РУБРИКИ

Взаимоотношения церкви и государства в трудах К.П. Победоносцева

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Взаимоотношения церкви и государства в трудах К.П. Победоносцева

удущий известный адвокат А.Ф. Кони, слушавший лекции К.П. Победоносцева, оставил в своих воспоминаниях отзыв об этих лекциях: “... В противоположность Никольскому предшественник Победоносцева на университетской кафедре - прим. авт., прекрасный курс гражданского судопроизводства, ясный, сжатый, четкий, поучительный... Курс совпал с изданием Судебных уставов, и это отражалось на содержании лекций. С живым сочувствием рисовал он перед нами особенности нового состязательного процесса, разъяснял “новшества” кассации... Мы выносили из лекций Победоносцева понимание задач и приемов истинного правосудия” Кони А.Ф. Собрание сочинений. / А.Ф. Кони. - М; 1967, т.7, стр. 100.

Победоносцеву неоднократно предлагали высокие посты, но он стремился к тихой и уединенной жизни ученого. Так в 1863 году он отказался от предложения занять пост начальника департамента религиозного обучения при Святейшем Синоде, а в 1865 году он отклонил предложение о возведении в сан митрополита Литовского. Подобное предложение столь высокого сана в иерархии Церкви свидетельствует об авторитете, которым пользовался Победоносцев в церковных кругах.

В 1861 г. К.П. Победоносцев был приглашен преподавателем к цесаревичу Николаю Александровичу. Здесь, в Петербурге, он впервые окунулся в мир сложных политических интриг. А вместе с преподаванием он выполнял не менее сложную и трудоемкую работу по подготовке судебной реформы. “Я стал известен в правящих кругах, - вспоминал позже Победоносцев, - обо мне стали говорить и придавать моей деятельности преувеличенное значение. Я попал без всякой вина своей в атмосферу лжи, клеветы, слухов и сплетен. О, как блажен человек, не знающий всего этого и живущий тихо, никем не знаемый, на своем деле” Зубов А.Б. Политико-правовые воззрения К.П.Победоносцева и их интерпритация зарубежными исследователями русской мысли. /А.Б. Зубов // Русская политическая мысль второй половины XIX века .- М; 1989. - С. 163..

После переезда в Петербург у Победоносцева начинается разочарование в реформах и отсюда происходит поправение его взглядов. Спустя два года после своего переезда он с горечью писал Е.Ф. Тютчевой в Москву: “Петербург не люблю я по-прежнему - душно в здешнем воздухе, очень душно: до того, кажется, все измельчало здесь - и дела, и люди, и манеры, и формы общежития» “Пишу только для вас...” Письма Тютчевым. / О. Майорова / / Новый мир, 1994, N 3. -. С. 210.. Так сложилась судьба К.П. Победоносцева, что вся его последующая жизнь будет связана с Петербургом и здесь сформируется его политическая философия, верность которой он будет доказывать всю оставшуюся жизнь.

Наиболее полно свои взгляды Победоносцев на проблему церковно-государственных отношений были изложены им в «Московском сборнике», изданном в 1896 г. Не будет преувеличением назвать этот сборник «кристаллом», сконцентрировавшем в себе взгляды Победоносцева, своеобразным Символом веры и Апологией. Поэтому он сразу же привлек к себе внимание исследователей и читающей публики, как в России, так и за ее пределами. Не случайно, все исследователи взглядов К.П.Победоносцева обращаются именно к этому сборнику, а в других источниках (прежде всего в письмах) пытаются проследить процесс становления и развития этих взглядов.

Прежде всего, обращает на себя внимание само название этого сборника статей - «Московский». Что же хотел этим названием сказать автор?

Победоносцев явно старается противопоставить Москву и Петербург, что роднит его с московским кружком славянофилов, идейную связь с которым была вскрыта в статье О.Е. Майорова Майорова О. Победоносцев и митрополит Филарет (Дроздов). / О. Майорова // Лотмановский сборник, М., 1992, стр. 856.. Примечательно, что в 50 - х гг. XIX века под общим названием «Московский сборник» были изданы статьи И.В. Киреевского, одного из видных деятелей славянофильства.

Но это не только противопоставление двух городов. Это противопоставление двух Россий, двух цивилизационных центров: Московской Руси и Российской империи. С.Л. Фирсов считает, что «Победоносцев рассматривал так называемый «Синодальный период» как закономерное продолжение истории Русской Церкви эпохи Московского царства…» Фирсов С.Л. Человек во времени: штрихи к портрету Константина Петровича Победоносцева. // К.П.Победоносцев: pro et contra. /С.Л. Фирсов - СПб, издательство РХГИ, 1996, стр. 11.. Однако такое противопоставление, заявленное уже в самом названии сборника, позволяет усомниться в верности такого вывода в частности и стереотипа мышления вообще, что мы и попытаемся сделать в дальнейшем.

Весьма любопытна и сама структура Сборника, который открывается статьей «Церковь и государство». Эту статью, пожалуй, можно считать не только вводной, но и тезисной. Все последующие статьи будут так или иначе «работать» на эту первую статью, раскрывать ее основные мысли и положения. Написана статья как ответ теоретикам либерального направления, выступающим за отделение Церкви от государства. В статье дано множество исторических примеров в виде иллюстративного материала. Основная же цель статьи - показать роль и значение Церкви в жизни государства, вскрыть природу государства и продемонстрировать возможные последствия этого разделения. Логика изложения статьи подводит к другой, немаловажной проблеме как понятие «свобода», смысл которого раскрывается уже в следующей статье сборника.

Условно все статьи сборника можно разделить на два блока. Первый блок от статьи «Новая демократия» до статьи «Новая вера и новые браки» носит преимущественно критический характер, в которых автор рассматривает основные черты нового устройства общества. Второй блок статей, хотя и содержит большую долю публицистической критики, все-таки, как кажется, более позитивен по своему характеру. Конечно, подобная классификация статей в сборнике условна, и вполне возможно, при желании, ввести другую классификацию. Однако никто из исследователей, насколько это известно автору, не пытался рассмотреть «Московский сборник» именно с этой точки зрения, то есть как некую систему, преследующую определенную цель в последовательном изложении, а не просто как случайную и хаотичную подборку оригинальных и переводных статей.

Уже было отмечено значение первой статьи «Церковь и государство» в системе подборки статей сборника. Она носит тезисный характер, как бы дает завязку для последующего изложения мыслей и взглядов автора - составителя. Формально эта статья разделена автором на шесть частей. Условно их можно назвать следующим образом:

- о природе Церкви и государства;

- Церковь и гражданское общество;

- положение Церкви в современном обществе;

- проблема симфонии между Церковью и государством;

- равенство различных религий перед государством;

- церковно-государственные отношения в условиях равноудаленности Церкви и государства.

Рассмотрим последовательно основные мысли, изложенные в этой статье.

Статья начинается с констатации очевидного факта: борьбы церковного начал с государственными. Эта борьба в силу особой тонкости своей природы, способна привести к серьезным, а подчас и разрушительным последствиям. Почему? - задается таким вопросом автор, и в поисках ответа он предпринимает попытку исследовать природу и сферу действия Церкви и государства.

Церковь и государство по своему происхождению имеют почти одинаковую природу. Но именно «почти» играет здесь значительную и важную роль. И Церковь, и государство - это союзы, общества людей. Но Церковь - это союз богоучрежденный, а государство - это гражданский союз. При этом важно различать Церковь как мистическое тело Христа, «как собрание христиан, органически связанных единством верования в союз богоучрежденный» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 81. и церковь как социальный институт. Победоносцев высказывается именно за первое понимание этого термина.

Целью жизни человека, с точки зрения К.П. Победоносцева, является достижение единства духовной жизни, в котором, этом единстве, он, человек, полагает свои идеалы. Именно в этом идеале сокрыта иррациональная вера в свое спасение в Боге при помощи государства. Собственно задача государства, как союза гражданского, это создание условий для жизни духовной. Таким образом, происходит распространение понятия Церкви: Церковь как мистическое тело Христово, в котором совершается спасение через акт иррациональной веры, и церкви как социального института, как «… общества, соединенного в гражданский союз» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 81. для этого спасения. Жизнь - это и есть деятельная вера, проявление веры. «Вера без дел мертва» -- пишет апостол Иаков (Иак. 2; 26), «… когда вы скажете ему (т.е. человеку, - прим. автора), что жизнь сама по себе, а вера сама по себе, и это понятие станете возводить в теорию жизни, - душа не примет такого понятия…» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 81..

Таким образом, делает вывод автор, само понимание разделения Церкви и государства уже лживо. Оно раздваивает единство духовной жизни человека, вносит в него некий компромисс, некую сделку, уничтожает веру в государство.

Истоки этой борьбы Победоносцев видит в искажениях католицизма, когда, в ходе превратностей своего исторического развития, папство попыталось объединить власть духовную и власть политическую. Реакцией на такое противоестественное соединение стал протестантизм и атеизм, породивший идею об отделении и обособленном сосуществовании Церкви и гражданского общества.

Идея гражданского общества берет свое начало в новой истории в трудах французских философов - атеистов, порвавших с католицизмом в частности и с религией вообще. Но… порвать с верой невозможно. Отрекшись от Христа, эти философы стали верить в силу собственного разума. Они создали религию, в которой нет места для Бога. Таким образом, вместо богоуподобления, основной цели жизни христианина, она занялись самообожествлением.

Реальным воплощением идей французских философов стала Французская революция, в крови и слезах создававшая гражданское общество и демократию. Борьба с социальными институтами, и с церковью в том числе, вылилась в борьбу с людьми, с принципами и с Церковью, как основным принципом государства, потому что государство по своей природе и есть церковь. Французская революция, если развивать мысль Победоносцева, решила построить гражданское общество (=Церковь) без Церкви.

Обращаясь к идее отделения Церкви от государства, Победоносцев отмечает неопределенность в терминологии - а что под этим надо понимать? «Если дело состоит в более точном разграничении гражданского общества с обществом религиозным, церковным, духовного со светским, о прямом и искреннем размежевании, без хитростей и без насилия, - в таком случае всю будут стоять за такое отделение. Если, становясь на практическую почву, хотят, чтобы государство отказалось от права поставлять пастырей Церкви и от обязанности содержать их - это будет идеальное состояние, к которому желательно перейти, которое нужно подготовлять к осуществлению при благоприятных обстоятельствах и в законной форме…. Государство, в сущности, только держит за собою это право, но оно ему не принадлежит» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 85.. Как не вспомнить здесь евангельские слова: «Воздавайте Богу богово, а кесарю кесарево» (Мф. 22; 21) и многочисленные канонические правила, осуждающие вмешательство гражданских властей во внутренние дела Церкви.

На самом же деле, в реальности, проблема отделения Церкви от государства ставится много глубже. Сторонники разделения требуют полного устранения Церкви из жизни общества, объявляя общественную жизнь целиком и полностью вотчиной государства. Получается, что верующий человек, а человек не может быть не верующим, начинает существовать в двух независимых мирах: в Церкви и в государстве. Подобное духовное разделение противно природе самого человека, стремящегося к единству духовной жизни. В общественной жизни остаются сферы, не подвластные государству, а именно сферы личной морали и интимной жизни человека. В эти сферы нет хода государству, но туда способна пройти Церковь. Получается, что Церковь нужна государству со своей специфической сферой деятельности. Более того, именно Церковь укрепляет духовные основы государства: «Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом. Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 89..

Но и государство необходимо Церкви со своей специфической сферой деятельности. Именно государство зримо объединяет людей в одно общество в те периоды жизни, когда человек не находится в храме. И если семья - это малая Церковь (в противопоставление ячейке общества), то государство - это большая семья, а следовательно и Церковь. И именно нормализация церковной жизни и должно привести к созданию гражданского общества.

Государство, со своей стороны, всеми силами требует повиновения себе и исполнения его гражданами обязанностей по отношению к себе. Церковь же такого права лишена. Более того, развивая мысль об отделении Церкви от государства, государство ярче подчеркивает тот факт, что верующий церковный человек находится под двойным ярмом, и тем самым понуждает стать внецерковным человеком. Таким образом, вытесняя из «своей» сферы деятельности Церковь, государство взваливает на себя непосильный груз ответственности за все многообразие духовной жизни человека. Что бы справиться с этой ношей, государство должно все активнее проникать в частную жизнь человека, в ту жизнь, в которой раньше была Церковь, а теперь оказалась оттуда вытесненной. «Мысль, что вся частная жизнь должна поглощаться общественной, а вся общественная жизнь должна сосредотачиваться в государстве и быть управляема государством, это главная движущая идея социализма…» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 88.. К чему подобное проникновение может привести - это ярко продемонстрировал ХХ век с его чудовищными тоталитарными всепоглощающими общественными системами.

Казалось бы, что при подобном всепоглощающем проникновении государства в частную жизнь Церкви не остается места и она по необходимости должна отступать, сдавая государству свои позиции, а с течением времени и вообще исчезнуть. Это утверждение верно при допущении, что в момент своего возникновения Церковь всего лишь заняла ту нишу в жизни человека, которую еще не успело занять государство. Но практика показывает обратное: в периоды наиболее сильных попыток социализации частной жизни, наиболее мощной борьбы государства с Церковью ее ограда наполняется людьми, ищущих ответа на свои частные вопросы не у государства, а у Церкви.

Вернемся к исходному тезису: и Церковь, и государство - это общества, состоящие из людей. Следовательно, если государство не хочет вступать с Церковью в конфликт, то оно может: или оказать Церкви свое покровительство, сделав ее государственной, или равноудалиться от всех религий, или искать какие-то формы сосуществования с Церковью путем разграничения сфер деятельности. Исторически первоначально возобладала первая форма взаимоотношений Церкви и государства в виде государственной религии: «Самая древняя и самая известная система отношений между Церковью и государством есть система установленной или государственной церкви» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 89.. Но даже и в такой форме возникла проблема разграничения сфер деятельности. Решение этой проблемы было найдено в трех вариантах: цезаропапизм (подчинение Церкви государству), папоцеразм (подчинение государства Церкви) и симфония (равноправное сотрудничество Церкви и государства).

Однако господствующая религия не допускает или слабо допускает существование иных форм религиозного сознания и церковных объединений. С увеличением таких негосударственных религиозных объединений большая часть общества ушла от единства веры с государством. В многонациональном государстве всегда существует часть общества, не обладающей религиозным единством с государством. В этих условиях идея о государственной религии себя не оправдывает, так как не может охватить всех людей и объединить в общество.

Таким образом, государство вынуждено сперва признать равенство всех религий перед своим лицом, а затем объявить религию личным делом человека, самоустраняясь из этой сферы. Получается, что государство само подрывает свои основы: оно взросло на церковных началах, а затем объявило эти начала не существенными для государственной жизни. Но для общества эти начала остаются важными и существенными. И государство, удалившись от основ Церкви, не может удалиться от своего общество, обслуживать которое оно собственно и призвано, а общество от Церкви не удалялось, точнее, от Церкви удалилась какая-то часть общества, получившая возможность высказываться перед лицом государства от имени общества. «Не следует ли из этого, что государство безверное есть не что иное, как утопия, невозможное к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства», - задается вопросом Победоносцев. - «Вот почему мы видим, что политические партии, самые враждебные общественному порядку, партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный, частный интерес» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 91 - 92..

Может быть, равноудаленность государства от всех религий будет наилучшим выходом для государства? Государство проявит религиозное безразличие к любым формам религии и объявит религию личным делом каждого? Но Церковь - это форма организация людей, а государство призвано обслуживать потребности этих людей. Следовательно, люди, через свою организационную форму, будут оказывать влияние или стремиться оказать такое влияние на государство, чем будет нарушен или принцип равноудаленности государства от людей, или государство откажется обслуживать потребности людей, чем подорвет смысл своего существования и веру в себя.

Что означает сам термин «равноудаленность»? Он означает, что любая религия никак не соприкасается с государством, что она по природе своей есть частная корпорация, предназначенная обслуживать конкретные потребности человека; что все религии пользуются одинаковыми правами и возможностями в государстве. Однако такой подход может привести к «явному или подразумеваемому пренебрежению к вере, как к пройденному моменту в психическом развитии в жизни личной или национальной» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 92.. На практике же подобное утверждение может создать общественное отношение к верующим людям как к людям умственно отсталым и психически неразвитым.

Кроме того, любая религия исходит из понимания самой себя как истинной религии, подразумевая, что все другие религиозные формы есть формы религиозного заблуждения. Подобное утверждение основывается на личных переживаниях верующего - верующий не может не верить в истинность своей веры. Значит, и на этой почве также могут возникнуть семена раздора, пожинать которые придется всему обществу, а значит и государству.

Переживая истинность своей религии, верующий будет стремиться привести к ней и других людей, что также может нарушить равновесие между различными религиозными объединениями со всеми вытекающими из этого нарушения экономическими, политическими и социальными последствиями.

Также невозможно полностью устранить религию из жизни общества. И хотя государство объявило общественную жизнь своей безраздельной вотчиной, религиозные объединения будут оказывать на нее свое влияние.

К каким же выводам приходит К.П.Победоносцев?

В своих размышлениях К.П.Победоносцев исходит из нескольких утверждений аксиоматического характера, то есть таких утверждений, которые в силу своей очевидности и общепризнанности не требуют дополнительных доказательств: Церковь и государство имеют одну природу - это союзы людей, но по своему происхождению природа Церкви и сфера ее деятельности отлична от природы и сферы деятельности государства: Церковь - это богоучережденный союз, государство - это гражданский союз; цель жизни человека - достижение единства в духовной жизни.

Из этих утверждений можно констатировать, что философская мысль Победоносцева стоит на позициях идеализма. Он аксиоматически предполагает первенство духовного над материальным, превосходство духовной жизни над экономической деятельностью. Но Победоносцев также не чужд и диалектических построений. Его мысль не черно-белая, а имеет диалектические нюансы, которые необходимо учитывать при понимании деятельности Победоносцева.

Из вышеназванных положений аксиоматического характера Победоносцев делает следующие выводы: Церковь, в своем каноническом уставе, это уже есть гражданское общество и является своеобразным идеалом для государства. Разделение Церкви и государства возможно, и даже желательно, но при строгом соблюдении канонических правил, то есть через четкое разграничение сферы деятельности Церкви и сферы деятельности государства. Это разграничение имеет не абсолютный, а относительный характер, так как остаются области, в которых Церковь и государство должны действовать совместно. Общество должно быть подготовлено к такому разделению сфер деятельности. Чрезмерное усиление государства приводит в конечном итоге к тоталитаризму (Победоносцев не употребляет термина тоталитаризм, а говорит о поглощении частной жизни общественной, а общественной жизни - государством и точно показывает на социалистов). На определенном этапе исторического развития была необходимость в государственной религии как официальном покровительстве со стороны государства. Государство не может быть безрелигиозным, так как имеет религиозную (церковную) форму своего происхождения. Не возможно и равноудаление государства от всех религиозных проблем общества (религиозная индеферентность государства).

Вернемся теперь к утверждению С.Л.Фирсова о том, что Победоносцев считал Синодальный период в истории Русской Церкви продолжением Московского царства, в истинности которого мы позволили себе усомниться. Основываясь на всем вышеизложенном и осознавая недостаточность проведенного исследования можно предположить, что Победоносцев признавал подчиненное положение Русской Церкви по отношению к государству de facto, не считая это положение канонически нормальным de jure.

ГЛАВА 2. ВЗГЛЯДЫ СЛАВЯНОФИЛОВ И К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА НА ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.

Как уже отмечалось, К.П.Победоносцев был близок к московскому кружку славянофилов. Эту близость убедительно показывает О.Е. Майорова. Дружеские отношения Победоносцева со славянофилами сложились в 60 - х гг. XIX в. И сохранялись до 80 - х гг., до смерти И.С. Аксакова и Е.Ф. Тютчевой. Между И.С. Аксаковым и Победоносцевым сложились достаточно близкие дружеские отношения, которые позволяли И.С. Аксакову личное обращение к Победоносцеву: «Любезнейший друг Константин Петрович. Спасибо тебе за письмо, которое дышит искреннею патриотическою тревогою…» К.П.Победоносцев и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары: В 2-х т. /К.П.Победоносцев. - Минск, Харвест, 2003. Т. 1. - С. 282.. Через Победоносцева связь с И.С. Аксаковым и Е.Ф. Тютчевой поддерживал и Александр III.

Но в этом же письме И.С. Аксаков обвиняет Победоносцева в излишней осторожности и скептицизме: «Твоя душа слишком болезненно-чувствительна ко всему ложному, нечистому, и потому ты стал отрицательно относиться ко всему живому, усматривая в нем примесь нечистоты и фальши.» Там же, С. 284., а также обозначается расхождение во взглядах: «Почему ты находишь нужным убеждать меня поддерживать центральную власть, когда я только это и делаю, и кажется, энергичнее, чем кто-либо?! Но поддерживать не значит хвалить каждое ее деяние или утверждать ее в ложном направлении; напротив, надобно стараться вывести ее на прямой путь, и в честности моих отношений к власти никто сомневаться не может» Там же, С. 282.. Вполне закономерно встает вопрос: насколько Победоносцев разделял взгляды славянофилов? В каких вопросах они были близки, а в каких вопросах расходились? Как отмечает В.А. Гусев, если Победоносцев в своих философско - политических воззрениях делал упор на понятие «самодержавие» в уваровской формуле «Православие. Самодержавие. Народность», то славянофилы ставили во главу угла понятия «Православие» и «Народность» Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. / В.А. Гусев - Тверь, 1997 - С. 63.. Таким образом, славянофилы выводили идею государства из самой народной жизни.

В истолковании объема самого понятия народности славянофилы расходились между собой, и порой весьма существенно См: Киреевский И.В. Избранные статьи. / И.В. Киреевский. - М., 1984. - С. 322.. Достаточно строгую логическую базу под исследования, синтезирующую различные точки зрения, удалось подвести, пожалуй, только «последнему славянофилу», сыну главы этой философской школы - Д.А. Хомякову уже в начале ХХ века. С его точки зрения, под ним можно подразумевать принцип подхода к анализу социально-политических явлений, абстрагируясь от каких бы то ни было конкретных народностей. Этот принцип предполагает принципиальную самобытность культурного облика различных народов, складывающуюся благодаря специфическим условиям их зарождения и исторического пути, их географии и религии. Эта самобытность требует особого подхода к каждому конкретному народу, делает невозможным реализацию одних и тех же экономических и политических моделей в общественном бытии разных стран, предполагает уникальный стиль жизнедеятельности каждой нации.

«Признавая принцип народности, мы только признали то понятие, что она лежит в основании всяческой полезной, на пользу всего человечества, деятельности; или, говоря более точно, всякая частная деятельность как личная, так и народная, общечеловечески полезна, лишь когда она проникнута народной индивидуальностью: всякое же искание общечеловеческого, достижимого, будто бы, помимо народного, есть самоосуждение на бесплодие…» Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. / Д.А. Хомяков. - Монреаль, 1982. - С. 225..

Отношение Победоносцева к идее народности вообще и к народу как хранителю национальной культуры в частности противоречиво. С одной стороны он видит в народе самобытную силу: «Человек есть сын земли своей, отпрыск своего народа: кость от кости, плоть от плоти своих предков, сын того же народа, и его психическая природа есть их природа, с ее отличительными признаками и недостатками, с ее бессознательными стремлениями, ищущими деятельного исхода» Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 81. и «Всякий раз меня возмущает тон, которым говориться о народе, как о материи, подлежащей просвещению посредством науки…» Майорова О. К.П. Победоносцев в письмах к друзьям. /О.Майорова // Вопросы литературы - 1989 - № 4 - С. 278.. Но, с другой стороны, он отрицает эту самобытную силу в народе: «Россия - ледяная пустыня, а по ней ходит лихой человек» К.П.Победоносцев и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары: В 2-х т. /К.П.Победоносцев. - Минск, Харвест, 2003. Т. 2. - С. 362.. Думается, что подобное противоречие в высказываниях Победоносцева можно решить следующим образом: народ сам по себе, без Церкви, не самобытен. Он обретает свою самобытность в Церкви: «Ни в чем так явственно, как в церкви, не ощущается различие между общественным духом и складом…» Победоносцев К.П. Церковь. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. - СПб, издательство РХГИ, 1996, С. 212.. Тем не менее, в своих различных речах и статьях Победоносцев неоднократно подчеркивает мысль о единстве русского национального духа и православия: «... душа Её была способна увидеть и почувствовать всю несказанную красоту и истину Православной церкви в ее учении и богослужении. - говорит Победоносцев об императрице Марии Александровне в слове на выпускном акте в училище для дочерей священно- и церковнослужителей города Ярославля 9 июня 1880 года. - Она скоро сроднилась с нею и через Церковь тотчас сроднилась с народом, приняла в Себя дух его и стала нам Своя, родная Императрица» Победоносцев К.П. Напутственное слово К.П. Победоносцева в г. Ярославле 9 июня 1880 г. на выпускном акте в училище для дочерей священно- и церковнослужителей, состоявшем под покровительством жены императора Александра II императрицы Марии Александровны. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 123..

Именно церковь и является тем инструментом, который просвещает и облагораживает душу народа. Без церкви душа народа остается темной и непросвещенной: «… у этого темного народа связь с Церковью живая и действенная и на этой связи стоит и будет стоять вся наша история» Победоносцев К.П. Аксаковы /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 133., и именно через Церковь можно постигнуть русский народ как хранителя русской национальной культуры: «Будете жить среди народа, - говорит К.П. Победоносцев выпускницам ярославского училища, - только через Церковь можете вы сойтись с народом просто и свободно и войти в его доверие». Победоносцев К.П. Напутственное слово К.П. Победоносцева в г. Ярославле 9 июня 1880 г. на выпускном акте в училище для дочерей священно- и церковнослужителей, состоявшем под покровительством жены императора Александра II императрицы Марии Александровны. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 123.

Таким образом, в центре политической философии Победоносцева, как и у славянофилов, стоит Церковь. Именно Церковь создает из разобщенных славянских племен русский народ и именно приверженность народа церкви является залогом сохранения его культурной идентичности: «В эти 900 лет, - говорит Победоносцев на обеде в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси, - совершилось над нами чудо судеб Божиих: из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась земля русская через Киев в Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народ Бог дал удержаться, вырасти, … добраться до моря, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками… Чтобы с нами стало без этой церкви, страшно и подумать» Победоносцев К.П.Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 137.. Здесь Победоносцев повторяет мысль, высказанную А.С. Хомяковым: «Церковь создала единство Русской земли и дала прочность случайности Олегова дела. Церковь восстановила это единство, нарушенное междуусобиями» Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 236..

Как и славянофилы, Победоносцев различает церковь как социальный институт и Церковь как мистическое тело Христово. Церковь как мистическое тело Христово не связано временными и историческими рамками своего существования, а церковь как социальный институт нуждается в поддержке со стороны государства. Однако, где границы этой государственной поддержки и защиты? Этот вопрос касается не только Православной церкви, но и любого религиозного культа вообще, так как он напрямую упирается в проблему веротерпимости со стороны государства. И вновь мысль Победоносцева в чем-то согласна со славянофилами, а в чем-то расходиться.

Для А.С. Хомякова государство - неизбежное зло, этап развития общества: «Человеческое общество и его гражданское устройство не выходит из области случайности исторической и человеческого несовершенства… оставаясь далеко ниже недосягаемой высоты неизменной Церкви» Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 239.. Высший идеал общественного развития - община, построенная на принципах единой веры и соборности, то есть по образцу Церкви. Таким образом, государство рождается из общины и в процессе своего развития снова становится общиной. Основой общины является семья: «Государства нет, ибо нет его выражения - государя… Государства нет: но семья и община остались…, - пишет А.С. Хомяков в рецензии на оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя», - Семья не заключается в одних пределах вещественного родства; она расширяется чувством любви…» Хомяков А.С. Опера Глинки «Жизнь за царя». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - М., 1861. - т. 1 - С. 414 - 416.. Цель существования государства, с точки зрения А.С. Хомякова, воспитание своих граждан в нравственности через законы, которые есть только отражение законов нравственных: «Участь общества гражданского зависит от того, какой духовный закон признается его членами и как высока его нравственная область…». Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 240. Поэтому, пока существует государство, «Церковь всегда оставалась вне государства и его мирских отношений, высоко над ним». Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 239. Церковь дает государству только нравственный образец для законотворчества и способствует преображению общины в подлинную Церковь, семью, объединенную духом любви. Такая семья - община способна распространить свою любовь на всех людей и через эту любовь привести их к познанию правой веры.

Несколько других взглядов на этот вопрос придерживался Победоносцев. Если славянофилы в своих размышлениях отталкивались от понятия семьи и общины, как основ общества, то Победоносцев исходил из личного религиозного чувства и опыта человека.

Как уже отмечалось, понятие «вера» для Победоносцева иррационально и не поддается логическому объяснению. На базе веры ум создает идею и учение как логически составленную схему. Так возникает все религиозное многообразие. Вокруг выразителя учения складывается круг его последователей. Все подобное религотворчество есть стремление к действительному осуществлению на земле царства Божия. Из этого ряда выпадает только христианство, имеющее сверхъестественную природу.

Возможно ли применение принципов свободы и веротерпимости? - таким вопросом задается Победоносцев. «Если это была бы только свобода личного и совокупного самодовлеющего верования и соединенного с ним культа, было бы справедливо и достойно применить к нему полную свободу, и тогда в этом определенном смысле действительно являлась бы в действии безобидная для всех свобода совести - свобода убеждения» Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 176.. При этом, подчеркивает мысль Победоносцев, все верования должны быть равноудалены друг от друга. Однако на практике оказывается совсем иначе. Каждая религиозная группа превращает свою религиозную свободу в «исключительную свободу, переходя в стеснение свободы для партии противоположного верования… Так длилось веками и нельзя сказать, что эта борьба совсем прекратилась в наше время…» Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 177..

Кроме того, люди, принадлежащие к какой - либо вере, не прекращают быть членами государства и поэтому, заняв государственную должность, они, в силу своих убеждений, будут способствовать их распространению.

В свою очередь государство, со всеми своими законодательными, судебными и карательными полномочиями, не способно проникнуть в повседневную жизнь своего народа. Остаются области жизни, не доступные государству (например, семейные отношения). Поэтому, резюмирует свои рассуждения Победоносцев «…религиозная терпимость обеспечена там, где утвердилось равнодушие к какому бы то ни было верованию…» Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 181.. И, продолжая развивать свой собственный вывод, Победоносцев приходит к парадоксальным итогам: 1) безразличие в вопросах веры принципиальна не возможна, так как через них отражаются отношения человека и социальной группы к жизни, и 2) равнодушие к религии постепенно приводит к отрицанию самой религии и, как следствие, падению нравственности. В условиях же падения нравственности люди начинают искать для себя религиозные идеалы, то есть вновь возрождается процесс религотворчества со всеми вытекающими из него проблемами.

Какое же решение этого парадокса предлагает Победоносцев? Раз человек и государство не может жить без религии, если религия является жизненноважной потребностью человека, то государство должно обратиться к той религии, которая лежала у его истоков, которая способствовало образованию государства и сама вобрала в себя обычаи и традиции народа. Для России такой религией является православие. По сравнению со всеми остальными мировыми религиями православие качественно от них отличается своей сверхъестественной природой происхождения.

Православная церковь объединила в себе славянские племена, сгладила межплеменные различия и способствовала возникновению русского государства. Более того, к этому славянскому союзу стали примыкать инородцы, составившие многонациональное тело России: «От древнего древа, насажденного на Востоке апостолами и святителями вселенской церкви, приняли мы могучее зерно, и вот из него выросло на земле нашей то же единое с ним сеннолиственное древо и укрыло всю землю под свой сенью и привлекает под сень свою единоплеменные языки, и своих нам инородцев…» Победоносцев К.П.Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 137.. Православие также способствовало складыванию самодержавия: «Единодержавие, возросшее у нас вместе с церковью и в неразрывном единении с нею, … создало государство Российское» Победоносцев К.П.Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 138.. Поэтому, делает вывод Победоносцев, как православие неотделимо от народа, так от народа неотделимо и самодержавие, одно подразумевает два других элемента классической формулы С.С. Уварова. Самодержавие и православие есть историческая государственная форма бытия русского православного народа.

Однако, Российская империя есть государство многонациональное и многорелигиозное, а терпимость, как это было выяснено ранее, не возможна, так как приводит к безверию и нравственной деградации. Более того, многокультурность и многорелигиозность в государстве способны стать очагами насилия и привести к распаду самого государства. Победоносцев предлагает простой выход: через обращение в православие приводит инородцев к обрусению и созданию монокультурного и монорелигиозного государства. Так как религия и культура тесно взаимосвязаны, то и добиваться этого надо через религию, потому что религия затрагивает самые действенные и интимные уголки народной души. В качестве примера Победоносцев приводит распространение ислама среди татар, чувашей, черемисов и мордвы: «Под влиянием связей с среднеазиатскими центрами ислама начались массовые отпадения старокрещенных татар… Вслед за татарами пропаганда перенесла свое действие и на других инородцев - на чувашей, на черемис, на мордву. Массовые отпадения угрожали уже одной опасностью - поглотить все население края в мусульманской культуре и в татарской народности» Победоносцев К.П.Николай Иванович Ильминский. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 155.. Противодействовать подобной исламизации края Победоносцев видел только в том, чтобы «…учить вере каждое племя на языке его, и являлось единственно возможным средством для просвещения, и, в конечных результатах, для обрусения инородцев - единственно возможным орудием для борьбы с магометанством…» Победоносцев К.П.Николай Иванович Ильминский. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 156..

Просвещение и религиозное воспитание народа Победоносцев, как и славянофилы, видел в создании системы начального церковного образования и в повышении социального статуса священнослужителя. И Победоносцев, и славянофилы в своих статьях не раз отмечали тот факт, что в XVIII веке церковь была принижена, что социальная верхушка общества, и прежде всего дворянство, оторвались от православия. Не лучше дело обстояло и с простым народом. Народ ходит в храмы по привычке, подчас не понимая смысла того, что в храме читается и поется, а духовенство не радеет о духовном просвещении своей паствы. Поэтому одной из важнейших забот Победоносцева было создание и развитие системы церковно-приходских школ. Значимость таких школ он не раз подчеркивал как в официальных речах и статьях, так и в частной переписке. «Школа, поcколику она народная, должна отражать в себе душу народную и веру народную - тогда только будет люба народу. Итак, школе прямое место при церкви и в тесной связи с церковью. Она должна быть проникнута церковностью в лучшем, духовном смысле этого слова» Победоносцев К.П. Ученье и учитель. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 484.. Более того, именно в такой школе, не оторванной от жизни простого народа, могли бы воспитываться священники, пользующиеся авторитетом у своей паствы и действительно являвшихся бы пастырями вверенного ему словесного стада: «Сколько раз мне думалось, -- пишет Победоносцев С.А. Рачинскому, - что пастыри церковные для народа всегда проще могли бы образовываться из той же среды народной, не возвышая в себе через меру ни потребностей, ни ученого высокого мнения…»Майорова О. К.П. Победоносцев в письмах к друзьям. /О.Майорова // Вопросы литературы - 1989 - № 4 - С. 279 - 280..

В целом же и Победоносцев, и славянофилы не устают повторять единственную мысль - о необходимости цельности как в самом человеке и в его мышлении, так и во всем государственном организме. Именно создание такой цельности и является одним из краеугольных камней всего православного богословия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как это видно из проведенного исследования, в исторической науке сложилось два противоположных мнения на личность и деятельность обер - прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Все исследователи однозначно относят его к лагерю консерваторов второй половины XIX в., но их оценки отличаются полярностью: от прямого признания заслуг до обвинений в крайней реакции и простом игнорировании. Более взвешенный подход к личности К.П. Победоносцева стал складываться в исторической науке только с конца ХХ в. Основное внимание исследователей долгое время было сосредоточено на изучении проблемы влияния К.П. Победоносцева на общественно - политические процессы и мало внимания уделялось вопросам культуры и идеологии. До настоящего времени слабо разработаны вопросы по созданию цельной картины религиозно - политических взглядов Победоносцева, без которой невозможно понимание мотивов его деятельности.

К вопросам церковно - государственных отношений Победоносцев подходит как верующий человек, глубоко понимающий и переживающий Церковь, как богослов - понимающий ее природу и как правовед - понимающий природу государства. В своих воззрениях Победоносцев выступает с позиций идеализма, то есть признает приоритет духовного начала над материальным. Язык Победоносцева отличается четкостью формулировок, логичностью изложения. За тонкостью, а порой и некоторой диалектичностью, он видит жизнь со всеми ее противоречиями.

В исследовании было наглядно показано, что Церковь и государство имеют одну природу, поэтому и отношения между ними должны быть партнерскими: Церковь являет государству нравственный идеал, государство же способствует развитию церкви. При этом остаются области, в которых такое взаимопроникновение не происходит. Это прежде всего область внутрицерковной жизни.

Государственная индеферентность в вопросах религии, с точки зрения Победоносцева, принципиально не возможна, так как приводит только к падению нравственности в обществе и росту тоталитаризма.

Во взглядах Победоносцев близок к славянофилам, нередко повторяет и развивает их мысль. Однако существуют вопросы, в которых Победоносцев расходиться со славянофилами. Так, например, славянофилы считают бытие русского народа самобытным, Победоносцев же держится мнения, что народ делает народом с его исторической и этнической индивидуальностью только Церковь, и поэтому его, народ, необходимо воспитывать в духе православия - исторически присущей религии и единственно спасительной для души. Славянофилы допускают мысль о всемирном распространении русских национальных начал жизни, Победоносцев же весьма осторожен в этом вопросе и предпочитает не затрагивать его. Для него еще очень много проблем во внутренней жизни страны.

Формирование мировоззрения и К.П. Победоносцева и славянофилов проходило в условиях общественного кризиса: у славянофилов в период общего кризиса феодализма, у К.П. Победоносцева - в условиях реформ 1860 - 70 - х гг. Однако, если славянофилы выразили национально - реформаторское устремление, то Победоносцев стремился приостановить быстрое проведение реформ, сделать их более постепенными и органичными для жизни страны.

В своих построениях и К.П. Победоносцев и славянофилы исходят из уваровской формулы официальной народности «Православие. Самодержавие. Народ.», но выделяют в этой формуле различные элементы. Для Победоносцева важен элемент «Самодержавие», которое было оптимальным решением для 1880 - х гг. XIX в. и которого отчасти жаждало общество. Для славянофилов более важными были элементы «Православие» и «Народность», которые также соответствовали настроению части общества 1850 - 60 - х гг.

К.П. Победоносцев и славянофилы считают, что самодержавие есть оптимальная форма государственного устройства России. Но славянофилы считают, что самодержавие должно развиваться в органичном единстве с народными силами и общественным самоуправлением. Схожей точки зрения придерживается и К.П. Победоносцев, но эти общественные силы должны быть еще выращены в недрах Церкви.

Важное место в жизни Российского государства К.П. Победоносцев и славянофилы отводят Церкви. Они отмечают ее консолидирующую и воспитательную роль в обществе. Но для славянофилов Церковь вторична по отношению к народу и государству, а для К.П. Победоносцева Церковь первична.

Миссию учительства от лица Церкви осуществляет духовенство, которое должно быть воспитано в народной среде и хорошо знать народную жизнь. Именно по этим причинам К.П. Победоносцев такое большое внимание уделял развитию системы церковно - приходских школ, которые сыграли свою положительную роль в истории России.

Как православный богослов и юрист, Победоносцев очень тонко и диалектично анализирует многие животрепещущие вопросы современности и нередко приходит к парадоксальным выводам, актуальным и для

ИСТОЧНИКИ

1. Бельчиков Н.А. Достоевский и Победоносцев. / Н.А. Бельчиков - Красный архив. 1922. №2.;

2. Киреевский И.В. Избранные статьи. / И.В. Киреевский. - М., 1984. - С. 322.

3. Майорова О. К.П. Победоносцев в письмах к друзьям. /О.Майорова // Вопросы литературы - 1989 - № 4 - С. 275 - 281.

4. Майорова О. “Пишу только для вас...” Письма Тютчевым. / О. Майорова / / Новый мир, 1994, N 3, стр. 170 - 252.

5. Письма Победоносцева к Феоктистову //Литературное наследство. 1935. № 22 - 24.;

6. Победоносцев К.П. Аксаковы /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 131 - 137.

7. Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 172 - 202.

8. К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары: В 2-х т. /К.П. Победоносцев - Минск, Харвест, 2003.

Т. 1. - С. 446.

Т. 2 - С. 672.

9. Победоносцев К.П. Московский сборник. /К.П. Победоносцев //Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 80 - 276.

10. Победоносцев К.П. Напутственное слово К.П. Победоносцева в г. Ярославле 9 июня 1880 г. на выпускном акте в училище для дочерей священно- и церковнослужителей, состоявшем под покровительством жены императора Александра II императрицы Марии Александровны. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 123 - 126.

11. Победоносцев К.П. Николай Иванович Ильминский. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 154 - 163.

12. Победоносцев К.П. Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 137 - 141.

13. Победоносцев К.П. Ученье и учитель. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 472 - 508.

14. Победоносцев К.П. Церковь. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. - СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 204 - 226.

15. Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 80 - 96.

16. Кони А.Ф. Собрание сочинений. / А.Ф. Кони. - М; 1967, т.7.

17. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 197 - 263.

18. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. / Д.А. Хомяков. - Монреаль, 1982. - С. 428.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амфитеатров А. Победоносцев как человек и как государственный деятель. / А. Амфитеатров // Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 317 - 348.

2. Аничков Е. Победоносцев и православная Церковь / Е. Аничков // Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 348 - 364.

3. Беленький И. Л. Консерватизм в России XVIII - начала ХХ в. (Библиографический обзор отечественных исследований и публикаций второй половины ХХ в.) / И.Л. Беленький // Россия и современный мир. - 2001. № 4. С.245-262; 2002 № 1. С.253-272; 2002, № 2. С.237-242; 2002 № 3. С.217-239.

4. Бельчиков Н.А. Достоевский и Победоносцев. / Н.А. Бельчиков - Красный архив. 1922. №2.;

5. Валк С.Н. Внутренняя политика царизма в 80-х - начале 90-х годов XIX века // История СССР. Россия в период утверждения и победы капитализма. 1856 - 1894. / С.Н. Валк. -. М., 1951.;

6. Глинский Б.Б. К.П.Победоносцев. Материалы для биографии. / Б.Б. Глинский // Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 387 - 416.

7. Готье Ю.В. Борьба правительственных группировок и Манифест 29 апреля 1881 года. / Ю.В. Готье // Исторические записки. 1939. № 2.

8. Готье Ю.В. Победоносцев и наследник Александр Александрович: 1865 - 1881. / Ю.В. Готье // Публичная библиотека СССР имени В.И.Ленина: сборник. - М., 1928;

9. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. / Е.Ф. Грекулов - М., 1969.

10. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль./ В.А.Гусев - Тверь, 1997. - С. 178.

11. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. /П.А. Зайончковский - М., 1970 - С. 315.

12. Зеньковский В. История русской философии. / В. Зеньковский. - М; Раритет, 2001. - С. 635

13. Зубов А.Б. Политико-правовые воззрения К.П.Победоносцева и их интерпретация зарубежными исследователями русской мысли. /Зубов А.Б.// Русская политическая мысль второй половины XIX века./отв. ред. А.В. Лазарев.- М; 1989.- С.45 - 67.

14. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования./ И.Д. Ковальченко - М; Наука, 2003., - С. 257.

15. Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762 - 1914. / Леонтович В.В. - М., Русский путь, Полиграфресурсы, 1995. - С. 548.

16. Литвак Б.Г. Русская церковь в XIX веке. / Б.Г.Литвак // Русское православие: вехи истории. / науч. ред. А.И. Клибанов. - М., Политиздат, 1987. - С. 353 - 413.

17. Майорова О. Победоносцев и митрополит Филарет (Дроздов). / О. Майорова // Лотмановский сборник. - М., 1992. - С. 853 - 863.

18. Макарий (Булгаков), митроп. История Русской церкви: в 9 т. // Макарий (Булгаков) митроп ; [пред. научно-редакц. совета Арсений, архиеп. Историнский]; - М, : из-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995 - 1996

Т. 8, ч. 1: Смолич И.К. История Русской церкви 1700 - 1917. / И.К. Смолич; [ред. пер. А.В. Назаренко], - М, 1996. - С. 799 : илл.

Т. 8, ч. 2: : Смолич И.К. История Русской церкви 1700 - 1917. / И.К. Смолич; [ред. пер. А.В. Назаренко], - М, 1996. - С. 799 : илл.

19. Никольский В.В. Литературная деятельность К.П.Победоносцева. / В.В. Никольский. - б.м., 1896.

20. Никольский Н.М. История русской церкви./ Н.М. Никольский - М., 1985 - С. 482;

21. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. / А.Ю. Полунов - М., 1996. - С. 328.

22. Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев в начале 1880 годов: программа нравственного перевоспитания общества. / А.Ю. Полунов // Россия и реформы 1861 - 1881. М; 1991.

23. Полунов А.Ю. Политическая индивидуальность К.П.Победоносцева. /А.Ю. Полунов // Вестник МГУ, сер. 8: История, 1991, N 2, стр. 42 - 48.

24. Полунов А.Ю. Белый революционер./А.Ю. Полунов // Знание - сила, 1992, N 2, стр. 117 - 123.

25. Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев. Святейший Синод и архиереи в 1881 - 1894. /А.Ю. Полунов // Вестник МГУ, сер. 8: История, 1994, N 4.

26. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. / Ю.Б.Соловьев. - Л., Наука, 1973. - С. 383.

27. Тальберг Н. Очерки истории императорской России от Николая I до Царя - Мученика. // Н. Тальберг - М; 1995. - С. 184.

28. Фирсов С.Л. Человек во времени: штрихи к портрету Константина Петровича Победоносцева. // К.П.Победоносцев: pro et contra. /С.Л. Фирсов - СПб, издательство РХГИ, 1996, стр. 6 - 27.

29. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. / Г. Флоровский. - М; 1998, - С. 486.

30. Эвенчик С.Л. Победоносцев К.П. и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России / С.Л. Эвенчек // Ученые записки МГПИ имени В.И.Ленина - М, 1969. № 309. С. 59 - 338.

31. Huntigton S.P. Conservatism as an Ideology // The Amerikan Political Sciens Review, 195. P. 557.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.