РУБРИКИ

Политика умиротворения Германии

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Политика умиротворения Германии

Политика умиротворения Германии

План

Введение

Глава 1. Международные отношения в 1920-1930-е гг.

1.1 Роль Лиги Наций в международных отношениях. Позиция Великобритании

1.2 Особенности политического развития Германии в 1930-е гг. Рост реваншизма. Отношение к политике умиротворения

1.3 Н.Чемберлен - проводник британской политики умиротворения

Глава 2. Политика умиротворения и разрастание германской агрессии в Европе

2.1 . Характер политики умиротворения в середине 1930-х гг. Оккупация Рейнской зоны

2.2 Англо-французские противоречия и их влияние на "политику умиротворения". Аншлюс Австрии

2.3 Мюнхенский сговор. Путь к развитию второй мировой войны

Заключение

Примечания

Введение

ХХ век был периодом наиболее острых конфликтов, сопровождавшихся высокой стратегической и военной подготовкой. Но по вопросам большинства из них нет четкого представления и по сей день. Среди историков не утихают споры по вопросу самого крупного конфликта века - второй мировой войны и ее причинах, а именно об универсальной трактовке так называемой "политики умиротворения Германии", проводимой в 1930-е гг. британским правительством во главе с Невиллом Чемберленом.

Содержание и курс внешней политики и дипломатии Великобритании, от которой во многом зависело соотношение сил на Европейском континенте, является одной из наиболее актуальных проблем, связанных с изучением предыстории второй мировой войны. Внешнеполитическая линия Великобритании на "умиротворение" Германии, идея "равновесия сил" в Европе во второй половине 1920-х гг., столкнулась после прихода к власти в Германии нацистов с серьезным вызовом. Британское правительство, возглавляемое консервативной партией, далеко не сразу осознало необходимость сплочения сил Запада перед лицом нараставшей гитлеровской агрессии. Все более актуальной становилась проблема реставрации англо-французской "Антанты". Целый ряд факторов привел к тому, что боеспособного союза миролюбивых государств, заинтересованных в сохранении статус-кво на Европейском континенте, не удалось создать практически до самого начала второй мировой войны. Изучение этого комплекса вопросов как в российской, так и в зарубежной исторической литературе является крайне противоречивым.

Внешняя политика Великобритании в период между двумя мировыми войнами имела большое значение для общеевропейской международной ситуации и международных отношений в целом. В то время как Советская Россия и Соединенные Штаты не имели никакого влияния на ход событий в мире, именно на Великобританию и Францию легла задача сохранения мира.

Известная отчужденность в международных отношениях, ставшей традиционной политикой Великобритании, способствовало формировании "политики невмешательства" в 1930-е гг. Последствиями этого политического курса стали гражданская война в Испании против фашистов, захват Эфиопии Италией, демилитаризация Рейнской зоны, аншлюс Австрии - события, на которые британское правительство закрывало глаза, надеясь на то, что Германия и Италия, получив достаточное количество территорий, будут содействовать в стабилизации международной обстановки и сохранении мира.

Целью данной работы является исследование формирования политики "умиротворения" Германии, ее этапов, содержание, цели, а также формы и методы ее дипломатического обеспечения.

Для достижения этой цели в своей работе поставлены следующие задачи:

1. Показать истоки формирования политики умиротворения.

2. Рассмотреть те движущие силы, которые способствовали ее реализации.

3. Проанализировать роль Н. Чемберлена как проводника британской политики "умиротворения".

4. Исследовать характер политики "умиротворения" в начале 1930-х гг. и, в частности, ход оккупации Рейнской зоны.

5. Изучить влияние англо-французских противоречий на политику "умиротворения", результатом который явился аншлюс Австрии.

6. Рассмотреть завершающий этап политики "умиротворения", приведший к развязыванию второй мировой войны - Мюнхенский сговор.

В свете эволюции идеологии международных отношений современные публикации источников и документальных материалов во многом по-новому позволяют осветить внешнюю политику и дипломатию Великобритании накануне второй мировой войны.

Библиография работы представлена источниками и литературой самых различных годов издания. Наиболее ранняя публикация принадлежит В.М. Джордану, который в своей работе "Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-1939 гг." уделяет внимание англо-французским противоречиям по вопросам Германии. Монография охватывает значительный период между двумя войнами, от Версальского договора 1919 г. вплоть до Мюнхенского соглашения 1938 г. По мнению автора, ремилитаризация Рейнской зоны у крушение Локарнской системы, ставшие "самым решающим инцидентом за все годы, произошедшие между двумя воинами", в итоге привели к европейскому конфликту.

Большой интерес представляет работа английского историка А.Дж.П.Тэйлора "Вторая мировая война" 1975 г. Он выпустил довольно революционную книгу для своего времени, говоря в ней о малоизвестных и неосвященных фактах истории. Тэйлор доказывал, что действия Гитлера накануне войны были обусловлены политикой Великобритании и Франции, а не стремлением к мировому господству.

Особое внимание в данной работе уделяется монографиям С.В.Демидова: "Англо-французские отношения накануне второй мировой войны (1936-1939 гг.)", и "Европейская политика и дипломатия Великобритании в 1933-1939 гг.)". В данных работах представлен обзор европейской политики Великобритании и Франции в 1933-1939 гг., их противоречия по проблеме сохранения европейского мира. В "Европейской политике и дипломатии Великобритании" Демидов предлагает собственную концепцию формирования внешней политики Великобритании, "значительное внимание уделено анализу развития геополитических и исторически обусловленных традиций британской внешнеполитической доктрины, политического и дипломатического взаимодействия и сотрудничества Великобритании с основными европейскими великими державами, от позитивной реализации которого во многом зависело предотвращение гитлеровской агрессии и второй мировой войны". В работе дана характеристика некоторым английским политикам и дипломатам того периода, в том числе Н. Чемберлену.

Личность Н.Чемберлена также освящена его современником, И.М.Майским, в автобиографии "Воспоминания советского дипломата". Майский рассказывает о целях, который ставил перед собой британский премьер-министр, об отношении к нему других английских политиков, как, например, Л. Джорджа, У.Черчилля. Книга дает возможность узнать о реакции английского и европейского общества на действия Чемберлена.

В работе затронуты мемуары одних из главнейших политических фигур того времени - Эдуарда Эррио и Уинстона Черчилля. Побывав в самом центре крупных политических событий своей родины, Э.Эррио был хорошо осведомлен обо всех сложных перипетиях политической борьбы, о ее тайных скрытых пружинах и закулисных маневрах 20-30 гг. прошлого века. Работа У. Черчилля в 6 томах представляет собой воспоминания о важнейших событиях с 1919 по 1945 года, где автор приводит малоизвестные исторические факты, характеристики видных государственных и военных деятелей, документы предвоенного и военного времени.

Современный взгляд британских историков на историю второй мировой войны отразилась в труде Б. Лиддела Гарта "Вторая мировая война". Изданная в 1971 г., работа стала официальной британской версией истории Второй Мировой войны. Главный интерес представляет глава о периоде накануне войны, где дается итоговая оценка британской политики "умиротворения" Германии.

Публикации последних тридцати лет (З.С. Белоусова, А.Г.Иванов, К.А. Малафеев) дают возможность проанализировать отдельные аспекты британской и французской внешней политики накануне второй мировой войны.

Кроме того, библиография содержит ряд публикаций с историческими документами и материалами с 1937 по 1939 гг. Издание 1981 г. включает в себя как советские, так и иностранные документы. В данной книги представлены тексты телеграмм и писем, записи разговоров германской строны и представителей европейских стран. Особый интерес вызывает запись беседы А. Гитлера с Н. Чемберленом 15 сентября 1938 г, где премьер-министр говорит о том, что "он с момента вступления на пост английского премьер-министра постоянно работал на пользу германо-английского сближения и искал возможности для осуществления своих намерений".

Глава 1. Международные отношения в 1920-1930-е гг.

1.1 Роль Лиги Наций в международных отношениях. Позиция Великобритании

Первая мировая война 1914-1918 гг. стала рубежом в формировании английской внешней политики, определившим ее развитие на последующее 20-летие. Эта рубежность заключается прежде всего в том, что Англия стремилась удержать плоды победы в "Великой войне" и сохранить международный мир. Цена, заплаченная за победу, оказалась чрезвычайно велика, и это явилось отправным моментом в формировании внешнеполитического курса страны.

Англия и ее основной союзник Франция вышли из четырехлетнего военного противоборства экономически ослабленными, с расстроенными финансами, с непомерной внешней задолженностью, прежде всего США. Тяжелыми оказались людские потери, имевшие особенное значение для Франции, где прирост населения и без того был очень мал и сильно отставал от прироста населения Германии, что стало дополнительным катализатором пацифистских настроений во Франции.

Опыт первой мировой войны убедил англичан в необходимости тесного сотрудничества с Францией. Англо-французская Антанта эпохи войны виделась основным рычагом и условием завоеванной победы. Рожденный в острой политической борьбе, развернувшейся на Парижской мирной конференции (1919-1920), Версальский мирный договор, как и вся Версальская договорная система, опирался на взаимную заинтересованность Англии и Франции в сохранении и упрочении экономических и территориально-политических итогов войны, как непременного сохранения европейского мира. Однако, при наличии общей заинтересованности, английский и французский под ходы к сохранению мира в Европе имели существенные различия. Для английских правящих кругов, как для консерваторов, так и для либералов, Европа представлялась, прежде всего, тылом Британской мировой колониальной империи; для французов же сохранение мира на континенте было жизненно необходимым залогом сохранения государственной и национальной безопасности. Этим несовпадением государственных интересов Великобритании и Франции объясняется их различная линия на Парижской мирной конференции. Поочередно они прибегали к поддержке президента США В. Вильсона, привлекая его на свою сторону и, в свою очередь, поддерживая его весьма идеалистические принципы построения новой международной организации - Лиги наций.

Позиции Великобритании как крупнейшей колониальной империи мира не были более такими же незыблемыми, как раньше, в силу ее финансовых затрат на войну и из-за все более возраставших сепаратистских тенденций в ее доминионах и растущего национально-освободительного движения в колониях. Это приходилось учитывать английским правящим кругам при определении внешнеполитического курса страны.

Перед Англией, стремящейся удержать свои позиции, вставала задача сохранения баланса сил в Европе в новой геополитической послевоенной ситуации. Так называемая "политика равновесия сил" - традиционная европейская политика английских правящих кругов. Эта политика требовала сдерживания все усиливающейся гегемонии Франции на континенте и поддержку - в качестве противовеса ей - Германии. Кроме того, Англия преследовала целью скорейшее возрождение германской экономики и германского рынка как основы своей европейской торговли. Поэтому при всем стремлении к сохранению европейского мира Англия противилась чрезмерному ослаблению Германии, стремясь видеть ее такой же сильной, как и Франция.

Немаловажной составляющей английской внешнеполитической линии была боязнь распространения "большевистской угрозы". Премьер- министр Великобритании в 1916-1922 гг. Д. Ллойд Джордж считал, что при выполнении в полной мере требований французов в отношение Германии ее большевизация неизбежна, и Европа вступит в новую, более глубокую фазу социальных потрясений. Этот английский подход составлял саму суть развивавшихся в 1920-1930-х гг. англо-французских противоречий и даже противостояния. Он привел к распаду Антанты, к росту взаимного недоверия и подозрительности. Позиции Англии, ее глубинные основы, толкали Францию на самостоятельные поиски путей упрочения европейского мира на базе Версальской договорной системы. Для Англии политика тыловых союзов, в строительстве которых французская дипломатия значительно преуспела во второй половине 1920-х гг., была приемлема лишь как создание "санитарного кордона" против СССР.

Для нормализации отношений с Францией и для урегулирования франко-германских противоречий английские правящие круги охотно использовали пацифистскую идеологию, которая преобладала после первой мировой войны в странах Западной Европы. Пацифистская идеология оформилась в деятельности ведущих французских политиков и дипломатов, таких как Э. Эррио, А. Бриан, Ж. Поль-Бонкур, "как некая концепция международной жизни, базирующаяся на понятии солидарности и уважении договоров, на известного рода "международной морали", ...а также на отвращении к войне... и стремлении защищать дело Версаля, не Версаля-диктата, опирающегося лишь на силу, а Версаля-создателя Новой Европы, покоившейся на праве, на Лиге наций, коллективной безопасности и взаимной помощи", причем последние понимались как реализация Устава Лиги наций, предусматривавший коллективную защиту государств - членов от "агрессии извне" путем применения экономических, политических и военных санкций против агрессора.

Следующим важным событием в развитии международных отношений 1920-х гг. было заключение ряда международных договоренностей по вопросу согласования политики ведущих западноевропейских государств - Локарнские соглашения. В подписании приняли участие представители Франции, Англии, Бельгии, Италии, Чехословакии, Польши и Германии. Одну из ведущих ролей при подготовке и в ходе работы Локарнской конференции сыграл Остин Чемберлен, брат будущего премьер-министра Великобритании Н. Чемберлена, после которой он был удостоен Нобелевской премии мира.

Решения, принятые на Локарнской конференции, и последующее вступление Германии в Лигу Наций в достаточной мере способствовали стабилизации политической ситуации в Европе, сгладив англо-французские противоречия. Хотя Великобритания и не взяла на себя дополнительных обязательств, кроме обусловленных пактом и уставом Лиги наций, практически англичане вовлекались в защиту версальского статус-кво на континенте, что и становилось основой англо-французского сотрудничества в последующие годы: Англия и Франция сделали первый шаг по пути к возрождению Антанты 1904 г.

Локарнский договорный комплекс 1925 г. был заключен в условиях, когда Германия уже предприняла определенные усилия по возрождению былой мощи, но еще оставалась достаточно слабой, чтобы осуществить агрессию против Франции. С точки зрения основного принципа английской политики в Европе этот договор способствовал уравновешению баланса сил на континенте при посредничестве Великобритании. Тогда же выявился и основной подход англичан к взаимоотношениям с Германией, остававшийся доминирующим почти до самого начала второй мировой войны. Английская внешняя политика была ориентирована на определенные уступки Германии. Сам термин "умиротворение" возник именно в этот период, будучи впервые применен одним из ведущих британских политиков лордом А.Дж. Бальфуром в связи с интерпретацией локарнских соглашений. Однако, следует отметить, что "умиротворение" времен Локарно не было тождественно "умиротворению", практиковавшемуся С. Болдуином и Н. Чемберленом в 1935-1938 гг., оно имело существенные качественные отличия. В 1920-е гг. уступки Германии преследовали цель подвести международно-правовые нормы под Версальскую послевоенную систему, видевшуюся многим, и не только в самой Германии, "диктатом". Британским политикам представлялось крайне важным преодолеть пропасть между западными демократиями и побежденной Германией, необходимо было, в силу важности германской экономики, интегрировать ее в послевоенную Европу. К тому же в проведении политики "умиротворения" Веймарской Германии, признававшей основные постулаты Версальского договорного комплекса, у Англии и Франции имелся довольно значительный резерв - предоставление ей послаблений, постепенного снятия версальских ограничений. Тогда подобная политика не представляла опасности для победителей, бытовало мнение, что Германии потребуется минимум 50 лет для проведения программы перевооружения. Социальная направленность политики уступок Германии заключалась в стремлении удержать ее в рамках капиталистической системы, превратить ее в заслон на пути большевизации Европы.

Основой английской локарнской политики становилась Лига наций, на авторитете и механизме функционирования которой покоились локарнские гарантии. Подходы к деятельности Лиги наций у Англии и Франции были столь различны, что можно говорить о "своего рода англо-французской дуэли" в Лиге наций. Английская дипломатия всячески противилась дать французским планам реальную власть в Лиге наций в виде организации международных вооруженных сил, так как это неизбежно усилило бы позиции Франции, которая обладала сильнейшей сухопутной армией на европейском континенте.

Можно считать также, что Локарно знаменовало собой занятие Великобританией более консервативной позиции по отношению к проблеме территориальных изменений в Европе. "Я уверен, -- заявил сэр Остин Чемберлен вскоре после подписания западпо-локарнского договора, -- что, каковы бы ни были намерения; какова бы ни была цель тех, кто теперь поднимает вопросы о границах и порождает в умах наций беспокойство, они не служит интересам мира или возрождению благосостояния в Европе" *. Отныне тенденция английской политики заключалась в том, чтобы протестовать против всякого поднятия вопроса о пересмотре грани

Тем не менее, английское правительство сочло возможным присоединиться к так называемому пакту Бриана-Келлога, названного так по имени главных его инициаторов - французского премьер-министра и госсекретаря США и заключенного в 1928 г. К этому международному договору "Об отказе от войны как средства международной политики" примкнули, помимо Франции и США, не только Великобритания, но и большинство стран Европы, включая Германию и Советский Союз. Стремясь подвести под пакт Бриана-Келлога реальную и материальную основу, осенью 1928 г. на очередной Ассамблее Лиги наций А. Бриан предложил свой план Пан-Европы, план создания широкой европейской конфедерации государств на основе заключения серии двусторонних и многосторонних договоров, связанных с Пактом Лиги наций. Эти французские инициативы оказались неосуществимыми, будучи выдвинуты в крайне неблагоприятный период: с октября 1929 г. все крупнейшие страны мира оказались охвачены сильнейшим экономическим кризисом, который в 1930 г. докатился до Англии.

Основным содержанием английской внешней политики в Европе начала 1930-х гг, во время мирового экономического кризиса, стала тенденция к умиротворению Германии, германского реваншизма. И "национальное" правительство Д.Р. Макдональда, и консервативное правительство С. Болдуина, поочередно сменявшие друг друга, видели в этом единственный способ сохранить мир или хотя бы отодвинуть войну. При этом английской дипломатии не приходилось встречать такого сильного, как прежде, сопротивления со стороны Франции. К побудительным мотивам этой внешнеполитической линии добавилось значительное ослабление экономического и финансового положения Англии и Франции.

Большие надежды были возлагожены на Всемирную конференцию по разоружению, которая начала свою работу 2 февраля 1932 г. и продолжала ее до 1934 г. Конференция основывалась на статье 8 Устава Лиги наций, которая устанавливала, что Совет Лиги вправе составлять планы уменьшения национального вооружения до уровня необходимого в целях национальной безопасности и одобренного общим актом международных обязательств. Следуя за Локарнским договором, еще раз подтвердившим этот принцип, Совет образовал подготовительную комиссию для конференции по разоружению. В 1930 г. черновой вариант договора был разработан. Он оставлял вооружения Германии на уровне, установленном мирным договором. Это было отвергнуто Германией, которая требовала равенства в вооружениях. 24 января 1931г. Совет Лиги наций объявил о созыве Конференции для пересмотра и ограничения количества вооружений. Ею руководил английский дипломат А. Гендерсон и на нее собрались представители 50 государств. Сессии конференции были расколоты глубокими и основательными противоречиями. Англичане выступали за качественное ограничение и сокращение вооружений по категориям, а не по количеству, с учетом наступательных и оборонительных вооружений, особенно настаивая на ограничении бомбардировочной авиации. Это сделало невозможным достижение согласия по определениям типов вооружений или созданию контролирующей организации, на чем особенно настаивали французские представители, озабоченные выявившейся слабостью и падением престижа Лиги наций. Германия продолжала настаивать на военном паритете и ее равенство было признано Декларацией великих держав от И декабря 1932 г. 16 марта 1933 г. английский премьер-министр Д.Р. Макдональд представил черновое соглашение из 96 статей, обеспечивавшее значительное разоружение и поддержку конвенции части V Версальского договора. 14 октября 1933 г. А. Гитлер отозвал германских представителей с конференции. Это доказало невозможность примирить требования Германии о равенстве в вооружениях с желаниям Франции обеспечить свою безопасность. Великобритания склонна была признать требования Германии справедливыми, к тому же резервировала за собой право сохранить несколько эскадрилий бомбардировщиков для выслеживания мятежников на границах империи. Крах Всемирной конференции по разоружению сделал возможным новый виток гонки вооружений и обострение международной ситуации.

Английская внешнеполитическая линия на "умиротворение" Германии встречала все большее понимание Франции. В основе французского курса на "умиротворение" лежало осознание лидерами Третьей республики очень тревожного для Франции факта - ослабление тыловых союзов. Новое правительство, возглавляемое Э. Эррио, в 1932 г. выразило готовность "обсудить любой проект и взять на себя любую инициативу, которые могли бы привести к большей устойчивости в мире". Ясно осознавая стремление Германии к отмене версальских военных ограничений, Э. Эррио считал важным связать ее системой соглашений с участием важнейших европейских держав, стремясь решить проблему не военной силой, а с точки зрения международного права.

Исходя из подобной концепции, Э. Эррио в декабре 1932 г. принял англо-американское предложение о подписании пакта "Пяти держав", касавшегося ограничения вооружений Германии, Англии, Франции, Италии и США. Однако, германское участие в соглашении пяти держав не состоялось. Гитлеровский переворот в Германии резко изменил ситуацию в Европе: Германия покинула работавшую с февраля 1932 г. конференцию по разоружению и вышла из Лиги Наций. Сущность германского нацизма не была сразу оценена английскими и французскими правящими кругами, рассматривавшими нацистский режим как одну из разновидностей буржуазного правительства, к тому же как временное явление. Прозрение пришло лишь к 1938 г.; для этого потребовались "ночь длинных ножей", "хрустальная ночь" и другие эксцессы гитлеровской диктатуры. В середине же 1930-х гг. английские лидеры не оставляли идею равновесия сил, которую рассчитывали осуществить с подписанием "пакта четырех держав", инициатором которого выступило национальное правительство Р. Макдональда и проект которого был поддержан фашистским диктатором Италии Б. Муссолини.

Немаловажным моментом в стабилизации европейской международной ситуации английское и французское руководства считали улучшение отношений с фашистской Италией, что препятствовало бы созданию их союза с Германией. На конференции представителей Англии, Франции и Италии в Отрезе в апреле 1935 г. англичане, по свидетельству тогдашнего министра иностранных дел Дж. Саймона, преследовали цель укрепления англо-франко-итальянской солидарности, оставляя при этом дверь дня возвращения Германии в Лигу Наций. Проводя политику умиротворения Италии за счет интересов Эфиопии, англичане и французы добились от итальянцев осуждения Германии, нарушившей в одностороннем порядке военные ограничительные статьи Версальского договора. В связи с возникновением в результате активизации Италии в Восточной Африке на первый план вновь выступала проблема Лиги Наций, ведь Эфиопия также была членом этой международной организации. Поэтому, явившись первым испытанием на пути англо-французского сближения, Абиссинский кризис способствовал выдвижению на первый план в Англии тех политических деятелей, которые рассчитывали найти компромиссное решение этого кризиса и провести его через Лигу Наций, тем самым сохранив и укрепив ее международный авторитет. 1935-1936 гг. стали рубежом развития как внутреннего, так и внешнеполитического курса правящих группировок Англии. Именно в эти годы для англичан стало очевидным то коренное изменение соотношения сил в Европе, которое последовало за нацистским переворотом в Германии. Англичане все яснее начали осознавать, что нарастающая военная мощь нацистов несет серьезную угрозу как имперским, так и национальным интересам Великобритании. В эти годы для англичан стало ясно, что равновесие сил в Европе, державшееся на Локарнском договорном комплексе и его гарантийной системе, практически разрушено немецким нацизмом. Это имело важное значение для формирования внешнеполитического курса Великобритании.

Анализируя формирование британской политики, как в отношении Германии, так и в отношении других европейских стран можно выделить три важнейших факторами, определивших оборонную политику страны:

1. Защита Британской империи. На тот момент Великобритания владела Египтом, Индией, Малайзией, Австралией, Новой Зеландией и множеством других мелких колоний. Единственным способом взаимодействия Великобритании со своими колониям был флот, который выполнял функции как связи, так и охраны территорий. Появление на востоке сильного японского флота, уступающего только британскому и американскому, заставил британское правительство как можно реже использовать свой флот в международных конфликтах, дабы не допустить ослабления военно-морской мощи Великобритании, а так же искать способы снижения мощи германского флота. Другая проблема имелась в британской армии. После первой мировой войны всеобщая воинская повинность была отменена, английская была существенно сокращена. Возможность проведения военных действий ставилась в зависимость от ситуации в колониях.

2. Уязвимость Британских островов для атак бомбардировочной авиации с континента. Создание эффективной истребительной авиации стало актуальной задачей лишь с 1937 г., до этого времени в военном планировании господствовала доктрина "сдерживания". Считалось, что необходимо иметь бомбардировочный флот, способный нанести неотвратимый и равный по силе ответный удар по противнику. Германия стала рассматриваться реальным и опасным противником лишь с 1935 г., когда А. Гитлер заявил, что ВВС Германии по силе равен ВВС Великобритании. Возможности немецкой авиации оценивался в 700 тонн в день. Оценка последствий возможной атаки с воздуха рисовала следующую картину: "Железнодорожное сообщение будет нарушено, снабжение продовольствием прервано. Весьма возможно, что после нескольких недель лишений, вызванных воздушными налетами, деморализованное население будет требовать заключения переговоров". В действительности самыми сильными ударами по Великобритании равнялись 500 (по Ковентри) и 1000 тонн (по Лондону).Остальные атаки сопровождались бомбардировками в 40-300 тонн.

3. Состояние финансов Великобритании. Английское правительство не желало тратить деньги на перевооружение, стремясь вначале преодолеть последствия кризиса 1929-1931 гг. Н. Чемберлен рассматривал оборонные займы для увеличения военного бюджета как "прямую дорогу к катастрофе". К тому же проблема, с которой столкнулось английское руководство в этот период, заключалось не столько в перераспределении средств из гражданского в военный сектор экономики. Более серьезной задачей оказалось достижение положительного сальдо во внешней торговле. Великобритания почти полностью зависела от ввоза сырья и продовольствия. Эти затраты покрывались за счет вывоза английских товаров. Именно поэтому страна не могла полностью переключится на производство военной техники: зарубежные активы были явно недостаточными, чтобы позволить иметь отрицательное сальдо в течение даже непродолжительного времени.

1.2 Особенности политического развития Германии в 1930-е гг. Рост реваншизма. Отношение к политике умиротворения

С приходом к власти гитлеровского фашизма в январе 1933 г. в Германии была установлена открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов, пользовавшихся широкой поддержкой некоторых представителей финансово-промышленного капитала страны. В правительство, возглавленное Адольфом Гитлером, вошли в качестве министров такие монополисты, как Гугенберг, Шверин-Крозиг, банкир Я. Шахт. В феврале 1933 г. германские промышленники передали Гитлеру 3 млн. марок для укрепления его диктатуры. Главной внешнеполитической задачей гитлеровского "третьего рейха" объявлялось завоевание "мирового господства" для германской расы, которая объявлялась "высшей расой", "расой господ". Это завоевание гитлеровский фашизм стремился начать с покорения Европы. "Нам нужна Европа и ее колонии, - говорил Гитлер. - Германия только начало". В гитлеровских планах завоевания Европы и мирового господства центральное место отводилось уничтожению советского государства и обретению "жизненного пространства" на Востоке. Вместе с тем Гитлер планировал реализацию захватнических планов не с развязывания германо-советской войны. "Советская Россия, - говорил он в одной из доверительных бесед со своими приближенными, - большой кусок. Им можно и подавиться. Не с нее я буду начинать". Гитлер решил начать борьбу за мировое господство с сокрушения Версальской системы в Европе, с изоляции и разгрома Франции, которую объявил "наследственным врагом" Германии.

С первых же дней своего существования гитлеровский фашизм развернул подготовку к агрессии, прикрыв ее антикоммунизмом. "Экономическая мощь версальских держав настолько велика, - пояснял Гитлер, - что я не могу стать по отношению к ним в оппозицию с самого начала. Мне придется сдерживать версальские державы при помощи призрака большевизма, заставляя их верить, что Германия - последний оплот против красного потопа". Это означало резкое увеличение идеологического фактора в германской дипломатической деятельности. Д. Ллойд Джордж, вспоминая об одной из своих бесед с Гитлером, говорил: "Всякий раз, как в нашей беседе Гитлер упоминал коммунизм и коммунистов, он сразу же становился невменяемым, самое лицо его внезапно преображалось: глаза вспыхивали зловещим огнем, а губы начинали судорожно сжиматься". Крича "чуть не с пеной у рта" "о коммунизме и коммунистической опасности", Гитлер пытался убедить своего собеседника, что "призван в мир осуществить специальную миссию - спасти европейскую цивилизацию и раздавить гидру коммунизма". Подобные дипломатические приемы не только отражали классовую позицию Гитлера, но и выражали его стремление воздействовать на западные державы, сплотить все реакционные силы Европы, опереться на них в борьбе за создание великогерманского рейха. Английский промышленник и дипломат Г. Вильсон говорил: "Гитлер вовсе не сумасшедший маньяк, а очень ловкий и умный калькулятор. Он знает, куда бить и когда бить".

В формировании и реализации гитлеровского внешнеполитического курса одну из ведущих ролей сыграл Иоахим фон Риббентроп. Родившийся в 1893 г. в Везеле в семье офицера кайзеровской армии, он начал свою карьеру как гусарский офицер, участвовал в первой мировой войне, после окончания которой, как отмечалось в официальных его биографических справках, посвятил себя "коммерческой деятельности". Успеху этой деятельности способствовала его женитьба в 1920 г. на Аннелиз Хенкель, дочери владельца завода по производству шампанских и коньячных вин в Германии. Видная фигура, умение хорошо одеваться, знание французского и английского языков помогли Риббентропу освоиться в кругах германской финансовой элиты. В 1925 г. ему удалось приобрести дворянство и соответственно приставку "фон" к своей фамилии путем усыновления его внучатой теткой. В 1932 г. фон Риббентроп вступил в ряды гитлеровской партии и вскоре возглавил ее внешнеполитический отдел, получивший название "бюро Риббентропа". "Я уже сейчас организую свою собственную дипломатическую службу", - заявил тогда Гитлер в беседе с одним из своих приближенных Г. Раушнингом. И фон Риббентроп стал организатором гитлеровской "дипломатической службы", методами которой, наряду с обычными респектабельными средствами дипломатии, стали шпионаж, шантаж, политический терроризм. При этом информация, добывавшаяся агентами этой "службы", интерпретировалась Риббентропом в угодном Гитлеру смысле. Как рассказывал германский банкир Я. Шахт, Риббентроп никогда не говорил "фюреру ничего, что было бы последнему неприятно, или не льстило бы ему". Целью "дипломатической" деятельности И. фон Риббентропа стал слом Версальских ограничений и подготовка гитлеровских далеко идущих агрессивных планов.

Гитлеровский фашизм стремился коренным образом перестроить дипломатический аппарат германского МИД, во главе которого был оставлен перешедший на нацистскую службу барон К. фон Нейрат. Вся деятельность германской дипломатии нацеливалась на подготовку агрессии и войны. Созданный незадолго до захвата власти в Германии, в мае 1931 г., "Отдел по работе за границей" гитлеровской партии, прикрываясь официальным дипломатическим представительством Германии в зарубежных странах, развернул создание диверсионной и террористической сети. Этим же занялось "бюро Риббентропа". Германские монополисты подключились к этой подрывной деятельности. Весной 1933 г. Крупп собрал 1 млн. марок для поддержки гитлеровской "пропаганды за границей".

Захват власти в Германии гитлеровским фашизмом вызвал волну солидарности европейского рабочего класса, коммунистов и демократов с немецким пролетариатом, демократическими силами. Вместе с тем утверждение гитлеровского режима шло путем кровавого насилия над немецким народом. Германия была покрыта сетью концлагерей, в которые бросали не только коммунистов, но также социал-демократов, демократически настроенных буржуазных деятелей, всех противников гитлеровской диктатуры. Растерянность и тревога охватили влиятельные круги интеллигенции Англии, Франции, Чехословакии, Бельгии, США и других стран. "Германия, - говорил тогда один из лидеров французских радикалов Э. Даладье, возглавивший в январе 1933 г. очередной кабинет Левого картеля, - сейчас охвачена безумием и управляется сумасшедшими, а потому Франция должна быть начеку". Американских кредиторов, вложивших в германскую экономику на основе "плана Дауэса" миллиардные суммы, тревожила возможная перспектива потери своих капиталовложений. В этой обстановке А. Гитлер стремился не допустить изоляции своего режима в капиталистической Европе, добиться признания и поддержки фашистской диктатуры ведущими капиталистическими державами, прежде всего Англией и США. Вместе с тем гитлеровский фашизм стал искать межгосударственного сближения с фашистской диктатурой Муссолини.

Сущность германского нацизма не была сразу оценена английскими правящими кругами, рассматривавшими нацистский режим как одну из разновидностей буржуазного правительства, к тому же временным явлением. Прозрение пришло лишь к 1938 г., для этого потребовались "ночь длинных ножей", "хрустальная ночь" и другие эксцессы гитлеровской диктатуры.

Весной 1933 г. был выдвинут проект "Пакта четырех" (Англия, Италия, Германия и Франция) - первый серьезных шаг по пути "умиротворения" фашистских диктаторов. Его инициатором были национальное правительство Р. Макдоналда, находящиеся у власти с августа 1931 г. и итальянский фашистский "дуче" Б. Муссолини. Его основная идея сводилась к сотредничеству четырех держав "во всех политических и неполитических вопросах, европейского и неевропейского характера или относящихся к колониальной сфере". В проекте соглашения фиксировался принцип ревизии договоров Версальской системы "в обстоятельствах, способных порождать конфликты между нациями". В случае неудачи конференции по рпзоружению за Германией признавалось равенство прав в вооружениях, которое она могла реализовать "постепенно", посредством переговоров между четырьмя державами".

В идее коллективной безопасности руководители фашистской Германии усмотрели угрозу срыва своих агрессивных замыслов. Пожалуй, впервые после захвата власти гитлеровцами судьба их планов, да и само существование режима оказались в столь сильной зависимости от того, удастся ли германской дипломатии обмануть и разобщить страны - объекты будущей агрессии. "Фюрер" требовал, чтобы дипломатия отказалась от весьма условных буржуазных представлений о чести и морали и, не теряя времени, овладела "искусством" усыпить бдительность противника, деморализовать и разбить его изнутри с помощью тайных агентов. Она должна заставить иностранных политических деятелей работать на нее или хотя бы запугать их, широко применяя подкуп, шантаж и убийства.

Главным средством фашистской Германии в борьбе против создания системы коллективной безопасности явились циничная ложь о миролюбии и изощренная стратегия саботажа, а также игра на антисоветских настроениях правящих кругов западных держав. Осуществляя свою программу подготовки войны, гитлеровское правительство лицемерно заверяло всех в своём искреннем миролюбии. В первом же воззвании нового кабинета "К германской нации" возвещалось, что новое "национальное правительство" Германии "преисполнено сознанием важности задачи содействовать сохранению и Укреплению мира, в котором человечество нуждается теперь больше, чем когда бы то ни было". В этом документе от 1 февраля 1933 г. германское фашистское правительство определяло Цели внешней политики Германии в двух крайне туманных пунктах: 1) "утверждение права на жизнь" и 2) "восстановление свободы". Оба эти пункта сводились к общему требованию "равноправия" Германии, в особенности в вопросе о вооружении. Германское правительство, гласила декларация, считает своим долгом добиваться отмены дискриминации в отношении Германии и "равноправия" как "инструмента мира". В интервью, данном корреспонденту газеты "Daily Mail" 7 февраля 1933 г., Гитлер заявлял, что "Версальский договор является несчастьем не только для Германии, но и для других народов". Он надеется, что пересмотра его будут требовать не только немцы, но и весь мир. Главное же, в чём он видит опасность, -- это коммунизм. В данном случае новому правительству приходится иметь дело не с иностранным государством, а с явлением распада, которое он оценивает как "основное препятствие для мирного развития и нового расцвета германской нации".

Большую роль в дипломатической подготовке второй мировой войны, в подрыве безопасности народов Европы имел также заключенный гитлеровцами договор о ненападении с правящей кликой буржуазно-помещичьей Польши.

К моменту установления фашистской диктатуры германо-польские отношения достигли крайней остроты. По Версальскому договору (статья 87) значительная часть польских западных земель осталась за Германией. Правительства США, Англии и Франции, не желая удовлетворить законные требования Польши о выходе к морю, создали так называемый "польский коридор", который использовался провокаторами войны как источник постоянных конфликтов между Германией и Польшей. Старинный польский город Гданьск (Данциг), контролирующий устье Вислы, был объявлен "вольным городом" под эгидой Лиги наций. Границы Польши на западе, северо-западе и севере были определены так, что Польша оказалась в стратегическом отношении в германских клещах. Восточная Пруссия -- очаг германского милитаризма и агрессии -- нависала над Польшей. Более 700 тыс. немцев, оставшихся на территории Польши, использовались германскими империалистами для всевозможных провокаций. Лига наций почти на каждом своем заседании занималась рассмотрением жалоб Германии на положение немецкого национального меньшинства в Польше.

Империалистическая Германия никогда не желала гарантировать западные границы Польши. В первых выступлениях после захвата власти главари фашистской Германии продолжали требовать отторжения польских территорий. 12 февраля 1933 г. Гитлер говорил, что вопрос о "польском коридоре" должен быть вскоре разрешен. В том же году он потребовал передачи Германии Данцига и "польского коридора". С помощью гитлеровцев данцигские фашисты захватили большинство в сенате "вольного города", и гаулейтер Форстер стал президентом сената.

Вскоре было опубликовано сообщение о прекращении германо-польской таможенной войны и подписано германо-польское экономическое соглашение, чрезвычайно выгодное для Германии. Его подписание состоялось в день, когда Германия заявила о выходе из Лиги наций. Завершил сделку германо-польский пакт (сроком на 10 лет) от 26 января 1934 г. с официальным названием "Декларация о неприменении силы между Польшей и Германией". Пакт нанес серьезный урон идее коллективной безопасности в Европе, помог Гитлеру расстроить ряды ее сторонников. Германия приобрела в лице правительства Польши союзника, которого использовала в своих агрессивных целях: для подрыва конференции по разоружению и Лиги наций, для срыва мероприятий, выдвигаемых Советским Союзом по сохранению мира и созданию системы коллективной безопасности, для планирования войны против СССР.

Весной 1933 г. английское правительство внесло на конференцию по разоружению так называемый "план Макдональда", предусматривавший увеличение германской армии со 100 тыс. до 200 тыс. человек с краткосрочной службой солдат (до восьми месяцев). План был поддержан также и американским правительством. Чувствуя попустительство западных держав, Германия увеличивала свои требования, затем, ссылаясь на отказ Лиги наций признать за ней равное право на вооружение, 14 октября 1933 г. объявила о выходе из Лиги наций и об уходе с конференции по разоружению. Выход Германии из Лиги Наций 19 октября 1933 г. явился вызовом европейскому общественному мнению. Нацисты порвали с Женевой раз и навсегда. Тем самым по идее безопасности в Европе был нанесен сильный удар. Сложилось новой положение вещей на континенте.

С конца 1933 г. фашистская Германия начала бешеными темпами наращивать вооружение. Если кто-либо своим неподчинением нанесет ущерб перевооружению Германии, заявил Гитлер, он "прикажет его расстрелять, кто бы это ни был".

Новый шаг по пути легализации германских вооружений правительствами западных держав был сделан во время франко-английских переговоров в начале февраля 1935 г. В официальном коммюнике об итогах переговоров выдвигалось предложение о необходимости сотрудничества с Германией и заключения ряда соглашений, среди которых важнейшим явилась западная воздушная конвенция ("воздушное Локарно") с участием Англии, Франции, Германии, Италии и Бельгии.

Убедившись, что западные державы согласны на легализацию германских вооружений, гитлеровцы 10 марта 1935 г. открыто объявили о создании военно-воздушного флота Германии. Но и это нарушение Версальского договора не обеспокоило правительства Англии и Франции.

Одностороннее расторжение Германией военных статей Версальского договора означало нарушение одной из важнейших основ послевоенного мирного урегулирования. Германия провозглашала, что она переходит к ускоренным темпам перевооружения, к подготовке войны. Такой акт наносил удар по безопасности народов Европы. Однако западные страны не оказывали противодействия.

Усилия гитлеровцев получали, таким образом, все большую поддержку со стороны реакционных кругов Англии, которые направляли британскую внешнюю политику. Как говорил Риббентроп на Нюрнбергском процессе, Гитлер исходил из того, что, "учитывая изменившееся положение в Европе и быстрое усиление России, Англия теперь хочет видеть сильную Германию".

Получив санкцию на неограниченное вооружение со стороны крупнейшей европейской державы -- Великобритании и опираясь на помощь американских монополий, фашистская Германия считала возможным начать реализацию своих агрессивных планов.

Благодаря щедрой и разносторонней помощи международного, в первую очередь американского, капитала фашистская Германия за короткий срок создала мощную военную промышленность. Она была способна производить тысячи танков, самолетов, артиллерийских орудий и т. п. Это позволило гитлеровцам начать уже вполне конкретно планировать войну за установление мирового господства, осенью 1936 г, был принят так называемый "четырехлетний план". Его основные задачи "фюрер" сформулировал так:

1. Немецкая армия должна быть за четыре года готова к действию.

2. Немецкая экономика должна за четыре года подготовиться к войне.

1.3 Н.Чемберлен - проводник британской политики умиротворения

Невилл Чемберлен (1869-1940), выходец из семьи известных английских предпринимателей и политических деятелей, добился высшего правительственного поста, имея за плечами солидный жизненный и политический опыт. Большинство историков подходят к трактовке его личности под впечатлением краха политики "умиротворения", идеологом и проводником которой он был. Подобный подход нередко приводит к предвзятости и упрощению в интерпретации истории международных отношений кануна второй мировой войны. Например, И.И. Майский в своей биографии отмечает, что "за короткий промежуток времени Чемберлен ухитрился совершить столько роковых ошибок и даже преступлений, что в памяти человечества он остался зловещим монстром, которого оно долго не забудет".

Н. Чемберлен, бесспорно, был высокообразованным человеком, имел твердый характер и волю для осуществления того внешнеполитического курса, который сам он считал необходимым для Англии в условиях того времени. В отличие от своего предшественника С. Болдуина, новый премьер-министр не считал возможным бесцельно "дрейфовать" под воздействием изменчивой внешнеполитической ситуации. Не имевший опыта работы в качестве министра иностранных дел, как его брат Остин, Н. Чемберлен, тем не менее, имел свои взгляды на проблемы внешней политики, сформировавшиеся в бытность его министром финансов. Заботясь длительное время о стабильности английской финансовой системы и об обеспечении функционирования экономики, Н. Чемберлен до середины 1930-х гг. категорически не соглашался с дебатировавшимися в правительстве дорогостоящими программами перевооружения, используя свое влияние для снижения расходных статей. Не отрицая угрозы для европейского мира и непосредственно для Британских островов, исходящих от Германии и Италии, открыто вставших на путь изменения территориального статус-кво в Европе, Н. Чемберлен считал возможным избежать войны с ними и сделал это основной целью своих внешнеполитических усилий. Постепенно наращивая мощь английских вооруженных сил и проявляя твердость во взаимоотношениях с диктаторами, в то же время, идя, если необходимо, на выполнение их условий, попытаться достигнуть с ними соглашения, обеспечивающего незыблемость английских интересов - такова была его идея, в правильности которой он не сомневался, считая, что именно это "необходимо для партии и страны".

В условиях возрастания агрессивности гитлеровской Германии Великобритания вынуждена была реагировать в направлении наращивания своих вооруженных сил. Н. Чемберлен в качестве министра финансов в "национальном" правительстве Д.Р. Макдональда и кабинете С. Болдуина решительно взял на себя ответственность за проведение непопулярной программы перевооружений. В марте 1935 г. были обнародованы основные задачи этой программы и цифры предполагаемых расходов правительства на оборону - так называемая "Белая книга". Правительственная программа перевооружений, весьма сдержанная, осторожно и даже невнятно сформулированная, сразу же стала объектом яростных нападок оппозиции. Н. Чемберлену представлялось важным, чтобы английское общественное мнение было сформировано в духе твердой приверженности программе укрепления обороны страны.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.