РУБРИКИ

Внутриполитическое развитие США при Р. Рейгане

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Внутриполитическое развитие США при Р. Рейгане

Внутриполитическое развитие США при Р. Рейгане

29

Содержание

Введение

Глава 1. 1980 год. Избрание Р. Рейгана Президентом США

1.1 Личность и политическая карьера Р. Рейгана

1.2 США в конце 70-х гг. XX в. Избрание Р. Рейгана на пост Президента США в 1980 г

Глава 2. Внутренняя политика Р. Рейгана в 1981-1984 гг. "Чудо «Рейганомики»"

Глава 3. Успехи и провалы внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988 гг

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Рональд Уилсон Рейган был вторым президентом в американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы вице-президент Джордж Буш в 1988 году был избран его преемником. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в жизни американского общества, чем Рейган. Речь шла о «консервативной революции», и даже о «революции Рейгана». В этих случаях, как правило, среди основных причин, способствовавших резкому экономическому росту в США и усилению их влияния на международной арене, выделяют социально-экономические программы администрации Рейгана, вошедшие в историю как «рейганомика».

Действительно, экономическая программа республиканского президента, в полном виде представленная конгрессу в феврале 1981 года в документе «Program for Economic Recovery» Niskanen William A. Reaganomics. An Insider's Account of the Policies and the People. New York, Oxford: Oxford University Press. 1988. P. 4., сыграла не последнюю роль в дальнейшем развитии Соединенных Штатов, однако, стоит ли говорить о первостепенном значении «рейганомики» в преодолении администрацией Рейгана ряда социально-экономических проблем, преследовавших США до ее прихода к власти? Возможно стоит, однако, в этом случае следует анализировать не только позитивные моменты, связанные с реформами Рейгана, но и неудачи, сказавшиеся отрицательным образом на экономике страны.

В первую очередь, для того чтобы понять суть и последствия социально-экономического аспекта «консервативной революции», следует рассмотреть условия, при которых последняя стала возможна и нашла поддержку у населения США. Данному вопросу посвящен первый раздел настоящей работы. В нем рассмотрены итоги деятельности администрации Картера, ход предвыборных кампаний основных кандидатов в президенты на выборах 1980 года и содержание их предвыборных платформ. Здесь же нам предстоит решить две задачи: во-первых - проанализировать результаты выборов с целью определить чем именно руководствовались избиратели, отдавая предпочтение Рейгану, и во-вторых - рассмотреть предвыборную программу последнего, определить ее приоритеты и место, отведенное в ней «рейганомике» Политические портреты. Абрамов Ю.К. Феномен Рональда Рейгана. М.: "Международные отношения". 2000..

Второй и третий разделы посвящены соответственно первому и второму сроку Рональда Рейгана в качестве президента. Здесь рассмотрены основные социально-экономические реформы президентской администрации, произведена попытка анализа взлетов и падений личной популярности Рейгана, которая во многом обуславливала успех проведения законопроектов через Конгресс. Приведены различные точки зрения относительно эффективности и компетентности правительства. В третей главе, помимо анализа деятельности второй администрации, мы постараемся подвести итог пребывания Рейгана на посту президента, определить его основные достижения за восемь лет и ответить на основной вопрос нашего исследования: являлись ли социально-экономические реформы Рональда Рейгана абсолютным благом для Соединенных Штатов и первопричиной большинства успехов США к концу 80-х годов?

Материалы на данную тему поражают своим обилием и пестротой суждений, так как вопросом «консервативной революции Рейгана», не достигая единого мнения, вот уже двадцать лет интересуются отечественные и зарубежные исследователи. Это обстоятельство обусловило необходимость частого обращения к источникам, основными из которых для нас являлись мемуары Рональда Рейгана «An American Life» и Вильяма Нисканена «Reaganomics». Данные книги, по понятным соображениям, подлежат крайне критическому осмыслению, однако их изучение необходимо для нас, так как авторы рассказывают о своих личных мыслях и намерениях, то есть деталях, оказавших большое влияние на развитие страны, но не отразившихся в официальных документах. С последними, а именно с текстами выступлений президента и предвыборных платформ партий, нам удалось ознакомиться, используя ресурсы сети Internet.

Что же касается литературы, то здесь можно выделить труды В.А. Никонова и Э.А. Иваняна Никонов В.А. Республиканцы: от Никсона к Рейгану. Изд. Московского университета. 1988.

Иванян Э.А. Рональд Рейган - хроника жизни и времени. - М.: Мысль, 1991., в наиболее полном объеме исследовавших проблему личности Рейгана и его социально-экономических программ. Очевидно, что в их сочинениях также присутствует политический подтекст и обращение к данным книгам необходимо осуществлять с поправкой на это обстоятельство.

Итак, не будем заранее принимать чью-либо точку зрения, а постараемся сами, на сколько это возможно, ответить на интересующий нас вопрос и определить значение «рейганомики» в социально-экономическом развитии Соединенных Штатов в 80-е годы.

Глава 1. 1980 год. Избрание Р. Рейгана Президентом США

1.1 Личность и политическая карьера Р. Рейгана

Действительно ли при Рейгане состоялась "консервативная революция"? Этот вопрос определил структуру последующей биографии Рональда Рейгана. При этом, прежде всего, следует выяснить, что, собственно, надо понимать под "консервативным" или противоположностью этого "либеральным". Оба понятия прочно вошли в повседневный язык, они расплывчаты и считаются ничего не говорящими категориями, но в то же время содержат столько смысла, что могли быть разумно использованы для характеристики и отличия различных политических содержаний и положений вещей. В то время, как в Старом Свете либерализм уходит корнями в традицию "государства как сторожа" XIX века и стремится к минимальному вмешательству государства в экономику и общество, т. е. к государственной воздержанности, в Соединенных Штатах под "либеральным" понимается как раз противоположное, а именно, позитивная позиция по отношению к активному социальному государству. В отличие от этого в США "консервативный" обозначает принципиальную оппозицию вмешательствам (федерального) государства в экономику и общество и подчеркивает самостоятельность отдельных штатов и коммун и одновременно активную социальную деятельность частных организаций, союзов и учреждений. Конкретнее: в социальной и экономической политике американский консерватизм приближается к таким ключевым словам, как отмена государственных заказов и расходов, снижение налогов, уравновешенный государственный бюджет, свободная игра рыночных сил и дерегуляция, дебюрократизация и свободная торговля. К этому в сфере социально-моральных вопросов добавляется оживление американской семьи и связанных с ней ценностей, а также возврат к "доброй старой морали", а именно: выступление за общую утреннюю школьную молитву, против порнографии, гомосексуализма, абортов и преступности на улицах. Понятийно сбивает с толку то, что "консервативный" в международных отношениях означает как раз интервенционистскую внешнюю политику, "политику силы" и политику сильного государства, конкретно же - борьбу с коммунизмом, Советским Союзом и терроризмом, враждебность к политике разрядки, а также повышение военных расходов Политические портреты. Абрамов Ю.К. Феномен Рональда Рейгана. М.: "Международные отношения". 2000..

Когда Рональд Рейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролся за должность президента, казалось, что общество и политика Соединенных Штатов переставили стрелки на консервативный поворот.

Начиная с конца 60-х годов, наблюдатели выборов отмечали, что либеральные твердыни разрушались, а консерватизм на основе социально-структурных изменений, наоборот, все более укреплялся. Структурные преобразования наблюдались в американской экономике, а именно: упадок горной промышленности и старой промышленности, производящей товары массового потребления, и подъем новых отраслей промышленности, нефтяной и химической промышленности, электронной промышленности, но прежде всего - расширение третичной и четвертичной сферы, разнообразных предприятий бытовых услуг и промышленности культуры и образования.

Результаты выборов 1980 и 1984 года показали, что Рейган смог проникнуть в традиционный оплот избирателей-демократов и, по сравнению с предыдущим республиканским кандидатом на пост президента, найти большую поддержку у католико-этнических избирателей, у организованных в профсоюзы рабочих, женщин, у молодежи и на Юге. Движущая сила коалиции избирателей Рейгана в 1980 и 1984 годах, к которой также принадлежали "демократы Рейгана", складывалась на основе тех социоэкономических и демографических изменений, которые протекали в стране в 60-е и 70-е годы. Ее пружиной были структурное преобразование, рост экономики, социальный подъем и перемещение современной промышленности в район "солнечного пояса", который простирался ОТ Джорджии на побережье Атлантического океана через Техас к Южной и Центральной Калифорнии. К тому же к коалиции избирателей Рейгана уже в 1980 году (и особенно четко это проявилось в 1984 году) примкнула группа избирателей, которая до этого выделялась воздержанием от голосования, однако была активизирована консервативной риторикой кандидата в президенты: белые протестантские "возрожденные" христиане в штатах Юга и Среднего Запада, сплоченные в церковные общины, преимущественно баптистские, вокруг харизматичных телевизионных проповедников, таких как Пэт Робертсон или Джерри Фолуэлл (президента "нравственного большинства" консервативно-протестантской организации предвыборной борьбы) Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век 1945-2000г.-

Москва, 2001г..

Наряду с преобразованиями в социальной и экономической структуре Соединенных Штатов в 1980 году существовали также и актуальные причины для победы Рейгана в выборах. Его успех следует оценивать в большей степени как неприятие Джимми Картера, чем как одобрение нового президента. Так критическое положение американской экономики решительным образом определило поведение избирателей. В год выборов индекс инфляции составлял 14%, квота безработных 8%, реальный доход рабочих и служащих сокращался. Советская оккупация Афганистана в декабре 1979 года и тегеранская история с заложниками были восприняты как глубокое унижение американской национальной гордости. Перед лицом бедственной экологической, социальной и внешнеполитической ситуации в США, по крайней мере, общественность восприняла ее как таковую, возрастал спрос на активное политическое руководство, и Рональд Рейган мог осуществить его намного лучше, чем Джимми Картер. В действительности Рейгана как блестящего участника предвыборной борьбы и опытного политика недооценивали не только европейская пресса и американские журналисты и политические консультанты, но и президент Картер. Предубеждение, что республиканский кандидат является не более чем посредственным актером, не учитывало того факта, что Рональд Рейган в силу своей биографии и политической карьеры был наилучшим образом подготовлен к должности президента. Это проявилось также в том, как консервативный республиканец сумел превратить свою победу на выборах - 50,7% голосов за него и 41% за Картера - в политический мандат и в первом полугодии своего президентства развил бешеную скорость при принятии политических решений. Предвыборная борьба 1984 года против бесцветного демократического претендента Уолтера Мондейла, впервые выступившего с кандидатом на пост вице-президента женского пола, закончилась победой, при этом Рейган получил 58,8% голосов против 40,5% и 523 голоса против 13 в выборной коллегии. К умениям, которыми должен был располагать современный президент во второй половине XX столетия, чтобы иметь успех, относилось: (1) уметь устанавливать приоритеты, отделять важное от неважного, т. е. знать, чего он хочет, и при этом не упускать из виду, чего он может добиться; (2) идти на компромиссы и тем самым устанавливать консенсус, т. е. поступать прагматично; (3) создавать коалиции и находить большинство в собственной администрации, в Конгрессе и среди общественности, т. е. убеждать людей, располагать их к себе и завоевывать и, конечно, знакомить со своим обращением и со своими речами. Именно эти качества усвоил Рональд Рейган за свою долгую политическую карьеру.

Рональд Уилсон Рейган родился 6 февраля 1911 года в Тампико, Иллинойс, в семье со скромным финансовым положением. Его родители, дедушка и бабушка были ирландского, шотландского и английского происхождения. Детские и юношеские годы он провел в маленьких провинциальных городках Иллинойса, помимо города, где родился, еще в Моимауте, Диксоне и, наконец, в Юерике, где с 1928 по 1932 год посещал колледж. Это был регион Соединенных Штатов на Среднем Западе, где молодой растущий человек превосходно мог усвоить и внутренне почувствовать основы американской идеологии: индивидуализм, веру в то, что каждый сам является кузнецом своего счастья, и глубокий скепсис к центральному правительству в далеком Вашингтоне Политические портреты. Абрамов Ю.К. Феномен Рональда Рейгана. М.: "Международные отношения". 2000..

После окончания колледжа Рейган стал спортивным комментатором, сначала один год на маленькой радиостанции в Дейвенпорте, Айова, потом на более крупной радиостанции NBC в Деи-Де-Муане того же штата. Это были годы обучения мастерству, за которое Рейган в конечном счете снискал славу "великого коммуникатора". В 1937 году он переехал в Голливуд, где началась его 30-летняя карьера в кино и на телевидении. Для его политического развития также важно было то, что он стал активным профсоюзным деятелем и в 1947 году президентом профсоюза киноактеров. Эта деятельность научила его вести переговоры (также по тарифу) и развила инстинкт, когда следует оставаться непреклонным, а когда следует пойти на компромисс. В 1952 году он женился на своей коллеге, актрисе Нэнси Дэвис.

Два года спустя Рейган стал работать по договору в фирме "Дженерал Электрик", чтобы помимо прочего вести телевизионную программу "Дженерал Электрик Театр". В договор входило также то, что 16 недель в году Рейган должен был ездить по производственным отделам предприятия, чтобы выступать на производственных собраниях и таким образом улучшать производственный климат и стимулировать идентификацию служащих с фирмой. Его стандартная речь содержала также и политическое обращение: он подчеркивал значение индивидуума, восхвалял идеалы американской демократии, предостерегал от коммунистической угрозы и опасности сильно разрастающегося социального государства. В 1962 году Рейган, первоначально считавший себя демократом в духе Рузвельта, официально сменил свою партийную принадлежность и стал республиканцем.

Не было случайностью и то, что опытный в средствах массовой информации Рейган в 1965-66 году баллотировался на пост губернатора именно Калифорнии: здесь, в сравнении с другими штатами, персонализация политика продвинулась далеко вперед, и партии играли относительно небольшую роль. Хотя (или возможно также: именно потому, что) Рейган был известен как сторонник Барри Голдуотера, провалившегося в 1964 году архиконсервативного кандидата в президенты от республиканцев, он вел умеренную, однако однозначно консервативную предвыборную борьбу. Выступал за возвращение к старой доброй морали, к закону и порядку по отношению к волнующимся студентам и университетам, за сокращение бюджета штата Калифорния и за обратное перемещение ответственности на коммуны и граждан. За 8 лет пребывания Рейгана на посту губернатора Калифорнии в его стиле руководства и в содержании политики выявились многие характерные черты, которые позже характеризовали его президентство. Он возглавлял исполнительную власть как председатель наблюдательного совета, подчеркивал свои консервативные принципы, умел установить приоритеты, но не вмешивался в частности администрации и законодательного процесса. Губернатор повторно обращался прямо к избирателям, чтобы оказывать таким образом давление на обе палаты законодательной власти. В спорных случаях он умел действовать прагматически, заключать компромиссы и находить большинство. Вопреки его консервативной предвыборной риторике за два срока пребывания на посту губернатора повысились налоги, удвоился бюджет штата и не уменьшилось число государственных служащих.

И опять же способности Рейгана как специалиста средств массовой информации и коммуникатора выровняли его путь в Белый дом. Его ловкое выступление как политика-гражданина нашли большой отклик в республиканской партии. После того, как в 1976 году он с 111 голосами (из 2257) на республиканском съезде проиграл президенту Джералду Форду выдвижение, в 1980 году он выиграл 29 из 34 туров и добился успеха на партийном конгрессе.

Большой успех как оратора объяснялся еще и тем, что его риторика основывалась на фундаментальных убеждениях. Он был актером с политическими принципами, который умел себя самого и свою политику идентифицировать с американскими ценностями и традициями. К его личным качествам относились спокойная уверенность в себе и оптимизм.

Его энергичная манера и целая лавина кадровых и политических деловых решений в первые месяцы после избрания усилили впечатление общественности, что с вступлением в должность нового президента пришел политический поворот, даже разразилась "консервативная революция". Что прежде всего удалось Рейгану, так это восстановить утерянную веру в институт президента как институт, в котором формируется и проводится национальная политика. В одном интервью с "Фоген" президент объяснил, что метод его руководства состоит в окружении себя выдающимися личностями, сохранении авторитета и невмешательстве, пока его политика проводится правильно. Действительно, президент был отключен от ежедневного административного хода событий, что сначала превосходно функционировало, но на втором сроке привело к скандалу Иран-контрас, который ясно показал, что президент не является больше хозяином Белого дома.

Насколько блестяще Рейган и его ближайшие советники были подготовлены к президентству, показала их кадровая политика 1980/81 года. Особое внимание уделялось тому, чтобы ниже уровня кабинета стояли посланники президента, которые преследовали политику Белого дома. Этих высокопоставленных чиновников, перед тем как они пошли в свои министерства, по-настоящему тренировали доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых назначений базировались на критерии партийной принадлежности, такого не было с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных были республиканцами, только 3% демократами (среди них такая консервативная женщина, как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик). И в этой сфере второй срок президентства наметил перелом, коррупция играла все большую роль. До конца 1986 года более 100 членов администрации Рейгана были уволены по этой причине или находились под обвинением Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век 1945-2000г.-

Москва, 2001г..

1.2 США в конце 70-х гг. Избрание Р. Рейгана на пост Президента США

На рубеже 70--80-х годов инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель.

Перед вступлением в должность президента США Р. Рейгана экономику США сильно «лихорадило». В 1973--1974 гг. нефтяной картель ОПЕК, на долю которого тогда приходилось 90% мирового экспорта нефти, ограничил производство и увеличил цены на нефть почти на 8 долл. за баррель. В относительном выражении цена барреля нефти за несколько месяцев возросла в 4 раза. Затем в 1979--1980 гг. ОПЕК сумел навязать еще более значительное увеличение цен -- почти 21 долл. за баррель. Таким образом, баррель нефти, который продавался в 1972 г. за 2,5 долл., оценивался в 1980 г. в 34 долл.

Воздействие более высоких цен на нефть было настолько всеохватывающим, что стало важным фактором стагфляции 70-х годов. Как отмечалось, высокие цены на энергию поставили американских производителей перед лицом более высоких издержек производства на единицу продукции. Действительно, практически не было такой отрасли, производственные и транспортные издержки которой не увеличились бы из-за повышения цен ОПЕК. С точки зрения модели инфляции, обусловленной ростом издержек, это увеличение издержек переместило кривую совокупного предложения влево и вызвало как более высокий уровень цен, так и сокращения в реальном объеме производства и занятости.

Нужно подчеркнуть, что не на все американские отрасли увеличение ОПЕК цен на нефть повлияло отрицательно. Американские нефтепроизводящие компании, в частности, стали получать резко возросшие прибыли. Экономика нефтепроизводящих штатов, таких как Техас и Луизиана, процветала в 70-е годы. Возродилась угольная промышленность.

Более высокие цены на нефть оказали также драматическое воздействие на международные валютные рынки. Международная стоимость доллара в течение 8 лет (с 1972--1979 гг.) понизилась более чем на 40% относительно других свободно конвертируемых валют. Данное обесценение доллара усилило происходившую инфляцию, обусловленную ростом издержек. В результате всех неблагоприятных экономических факторов экономика США попала в тяжелый спад 1980--1982 гг. Все эти проблемы Р. Рейган получил «в подарок» от правления демократов.

70-е годы ознаменовались заметным ухудшением экономического положения в США. В этом десятилетии, особенно во второй его половине, в американской экономике обозначились долговременные негативные тенденции: замедлились темпы экономического развития, научно-технического прогресса и роста производительности труда, развернулись структурные кризисы, быстро возрастало количество безработных, ускорились темпы роста цен (на рубеже 80-х инфляция достигла рекордного послевоенного уровня и превратилась в острейшую национальную проблему, потребовавшую принятия самых неотложных мер). Во второй половине 70-х обнаружилась растущая неэффективность сложившихся форм и методов бюджетного и кредитно-денежного регулирования экономики, которое не смогло воспрепятствовать кардинальному ухудшению экономического положения страны. Борисюк В.И. Шамберг В.М. Экономический и социальный портрет США. - М.: Знание. 2000. С. 11.

Экономические и политические причины привели к катастрофическому падению популярности президента Картера, что вселяло в республиканцев надежду на легкую победу над демократами. К началу 1980 года в движение пришли все фракции «великой старой партии». Один за другим о своем намерении баллотироваться на пост президента официально заявляют ультраконсерваторы Ф. Крейн, Дж. Коннелли и Р. Рейган, консерваторы Р. Доул, Дж. Буш и Г. Бейкер, либерал Дж. Андерсон.

Основным соперником Рональда Рейгана на первичных выборах был Джордж Буш. Он был несомненным фаворитом аппарата республиканской партии и обладал поддержкой 36% членов Национального комитета партии и представителей партийных комитетов штатов, тогда как в пользу Рейгана высказывались лишь 25%, Коннелли - 16, Бейкера - 6, а за всех остальных - не более 2%. Расположение партийных функционеров Буш снискал в первую очередь своей лояльностью к партии и многолетней работой во всех звеньях ее машины, однако, была и другая причина: аппарат республиканцев опасался успеха ультраконсерватора типа Рейгана, который придал бы всей партии налет экстремизма. Подобная перспектива вполне устраивала партийные организации тех штатов Юга и Запада, где особо сильны были консервативные настроения, но была совершенно неприемлемой для партии в других районах страны, в которых на местном уровне доминировали демократы и сильны были либеральные традиции. Глаголев Н.Н. Республиканцы и президентские выборы 1980 года//США: эпи. 1999. № 12. С. 50.

На протяжении всего 1979 г. опросы общественного мнения неизменно показывали, что бывший губернатор Калифорнии многократно превосходил по своей популярности любого из его республиканских соперников, и это вселяло в настроения многих партийных лидеров чувство обреченности, неизбежности конечного успеха Рейгана. Тот же опрос, который выявил расположение партийных функционеров к Бушу, зафиксировал, что большинство из них, тем не менее, были уверены в победе Рейгана (54%) и лишь 23% считали более вероятным кандидатом на пост президента Буша. Национальный комитет партии, который уже с осени 1979 года начал создавать комитет по выработке будущей партийной платформы, также исходил, судя по всему, из уверенности, что на всеобщих выборах против демократов будет выступать именно Рейган. Председателем комитета был назначен ультраконсервативный южный сенатор Дж. Тауэр, который включил в его состав приверженцев правого республиканизма и сторонников «новых правых». Таким образом, платформу начали писать «под Рейгана» еще до того, как он официально выдвинул свою кандидатуру. Там же. С. 71

Начало кампании Рейгана было стремительным, и оно должно было, по мысли его консультантов, сразу отмести все сомнения избирателей в отношении его способности осуществлять динамичное руководство страной. За первые пять дней Рейган выступил в девяти штатах, продемонстрировав энергию и напор, которым могли бы позавидовать и политики помоложе. Содержание его речей претерпело разительные перемены по сравнению с кампанией 1976 года. И сам Рейган, и его сторонники понимали, что даже в условиях определенного роста консервативных настроений в стране консерватор «голдуотеровского толка» не имеет практических шансов добраться до Белого дома. Опытный демагог и умелый актер, Рейган старался воздерживаться от ультраконсервативной риторики. Он не давал втянуть себя в детальное обсуждение своих позиций, ограничиваясь чаще всего общими рассуждениями о сбалансированном бюджете, и наотрез отказывался встречаться с другими республиканскими кандидатами и вести с ними дебаты по телевидению.

Общий настрой кампании Рейгана его штаб определил следующим образом: «Представить Рейгана, исходя из его деятельности в Калифорнии, как новатора в подходе к различным проблемам - от реформы вспомоществования до медицинского страхования. Рейган смягчит свой имидж борца против федерального правительства, не только подчеркивая свои заслуги в Калифорнии, но и путем выдвижения серии детальных предложений по проблемам энергетики и экономики».

Серьезную конкуренцию Рейгану мог составить также Джеральд Форд, который по опросам общественного мнения имел больше других шансов победить любого потенциального кандидата демократической партии. Однако он явно не желал вновь пускаться в изматывающий предвыборный марафон и отвергал все призывы республиканских лидеров включиться в кампанию. Форд объявил, что вступит в борьбу, если у него «будут все шансы победить и это не потребует ведения самостоятельной кампании»[7]. Иными словами, если бы избиратели отвергли всех других кандидатов республиканцев, он согласился бы принять вызов демократов на всеобщих выборах.

Таким образом, на первичных выборах основная борьба развернулась между Рейганом, Бушем и Андерсоном. В первых штатах праймериз бывший губернатор Калифорнии столкнулся с определенными сложностями, пропустив вперед Буша, однако вскоре, после телевизионных дебатов и ряда публичных выступлений, Рейгану удалось поправить свое положение и в конечном итоге уверенно победить, заставив конкурентов снять свои кандидатуры. Далее предстояло подготовиться к партийному конвенту и выработке платформы.

Как уже говорилось выше, в комитете по выработке партийной платформы преобладали правые взгляды, что во многом и предопределило ее содержание. Программа, которую Рейган выносил на суд избирателей на всеобщих выборах, главным образом основывалась на критике администрации Картера и включала в себя в качестве основных традиционные для республиканцев пункты о значительном снижении налогов, сбалансированном бюджете, сокращении государственных регулирующих мероприятий и борьбе с «марксистской тиранией». Черным американцам Рейган не сулил значительных изменений к лучшему, однако, обращал их внимание на то, что Картер не выполнил своих обещаний, данных черному населению: число черных безработных увеличилось, а средний доход черной семьи значительно сократился. Новым было предложение о создании предпринимательских зон, которое предусматривало снижение налогов для мелкого бизнеса в районах массовой безработицы и нищеты: именно усилия мелкого бизнеса, а не государственные социальные программы должны помочь безработным и бездомным. Политические портреты. Абрамов Ю.К. Феномен Рональда Рейгана. М.: «Международные отношения». 1999. С. 94.

Что же касается действующего президента Джимми Картера, то он продолжал терять популярность у населения, и к началу первичных выборов в демократической партии он уступал в общественной поддержке своему конкуренту Э. Кеннеди. Ценой немалых усилий ему все же удалось переломить ход борьбы и добиться выдвижения своей кандидатуры на переизбрание. Однако, по мере замедления темпов экономического роста в США и нарастания напряженности во внешней политике (проблема освобождения заложников в Иране и экономические санкции по отношению к СССР) позиции Картера заметно ухудшались. В июле 1980 года его деятельность на посту президента одобрил только 21% избирателей. Меньшей поддержкой не пользовался ни один хозяин Белого дома за все время опросов общественного мнения в США.

Большая надежда демократами возлагалась на грамотно составленную предвыборную платформу, которая, как ожидалось, должна была оправдать их ошибки и расположить к себе избирателей. Обилие пафоса и призывов к патриотизму американцев, должно было отвлечь население от реальной действительности и возродить доверие к власти. Так, например, если республиканцы сравнивали важность настоящего момента лишь со Второй Мировой войной, то в варианте демократов помимо этого появляются аналогии с Великой депрессией, Гражданской и Первой мировой войной. Демократы признавали, что за четыре года пребывания у власти им не удалось решить все проблемы американцев, однако, можно ли ожидать существенных улучшений за столь короткое время, учитывая то обстоятельство, что перед этим страна восемь лет находилась под властью республиканцев? В качестве рецепта возрождения экономики страны демократы также призывали к снижению налогов, однако, обращали внимание на то, что в отличие от «бесцельного» республиканского снижения, которое приведет к инфляции и социальному кризису, налоговая реформа демократов возродит промышленность, создаст рабочие места и способствует экономическому подъему.

Надо отметить, что программа демократов имела определенный успех, поэтому в сентябре 1980 года штаб избирательной кампании Рейгана принимает решение изменить предвыборную тактику и перейти в контратаку на президента. «Мы постарались перенести фокус кампании с наших ошибок на то, что в конечном счете предопределило исход выборов, а именно: превратить выборы в референдум о деятельности президента Джимми Картера», - вспоминал один из руководителей рейгановской избирательной команды Р. Уиртлин. Успеху этой тактики способствовало резкое ухудшение экономической ситуации в стране осенью 1980 года, когда появились все признаки серьезного циклического кризиса, а уровень инфляции приблизился к 13%. США захлестнула волна увольнений (8 млн. чел. к осени 1980 г.), в связи с резким повышением ставок по банковским кредитам сократилось жилищное строительство. Несостоятельность экономической политики Картера привела к тому, что на финише избирательной кампании, впервые за многие годы, республиканская партия начала восприниматься американцами, как более способная справиться с инфляцией и спадом, как не уступающая демократам даже в решении задачи повышения занятости Шишкин Г.А. Америка 80-х (К итогам пребывания у власти республиканской администрации Р. Рейгана). - М.: Знание, 1998..

В результате на выборах 1980 года Рейгану удалось получить значительное число тех избирателей, которые традиционно составляют костяк электората демократов: 41% голосов членов профсоюзов, 13% черных американцев, 40% лиц с наименьшим уровнем доходов, 46% католиков. Очень много сторонников демократов осталось в день выборов дома, что стало одной из причин рекордно низкой явки избирателей, составившей 52,6%.[14] Общие результаты выборов были таковы: Рейган - 50,75%; Картер - 41,01%; Андерсон - 6,61%; другие кандидаты - 1,62%. Никонов В.А. Указ. соч. С. 241.

Как можно догадаться, столь резкое изменение политических пристрастий не было обусловлено привлекательностью программы республиканцев или же неприемлемостью того, что предлагали на выборах демократы.

Традиционные приверженцы демократической партии в большинстве своем голосовали за Рейгана лишь потому, что Картер, по их мнению, повернулся спиной к их нуждам. Инфляция, энергетический кризис, снижение темпов производства, ослабление американского влияния в мире и кризис с заложниками в Иране - вот основные факторы, приведшие к потере уверенности в завтрашнем дне среди простых американцев. Рейгану же удалось заверить население в том, что все можно поправить. Американцам хотелось видеть на посту президента убежденного и оптимистичного человека - настоящего американца, и Рейган с успехом справился с этой ролью.

Таким образом, кризис администрации Картера, грамотная предвыборная кампания республиканцев и временная переориентация сторонников демократов позволили Рональду Рейгану победить на президентских выборах. Содержание того, что предлагал бывший губернатор Калифорнии (программа республиканцев 1980 года по существу мало чем отличалась от программ двенадцатилетней давности), оказалось на деле менее значимым, чем то, как он преподносил себя и свои идеи. Действительно, мало кто из американцев серьезно вникал в смысл того, что означали предложения о снижении налогов, ограничении власти федерального правительства и укреплении позиций США на международной арене. «Рейганизм» и «рейганомика» не были целиком представлены американцам хотя бы потому, что программа экономического восстановления и другие реформы находились в стадии разработки, единственное, чем располагали избиратели - это предвыборный меморандум 1979 года и выступление Рейгана 9 сентября 1980 года в Чикаго на заседании экономистов-республиканцев, работавших в администрации Никсона и Форда. В остальном же дело ограничивалось общими фразами в предвыборной платформе и высказываниями Рейгана относительно необходимости сбалансированного бюджета.

Итак, своей победой Рональд Рейган во многом был обязан сложившейся на тот момент конъюнктуре и своим ораторским способностям. Социально-экономические программы, вошедшие в историю как «рейганомика», еще только разрабатывались. Их оформление в единый законопроект, способный выдержать критику Конгресса, еще не закончилось, а их реализация еще не была до конца продумана. Именно этому сюжету, а именно применению «рейганомики» на практике, посвящен следующий раздел. Democratic Platform of 1980 // Original sources in their own worlds. www.originalsources.com

Глава II. Внутренняя политика Р. Рейгана 1981-1984 гг. «Чудо Рейганомики»

Ударом в литавры Рейган возвестил о начале своего президентства: его первоначальные успехи в экономической и социальной политике в Конгрессе действительно произвели впечатление "консервативной революции". Так, 18 февраля 1981 года, через месяц после инаугурации, Рейган представил Конгрессу Программу экономического восстановления, которая включала в себя четыре ключевых элемента:

реформа по сокращению федеральных расходов

пакет предложений по созданию новых рабочих мест и сокращению налогов на личный доход на 10% в год в течение трех лет

долгосрочная программа дерегуляции

обязательство по проведению в сотрудничестве с Федеральной резервной системой политики монетаризма с целью восстановления стабильной системы денежного обращения и оздоровления финансовых рынков.

Восприятие неоконсерваторами идей «экономики предложения» и монетаризма служат концептуальной основой современной стратегии американского империализма Шишкин Г.А. Америка 80-х (К итогам пребывания у власти республиканской администрации Р. Рейгана). - М.: Знание, 1998..

Кардинальные принципы этой стратегии были сформулированы в программном документе американской администрации, опубликованном в феврале 1981г. под названием «новое начало для Америки. Программа экономического возрождения». Главная задача программы - упрочение пошатнувшихся позиций империализма США на мировой арене. Концепция экономической политики американской администрации, часто называется «рейганомика», носит ярко выраженный классовый характер. Ее основные положения отражают интересы монополистической буржуазии, а используемые для поставленных целей методы направлены против социальных завоеваний трудящихся масс.

В соответствии с установками неоконсервативных теоретических доктрин негативные явления и тенденции и хозяйстве СШЛ 70-х--начала 80-х годов сторонники «рейганомики» объясняют просчетами экономической политики, проводившейся прежними правительствами. Слепое следование кейнсианскнм рецептам, по их мнению, привело к неоправданному расширению сферы государственного вмешательства в экономику, росту бюджетных расходов и дефицита, снижению стимулов к труду и капиталовложениям, а в итоге к общей экономической дестабилизации, падению темпов хозяйственного роста и снижению эффективности использования факторов производства.

Руководствуясь основным принципом «экономики предложения» -- «больше рынка -- меньше государства», экономическая программа американской администрации предусматривает отказ от выполнения ряда традиционных регулирующих функций. В качестве основной задачи правительства она провозглашает создание в финансовой и кредитно-денежной сфере условии, необходимых для стимулирования частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности рыночного механизма. Активная инвестиционная деятельность в частном секторе станет фактором повышения общенациональной нормы накопления, рационализации потребления ресурсов, рассасывания безработицы и, в конечном счете, оздоровления всей американской экономической системы. Программа переносит центр тяжести государственной хозяйственной политики с решения проблемы достаточности спроса на проблемы стимулирования предложения товаров и услуг и предполагает сократить вмешательство в воспроизводственный процесс с краткосрочными конъюнктурными целями. Это мотивируется тем, что «точная настройка» экономики, при которой правительство пытается компенсировать любые колебания, не представляется возможной». Провозглашенный приоритет долгосрочного подхода к решению назревших структурных проблем должен быть реализован методами стимулирования частных капиталовложений. Использование этих методов позволит осуществить перестройку материально-технической базы производства, повысить конкурентоспособность отраслей передовой технологии, модернизировать «старые», традиционные отрасли промышленности, рационализировать энергопотребление и т. д. Таким образом, всемерно поддерживая интересы крупного монополистического капитала, прибегая к прямому перераспределению в его пользу национальных ресурсов, урезывая потребление рабочего класса, способствуя повышению степени его эксплуатации, правящие круги США проводят в жизнь свою программу «реиндустриализации» хозяйства.

Ключевым звеном в системе мероприятий администрации США, направленных на децентрализацию функций по управлению экономикой и поощрение частной инициативы--этого «двигателя» экономического и технического прогресса, является налоговая и амортизационная реформа.

Однако цель, которая преследовалась снижением налогов,--активизировать частную инвестиционную деятельность--нельзя считать достигнутой. Подавляющая часть средств, оказавшаяся в руках потенциальных инвесторов, в условиях экономического кризиса 1981--1982 гг. не была инвестирована в расширение и обновление производства. Эти средства послужили источником увеличения личного паразитического потребления имущих слоев, были использованы для приобретения высоко котирующихся акций, покупки ценных бумаг, переведены за границу. Рост частных капиталовложений в 1983 г. обусловлен не столько влиянием стимулирующего эффекта налоговой реформы, действием циклических факторов развития капиталистической экономики, ее вступлением в фазу оживления и подъема.

Одним из важнейших направлений реализации неоконсервативных принципов экономической политики является провозглашенная Рейганом реформа «дерегулирования». Этим термином объединяется комплекс не слишком взаимосвязанных мероприятий, проведение которых свидетельствует, разумеется, не об отмене государственно-монополистического регулирования, а об изменении его приоритетов и стратегии, перераспределении регулирующих функций между различными уровнями государственной власти, а также между государством и частным бизнесом под лозунгом борьбы с бюрократией, за повышение эффективности государственных расходов и управления. Цель реформы «дерегулирования», как и всех других компонентов «рейганомики», -- предоставить свободу частной инициативе, укрепить «предпринимательский дух», а уж освобожденный от бюрократических цепей частный бизнес обеспечит хозяйству «устойчивое процветание».

Среди первых шагов президента Рейгана, положивших начало курсу на «дерегулирование», были отмена контроля над ценами на американскую нефть и контроля над уровнем минимальной заработной платы; ослабление установленных стандартов по экономии топлива автомобилями и их безопасности; снижение стандартов необходимой очистки воды н воздуха промышленными, строительными, энергетическими и прочими компаниями.

Важное место в системе «дерегулирования» отводится мерам по сокращению численности государственного аппарата и расходов на его содержание. Бюрократизация американской государственной машины, ее непомерно разросшаяся «нормотворческая» деятельность, снижение эффективности управления на всех уровнях начали причинять бизнесу серьезный финансовый ущерб.

В русле реформы «дерегулирования» осуществляется комплекс мероприятии по децентрализации системы государственного управления, получивший название политики «нового федерализма». Стратегическая цель «нового федерализма» -- передать штатам и местным органам власти часть функций по финансированию социальных расходов, с тем чтобы снизить в нем долю федерального правительства и таким путем содействовать сокращению бюджетных дефицитов и перераспределению финансовых ресурсов в пользу военных программ.

Подводя итоги первых лет осуществления принципов «рейганомики», В.М. Кудров писал: «Особенность современного этапа экономического развития. Шпилько Г. А. Капитализм 80х годов.

Основные постулаты неоконсервативной теории сформировали концептуальную платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р. Рейгана.

Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения. Концепция предложения ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.

Важнейшая черта теории предложения -- выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных ставок на прибыль корпораций и личные доходы.

Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов -- снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором «трудовых усилий» и сбережений (наверное, среди республиканцев очень мало бедных людей).

Мероприятия фискальной политики, являясь центральным элементом «рейганомики», отражали эти приоритеты. Главным и наиболее широко рекламируемым элементом «рейганомики» стало принятие в 1981 г. закона о налогообложении. Этот закон предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала; значительное сокращение сроков амортизационных списаний; увеличение инвестиционной налоговой скидки.

За пять лет налоговые сокращения в совокупности должны были уменьшить поступления федерального бюджета почти на 750 млрд. долл. Предполагалось, что в соответствии с теорией предложения эти меры усилят стимулы к работе, сбережению и инвестированию. Отсюда импульс к экономическому росту, уменьшение безработицы, увеличение производительности труда и конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках.

На практике теоретическая схема сработала иным образом, не оправдались надежды на быструю и положительную реакцию агентов на снижение налогов. Налоговые стимулы, хотя и были значительными, не могли предотвратить наступление очередного экономического кризиса, который по длительности, глубине падения промышленного производства, безработице и недозагрузке производственных мощностей стал самым тяжелым за послевоенный период.

В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и кредитно-денежной политикой. Однако экономическое развитие США и в этой ситуации происходило по сценарию, существенно отличавшемуся от того, который был разработан теоретиками предложения. Так, средние темпы роста реального ВВП в 1981--1985 гг. составили 2,4% -- значительно меньше, чем обещала администрация (3,8%). Не было отмечено существенных приростов занятости и предложения трудовых ресурсов. Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9%), хотя и были несколько выше, чем в 1973--1981 гг. (0,6%), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9%).

Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравентсва в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи. В частности, результаты, полученные на основе экономико-математического моделирования сотрудниками Бостонского колледжа Б. Блюстоном и Д. Хейвисом, позволили им заключить, что, несмотря на стимулирующий эффект фискальной политики, выгоды от экономического эффекта были распределены столь неравномерно, что богатые стали богаче, а бедные беднее.

В целом программа была основана на убежденности администрации Рейгана в том, что «первопричиной всех экономических проблем являлось и является правительство». Красной нитью проходила мысль о том, что «только путем снижения роста государства можно добиться повышения роста экономики». Цит. по: Niskanen William A. Op. cit. P. 4. Еще в своей инаугурационной речи Рейган заявлял: «Федеральное правительство не является решением наших проблем. Многие считают, что общество стало настолько сложным механизмом, что не способно к саморегулированию. Однако если никто из нас не способен управлять собой, кто из нас в таком случае может управлять кем-то другим?» Ronald Reagan, First inaugural address // From revolution to reconstruction. odur.let.rug.nl/~usa/ Подобные аргументы, видимо, подействовали на Конгресс и Рейгану удалось добиться принятия основных положений своей экономической программы с утверждением бюджета на первое полугодие 1981 года.

В то же время, уже на первом этапе президентства Рейгана мы отмечаем некоторое сопротивление Конгресса столь популярной политике президента. Так, например, в итоговом варианте реформы значилось снижение налогов лишь на 5% в 1981 году и по 10% в 1982 и 1983 годах. Подобное действие Конгресса в качестве «либерального редуктора» препятствовало осуществлению политики Рейгана в «неразбавленном виде». Эта тенденция усилилась после распада коалиции голосования, когда стране грозил дефицит бюджета и уже начинающийся глубокий экономический кризис.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.