РУБРИКИ

Политическая жизнь Франции в годы Четвертой республики

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Политическая жизнь Франции в годы Четвертой республики

Политическая жизнь Франции в годы Четвертой республики

Политическая жизнь Франции в годы Четвертой республики

Введение

Франция - президентско-парламентская республика, это означает, что президент обладает значительными полномочиями, но роль парламента тоже велика. По Конституции 4 октября 1958 года были созданы государственные институты Пятой Республики. Конституционный совет состоит из 9 членов, осуществляет контроль за соблюдением Конституции во время выборов и за конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение. Глава государства - президент республики, который выбирается сроком на 7 лет прямым всеобщим голосованием. Президент Республики назначает Премьер-министра, а также, по его предложению, членов правительства. Он председательствует в Совете министров, утверждает законы и является Верховным главнокомандующим. Он имеет право распустить Национальное собрание, может быть наделен чрезвычайными полномочиями в период серьезного кризиса. Под руководством Премьер-министра правительство определяет и проводит политику Нации. Правительство подотчетно Парламенту Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов. Законодательные функции осуществляет парламент, состоящий из 2 палат: Сената, избираемого на основе непрямых всеобщих выборов сроком на девять лет, состав которого обновляется каждые три года на треть. Обе палаты Парламента, кроме функции, контролирующей деятельность правительства, занимаются разработкой и принятием законов. В области законодательной инициативы в случае появления разногласий последнее слово остается за Национальным собранием. Сенат состоит из 321 сенатора. В Национальное собрание входят 577 депутатов. Судебная власть стоит на страже индивидуальных свобод, организация судебной власти характеризуется четким разграничением между судами по гражданским и уголовным делам, которые занимаются разрешением споров между физическими лицами, с одной стороны, и административными судами, призванными разрешать конфликты между гражданами и государственной властью, с другой стороны.

Французы традиционно испытывают большой интерес к общественной жизни. Во времена Революции бурный рост числа газет, клубов и кружков отразил интерес значительной части французского общества к политике, которая до того времени интересовала лишь узкий круг людей, приближенных к королю. Исходным толчком для напряженной, богатой событиями политической жизни стало введение всеобщего избирательного права в1848 г., при Второй республике. Предоставленная народу, таким образом, возможность осуществлять свой суверенитет позволила каждому французу в полной мере почувствовать себя гражданином, членом общества, причастным к принятию политических решений. Росту гражданской активности способствовали другие решения Учредительного собрания, избранного в 1848 г. К их числу относятся: отмена смертной казни по политическим мотивам, провозглашение свободы печати и публичных собраний. Затем существенную роль сыграла Третья республика: она постепенно укоренила в сознании французов республиканскую идею. В этом отношении продолжительность ее существования имела большое значение. Благодаря ей определенная часть французов, восприимчивая к контрреволюционным идеям, перестала смотреть на республику как на фактор потрясений и угрозу гражданскому миру. Постепенно парламентская республика, основанная на демократической законности всеобщего избирательного права, становится политическим режимом, сторону которого принимает большинство граждан. Третья республика стала носительницей определенных ценностей, в которые французы страстно поверили. Республиканским кредо стала с тех пор вера в образование, демократию и общество. Однако если до 1905 г. Третья республика была настоящей республикой граждан, то позже она начинает превращаться не более чем в республику парламентариев. Отсутствие правительств, которые действительно выражали бы волю сплоченного большинства, и бесконечная игра блоков и коалиций положили начало отчуждению гражданина от исполнительной власти, в то время как роль партий и политических движений росла.

До 1900 г. во Франции, по существу, не было политических партий. Они складываются в начале ХХ в., но занимают более скромное место по сравнению с партиями в других западных демократиях. Тем не менее после Первой мировой войны их роль возрастает. Наряду с кружками, читательскими или образовательными обществами, публичными собраниями и республиканскими банкетами средоточием политической жизни становятся кафе и предприятия. В кафе завязываются дискуссии благодаря чтению газет, в которых пропагандируются политические идеи, люди обмениваются мнениями, что повышает накал дискуссий. В процессе формирования общественного мнения и пробуждения гражданского сознания свою роль играли также предприятия, в первую очередь заводы, где через профсоюзы в рабочей среде распространялись политические идеи, в частности марксистская идеология.

После Второй мировой войны Четвертая республика отличается крайней неустойчивостью. Освобождение от нацистской оккупации, предоставление избирательного права женщинам, осуждение генералом Де Голлем режима партий Третьей республики порождают большие надежды. Их питают обновленные партии, несущие новые идеи, способные внести моральные начала в общественную жизнь.

Актуальность темы: Государственный строй, установленный во Франции в 1958 г. очень похож на государственный строй, установленный в России в начале 90-х гг. Президент наделяется чрезвычайно широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным Главнокомандующим, имеет право распускать парламент. Политическая обстановка двух стран также имеет общие черты: сильное влияние левых сил в обществе, тесная связь исполнительной власти с ведущими промышленными монополиями, затянувшаяся война на юге страны.

Цель работы: проследить политическое развитие Франции во время Четвертой республики.

Глава 1 Временный режим и Четвертая республика

1.1 Временный режим

В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944г. власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Политическая обстановка в освобожденной Франции определялась огромным влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии, дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с оккупантами, а также радикальная партия, которая в годы войны распалась и не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. На первый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самой крупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия - активный боец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее входило более 900 тыс. человек, в два с половиной раза больше, чем до войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе Франции - Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня - 5,5 млн. членов. Она была в 7 раз больше, чем численность второго общенационального профсоюзного центра - Французской конфедерации христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.

Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую наказание вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся, частичную национализацию промышленности и банков, установление "подлинной экономической и социальной демократии, предлагающей устранение финансовых и экономических олигархий от руководства экономикой".

В движении Сопротивления сумела укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов, больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС, входили в состав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению капитализма и ликвидации классов. Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления.

В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала новую партию - Народно-республиканское движение (МРП). Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали необходимость "структурных реформ": частичной национализации банков и промышленности, а также "реформы предприятия" в духе классового сотрудничества, при "участии" рабочих в управлении. Партия МРП выражала интересы буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения: с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся, привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой - католики (особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций. Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, "спасителем" и "освободителем Франции". Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особую политическую партию. Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и "дирижизму", которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ. Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники «дирижизма», выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения защищали созданная в 1946 г. правая "Республиканская партия свободы" (ПРЛ) и отчасти Радикальная партия.

1.2 Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического и рабочего движения

В первые годы Четвертой республики во Франции произошла глубокая перегруппировка классовых сил, сопровождавшаяся расколом трехпартийной коалиции.

Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В тоже время усиление влияния компартии и рабочего класса встревожило широкие слои мелкой и средней буржуазии, опасавшейся за свою собственность, вызвало рост консервативных настроений. Французская буржуазия, сохранив власть и сдержав первый натиск демократических сил, перешла в контрнаступление. В обстановке обострения международной напряженности и "холодной войны" она, пользуясь поддержкой правящих кругов США, развернула широкую антисоветскую и антикоммунистическую кампанию. Лидеры Социалистической партии отказались от единства действий с коммунистами и развернули борьбу против них. Движение Сопротивления раскололось. Одни его участники продолжали сотрудничать с коммунистами и добиваться осуществления программы НСС, другие перешли на антикоммунистические позиции и стали сближаться с бывшими вишистами. Судебные процессы против сторонников Виши прекратились. Осужденных ранее вишистов амнистировали или досрочно освобождали. Демократическое движение ослабевало, росло влияние правых сил. В апреле 1947 г. генерал де Голль и близкие к нему буржуазные деятели Сопротивления основали новую политическую партию правого толка - "Объединение французского народа" (РПФ). Руководители РПФ резко нападали на компартию и на все остальные политические партии, борьба которых якобы "парализует государство". Они требовали отмены конституции 1946 г. и создания "сильной власти" в лице независимого от партий президента, обладающего широкими полномочиями. Внешнеполитическая линия РПФ предусматривала объединение западноевропейских стран в экономический и политический блок, который мог бы противостоять СССР, но в то же время обеспечивал бы Западной Европе независимость от США.

На выборах в местные органы самоуправления в октябре 1947 г. партия РПФ вышла на первое место, собрав более 38 ( голосов. Ссылаясь на эти результаты, она потребовала роспуска Национального собрания (уже не отражающего по ее мнению, настроений избирателей) и проведения досрочных выборов, которые привели бы РПФ к власти. Оживилась деятельность и других правых группировок. ПРЛ и остатки довоенных правых партий объединились в группировку "независимых". Руководители "независимых" (П. Рейно, А. Пине, Ж. Ланьель и др.) стояли на консервативных позициях. Они возражали против расширения социального законодательства и государственного вмешательства в экономику. Обострились разногласия в правительстве трехпартийной коалиции. Вопреки обещанию сохранять дружественные отношения как с Советским Союзом, так и с Великобританией и США, руководство МРП и Социалистической партии стало поддерживать Соединенные Штаты Америки и Англию против СССР. Несмотря на содержавшиеся в конституции 1946 г. обязательства "никогда не употреблять своих сил против какого-либо народа", французское правительство в декабре 1946 г. начало колониальную войну во Вьетнаме. Ссылаясь на необходимость борьбы с ростом цен, Социалистическая партия и МРП возражали против повышения заработной платы трудящихся, за немедленное прекращение колониальных войн, за дружбу с Советским Союзом, но, не имея большинства ни в правительстве, ни в Национальном собрании, не могла добиться осуществления своих требований.

Когда министры- коммунисты поддержали бастующих завода Рено, требовавших повышения заработной платы, остальные партии правительственной коалиции отказались удовлетворить требования трудящихся. Используя этот повод, глава правительства Рамадье обвинил коммунистов в нарушении правительственной солидарности и 5 мая 1947 г. издал декрет об их исключении из правительства. Национальное собрание большинством голосов утвердило это решение. Трехпартийная коалиция распалась. Самая крупная партия Франции была отстранена от участия в правительстве. Вскоре коммунистов начали изгонять из государственного аппарата и армии. Во Франции, как и в некоторых других западноевропейских странах, произошел поворот вправо. Контрнаступление буржуазии привело к обострению классовой борьбы. Во Франции вспыхнули массовые забастовки. В ноябре 1947 г. по призыву ВКТ началась всеобщая стачка, в которой приняли участие около 3 млн. человек. Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление топлива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие занимали шахты и заводы, вступали в столкновение с полицией и войсками. Хотя основным требованием бастующих было повышение заработной платы, буржуазная печать запугивала население угрозой "повстанческой забастовки", гражданской войны и "коммунистической диктатуры". Правительство направило против бастующих войска. В самый разгар забастовки социал-реформисты, входившие в состав ВКТ, осуществили раскол профсоюзов. Обвинив руководство ВКТ во главе с коммунистами в том, что оно придает профсоюзному движению политический характер, социал-реформисты вышли из ВКТ и основали новое профсоюзное объединение "Форс увриер" ("Рабочая сила"). Лидеры Форс-увриер призвали прекратить стачку. В результате она закончилась лишь частичным удовлетворением требований трудящихся.

С возникновением "Форс увриер" завершился новый раскол французского рабочего движения. Его левое крыло представляли компартия и ВКТ, а правое, социал-реформистское, крыло - Социалистическая партия, лидеры "Форс увриер" и христианских профсоюзов.

1.3 Борьба партий в годы "холодной войны"

"Холодная война", раскол демократического движения, чувство разочарования, вызванное тем, что обещанные программой НСС глубокие социальные преобразования в полной мере не осуществились, сказались на настроениях народных масс. Общественный подъем послевоенных лет сменился снижением политической активности. Численность политических и профсоюзных организаций рабочего класса значительно сократилась. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы потеряли больше половины своих членов. Численность Коммунистической партии упала до 500 тыс., а численность ВКТ до 2 млн. членов. Расколов трехпартийную коалицию, лидеры Социалистической партии и МРП повели яростную борьбу против коммунистов. Вместе с тем они не хотели уступать партии РПФ, которая безуспешно требовала проведения досрочных парламентских выборов. В ноябре 1947 г., в разгар всеобщей стачек, социалистическая партия и МРП образовали совместно с радикалами и частью "независимых" коалицию так называемой третьей силы, которая официально поставила своей целью бороться как против коммунизма, так и против голлизма. Фактически политика "третьей силы", означавшая союз между социал-реформистами и частью буржуазии, была рассчитана, прежде всего, на борьбу против компартии и на удержание власти партиями "третьей силы". В ожидании очередных парламентских выборов1951 г. коалиция "третьей силы" приняла выгодный для себя избирательный закон, который заменил пропорциональное представительство мажоритарной системой. Если пропорциональное представительство обеспечивало каждой партии количество депутатских мест, пропорциональное числу собранных ею голосов, то при мажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовало больше половины избирателей, получали все депутатские мандаты данного округа. Французские коммунисты сразу же подвергли новую систему голосования резкой критике: "Главная цель этой реформы, - подчеркивала ФКП, - отстранить Коммунистическую партию от парламентской деятельности". В результате выборов 1951 г. Коммунистическая партия утратила часть избирателей, но осталась на первом месте, собрав более 26 голосов. Зато партии "третьей силы" - социалисты и МРП - потеряли 40 - 50 своих прежних избирателей, которые перешли главным образом к РПФ. Влияние РПФ, "независимых" и других правых партий возросло, но все же ни одна из политических группировок не добилась абсолютного большинства. Если в Национальном собрании 1946 г. три главные партии получили 75 депутатских мандатов, то теперь 6 политических группировок - коммунисты, социалисты, МРП, "независимые" и РПФ - имели крупные фракции в Национальном собрании, прозванном поэтому шестигранным. Разногласие меду партиями обрекали на неустойчивость любое правительство. За пятилетний период существования избранного в 1951 г. Национального собрания во Франции сменилось 12 правительств. Социалистическая партия, увидев, что ее влияние падает, перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский блок, состоявший из правых ("независимых") и центристов (МРП и радикалов).

1.4 Конец Четвертой республики

Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий серьезно улучшить положение народных масс, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения и даже части буржуазии.

Основные буржуазные партии Четвертой республики оказались расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма и неоколониализма, "атлантисты" и их противники, приверженцы "интеграции Европы" и национальной независимости. Сложившаяся ранее партийно-политическая система претерпела серьезные изменения. Партия РПФ, так и не умевшая прийти к власти, потерпела поражение на муниципальных выборах 1953 г. и прекратила политическую деятельность. Партия МРП, отказавшаяся от программы НСС и социальных реформ, быстро теряла влияние, превращаясь в сравнительно небольшую группировку, сделавшую основой своей политики "атлантизм" и "интеграцию Европы". В 1955 г. произошел раскол в партии радикалов. Правые радикалы продолжали сотрудничать с МРП и "независимыми", а левое крыло во главе с Мендес-Франсом взяло курс на разрыв с ними. Социалистическая партия также отказалась от союза с МРП и "независимыми" и стала сближаться с левыми радикалами.

Парламентские выборы, состоявшиеся в январе 1956 г., показали, что в стране происходит сдвиг влево. Несмотря на атаки реакции, первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в "республиканский фронт". Правые партии потеряли значительную часть имевшихся у них ранее депутатских мандатов. Отклонив предложение коммунистов о совместных действиях, социалисты и левые радикалы образовали правительство "республиканского фронта". Главой правительства стал генеральный секретарь Социалистической партии Ги Молле, а его заместителем - лидер левых радикалов Мендес-Франс. Осенью 1956 г. правительство Ги Молле приняло решение об участии Франции в агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-коммунистов, но не получив прочной поддержки правых, правительство Ги Молле в мае 1957 г. вынуждено было уйти в отставку. После отставки Ги Молле политическая обстановка во Франции еще более осложнилась. Массы населения устали от министерской чехарды. Они потеряли доверие к левым силам, которые не выполнили своих обещаний. Война в Алжире превратилась, по выражению Тореза, "в язву на теле страны". Расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае. В Алжир была направлена громадная Французская армия общей численностью в 500 тыс. человек, но она не могла справиться с освободительным движением. Командный состав этой армии глубоко проникся ультраколонистсикими настроениями, широко применял пытки и массовые репрессии против мирного населения. Генералы и офицеры - ультраколонисты не скрывали своего презрения к "слабым" и неустойчивым правительствам Четвертой республики, которые, по их мнению, не вели войну с достаточной энергией и будто бы были готовы "отказаться от Алжира" (то есть признать его независимость). Они требовали продолжать войну до победного конца.

К началу 1958 г. среди ультраколонистов сложился заговор, имевший целью создание "сильной власти", способной победоносно завершить войну в Алжире. Заговорщики установили связь с окружением генерала де Голля, который был известен как сторонник сильной власти, и стали добиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находила отклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связь с движением Сопротивления и демократическими реформами Временного правительства. 13 мая 1958 г. ультраколонисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов "взять на себя власть Республики" при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. Над Францией нависла угроза военного переворота. Коммунистическая партия призвала трудящихся к забастовкам и демонстрациям протеста. Она предложила всем левым силам совместно выступить в защиту республики против мятежников. Однако лидеры социалистов и других левых групп не поддержали компартию, утверждая, будто союз с коммунистами против мятежников неизбежно вызовет гражданскую войну. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы отказались принять участие в забастовке протеста, организованной компартией и ВКТ. Охваченные смятением, напуганные с одной стороны мятежниками, а с другой, возможностью роста народных сил во главе с коммунистами, ведущие деятели буржуазных партий при поддержке руководства Социалистической партии предпочли передать власть де Голлю.

1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие правительству де Голля, в которое вошли представители всех главных буржуазных партий, а также два социалиста, включая Ги Молле. Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции. Затем Национальное собрание разошлось "на каникулы" и более не собиралось.Период Четвертой республики закончился.

Глава 2 Конституция Франции 1946 г.

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый -- период Четвертой республики -- с 1946 по 1958 г., второй -- с момента принятия ныне действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. -- наиболее демократичный за всю историю страны -- мог служить юридической базой для после дующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности -- генералу Ш. де Голлю (точнее -- «его правительству», если использовать формальное выражение). Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с ассоциированными (т. е. колониальными) народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Шарль де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев (1/3 --- от Национального собрания и 1/3 -- от Совета Республики) и на одну треть -- из членов правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедура разработки проекта конституции была малодемократичной. Основной за кон разрабатывался главным образом экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им главным образом в речи в Байе 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, в тот период находившихся у власти.

В настоящее время, после ряда внесенных в нее поправок Конституция состоит из преамбулы, 19 разделов и 89 статей, причем некоторые из них (47, 68, 88) имеют значки 1, 2 и т.д., т.е. под одним номером имеется несколько статей. Разделы Конституции различны по объему. Например, разделы XIV и XVI включают по одной статье --88и89 соответственно. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики ( 15 статей) и отношениям между парламентом и правительством (18 статей). Объем последних положений указывает на основное в акте -- систему органов государственной власти и на исключительное положение среди них главы государства. Порядок расположения разделов также весьма показателен: первый раздел -- положения о суверенитете, второй -- о Президенте республики, четвертый посвящен парламенту. В Конституции 1946 г. положения о парламенте занимали второй раздел, а о Президенте -- пятый. Такое расположение разделов Конституции явно указывает на перераспределение власти между различными частями государственного механизма.

Акт 1958 г. -- средний по объему документ среди аналогичных в конституционной истории страны; он меньше, чем Основной закон 1946 г. (106 статей) или Конституция 1848 г. (116 статей), но больше актов 1852 г. (58 статей) или 1 830 г. (70 статей). Первая статья Конституции 1958 г. не входит ни в один раздел, а помещена в преамбуле. Данное обстоятельство может расцениваться как признание юридической силы преамбулы.

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. На верху пирамиды находится Конституция, ниже -- органические законы (новая категория, впервые введенная в правовую систему), еще ниже -- обычные законы. Несколько особняком находятся законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

Конституция определила: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (ст. 2). Идеологическое значение такого провозглашения, определяющего социальный характер учрежденного государственного строя, очевидно; тем более что в тексте найдется немного норм, расшифровывающих эти эпитеты. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Интересен тот факт, что в Конституцию 1958 г. не была включена норма Основного закона 1946 г. (ст. 44): «Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на должность Президента республики»; это положение перешло в Конституцию 1946 г. из конституционного закона Третьей республики от 25 февраля 1875 г. после пересмотра последнего 14 августа 1884 г. Впрочем, республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку ст. 89 действующего Основного закона гласит, что она «не может быть предметом пересмотра». Неделимый характер французского государства определен ст. 53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». Данная норма различно интерпретируется французскими учеными, но большинство из них сходится на том, что речь может идти даже о выходе из состава страны какого-либо департамента или территории. Косвенное указание на такую возможность дает и место этой статьи в Конституции, которая помещена в разделе VI «О международных договорах и соглашениях». В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции. Впрочем, порядок реализации этой нормы по инициативе «снизу» не определен ни в Конституции, ни в каком-либо ином законодательном акте. В настоящее время неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре заморских территории. (Новая Каледония, Полинезия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории).

Термин «светская республика» означает, что государство признает все вероисповедания и провозглашает свободу совести. Впервые этот принцип был закреплен во Франции законом от 9 декабря 1905 г. В то же время нельзя утверждать, что государство сохраняет нейтралитет по отношению к религии. Например, в исторических провинциях -- Эльзасе и Лотарингии церковь имеет конкордатный режим; здесь применяются положения уголовного кодекса к священнослужителям, совершающим обряд бракосочетания до гражданской регистрации брака. Кроме того, в соответствии с законом М. Дебре от 31 декабря 1989 г. (назван по имени его инициатора) религиозное обучение в школе предлагается всем детям в государственных школах, если родители не требуют иного и государство принимает меры для предоставления такого образования. Государство оказывает финансовую помощь частным школам, в подавляющем большинстве являющимся конфессиональными, поддерживаемыми католической церковью.

Наконец, демократический характер республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст. 3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. -- это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законами Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Например, закон от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании указанной выше формулы, но принцип свободы ассоциаций таковым является. На существование такого принципа указал, в частности, Конституционный совет в решении от 16 июля 1971 г. Названные принципы содержатся, как следует из формулировки преамбулы Конституции 1946, т., в законах первых трех республик: Первой, существовавшей с 22 сентября 1792 г. по 18 мая 1804 г. (28 флореаля XII г. - В период Великой французской революции декретом от 5 октября 1793 г. был введен новый революционный (республиканский) календарь, отменивший христианское летосчисление. Первым днем новой эры стал день провозглашения республики ( 22 сентября 1792 г.) Год делился на 12 месяцев (по 30 суток): вандемьер, брюмер, фример, нивоз, плювиоз, вантоз, жерминаль, флореаль, прериаль, мессидор, термидор, фрюктидор. Флореаль ( от лат. -- изобилующий цветами) длился с 20/21 апреля по 19/20 мая по григорианскому календарю. Революционный календарь действовал во Франции до 1 января 1806 г); Второй -- с 28 февраля 1848 г. по 7 ноября 1852 г.; Третьей -- с 4 сентября 1870 г. по 16 июня 1940 г. После оккупации Франции и учреждения вишийского режима республиканская форма правления была поддержана правительством в изгнании, а ордонанс от 9 августа 1944 г. восстановил «республиканскую законность» на территории метрополии. Кроме того, принципы, имеющие конституционное значение, могут содержаться в законах, принимаемых в Пятой республике. Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но и от Конституционного совета, являющегося истолкователем и интерпретатором норм Основного закона в случаях, когда он рассматривает вопросы о соответствии Основному закону (см. ниже).

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя их список не содержит ряда новейших прав и свобод ( право на получение информации, на защиту культурного и исторического наследия, свободный доступ к культурным ценностям, право на защиту окружающей среды), нашедших место в последних по времени принятия конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое экзотическое для нашего времени право, как право на сопротивление угнетению. Оно было характерно для «золотого» времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.

Главная черта Конституции 1958 г. -- концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет «двухголовую» структуру: она включает Президента республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства (например, право роспуска Национального собрания, право введения чрезвычайного положения), должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и перед обеими палатами парламента. Однако юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует; на практике с самого начала существования Пятой республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т. е. был введен монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства -- одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском государственном механизме, которая всегда была ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства (ранее он избирался коллегией выборщиков), укрепила и без того его господствующее положение.

Фактическая схема осуществления власти во времена различных президентов имела различные оттенки, главным образом касавшиеся отношения к парламенту и к ответственности главы государства. Ш. де Голль считал, что только он отвечает перед народом в целом, хотя эта ответственность не вытекает из конституции и не может быть выведена ни из одной ее статьи. Обращения к народу, многочисленные выступления по радио и телевидению, пресс-конференции, поездки по стране, а также возведенная в систему практика референдумов, по сути являвшихся плебисцитами -- лишь проявления понимания им своей особой роли. Следующий президент Ж. Помпиду смотрел на проблему ответственности иначе, чем его предшественник; он хотел считаться с мнением парламентского большинства, по крайней мере, до того, как это для него было возможно. В. Жискар д'Эстен должен был пойти в этом отношении дальше, поскольку учет партийных сил в парламенте был необходим для проводимой им политики. Что же касается Ф. Миттерана, одного из лидеров Социалистической партии, то он сначала выступал за сокращение срока президентского мандата, за отмену статей 11и16 Конституции, изменения статуса Конституционного совета, в те годы откровенного противника парламента. В 1981 г. после завоевания президентского поста Ф. Миттеран отказался от кардинальной реформы Конституции в отношении поста главы государства, выступив за сокращение срока мандата до 5 лет с правом переизбрания или за сохранение семилетнего срока полномочий без прав переизбрания, за расширение сферы применения референдума, за изменение порядка назначения Совета магистратуры. Кроме того, Ф. Миттеран не настаивал на срочном проведении реформ, привлекая внимание к практическому функционированию государственных институтов, за точное соблюдение полномочий парламента, к возврату к пропорциональной избирательной реформы и к морализации политической жизни.

Следующий президент страны Ж. Ширак, придя к власти, сделал заметный реверанс в сторону парламента; в то же время он не забыл о заветах основателя Пятой республики Ш. де Голля. В своем послании парламенту 19 мая 1995 года он указы вал : « ... наши институты должны иметь оригинальную организацию и уравновешивание властей, завещанные генералом де Голлем. Президент, республики воплощает преемственность страны, Правительство проводит политику нации, Парламент, как политическое выражение всеобщего голосования, законодательствует, контролирует и обсуждает основные ориентации развития нации».^ По его мнению, граждане должны знать свои права и обязанности. В настоящее время нормативная информация стала парализующей и ей следует положить конец. Нужно ввести в действие новые акты, кодифицированные и простые, которые регламентировали бы самое главное. «Я приглашаю. Парламент впрячься в эту работу ... Я потребую от Правительства не передавать в Парламент ни один законопроект, который бы не сопровождался постоянными оценками возможных последствий как финансовых, так и практических в отношении граждан».

Ж. Ширак предложил изменить методы работы парламента, поскольку его рабочий календарь слишком скован, парламент осуществляет недостаточный контроль за правительственной деятельностью, слишком поспешно обсуждает законопроекты в конце сессий. По его мнению, работа этого органа должна быть улучшена, в частности, изменены регламенты его палат. Действительно, уже через несколько месяцев после вступления в должность Ж. Ширак провел конституционную реформу, расширившую сферу применения процедуры референдума на основании статьи II конституции, преобразовавшую работу сессий -- теперь у парламента одна сессия в году -- и ослабившую парламентский иммунитет с целью борьбы со злоупотреблениями. В начале февраля 1996 года последовала вторая конституционная реформа, которая несколько расширила полномочия парламента (в статью 34 включено право парламента принимать законы о финансировании социального обеспечения и была урегулирована процедура рассмотрения таких законов (ст. 39 и новая статья 47--1).

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и «через голову» парламента, например при проведении референдумов на основании ст. 11 Конституции.

Если в Четвертой республике нижняя парламентская палата -- Национальное собрание -- была всемогущей в законодательной области (роль верхней палаты -- Совета республики -- была весьма ограниченной), то сегодняшнее положение парламента совершенно иное. Он потерял значительную часть своей законодательной компетенции: во-первых, ограничена область законодательствования (ст. 34 и 37 Конституции), что усиливается положением о неприемлемости поправок и предложений во время парламентского обсуждения; во-вторых, в ст. 38 установлена возможность делегирования Правительству законодательных полномочий, а для Президента -- право введения чрезвычайного положения на основании ст. 16; в-третьих, сфера законодательства ограничена в пользу избирательного корпуса по ряду вопросов возможностью проведения референдума на основании ст. II.

Поскольку парламент может законодательствовать лишь в областях, указанных в ст. 34, все остальные вопросы отнесены к сфере регламентарной власти, осуществляемой исполнительными органами. Регламентарная компетенция принадлежит различным органам исполнительной власти. Она реализуется в декретах Президента республики, рассматриваемых в Совете министров, и в декретах Премьер-министра; эти два лица обладают общей регламентарной властью. Другие акты регламентарной власти издаются должностными лицами более низкого ранга, имеют форму постановления и принимаются лишь в подведомственных им областях.

Основной закон 1958 г. -- первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий. Специальная ст. 4 устанавливает основы деятельности партий; однако специального закона о них в последующие десятилетия не было принято (в конце 80-х начале 90-х годов были введены в силу только нормы о финансировании партий). Таким образом, эти важнейшие структурные элементы политической системы действуют на основе закона об ассоциациях 1901 г. (образование, деятельность и другие аспекты).

Еще одна особенность Конституции 1958 г.-- учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. В Четвертой республике юридически существовал Конституционный комитет, который за 12 лет провел лишь одно заседание. Современный Конституционный совет по сравнению с его предшественником обладает гораздо большими правами и реальной властью. Полномочия этого органа многочисленны и условно могут быть разделены на несколько групп: права консультативного характера (при применении Президентом страны ст. 16 Конституции), полномочия административного характера ( Конституционный совет наблюдает за проведением референдумов и выборов Президента республики -- ст. 58, 60; составляет список кандидатов на президентских выборах -- ст. 7; на основании абз. 4 и 5 ст. 7 констатирует невозможность исполнения функций Президентом республики). Этот орган выполняет функции избирательного суда, когда решает вопрос о правильности избрания депутатов и сенаторов (ст. 59) при обжаловании результатов их выборов. Наконец, Конституционный совет является органом конституционного контроля, и в этом качестве он рассматривает законы, принятые парламентом, регламенты палат и международные соглашения с точки зрения их соответствия Конституции. Из сферы контроля в 1962 г. Совет исключил законы, принятые на референдуме, поскольку они являются « прямым выражением национального суверенитета». Кроме того, ст. 17 органического закона от 7 ноября 1958 г. о Конституционном совете установила, что предметом его рассмотрения являются законы, «принятые парламентом», а не одобренные на референдуме. В процессе своей деятельности Совет включил в блок законов, соответствие которым он проверяет, и органическое законодательство; таким образом, простые законы подлежат возможной проверке с точки зрения их соответствия органическим законам. В настоящее время редкий закон не поступает в Совет на проверку.

Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее «чистом» виде предусмотрели эту процедуру ст. Ни 89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст. 53. Статья II предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст. 89 -- при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. разрешила проблему соотношения внутреннего законодательства и международно-правовых норм. Она также установила взаимоотношений с международным правом. В статье 55 она определила: «Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной». Есть, однако, основания утверждать, что этот примат вообще не распространяется на конституционные нормы. Так, согласно ст. 54 в случае установления Конституционным советом по запросу Президента Республики, Премьер-министра, председателя одной из палат парламента или шестидесяти депутатов или шестидесяти сенаторов противоречия какого-либо международного обязательства основному закону, разрешение на ратификацию или одобрение такого соглашения может состояться только после пересмотра Конституции. Такой случай, правда единственный пока в истории страны, уже имел место. Запрошенный 11 марта 1992 года Президентом Республики о соответствии конституции Договора о Европейском союзе от 7 февраля 1992 года Конституционный совет в своем решении № 92 -- 308 от 5 апреля того же года объявил о противоречии основному закону следующих положений: участие «европейских граждан» (т.е. граждан других государств -- членов Европейских сообществ) в муниципальных выборах, начиная с 1995 года; определение политики в выдаче виз, начиная с 1996 года, по решению Совета министров Сообществ квалифицированным большинством; введение единой денежной единицы вместо французского франка (замена денег должна быть проведена между 1 января 1977 года и 1 января 1999 года). В результате ратификация Маастрихских соглашений могла быть проведена только после изменения конституции. Как следствие этого решения правительство внесло в парламент проект пересмотра, который и был одобрен Конституционным законом от 25 июня 1992 года.

Конституция 1958 г. по способу изменения является «особо жесткой», поскольку для пересмотра требуется проведение двух этапов -- принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами парламента в идентичной редакции. При этой процедуре палаты -- Национальное собрание и Сенат -- находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе -- на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента, Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно. Парадоксальным, однако, является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой принятия поправок, в то время как, по смыслу абз. 2 и 3 ст. 89 Конституции, нормой должен быть референдум. Большинство принятых поправок к Конституции было одобрено в Конгрессе.

В Конституцию 1958 г. неоднократно вносились поправки. Они указаны в прилагаемом тексте. Все они были приняты по инициативе Правительства. Некоторые из поправок внесли глубокие изменения в отношения между органами государственной власти и в основы политической системы. Предметом этих поправок были: изменение порядка избрания Президента республики путем всеобщих выборов (закон от 6 ноября 1962 г.), расширение права запроса Конституционного совета (закон от 29 октября 1974 г.), включение в Конституцию норм Маастрихского договора (закон от 25 июня 1992 г.). Предмет других поправок носил скорее технический характе р: предоставление возможности африканским государствам -- бывшим французским колониям -- оставаться членами Сообщества (закон от 4 июня 1960 г.); совмещение парламентских каникул со школьными и в связи с этим изменение сроков проведения сессий парламента (закон от 30 декабря 1963 г.); регулирование процедуры избрания Президента республики в связи со смертью кандидатов во время избирательной кампании (закон от 18 июня 1976 г.) и др.

В то же время не удалась реформа Конституции в апреле 1969 г., направленная на упразднение Сената и учреждение регионов (на референдуме был отвергнут проект Ш. де Голля); в сентябре 1973 г. Президентом республики был предложен пятилетний срок пребывания главы государства в должности вместо семилетнего (проект реформы ст. 6 был одобрен палатами парламента, но не передан на ратификацию); в сентябре 1974 г. Президентом страны был предложен проект пересмотра ст. 23 Основного закона, согласно которому бывшие министры после ухода в отставку могли бы возвращаться на свои места в парламенте. И этот проект был принят палатами парламента, но не был передан на ратификацию в Конгресс. В июле 1984 г. опять-таки главой государства была предложена новая редакция ст. II Конституции о возможностях проведения референдума в отношении гарантий прав и свобод и о публичных свободах. Проект был отклонен Сенатом 8 августа 1984 г., одобрен Национальным собранием 23 августа 1984 г. и снова отклонен Сенатом 5 сентября того же года. В марте 1990 г. Президент республики предложил изменить ст. 61--63 Конституции, с тем, чтобы позволить обращаться в Конституционный совет в отношении рассматриваемых в судах дел, связанных с осуществлением основных прав и свобод. Проект был принят Национальным собранием 21 апреля 1990 г. 306 голосами против 246, но изменен Сенатом 14 июня того же года 228 голосами против 17и73 воздержавшихся; после этого голосования Правительство отказалось реализовать этот проект.

На практике процедура пересмотра основного закона до сих пор всегда начиналась по инициативе Правительства. Это не означает, что парламентарии не предпринимают никаких усилий для того, чтобы изменить Конституцию. С начала действия этого акта по 31 декабря 1995 г. было внесено 290 предложений о его пересмотре со стороны членов парламента, в каждом из которых предлагалось изменить от одной до семнадцати статей. С наиболее кардинальной реформой выступал депутат от фракции Демократического центра Кост-Флоре 2 ноября 1962 г. (предложил изменить 17 статей и ввести президентскую форму правления).

В настоящее время все нормы Конституции 1958 г. действуют. Нельзя, однако, не упомянуть, что на протяжении нескольких десятилетий некоторые статьи Основного закона оставались в тексте, но фактически были лишь «мертвыми деревьями» во французской «конституционной аллее». Например, таковыми являлись положения раздела XIII о Сообществе. Лишь конституционный пересмотр 4 августа 1995 года в определенной мере «подчистил» текст Основного закона, убрав названный раздел и раздел о Переходных положениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось выше, в правовом государстве права и обязанности субъектов, подчиняющихся праву, определяются конституцией и законом. Классическим примером такого правового государства можно считать Францию.

На протяжении последних трех - четырех веков Франция была, - и поныне остается одной из ведущих держав Европы и мира. Франция является постоянным членом Совета Безопасности ООН, член - учредитель Североатлантического пакта в 1949 г. и «общего рынка» в 1957 г., участник почти всех международных организаций. Место Франции в мире определяется не только ее экономическими, военными и политическими возможностями, но и многими другими факторами, в том числе историческими традициями.

Влияние Франции на западноевропейскую историю и культуру трудно переоценить. Слова известного русского историка Н. Я. Данилевского, что «можно знать превосходно историю Англии, Италии, Германии и все-таки не знать истории Европы; Будучи же знаком с историей Франции, знаешь в сущности и всю историю Европы» [Данилевский Н. Я. Россия и Европа. 2005. - Стр. 201]. Богатейшая история Франции дает все основание для такого утверждения, не утратившего своей справедливости и в наше время.

Не менее богата и конституционная история Франции. Невозможно, пожалуй, найти другую страну со столь интенсивным и плодовитым творчеством. Новая и Новейшая история Франции принесла ей 16 конституций, около 20 полуконституционных режимов и режимов де-факто. В этом контексте определение Франции как «лаборатории конституций», а французов как «великих потребителей конституций» [ Конституции государств Европы. - М., 2001.- Т. 3. - Стр. 404].

Конституционный опыт страны оказывал и оказывает существенное влияние на конституционное развитие многих стран мира. Знаменитая французская Декларация прав и свобод гражданина 1789 года не только положила начало конституционной истории Франции, но и во многом определила развитие и современное состояние института прав человека в мире.

В настоящее время во Франции действует Конституция 1958 года, принятая на референдуме 28 сентября и положившая начало Пятой Республике. Это семнадцатая конституция в истории Франции. Прямым поводом для ее принятия послужил целенаправленный мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Несмотря на то, что конституция была довольно плохо принята специалистами конституционного права и рассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств, Конституция 1958 года уже более сорока лет остается основным законом страны и после основного закона Третьей Республики имеет самый длительный срок существования.

Необходимо отметить, что первоначальное отношение к конституции как к юридическому акту, закрепляющему организацию политической власти во Франции, трансформировалось в более значительное и широкое восприятие этого документа. Теория профессора М. Ориу о существовании в обществе двух конституций - политической и социальной, доминировавшая во Франции в период между двумя мировыми войнами, сменилась идеями, интегрирующими в конституции политическое и социальное начала. Идея противопоставления политической конституции и конституции социальной - как свобода прав и свобод граждан - лишала Декларацию прав и свобод гражданина 1789 года качества юридического документа, превращая его тем самым в простой перечень политических, идеологических принципов.

В этом контексте ныне действующая конституция 1958 года во Франции, следуя терминологии М. Ориу, - скорее политическая конституция. Обретением же качества социальной она обязана деятельности Конституционного Совета, своими решениями включившего в число конституционных источников права Декларацию прав и свобод гражданина 1789 г. и положения преамбулы Конституции 1946 г., фиксирующей значительное число прав и свобод граждан.

Действительно, ознакомившись с Конституцией Пятой Республики, мы видим, что она не содержит специального раздела, посвященного правовому положению личности. Формально ее авторы объяснили это тем, что «составление Декларации прав Правительством не соответствует французской политической и юридической традиции», тем не менее, подчеркивалось, что «подтверждение великих принципов необходимо».

Эта точка зрения нашла отражение в Преамбуле Конституции 1958 г.: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека… как они будут определены Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., подтвержденной и дополненной Преамбулой Конституции 1946 г.». В самом же тексте конституции зафиксированы только равенство перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, уважение всех верований (Ст. 1); свобода образования политических партий (Ст. 4) и свобода личности (Ст. 66). Девизом Французской Республики - «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является: «правление народа, по воле народа и для народа» Конституция буржуазных государств. - М., 1982. - С. 88 -112.. Таким образом, большинство прав и свобод оказались за пределами собственно конституционного текста.

Мы уже упомянули о том, что исторически раньше появилась группа прав на независимость от власти, или, гражданские свободы и права. Во Франции такими правами и свободами, действующими в настоящее время и зафиксированными в Декларации прав и свобод гражданина 1789 г., являются: свобода и равенство всех граждан перед законом (Ст. 1); право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению (Ст. 2); презумпция невиновности (Ст. 9);свобода слова и свобода мысли (Ст. 11); право на неприкосновенность частной собственности (Ст. 17).

Вторая группа общественных прав субъекта - это права на участие во власти, или, иначе говоря, политические свободы и права. Статья 4 Конституции 1958 года провозглашает свободное создание политических партий и осуществление их деятельности. Статья 3 этого же документа провозглашает всеобщее, равное и тайное голосование, принять участие в котором могут все совершеннолетние граждане Франции обоего пола. Необходимо отметить, что эмансипация во Франции в настоящее время победила окончательно (право голоса на выборах женщины получили только после войны, а до семидесятых годов прошлого столетия женщина без письменного согласия мужа не могла открыть счет в банке). По этому случаю можно привести интересный пример, который является предметом шуток злоязычных французов. Один профессор в престижном французском вузе ЭНА (Национальная школа администрации) срезал на экзамене студентов вопросом: «Чем противоречит веспасьенн нашей конституции?» (имелись в виду знаменитые уличные туалеты, открывающие на всеобщее обозрение подергивающиеся мужские брюки, - туалеты были названы по имени римского императора Веспасиана, введшего налог на отхожие общественные места, мотивировав это тем, что деньги не пахнут). Студенты неизбежно проваливались, а довольный профессор говорил: «Уборные-то лишь для мужчин, а это противоречит равенству полов, закрепленному нашей конституцией» [Григорьев А. Французский шестиугольник // Эхо планеты. - 1997. - №19-20. - Стр. 39]. Кроме этого к политическим правам и свободам мы отнесем и право французских граждан принимать участие в создании закона и право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления, что отражено в статьях 6 и 15 Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Конституция 1946 года добавила к правам и свободам, записанным в Декларации 1789, «как особо необходимые», следующие экономические, социальные и культурные права: равенство прав мужчины и женщины, право на труд и право на отдых и досуг, право на охрану здоровья и на социальное обеспечение, право на образование, право на приобретение профессии и культуры (подчеркивается, что долг государства - обеспечить бесплатное общественное и светское образование всех ступеней), право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную деятельность, право на забастовку «в рамках законов, которые его регламентируют». Все перечисленные нами права и свободы зафиксированы в Преамбуле Конституции 1946 года и действуют в настоящее время.

Заслуга Конституционного Совета состоит в том, что своими решениями он включил в Конституционное право права и свободы, зафиксированные в Декларации 1789 года и Преамбуле Конституции 1946 года. Таким образом, можно утверждать что собственно конституция 1958 года - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства.

Конституция Пятой Республики установила: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (Ст. 1). Термин «светская республика» означает, что государство признает все вероисповедания и провозглашает свободу совести. Впервые этот принцип был закреплен во Франции законом от 9декабря 1905 года. В то же время нельзя утверждать, что государство сохраняет нейтралитет по отношению к религии. Например, в исторических провинциях - Эльзасе и Лотарингии церковь имеет конкордатный режим.

Можно утверждать, что особенностью действующей конституции Франции является ее структура и порядок провозглашаемых прав и свобод. Хотя их список не содержит ряда новейших прав и свобод (право на получение информации, на защиту культурного и исторического наследия, свободный доступ к культурным ценностям, право не защиту окружающей среды), нашедших место в последних по времени принятия конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и Преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк. Например, продолжает действовать во Франции даже такое экзотическое для нашего времени право, как право на сопротивление угнетению. Оно было характерно для «золотого» времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после уничтожения феодальных порядков.

Необходимо отметить, что конец девяностых годов прошлого столетия был отмечен во Франции несколькими конституционными реформами. Конституция, к примеру, закрепила равные права мужчин и женщин на доступ к выборным должностям; Франция признала также юрисдикцию международного уголовного суда и др.

Таким образом, к началу ХХI века Франция пришла со стабильной Конституцией. Несмотря на 14 конституционных ревизий, повлекших за собой изменения в 36 статьях, Пятая республика сохранила свои принципиальные конституционные положения, содержащие основные права и свободы граждан Франции, что является основной концепцией правового государства.

Список литературы

1. Арзаканян М.Ц. Генераль де Голль на пути к власти. - М.: Дрофа, 2001.

2. Борисов Ю. В. Новейшая история Франции. 1917--1964. - М., 1996.

3. Григорьев А. Французский шестиугольник. Эхо планеты. - 1997. - №19-20.

4. Демишель А. Институты и власть во Франции. - М., 1977.

5. Конституции государств Европы. - М., 2001.- Т. 3.

6. Конституции зарубежных государств. Под ред. В. В. Маклакова. - М., 2000.

7. Конституция законодательные акты Французской республики. - М., 1958.

8. Молочанов Н.Н. Четвёртая республика. - М., 2003.

9. Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики. - М., 1991.

10. Очерки рабочего движения во Франции (1917-- 1967)Отв. ред. В. В. Любимова. - М., 1968.

11. Рубинский Ю. И. Рабочая Франция в борьбе. - М.,1991.

12. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975 - М.: Высш. Школа, 1979.

13. Франция.Под. ред. Дилигенского Г.Г. - М., 2002.

14. Франция.Под. Ред. Рубинского Ю.И. - М. 2003.

15. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья-Пятая республики. - М., 1987.

16. Под. Ред.А.М.Родригеса и М.В.Паномарева. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век,М.,2001


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.