РУБРИКИ

Русь и орда

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Русь и орда

Русь и орда

18

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность монголо-татарского ига

Глава 2. Ордынская политика на Руси

2.1. Взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой

Глава 3. Последствия монголо-татарского нашествия на Русь

Заключение

Список литературы

Введение

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны, т. к. владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия. За это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Руси.

Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии.

Во-первых, это признание очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского (Российского) государства. Основоположником такой точки зрения был Н.М. Карамзин. В 30-е годы XX века она была развита так называемыми евразийцами.

Другие историки (среди них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII - XV в., либо органически вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды.

Наконец, для многих историков характерна как бы промежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства, как считают Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.А. Кучкин и другие, произошло не благодаря, а вопреки Орде.

Выбранная тема реферата: «Русь и орда» является актуальной на сегодняшний день, так как она отличается своей неповторимостью и своеобразием исторических моментов, личностей, которые способствовали развитию общества и различных сфер жизни.

Целью исследования являлось рассмотрение сущности татаро-монгольского ига, отношения русских князей с ордой и последствий ига для российского общества и развития страны в целом.

Главными задачами работы над рефератом считается расширение, углубление и обобщение знаний по истории периода татаро-монгольского нашествия, которое способствует применению этого материала на практике (на семинарах, конференциях); формирование точки зрения на происходящие события, которые имели историческое значение.

Во время работы над рефератом использовались различные источники информации: Интернет, средства массовой информации, учебная литература, пособия.

Глава 1. Сущность монголо-татарского ига

Татаро-монгольское иго -- это политическая, экономическая и культурная зависимость Руси от Золотой Орды. Термин «иго» в значении угнетения впервые употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом.

В период татаро-монгольского нашествия Русь не стала составной частью Золотой Орды. Завоеванные татарскими войсками русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находившиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань. Завоеватели не основали здесь новой правящей династии, как это было в завоеванной ими Персии, не создали своей постоянной администрации. На территории Руси не действовали монгольские законы, она жила по своим законам (они нашли отражение в судебниках) и правилам и управлялась русскими князьями. Монголы, пребывавшие к моменту вторжения на Русь в язычестве, а затем принявшие ислам, не стали навязывать ей свою религию. Русь сохранила свою духовную основу -- православие. Поэтому единство нации основывалось на осознании принадлежности к единой вере. Русь сохранила свою государственность.

Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья. Еще одна причина, которую выделяют многие историки, заключается в том, что огромные завоеванные территории нужно было охранять от вторжения других государств. На это нужна была постоянная армия, большие затраты. Выгоднее для татаро-монгол было собирать дань и увозить в степь. Однако все это не означало свободы Руси от власти монголо-татар. Русь попадает в вассальную зависимость от нее. Первыми политическую несвободу ощутили русские князья, которые уже не могли наследовать престолы в соответствие со старыми обычаями. Ярлыки на великие и другие княжения они получали теперь из рук монгольских ханов, предварительно доказав им свою лояльность. Система ярлыков позволяла правителям Золотой Орды действовать на Руси по принципу «разделяй и властвуй» и таким образом удерживать ее в подчинении. Золотая Орда не имела постоянных наместников или наместников с определенными функциями на Русских землях. Баскаки, назначавшиеся в отдельные места, не имели функций управления, а наблюдали главным образом за сбором дани. Таким образом, систематического управления Русью со стороны Золотой Орды не было.

Глава 2. Ордынская политика на Руси

После того, как один за другим пали города Рязань, Владимир, Тверь, Чернигов и Киев, в течение походов хана Батыя 1237 - 1240 годах, русскими князьями не было предпринято никаких мер для того, чтобы объединить свои силы для отражения нападений.

Весной 1243 года полчища монголо-татар перешли границу Руси и вторглись в Польшу, Чехию и Венгрию. Однако опасность новых вторжений не исчезла. Батый вернулся из неудачного похода на запад, основал на рубежах русского государства золотую Орду. В 1243 году Батый «пожаловал и утвердил» великого князя Ярослава Всеволодовича, вслед за этим князем потянулись в Орду и другие князья.

Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать там ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык - особая ханская грамота на его владения. Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжение, т.к. теперь не Киевский, а Владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр страны переместился из разоренного Киева во Владимир.

Поездки русских князей в Золотую Орду сопровождались унижениями, а нередко заканчивались и смертью. Получение князем ханского ярлыка на собственное княжество сопровождалось приездом ордынского посла, при котором происходило торжественное возведение обладателя ярлыка на княжеский престол. Эта процедура символизировала политическое верховенство ханской власти.

Соблюдая во многих случаях имевшееся на Руси традиции престолонаследия, ордынские ханы, когда это было им нужно, бесцеремонно нарушали их. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стало сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков. Ордынские правители зачастую произвольно изменяли границы княжеств Северо-Восточной Руси, препятствуя усилению того или иного князя. Разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю против другого, если они видели в действиях этого другого угрозу своим интересам.

Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структур Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делили территории старых (Владимирское).

На Руси была введена система заложничества. Почти каждый год в Орде находился кто-либо из русских князей или их родственников. Ханы не только не способствовали единению русских людей, наоборот, разжигали рознь, раздоры.

В русские города были посланы ханские наместники - баскаки, которые, опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, платило дань. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире.

Самой тяжелой повинностью для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси «выходом» или «ордынской данью». Кроме регулярной дани, с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи. Русским людям необходимо было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с военными. Дипломатическими миссиями, следивших за сбором и отправлением дани в Орду.

Еще одной тяжелой повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность поставлять воинов в монголо-татарские войска, принимать участие в их военных походах. Во второй половине XII века русские полки действовали в монгольских военных операциях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

2.1 Взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой

Сильные и большие города Новгород, Псков, Смоленск, которые кочевники не смогли разгромить во время походов в 1237-1238 годах, выступили против признания зависимости от монгольского хана. Попытку открытого выступления против сложившегося порядка предпринял великий Андрей Ярославич. Заключив союз с сильнейшим южнорусским князем Данило-Романовичем Галицко-Волынским, и решили вступить в борьбу с Ордой. В 1257 году они выгнали из Галицких и Волынских городов ордынцев, чем навлекли на себя в 1259 году Бурундуеву рать, сопротивляться которой у Даниила и Андрея Ярославича сил не было. К тому же политика, направленная на организацию сопротивления монголо-татарским завоевателям, не была поддержана значительной частью светских и церковных феодалов - многие князья (углицкие, ярославские, ростовские) давно наладили отношения с монгольскими ханами, которые оставили их "править". Феодалы предпочитали признать верховную власть ордынского хана и пожертвовать в пользу завоевателей часть феодальной ренты, собираемой с зависимого населения, чем рисковать лишиться своих княжений, которые могли при помощи монголы-татар перейти к более "дальновидным". Такую же политику проводила православная церковь. После такой неудачной попытки выступить против завоевателей все князья Северо-Восточной Руси признали верховную власть ордынского хана. В 1259 году на русскую землю приехали монгольские чиновники, чтобы провести перепись и обложить население тяжелой данью, что означало окончательное установление ига.

Русские города сопротивлялись проведению переписи и только с помощью силы монголам удалось осуществить задуманное. Насилие и злоупотребление откупщиков ордынской дани вывали целую волну народных антитатарских восстаний. В 1262 году жители многих русских городов собрали вече и "выгнали из городов из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля ордынских ставленников. Многочисленные антитатарские выступления первых десятилетий после Батыева нашествия потерпели поражения. "Черным людям", поднимавшимся на борьбу с захватчиками, противостояли не только войска ордынских ханов, но и свои собственные феодалы. Но их усилия не пропали даром. Значение борьбы народных масс против ненавистного иноземного ига было исключительно велико. Именно благодаря этой борьбе Северо-восточная Русь обязана своим положением по отношению к другим завоеванным землям. В отличие от других стран, завоеванных кочевниками, Русь сохранила свой политический и общественный строй. На русской земле никогда не было монгольской администрации.

Великий князь Александр Ярославич Невский проводил по отношению к Золотой Орде осторожную и дальновидную политику. Он старался поддерживать с ханом мирные отношения, чтобы предотвратить новые опустошительные вторжения и восстановить страну. Главное внимание он уделял борьбе с крестоносной агрессией и сумел обезопасить северо-западную границу. Такую же политику продолжали и большинство его приемников. Александр, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед ордой, пошел на поклон ханам и обеспечил Северо-восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений.

Александр Невский видел для Руси один путь: власть великого владимирского князя должна стать в Северо-восточной Руси единодержавной, хотя и, быть может, на довольно длительное время зависимой от Орды. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было платить. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Влияние Орды распространялось как на политические, так и на экономические аспекты жизни Северо-восточной Руси. Но Александр развил очень бурную деятельность, Александр был вызван в Орду и умер на обратном пути при загадочных обстоятельствах. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти.

Многие ученые спорят о том, кто из князей Андрея или Александра Ярославичей в отношении Орды вел правильную политику: сопротивление или взаимодействие. С северо-западных границ на Русь нападали шведы, которые тоже хотели иметь влияние на русские земли. Александру предстоял выбор шведы или монголо-татары, и из двух зол он выбрал «меньшее», т. к. Золотая Орда сохраняла территориальную и политическую независимость Руси, а шведы обязательно хотели присоединение и собственного управления русскими землями, а это означало уничтожение суверенитета и государственности Руси.

Глава 3. Последствия монголо-татарского нашествия

Последствия монголо-татарского нашествия имели проявления во всех сферах жизни общества -- социально-экономической, политической и культурной.

Тяжелейший удар был нанесен во время нашествия 1237-1240 гг. по социально-экономической сфере русских княжеств. Резко сократилась численность населения Руси. Люди гибли, многие попадали в плен и превращались в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в Орде. Это очень много, т. к. средние города -- Ростов, Рязань -- имели население не более 1000 человек. А самые крупные - Киев, Чернигов, Владимир - 20--30 тысяч жителей. Поэтому масштаб рабства резко возрос. В рабство уводили, прежде всего, искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Русских невольников продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились русские женщины. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае, в других азиатских странах.

Особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. Из 74 русских городов, бывших центрами ремесла и торговли, 49 были разорены. 14 из них так никогда и не возродились, а 15 впоследствии превратились в села, на целый век в них прекратилось каменное строительство. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры. Завоевания привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия. Нашествие крайне разрушительно сказалось на состоянии русских земель: они были отброшены на столетия назад.

Разрушение городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Золотую Орду. Следствием гибели или пленения искусных мастеров и ремесленников были деградация или полное прекращение ряда ремесленных производств, в первую очередь художественных, требовавших особо мастерства (перегородчатой эмали, скани, черни, резьбы по камню). Период регресса, продолжавшийся 50-100 лет, переживали и другие ремесла.

Во время нашествия большой урон был нанесен сельскому хозяйству. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название "Дикое поле". Однако в последующий период оно довольно быстро восстанавливается, особенно на Северо-востоке, где вследствие разнообразия природных условий успешно развивалось как подсечно-огневое, так и пашенное земледелие. Были разрушены крестьянские хозяйственные постройки, скот угоняли в Орду, почти весь урожай забирали.

Тяжело сказывалась на экономике Руси необходимость выплаты Орде дани и других налогов (всего 14 видов). Размер дани был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась "запросами" -- единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и другие. До конца XIII в. сборщиками дани являлись откупщики-бесермены (мусульманские купцы) и баскаки. Ряд восстаний, прокатившихся по городам Руси в связи с их злоупотреблениями, особенно в начале 60-х годов, заставили ханов Орды постепенно передать функцию сбора дани в руки русских князей. Выплата дани Русью была прекращена в 1478 г.

В период монголо-татарского господства снижается роль и значение такого древнейшего политического института, как вече. Под властью Золотой Орды вече часто становилось мятежным сборищем, с которого начинались антитатарские выступления. Завоеватели прилагали все усилия для ликвидации этого политического института. К той же цели стремились и русские князья, забиравшие в свои руки функции, ранее принадлежавшие вечу.

Известно, что в борьбе с татаро-монголами первый удар приняли на себя княжеские дружины. Подавляющее большинство их погибло. Вместе со старой знатью уходили традиции вассально-дружинных отношений. Теперь по мере формирования новой знати утверждались отношения подданичества. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных «служебников». Князья, в свою очередь, стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Вынуждено было умерить свои политические амбиции и боярство. Таким образом, в условиях господства Золотой Орды власть князя на Руси усиливалась, складывались предпосылки для формирования самодержавия. Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы до сих пор лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана.

В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства.

По образцу монгольской державы на Руси постепенно складывается государство, построенное на вертикальных связях сильного центра и периферии, которая целиком ему подчиняется, т. е. централизованное государство полувосточного типа.

Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны.

Русью был утрачен путь к Балтийскому морю. С созданием Золотой Орды снизилась интенсивность торговли, осуществлявшейся по волжскому пути. Также были нарушены древние связи русских княжеств с Византией. Вследствие разрушения городов на 100 лет сокращается внутренняя торговля. Русская торговля повернулась лицом на Восток.

Застойным было состояние форм собственности. В Западной Европе все большую роль играет частная собственность. Ее защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть -- собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала XVI века.

Под влиянием специфически азиатских правовых норм и способов наказания у русских размывалось традиционное, родоплеменное представление о карающей власти общества («кровной мести») и ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтения «виры», штрафа). Карающей силой стало не общество, а государство в лице налога. Именно в это время Русь узнала «китайские казни»: кнут («торговую казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с X в.

Русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии с ее жестокостью, произволом, полным пренебрежением к народу и личности. В результате на Руси сформировался своеобразный тип феодализма, в котором довольно сильно представлен «азиатский элемент». Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым.

Происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.

Но можно выделить и положительную роль нашествие с Востока на развитие России в последующие века. Возможно, если бы не было такого ига, не было бы большого, сильного, централизованного русского государства, а значит и богатейшей истории русского народа. Монголо-татары просто дали мощный толчок к прекращению усобиц и объединению русских земель вокруг единого центра - Москвы. Конечно, русскому народу дорого обошлась эта великая централизация власти и единения земель Руси.

Заключение

Пережив в конце 30 -- начале 40-х годов XIII в. татарский погром, Русь на два с лишним столетия оказалась под властью Золотой Орды, что оказало серьезное негативное воздействие на ее дальнейшую историю. Замедлилось социально-экономическое и культурное развитие страны, изменился менталитет общества, снизилась его демократичность. Русь оказалась в изоляции от внешнего мира. Формировавшиеся в предшествующий период в ряде регионов прозападные тенденции развития были уничтожены. Тем не менее, благодаря привилегиям, предоставленным завоевателями Русской православной церкви, удалось сохранить фундаментальные духовные ценности, присущие русскому народу, а также не утратить окончательно связей с остальным христианским миром.

Освещая данные события, были достигнуты поставленные задачи и цель: рассмотрение сущности татаро-монгольского ига, отношения русских князей с ордой и последствий ига для российского общества и развития страны в целом, а так же расширение, углубление и обобщение знаний по истории периода татаро-монгольского нашествия.

Список литературы

1. Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Ленинград: «Наука», 1989 г.

2. Бреков И.Б. Мир истории: Русские земли в 13-15 веках. - М.: «Молодая гвардия», 1988 г.

3. Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М.: «Наука», 1980 г.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 2. М.: «Просвещение», 1959 г.

5. Ляхов В.А., Анкудинова А.М. За землю русскую. Ярославль. «Читатель», 1980 г.

6. Павленко Н. И. Андреев И. Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М.: «Просвещение», 1997 г.

7. Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России. М.: «Книга». 1990 г.

8. http//: www.5ballov.ru

9. http//: www.bankreferatov.ru


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.