РУБРИКИ

Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в странах Европы

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в странах Европы

p align="left">В весенних боях 1918 г. англо-французские войска несли гораз-до большие потери, чем их противник. Стратегическая инициатива вновь перешла к Германии. Однако летом ситуация стала менять-ся. На фронт прибывали американские части -- до 250 тысяч чело-век в месяц. В июне сорвалось наступление Австро-Венгрии про-тив Италии. В такой ситуации германское командование решило предпринять последнюю попытку нанести Антанте решающее пора-жение и вынудить ее к миру. «Сражение за мир», широко разрекла-мированное официальной немецкой пропагандой, началось 15 июля 1918 г. на Марне. В преддверии наступления германскому коман-дованию уже не удалось обеспечить ни численного перевеса, ни так-тической внезапности операции. Измотав противника в ожесточен-ных боях, войска Антанты сами перешли в контрнаступление. Гер-манская армия начала откатываться на прежние оборонительные позиции. Ее моральный дух был подорван.

В сентябре -- октябре 1918г. развернулось общее наступле-ние войск Антанты на протяжении всего фронта -- от Северного моря до Италии. Французский главнокомандующий маршал Фош настоял на тактике «концентрического наступления», когда все ча-сти союзников двигались «по сходящимся направлениям», манев-рируя и используя взаимодействие всех родов войск. В этих боях уже самостоятельно могли действовать соединения американской армии. Все большую роль в составе английской армии играли австралийские и канадские части. В середине октября «линия Зиг-фрида» была прорвана. Несмотря на то что продвижение войск Антанты было не столь значительным, как это предполагалось, стра-тегическое поражение их противника стало неизбежным. Германия стояла на краю пропасти, в стране нарастала революционная ситуа-ция. 29 сентября перемирие с Антантой заключила Болгария, 30 октября - Турция. 3 ноября капитулировала Австро-Венгрия. Германское правительство обратилось к президенту США В. Виль-сону с предложением о приостановке военных действий. 11 ноября текст перемирия был подписан представителями германского ко-мандования и Антанты в Компьенском лесу под Парижем в вагон-чике маршала Фоша. Первая мировая война завершилась[3, C. 248].

Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: только людские потери исчислялись более чем 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. За время войны в странах германского блока было мобилизовано свыше 25 млн. человек, а в странах Антанты -- свыше 48 млн. человек [14, C. 271]. Для военных нужд ис-пользовались все материальные ресурсы воюющих держав. Неви-данные расходы превратили в должников даже Францию и Вели-кобританию. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты при-ступили к определению судеб послевоенного мира.

В январе 1919 г. открылась Парижская (Версальская) мирная конференция для выработки мирных договоров с Германией и дру-гими побежденными государствами. На конференции, в которой участвовали 27 государств, тон задавала так называемая «большая тройка» -- премьер-министр Франции Ж. Клемансо, избранный председателем конференции, премьер-министр Великобритании Д. Ллойд-Джордж, президент США В. Вильсон. Показательно, что побежденные страны, как и Советская Россия, не были приглаше-ны на конференцию. Конференция подготовила и приняла серию договоров и соглашений с побежденными странами, которые в со-вокупности сформировали послевоенный мировой порядок.

Центральное место в решениях Парижской конференции занял Версальский мирный договор с Германией, подписанный в Зеркаль-ном зале Версальского дворца 28 июня 1919 г., т.е. в годовщину убийства в Сараево. Согласно статье 231 договора на Германию воз-лагалась вся ответственность за развязывание первой мировой вой-ны. Поэтому большая часть условий договора носила характер «на-казания агрессора» или была призвана за его счет компенсировать потери победителей. Германия обязывалась провести демилитари-зацию Рейнской зоны, а левый берег Рейна занимали оккупацион-ные войска Антанты. Область Эльзас--Лотарингия возвращалась под французский суверенитет. Германия уступала Франции также угольные копи Саарского бассейна, который на 15 лет переходил под управление Лиги наций. По истечении этого срока вопрос о будущем этой области предусматривалось решить путем плебис-цита среди ее населения. Были закреплены статус нейтралитета Бельгии, а также переход к ней округов Эйпен, Мальмеди и Море-не, полная независимость Люксембурга, который отныне выходил из состава Германского таможенного союза. На территории Шлез-виг-Гольштейна должен был быть организован плебисцит о даль-нейшей судьбе этой территории[31, C. 186].

Германия обязывалась также уважать независимость Австрии в границах, которые были установлены Сен-Жерменским мирным договором 1919 г., -- тем самым создавалось препятствие для воз-можного объединения двух национальных немецких государств. Германия также признала независимость Чехословакии, граница которой проходила по линии старой границы между Австро-Венг-рией и самой Германией. Признав полную независимость Польши, Германия отказывалась в ее пользу от части Верхней Силезии и Померании, а также от прав на город Данциг (Гданьск), включен-ный в таможенную границу Польши. Таким образом, с отделением Восточной Пруссии территория Германии оказалась рассечена на две части. Германия отказывалась от всех прав на территорию Мемеля (нынешней Клайпеды), которая в 1923 г. была передана Лит-ве. Германия признавала «независимость всех территорий, входив-ших в состав бывшей Российской империи к 1.УШ.1914», т. е. к началу первой мировой войны. Она обязывалась также отменить Брестский договор 1918 г. и другие договоры, заключенные с Со-ветским правительством[31, C. 189].

Германия лишалась всех своих колоний. Исходя из признания виновности Германии в развязывании войны, в Версальский дого-вор был включен ряд положений, предусматривающих демилита-ризацию Германии, в том числе сокращение армии до 100 тыс. человек, запрет новейших видов вооружений и их производства.

Глава II. Общественно-политические движения в странах Европы

как последствия Первой мировой войны.

II.1. Складывание революционной ситуации в Германии.

Веймарская республика.

Балканский кризис 1914 г. подтолкнул мир к глобальной войне. В условиях нарастающей шовинистической истерии германское общество восприняло ее начало как событие общенационального значения. Однако патриотическая эйфория к завершающей стадии войны сменилась усталостью, раздражением и озлоблением. Колос-сальное напряжение всех ресурсов нации, необходимое для веде-ния войны на два фронта против ведущих держав мира, вызвало глубочайший экономический, социальный, психологический кри-зис. В годы войны страна потеряла 2 млн. человек убитыми и 4 млн. ранеными. Более 1 млн. немцев оказалось в плену. Массовая моби-лизация сократила количество квалифицированных рабочих на немецких предприятиях до 25 %. В течение всего периода войны суммарный объем промышленного производства неуклонно сни-жался. Если в 1914 г. его уровень составил 83 % от довоенного, то в 1918 г. -- лишь 57 %. Гигантские военные расходы истощили фи-нансовую систему. В стране начинался голод -- в последний пери-од войны по продовольственным карточкам, введенным для город-ского населения, в день полагалось на человека 116 г муки, 18 г мяса и 7 г жира. В деревнях проводились жесткие реквизиции[14, C. 259].

Существенно изменилась и внутриполитическая ситуация. Партии, составлявшие основу проправительственных коалиций в предвоенный период, стремительно теряли влияние. В стране фактически устанавливается военная диктатура. Уже с 1914 г. пра-вительство обладало чрезвычайными полномочиями относитель-но контроля над сырьем и топливом, а также в распределении во-енных заказов. В 1916 г. вся полнота власти была окончательно передана военному руководству. «Военное управление» во главе с главнокомандующим фельдмаршалом Паулем Гинденбургом и ге-нерал-квартирмейстером Эрихом Людендорфом получило неогра-ниченные права в области экономического регулирования. Закон 1916 г. «О вспомогательной службе Отечеству» вводил обязатель-ную трудовую повинность для мужчин от 16 до 60 лет, что предпола-гало право властей на принудительную мобилизацию населения для осуществления любых видов работы. Тотальная милитаризация тру-довых ресурсов и государственного управления принесла свои пло-ды -- Германия невероятно долго выдерживала противоборство фактически со всем миром. Однако моральная усталость нации от войны становилась все более очевидной. Для предотвращения внут-риполитического кризиса в 1917 г. правительственные круги пред-приняли попытку консолидации всех лояльных политических сил под эгидой «партии Отечества». Однако сформировать сколько-ни-будь влиятельную организацию таким образом не удалось[5, C. 101].

В 1917--1918 гг. лишь оппозиционные рабочие партии сохраня-ли значительную активность. Не выступая с антивоенной пропа-гандой, социал-демократы тем не менее отказались от политичес-кого сотрудничества с военно-монархическим режимом. СДПГ, воз-главляемая Ф. Эбергом и Ф. Шейдеманом, ратовала за созыв Учредительного собрания и демократическое реформирование го-сударственно-правового механизма. На революционных позициях стояла Независимая Социал-Демократическая партия Германии, образованная вышедшей в 1917 г. из состава СДПГ группой Г. Гаазе и В. Дитмана. НСДПГ призывала германский пролетариат к соци-алистической революции, которая должна будет покончить с мо-нархией и стать прологом к широким социальным преобразовани-ям. Однако лидеры НСДПГ, за исключением автономной группы «Спартак» большевистского типа под руководством К. Либкнехта и Р. Люксембург, под революцией понимали скорее последователь-ную демократизацию государственного строя Германии, нежели насильственное навязывание какого-либо общественного строя.

Провал последнего наступления германской армии 1918--1919 гг. на западном фронте летом 1918 г. стал толчком к формированию революционной ситуации в стране. Понимая бесперспективность дальнейшего сопротивления, коман-дование армии обратилось 4 октября 1918 г. к американскому пре-зиденту В. Вильсону с предложением о перемирии. 5 октября кай-зер Вильгельм II принял отставку Людендорфа и по рекомендации того же Людендорфа предложил сформировать коалиционное правительство с участием социал-демократов своему племяннику принцу Максу Баденскому. Эти меры должны были отсрочить ре-волюционный взрыв и обеспечить более выгодный имидж Герма-нии на предстоявших мирных переговорах. В тот же день было объявлено о реформе политической системы в духе парламентаризации, в том числе признании ответственности правительства пе-ред Рейхстагом, ограничении прав исполнительной власти в назна-чении высших государственных и военных должностных лиц, при-нятии ряда социальных мер. Вскоре выяснилось, что новый канцлер рассматривает в качестве меры, необходимой для обеспечения по-зитивного отношения стран-победителей к Германии, и отречение от престола самого кайзера. 29 октября группа высших генералов почти насильно вывезла императора в Спа, где располагалась став-ка главнокомандования.

На фоне углубляющегося правительственного кризиса в начале ноября 1918 г. в Германии начинаются революционные события. Историки считают, что революция в Герма-нии началась 3 ноября 1918 г. восстанием матросов в Киле и к 9 ноября докатилась до Берлина. Повсеместно создавались советы. Кайзер бежал из страны. Революционное правитель-ство -- Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с со-циал-демократом Ф. Эбертом -- объявило Германию республикой. 11 ноября было подписано перемирие. 12 ноября правительство опубликовало программу действий: отменялось осадное положение военного времени, провозглашались свобода слова, собраний, ассо-циаций, объявлялась амнистия политическим заключенным, вводи-лось всеобщее, равное избирательное право при прямом и тайном голосовании[30, C. 217].

Правительство приступило к решению проблем трудоустройст-ва и социального обеспечения демобилизованных солдат, безработ-ных, к регулированию экономических и социальных проблем.

К середине декабря 1918 г. из социал-демократической партии Германии вышли левые радикальные группы (в том числе группа «Спартак»), выступавшие за социалистическую революцию. Их вдохновлял пример Советской России.

Напротив, возглавлявшая правительство социал-демократиче-ская партия занимала умеренно-реформистскую позицию и счита-ла первостепенным созыв Учредительного собрания для выработки и принятия конституции.

Левые не согласились с таким курсом. Под руководством лиде-ров «Спартака» К. Либкнехта и Р. Люксембург при участии групп радикалов Гамбурга и других городов 30 декабря 1918 г. была создана коммунистическая партия Германии. В ее программных до-кументах содержались призывы к социалистической революции. Мятежные настроения 5 января 1919 г. вылились в Берлине в стихийные митинги.[6, C. 204]

В то же время правительство пыталось ограничить прямые революционные действия народа, влияние леворадикальных политических сил. Переломным для развития революции стал I Всегерманский съезд Советов, проходивший в Берлине с 16 по 21 декабря. После острой дискуссии съезд принял решение о поддержке выборов Учредительного собрания и передаче ему всех полномо-чий по конституциированию нового государственного строя. Для левых группировок оставался единственный способ предотвратить создание в Германии буржуазно-демократической республики - дальнейшая эскалация политического насилия.

30 декабря 1918г. состоялась конференция группы «Спартак» и движения левых радикалов, на которой было провозглашено создание Коммунистической партии Германии. Целями новой партии были консолидация революционных сил, борьба за установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация бур-жуазной государственности. Коммунисты не приняли решение о немедленной подготовке вооруженного восстания. Но, когда в начале января 1919 г. в Берлине начались стихийные выступления рабочих, КПГ поддержала это движение. Поводом к январским событиям стало увольнение ряда государственных чиновников - членов НСДПГ после выхода этой партии из правительственной коалиции. На улицах Берлина начались митинги и вооруженные столкновения с полицией. С помощью армии правительство уже к 12 января подавило эти выступления. Поражение восстания стало сигналом к началу белого террора в стране. 15 января были убиты лидеры коммунистов Либкнехт и Люксембург. На протяжении последующих месяцев шли «арьергардные бои» левых сил. Они были значительны по своим масштабам, но разрозненны. В январе была провозглашена Бременская советская республика, в середине февраля вспыхнуло забастовочное движение в Рейнско-Вестфальской области, в апреле провозглашена Баварская советская республика. Все эти выступления подавлялись местными отряда-ми полиции, военными частями, добровольческими формировани-ями ветеранов войны[6, C. 251].

Эскалация насилия придала завершающей стадии германской революции трагический характер. И тем не менее главным ее итогом стала ликвидация германской монархии, начало демократических преобразований в политической и социальной сферах, ускорение выхода Германии из войны. Особенностью германской революции был фактически мирный характер трансформации государствен-ного строя, начатый еще при последнем имперском правительстве. В качестве ее лидера выступила СДПГ, не являвшаяся собственно революционной партией и сумевшая перевести революционный процесс в русло правовых преобразований. Главный парадокс германской революции состоял в том, что ее основным лейтмотивом была борьба между левыми и крайне левыми партиями при пассивности остальных политических сил.

19 января 1919 г., когда в Берлине только заверши-лось подавление вооруженного восстания, состоя-лись выборы в Учредительное собрание. Их резуль-таты выявили существенную перестройку партийно-политическо-го спектра Германии. Левые партии СДПГ и НСДПГ получили соответственно 163 и 22 мандата. Жесткие политические противо-речия, возникшие между ними на фоне событий декабря--января в Берлине, не позволили им образовать единый блок. Более того, СДПГ выступила за образование устойчивого парламентского боль-шинства, ориентированного на последовательную демократизацию государственного устройства Германии и преодоление любого рево-люционного экстремизма. Потенциальными союзниками СДПГ рас-сматривались Немецкая демократическая партия и партия Центра. НДП (75 мест в Учредительном собрании), руководимая Фридри-хом Науманом и Вальтером Ратенау, образовалась на основе левого крыла довоенного национал-либерального движения и Прогрессив-ной народной партии. Она выдвигала программу последовательных социально-экономических преобразований, коренной перестройки конституционного механизма на основе либеральных принципов. Партия Центра (73 места) практически не изменила довоенной иде-ологической ориентации, но находилась в состоянии острой внутрифракционной борьбы. Состав партии в 1918 г. покинула влиятель-ная группа во главе с М. Шпанном и Э. Штадлером, образовавшая «Объединение за национальную и социальную солидарность». Спу-стя год на его основе было создано «Объединение за свободную от партий политику». Солидаристы не принимали участия в парламент-ской борьбе, но сумели увлечь за собой немалую часть активного ка-толического электората. В 1919 г. от Центра откололась и еще одна значительная группировка, выступавшая против сохранения в партийной программе федералистского принципа. На ее основе была сформирована Баварская народная партия, ратовавшая за ав-тономию Баварии. На выборах в Учредительное собрание ей уда-лось получить 18 депутатских мандатов[6, C. 263].

Правое крыло Учредительного собрания образовывали Немец-кая народная партия и Немецкая национальная народная партия, обладавшие каждая 44 депутатскими мандатами. ННП под руковод-ством Густава Штреземана являлась право-республиканской парти-ей, в которую влилось большинство национал-либералов. Ее програм-ма опиралась на идею «сильного национального государства» и от-каз от форсированных политических и экономических реформ либерального толка. ННП активно поддерживалась протестантскими кругами. НННП Альфреда Хугенберга включила в себя самые разнообразные группировки консервативного толка, объединенные националистическими идеями и почти нескрываемой неприязнью к республиканскому строю[6, C. 267]. Скромные позиции националистических сил в Учредительном собрании не отражали их истинного влияния в стране. По мере эскалации насилия в последние месяцы револю-ции, возвращения к мирной жизни тысяч демобилизованных сол-дат, ухудшения международного положения Германии демократи-ческие силы утрачивали позиции. Впрочем, пока участие в прямых, всеобщих, тайных выборах 83 % избирателей не позволяло ставить под сомнение легитимность Учредительного собрания [6, C. 268].

31 июля 1919 г. была принята новая конституция Германии (получившая название Веймарской -- по месту работы Учредительного собрания). Ее ос-новополагающими принципами провозглашались народный суверенитет, на-родное единство, свобода, социальная справедливость. Конституция не лик-видировала Германскую империю, но закрепляла президентско-парламентский республиканский строй и федеративное устройство. Бывшие «союзные государства» преобразовывались в земли со своими представительными орга-нами -- ландтагами -- и равным правовым статусом. Веймарская конститу-ция провозглашала приоритет имперского права над земельным, значитель-но ограничивая прерогативы земель в области законодательства и финансо-вой сферы. Верхняя палата парламента -- Рейхсрат (Имперский совет) -- обладала лишь правом отлагательного вето, а также участия в организации референдумов и конституционных изменений. В ее состав входили предста-вители земельных ландтагов в зависимости от численности населения земель. Нижняя палата парламента -- Рейхстаг -- обладала наибольшими полномочи-ями в системе власти, в том числе контролируя законодательный процесс. Рейх-стаг избирался на 4 года в ходе прямых, всеобщих, тайных выборов с 20-летним возрастным цензом. Противовес значительным полномочиям, Рейхстага соста-вили прерогативы президента, также избираемого всенародно и на достаточ-но длительный срок -- 7 лет. Президент рассматривался как внепартийный арбитр, гарант стабильности республиканского строя и единства империи. Президент обладал правом назначения и увольнения главы правительства -- рейхсканцлера (который не обязательно представлял наибольшую фракцию парламента, но нуждался в одобрительном вето Рейхстага), по предложению канцлера -- имперских министров, а также всех высших должностных лиц империи. Президент являлся главнокомандующим, представителем империи в международных делах, имел право на введение чрезвычайного положения. Предоставляя главе государства столь широкие полномочия, авторы Консти-туции полагали, что всенародный характер выборов президента является до-статочной гарантией против угрозы личной диктатуры[6, C. 275].

Помимо государственного устройства, Веймарская конституция подроб-но регламентировала многие вопросы, связанные с правами и свободами лич-ности, общественной жизнью, социально-экономической сферой. Провозгла-шалось равенство всех перед законом, равенство мужчин и женщин, равен-ство «инакоязычных частей населения империи», неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова и передвижения, свобода образования союзов и обществ, свобода совести. Церковь как общественная корпорация отделялась от государства. Конституция вводила всеобщее обя-зательное школьное обучение, возлагала на государство обязанность поддер-живать предпринимателей, средние слои и рабочих, а также ответственность за осуществление социализации средств производства на компенсационной основе в интересах нации. Многие статьи по частным вопросам также опирались на идеи социальной зависимости и социальной ответственности граж-дан в отношениях между собой и с государством. Таким образом, Веймарская конституция стала первой конституцией нового типа, преодолевающей тра-диции классической либеральной конституционной модели. Учитывая тра-диции либерального конституционализма (прежде всего, американского) в организации властной структуры общества, авторы Веймарской конституции попытались создать демократический вариант государства с ярко выражен-ной социальной ориентацией. Этот опыт оказал огромное влияние на разви-тие мирового конституционного процесса в XX в., однако имел существен-ные недостатки с точки зрения специфики послевоенного немецкого обще-ства. Веймарская конституция предполагала наличие развитого гражданского общества, устойчивой консенсусной политической культуры, всеобщего при-знания демократических ценностей. В условиях же колоссального комплекса противоречий, отражающего особенности развития Германии на рубеже XIX -- XX вв., самая демократическая и совершенная конституция своего времени оказалась мертворожденной.

II.2. Общественно-политические процессы в Италии.

«Красное двухлетие».

Государственное устройство Италии в начале XX в. представ-ляло собой монархию во главе с Савойской династией. После убий-ства анархистами в 1900 г. короля Умберто на престол вступил Виктор Эммануил III (1900--1946). Итальянская монархия была организована по образцу других европейских буржуазных госу-дарств. Однако конституционно-правовая, административная и военная структуры государственного аппарата Италии базирова-лись на более отсталом, а следовательно, более слабом южноевро-пейском варианте социально-экономического развития. В начале века итальянская буржуазия не располагала какой-либо крупной, хорошо организованной политической партией, способной добиться парламентского большинства. Интересы различных слоев крупной, средней и мелкой буржуазии выражали политические группиров-ки либералов, радикалов, республиканцев, демократов и др. Пест-рая мозаика их комбинаций в парламенте не обеспечивала ни од-ной из них необходимого политического авторитета. Массовой партией оставалась Итальянская социалистическая партия, создан-ная в 1892 г. Кроме того, в Италии существовало три общенацио-нальных профцентра: возникшая в 1906 г. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), занимавшая ведущие позиции и находившаяся под влиянием социалистов; Конфедерация католических профсоюзов и организованное в 1913 г. Анархо-синдикалистское объединение[1, C. 53].

Для политической культуры Италии характерно устойчивое вли-яние конфессиональной традиции. В конце XIX в. именно под воз-действием конфессионализма произошло разделение на светскую и католическую части общества, Церковь выступала против объеди-нения страны, отчуждала часть населения от государства, способство-вала распространению «клиентелизма». Начало XX в. принесло не-которые перемены: в 1905 г. Ватикан снял запрет на участие католи-ков в политической жизни, им было разрешено голосовать на выборах, причем, как правило, против «безбожных» социалистов.

Размах забастовочного движения начала века подтолкнул пра-вящие круги Италии к необходимости использовать в социальной политике, помимо насилия, иную тактику. Политической фигурой, внедрившей либеральные методы в политическую практику, стал Джованни Джолитти. Лидер Либеральной партии Джолитти (1842--1928) стал видным государственным деятелем Италии, за-нимал ответственные посты в различных правительствах и 5 раз становился премьер-министром[1, C. 61]. В 1902 г. по его инициативе были приняты законы, составившие базу социального законодательства: об ограничении рабочего дня для детей и женщин, о воскресном выходном дне, об обязательном страховании производственного травматизма, признавалось право рабочих и служащих на забастовки и организацию профсоюзов. Для решения трудовых конфлик-тов создавались третейские суды, для сокращения безработицы использовались общественные работы, поощрялось и субсидиро-валось кооперативное движение. Из представителей профсоюзов, предпринимателей и правительства был сформирован Нацио-нальный совет труда. Для укрепления контроля над рабочим дви-жением Джолитти даже предлагал лидерам социалистической партии войти в правительство.

На исходе первого десятилетия XX века «эра либерализма» Джолитти начала клониться к закату: экономические трудности и социальная борьба плохо поддавались либеральному лечению. Было решено прибегнуть к более эффективному средству -- «силь-ной и смелой» внешней политике. В 1910--1911 гг. активизирова-лось националистическое движение, которое пропагандировало войну как средство «возрождения» нации и призывало к захватам территорий Северной Африки, Балкан и Малой Азии. В Северной Африке Италию давно привлекали Тригюлитания и Киренаика - области в Ливии, входившие в Османскую империю, обладание ко-торыми усилило бы позиции Италии в Средиземноморье. Римский банк, связанный с Ватиканом и имевший интересы в Триполитании, стал одним из спонсоров ее захвата. Правительство Джолитти в сен-тябре 1911г. объявило войну Турции, преследуя цель захватить Ли-вию. Через год был заключен мир, в результате которого Ливия ста-ла итальянской колонией. Ливийская война вызвала как эйфорию национализма, так и акции протеста, но, главное, она ухудшила эко-номическую и социально-политическую ситуацию в стране, а вско-ре Италии пришлось решать вопрос об отношении к мировой войне.

Взаимоотношения Германии, Австро-Венгрии и Италии в Тройственном союзе не всегда были дружественными, особенно отношения между Италией и Австро-Венгрией, интересы которых сталкивались в западной части Балкан и на Адриатике. Италия стремилась установить контроль над Черногорией и осо-бенно над Албанией, над Отрантским проливом как выходом из Адриатичес-кого моря в Средиземноморье. Еще в 1909 г. в итальянском городке Ракконид-жи русский император Николай II и итальянский король Виктор Эммануил III договорились о совместном противодействии австрийской экспансии на Бал-канах. Русско-итальянское секретное соглашение в Раккониджи стало одним из оснований возможности отхода Италии от Тройственного союза [25, C. 116].

С началом первой мировой войны между двумя воевавшими блоками раз-вернулась борьба за привлечение на свою сторону Италии. 3 августа 1914 г. правительство Италии объявило о нейтралитете в войне и начало секретные переговоры как с участниками Тройственного союза, так и с державами Ан-танты. Главной целью Италии на переговорах было выяснение, у какой сто-роны больше шансов на победу и с кого можно получить наиболее ценные территориальные приобретения. Италия претендовала на австрийские владе-ния Трентино (часть Тироля), Истрию с портом Триест, Далмацию, а также на Албанию и часть провинций Османской империи. Понятно, что такие ус-тупки ей могла сделать только Антанта. Пока шли переговоры, Италия за-хватила осенью 1914 г. остров Сасено в Адриатическом море и оккупировала албанский порт Валона. Учитывая уязвимость Италии со стороны англо-французского военно-морского флота и ее экономическую зависимость от стран Антанты, итальянское правительство, получив английский заем в 50 млн ф. ст. и преодолев сопротивление собственных «нейтралистов», в мае 1915 г. рас-торгло договор о Тройственном союзе, объявило войну Австро-Венгрии и разорвало дипломатические отношения с Германией. В августе 1916 г. Ита-лия объявила войну Германии[25, C. 89].

Война стимулировала экономическое развитие, вызвав значительный рост тяжелой промышленности (машиностроения и металлургии), химичес-кой и энергетической отраслей. Процесс концентрации промышленности ускорил рост монополий и сращивание их с государством. Однако по окон-чании войны ожидаемых территориальных приращений Италия не получи-ла, ее попытки захватить порт Фиуме, Албанию, юго-западную часть Анато-лии и участие в интервенции против Советской России закончились неуда-чей. «Искалеченная победа» сделала Италию «побежденной среди победителей», к ней перешли лишь западная часть Истрии с портом Триест, южный Тироль, Пула и Гориция.

Война принесла Италии свыше 600 тыс. убитых, более милли-она раненых и калек, огромный внешний долг, опустошенные про-винции, разгул спекуляции и злоупотреблений, разочарования и жажду перемен. Общие военные убытки страны составили 1/3 ее национального богатства. Рост налогов и инфляция (денежное об-ращение в 1920 г. увеличилось по сравнению с 1918 г. в 8 раз), до-роговизна и падение реальной зарплаты на 40--50 %, рост безрабо-тицы привели к резкому снижению жизни итальянцев[1, C. 103]. До войны Италия экспортировала продовольствие, а после войны должна была закупать его за границей. Лишенная стабильных внешних рынков сбыта и без достаточно емкого внутреннего рынка, вынуж-денная свернуть военное производство, страна оказалась на пороге экономического кризиса 1920 г. Тяготы послевоенного времени остро испытывали рабочие, крестьяне и арендаторы, мелкие тор-говцы и предприниматели, чиновники и служащие, демобилизован-ные солдаты и офицеры. В таких условиях в 1919--1920 гг. Италию охватил революционный подъем, который называют «красным двухлетием». Он выразился в мощном забастовочном движении пролетариата, в массовом крестьянском движении и в кризисе италь-янского либерального государства.

В «красное двухлетие» Италию потрясали непрекращавшиеся забастовки. Участились продовольственные волнения с захватом магазинов, в некоторых городах профсоюзы стали распределять среди рабочих по низким ценам конфискованные продукты. В ста-чечном движении, охватившем свыше 2 млн чел., рабочие требовали 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты, введения индек-сации зарплаты и заключения коллективных договоров. Звучали и политические требования -- прекратить интервенцию в Советскую Россию. Забастовки сопровождались массовым вступлением рабо-чих в профсоюзы, численность ВКТ достигла в 1919 г. 2,1 млн человек [16, C. 203].

Самым крупным выступлением «красного двухлетия» стало движение итальянского пролетариата за захват фабрик и заводов в «промышленном треугольнике» (Милан, Турин, Генуя). В сентябре 1920 г. рабочие металлур-гического завода Ромео в Милане в знак протеста против локаута заняли за-вод, их примеру последовали рабочие предприятий других городов. В тече-ние почти трех недель рабочие охраняли заводы, наладив на них работу, вы-дачу зарплаты и продовольствия. На захваченных предприятиях создавались фабрично-заводские советы, а в Милане, Генуе, Болонье, Флоренции рабо-чие овладели муниципалитетами. Размах рабочего движения вызвал расте-рянность правительства, предприниматели не решались использовать воен-ную силу для возвращения своих предприятий. Правительство пообещало рабочим, что повысит зарплату и разрешит рабочий контроль на предприяти-ях. Профлидеры ВКТ убеждали рабочих в том, что обещания правительства солидны и надежны, и добились возвращения фабрик и заводов их владель-цам, а те, естественно, отказались от своих обещаний. Руководство Итальян-ской социалистической партии (ИСП), т. е. Партии рабочего класса, призван-ной защищать интересы рабочих, заняло соглашательскую позицию. Постигшая рабочее движение неудача имела важные последствия, а именно: утрату доверия как к правительству, так и к лидерам Социалистической партии и профсоюзов. Несколько месяцев спустя, в январе 1921 г., была создана Ита-льянская коммунистическая партия.

Вслед за городскими рабочими на борьбу поднялись крестьяне, арендаторы, батраки. Они требовали земли, снижения арендной пла-ты, 8-часового рабочего дня и более высокой зарплаты. Весной 1919 г. распространилось стихийное движение за захват помещичьих зе-мель, оно достигло такого размаха, что правительство вынуждено было сделать уступки и в 1919--1920 гг. принять законы, улучшаю-щие положение сельского населения, в том числе в ряде случаев разрешалась передача в руки крестьян захваченных ими земель[19, C. 84].

Волнения в армии и на флоте демонстрировали стремление быв-ших фронтовиков, особенно фронтовой молодежи, к переменам. Они не скрывали своей обиды на предательство союзников, «обде-ливших» Италию после первой мировой войны, и с энтузиазмом подхватывали националистические лозунги фашистов о необходи-мости внешних захватов и «национальном величии».

Особое место в политической истории Италии первой четверти XX в. занимает кризис буржуазно-либерального государства. Пос-ле окончания первой мировой войны государственная и полити-ческая системы Италии оказались в состоянии кризиса. С 1918 по 1920 г. у власти сменилось 5 правительств, вынужденных к тому же пойти на частичные уступки трудящимся. В 1919 г. были приняты законы о 8-часовом рабочем дне, ценах на продовольствие, кресть-янской аренде, новый избирательный закон о пропорциональной системе представительства в парламенте. Буржуазно-либеральное государство было практически не способно справиться с серьезны-ми трудностями первых послевоенных лет и стабилизировать внут-риполитическую ситуацию. Буржуазные круги нуждались в новой сильной партии, связанной с массами. В марте 1919 г. по иници-ативе католических кругов и на базе массового католического дви-жения была создана Народная партия (пополари, от итальянского «ророlо» -- «народ»). По сути это была буржуазная партия, опирав-шаяся на широкие массы крестьянства, мелкой буржуазии города и отчасти на пролетариат и использовавшая традиционно глубокие ре-лигиозные чувства итальянцев. Программа Народной партии содер-жала требования, близкие интересам ее рядовых членов. Под своим контролем пополари организовали и крупный общенациональный профцентр -- Итальянскую конфедерацию трудящихся[19, C. 102].

В ноябре 1919 г. состоялись парламентские выборы, полностью отразившие сдвиги в расстановке политических сил послевоенной Италии. На первом месте по числу поданных голосов оказалась Итальянская социалистическая партия, на втором -- Народная партия. Буржуазные группировки получили менее половины пар-ламентских мест. Чтобы не допустить «опасного» союза двух круп-нейших партий -- Социалистической и Народной, депутаты других буржуазных партий блокировались с пополари, отколов их от социалистов. У власти, таким образом, остался блок буржуазных партий. Как любой многоликий блок, он не мог быть прочным и, следовательно, стабильности государству не добавлял.

Таким образом, после первой мировой войны в Италии сложил-ся комплекс конкретно-исторических условий, в которых возник фашизм. Главными составляющими этого комплекса стали: сла-бость итальянского государства в проведении им внутренней и внешней политики; последствия «искалеченной победы»; активное массовое движение трудящихся в 1919--1920 гг.; рост левых партий; крушение идеалов и стереотипов довоенного времени в массовой психологии итальянцев.

II.3. Череда революций. Распад Австро-Венгерской империи.

Революционные процессы в многонациональной Австро-Венгрии привели к распаду дуалисти-ческой монархии. В результате революций в Австрии и Венгрии соответственно 12 и 16 ноября 1918 г. были свергнуты монархи-ческие правительства и провозглашены республики.

Австрийская революция имела много общего с германской. Свержение монархии произошло без вооруженной борьбы.

В течение первых месяцев 1919 г. в Австрии были окончательно ликвидированы имперские государственные институты, введено всеобщее избирательное право и основные демократические свободы. Правительство Реннера предприняло радикальные шаги по сокращению безработицы. Предпринимателям было запрещено уволь-нять рабочих без санкции промышленных окружных комиссий. Хозяева пред-приятий с численностью рабочих более 15 человек обязывались увеличить штат на 1/5. Все демобилизованные государственные служащие возвраща-лись на прежние места работы. Одновременно правительство провело рефор-му рабочего законодательства. Отменялись рабочие книжки, штрафы за раз-рыв договора, ночные работы для женщин и детей. По закону от 30 июля 1919 г. впервые вводился ежегодный оплачиваемый отпуск. Уже в декабре 1919 г. был введен всеобщий 8-часовой рабочий день. В составе правительства под руководством О. Бауэра была образована комиссия по социализации. Вопре-ки опасениям предпринимателей, социал-демократы не ставили своей целью проведение широкой национализации. Сам Бауэр неизменно подчеркивал, что социализация не может быть осуществлена в ходе насильственной экспроп-риации и создания бюрократического управления промышленностью. Речь шла о поэтапном реформировании системы самоуправления предприятиями. По закону о фабзавкомах 15 мая 1919 г. на промышленных предприятиях зна-чительно расширялись функции органов рабочего контроля. Закон о социа-лизации от 29 июля 1919 г. создавал правовую основу для соучастия в систе-ме отраслевого управления предпринимателей, рабочих и потребительских союзов, представителей государства [20, C. 113].

Перейти к более глубоким общественным преобразованиям правительство не считало возможным. В экономике царил полный хаос. Инфляция сводила на нет любые попытки наладить производство. Крестьянская масса с насто-роженностью воспринимала революционные события, и вскоре Вена оказа-лась в настоящей блокаде, отрезанная от рынка сельскохозяйственных про-дуктов. Среди рабочих и солдат были сильны революционные настроения, склонность к насильственным переменам. В казармах Народной армии, со-зданной в первые дни революции, и в Советах солдатских и рабочих депута-тов усиливалось влияние коммунистов. Важным фактором внутриполитичес-кой жизни стало развитие движения за советы в соседних Баварии и Венг-рии. В такой ситуации австрийские социал-демократы рассматривали своей основной задачей не закрепление собственной власти любыми средствами, а предотвращение перехода революции в фазу обострения классовой борьбы, вооруженного экстремизма, «чрезвычайной» политики. По их мнению, лишь экономическая стабилизация могла стать основой дальнейшего развития со-циалистической революции.

Способствуя торжеству «политической революции» и начав преобразова-ния в духе «социальной революции», австромарксисты не сумели выполнить ключевой пункт своей идеологической программы -- осуществление «нацио-нальной революции». Оторванная от экономического пространства бывшей империи, перенесшая тяжесть.военного поражения Австрия не имела шансов на самостоятельное восстановление финансовой и производственной инфра-структур. Поэтому принципиальное значение австромарксисты придавали идее аншлюса -- воссоединения всех немецких земель в единое государство. Показательно, что сама Австрийская республика была провозглашена имен-но 12 ноября 1919 г. -- т. е. на следующий день после победы ноябрьской ре-волюции в Германии -- и тогда же была объявлена частью Германской рес-публики. Однако новое немецкое правительство предпочло не осложнять проблемой аншлюса свои отношения со странами Антанты. Немецко-австрий-ские переговоры по этому вопросу летом 1919 г. завершились безрезультатно[17, C. 285].

Подписание 10 сентября 1919 г. странами-участницами Парижской мир-Ной конференции Сен-Жерменского мирного договора по сути означало поражение революционной стратегии австромарксизма. Запретив аншлюс, договор оставлял Австрию один на один с ее экономическими проблемами, а также отягощал ее выплатой репараций. Фактически признав невозможность дальнейшего осуществления своей программы и принципиально не желая вставать на путь политического насилия, руководство социал-демократичес-кой партии пошло на соглашение с ХСП. Результатом его стала ратификация Сен-Жерменского договора всеми фракциями австрийского парламента и образование коалиционного правительства. Его вновь возглавил Реннер, но состав кабинета и его политика отражали качественное изменение ситуации. Правительство предприняло ряд шагов по прекращению деятельности Сове-тов рабочих и солдатских депутатов, «профессионализации» армии (что оз-начало, в первую очередь, ликвидацию отрядов Красной гвардии и обеспече-ние политической лояльности военных частей). Значительно сокращались государственные социальные программы. С июля 1920 г. у власти находилось коалиционное правительство Майра, в составе которого социал-демократы занимали уже совершенно незначительные позиции. Новый кабинет сосре-доточил свою деятельность вокруг подготовки Конституции, которая была утверждена Учредительным собранием 1 октября 1920 г. В соответствии с Основным законом Австрия стала федеративным государством с президентско-парламентским строем. Была закреплена ликвидация сословных и рели-гиозных привилегий, ввод основных политических свобод, широкие прерога-тивы федеральных институтов власти, многопартийная система [16, C. 258].

После принятия конституции влияние СДРПА начинает падать, и соци-ал-демократы окончательно переходят в оппозицию. Последний всплеск ак-тивности австромарксизма был связан уже с попыткой создания международ-ной организации подобного толка. В декабре 1920 г. состоялась первая кон-ференция «революционных центристов» в Берне, а в феврале 1921 г. в Вене был образован так называемый Венский Интернационал -- «Международное Рабочее Объединение социалистических партий». Австрийские социал-демок-раты играли в нем ключевую роль. Однако по мере спада революционного подъема в Центральной Европе все более обнаруживался идеологический дрейф центристского движения к социал-реформизму, завершившийся обра-зованием в 1923 г. Социалистического интернационала на платформе демок-ратического социализма [20, C. 272].

Выборы в Учредительное собрание состоялись тоже в феврале 1919 г. В 1920 г. конституция закрепила в стране республиканский строй и демократические права граждан. Правительство при участии со-циал-демократов приняло законы о ликвидации дворянских титу-лов и привилегий, конфискации имущества императорской семьи, целый ряд социальных законов, превращающих Австрию в передо-вое государство в области социального законодательства.

Венгерская революция тоже началась с ликвидации монархи-ческого правительства и провозглашения республики. Однако пра-вительство, возглавляемое графом Каройи, с проведением реформ не спешило. Тем временем в страну вторглись румынские и че-хословацкие интервенты, претендовавшие на часть венгерских территорий. Новое правительство образовали социал-демократы и коммунисты. Среди них было несколько десятков тысяч солдат, вернувшихся из плена в России. Под их влиянием 21 марта 1919 г. Венгрия была провозглашена Венгерской советской рес-публикой, а ее правительство стало называться, как и в России, Совет народных комиссаров. Сочетание национальных задач (за-щита отечества от интервентов) и социальной программы, направ-ленной на изменение социально-экономического строя (национа-лизация, рабочий контроль, государственные хозяйства на земле и пр.), придавало венгерской революции более радикальный ха-рактер, чем австрийской [18, C.42].

Среди факторов, определивших поражение революции, важнейшим была интервенция соседних государств. В результате подавления Венгерской советской республики в стране утвердилась автори-тарная диктатура адмирала М. Хорти. Он провозгласил восстанов-ление монархии и объявил себя регентом.

Очагами революционных и нацио-налистических движений стали не только Вена и Будапешт, но также Прага и национальные окраины империи. Уже в конце ок-тября 1918 г. в Чехии и Словакии образовались Национальные ко-митеты в качестве органов власти, которые достигли договоренно-сти о создании двунациональной Чехословацкой республики, кото-рая включала также земли с немецким и славянским населением[28, C. 46].

Антиавстрийские выступления в югославянских землях Австро-Венгрии также начались осенью 1918 г. В это время итальянские войска продолжали военные дей-ствия, пытаясь захватить часть территории на Адриатическом по-бережье. Перед лицом такой угрозы Королевство Сербия и возник-шее в эти дни Государство словенцев, хорватов и сербов (ГСХС) приняли решение об объединении в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Позднее в него вошла Черногория, и это пестрое по своему национальному и религиозному составу государство приня-ло название Югославия.

Национальный состав Балканских государств оказался весьма пестрым, ибо территориальное деление еще в рамках австро-вен-герской монархии не учитывало этнической принадлежности.

Заключение

В современный период по-прежнему остро стоит проблема снижения частоты возникновения войн и военных конфликтов. Наряду с существованием организованных и активно действующих антивоенных сил, дальнейшим совершенствованием международного гуманитарного права, разветвлённой системой договорно-согласительных процессов и процедур на глобальном и региональном уровнях, основным элементом в предотвращении войн остаются национальные силы сдерживания.

Война в отличие от других форм вооруженного насилия (военного конфликта, вооруженного восстания и др.) порождается, прежде всего, глубинными социально-политическими и социально-экономическими причинами; её содержание соответствует военно-политическим и военно-стратегическим целям, достигаемым средствами вооруженного насилия. Война ведёт к качественному изменению состояния всех сфер обществ, жизни -- социальной, политической, экономической, духовной -- так как происходит их кардинальная перестройка па военный лад. Для осуществления этого процесса создаётся военная организация государства. Главным орудием ведения войны являются вооружённые силы и другие вооруженные формирования, способные вести широкомасштабную вооружённую борьбу.

Изучение истории I мировой войны 1914-1918 г.г. даёт представление о многообразии исторического процесса развития общества.

Развитие капитализма в 19 веке шло, как и прежде, неравномерно. В конкурентной борьбе постоянно менялась расстановка сил. Сложные экономические процессы, как правило, смешивались с политической жизнью. Назревала мировая война.

Лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, разорили и довели до нищеты и голода, прежде всего, жителей городов -- рабочих, служащих, торговцев, ремес-ленников и другие социальные группы населения. Нелегким ока-залось и положение тех солдат, которые уцелели на войне и вер-нулись с фронта. В странах Европы образовались значительные деклассированные и люмпенизированные слои населения.

Следствием войны и ее тягот явился распад империй. Он сопро-вождался революциями, в результате которых возникла система новых государств в Восточной Европе. На Ближнем Востоке про-изошел колониальный передел наследия Османской империи.

Революции начались в России и побежденных странах -- Гер-мании, бывшей Австро-Венгрии, Турции, в которых одной из при-чин массовых движений, кроме тягот войны, стал комплекс нере-шенных задач общественного развития. Начало европейским рево-люциям еще в ходе войны положили Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России. Они оказали огромное влияние на си-туацию в Европе и в мире.

Участие широких масс населения в социальных движениях в побежденных странах предопределило демократический результат революций и распада империй. В целом в европейских странах развитие систем всеобщего избирательного права и демократиче-ских свобод, образование партий и массовых организаций (проф-союзы, религиозные и другие организации) определили более ши-рокое, чем когда-либо в прошлом, вовлечение в политическую и культурную жизнь и политическую борьбу громадных масс населе-ния. «Восстание масс» -- так оценил испанский философ Ортега-и-Гасет новые процессы в мире. Век масс и массовых движений -- важная особенность наступившей эпохи, эпохи массо-вого общества [28, c.4].

Участие широких масс населения в организованных политиче-ских и социальных движениях было большим прогрессом. Расши-рение избирательного права и создание массовых политических партий, профсоюзов и других общественных организаций давало большие возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований. Именно массовая поддержка социал-демократических и рабочих партий позволила им после войны занять важное место в политической жизни многих стран.

Переход от войны к миру оказался болезненным и длительным процессом как для стран победивших, так и побежденных. Война разорила многие страны и обострила социальные проблемы, разрушила хозяйственные, политические системы, существовавшие в Европе до войны.

Таким образом, в дипломной работе сделана попытка систематизировать материалы различных исторических источников о характере Первой мировой войны, ее основных этапах, о том, какие последствия имела эта кровопролитная война, как повлияли ее результаты на развитие массовых общественно-политических движений в отдельно взятых странах.

В заключении хотелось бы сказать, что каждая война по своей природе является бессмысленной и бесчеловечной. Любые конфликты должны решаться исключительно мирными средствами, нельзя, чтобы в угоду той или иной личности, народа и даже расы проливалась кровь людей.

Литература

1. Авербух Р.А. Италия в первой и второй мировых войнах. -- М., 1946.

2. Айрапетян М.Э., Кабанов П.Ф. Первая мировая война 1914--1918 гг. -- М., 1964.

3. Александров А.А. Новейшая история стран Европы и Америки. -- М., 1986. -- Т. 1.

4. Бовыкин В.И. Из истории возникновения первой мировой войны. От Порт-смутского мира до Потсдамского соглашения. -- М., 1972.

5. Бабанцев Н.Ф., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-- 1918гг. -- Красноярск, 1984.

6. Биск И.Я. История повседневной жизни в Веймарской республике. -- М., 1992.

7. Буханов В.А. Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах. -- Екатеринбург, 1994.

8. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф. Первая мировая война. 1914--1918. -- М., 1964.

9. Вильсон X. Морские операции в мировой войне 1914--1918 гг. -- Л., 1924.

10. Вильсон Х. История первой мировой войны 1914--1918. -- М., 1975. -- Т.1--2.

11. Вильсон Х. Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. -- М., 1994. Первая мировая война. Пролог XX века. -- М., 1998.

12. Гаджиев К.С. Геополитика. -- М., 1998.

13. Галкин А.А. Германский фашизм. -- М., 1989.

14. Герцштейн Р.Э. Итоги воины. Выводы побежденных. -- М., 1999.

15. Гренвилл Дж. История XX века. -- М., 1999.

16. История государства и права зарубежных стран /Под ред. О. А. Жидкова. -- М., 1998. - Т. 2.

17. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918--1945 / Под ред. Е.Ф. Язькова. - М., 1989.

18. Котляревский С. А., Фелъдштейн М.С. Политическая карта Европы после вер-сальского мира. -- М., 1922.

19. Комолова Н.П. Новейшая история Италии. -- М., 1970.

20. Манхейм К. Кризис нашего времени. -- М., 1994.

21. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. -- М., 1996.

22. Новая история стран Европы и Америки. Второй период / Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской. -- М., 1998.

23. Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка, 1917--1945 / Под ред. В.К. Фураева. - М., 1989.

24. Писарев Ю.А. Великие державы и Балканы накануне первой мировой вой-ны. - М., 1985.

25. Серова О.В. От Тройственного союза к Антанте. Итальянская внешняя поли-тика и дипломатия в конце XIX -- начале XX в. -- М., 1983.

26. Урланис Б.Ц. История военных потерь (XVII--XX вв.). -- СПб., 1994.

27. Урланис Б.Ц. Европа в международных отношениях 1917--1939 гг. -- М., 1979.

28. Федотова В.Г. Модернизация другой Европы. -- М., 1997.

29. Фей С. Происхождение мировой войны. -- М., 1934. -- Т. 1--2.

30. Хобсбаум Э. Век империи. 1875--1914. -- Ростов-на-Дону, 1999.

31. Язьков Е. История стран Европы и Америки в новейшее время. 1918--1945. -- М., 1998.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.