РУБРИКИ

Российская государственная библиотека

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Российская государственная библиотека

p align="left">Нередко авторы приносили в дар Библиотеке Музеев свою первую или особо ценимую ими книгу. Такими дарителями в начале XX века были П.А. Флоренский, М.С. Шагинян, академики и будущие академики В.И. Вернадский, Ю.В. Готье, В.О. Ключевский. О ценности пожертвований в пользу Московского публичного и Румянцевского музеев можно судить по таким примерам.

В коллекции Авраама Сергеевича Норова было 16000 книг. Эта коллекция одних только редкостей до сих пор является жемчужиной фонда РГБ. Ее отличает хороший подбор научных изданий XVIII-XIX вв. В состав ее вошли издания греческих и римских писателей, сочинения Макиавелли, русские научные монографии первой половины XIX в. Исключительную ценность представляет единственная в своем роде коллекция (18 из 26 книг) прижизненных изданий произведений Джордано Бруно с автографом на одной из книг, а также собственноручная рукописная тетрадь Дж. Бруно - "Московский кодекс" (по месту нахождения). В собрании Норова 155 инкунабулов, в том числе "Естественная история" Плиния, изданная в 1469 г. в Венеции, первое иллюстрированное издание "Божественной комедии" Данте (Флоренция, 1481 г.), богатая коллекция эльзевиров.

Собрание исследователя области библиографии Сергея Дмитриевича Полторацкого, вобравшее в себя библиотеку Хлебниковых, было приобретено Румянцевским музеем в 1863-1864 гг. за счет средств, пожертвованных А.И. Кошелевым. В составе коллекции свыше 22000 томов отечественной литературы XVIII-XIX вв., коллекция первых "Русских ведомостей", ценные библиографические пособия, старопечатные книги, рукописи, гравюры. В 1868 г. Полторацкий сам передал Музеям две собственноручные записки Екатерины II и отрывок собственноручной записки Петра I.

Члены императорской фамилии проявляли большой интерес к Московскому публичному и Румянцевскому музеям, неоднократно посещали их, о чем сохранились записи в Книге почетных гостей. Много сделали они и для поддержания и пополнения коллекций Музеев. Александр II в 1861 г. подарил Музеям картину А.А. Иванова "Явление Христа народу". В 1862 г. император пожаловал Музеям 201 картину из отобранных в Эрмитаже специально для Румянцевского музея, а также 20170 листов эстампов и чертежей из дублетов Эрмитажа, помог в приобретении коллекции Норова. Собрание великой княгини Александры Николаевны (3244 тома) в марте 1861 г. было передано в будущие Музеи великой княгиней Ольгой Николаевной.

Наследники императрицы Александры Федоровны в мае 1862 г. передали в Библиотеку будущих Музеев собрание из 9000 роскошных изданий. В последующие годы это собрание неоднократно пополнялось. Великая княгиня Елена Павловна подарила в 1863 г. собрание слепков (121 ед.) со скульптурных памятников Древнего Египта, Ассирии, Малой Азии, Греции с оригиналов из Британского музея. Великий князь, почетный член Румянцевского музея Константин Константинович (К.Р.) не раз передавал сюда книги. В начале XX в. он пожертвовал книги собственного сочинения, в том числе "Сборник стихотворений К.Р. 1900-1910" (СПб., 1911), драму "Царь Иудейский" (СПб., 1914), собственный перевод "Гамлета".

Великий князь Михаил Николаевич в год основания Музеев при посещении их пожаловал диплом, данный графу П.А. Румянцеву на звание генерал-фельдмаршала за подписью императрицы Екатерины II, 1770 г.. напечатанный на большом пергаменном листе с изящными, раскрашенными красками и золотом бордюрами вокруг текста. Великий князь, попечитель Музеев Николай Михайлович в 1912/1913 гг. "препроводил" в Музеи по одному экземпляру своих трудов: "Император Александр I. Опыт исторического исследования". 2 т. (СПб., 1912); "Военная галерея 1812 г. в Зимнем дворце", изданная по высочайшему повелению под редакцией его императорского высочества (СПб., 1912); "Письма высочайших особ к графине А.С. Протасовой" (СПб., 1913); "Генерал-адъютанты императора Александра I с 47 портретами" (СПб., 1913); "Донесения австрийского посланника при русском дворе Лебцельтерна за 1816-1826 гг." (СПб., 1913). Об этих и других дарах и иными путями поступивших в фонд Румянцевского музея коллекциях можно почитать в книге Л.М. Коваль "Не славы ради…" (М., 2000).

1.6. 300-летие Дома Романовых и музеи

В 1913 г. отмечалось 300-летие Дома Романовых. К этому же времени и ко дню рождения Н.П. Румянцева (3 апреля 1913 г.) было приурочено и празднование 50-летия Московского публичного и Румянцевского музеев. Уже говорилось, в связи с пожертвованиями в пользу Музеев, о роли императорской семьи в жизни Музеев. С самого начала попечителем Московского публичного и Румянцевского музеев становился один из великих князей. Члены императорской фамилии избирались почетными членами Музеев.

Они нередко посещали Музеи, оставляя записи в Книге почетных гостей. У Музеев впервые появился покровитель. Им стал император Николай II.

С 1913 г. Московский публичный и Румянцевский музеи в соответствии с высочайшим решением стали именоваться Императорский Московский и Румянцевский музей. В связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, Государственная дума в ходе обсуждения юбилейных мероприятий посчитала, что лучшим памятником этому событию будет "Всероссийский народный музей", роль которого были призваны сыграть Московский публичный и Румянцевский музеи. Это потребовало от директора Голицына, сотрудников Музеев мобилизации всех организаторских, интеллектуальных, материальных усилий. И хотя официально "Всероссийским народным музеем" Румянцевский музей никогда не назывался, но, по сути, в годы директорства Голицына Музей был таковым. Князь Василий Дмитриевич Голицын прекрасно понимал, сколь значительно должно быть общественное лицо этого народного по существу и императорского по имени Музея. При нем в состав почетных членов Музеев, наряду с выдающимися государственными деятелями России, избираются российские и зарубежные ученые, директора ведущих библиотек и музеев. С 1913 г. Библиотека Музея впервые стала получать деньги на комплектование фонда.

1.7. Дом Пашкова

Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVII в. И.Рихтер.

Не удивительно. Представьте себе: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад. Устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы - китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили прогуливаться горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в "замке" и театральные представления. Современники вспоминали, что хозяева дома "жили всегда весело и открыто".

Пашков дом, так еще называли это архитектурное чудо, был построен в 1784-1787 гг. по заказу отставного офицера, богатого купца, сына денщика Петра Великого, служившего после Петра губернатором в Воронеже, Астрахани, бывшего членом военной коллегии. Сына звали Петр Егорович Пашков (1721-1790). А споры по поводу зодчего, построившего дворец на Ваганьковском холме, велись издавна, т.к. документов, подтверждающих авторство, не сохранилось. Большинство специалистов склоняется к тому, что автором этого чуда был знаменитый русский зодчий Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799), воспитанник Славяно-греко-латинской академии, член Академий художеств в Болонье и Флоренции, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.

П.Е. Пашков умер бездетным. Жена ненадолго пережила его. Все владения П.Е. Пашкова перешли к его двоюродному брату А.И. Пашкову, который расширял и украшал дом. С 1831 г. последней владелицей дома была внучка А.И. Пашкова, по мужу Д.И. Полтавцева.

В 1839 г. Пашков дом, по высочайшему повелению, был приобретен для Университетского дворянского института, а с 1852 г. в Пашковом доме помещалась Московская 4-я гимназия.

Но в 1812 г. Пашков дом был еще частным владением. Когда французы вошли в Москву, Стендаль был в Пашковом доме и описал его. Во время Отечественной войны 1812 г. дом серьезно пострадал от пожара. Выгорели интерьеры, обрушилась крыша. Несмотря на то, что дом был частной собственностью Пашковых, деньги на реставрацию самого красивого здания Москвы были отпущены из казны. Авторами реставрации Пашкова дома исследователи называют архитекторов О.И. Бове, С.И. Мельникова и И.Т. Таманского. Бельведер, восстановленный после пожара, имел уже не свободно стоящие колонны, а примыкающие к стене парные полуколонны. Утрачены скульптура, первоначально завершавшая бельведер, и герб Пашкова в обрамлении скульптурной группы, венчавший центральный портик со стороны Моховой улицы. При реставрации были сохранены внутренние пропорции здания. К 1817 г. дом был восстановлен.

В Третьяковской галерее висит картина художника Н.С. Матвеева, посвященная событию, прямо связанному с Пашковым домом. Когда в 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм Ш, отец супруги будущего императора Николая I, посетил Москву, то пожелал он увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Посмотрел король на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она наша спасительница". Это и запечатлено на картине Н.С. Матвеева.

В 1850-е гг. по всей Российской империи ширилось движение за демократические реформы, за создание учебных заведений, библиотек, за открытие музеев. Идея создания общедоступной библиотеки владела умами и в Москве - в канун реформы 1861 г. Такая библиотека вот уже полвека имелась в северной столице - Санкт-Петербурге - Императорская публичная библиотека. В Первопрестольной же, кроме научной библиотеки Московского университета, книжных лавок да еще богатых личных книжных собраний, никаких других библиотек больше не было. Румянцевский музей в Санкт-Петербурге приходил в упадок. 3 мая 1861 г. Высочайшим повелением Румянцевский музей был переведен в Москву. Не последнюю роль в решении вопроса о переводе Румянцевского музея в Москву сыграло предоставление под размещение Румянцевских коллекций именно Пашкова дома, где до того располагалась 4-я гимназия, находившаяся в подчинении попечителя Московского учебного округа Н.В. Исакова. Он чрезвычайно много сделал для положительного решения вопроса о переводе в Москву Румянцевского музея, предложил перевезти именно в Пашков дом Румянцевский музей и, объединив его с коллекциями Московского университета, отобранными для создания Московского публичного музея, разместить их под одной крышей Пашкова дома. Комиссия, изучавшая этот вопрос, сочла знаменитый дворец подходящим для пребывания здесь музеев. Н.В. Исаков стал первым директором Московского публичного и Румянцевского музеев.

Под руководством архитекторов Н.В. Дмитриева и К.К. Рахау в доме была проведена необходимая реконструкция для размещения фондов Музеев. В здании манежа разместился читальный зал, вход в который был устроен со стороны Знаменки. В зале было 20 мест и работал он только световой день. Переходы и анфилады комнат первого этажа главного корпуса были заняты книгохранилищем. Весь второй этаж главного корпуса был отведен для экспозиции иностранной живописи, а на третьем этаже размещался отдел русской живописи. Здесь были представлены подаренные Александром II картина А.А. Иванова "Явление Христа народу" и 201 картина из отобранных в Эрмитаже специально для Московского публичного и Румянцевского музеев, другие картины, принесенные в дар Музеям жертвователями. В перестроенном помещении конюшен были сосредоточены собрания этнографического музея. В левом флигеле Пашкова дома, в нижнем этаже со стороны Знаменки в 1860-е гг. располагалось минералогическое отделение. В 1870-1880-е гг. на месте минералогического отделения расположился читальный зал. Сначала в нем было 80 мест, а к началу века XX-го уже 180 мест, и проведено электричество. В этом зале читали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев и многие другие. Дежурным при читальном зале последнюю четверть XIX в. служил великий философ и идеальный библиотекарь Н.Ф. Федоров.

Не только сами Музеи требовали больших расходов на поддержание коллекций, приобретение новых, на обслуживание, на жалование сотрудникам, но и Пашков дом нуждался в постоянном к себе внимании. В 1870 г. директор Музеев В.А. Дашков, обеспокоенный "крайне обветшалым состоянием зданий Музеев", пишет министру народного просвещения, что средств, отпущенных Министерством (7226 р. 50 к.) для исправления этого положения, явно недостаточно, и что ввиду этого он вынужден, был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице временного купца А.А. Захарова. Проникнутый искренним желанием содействовать успехам Московского публичного и Румянцевского музеев, упомянутый к-ц Захаров по объявлению моему о неимении Музеями средств для приведения их зданий в должный порядок, изъявил готовность безвозмездно принять на себя все вышеизложенные исправления и сверх сего устроить кабинет при хранилище рукописей, помещение для канцелярии, квартиру смотрителя Музеев и казарму служителей, обязавшись исполнить все эти работы из своих материалов и своими мастеровыми людьми по сметам, предварительно составленным архитектором Дмитриевым". Император пожаловал "временно московскому 2-й гильдии купцу, из крестьян, Алексею Захарову, золотую медаль с надписью "За усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте за пожертвование его в пользу Московского публичного и Румянцевского музеев".

В 1895 г. был проведен капитальный ремонт Пашкова дома. Ремонт проводился много раз, к примеру, в августе 1896 г. после большого пожара в библиотеке Музеев. В 1925 г. проведен капитальный ремонт Пашкова дома, начата перепланировка помещений, что дало прирост полезной площади в 3281 кв.м. В октябре 1927 г. при содействии академика А.С. Щусева и архитекторов И.П. Машкова, И.И. Рерберга, Е.В. Шервинского была проведена "продуманная" реставрация Пашкова дома, проведена, хотя и неполная, электрификация здания, рабочих залов и книгохранилищ.

Музеи ширились, коллекции росли. Требовались расширение площадей, определенные перестройки внутри самого Пашкова дома и пристройки к нему. В 1913-1914 гг. архитектор Л.Н. Шевяков построил новую картинную галерею с Ивановским залом. В 1914 г. было пристроено новое книгохранилище на 500 000 т. Особые неудобства испытывали читатели - мест в читальном зале давно не хватало. Читатели сидели на подоконниках, в комнатах для служителей. В 1915 г. Шевяков объединил помещения 2 и 3-го этажей главного корпуса в один двусветный зал с верхним светом, и был открыт читальный зал на 300 мест. Как отмечали специалисты, "перестройка выполнена с достаточным архитектурным тактом и не нарушает общего композиционного замысла сооружения". Зал был действительно прекрасен. Его описывали в газетах и журналах, живописали художники, фотографы оставили нам много его изображений. Зал этот в разные годы назывался просто Читальным залом, Главным читальным залом, Общим читальным залом, Залом для чтения диссертаций. И во все годы его существования, с 1915 до 1988 г., читатели видели на тех же столах те же особенные зеленые лампы, ту же волшебную хрустальную люстру, и благодарили судьбу за радость общения с прекрасным и возможность приобщиться к мудрости веков.

После решения Наркомпроса (1921 г.) об отделении музейных коллекций теперь уже (с 1917 г.) Государственного Румянцевского музея от Библиотеки и отдела рукописей, под книги и рукописи был передан весь Пашков дом. В самом доме стала работать ликвидационная комиссия, которой предстояло передавать музейные коллекции в другие музеи по своему профилю: западную живопись и графику - в Музей изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), русскую живопись - в Третьяковскую галерею, нумизматику, археологические материалы, другие древности - в Государственный исторический музей, этнографическая коллекция - в Центральный музей народоведения и т.д. Хранились в Государственном Румянцевском музее и предметы из золота и серебра. Их передавали в Государственное хранилище ценностей (Гохран). А где ценности, там неизбежна и детективная история. Слух о драгоценностях, хранящихся в Пашковом доме, распространился. 17 июля 1921 г. неизвестный злоумышленник, спрятавшись за витринами этнографического отдела после ухода посетителей, и, не имея возможности проникнуть дальше железных дверей одной комнаты, набрал разные этнографические предметы из блестящего сплава, которые грабитель принял за изделия из благородных металлов. Он хотел унести краденое через окно второго этажа. Во внутреннем дворе Пашкова дома охрана Музея попыталась остановить грабителя. Вор бросил награбленное и бежал. Но, оказывая сопротивление, он убил работника Музея Ивана Николаевича Байкова, члена большой библиотечной династии. Отец его Николай Никандрович Байков проработал в Пашковом доме с 1901 по 1952 г.

В 1930 г. начинается строительство нового здания Библиотеки. Строительство и освоение здания завершилось к 1960 г. И все эти годы, вплоть до 1988 г. Пашков дом продолжал выполнять свою культурную, научную и эстетическую миссию. Только все чаще называли его старым зданием Ленинской библиотеки.

В годы Великой Отечественной войны в здании Пашкова продолжали работать читальные залы. В мае 1942 г. в красивейшем Румянцевском зале был открыт Детский читальный зал. Во время воздушной тревоги дети прятались в специально оборудованном бомбоубежище в подвале Пашкова дома. Это бомбоубежище дети называли "Кошкин дом". Все окна в Пашковом доме в целях сохранности во время бомбардировок были заклеены бумажными крестами. Специально выделенные сотрудники следили за соблюдением светомаскировки. Во дворах и на крыше дежурили (каждый по три раза в неделю после основной работы) сотрудники, входившие в пожарное звено команды МПВО. Только на крыше Пашкова дома было обезврежено более 200 зажигательных бомб. Фугасные бомбы, сброшенные фашистами на Моховой и на Университет, нанесли определенный урон и зданиям Библиотеки. В Акте "Об ущербе, причиненном немецко-фашистским захватчиками Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина воздушными бомбардировками" от 30 сентября 1944 г. было сказано, что старое здание (Пашков дом) находится на учете и охране памятников старины. Согласно Постановлению Совета министров РСФСР за № 1327 от 30 августа 1960 г. дом Пашкова был взят под охрану государства как архитектурный памятник.

Завершилось строительство нового здания Библиотеки, Библиотека получила освободившееся здание по Моховой, 16. Пашков дом продолжал оставаться в строю. Менялись размещаемые здесь отделы, и сотрудники их неизменно с гордостью говорили, что работают они в Пашковом доме.

Середина 1980-х гг. стала началом трагедии этого "волшебного замка". Строительство 4-й линии метро (станция "Боровицкая") под национальной библиотекой, государственным книгохранилищем нанесло урон всем зданиям Библиотеки, но, прежде всего Пашкову дому. В конце 1985 г. началась активная проработка вопросов реконструкции Библиотеки. Согласно победившему на конкурсе и утвержденному плану реконструкции в Пашковом доме должны были разместиться Музей книги и Музей истории Библиотеки. Специалисты по охране памятников категорически высказались против размещения в Пашковом доме после реконструкции фондов и читальных залов из-за непрочности перекрытий в доме, что позволило бы сохранить этот шедевр архитектуры.

В 1988 г. в связи с аварийным состоянием Пашкова дома все отделы Библиотеки вынуждены были из него выехать: отдел диссертаций переместился в Химкинский комплекс, фонд микрофильмов - на улицу Винокурова, архив Библиотеки и отдел гигиены и реставрации - на Пятницкую ул. Началось каждодневное разрушение красоты. Нельзя сказать, что никаких работ по поводу Пашкова дома не ведется. Но разрушение идет по нарастающей. А изображения Пашкова дома по-прежнему появляются в книгах, альбомах, на открытках и марках, на значках, на произведениях искусства и быта. О нем писали и пишут в серьезных научных трудах и художественных произведениях. Помните, у Булгакова: "На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краёв". А газеты всё пишут и пишут о Пашковом доме: о его красоте, о его разрушении, о необходимости его реставрации, о тайнах, связанных с этим домом и его окрестностями. Не раз писали и о подземных тайниках, колодцах, ходах вблизи Пашкова дома. Неудивительно, ведь земля историческая. С XV в. здесь, на Ваганьковском холме, был княжеский дворец, потом опричный двор, дворовое место, казенный двор для семейства царского брата, земли раздавались дворовым людям, боярам, церквям и монастырям. На месте же самого Пашкова дома, по мнению историков, был либо дворец А.А. Меньшикова, либо Потешный двор, возобновленный в XVIII в. Да и пожары с XV в. не однажды уничтожали все строения. Как тут не быть загадкам. Последняя такая загадка - обнаружение в начале 1990-х гг. глубокого колодца диаметром 5 метров, уходящего вниз на 20-25 метров, с древней белокаменной кладкой. Что это - вход в систему старинных подземных ходов, пронизавших всю центральную Москву? Или это - водонапорная башня, опущенная глубоко под землю, чтобы не портить внешний вид усадьбы Пашкова? Историки еще спорят. Спорят и о другой таинственной находке под подвалом дома, названной "черным ящиком". Этот большой кирпичный короб, скорей всего, представлял собой остатки старинного княжеского терема, использованные под фундамент более позднего строения. Вопросы, вопросы… Ясно одно - надо срочно спасать Пашков дом, иначе потомки нам этого не простят.

1.8. Читатели

Важнейшей причиной перевода Румянцевского музея в Москву и основания Московского публичного и Румянцевского музеев была острая потребность именно в публичной общедоступной библиотеке. Первый читальный зал в Пашковом доме был открыт для "читающей публики" 14 (2) января 1863 г. "Московские ведомости" 30 декабря 1862 г. помещают объявление об открытии читального зала и "Правила для посетителей залы для чтения Библиотеки Московского публичного музея", где было записано: "1. Зала для чтения Библиотеки Московского публичного музея открыта посетителям только для занятий. 2. Читальная зала открыта круглый год, кроме воскресных и табельных дней, от 10 часов утра до 3-4-х по полудни, смотря по времени года. 3. Занятия допускаются вообще только в читальной зале. Для работ, требующих отдельного помещения, испрашивается особое разрешение директора…". В "Правилах для гг. посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев", утвержденных Министерством народного просвещения 27 сентября 1869 г. сделаны существенные дополнения: "4. Курение табаку воспрещается не только в здании Музеев, но и на дворах и подъездах оного…9. Если прислуга обратилась не почтительно с кем-либо из посетителей, в таком случае покорнейше просят тотчас заявлять об этом г. Смотрителю". В зале насчитывалось 20 читательских мест.

Потребность москвичей в расширении возможностей читального зала росла постоянно. В 1870-е гг. в левом флигеле Пашкова дома был открыт новый красивый двухсветный читальный зал на 120 мест. В конце XIX в. вместо газового в нем было установлено электрическое освещение. Читальный зал Румянцевского музея посетило в 1902 г. 69 899 человек, в 1903 - 85 447, в 1904 - 100 396, в 1905 - 75 619, в 1906 - 96 512 читателей. Основную массу читателей составляли учащиеся, потом чиновники, преподаватели средних и низших учебных заведений, врачи, инженеры и техники, бухгалтеры и др. Среди читателей первой публичной библиотеки Москвы были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский. В начале XX в. Зал был расширен до 180 мест. Но количество посещений в день значительно превышало возможности зала: 1902 - 461 посещений, 1903 - 530, 1904 - 654, 1905 - 496, 1906 - 617. Мест в зале не хватало.

В декабре 1909 г. группа сотрудников Музеев во главе с директором И.В. Цветаевым обращается через печать с Воззванием к российскому обществу о сборе средств на постройку нового Читального зала: "Пусть общество вспомнит о национальной гордости нашей, о драгоценнейшем достоянии - Библиотеке Румянцевского музея, собранной столетними усилиями из частных пожертвований… Музей и его Библиотека целиком выросли на частную инициативу. Неужели русское общество и теперь не протянет руку помощи Музею, не вспомнит о наболевшей нужде своих детей, ищущих книгу в его Читальном зале? С верой в то, что на призыв Музея откликнутся нам не зримые сейчас люди, мы обращаемся к русскому обществу". Воззвание не осталось безответным. Но собранных средств было не достаточно. Только в 1915 г. в центральной части Пашкова дома была проведена соответствующая реконструкция и открыт новый Читальный зал на 300 мест. Зал был очень красив. О нем писали все московские газеты и журналы, зал фотографировали, писали с него картины. Много десятилетий этот зал был Главным читальным залом и Ленинской библиотеки.

Ежегодно Отчеты о работе Музеев публиковали социальный состав читателей Библиотеки Музеев… Год от года незначительно менялся лишь количественный показатель посещаемости отдельными категориями. В 1906 г. появляется новая категория читателей в Румянцевском музее - рабочие. Значительное место среди читателей Библиотеки занимали женщины, и численность женщин-читательниц с годами возрастала. Так, в 1903 г. число женщин, посещавших Читальный зал, по отношению к читателям-мужчинам составило 25,4%, а в 1904 - 28,9 %. Всего в 1904 г. Библиотеку посетила 2601 женщина, в числе которых: учащиеся, учительницы средних и низших учебных заведений, занимающиеся литературным трудом, художницы, женщины-врачи, зубные врачи, фельдшеры, акушерки, массажистки, служащие в городских и земских учреждениях, состоящие на частной службе, прочие посетительницы.

Москва второй половины XIX - начала XX в. - крупнейший промышленный и культурный центр России. В то время здесь жили и творили выдающиеся ученые: К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, В.О. Ключевский; писатели: Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Островский, В.Г. Короленко, А.П. Чехов; художники: В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов; композиторы: П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин; артисты: М.П. и П.М. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Хохлов и др. Многие из них были читателями Библиотеки Румянцевского музея. Сорок лет читателем этой Библиотеки был Л.Н. Толстой. В его жизни большую роль играли фонды Музеев, сам Читальный зал, люди, которые в то время служили в Московском публичном и Румянцевском музеях: Е.Ф. Корш, Н.Ф. Федоров, директора Музеев В.А.Дашков, М.А. Веневитинов. Толстой записывал в своем Дневнике: "сегодня пойду к Николаю Федоровичу", и это означало, что пойдет он в Румянцевский музей.

14 апреля 1888 г. Толстой оставил свой автограф в "Книге для записывания имен посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев". Неоднократно Музеям дарил свои книги и рукописи. С его согласия рукописи писателя были переданы в Музеи. Здесь, в Читальном зале Библиотеки Румянцевского музея, над иллюстрациями к произведениям Л.Н. Толстого трудился известный художник академик Л.О. Пастернак. Читателем Библиотеки Румянцевского музея был и В.И. Ленин. Его имя, как и имена сотен наших читателей, их собственной рукой записаны в "Книге собственноручных записей читателей", которая бережно сохраняется в Архиве РГБ.

О росте посещаемости читального зала свидетельствуют такие цифры: в 1870 г. читальный зал посетило 5000 читателей, в 1915 - 107058.

2. РГБ в XX-XXI вв.

2.1. Музей, Библиотека после 1917 г.

К началу 1920-х гг. Библиотека Московского публичного и Румянцевского музеев, Императорского Московского и Румянцевского музея (с 1917 г. - Государственного Румянцевского музея (ГРМ) была уже сложившимся культурным, научным центром. Василий Дмитриевич Голицын продолжал до марта 1921 г. оставаться директором ГРМ. С марта 1921-г. до октября 1924 г. директором Государственного Румянцевского музея. Всероссийской библиотеки имени Владимира Ильича Ульянова (Ленина) был служивший в Музеях с 1910 г. будущий известный писатель, автор книг "Три цвета времени", "Осуждение Паганини", "Стендаль и его время" и других, Анатолий Корнелиевич Виноградов. Он ушел с поста директора по болезни и его место заняла временная Коллегия по управлению во главе с заведующим научным отделом Всеобщей истории, профессором Дмитрием Николаевичем Егоровым (октябрь 1924 г. - 4 февраля 1925 г.). С 5 мая 1925 г. директором Библиотеки, которая с 6 февраля 1925 г. была преобразована в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина, был назначен доктор, профессор историк партии, государственный и партийный деятель Владимир Иванович Невский.

После его ареста в 1935 г. (в 1937 г. расстрелян) директором была впервые в истории Библиотеки, была назначена женщина Елена Федоровна Розмирович, участница революционного движения, государственного строительства. В 1939 г. она была переведена на должность директора Литературного института, а директором Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина стал бывший директор Государственной публичной исторической библиотеки Николай Никифорович Яковлев. Коллегиальным совещательным органом при директоре Музеев, потом Библиотеки были до 1917 г. Комитет, Совет, после 1917 г. - Ученая коллегия, с 14 марта 1921 г. - Ученый совет.

Возвращение в марте 1918 г. столицы в Москву изменило статус Библиотеки, которая вскоре становится главной библиотекой страны. Все изменения в государстве непосредственно сказывались на изменении характера деятельности Библиотеки, составе ее фонда, составе читателей, объеме и формах обслуживания. В стране происходила культурная революция, цель которой нарком просвещения А.В. Луначарский определил как формирование всесторонне развитой гармонической личности. Для этого, по мнению ее организаторов, необходимо было привлечь на свою сторону "старую" интеллигенцию, использовать "старое" культурное наследие, создать новую интеллигенцию, формировать новое мировоззрение, вытеснив религиозное и буржуазное сознание. Росла грамотность населения. Если в 1897 г. грамотность у людей в возрасте свыше 9 лет составляла 24 %, в 1926 - 51,1 %, то, согласно данным Всесоюзной переписи 1939 г., грамотность достигла 81,2 %. К концу 1920-х гг. 82 % высших должностей в промышленности занимали специалисты, подготовленные до революции; 90 % научных работников начали свою научную деятельность до революции; 1/3 специалистов народного хозяйства составляла буржуазная интеллигенция; 54 %, а в некоторых случаях 83 % командиров Красной Армии были выходцами из старой армии. В то же время за 1918-1928 гг. была подготовлена 31 тысяча специалистов с высшим образованием, а в 1933-1937 гг. из стен вузов выпускалось по 74 тысячи специалистов ежегодно. Изменения в культуре были направлены прежде всего на обеспечение ускоренной индустриализации. Административная система была вынуждена использовать талантливых людей, воспитанных еще до революции. В новых общественно-политических условиях Библиотека продолжала свою традиционно высокую миссию учреждения культуры -собирать и бережно сохранять фонд, делать его оптимально доступным для нового читателя.

В 1921 г. Библиотека становится государственным книгохранилищем. Библиотека выполнила свою историческую миссию по собиранию, сохранению и предоставлению пользователям книжного и рукописного фонда, приняв участие в реализации Постановления ЦИК 1918 г. "Об охране библиотек и книгохранилищ", вобрав в свои фонды брошенные, бесхозяйные, национализированные книжные коллекции.

С самого основания Музеев их Библиотека, вслед за Библиотекой Академии наук и Императорской публичной библиотекой, получила право сохранять то, что цензура запрещала хранить другим библиотекам. Теперь, в 1920-1930-е гг., эта функция Библиотеки приобрела новое чрезвычайное значение. В 1920 г. в Библиотеке создается секретный отдел. Доступ к фондам этого отдела был ограничен. Но сегодня, когда ограничения сняты, надо отдать должное нескольким поколениям сотрудникам этого отдела за то, что они сохранили книги тех, кто уехал из России после революции, книги больших ученых, писателей с "философского парохода" 1922 г., участников многочисленных групп и ассоциаций деятелей культуры от РАППа до союзов буржуазной интеллигенции, жертв борьбы с формализмом в литературе и искусстве, тысяч репрессированных. В условиях коренных изменений в классовой структуре советского общества, идеологических чисток, репрессий Библиотека сумела сохранить фонд специального хранения.

Пользуясь благоприятными условиями, предоставленными ей как главной библиотеке страны (14 июля 1921 г. - Постановление Совнаркома "О порядке приобретения и распространения иностранной литературы", другие постановления) Библиотека ведет большую работу по комплектованию иностранной литературы и прежде всего иностранных периодических изданий.

Создание Союза ССР, формирование многонациональной советской культуры предопределили одно из важнейших направлений комплектования фонда Библиотеки - собирание литературы на всех письменных языках народов СССР. Был создан Восточный отдел с группой (сектором) литературы народов СССР, в короткие сроки организована обработка этой литературы, создана соответствующая система каталогов, обработка литературы и каталоги были максимально приближены к читателю.

Особо следует сказать о систематическом каталоге. До 1919 г. фонд Библиотеки Румянцевского музея находил отражение только в одном, алфавитном, каталоге. К этому времени объем фонда уже превысил миллион единиц. О необходимости создания систематического каталога говорили и раньше, но за отсутствием возможностей вопрос откладывался.

В 1919 г. Государственному Румянцевскому музею отпускаются на его развитие значительные средства, что позволило увеличить штат, приступить к созданию новых советских таблиц библиотечно-библиографической классификации, построению на их основе систематического каталога. Так началась огромная работа, потребовавшая не одно десятилетие труда не только сотрудников Библиотеки, других библиотек, но и многих научных учреждений, ученых разных областей знаний.

Получение Библиотекой с 1922 г. двух обязательных экземпляров всех печатных изданий на территории государства позволяло, в том числе оперативно предоставлять тысячам читателей не только литературу на языках народов СССР, но и ее переводы на русский язык. Все это особенно после 1938 г., когда было введено обязательное преподавание русского языка во всех национальных школах, делало многонациональную литературу доступной каждому. Роль Библиотеки в распространении многонациональной литературы значительна. Библиотека не только полнила свои фонды, но и много делала для сохранения их. В отделе хранения была создана группа гигиены и реставрации с научно-исследовательской лабораторией.

Богатейший многонациональный фонд главной библиотеки страны, постоянно совершенствуемая система обслуживания, справочно-библиографического обслуживания позволяли Библиотеке занимать свое достойное место в системе учреждений культуры страны, в сохранении культурных ценностей, в оказании воздействия на общественное сознание. Тесная связь с другими учреждениями культуры определялась тем, что с самого основания первой московской публичной библиотеки одну из самых главных задач она видела в активном распространении культуры: выставки, экскурсии, помощь читателям в их работе. Исторические условия 1920-1930-х гг. подсказали новые формы этой работы. В стране создаются Дома и Дворцы культуры, открываются Парки культуры. Ленинская библиотека открывает свои филиалы в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького (1936 г.). Позже аналогичные филиалы были созданы в Парке "Сокольники", в Доме культуры детей железнодорожников. В свой филиал в ЦПК и О им. М. Горького Библиотека выделила 9000 книг и только за летние месяцы 1936 г. этот филиал посетило 99000 читателей. На правах филиала с 1926 г. в Ленинской библиотеке был Дом-Музей А.П. Чехова в Ялте.

Тесно была связана Библиотека с театрами. Вот что писалось в приветствии от Ленинской библиотеки на 30-летие Московского художественного академического театра в октябре 1928 г.: "Новые постановки Художественного театра всегда бывали результатом настойчивой и творческой исследовательской работы. Изучение книжных источников, художественных собраний, предварительные рефераты, часто - печатные статьи, объясняющие пьесу в понимании режиссуры - определяли Театр именно как ученого-исследователя. Для людей науки гостеприимно раскрыты двери Публичной библиотеки Союза ССР имени В.И. Ленина, и она не раз видела у себя группы работников Театра для многосторонних занятий которых отводились отдельные залы. Теперь Библиотека несет свое поздравление юбиляру в твердой уверенности, что и впредь она также будет общаться с работниками Театра на почве совместного труда".

Выставка, посвященная М.Горькому.

Особо тесно была связана Ленинская библиотека с литературой, с писателями. В Библиотеке в 1920-1930-е гг. создается Центральный литературный музей, в 1925 г. в ее состав входят Музей А.П. Чехова в Москве, Музей Ф.М. Достоевского, Музей Ф.И. Тютчева "Мураново", Музей М. Горького, Кабинет Л.Н. Толстого, создается Музей книги. Здесь организуются выставки, посвященные писателям (И.С. Тургеневу, А.И. Герцену, Н.А. Некрасову, А.С. Пушкину, М. Горькому, др.). Библиотека принимает самое активное участие в издании полных научно-подготовленных собраний сочинений Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, чьи архивы хранились в Ленинской библиотеке.

В 1937 г. вся страна склоняла голову перед памятью А.С. Пушкина в год 100-летия со дня его гибели. Вот что делала Библиотека тогда. В 1937 г. в отделе национальностей Библиотеки были выделены произведения Пушкина на 53 языках народов СССР. В отделе рукописей были отпечатаны негативы со всех Пушкинских автографов. В отделе редких книг был приобретен ряд первых прижизненных изданий поэта. Был издан библиографический указатель "А.С. Пушкин". На предприятиях (Завод имени М.И. Калинина, СВАРЗ, "Красный текстильщик", Дорхимзавод) проведено 2 теоретические конференции, выступили докладчики (было подготовлено 14 докладчиков). Проведено 4 Пушкинских вечера в общежитиях и на квартирах рабочих-стахановцев. Было выпущено 3 бюллетеня "За что мы любим Пушкина". В помощь библиотекам заводов давались консультации по вопросам организации выставок, посвященных А.С. Пушкину. В филиале Библиотеки в ЦПК и им. М. Горького был организован общемосковский конкурс на лучшее чтение произведений Пушкина.

Еще раньше Библиотеку посещали В.В. Маяковский, М. Горький и многие другие писатели. В Доме литераторов в Москве на Мемориальной доске - 70 имен писателей, погибших в Финской и Великой Отечественной войне. От репрессий погибло 100 московских писателей. А по стране - около 1000. Их произведения сохранены Библиотекой. А.К. Виноградов ушел с поста директора по болезни, но продолжал работать в Библиотеке. 8 октября 1928 г. "Вечерняя Красная газета" писала: "РКИ [Рабоче-крестьянская инспекция] произвела обследование Ленинской публичной библиотеки (б. Румянцевской) и установила, что библиотека стала убежищем для группы контрреволюционно настроенной интеллигенции, всячески мешающей наладить работу. В числе сотрудников значились 62 бывших дворянина, 20 потомственных почетных граждан. Все они не имели ничего общего с библиотечным делом до 1918 г. РКИ требует снятия с работы 22 человек, в т.ч. А.К. Виноградова (бывший директор библиотеки), помощников библиотекаря Е.В. [Ю.В.] Готье и Д.С. [В.С.] Глинку, зав. хранилищем К.Н. Иванова и др.".

Другой директор Библиотеки В.И. Невский начинает строительство нового здания Библиотеки, перестраивает всю работу Библиотеки, помогает изданию Троицкого списка "Русской правды" из отдела рукописей, активно участвует в деятельности издательства "ACADEMIA" (несколько вышедших под общей редакцией Невского томов серии "Русские мемуары, дневники, письма и материалы" по истории литературы, общественной мысли построены на материалах фонда Библиотеки и отличаются высоким научным уровнем, культурой издания). В.И. Невскому и Д.Н. Егорову принадлежали "общий замысел и общее руководство осуществлением" сборника "Смерть Толстого". Невский написал вступительную статью к этому сборнику. Д.Н. Егоров был репрессирован, умер в ссылке. В.И. Невски5 г. репрессирован, в 1937 г. расстрелян. Репрессированы были директор Государственного Румянцевского музея В.Д. Голицын (1921 г.), историки, кадровые сотрудники Библиотеки Ю.В. Готье, С.В. Бахрушин, Д.Н. Егоров, И.И. Иванов-Полосин в 1929-1930 гг. были арестованы по Академическому делу. Десятки сотрудников Библиотеки были репрессированы в 1920-1930-е гг. Их имена мы сейчас пытаемся восстановить.

Говоря о Библиотеке и культуре 1920-1930-х гг., следует особо подчеркнуть донорскую, "материнскую" роль Ленинской библиотеки. В 1921 г. было принято вынужденное решение об отделении музейных коллекций от собственно Библиотеки и отдела рукописей ввиду отсутствия необходимых площадей для выполнения Библиотекой её функций. Сотни и тысячи музейных предметов, бесценных картин, гравюр, скульптур, этнографических, археологических материалов пополнили Музей изящных искусств, Третьяковскую галерею, Исторический музей. Литературный музей стал самостоятельным. Отделились от Библиотеки и продолжили самостоятельную жизнь Музеи Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Ф.И. Тютчева, М. Горького, позже - Дом-Музей А.П. Чехова (Ялта). "Ушли" из Библиотеки с любовью переданные в свое время именно в Московский публичный и Румянцевский музеи и бережно сохраненные ими, Государственной библиотекой СССР им. В.И. Ленина до 1937-1939 гг., когда были приняты соответствующие решения правительства, рукописи А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Они стали украшением "Пушкинского дома" (Санкт-Петербург) и Музея Л.Н. Толстого (Москва).

В 1920-1930-е гг. Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина - ведущее научное учреждение. Прежде всего, это крупнейшая информационная база науки. Нет в стране ученого, который бы не обратился к этому источнику мудрости. Нет в мире руссиста, который бы не поработал в Ленинке. 1920-1930-е гг. - это время больших достижений в отечественной науке. Успехи ее связаны с именами Н.И. Вавилова, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, И.П. Павлова, К.А. Тимирязева,Э А.П. Карпинского, В.И. Вернадского, Н.Е. Жуковского, И.В. Мичурина. Вот что писалось в приветствии Библиотеки в адрес Академии наук СССР 27 июля 1925 г.: "Всесоюзная библиотека имени Ленина счастлива принести свой восторженный привет Всесоюзной Академии наук. Ваше семя - наши закрома; уточнение нивы, подготовка новых жатв - общие: лаборатории, ученые кабинеты, специальные институты, библиотека - сплетаются в единый творческий созидающий круг и ни одно звено этой могучей учено-рабочей цепи не может считаться излишним".

3 мая 1932 г. Постановлением Совнаркома РСФСР Библиотека включена в число научно-исследовательских учреждений республиканского значения.

В Библиотеке по совместительству или внештатно трудились в эти годы, ведущие ученые страны, помогая создавать первую советскую библиотечно-библиографическую классификацию, в 1981 г. ставшую единственной библиотечной работой, удостоенной Государственной премии в области науки. Крупнейшие ученые, такие как физико-географ А.А. Борзов, астроном С.В. Орлов, историки Ю.В. Готье, Д.Н. Егоров, Л.В. Черепнин, С.В. Бахрушин, филологи В.Ф. Саводник, С.К. Шамбинаго, Н.И. Шатерников, книговед Н.П. Киселев, литературовед И.Л. Андронников и многие другие трудились в большинстве своем в академических институтах в Московском университете. Одновременно они вносили большой вклад в развитие Библиотеки как научного учреждения, помогали в создании Систематического каталога, в справочно-информационной работе, в подготовке научных изданий. Но вклад Библиотеки в науку 1920-1930-х гг. этим не ограничивался.

Библиотека встает во главе одной из важных отраслей науки - библиотековедения. С 1922 г. в составе Библиотеки Кабинет, а с 1924 г. Институт библиотековедения во главе с выдающимся деятелем библиотечного дела Любовью Борисовной Хавкиной. В 1923 г. издаются первые четыре тома "Трудов" Библиотеки: "Дневники А.С. Пушкина (1833-1835)", "К.П. Победоносцев и его корреспонденты" (2 тт.), Штейн В.А. "Библиотечная статистика: Опыт руководства по статистике для общеобразовательных библиотек".

Библиотека принимает участие в 1 Всесоюзном съезде библиотечных работников (1924 г.), в 1 Конференции научных библиотек (1924 г.), II Всесоюзном библиографическом съезде (1926). В 1931 г. была создана Ассоциация научных библиотек и во главе ее до самого своего ареста в 1935 г. стоял В.И. Невский. Он же был главным редактором журнала "Библиотековедение и библиография". В 1934 г. Невский писал: "Сейчас свыше 400 научно-исследовательских учреждений находятся с нами в самой тесной научной связи. Мы не только выдаем им книги, но они обращаются к нам за справками, за разъяснениями всякого рода вопросов… Около Ленинской библиотеки создавалась, как около центра, Ассоциация научных библиотек Москвы… С Ленинской библиотекой связана также самыми тесными узами такая мощная научно-библиографическая организация, как Всесоюзная ассоциация сельскохозяйственной библиографии, такие организации, как Книжная палата, как "Индекс научной литературы". При участии В.И. Невского издаются "Ежегодники Комиссии индексов".

Одну из задач Библиотеки В.И. Невский видел в раскрытии ее фондов. "… Как ни скудны наши средства, как ни мало их в нашем распоряжении, мы поставили себе задачей издание наших работ, опубликование сокровищ, которые находятся в рукописном отделе, повести по новому пути, издавать работы, которые отвечают непосредственным нуждам молодой научной общественности…".

Когда говорят о культуре, имеют ввиду и нравственный климат в стране, в отдельно взятом коллективе. В Библиотеке рядом с выпускниками Сорбонны и Кэмбриджа трудились совсем молодые люди, выдвиженцы, получавшие образование и профессию без отрыва от работы. Невский мечтал воспитать в Библиотеке новую советскую интеллигенцию, много делал для этого. Но вырвать Библиотеку из контекста истории страны невозможно. И здесь также было нервное напряжение, подозрительность, доносы, страх, необходимость постоянного самоконтроля. Но было и другое. Они любили свое дело, свою Библиотеку, гордились своей многонациональной Родиной, были настоящими патриотами и доказали это в 1941 г.

В 1920-1930-е гг. Библиотека, будучи неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, внесла весомый вклад в науку, культуру. Она много сделала для повышения уровня культуры и образования граждан, для удовлетворения информационных потребностей культуры, науки, литературы, для сохранения и пополнения своего фонда, который к началу 1941 г. насчитывал 9600 тысяч (как и Библиотека Конгресса США в то время). Она сохранила для нас (и многих будущих поколений) книги, которые могли погибнуть вслед за своими авторами. 6 читальных залов Ленинской библиотеки обслуживали ежедневно тысячи читателей. 1200 сотрудников обеспечивали все направления деятельности Библиотеки.

О признании роли Библиотеки. В 1926 г. Совнарком признал "существующее здание Ленинской библиотеки несоответствующим ее работе и значению". Были выделены деньги, проведен конкурс. Победил внеконкурсный проект архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. В строительстве здания приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники. И новое здание Ленинской библиотеки, строительство которого началось в 1930 г., стало заметной страницей в истории архитектуры, в истории Москвы. А одна из первых станций Московского метро, открытая 15 мая 1935 г., получила и носит название "Библиотека имени Ленина". Это культура Москвы, культура России, и без Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина она неполная.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.