РУБРИКИ

Отечественная история

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Отечественная история

Отечественная история

86

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра отечественной истории

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Конспект лекций для студентов дистанционной формы обучения

Омск - 2005

УДК 947 (075)

ББК 63.3(2) Я 73

Х 94

Рецензенты:

С. В. Новиков, д-р ист. наук, проф.;

М. И. Машкарин, канд. ист. наук, доц.

Хроменкова Н. И.

Х 94 Отечественная история: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 60 с.

Конспект лекций содержит кратко изложенный курс лекций и список учебников и учебных пособий, которые позволят студентам усвоить содержание дисциплины в полном объеме при ее самостоятельном изучении.

Печатается по решению редакционно-издательского и научно-методического совета Омского государственного технического университета.

УДК 947 (075)

ББК 63.3(2) Я 73

© Н. И. Хроменкова

© Омский государственный

технический университет, 2005

ВВЕДЕНИЕ

История как наука изучает прошлое человечества и выполняет важную роль в обществе. Ведь прошлое не исчезает бесследно, оно продолжает существовать в накопленном опыте социальной жизни. Первейшей задачей истории является обобщение накопленного человеческого опыта. Люди всегда, особенно в переломные моменты развития общества, пытаются в прошлом найти ответы на самые острые проблемы современности. На исторических примерах воспитывается уважение к общечеловеческим ценностям и любовь к Родине. Как одна из важнейших форм самосознания людей, история выполняет мировоззренческую функцию. Она дает представление об объективной реальности и потому помогает сформировать взгляд на общество. Поэтому история является фундаментом всех наук. Знание прошлого позволяет выработать верную политику, избежав при решении крупных государственных дел субъективизма и ошибок. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Ее изучению отводится важное место во всех учебных заведениях. В современных условиях, когда поставлен вопрос о национальном возрождении России и значительно вырос интерес всех слоев общества к истории нашего Отечества, выдвигаются повышенные требования к преподаванию истории в высшей школе. Государственный образовательный стандарт последнего поколения ввел дисциплину «Отечественная история» в число федеральных, обязательных для изучения на всех специальностях.

Предлагаемое учебное пособие, составленное в соответствии со стандартом, рабочими программами и учебными планами неисторических специальностей Омского государственного технического университета, предназначено для новой формы обучения - дистанционной. Оно содержит краткое изложение курса отечественной истории, характеристику основных периодов развития страны и наиболее важных государственно-политических, социально-экономических и внешнеполитических проблем. Его цель - помочь студентам самостоятельно усвоить дисциплину и получить целостное представление о характере, направлениях и особенностях развития России.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Введение в курс

1. Предмет курса и его методологические основы

Отечественная история является составной частью всемирной истории и изучает прошлое России. История как наука появилась с формированием определенных принципов и методов, позволивших привести знания о прошлом в определенную систему. Со времен Геродота (V век до н.э.), считающегося «отцом истории», сложились основные исторические методы и принципы. Основными принципами являются материализм или идеализм, объективность или субъективность, историзм или метафизичность. Наиболее распространенные методы - описательный, хронологический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический. Совокупность методов и принципов, которыми пользуются ученые, составляет методологию науки. Методология, которой руководствуется большинство исследователей, считается господствующей. По роли той или иной методологии в истории исторической науки можно выделить три этапа:

1) До XVII в. (в России - до XVIII в.) развитие истории как науки определял провиденциализм, с позиций которого прошлое рассматривалось как чреда событий, происходящих по воле Бога. Ему были характерны описательный и хронологический методы, идеализм, субъективность и метафизичность как исходные принципы. Исторические труды этого периода - анналы, хроники, летописи.

2) В XVII - первой половине XIX вв. господствовал рационализм, с позиций которого прошлое рассматривалось как чреда событий, происходящих по воле великих людей. При этом исторические принципы сохранились прежние, а методы исследований обогатились за счет применения анализа, сравнений, синтеза.

3) С середины XIX в. основой исторической науки стал позитивизм или методология, в рамках которой прошлое рассматривается как объективное, закономерное, прогрессивное развитие общества, идущее под влиянием определенных факторов. Принципы позитивизма - материализм, объективность, историзм. Основные методы - сравнительно - исторический и проблемно - хронологический. Факторы, вызывающие и определяющие развитие общества, могут быть внешними (географическая среда, климатические условия) и внутренними (экономика, структура общества, политическое устройство и др.). Историки могут учитывать влияние многих или одного - двух факторов, в соответствии с этим различают экономический, социально-экономический, географический и другие виды позитивизма.

2. Формационный и цивилизационный подходы к истории

В середине
XIX в. в рамках позитивизма возникло два подхода к истории - формационный и цивилизационный. Первый представляет собой взгляд на прошлое как на процесс единый (однолинейный), прогрессивный, идущий по определенным закономерностям и ступеням. Классическим его примером является марксистская теория формаций. С точки зрения К. Маркса (1818-1883) формация - это отдельная ступень в развитии общества, отличающаяся способом производства, структурой общества, политическим устройством, правом, моралью и культурой. Характер формации определяет способ производства, являющийся ее основой (базисом) и состоящий из производительных сил (орудия труда, средства труда и люди как работники) и производственных отношений (отношения, возникающие между людьми в процессе производства и выражающиеся в собственности на средства производства, т.е. орудия и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, а производственные отношения статичны: возникнув, они на протяжении всей формации не изменяются. Поэтому рано или поздно наступает момент, при котором эти две составные части базиса приходят в неразрешимое противоречие и производственные отношения становятся тормозом развития общества. Тогда происходит социальная революция, в ходе которой уничтожаются старые и устанавливаются новые производственные отношения. Одновременно с этим происходит переворот в социальной, политической, правовой и культурной надстройке. Общество переходит на новую ступень развития. Но Маркс подчеркивал, что это совершается лишь при условии действительного, а не кажущегося превращения производственных отношений в препятствие общественного развития и тогда, когда новые формы собственности уже возникли в рамках старой формации и доказали свою эффективность. Таких ступеней в развитии человечества Маркс выделял пять: первобытнообщинная, азиатская, античная (рабовладельческая), феодальная и капиталистическая. Они представляют собой первый виток развития общества, идущего по спирали, и составляют предысторию человечества. Подлинная его история, считал Маркс, начинается со второго витка развития, открывающегося коммунистической формацией.

Цивилизационный подход к истории - это взгляд на прошлое как на процесс не единый (многолинейный), как на процесс появления, развития и гибели отдельных цивилизаций. С точки зрения сторонников этого подхода цивилизация - особый социальный организм, представленный народом или группой народов, отличающийся духовными, политическими, социальными и экономическими чертами и развивающийся по определенным законам. Идею цивилизационного подхода выдвинули Н. Я. Данилевский, Ар. Тойнби и другие исследователи.

Согласно теории Н. Я. Данилевского (1822 - 1885) цивилизация - это особый культурно-исторический тип, основой которого может быть культурная, религиозная, политическая или общественно-экономическая деятельность. Первичные цивилизации (египетская, вавилонская, китайская, индийская и иранская) не имели никаких основ. Пришедшие им на смену еврейская, греческая и римская цивилизации были одноосновными, европейская (германо-романская) - двухосновной, а славянская - это первая в истории четырехосновная, наиболее развитая цивилизация. Всего Данилевский выделил 13 культурно-исторических типов. Он сформулировал законы их развития: языка, политической независимости, неповторимости цивилизации, их расцвета в рамках федерации или политической системы государств. Пятый закон гласит: ход развития цивилизации подобен росту многолетнего одноплодного растения, т.е. после неопределенно долгого развития наступает короткий период ее цветения и плодоношения, после чего она неизбежно гибнет.

Арнольд Тойнби (1889-1975) определял цивилизацию как особое общество, основой которого является религия. Таких обществ он выделял около двадцати, подчеркивая, что в XX веке их сохранилось пять: западное католическое, восточное византийско-православное, исламское, индуистское и дальневосточное. Остальные погибли, но не потому, что прошли свой путь до конца, а потому, что нарушили законы развития. Главными из них Тойнби считал закон непрерывного движения, а также закон постоянства и однонаправленности движения («Цивилизации представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа, они не только не могут пребывать в состоянии покоя, но не могут и произвольно менять направление, как если бы они двигались по улице с односторонним движением» Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 87.).

Лекция 2. Русь в древности

1. Особенности возникновения восточнославянской цивилизации

Славяне как этнос возникли 3-3,5 тысячи лет назад, выделившись из индоевропейского этноса. Произошло это в Центральной Европе в бассейнах рек Висла, Одер, Дунай. Отсюда с середины I тысячелетия до н.э. они стали переселяться в Восточную Европу (за Карпаты), заселив к VIII в. н.э. бассейн рек Днепр, Днестр, Западная Двина, Оку и верховья Волги. Уже к моменту переселения они находились на стадии военной демократии и формирования предпосылок цивилизации: у славян появились производящие формы хозяйства (земледелие, скотоводство, ремесло), начался переход к оседлому образу жизни и соседской общине, зародилось имущественное неравенство и социальная дифференциация, произошло укрупнение первобытных коллективов (родовые общины объединялись в племена и союзы племен, например, уже в V в. н.э. в бассейне Днепра появляется союз восточнославянских племен под названием «анты», к IX в. формируются 15 племенных союзов - поляне, древляне, дреговичи, северяне, вятичи и др.), началось формирование государственного аппарата (наряду с вече как племенным и родовым собранием появляются старейшины и вожди с дружинами профессиональных воинов). Культура обособляется от хозяйственной деятельности и становится самостоятельной сферой, обслуживаемой языческими жрецами (волхвами).

С переселением на Днепр развитие славян значительно ускоряется, особенно в VIII-IX вв. Происходит это под влиянием двух факторов: 1) прохождение по территории их проживания международного торгового пути из Балтийского в Черное море («из варяг в греки»), связывающего экономически Северную и Южную Европу и 2) постоянная военная опасность со стороны степных кочевых народов (сначала ираноязычных скифов и сарматов, а с IV в.н.э. тюркоязычных гуннов, аваров, болгар, хазар). Втягивание в торговлю ускоряло экономическое развитие восточных славян и привело к появлению первой формы политического объединения - городовой области. Общий торговый интерес создавал материальную основу для формирования единого государства. Военная опасность для городов и торговых путей сплачивала племена и городовые области, стимулировала их политическое объединение. Все это вело к формированию государства у восточных славян на торгово-ремесленной и военной основе. Не случайно историк В. О. Ключевский называл Киевскую Русь «военно-промышленным государством».

Особенностью формирования цивилизации у восточных славян было возникновение государственности на стыке разных эпох (первобытности, античности и средневековья), а также на границе различных культур (славянской, германо-романской, византийской, тюркской) и религий (язычества, христианства, ислама, иудаизма). В результате чего восточнославянская цивилизация приобрела сложный характер, а также открытость для посторонних влияний и воздействий.

2. Киевская Русь: экономическая жизнь, социальные отношения и структура общества, политическое устройство, духовная культура

Киевская Русь как первое государство русского народа существовала около 300 лет. Ее экономика отличалась динамичным развитием, открытостью, эффективностью и богатством. Она была представлена различными отраслями хозяйственной деятельности: земледелием, скотоводством, ремеслами, охотой, рыболовством, собирательством, торговлей. Ведущую роль играли внешняя торговля и ремесло. Именно за счет них быстро развивалась и богатела страна, вывозя на международные рынки, в первую очередь в Константинополь, кожи, меха, мед, воск, ремесленные изделия. Имевшее большое значение во внутренней жизни земледелие было довольно эффективным (средняя урожайность зерновых культур составляла 15 ц с га), хотя велось на экстенсивной основе подсечно-огневым и переложным способами и было трудозатратным. Это обусловило длительное сохранение сельской общины. Вторым фактором, способствующим существованию общины, было наличие постоянной внешней опасности, противостоять которой было легче большим коллективам и крупным поселениям.

Переходный и многообразный характер экономики вел к существованию различных видов собственности: в городах - частные владения ремесленников и торговцев, на селе - собственность общинная и феодальная (княжеский домен, боярские вотчины, монастырские владения). Структура общества поэтому отличалась большой пестротой. Так по политическому признаку общество делилось на княжьих мужей и людей, по профессиональному - на дружинников, торговцев, ремесленников, а по социально-экономическому - на бояр, смердов и феодально-зависимое население (холопы, закупы, рядовичи). Формирование социальных групп не было завершено, поэтому структура была открытой для вертикальных и горизонтальных перемещений, отличалась динамизмом.

Политическое устройство также носило своеобразный характер (во многом из-за переходного состояния). Русь была федерацией княжеств, которой управлял совместно род Рюриковичей. Его члены занимали столы в городах по принципу старшинства, получая их во временное владение. При этом все Рюриковичи считались равными между собой, именуя киевского князя «старшим братом». Государство возглавлял великий князь киевский, получавший власть по наследству как старший потомок Рюрика. Его власть была монархической, но ограничивалась участием в ней старшей дружины и городского вече. То есть «раннефеодальная монархия Рюриковичей», как ее обычно называют исследователи, отличалась большим своеобразием, потому что включала элементы первобытного самоуправления (вече) и нарождающейся сословной власти (старшая дружина).

Русская культура отличалась сложным характером, так как возникла в результате синтеза многих культур: восточнославянской, угро-финской, византийской, тюркской, варяжской. Она была городской, демократичной, открытой и быстро развивающейся. В условиях федеративного государства единая культура не стала унифицированной, приобретя многообразие в своих областных проявлениях. Религиозные элементы в ней сочетались со светскими.

Лекция 3. Эволюция российской государственности в XII-XVI вв.

1. Особенности развития русских земель в период политической

раздробленности

Со второй половины XI в. начинается постепенный упадок Киевской Руси и процесс ее политического дробления. Это вызывалось развитием феодальных отношений, ростом производительных сил и усилением самостоятельности отдельных городов, падением экономического могущества и политической роли Киева из-за резкого сокращения внешней торговли и перемещения торговых путей, а также нашествий половцев и постоянных усобиц князей. После смерти Владимира Мономаха и короткого правления его старшего сына Мстислава Великого (1125-1132) происходит окончательный распад Руси на 15 отдельных княжеств, в рамках которых идет развитие русских земель.

В это время продолжался процесс их дробления (к монгольскому нашествию насчитывалось уже до 50 княжеств и земель) и закрепление княжеских столов за семьями рода Рюриковичей (так Северо-Восточная Русь стала вотчиной потомков Юрия Долгорукого); шла дальнейшая феодализация экономики с развитием княжеских, боярских и монастырских владений, ростом числа холопов и других категорий феодально-зависимого населения и уменьшением численности свободных крестьян-смердов. Усиливалось культурное и появилось политическое своеобразие отдельных земель, шло формирование нескольких моделей политического устройства. Если в Южной Руси (Киев, Переяславль, Чернигов) сохранялась традиционная форма власти, то на юго-западе (Галич, Владимир-Волынский) возникает сословная монархия. Здесь все большую роль играл боярский совет при князе. На северо-востоке, во Владимире, формировалось самодержавие, а на северо-западе, в Новгороде, сложилась вечевая аристократическая республика.

При этом процесс распада Руси не был полным: сохранилась единая правящая династия Рюриковичей и титул «великого князя» как ее главы, русская православная церковь по-прежнему существовала как единая организация, во всех землях действовала Русская правда как общий свод законов, сохранилось культурное единство народа. Все это создавало предпосылки для возрождения единого государства, и уже во второй половине XII в. начинается процесс централизации. Борьбу за единство возглавляют владимирские и галицко-волынские князья, стремившиеся подчинить себе соседние и даже отдаленные русские территории. Но этот процесс был прерван монгольским нашествием.

2. Роль монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига

в русской истории

В конце тридцатых годов XIII в. на Русь обрушились монголо-татары, а с 1243 г. она попала почти на 250 лет в зависимость от Золотой Орды. Эти два события оказали значительное влияние на развитие страны, изменив его характер и направление. Монгольское нашествие нанесло огромный материальный и людской урон русской земле, почти на сто лет остановив ее хозяйственное и культурное развитие, что привело к значительному отставанию Руси от европейских стран. Экономическая зависимость, выражавшаяся в выплате дани и выполнении различных повинностей, затрудняла как восстановление хозяйства, так и преодоление отсталости. Так как Орда отрезала Русь от Черного и Каспийского морей, а позднее ослабленные игом русские земли не смогли сохранить свои владения на берегах Финского залива, то Русь превратилась в закрытую сухопутную страну, которая могла развиваться лишь за счет внутренних ресурсов. Это привело к аграризации экономики, что также замедляло ее хозяйственное развитие. Серьезным последствием ордынского ига стал раскол русского народа, оказавшегося в XIV в. в различных условиях из-за вхождения юго-западной, южной, западной и центральной Руси в состав Великого княжества Литовского, а позднее - в польско-литовское государство. Испытывая влияние литовского и польского народов, находясь под воздействием католичества и униатской церкви, часть русских постепенно обособилась в малороссов (украинцев) и белороссов (белорусов), в то время как на территории, оставшейся в зависимости от Орды и испытавшей влияние монгольской культуры, сформировались великороссы (русские).

Иго ускорило процесс дробления Руси (к середине XIV в. существовало уже около двухсот пятидесяти небольших государств на русской земле), но вместе с тем оно по мере возрождения экономики и культуры превращалось в стимул к объединению. Решающую роль сыграли два фактора: унизительная для национального сознания чужеземная зависимость и продолжавшиеся военные набеги ордынцев. Они вызывали естественное стремление освободиться и защитить свою территорию, но сделать это самостоятельно ни одно русское государство не могло без поддержки и участия соседних земель. Поэтому иго стало важнейшим фактором образования единого русского государства.

3. Особенности формирования единого русского государства

Образование русского централизованного государства происходило в то время, когда подобные процессы шли в Западной и Центральной Европе, но имело ряд особенностей. Так если на Западе главными факторами, сп
особствовавшими формированию национальных государств, были экономические и социальные, то на Руси эту роль сыграла военно-политическая и экономическая зависимость от Золотой Орды, поэтому Московская Русь имела военный облик, а из-за отрезанности от морей - характер аграрного, замкнутого государства.

Еще в XII в. политический центр Руси переместился из Киева во Владимир, в XIV в. Южная Русь надолго вошла в польско-литовское государство, поэтому новая Русь сложилась вокруг северо-восточного региона с менее благоприятными природно-географическими условиями и геополитическим положением. Свою роль сыграла длительная зависимость от Орды с ее деспотической формой правления. Все это обусловило замедленное развитие Московской Руси и самодержавный, с элементами деспотии, характер ее власти.

Предпосылками формирования единого русского государства стало хозяйственное возрождение Руси и ускорение ее экономического развития в XIV-XV вв., религиозное и этническое единство русского народа, сохранение единой православной церкви, центр которой в XIII в. переместился на северо-восток (сначала во Владимир, а затем - в Москву), а также наличие единой правящей династии Рюриковичей во всех русских государствах.

В условиях появления тенденции к централизации большую роль играло то, какое княжество станет центром объединения Руси. В силу ряда объективных и субъективных факторов на место политического лидера в начале XIV в. выдвинулась Москва, что объясняется как выгодным географическим положением, так и умелой, дальновидной политикой ее князей, которые сумели даже Орду использовать в своих целях, получив из рук хана не только ярлык на великое княжение Владимирское, но и право сбора дани со всей Руси. Ивану I Калите (1325-1340) удалось переманить в Москву митрополита, сделав свой город религиозным центром Руси. Начиная с первого правителя Даниила Александровича, московские князья заботились о благосостоянии своего народа и расширении территории, превратив Москву к середине XV в. в центр крупнейшего и экономически могущественного государства. Им удалось также в ходе феодальной войны XV в. утвердить вертикальный способ передачи великокняжеского стола от отца к старшему сыну, что способствовало упрочению власти и окончательной победе тенденции к централизации страны. Усилению позиций Москвы помогло обретение русской церковью автокефалии, т.е. независимости от Константинополя (1442).

Все это подготовило завершение Иваном III (1462-1505) и Василием III (1505-1533) процесса объединения русских земель в единое государство и обеспечение его независимости («стояние на Угре» 1480 г.). Московская Русь формировалась как государство централизованное, с местнической системой замещения должностей, дворянским ополчением вместо княжеских дружин, единой системой управления через Боярскую думу, приказы, «путных» бояр и бояр-наместников. Но процесс централизации в XV в. не был завершен, так как сохранились на положении полусамостоятельных уделов владения сыновей Ивана III, не были введены единая денежная и налоговая системы, а также общая система мер и весов, сохранилось церковное своеобразие епархий, сложившееся в период раздробленности.

4. Завершение централизации страны в XVI в.

Преобразования Ивана IV Грозного

Процесс централизации страны был завершен в XVI в. в период правления Ивана IV Грозного (1533-1584) и стал результатом реформ, начатых еще при Елене Глинской и достигших полного осуществления в 50-е годы при Избранной раде. В это время завершилось формирование аппарата централизованного государства за счет появления Земского собора, ограничения роли Боярской думы, создания разветвленной системы приказов, ослабления участия бояр в управлении страной как в центре, так и на местах (губная и земские реформы ограничили власть наместников, передав их судебные функции выборным губным и земским старостам из дворян или посадских людей). Власть главы государства, именуемого с 1547 г. «царем всея Руси», значительно окрепла, а в годы опричнины (1565-1572) приобрела открыто деспотические черты. Ее усилению способствовали военная и судебная реформы. В вопросах несения военной службы бояре были приравнены к дворянам, кроме ополчения появились постоянные, содержащиеся за счет государства стрелецкие войска. Судебник 1550 г. лишил духовных и светских феодалов привилегий, увеличив их зависимость от государства. Были проведены денежная и налоговая реформы, также усилившие централизацию страны, вводилась единая система мер и весов. Стоглав 1551 г. унифицировал церковную службу и поставил под царский контроль рост церковного и монастырского землевладения. Еще больше самостоятельность церкви была ограничена в период опричнины. Тогда же были ликвидированы остатки раздробленности, исчезли последние уделы. На протяжении XVI в. шло постепенное усиление феодальной зависимости крестьян. Еще судебник Ивана III 1497 г. ограничил время перехода крестьян Юрьевым днем и ввел пожилое как особый налог за годы, прожитые у феодала. Судебник 1550 г., увеличив пожилое, затруднил переходы крестьян в Юрьев день. В 1581 г. вводятся «заповедные» годы, когда запрещались переходы в Юрьев день, а в 1597 г. - «урочные лета», т.е. сроки поиска беглых крестьян. Значительно усложняется положение холопов, особенно кабальных, которых даже смерть владельца не освобождала теперь от рабства.

Все эти преобразования способствовали ускорению экономического развития страны и стали основой проведения активной внешней политики, особенно успешной на востоке. Россия (так страна стала именоваться с конца XV в.) превращается в крупную империю, включив в свой состав Поволжье и значительную часть Западной Сибири. Западная политика оказалась не столь успешной: 25-летняя Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением и уступкой Швеции и Польше русских городов в Прибалтике и на берегах Финского залива. Кроме этого, война серьезно подорвала экономику, привела к усилению феодального гнета и обострению социальных противоречий, что стало предпосылкой социальной Смуты начала XVII в.

5. Основные черты экономической, социальной, политической

и культурной жизни Московской Руси

Единое русское государство, сформировавшееся в XV-XVI вв. вокруг Москвы, обладало рядом значительных отличий по сравнению с Древней Русью во всех областях жизнедеятельности. Его экономика носила экстенсивный, малоэффективный, застойный и закрытый характер, так как главной отраслью хозяйственной жизни было земледелие. В условиях Северо-Восточной Руси, ставшей центром нового государства, при малоплодородных почвах, резко континентальном климате, коротком периоде сельскохозяйственных работ оно не могло быть эффективным. Средняя урожайность зерновых культур составляла 2-4 ц с га и не изменялась на протяжении столетий. Следствием этого был аграрный вид страны и городов, ибо все население должно было заниматься земледелием. Ремесла, торговля, промыслы играли небольшую роль и не оказывали серьезного влияния на хозяйственную жизнь. Еще одним следствием аграризации страны стала потребность в постоянном присоединении новых земель и в колонизации новых территорий для увеличения посевных площадей.

Формирующееся в условиях отсутствия естественных границ и при наличии серьезных внешних противников государство должно было отличаться особой прочностью и силой, что обеспечивалось в значительной мере господством государственной собственности на землю, жестким контролем власти за владениями светских и духовных феодалов. Важную роль в системе социальных отношений играла община и рано оформившееся крепостное право как самая жесткая форма феодальной зависимости. Сохранение и даже укрепление сельской общины объяснялось природно-географическими условиями (выжить в них могла лишь крупная деревня, совместно пользуясь земельными и лесными угодьями, распределяя их между крестьянскими семьями чересполосно), сильной эксплуатацией крестьян феодалами и государством (противостоять ей, ослабить ее можно было лишь коллективно) и политикой государства (при незначительном аппарате община использовалась им в фискальных целях как инструмент сбора налогов). Введение и постоянное усиление крепостной зависимости, охрана ее законом диктовалась потребностью государства в сильной и многочисленной армии, которая из-за финансовой слабости государства существовала в виде дворянского ополчения. Содержание дворянского войска обеспечивалось системой поместного (служилого) землевладения и прикреплением крестьян к земле.

Структура русского общества в XV-XVI вв. была пестрой, включавшей различные слои как в государствующий класс (бояре, дети боярские, дворяне), так и в трудовое население (например, класс земледельцев-крестьян включал черносошных, дворцовых, частновладельческих, монастырских крестьян, холопов). При этом она отличалась жестким огосударствлением: была ориентирована на государственные нужды и подчинена государству. Все население, не зависимо от социального положения, считалось «холопами царя», несло государственную службу или «тягло» (налоги и повинности) и было одинаково бесправно перед монархом. Это создавало впечатление справедливого общественного устройства и значительно смягчало социальную напряженность. Россия до XVII в. не знала массовых народных волнений, подобных крестьянским войнам, с которыми Европа столкнулась уже в XIII-XIV вв.

Московская Русь (Россия) сформировалась как унитарное централизованное государство с самодержавной формой власти. Роль государства носила гипертрофированный характер, что вызывалось многими факторами: геополитическим положением сухопутной страны с открытыми, не защищенными природой границами, за которыми находились враждебно настроенные соседи; замедленным развитием экономики и недостаточностью материальных ресурсов; господством государственной собственности на землю; отсутствием городов как сильных торгово-ремесленных центров и независимой, экономически могущественной знати; общинным сознанием населения. Вместе с тем, чтобы укрепить власть, особенно на этапе формирования государства, боярству было обеспечено привилегированное положение. Дума и местническая система замещения должностей гарантировали ему участие в управлении страной. Поэтому самодержавная власть имела вид боярской монархии. Но уже в середине XVI в. проявляется тенденция к ущемлению политических прав бояр, к ограничению их участия во власти. Начинается перерастание монархии боярской в боярско-дворянскую.

Культура Московской Руси, при сохранении русского православного характера, также приобретает ряд особенностей, отличавших ее от древнерусской культуры. Она становится закрытой, унифицированной, консервативной и устойчивой, приобретает аристократический облик, утрачивая прежний демократизм. Она полностью оказывается под церковным контролем, теряя присущий ей в древности светский характер.

Лекция 4. Формирование российского абсолютизма в

XVII-XVIII вв.

1. Смута начала XVII в. и ее последствия

XVII-XVIII вв. стали новым периодом в истории России, когда при сохранении феодального строя и даже его укреплении началось формирование капиталистического уклада, произошли серьезные культурные преобразования, а также переход от боярско-дворянской монархии к абсолютизму. Все указанные процессы были взаимосвязаны, в их развитии можно выделить определенные этапы.

Значительную роль в этих событиях сыграла Смута начала XVII в., вызванная прекращением династии Рюриковичей со смертью сына Ивана IV Грозного Федора в 1598 г. Становление новой династии сопровождалось острым политическим кризисом, затянувшимся на полтора десятка лет, что объясняется рядом факторов:

1) наличие множества претендентов на трон в лице представителей боярских родов, потомков Рюриковичей;

2) сложный состав господствующего класса с разными представлениями о власти: если знатное и экономически сильное боярство стремилось к установлению сословной монархии со своим участием во власти, то служилое дворянство, чье благополучие полностью зависело от силы и могущества царя, было заинтересовано в неограниченном самодержавии;

3) социальная смута, вызванная значительно ухудшившимся положением народа из-за страшного голода и усиления феодальной эксплуатации. Недовольство приобрело такой размах, что вылилось в первую в истории страны крестьянскую войну под руководством И. Болотникова. Историки говорят о событиях Смутного времени как о гражданской войне;

4) вмешательство в русские дела соседних государств, в первую очередь Швеции и Речи Посполитой (от участия в интригах вокруг царского трона до открытой интервенции).

За период Смуты сменилось несколько правителей: Борис Годунов (1598-1605), избранный Земским собором; Лжедмитрий I (1605-1606), пришедший к власти в результате бунта москвичей, возглавленного боярами; Василий Шуйский (1606-1610), выдвинутый боярами и давший им клятву править в согласии с ними; Лжедмитрий II (1608-1610), правивший одновременно с Шуйским и создавший в Тушино свой двор и высшие органы власти; «Семибоярщина» или временное боярское правительство (1610-1612), пригласившее на трон польского королевича Владислава, а в Москву - отряды польской шляхты вопреки воле патриарха Гермогена, по призыву которого сформировались земские ополчения. Второе из них под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. После этого Земский собор в феврале 1613 г. избрал на царство Михаила Федоровича Романова, что привело к прекращению Смуты.

Последствиями Смуты стали не только подрыв экономики и упадок культуры, но и усиление тенденции к установлению абсолютизма. С одной стороны, в годы Смуты была разрушена существовавшая система власти, изменился состав господствующего класса, пришла в расстройство местническая система и изменилось отношение народа к царю - вместо хозяина страны, данного богом, он превратился в выбираемого народом правителя. Поэтому Романовым пришлось доказывать, что сам выбор Михаила Федоровича есть проявление Божьей воли и понадобилось законодательное укрепление власти: Соборное Уложение 1649 г. ввело понятие «государственного преступления», отнеся к нему любое покушение на жизнь и честь царя. Вместе с тем Смута усилила идею сильной, неограниченной власти, доказав пагубность ее ослабления, превратив сильную власть в гаранта территориальной целостности и независимости страны.

2. Основные направления и особенности развития России в XVII в.

Усиление абсолютистской тенденции при первых Романовых

После преодоления последствий Смуты началось ускорение социально-экономического и культурного развития страны как за счет использования традиционных форм, так и путем появления новых тенденций. Сохранился и даже усилился феодальный характер экономики, так как Соборное Уложение 1649 г. ввело бессрочный сыск беглых крестьян, навсегда отменив Юрьев день. При этом стали развиваться товарно-денежные отношения, на основе сложившейся специализации регионов шло формирование всероссийского рынка. В рыночные отношения стали втягиваться наиболее крупные боярские вотчины и монастырские владения. Еще ярче новые черты проявились в городском производстве: на основе промыслов складывалась домашняя промышленность, ремесло превращалось в мелкотоварное производство, заметным явлением стали мануфактуры, создаваемые государством и частными лицами и основанные на принудительном или вольнонаемном труде. Постепенно увеличивалась доля городского населения, хотя по-прежнему города сохраняли аграрный облик. Государство проводило протекционистскую торговую политику, о чем свидетельствуют Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. Усиление эксплуатации населения, ограничение прав и вольностей казачества и других категорий населения обостряли социальную напряженность, вызывали серьезные народные волнения (Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание Степана Разина 1667-1671 гг.), не случайно семнадцатое столетие назвали «бунташным веком». Но результатом волнений становилось все большее ограничение свободы и усиление феодальной зависимости населения.

Значительно ускорилось развитие образования и культуры, накопление научных знаний. Начался процесс секуляризации культуры и ее европеизации. Определенную роль в этом сыграли церковные реформы патриарха Никона 1650-1660 гг., которые модернизировали церковь, но одновременно ослабили ее позиции в стране, помогли решить вопрос о «священстве» или «царстве» в пользу светской власти. Общество быстрее стало освобождаться от церковного контроля, а культура приобретать мирской характер.

Значительно окрепла царская власть, все больше приобретая черты абсолютизма: с середины XVII в. перестают созываться Земские соборы, падает роль Боярской думы - из-за расширения состава она превращается в громоздкий, неповоротливый орган, которым легко манипулировать и который цари часто подменяют небольшой по размеру Ближней или Тайной думой. Основной опорой власти становится служилая бюрократия в центре и на местах. Система приказов достигает расцвета, только постоянных насчитывалось 25-26, общее же их число превышало 80. В уездах власть концентрировалась в руках назначаемых царем воевод, руководство которыми он осуществлял через Разбойный приказ. Об усилении царской власти говорило появление таких ведомств, как Тайный и Монастырский приказы.

В XVII в. значительно расширилась территория государства на Востоке (за счет присоединения Восточной Сибири и Дальнего Востока) и на западе (в результате русско-польской войны 1654-1667 гг. Россия возвратила смоленские и северские земли и приобрела Восточную (Левобережную) Украину). Результаты этой войны окончательно закрепил «вечный мир» с Речью Посполитой 1686 г., который положил начало военному союзу стран, направленному против Турции. Но попытки выйти на берега Черного моря в ходе Крымских походов 1687 и 1689 гг. оказались неудачными, так же как война со Швецией 1656-1658 гг. Россия осталась закрытой сухопутной страной, что серьезно сдерживало ее дальнейшее развитие.

3. Реформы Петра I и победа абсолютизма

Эпоха Петра I стала временем серьезных преобразований, охвативших все стороны государственной и общественной жизни, хотя и проводившихся не по заранее обдуманному и четко спланированному замыслу. Их двигателем, по мнению В. О. Ключевского, была война, целью которой для Петра I стало добиться превращения России в морскую европейскую державу.

Для ведения военных действий против Турции и Швеции понадобилась современная армия и флот и Петр I создал ее на регулярной, постоянной и профессиональной основе, положив в основу комплектования всеобщую повинность для дворян и рекрутскую повинность для других сословий. Срок службы был пожизненным. Все это делало вооруженные силы, содержавшиеся за счет государства, надежной и прочной опорой власти.

Мануфактурная промышленность, ставшая в это время ведущей формой производства, обеспечивала армию и флот всем необходимым. Число мануфактур выросло в 10 раз, но все они были переведены на подневольный труд, даже купцы получили право покупать земли с крестьянами (появилась категория посессионных работников). Быстро развивалась внутренняя и внешняя торговля, во многом благодаря политике меркантилизма, проводившейся властью. Сельскохозяйственное производство изменилось незначительно, лишь появились новые культуры и породы скота, да стали насаждаться плуг и коса, как более совершенные орудия труда.

Социальные отношения как в деревне, так и в городе окончательно приобрели феодальный характер. Структура общества упростилась, население паспортной системой прикреплялось к сословиям и местам проживания, то есть усилился государственный контроль над всеми перемещениями людей. Степень социальной свободы уменьшилась. Основными сословиями стали дворянство, купечество, духовенство, крестьянство и казачество.

Купечество объединялось под контролем государства в гильдии, ремесленники - в цехи. Господствующее дворянское сословие было связано обязательной государственной службой и открыто для представителей других сословий, но лишь при условии несения государственной службы (согласно Табели о рангах 1722 г., уже 14 класс службы давал дворянство личное, а восьмой - потомственное). Упрощение социальной структуры и усиление ее огосударствления определялись потребностями лучшего формирования вооруженных сил и кадров государственного аппарата, а также фискальными целями.

Содержание постоянных вооруженных сил требовало значительных средств, поэтому были проведены денежная и налоговая реформы: окончательно вводились серебряные и медные деньги, устанавливалась новая единица налогообложения - душа мужского пола, основным прямым денежным налогом стала подушная подать, появилась разветвленная система косвенных налогов (акцизных сборов). Осуществлялись глубокие культурные преобразования, резко ускорившие процесс европеизации страны: был введен новый календарь и гражданский шрифт, создавались школы для обучения и подготовки специалистов для вооруженных сил (Навигацкая и Инженерная школы, цифирные школы), появился первый музей (Кунсткамера), была учреждена Академия наук. Все эти преобразования создали основы для окончательной победы абсолютизма. Глава государства с 1721 г. именуется императором и, согласно Духовному регламенту, он «есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Указом о престолонаследии 1722 г. он мог сам назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Изменилась вся система управления страной: высшим органом власти, помогавшим императору осуществлять законодательные, исполнительные и судебные функции, стал Сенат. Приказы были заменены коллегиями. Вводились губернии и провинции. Все чины государственного аппарата назначались императором, приносили ему присягу на верность и контролировались им через систему прокуроров и фискалов. Окончательно утратила самостоятельность церковь. Вместо патриарха ее стал возглавлять формируемый императором Святейший Синод или Духовная коллегия. Церковные земли управлялись специальным монастырским приказом. Духовенство превращалось в замкнутое сословие, находящееся, по сути, на службе у государства и обязанное доносить власти обо всех крамольных мыслях верующих, ставших известными во время исповеди. Европеизация страны, сопровождавшая петровские преобразования, стала одним из средств укрепления власти и усиления могущества России. Одновременно Петр I сохранил и даже усилил некоторые традиционные институты. Не случайно современные исследователи называют строй XVIII в. «государственным феодализмом».

Усилия Петра I дали блестящие результаты, хотя достигнуты они были путем насилия и эксплуатации народа. Их главным итогом стало превращение страны в морскую державу, что позволило значительно ускорить ее развитие, обеспечить достойное место среди европейских государств.

4. «Эпоха дворцовых переворотов» и ее роль в истории России

Период с 1725 г. (смерть Петра I) до 1762 г. (воцарение Екатерины II) известен как «эпоха дворцовых переворотов». За это время сменилось шесть монархов, при этом трое из них (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна) пришли к власти с нарушением Указа о престолонаследии 1722 г. и дважды (1741 и 1762 гг.) совершались дворцовые перевороты. На престоле находились дети (Петр II, Иван VI) или женщины (Екатерина I, Анна Ивановна, Елизавета Петровна), при которых ведущую роль играли фавориты (Бирон, Шувалов) или придворные группировки («верховники»). То есть в этот период власть была нестабильной, абсолютизм ослаб. Вызвано это было рядом факторов:

1) отсутствие четко выраженной воли Петра I о наследнике при обилии претендентов на трон в лице потомков не только Петра I, но и Ивана V, соправителя Петра в 1682-1696 гг.;

2) нестабильность господствующего класса, отсутствие в нем единства, так как указы Петра I лишь формально объединили его в дворянское сословие;

3) большая роль во внутренних событиях гвардии.

Различные группы и слои господствующего класса пытались выдвинуть на правящий трон своего представителя (старое боярство - Петра II, петровское дворянство - Екатерину I и Елизавету Петровну), чтобы обеспечить себе привилегированное положение и свернуть или продолжить петровские преобразования. Так при Петре II (1727-1730), Анне Иоанновне (1730-1740) и Иване VI (1740-1741) были ликвидированы некоторые коллегии и магистраты, упала роль Сената, пришел в ветхость флот, а Елизавета Петровна (1741-1761) восстановила все отцовские учреждения. Вместе с тем весь этот период шло укрепление позиций дворянства, росли их привилегии, права и уменьшались обязанности. Расширялась раздача им земель, в 1731 г. имения признаны были полной собственностью дворян, срок службы в 1736 г. сократился до 25 лет, им был передан сбор подушных денег с крестьян, в 1746 г. только за ними было закреплено право владеть землей и крестьянами, в 1760 г. они получили право ссылать крестьян в Сибирь. Для поддержки дворян был учрежден Дворянский поземельный банк. 18 февраля 1762 г. Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству Петра III освободил дворян от обязательной государственной и военной службы, а также от телесных наказаний, обеспечив превращение их в привилегированное сословие. «Эпоха дворцовых переворотов» при всей нестабильности власти и ослаблении абсолютизма для страны стала временем определенной стабильности, придав петровским новшествам устойчивость. Отсутствие новых преобразований, ослабление давления власти на общество позволили стране сжиться с новшествами, воспринять их как привычный элемент общественной жизни, утративший характер чужеземных заимствований. Этот период стал необходимым переходным этапом между петровскими преобразованиями и модернизацией страны при Екатерине II.

5. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Правление Екатерины II (1762-1796) называют «золотым веком дворянства» и «просвещенным абсолютизмом», так как императрица завершила процесс оформления дворянства в привилегированное сословие и пыталась править, опираясь на идеи европейских философов - просветителей, модернизируя феодальный строй.

Наиболее ярким проявлением этого стремления стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии из представителей всех сословий для разработки нового свода законов. В «Наказе» этой комиссии императрица выразила свое представление о власти для народа и равенстве всех перед законом, но одновременно она считала необходимым сохранить самодержавие и сословное устройство. Местные наказы и выступления депутатов помогли Екатерине II составить представление о позициях различных социальных групп и убедили в неготовности общества к модернизации, поэтому комиссия была распущена в 1774 г. без реальных результатов ее работы. Некоторые идеи «Наказа» Екатерины II и материалы Уложенной комиссии легли в основу законодательной практики императрицы, реализовавшись в «Учреждении о губерниях» и в «Жалованных грамотах» дворянству и городам.

К мероприятиям политики «просвещенного абсолютизма» можно отнести также введение принципа веротерпимости (1773 г.), издание императрицей журнала «Всякая всячина» для формирования общественного мнения, реформу образования 1780 гг. В ходе нее была создана система образования из двухлетних малых народных училищ в уездных городах и четырехлетних главных народных училищ в городах губернских, вводились единые сроки начала и окончания занятий, единые учебные планы и классно-урочная система. При государственной поддержке росло число учебных заведений (к концу XVIII в. их насчитывалось 550 с 60-70 тыс. учеников), развивались наука, литература и искусство.

Многое было сделано для развития промышленности и торговли: к концу века существовало до 1 200 мануфактур, насчитывавших более 400 тысяч наемных рабочих; по уровню производства металлов Россия почти не уступала Англии; сохранялся активный торговый баланс страны.

Благодаря активной внешней политике улучшилось геополитическое положение России: она стала Черноморской державой, приобретя в ходе войн с Турцией Северное Причерноморье и Крым, а также установив в 1783 г. по Георгиевскому тракту протекторат над Грузией. Участвуя в разделах Речи Посполитой, Россия получила Белоруссию, Литву и Правобережную Украину. При Екатерине II Россия стала крупнейшим по территории государством, приобретя владения на американском континенте. На 75% выросло население страны, в четыре с лишним раза увеличились доходы государства.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.