РУБРИКИ

Становление государственной власти в Киевской Руси

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Становление государственной власти в Киевской Руси

Становление государственной власти в Киевской Руси

16

Содержание

Введение

1. Возникновение государства на Руси

2. Политический строй Киевской Руси

3. Первые киевские князья

Заключение

Список литературы

Введение

Начальный этап в истории российской государственности связан с образованием Древнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины XII в., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Ко времени образования государства указанную территорию населяли многочисленные земледельческие племена восточных славян, а также десятки народов финского, балтского, тюркского и иранского происхождения. Отдельные восточнославянские племена объединялись в крупные политические и военные союзы, упоминаемые в древнейшей летописи: поляне, древляне, дреговичи, словене, радимичи, вятичи и др. Поэтому одна из главных особенностей мировоззрения населения Киевской Руси -- изначальное, можно сказать, генетическое отсутствие племенного эгоизма, широкая распахнутость по отношению к другим языкам и народам.

В восточнославянских племенах государственная власть вырастала в условиях территориальных общин. Главное богатство -- земля. Однако обилие лесов и неплодородные земли затрудняли земледелие. Сложный рельеф местности и множество болот делали непроходимыми дороги и не способствовали развитию торговли. Только сильная власть родовых старейшин могла преодолеть все эти трудности. Здесь и кроются глубокие истоки российского единодержавия, деспотизма и тотальности, жизненно необходимых в то далекое время и сохранявшихся многие века.

Актуальность данной темы обуславливается огромной ролью политических институтов Киевской Руси в развитии русского государства.

Цель данной работы: рассмотреть процесс становления государственной власти в Киевской Руси.

Задачи данной работы: рассмотреть возникновение государства на Руси; показать политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние церкви на становление государственности.

1. Возникновение государства на Руси

В IX в. у восточных славян уже существовали внутренние предпосылки для создания государственности. Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени по-прежнему было вече -- собрание всех его свободных членов. Но уже существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся от массы общинников в социальном и имущественном отношении. Из их среды вече выбирало вождей (князей) и старейшин. Ко времени образования государства уже существовали отдельные племенные княжения. Власть племенных князей опиралась на систему укрепления градопоселений, некоторые из которых позднее превратились в настоящие феодальные города. Племенные княжения были еще догосударственными образованиями, а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого слова.

Существовали и внешние предпосылки, способствовавшие созданию государства у восточных славян. Бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем и лесной полосой Русской равнины, издавна были торной дорогой в Европу для воинственных кочевников, орды которых раз в полтора-два столетия исторгала Азия. Многие кочевые племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлые славяне-земледельцы готовы были упорно отстаивать плодородную пашню, дававшую огромные урожаи. Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути Киевская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания» в постоянной борьбе со Степью.

В 882 г., согласно летописи, новгородский князь Олег, предварительно заняв Смоленск и Любеч, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. «Се буди мати градом русьским», - вложил летописец слова в уста Олега. Сам же Олег стал титуловаться великим князем. Таким образом, 882 г., когда под властью одного князя объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Объединение двух важнейших центров по великому водному пути «из варяг в греки» дало Олегу возможность приступить к подчинению своей власти прочих восточнославянских земель. Так начался длительный процесс консолидации отдельных племенных княжений восточных славян в единое государство.

Высшая политическая власть в Киевской Руси была представлена великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, и это придавало ей легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государственная. К исходу X столетия Киевское государство приобретало черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело принятие Русью христианства. Церковь укрепляла авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную. В 996 г. собор русских епископов торжественно заявил князю Владимиру Святославичу: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованье».

2. Политический строй Киевской Руси

Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя -- братья, сыновья, племянники -- образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.

Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы -- полюдье. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.

Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) - в городах и волостелям - в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения - так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица -кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину - «мыть» - взимали мытники, денежный штраф за убийство - «виру» - вирники, пошлину за продажу лошадей - «пятно» - пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов - князей и бояр. В их статусе - крупных вотчинников - соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками - князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель - уделов - в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть.

Вечевой строй

Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей - тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X - начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, - степень. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Многие историки рассматривали вече как орган народовластия.

Общинное самоуправление

Основную массу населения в Древнерусском государстве составляли крестьяне-общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений. На севере она именовалась миром, на юге - вервью. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. Общинников объединяло теперь не столько родство, сколько общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на личные и общественные. Дом, приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т. д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.

3. Первые киевские князья

Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и превратил его в столицу Древнерусского государства. В конце IX в. ему удалось освободить древлян, северян и радимичей от уплаты дани Хазарскому каганату, а их земли включить в состав Киевской державы. В 907 и 911 гг. Олег воевал против Византии. В результате походов Олега был заключен русско-византийский договор (911 г.), определивший характер дипломатических и торговых связей между двумя странами.

После смерти Олега (912г.) власть в Киеве унаследовал Игорь, продолжил политику Олега. В 913 г. он восстановил власть Киева в Древлянской земле и присоединил к Древнерусскому государству землю уличей, контролировавших устье Днепра. По примеру Олега он дважды - в 941 и 944 гг. - совершал походы против Византии. Взимая дань с подвластного населения, Игорь, вопреки обычаю, нередко собирал двойную дань. Это привело к восстанию древлян и убийству князя Игоря (945г.).

С этим событием в русской истории связаны первые государственные преобразования. Вдова Игоря княгиня Ольга, жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, провела налоговую реформу. Она установила размеры дани («уроки») и определила пункты ее сбора («погосты»). Замена полюдья упорядоченным сбором дани и превращение погостов в постоянные административные пункты укрепило единство Руси. В 957г. Ольга совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство. Однако попытка ввести христианство в качестве государственной религии не удалась из-за противодействия ее сына Святослава.

Сам Святослав, проводивший время в постоянных военных походах, мало занимался внутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарский каганат (965г.), взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, нанесено военное поражение Волжской Болгарии и расширена территория Киевской Руси. Все эти акции явились результатом продуманной политики и отвечали интересам Древнерусского государства и его населения.

В 980г. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Именно его тридцатипятилетнее правление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь много внимания уделял обороне государства от печенегов.

В 988г. Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе Анне.) Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, не желавшего расставаться с языческой верой. Принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и духовности.

После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковные округа -- епархии. Первоначально их было 8, ко времени монголо-татарского нашествия число епархий возросло до 16. Епархии возглавлялись епископами или архиепископами, сами же епархиальные кафедры находились в крупных городах Руси: Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Переяславле Южном, Белгороде Киевском и др. Еще в правление Владимира княжеским указом устанавливается специальный налог в пользу церкви -- десятина. Позднее был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви.

Христианизация Руси оказала прямое влияние на систему государственного управления Древнерусским государством. Пришлое греческое духовенство перенесло византийское представление о государе как помазаннике божьем на киевского князя, что, безусловно, способствовало укреплению авторитета великокняжеской власти. Владимир ликвидировал последние племенные княжения и управлял огромной державой с помощью своих сыновей, которым он выделял уделы в городах -- центрах древних племенных союзов. При нем на Руси началась чеканка собственной монеты (златники и сребреники).

Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019-- 1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира Святославича, разгромил печенегов (1036 г.), совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских -- Илариона (1051 г.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей.

При Ярославе Мудром началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление Русской Правды - свода гражданских и уголовных законов. Ко времени правления Ярослава относится создание первой части этого памятника права - Правды Ярослава. В Русской Правде еще отсутствовало понятие юридического лица, преступление трактовалось не как нарушение закона или воли князя, а как «обида», т.е. причинение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся «поток и разграбление», что означало конфискацию имущества преступника и обращение его вместе с семьей в рабство. Подобное наказание назначалось лишь за три вида преступлений - за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Основным же видом наказания оставался денежный штраф, размер которого зависел не только от тяжести проступка, но и от социального положения пострадавшего: «за княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен. А за убитого смерда или холопа 5 гривен» [2, c. 32].

Главную роль в доказательствах того времени наряду со свидетельскими показаниями нередко играли «суд божий» (испытание огнем и водой) и «поле» (поединок). Русская Правда Ярослава впоследствии была дополнена его преемниками (Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.).

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной», или «лестничный», порядок престолонаследия. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев -- к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всех удельных князей с менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском престоле малолетних князей, не позволял удельным князьям из-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их более лояльными в отношении великого князя, с другой -- усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.

Первое время после смерти Ярослава Мудрого его сыновьям удавалось править совместно. Но вскоре мир среди Ярославичей был нарушен, и в 1068 г. началась одна из самых ожесточенных княжеских усобиц, длившаяся почти тридцать лет. В 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: «Каждый да держит вотчину свою». Лестничный порядок, таким образом, был упразднен, и стала формироваться удельная система -- система княжеств с династиями из дома Рюриковичей, номинально зависимых от Киева.

Владимир Мономах, ставший великим князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125-- 1132 гг.) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 г.) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.

Заключение

Становление государственного управления на Руси проходило в период военной демрократии в VIII--IX вв., что было обусловлено сочетанием различных факторов: природно-ландшафтного, геополитического, социально-экономического, духовно-нравственного.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам.

Принятие христианства изменило характер властных отношений на Руси и систему государственного управления в «дружинном государстве». Князья утрачивают сакральные функции, но наряду с военными сосредоточивают в своих руках административные и судебные функции. Завершается переход от родоплеменного к территориальному принципу построения государственного управления, которое сосредоточивается у построенной по принципу конического клана династии Рюриковичей. Происходит вытеснение и ассимиляция десятичной системы управления дворцово-вотчинной.

Формирование региональных династий, передача старшей дружине административных функций на основе кормлений, а затем перерастание последних в вотчинно-родовую собственность приводит к разложению великокняжеской дружины, регионализации Руси и дифференциации форм государственного правления в удельный период: монархия (Владимиро-Суздальская Русь), олигархическая (Галицко-Волынская) и республиканская (Новгород, Псков, Вятка).

Список литературы

1. Амелина В.В., Юрова В.Н. История государственного управления в России. - Новосибирск: СибАГС, 2003. - 122 с.;

2. Амелина В.В., Юрова В.Н. Сборник документов и материалов по истории государственного управления в России (XVII - XIX в.в.). - Новосибирск: СибАГС, 2000. - 133 с.;

3. История России / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2001. - 479 с.;

4. История государственного управления в России / под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.;

5. История государственного управления в России / под общ. ред. Р.Г. Пихои. - М.: РАГС, 2006 - 440с.;

1. Куликов В.И. История государственного управления в России. - М.: Академия, 2003. - 368 с.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.