РУБРИКИ

Организация системы социальной помощи в период неурожая и голода 1891-1893 гг. (на примере Курской губернии)

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Организация системы социальной помощи в период неурожая и голода 1891-1893 гг. (на примере Курской губернии)

p align="left">Постигший значительное число губернии двухлетний неурожай произвел заметную перемену в направлении государственной и общественной деятельности. Правительство, сознавая необходимость поднятого сельского хозяйства, вступает на путь финансовых и экономических реформ; Земства по закону фиксирующие местные хозяйственные нужды, также поставлены в необходимость считаться с печальным положением крестьянского хозяйства и направить в эту сторону все свои усилия. При таких условиях еще более чувствуется потребность выйти из такого шаткого положения, в которое поставлено наше земство отсутствием точных сведений о состоянии сельского хозяйства в губернии. Без таких сведений не мыслима никакая правильная экономическая деятельность земства. И, несомненно, также, что без создания особого органа, оставаясь при существующих средствах получения сведений, земство точных данных иметь, не сможет.

Можно отметить и приписать в подитог, что по расчету управы на продовольствие населения до 1 июля 1893г., потребуется 480792 пудов. Это количество несколько разнится от того, которое показано в доставленных в управу ведомостях, составленных по установленной 19 июля собранием форме. По означенным ведомостям на продовольствие нерабочих душ, рассчитанное с разного времени по разные сроки, потребуется выдать и ссуду, исключая собственные запасы крестьян 500491 пудов. Количество нуждающихся в ссуде равняется 103900 душам; считая по 30 фунтов b месяц на каждую. На продовольствие их с 1 ноября 1892г. по 1 июля 1893г. потребуется 623400 пудов, а по исключении из этого количества 142608 пудов озимого молоченного и не молоченого хлеба, которое имелось у крестьян при составлении ведомостей, потребность в ссуде выразится 480792 пудами. Такое количество не может считаться преувеличенным, если принять во внимание, что на выдачу продовольственных ссуд, по случаю неурожая в 1891г., когда крестьяне располагали большими собственными средствами, потребовалось 268937 пудов. Причем выдача эта производилась по большей части обществу только с февраля 1892г.. Кроме сельского селения, приписанного к обществам, в уезде живут не числящиеся в обществах бывшие дворовые люди, отставные нижние чины и другие разночинцы, которые получили в пособие из временного благотворительного комитета, несмотря на позднее открытие его --15 января 1892г., всего 13288 пудов. Цифра эта говорит о немалой нужде выше обозначенных лиц, в настоящем же году они будут еще более нуждаться в продовольствии.

Подлежащих яровому обсеменению полей надельной крестьянской
земли в уезде насчитывается не менее 46500 десятин, но это количество
должно еще увеличиться на 2160 десятин, оставшихся по случаю засухи незасеянными на 1893г. озимыми хлебами.

Если при обсеменении одной трети из 46500 десятин просом, гречихой, картофелем и подсолнухами крестьяне обойдутся своими средствами, то на посев остального количества - 31тысячи десятин потребуется, несомненно, ссуда овсом и ячменем по следующему расчету: на 20 тысяч десятин овса, считая по 10 пудов на десятину, 200 тысяч пудов и на 11тысяч десятин ячменя, по 8 пудов на десятину, 88 тысяч пудов что составит, считая по 70 копеек за пуд ячменя и овса, 201600 рублей.

Неурожай озимых и большей части яровых хлебов угрожает также недостатком корма для скота, которого у одних крестьян оказалось: 25803 лошадей, 24520 рогатого скота и 66578 штук мелкого.

И хотелось бы завершить обзор 1892 г. представлением цифр, демонстрирующих продовольственное положение дела в губернии. Где будет видно количество ссуды, указывающей на то состояние, которое было в уездах. Зависимость прямо пропорциональная.

Из документов:

«О положения продовольственного дела в губернии».

I.

Продовольствие

Губернское земское собрание XXVIII очередной сессии 1892г. следующим образом определило размер продовольственной ссуды по уездам Курской губернии, пострадавшим от неурожая 1892 г.:

По Белгородскому 320000 пудов

По Грайворопскому 96805 пудов

По Старооскольскому 82000 пудов

По Новооскольскому 72965 пудов

По Фатежскому 71000 пудов

По Тимскому 66312 пудов

По Корочанскому 57509 пудов

По Курскому 51000 пудов

По Рыльскому 50000 пудов

По Обоянскому 33000 пудов

По Суджанскому 17749 пудов

По Льговскому 15900 пудов

По Путивльскому 4121 пудов

Итого 93861 пудов

По Белгородскому уезду цифра ссуды определена с зачетом общественного продовольственного капитала (80 тысяч пудов).

По Рыльскому уезду ссуда определена до 108 тысяч пудов, но, в виду неточности данных, представленных Рыльским земством, постановлено ходатайствовать лишь об отпуске аванса в 50 тысяч рублей, предоставив в то же время Рыльской управе право войти с ходатайством об отпуске остальной части определенной ссуды, по результату точного выяснения на месте, продовольственной нужды.

Оскольским земским управам предоставлено войти с ходатайствами о дополнительных ссудах, если потребность в таковых будет установлена проверкою на месте.

Срок ссуды собрание считало примерно с 1 января по 1 июля; по Старооскольскому уезду управа считала срок ссуды с 1 февраля по 1 мая; по уездам: Льговскому, Путивльскому, Тимскому и Грайворонскому срок ссуды уездными управами не указан.

2 Окончание голода 1893 года на территории Курского края

Дав характеристику двум наиболее тяжелым годам, которые являлись апогеем трудностей в этот период в Курской губернии, на стоит отметить ещё немного цифр и фактов о данном событии, которые как раз охарактеризуют положение в 1893г..

В течение этого года начала происходить стабилизация хозяйства, а также реорганизация многих сторон сельскохозяйственной жизни, но главным образом уровень жизни населения в целом начал улучшаться. Небольшая характеристика данного года будет перекликаться с мерами, которые предпринимались правительственными службами, комитетами самоуправления, в течение всего периода голода, начиная с 1891г.. Мы сможем увидеть на что, в основном, и в каком количестве обращали внимание власти и что они делали.

Как известно, по распоряжению министерства внутренних дел, заготовка хлеба вне пределов губернии в 1893г. была возложена на особых уполномоченных министерства, каковыми для Курской губернии были назначены: генерал-лейтенант Толстой и член совета министра внутренних дел тайный советник Звегинцев. Еще в декабре минувшего года губернскою управою, на основании доставленных уездными управами сведений, была сделана роспись количества хлеба, какое может быть куплено в пределах нуждающихся уездов Курской губернии и ввезено для продовольственных надобностей из других губерний. Предполагалось заготовить:

И после очередного губернского собрания, произошли изменения, как в самом размере потребных продовольственных ссуд, так и в распределении привозного и местного хлеба.

Так, Грайворонская продовольственная комиссия в заседании 20 января признала, что весь продовольственный хлеб может быть закуплен в пределах уезда и ходатайствовала об отмене распоряжения о привозе кавказского хлеба и о назначении ссуды деньгами; затем, та же комиссия в заседании 7 января признала, что покупка хлеба в уезде должна производиться, в виду дороговизны, лишь, в крайнем случае, и просила о направлении 15 тысяч пудов кавказского хлеба.

По Путивльскому уезду управа доложила собранию, что по 5 земскому участку, по дошедшим до неё сведениям, некоторые селения крайне нуждаются в продовольственной ссуде, так как попадаются случаи заболевания от недостаточного питания. В результате чего управа просит собрание о разрешении добавочной ссуды, в размере какой окажется по соглашению управы с земским начальником 5 участка, по выяснении и проверке нужды на месте. Размер этой добавочной ссуды определен, в 4000 пуд.

По Рыльскому уезду уездная управа в отношении от 8 марта уведомляет губернскую, что по вновь составленным и проверенным земскими начальниками и членами управы спискам по волостям: Бобровской, Кореневской, Волобуевской, Низовцевской, Студенокской, Глушковской и Марковской требуется продовольственной ссуды до 50 тысяч пудов, в каковом размере авансом продовольственная ссуда и была разрешена для Рыльского уезда очередным губернским собранием. Ссуда исчислена по 30 фунтов на нерабочую душу, на срок с 1 февраля и до 1 июля, причем все наличные продовольственные запасы и магазинный продовольственный хлеб были исключены из исчисленного количества ссуды. В настоящее же время, на основании представленных земским начальником 4 участка списков, составленных им на местах, управа просила о дополнительной ссуде, сверх 50 тысяч пудов, для волостей Снагостской и Кульбакинской в размере - 14020 пудов. Ссуда исчислена с 1 марта по 1 июля, с соблюдением тех же условий. По волостям Коровяковской и Теткинской население также, по мнению управы, нуждается в ссуде, списки же земским начальником 3 участка не представлены. Наконец, отношением от 18 апреля управа просит о дополнительной ссуде для волостей: Коровяковской и Кореневской, в размере 7735 пудов 20 фунтов. Ссуда исчислена с 1 апреля по 1 июля. О проверке на местах списков управа не сообщает. Исключив месячную выдачу, так как ссуда может быть дана только с 1 мая, получим размер ссуды для обозначенных волостей 5157 пудов. Таким образом, вся продовольственная ссуда для Рыльского уезда будет равна 69177 пудов.

Об изменении размера продовольственных ссуд по другим уездам заявлений от уездных управ не последовал.

3 Меры земств по борьбе с голодом

Теперь хотелось бы поговорить о более обобщенных мерах, касающиеся всей Курской губернии, с её уездами и волостями. Проследив всю деятельность власти, мы не сможем в полной мере оглашенные и проходившие меры назвать, например глубокими, дальновидными или хотя бы разносторонними. Нет, они скорее точечные, довольно суженые и в большинстве своем за редким исключением представляют собой «заплатки». Меры, которые предпринимались, не отличались изощренностью и продуманностью, конечно, то, что надо было действовать быстро, оправдывает эти меры, но всё же я считаю, должных усилий приложено не было. На множестве собраний, как уездных, так и губернских неоднократно ставился вопрос о продовольствии, его же и неоднократно обсуждали. Причем этот вопрос поднимался и до собственно голода, он был и ранее. Просто голод был обострением этой наболевшей «болезни» сельского хозяйства. Можно лишь отметить, что собственно сами собрания проходили, чуть ли не каждый день, а по причине голода даже приходилось собирать экстренное собрание, но привело ли это к каким либо результатам. Ответим что да, но также обратим внимание на то, каким длительным был процесс выхода из этого тяжелого бедствия. По всей же видимости должного и возможного количества не было приложено, но то, что сделали власти, всё же помогло выйти на тот момент из состояния голода.

Теперь же стоит представить основные меры и поговорить о каждой в отдельности. И, конечно же, мы постараемся к каждой обозначенной нами мере привести ряд примеров и по возможности последствий.

Для начала хотелось бы отметить основные направления действий земства по борьбе с голодом. Без данных сведений представленная нами информация не будет нести необходимого смысла.

Стоит отметить, что за всё то время когда был голод в Курской губернии, меры по его устранению имели двойственный характер. Это косвенный то есть такой, что меры осуществлялись по заявлению собственно пострадавших от этого голода и нуждающихся в помощи жителей того или другого уезда. С другой стороны меры имели прямой характер, то есть они осуществлялись непосредственно в связи с проявлением активности земства к данной проблеме, а также местными органами самоуправления, и уездными собраниями.

Данные меры, как косвенные, так и прямые по сути своего исполнения не имеют сильных различий, можно даже сказать, что структура их исполнения одинакова, однако свойства их проведения различны.

Косвенные меры:

· Точечные. Поскольку зачастую они проводились по запросам отдельных граждан или же семей и касались исключительно их земель.

· Ограниченные. Поскольку они распространялись только на данную семью, и решение подобных вопросов касающихся соседних хозяйств не касалось. Т.е. они не приводили к рассмотрению и отслеживанию этой проблемы в других хозяйствах.

· Жесткие. Поскольку проводимые меры (относительно выдачи ссуд) опирались на точные данные, не требующие дополнительной проверки. Для решения вопроса о выдаче ссуды достаточно было посмотреть на достаток и условия жизни просящего. Кроме того они были достаточно жесткими, не учитывая эти же условия жизни для отдачи ссуды.

· Быстрые. Поскольку рассмотрение вопроса об одном семействе зачастую не составляло труда, и проверка их нуждаемости обычно не заставляла долго ждать.

Прямые меры:

· Повсеместные. Поскольку решались вопросы по благоустройству целых волостей, а зачастую и уездов.

· Обширные. Поскольку если вопрос обозначался, в каком либо одном уезде или волости, запрашивались также данные относительно данной проблемы по всем уездам данной губернии. И этот вопрос рассматривался в масштабе последней.

· Гибкие (в отношении ссуд). Поскольку устанавливалось усреднённое значение суммы при выдаче ссуды или же более облегченные условия возврата этой ссуды.

· Медленная. Поскольку зачастую вопросы о нескольких уездах требовали собрания точных данных, их проверке и анализу, после чего они сравнивались, и только после этого выносилось какое-либо постановление.

· Доступные. Поскольку они рассчитывались на всё население в целом.

Важно указать, что к косвенным мерам в основном относятся лишь ходатайства граждан или же семей, которые обращаются за помощью. А к прямым мерам могут также относиться ходатайства, но которые поступают от уездов к Губернскому органу самоуправления. А также это меры, которые собственно предпринимались самими органами самоуправления на местах и во главе губернии.Итак, самое время перейти к освящению самих мер.

1. Хотелось бы отметить несколько примеров относительно ссуд выдаваемых на различные нужды населения в связи с голодом, которые в той или иной мере помогают избежать совсем удручающих последствий. Здесь же коснёмся вопроса продовольствия и всё что с ним связано.

Прежде всего, надо напомнить, что причины плохого состояния озимых хлебов следующие: посев в 1890г., вследствие бездождия, был сделан поздно и во многих местах уезда всходов этих хлебов осенью вовсе не было. Весна того года началась слишком рано и озимые посевы дали рост, но затем наступили, при бездождии, холода с сильными северо-восточными ветрами, продолжавшимися беспрерывно не менее месяца, от которых означенные посевы считались почти погибшими и во многих местах перепаханы под яровые посевы. Т е же, которые остались не перепаханными, в настоящее время оказываются очень редкими и малорослыми, потому что с начала апреля до половины мая почти не было в уезде дождей, а затем, хотя начали выпадать тучковые дожди, но они были не повсеместно, а лишь в нескольких уездов.

Отчеты уездных Управ об израсходовании кредитов, отпущенных на обсеменение озимых полей: «Климатические условия осени прошлого 1891г., зимы и особенно весны нынешнего 1892г. вредно отразились на росте хлебов и трав. Из полученных в мае сведений о состоянии озимых и яровых посевов становилось несомненным, что предстоящий неурожай вызовет необходимость в помощи со стороны земства по обсеменению озимых полей в губернии. Сведения эти были предоставлены экстренному губернскому Собранию, которое в заседании 6 июня постановило: ассигновать из губернского продовольственного капитала на Обсеменение озимых полей в губернии 150 тысяч рублей, по 10 тысяч рублей на уезд, предоставить губернской Управе право выдачи особенно нуждающимся уездам до 20 тысяч рублей. А также собрать экстренное Собрание в том случае, если какой-либо уезд не будет удовлетворен и этой последней суммой, предоставить земским собраниям, если они пожелают, уполномочить земские собрания на известный кредит, сообщая об этом губернской Управе немедленно. Сама выдача должна проводиться на общем основании, то есть без процентов только на 2 года».

Также важно отметить, что Собрание определяло действительный размер нужды в ссуде на продовольствие в пудах на каждого отдельно для каждого уезда. Цену, за которую можно было приобрести пуд ржи, принимая во внимание, местные условия то есть стоимость гужевой доставки от ближайшей железнодорожной станции, тарифные расходы, цену хлеба в урожайных районах и прочее. Из получения, таким образом, данных определялся размер необходимой ссуды в рублях.

Также было заседание по вопросу о желательной организации продовольственного дела в будущем. Губернское Собрание, признавая неудовлетворенность постановки этого дела в настоящее время (1891), решило ходатайствовать перед правительством об организации продовольственного и дела о запасе6 хлеба на страховых началах , при том условии, чтобы образованные таким образом капиталы хранились преимущественно в зерне.

Такая организация даст возможность не обременять пораженное голодом население неоплатным долгом, оно создаёт постоянно возрастающий продовольственный капитал, между тем как теперешние продовольственные запасы, не только не увеличиваются, но с каждым годом уменьшаются, переходя в разряд недоимок. Организация сохранит миллионы, которые переплачиваются вследствие покупки в неурожайные годы хлеба по наиболее высоким ценам и возвращения этих денег усиленной продажей хлеба по наиболее низким ценам. Эта организация даст, наконец, возможность в годы неурожая урегулировать до известной степени цены на хлеб.

Земское собрание: «Собранием постановлено перемалывать покупаемую рожь на муку только в том случае, если кто - либо предложит это бесплатно, за деньги не молоть, а выдавать ссуду зерном. Покупаемый Управою хлеб ссыпать у господ гласных, изъявивших готовность предоставить для этого свои амбары, под их ответственность за целость хлеба, с тем, чтобы Управа страховала его. Раздача хлеба должна производиться Управою не ранее 1 декабря совместно с гласными - хранителями хлеба. Покупка должна производиться Управою через приглашенного ею комиссионера на местах, где она найдет удобным. Управа обязана собирать раз в месяц комиссиюиз господ гласных, избранных для проверки списков голодающих для совместного обсуждения явившихся недоразумений по продовольственному делу».

Также приведу пример относительно вопроса благотворительности, который также внес свой вклад в проблему обеспечения продовольствием населения губернии».

«Так в 1892г. в распоряжение уездного комитета на указанные нужды поступило пожертвований:

а) деньгами на приобретение продуктов:

От Курского губернского благотворительного комитета 4650 р.

От частных лиц - доктора К. Д. Попова 500 р.

От землевладелицы Н. Г. Щиголевой 500 р.

И от уполномоченного от состоящего года председательством Его Императорского Высочества Особого Комитета действительного стат. сов. барона П. Л. Корф 1200 р.

Итого .... 5860 р.

б) Хлеба, пожертвованного разными лицами и назначенного губернским благотворительным комитетом в распоряжение уездного комитета, принято весом вместе с мешками, а именно:

Пшеницы
3679 пудов 30 фунтов.

Ржи 5110 пудов 34 фунтов

Ржаной муки 94 пудов 6 фунтов

Ржаных сухарей 178 пудов 36 фунтов

Кукурузы 2551 пудов 20 фунтов

Гороху 50 пудов 37 фунтов

Ячменя 224 пудов

Гречихи 5 пудов

Проса 611 пудов 35 фунтов

Овса 26 пудов 15 фунтов

Смеси разных хлебов 175 пудов 5 фунтов

Итого 12708 пудов 18 фунтов

Приняв с благодарностью поступившие пожертвования, уездный благотворительный комитет все пожертвование как деньгами, за исключением 750 рублей, так и хлебом, распределил между земскими начальниками уезда, по мере нужды в каждом участке.

На пр
едоставленные в распоряжение земских начальников средства, согласно предложению комитета, ими уже открыты или должны быть открытыми 28 бесплатных столовых на 1200 ежедневных порций, в которых будет приготовляться горячая пища, и выдаваться с одним фунтом ржаного хлеба всем бедным лицам без учета сословий, в особенности же детям и престарелым.

Для улучшения же пищи больным также всем без взятия сословий согласно распоряжению губернского комитета, уездным комитетом отпущено в распоряжение пять земских врачей, проживающих в селениях уезда. Им дано по 100 рублей каждому. Причем поручено им, гг. врачам, оказывать по своему усмотрению помощь больным на улучшение им пищи приобретением для чего всех необходимых продуктов.

По предположению
Управы полученною от благотворителей помощью - малоземельным дворянам, бывшим дворовым и прочим лицам всех сословий, проживающим в уезде, будет сокращена нужда и забота в прокормлении семейств до снятия урожая текущего 1892г..»

И естественно, не обходилось
без собственно ссуд, которые и составляли основную помощь в голодный период:

Курской губернией было представлено ходатайство перед правительством об отпуске из императорского капитала в ссуду на продовольствие крестьянского населения до нового урожая нуждающимся уездам:

на покупку пудов ржи по 1рублю 40 коп за пуд

Новооскольскому 447732 пудов - 626000 рублей

Старооскольскому 412000 пудов - 576800 рублей

Тимскому 288750 пудов - 404250 рублей

Корочанскому 172222 пудов - 241000 рублей

Белгородскому 158530 пудов - 221900 рублей

Грайворонскому 113000 пудов - 158200 рублей

Щигровскому 100000 рублей

Курскому 127000 рублей

Итого: 2455150 рублей

Ещё несколько примеров из журналов заседаний губернского земского собрания за 1891г., а также за 1892г..

Из журналов заседаний XXVII очередного Курского уездного собрания со 2 по 14 декабря 1891г.:

«На первых порах борьбу с бедствием пришлось принять на себя уездным земствам в лице их Управы, большинство которых с полным самоотвержением посвятило себя этому трудному делу. Правительство со своей стороны также поспешило навстречу нужде. И на сегодняшний день по представленным от уездных земств ходатайствам, а также по ходатайству ассигновано уже на Курскую губернию 840 тысяч рублей, в том числе 510 тысяч на выдачу для обсеменения, 100 тысяч на устройство операций по продаже дешевого хлеба, которая уже устроена в Старооскольском и Новооскольском уездах, и 230 тысяч на устройство общественных работ по подъездным путям. Не подлежит сомнению, что и то ходатайство, которое явится последствием Ваших совещаний, будет удовлетворено без замедления и что та сумма, которую Вы будете просить, будет отпущена полностью в размере, соответствующему действительной потребности.

Земские начальники, которые у нас стали близки к народу, собрали богатый и обстоятельный материал для определения степени его нужды. Для этого они разъезжали лично по деревням и определяли степень благосостояния каждого отдельного двора, следуя при этом одной общей системе, а потому и данные, добытые ими, поддаются удобно сравнению.

Помощь нуждающемуся населению в двух, наиболее пострадавших уездах, в Старооскольском и Новооскольском была доставлена своевременно, что ввиду отдаленности этих уездов от железных дорог, представляло немало затруднений. Точному определению размера испрашиваемой ссуды нельзя не придавать самого важного значения. Излишнее преувеличение её ляжет тяжёлым бременем на население, обязанное возвратить ее в будущем,-- излишнее же сокращение может грозить страшным бедствием.

Нужно заявить, что ссуда, хотя и выдается под ответственность земства, но будет взыскиваться со всей энергией, как и казенные подати, наравне с ними и на одинаковых с ними основаниях. Значит, при будущих благоприятных обстоятельствах в этом отношении затруднения не будет».

Ходатайство из журнала экстренного курского губернского земского собрания на 6-7 июля 1891г.:

«В виду возникших прений о том, что для некоторых уездов потребуется выдача хлеба более чем на 10 тысяч рублей, было предложено немедленно собрать сведения у тех земских Управ, на уезды которых предвидится в настоящее время надобность в получении ссуды в большем размере, чем на 10 тысяч рублей. Собрание постановило: ассигновать на этот предмет 150 тысяч рублей. По 10 тысяч рублей на уезд, предоставив губернской Управе право выдачи особенно нуждающимся уездам до 20 тысяч рублей. И собрать экстренное Собрание в том случае, если какой-либо уезд не будет удовлетворен и этою последнею суммою. Самая выдача должна производиться на общем основании, то есть без процентов и только на 2 года и предоставить их в руки земским Собраниям.

Уездная управа предлагала очередному уездному собранию, состоявшемуся 21 октября 1892г., ходатайствовать через губернское земское собрание о выдаче правительством, ссуды на продовольствие приписанных сельским обществам крестьян и на яровое обсеменение их же надельной земли в указанных размерах. О выдаче правительством ссуду Белгородскому уезду 40 тысяч рублей на покупку кормовых продуктов для скота, для продажи их населению уезда по заготовительным ценам. О разрешении земству провозить по железным дорогам, купленные на продовольствие и обсеменение яровых полей хлеба, а также кормовые продукты для скота по уменьшенному тарифу, ходатайствовать перед губернским земским собранием об оказании лицам, не приписанными к обществам, помощи на посев яровых хлебов в 1893г., по примеру текущего года, ходатайствовать вновь об открытии в Белгородском уезде благотворительного комитета для оказания помощи лицам, не приписанным к обществам, об открытии в уезде общественных работ и именно тех, которые значатся в представленном, по постановлению собрания 7 июля, ходатайстве. В заключение доклада управа просила собрание об ассигновании и разрешении ей внести в смету расходов 1893г. особую сумму на расходы по приему, хранению и выдаче хлеба, в случае, если правительство, вместо ассигнования продовольственной и семенной ссуд, деньгами, назначит ее хлебом, поступающим в различных местностях».

При выслушивании особых ходатайств, изложенных в докладе о народном продовольствии и заявленных некоторыми гласными Собрание постановило:

1) Предоставить уездным земским Управам в случае особенной нужды раздавать и вторую половину хлеба из запасных хлебных магазинов, не спрашивая на то разрешения губернской земской Управы.

2) Не производить взыскания продовольственной недоимки со всех лиц, внесенных в списки, по которым производится ходатайство о рассрочке государственных платежей, которые пострадали от неурожая уезда.

Июньское экстренное губернское земское собрание 1892 г. в заседании 3 июня постановило:

«Для точного определения нужды населения в ссуде озимых семян просить уездные управы, совместно с гласными, осмотреть крестьянские поля, отсчитать площади пропавших озимых хлебов, составить списки нуждающихся в семенах, провести их через уездные чрезвычайные собрания, после того рассмотреть на губернском чрезвычайном собрании, какое созвать между 15 и 20 июля.

Вместе с тем собрание постановило возбудить немедленно ходатайство перед правительством о предоставлении остатком, от продовольственной ассигновки на Курскую губернию в распоряжение губернского земства для закупок семян ржи».

Составленные и проверенные, согласно выше приведенному постановлению, списки нуждающихся были рассмотрены на чрезвычайных уездных земских собраниях, и затем испрашиваемые ими ссуды подверглись обсуждению на чрезвычайном губернском земском собрании, созванном 18 июля. Собрание признало нуждающимися в ссуде на озимое обсеменение все 15 уездов Курской губернии и определило размер этой ссуды в 908878 пудов, при чем ходатайства 5 уездных земств -- Льговского, Суджанского, Рыльского, Курского и Дмитриевского, испрашивающих, все вместе, 23720 пудов, постановило удовлетворить из губернского продовольственного капитала. Вследствие изложенных ходатайству министерство телеграммой от 22 июля разрешило к употреблению на озимое обсеменение остатки от продовольственной ссуды (около 150 тысяч рублей) и, затем, в начале августа ассигновать новый кредит на озимое обсеменение в количестве 550 тысяч рублей.

То же июльское экстренное губернское земское собрание постановило ходатайствовать перед правительством об отпуске авансом на продовольственные нужды губернии до 1 января, согласно постановлению совещания председателей, до 950 тысяч рублей и выработало особую форму, по которой должны были собираться уездными управами сведений о продовольственной нужде, прося губернатора привлечь к собиранию сведений и земских начальников.

Более или менее удовлетворительный урожай яровых, не выясненный еще ко времени заседания последнего экстренного земского собрания, значительно уменьшил, однако, ожидаемую острую нужду в продовольствии и, вероятно, поэтому ходатайство собрания об авансе осталось неудовлетворенным.

В 1892г., правительством, в виде особой льготы, допущено взыскание государственной ссуды натурою пуд за пуд взятого хлеба. Хлеб этот, согласно изложенному в отношении Курского губернатора от 2 ноября предложению министра внутренних дел, должен, прежде всего, поступать на удовлетворение продовольственных нужд и в настоящее время, no ходатайству Белгородского земства, на удовлетворение продовольственных потребностей населения этого уезда. В ноябре месяце разрешено Белгородской управе, в счет испрашиваемой на продовольствие ссуды принять в свое распоряжение хлеб, возвращенный крестьянами Щигровского уезда.

Затем, согласно ходатайству Старооскольского уездного земского собрания, поддержанного губернским собранием, для оборотов по хлебной торговле отпущено для Старооскольского уезда из распоряжения губернской управы 50 тысяч рублей.

Цитата из журнала земских собраний за 1892г. в обращении в государю, (18-го декабря 1892г.):

«Тяжкое неурожайное бедствие, постигшее Курскую губернию, грозило полным разорением половине её населения. Милостивые заботы Вашего Императорского Величества и своевременно оказанная помощь в виде продовольственных ссуд отвратили это бедствие. В неусыпной заботе Вашего Императорского Величества о нуждах, и благосостоянии населения Вы соизволили осчастливить это население, новой милостью, разрешив на будущий год возврат полученных, ссуд хлебом пуд за пуд. Курское губернское земство дерзает повергнуть к стопам Вашим, Всемилостивейший Государь, чувства своей беспредельной верноподданнической преданности и благодарности за милости, оказания населению Курской губернии и умолять Ваше Императорское Величество продлить разрешение возвращения, ссуды хлебом пуд за пуд на более продолжительное время, дабы дать населению возможность восстановить свое пошатнувшееся благосостояние».

Меры по Рыльску, 1892г.. По выслушиванию прений, и принимая во внимание заключение губернской управы, губернское земское собрание постановило: принимая во внимание, что Рыльским уездным земством испрашивается ссуда в сумме 181565 пудов на продовольствие населения на срок с 1 ноября 1892г. по 1 сентября 1893г. и, определяя выдачу продовольствия населению губернии с 1 января 1893г. по 1 июля, сократить
по расчету испрашиваемую Рыльским уездным земством ссуду до
108 тысяч пудов. Вместе с этим, имея в виду, что Рыльским уездным
земством не представлено проверочных данных для определения соответствующей степени нужды в продовольствии испрашиваемой ссуды, ходатайствовать перед правительством, придти на помощь населению Рыльского уезда в форме аванса 50 тысяч пудов, предоставив в то же время возможность Рыльской уездной земской управе войти установленным порядком с ходатайством об отпуске остальной суммы испрашиваемой ссуды по точной проверке на месте степени нужды в продовольствии.

12-го декабря 1892 года. ( По вопросу торговли хлебом). Было заявлено, что Старооскольская земская управа, находя правительственную ссуду на продовольствие недостаточной для полного прокормления народонаселения, производила торговлю хлебом по заготовительным ценам. Торговля эта дала прекрасные результаты в смысле удержания цены на хлеб на надлежащем уровне. Основываясь на этом же, он предлагал собранию ходатайствовать у правительства о кредите для производства такой торговли и в этом году. Якушкин заявил, что у Старооскольского уезда есть 50 тысяч правительственного капитала, полученного земством в прошлом году, и кроме того на тот же предмет находится 50 тысяч у губернатора.

Было также заявлено, что если хотят помочь народонаселению, то торговлю эту устроить необходимо, так как в действительности выдаваемой ссуды в 30 фунтов хлеба хватит не более, как на 20 дней, в остальное же время крестьяне должны питаться покупным хлебом, цена на который непомерно возрастает. Признавая полезность этой меры и принимая во внимание, что правительство возложило ответственность на губернское земство по операции продажи хлеба, губернское собрание постановило: просить уездные собрания обратить внимание на такую продажу и что ответственность по этим продажам возлагается на уездные земства в размере потребованного каждым кредита.

Из журнала экстренного уездного собрания.

«Размер испрашиваемой суммы, судя по произведенным на этот предмет накладным расходам в прошлом году, составляет около 4 тысяч рублей. Собрание, соглашаясь с докладом управы и находя выводы её о нужде населения, основанные на подворных списках, правильными, признавая в уезд, за исключением проса гречихи и картофеля, полный неурожай остальных хлебов, при меньшей обеспеченности населения, чем в прошлом году, постановило:

Возбудить ходатайство через губернское земское собрание о выдачи правительством, приписанным к сельским обществам крестьянам на продовольствие ссуды в размере 480792 пудов, что составит, по 80 копеек за пуд, 384633 рублей 60 копеек, а также ссуды на обсеменение в 1893г. яровых полей крестьянской надельной земли в размере, исчисленном управой, то есть 201600 рублей, а всего 586 233 рублей 60 копеек, при этом время выдачи продовольствия определено с 1 ноября 1892г. по 1 июля 1893г.. Проверка приговоров сельских обществ о ссуде поручена управе совместно с земскими начальниками и гласными, которые изъявят на то свое согласие. Остальные ходатайства управы признаны также заслуживающими уважения и утверждены, причем относительно открытия благотворительного комитета состоялось постановление ходатайствовать, если не последуете открытия таково, также об ассигновании на продовольствие не приписанных к обществам лиц 16800 рублей, при расчете выдать 21000 пудов, по 80 копеек за пуд. На накладные расходы по приему, хранению и выдаче хлебов, предназначенных на продовольствие и обсеменение, назначено 5000 рублей с внесением в смету 1893г., с тем, чтобы, по израсходованию, деньги эти были зачислены за теми обществами, которые воспользуются ссудами».

2. Обеспечение заработков.

Не менее важную задачу, как продовольственный вопрос, представляет вопрос об обеспечении народу заработков. Для некоторых уездов постройка Курско-Воронежской железной дороги давала заработок, особенно весною, когда работы производились в более широком размере. Также важной составляющей считалось возможность открытия работ на Краматоровской дороге.

Из заявления Курского очередного губернского земского Собрания: «Высшее Правительство, относясь чрезвычайно заботливо к нуждам крестьян, пострадавших в настоящем году от полного неурожая хлеба, и желая дать им, возможность заработать некоторую сумму денег и тем уменьшить размер ссуды, необходимой на их продовольствие, решило приступить немедленно к сооружению подъездных путей в уездах, наиболее пострадавших от неурожая. А потому министерство путей сообщения, при отношении от 6-го сентября 1891г. без особого повторительного ходатайства губернского земства, предоставило губернской Управе 230000 рублей и объяснило причину этой ассигновки так:

Ныне, в виду вновь постигшего Курскую губернию неурожая хлебов, министерством путей сообщения, по соглашению с министрами внутренних дел и финансов, признано возможным для оказания пострадавшему от неурожая населению Курской губернии довременной помощи открытием общественных работ, отпустить названному земству остальную часть ссуды в размере 230 тысяч рублей, не ожидая назначения земством соответственной суммы из собственных средств.

После получения этих денег, избранная земским Собранием комиссия о подъездных путях 20-го сентября сего года постановила: для доставления немедленного заработка населению уездов, пострадавших от неурожая, приступить с осени 1891г. к работам по следующим подъездным путям: от города Стараго-Оскола к станции Солнцево на сумму 25000 рублей, от города Новаго-Оскола к станции Прохорова на 15000 рублей, от станции Солнцево на город Тим на 15000 рублей, на замощение горы по пути на Корочу через Погорелову на 12000 рублей, от Грайворона на Белгород на 25000 рублей и от Белгорода на Волчанск на 20000 рублей, а всего на 112000 рублей».

Доклад Курской уездной земской Управы, о необходимости производства в текущем 1892г., общественных работ, с привлечением на работы крестьянского населения из пострадавших от неурожая хлебов населения: «Очередное уездное земское Собрание, по выслушиванию в заседании 25 октября минувшего 1891г. доклада Управы о необходимости ходатайствовать из сумм, находящихся в распоряжении губернского земства, отпущенных правительством на устройство подъездных путей и развитие общественных работ в пострадавших от неурожая хлебов местностях губернии, необходимой суммы, для той же цели, в пределах Курского уезда, с целью предоставления заработка пострадавшему от неурожая населению уезда, постановило: «ходатайствовать перед губернским земским Собранием об отпуске Курскому уездному земству из сумм, отпущенных правительством в распоряжение губернской Управы, тридцати тысяч рублей уездной Управе поручить, по ассигновании губернским земством суммы, устройство земляных дамб на гатях обязательно начать с весны будущего года в местностях, наиболее пострадавших от неурожая хлебов, пригласив на работы местное население.

По предложенному же Управой вопросу о разрешении произвести работы по обращению неудобных и безысходных земель в удобные и более доходные, на что испрашивалось к расходу до десяти тысяч рублей, Собрание в заседании 27 октября, одобрив предложение Управы, постановило: „разрешить Управе привести в исполнение, изложенное выше предположение свое, с взятой для этого потребной суммы у губернского земства, из числа сумм, отпущенных правительством на производство общественных работ в пострадавших от неурожая хлебов местностях».

Кроме заботы земства о предоставлении работ пострадавшему от неурожая населению уезда, с целью дать возможность зарабатывать что-либо на покупку хлеба для прокормления семейств, Его Императорское Величество Государь Император высочайше повелеть соизволил об открытии в местностях, пострадавших от неурожая, общественных работ, в видах доставления заработков нуждающемуся населению этих местностей, на что и ассигновано одиннадцать с половиной миллионов рублей.

3. Создание специального органа.

От 1891г. из заседаний Курского губернского XXVII собрания. Громадность бедствия постигшего губернию, требует огромных ссуд и экстраординарных мер. На уездных земствах лежит трудная обязанность со всею энергией бороться с этим бедствием, но необходимо, чтобы разрозненные действия земств были объединены и такое единство может дать губернскому земству создание особого органа.

В результате губернское Собрание постановило: учредить комиссию по фактическому контролю за расходованием продовольственных ссуд. Эта комиссия должна следить за всеми операциями по покупке и раздаче хлеба, как на продовольствие, так и обсеменение и контролировать, в случай надобности, на месте производство этих операций. Она должна ввести строгую и единообразную отчетность со стороны уездных земств в расходовании продовольственных сумм. Она должна следить за бумагами, документами различных покупок (хлеба). Комиссия должна быть знакома с документами этих покупок, должна съезжать на места и должна быть знакома с самой раздачей хлеба. Но она не должна стеснять деятельность уездных земств в деле народного продовольствия.

Как раз по рассмотрению вопроса о народном продовольствии в пострадавших уездах губернии, гласный С. И. Жекулин возбудил вопрос о необходимости избранием губернским Собранием из среды гласных двух трёх лиц, которые, совместно с председателем губернской управы и с представителем от Правительства, назначенным по ходатайству земства, образовали бы комиссию, какую необходимо было бы уполномочить контролировать действия уездных Управ по предмету народного продовольствия, в виду постигшего Курскую губернию бедствия. Тем более что на удовлетворение нужд губернии Собрание решило ходатайствовать перед правительством об отпуске свыше 2-х миллионов.

Необходимость создания особого органа, отмечающего текущие сельскохозяйственные явления, сознавалось давно и многими земствами, в том числе и Курским 1880г.. Как например, можно указать на Пермское, Саратовское, Московское, Полтавское, Херсонское и многие другие земства, где такие органы функционируют уже давно и с успехом.

Эта необходимость ещё более подчеркивается настоящим положением, а потому нельзя не напомнить теперь же о необходимости учреждения такого органа по собранию и группировке текущих экономических явлений в Курской губернии. Этот орган, в виду истощения материальных средств земства в борьбе с голодом, должен быть организован пока на начале привлечения дарового труда. Рассчитывалось, что в виду общего дела местная интеллигенция не откажется принять участие в собирании сведений.

Жекулин обращал внимание Собрания на небывалую громадность сумм, предназначенных к расходованию, вызванную исключительным положением настоящего года, в результате чего и предложил создать контрольную комиссию.

В течение этого же собрания гласный А. И. Роштоков в своей речи обрисовал все положения продовольственного дела, с самого его начала, указав на то, что контроль в этом деле обязательно должен быть и, причем не письменный, а по его выражению фактический. Далее он указал на то, что прежде ни Губернская Управа, ни земское Собрание не относились к продовольственному делу так серьезно, как в настоящее время, а равно и на то, что многие из уездных земств стояли вполне на высоте своего призвания, а потому губернское Собрание не могло не отнестись ко многим ходатайствам этих земств не сочувственно и удовлетворило их полностью.

4. Осуществление работы банков

Банк учрежден для расширения землевладения наиболее нуждающихся в земле крестьян. Банк, сам не дожидаясь, пока крестьяне укажут ему, может знать степень нужды разных обществ, и какие земли особенно выгодно приобрести. Малоземелье есть факт, столь определенный и легко уловимый, что банк не встретит при этом особых затруднений. Даже при теперешней организации банка знание местных условий считается им необходимым в виду более целесообразного заключения сделок. Поэтому деятельность банка должна заключаться в отыскании более дешевых и удобных земель для нуждающихся обществ. Это второе необходимое условие правильной деятельности.

Но предоставлять хотя бы и самым нуждающимся крестьянам удобные земли и в тоже время взимать с них не соответственные действительной доходности земли платежи - это значит переводить их с места на место, ломая их привычки и только расстраивая хозяйство. Поэтому третьим главным условием успешной деятельности банка является понижение платежей и соответственно их размеров - доходности земли. Наконец, нужно не только помочь обществам в настоящее время, но позаботиться и о прочности их благосостояния в будущем.

Власти всегда думали о нашем будущем, но согласитесь всегда как то не дальновидно, здесь же я могу подчеркнуть и обратить ваше внимание именно на это. Вы скажете - выдавали ссуды ,создавали банки, обеспечивали работу. Но почему же тогда всё равно и в дальнейшем многие сельские хозяйства находились в упадке. Этот вопрос имеет ответ, который и заключается как раз в том, что меры эти были лишь временными заплатками.

Не хотелось бы категорично осуждать действия власти, можно и отметить положительные стороны. К ним, например, относится как раз то, что были созданы банки, нацеленные к тому же на помощь населению. Что же касается ссуд, то здесь положительным является лишь то, что в некоторых случаях они были либо без процентов, либо в виде благотворительности со стороны власти. Хотелось бы отдельно отметить организацию продовольственного дела. Оно действительно было создано и для дальнейшей работы, для дальнейшего решения подобных проблем.

В заключении по данному вопросу скажу, что должные и своевременные меры всё же были приняты и по мере возможностей происходил выход из такого сложившегося состояния уездов и Курской губернии в целом.

Заключение

В заключении хотелось бы обобщить весь оглашенный материал и прийти к выводу.

Насколько всем нам известно, всегда в России были проблемы экономического характера, а экономика отражается во всех сферах жизни, но к тому же она же и сама отражает состояние жизни всего государства. Что же тогда получается. Мы приходим к замкнутому кругу. Но если бы это был на самом деле замкнутый круг, то соответственно мы столкнулись бы со стабильностью, а её как раз и не хватает. Получается, что какие то факторы всё же очень сильно влияют на экономику. А экономика влияет на жизнь. Если она подорвана и стоит на «трёх слонах» или так сказать на честном слове, а не на прочной основе управления и прописанных заведомо законах, то когда либо помимо обычного плохого состояния обостриться какая либо одна «насущная проблема». Что и произошло в нашем случае, то есть в Курской губернии. Хотя такие случаи были зафиксированы не только там.

Тяжелое бедствие затронуло всех без исключения, указывая, таким образом, на все обхватывающую существующую не решенную проблему.

Из собраний сочинений Л.Н. Толстого: «За последние два месяца нет книги, журнала, номера газеты, в которой бы не было статей о голоде, описывающих положение голодающих, взывающих к общественной или государственной помощи и упрекающих правительство и общество в равнодушии, медлительности и апатии. Судя по тому, что известно по газетам и что я знаю непосредственно о деятельности администрации и земства Курской губернии, упреки эти несправедливы.

В высших административных сферах шли и идут безостановочно работы, имеющие целью предотвратить ожидаемое бедствие. Ассигнуют, распределяют суммы на выдачу пособий, на общественные работы, делают распоряжения о выдаче топлива. В пострадавших губерниях собираются продовольственные комитеты, экстренные губернские и уездные собрания, придумываются средства приобретения продовольствия, собираются сведения о состоянии крестьян: через земских начальников -- для администрации, через земских деятелей -- для земства, обсуживаются и изыскиваются средства помощи. Роздана рожь для обсеменения, принимаются меры для сохранения семян овса на весну и, главное, для продовольствия в продолжение зимы».

Не только нет медлительности и апатии, но скорее можно сказать, что деятельность администрации, земства и общества доведена была до той последней степени напряжения, при которой оно может ослабеть, но едва ли может еще усилиться. Повсюду идет кипучая, энергическая деятельность.

Но у каждого действия есть всегда и обратная сторона медали. В данном случае стоит обратить внимание на точечность данных действий. Всё без исключения было направлено на преодоление той тяжелой ситуации, которая имела место быть, но никто ничего и не предпринимал по вопросу профилактики предупреждения подобных трудностей. Деятельность, как волостей, уездов, губернии, так и правительства имела очертание заплатки, которая накладывалась на надорвавшуюся ткань. Но важно понимать, что рано или поздно и заплатка не выдержит. Этого никто не учитывал и более ли менее дальновидными действиями было лишь осуществление работы банков.

В конечном итоге мы приходим к тому, что голод, затронувший не только курскую губернию, но и множество других, явился следствием плохой обеспеченности жизни и работы населения и невнимательного отношения к сельскохозяйственной жизни в стране. Таким образом, меры, предпринимавшиеся в данный период, не могли также быть проведены рационально и правильно. Они имели ряд изъянов в связи с неосведомленностью по способам решения данного вопроса. Что же касается итогов, так они были весьма удовлетворительны, но лишь при сравнении с периодом жизни населения до голода. Важно понимать, что в будущем предпринимать дальнейшие меры по улучшению сельского хозяйства, учитывая то, что оно являлось экономическим центром всей России, просто необходимо, как для населения, так и для полноценного развития страны в целом и для её экономического роста.

Литература

1. Журналы экстренного Курского губернского земского собрания 6-7 июня 1891 года. Курск, 1892.

2. Салтык Г.А. Курский край в истории Отечества. Под ред. Л.С. Полнера. Курск, 1996.

3. Земство Курской губернии. Курские губернские журналы заседаний XXVII очередного Курского губернского земского собрания 1891 года. Курск, 1892.

4. Земство Курской губернии. Журналы заседаний XXVIII очередного Курского губернского земского собрания 1892 года. Курск, 1893.

5.http://thelib.ru/books/fatyuschenko_v_i_cimbaev_n_i/vladimir_solovev__kritik_i_publicist-read.html

6. Синельников С.П. Русская Православная Церковь и голод 1891 -- 1892 гг.

http://magazines.russ.ru/volga/1999/12/sineln.html

7 Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. Т. 17. М.; 1984.

8 Книга М. Д. История голода 1891-1892 гг. в России. Воронеж, 1997.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.