![]() |
РУБРИКИ |
Петровские реформы |
РЕКЛАМА |
|
Петровские реформыПетровские реформыПетровские реформы СодержаниеПетр I, как правило, действовал по ситуации, активно и действенно откликаясь на те или иные события Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века - СПб., Юристъ, 2008. Так, готовясь к войне со Швецией, он реорганизовал армию по европейским образцам, а также на основе накопленного в самой России опыта. Для ведения войны требовалось много денег, оружия и снаряжения, а потому начались лихорадочные поиски денежных источников, вводились новые налоги, подстегивалась промышленность в ущерб будущему народа (в противном случае несколько не ясно, зачем разорять основу общества и государства - крестьян, купцов и ремесленников). Для Петра I благо Отчизны, которой он так ревностно служил, и его собственные интересы как самодержца - одно и то же, однако понимание народом своего блага было иным. Не благоденствие народа было главной целью Петра I. Он много раз говорил и предписывал беречь крепостных крестьян и заботиться о них, но интересовали царя не крестьяне как таковые, не их благосостояние, а исправное несение ими податей и других многочисленных повинностей ради главного дела его жизни - армии и флота, Санкт-Петербурга, Великой России. Результат известен - вконец обнищавшие крестьяне, ремесленники и купцы. Поэтому в низах, вынесших на себе основную тяжесть петровских реформ, наблюдался значительный протест, проявлением которого стали увеличение количества беглых крестьян и массовые народные восстания (крупнейшим был мятеж под руководством Кондратия Булавина). В верхах же общества серьезной оппозиции реформаторскому курсу Петра не существовало, что говорит о том, что необходимость преобразований понимали многие Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке - М., РГГУ, 2001 - 295 с.. Однако именно с оппозицией была связана личная трагедия царя: его сын, царевич Алексей, выступил на стороне ревностных сторонников и охранителей традиций Московского царства и погиб в борьбе с отцом. Можно выделить следующие направления петровских реформ: 1) В области строительства заводов К концу XVII в. - 30 мануфактур. В петровское время - более 100. Складывание двух промышленных районов: Урала и Петербурга. Активное развитие металлургии. К середине XVIII в. - выплавка чугуна больше, чем в Англии, I-е место в мире. Тула, Кашира, Калуга + Карелия (Петрозаводск и т.д.) - новые металлургические заводы. К середине XVIII в. - 61 завод из 75 - на Урале. Крупнейшие металлургические заводы: Невьянский, Каменский, Нижне-Тагильский, Екатеринбургский и т.д. Оружейные заводы: Тульский, Сестрорецкий, Олонецкий Багер Х. Реформы Петра Великого. - М., Просвещение, 1985 - 275 с.. 1719 г. - указ о Берг-привилегии. Свободная разведка и добыча (с разрешения Берг-комиссии) полезных ископаемых. Центр страны - текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная промышленность. Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры Воронежа, Казани, на Украине. Первая четверть XVIII в. - новые производства. · судостроение (Петербург, Воронеж, Архангельск) · шелкопрядение · стеклянное и фаянсовое дело (Москва, Петербург) 1722 г. - указ о создании ремесленных цехов. 1721 г. - указ-разрешение заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы = «посессионные крестьяне». Крупнейшие промышленники: Строгановы, Демидовы, Походяшины, Осокины, Баташевы, Мясниковы и др. 2) В области сельского хозяйства Освоение территорий на юге, в Поволжье, Сибири. Табак. Расширение посевов технических культур, разведение новых пород скота. Усиление крепостного гнета. Размер повинности определяется помещиком 1704 г. - 100 медных копеек = 1 серебряный рубль. Образование купеческих гильдий (1-я и 2-я). 1724 г. - указ о поощрении экспорта и ограничении импорта. 1726 г. - экспорт = 2x импорт. 3) В области социальной политики 1714 г. - «Указ о единонаследии». 1722 г. - «Табель о рангах» · Разделение гражданской, военной и придворной службы · 14 иерархических должностей · чиновник, достигший 8 класса, или офицер = дворянин господствующий класс пополняется наиболее талантливыми · все население, кроме дворянства и духовенства, платит налоги государству 1718- начало переписи населения, составлении «ревизских сказок» 1718-1724 гг. - подушная перепись всего мужского населения · единица налогообложения = «душа мужского пола» · все мужское население заносится в «ревизские списки» и обязано ежегодно платить «подушную подать» · холопы и «вольные гулящие люди» обязаны платить налог наравне с крепостными · жители городов прикреплены к месту уплаты подушной подати 4) В области государственного устройства 1699 - создание Ближней канцелярии, а в 1701 г. - Консилии (Совета) министров вместо Боярской думы 1704 г. - создание Кабинета царя (будущая Е.И.В. канцелярия) 1708 г. - учреждение губерний 1711 г. - замена Боярской думы на Сенат Задачи: законодательная, следить за финансами, контроль администрации. 1721 г. - провозглашение Петра императором. 1718-1721 г. - замена множества приказов 11 коллегиями
1700 г. - после смерти последнего патриарха Андриана новый не назначен, а выбран местоблюститель патриаршего престола. 1721 г. - учреждение Синода. · упразднение должности патриарха · наблюдение за Синодом - обер-прокурор 1722 г. - утверждение штата священнослужителей. 1720 г. - Генеральный регламент. Единая система делопроизводства. 5) В области армии и флота 1705 г. - введение рекрутской повинности. 1716 г. - введение нового военного устава сухопутных сил 1720 - Морской устав Русская армия = 200 тыс. регулярная сухопутная + 100 тыс. казаков + 28 тыс. флотских. Даже когда в конце своего царствования Петр I начинает готовить реформы, стремится проводить их продуманно, поставив четкую цель и сформулировав программу в конкретном указе или регламенте, а затем берется осуществлять, то из его благих порывов мало что получается, а потому еще ярче проявляется утопизм его намерений все предусмотреть. Глубокий и внимательный анализ сущности процессов, протекавших в государственной, социальной и экономической сферах России в указанный выше период, произошедшие изменения в целом носят больше количественный, а не качественный характер. Важнейшим следствием петровской административной реформы явились существенные изменения в составе аппарата управления - в бюрократии Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - М., Просвещение, 1989 - 253 с.. Практическая деятельность по реорганизации аппарата управления велась с момента создания Сената и его канцелярии, в деятельности которой накапливался опыт, использованный затем при формировании коллегий. Принцип комплектования аппарата новых учреждений был подчинен следующим целям: появление их не должно было нарушать раньше времени работу старых учреждений (приказов), аппарат коллегий следовало комплектовать из специалистов, утративших старые деловые связи. Основной контингент аппарата канцелярии Сената и позже - коллегий составили специалисты московских приказов и отчасти губернских учреждений. Новым контингентом в коллегиях стали иностранцы. Численность состава аппарата центральных учреждений во время перехода от приказов к коллегиям изменялась в ходе реформы, В 1711 г. она составила 1906 человек, в 1715 г.- 1396 чел., в 1721 г.- 3101 чел. Уменьшение числа чиновников аппарата центральных учреждений в 1715 г. объясняется начавшейся перестройкой - в новые учреждения привлекались не все старые специалисты, Кроме того, власти экономили денежные средства, о чем постоянно упоминается в документах. Происходил отсев служащих в связи с переводом учреждений в новую столицу - Петербург и наборами чиновников в армию. На 1715 г. установлены данные о численности аппарата не только центральных учреждений, но и губерний. Общая численность чиновников аппарата по России в целом составила 5478 человек. При общем сокращении аппарата центральных учреждений в 1715 г. внутри него наблюдается перераспределение: так, сокращается штат старых ведомств и в то же время растут штаты учреждений, ведавших военными и дипломатическими делами, комплектуется канцелярия Сената. Источники позволяют проследить социально-экономическое положение госаппарата управления, в частности сопоставить оклады чиновников новых и старых учреждений. Основная тенденция состояла в увеличении окладов и унификации их в однородных учреждениях. Растет разрыв в величине окладов высшей категории в сравнении с низшей, углубляется имущественное неравенство отдельных групп чиновничества. Важнейшим итогом и вместе с тем законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая табель о рангах, введенная 24 января 1722 г. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века - СПб., Юристъ, 2008 Эта Табель представляла собой закон о порядке государственной службы, обозначивший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Как известно, основное историческое значение Табели состояло в рационализации (унификации, систематизации и т. д.) административной службы: в ее основание в качестве важнейшего принципа иерархического (чиновного) деления вместо принципа происхождения, знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности. В социальном плане это означало (по крайней мере теоретически) известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству). Наконец, была создана четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные. Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ Например, Чистяков А.С. История Петра Великого. - М., 2007. Причем вплоть до настоящего времени исследователи дают полярные, взаимоисключающие ответы. Тем более странно поэтому, что большинство из них даже не пытается поставить вопрос о сравнительном изучении этих преобразований, определить их место не только в русской, но и в мировой истории. На наш взгляд, только такой подход позволяет интерпретировать реформы Петра как объективное историческое явление, позволяет понять их закономерный и прогрессивный характер с точки зрения не только отечественной но и всеобщей истории, осветить их типичные и уникальные, своеобразные стороны в ряду других однотипных реформ. ЗаключениеПодводя итоги рассмотрения данной темы, можно сделать вывод, что качественно новыми чертами петровской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления, его известная милитаризация. Безусловно, успешное внедрение проведенных Петром I реформ базировалось на том, что данные реформы созрели в обществе. Об устойчивости и стабильности этих тенденций в развитии государственного аппарата свидетельствует уже то, что они не просто сохранялись, но и развивались на всем протяжении существования старого порядка в России. Разумеется, этот процесс не шел прямолинейно, в нем были существенные отклонения. Одно из них связано с ревизией результатов административных реформ Петра в послепетровский период. В результате этой ревизии произошел отказ от многих нововведений как в центральном, так и в местном аппарате управления. В управлении наблюдаются шаги в сторону его децентрализации, возвращения к приказным порядкам.Таким образом, петровские реформы при всех положительных тенденциях имели один существенный недостаток - они были «насажены» сверху, именно поэтому многие из них были забыты или откорректированы уже вскоре после смерти Петра I.Однако следует признать, что Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом. Плодотворными были и многие внутренние преобразования той эпохи, причем некоторыми из них мы пользуемся и сейчас. Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ.Список использованной литературы1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - М., Просвещение, 1989 - 253 с.2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века - СПб., Юристъ, 20083. Багер Х. Реформы Петра Великого. - М., Просвещение, 1985 - 275 с.4. Брикнер А.Г. История Петра Великого. - М., ЭКО, 2006 - 382 с.5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке - М., РГГУ, 2001 - 295 с.6. Чистяков А.С. История Петра Великого. - М., 2007 |
|
© 2007 |
|