РУБРИКИ

Причины и последствия участия Японии во Второй мировой войне

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Причины и последствия участия Японии во Второй мировой войне

p align="left">Главы правительств США, Англии и Китая заявляли в декларации: «Огромные наземные, морские и воздушные силы Соединенных Штатов, Британской империи и Китая... изготовились для нанесения окончательных ударов по Японии... Полное применение нашей военной силы, подкрепленной нашей решимостью, будет означать неизбежное и окончательное уничтожение японских вооруженных сил и столь же неизбежное полное опустошение японской метрополии. Пришло время для Японии решить, будет ли она по-прежнему находиться под властью тех упорных милитаристских советников, неразумные расчеты которых привели японскую империю на порог уничтожения, или пойдет она по пути, указанному разумом». Потсдамская декларация формулировала основные политические принципы, которые должны были применяться к Японии после ее безоговорочной капитуляции. Они предусматривали: полное искоренение милитаризма; оккупацию японской территории; выполнение условий Каирской декларации и ограничение суверенитета Японии, островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые будут указаны союзниками; разоружение японской армии; суровое наказание военных преступников; устранение всех препятствий к возрождению и укреплению в стране демократических тенденций; установление свободы слова, религии и мышления, а также уважение к основным правам человека [43].

Японии разрешалось иметь только мирные отрасли промышленности, но не те, которые Позволят ей снова вооружиться для ведения войны». Союзники обязались вывести оккупационные войска из Японии, «как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство». Декларация заканчивалась словами:

«Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром». Таким образом, Потсдамская декларация не только требовала безоговорочной капитуляции Японии, но и определяла политику союзников после ее разгрома. Она определяла принципы демилитаризации демократизации Японии, отражала антифашистский освободительный характер второй мировой войны. Решающую роль в победоносном для союзников исходе играл СССР. Содержание Потсдамской декларации в полной мере соответствовало интересам народов СССР, и 8 августа Советский Союз присоединился к декларации. После опубликования Потсдамской декларации в Токио состоялся ряд совещаний Высшего совета по руководству войной и кабинета министров. Того считал необходимым принять декларацию. Однако на совещании в императорском дворце, происходившем 28 июля, военный министр Анами, морской министр Ионай, Умедзу заставили премьера Судзуки выступить на пресс-конференции с заявлением об отказе принять Потсдамскую декларацию. «Мы, сказал он, игнорируем ее. Мы будем неотступно продолжать движение вперед для успешного завершения войны». Японская военщина была намерена продолжать безнадежную войну в метрополии и оккупированных ею территориях Юго-Восточной Азии, обрекая сотни миллионов людей самой Японии, а также Китая, Кореи, Индонезии и других стран на новые жертвы и страдания. Империалисты США использовали этот отказ для того, чтобы применить атомное оружие против мирного населения Японии, хотя в этом и не было военной необходимости. Утром 15 августа по Японскому радио было сообщено, что ровно в полдень будет передано особо важное сообщение. За минуту до начала передачи диктор взволнованным голосом оповестил: «Всех радиослушателей просят встать. Его величество император зачитает сейчас рескрипта. По всей стране остановилось всякое движение, замерли фабрики и заводы. «Раса Ямато» услышала высокий дрожащий голос «Тэн но-хейко», обратившегося к своим подданным. Император объявил о капитуляции Япония, я отдал приказ вооруженным силам о прекращении войны. Характерно, что он ни словом не упомянул об атомных бомбах, но зато наступление советских войск охарактеризовал как основную причину окончания войны. «Советский Союз, гласило обращение Хирохито, вступил в войну, и, принимая во внимание положение дел в стране и за границей, мы полагаем, что продолжать борьбу значит служить дальнейшему бедствию... Поэтому, несмотря на высокий боевой дух императорской армии и флота, мы намерены начать переговоры о мире... во имя спасения нашего государственного строя». Поскольку обращение императора по радио могло показаться недостаточным и чтобы лишить фашиствующих военных фанатиков выдавать его за фальшивку «предателей», Хирохито направил ближайших родственников убедить сомневающихся и скептиков в подлинности его решения о капитуляции. Принц Такеда вылетел в штаб Квантунской армии, принц Канин отправился в штаб южной армия, принц Асака был послан в штабы армии и флота, находившиеся в Китае[44].

В армии и военно-морском флоте были изданы инструкции для офицеров и солдат о немедленном выполнении приказа императора об окончании войны. Квантунская армия, командование которой находилось в руках наиболее оголтелых милитаристов во главе с Ямада, патологически враждебных СССР, несмотря на полученный приказ капитуляция, продолжала отчаянное сопротивление красной Армии. Военные действия продолжались до конца августа. В ходе боев наши войска освободили основные центры Северо-Восточного Китая, высадили десанты в Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. За 23 дня боев с Квантунской армией враг потерял 677 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными, 148 генералов. Советские войска успешно завершили Сахалинскую и Курильскую операции.

«Наступление вооруженных сил СССР на Дальнем Востоке это подлинно молниеносный удар, закончившийся полным окружением всей Квантунской армии и уничтожением ее по частям». Большой вклад в разгром Квантунской армии внесла Монгольская Народная Республика. Советский Союз и его союзники США, и Англия разошлись в оценке, связанной с окончанием войны. Политики США и Англии считали 14 и 15 августа последними днями войны, как дни «победы над Японией». Действительно, к середине августа Япония прекратила военные действия против американо-английских войск. Но она продолжала вести военные действия против СССР. Только завершающие мощные удары Красной Армии в конце августа вынудили японских захватчиков капитулировать. Задача огромной исторической важности, выпавшая на долю Советского Союза и его доблестных Вооруженных Сил, была успешно решена. Для принятия общей капитуляции японских вооруженных сил, по согласованию между СССР, США и Англией, генерал Дуглас Макартур был назначен Верховным командующим союзных держав на Дальнем Востоке. Советское правительство назначило генерал-лейтенанта К. Н. Деревянко своим представителем в контрольном органе союзников по Японии. Вся подготовительная работа по организации подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии проводилась штабом генерала Макартура в Маниле (Филиппины). 19 августа сюда прибыла японская делегация представители главной ставки во главе с генерал-лейтенантом Кавабе для получения соответствующих указаний, связанных с подписанием акта о капитуляции и практическим осуществлением оккупации Японии армиями союзников.

Японским представителям был вручен акт о Японии, согласованный с союзными странами. За два дня до этого, 17 августа, Судзуки ушел в отставку, и его преемником на посту премьер-министра стал Нарухико Хигасикуни. Министром иностранных дел стал Мамору Сигемицу. Едва новый премьер успел вступить на пост, как к нему прибыла группа армейских офицеров, вооруженных пистолетами и самурайскими мечами. Офицеры заявили, что они против окончания войны, и потребовали под угрозой смерти, чтобы Хигасикуни отменил решение о капитуляции, убедил в этом императора. Хигасикуни отказался сделать это. 20 августа милитаристски настроенные офицеры намечали новый путч, но в силу ряда обстоятельств им не удалось сделать это, хотя отдельные выступления фашиствующих и экстремистских элементов продолжались во многих районах страны. В частности, летчики-смертники на аэродроме Ацуги близ Токио отказались повиноваться и угрожали торпедировать корабли союзников в Токийской бухте 2 Многие армейские офицеры, офицеры флота и ВВС, отказываясь выполнить приказ о капитуляции, кончали жизнь самоубийством. Принц Коноэ принял яд, генерал Тодзио пытался застрелиться [45].

Таким образом, 26 августа генерал Макартур уведомил японское командование о том, что соединения флота США в составе 383 судов в сопровождении авианосцев с 1300 самолетами на борту начали продвижение к Токийскому заливу. 28 августа 1945 года на аэродроме Ацуги беспрепятственно высадился передовой отряд американских оккупационных войск. 30 августа началась массовая высадка американо-английских войск близ Токио и в других районах Японии. В тот же день в Токио из Манилы прибыл генерал Макартур, столичная радиостанция была взята под контроль. Впервые за всю японскую историю на ее территории высадились иностранные войска. 2 сентября 1945 года в 9 часов утра на борту американского линкора «Миссури», стоявшего на рейде Токийской бухты, состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии. Члены японской делегации отправились на линкор в глубокой тайне, опасаясь покушения со стороны милитаристов-фанатиков.

3.3 Внешняя политика Японии на современном этапе

Япония занимает во всех происходящих геополитических изменениях и стратегических играх в Азии далеко не последнее место. Проще говоря, Токио расстается со своей прежней ролью статиста и намерен в будущем играть более активную роль в обеспечении региональной и собственной безопасности, что прежде было заботой Соединенных Штатов. Это связано с тревожными для Японии тенденциями: переход позиций регионального военного и экономического лидера к Китаю, перенос акцента во внешней политике ближайшего союзника США с АТР на Ближний Восток, обострение тайваньской проблемы, возникновение прямой военной угрозы со стороны КНДР, твердость России по Курильской проблеме. В течение полувека американское военное присутствии на Японских островах и ядерные гарантии США были для соседей Токио доказательством того, что Япония будет воздерживаться от перевооружения.

Такая ситуация является реликтом холодной войны, и ее исчезновение это вопрос времени. Поведение Японии в последнее время подтверждает, что Токио стремиться вести себя как «нормальная страна», то есть иметь собственную военную политику и полноценную армию. К таким фактам следует отнести посылку миротворческого контингента в Ирак, конфликт с северокорейскими морскими силами, конфронтацию с КНР из-за острова Сэнкау, моральную поддержку Тайваня, бескомпромиссность по Курилам, интерес к активному участию в американской программе ПРО ТВД (театра военных действий).

Свои отношения с Вашингтоном Токио твердо намерен из покровительственных превратить в равноправные и партнерские. По-видимому, в Вашингтоне это понимают и относятся к этой тенденции благожелательно. Причина все та же Китай. Но помимо Китая в Токио начинают опасаться возможной мощи объединенной Кореи. Японские военные говорят, что в результате объединения страны корейские вооруженные силы будут в десять раз превосходить японские. Если не произойдет радикального сокращения вооруженных сил на первом этапе объединения, то Япония адекватно отреагируют на эту угрозу. К тому же неизвестно, как Сеул распорядится ракетным и, возможно, ядерным потенциалом Севера. Ряд депутатов японского парламента открыто говорят, что в случае Японии следует перейти в разряд ядерных держав (технически для нее, как и для ФРГ, это вопрос времени). Таким образом, отмена статьи 9 японской конституции (запрещающей стране иметь вооруженные силы), это вопрос еще нерешенный (политически), но уже подготовленный к решению в головах японского и стратегического руководства. И это логически вытекает из динамики изменения в отношениях Токио с Сеулом, Пекином и Вашингтоном. Единственным сдерживающим фактором в этом случае будет, как и в ситуации с Западной Германией в 1950 годы, инкорпорирование Японии в некие азиатские международные структуры по типу НАТО и ЕС для Германии. И, конечно, остается узда в виде двусторонних отношений Токио с Соединенными Штатами [46].

США и Япония объявили об углублении сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, передает Kuodo News. В ходе встречи в формате «два плюс два» госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Дональд Рамсфельд провели переговоры со своими японскими коллегами министром иностранных дел Нотабукой Матимура и главой оборонного агентства страны генералом Йошинори Оно. Результат совместное заявление об углублении оборонного сотрудничества, связывающего две страны с целью обеспечить безопасность в «непредсказуемости и неуверенности» Азиатско-Тихоокеанского региона. В заявлении не уточняется, как именно будет углубляться военное сотрудничество между США и японских сил самообороны. Основные проблемы, стоящие перед США и Японией в регионе, взаимоотношения Китая и Тайваня, а также неожиданное вступление Северной Кореи в круг ядерных держав. Они опасаются, что непростые отношения Тайваня и Китая могут дестабилизировать весь регион. Что же касается Северной Кореи, то США и Япония в очередной раз призвали ее вернуться за стол переговоров и полностью отказаться от своих ядерных вооружений. США и Япония подтвердили свою приверженность к «мирному объединению Корейского полуострова и поискам мирного решения проблем, связанных с Северной Кореей». Япония, видящая себя политической державой 21 века, налаживает свои отношения с Северной Кореей и стремится к установлению дипломатических отношений, тем самым во внешнеполитическом плане окончательно решить послевоенные вопросы, обеспечить себе стратегическую базу на территории Северной Кореи, необходимую для продвижения на азиатский континент, Сибирь.

Японская политика в отношении Севера вписывается в общую систему совместных действий между США, Республикой Корея, Японии и гармонично сочетается с усилиями Севера и Юга, Севера и США по налаживанию отношений в краткосрочном плане. Однако в среднедолгосрочном плане Япония намерена усилить свое влияние не только на полуострове, он и в СВА в целом, на развитие восточного побережья, на выход на континент. США, исторически, более 100 лет, проводили политику в Восточной Азии с главенством Японии. В этом плане США потворствовали усилению влияния Японии на Корейском полуострове. И сегодня не исключение. США проявляют самое доброжелательное отношение к Японии из всех четырех стран СВА. Дискриминация со стороны США в отношении Кореи заметно отличается в сравнении с Японией. Приведу пример. В середине 70-х годов США сорвали план самостоятельной обороны президента Пак Чонхи, предусматривавший разработку ядерного и ракетного оружия, а в 1991 году отказали в суверенитете переработки ядерного отхода. В то же время США еще в 50-е годы предоставили Японии не только право переработки ядерных отходов, но и обладать обогащенным ураном, достаточным для производства сотни ядерных боеголовок. Если администрация Клинтона прилагала усилия для нормализации отношений с Китаем, чтобы приостановить гонку вооружений между Китаем и Японией с целью установления баланса сил в СВА, то администрация Буша в своей политике по отношению к СВА выдвигает на первый план Японию [47].

Прежде всего, США подстрекают Японию на участие в плане системы противоракетной обороны, на усиление силы самообороны Японии, что не может не тревожить Китай, Корею. В частности, после событий 11 сентября Япония направила в Индийский океан конвоиры, тральщики, транспортные суда, находящиеся в ведении Национальных морских силах самообороны, а в декабре 2002 года был направлен военный корабль в результате хоббистской деятельности японских официальных кругов. Япония также направила военные отряды в Ирак. Японские официальные круги открыто настаивают не только на праве самообороны, но показывают собственное стремление на расширение военной и политической силы. В это время США заявляют о готовности нести ответственность по региональной безопасности с Японией, что не может не вызывать тревогу. Испытание запуска ракеты Севера, «вторжение северокорейского судна в территориальные воды» второй по счету ядерный кризис все это дает повод для укрепления силы самообороны Японии и дает шанс японским консервативным силам перевооружаться под предлогом сдерживания Севера. Прежде всего, Япония под предлогом противостояния возможным провокациям со стороны Севера усилила лазерные функции системы оповещения, запустила военно-разведывательный спутник собственного производства, увеличила военные расходы, направила военный корабль и отряды самообороны за рубеж, приняла соответствующие законы чрезвычайных обстоятельств, изучает возможность присоединения к плану противоракетной обороны, планирует повышение качества морских сил. Вокруг политики по отношению к Северной Корее между тремя странами Республики Корея, Япония и США существует тройственное соглашение. Кроме того между Японией и Республикой Корея создана обстановка военного обмена и сотрудничества, а при возможных конфликтах между последними США могут сыграть ведущую роль и заранее искоренить причины раздора. США не только не сдерживает перевооружение Японии, но и активно привлекают Японию в программу противоракетной обороны, активно поощряют расширение роли силы самообороны. Япония же под предлогом ядерной проблемы и испытания ракеты КНДР согласились при поддержке США участвовать не только в совместном проектировании, но и в разработке и замещении системы противоракетной обороны. Япония направила в воды Восточного моря свой военный корабль и следит за действиями Северной Кореи, причем недвусмысленно заявляет, что возможен упреждающий удар во время запуска северокорейской ракеты. Такие действия не только накаляют обстановку вокруг полуострова, но носят в себе опасность вооруженного конфликта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.