РУБРИКИ

История средних веков

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История средних веков

История средних веков

20

1. Развитие естествознания

В конце XV -- первой трети XVI в. гуманизм приобрел ха-рактер широкого общественного движения, охватившего большую часть Западной и Центральной Европы. Вслед за Италией его успехи четко проявились в Нидерландах, Германии, Венгрии, во Франции, его идеи проникли в ученые круги Англии, Испании и Португалии, постепенно утверждались в Польше, отчасти затрону-ли Скандинавские страны. В гуманизме всегда присутствовали натурфи ло-софские тенденции. Человек и природа -- предметы постоянного осмысления в эпоху Возрождения. Но наивысший расцвет ренес-сансной натурфилософии пришелся на вторую половину XVI -- начало.XVII в. Главное внимание натурфилософов привлекал вопрос о соотно-шении природы и бога. понимали мир как единство материи и духа, наделя-ли материю способностью воспроизводить самое себя, а вместе с тем одушевляли ее, создав учение о «живом космосе». Уже в пер. пол. XVI натур.ф. получила достаточно большое распространение. Особенностью фил. Мысли того времени было отсутствие еще не вполне сложившихся теорет. сис-тем. понимали мир как единство материи и духа, наделя-ли материю способностью воспроизводить самое себя, а вместе с тем одушевляли ее, создав учение о «живом космосе». асширялись географические представления, происходило изу-чение климата, ветров, морских течений в разных регионах земно-го шара. Возникла океанография, совершенствовалась картогра фия. Выдающийся картограф из Фландрии Г. Кремер (1512-- 1594), прозванный Меркатором, изобрел технику проектировании географической долготы и широты. Важнейшее значение для возникновения новой картины мироздания имело развитие астрономии. Подлинно революционную роль здесь сыграл великий польский мыслитель Николай Коперник (1473--1543). 40 лет жизни служебным обязан-ностям каноника и неутомимым наблюдениям небесных светил. Их итоги Коперник" изложил в книге «О вращении небесных сфел», опубликованной лишь в самом конце его жизни. Земля не является центром мира и не стоит на месте (вопреки тому, что сказано в Библии, а также в трудах Аристотеля-Птолемея). Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами -- вокруг Солнца, центрального тела планетной системы. Учение Коперника обозна-чило важную историческую веху -- начало новой астрономии и на-учного 'познания"мира жордано Бруно^ Не будучи математиком, он чисто умозри-тельно расширил мир (ограниченный у Коперника Солнечной системой), высказав догадку о существовании в бескрайней Вселенной бесчисленного множества систем, подобных Солнечной. Решающую роль в обосновании гелиоцент-ризма сыграли труды Галилео Галилея (1564--1642). Великий ученый, человек широких интересов и многих талантов, Галилей внес бесценный вклад в познание реального мира. С помошью сконструированного им телескопа он наблюдал"небесные тела, .уве-личенные в 32 раза. Открывшаяся картина оказалась ошеломля-ющей: на Солнце обнаружились пятна, можно было заключить, что оно вращается; открылись новые звезды, удаленные от Земли, Млечный путь распался на множество светил; на Луне отчетливо вырисовывались горы, Юпитер имел четыре «луны", Сатурн был окружен кольцами, менялись фазы Венеры. Эти открытия означали подлинный переворот в представлениях о Вселенной. Ученик Галилея Тори-челли изучал атмосферное давление и создал ртутный термометр. В конце XVI -- первой половине XVII в. были изобретены теле-скоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствова-ны компас, часы. Дальнейшее развитие получила математика, Кардано и его последователи решали алгебраические уравнения третьей и четвер-той степеней. По инициативе французского математика" Франсуа Виета в алгебре стали употребляться буквенные обозначения, закладывались основы теории уравнений. Появились новые отрас-ли математики, были изобретены логарифмы, разрабатывалась тригонометрия, немалый вклад в которую внес Коперник.. Французскими учеными Пьером Ферма и Рене Декартом была основана аналитическая геометрия. Итальянец Бонавентура Кавальери, Ферма, Декарт, Кеплер, а затем Паскаль работали над анализом бесконечно малых величин. Важная заслуга Декарта -- введение понятия «переменной величины», благодаря чему в математику «вошли движение и диалектика», подготовившие воз-никновение дифференциального и интегрального вычислений. Происходило накопление знаний в химии, делали успехи биология, зоология, геология и минералогия. В начале XVII в. возникло механистически-математическое направление философии. Видным представителем нового направ-ления стал Рене Декарт (Картезий). Согласно его учению, мир состоит из материальных частиц, находящихся в постоянном движении -- перемещении в пространстве - и подчиненных чако-нам механики. Их действие он переносил на живые организмы и называл животных машинами. формула Декарта: «Я мыслю, следова-тельно, я существую».

2. Анализ возникновения капиталистических отношений.

М. Вебер, подобно К. Марксу, считает капитализм уникальным историческим явлением, принципиально новой ступенью развития.

В «Протестантской этике» М. Вебер обосновывал противоположность капитализма и всех некапиталистических, или, как он их называл, традиционных обществ и систем ценностных ориентации. Он писал: «Первым противником, с которым пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом».

Под традиционализмом немецкий социолог понимает такой строй мышления и образ действия, при котором человек ориентирован на воспроизводство своего устоявшегося образа жизни и не стремится его изменить; работает лишь для того, чтобы удовлетворить свои привычные потребности, и не стремится заработать сверх необходимого для этого. Подобные установки прямо противоположны бесконечному, имеющему цель лишь в себе самом, стремлению к наживе капиталистического предпринимателя. Его стремление к прибыли не ограничено естественными потребностями человека и далеко превосходит пределы не только обычного, но и престижного потребления. Он ориентирован на производство ради прибыли, а не ради удовлетворения потребностей, и эта ориентация и составляет, по Веберу, суть «духа капитализма».

В концепции М. Вебера традиционализм является не только ценностным антиподом «духа капитализма», но и одной из основных помех для его развития: «Повсюду, где современный капитализм пытался повысить "производительность" труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за которым скрывалось необычайно упорное сопротивление; на это сопротивление капитализм продолжает наталкиваться и по сей день тем сильнее, чем более отсталыми (с капиталистической точки зрения) являются рабочие, с которыми ему приходится иметь дело». Капиталистическое предприятие, в понимании М. Вебера, - это предприятие, основанное на «рациональной организации свободного труда». То есть существуют не внешние по отношению к индивиду, а внутренние - нравственные, духовные - мотивы, побуждающие его к занятиям рациональной хозяйственной деятельностью, ориентированной не на удовлетворение непосредственных потребностей, а на саморазвитие.

3. Процесс первоначального накопления.

Историческая необходи-мость первоначального накопления определялась теми чертами, которые отличали капиталистический способ производства от фе-одального способа.

Собственнику земли -- феодалу для получения феодальной ренты необходим владеющий собственными орудиями труда и «привязанный» к земле крестьянин. Капиталистический способ производства зиждется на эксплу-атации лишенных средств производства и средств существования наемных рабочих -- пролетариев -- классом капиталистов, сосре-доточившим в своих руках денежные богатства и средства про-изводства.. собственник средств производства присваивает без оплаты произ-веденный ими прибавочный труд. Исторические предпосылки капиталистического способа производства были значительно ускорены в процессе так называемого первоначального накопления, являвшегося не результатом, а "преддверием" капиталистического способа производства. Все элементы, из которых складывалось первоначальное накопление, исторически распределялись более или менее последовательно между различными странами. Основу этого процесса повсеместно составляло обезземеливание крестьянина. В наиболее завершенном виде оно проходило в Англии. Одновременно с этим шла экспроприация мелких городских и сельских ремесленников, которых купцы, скупщики, раздатчики и

ростовщики опутывали сетью непосильных «долгов». Цеховые мас-тера многих отраслей уже в XV объединились в замкнутые корпорации, закрыв фактически подмастерьям доступ в свою среду и постепенно превратив их в наемных рабочих. Феодальное го-сударство и города не власти давили мелких ремесленников не-померными налогами. Многие из них либо совершенно разорялись, либо теряли самостоятельность и практически получали заработ-ную плату, притом нищенскую, от капиталистов. Осуществлялось все это с применением жесточайшего насилия. Повсеместным стало бродяжничество. С целью его пресечения начиная с XVI в. в Англии, Испании, Нидерландах, во Франции издавались жестокие законы против бродяг, т. е. экспроприированных крестьян и ремесленников. Подобными методами создавалась резервная армия рабочих, необходимая для развития капиталистического производства. Широкие возможности предоставлял и грабеж вновь открытых земель, превращенных в колонии. Первыми, кто сильно нажился на этом, были, испанские и португальские конкистадоры и купцы. Вслед за испанцами и португальцами в колонии двинулись голландские и английские купцы, создавшие систему хищни-ческой экс-плуатации этих земель. Награждавшаяся буржуазия, давая займы монархам, сильно обогащалась и государственных долгах, которые Маркс считал одним из самых мощных рычагов первона-чального накопления. Арсенал методов первоначального накопления дополняла система протекционизм.

4.ВГО
Географические открытия, которые заслуживают определения "великие", совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV - серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира. Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи ойкумены были раздвинуты; мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии. В рамках этой эпохи исследователи обычно выделяют два периода. - середина или конец XV - середина XVI вв. - период испанских и португальских открытий в Африке, Америке и Азии, включающий важнейшие плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана;

- середина XVI - середина XVII вв. период, основное содержание которого составили впечатляющие достижения русских землепроходцев на севере Азии, английские и французские открытия в Северной Америке, голландские открытия в Австралии и Океании.

Имеются и другие точки зрения на хронологические рамки эпохи Великих географических открытий, ограничивающие ее серединой ХV - серединой XVI вв. или, напротив, включающие в нее и замечательные открытия XVIII в. В ходе Великих географических открытий европейские путешественники впервые дерзнули пересечь океаны (единственное исключение в средневековой Европе - викинги, но их достижения к XV в. были уже давно забыты). Но для того чтобы мореплаватели отважились оставить землю за кормой, человечеству пришлось сначала сделать множество разных изобретений: такие приборы, как компас и астролябия, без которых нельзя было проложить верный путь и определить широту; астрономические таблицы, позволявшие.. определять долготу; географические карты, в раннем средневековье предельно схематичные, но постепенно становящиеся все более точными в деталях. Было необходимо книгопечатание, чтобы ускорить распространение сведений об изобретениях и открытиях; пушки и порох, чтобы сломить возможное сопротивление жителей вновь открытых земель, и многое, многое другое. А самое главное, был необходим (и был действительно создан) чудо-корабль, без которого открытия не могли быть совершены, - каравелла - быстрая, с легким ходом, маневренная, обладавшая удивительной способностью идти нужным курсом при любом направлении ветра, к тому же с небольшой командой, что позволяло взять на борт достаточно пищи и воды.

Большую роль сыграла в эпоху Великих географических открытий и получавшая все большее распространение идея шарообразности Земли; с нею была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан. На первом этапе Великих географических открытий решающую роль сыграли Испания и Португалия, в силу ряда причин оказавшиеся раньше других стран готовыми к выполнению труднейших задач, выдвинутых временем. В течение нескольких десятков лет мореплаватели пиренейских стран открывают юго-восточный путь в страны Востока вокруг Африки и юго-западный - в обход Америки, в поисках западного пути открывают и исследуют огромный двойной материк - Америку. Но к середине XVI в. пиренейские державы, удовлетворенные захваченными источниками богатств, постепенно отказываются от новых исследовательских плаваний, стремясь прежде всего сохранить за собой уже приобретенные земли. Им на смену приходят Англия и немного позже Голландия.

Эти страны уже достаточно сильны, чтобы начать добиваться своего места под солнцем, но еще не в состоянии вытеснить испанцев и португальцев с тех путей, которые ведут к источникам их богатств. Поэтому Англия и Голландия должны были искать новые маршруты из Европы в страны Востока: северо-западный - вокруг Северной Америки и северо-восточный - вокруг северного побережья Азии. Имея в виду оба этих варианта, мореплаватели исходили из верного предположения, что Азия и Америка разделены проливом, по которому можно попасть из Северного Ледовитого океана в Тихий. Путь к берегам Северной Америки проложил в 1497 г. генуэзец на английской службе Джон Кабот (Джованни Кабото). В экспедиции 1498 г., осуществленной Каботом и его сыном Себастьяном, английские суда пересекли Атлантический океан и, достигнув североамериканского материка в районе острова Ньюфаундленд, прошли вдоль его восточного побережья далеко на юго-запад. Однако плавание оказалось убыточным (на пушные богатства страны моряки не обратили внимания). Поэтому англичане надолго остыли к исследованиям во вновь открытых землях, хотя Себастьян Кабот впоследствии еще дважды плавал к берегам Северной Америки. В 20-е гг. XVI в. на поиски Северо-западного прохода устремились португальские, испанские и французские экспедиции, открывшие и нанесшие на карту многие тысячи километров атлантического побережья Северной Америки - от восточной оконечности полуострова Лабрадор до Флориды. В 1534 - 1536 гг. француз Жак Бартье исследовал залив Святого Лаврентия и прошел по открытой им реке Святого Лаврентия до впадения в нее реки Оттавы. Плыть дальше не позволяли пороги, но от индейцев Бартъе узнал, что дальше к юго-западу находятся обширные водные пространства. Так европейцы впервые услышали о Великих американских озерах, открытых французами уже в XVII в. Местные жители - индейцы - часто называли свои поселки «канада», и это слово, обозначавшее просто населенный пункт, стало позднее названием всей северной части Нового света - Канады. В последней четверти XVI в. инициативу в поисках Северо-западного прохода уверенно захватывает Англия. В 1576 - 1578 гг. три плавания в северных водах Америки совершил Мартин Фробишер, положивший начало открытию Баффиновой земли; залив у ее юго-восточной оконечности, ошибочно принятый Фробишером за пролив, и сейчас носит его имя. Несколько плаваний в северных водах совершил и Генри Гудзон, который в 1607 г. достиг немного западнее Шпицбергена рекордной отметки 80'23' северной широты, а в 1610 - 1611 гг. обогнул полуостров Лабрадор с севера и запада. Гудзон решил, что открыл вожделенный проход в Тихий океан; на самом деле он вошел в огромный залив, позднее названный Гудзоновым (как и пролив, отделяющий Лабрадор от Баффиновой земли). В позднейших экспедициях 10 - 30-х гг. XVII в. (Байлота и Баффина, Фокса, Джемса) были исследованы и нанесены на карту берега моря Баффина, западной части Гудзонова залива и южной части бассейна Фокс. Но после этого неуловимый Северо-западный проход был надолго забыт: лучшие полярные мореплаватели сошлись на том, что найти его невозможно. С середины XVI в. англичане, а вслед за ними голландцы, начали искать Северо-восточный проход. В ходе этих поисков англичанин Ричард Ченслор установил торговые отношения с Россией (1553 - 1554 гг.), а Стивен Барроу, пользуясь указаниями русских поморов, достиг острова Вайгач. В 1594 - 1597 гг. три плавания в поисках Северо-восточного прохода совершил замечательный голландский полярный мореплаватель Виллем Баренц, но и ему не удалось продвинуться дальше Новой Земли. В XVII в. поиски Северо-восточного прохода, как и поиски Северо-западного, были признаны бесперспективными.

Конец эпохи Великих географических открытий ознаменовался выдающимися плаваниями как на севере, так и на юге нашей планеты. В 1642 - 1644 гг. Абел Тасман делает решающие шаги в долгой эпопее открытия Австралии. А в 1648 г. Федот Попов и Семен Дежнев впервые прошли из Северного Ледовитого океана в Тихий, обогнув восточную оконечность Азии. Тем самым существование Северо-восточного прохода, который так долго искали мореплаватели разных стран Европы в XVI - начале XVII вв., было доказано. Однако открытие Попова и Дежнева не получило известности, и в XVIII в. Витусу Берингу пришлось вторично решать ту же задачу.

Трудно переоценить значение Великих географических открытий в эпопее познания человеком земной поверхности. Были определены контуры всех обитаемых материков (кроме северных и северо-западных берегов Америки и восточного побережья Австралии), исследована большая часть земной поверхности; однако еще не изученными остались многие внутренние районы Америки, Африки, Азии и особенно Австралии. Великие открытия дали новый обширный материал для многих других областей знания - истории, этнографии, ботаники, зоологии. Именно в результате Великих географических открытий пришли в Европу столь привычные для нас сегодня картофель и томаты, кукуруза и табак.

Не менее важным было глубокое влияние открытий на социально-экономические процессы в Европе. Торговые пути неудержимо перемещались из Средиземноморья на просторы Атлантики. В результате одни государства приходили в упадок, и на авансцену истории выходили другие. Открытия связали между собой прежде изолированные континенты в единое целое: так рождался мировой рынок. Безжалостное ограбление колоний стало одним из важнейших рычагов для накопления богатств в наиболее развитых странах Европы, и в этой связи процесс развития капитализма в Европе неотделим от Великих географических открытий.

Великие географические открытия произвели ошеломляющее впечатление на современников, которые прекрасно осознавали масштабы происходивших, событий. Факты опровергали представления всех авторитетов древности. Рухнула вера в непогрешимое совершенство античной мудрости. Перед европейцами открылись новые культурные горизонты. Обитатели вновь открытых земель жили совсем иначе, чем европейцы, и наиболее пытливые умы той эпохи перестали смотреть на европейские порядки как на единственно возможные и стали связывать с Новым Светом идеальное общественное устройство. Открывая мир, европейцы познавали себя.

5.Появление и пути мануфактур

Капиталистическая мануфактура -- это мастерская, предприятие, владельцами которых являются купец-капиталист или капита-лист-предприниматель, обладающие капиталом и средствами про-изводства. В мануфактурах трудятся подчиненные капиталистам наемные рабочие, в том числе надомники, продающие свою рабочую силу. Капиталистическая мануфактура знаменовала собой переход от мелкого к_ крупному производству. Однако она бази- ровалась ещё на ручном труде, на все углублявшемся его разделе-нии, вплоть до пооперационного, внутри мастерской.. Первые проявления буржуазной организации производства были связаны с простой капиталистической кооперацией. Это фор- ма, при которой купец создавал более или менее значительную группу наемных рабочников, одновременно занятых выполнением каких-то однородных работ, без специализированного разделения труда. Уже такая форма организации давала значительный рост производительности труда, снижение затрат. Но простая капита-листическая кооперация могла возникать и возникала и в рамках докапиталистических обществ, однако она не влекла за собою по-явления капиталистического способа производства. То есть она не являлась формационнообра-зуюшей категорией. Формационнообразующей кате-горией капитализма в рассмат-риваемое время стала капиталистическая мануфактура, складывание которой проис-ходило в трех основных формах. Предпосылкой для первой ее формы часто служила та или иная отрасль, в которой ранее уже сложилось прямое овладение купцом сферой производства, так называемое формальное подчи-нение труда капиталу. В условиях становления капитализма эти отношения приобре-тали завершенный вид, а бывшие вольные ремесленники пре-вращались в простых наемных рабочих купца-предпринимателя. Последний начинал уже вмешиваться в сферу производства, вкла-дывать в нее дополнительные капиталы и становился буржуазным предпринимателем. Но рабочие его трудились не в общей мастер-ской, а оставались надомниками-отраслевиками, иногда выполняв-шими лишь отдельные операции по созданию того или иного готового изделия. Складывалась такая "рассеянная" мануфактура преимущественно в текстильной промышленности, а также в отраслях, изготавливавших разнородные сложные изделия, деше-вые ювелирные украшения, часы, хомуты, седла, где завершающей операцией была сборка готового изделия. Другой, более прогрессивный путь образования капиталисти-ческой мануфактуры складывался, если производитель пре-вращался в предпринимателя и купца. При подобном варианте капиталист сам создавал мастерскую, предприятие, верфи, шах-ты, плавильные печи (или покупал их), сам приобретал сырье, вспомогательные материалы, оборудование, инструменты. Он экс-плуатировал наемных рабочих, трудившихся под одной крышей, в условиях детального разделения труда по разным специальностям и дальнейшей его дифференциации по отдельным операциям. Такое предприятие именовалось централизованной мануфактурой. Наибольшее распространение она получила в новых, технико-технологически сложных отраслях: в горном деле, металлур-гии, судостроении, шелкоделий, ковроткачестве, сахарорафинадном деле и др. Рассеянная мануфактура была более гибкой и распространен-ной формой, чем централизованная. На практике оба пути развития капиталистической мануфактуры сосуществовали, перепле-тались и порождали множество смешенных форм. Мануфактура зиждилась на ручном труде и на ремесленной, технике. В мануфактуре разде-ление ручного труда дос-тигло своего предела. Вместе с тем мануфактура являлась капиталистическим пред-приятием, владелец которого был одержим лишь одной целью -- получить побольше прибыли. Рабочие мануфактур подвергались самой бесчеловечной эксплуатации. Предприниматели не только повышали интенсивность труда, увеличивали продолжительность рабочего дня и снижали заработную плату, но и широко приме-няли, используя «кровавое, .законодательство», принудительный труд бродяг на своих предприятиях, устанавливали для рабочих жесткий казарменный распорядок жизни, заставляли женщин и детей исполнять непосильную работу. Капиталистическая мануфактура существовала в феодальном окружении. Она зачастую подвергалась преследованиям со сторо-ны цехов, местами же -- ограблению дворянским государством, как, например, в Испании, где постепенно и заглохла. Зато в Анг-лии, Нидерландах и Франции капиталистическая мануфактура крепла и приобретала все большее значение. По мере утверждения капи-талистического уклада формировались и два новых общественных класса: буржуазия и пролетариат. В буржуазию вливалась и формирующаяся буржуазная интел-лигенция -- юристы, лица свободных профессий. Наконец, в состав буржуазии, по преимуществу деревенской, переходила зажиточная прослойка крестьянства, превращавшаяся в капиталистических фермеров. Сближался с буржуазией и тот слой дворянства, который приобщался к капиталистическим фор-мам ведения сельского хозяйства. Итак, формировавшийся в недрах феодального общества класс буржуазии качественно отличался от средневекового условия го-рожан, бюргерства. Нарожда-вшийся класс буржуазии выступал носителем новых, прогрессивных для того времени капиталисти-ческих произво-дственных отношений. Пролетариат прошел долгий путь развития и стал классом не сразу: о пролетариате как классе можно говорить лишь с момента появления фабричного производства. Экспроприирован-ные мелкие самостоятельные товаропроизво-дители, пройдя путь бродяжничества, постепенно вливались в ка-питалистически организованные отрасли промыш-ленности и сельского хозяйства. Одним из путей форми-рования пролетариата было разложение средневековых форм ремеслен-ного цехового производства и средневекового сословия горожан. Все эти группы -- обедневшие цеховые мастера, подмастерья и экспроприированные крестьяне, приближавшиеся к пролетариям, но не_ достигшие еще положения пролетариата в собственном смысле этого слова, -- имеете с мануфактурными рабочими составляли в целом те низшие слои городского населения, которые именовались плебсом. В экономически более развитых странах (Нидерланды, Анг-лия), где капиталистическое мануфактурное производство было в XVI в. распространено шире, «зарождающийся пролетарский элемент» в лице работников мануфактур был значительно сильнее, чем в Германии. Возникновение классов буржуазии и пролетариата неизбежно влекло за собой зарождение новых форм классовых противоречий, чуждых феодальному обществу в его классической форме, -- клас-сового антагонизма между пролетариатом и буржуазией.

6. Крестьянство в системе позднего феодализма

Насильственная экспроприация крестьян ускорялась в XVI в. в некоторых странах (Англия, Германия, Нидерланды) конфискацией (секуляризацией) и распродажей церковных и монастырских земель в ходе рефор-мирования католической церкви (Реформация). В деревне в XVI--ХVII вв., как и в городе, возникали капиталистические от-ношения. Но в деревне замедленным темпом. Согнав со своих земель крестьян -- феодальных держателей, английские дворяне, а также буржуа, скупившие значительную часть монастырских земель, сосредоточили в своих руках большие владения. Часть их превращалась в пастбища для разведения овец, другая -- в крупные хозяйства с применением труда наемных сельскохозяйственных рабочих-батраков.

Большую же часть земли ее новые собственники сдавали кресть-янам или реже городским буржуа в аренду, плата за которую значительно превышала размер ренты, уплачиваемой прежним дер-жателем на феодальном праве -- крестьянином. В ряде западноевропейских, стран (Англия, Франция, Италия, Германия, Нидерланды) была широко, распространена издоль-щина. Сущность издольщины заключалась в том, что земель-ный собственник давал арендатору землю, а зачастую семена и ин-вентарь. Порой издольщик целиком или частично обеспечивал свое хозяйство семенами, а также живым и мертвым инвентарем. Он обрабатывал землю сам (если участок был невелик) или прибегал к наемному труду и после сбора урожая обусловленную в договоре часть его отдавал собственнику земли, а остальной частью распо-ряжался по своему усмотрению. Наиболее характерным вариантом издольщины была испольщина, _при которой владелец земли и арендатор несли равные доли расходов по ведению хозяйства и по-" ровну делили полученные доходы. Издольщина -- это промежуточная форма ренты, и ее дальней-шая эволюция зависела от общего хода экономического развития страны. Если хозяйство развивалось по капиталистическому пути, издольщина трансформировалась постепенно в капиталистическую форму аренды. И наоборот, если верх одерживала феодальная реакция, издольщина превращалась в кабалу. Обнаруживался и другой вариант возникновения буржуаз-ных отношений в деревне -- эволюция простого товарного хозяй-ства. Там, где оно достигало высокого уровня, воспроизводство велось уже не на традиционной натуральной, а на товарной основе. Отсюда оставался один шаг до перехода от простого к расши-ренному, т. е. капиталистическому воспроизводству. В Англии утверждался капиталистический уклад, издольщина быстро уступала место чистой форме капиталистического предприни-мательства в с/х - фермерству. Предприниматель-фермер арен-довал на определенный срок большой участок земли, уплачивая землевладельцу установленную арендную плату. Он приобретал инвентарь., семена и сам оплачивал наемную рабо-чую силу, для чего требовались значительные денежные средства. В противоположность феодально зависимому крестьянину фермер не имел владельческих прав на арендованную им землю. Уплачи- вавшаяся им собственнику земли арендная плата являлась частью прибавочной стоимости, созданной на ферме, сверх средней нормы прибыли на капитал, т. е. капиталистической рентой. В то же время в Англии феодальная собственность на землю и феодальная эксплуатация крестьянства продолжали существовать, и в достаточно большом объеме, а вместе с ними феодальное дворянство как господствующий класс и класс феодально эксплу-атируемого крестьянства. В Нидерландах капиталистическое фермерское хозяйство в XVI в. также достигло известного развития. Значительное рас-пространение получила и издольщина. Во Франции капиталисти-ческие фор-мы в сельском хозяйстве утвер-ждались медленнее, чем в Англии и Нидерландах.

8. Эволюция класса феодалов. Абс. монархия XVI-XVII.

В странах с развитым товарным хозяйством, строем «чистой сеньории», денежной рентой и арендой возросла экономическая самостоятельность крестьян. Выгоды из новой обстановки извлекала крестьянская верхушка; а беднота и часть середняков ни-щали и разорялись. Ущерб несли и сеньоры, особенно там, где преобладали крес-тьяне-чиншевики. Их фиксированная рента была меньше _арендной платы, быстро обесценивалась в условиях революции цен. В целях возмещения потерь сеньоры пытались взимать давно позабытые повинности, произвольно повышать чинши, облагать поборами новые отрасли доходов крестьян, что ущемляло и крестьянскую верхушку; итог -- усиление классовой борьбы крестьян. Без сильной власти в центре и на местах сбор податей стано-вился крайне затрудненным. Существовавшая сословная монар-хия таких сил не имела, но тенденция к росту самостоятель-ности действий королевской власти в ней была заложена. Людо-вик XI во Франции, Генрих VII в Англии уже проявляли склон-ность превращать свою личную власть в произвольную.

Возникновение и развитие буржуазии в этих странах поро-дили противоборство между шедшим к упадку классом феода-лов и поднимавшейся буржуазией. Последнее обстоя-тельство оказалось решающим для появления новой формы политической надстройки фео-дального общества -- абсолютной (неограниченной) монархии, игнорировавшей сословно-представительные учрежде-ния, в первую очередь во Франции и Англии. Используя противоречия между дворянством и буржуазией, абсолютизм оставался формой политического господства феода-лов в изменившихся исторических условиях, формой, обладавшей известной самостоятельностью действий по отношению к--целым классам общества. Главной опорой королевского абсолютизма были средние и мелкие дворяне, составлявшие ядро его постоянной армии. Власть монарха становится более или менее неограничен-ной (абсолютной) и приобретает известную самостоятельность по отношению к обоим борющимся классам в целом. Абсолют-ный монарх опирается на постоянную армию, подвластный лич-но ему управленческий аппарат (бюрократию), систему постоян-ных налогов и подчиняет целям своей политики церковь. Абсо-лютизм являлся весьма действенной формой государства, исполь-зовавшей буржуазное развитие в интересах и для сохранения позиций господству-ющего класса феодалов.

9. Экономика и соц. политика абсолютизма

Абсолютизм оказывал и определенную поддержку буржуазии: проводил выгодную ей меркантилистскую политику, ведя для этого и торговые войны, принявшие со второй половины XVI в. всемир-ный характер; давал буржуазии наживаться на откупах налогов, займах короне, в завоеванных «новых землях»; покровительство-вал созданию мануфактур, особенно в военной промышленности. протекционизма. Сущность его заключалась в том, что многие европейские государства стали вводить высокие пошлины на ввозимые готовые изделия, запрещать вывоз сырья и продоволь-ствия, давать купцам и предпринимателям денежные субсидии, премии и всевозможные льготы. В ходе первоначального накопления создавалась буржуазная собственность на денежные богатства и средства произ-водства. Экспроприация самостоятельных производителей неизмеримо расширила емкость внутреннего рынка. Вчерашние крестьяне и ремесленники теперь выступали как потребители товаров и про-давцы рабочей силы. Возрос спрос на средства производства со стороны пред-принимателей.

10. Экономическое. и соц.-политическое развитие Германии в к. XV - н.XVI.

Нараставшая феодальная реакция в деревне, проводив-шаяся духовными и светскими феодалами и князьями практика массового перевода крестьян в лично зависимое состояние тормо-зили распространение в стране зарождавшихся элементов капи-талистического производства. Это и было особенностью, экономи,-, ческого подъема Германии на рубеже XV и XVI вв. Она проявля-лась тем"более- резко, что отдельные германские земли развива-лись неравномерно, а главное -- регулярный товарообмен между ними определился лишь в связи с экономическим подъемом конца XV в. и первых десятилетий XVI в. Только тогда стали складываться условия для преодоления господствовавшей в предыдущие века изолированности различных частей Германии. Внешние связи и рынки, имевшие столь важное значение в экономике германских городов, оставались в основном различными на севере и на юге. Богатые южногерманские города вели оживленную торговлю с итальян-скими городами. Особенностями экономического развития Германии определя-лась в значительной степени ее политическая и социальная струк-тура. В то время как в других крупных странах Европы раз-витие торговли и промышленности привело к политической централизации, в Германии продолжала преобладать группировка интересов вокруг местных центров--политическая раздроблен-ность. «Священная Римская империя германской нации» пред-ставляла собой к началу XVI в конгломерат самостоятельных и слабосвя-занньх между собой владений, весьма различных по своим ресурсам, территории, политическому значению и юридиче-скому статусу. «Членами империи» были прежде всего имперские князья, (наиболее значительными из которых были курфюрсты); в нее входили также имперские графства и прелатства и имперские города. Кроме того, империя включала несколько сотен других сравнительно мелких территориальных единиц.

Сильнейшим княжеским домом был дом Габсбургов, которому с 40-х г. XV в. принадлежала императорская корона. Дер-жава Габсбургов состояла из Австрии, Тироля, герцогств Штирии, Каринтии и Крайны, ряда наследственных земель на Верхнем Рейне, графства Бургундия_и обширного комплекса владений в Нидерландах. С 1526 г. в состав державы Габсбургов были вклю-чены земли Чешской короны (Чехия, Моравия, Силезия и Лужи-цы) и часть Венгрии. С Габсбургской державой соперничали внут-ри империи сильное герцогство Бавария и богатое курфюршество Саксония, лежащее в горных районах Средней Германии. В то же время в империю входили мелкие территории, часто ограничивав-шиеся одним городом или одним монастырем. Вся эта пестрая масса крупных, средних, мелких и мельчайших территорий была пронизана постоянно менявшимися комбинациями союзов, нередко противостоявших друг другу. Своеобразие эконо-мического строя, политическая

раздробленность и господство самых грубых форм феодального производства породили острые социальные конфликты. Средние слои городского населения (бюргерства) включали богатых, средних и -часть мелких собственников -- мастеров, ре-месленников, торговцев, страдавших от непосильных налогов, от постоянных междоусобных войн и грабежей на больших дорогах, от засилья привилегированных монопо-листических компаний. Политической активностью выде-лялось немецкое дворянство. Городской плебс был очень сложным по составу. Он соединил в себе элементы разложения феодально-цехового строя с низшими слоями нового, едва зарождавшегося буржуазного общества. В связи с этим Энгельс различает в плебействе три группировки: 1 ) разорившихся и обедневших горожан, потерявших свое место в обществе; 2) подмастерьев, стоявших вне официального общества, но мечтавших о цеховых привилегиях для себя в будущем; 3) выброшенных из деревни крестьян и отпущенных слуг, которые в общей городской массе образовали зародыш пролетариата.

11.Движ. за реформацию.

Недовольство охватило различные слои немецкого общества в начале XVI в. Ни императорская власть, ни крупные территориальные князья не могли остановить нараставшее внутри страны революционное движение народных масс и подъём оппозиционных настроений бюргерства и рыцарства. В Германии складывалась революционная ситуация. Оппозиционные течения оставались долгое время разобщёнными. Только тогда, когда на почве широкого общественного подъёма получили большое распространение оппозиционные и революционные идеи в религиозной форме, различные элементы оппозиции стали объединяться. Но и тогда тенденция к объединению всех революционных и оппозиционных элементов в один общий лагерь, противостоящий реакционно-католическому лагерю, проявилась лишь на очень короткое время и скоро уступила место внутреннему расколу и образованию двух больших лагерей -- бюргерско-реформаторского и революционного, противостоявших третьему -- реакционно-католическому лагерю.

С началом реформационного движения связано выступление Лютера 31 октября 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.

Родившийся в 1483 г. в городе Эйслебене (Саксония) Мартин Лютер вырос в бюргерской среде в обстановке нараставшей в немецких городах оппозиции против католического духовенства. Будучи студентом Эрфуртского университета, Лютер близко познакомился с членами кружка радикальных гуманистов, под влиянием которых он одно время находился. Проникнутый настроениями оппозиционного бюргерства, Лютер вопреки учению католической церкви старался показать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе и лишённые всякого положительного морально-религиозного содержания.

Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых свойств, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласит, что человек достигает «спасения» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи «веры», даруемой ему непосредственно богом. Смысл этого положения заключается не только в непризнании претензий духовенства на господствующее положение в мире, но и в том, что, объявив «веру» человека единственным средством его общения с богом, Лютер вместе с тем утверждал, что и мирская жизнь человека и весь мирской порядок, который обеспечивает человеку возможность отдаваться «вере», составляет важный момент христиан ской религии. Тем самым он выразил общее стремление бюргерства избавиться от политического и идеологического за силья папской церкви и католического духовенства, придать значение и силу религиозного авторитета мирским учреждениям и светскому государству.

С утверждением, что «вера» является единственным средством спасения души, Лютер связывал другое положение о восстановлении авторитета «священного писания» вместо католического авторитета «священного предания», т. е. авторитета папских декретов, посланий, постановлений церковных соборов и т. д.

Положение Лютера об «оправдании верой», содержавшееся уже в 95 тезисах и развитое им в других его ранних произведениях, могло бы стать в обстановке того времени идеологическим оружием бюргерства в борьбе за утверждение новых начал политического устройства. Однако в лютеровском реформационном учении нашла свое отражение и классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал своего учения в том направлении, которое позволило бы сделать вывод о необходимости изменения существовавших порядков в обществе. Любое политическое устройство представлялось Мартину Лютеру необходимым моментом христианской религии: он считал недопустимым всякое революционное выступление против существующего порядка. Следовательно, бюргерский реформатор фактически лишь давал феодальному строю новое религиозное обоснование. Практически лютеровская реформация, отвергшая догмы и обряды в их католическом понимании, означала уменьшение роли духовенства и провозглашение светских отношений -- без их изменения по существу -- основой внутренней религиозности христиан. Маркс обратил внимание на то, что провозглашенная Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для порабощения народа, как и отвергнутая им внешняя религиозность католической церкви. « Лютер, -- писал Маркс, -- победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авто ритет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека». Таким образом, немецкое бюргерство, выступившее в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о необходимости изменения самих общественных отношений.

. При этом разнообразные элементы оппозиции вкладывали в религиозные формулы Лютера свои собственные социальные требования. Особенно это относится к народным массам, которые шли гораздо дальше самого Лютера в понимании тезисов и целей поднятого им реформационного движения и которые не вникали в схоластические тонкости ограничительных толкований Лютера, содержавшиеся в тезисах и в других его богословских сочинениях. В тезисах они видели то, что хотели видеть сами, а не то, что имел в виду их автор. Реформация воспринималась в народных массах как требование не только преобразований в церковных делах, но и социального освобождения.

Поднявшееся в Германии широкое общественное движение не дало возможности римскому папе и высшему католическому духовенству быстро покончить с Лютером, как они того хотели. В обстановке этого движения Лютер занял в первое время твёрдую позицию по отношению к папской курии.

Самым ярким выразителем народного понимания реформа циивыступил крупнейший деятель крестьянско-плебеиского лагеря эпохи Реформации и Великой крестьянской воины -- Томас Мюнцер.

Поддерживая в первые годы реформационного движения начатую Лютером борьбу против католической церкви, Мюнцер выступал уже тогда со своим особым толкованием характера и целей этой борьбы В 1520--1521 гг , участвуя в общей с последователями Лютера борьбе против монахов францисканского ордена в саксонском городе Цвиккау, Мюнцер выступал против ряда положений Лютера и выдвигал вместе с тем основные принципы своего собственного учения. Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах. Имея в виду Лютера и его сторонников, он резко выступал в Цвиккау против «книжников», которые видят сущность нового учения только в «букве», только в формальном провозглашении авторитета «священного писания», и оставляют нетронутым существующее в мире зло -- ограбление народа господами, богачами и князьями. Призывая народные массы к устранению зла -- к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей, Мюнцер указывал, что в этом заключается основная задача нового, реформационного движения. Он резко выступал против представления о «милосердном» боге, стоящем над миром и требующем от людей смирения и подчинения существующему насилию. Согласно пантеистическим воззрениям Мюнцера, нет бога вне нас самих, вне земного мира Божеству Мюнцер придавал социальное значение. В понятие бога он вкладывал идею подчинения индивидуальных интересов общественным. Ссылки Мюнцера на авторитет «слова божьего» и «священного писания» служили ему аргументом в его пропаганде революционного социального переворота.

Таким образом, уже в 1521 г. общее реформационное движение распалось и определились его особые направления, выражавшие социально-политические интересы разных классов. После того, как в Вормсе был издан императорский эдикт, осудивший его как еретика, Лютер скрылся в замке саксонского курфюрста.

С этого времени лютеровская реформация делается всё в большей и больна степени опорой и орудием реакционных немецких князей. В 1523 г. в сочинении «О светской власти» Лютер показал свою приверженность их политике с предельной ясностью. Какой бы жестокой ни была светская власть, заявлял Лютер, христиане обязаны подчиняться ей беспрекословно и признавать её «священной», потому что она обеспечивает «порядок» и возможность христианского «смирения». Лютер, таким образом, объявил княжеское всевластие опорой Реформации, выразив этим политическую ограниченность той части немецкого бюргерства XVI в., которое в момент нарастания революционного движения против феодализма цеплялось за существующие порядки как за единственную основу возможных реформ. Вскоре после восстания Лютера, выступившего против индульгенций, Хульдрих Цвингли (1484-1531), священник кафедрального собора в Цюрихе, в своих проповедях начал критиковать индульгенции и «римские суеверия». Швейцарские кантоны, хотя номинально и входили в Священную Римскую империю германской нации, в действительности являли собой независимые государства, объединенные в союз для общей обороны, и управлялись советом, избранным народом. Добившись поддержки городских властей Цюриха, Цвингли уже без труда мог вводить там реформированную систему церковной организации и богослужения.

После Цюриха Реформация началась в Базеле, а затем в Берне, Санкт-Галлене, Граубюндене, Валлисе и других кантонах. Католические кантоны, во главе с Люцерном, прилагали все силы, чтобы воспрепятствовать дальнейшему распространению движения, в результате чего вспыхнула религиозная война, закончившаяся т.н. Первым Каппельским мирным соглашением (1529), которое гарантировало каждому кантону свободу религии. Однако во Второй Каппельской войне протестантская армия была разгромлена в битве при Каппеле (1531), в которой пал сам Цвингли. Заключенный после этого Второй Каппельский мир восстановил католичество в кантонах со смешанным населением.

Теология Цвингли, хотя он и разделял основоположный лютеровский принцип оправдания только верой, отличалась во многих пунктах от теологии Лютера, и оба реформатора так и не смогли прийти к согласию. По этой причине, а также ввиду несходства политических ситуаций Реформация в Швейцарии и Германии пошла разными путями.

12. Война в Германии.

Энергичная защита Мюнцером насущных нужд широки масс народа сделала его вождём крестьянско-плебейского лагеря, перешедшего в 1524 г. к открытой борьбе. Великая крестьянская война, явившаяся высшим выражением классовой борьбы немецкого крестьянства, была в то же время кульминационным пунктом всего общественного движения той эпохи. Крестьянская война началась в Южном Шварцвальде и в соседних землях Верхнего Рейна и Верхнего Дуная, являвшихся ещё в XV и начале XVI в. районом наиболее интенсивного крестьянского движения. Первые события Крестьянской войны относятся к лету 1524 г. В ландграфстве Штюлинген, северо-восточнее города Вальдсхута на Верхнем Рейне, крестьяне деревень Бопдорф, Эвантинген, Ботмаринген и других восстали против своих феодалов графов фон Лупфен. Вслед за этим выступили ещё более многочисленные группы крестьян в землях между Верхним Рейном и Верхним Дунаем -- Гегау, Клетгау, Баар и в Южном Шварцвальде. Во всех этих землях крестьяне предъявляли феодалам жалобы, в которых излагались возмутившие их факты усиления феодального гнёта. В октябре 1524 г. весь район Верхнего Рейна и Южного Шварцвальда был уже охвачен восстанием. В ряде мест крестьяне отказывались от выполнения феодальных повинностей и стали собираться в мелкие и более крупные отряды.

в конце 1524 г. (или в январе 1525 г.) составлена была здесь, в кругу Мюнцера, первая программа революционного крестьянства, известная под названием «Статейное письмо» (Artikelbrief), предназначенная служить введением ко всем разнообразным местным требованиям и жалобам крестьянских общин. «Статейное письмо» было первой общей программой восставшего крестьянства, сформулировавшей антифеодальные цели его борьбы и указавшей главные вражеские очаги, против которых должны быть направлены силы всего народа. К тому же программа была составлена в боевом духе, недопускающем компромисса. Воспользовавшись внутренними разногласиями среди крестьян, магистрат Виллингена 13 декабря 1524 г. послал войско, которое напало внезапно на революционный отряд Брегской долины и разбило его. Это было первое кровавое столкновение между восставшими крестьянами и их господами. надежды виллингенского магистрата и других господ этого района Верхнего Рейна на быстрое подавление восстания не оправдались. Отряд брегских крестьян вновь возродился. Такие быстро формирующиеся отряды действовали во всём этом районе, объединяясь между собою и с крестьянами соседних районов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.