РУБРИКИ

Особенности исторического и культурного развития Древнего Рима

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Особенности исторического и культурного развития Древнего Рима

Особенности исторического и культурного развития Древнего Рима

План

1. Введение

2. Взаимодействие греческой и римской культуры

3. Социально-экономическое и культурное развитие Римской республики

4. Эпоха империи - золотой век римской культуры

5. Заключение

Культура Древнего Рима существовала с VIII века до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культуролога О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап античности. Его вклад ограничивался главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религии, философии, науке, искусстве, литературе - Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.

Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие. Такой взгляд представляется более обоснованным.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.

Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека, исключая из них такие рабские пороки", как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными. Поэтому воинская доблесть выступала для них одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т. д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.

Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие бота перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурном, Посейдон - Нептуном, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т. д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф", или мифы, связанные с Римом, выступающие как "римская идея" - владение и власть над всем миром, "Рим - центр мира", "Рим - вечный город".

В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения.

Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто поклонялись греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако и в этом заключалась их определенная роль, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Наряду с этим римские художники смогли внести свой собственный и весьма значительный вклад в развитие искусства.

В скульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр - жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: "греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же -чтобы измерять земельные участки".

В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

Согласно существующей легенде, Рим был основан в 753 г. до н. э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого времени начинается история монархического, или "царского", Рима, поскольку во главе его стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат.

Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов, среди которых особое место занимал творец мира двуликий Янус, а также Юпитер, Марс, Сатурн и другие. Складываются также многочисленные религиозные обряды, ритуалы и праздники, культ предков.

В этот период происходит становление римской культуры, в формировании которой активное участие принимают соседние италийские города, Этрурия и Греция. Италийское влияние ощущается прежде всего в некоторых обычаях и ритуалах, а также в прикладном искусстве - в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров. Весьма значительным было влияние культуры этрусков. У них римляне заимствовали многие ремесла, практику строительства городов и архитектуру храмов, тайные науки о гаданиях жрецов, некоторые обычаи, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом.

Не менее сильным было также влияние греческой культуры, откуда римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы. В 510 г. до н. э., после неослабевающего противостояния царей с сенатом, последний царь Тарквиний был свергнут и в Риме установилась аристократическая республика. В новом обществе сложились сословие патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми сразу же возникает нескончаемая борьба.

В результате успехов и побед плебса Рим к началу III века до н. э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой стали равенство патетических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т. д.

В этот период Рим значительно расширяет свои владения и после победы в Пунических войнах (264 - 146 гг. до н. э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открывшиеся новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяется нобилитет - круг знатных семей, возникает еще одно привилегированное сословие - всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.

Большие изменения происходят и в культуре римского общества. Наблюдается рост числа образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет "импорта" образованных греков-рабов. Для поднятия репутации Рима в покоренных странах высший слой начинает все более активно осваивать эллинскую культуру. Богатые люди посылают своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некоторые из последних переселяются в Рим, как это, например, сделал историк Полибий, написавший многотомную "Историю", где прославляется великая миссия Рима.

Под греческим влиянием развивается также литература, появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Ливия Андроника, который перевел на латынь "Одиссею" Гомера, Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий, который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.

Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур,

Надо заметить, что экспансия греческой культуры проходила не без сопротивления со стороны некоторых влиятельных римлян, видевших в ней опасность для нравственности. Однако такое внешнее противодействие было не слишком эффективным. Греческая культура продолжала свое победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствовало, прежде всего, изменение статуса греческого языка, который становился не только литературным, но и разговорным.

К середине I века до к. э. Римская республика оказалась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления.

В 27 году до н. э. Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империю с авторитарной формой правления. Первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом), стал Октавиан, которому сенат присвоил титул Августа - "возвеличенного божеством", что придавало его власти сакральный характер.

Римская империя просуществовала пять веков - до 476 г. н. э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э. -14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.

В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии -эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вторичными, но приобретают вполне самостоятельное значение.

Главные фигуры римского эпикуреизма - Лукреций и Цицерон - жили и творили в I веке до н. э., при Республике, однако эпикуреизм, особенно в форме упрощенного и грубого гедонизма, получает широкое распространение в эпоху Империи, В своей знаменитой поэме "О природе вещей" Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум.

Не отвергая существования богов, он полагает, что они пребывают в далеких пространствах в состоянии блаженного покоя и не вмешиваются в дела людей. Признавая наслаждение высшим благом человека, философ уточняет, что его следует искать в отсутствии страданий. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни. После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.

Цицерон внес огромный вклад в развитие римской культуры. Он был великим оратором, философом, теоретиком риторики, писателем, политиком. В своих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал главным образом эпикуреизм и стоицизм, отдавая предпочтение первому.

Римский стоицизм представляли Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от таких мирских соблазнов, как богатство, почести и знатность. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.

Римский неоплатонизм, основателем и главной фигурой которого был Платон, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального содержания, с идеями неопифагоризма и восточной мистикой. Его смысл составляет учение о восхождении человеческой души к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влияние неоплатонизма росло по мере усиления кризиса римского общества.

В эпоху Империи весьма успешно развивается наука. Самыми вьщающимися учеными стали Плиний Старший, Птолемей и Гален. Первый из них, будучи к тому же писателем, написал многотомную "Естественную историю" (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима.

Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд "Альмагест" был энциклопедией астрономических знаний античности. Ему принадлежат также работы по оптике, математике и географии.

Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде "О частях человеческого тела" он впервые дал анатомо-физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Первый является автором грандиозной "Римской истории от основания города" (142 тома), в которой раскрывается смысл "римского мифа" и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих трудах - "Анналах" и "Истории" (14 томов) - излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.

Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате "Десять книг об архитектуре" он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.

Надо отметить, что форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый - Форум Романум - был сооружен в VI веке до н. э., а затем к нему добавили еще пять форумов - Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Самым грандиозным оказался форум Траяна, построенный Аполлодором Дамасским и состоявший из нескольких сооружений: окруженный колоннами двор, триумфальная арка, храм-базилика.

Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Со своей задачей он во многом справился. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди которых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. Он сооружает свой форум - форум Августа, про-долживший форум Цезаря и ставший одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа сооружает Пантеон - храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры.

После Августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитый Колизей или амфитеатр Флавиев, который вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ.

Весьма примечательна также вилла Адриана в Тиволи. Расположенная в живописном парке, она представляет собой великолепный ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Афинскую Академию и Ликей. Данное обстоятельство сделало виллу исключительно популярной сегодня - в связи с появлением архитектуры постмодернизма, поскольку она считается первым историческим памятником подобной архитектуры.

В повседневной жизни Империи в моду входят термы -общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали Термы Каракаллы.

В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы, особенно для поэзии. Наиболее выдающиеся поэты - Вергилий, Гораций и Овидий - оказались связанными опять же со временем правления императора Августа.

Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен "Буколики" и дидактическую поэму "Георгики", в которой даются советы земледельцам и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма "Энеида", перекликающаяся с гомеровским эпосом. Она посвящена странствованиям Энея, легендарного родоначальника Рима.

Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в которых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат "Наука поэзии" стал теоретической основой классицизма.

Овидий добился большого успеха прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой "Метаморфозы", повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма "Фасты" рассказывает о римских религиозных праздниках.

Веселая и ироничная поэма Овидия "Наука любви", содержащая наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа, вызвала раздражение у Августа, усмотревшего в ней насмешку над его законом о браке. Опальный поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там он написал "Скорбные элегии", в которых горько сетовал на свое одиночество, надеялся на прощение - но так и не был прощен.

В целом в эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжало развиваться. Однако в духовном плане уже в I веке н. э. появились симптомы серьезного кризиса. Дело в том, что к этому времени "Римская идея", как власть над всем миром, была реализована. Достигнув ее, Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея "вечного Рыма'\ которая ориентировала лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае, судьба Рима убеждает в этом.

Начиная с I века н. э. Рим все больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг "хлеба и зрелищ" был образом жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной общего кризиса римского общества и его гибели. Опять же не случайно, что уже в I веке н. э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.

Христианство стало одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности.

Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность - любовь к Богу - является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.

Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV веке н.э. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. - после очередного поражения римлян от германский войск - последний император Ромул Августул был низложен и Западная Римская империя перестала существовать.

Что касается римской культуры, то в лучших своих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейский ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.

Заключение

Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял, прежде всего, патриотизм -- представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II--I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.