РУБРИКИ

Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории

Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории

1. Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории.

2. Структура караимской общины.

3. Деятельность караимской общины в Евпатории.

4. Отношение государства к караимам.

5. Памятники караимской культуры в Крыму и их современное состояние.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Территория Крымского полуострова, несмотря на свои относительно небольшие размеры, имеет очень разнообразное в этническом смысле население. Тут совместно проживают представители разных народов, которые в ходе своей жизни складывают очень интересную историю родного края. Но, тем не менее, каждый народ, несмотря на такое компактное проживание, сохраняет свои традиции и самобытность. Среди такого разнообразия народов яко выделяются на фоне остальных караимы. Крымские караимы обладают богатой культурой, которая всегда вызывала интерес. А в современных условиях, когда национальным вопросам уделяется большое значение, малоизученная история крымских караимов приобретает особую актуальность. Тема данной работы посвящена истории караимской общины в Евпатории в ХIХ веке. Целью данной работы является изучение деятельности караимской общины в Евпатории в ХIХ веке. Для достижения указанной цели автор ставит следующие задачи: Изучение формирования караимской общины в Евпатории. Рассмотрение структуры караимской общины. Характеристика деятельности караимской общины в Евпатории. Изучение отношения государства к караимам в ХIХ веке. Исследование памятников караимской культуры в Крыму и их современного состояния. Структура работы вытекает из последовательности поставленных задач.

В ходе своего исследования автор использовал описательный, текстологический, формально- логический и сравнительный метод.

Историография.

Караимы - малочисленный народ с очень интересной историей и культурой. К сожалению, история караимов является малоизученной, даже на сегодняшний день остается множество белых пятен. Многие моменты из истории караимского народа остаются неисследованными, существует множество вопросов, на которые как сами караимы, так и историческая наука в целом, надеются в будущем получить ответы. Но, тем не менее, следует воздать должное тем исследователям, благодаря которым мы имеем немногочисленные сведения об этом народе с его интересным прошлым. Одним из первых начал профессионально собирать материал по истории крымских караимов в советское время Александр Полканов (1884-1971 гг.). Его стараниями было сохранено значительное количество памятников искусства, книг, документов. А. Полканов автор более ста работ по истории, археологии, этнографии Крыма. В более ранний период его работы не издавались. Только в конце 80-х годов была опубликована рукопись А. Полканова. Она была дополнена новыми данными и редкими фотографиями из личных архивов. Юрий Александрович Полканов (р.1935 г.) разделял научные интересы отца и продолжал его дело. В своей исследовательской работе по истории караимов он особое внимание уделяет этногенезу, фольклору, вероисповеданию, обрядам и обычаям этого народа. Данные труды отличаются достаточно подробным изложением материала по избранной теме. Большой интерес вызывают работы Михаила Сарач (р.1910 г.). Он занимался вопросами этнического происхождения и религии караимов. Также он выступал редактором «Караимской народной энциклопедии», которая является очень важным для караимской истории изданием, так как она обобщает работу разных исследователей по конкретным вопросам, что само по себе является важным для такой малоисследованной области истории. Следует отметить, что в первом томе энциклопедии присутствует глава, которая рассматривает отношение государства к караимам, именно это представляет ценность для данной работы. Также следует обратить внимание на отдельные работы, например, труд Александра Ильича Фуки «Караимы - сыновья и дочери России». Эта работа очень подробно описывает караимов-героев, которые прославились в боях за Родину. Но кроме этого вопроса в данном издании, к сожалению, не рассматриваются проблемы караимской истории. Очень обстоятельными являются статьи Сигаевой Г., которая подробно рассматривает выбранные вопросы караимской истории. Вызывают интерес статьи Олега Борисовича Белого по истории караимского народа. Его публикация об Исофатовой долине является достаточно подробной и вызывает интерес не только у историков. Особое внимание привлекает работа Эмилии Исааковны Лебедевой под названием «Очерки по истории крымских караимов». Эта работа интересна тем, что она затрагивает как отношение государства к караимам, так и деятельность караимов в Крыму, что вызвало интерес со стороны автора данной работы. Привлекательна статья Шайтана И. «Балта-Тиймез»[номер из списка], которая, одна из немногих, рассказывает о древнем караимском кладбище. Вкратце раскрыты страницы караимской истории в статье Кушуль С. «Я люблю Евпаторию». Кроме перечисленных существует масса статей по отдельным вопросам истории караимов, но нет ни одного исследования, которое бы в полной мере осветило жизнь караимской общины Евпатории в XIX в. Также отсутствуют работы, посвященные истории формирования караимской общины Евпатории до начала XIX в. Это, конечно же, является большим пробелом. Как мы видим, почти все работы посвящены научному диспуту по проблеме происхождения караимов. Автор данной работы надеется, что проведенное им исследование поможет подробнее осветить как жизнь Евпаторийской караимской общины, так и жизнь Евпатории в XIX в. в целом. 1. История формирования общины Время появления караимов в Евпатории точно неизвестно. Основная же их масса, по мнению большинства историков, появилась здесь в конце ХVIII- начале XIX вв. Современные издания считают, что по некоторым историческим источникам время появления караимов в Евпатории даже XIII и IX вв. [курорт-евп с. 59, 60] По всей видимости они появились здесь после того, как покинули Чуфут-Кале. [Гармаш С. 120] С конца XVIII в. жители Чуфут-Кале начали постепенно покидать город - крепость и поселяться в различных городах, в том числе и в Евпатории. Это расселение благотворно сказалось на уровне жизни караимов и заметно повысило их культурный уровень.[ фуки с 21-22] Вместе с большей частью крымских караимов в Евпаторию переместились их духовные и культурные центры. [Гармаш С. 120] Тут находились: храмовый комплекс кенас, резиденция гахана, национальная библиотека, было открыто Александровское духовное училище. Итак, бесспорным является факт перенесения центра крымских караимов из Чуфут-Кале в Евпаторию в XIX в., но в исторической науке абсолютно не рассмотрены причины этого перенесения именно в Евпаторию, а не в какой-либо другой город Крыма. Также неизвестно, насколько была развита караимская община Евпатории до этого времени. По всей видимости, в этом городе существовала достаточно большая община, что и обусловило назначение Евпатории новым центром караимов. Скорее всего, эта община выделялась на фоне всех остальных крымских караимских общин. Если это так, то возникает вопрос о появлении караимов в Евпатории и времени основания здесь общины. Эта проблема на данный момент является особо актуальной, так как нет ни одного достаточно обоснованного исторического исследования по данному вопросу. Но несмотря ни на что, бытуют различные взгляды по этому поводу, которым не хватает исторического обоснования. В этом вопросе явно не хватает ясности, так как многие статьи по истории караимского народа написаны без учета рассмотрения этого проблематичного вопроса, а многие статьи написаны вообще краеведами-любителями. Часто можно встретить подобные суждения: община крымских караимов появляется в Евпатории не позже XVII в., а в конце XVIII - начале XIX вв. увеличилась за счет прибывших из Чуфут-Кале. [Ист и культ кр кар// крымкарайлар] Эти утверждения вполне могут отражать историческую действительность, но, по мнению автора данной работы, они недостаточно подтверждены какими-либо историческими фактами, будь-то описания путешественников того времени или другие сведения современников описываемых событий. Что касается автора данной работы, то он считает факт существования караимской общины в Евпатории до начала XIX в. очевидным по двум основным причинам. Во-первых, тут существовала караимская кенаса, на месте которой в начале XIX в. была сооружена Малая кенаса (подтвердить чем-нибудь), а храм не мог существовать без караимской общины, так как он обязательно был востребованным. В прессе мы опять же встречаем утверждения такого типа: Малая кенаса была сооружена на месте прежней, упомянутой в документах XVIII в. Вероятнее всего, такие документы существуют, но необходимо конкретнее говорить о столь значимых для истории фактах. [крымкарайлар, с. 17 Кр. Соцветие нац.культ.] Во-вторых, из всех городов Крыма для перенесения центра крымских караимов была избрана Евпатория. Город, в котором не существует караимской общины ни в коем случае, по мнению автора данной работы, не мог претендовать на особые привилегии, полученные законом от 3 марта 1837 г. Видимо, караимская община Евпатории привлекла внимание своей численностью, которая явно выделялась на фоне остальных караимских общин городов Крыма. Таким образом, остается только проследить караимские корни в городе Евпатория и определить их нижние хронологические рамки, в чем и состоит основная проблема разрешением которой и планирует заняться автор в ходе своего дальнейшего исследования.2. Структура караимской общины. К газзанам предъявлялись строгие требования: отличное знание религии и обрядов, родного караимского, библейского и государственного языка; высокая нравственность и незапятнанная репутация; хороший голос и слух; представительность и др. .[ Полканов наука и рел с 32-33] По Высочайше утвержденному положению о Таврическом Караимском духовенстве от 3 марта 1837 года (далее - закон от 3 марта 1837 г.), Таврическое караимское духовенство состояло из гахама, газзанов и шамашей. Гахам - это высшее духовное лицо караимов, живущих в подведомственном ему округе.[закон от 8 апреля 1863 г. §2 п. 2] В уставе от 3 марта 1837 г. определено, что гахам есть глава караимского духовенства, обитающего в Таврической губернии и городе Одессе. В уже упомянутом законе в §2 п. 28 сказано, что дела, касающиеся и духовной, и гражданской части, гахам рассматривает лишь в отношении духовном, предоставляя все прочее губернскому начальству. Местом жительства гахама обозначался город Евпатория. Тут же в §1 п. 4 обозначено, что содержание гахам получает от караимских обществ, которые актом от 25 сентября 1835 г. обязались производить ему в год по две тысячи рублей. А в документе от 8 апреля 1863 г. мы уже видим уточнение, в §2 п.5 сказано, что евпаторийский гахам получает содержание от караимских обществ Таврической и Херсонской губерний. Избирался гахам всеми обществами караимов, входившими в состав его ведомства. Евпаторийского гахама избирали все караимские общества Таврической губернии и города Одессы, которые отправляли своего поверенного в Евпаторию. [закон от 3 марта 1837 г.§1 п.5; закон от 8 апреля 1863 г. §2 п.6 ] Избирался гахам посредством баллотирования, которое производилось под надзором местного городского начальства. После окончания баллотирования избирательный акт подписывался всеми избирателями и через городничего представлялся Таврическому гражданскому губернатору. [закон от 3 марта 1837 г.§1 п.6-7; закон от 8 апреля 1863 г. §2 п.7-8 ] Таврический гражданский гу4бернатор о двух кандидатах, получивших наибольшее число баллов доносил через Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, Министру Внутренних Дел, высказывая о каждом из них свое мнение. Министр Внутренних Дел, в свою очередь, об утверждении одного из них кандидатов представляет Правительствующему Сенату. [закон от 3 марта 1837 г.§1 п.8-9; закон от 8 апреля 1863 г. §2 п.9-10] Таким образом, мы видим насколько серьезно российское правительство подходило к вопросу о выборе караимского гахама. Вплоть до того, что интересовалось мнением губернатора о кандидатурах, которые хотели возглавить караимов. Еще одно подтверждение этому мы увидим, если обратимся к §1 п.14 закона от 3 марта 1837 г., где сказано: «Губернское начальство обязано утверждать в караимских духовных должностях лишь людей, известных доброй нравственностью и преданностью правительству». Хотя, возможно, таким образом российское правительство просто хотело поставить под контроль выбор гахамов, чтобы на эту должность не были избраны люди, деятельность которых была неугодна руководству империи. В законе от 3 марта 1837 г. параграфе 2 п. 23 сказано, что гахам, имея надзор за Таврическим Караимским Духовенством и синагогами, печется о приличном их содержании, о сохранении надлежащего порядка в богослужении, и об учреждении училищ при синагогах, наблюдая притом как за учением. Так и за нравственностью учителей и учеников.

К этому пункту ниже есть примечание, в котором говорится, что учреждение новых синагог или учебных заведений, допускается не иначе, как с утверждения начальником губернии подлинного о том приговора караимского общества, по представлению гахама и по надлежащем удостоверении как в необходимости учреждения новой синагоги, или учебного заведения, так и в достаточности средств для приличного их содержания. В следующем, 26 пункте, сказано, что при назначении приходских духовных, гахам наблюдает. Чтобы в них была действительная надобность и чтобы назначаемые имели нужные сведения в обязанностях. С этими должностями соединенных, и быть хорошей нравственности. В 27 пункте указано. Что гахам имеет список всех духовных его ведомства. Также к обязанностям гахама относилось рассмотрение возникающих в приходах дел о порядке богослужения и обрядов, исправление духовных треб, заключение и расторжение браков, назначение депутатов для защиты имуществ, принадлежащим синагогам и училищам. А в конце года, по получении метрических тетрадей от приходских духовных, гахам представляет составленные из этих метрик общие ведомости в Департамент Духовных Дел иностранных исповеданий и Таврическому Гражданскому Губернатору. В этом же законе сказано, что во время болезни гахама, в его отсутствия или увольнения, и в случае смерти, до избрания нового, заступает это место один из старших газзанов, по назначению Таврического гражданского губернатора. А уже в законе от 8 апреля 1863г. к этому п. дополняется, что до такого назначения должность гахама исправляет старший газзан, или кандидат по усмотрению Духовного Правления. Следует обратить внимание на это, на первый взгляд незначительное дополнение. Если в законе от 3 марта 1837г. мы видим более жесткий контроль со стороны правительства, то уже к 1863г. хотя бы на короткий срок, но Духовное Правление самостоятельно, по своему усмотрению решает, кто будет исправлять должность гахама. Это говорит о том, что за этот сравнительно небольшой отрезок времени Духовное Правление оправдало надежды государства, которое все больше внимания уделяет делам караимов и по возможности оказывает им привилегии. Но вернемся к составу караимского духовенства. В него, как уже было упомянуто, кроме гахама входили газзаны и шамаши. При каждой синагоге состояло два газзана: старший и младший. Кроме того, была должность шамаша, надзирателя за имуществом синагоги. Газзаны и шамаши избирались обществом, испытывались в знании законов гахамом и, по представлению его, утверждались в должности местным губернским начальством. [закон от 3 марта 1837 г.§1 п.11-13] Также о том, что при каждой синагоге должны состоять два газзана и по одному шамашу сказано в императорском указе от 25 марта 1844 г.(АРХИВ 241,1,3) В §2 п. 29 закона от 3 марта 1837г. указаны следующие полномочия старшего газзана: обрезание младенцев мужского пола, наречение имен, совершение и расторжение браков. В п. 30 этого же параграфа сказано, что также в обязанности старших газзанов входило ведение метрических книг и предоставление их в конце года гахаму. Младший газзан, в свою очередь, отправляет молитвы и исполняет духовные потребы прихожан. Тут же оговаривается, что в случае отсутствия или болезни старшего газзана, обрезание и брак могли быть совершены его помощником или младшим газзаном. Но в §3 п. 30 закона от 8 апреля 1863 г. по поводу обязанностей старшего и младшего газзанов сказано следующее: «Обрезание младенцев мужского пола гахам предоставляет тому из караимов, кто по этой части известен своею опытностью, не возбраняя, однако, выбор такого лица самими родителями младенцев. Обрезание совершается или в присутствии старшего газзана, или же с особого, каждый раз письменного его разрешения. Ответственность в правильности отметки в метрической книге о совершении сего обряда остается на старшем газзане. Наречение имен, совершение и расторжение браков предоставляется старшим газзанам, а отправление молитв и исполнение духовных потреб для прихожан - как старшим, так и младшим. Впрочем, в случае отсутствия или болезни старшего газзана, все обязанности его могут быть исполнены и младшим». Если газзан не запишет в метрическую книгу какие-либо статьи, подлежащие записанию в этой книге, то он подвергается денежному взысканию за каждого пропущенного мужчину не более 15 рублей, а за женщину - не более 7 рублей 15 копеек. [Уложение о наказаниях…, закон от 15 августа, ст. 1915] Итак, газзаны исполняли и гражданские акты, стараясь установить религиозную жизнь в обществе. [кар нар энц т 2 с 74] Если обратиться к внешнему облику газзанов, одежда у них была преимущественно черного цвета, а во время богослужения они носили белый наряд с вышитым золотом воротником.[с 99 Полк Кр кар Париж95] Немаловажные функции выполняли шамаши. В обязанности шамашей, или надзирателей, входит: обучение приходящих для этого в синагогу детей; управление хозяйственными делами синагоги; смотрение за имуществом и представление в конце каждого года гахаму отчета о поступивших, расходованных и оставшихся суммах. [закон от 3 марта 1837 г.§2 п.31] В фонде 241, оп. 1, д. 266 Государственного архива АРК хранится рапорт от 4 декабря 1879 г. Таврического и Одесского караимского гахама, предоставленный Таврическому Губернскому Правлению, где сказано следующее: «Оказывается, что при всех почти синагогах нет утвержденных в должностях шамашей, и должности эти возлагаются обществами на частных лиц лишь только в отношении соблюдения чистоты в синагогах и сбережения в них имущества, само же распоряжение суммами синагоги выполняется обществами, избранными из среды габбаев». Из этого можно сделать вывод, что должность шамаша предполагалась по закону от 3 марта 1837 г., но реально по каким-то причинам. В большинстве синагог она пустовала, а обязанности выполнялись обществами габбаев. Таковы обязанности гахама, газзанов и шамашей. Именно благодаря тщательному отбору кандидатов, эти должности всегда занимали ответственные и добросовестные люди, что способствовало порядку внутри общины и ее активной деятельности. §3 п. 30 закона от 3 марта 1837 г. определяет порядок управления духовными делами Таврического караимского общества. Тут сказано, что гахам в управлении духовными делами караимских обществ совещается с газзанами евпаторийской синагоги; для этого они каждую неделю, по назначению гахама, приходят к нему для совета и рассуждения о делах. Именно из этих трех лиц и состояло Таврическое Караимское Духовное Правление. В примечании к этому пункту указывается, что Таврическое Караимское Правление имеет свою печать с надписью, аналогичной его названию и изображением герба Таврической губернии. Дела в Таврическом Караимском духовном Правлении предлагались к слушанию гахамом. После того, как гахам выслушивал дело, газзаны высказывали свое мнение по этому поводу. Далее гахам постановлял свое заключение по этому делу, которое приводилось в исполнение его подведомственным духовным. Если газзаны считали, что заключение гахама по какому-либо делу является несогласованным с общими государственными узаконениями или предписаниями высшего начальства, то они должны были в течение трех дней сообщить об этом Таврическому Гражданскому Губернатору. Жалобы на решения гахама рассматривались местным губернским начальством. Если оно затруднялось в решении по отдельным делам, то их рассматривал Министр Внутренних Дел.[ §3 п. 32-37 закона от 3 марта 1837 г.] Представители караимского народа, занимавшие духовные должности освобождались на время нахождения в этих должностях от всякого рода податей и повинностей. Кроме того, они пользовались как личными, так и относящимися к собственности, правами свободного состояния.[ §2 п.17 закона от 3 марта 1837 г.] Узаконениями Российской империи также определен порядок лишения духовного звания. В законе от 3 марта 1837 г. сказано, что лиц, занимавших духовные должности, могли лишить звания за поступки, противные их духовным обязанностям, по следствию, доказывающему их вину, и по распоряжению власти, от которой зависело их утверждение. Но уже в законе от 8 апреля 1863 г. мы видим дополнение к этому пункту, в котором говорится о том, что обществам караимов по истечении трех лет предоставляется приговором 2/3 избирателей ходатайствовать об удалении духовного лица. Также право предоставлялось и губернскому начальству, если эти духовные лица своим образом действий не заслуживали полного одобрения. Это еще раз подчеркивает то, что для российского правительства было очень важно, чтобы должности караимского духовенства занимали ответственные люди. Именно для этого, по всей видимости, с течением времени расширяются возможности, как со стороны самих караимских обществ, так и со стороны губернского начальства удалять с должности недостойных духовных лиц. Гахам, газзаны и шамаши при вступлении в должность приносили присягу в уездных судах в присутствии уездного стряпчего.[ §2 п.16 закона от 3 марта 1837 г.] В законе от 7 января 1842 г. на основании этого положения была определена форма присяги. Как в гражданских, так и в уголовных делах судили караимских духовных по общим законам государства.[ §2 п.20 закона от 3 марта 1837 г.] Если Гахам подвергался суду, то решение о нем получало надлежащее исполнение не иначе, как по утверждении приговора Правительствующим Сенатом.[ §2 п.21 закона от 3 марта 1837 г.] В законе от 3 марта 1837 г. оговорено, что Гахам ни в коем случае не подлежит телесному наказанию. А в законе от 8 апреля 1863 г. сказано: «занимающие и занимавшие должности караимских гахамов, гвззанов и шамашей не подлежат телесному наказанию». Судя по этим изменениям в отношении правительства Российской империи к караимам, их духовенство пользуется все большим расположением со стороны государства. По всей видимости это связано с тем, что деятельность караимских общин была направлена не только на благо своего народа, но и отвечала интересам всей империи в целом. Естественно это не могло остаться незамеченным правительством государства, которое предоставляло караимам, в том числе и караимскому духовенству, все большие привелегии 3.Деятельность караимской общины. В XIX в. Караимская община занималась активной деятельностью, которая была направлена не только на благо своего народа, но и на процветание родного города. Также следует отметить, что деятельность евпаторийских караимов выходила за пределы Евпатории. Например, деятельность Когена С.А., основание им в 1861 г. небольшого табачного завода в Киеве позднее переросшего в большую фабрику.[Каневский Таб генерал]Говоря об исторических деятелях Евпатории XIX в. нельзя не отметить деятельность гахамов караимской общины. В начале XIX в. предводителем евпаторийской караимской общины был Соломон Бабович, который предоставил немалые средства на сооружение в 1804 - 1807 гг. Евпаторийской Соборной кенасы, которая и сейчас является архитектурным достоянием города. [с 15 нар и культ] После смерти Соломона Бабовича в 1812 г. караимскую общину возглавил его брат Самуил Бакаевич Бабович, который был талантливым зодчим и главным строителем Евпаторийской Соборной кенасы. Также под его руководством в 1807 - 1815 гг. была восстановлена Евпаторийская Малая кенаса, стоящая напротив Соборной кенасы. [с 11-12 нар и культ] При нем, вероятно, в Евпаторию была перенесена типография с Чуфут-Кале. Точная дата перенесения типографии в Евпаторию не известна. Разрешение на открытие типографии поступило из Министерства внутренних дел в 1830 году. [Приднев кар кн изд в евп] По всей вероятности, типография была перенесена в 1832 г. [с 189 нар и культ] Корректировал издаваемые сочинения Давид бей Мордехай Кокизов. Наиболее ранняя из сохранившихся книг этой типографии "Милый дух" вышла в 1834 году, владельцем типографии в этого время был Янкель Шмуйлович Финкельман. В 1836 году типография переходит к новому владельцу -- купцу Мордехаю Тиришкану. Неизвестно, когда и по какой причине типография М.Тиришкана прекращает свою деятельность. По всей вероятности, это произошло в 1836г. [Приднев кар кн изд в евп] Первым Таврическим и Одесским гаханом был Сима Соломонович(1788 - 1855гг.) Бабович. Он занимал должность гахама с 1839 по 1855 гг. Его деятельность во многом улучшила положение караимского народа, а также способствовала развитию образования и просвещения. Он добился освобождения в 1827 г. караимской молодежи от рекрутского набора, который мог привести малочисленный караимский народ к вымиранию. Также он ходатайствовал об издании в 1837 г., по примеру мусульман, «Положения о Таврическом и Одесском караимском духовенстве» и учреждения одновременно должности Таврического и Одесского караимского гахама. Также благодаря Симе Бабовичу караимы уравнивались во многих важнейших правах с коренным русским населением. Кроме того, он содействовал выдвижению даровитых ученых и учителей (таких как Авраам Луцкий, Мордехай Султанский и др.). При нем было учреждено Общество издательства караимкой книги, напечатавшее ряд важных научных трудов выдающихся караимских ученых. Гахам также занимался другой общественно полезной деятельностью, поднимал образование своего народа. [с 12-13 нар и культ] Вторым Таврическим и Одесским гахамом был Бабакай Соломонович Бабович(1799- 1882), который занял свою должность после смерти Симы Соломоновича Бабовича в 1855 г. и пробыл на ней до 1879 г. Он продолжал дело своего предшественника, акцентируя внимание на развитии образования караимского народа, покровительствовал ученым и просветителям своего народа. [с 9 нар и культ]

При Бабакае Бабовиче, в 1858 г., сооружается памятник воинам, павшим в бою 5 февраля 1855 г. за освобождение Евпатории. Памятник располагается на месте боя. Сооружен он караимской общиной на свои средства, о чем свидетельствует надпись на памятнике, который находится в районе товарной станции. [евп здр 27 июля 91г]

В Государственном архиве АРК, в фонде 241, оп. 1, д. 1 хранится письмо генерал-лейтенанта Жуковского, адресованное евпаторийскому городничему от 7 июня 1858 г. В нем говорится, что Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор уведомил автора послания о том, что Евпаторийскому караимскому обществу дозволено воздвигнуть на могиле павших под стенами Евпатории в деле 5 февраля 1855 г. воинов, мраморный памятник, с разрешением выписать его из заграницы без пошлины. Император изъявляет на это свое согласие и повелевает поблагодарить караимское общество за это. Причем Министр Внутренних Дел перепроводил утвержденный императором рисунок. Тут же предлагается этот рисунок выдать караимскому обществу и объявить ему благодарность.(с 1)

15 августа 1869 г. в Евпатории при Евпаторийском Уездном училище было открыто женское училище для девиц всех званий. Об этом свидетельствует хранящееся в 241 фонде, оп.1, д. 145 Государственного архива АРК письмо главного смотрителя Евпаторийских училищ, адресованное Таврическому и Одесскому караимскому гахаму. В письме сказано: «… его(училища - автор) будущее существование зависит от успеха в начатом и от сочувствия зажиточного общества, поэтому считаю долгом доложить об этом караимскому обществу в лице Вашем, не найдется ли желающих между караимами отдать своих дочерей для обучения в наше женское училище».

В этом заведении преподавало пять учителей и три классные дамы, наблюдавшие за поведением учениц, одна из них, кроме того, обучала рукоделию, другая - музыке и французскому языку, а третья - немецкому языку. Тут преподавались следующие предметы: закон божий, русский язык, история, арифметика, география, рисование, чистописание, а для желающих, кроме того - французский, немецкий, греческий языки и музыка.

В училище два класса и один подготовительный для начинающих. Обучение было платным. Оно составляло 60 рублей в год без музыки и языков, а за музыку отдельно доплачивали 25 рублей в год. В подготовительном классе годовая плата без преподавания музыки составляла 25 рублей серебром.

Занятия в этом заведении каждый день начинались с «1 ? часу до 5 часов после обеда», то есть в 15.30. Два раза в неделю, в понедельник и четверг, в 9 часов утра начинались занятия рукоделием и музыкой.(с 1,2)

Последним в XIX в. Таврическим и Одесским гахамом был Самуил Моисеевич Пампулов(1831 - 1911гг.). Он возглавлял караимов с 1879 по 1911 гг. Кроме того, он 18 лет занимал должность городского головы Евпатории. Его деятельность ознаменована учреждением в караимских общинах множества благотворительных обществ, сооружением кенас в других городах, в которых проживали караимы. Стараниями гахама Самуила Пампулова в мае 1885 года было получено разрешение Министерства внутренних дел на открытие типографии. Хотя первоначально с созданием типографии связывались надежды на издание древних караимских рукописей, она выпускала издания в основном на русском языке. [Приднев кар кн изд в евп]

В 1887 г. С.Пампулов подписал решение об открытии при Евпаторийском уездном училище женской прогимназии из трех классов и Подготовительного отделения. Обучение тут также было платным.

В 80-е гг. в Евпатории была открыта женская гимназия.[с 40-41 лебедева]

В 1895 г. Коген С.А. основал при поддержке Пампулова «Бесплатное ремесленное караимское училище для детей всех званий имени С. Когена», вложив в развитие этого учреждения 140 тысяч рублей. [Кр. изв.№ 36 с. 4 2003]

2 апреля 1890 г. Коген Соломон Аронович пишет письмо Пампулову С.М.

В этом письме он говорит, что он человек бездетный, не имеющий потомства, которое бы продолжало его род. Далее Коген пишет следующее: «Память обо мне должна исчезнуть из мира живых вместе со мною». Тут же он изъявляет желание часть своего имущества вложить в «такое благотворительное и вечное учреждение», которое будет носить его имя, надеясь, что это хоть в некоторой степени поможет удовлетворить одну из множества потребностей бедного класса караимов. Коген желает утвердить в Евпатории, месте своего рождения, учебное заведение для беднейших караимов по типу городских училищ Министерства Народного Просвещения, согласно с программой последних, с одной только разницей - вместо христианского вероучения и церковно-славянского чтения должно преподаваться вероучение караимское в связи с древнееврейским языком. «С этой целью я жертвую 70000 государственными билетами четырехпроцентного внутреннего займа по их номинальной цене». [с.1 АРХИВ241,1,500]

5 апреля 1890 г. Гахам, в свою очередь, пишет ходатайство о создании Когеновского училища на имя Директора училищ Таврической губернии.[c.2АРХИВ241,1,500]

Существовало несколько проектов положения об учреждении в Евпатории киевским купцом С.А. Когеном караимского училища. Эти проекты отличались друг от друга небольшими поправками, внесенными в более поздние варианты.

В караимском училище С.Когена должны были воспитываться бедные мальчики караимского вероисповедания в количестве 30 человек. Также тут могли обучаться дети за плату, размер которой по первому проекту положения должен был составлять 12 рублей,[с.9АРХИВ241,1,500] позднее же, с учетом замечаний директора Народных училищ, эта плата была обращена в минимум, а номинальный размер устанавливал училищный совет.[с. 56 АРХИВ241,1,500]Число воспитанников, обучавшихся на платной основе, в соответствии с параграфом 5 проекта, зависит от условий помещения заведения по усмотрению училищного совета. Ниже следует примечание, в котором оговаривается, что бедным ученикам должно определяться пособие для «приобретения для них платья, обуви и других необходимых вещей.

В соответствии с этим проектом. В училище должны были преподаваться следующие предметы:

? караимское вероучение;

? древнееврейский язык;

? русский язык;

? практическая геометрия;

? арифметика;

? география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии;

? сведения из естественной истории и физики;

? чистописание и черчение;

? гимнастика.

Пение должно было преподаваться в том случае, если это позволяли средства училища. Все предметы, кроме караимского вероучения и древнееврейского языка, преподавались согласно программам, выработанным Министерством Народного Просвещения для городских училищ.

Полный курс обучения составлял 6 лет. Учащиеся разделялись, согласно своим познаниям, на три последовательных класса, каждый из которых делился на два отделения с годичным курсом обучения на каждом.[c.9-10АРХИВ241,1,500] В конце каждого учебного года учащиеся проходят испытания в присутствии училищного совета. [c.12АРХИВ241,1,500]

В первый класс дети от семи до десяти лет поступали без всякого испытания; дети же от одиннадцати до пятнадцати лет включительно могли быть приняты в один из последующих классов по выдержании надлежащего испытания из всего пройденного по день их поступления в том отделении, в которое они поступают.

Прошение о поступлении в училище подается на простой бумаге на имя заведующего училищем. К прошению прилагается метрическое свидетельство и свидетельство о привитии оспы. Прием осуществляется один раз в году в начале учебного года, а по соответствующему испытанию и в течение учебного года.[c. 12АРХИВ241,1,500]

В первоначальном проекте предполагалось три преподавателя:

1. преподаватель караимского вероучения и древнееврейского языка во всех трех классах;

2. старший учитель, для преподавания других предметов в двух старших классах;

3. помощник старшего преподавателя, который под его руководством занимается в первом классе обучению детей русскому чтению и письму, объяснительным чтением и преподает арифметику в первом и во втором классах, а чистописание и черчение во всех классах.[с. 9-10 АРХИВ 241,1,500]

Но уже в новом проекте положения полагается еще два учителя с одинаковым образовательным цензом, вместо одного учителя и одного помощника, как это было предложено первым вариантом положения.[с. 55АРХИВ 241,1,500]

Старший учитель, по представлению директора училища и с утверждения Попечителя Одесского учебного округа, назначался заведующим училищем.

Старшим учителем могло быть лицо, успешно окончившее курс учения в одном из учительских институтов, а равно и лицо, выдержавшее в учительском институте полное испытание, как в теоретических научных познаниях, так и в умении преподавать в городском училище.

На старшем учителе, утвержденном в звании заведующего училищем, лежит ответственность за благосостояние училища по всем частям, также ему подчиняются другие служащие при училище лица. Он представляет ежегодно отчет о состоянии вверенного ему училища директору училища.

При училище учреждался училищный совет, состоящий из караимского Таврического и Одесского гахама, который председательствовал в нем, почетного попечителя и преподавателей этого учебного заведения. В соответствии с первым проектом положения об училище, в случае отсутствия или болезни гахама должность председателя исправляют лица, его замещающие.[с. 10-11АРХИВ241,1,500] А уже по второму проекту, в случае отсутствия или болезни гахама председательство предоставляется учителю, заведующему училищем[с. 56АРХИВ 241,1,500]

Училищный совет определял для учащихся однообразную форму, в которой они должны были посещать занятия.

Учебный год длился с 7 августа по 20 июня. Выходными днями были высокоторжественные дни, субботы. Также отдых предполагался в главные караимские (первый и седьмой день праздника Пасхи, Шавуот или Матон-Тора, Теруа или Рош-Гашана, Киппур, первый и восьмой день праздника Кущей и второй праздника Пурим) и христианские (Новый год, Крещение, Рождество, Светлое Христово Воскресение и день Святой Троицы) праздники. В остальные христианские праздники, которые в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения являются выходными, также как и в воскресенье, занятия проводятся только по караимскому вероучению и древнееврейскому языку.

При училище должна была, в соответствии с данным положением, находится библиотека. Также тут сказано, что училище имеет свою печать с государственным гербом и надписью «Караимское училище Соломона Когена». [с. 12 АРХИВ 241, 1,500]

3 октября 1890 г. гахам С.М. Пампулов пишет письмо директору народных училищ Таврической губернии, в котором перечисляет изменения в проекте положения об учреждении в Евпатории киевским купцом С.А. Когеном караимского училища Соломона Когена. Эти изменения были сделаны с учетом замечаний директора народных училищ Таврической губернии. Следует отметить, что не все рекомендации директора нашли свое отражение в новом проекте положения. Например, директор предлагал вместо трех классов обучения в училище ограничиться двумя, но С. Коген отказался внести такого плана поправку, так как посчитал ее неэффективной для обучения детей. Были внесены поправки. Которые оговаривались автором данной работы в ходе изложения основного содержания первого варианта проекта положения об училище.[с. 54-56АРХИВ 241,1,500] Таким образом, проекты отличались друг от друга лишь незначительными изменениями, внесенными в некоторые пункты. Также мы видим, что в новом варианте положения не совпадает с предыдущим количество недельных уроков по разным предметам.(см. приложение )

Училище располагалось в большом двухэтажном жилом доме с фасадом на улицу(Володарского, 4); [рукопись с 69] Этот дом был построен специально для нужд учебного заведения. Также имелось здание для школы и квартир заведующего училищем и преподавателей ремесел. (Володарского, 13)Здесь имелось шесть мастерских - слесарно-кузнечная, столярная, колесная, токарная по металлу, токарная по дереву, а позже и чугунно-литейная. Последняя была создана после смерти Когена его женой Фумла Исааковной и обошлась ей в 20 тысыч рублей.[нар и культ с 105] В этом учебном заведении готовили специалистов высокой квалификации.[евп здр 27 июля 91г] Училище просуществовало до 1919 г. [Кр. изв.№ 36 с. 4 2003]

Караимские девушки могли получить не только начальное, но и среднее образование.[с 40-41 лебедева]

В 1874 г. по инициативе С. М. Пампулова было основано «Общество попечительства о бедных караимах». При нем находилось женское ремесленное училище. [с 47 лебедева]

В конце XIX в. на средства А.М.Гелеловича было открыто бесплатное женское ремесленное караимское училище. Оно получило название «Женское городское училище для бедных девиц им. Гелеловича». Это училище давало возможность девушкам караимского вероисповедания получить общее образование и овладеть ремесленными навыками настолько, чтобы обеспечить свое существование.[с47 лебедева]

5 марта 1899 г. Аарон Моисеевич Гелеолович пишет письмо Таврическому и Одесскому караимскому гахаму, в котором он говорит: «… я имею желание открыть в Евпатории для бедных девиц женское караимское ремесленное профессиональное училище». На это дело Гелеолович жертвует 1551 десятину 2083 ? квадратных саженей земли. [с. 1АРХИВ241,1,771]

28 октября 1899 г. гахам ходатайствует об утверждении этого училища перед директором народных училищ Таврической губернии.[с. 25АРХИВ241,1,771]

Был предложен проект, который не поддержал директор народных училищ. [с. 40 АРХИВ241,1,771]

Позднее этот проект был преобразован в новый.

Занятия в училище начинались с 15 августа и заканчивались 20 июня. Время проведения занятий было следующим: с 8.00 до 13.00 и с 15.00 до 18.00. Были тут и каникулы. Они продолжались с 20 июня по 15 августа, в это время проводились занятия ремеслами с 8.00 до 12.00.

Ученики освобождались от занятий в высокоторжественные дни и главные христианские праздники, а также в субботние дни и главные караимские праздники.

Число учениц, занимающихся в училище бесплатно, составляло 30. Это не исключало обучение тут на платной основе, плата в таком случае устанавливалась училищным советом.

В этом учебном заведении было три класса с общеобразовательными предметами, с годичным курсом обучения в каждом из них, и два класса исключительно практических. В первый класс принимались дети с 8 до 10 лет без экзаменов, а в остальные - с 10 до 16 лет после прохождения испытания.

В училище преподавались следующие предметы:

? караимское вероучение;

? русский язык;

? арифметика;

? чистописание;

? черчение и рисование.

Также тут преподавались такие ремесла:

? швейное;

? белошвейное;

? вышивание;

? вязание;

? модное портняжское и шляпное.

Этот перечень ремесел мог быть дополнен.

Училище располагалось в двух домах и имело, соответственно два отделения: общеобразовательное, включавшее в себя четыре класса и профессиональное, состоящее из трех классов(один год посвящался белошвейному мастерству и два - портняжному, изготовлению дамской одежды). [евп здр 27 июля 91г]В начале XX в. училище переименовали в «Караимское профессиональное женское училище».[с47 лебедева]

С 1898 по 1905 г. шла работа по созданию общества «Вспомоществования нуждающимся», целью которого было помочь бедным девушкам в приобретении приданого при выходе замуж и распространение профессионального практического образования среди караимов обоего пола. [с 131 этнопедагогика]

21 февраля (5 марта) 1898 г. в Евпатории было торжественно открыто единственное в России караимское духовное училище. Назвали его Александровским в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда в Борках в октябре 1888 г.

Создавалось училище на средства, собранные караимской общиной с разных городов империи. В общей сложности было собрано 200 тыс. руб. [с 45 лебедева] С. Пампулов разработал проект Положения об училище, представленный вначале в министерство народного просвещения, а затем переданный на утверждение императору.[пилигримы кр]

Вначале оно располагалось в частном доме по ул. Лазаревской (ныне ул. Революции,54) принадлежащем Б.Каракозу. Однако по мере увеличения числа учащихся очень остро встал вопрос о собственном помещении. Благодаря средствам, собранным национальной общиной из пожертвований караимов всей России, 1913 году возводится здание по проекту архитектора Е.Исаковича.

Место для строительства не случайно было выбрано на углу улиц Александровской (сейчас Пионерская) и Гимназической (Чернышевского). В этом районе в конце ХIХ - начале ХХ века были возведены здания мужской и женской гимназий, женское караимское профессиональное училище. То, что Александровское училище разместили именно здесь, как бы подчеркивало значимость и роль караимской общины в городской жизни.

Училище предназначалось для подготовки священнослужителей, караимских вероучителей, и формирования национальной интеллигенции. Полный курс обучения был расчитан на 7 лет и распределен на 5 классов. [Павленкова единств в рос] Преподавание велось на русском языке. Предметы религиозного характера могли преподавать только караимы. [с 45 лебедева] Изучались как общеобразовательные предметы - русский язык и словесность, география, история, арифметика, немецкий язык и чистописание - так и специальные - догматическое и нравственное богословие, этика, экзегетика, древнееврейский язык.

Первоначально был открыт только один класс, в котором обучалось 32 ученика - 18 из Евпатории, остальные - из Одессы, Харькова, Николаева, Москвы, Симферополя.

Первым инспектором училища назначается статский советник Илья Ильич Казас, ранее преподававший в Симферопольской классической гимназии, высокообразованный человек, автор ряда учебников. Это был талантливый педагог и крупный ученый, филолог, писатель и поэт. Руководил училищем И.И.Казас - со дня его открытия и до 1907 года(12 лет). Рядом с ним работали талантливые и знающие педагоги из местных мужской и женской гимназий - А.И.Стефановский, И.М.Сапицкий, И.А.Пузанов, К.И.Гос, И.Лукашевич.

После революции училище было расформировано. [Павленкова единств в рос]Оно просуществовало 25 лет. Последний выпуск был в 1918 г. [с 45 лебедева]

4. Отношение государства к караимам.

После присоединения Крыма к России караимы и их вероисповедание вызвали пристальный интерес властей, духовенства и ученых. Они постепенно начинают расселяться по территории империи.[с 111 рус- кар разговорник] Еще в 1795г. Екатерина II своим указом приравнивала караимов к прочим жителям Крыма, повелев им оказывать по возможности «выгоды и облегчения». Это было достигнуто благодаря прошению крымских караимов.[ищите в библии евп здр 14 авг 1997] В России караимов считали «с самого принятия их в свое подданство равноправным прочим гражданам Российской империи, пользующимися одинаковым покровительством общих законов».

О положительном отношении к караимам Российского государства и православной церкви свидетельствуют следующие факты. Все бывшие в Крыму цари, члены их семей, и все главы Таврической епархии присутствовали на богослужениях в кенасах, бывали в караимских домах. Во время посещения Александром I в 1818 г. Евпатории он остановился в доме Хаджи Аги Бабовича. Николай II с семьей во время последнего визита в Крым в 1916 г. посещал в Евпатории дом городского головы С. Дувана. [Наука и религ 9 сент 93 с. 33]

Что касается Российского законодательства, то его отношение к караимской общине имеет характер скорее отрицательный, чем положительный. Если принять в расчет количество Российских узаконений касательно прав и состояния караимов, изданных в продолжении целого почти столетия, то нельзя не удивиться незначительности этого количества, особенно если сравнить его с массою разных постановлений и правил, регулирующих отношения некоторых других иноверцев, обитающих в России. Это значит только то, что Российское имперское Правительство считает караимов, с самого принятия их в свое подданство, равноправными со всеми прочими гражданами Российской империи, пользующимися одинаковым покровительством общих законов, а потому и не видело надобности в какой-либо особой регламентации, специально касавшейся членов караимской общины. Поэтому, если изредка и появлялись такие узаконения, то они вызывались, как правило, лишь недоразумениями житейской практики, случайно расходившейся с основными, принципиальными правительственными воззрениями. Данные законы в большинстве случаев отрицательного характера: ими обыкновенно устраняются от караимов те или иные ограничения.[сборн стар грам с XVIII-XIX]

В Государственном архиве АРК в ф.241, оп.1, д.1 хранится множество ходатайств караимского народа о предоставлении им льгот и преимуществ, а также копии документов и переписки по этому вопросу.

19 октября 1821 г. Министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын пишет ходатайство о правах караимского народа на имя Таврического Гражданского Губернатора.

Тут сказано, что «… крымские караимы завели обширные виноградные сады. И в помощь для обрабатывания оных нанимали помещичьих крестьян и других людей». Здесь же князь Голицын говорит, что они просят, чтобы им было позволено «нанимать из христиан работников для земледельчества и для поездок, которые они имеют по торговым делам».

В этом же послании Голицын интересуется у адресата, действительно ли караимы имеют большое садоводство и без помощи работников из христиан оно может расстроиться. Также князь наводит справки, о том, не были караимы замечены в преступлениях. То есть Голицын, по сути, спрашивает о поведении этого народа, так как он передает его просьбу.(АРХИВ С 17,241,1,1)

В 1825 г. на имя императора было написано ходатайство со стороны караимов. В этом послании они «…молят: Простри Великий Государь взор милосердия твоего на нас, караимов, таковых всех, как и татар, природных жителей Крыма, повели облегчить столь неравное наше с татарами, и по совместному сожитию с ними тягостное для них в отношении производства торговли и промыслов положение». Тут же они просят о даровании караимскому духовенству навсегда, по примеру всех прочих религий, изъятия от податей и повинностей.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.