РУБРИКИ

Население России в конце XIX века

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Население России в конце XIX века

Население России в конце XIX века

77

Содержание:

Экономическое положение и социально-психологический облик российского дворянства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Экономическое положение и социально-психологический облик крупной буржуазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Экономическое положение и социально-психологический облик крестьянства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Экономическое положение и социально-психологический облик рабочего класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Экономическое положение и социально-психологический облик мещанства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Экономическое положение и социально-психологический облик казачества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Экономическое положение и социально-психологический облик российского дворянства.

Изменение законодательства Николаем I: увеличение имущественного ценза для участия в выборах (1831г.), повышение требований Табели о рангах (1845 г.), учреждение заповедных имений. Личные и имущественные права дворянства. Система дворянского образования. Корпоративные организации.

Политика Николая I в крестьянском вопросе. Реакция дворянства на предложения правительства. Роль дворянства в местном и государственном управлении. Общественные настроения в дворянской среде накануне освобождения крестьян. Дворянская публицистика.

Быт и традиции русского дворянства в первой половине XIX века

Столица и провинция: быт и нравы русского дворянства. Быт дворянской аристократии. Развлечения: балы, маскарады и музыкальные вечера. Театральные представления. Приемы и званые обеды. Экономическое пространство усадьбы. Стиль сельской жизни дворянства: система ценностей и культура повседневности. Сокровища духовной культуры дворянских усадеб. Быт провинциальных помещиков. Губернские города как центры провинциальной жизни России.

Внутрисословные взаимоотношения: социально-психологические аспекты. Отношения дворянства с самодержавием. А.С. Пушкин о дворянстве. Кодекс чести. Взаимоотношения дворянства с другими сословиями. Отношение дворянства к крестьянскому сословию. Образы помещиков в литературе XIX века. «Война и мир» Л. Н.Толстого как опыт понимания менталитета русского дворянства начала XIX века. Дворянское самосознание.

Дворянство в пореформенной России

Состав и численность сословия. Социально-экономический и политический статус российского дворянства. Дворянское предпринимательство. Дворянство и государственная служба. Расслоение высшего сословия. Корпоративная организация: состав, условия участия. Основные направления деятельности.

Участие дворянства в подготовке и проведении крестьянской и земской реформ. Дворянские комитеты. Редакционные комиссии. Дворянство и реализация крестьянской реформы. Петиционная деятельность дворянских собраний 1860-1870-х гг. Роль дворянства в местном управлении. Мировые институты, дворянство в земстве. Влияние реформ на судьбу дворянского сословия.

Дворянство и правительственная реакция 80-х- 90-х годов XIX века. Российский консерватизм: М.Н.Катков, К.П.Победоносцев, А.Д.Пазухин. Дворянство и сословный вопрос. Введение института земских начальников. Правительственная опека. Дворянский Земельный банк. Особое совещание по делам дворянского сословия. Попытки создания общероссийской дворянской организации.

Социальная психология дворянства во второй половине XIX века

Мемуары и дневники как источник для изучения истории дворянства России второй половины ХIХ-ХХ вв. Авторы, время создания, публикации, проблематика дневников и мемуаров. Быт, культура, общественные настроения столичного дворянства накануне отмены крепостного права. Изменение быта, нравов, занятий дворянства под влиянием реформ 1860-1870-х гг. Быт, культура, образование дворян Петербурга и Москвы в эпоху Александра III. Общественные настроения и культура столичного дворянства на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Изменения в понятии «сельская дворянская усадьба» в пореформенное время. Хозяйство, промышленные и культурные заведения в помещичьей усадьбе. Старое и новое в облике помещика и быте усадьбы пореформенного периода.

Власть и дворянство в начале ХХ века

Социальная эволюция дворянства: стратификация и социальная мобильность. Проблема убыли дворянского землевладения. Капитализация помещичьих хозяйств. Внутрикорпоративные задачи и способы их решения

Формирование экономической программы поместного дворянства. Петиционная деятельность дворянских собраний в конце XIX - начале ХХ веков. Участие дворянства в работе местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Полемика о роли дворянства в местном самоуправлении. Съезды предводителей дворянства. Земско-либеральная оппозиция. «Союз освобождения» и земцы - «шиповцы».

Власть и дворянство в годы первой русской революции

Реакция дворянства на революционные события. Политические требования поместного дворянства в 1905 году. Совещания предводителей дворянства. Манифест 17 октября 1905 г. Создание партий. Участие дворянства в выборах и работе I Государственной Думы. Выборгское воззвание.

Процесс консолидации поместного дворянства в 1906-1907гг. Союз землевладельцев. I-III съезды уполномоченных губернских дворянских обществ. Дворянство и аграрный вопрос. Полемика о будущем государственном устройстве. Дворянские и земские собрания в годы революции: основные направления деятельности. Трансформация социального поведения поместного дворянства.

Российское дворянство в годы проведения столыпинской реформы

Влияние дворянства на правительственные реформы. Поместное дворянство и правительственная программа «обновления России» - поддержка и противодействие. Инициативные экономические проекты поместного дворянства в 1907-1914 гг. (В.И. Гурко, С.Ф.Шарапов, Н.А.Павлов, В.Н.Снежков).

Отношение дворянства к реформе местного управления. Дискуссия о роли предводителей дворянства, земских начальников. Дворянство в III Государственной Думе. Дворянство и политические партии. Черносотенство (Н.Е.Марков). Роль Постоянного Совета объединенных дворянских обществ. Власть и поместное дворянство в годы первой мировой войны. Всероссийский дворянский Союз помощи больным и раненым воинам. Отношение дворянства к «Прогрессивному блоку». XII съезд объединенного дворянства. Столичное и провинциальное дворянство накануне 1917 года: политическая позиция и внутренние конфликты.

Социальная психология дворянства в начале ХХ века

Дворянское образование и воспитание. Преобладающий тип русского дворянина. Дворянская усадьба в начале ХХ века. Образ крестьянского сословия в сознании дворянства. Инновации моделей экономического поведения.

Трансформация сознания и моделей поведения дворянства. Эволюция общественно-политических взглядов. Представления дворянства о своей роли в общественной жизни. Общественная оценка сословия. Отношение дворянства к буржуазии. Власть и дворянство: отношение дворянства к императору, правительству, психологический конфликт дворянство-бюрократия. Распад монархического сознания. Дворянские лидеры.

Дворянское сословие после 1917 года

Отношение дворянства к падению самодержавия и деятельности Временного правительства. Дворянство в 1917 году. Антидворянское законодательство первых лет Советской власти. Идеология Белого движения. Дворянство в Гражданской войне. Судьбы дворянства в Советской России. «Лишенцы». Репрессии. Судьбы русской дворянской усадьбы. Практическая работа по охране усадеб в 1917-1924 гг. Музеи-усадьбы.

Эмиграция. Политические объединения, культурные союзы, периодическая печать. Роль дворянства в создании культуры «русского зарубежья». Мемуары как итог осознания судьбы России и дворянства.

Попытка реанимации сословия в современной России. Дворянские собрания сегодня: общественно-политическая, культурная, издательская деятельность.

Экономическое положение и социально-психологический облик крупной буржуазии.

В настоящее время, когда вопросы лоббирования интересов различных промышленных и финансовых группировок на разных уровнях законодательной и исполнительной власти, влияния крупного капитала на экономическую политику страны вызывают не только чисто научный интерес, но являются проблемами сегодняшнего момента, изучение форм и методов представительства интересов российской буржуазии в начале ХХ века приобретает особую актуальность.

К началу XX века представительство интересов торгово-промышленного класса в России осуществлялось многочисленными и разнообразными организациями. Всего в стране в это время существовало около 150 предпринимательских объединений, в той или иной степени выполнявших представительные функции . Все их можно разбить на пять групп: 1) купеческие управы, 2) комитеты торговли и мануфактур, 3) биржевые общества и возглавлявшие их биржевые комитеты, 4) отраслевые и территориальные объединения -- съезды и совещательные конторы промышленников и торговцев и 5) общества заводчиков и фабрикантов. Купеческие управы, учреждения, носившие чисто сословный характер, выглядели в начале XX века атавизмом и не играли сколько-нибудь заметной роли в деле представительства торгово-промышленных интересов и в торгово-промышленной жизни в целом. Что касается Совета торговли и мануфактур, его московского отделения и провинциальных комитетов торговли и мануфактур, то и они с момента организации и на протяжении всей своей истории не отвечали требованиям, предъявляемым к представительным учреждениям. Основной недостаток центральных органов в Москве и Петербурге заключался в том, что их члены не выбирались из торгово-промышленной среды, но назначались министром финансов. Эти учреждения целиком зависели от правительства и по сути сами были полуправительственными органами, не пользовались поэтому влиянием и авторитетом в предпринимательской среде, и, самое главное, практически бездействовали. Провинциальные же комитеты не получили широкого распространения, поскольку их основание производилось по желанию местных городских или купеческих обществ, а участие в них не было обязательным. Финансирование же комитетов проводилось за счет городских общественных сумм или добровольных взносов купечества. Естественно, что на таких условиях комитеты торговли и мануфактур были основаны не во многих городах, да и некоторые из возникших так и остались на бумаге (всего к началу XX века в России было 15 комитетов). Кроме того, возникновение и состав комитетов торговли и мануфактур было зачастую довольно случайным. Так же как Совет торговли и мануфактур и его московское отделение, большинство провинциальных комитетов, за редким исключением, не занимались активной деятельностью и не имели никакого веса среди торговцев и промышленников. Самой многочисленной группой представительных организаций были биржевые общества и биржевые комитеты. А.А.Вольский в докладе на первом Съезде Союза торговых и промышленных предприятий в январе 1906 года говорил о существовании в России на 1905 год около 55 бирж . Л.Е.Шепелев приводит цифру 85 . Точное количество определить весьма трудно, поскольку многие биржи в небольших городах существовали только на бумаге, имели место также случаи функционирования биржевых комитетов при отсутствии всякой биржевой деятельности, -- то есть такой комитет изначально организовывался только для представительства интересов местного купечества. Подобная практика, видимо, была достаточно распространена, поскольку отдел торговли министерства финансов счел нужным в объяснительной записке к проекту Положения о выборных учреждениях торгово-промышленного класса и о биржевом устройстве специально оговорить подобный случай . Так или иначе число биржевых комитетов было довольно значительным, а их представительная деятельность достаточно активной. Вообще говоря, сферой их компетенции являлось заведование биржевой торговлей, однако ввиду отсутствия в России нормального порайонного представительства торгово-промышленных интересов, биржевые комитеты на практике стали осуществлять функции совещательных учреждений, выполняя роль, для которой собственно создавались комитеты торговли и мануфактур. В 1903 году на Совещании о нуждах торгово-промышленного класса и биржевой реформе констатировалось, что “из числа общественных торгово-промышленных организаций биржевые установления оказались наиболее жизненными и наиболее приближающимися к типу представительных выборных учреждений” . Главным достоинством биржевых обществ как представительных учреждений было то, что в них в большей степени, чем в любых других организациях уравновешивались и согласовывались интересы торговли и промышленности и их различных отраслей.

Основной задачей данной работы является изучение форм, методов и основных направлений представительной деятельности организаций крупной буржуазии на примере одного из наиболее крупных предпринимательских объединений -- Московского биржевого комитета (МБК). Некоторые другие представительные организации торгово-промышленного класса затрагиваются в работе для того, чтобы не остались в стороне те формы и методы представительной деятельности, которые не применялись Московским биржевым комитетом.

Хронологические рамки работы -- 1905--1914 гг., от первых попыток создания общероссийской представительной организации торгово-промышленного класса до начала первой мировой войны.

Представительной деятельности Московский биржевой комитет уделял большое внимание. В рассматриваемый период представительство становится главной функцией МБК. По свидетельству П.А.Бурышкина, собственно биржевая работа выполнялась автоматически и биржевой комитет в нее практически не вмешивался . Надзор за биржевыми артелями и разбор дел о несостоятельности хотя и требовали большего внимания, но основная часть работы выполнялась аппаратом комитета. Механизм этот был хорошо отлажен, и роль самого комитета сводилась в основном к контролю.

Основным методом представительной деятельности МБК являлась работа в комитетах и комиссиях при биржевом комитете.

Поступивший на рассмотрение вопрос в зависимости от его важности, сложности и спешности либо направлялся биржевым комитетом в соответствующую постоянную комиссию (или комитет) при Московском биржевом комитете, либо для обсуждения этого вопроса создавалась специальная комиссия. “По вопросам менее сложным, а также в экстренных случаях, биржевой комитет дает заключения и делает представления не обращаясь к помощи комитетов и комиссий” .

В 1905 -- 1914 годах при Московском биржевом комитете работало несколько постоянных комитетов и комиссий. Так называемая Постоянная комиссия “была как бы сконцентрированным, более интимным собранием выборных” . Комиссия состояла из председателя и старшин комитета и 25 лиц, избираемых выборными из своего числа и была создана “для предварительного рассмотрения исключительных вопросов, вносимых на рассмотрение собрания выборных” . По словам П.А.Бурышкина, эта комиссия считалась и была самой важной. “Там иногда предварительно, иногда окончательно рассматривались самые важные вопросы” . Кроме Постоянной комиссии при биржевом комитете действовало шесть регулярно работавших комитетов и комиссий: юридическая комиссия, комитет по железнодорожным делам, хлопковый комитет, прядильно-ткацкий комитет, лесопромышленная комиссия и банковская.

Кроме постоянно действующих комитетов и комиссий при Московском биржевом комитете работало большое количество комиссий, созданных специально для рассмотрения того или иного вопроса. По окончанию работ такие комиссии обычно прекращали свое существование. В специально созданных комиссиях рассматривались практически все наиболее важные вопросы торгово-промышленной жизни.

Материалы работ комиссий и комитетов (журналы заседаний, доклады, заключения, справки) предоставлялись на обсуждение самого биржевого комитета, после его одобрения отправлялись уже как заключение МБК в соответствующие инстанции.

Вообще, основная тяжесть представительной работы в МБК переносилась в комитеты и комиссии. Бросается в глаза тот факт, что все постоянные комитеты и комиссии МБК, кроме постоянной и железнодорожного, были созданы в 1906 -- 1910 гг. Увеличение числа случаев создания специальных комиссий также приходится на период после 1905 года. С одной стороны, это было естественным процессом в том плане, что Постоянная комиссия из 25 человек могла собираться легче и чаще чем кворум собрания выборных, а комитеты и комиссии являлись еще более мобильными органами. В комиссиях вопросы подготавливались и разбирались более детально, доклады подробно аргументировались, и, следовательно, работа была более эффективной. С другой стороны, стремление МБК к повышению эффективности своей представительной деятельности обусловлено возросшими претензиями крупной московской буржуазии на реальное влияние на экономическую политику страны. Именно поэтому, МБК не довольствовался просто отзывом на министерский законопроект или даже поправками к нему, но часто вырабатывал свой собственный проект, сопровождая его подробной аргументацией, статистическими материалами, ссылками на законодательство стран Западной Европы, социальной демагогией. Для такой работы требовался более серьезный подход. Поэтому создание в 1906-1910 гг. ряда новых постоянных специализированных комитетов и комиссий, практику передачи отдельных вопросов во временные, для данного вопроса учрежденные комиссии, привлечение к работе специалистов из интеллигенции (юристов, статистиков), командировки в Европу для ознакомления с зарубежным законодательством надо рассматривать ни в коем случае не как случайность, но как следствие и показатель отчетливой тенденции к росту понимания буржуазией необходимости отстаивать свои классовые интересы, и причем делать это более энергично, чем в предшествующий период.

С другой стороны, революция 1905-1907 гг., тяжелое финансовое положение после революции и проигранной войны подтолкнули правительство к решению многих давно назревших, но игнорировавшихся десятилетиями проблем. Аграрная реформа, планы широкого рабочего законодательства, изменения промыслового обложения, проект введения подоходного налога, поиски путей улучшения финансового положения земств и городов, реорганизация системы представительных организаций торгово-промышленного класса -- наиболее важные из разрабатывавшихся правительством вопросов. (Многие из этих реформ не были осуществлены или были выполнены лишь частично.) Большинство из них затрагивало интересы буржуазии, и естественно желание торговцев и промышленников максимально эти интересы защитить. Тем более, что правительство совершенно очевидно собиралось решить некоторые вопросы за счет буржуазии. Таким образом, изменения в представительной деятельности диктовались и увеличением объема работ -- в рассматриваемый период число рассматриваемых МБК вопросов значительно выросло в количественном отношении.

Другой формой представительной деятельности крупной буржуазии были съезды и совещания. Московский биржевой комитет являлся членом двух предпринимательских объединений -- Съездов представителей промышленности и торговли и Съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. После создания Съездов представителей промышленности и торговли в 1906 г. съезды этой организации проходили ежегодно (кроме 1910 года, зато в 1911 было созвано два -- очередной и экстренный). На этих съездах собравшиеся члены организации заслушивали доклады, подготовленные Советом Съездов, затем, после прений и обмена мнениями, по этим докладам принимались резолюции, исполнение которых возлагалась на Совет Съездов. Основной задачей съездов являлось согласование мнений различных группировок буржуазии, примирение противоречий и выработка общей позиции для отстаивания ее перед правительством. Резолюции съездов, таким образом, представали мнением не отдельных предприятий, организаций или группировок, но всей торговли и промышленности, что придавало им больший вес. Кроме того, съезды эффективно доводили мнения и позиции буржуазии до правительства, ибо на съездах всегда присутствовали представители (и достаточно высокопоставленные) министерств и ведомств. Например, на IV очередном Съезде представителей промышленности и торговли присутствовали председатель Совета министров и министр финансов. В.Н.Коковцев и министр торговли и промышленности В.И.Тимирязев.

Кроме съездов представителей промышленности и торговли периодические съезды проводились другой организацией, объединяющей главным образом биржевые комитеты -- Съездами представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. Проходили съезды и совещания буржуазии и вне этих двух организаций. Так, например, в 1910 году МБК организовал в Москве Всероссийский съезд представителей русской торговли и промышленности по вопросу о мерах к развитию торговых сношений с Ближним Востоком. Часто организация совещаний была приурочена к правительственным совещаниям: получив приглашение к участию в последних, Московский биржевой комитет созывал предварительное совещание представителей заинтересованных отраслей и районов для более полного выяснения нужд торговли и промышленности и согласования разных позиций. Подобные предварительные совещания имели место перед работами комиссии по вопросу о таможенном объединении России с Финляндией в 1910 году, в том же году перед совещанием Иркутского генерал-губернатора по вопросу торговли с Монголией и т.д. Организовывал предварительные совещания и Совет Съездов представителей промышленности и торговли, причем принимать в них участие могли не только члены Съездов, но часто приглашались все заинтересованные в данном вопросе лица.

Представительство интересов торгово-промышленного класса осуществлялось в нескольких формах. Во-первых, представители МБК принимали участие в работе различных государственных органов, членами которых они являлись на основании действующих законов и уставов или положений этих органов. Представитель МБК был членом Совета Государственного банка, назначенные комитетом лица защищали интересы промышленности и торговли во всеобщем присутствии Московской Казенной Палаты, Московском столичном раскладочном присутствии, Особом по промысловому налогу присутствии. С 1912 года представитель МБК входил в состав Совета Добровольного Флота. Кроме того, представители МБК, наряду с представителями других биржевых комитетов, принимали участие с правом совещательного голоса в Общих тарифных съездах железных дорог, Совете по тарифным делам, Центральном и порайонных комитетах по регулированию перевозок массовых грузов. Помимо работы в органах, членство в которых представителей торговли и промышленности обеспечивалось законодательно, лица, делегированные Московским биржевым обществом (не обязательно из своей среды), участвовали в разнообразных и многочисленных ведомственных и межведомственных совещаниях и комиссиях, куда приглашались наряду с представителями других совещательных по торговле и промышленности учреждений. И, наконец, на первом месте по объему в представительной деятельности стояли отзывы на спускаемые правительством законопроекты, касающиеся торговли и промышленности, записки, мнения и ходатайства, предоставляемые в соответствующие министерства или другие центральные или местные органы власти.

Направленность представительной деятельности организаций крупной буржуазии была следующей: во-первых, правительственные органы, во-вторых, органы законодательные -- Государственная Дума и Государственный Совет, в-третьих, органы судебные (в первую очередь Сенат) и в-четвертых, общественное мнение.

На первом месте (и по объему, и по важности) стояло представительство в правительственных органах. Согласно сложившейся практике, большинство планируемых правительством мер и мероприятий, касающихся торговли и промышленности, предварительно предлагалось к обсуждению в совещательных по торговле и промышленности учреждениях. Если мнение комитета запрашивалось каким-то конкретным центральным или местным органом власти или местного самоуправления, то отзыв шел в запрашивающее ведомство. Если ходатайство возбуждалось по собственной инициативе, то оно направлялось в тот орган, в ведении которого находился рассматриваемый вопрос. В тех случаях, когда было не вполне ясно к компетенции какого именно ведомства принадлежит затрагиваемый вопрос, ходатайство шло через министерство торговли и промышленности, в ведении которого находилось все совещательные по торговле и промышленности учреждения. Большинство ходатайств возбуждалось именно перед министерством торговли и промышленности, сюда же направлялась большая часть отзывов на правительственные законопроекты, собственные варианты законопроектов и т.д. Это и понятно, ведь именно в министерстве торговли и промышленности готовилась и разрабатывалась основная масса законопроектов и мероприятий, касающихся торговли и промышленности. Два других министерства, с которыми активно работали и Московский биржевой комитет, и Съезды представителей промышленности и торговли -- это министерство финансов (основными проблемами здесь были налогообложение промышленности и торговли и таможенные тарифы) и министерство путей сообщения (здесь главной проблемой являлась железнодорожная политика). В остальные министерства обращались гораздо реже, хотя и исключениями подобные случаи назвать нельзя. Например, перед министерством внутренних дел ходатайствовали об изменении правил о рабочих организациях, об улучшении работы почт и телеграфов, по поводу применения законов об охране окружающей среды и т.п. Перед министерством иностранных дел -- о расширении компетенции консульской службы (буржуазия стремилась заручиться поддержкой чиновников МИДа в деле зарубежной торговли), перед Главным управлением земледелия и землеустройства -- по поводу орошения земель в Средней Азии и Закавказье под посевы хлопка и т. п.

Московский биржевой комитет почти не занимался активной работой с законодательными органами и с общественным мнением, ограничиваясь, в основном, представительством перед правительством и местными властями. Однако можно привести примеры подобной работы других предпринимательских организаций.

Так, в деятельности Совета Съездов представителей промышленности и торговли работе с Государственной Думой и Государственным Советом отводилось немалое место. Большое внимание уделялось анализу работы Государственной Думы -- и на съездах, и на страницах журнала Съездов представителей промышленности и торговли “Промышленность и торговля” (который также рассылался бесплатно членам Государственной Думы и Государственного Совета, так же как правительственным чиновникам и редакторам крупнейших газет), и в специальном издании “Промышленность и торговля в законодательных учреждениях”, целиком посвященном работе Думы и Госсовета (всего вышло 3 тома).

Члены Государственной Думы, интересующиеся экономическими вопросами, приглашались принять участие в работе съездов. Неоднократно присутствовали и выступали на Съездах представителей промышленности и торговли, например, ведущий оратор кадетов по торгово-промышленным вопросам А.И.Шингарев, председатель комиссии по рабочему вопросу III Думы барон Е.Е.Тизенгаузен, председатель финансовой комиссии Г.Г.Лерхе. Затем, по внесении правительством в Думу какого-либо законопроекта, с которым представители буржуазии были не согласны или не вполне согласны, Совет Съездов представителей промышленности и торговли отпечатывал и рассылал всем членам Государственной Думы и Государственного Совета свой вариант законопроекта вместе с аргументацией поправок. На практике почти все без исключения законопроекты, касающиеся торговли и промышленности, сопровождались собственным вариантом Совета Съездов представителей промышленности и торговли. Имелись случаи совместной работы думских комиссий и комиссий Совета Съездов. Так, в 1911 году постоянная комиссия по юридическим и налоговым вопросам при Совете Съездов приступила к обсуждению проекта положения о государственном подоходном налоге по поручению Комитета Совета Съездов и “согласно просьбе председателя финансовой комиссии Государственной Думы Г.Г.Лерхе”. Далее работы двух комиссий велись параллельно и журналы заседаний комиссии Совета Съездов регулярно сообщались. Г.Г.Лерхе с комментариями и объяснениями .Надо сказать, что доклад об этой совместной деятельности двух комиссий был воспринят Советом Съездов с большим удовлетворением. Были случаи и совместной работы с правительственными органами: например, в 1908 году разработанный Горным департаментом проект изменений и дополнений в действующие правила о нефтяных промыслах был передан по инициативе министерства финансов для рассмотрения в Совете Съездов, для чего последний организовал совещание, в котором участвовали представители нефтедобытчиков, перевозчиков нефти и чиновники Горного департамента.

Большое внимание уделял Совет Съездов представителей промышленности и торговли работе с общественным мнением. В 1908 году журнал Совета Съездов с сожалением констатировал, что “широким общественным кругам России промышленность и торговля представляются, или в качестве какого-то паразитарного придатка к земледельческой основе русского народного хозяйства, или в качестве источника неблаговидной наживы для сравнительно небольшого числа, непременно кровожадных, капиталистов” . Основной своей задачей Совет Съездов видел преодоление такого рода взглядов и борьбу с господствующими в обществе предрассудками и недоброжелательным отношением к промышленной и торговой деятельности вообще. “Мы будем добиваться для нашей промышленности и торговли того почетного положения в глазах русского общества, какое эта отрасль народного труда везде в мире занимает перед лицом культурного человечества,” -- заявляла “Промышленность и торговля” . Главным инструментом в этой борьбе был журнал Совета Съездов “Промышленность и торговля”, издававшийся с 1908 года. Журнал выходил два раза в месяц. Издание было постоянно убыточным, чем вызывало недовольство у некоторой части членов Съездов представителей промышленности и торговли. Однако большинство Съездов считало выпуск собственного журнала безусловно необходимым, несмотря на ежегодный дефицит, а отдельные члены Совета Съездов вообще называло издаваемый журнал главной задачей и заслугой Совета Съездов . Кроме журнала Совет Съездов издавал большое количество других материалов -- книг, брошюр, докладов и т. п. (К 1912 г., то есть за пять лет работы, Совет Съездов опубликовал 144 непериодических издания.) По мнению самих промышленников эта деятельность приносила плоды. Г.А.Крестовников указывал на “распространение в массе населения, в сферах, не близко соприкасающихся с промышленностью и торговлей,.. в нашей повседневной прессе более ясных и более правильных понятий по экономическим вопросам” . (Впрочем, здесь Г.А.Крестовников выдавал желаемое за действительное.)

В заключение нельзя не остановиться на проблеме эффективности вышеперечисленных форм и методов представительной деятельности российской буржуазии. Во-первых, необходимо отметить неудовлетворительность самой системы представительных организаций буржуазии. Несмотря на немалое число предпринимательских объединений, в той или иной мере занимавшихся представлением нужд торговли и промышленности, на практике ни одна из них не отражала интересы всей местной буржуазии, но лишь отдельных ее групп. Необязательность участия предпринимателей в существующих организациях, и, как следствие, случайный характер подбора их состава -- вот основной недостаток всех перечисленных учреждений. Целые отрасли промышленности, транспорта, торговли не получали вообще практически никакого отражения и защиты своих нужд, не имея собственных организаций. “Торговля небиржевая -- магазинная, лавочная, розничная, торговля небиржевыми товарами, хотя бы и крупная, вся промышленность, не вырабатывающая биржевой товар, и вся ремесленная промышленность никакой организации в смысле представительства не имеет, никаких профессиональных собраний или союзов этих лиц до сего времени, за весьма редким исключением, не было,” -- читаем в заключении соединенной комиссии Московского биржевого комитета и Московского отделения Совета торговли и мануфактур на проект “Положения о выборных учреждениях торгово-промышленного класса и о биржевом устройстве” . Существовавшие представительные организации имели немало других недостатков. Среди них следует указать на финансовую слабость многих организаций. Сама структура представительных учреждений, созданных в разное время без какой-либо связи друг с другом, подчиненных разным ведомствам, служила причиной отсутствия всякой планомерности и согласованности в их работе, дублированию одних вопросов и выпадению других из поля зрения. Недаром буржуазия неоднократно ходатайствовала о реформе представительных организаций.

Во-вторых, не удовлетворяли буржуазию и формы представительной деятельности. В многочисленных ведомственных и межведомственных совещаниях представители промышленности и торговли имели лишь совещательный голос, окончательное же решение принималось чиновниками. Кроме того, не на все совещания, в которых промышленники хотели бы принять участие, их звали. С той же проблемой сталкивались представители предпринимательских организаций в государственных органах, заседать в которых они имели право по закону -- их голос был только совещательным, а участие, следовательно, неравноправным. Нельзя сказать, что с этим мирились. Ясно прослеживается стремление буржуазии добиться более действенного представительства в этих органах. Например, предоставление делегатам от промышленности и торговли права решающего голоса в тарифных учреждениях железных дорог было лейтмотивом многочисленных ходатайств. Но этого права буржуазия так и не добилась.

Не удовлетворяла буржуазию и основная форма ее представительной деятельности -- ходатайства перед различными правительственными органами, главным образом из-за низкой их действенности. “Мы все и все время о чем-то ходатайствуем, -- заявлял. Ю.П.Гужон, -- ходатайствуем по разнообразнейшим вопросам, но все время ходатайствуем безрезультатно, к нам не прислушиваются” . Однако другого, более эффективного способа воздействия на правительство буржуазия найти не смогла. (Сам Гужон, считая, что министерства не могут разрешить стоящие перед промышленностью вопросы и что, поэтому и обращаться к ним бесполезно, предлагал обратиться напрямую к императору. Понятно, что это вряд ли дало бы больший эффект.)

Вообще, в представительной деятельности буржуазии в целом не было планомерности и систематичности. Порядок постановки вопросов на обсуждение зависел от правительства -- несмотря на то, что МБК и Съезды представителей промышленности и торговли, и другие совещательные по торговле и промышленности учреждения имели право возбуждать ходатайства по собственной инициативе, на практике, они рассматривали главным образом те вопросы, которые разрабатывались министерствами. “Не было никакой планомерности, не было заранее установленной программы, и вся деятельность носила случайный характер. Редко бывали проявления собственной инициативы, но по большей части -- “отзывы”, “замечания”, “поправки”, и реже -- “переработки” представленного проекта” . Как уже указывалось выше, количество правительственных проектов, так или иначе касающихся торговли и промышленности, было столь велико, что и с ними представительные организации крупной буржуазии не успевали порой разобраться, где уж тут говорить о выработке собственной целостной программы необходимых для русской промышленности мер. “Столько на нас в последнее время валится вопросов, -- отмечал на Экстренном съезде представителей промышленности и торговли в 1912 году Г.А.Крестовников, -- что нет ни сил, ни средств, ни времени сразу ко всему быть готовым: то в Нижнем сбор, то в Москве, то рабочее законодательство, то праздничный отдых служащих и т. д.”. Надо принять во внимание и указание П.А.Бурышкина на то, что “по правде говоря, мало кто был готов к разработке вопросов самого общего характера” К тому же разработка общих вопросов неминуемо привела бы к обсуждению проблем не только экономических, но и политических, чего буржуазия избегала. “Поэтому говорили о торговых палатах, о тарифной политике, о регулировании сахарной промышленности, о пересмотре положения о промысловом налоге, но не ставили вопросов о том, что нужно для развития производительных сил страны и роста русского народного хозяйства. Не ставили отчасти и потому, что ответ знали заранее: нужно изменить общие условия русской жизни -- и политической и социальной” .

Экономическое положение и социально-психологический облик крестьянства.

Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Поэтому по мере развития капитализма обострялись противоречия между старым и новым, а на определённой стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.

     Территория и население. В первой половине ХIХ в. Российская империя являлась одной из крупнейших европейских держав. Её территория включала огромные пространства Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь, Кавказ), Северную Америку (Аляска). В это время к России были присоединены Финляндия, Центральная Польша, Бессарабия, Кавказ, Закавказье, Казахстан, Приамурье и Приморье. Её территория расширилась с 16 млн. до 18 млн. кв. км; население возросло с 37 млн. в начале ХIХ в. до 74 млн. чел. в середине ХIХ в. Территория Российской империи делилась на губернии, области, уезды.
     Россия являлась абсолютистским и крепостническим государством. Во главе Российской империи стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Население России делилось на сословия. Самым состоятельным, образованным, привилегированным и господствующим сословием было дворянство. Важнейшей привилегией дворянства было владение крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от всех податей и повинностей, от обязательной службы, имело преимущество в получении наград, в занятии должностей в гражданской и военной службе. В начале 30-х гг. ХIХ в. насчитывалось около 500 тыс. чел. дворян (примерно 1% населения страны). К числу наиболее привилегированного сословия относилось и духовенство. Рядом важных привилегий обладало купечество. Оно было освобождено от некоторых податей и от рекрутского набора.

· Купцы в зависимости от размеров капитала делились на три гильдии:

o купцы первой гильдии (самые богатые) имели право крупной внутренней и внешней торговли;

o купцы второй гильдии обладали рядом привилегий в крупной внутренней торговле;

o купцы третьей гильдии - в мелкой торговле.

· Непривилегированным сословием было мещанство:

o городские ремесленники;

o мелкие торговцы;

o наёмные работники.

· Самой многочисленной непривилегированной категорией населения было крестьянство. Крестьянство подразделялось на три основные категории:

o владельческие (помещичьи);

o государственные или "казённые";

o удельные (принадлежали императорской фамилии).

Самой многочисленной группой были помещичьи крестьяне: перед отменой крепостного права (1861 г.) их насчитывалось около 25 млн. чел. обоего пола (40% от всего населения страны). Формы и размеры феодальной эксплуатации в значительной мере определялись экономическим обликом региона. В нечернозёмных и промышленных регионах (Ярославская, Костромская и др. губернии) наибольшее распространение получил оброк, выплачиваемый как натуральным продуктом, так и деньгами. Здесь на оброке находилось от 65 до 90% крестьян. В земледельческих губерниях (Литва, Украина, Белоруссия) крестьяне преимущественно находились на барщине (обработка помещичьей земли крестьянами), где ею были охвачены 3/4 крестьянских хозяйств. В целом по стране к середине ХIХ в. на барщине находилось до 71%. Государственных крестьян к середине ХIХ в. насчитывалось около 18 млн. чел. обоего пола. Положение государственных крестьян было несколько легче, чем помещичьих. Они официально считались "свободными сельскими обывателями". Государство предоставляло им в пользование земельные наделы, за которые они обязаны были нести государственные подати и сборы, а также нести феодальные повинности (денежный оброк). Удельных крестьян накануне отмены крепостного права насчитывалось около 2 млн. чел. Удельными стали называть бывших дворцовых крестьян, после того как в 1797 г. для управления землями и крестьянами, принадлежащими к царскому дому, был создан Департамент уделов. Они платили государственную подушную подать, отбывали натуральные повинности и несли оброк в пользу царской семьи.
     В крестьянстве особым, привилегированным сословием было казачество - 1,5 млн. чел. В середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское (самое крупное), Оренбургское, Черноморское (позже Кубанское), Терское, Астраханское, Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское. Атаманом всех казачьих войск по традиции считался наследник престола. Ещё в XVIII в. правительство ликвидировало казачью вольницу и установило в казачьих частях армейские порядки. Казачий демократизм сохранился только на низшем уровне: во главе каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман, станичные атаманы избирались на станичных сходах. В мирное время казачество использовалось для охраны государственных границ.
     С ходом времени сословный строй постепенно себя изживал. Купечество уже не контролировало всю торговлю. В городах мелкой торговлей стали заниматься мещане и крестьяне. Среди городского населения образовывались новые классы - буржуазия и пролетариат. В рядах буржуазии оказывались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане, крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне и городская беднота.

     Сельское хозяйство. В первой половине ХIХ в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства. Крестьянство составляло 95% населения страны, и сельское хозяйство являлось ведущей отраслью экономики. Среди сельскохозяйственных культур преобладали "серые" хлеба - рожь, ячмень, овёс.

· В центрально-чернозёмных губерниях, Среднем Поволжье и южно-степной полосе выращивалась преимущественно пшеница. Здесь она превратилась в товарную культуру и большей частью шла на продажу на внутренний и внешний рынок.

· В центральных губерниях, Литве, Белоруссии с 40-х гг. расширились посевы картофеля, который стал здесь "вторым хлебом".

· В центральных, северных и северо-западных губерниях основной выращиваемой культурой был лён, а в чернозёмных - конопля. Это были доходные рыночные культуры.

Господствующей системой земледелия оставалось всё то же трёхполье - яровые, озимые, пар. Урожайность в течение всей первой половины ХIХ в. оставалась невысокой: "сам - два" (при посеве двух пудов собиралось четыре), "сам - три".
     Другой важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. Оно в основном носило натуральный характер, т.е. скот разводился "для домашних потребностей", а не на продажу. Товарное животноводство получило определённое развитие только в ряде губерний - Тверской, Ярославской, Вологодской, Прибалтике, степной полосе России. В общем, и в первой половине ХIХ в. в русской деревне продолжала существовать нехватка, порой острая, скота для домашнего потребления. Крестьяне мясо потребляли очень редко. В деревне питались в основном хлебом, картофелем, рыбой, грибами, капустой, ягодами.
     С начала XIX в. сельское хозяйство продолжало развиваться, и в нём появились новые сдвиги. Более интенсивно стали осваиваться юг Украины, Заволжье, степное Предкавказье. С начала и до середины ХIХ в. площади посевов расширились на 53%. Расширились посевы технических культур: льна, конопли, табака. Стали внедряться более совершенные орудия труда: молотилки, сеялки, веялки, жатки и др. В земледелии росло применение наёмного труда. Статистические данные XIX в. свидетельствуют о том, что в 50-х гг. в южные степи, Заволжье, частично в Прибалтику, заволжские губернии уходило до 700 тыс. сезонных рабочих. Увеличилась аренда и покупка земли крестьянами. В первой половине ХIХ в. на имя помещиков в 9 центральных губерниях помещичьими крестьянами было приобретено до 270 тыс. десятин; около 140 тыс. десятин купленной земли принадлежало 17 тыс. удельных крестьян.

· В европейской части России складываются очаги торгового земледелия и скотоводства:

o в степной части юга России - зернового хозяйства и тонкорунного овцеводства;

o в Крыму и Закавказье - виноградарства и шелководства;

o в Ростовском уезде Ярославской области - торговое огородничество;

o вокруг Москвы - центры хмелеводства, луководства, табаководства, птицеводства.

Кризис крепостничества. Во второй четверти ХIХ в. в классическом помещичьем хозяйстве, основанном на крепостном труде, отчётливо проявляются кризисные черты.

· Во-первых, помещичье хозяйство всё более теряло натуральный характер и всё более втягивалось в товаро-денежные отношения.

· Во-вторых, в центрально-промышленных губерниях помещики всё чаще переводили крестьян на оброк. К середине века такие крестьяне составляли здесь от 65 до 90% крестьян. Крестьяне всё чаще уходили на фабрики и заводы.

· В-третьих, всё больше помещики переводили крестьян на месячину, когда по причине расширения барщины крестьян вовсе лишали земли, выдавая им паёк продуктами и одеждой, тем самым, крестьянина - производителя отрывали от земли.

· В-четвёртых, это проявилось в падении производительности труда в помещичьих имениях. В чернозёмных губерниях помещики стали стремиться всё больше производить товарного хлеба, поэтому барщина здесь увеличивалась.

Многие помещики видели негативные стороны подневольного труда и более высокую производительность наёмного труда. Однако в этот исторический период рынок рабочей силы был ещё мал, и наём требовал от помещика больших затрат. Поэтому пока было выгодно использовать крепостной труд, а не более дорогой - наёмный. Крестьянское хозяйство также всё более превращалось из натурального в мелкотоварное. Крестьянин всё более тяготился барщиной и доступными ему средствами стал бороться за более благоприятные условия своего хозяйствования. "Нерадение", "лень" крестьянина на помещичьем поле, порча хозяйских инструментов проявлялись всё чаще, производительность труда падала. Крестьянина уже невозможно было заставить работать на помещика так же хорошо, как на себя.

· Отдельные помещики пытались увеличить доходность имений за счёт применения новых методов ведения сельского хозяйства:

o внедрялся многопольный севооборот;

o привлекались зарубежные специалисты-фермеры;

o использовались дорогие сельскохозяйственные машины, удобрения, новые сорта семян и породы скота и др.

Но всё это было возможно лишь самостоятельным хозяевам. Использование прогрессивных методов ведения сельского хозяйства при существовании старых, феодальных основ было бесперспективным.
     Подтверждением кризисного состояния помещичьего хозяйства в I-й пол. XIX в. явился рост задолженности помещичьих имений. Так, в начале века в залоге находилось не более 5% крепостных крестьян, к 30-м гг. - 42%, в пореформенные 2 года - 65%. Перед отменой крепостного права долги помещиков государственным кредитным учреждениям составили более 425 млн. руб., что в 2 раза превышало годовой доход в государственном бюджете.

     Промышленность. В первой половине XIX в. промышленное развитие в России было невысоким. В основном была широко распространена мелкая, преимущественно крестьянская, промышленность. Она располагалась в центрально-промышленных губерниях России - Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской губерниях. Здесь практически в каждом селении крестьяне сочетали земледелие с каким- либо видом ремесла: ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением домашней утвари, посуды, одежды и обуви. Образовались целые промысловые округа, в которых эти занятия играли главную роль, и занятие земледелием зачастую отсутствовало. Мелкая крестьянская промышленность служила базой для становления крупного капиталистического производства в виде мануфактуры. Вначале это выражалось в раздаче мануфактуристом работы рассеянным по деревням надомникам, затем соединения работников в одном заведении, где при сохранении ручной техники вводилось детальное разделение труда между работниками.
     В центрально-промышленном районе происходит рост неземледельческих занятий крестьян. В конце XVIII в. промысловый отход крестьян здесь принял массовый характер. Промысловый отход служил важным фактором для складывания рынка рабочей силы для промышленности и роста городского населения. Число промышленных предприятий с 1800 по 1860 гг. возросло с 2 тыс. до 15 тыс., число рабочих на них увеличилось с 211 тыс. до 560 тыс. В промышленности началась конкуренция между крепостным трудом и вольнонаёмным. Крепостной труд использовался на старых уральских заводах и в помещичьих мануфактурах. Вольнонаёмный труд применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане, разбогатевшие крестьяне. К середине ХIХ в. доля вольнонаёмных рабочих в русской промышленности составляла около половины от всего числа работающих. Кадры потомственных вольнонаёмных рабочих были невелики. Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещались на Урале, Алтае, Забайкалье. Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губернии. Но в целом отечественная промышленность не удовлетворяла потребностей населения в промышленных товарах. В начале ХIХ в. Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.