну американских колоний Англии за независимость от метрополии.

Британское правительство было исполнено решимости покарать бунтовщиков, и через несколько недель гавань бостона была блокирована английской военной эскадрой, намеренной держать осаду до тех пор, пока колонисты не уплатят стоимость погубленного чая. Однако закрытие бостонского порта укрепило решимость американцев бороться за свои права. Предвидя беспорядки, правительство распорядилось усилить военный гарнизон Бостона двумя полками из Галифакса, однако Бостон и впредь оставался одним из главных очагов напряженности в отношениях между метрополией и колониями.

Ненавистные дискриминационные постановления британского парламента в Америке называли «невыносимыми». К их числу был отнесен и закон о провинции Квебек (1774), больно задевший чувства английских колонистов, особенно на фоне событий в Бостоне. Этот акт регулировал положение канадских французов, после 1763 года оказавшихся на территориях, принадлежащих Британии. Французам гарантировались свобода вероисповедания и возможность соблюдать национальные традиции. Поблажки католикам раздражали колонистов-протестантов, но это было ничто по сравнению с тем гневом, который вызвало У всех английских колоний решение британского правительства о фактически двукратном расширении территории Квебека за счет прирезки к ней земель не только на северо-востоке, но и на юго-западе, так что южная граница пролегла теперь по реке Огайо. Трудно было избавиться от впечатления, что метрополия готова благодетельствовать чужакам и притеснять своих.

Английские колонисты горячо сочувствовали бостонцам и всем жителям Массачусетса, страдавшим из-за блокады бостонского порта. Повсюду в колониях в знак солидарности были приспущены государственные флаги. Кроме того, колонии решили поделиться с Массачусетсом продовольствием -- даже далекая Южная Каролина поставила им рис. Сложившееся положение было решено обсудить на общем собрании представителей английских колоний, и с 5 сентября по 26 октября 1774 года в Филадельфии заседал Континентальный конгресс, в работе которого участвовали 55 депутатов от всех колоний, кроме Джорджии. Депутаты выработали ряд важных документов, намереваясь добиваться для колоний права самоуправления. Эта идея излагалась в «Декларации прав» Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв / под редакцией Галанзы П.Н., М., 57

, а также в обращениях к королю, народу Британии и жителям самих колоний. Кроме того, в знак протеста против блокады Бостона было решено объявить торговый бойкот метрополии. И американцы стойко держали его, не покупая английских товаров и не продавая своих товаров англичанам; нарушителей ждали уже ставшие традиционным наказанием смола и перья.

Британское правительство с негодованием отказалось рассматривать вопрос о предоставлении самоуправления заокеанским колониям, и американцы начали готовиться отстаивать свои права с оружием в руках. Главные арсеналы колонистов находились в массачусетских городках Лексингтон и Конкорд. Подозревая о мятежных намерениях населения, командующий британским военным гарнизоном в Бостоне решил захватить эти склады оружия, пока бунтовщики не пустили его в ход. Об этих планах случайно узнал житель Бостона Пол Ревир (1735--1818). Он был сугубо штатским человеком, серебряных дел мастером, но в ночь на 18 апреля 1775 года в нем проснулся истинный герой. Оседлав коня, он проехал по городкам к северу от Бостона, предупреждая жителей о грозящей опасности. Благодаря Ревиру (его подвиг был воспет американским поэтом Генри Лонгфелло в стихотворении «Скачка Пола Ревира») бунтовщики успели подготовиться к встрече с королевскими войсками. Ревир стал национальным героем, и до сих пор в Бостоне сохранился его дом, ставший музеем. Когда 19 апреля солдаты в красных мундирах прибыли в Лексингтон, местные ополченцы отказались покинуть арсенал, и регулярные войска прибегли к оружию. От их пуль погибли восемь человек, еще несколько получили ранения. Выстрелы в Лексингтоне стали началом ожесточенной войны между колониями и метрополией.

После расстрела непокорных в Лексингтоне британский отряд направился к Конкорду, куда уже дошли известия о кровопролитии. Местные жители набросились на солдат с такой яростью, что те дрогнули и с позором отступили к Бостону, потеряв около 70 человек убитыми и более 200 человек ранеными. Наступило короткое затишье, но все понимали, что скоро грянет буря: метрополия не могла оставить безнаказанной дерзость, проявленную ее заокеанскими подданными.

По всем исчислимым показателям перевес в этой войне был на стороне метрополии. Британия имела 50-тысячную регулярную армию и деньги, чтобы воспользоваться услугами иностранных наемников: для ведения войны с колониями Англия поставила под ружье около 30 тысяч гессенских немцев. И даже в самой Америке на стороне метрополии выступили около 50 тысяч верных королю колонистов и некоторые индейские племена, обрадованные возможностью свести счеты с бледнолицыми притеснителями. Колонисты, из которых лишь немногие приобрели опыт военных действий во время англо-французского колониального конфликта, могли рассчитывать только на собственные силы. Их единственным ресурсом были негры, в основном рабы, которым обещали освобождение за участие в военных действиях. В большинстве своем чернокожие невольники были ненадежными бойцами, и около половины этого воинства (свыше 5 тысяч человек) стали дезертирами. Многие негры, спасаясь от рабства, перебегали на сторону англичан и впоследствии покинули Америку вместе с ними. Однако мужества и решительности отстаивать свои права колонистам было не занимать.

Победа метрополии над колониями почти не вызывала сомнений. Между тем обстоятельства не позволили Британии обрушить всю свою военную мощь на заокеанских бунтовщиков. Обострение положения в Ирландии и ожидание подвоха со стороны Франции, которая, потерпев поражение в Семилетней войне, не упустила бы случая поквитаться с англичанами, если бы их основные войска отправились в Америку, требовали от Британии осмотрительного распоряжения своими военными ресурсами. Кроме того, в самой Англии бытовало убеждение о недопустимости военного конфликта, в котором одна часть народа сражалась бы с другой,-- англичане видели в американцах таких же потомков англосаксов, как и они сами. Фактически же за военную карательную операцию выступали только сторонники партии тори, а виги, напротив, открыто приветствовали действия колонистов, считая, что в Америке идет борьба в том числе и за свободу самой Англии от произвола королевской власти. Моральная поддержка части населения метрополии была очень важна для колонистов. В конце концов ударной силой английской королевской армии в Америке стали гес-сенцы.

Задача войск короля была не из легких. Им предстояло сражаться почти в пяти тысячах километров от Британии. Сюрпризы погоды не позволяли надеяться на их бесперебойное снабжение продовольствием и боеприпасами. В довершение всех бед британские военачальники оказались бездарными и беспомощными, тем более что приказы из Лондона шли месяцами и доходили до армии тогда, когда оперативная обстановка неузнаваемо менялась. Кроме того, американская война была непохожа на европейские кампании. В традиционной войне войска стремились завоевать главные города противника, особенно столицу, после чего можно было диктовать побежденному врагу свои условия. В американских же колониях не было ни крупных городов, ни населенного пункта, который можно было бы назвать сердцем этих территорий. Поэтому королевским войскам пришлось сражаться с колонистами на территории в полтора миллиона квадратных километров.

Кровопролитие в Лексингтоне и Конкорде заставило около 20 тысяч американцев встать под ружье, и эти вооруженные мушкетами ополченцы с успехом блокировали гарнизон Бостона. Тем временем 10 мая 1775 года собрался Второй континентальный конгресс, на котором были представлены уже все тринадцать колоний. Депутаты все еще надеялись по-хорошему договориться с правительством метрополии, но в то же время приняли решение начать сбор денег для создания собственных армии и военно-морского флота. Возможно, одним из самых важных решений Континентального конгресса было назначение виргинского плантатора Джорджа Вашингтона (1732--1799), обладавшего военным опытом, накопленным в период англо-французского колониального конфликта, главнокомандующим американским ополчением. Вашингтону было поручено руководить осадой Бостона. Этот судьбоносный выбор был, однако, сделан не потому, что в Вашингтоне увидели прирожденного лидера. Скорее, население других колоний беспокоило наличие весьма большого вооруженного ополчения в Массачусетсе, а Вашингтон был человеком со стороны и представлял самую крупную и самую густонаселенную колонию. Кроме того, это был человек обеспеченный, еще более увеличивший свое состояние благодаря удачной женитьбе (его жена Марта (1732-- 1802) была дочерью богатого виргинского плантатора и унаследовала крупное состояние от первого супруга) и совершенно не походивший на авантюриста, преследующего корыстные цели.

Считая себя подданными британского короля, отряды колонистов уже в мае 1775 года захватили в плен британские гарнизоны в Тикондероге и Краун-Пойнте. Так у колонистов появились пушки и порох, необходимые для осады Бостона. В июне они дали британцам бой в окрестностях Бостона у холма Банкер-Хилл. Запасы пороха у колонистов были столь ограниченны, что один из офицеров-ополченцев Уильям Прескотт дал команду стрелять только наверняка, подпуская к себе врагов так близко, что можно было бы «увидеть белки их глаз» Аптекер Г.А. История американского народа: колониальная эра., М., 98

. В конце концов колонистам все же пришлось отступить, но они сумели нанести противнику серьезный урон, доказав, что при наличии боеприпасов они способны противостоять регулярным войскам. Тогдашний французский министр иностранных дел заметил, что, одержи британцы еще две такие же победы над колонистами, в Америке не останется британских солдат.

Узнав о сражении при Банкер-Хилле, в августе 1775 года Георг III официально провозгласил американских колонистов бунтовщиками, и именно тогда было принято решение об отправке в Америку гессенцев. Эта новость встревожила американцев, так как за гессенцами водилась слава кровожадных и умелых вояк. Они действительно умели сражаться, но, как и всякие наемники, больше беспокоились о плате за свои услуги. Американцы нашли эффективный способ борьбы с ними, переманив часть немцев на свою сторону обещанием предоставить им земли, и в итоге многие из них так и остались жить в Новом Свете.

Осенью двухтысячная американская армия смело вторглась на территорию Канады. Лидеры взбунтовавшихся колоний рассчитывали, что недовольные своей зависимостью от британской короны французы окажут им поддержку в борьбе с метрополией. Эта военная операция свидетельствовала об изменении характера военных действий американцев: теперь они уже не только защищали свои интересы, но и перешли в наступление. Отряд под командованием генерала Ричарда Монтгомери, ирландца, прежде служившего в британской армии, сумел захватить Монреаль. Объединившись с отрядом генерала Бенедикта Арнольда, Монтгомери попытался взять и Квебек, однако 31 декабря 1775 года колонистам пришлось отказаться от этого намерения. Монтгомери погиб при штурме Квебека, а Арнольд получил ранение в ногу. Остатки армий отступили. Оборванные, измученные, участники канадского похода были доведены до необходимости утолять голод, грызя кожаные подметки сапог. Надежды на поддержку населения провинции Квебек лопнули: местные жители были вполне удовлетворены тем, как отнеслось к ним британское правительство.

В марте 1776 года колонистам удалось добиться большого успеха в Бостоне: местный гарнизон вынужден был окончательно покинуть город, а вместе с ним бежали и наиболее влиятельные из американских сторонников короля (день эвакуации до сих пор ежегодно отмечается бостонцами).

Война за независимость знала множество примеров массового и личного героизма. В этой войне, например, принимали участие многие американские женщины. Они сопровождали в походах своих мужей и сыновей, готовили еду, обстирывали солдат, а иногда и занимали их место на боевых позициях. Одной из героинь Войны за независимость США стала Мэри Хейз. Она повсюду следовала по дорогам войны за своим мужем-артиллеристом, отважно подносила кувшины с водой на передовые позиции, а когда в сражении при Монмуте ее супруг Джон получил ранение, бесстрашно заняла его место в артиллерийском расчете.

Сочувствуя делу свободолюбивых американцев, некоторые европейцы отправлялись за океан, чтобы оказать реальную поддержку мятежным колониям. Французскому офицеру маркизу де Лафайету (1757--1834) было всего двадцать лет, когда он предоставил в распоряжение Конгресса свою шпагу и привезенный им в Америку отряд наемников. Способности отважного молодого человека высоко оценил Вашингтон, сделавший Лафайета членом своего штаба и по-дружески привязавшийся к нему.

В южных колониях американцы также достигли ощутимых результатов. В феврале 1776 года они разбили по-луторатысячный отряд королевских солдат в сражении при Мур-Крике (Северная Каролина), а в июне дали достойный отпор эскадре, вошедшей в гавань Чарльстона. Колонисты, однако, также несли потери. Страдали не только ополченцы, но и мирные жители: войска короля предали огню несколько населенных пунктов, в том числе городки Норфолк и Фолмаут. Жестокость армии метрополии вызвала ответную реакцию. Важную роль в развитии последующих событий в Америке сыграл и памфлет «Здравый смысл», опубликованный в 1776 году и разошедшийся в 120 тысячах экземпляров. Его автором был Томас Пейн, в прошлом -- английский подмастерье, в 1775 году перебравшийся в поисках лучшей доли за океан. В памфлете предлагалось сопоставить размеры метрополии и ее американских колоний, а затем решить еще одну задачку: указать примеры, в которых бы большее подчинялось меньшему. Вывод напрашивался однозначный: претензии маленькой Британии на власть над обширными территориями в Новом Свете противоречат здравому смыслу.

7 июня 1776 года депутат Континентального конгресса в Филадельфии Ричард Генри Ли заявил, что «Соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми государствами» Всемирная история в 10 томах, гл.р. Е.М.Жуков, М., 67

.

Остальные депутаты поддержали это мнение и после недолгих дебатов и внесения некоторых поправок 4 июля 1776 года единодушно утвердили текст «Декларации независимости», составленный Томасом Джефферсоном (1743--1826). В этом документе давалось подробное обоснование причин, по которым американцы выдвигают требование независимости, поэтому иногда «Декларацию» именуют «Объяснением» Джефферсона. В «Декларации» говорится, что Бог создал всех людей равными, наделив их неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и стремление к счастью, и именно эти права призваны обеспечивать правительства стран. Однако если правители пренебрегают своими обязанностями, народ имеет право свергнуть их и установить ту власть, которая будет способствовать его процветанию.

В восемнадцати последующих параграфах обстоятельно перечисляются преступления британского монарха: он отказывался утверждать законы, которые могли бы принести благо его подданным, не издавал законы, которые могли бы улучшить жизнь людей на подвластных ему территориях, препятствовал отправлению правосудия, превращая судей в покорных ему марионеток, раздул бюрократический аппарат, паразитирующий за счет рядовых подданных империи. Самая главная вина короля заключалась в том, что он повел войну с собственным народом, вынудив этот народ к проявлению неповиновения. Он отверг почтительные петиции американских колонистов, превратившись в тирана для своих подданных. Поэтому тринадцать американских колоний отвергают его власть, провозглашая себя свободными и независимыми штатами, т. е. государствами (слово «штат» происходит от английского state, прочитанного на немецкий лад, -- когда оно входило в русский язык, в нашей стране не слишком были знакомы с английскими правилами чтения). В «Декларации независимости» применительно к английским колониям в Америке впервые было употреблено название Соединенные Штаты Америки. День принятия «Декларации независимости» стал днем рождения США.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.