РУБРИКИ

Япония в период Токугавского сегуната

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Япония в период Токугавского сегуната

Япония в период Токугавского сегуната

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА

1.1 Предпосылки складывания государства в Японии

1.2 Становление династии Токугава

2 ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА

2.1 Политическое господство дома Токугава

2.2 Политический и общественный строй Японии к началу XYII века

3 ПАДЕНИЕ СЕГУНАТА И РЕВОЛЮЦИЯ МЭЙДЗИ

3.1 Кризис сёгуната и гражданская война

3.2 Начало иностранного проникновения в страну

3.3 Революция Мэйдзи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На сегодня Япония является естественным лидером стран Тихоокеанского региона и мировым финансовым глобальным лидером. Она входит в страны большой семерки. Поэтому страны Юго-восточного региона боятся усиления японских милитаристских тенденций. Это и беспокоит и Россию, так как она на Дальнем Востоке занимает не последнее место. Новая роль Японии в регионе, подъем престижа, и значения Китая заставил страну поменять свои внешнеполитические ориентиры и усилить агрессивные ноты своей политике.

Даная работа охватывает значительный промежуток в истории Японии с 1603 по 1868 годы. События, происшедшие в Японии в это время, их анализ и место в развитии страны стали почти сразу же одной из главных, к тому же дискуссионных тем в японской исторической науке, актуальность и острота которой сохраняются и в наши дни. Так же тема является актуальной и потому, что она недостаточно изучена, поэтому необходимы исследования в данной области.

Цель данного исследования - рассмотреть процесс установления и усиления0 власти Токугавского сёгуната, обратить особое внимание на историю Японии в период правления Токугава; а так же на свержение сёгунов и «возвращение» власти императору.

Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть установление власти династии Токугава;

- исследовать историю Японии в период правления этой династии;

- выделить причины ослабления власти Токугавского сёгуната;

-рассмотреть революцию 1868 года, в результате которой власть переходит в руки императора.

Объектом исследования является история Японии с 1603 года по 1868 год.

Предметом исследования являются ослабление, упадок власти Токугава, революция Мэйдзи и “возвращение” власти императору.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды и исследования, в частности: хрестоматия по истории стран Азии и Африки, Горо Хани «История японского народа», Искендеров А.А. «Тоётоми Хидэёси», Тёрнбул Стивен «Самураи. Военная история», из которых мы узнаём об истории Японии того времени. Большое внимание уделяется работе Эйдуса Х.Т. «История Японии с древнейших времён до наших дней», из которой мы узнали о жизни Японии в период правления Токугава, о социальных и политических особенностях того времени. Монография Горо Хани «История японского народа» позволила нам познакомиться с обычаями, традициями, укладом жизни японского народа. Большую помощь в написании данной работы оказали статьи из журналов «Народы Азии и Африки» и «Азия и Африка сегодня» такие как: Макаренко В.В. «Мэйдзи - исин: стадиальные особенности генезиса капитализма в Японии»; Кириченко А. «Не забывать уроки прошлого»; Агаев С.Л. «Мэйдзи - исин: революция или реформа?»; Конрад Н.И. «Столетие японской революции» и другие журнальные статьи, которые дали обширный материал по истории Японии конца нового времени.

Основными методами написания данной работы явились такие методы как: описательный; принцип историзма; хронологический принцип; принцип логической последовательности. Также были использованы анализ и сравнительный метод.

Научная новизна исследования состоит в том, что были выявлены основные цель, задачи, приоритеты и результаты революции Мэйдзи в Японии, на основе источниковой базы, а также на основе широкого привлечения работ по данному вопросу, удалось проследить факторы, причины, мотивы свержения власти сёгуна и усиления власти императора. В настоящее время в Японии существует императорская семья, которая оказывает значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Также в Японии сильны традиционные уклады жизни, которые занимают далеко не последнее место в обществе. Именно этими факторами и подтверждается научная новизна исследования.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что материалы, полученные в результате данного исследования, могут быть использованы для углубленного изучения истории, применены в ходе разработок УМК, внеурочных работах и для написания научных статей.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, теоретическая и методологическая основа исследования, практическая значимость, научная новизна и структура работы.

В первой главе рассматривается история Японии до Токугавского сёгуната, изучено движение сегунов, которые боролись за объединение Японии, рассматриваем установление власти династии Токугава.

Вторая глава полностью посвящена истории Японии во время правления Токугава. Здесь рассмотрены все стороны экономической, политической, социальной, культурной и духовной жизни страны.

В третьей главе речь идёт об упадке власти династии Токугава, рассматриваются причины, которые этому способствовали. А именно, это кризис сёгуната и гражданская война, проникновение иностранного капитала в Японию, революция Мэйдзи, которая способствовала «возвращению» власти императора.

Результаты исследования обобщены в заключении.

1 УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА

1.1 Предпосылки складывания государства в Японии

Изначально, появление сёгуната в Японии связано с именем Минамото, который в 1192 году подчинил себе князей Северной Японии. Известно, что Минамото стал править от имени императора. Он первым в истории Японии принял титул «тайсёгун» - великий полководец, главнокомандующий.

Власть императора (микадо) была слаба, поэтому со временем за микадо остались лишь полномочия главы культа. Отсюда своеобразие складывания государства в Японии, где судьба светской власти была поставлена в зависимость от результатов борьбы феодалов.

Заключительный, столетний период сёгуната Асикага (1467-1568 годы) получил наименование «Эпохи воюющих провинций» (Сэнгоку дзидай). Он ознаменовался борьбой вассалов сёгуна против него и между собой. Ещё в самом начале периода, в 1467-1477 годах, в результате непрерывных войн, происходивших в центре страны, в районе Киото, этот город оказался разрушенным, многие культурные ценности были уничтожены. Сёгуны из дома Асикага утратили контроль над столицей, где образовалось сильное городское самоуправление. Лидерство перешло к местным правителям в провинциях - князьям.

Внешняя торговля с Китаем, хотя и осуществлялась в форме дани, приносила большую прибыль, и между феодалами шла ожесточённая борьба за установление контроля над ней.

Ещё в 1434 году шестой сёгун, Ёсинори, заключил с Китаем торговый договор, который действовал до 1547 года [9, с. 363-364]. Согласно этому договору, предусматривалась посылка один раз в десять лет торговой миссии под видом поднесения «дани». Всего в Китай за время действия этого договора было направлено одиннадцать миссий, в общей сложности 50 кораблей, из который семь контролировались правительством, а остальные - храмами и местными князьями. Среди этих князей выделялся князь Оути, который имел свои владения на западе острова Хонсю, именовавшийся европейцами «королём Ямагути». Соперником князя был его вассал Мори Мотонари, который в 1555 году в битве при Ицукусима (остров к юго-западу от города Хиросима) разгромил войска Оути и захватил его владения.

Соперником на северо-востоке страны являлся князь Такэда Сингэн, который упорядочил в своём владении меры веса, отливал металлические монеты, выпускал бумажные деньги, взимал поборы за торговлю, за перевозки на почтовых лошадях, за отправление религиозных культов. Он разработал своё законодательство, воинский устав, где требовал от истинного самурая «ни на минуту не … расставаться со своим мечом, даже тогда, когда находится с любимой женщиной.

Такэда завоевал владение князя Уэсуги Кэнсин, а так же земли, расположенные на территории современных префектур Гумма, Сидзуока и Айти. Он намеревался захватить Киото, однако смерть ему помешала.

Междоусобицы «Эпохи воюющих провинций» ухудшили положение крестьян: сократилась площадь обрабатываемой земли, выросли налоги, взимались дополнительные поборы. Это вызывало волну крестьянских восстаний. Некоторые из них охватывали целые провинции, поэтому их называли «провинциальными восстаниями».

Помимо восстаний в масштабе провинций крестьяне временами выступали за аннулирование долгов торгово-ростовщическому капиталу; такие восстания именовались «Восстаниями за аннулирование долгов» (Токусэй икки). Они отражали противодействие крестьян проникновению в деревню и неуклонному росту здесь торгово-ростовщического капитала.

Появление у берегов страны португальцев в 1543 году, а спустя шесть лет - испанцев, положило начало импорта в Японию огнестрельного оружия, совершившего переворот в военном деле. Раньше главная роль в бою принадлежала всадникам-самураям, а пехотинцы были оруженосцами, теперь на первое место вышли пехотинцы. Возникла необходимость в профессиональном солдате, владеющим огнестрельным оружием.

Введение огнестрельного оружия оказало влияние и на технику возведения укреплений, в частности замков, которые окружались теперь крепкими стенами и рвами с водой. Эти опорные пункты стали центрами призамковых городов.

Приход португальцев и испанцев привёл к распространению христианства в Японии. Католические миссионеры были особенно активны на острове Кюсю, где они открывали христианские церкви, школы.

В этих условиях появляется тенденция к объединению страны. В нём были заинтересованы князья «воюющих провинций», поскольку междоусобные войны, сопровождаемые крестьянскими восстаниями, создавали реальную угрозу самому существованию феодалов. К объединению страны и созданию единого рынка, устранению феодальных преград стремились и представители торгового капитала. Немаловажное значение имело зародившееся в обществе стремление оградить страну от иностранного порабощения.

Инициаторами объединения Японии выступали феодалы центральной части острова Хонсю - Ода Нобугава, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Последняя треть - начало 80-х. годов XVI века известны в истории Японии как «Период спокойной земли» (Адзути дзидай). Наименование периода происходит от местности в современной префектуре Сига, где Ода Нобунага в 1577 году основал призамковый город Адзути, ставший его резиденции.

Ода Нобунага происходил из провинции Овари (современная префектура Айти). Он был вторым сыном мелкого феодала, и отец поселил его отдельно от семьи, построив небольшой замок в Ногая. После смерти отца в 1551 году Нобунага проявил не малое коварство, захватывая чужие земли, не щадя ни родственников, ни свойственников, ни соседей. Военным успехам Ода способствовало вооружение его дружины огнестрельным оружием.

Владения феодала Имагава простирались на три провинции - Суруга, Тотоми и Микава (современные префектуры Сидзуока и Айти), а его резиденция находилась в замке Касадэра [9, с. 366]. Начальником гарнизона этого замка был Тобэ, который к тому же слыл искусным каллиграфом. Ода неоднократно пытался взять Касадэра штурмом, но безуспешно. Тогда он сделал вид, что ищет мира, и поступил к каллиграфу в ученики. Досконально изучив почерк Тобэ, Ода написал себе почерком Тобэ письмо, в котором излил свою преданность самому себе. Письмо было направлено Имагава, и тот казнил Тобэ за «измену».

Лишившись своего лучшего военачальника, Имагава терпел одно поражение за другим. Он заключил союз с феодалом центральной Японии Токугава Иэясу, чтобы совместными силами отомстить Ода и захватить его земли. В 1560 году в битве при Окэхадзама (современной префектуре Айти) 45-тысячное войско Имагава потерпело сокрушительное поражение от 3-тысячного отряда Ода. Внезапность нападения и наличие огнестрельного оружия предопределили успех Ода и гибель Имагава. С тех пор понятие «Окэхадзама» стало в Японии синонимом победоносного сражения. Для облегчения дальнейших завоеваний победитель заключил союз со своим бывшим противником Токугава Иэясу.

Ещё в 1562 году Ода провёл секретные переговоры с императором о «восстановлении мира» в стране, а спустя шесть лет вступил в Киото и, открыто встал на сторону императорского дома, предоставив ему большие средства.

Сожжением в 1571 году буддийского монастыря на горе Хиэй, считавшегося «неугасимым светильником Закона», Ода нанёс сокрушительный удар по церковной оппозиции и двумя годами позже сверг последнего Асикага, который к тому времени полностью утратил политическое влияние.

Понимая большое значение городов, Ода наотрез отказался от предложенных ему сёгуном почётных титулов и просил взамен предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу (юг оз. Бива), Кусацу (к востоку от Оцу) и в Сакаи. Ода стремился контролировать города, имевшие самоуправление. В 1568 году он обложил Сакаи тяжёлым военным налогом (ясэн), что встретило сильное сопротивление со стороны горожан, однако оппозиция была подавлена, а населению города было запрещено иметь военное снаряжение. Когда жители северной части Киото (Камигё) и Амагасаки (к западу от Осака) отказались вносить военный налог рисом (хёромай), они подверглись нападению, а их жилища были преданы огню. Город Хирано за союз с Сакаи, направленный против Ода, был поставлен под непосредственный контроль Ода, а жители подверглись репрессиям. Только городу Сакаи удалось сохранить свою независимость [9, с. 369].

Правдами и неправдами расширяя свои владения, жесточайшим образом подавляя крестьянские восстания, Ода Набугава положил начало «сёгунско-княжескому» (бакухан) государству. В 1582 году, будучи окружён в одном из киотоских храмов войсками противника, Ода покончил жизнь самоубийством [9, с. 369].

«Период Персиковой горы» (Мамаяма дзидай), охватывающий 1582 - 1598 годы, назван по одному из районов в городе Киото, где находилась резиденция второго объединителя страны - Тоётоми Хидэёси [9, с. 369].

Фамилия «Тоётоми» была принята им лишь в конце жизни, а обнаруженные недавно документы свидетельствуют, что он стремился присвоить себе фамилию Фудзивара. Настоящее же его имя не Хидэёси, а Хиёси.

Спустя два года после смерти Ода Хидэёси отдаёт свою сестру в жены Токугава Иэясу и договаривается о разграничении сфер влияния: Токугава получил права контроля над землями к востоку от города Хаманацу, а Хидэёси - к западу от Нагая. Однако, нарушив соглашение, Хидэёси в 1587 году не только установил свой контроль над островами Кюсю, городами Хаката и Нагасаки - важными центрами внешней торговли, но и захватил район Канто. Спустя три года совершил карательную экспедицию на северо-восток в провинцию Муцу (современная префектура Аомори), чем завершил объединение страны.

Внутренняя политика Хидэёси была аналогична мероприятиям Ода. На завоеванных территориях осуществлялся обмер земель: они были отнесены к категории «прямо контролируемых владений», которые давали 2 млн. коку риса (1 коку - 180,4 л). К «прямо контролируемым владениям» были отнесены города Осака, Киота, Нара, Оминато и связанные с внешней торговлей города Хаката и Нагасаки.

Хидэёси впервые в масштабе всей страны провёл перепись (кэнти). Крестьяне были подразделены на две группы: податные «основные крестьяне» (хомбякусё), к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и менее состоятельных с целью увеличения численности податного населения, и безземельные крестьяне, которые находились «вне переписи» (тё хадзурэ) и не были привязаны к земле; им разрешалось передвижение.

Перепись Хидэёси свидетельствовала о решительном упразднении вотчин, о существовании сильной сельской общины и наличии развитых вассальных отношений (сюдзю канкэй).

Хидэёси осуществил ряд важных реформ. В 1568 году издаётся указ о прикреплении крестьян к земле и норме подати; согласно указу, крестьянин имел право не более чем на 1/3 урожая, а сеньор - не менее чем на 2/3.

В качестве низовой административной единицы в 1597 году вводятся пяти - и десятидворки и устанавливается система круговой поруки.

Хидэёси запретил деятельность католических миссионеров, но это «закрытие страны» (сакоку) было неполным, поскольку он рассчитывал с помощью европейцев получать суда и оружие для осуществления своих внешних авантюр.

Для всего периода деятельности Хидэёси характерна неустойчивость финансовой базы, что было обусловлено непрерывными войнами и недостаточными поступлениями с земель общественного пользования. Финансовая слабость Хидэёси предопределила его союз с торговым капиталом и политику в интересах последнего. Уже в 1582 году Хидэёси упразднил контроль двора над заставами в Киото, восстановленный в своё время Ода в результате многочисленных петиций придворных.

После смерти Хидэёси в стране сложилась напряжённая политическая обстановка. Фактически ни одно из мероприятий феодального диктатора не было доведено до конца. «Объединительные» походы не ликвидировали сепаратизма князей, хотя и обеспечили признание ими власти диктатора.

В 1598 году Хидэёси, предвидя возможность возобновления феодальных войн с целью захвата центральной власти, создал высший орган управления из пяти тайро (главных министров), в который вошли Токугава Иэясу, Маэда, Уэсуги, Мори и Укита. Тайро должны были править до совершеннолетия Хидэёри, однако через два года Токугава Иэясу отбросил видимость лояльности и начал военную кампанию.

Победив в битве при Сэкигахара в 1600 году коалицию объединившихся против него феодальных князей, дом Токугава фактически с этого времени начинает управлять всей страной. В 1603 году Иэясу присваивает титул сёгуна, положив начало династии феодальных правителей Японии.

С этого времени в Японии устанавливается третий сёгунат (военно-феодальная система правления) - «Эдо бакуфу». При этом сёгунате император выполнял сугубо церемониальные функции, а реальная власть принадлежала военному правителю (сёгуну). При этом должность сёгуна передавалась по наследству.

Сёгунат Токугава просуществовал вплоть до революции 1867-1868 годов. В отличие от первых двух сёгунатов («Камакура бакуфу» и «Муромати бакуфу»), «Эдо бакуфу» представлял собой форму абсолютистского государства, в котором шёл процесс разложения феодальных и вызревания капиталистических общественных отношений, что создало предпосылки для быстрой модернизации Японии во второй половине XIX века.

Режим, установленный династией сёгунов Токугава, имел цель создания и сохранения стабильного социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия (самураев) и подчинённом, угнетенном положении всех остальных слоёв населения, порядка, способного устоять как перед опасностью чужеземного, так и перед вооружёнными крестьянскими восстаниями.

Конец ХУ11 - начало ХУШ вв. были отмечены ухудшением общей экономической ситуации стране. Разрыв между уровнем жизни самурайства и простого народа чрезвычайно возрос. Сёгунский двор устраивал пышные торжества и многочисленные праздники, покровительствовал различным искусствам. Даймё подражали жизни при дворе, тратили огромные средства и постепенно все чаще оказывались в зависимости от ростовщиков и купцов.

Несмотря на значительное развитие товарного хозяйства, в деревне ухудшается положение крестьянства вследствие значительного увеличения феодалами рентных платежей. Разорение крестьянского хозяйства приводило к сокращению населения. В 1726 г. население Японии составляло 26,5 млн. человек. Широкое распространение в неурожайные годы получило детоубийство. Участилась практика феодалов собирания поборов на несколько лет вперед.

Прямым следствием усиления эксплуатации было бегство крестьян из деревни. В конце ХУШ столетия число бежавших достигло почти 1.5 млн. человек. Усилению контроля содействовали общие переписи городского и сельского населения, проводившиеся с 1726 г. и возвращение беглых крестьян на прежнее место жительства.

Доведенные до крайности крестьяне систематически выступали против усиления эксплуатации. Новой чертой крестьянских выступлений для второй половины ХУШ в. была их массовость и необычайный размах. Для их подавления чаще стали применять вооруженные отряды правительства или князей. Так, в княжестве Айдзу в 1754 г. произошло выступление, в котором участвовало более 200 тыс.

Конец ХУШ в. был отмечен значительным повышением и восстаний городского населения. Представители токугавского сёгуната путем всевозможных административных реформ и мероприятий пытались приостановить разложение феодальных порядков. Но финансовый кризис бакуфу, расстройство основы экономики - натурального хозяйства, происходившее в результате развития товарно-денежных отношений, ослабление позиций самурайства и активное развитее торгово-ростовщического капитала - все эти явления наблюдались еще при пятом сёгуне.

1.2 Становление династии Токугава

Длительная изоляция Японии от внешнего мира никогда не была полной. Регулярные, хотя и строго регламентированные сёгунатом связи поддерживались с голландскими и китайскими купцами. Торговля полностью монополизировалась чиновниками бакуфу. В то же время сёгунский дом и императорское окружение регулярно отправляли снабженные особыми разрешениями на плавание за пределы страны корабли для торговли в странах Юго-Восточной Азии. Сёгунат через самураев, изучавших язык иностранцев, постоянно получал сведения о западном мире.

С начала ХУШ в. в Японию доходят сведения о выходе соседней России на берега Тихого океана и ее активная деятельность по освоению этого региона.

Первые десятилетия ХУП в., когда Япония вступила в полосу длительной изоляции, и ее жителям было запрещено совершать далекие плавания, стали как раз временем, когда русские в процессе присоединения Восточной Сибири к российским владениям вышли к Охотскому морю. Походы Ермака, Пояркова, Москвитина, Дежнева, Атласова, Хабарова, привели к многочисленным географическим открытиям. На русских картах ХУП в. были нанесены Татарский пролив и отмечено островное положение (а не полуостровное, как считалось ранее) положение Сахалина. В первой четверти ХУШ в. русскими началось обследование Курильских островов. В ходе обследования северо-западной части Тихого океана русские мореплаватели в 1732 г. высадились на американском континенте, а в 1739 г. экспедиция М. Шпанберга впервые подошла к японским островам.

Приоритет открытия и изучения Сахалина и Курильских островов принадлежит русским исследователям, которые с первой четверти ХУП в. начали их обследование и заселение. Попытки исследования островов Южно-Курильской гряды со стороны Японии относится к значительно более позднему времени - 80-е гг. ХУШ в.

Русское правительство стремилось наладить контакты с тихоокеанским соседом. В 1792 - 1793 гг. с целью установления с Японией официальных торговых отношений была отправлена экспедиция А. Лаксмана. Он был принят как официальный представитель и получил письменное разрешение на прибытие Нагасаки одного русского корабля в год. Это было значительным успехом, однако русское правительство не воспользовалось этим разрешением на торговлю.

Следующее посольство побывало в Японии только в 1804 г. во главе с Н.П. Рязановым (вместе с первой русской кругосветной экспедицией Крузенштерна). Однако им было отказано даже в переговорах. Причина этого заключалась в сложной ситуации, которая сложилась на самих Курильских островах. Местное население айнов облагалось очень высокими налогами, которые собирались с большой жестокостью. Было отмечено несколько выступлений айнов, в результате которых погибло несколько японцев. Поэтому токугавское правительство продолжало упорно сохранять режим изоляции. И любое новшество рассматривалось ими как угроза существующему режиму.

Социально-экономические процессы, происходившие в стране в период правления последних сёгунов из дома Токугава, свидетельствовали о глубоких противоречиях в обществе. Сельское хозяйство в середине Х1Х в. стало обнаруживать черты серьезного кризиса. Обрабатываемая площадь с начала ХУШ в. почти не расширялась. Прирост населения был предельно низок. Усилилось расслоение в деревне, быстрыми темпами шло обезземеливание крестьянства.

Вследствие того, что натуральное хозяйство уже не было единственной формой национального хозяйства и шло быстрое развитие товарно-денежных отношений, крестьянин, нуждающийся в деньгах, все больше попадал в зависимость от торгово-ростовщического капитала.

В японской деревне между тем шел неуклонный процесс разложения феодального способа производства. Характерной его чертой был подрыв монополии дворянства на землю, потеря земельных владений крестьянами и концентрация их в руках нового социального слоя - землевладельцев из купечества, общинной верхушки (гоно) и рядовых самураев (госи).

Наиболее ярким свидетельством активно идущего вызревания в экономике Японии предпосылок капиталистического способа производства было увеличение количества мануфактур. В первой половине Х1Х в. в стране возникло более 180 новых мануфактур. Они создавались представителями торгово-ростовщического капитала, феодальными князьями и правительственными ведомствами (казненные мануфактуры). Мануфактуры, создаваемые купцами, были в красильном гончарном, текстильном производстве; в производств сакэ и пищевых продуктов.

Среди феодальных мануфактур подавляющую часть составляли мануфактуры производящие вооружение. особенно это было характерно для княжеств юга и юго-запада страны, отличавшихся на протяжении всей истории сепаратистскими тенденциями и заинтересованными в производстве своего оружия.

Казенные мануфактуры фактически были мануфактурами самого богатого в Японии феодального дома Токугава. Однако, несмотря на мощную финансовую базу, они возникали гораздо позднее купеческих и княжеских мануфактур и имели более низкую техническую оснащенность.

Как правило, на мануфактурах всех трех типов использовался наемный труд. Отделение производителя от средств производства - основа первоначального капитала - активно шло уже во второй половине ХУП в., но в целом процесс задерживался тем, что нередко разоренный крестьянин не покидал деревню, а здесь же становился арендатором. Однако беглые крестьяне, разоренные ремесленники, ронины составляли значительный резерв рабочей силы.

Работницы шелкоткацких и сахарных мануфактур получали за свой многочасовой (до 16 часов) труд мизерную заработную плату. Об активном и широком развитии капиталистического уклада говорит распространение по разным районам Японии предприятий с начальными формами капиталистической промышленности, хотя в целом уровень капиталистического развития страны был значительно ниже по сравнению с европейскими странами. Несмотря на довольно значительное развитие мануфактур - Япония в целом не вышла на стадию мануфактурного капитализма.

Острое недовольство различных слоев и классов режимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, «рисовых бунтах» городского населения, в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой буржуазии и даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале Х1Х в. к его глубокому политическому кризису.

Одним из крупнейших антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро в Осака в 1837 г. Он принадлежал к самурайскому сословию и занимал должность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голодом воспользовались торговцы рисом и взвинтили цены. 17 февраля 1 1837 г. триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали раздавать рис. Были захвачены и сожжены богатые кварталы, дома ростовщиков и оптовиков риса. Восставшие призывали режим сёгуна и восстановить императорский строй.

Пытаясь сохранить и укрепить свою власть и, одновременно, заручиться поддержкой самурайства, правительство сёгуна пыталось провести целую серию реформ, известных как реформы годов Тэмпо (1830 - 1843 гг.). Реформы были направлены на укрепление экономических позиций самурайства и поднятию его престижа. Реформы запрещали роскошь, богатое украшение домов, торжественные праздничные шествия, курение табака и многое другое. Все эти явления рассматривались режимом как разрушающие нравы и «скромный» образ жизни.

Но наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала - указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий. Однако за длительное время существования приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии радикально изменить ситуацию. Указ о роспуске гильдий, означавший свободу торговли, не только не привел к снижению монопольно вздутых цен, но и вызвал совершенно неуправляемое состояние рынка. Указы о запрещении торговых корпораций и оптовой торговли, а также попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков и саботаж реформ, что правительство было вынуждено уйти в отставку и в 1851 г. отменить закон о гильдиях.

Немаловажное значение в деятельности оппозиционных сёгунату сил имело «идеологическое» обоснование их выступлений. Оно заключалось в попытках доказать юридическую несостоятельность и «незаконность» правления сёгуна. Главным идея сводилась к тому, что сёгун незаконно узурпировал власть и отнял ее у законного правителя страны - императора. Эта идея впервые прозвучала еще в середине ХУП в., когда группа образованных самураев, экономически и политически притесняемых домом Токугава, объединилась с целью доказать при помощи исторических аргументов неправомерность тогугавского режима. Они собирали и публиковали огромные собрания древних мифов и легенд, исторических хроник и литературных памятников. Все это должно было документально подтвердить древность и непрерывность существования императорской династии и подлинность ее прав.

Вторым направлением, характерным для публикаций этого цикла было выделение и подчеркивание ценности всего японского, сугубо национального в противовес всему иноземному, и прежде всего китайской школе, которая доминировала в политике, общественной жизни и культуре. Это было также прямым выпадом против сёгуната, т.к. официальной идеологией токугавских властей было китайское конфуцианство. Публикации древних документов, обрядовых песен и молитв - все это имело антикитайскую направленность. Учение этой школы стремилось показать значительность и весомость собственного национального наследия, глубину японской традиционной культуры. В итоге признание «истинности японского пути» в противовес китайскому и почитание императора в противовес узурпаторской власти сёгуната стало стержнем дворянско-буржуазной идеологии в первой половине Х1Х в.

В атмосферу социального кризиса дополнительный горючий материал внесла усилившаяся борьба в феодальном лагере. Могущественные князья юго-западных княжеств, значительно удаленные от Эдо, обладали экономической и военной самостоятельностью. Знаменем антитокугавской оппозиции стал император и его окружение. Выдвинув задачу восстановления «законной императорской власти, князья выступали, таким образом, против «узурпатора-сегуна».

Отход значительной части феодалов от поддержки токугавскаого режима, определился также неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшегося на систему регламентаций, и фактически крушением политики самоизоляции. «Закрытие» страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и приводило к отставанию Японии от европейских стран.

В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки европейских и американских военных кораблей к японским берегам.

В 1845 г. конгресс США предоставил полномочия президенту США на установление торговых отношений с Японией. После нескольких неудачных попыток начать переговоры с японцами была снаряжена военная экспедиция в Японию. 8 июля 1853 г. в бухту несколько южнее столицы вошла эскадра командора Пери. Он передал сёгуну письмо от президента, а также модели машин последнего американского производства.

Появление американской эскадры и очевидная военная демонстрация вызвали панику у японского населения. Сёгунат, нарушив им самим установленную традицию, запросил у императорского дома совета по поводу сложившейся ситуации. Более того, они обратились к голландцам, для того чтобы они помогли в организации обороны. Второе посещение американцев произошло в феврале 1854 г. Девять военных кораблей, 250 пушек и 1800 матросов - продемонстрировали серьезность американских планов.

31 марта 1854 г. был подписан первый японо-американский договор. Американские корабли получили право захода в некоторые порты, где могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары. В этом же году был подписан англо-японский договор примерно с такими же условиями.Почти одновременно с американцами 21 августа 1853 г. в Нагасаки прибыла русская миссия во главе с вице-адмиралом Путятиным. Она имела директиву только мирным путем добиваться установления торговых отношений, а также признания русскими владениями Сахалина и Курильских островов. Правительство сёгуна всячески затягивало переговоры и начало русско-турецкой войны заставили русскую эскадру покинуть Японии без результатов. Окончательно договор между Россией и Японией был подписан 7 февраля 1855. Курильские острова были разделены по линии (между островами Уруп и Итуруп); вопрос о Сахалине не был решен и он оставался в общем владении. В 1856-1857 гг. было подписано два японо голландских договора. Но договором, наиболее ущемляющим суверенитет страны, оказался договор с США 1858 г., который предусматривал свободную торговлю американцев, низкие таможенные пошлины и право экстерриториальности.

Царская Россия, стремившаяся к дальневосточным рынкам и получившая те же привилегии, что и другие страны, фактически не смогла воспользоваться ими из-за своей экономической отсталости.

Таким образом, подписание целой серии неравноправных договоров привело к усилению политического брожения и расколу правящей группировки. Заключение договоров привело к консолидации оппозиционного движения и всплеску его активности.

2 ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА

2.1 Политическое господство дома Токугава

Период Эдо (Эдо дзидай) - время политического господства дома Токугава(1603 - 1867) - подразделяется на два этапа: XVII век, для которого характерны черты развитого феодального общества, и XVIII - первая половина XIX века - период позднего средневековья.

Политическое объединение Японии в начале XVII века, достигнутое Токугава Иэясу, который провозгласил себя в 1603 году сёгуном, закончило дело, начатое двумя реформаторами - Ода Набугава и Тоётоми Хидэёси. С этого времени начинается последняя стадия развития японского феодализма.

Политическое единство оказало благоприятное воздействие на экономику, стимулировало создание единого общеяпонского рынка, способствовало подъёму культуры. Одновременно усилилась власть и мощь сёгуната, являвшегося абсолютистской диктатурой, опиравшейся на военно феодальное сословие самураев. Самурайство как основная военная сила господствующего класса, освободившееся от участия в междоусобицах, стало применяться теперь исключительно для подавления выступления народных масс, страдавших от нещадной эксплуатации феодалов.

Токугавское правительство лишило феодалов возможности вести междоусобные войны и выступать против центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё. У феодалов, выступавших против Токугава, отнимали (полностью или частично) владения, в некоторых случаях недовольных перемещали в другие районы.

Одной из главных мер, принятых центральным правительством в первые же годы, было разделение всех крупных феодалов на три группы в зависимости от их прежнего (до 1600 года) отношения к дому Токугава:

1) высшая группа даймё, в которую входили так называемые госанкэ (три знатных дома) - семьи, родственные дому Токугава (Кии, Мито, Овари);

2) фудай-дайме - князья, находившиеся в вассальных отношениях к сёгуну и поддержавшие его во время битвы при Сэкигахара;

3) тодзама-даймё, т. е. даймё, которые были враждебны дому Токугава в его борьбе за центральную власть.

Тодзама-даймё относились к группе феодалов, земли которых нередко конфисковывались и передавались сторонникам Токугава или рассредоточивались между владениями фудай-даймё с целью предотвратить заговоры или создание группировок, могущих причинить вред правительству.

С этой целью были введены:

- институт заложничества (санкин-кодай), предусматривавший, что даймё после годичного пребывания в своём поместье должны были год жить в Эдо и держать там свою семью в качестве заложников;

- положение о выдаче ссуд для удержания феодалов в финансовой зависимости;

- закрытие страны во избежание внешних стимулов волнений

Кроме того, за феодалами и их поместьями зорко следили особые чиновники сёгуната - мэцукэ (буквально «прикрепленный глаз»), в подчинении которых находился аппарат секретной службы, и разъезжавшие по феодам инспекторы, незамедлительно докладывавшие о любых, даже незначительных происшествиях и инцидентах вышестоящему начальству.

Князья, как правело, не вели собственного земледельческого хозяйства, и по этому крестьяне не несли барщинной повинности на поле. Однако это не означало, что барщина вообще отсутствовала. Она существовала в виде очень тяжёлой гужевой повинности (сукэго), когда с каждых 100 коку урожая риса реквизировались две лошади и мобилизовались два человека для обслуживания казённого транспорта. Барщина практиковалась при сооружении замков, проведении ирригационных работ, обеспечении личных нужд феодала.

В результате смены князя и замены административного аппарата крестьяне подвергались ещё большей эксплуатации со стороны вновь назначенных господ, стремившихся увеличить налогообложения, не будучи уверены в прочности своего положения. За один XVII век произошло 463 крестьянских восстания, причинами которых являлись злоупотребления самураев и протесты против назначения нового князя.

Одно из крупнейших крестьянских восстаний произошло в Симабара на острове Кюсю в 1637 году. Крестьяне восстали из-за смены князя и введения его приёмником для недоимщиков изуверской казни - «танца соломенного плаща» (мино одори), когда на смертника надевали крестьянский соломенный плащ, связывали руки и поджигали плащ. В этом восстании участвовало около 30 тысяч человек, преимущественно христиан, и поэтому оно также известно под названием «Христианского» восстания.

Не менее важной задачей сёгунат Токугава считал консервацию сложившегося в Японии к началу X VII века политического и общественного строя. Сословной системе и строгому соблюдения отношений господства и подчинения в этот период уделялось особое внимание. Деление общества на сословия, введенное Хидэёси, осталось почти в неизменном виде с той лишь разницей, что сословие горожан стало подразделяться на ремесленников и купцов. Классовая структура эпохи Токугава выражалось формулой «си - но ко - сё» - «самураи - крестьяне - ремесленники - купцы». Все четыре сословия вместе назывались «симин».

Права и обязанности каждого сословия были строго регламентированы. Особенно жёстко определялись обязанности крестьян. Токугава Иэясу приписывают слова: «Крестьяне - это кунжутное семя, чем больше жмёшь, тем больше выжмешь». Один из его ближайших сподвижников говорил: «Наилучший способ управления крестьянами заключается в том, чтобы оставлять им пищу только на год, а остальное брать в качестве налога».

Самураи, естественно, как опора токугавского режима стояли на высшей ступени общественной лестницы, они считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Отсюда поговорка: «Среди цветов - вишня, среди людей - самураи».

За самураями шли крестьяне. Земледелие, по конфуцианской этике, считалось благородным занятием еще в древнем Китае. Это положение осталось неизменным и в феодальной Японии. К тому же крестьянство для бакуфу и кланов по существу являлось основным источником средств (в первую очередь риса - всеобщего денежного эквивалента). В связи с этим крестьяне особо выделялись самурайством среди простонародья и занимали как бы привилегированное положение среди низших сословий.

Деревни были разделены на пятидворки, во главе которых стояли назначенные властями богатые крестьяне; в их обязанности входили регулярный сбор натуральной ренты-оброка и полицейский надзор за соблюдением правительственных регламентаций.

Крестьяне были прикреплены к земле. В случае бегства кого-либо остальные жители пятидворки выплачивали за бежавшего все налоги и поборы. За побег крестьяне подвергались строжайшим наказаниям.

Ниже крестьян стояли ремесленники. Они были организованы в особые цехи (дза), построенные на началах монополии производства, наследственности ремесла и внутренней иерархической структуры (мастер - подмастерье - ученик. Правительство строго регламентировало деятельность цехов и облагало ремесленников тяжёлыми налогами.

Совсем презренными считались купцы. Торговцы объединялись в гильдии (накама) на тех же приблизительно основаниях, что и ремесленники. Для пополнения казны Токугава ввели лицензии (кабу), которые продавались цехам и гильдиям, что укрепило юридическое положение последних.

Замыкали социальный ряд феодального общества две категории населения:

1) нищие (хинин - буквально «нечеловек»);

2) эта - парии, которые исполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот и т. д.

Совершенно обособленной продолжало оставаться придворная аристократия (кугэ) - прослойка господствующего класса, занимавшая формально ещё более высокое место, чем самураи, в сословной организации японского общества, но лишенная всякой политической власти и способности к действию.

Переход из одного сословия к другому практически был невозможен, за исключением случаев усыновления.

Сословие воинов формально считалось единым. Тем не менее, регламентация Токугава коснулась и его. Она ввела четкое иерархическое разделение в среде военного дворянства. Наряду с выделениям у самураев высшего ранга даймё (военная знать) трёх классов (госанкэ-, фудай-, тодзама-даймё) и иерархией феодальных князей, определившей положение каждого из них по размерам территории.

Даймё в соответствии с их богатством и могуществом делились на:

1) даймё высшего ранга - владетелей провинций - кунимоти, или

кокусю;

2) владельцев замков - сиромоти, или дзёсю;

3) владельцев поместья - рёсю.

Была оформлена новая прослойка самурайства, так называемая хатамото (буквально «подзнаменные» или «знаменосцы») или дзикисан (непосредственные вассалы). Они, как и уже названные гокэнин, являлись годзикисан, т.е. самураями, подчинявшимися непосредственно бакуфу и сёгуну.

Хатомато, в отличие от гокэнин, обладали большими привилегиями: они имели право личных аудиенций у сегуна, при представлении министром сегуна (родзю) входили в помещение непосредственно с главного входа; во время встречи с процессией госанкэ поворачивались к ней спиной, делая вид, что не видят ее. Гокэнин обязаны были припадать к земле сразу же, увидев копьеносцев торжественного шествия. Хатомато могли ездить верхом даже в Эдо, что прочим не разрешалось. В случае войны Хатомато должны были принимать участие в комплектации армии сегуна, поставляя по пять человек с каждой тысячи коку риса своего годового дохода. В мирное время Хатомато входили в состав административного аппарата сегуна, приближаясь этим к дайме, и составляли вместе с сёмё (мелкопоместные феодалы, буквально «малое имя» в противоположность даймё - «большое имя») верхушку сословия самураев.

Хатомато и гокэнин так же, как и даймё, делились на категории: фудай (фамилии ближайших сподвижников Токугава Иэясу) и гохо.

Ниже Хатомато и гокэнин по социальному положению стояли вассалы вассалов - байсин, или самураи, находившиеся в подчинении многочисленных местных феодалов.

Последнее место в сословии принадлежало низшим самураям, рядовым воинам - асигару, или кэнин.

Вне всех этих категорий стояли ронин, или роси - самураи, утратившие место в своей феодальной организации, в своем клане. Они покидали своего сюзерена по его принуждению или же добровольно. Многие ронины, лишенные к средств к существованию, искали нового покровителя или становились на путь грабежа и разбоя, объединяясь в банды.

Экономическое благосостояние и мощь японских феодалов определялись величиной их земельных владений, которые были постоянно закреплены за даймё, и кокудака - размером урожая риса, самого важного продукта обмена в Японии того времени.

Обще годовой сбор риса по всей Японии составлял 28 миллионов коку, из которых 8 миллионов принадлежало сёгуну (40 тысяч коку назначались императорскому двору), а 20 миллионов являлись собственностью 270 дайме

Доход князей колебался от 100 тысяч коку до 1 миллиона коку, выделялся такой род, как Маэда. Далее следовали Симадзу, Датэ и несколько других могущественных кланов.

Основная масса самураев не имела земли и получала от феодала за несение службы (хоко) специальный паек рисом - року (в 1653 году сегун издал указ о переводе всех самураев на рисовый паек). Некоторые высшие, особо приближенные к окружению крупных феодалов самураи часто получали в год по 10 тысяч коку, хатомато (их было около 5 тысяч) назначался паек менее 10 тысяч коку риса, пенсия рисом гокэнин (15 тысяч) равнялась 100 коку.

Рядовым вассалам даймё выдавалось еще меньше риса - около 30 коку в год. Этим пайком самураи удовлетворяли собственные и семейные нужды, начиная от одежды и пищи и заканчивая предметами роскоши. От цен на рис зависело благополучие буси и соответственно крестьянства, основного производителя и поставщика этого продукта.

Землю от феодала получала, как правило, очень незначительная часть самураев - старшие самураи, которые управляли определенной частью земель дайме.

Такие самураи являлись главными вассалами князя - каро или управляющими ленными владениями - кунигаро. Содержание даймё и его вассалов, истощавшее бюджет страны, осуществлялось за счет крестьянства, которые получали в пользование земельные наделы на правах аренды и платили за это ренту - налог (нэнгу), а также исполняли всевозможные повинности. Таких крестьян, прилепленных к своему наделу, именовали «хомбякусё», т.е. «настоящие крестьяне».

Большая часть производимая крестьянами сельскохозяйственная продукция отбиралась в пользу их эксплуататоров, хотя основной налог должны были собирать по принципу «соко року мин» - «4 части - князю, 6 - народу», иногда «2 - князю, 1 - народу».

Эпоха правления сёгунов Токугава была временем наивысшего расцвета сословия самураев, окончательного сложения его идеологии, культуры и обычаев. Однако это же время ознаменовало собой завершающий этап развития японского феодализма, этап его разложения и низвержения, которые повлекли за собой упадок самурайства и ликвидацию его как сословия, порожденного феодальным строем и не могущего существовать без этого строя.

Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самураев, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императорского дома, но сёгунат, несмотря на противодействие, подписал этот договор. Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальные отношения с иностранцами, но в тоже время по стране тайно рассылались директивы населению - готовиться по сигналу выступить против «иностранных варваров». Этот лозунг, рассчитанный на удовлетворение самурайской оппозиции, хотя и был поддержан некоторыми социальными, но не смог предотвратить выступления дайме.

В 1862 г. князь Симадзу во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору свои верноподнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Это была явная демонстрация независимости. К тому же Симадзу потребовал от сёгуна отмены системы заложничества. Сёгунат вынужден был отступить, и система заложничества была отменена.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.