РУБРИКИ

Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР

Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР

1. Племена восточных славян в 8-9вв. их происхождение, расселение, быт, общественный строй. Зарождение государственности у восточных славян

Славяне - это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. Они говорят на славянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Прародина славян - широкая область от верховьев рек Одера, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра и Десны.

Предки славян - праславяне - занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой. Доля этих отраслей зависела от природно-климатических условий. Земледелие преобладало, даже в лесной полосе. Славяне - земледельческий. Основные с, /х культуры: пшеница, рож, гречиха, ячмень, просо. Скотоводство играло большую роль. В древней Руси слово «скот» означало деньги. Свиней и овец содержать легче, чем коней и коров. Изобилие рек способствовало развитию рыболовства. Так же служили главными торговыми путями. Знаменитый путь «из варяг в греки».

Славяне жили Родовым строем, во главе рода стоял старейшины (совет старейшин). Существовал институт кровной мести, защита сородичей от посягательства чужих. Важная роль - собрание вече и племенной вождь (воен. предводитель). На смену родовой, шла соседская община. Князи (вожди) возвышались над сородичами и соплеменниками. Вокруг них сплачиваются соратники воины - дружина. Большое значение приобретает военная добыча. Часть ее распределялась между соплеменниками. Вынужденные обороняться от кочевников, они строили на юге крепости и быстро овладели железом.

Военные нападения заставляли славян создавать союзы племен, первый из которых относится к 4-5вв. до н. э. Идет создание крупных племенных образований. 15 племен (племенных союзов) отличаются от обычных численностью и задачами. Призвание - защищать территорию, решали задачи политические, не свойственные родовому строю.

Летописец Нестор в начале 7в. называет около полутора десятков племенных союзов. Сред. Приднестровье занимали поляне; восточные жили северяне; запад-е - волыняне и бужане; север-запад-е - древляне. На юге, у моря и на берегах Дуная, жили уличи и тиверцы, в лесной зоне - дреговичи, радимичи, вятичи. На Западной Двине жили полочане, у истоков Волги, Днепра и Двины - кривичи. У озера Ильмень расселились словене, на их земле возник Новгород. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно-угорские племена. В южных степях обитали кочевники-хазары, с 9в. -печенеги, с11в. -половцы. Кочевники не пускали земледельцев в степь. Чтобы удержаться в лесостеп. зоне, пригодной для земледелия, славяне должны были держать общую оборону от воинственных соседей, отвоевывать земли у леса.

Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне одушевляли и обожествляли природу. Славяне поклонялись духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начинался святками, когда добывался новый "живой огонь". В марте праздновался приход весны, возрождение природы - масленица.

Обряды сопровождали пахоту, сев; затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обряды исполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальные святилища для многолюдных общеплеменных празднеств, называемых "событиями".

Становление Русского государства связывается с союзом славянских племён, называемых "росами" или "русью".

К 9в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевские князья возглавили борьбу против кочевников.

2. Образование и развитие Древнерусского гос-ва , его обществ. И полит. Строй. Первые князья Др . Руси, их внутренн. и внешн. Политика. Договоры Руси с Византией. Научн. Версии происхожд. Династии Рюриковичей

В Среднем Поднепровье из восточнославян. племен раньше других выделились поляне. Они объединились вокруг Киева, который становится ремесленным, а главное политическим центром. Поляне раньше всех освободились от хазарской зависимости. «Повесть временных лет» Первые правителями у полян братьев Кия, Щека и Хорива. Город назван в честь старшего брата - Киевом. Княжество было этнически однородным. В 9в. здесь появляются русы, выходцы из Скандинавии - варяги (грабители, купцы). Из военных предприятий руссов особенно известны поход и осада Константинополя в 860г борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией. На северо-западе, возникают предгосударственное образование, союз славянских и финно-угорских племен, варяги заставляли платить им дань. Возникновение государственности есть результат внутреннего развития общества. Основа складывающейся государственности в новгородских землях с самого начала носила полиэтничный характер. В 9в. население изгнало иноземцев. Но вскоре среди племен, входящих в союз, начались раздоры. Что бы прекратить столкновение из Скандинавии (862 г.) были приглашены правители - князья (поддержание порядка в северных землях). Первыми князьями были варяги - братья Рюрик, Трувор и Синеус. Легендарное известие о призвание варягов послужило основой - норманнской теории (древнерусское государство возникло благодаря варягам). Из «повести временных лет» в 862г. приглашение Рюрика, Синеуса, Трувор (три брата) на княжение. 882 смерть Рюрика, князь новгородский Олег убил дружинника Рюрика Аскольда. Начало истории Руси по «норманнской теории». 882г. Олег объединил Новгород и Киев в Киевскую Русь. Ведущая роль Военно-дружинной знати. С X в. переход к феодальным отношениям. Зависимое население: закупы (в зависимости от князя из-за долга), радовичи (по договору), изгои (обедневшие выходцы из общин), холопы. Олег принял титул великого князя. 907г. осада Олегом Константинополя. 911г. первый письменный договор между Византией и Русью. 941-44 походы Игоря (сына Олега) на Византию, присоединение им племен уличей, тивирцев. Князь собирал дань, виры (штрафы) с покоренных племен. 945г. Древляне (князь Мал) убили Игоря при сборе дани. Ольга месть за мужа - сожгла столицу Искоростень, установила «уроки», «погосты» (фиксированная дань, место, куда она свозилась), положила начало созданию системы налогообложения. 962г. Святослав получил правление. 964г. разгром Святославом Волжской Булгарии, Хазарского каганата, взял г. Итиль, Саркел, присоединение земли ясов (осетин), касогоров (черкесов). 970г. начало войны с Македонией, в 971г. Русь вынуждена отдать Болгарию. 980г. Владимир взошел на престол. Прекратил междоусобицу. Завоевание г. Червень, Перемышь. Крещение Владимира в Херсонесе (Крым) в 988г. Крещение мечом и огнем. Ярослав Мудрый (1019-1054). 1036 поражение печенегов, связи с Швецией, Византией, Германией, Польшей. 1039г. провозглашение Иллариона митрополитом Руси. 1016г. «Правда Ярослава», 1072г. «Русская правда» («Правда Ярославичей» 2-ая часть) - своды законов.

3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение

При Владимире Киевская держава обрела единство, вступив в полосу расцвета. Владимир - строитель державы и ее реформатор. Войны стали занимать меньшую часть. Он продолжал расширять границы. По мере территориального роста становилась все заметнее проблема духовного единства. Владимир отказывается от язычества и принимает христианство, связано с тем, что язычество (многобожье), христианство (единобожье), если один бог на небе то и один правитель на земле, все помогало политическому укреплению державы. + сложно было оставаться языческой страной среди христианства. К тому же человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал потребность в религии, которая бы наиболее полно и сокровенно отвечала на жизненные вопросы. Толчком к принятию христианства стало пренебрежительное отношение греков к Языческой Руси. Несмотря на это, в начале своего правления князь Владимир пытался упрочить духовное единство в рамках язычества церковной реформой (980 г. ), чтобы придать язычеству более широкий общественно-политический смысл. Но язычество по природе своей оказалось неспособным стать регулятором общественных отношений. Что бы Владимир мог жениться на сестре императора Василия 2 (он в обмен присылает им в помощь свои войска) должен был окреститься. После чего на Руси было принято крещение.

Принятие христианства на Руси - 988г. Так как язычество было тесно связано с бытом, приходилась приспосабливать некоторые языческие праздники к христианским, наделяли христианских святых «свойствами» языческих богов. Сила до христианского верования позволяет говорить о своеобразном двоеверие как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси. С принятием христианства начали выстраиваться церкви. Наряду с белым, приходским духовенством появляется и черное, монахи, обживающие пустыни и монастыри. Большим уважением в Древней Руси стали пользоваться общинножительные монастыри. В них всё имущество было общим.

4. Расцвет Древнерус. Гос-ва . Ярослав Мудрый. Полит. борьба на Руси. Мекняжские распри. Владимир Мономах

С именем Ярослава, вошедшего в историю как Мудрый, связан дальнейший расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремился упрочить новые отвечающие интересам государства порядки, творил суд и издавал законы. Вскоре после принятия христианства Владимир Святославович ввел новую систему управления Древнерусским государством. Княжения занимались сыновьями Владимира в порядке старшинства. Новгородское княжение - старший из братьев. Наименее важное и значимое княжение - младший. Особенно Ярослав покровительствовал церкви. При нем Киев - один из крупнейших европейских городов. Появляется храм св. Софии, Золотых Ворот, монастырей, Ярослав бросал вызов Византийской империи, Киев осмеливался претендовать на роль центра христианского мира. Мысль о переходе центра мира на Русь, надолго стала идеей сплачивавшей древнерусские земли. С именем Ярославля связан первый писанный, закон Древнерусского государства - «Русская правда», регламентировала имущественные отношения и отношения внутри княжеской дружины, ограничивает кровную месть. После его смерти (1015 г.), развернулась борьба, втягивая не одно поколение князей. В ней победил Ярослав, занявший в 1019 г. Киевский престол. Позже, осознав губительное последствие распрей, князья начали собираться на съезды, на которых внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношения между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей «отчиной». Тем самым отменялся принцип занятия престолов, основанный на представлении о том, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами русской земли. Старый порядок сохранялся только на территории отдел. княжений.

Русские земли окончательно поделены между потомками Ярослава перед его смертью (1054 г.). Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. «Правда Ярославичей» - это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Этот закон вошел в состав «Русской Правды», отразив более зрелую стадию общественных отношений. В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотн-й между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей «отчиной». Старшинство больше не играло решающей роли и на смену «лестничной» системе пришло наследственное династич. правление.

Новый порядок не принес спокойствия на Русскую землю. В 1113 г. в Киеве умер князь Святополк. Разгорелась борьба за престол. Каждый претендент искал поддержку у горожан, начались бунты, должники перестали отдавать долги. По приказу митрополита Никифора, которого поддержали жители, на киевский престол был приглашен Владимир Мономах. Новый закон - «Устав Владимира Всеволодовича» - заметно облегчал положение простых людей. При нем были снижены ростовщический процент. Закупы получили право уходить с господского двора на заработки. За несправедливое наказание закупа господин обязывался платить штраф. «Устав» вошел в состав «Русской Правды». Владимиру Мономаху удалось организовать несколько совместных походов русских князей на половцев. В 1111 г. Мономах вторгся далеко в глубь степей и в решающем сражении на р. Сольнице (приток Дона) отряды хана Шарукана были разбиты наголову. Борьба с общим врагом сплотила князей вокруг Владимира Мономаха. Его авторитет и могущество стали столь высоки, что утверждение Мономаха на киевском престоле было признано другими князьями. После смерти Мономаха в 1125 г. его сыну Мстиславу Великому еще удавалось удерживать князей в повиновении.

5. Русские земли в период полит. Раздробленности. Соц- экон. И полит. Развитие земель удельн. Руси: Владим. Суздальское княжество, Новгор. Боярская республ., Галицко- Волынское княжество

После распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества начинается период Феодальной раздробленности или удельный период. Дроблению подверглись все гос-ва Европы. Все они вступают в полосу кризиса и распада.

Одна из причин развитие крупного феодального землевладения. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Распад Древнерусского государства связан с ростом городов и превращением их в самостоятельные политические центры. Этот процесс усилился с возникновением местных династий. Произошло изменение торговых путей, из-за чего путь «из варяг в греки» утратил свое значение важнейшей торговой артерии, связывавший Восток и Византию с Европой. Древняя Русь терявшая былое единство не могла организовать эффективную оборону южных границ. Это воспринималась кочевниками как возможность военного обогащения. Не редко были совместные походы русских князей с половецкими ханами - иногда против русских же земель. Что привело к тому, что князья стремятся упрочнить отношения с опасными, но нужными соседями. В практике династические браки. Из-за угрозы набегов жители Среднего Поднепровья покидали обжитые места. Один поток миграции устремился на северо-восток, другой - на юго-запад. Исход населения прямо сказался на могуществе киевских князей, которым было трудно утвердить свое первенство силой.

Т.о., распад Древнерус. Гос-ва - рез-т действия нескольких причин, одни из которых носят общий характер для всех варварских государств, другие тесно связаны с особенностями исторического развития державы Рюриковичей.

Все княжества продолжали жить по общим законам «Русской правде», в рамках одной православной митрополии, они оставались едиными по культуре и языку. Но распад плохо отразился на военной и политической мощи Русской земли. С раздробленностью число удельных княжеств непрерывно росло. Из этого огромное число суверенных земель, Когда-то входивших в состав Д. Руси, наиболее крупные были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородские земли. Форму правления в Киевском и Г-В княжествах принято называть раннефеодальной монархией. Здесь по-прежнему была сильна княжеская власть.

Г-В сильная княжеская власть, князь опирался на дружину и зависел от нее, если князь не мог выполнять свои функции, власть брали в свои руки городское вече, как случилось в 1113 г., когда киевское вече пригласило на великокняжеский престол Владимира Мономаха. В-С строился на взаимодействии городского вече и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. великим князем Киевским стал Андрей Боголюбский. В том же году жители Ростова, Суздаля и Владимира-на-Клязьме избрали его своим князем. Вместе с ними он прогнал отцовскую дружину, тем самым заложив основы неограниченной деспотической власти владимирского князя.

В Н должность князя была выборочной, а власть ограничена вечем. На вече решались важнейшие вопросы жизни республики. Главный из них - выборы должностных лиц. Экономическое могущество Новгородских бояр позволило им монополизировать высшие должности в новгородском управлении. Таким образом, в Новгороде и Пскове утвердились республики. Учитывая ту огромную роль, которую играло в политической жизни новгородское боярство, многие историки говорят о боярской, аристократической республике.

6. Культура Др. Руси 10-13 вв.

Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа.

Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять технику церковного зодчества, иконописания. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности самосознания народов, заселивших Русскую землю.

Обращение к зрелому искусству 12-13 вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы её выражения носили печать самобытного и своевременного переживания христианства. Суровый аскетизм сменился гармонией и человечностью. Древнерусская культура окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это было с особенностями культурного развития. Это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции племен и этносов, земледельческих и кочевых народов.

Древнерусское искусство, как и всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения задачи средневековой культуры - достижения духовного единства, соединения божественного и мирского. В древнерусской культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.

Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла из Болгарии и первый литературный - церковнославянский - язык.

Образованность, как большую добродетель, поощряли и прославляли. Она была свойственна и женщинам Древней Руси.

Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Большой её пласт представляет переводная литература. Широкое распространение получили жития святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, а также произведения античной литературы. В Киеве был создан книгописный центр. В 11 в. Появилась оригинальная древнерусская литература. Внимание древнерусских авторов к житиях русских было связано со стремлением подчеркнуть самобытность своей страны и свидетельствовало о росте самосознания.

Повесть временных лет - общерусский летописный свод, один из самых главных источников по истории Древней Руси. Вершина древнерусской литературы - Слово о полку Игореве. В церковной архитектуре заметно ощущалось влияние Византии. Воспринялся крестово-купольный тип храма. Скоро церкви стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность (Софийский собор в Киеве). Вскоре появился и Софийский собор в Новгороде, что стало спором двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства.

Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых - создание архитектурных памятников мирового уровня. Во второй половине 12 в. Во Владимире сооружается Успенский собор.

Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись. Она пришла вместе с иконографическим каноном и техникой из Византии. Первые иконы были также привезены из Византии. Среди них икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении её многовековой истории. Прикладное искусство Древней Руси до сих пор поражает красотой, разнообразием материала и высочайшей техникой - сканью, зернью, эмалью. Древнюю Русь земледельца и горожанина, труженика и защитника раскрывает устное народное творчество. Оно представлено былинами - эпическими сказаниями Древней Руси (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин). В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил.

Развитие культуры Древней Руси происходило в условиях тесной взаимосвязи со странами Европы и Азии. Общерусская культура не только органически впитывала в себя прогрессивные элементы Запада и Востока, но и сама оказывала большое влияние на культуру народов других стран.

7. Борьба сев-зап. Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в 13в. Александр невский

Почти одновременно с нашествием Батыя разворачивались драматические события на северо-западных рубежах удельной Руси. Большой интерес проявляли к южному побережью Балтики шведские и датские феодалы. Но особенно активно с конца 12 в. Стали вести себя немецкие рыцари, объединенные в духовно-рыцарские ордена. Здесь для них открывалось широкое поле деятельности - распространение католицизма среди языческих племен. Историческая обстановка благоприятствовала рыцарским орденам: ослабление Древней Руси позволило им закрепиться в регионе.

После короткой и кровопролитной войны с местными племенами немецкие крестоносцы и купцы в 1201 г. основали в устье Двины крепость Ригу. На следующий год здесь был учрежден Орден рыцарей-меченосцев. Они защищали завоевания крестоносцев и контролировали морскую торговлю в Прибалтике.

К концу 30-х годов 13 в. немецким рыцарям удалось полностью подчинить народы. Жившие в районе Западной Двины, и закрепиться на границе русских земель. Русские князья не желали мириться с потерей прибалтийских территорий. Князь Ярослав Всеволодович организовал несколько походов на Ригу. В 1228 г. псковичи отказались поддержать новгородского князя, сославшись на то, что все прежние походы заканчивались ответными ударами крестоносцев по Пскову. И прилегавшим к нему землям. Стремясь обезопасить свои владения, Псков заключил договор о взаимопомощи с Ригой. Положение псковичей было крайне трудным.

Всё это заставило новгородцев с оружием в руках встать на защиту своих интересов. Тем более что в борьбу вмешались шведские и датские рыцари, систематически совершавшие набеги на южное побережье Прибалтики.

Защитником новгородских земель стал князь Александр Ярославич, позже получивший прозвище Невский. Основанием для прозвища послужила победа молодого князя над шведским отрядом, появившимся в 1240 г. на берегу Невы, у устья Ижоры.

Подлинную славу Александру принесла победа, одержанная над ливонскими рыцарями в сражении на Чудском озере. Весной 1242 г. Александр изгнал двух немецких фогтов (судей), сидевших в Пскове, затем он освободил ряд приграничных русских крепостей, захваченных крестоносцами, и вторгся в земли эстов, плативших дань Риге. Рыцари разбили передовой отряд Александра и оттеснили князя к Чудскому озеру. Здесь 5 апреля разыгралось одно из крупнейших сражений в борьбе за земли Восточной Прибалтики. Полководческий талант Александра позволил ему одержать победу над крестоносцами. Победа в Ледовом побоище укрепила безопасность северо-западных рубежей русской земли.

Однако соседи Новгорода и Пскова не отказались от планов взять реванш за поражение. Позже отрядом псковичей под начало князя Довмонта был совершен опустошительный набег на немецкие владения. Итогом Раковорской битвы стало заключение договора 1270 г. между Новгородом и Ливонией, положившего конец крестовым войнам против Северо-Западной

8. Нашествие Батыя на Русь. Героические сопротивления Русского народа. Устан. Ига Золотой орды. Основные точки зрения на взаимоотношение Руси и Орды в 13- 15 вв.

Основной удар обрушился на города - ремесленно-торговые, административные и культурные центры. Разрушение городов - это и удар по культуре Древней Руси. Нашествие осложнило демографическую ситуацию. Потребовались годы, чтобы восстановить численность населения.

Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья -- Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Единство Орды держалось на системе жестокого террора.

Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени развития монголы не могли навязать жителям русских земель свой язык и культуру. Но Русь на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских ханов.

В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович получил от Батыя специальную грамоту, разрешавшую ему править в русских землях от имени ордынского хана, - ярлык на великое княжение. Позже ярлык был передан Александру Ярославичу.

Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком (ханской грамотой). Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться.

Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство; зная его влияние на население, земли духовенства охранялись. Церковные деятели пытались смягчить обстановку в стране, примирить враждующих князей.

Во второй половине 13 - начале 14 в. оформилось социально-политическое устройство Золотой Орды.

Сопротивление русского народа Батыеву нашествию. В 1257 г. баскаки-переписчики появились в Новгороде, но местные жители отказались от переписи, начались восстания. В Новгород приехал князь Александр Невский и ордынские послы, видя соотношение сил Руси и Орды и боясь прихода карательного войска, Александр силой принудил новгородцев впустить в город татарских переписчиков. Подобные события повторились и в 1259 г. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, всей Северо-Восточной Руси. Все это привело к тому, что монголо-татары перестали ездить по Руси и передали сбор дани русским князьям. В 1263 г. умер Александр Невский, и между князьями начались усобицы за владимирский престол. Русские князья прибегают к помощи ордынцев, которые разоряют русские города (14 городов). Всего за 25 лет (до 1300 г. ) монголо-татары совершили на Русь 15 походов.

Нашествие Батыя оказало негативное воздействие на всю историю Руси, надолго затормозив ее развитие.

Влияние монголо-татарского нашествия на древнерусскую историю.

1. Оно явилось тем рубежом, который разделил историю Руси на две эпохи -- до и после Батыева нашествия.

2. С этого времени началось экономическое и культурное отставание Руси от ряда европейских стран. Погибло большинство русских князей и дружинников-бояр, тысячи крестьян и горожан. Многие ремесленники были угнаны в рабство, секреты и приемы мастерства утеряны, исчезли целые ремесла. Разорены города и села.

3. Ордынские властители не содействовали централизации Руси. В их интересах было разжигание вражды между князьями и недопущение их единства.

9. Полит. Соц- эконом. Предпосылки возвыш. Мск. Осн. Этапы развития москвовск. Княжества. Значение возв. Мск и объединения вокруг нее русских земель

Москва долгое время даже не имела своего князя. Москва занимала большую часть по среднему течению р. Москва. Ее земли интенсивно заселялись, т. к. были относительно безопасными. Прикрытая густыми лесами с одной стороны и богатыми соседями с другой стороны. В Москву стекались переселенцы, умножая богатство и силу княжества. На Москву работал каждый приехавший. Не обошли и торговые пути, правда они долгое время носили транзитный характер, что затрудняло контроль и получение богатых пошлин. Это было одним из факторов, который побудил московских правителей к расширению своего княжества. Главным фактором возвышения Москвы была политика московских князей, она оказалась более эффективной, более результативной в сравнении с тем, что сумели предложить их противники.

К середине 13в в Москве появился свой князь, сын великого князя Ярослава Всеволодовича Михаил Ярославич (Хоробрит - храбрый), он погибает в 1247 в сражении с литовцами. Его заменяет Даниил Александрович. Важные перемены произошли в конце его правления. Именно тогда Даниилу удалось заложить первые камни в фундамент растущего могущества Москвы. В 1301 г. он захватил Коломну и прилегающие к ней территории, и это открыло контроль над средним течением Оки.

В 1302 г. князь Иван Дмитриевич завещает Москве Переяславское княжество. Это сделало Москву крупнейшим княжеством в Суздальской земле.

В 1303 править Москвой стал его сын Даниила Юрий. В этом же году он отвоевал у Смоленское княжества Можайск. Почувствовав себя настолько сильным, он решил оспаривать права на владимирское княжество. Он потерпел поражение в открытом столкновении с тверским князем и принялся искать удачу в Орде. Орда дала согласие на его правление, но Михаил Ярославич (князь Твери) воспротивился ханской воли, и между Москвой и Тверью началась война. В 1318 князья отправились в Орду на ханский суд, где тверской князь был передан казне.

В 1325 г. московский стол занял Иван Данилович Калита (1325-1340). Острожный и осмотрительный политик, Иван Калита копил силы исподволь, неброско, стремясь заручиться поддержкой двух могущественных сил - Орды и православной церкви.

Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и приобрел репутацию преданного и послушного данника хана. Доверие достигло такой степени, что за Калитой утвердили право сбора «ордынского выхода». Московские сборщики стали распоряжаться денежным потоком, устремленным в Орду.

С ростом казны московские князь получил возможность расширять свои владения и таким образом как покупка земель. Под его контроль попали Углич и Белоозеро, костромские земли с богатыми соляными залежами в районе Галича. Удачно складывались для московского князя и отношения с церковью. Преемник Макария, митрополит Киевский и всея Руси Петр (1308-1326), установил дружественные отношения с московскими князьями - Юрием и Иваном Даниловичами. При Иване Калите формируется политический союз церкви и московских князей, взаимовыгодный обеим сторонам.

Митрополит Феогност (1328-1353) окончательно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поставив свои палаты рядом с хоромами московского князя. Москва, задолго до того, как стать политической столицей единого Русского государства, стала религиозным центром страны. Подчеркивая заслуги московского князя, нельзя идеализировать его и забывать, что строил он свое благополучие на искательстве перед ордынским правителями.

Сыновья Ивана Калиты, Семен Иванович Гордый (1340-1353) и Иван Иванович Красный (1353-1359), сохранили за собой великокняжеский стол и продолжили дело отца, собирая под свою руку новые земли.

Вокняжение на московском престоле девятилетнего Дмитрия Ивановича (1359-1389) дало повод князьям оспорить его права на великокняжеский титул. Великий стол был передан энергичному суздальскому и нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. Воспользовавшись междуусобицей в Орде, московские бояре уже в 1362 г. добились изгнания Дмитрия Константиновича из Владимира.

С ростом могущества Московского княжества его правители все чаще прибегали к насилию.

В 1371 г. Михаилу Александровичу Тверскому удалось получить ярлык на великое княжение. Однако владимирцы по призыву московского князя не пустили наместников тверского князя и в итоге великий стол был оставлен за внуком Калиты.

На сторону Дмитрия Ивановича в его борьбе с Михаилом Александровичем перешли многие русские князья. Ослабленный в борьбе тверской князь вынужден был признать верховенство Москвы. При Дмитрии Ивановиче прежнее искательство в Орде постепенно вытесняется стремлением к большей самостоятельности. Неповиновение Дмитрия Ивановича привело к росту числа набегов ордынцев на Русь. Решающая схватка с ордынским войском произошла 8 сентября 1380 г. и закончилось поражением Мамая. Первая победа над татарами ускорила процесс формирования самосознания и вселила уверенность в освобождение Руси от ханской власти. Поднялся и статус Москвы - она превратилась в национальную столицу.

Разгром Мамая позволил хану Тохтамышу захватить власть в Орде. Дмитрий Иванович отправился в Кострому, вероятно, собирать войско. Но возможно, что он пытался избежать столкновения с Тохтамышем. В конце августа хан осадил Москву. Дмитрий Иванович вынужден был признать власть хана и возобновить выплату «выхода». Но военно-политический потенциал Орды был настолько подорван, что реставрация ордынского владычества в полном объеме была невозможна. Тохтамыш сохранил за московским князем велики стол и санкционировал прекращение Владимирского княжения в московскую вотчину.

Дмитрий Донской княжил тридцать лет. Он не только окончательно закрепил за Москвой великое княжество, но и сделал крупные приобретения в Заволжье, в бассейнах Клязьмы и Оки. Таким образом, материально и территориально расширялась база для объединения великорусских земель вокруг Москвы. Перед смертью Дмитрий разделил княжество между сыновьями.

10. Борьба за лидерство в полит обединении сев- вост. Руси. Первые московские князья, их внутр. И внешн. Политика

Москва долгое время даже не имела своего князя. Москва занимала большую часть по среднему течению р. Москва. Ее земли интенсивно заселялись, т. к. были относительно безопасными. Прикрытая густыми лесами с одной стороны и богатыми соседями с другой стороны. В Москву стекались переселенцы, умножая богатство и силу княжества. На Москву работал каждый приехавший. Не обошли и торговые пути, правда они долгое время носили транзитный характер, что затрудняло контроль и получение богатых пошлин. Это было одним из факторов, который побудил московских правителей к расширению своего княжества. Главным фактором возвышения Москвы была политика московских князей, она оказалась более эффективной, более результативной в сравнении с тем, что сумели предложить их противники.

К середине 13в в Москве появился свой князь, сын великого князя Ярослава Всеволодовича Михаил Ярославич (Хоробрит - храбрый), он погибает в 1247 в сражении с литовцами. Его заменяет Даниил Александрович. Важные перемены произошли в конце его правления. Именно тогда Даниилу удалось заложить первые камни в фундамент растущего могущества Москвы. В 1301 г. он захватил Коломну и прилегающие к ней территории, и это открыло контроль над средним течением Оки.

В 1302 г. князь Иван Дмитриевич завещает Москве Переяславское княжество. Это сделало Москву крупнейшим княжеством в Суздальской земле.

В 1303 править Москвой стал его сын Даниила Юрий. В этом же году он отвоевал у Смоленское княжества Можайск. Почувствовав себя настолько сильным, он решил оспаривать права на владимирское княжество. Он потерпел поражение в открытом столкновении с тверским князем и принялся искать удачу в Орде. Орда дала согласие на его правление, но Михаил Ярославич (князь Твери) воспротивился ханской воли, и между Москвой и Тверью началась война. В 1318 князья отправились в Орду на ханский суд, где тверской князь был передан казне. Избавившись от опасного соперника, Юрий Данилович отправился в Новгород, Здесь ему пришлось вести войну со шведами, обрушившимися на северо-западные рубежи Новгородской земли. В 1323 г. Юрий Данилович заключил со шведами Ореховицкий договор, в котором именовал себя «братом» шведского короля Магнуса. Соперником Юрия Даниловича вновь выступил тверской князь Дмитрий Михайлович. Он сумел перехватить инициативу, обвинив московского князя в утаивании «выхода». Извет был признан обоснованным и тверской князь получил ярлык на великое княжение.

В 1325 г. московский стол занял Иван Данилович Калита (1325-1340). Острожный и осмотрительный политик, Иван Калита копил силы исподволь, неброско, стремясь заручиться поддержкой двух могущественных сил - Орды и православной церкви.

Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и приобрел репутацию преданного и послушного данника хана. Доверие достигло такой степени, что за Калитой утвердили право сбора «ордынского выхода». Московские сборщики стали распоряжаться денежным потоком, устремленным в Орду.

С ростом казны московские князь получил возможность расширять свои владения и таким образом как покупка земель. Под его контроль попали Углич и Белоозеро, костромские земли с богатыми соляными залежами в районе Галича.

Удачно складывались для московского князя и отношения с церковью. Преемник Макария, митрополит Киевский и всея Руси Петр (1308-1326), установил дружественные отношения с московскими князьями - Юрием и Иваном Даниловичами. При Иване Калите формируется политический союз церкви и московских князей, взаимовыгодный обеим сторонам.

Митрополит Феогност (1328-1353) окончательно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поставив свои палаты рядом с хоромами московского князя. Москва, задолго до того, как стать политической столицей единого Русского государства, стала религиозным центром страны. Подчеркивая заслуги московского князя, нельзя идеализировать его и забывать, что строил он свое благополучие на искательстве перед ордынским правителями.

Сыновья Ивана Калиты, Семен Иванович Гордый (1340-1353) и Иван Иванович Красный (1353-1359), сохранили за собой великокняжеский стол и продолжили дело отца, собирая под свою руку новые земли.

Вокняжение на московском престоле девятилетнего Дмитрия Ивановича (1359-1389) дало повод князьям оспорить его права на великокняжеский титул. Великий стол был передан энергичному суздальскому и нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. Воспользовавшись междуусобицей в Орде, московские бояре уже в 1362 г. добились изгнания Дмитрия Константиновича из Владимира. С ростом могущества Московского княжества его правители все чаще прибегали к насилию. В 1371 г. Михаилу Александровичу Тверскому удалось получить ярлык на великое княжение. Однако владимирцы по призыву московского князя не пустили наместников тверского князя и в итоге великий стол был оставлен за внуком Калиты. На сторону Дмитрия Ивановича в его борьюбе с Михаилом Александровичем перешли многие русские князья. Ослабленный в борьбе тверской князь вынужден был признать верховенство Москвы.

При Дмитрии Ивановиче прежнее искательство в Орде постепенно вытесняется стремлением к большей самостоятельности. Неповиновение Дмитрия Ивановича привело к росту числа набегов ордынцев на Русь. Решающая схватка с ордынским войском произошла 8 сентября 1380 г. и закончилось поражением Мамая. Первая победа над татарами ускорила процесс формирования самосознания и вселила уверенность в освобождение Руси от ханской власти. Поднялся и статус Москвы - она превратилась в национальную столицу. Разгром Мамая позволил хану Тохтамышу захватить власть в Орде. Дмитрий Иванович отправился в Кострому, вероятно, собирать войско. Но возможно, что он пытался избежать столкновения с Тохтамышем. В конце августа хан осадил Москву.

Дмитрий Иванович вынужден был признать власть хана и возобновить выплату «выхода». Но военно-политический потенциал Орды был настолько подорван, что реставрация ордынского владычества в полном объеме была невозможна. Тохтамыш сохранил за московским князем велики стол и санкционировал прекращение Владимирского княжения в московскую вотчину.

Дмитрий Донской княжил тридцать лет. Он не только окончательно закрепил за Москвой великое княжество, но и сделал крупные приобретения в Заволжье, в бассейнах Клязьмы и Оки. Таким образом, материально и территориально расширялась база для объединения великорусских земель вокруг Москвы. Перед смертью Дмитрий разделил княжество между сыновьями.

— вокняжение Ивана Даниловича Калиты (калита -- большой кошелек; происхождение прозвища князя связано не столько с его скупостью, сколько с тем, что он славился своей щедростью при раздаче милостыни нищим). Иван Калита принял участие в карательном походе монголо-татар против Твери, население которой в 1327 г. восстало и убило ханского баскака Чолхана. Результатом было ослабление Твери и приобретение Москвой ярлыка на великое княжение (с 1328 г. ). Иван Калита убедил митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира в Москву. С этого момента православная церковь твердо поддерживала московских князей в их усилиях по объединению страны. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях -- с исправкой выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу, с показной покорностью и готовностью услужить. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий. «Сорок лет тишины великой», по словам Ключевского, позволили родиться и вырасти двум поколениям, «к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса дедов и отцов перед татарином: они и вышли на Куликово поле».

11. Княжение Дмитр. Ивановича Донского. Объед. московского и владимирского княжества. Начало борьбы с Ордой. Кулик. Битва и ее историч. значение

Дмитрий Донской княжил 30 лет. Более всего он преуспел на военном поприще, первая победа над ордынцами. Но он так же был крупным государственным деятелем, волевым и самостоятельным. Митрополит Феогност (1328-1353) окончательно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поставив свои палаты рядом с хоромами московского князя. Москва, задолго до того, как стать политической столицей единого Русского государства, стала религиозным центром страны. Дмитрий Донской окончательно закрепил за Москвой великое княжество, и сделал крупные приобретения в Заволжье, в бассейнах Оки и Клязьмы. Таким образом, материально и территориально расширилась база для объединения великорусских земель вокруг Москвы. Перед смертью он разделил княжество между сыновьями. Василий получил большую часть Московского княжества и Москву, 15летний Юрий - Галич и Звенигород, 7летний Андрей - Можайск и Белоозеро, 4летний Петр - Углич и Дмитров. Он стремился не допустить сор между ними, но наказав им слушаться старшего, невольно создал основу для будущих войн.

Куликовская битва 8 сентября 1380г. и ее историческое значение

1. В конце августа 1380 г. русское войско выступило из Коломны и 6 сентября подошло к берегам Дона. После совещания князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. В ночь с 7 на 8 сентября Дон был перейден.

2. Куликово поле находилось в излучине при впадении реки Непрядвы в Дон. С трех сторон поле ограничивали реки, Мамай мог атаковать только со стороны Красного холма. Дмитрий выстроил войска следующим образом: на правом крыле стоял полк правой руки, в центре тесным строем встала пешая рать -- большой полк, слева -- полк левой руки, впереди большого полка стал сторожевой полк, который должен был первым принять бой. В Зеленой Дубраве расположился отборный засадный полк под командованием воеводы Боброка Волынского и серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича. Боевой порядок ордынцев состоял из пехоты в центре и конницы на флангах.

3. Битва началась 8 сентября 1380 г. в 11 часов утра. Вначале был поединок богатырей Пересвета и Челубея (Темир-мурзы). Они сшиблись с такой силой, что оба сразу упали мертвыми. Ордынцы сильным ударом уничтожили сторожевой полк, но он выполнил свою задачу -- лучники не смогли внести замешательство в ряды русских. Главный удар ордынская конница нанесла большому полку. Несмотря на тяжелые потери, воины большого полка выстояли. Князь Дмитрий в одежде простого воина сражался в самом центре русского строя. На правом фланге все атаки противника были отбиты, но строй полка левой руки был прорван, в прорыв устремилась татарская конница. Враги стали обходить большой полк, стремясь прижать его к реке. Но в решающий момент засадный полк под командованием серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича и опытного воеводы Боброка нанес мощный удар по тылу ордынцев. Ордынская конница обратилась в бегство, смяв при этом свою пехоту. Мамай бежал одним из первых, позже он был убит в Крыму. В течение всего дня русские преследовали бегущего противника.

4. Основными причинами победы русских войск в Куликовской битве были:

> объединение русских земель, центром которых стала Москва, что позволило князю Дмитрию Ивановичу выставить против Мамая общерусское войско;

> освободительный характер борьбы русского народа против ордынского ига;

> массовый героизм, мужество и стойкость русских воинов;

> ратное искусство князя Дмитрия Ивановича, проявившееся и в разработке стратегического плана войны с Мамаем, и в постановке оперативно-тактических задач, и в организации мобильной и дисциплинированной армии, в выборе места битвы, в построении русских войск перед боем.

5. Значение Куликовской битвы трудно переоценить:

> хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени;

> был развеян миф о непобедимости Золотой Орды;

> после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды;

> Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство;

> и самое главное -- Куликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.

Однако ордынская зависимость еще не была ликвидирована. В 1382 г. на Москву напал хан Тохтамыш и сжег ее, перебив жителей. Москве пришлось возобновить выплату дани. В 1389г. умирает Дмитрий Донской. В своем завещании он передает власть своему старшему сыну Василию I, не спрашивая позволения ордынского хана

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.