РУБРИКИ

Великая хартия вольностей 1215 г., её содержание и значение

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Великая хартия вольностей 1215 г., её содержание и значение

Великая хартия вольностей 1215 г., её содержание и значение

13

Содержание.

Введение

1. Великая хартия вольностей 1215 г., её содержание и значение

2. Задача

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

В контрольной работе дается развернутый ответ на теоретический вопрос о «Великой хартии вольностей», раскрывается содержание данного документа, также значение для Англии и последующих поколений. «Великая хартия вольностей» 1215г. является памятником права. Появление этого документа наряду с парламентом англичане считают началом своей свободы. Король вынужден был выполнить требования духовенства, рыцарей и горожан. Данный документ сыграл немаловажную роль в истории всей Англии и мира.

Во второй части работы дано решение задачи по документу «Салическая правда», которая безусловно, является одним из ранних правовых документов. При Хлодвиге (V в. н.э.) была произведена первая запись права, точнее, правовых обычаев франков. Задача «Салической правды» была в регулировании разных сторон жизни франкского племени, разрешении многочисленных конфликтов. (2, с.40)

Для выполнения данной контрольной работы были изучtys учебные пособия по Всеобщей истории государства и права, справочники, хрестоматии, учебные пособия по истории.

1) Великая хартия вольностей 1215 г., её содержание и значение.

В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия.

Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но тем не менее с успехом могли противостоять королевской власти. При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны - дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Недовольство вызвали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям. (1, с.169) В 1215 г. бароны Англии в полном вооружении подступили к стенам королевской резиденции. С ним заодно выступали мелкое рыцарство и горожане. (4, с.138)

В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей. Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I, однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.(1,с.169)

Великая хартия вольностей 1215 года начинается словами: « Во-первых, дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшего между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили и получили подтверждение ея от сеньера папы Иннокентия Третьяго, которую и мы будем соблюдать, и желаем, чтобы ее добросовестно на вечные времена соблюдали и наследники наши. Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечныя времена все нижеписанныя вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших…» (3, с.284)

Основные положения хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводятся к следующему:

1. Король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами; не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий.

2. Налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению «общего совета королевства» (что означало по существу восстановление баронской курии). «…Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона…». (3, с. 285) «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать всех архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашей печатью и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; повелим позвать мы всех их к определенному дню, т.е. по меньшей мере за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились». (3, с 285)

3. Всякий арест должен быть основан на показаниях, «заслуживающих доверия свидетелей».

4. Ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т.д. «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами»), и «по законам страны».

5. Соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом «принуждать и теснить» короля «всеми способами, какими только может». (4, с.139) «После же того, как мы для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеозначенное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена, - создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы пожаловали и этой настоящей хартией… (3, с. 286)

Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного исстари в феодальном договоре платежа - рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, на свадьбу старшей дочери от первого брака.

Вместе с тем некоторые постановления Хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большом размере, чем тот, который следует по обычаю.

Хартия подтверждала древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, вести торговлю без каких-либо стеснений. В хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов. «Одна мера вина пусть будет по всему нашему королевству, и одна мера пива, и одна мера хлеба, именно лондонская четверть, и одна ширина крашеных сукон и некрашеных и сукон для панцирей, именно два локтя между краями; то же, что о мерах, пусть относится и к весам…». (3, с. 285)

Свободным крестьянам было обещано не обременять непосильными поборами, не разорять штрафами.

Некоторые положения Хартии сыграли значительную роль в политической эволюции Англии.

Речь идет прежде всего о статьях 12 и 14. в статье 12 указывается: «Ни щитовые деньги», ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Статья 14 определяет состав этого совета: «А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме вышеназванных, или для обложения «щитовыми деньгами», мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно». Таким образом, совет королевства - это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом, Великая Хартия вольностей была прологом в истории английского парламента.

Большое внимание заслуживают статьи 39 и 40 Хартии. Первая из них гласит: «Ни один свободный человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны». В то время понятием «свободный человек» обозначался феодал. Однако в дальнейшем под «свободным человеком» формально стали понимать всякого свободного жителя Англии. Содержание статьи 39 Хартии было впоследствии развито в Петиции о праве 1628 г. и в Хабеас Корпус Акте 1679 г.

Статья 40 Хартии, в которой говорится: «никому не будем продавать справедливость и правосудие, никому не будем отказывать в них или их затягивать», - тесно связана по своей сути со статьей 39.

Будь эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального самоуправства, страной столь же раздробленной, как скажем, Германия. Этого, однако, не случилось и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство. (4, с.139)

Иоанн Безземельный, уступив перед вооруженной силой своих подданных, впоследствии отказался от Хартии. Снова началась вооруженная борьба, но смерть Иоанна (1216) помешала довести ее до какого-либо определенного результата. (2, с.170-171)

По поводу этого документа историки спорят и поныне. Одни утверждают, что это первая в мире конституция. Другие говорят, что перед нами перечень феодальных привилегий, выгодных только высшей аристократии. В определенном смысле правы и те и другие. Основная масса статей этой Хартии защищает интересы крупных феодалов и одновременно ограничивает власть короля. Основные законы могли, в соответствии с этой Хартией, издаваться королем только с согласия Высшего совета, состоящего из знати. Совет выбирал из своего состава особый Комитет 25-ти, который имел право принудить короля к исполнению Хартии, вплоть до призыва страны к восстанию. Некоторые, весьма немногочисленные, статьи охраняют права рыцарей и горожан, даже имущество крестьян.

Разумеется, бароны-составители Великой хартии вольностей в первую очередь заботились о своих интересах, а статьи, касающиеся рыцарей и горожан были неким актом благодарности лордов их союзникам. И все же, впервые в истории власть ограничивалась законом, а не обычаем или религиозными либо моральными нормами; впервые в истории королевская власть ограничивалась неким органом, пусть и не демократически составленным; впервые в Средние века свободные люди (на зависимых крестьян это не распространялось) получали определенные гарантии от произвола властей, пусть и весьма неполные основы гражданской свободы. (2, с. 109)

Огромное значение имела во всей английской истории 39-я статья Хартии, ибо требования ее исполнения проходят через все общественные движения Англии вплоть до начала XX века. (2,с. 109) Свое подлинное существование Хартия начнет в период, предшествующий английской революции, в XVII веке, когда знаменитый судья Кок извлечет ее из архива и, отряхнув «пыль веков», истолкует в интересах ликвидации абсолютизма, расширения парламентских и судебных полномочий. Общие формулировки Хартии, продиктованные социальным составом коалиции 1215 года, в особенности постоянное упоминание «свободных людей», облегчили дело, за которое ратовал Кок. Признанная официальной политической доктриной послереволюционного правительства, Хартия становится символической частью неписанной английской конституции. (4, с. 139)

2) Решить задачу:

В государстве франков свободному человеку по имени Альфред понравилась одна из рабынь, принадлежащая знатному дружиннику короля Шварца. Об их интимной связи стало известно хозяину рабыни. Согласно нормам «Салической правды» Альфреда за интимную связь с чужой рабыней оштрафовали на 15 солидов. Чтобы не быть вновь оштрафованным, Альфред решил узаконить отношения с рабыней и женился на ней. Что должно измениться в гражданском статусе Альфреда по «Салической правде» после его женитьбы на рабыне?

Основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества. Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивалась к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы. (1, с.178-179)

Таким образом, Альфред по «Салической правде» после женитьбы на рабыне терял свободу и становился рабом.

Заключение.

«Великая хартия вольностей», «Салическая правда», конечно же, не являются безупречными. Это одни из первых документов, которые попытались регулировать разные стороны жизни людей («Салическая правда»), а также ограничить власть короля («Великая хартия вольностей).

«Великая хартия вольностей», безусловно, является более передовым документом, т.к. впервые в истории власть ограничивалась законом, а не обычаем или религиозными либо моральными нормами; впервые в истории королевская власть ограничивалась неким органом, пусть и не демократически составленным; впервые в Средние века свободные люди (на зависимых крестьян это не распространялось) получали определенные гарантии от произвола властей, пусть и весьма неполные основы гражданской свободы.

Список использованной литературы.

1. Всеобщая история государства и права: учебник // под редакцией К.И. Батыра. - М.: Юрист, 1998.

2. Гуревич А.Я., Д.Э.Харитонович. История средних веков - М.:Интерпракс, 1995 г.

3. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (V-XV века) Часть I. М., 1980.

4. Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права - М., Юрист, 1995


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.