РУБРИКИ

История Украины с древности до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Украины с древности до наших дней

p align="left">1920 г. 11 декабря 1919 г. ВУЦИК и СНК УССР на совместном заседании в Москве образовали Всеукраинский революционный комитет (Всеукрревком), которому передавалась законодательная и исполнительная власть. В феврале 1920 г. Всеукрревком передал свои полномочия ВУЦИК во главе с Г. Петровским и СНК во главе с X. Раковским.

3) Формирование местных органов власти.

1919 г. В большинстве городов и на селе созданы ревкомы, осуществлявшие диктатуру большевиков. На селе большевики опирались на «комитеты бедноты» (комбеды).

1920 г. На выборах в советы в марте - апреле 1920 г. большинство мест получили большевики. Но реальная власть была не у советов, а у партийных органов. На селе комбеды стояли над советами, контролируя их состав и деятельность.

3. Ограничение суверенитета Украины.

1919 г. Совнарком и ЦИК РСФСР, РКП(б) фактически управляли Украиной. Дополнительными орудиями централизации стали также профсоюзы (объединились под руководством Всероссийского центрального совета профессиональных союзов - ВЦСПС) и комсомольские организации (Коммунистический союз рабочей молодежи Украины - КСРМУ - стал составной частью российского союза). Украинские воинские части сведены в три армии, подчинявшиеся Реввоенсовету России.

Был установлен контроль РСФСР над экономикой Украины:

* на нее распространялась российская денежная система;

* УССР не имела своего бюджета;

* Украинский Совет Народного Хозяйства стал частью ВСНХ;

* были объединены железные дороги, почтово-телеграфная связь.

1920 г. Попытки замаскировать стремление советской России к установлению полного контроля над Украиной - 04.12.1919 г. VIII Всероссийская зависимость УССР, а также признать право украинцев учиться на .украинском языке, применять украинский язык в советских учреждениях. На деле это был тактический ход, направленный на то. чтобы, как говорил в начале 1920 г. Л. Троцкий, «вернуть Украину России, для чего все способы хороши».

4. Экономическая политика.

1919 г. Политика «военного коммунизма»:

* национализация предприятий;

* милитаризация труда;

* широкий централизм;

* продразверстка - фактически реквизиции продовольствия продотрядами (в их составе в основном были рабочие);

* запрет частной торговли и государственная монополия на хлеб, сахар, чай, соль;

* ликвидация товарно-денежных отношений,

* натуральная оплата труда, уравниловка в распределении.

1920 г. Продолжение политики «военного коммунизма»:

* расширяется национализация предприятий (в 1920 г. на 11 тыс. национализированных предприятий приходилось 82% промышленных рабочих);

* начинается милитаризация промышленности: создана Украинская трудовая армия и орган управления ею - Украинский Совет трудовой армии, который осуществлял контроль над заготовкой сырья, продовольствия, горючего; обеспечением предприятий рабочей силой.

5. Аграрная политика.

1919 г. В рамках политики «военного коммунизма», кроме продразверстки проводилась также коллективизация:

* ликвидировались помещичьи хозяйства;

* создавались совхозы (им отведено более 1 млн. десятин земли) и коммуны, куда крестьяне не желали вступать. 1920 г. Большевики обещали учитывать интересы среднего крестьянства, ограничить масштабы совхозного строительства, обеспечить добровольность в создании колхозов. Но политика «военного коммунизма» продолжалась. В продотряды было мобилизовано 15 тыс. рабочих. Летом продразверстку собирала 1-я Конная армия С. Буденного. В соответствии с законом о земле (05.02.1920) конфискованная помещичья земля отдавалась трудящимся крестьянам без выкупа. Помещиков не только лишали земли и инвентаря, но и выселяли вместе с семьями из имений.

6. «Красный террор».

1919 г. Создана Всеукраинская чрезвычайная комиссия (ВУЧК), которую с апреля 1919 г. возглавил М. Лацис. Создавались народные суды и революционные трибуналы, рабоче-крестьянская милиция. Уничтожались «классовые враги»: помещики, капиталисты, офицеры, члены антисоветских партий, священники, представители интеллигенции, крестьяне и др. Правовые и моральные нормы не принимались в расчет. Методы: военная блокада, захват заложников, круговая порука, выселение семей, массовые казни. 1920 г. Руководителем ВУЧК становится В. Манцев, переведенный с должности зам. начальника ВЧК и председателя Московской ЧК. В мае 1920 г. в Украину прибыл отряд из 1400 чекистов во главе с председателем ВЧК Ф. Дзержинским.

Уничтожались как противники большевиков, так и случайные люди. Главные жертвы - бывшие повстанцы-махновцы, крестьяне юга Украины. Созданы органы принудительных работ, оснащено 18 концлагерей, через которые прошли 25-30 тыс. человек.

7. Политические партии.

1919 г. В августе 1919 УСДРП (независимые левые) объединилась с УПСР (коммунистами - боротьбистами) в одну партию - Украинскую Коммунистическую партию (боротьбистов) (УКП(б)). УКП(б) стала в оппозицию правящей КП(б)У. 1920 г. Руководство УКП(б) заключило договор о совместных действиях на условиях КП(б)У, часть членов УКП(б) вошла в состав КП(б)У. Продолжала существовать Украинская Коммунистическая партия (УКП).

Таким образом, в 1919-1920 гг. главными политическим, целями советского режима были:

1) утверждение и укрепление советской власти;

2) установление полного контроля российского центра над Украиной;

3) в основу экономического курса была положена политика «военного коммунизма», потерпевшая полный крах.

Но в 1920 г. большевики старались создать впечатление об изменении своей политики по отношению к Украине:

1) провозглашалось признание независимости УССР;

2) было дано обещание шире учитывать интересы среднего крестьянства, обеспечить добровольность в создании колхозов.

На деле провозглашение этих «изменений», особенно в отношении признания независимости Украины, носило обманный, демагогический характер. К 1920 г. в Украине утвердилась политическая диктатура КП(б)У в форме советского режима.

Голод 1932-1933 гг.

Страшной трагедией для украинского народа стал голод 1932-1933 гг., организованный сталинским руководством для того, чтобы сломить сопротивление украинского села политике сплошной коллективизации. Хлебозаготовки в 1930 г. в Украине составили 400 млн. пудов, а в 1931 г. - 380 млн. пудов. Это стало возможным за счет истощения села. У крестьян изымали все зерно, в том числе и посевной фонд. Крестьяне не смогли полностью засеять поля, но урожай 1932 г. был ненамного меньше среднего и мог бы обеспечить население Украины минимумом продовольствия. Главной непосредственной причиной голода стали непрекращающиеся хлебозаготовки. Для изъятия хлеба в Украину прибыла специальная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с В. Молотовым. До выполнения плана по хлебозаготовкам Украина и другие хлебные районы заносились на черную доску». В республику прекращались поставки товаров, изымались продовольственные и посевные фонды. Это фактически обрекало людей на голодную смерть. В начале 1933 г в Украине фактически не оставалось запасов продовольствия. Действия партийного руководства обрекли миллионы людей на медленную мученическую смерть. Голод охватил также другие зерновые районы - Поволжье, Кубань. Северный Кавказ. Но самые чудовищные масштабы голод приобрел именно в Украине. Люди умирали целыми селами, живые не имели возможности хоронить умерших. Часто встречались случаи людоедства и трупоедства. А в это время на соседних железнодорожных станциях под вооруженной охраной находились тысячи пудов зерна, предназначенного для вывоза, в том числе - за рубеж. Трагические события голодомора окружались завесой молчания. Пораженные голодом районы были оцеплены внутренними войсками, возвращавшими назад тех. кто пытался добраться до города. Охваченные отчаянием родители, пытаясь спасти детей, везли их в города и оставляли там - в больницах, магазинах или прямо на улицах. Так как события 1932-1933 гг. были засекречены, то нет и точных данных о количестве жертв голодомора. Разные исследователи называют цифры от 6 до 9 млн. человек.

Украина в годы Второй Мировой войны.

Оккупационный режим в Украине в 1941-1944 гг. Холокост. Освобождение Украины от нацистской оккупации.

1. Расчленение территории Украины.

Территория Украины была расчленена нацистами на четыре части, подчиненные разным государствам и административным органам.

1) Черновицкая и Измаильская области были включены в состав Румынии. Одесская область, южные районы Винницкой, западные районы Николаевской области, левобережные районы Молдавии фашисты объединили в губернаторство «Транснистрия» и также включили в состав Румынии.

2) Западные земли - Дрогобычская, Львовская, Тернопольская, Станиславская области - на правах отдельного дистрикта (округа) под названием «Галичина» вошли в состав отдельного губернаторства, включавшего польские земли с центром в г. Краков,

3) Черниговская, Сумская, Харьковская области и Донбасс как прифронтовые зоны подчинялись германскому военному командованию.

4) Остальные украинские земли входили в состав рейхскомиссариата «Украина» с центром в г. Ровно. Он делился на шесть округов. Рейхскомиссаром Украины был назначен Э. Кох.

5) Карпатская Украина с 1939 г. была оккупирована Венгрией.

2. Установление нацистского «нового порядка».

Оккупационный режим осуществлялся гестапо, войсками СС, Службой безопасности (СД). Действовала также вспомогательная администрация из числа местных жителей (бургомистры, старосты, полиция). Необходимость управления оккупированными территориями Украины требовала большого и разветвленного административного аппарата, создать который без участия местного населения было тяжело. И у нацистов находились помощники - коллаборационисты.

Коллаборационизм - сотрудничество граждан оккупированного государства с оккупационной администрацией.

Большинство из них составляли те, кто стал жертвой сталинской репрессивной системы, желал отомстить советской власти. Они шли в оккупационные органы, полицию, карательные подразделения. Именно предатели помогли арестовать и уничтожить антигитлеровское подполье в Киеве, Одессе и других городах, помогали найти коммунистов, советских активистов, евреев, обрекая их на уничтожение; иногда коллаборационисты непосредственно участвовали в «акциях уничтожения". Нацисты в идеологической работе использовали в качестве негативных примеров деятельность большевиков против народа Украины. Оккупанты обещали провести аграрную реформу, развивать украинскую культуру, возвратить солдат домой, но это были способы морально-психологического давления, на фоне которого жители Украины объявлялись гражданами «третьего сорта», их жизнь строго регламентировалась правилами и приказами, нарушение которых влекло за собой концлагерь или расстрел. Гитлеровский план «Ост» предусматривал превращение Украины в колониальную страну, аграрно-сырьевой придаток рейха, жизненное пространство для колонизации представителей «высшей расы». В течение 30 лет планировалось выселить 65% населения Украины, на «освободившиеся» земли переселить немцев, а оставшихся в живых местных жителей постепенно «онемечить». Экономический грабеж страны проявлялся в том, что в Германию вывозилось сырье, оборудование, продовольствие, произведения искусства. Настоящей трагедией для Украины стал вывоз людей, в первую очередь молодежи, на работу в Германию. 2.5 млн. мужчин и женщин были угнаны в нацистское рабство в 1941-1944 гг. Десятки тысяч из них погибли на чужбине от истощения, болезней и травматизма. Часть остарбайтеров (так называли вывезенных в Германию), боясь репрессий со стороны советской власти, не вернулись на Родину после окончания войны. Помимо этого, и на оккупированных территориях был организован принудительный труд населения с целью укрепления экономической мощи «третьего рейха». Гитлеровцы организовывали массовое уничтожение военнопленных. Во Львовском, Славутском, Каменец-Подольском и других концлагерях военнопленных было замучено, около 1,5 млн. человек. В Украине зафиксировано почти 300 мест массовых казней населения: действовало 180 лагерей смерти, существовало 50 гетто. Нацистский геноцид был направлен против так называемых «расово неполноценных народов» - украинцев, русских, а также евреев, цыган, которые подлежали поголовному истреблению. Уничтожались представители советской власти, коммунисты.

3. Холокост.

Составной частью нацистских планов завоевания мирового господства, важнейшим элементом идеологии, политики и практики нацистской Германии 1933-1945 гг. был антисемитизм.

Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости.

выражающейся во враждебном отношении к евреям.

Во взаимодействии с тоталитаризмом, в условиях наиболее индустриально и технически развитого государства Европы, он вылился в стремление и попытку поголовного физического уничтожения евреев во всем мире. Это трагическое явление в истории человечества получило название Холокост.

Холокост - гибель значительной части еврейского населения Европы вследствие нацистской политики планомерного и организованного физического уничтожения (геноцида) евреев в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.

В Украине антиеврейский геноцид носил особенно жестокую форму. Это объяснялось тем, что в понимании нацистов здесь жили не просто евреи, а евреи «большевистские», якобы составляющие основу советской власти и представляющие собой движущую силу мировой революции, для предотвращения которой и необходимо было любыми способами избавиться от ее носителей. Накануне войны по количеству проживавших на ее территории евреев - 2,7 млн. человек - Украина (в современных границах) занимала первое место в Европе и второе - в мире. Убийства евреев оккупантами начались в Укоаине 22 июня 1941 г. и продолжались более трех лет. Первые «еврейские акции- были направлены, в основном, против еврейской интеллигенции как потенциального организатора сопротивления оккупантам. Первоочередному уничтожению также подлежали евреи - партийные работники и государственные служащие. Далее оккупанты перешли к поголовному уничтожению всех евреев. Главная роль в этих операциях отводилась силам полиции и СД. Перед уничтожением евреи в Восточной Галиции, на Волыни, в Подолии, в Закарпатской Украине, отчасти на Правобережной Украине были принудительно собраны в гетто. Множились населенные пункты, расширялись районы и области, «свободные от евреев», пока в Украине не осталось практически ни одного еврея, кроме скрывавшихся. Число спасенных местным населением евреев было незначительным. Оно не сопоставимо с количеством уничтоженных не только фашистами, но и местной полицией. Символом Холокоста в Украине стал расстрел около ста тысяч человек, большинство из которых были евреями, в Бабьем Яру (г. Киев). Массовые убийства еврейского населения произошли также во Львове, Бердичеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске и других городах Украины. Кроме того, значительная часть еврейского населения УССР была вывезена и уничтожена на территории Польши - в лагерях Белжец, Майданек, Освенцим и Собибор. Общее количество погибших украинских евреев можно оценить в 1,8 млн. чел. В общей сложности Украина потеряла около 70% довоенного еврейского населения. Это было составной частью трагедии Холокоста. Когда оккупанты решили, что задача истребления евреев в основном решена, они перешли к тотальному террору против украинцев. Голодом и насилием нацистские палачи уничтожили в Украине около 4,5 млн. человек.

4. Освобождение Украины от нацистской оккупации.

1) Освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков началось в конце декабря 1942 г. Первыми на землю Украины вступили войска 1-й гвардейской армии генерала В. Кузнецова, которые 18 декабря 1942 г. выбили оккупантов из с. Пивневка Миловского района на Луганщине. В этот же день от врага был освобожден еще ряд населенных пунктов Украины. Жестокие бои развернулись за первый районный центр на украинской земле - Милово. Успешное наступление советских войск на востоке Украины продолжалось до февраля 1943 г. и увенчалось освобождением г.Харьков. Но 19 февраля 1943 г. вражеские войска, используя ошибки советского командования, начали мощное контрнаступление. Северо-восточные районы Донбасса и г. Харьков были утрачены. Однако стратегическая инициатива оставалась на стороне Красной армии. После победы в Курской битве войска Степного фронта 23 августа 1943 г. полностью освободили г. Харьков. Этот успех позволил советской Ставке разработать оперативный план освобождения Левобережья.

2) Битву за освобождение от гитлеровцев Левобережной Украины можно условно разделить на два этапа. В ходе первого этапа (август - сентябрь 1943 г.) была проведена Донбасская операция (13 августа - 22 сентября 1943 г.). 8 сентября 1943 г. советские войска освободили Сталине (Донецк) - центр Донбасса. Гитлеровцы надеялись остановить Красную армию на «Восточном вале» - мощной линии оборонительных сооружений вдоль Днепра. В ночь на 21 сентября 1943 г. началось форсирование Днепра - эпопея массового героизма советских воинов. К концу сентября первый этап битвы за Днепр был выигран - советские войска захватили более 20 плацдармов. Начало второго этапа битвы за освобождение Левобережья (октябрь -декабрь 1943 г.) ознаменовалось ликвидацией Запорожского плацдарма гитлеровцев и освобождением 14 октября 1943 г. г. Запорожье В октябре 1943 г. действия Красной армии были скованы ожесточенным сопротивлением противника. Но. передислоцировав войска с Букринского плацдарма на Лютежский. советские войска перешли в новое наступление и 6 ноября 1943 г. освободили столицу Украины - г. Киев Киевская наступательная операция завершила коренной перелом войны на советско-германском фронте и существенно повлияла на ход всей Второй мировой войны. Остановив контрнаступление противника, советские части овладели стратегическим плацдармом на правом берегу Днепра площадью около 500 км, разорвали стратегическую связь между гитлеровскими группами армий «Центр» и «Юг» и получили возможность для успешных боевых действий в Правобережной Украине.

3) Освобождение Правобережной Украины и Крыма.

Первый этап освобождения Правобережной Украины (январь - февраль 1944 г). Стратегическое наступление на Правобережной Украине началось с Житомирско-Бердичевской операции, в ходе которой войска 1-го Украинского фронта нанесли поражение гитлеровской группе армий «Центр» и создали возможность окружения вражеских войск на Корсунь-Шевченковском выступе. 24 января 1944 г. войска 1-го и 2-го Украинских фронтов перешли в наступление на Корсунь-Шевченковском выступе. 28 января более 80 тыс. гитлеровских солдат и офицеров были окружены. Преодолевая ожесточенное сопротивление противника и попытки прорыва окружения танковыми частями Манштейна, в феврале 1944 г. советские войска окончательно разгромили противника. Почти одновременно с Корсунь-Шевченковской операцией войска 1-го Украинского фронта начали наступление на Ровенско-Луцком направлении. Помощь советским войскам оказали партизанские соединения Сабурова, Федорова, Бегмы и др. 2 февраля 1944 г были освобождены от оккупантов Луцк и Ровно, затем - Проскуров, Тернополь, Винница. 30 - 31 января 1944г. войска 3-го и 4-го Украинских фронтов развернули наступление на Никопольско-Криворожском направлении. 8 февраля был освобожден Никополь, 22-го - Кривой Рог. Таким образом, в ходе боев января - февраля 1944 г. гитлеровцы были отброшены от днепровских рубежей на 80-350 км Советские войска готовились к наступлению, которое должно было полностью очисшть Правобережную Украину от оккупантов. Второй этап освобождения Правобережной Украины и освобождение Крыма (март - май 1944 г.). Войска 1-го Украинского фронта с 4 марта по 17 апреля 1944 г. провели Проскуровско-Черновицкую операцию, в результате которой вражеская группировка была расколота надвое. Советские войска вышли в предгорье Карпат. 5 марта - 17 апреля 1944 г. войска 2-го Украинского фронта в ходе Уманско-Ботошанской операции разгромили 8-ю германскую армию, вышли 26 марта 1944 г. к государственной границе СССР и перенесли боевые действия на территорию Румынии - государства-сателлита нацистской Германии. Войска 3-го Украинского фронта при поддержке сил Черноморского флота успешно осуществили Одесскую операцию. 28 марта они освободили Николаев, а 10 апреля - Одессу. Воины 4-го Украинского фронта. Приморской армии и Черноморского флота в апреле 1944 г. начали сражение за освобождение Крыма. 11 апреля была освобождена Керчь, 13 апреля - Симферополь. 5 мая начался штурм севастопольских укреплений врага. Особенно жестокие бои развернулись на Сапун-Горе. 9 мая 1944г. Севастополь был освобожден. 12 мая весь Крым был полностью очищен от фашистов.

4) Заключительный этап освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков (июль - октябрь 1944 г.). 13-14 июля 1944 г. начались бои против группировки гитлеровских армий «Северная Украина» на Рава-Русском и Львовском направлениях. В результате мощного наступления значительные силы гитлеровских войск были окружены под Бродами (Львовская область). В боях было уничтожено более 38 тыс. гитлеровцев, более 17 тыс. взято в плен. Среди разбитых сил вермахта была и дивизия СС «Галичина», которая потеряла более половины своего

состава. Из окружения вырвалось лишь 3 тыс. человек, а остальные (3700 человек) попали в плен, погибли или перешли в УПА. В ходе успешного осуществления Львовско-Сандомирской операции (13 июля - 29 сентября 1944 г.) была уничтожена группа армий «Северная Украина» Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов в результате Ясско-Кишиневской операции (20-29 августа 1944 г.) разбили группу армий «Южная Украина». В октябре 1944 г. в ходе Карпатско-Ужгородской операции завершилось освобождение всей территории Украины. 27 октября был освобожден от оккупантов Ужгород, а 28 октября - остальные населенные пункты Закарпатской Украины.

Вывод

Тяжелая и кровопролитная война Советского Союза с Германией, которую он вел в составе антигитлеровской коалиции, победно завершилась 9 мая 1945г. В этой войне положение украинского народа было особенно трагическим. Единый в своем стремлении победить нацизм, он оказался расколотым в вопросе о будущем Украины: часть украинцев с разгромом фашизма связывала восстановление довоенного статуса Украины в составе Советского Союза, другая стремилась воспользоваться войной для возрождения независимого украинского государства. В совместную борьбу с Германией и ее союзниками Украина внесла огромный вклад. На фронтах и в фашистском тылу погиб каждый пятый житель республики. Среди высших офицеров, командующих фронтами и армиями было немало украинцев. Самые известные из них - А.Еременко, С.Тимошенко, Р.Малиновский, Н.Ватутин, И.Черняховский, П.Рыбалко, К.Москаленко, П.Жмаченко и другие. Ратный подвиг многих украинцев отмечен высшими наградами. Среди них - 2072 удостоены звания Героя Советского Союза. Из 115 дважды Героев Советского Союза - 32 украинца. Из 7млн орденов и медалей, врученных офицерам и солдатам Красной Армии, 2,5млн получили жители Украины. Упорная борьба развернулась в тылу немецких войск, на территории оккупированной Украины. Гитлеровцы установили тут жесточайший оккупационный режим, рассчитывая превратить Украину в житницу рейха, его сырьевой придаток. Украинцев хотели превратить в «белых рабов». Это вызвало волну возмущения. С самого начала в движении украинского Сопротивления выделилось два течения -- советское и национально-освободительное. Советское подпольно-партизанское движение в первые месяцы войны понесло тяжелые потери и лишь в 1942г. при помощи из-за линии фронта начало шириться на Надднепрянщине, втягивая в борьбу десятки тысяч недовольных грабительски-террористическим режимом и принося существенные потери гитлеровским оккупантам. В первые дни войны ОУН надеялась при поддержке нацистской Германии начать возрождение независимого Украинского государства. Но эти иллюзии развеялись в считанные дни. Оуновцы перешли к подпольной деятельности, подготовке массового антинацистского восстания под лозунгами самостоятельности Украины. Для немецких оккупационных властей был неожиданным размах самостийницкого движения, распространившегося уже в 1941г. не только в Западной Украине, но и 9 Надднепрянщине, в том числе в Донбассе, на Юге и даже в Крыму. Это движение свидетельствовало, что стремление к независимости Украины было близким и понятным во всех ее регионах. Противниками самостоятельности Украины и, следовательно, оуновцев были не только нацисты, против которых направлялось острие вооруженной борьбы ОУН -- УПА вплоть до сентября 1944г., но и сталинский тоталитарный режим. В этом корень непримиримости между представителями советского и оуновского движения Сопротивления. Если советские партизаны стремились по указанию из центра представлять оуновцев как изменников и слуг оккупантов, то оуновцы относились к советским партизанам как к врагам Украины. Советское руководство, планируя из-за линии фронта действия партизан, сознательно поддерживало конфронтацию обеих течений антигитлеровского движения Сопротивления в Украине, не брезгуя при этом провокациями и политическими убийствами. В этих условиях ОУН -- УПА вынуждена была бороться на двух фронтах к тому же без какой-либо внешней помощи. Это в конце концов и предопределило результат борьбы. Понеся во 'Второй мировой войне колоссальные человеческие жертвы и материальные потери, Украина сделала достойный взнос в разгром Германии и ее союзников, но восстановить свою государственную независимость была не в состоянии.

Украина и образование ООН.

В ходе переговоров об образовании ООН советская сторона выдвинула предложение о включении в будущую международную организацию всех советских республик в качестве полноправных членов. Это предложение союзники отвергли, но для Украины и Белоруссии, являвшихся наиболее крупными по территории, количеству населения и наиболее пострадавших от войны, сделали исключение.

26 июня 1945 г. на конференции ООН в Сан-Франциско делегация Украинской ССР вместе с другими странами-учредителями подписала Устав новой международной организации. В качестве члена ООН УССР участвовала в работе ряда ее департаментов, служебных структур, в том числе Комиссии по правам человека, статистической, гуманитарно-культурной и других. Первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. избрала УССР членом Экономического и Социального Советов ООН сроком на 1 год. В 1948-1949 гг. и 1984-1985 гг. УССР была избрана непостоянным членом Совета Безопасности (СБ). Однако в условиях существования в СССР тоталитарного режима самостоятельность УССР в ООН, как и в других вопросах внешней политики, была исключительно условной.

Развитие промышленности в период «Брежневщины»

Тяжелым бременем на хозяйство СССР легло решение правительства достичь паритета (равенства) в вооружении, прежде всего ядерного, с США. Во время Карибского кризиса соотношение военных ядерных арсеналов СССР и США составляло 1: 8. Включившись в гонку вооружения, Советский Союз достиг паритета в середине 70-х годов, а по некоторым видам вооружения (подводные лодки) вышел вперед. Это была единственная выполненная программа брежневского руководства. Достигнута она была ценой невероятного разрастания военно-промышленного комплекса, за счет низкого уровня жизни населения. Почти в каждом городе существовали «номерные» заводы и цеха. Возникали целые закрытые города, работавшие только на «обо рону». Происходила тотальная милитаризация советского хозяйства. На военно-промышленный комплекс была переориентирована и наука. Достаточно было военной верхушке проявить интерес к какому-нибудь изобретению или научной идее, как эти исследования тут же получали приоритетное финансирование. Зарплата на номерных объектах была несколько выше, однако работники чаще всего не имели права выезжать за рубеж, даже в коммунистические страны, чтобы не разглашать секреты производства. Некоторые из них находились поднаблюдением КГБ. Военная промышленность в середине 70-х годов стала ядром индустриального потенциала страны, ее доля в общем объеме промышленного производства превышала 60%. Поиски путей подъема экономики не прекращались, ив середине 60-х годов была сделана попытка усовершенствовать управление производством. Реформа, одобренная пленумом ЦК КПСС (сентябрь 1965 г.), вошла в историю под названием «косыгинской» - по фамилии председателя Совета Министров СССР А.Косыгина, отвечавшего за претворение ее в жизнь. Реформой внедрялись экономические методы управления. В первую очередь были расширены права предприятий. На заводах и фабриках создавались фонды материального поощрения работников. Для получения денежного вознаграждения предприятию уже недостаточно было выпустить запланированную продукцию: ее нужно было еще и реализовать. Тем самым стимулировалось повышение качества товаров. Выпуск продукции, предусмотренной планами «по валу», то есть на запланированную сумму, побуждал администрацию выпускать

продукцию подороже - затрачивать на нее как можно больше материалов, энергии, человеческого труда. Согласно реформе «валовые» показатели отходили на второй план. Теперь поощрялось расширение ассортимента товаров, их конкурентоспособность. Из центра «спустили» новые цены, названные «научно обоснованными». Сами же предприятия в их разработке участия не принимали, поэтому новые цены не отражали реальных затрат на производство товаров. Создалась ситуация, при которой отдельные товары, необходимые обществу, производить стало невыгодно. Чтобы их производство не прекратилось, государство выделяло дотации, средства для которых накапливались за счет того, что трудящимся выплачивали заниженную заработную плату. Государство распоряжалось так называемыми «материальными фондами» -- сырьем, машинами, станками и др., -- которые распределяло через министерства и ведомства. Это ограничивало деятельность предприятий и еще раз доказывало невозможность сочетания рыночных реформ и плановой экономики. Всемирный энергетический кризис 1973 г. открыл Советскому Союзу - самому крупному производителю нефти - блестящие перспективы обогащения на международном рынке топлива. Поток «нефтедолларов» дал возможность руководству СССР забыть о «косыгинской реформе» и создать иллюзию относительного благосостояния в государстве. Консервативные круги не могли смириться с тем, чтобы творчество «снизу», самостоятельность предприятий поставили под угрозу существование бюрократической системы. Нефте- и газопроводы, энергосистема «Мир» превратили СССР в основного поставщика энергоносителей в Европу. За счет прибыли от их экспорта там закупались товары широкого потребления, которые частично удовлетворяли внутренние потребности. В то же время в стране хронически не хватало компьютеров, робототехники, передового оборудования и новых технологий. Мировая научно-техническая революция обошла советскую экономику, кроме, разве что, «оборонки». Это отразилось на производительности труда советского рабочего, которая была в несколько раз ниже, чем на Западе. Фактором дополнительного напряжения стало сооружение гигантов автомобилестроения -- Волжского и Камского автомобильных заводов, а особенно -- «стройки века» -- Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ).

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве производительность труда оставалась крайне низкой. Многие работы, как и в старые времена, крестьяне выполняли вручную. Бесчисленное множество разных программ, мер и постановлений пленумов ЦК носило декларативный и утопический характер. Достаточно вспомнить «Продовольственную программу» 1982 г., которая должна была не только обеспечить население продуктами питания до 1990 г., но и наладить их широкий экспорт. Все эти программы не могли быть выполнены, так как сама колхозно-совхозная система хозяйствования с ее отчуждением непосредственного производителя от результатов его труда была неэффективной в принципе. Безответственность руководящих органов, неграмотный подход к агротехнике привели к чрезмерной химизации сельского хозяйства, неоправданной «мелиорации» земель. Ядовитые вещества, которыми щедро посыпали хлопковые поля в Узбекистане и Туркмении, уничтожали не только насекомых, но и людей. Из-за авантюристической «мелиорации» самые плодородные в мире заплавные украинские черноземы вдоль Днепра были затоплены. Вмешательство в зону естественных истоков привело к большому экологическому бедствию в районе Аральского моря: море высохло, а ветер далеко разнес его соли по близлежащим землям. Резко выросла смертность, распространились эпидемии. К счастью, не успел воплотиться еще один типовой проект в духе «гигантомании» брежневских времен - переброс вод великих сибирских рек на орошение Юга. Как и в предыдущие годы, сельская молодежь массово мигрировала в города, где имела возможность хоть как-то удовлетворить свои профессиональные, социально-культурные и бытовые потребности. В крупных городах она, конечно, занимала непрестижные рабочие места. Местная власть устанавливала лимиты (ограничения) на прием такой молодежи на работу, и «лимитчикам» приходилось годами жить в перенаселенных общежитиях под угрозой выселения и увольнения с работы за наименьшую провинность. Руками «лимитчиков» выполнялись планы промышленного и жилищного строительства во всех крупных городах страны. Отсутствие материальных стимулов к труду, запущенная социальная сфера, заидеологизированность жизни приводили к глубокой апатии общества и, как следствие, к падению дисциплины, морали. Уже не вызывало возмущения общественности воровство с предприятий, массовыми стали злоупотребления в торговле, обычным -- взяточничество в аппарате управления. В служебных злоупотреблениях и уголовных преступлениях была замешана и верхушка власти. Резкое падение трудовой дисциплины было одной из причин замедления темпов экономического развития, дальнейшего отставания от индустриально развитых стран мира.

Диссидентское движение.

Диссидентское движение возникло в СССР еще во времена «оттепели» и получило распространение в 60--70-е годы. Оно существовало в форме инакомыслия. Это была единственно допустимая форма сопротивления, поскольку репрессивная машина государства (КГБ, МВД, армия) подавляла малейшие проявления независимой общественно-политической жизни. Инакомыслие в СССР условно можно разделить на несколько течений: национально освободительное, выступавшее за самоопределение народов и создание суверенных государств (украинец Левко Лукьяненко, грузин Звиад Гамсахурдиа, армянин Левон Тер-Петросян и др.); либеральное -- наиболее влиятельное и активное, участники которого - Андрей Сахаров, Владимир Буковский, Сергей Ковалев и др. - пропагандировали идею создания свободного общества со смешанной экономикой; религиозное--чрезвычайно пестрое, включавшее баптистов, греко-католиков (Йосип Тереля и др.), участников запрещенных сект, критиков верхушки православной церкви (Глеб Якунин, Василий Романюк и др.); марксистское, или ориентированное на «социализм с человеческим лицом» (Рой Медведев, Петр Григоренко и др.). Наиболее распространенной формой диссидентской деятельности был так называемый самиздат. Изготовление и тиражирование машинописных копий, распространение и тайное хранение произведений были основными занятиями самиздатовцев. Среди авторов самиздата были известные поэты Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский, Александр Галич и другие. Идеологическое давление со стороны коммунистического режима, запрещение публикаций в СССР «идеологически вредных» произведений привели к появлению «тамиздата», -- авторы нелегально передавали за границу для издания свои произведения. Вслед за Б. Пастернаком за границей издали свои произведения Александр Солженицын, Владимир Войнович и другие. Впервые под псевдонимами вышли за рубежом произведения Юрия Даниэля и Андрея Синявского. КГБ раскрыл настоящие имена «тамиздатовцев» и в феврале 1966 г. над ними состоялся судебный политический процесс. Литераторы получили длительные сроки заключения только за убеждения, выраженные в сатирических строках. В отличие от сталинских процессов, подсудимые не признали себя виновными. Суд над Ю. Даниэлем и А. Синявским положил начало расколу среди советских писателей. В защиту осужденных выступили более 60 писателей, среди которых были Павел Антокольский, Юрий Домбровский, Вениамин Каверин, Юрий Нагибин, Виктор Шкловский, Корней Чуковский и его дочь Лидия Чуковская. Осудили «вероотступников» секретари Союза писателей СССР -- Константин Федин, Константин Симонов, Сергей Михалков, Алексей Сурков, Леонид Соболев, Николай Тихонов. В последующие годы власти выслали за пределы СССР небезопасных для режима писателей. Среди них -- фронтовиков Александра Солженицына (автора «Архипелага ГУЛАГа»), Виктора Некрасова (роман «В окопах Сталинграда»), Владимира Максимова (роман «Прощание с ниоткуда»). С апреля 1968 г. до начала 80-х годов почти регулярно выходил, несмотря на систематические аресты сотрудников, самиздатовский журнал «Хроника текущих событий». В разное время в издании журнала принимали участие поэтесса Наталья Горбаневская, филолог Анатолий Якобсон, учителя Галина и Илья Габай, биолог Сергей Ковалев. Издателей, распространителей и даже читателей журнала преследовал КГБ. Журнал содержал объективную информацию об арестах, обысках, судебных преследованиях по политическим мотивам, описывал положение политзаключенных в лагерях и психбольницах. (Психиатрия в те годы была одним из средств борьбы против политической оппозиции. Власть объявляла «ненормальными» всех, кто вслух протестовал против тоталитаризма). Признанный лидер диссидентского движения академик Андрей Сахаров назвал этот журнал самым большим достижением движения инакомыслящих. С середины 60-х годов в Советском Союзе активно заявили о себе защитники прав человека. Они добивались, главным образом, соблюдения властями прав и свобод человека, формально задекларированных конституцией «победившего социализма» 1936 г. и брежневской конституцией «развитого социализма» 1977 г. Впервые 5 декабря 1965 г. (день принятия сталинской конституции) небольшая группа диссидентов собралась возле памятника Пушкину в Москве. Самым крамольным лозунгом был «Уважайте собственную конституцию». В деле защиты прав граждан правозащитники действовали открыто, в соответствии с законодательством. Вся их деятельность обычно сводилась к защите конкретных жертв режима. Правозащитники рассылали письма протеста в разные инстанции, предавали гласности факты нарушения прав человека. В условиях информационного вакуума важное значение в сообщении народу правды о положении в стране имели зарубежные радиостанции «Голос Америки» (Вашингтон), «Би-Би-Си» (Лондон), «Свобода» (Мюнхен) и другие. По вечерам граждане имели возможность у радиоприемников получить, несмотря на глушение, правдивую информацию о положении в собственной стране и в мире. После Хельсинкского совещания были попытки объединения активистов диссидентского движения в так называемые хельсинкские группы, целью которых была защита прав человека. Первая такая группа возникла в Москве в мае 1976 г. Ее организаторами были физик Юрий Орлов, рабочий Анатолий Марченко (погиб в 1985 г. в тюрьме во время голодовки протеста), филолог Лариса Богораз и др. Со временем хельсингские группы возникли по всей стране. В ноябре 1976 г. образовалась Украинская хельсинкская группа (писатель Микола Руденко, поэт Василь Стус (погиб в концлагере), журналист Вячеслав Чорновил, юрист Иван Кандыба и др., всего 37 человек). Участники движения боролись за соблюдение обязательств, которые взял на себя СССР, подписав итоговый документ Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Правозащитники добивались совершенно законных вещей и действовали в рамках закона, однако власти нещадно их преследовали. В начале 80-х годов по всей стране состоялись судебные процессы над правозащитниками. Обвинения, предъявляемые им, подгонялись под статьи уголовного кодекса -- «антисоветская агитация и пропаганда», «поклепы на советский государственный и общественный строй». Рост диссидентского движения в СССР отражал общий глубокий кризис коммунистической тоталитарной системы.

Страна в период «перестройки».

После смерти в 1982 г. Леонида Брежнева его преемниками на высшем партийно-государственном посту были больные престарелые люди -- Юрий Андропов (умер в 1984 г.) и Константин Черненко (умер в 1985 г.). В марте 1985 г. обновленный партаппарат выдвинул на должность лидера КПСС самого молодого члена политбюро - 54-летнего Михаила Горбачева. Новый генсек стремился несколько реформировать, подправить «покривившееся» здание социализма, в то же время не нарушая его фундамента. М. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития, перестройку хозяйства страны. Перестройка, по его определению, -- это решительное преодоление застойных процессов и ломка механизма торможения, создание надежного и эффективного механизма ускорения социально-экономического развития общества, придание ему большего динамизма. Объявляя курс на ускорение, М. Горбачев и его окружение не понимали непригодности самой модели социалистического хозяйства. Руководство опять определило приоритетным направлением ускорение развития машиностроительной промышленности в ущерб другим. Очередная разбалансированность экономики привела к сокращению производства товаров широкого потребления. Среди населения возник ажиотажный спрос на товары первой необходимости. С полок магазинов исчезло мыло, стиральные порошки, чай, табачные изделия. На пути товаров к потребителям встали преступные группы спекулянтов, мошенников из числа работников торговли, чиновников государственных учреждений. В результате огромное количество продукции в обход государственной системы торговли попадало на «черный рынок», где реализовывалось по спекулятивным ценам. Традиционно запущенной оставалась социальная сфера жизни советского общества. Государство отнимало у работающих значительную часть их заработка и перераспределяло через так называемые «фонды общественного потребления» (образование, медицину, жилье, транспорт и т.п.). Такая система лишала желания продуктивно работать, деморализовывала и закрепощала человека, порождала безынициативность. Командно-бюрократическая система, оправившись после легкого испуга, вызванного сокращением количества министерств и ведомств (в начале 1987 г. их было более 100 только в Москве, а они дублировались в каждой союзной республике), быстро пришла в себя и стала на путь скрытого саботажа перестройки. В центре принимали решения, а местные органы власти не спешили их выполнять. Кремлевское руководство растерялось, все больше теряя веру в возможность экономических реформ. Идеологическая зашоренность не позволяла М. Горбачеву взять курс на рыночную экономику (ведь вместо «социализма» это был бы уже «капитализм»). Правительство Николая Рыжкова летом 1989 г. обещало за полтора года стабилизировать экономическое положение в стране и разработать программу реформ. Опять, как во времена Н. Хрущева, выдвигались нереальные лозунги, вроде «Обеспечить каждую советскую семью квартирой до 2000 года»; в программе реформы среднего образования планировали провести компьютеризацию всех школ страны в течение пятилетки, не учитывая того, что советская промышленность производила только 1% компьютеров по сравнению с США. Полный провал потерпела кампания борьбы с пьянством и алкоголизмом. Это социальное зло пагубно отражалось на моральном и экономическом состоянии общества, на здоровье населения, однако неправильное понимание причин пьянства привело к ошибочным методам проведения кампании. Резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них активизировали самогоноварение и спекуляцию, «сахарный бум». Тысячи гектаров плодородных виноградников в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, на Украине были нещадно вырублены, а социальное зло так и не удалось искоренить. В июле 1989 г. началось массовое забастовочное движение в шахтерских регионах: Кузбассе, Донбассе, Карагандинском бассейне. Причиной его стало ухудшение обеспечения продовольственными товарами шахтерских регионов. Однако глубинные причины крылись в недовольстве шахтеров действиями правительства, неспособного провести реформы. Шахтеры вышли на улицы. Целыми днями продолжались многотысячные шахтерские митинги. Власти вынуждены были вступить в переговоры с бастующими. Им повысили заработную плату, что вызвало очередной виток инфляции. В забастовочную борьбу втягивались другие слои населения. Постепенно забастовки стали привычными, нанося все больший вред хозяйству. Провал горбачевского курса «ускорения» стал очевиден. Спад производства не прекращался, казна пустела. Положение обостряли стихийные бедствия и аварии. 26 апреля 1986г. произошла ужасная Чернобыльская катастрофа. Она носила глобальный характер. Вся Европа, весь мир били в набат, и только руководители СССР старательно пытались скрыть последствия аварии от своих граждан.

Украина в новейшее время.

Становление многопартийной системы в Украине в конце 80-х -

начале 90-х гг.

1. Роль партий в политической жизни общества.

В жизни современного общества значительную роль играют политические партии.

Партия -- (от лат. partio ~ делю. разделяю: англ. раг1. -- часть) - группа людей, объединенных общностью идей. политических интересов и целей. В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об объединениях граждан», политической партией называется объединение граждан - сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, для которой главной целью является участие в разработке государственной политики, формирование органов власти, местного и регионального самоуправления и представительство в их составе.

Наличие партий - атрибут любой развитой политической системы.

Партии являются выразителями интересов и целей определенных социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказывать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания. Вне сомнения, одной из главных задач партии является достижение власти, овладение государственным аппаратом с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы. К середине 1992 г. в мире насчитывалось около 190 самостоятельных государств. В 19 из них была запрещена деятельность любых партий, в 23 функционировала лишь одна «правительственная» партия, а в 141 стране действовало несколько партий. Таким образом, в конце XX в. преобладающей тенденцией в формировании политических систем в разных странах стала многопартийность. Несомненно, что переход от однопартийной системы к многопартийной рассматривается современными прогрессивными политическими силами как шаг в поступательном развитии демократии.

Многопартийность - это форма общественного управления, при которой борьба нескольких политических партий за государственную власть выступает как механизм согласования различных интересов и устранения разногласий в целях общественного прогресса.

Современная многопартийность в Украине уходит своими корнями в 50-е гг.

В 1958 г. Л. Лукьяненко и его единомышленники создали организацию «Украинский рабоче-крестьянский союз», запрещенную властями в 1961 г.

2. Основные этапы формирования многопартийности в Украине в

середине 70-х - середине 80-х гг.

Подписание в 1975 г. о Хельсинки документа по безопасности и сотрудничеству в Европе, взятые СССР в связи с этим обязательства стимулировали дальнейшее развитие политического плюрализма, хотя оно проходило в условиях беспрецедентного давления со стороны КПСС и государственных органов.

Во второй половине 70-х, а также в 80-е гг. возникли неформальные группы и объединения граждан, которые можно условно подразделить на два основных типа: диссидентские и культурно-просветительские. Так. в середине 70-х гг. в Киеве активно действовала «Украинская общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений». Со второй половины 80-х гг. Украинский Хельсинский Союз вышел за рамки правозащитной организации и приобрел политическую направленность. УХС стал непосредственной базой для создания Украинской республиканской партии. Становлению многопартийности в Украине способствовали демократизация и гласность, начавшаяся после апрельского (1985) пленума ЦК КПСС. Стало возможным образование политических партий и общественно-политических организаций, которые отстаивали политические взгляды различных слоев населения. Возникли «Украинский демократический союз», «Украинский культурологический клуб» (1986), Украинский христианский демократический фронт, украинское экологическое движение «Зелений світ» и другие. Численность многих из этих групп была небольшой, социальный состав определяли главным образом представители творческой интеллигенции, студенты.

3. Формирование многопартийности в Украине в конце 80-х гг.

1) Выдающаяся роль в достижении независимости Украины, развитии демократии в украинском обществе и становлении политического плюрализма в государстве принадлежит Народному руху Украины. Организация «Народное движение Украины за перестройку» («Рух») как массовое политическое движение возникла осенью 1988 г. из представителей различных творческих союзов. В начале своей деятельности «Рух» не шел на конфронтацию с КПУ. Но уже осенью 1989 г. ситуация изменилась. На учредительном съезде «Руха» прозвучало предложение создать на его базе несколько партий. «Рух» был одним из инициаторов политического плюрализма, многопартийной системы. На базе «Руха» впоследствии образовались многие народно-демократические, национально-патриотические, либеральные партии.

2) Образование «Руха» как массовой общественно-политической организации знаменовало утрату монополии Компартии Украины на политическую деятельность. В Украине началось формирование многопартийности. Этот процесс активизировался после февральского (1990) пленума ЦК КПСС, который под давлением обстоятельств согласился исключить из Конституции СССР печально известную Статью 6, которая закрепляла руководящую роль партии в советском обществе.

3) Другим источником многопартийности в Украине, хотя это и звучит парадоксально, стала Компартия, в рядах которой нарастали непримиримые противоречия. Группа коммунистов-реформаторов объявила о создании Демократической платформы. Своей главной целью они объявили преобразование КПСС в демократическую партию парламентского типа. Убедившись в невозможности демократизации КП Украины, в конце 1990 г. Демплатформа выделилась в отдельную политическую партию - Партию демократического возрождения Украины. Другая группа коммунистов образовала Марксистскую платформу, которая упорно продолжала исповедовать идеологию неосталинизма.

4) За короткий исторический период (1989-1991) о начале своей политической деятельности заявили Украинская христианско-демократическая партия (УХДП, январь 1989), Украинская национальная партия (УНП, октябрь 1990), Украинская республиканская партия (УРП, апрель 1989), Народная партия Украины (НПУ, сентябрь 1989), Либерально-демократическая партия Украины (ЛДПУ. ноябрь 1989), Социалистическая партия Украины (СПУ. октябрь 1990) и другие.

5) Для формирования многопартийной политической системы большое значение имел внеочередной III Съезд народных депутатов СССР (март 1990), на котором были внесены изменения в Конституцию Советского Союза. Статья 6-я о руководящей роли КПСС в обществе отменялась. 17 октября 1990 г. под давлением демократических сил сессия Верховного Совета УССР приняла закон о политических партиях и общественных организациях в УССР. После этого процесс про-

возглашения новых партий в Украине приобрел высокие темпы. Все без исключения политические партии поддержали волеизъявление украинского народа о независимости, сделанное им на референдуме 1 декабря 1991 г. Но в дальнейшем в их видении конкретных политических вопросов сохранились значительные различия. Особенно это проявлялось во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти.

Декларация о государственном суверенитете Украины и ее

историческое значение.

Верховный Совет УССР 16 июля 1990 г. принял исторический документ. -- Декларацию о государственном суверенитете Украины.

Декларация - объявление, провозглашение, официальное заявление; обычно в форме Декларации провозглашаются основные принципы внешней или внутренней политики государства, программные положения политических партий, основные положения деятельности международных организаций в конкретной области международных, отношений.

1. Содержание Декларации о государственном суверенитете Украины.

Декларация состоит из преамбулы и 10 разделов.

1) В преамбуле подчеркивается, что Верховный Совет УССР провозглашает суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и нераздельность власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях».

2) Одним из важных положений Декларации является положение о гражданстве. Украина имеет свое гражданство, где все равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий. Граждане всех национальностей составляют народ Украины.

3) Декларация провозглашала самостоятельность Украины. В документе подчеркивалось намерение создать банковскую, ценовую, финансовую, таможенную и налоговую системы, формировать государственный бюджет, а при необходимости ввести собственную денежную единицу.

4) В Декларации признана самостоятельность республики в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации.

5) Украина провозглашала свое намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках и обязывалась придерживаться трех неядерных принципов не применять, не производить и не приобретать ядерное оружие.

6) Декларация провозглашала право Украины непосредственно осуществлять отношения с другими государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими; консульскими, торговыми представительствами.

2. Историческое значение Декларации.

Историческое значение Декларации о государственном суверенитете Украины заключается в том, что она определила основные направления внутренней и внешней политики, экономического развития и государственного строительства. Этот документ представляет собой правовой фундамент для Конституции, законов Украины, определения позиции республики при заключении международных соглашений. В основе Декларации лежат демократические традиции украинского народа, которые развивались на протяжении веков.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ре-

акция на нее в Украине.

1. Предпосылки попытки государственного переворота.

В начале 90-х гг. идея национального суверенитета охватила широкие общественные слои, в том числе и в Украине. Стараясь предотвратить распад советской империи, президент СССР М. Горбачев назначил на 20 августа 1991 г. процедуру подписания нового Союзного договора. Причем, если консерваторы в политбюро ЦК КПСС откровенно заявляли о необходимости сохранения унитарного по своей сути государства, то М. Горбачев старался сберечь СССР в виде «настоящей федерации". В этой ситуации Эстония, Латвия, Литва, Грузия и Молдова категорически отказались от любых переговоров об «обновлении Союза». Верховный Совет Украины, возглавляемый Л, Кравчуком, отклонил федеративную концепцию договора, выдвинув план трансформации Союза в конфедерацию.

2. Начало попытки переворота.

19 августа 1991 г., когда М. Горбачев пребывал на отдыхе на крымском курорте Форос, из Кремля на весь мир сообщили о его «болезни и невозможности дальнейшего выполнения обязанностей президента СССР». Полномочия главы государства переходили к вице-президенту Г. Янаеву. Власть брал на себя так называемый Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению в СССР (ГКЧП). В его состав, кроме Г. Янаева, вошли также премьер-министр СССР В. Павлов, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов и ряд других высших государственных лиц. Своей главной целью мятежники провозгласили «спасение единого государства».

3. События в Украине 19-21 августа 1991 г.

Украина, которая стала камнем преткновения на пути к замаскированному сохранению империи, была одним из важнейших объектов деятельности «гэкачепистов». В Киев срочно был командирован представитель заговорщиков генерал армии В. Варенников, который, заручившись поддержкой первого секретаря Компартии Украины С. Гуренко. старался склонить Л. Кравчука к признанию легитимности (законности) ГКЧП. Эти усилия оказались напрасными - хотя и не совсем последовательно и решительно, но все же Председатель Верховного Совета Украины осудил переворот и не признал правомочность распоряжений ГКЧП на территории Украины. Военные части, дислоцированные в Украине, а также милиция и другие силовые структуры не поддержали мятежников. Союз офицеров Украины предложил организовать отряды добровольцев для защиты украинского парламента, а также призвал военнослужащих - граждан Украины - не исполнять распоряжений ГКЧП. Ряд местных Советов, особенно в западных областях Украины, решительно и недвусмысленно выступили против узурпации власти кучкой мятежников и призвали население не признавать их. Фракция Народной Рады в украинском парламенте призвала народ к гражданскому неповиновению и к всеукраинской забастовке против наступления диктатуры. В обращении Львовского областного Совета к населению области содержался призыв «при попытке насильственного устранения демократически избранной народом власти ответить массовыми актами гражданского неповиновения». Харьковский горсовет квалифицировал деятельность ГКЧП как тягчайшее преступление. Из всех политических сил Украины только руководство Компартии стало на сторону мятежников. Уже 19 августа ЦК Компартии направил низовым организациям тайные шифротелеграмы, в которых призвал «принять меры к участию коммунистов в содействии Государственному Комитету по Чрезвычайному Положению в СССР». Между тем попытка штурма «Белого дома» в Москве в ночь с 20 на 21 августа, предпринятая ГКЧП, закончилась неудачей. Стало ясно, что путч потерпел поражение. 22 августа Президиум Верховного Совета УССР принял решение о созыве внеочередной сессии Верховного Совета. 24 августа Верховный Совет собрался и принял исторический документ - Акт провозглашения независимости Украины. Компартия Украины была запрещена.

Всеукраинский референдум и выборы Президента Украины

1 декабря 1991 г.; результаты и историческое значение.

События 1 декабря 1991 г. стали важнейшим этаком в государственном строительстве Украине, « корне изменил» ее внутреннее и международное положение.

Референдум - форма принятия законов или решение важнейших вопросов общественной или государственной жизни путем всенародного волеизъявления - голосования или опроса.

1. Референдум 1991 г.

В списки было занесено 37 млн. 886 тыс. граждан. В бюллетень по референдуму были включены текст Акта провозглашения независимости Украины, принятого Верховной Советом 24 августа 1991 г., и вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?». В голосовании приняли участие 31 млн. 891,7 тыс. граждан, то есть 84,2% от общего количества включенных в списки. Из них на вопросы бюллетеня ответили «Да. подтверждаю» 28 млн. 804.1 тыс. граждан, или 90,3%. Положительный ответ дало население всех областей Украины, независимо от национальной принадлежности. Следовательно, за независимость проголосовали не только украинцы, но и представители других народов, которые проживают на территории Украины.

2. Выборы Президента Украины.

В один день с референдумом прошли и выборы Президента Украины. В голосовании по выборам Президента Украины приняли участие 31 млн. 892,4 тыс. человек. В избирательный бюллетень были включены:

1) Председатель Верховного Совета Украины Л. Кравчук,

2) председатель Львовского облсовета В. Чорновил;

3) председатель Украинской Республиканской партии Л. Лукьяненко,

4) заместитель председателя Верховного Совета Украины В. Гринев;

5) председатель Украинской Народной партии Л. Табурянский;

6) председатель Народной Рады в парламенте Украины И. Юхновский;

Несмотря на существенные различия в программах, все кандидаты поддерживали идею независимости Украины.

Президентом Украины стал Леонид Макарович Кравчук, за которого проголосовало 19 млн. 643,6 тыс. граждан (61,56% принявших участие в голо-

совании). Следовательно, Председателя Верховного Совета Украины поддержали более половины украинских избирателей. Его предвыборной программой была программа пяти «Д»: Государственность, Демократия, Благосостояние, Духовность, Доверие.

5 декабря 1991 г. на заседании Верховного Совета Украины Л. Кравчук принял присягу Президента Украины, изложил программные ориентиры своей политики в новом качестве. «Президент, - подчеркнул он, - получив власть от народа, должен служить ему и обеспечивать благосостояние, права и свободы каждого человека».

3. Значение референдума и выборов Президента Украины 1991 г.

* Референдум 1 декабря 1991 г. подтвердил Акт провозглашения независимости Украины, провозглашенный Верховным Советом. Если решение Верховного Совета мог отменить Верховный Совет второго созыва, то решение референдума отменить никто не мог.

* Решения референдума позволили Украине утвердиться на международной арене как независимому государству. До 1 декабря 1991 г. формально независимую Украину не признало ни одно государство. В течение декабря 1991 г. она была признана более 40 странами.

* Декабрьский референдум перечеркнул решение мартовского референдума о сохранении Союза ССР. его итоги создали правовую основу для преобразования декларированной независимости в реальную.

И референдум 1991 г., и президентские выборы подтвердили желание подавляющего большинства граждан Украины жить в независимом демократическом государстве, самостоятельно решать внутренние политические и экономические проблемы. Вековая мечта украинского народа о независимости обрела политическое оформление.

Молодое государство стало строить международные отношения на основе взаимного уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, развития всесторонних политических, экономических и культурных связей.

Приоритеты внешней политики Украины на рубеже ХХ-ХХ вв.

1. Конституция Украины о внешней политике государства.

Почти 10 лет Украина является полноправным субъектом международных отношений. Конституцией Украины определен общий подход к внешней политике государства (Статья 18). Предусмотрено, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержки мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов международного права. Соотношение между международным и национальным законодательством предусмотрено Статьей'9 таким образом, что существующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, являются частью национального законодательства Украины.

2. Национальные интересы Украины в сфере международных отношений.

«Основные направления внешней политики Украины», одобренные Верховной Радой 2 июля 1993 г., зафиксировали содержание национальных интересов Украины и задач ее внешней политики. Национальные интересы Украины в сфере международных отношений составляют три основные группы:

* стратегические и геополитические интересы, связанные с обеспечением национальной безопасности Украины и защитой ее политической независимости;

* экономические интересы, связанные с интеграцией Украины в мировое хозяйство;

* региональные, субрегиональные, локальные интересы, связанные с обеспечением разнообразных специфических потребностей внутреннего развития Украины.

3. Основные задачи внешней политики Украины. С целью обеспечения национальных интересов Украины ее внешняя политика постоянно направляется на решение важнейших задач.

1) Утверждение и развитие Украины как независимого демократического государства.

2) Обеспечение стабильности международного положения Украины.

3) Сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ.

4) Включение национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития, обеспечения потребностей граждан и повышения благосостояния народа.

5) Защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических лиц за границей, создание условий для поддержки контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины, оказание им помощи в соответствии с международным правом.

6) Распространение в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера.

4. Принципы внешней политики Украины.

Украинское государство реализует внешнюю политику на таких принципах:

1) Украина осуществляет открытую внешнюю политику и стремится к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами, избегая зависимости от отдельных государств или групп государств;

2) Украина развивает свои двухсторонние и многосторонние отношения с другими государствами и международными организациями на основе принципов добровольности, взаимоуважения, равноправия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела:

3) Украина не является врагом ни одного государства;

4) Украина осуждает войну как средство национальной политики, придерживается принципа неприменения силы или угрозы силой и стремится к решению любых международных споров исключительно мирными средствами;

5) Украина не выдвигает территориальных претензий к соседним государствам и не признает территориальных претензий к себе;

6) Украина неуклонно придерживается международных стандартов прав человека, обеспечивает права национальных меньшинств, которые проживают на ее территории;

7) Украина исходит из того, что в современных условиях соблюдение прав человека не является только внутренним делом отдельных государств;

8) Украина руководствуется приматом права во внешней политике, признавая приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права;

9) Украина в своей внешней политике опирается на фундаментальные общечеловеческие ценности и осуждает практику двойных стандартов в международных отношениях;

10) Украина считает себя, наравне со всеми другими бывшими советскими республиками, правопреемницей Союза ССР и не признает любых преимуществ и исключений из этого принципа для любого государства-правопреемника без оформления согласия всех этих государств.

5. Стратегия внешней политики Украины на современном этапе.

Президент Украины Л. Кучма в своей инаугурационной речи 30 ноября 1999

г. так определил стратегию внешней политики государства; «Международный

авторитет и имидж Украины будут определять два основных фактора.

* Первый - как мы решаем внутренние проблемы.

* Второй - насколько активно и осмысленно, с учетом национальных интересов мы будем адаптироваться к реалиям современного мира. Мира, который, интегрируясь, продолжает жить по законам конкуренции.

Ключевыми ориентирами в нашей внешней политике являются ее:

* многовекторность;

* прогнозируемоесть и стабильность;

* сохранение внеблокового статуса Украины».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.