РУБРИКИ

Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии

b>3.2 История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.

В 1828 году была создана Олонецкая епархия. С того времени все православное духовенство подчинялось епископу (архиепископу), постоянно проживавшему в Петрозаводске. Иногда этот церковный начальник совершал поездки по своей епархии, чтобы лично увидеть каково положение дел на местах.

В 1897-1901 гг. епископом Олонецкой епархии был Назарий (Кириллов) (1850-1928). Он был сыном священника Донской епархии. С 21 октября 1897 г. Находился в должности епископа Олонецкого и Петрозаводского Сорокин В. Исповедник о просветительской деятельности митрополита Григория (Чукова), 2005. С. 628.. Это был очень деятельный церковный руководитель. Именно при нем стали издавать “ОЕВ". Он очень много ездил по своей епархии. В 1898 г. Преосвященный Назарий совершил поездку от Петрозаводска до Климетского монастыря и обратно. По пути он посетил церкви и часовни Кондопожского края. В поездке его сопровождал настоятель Петрозаводского кафедрального собора протоирей А.П. Надежин (1857-1931) - в монашестве Александр. С 1897 г. До 1 ноября 1906 г. Был нештатным членом Олонецкой Духовной консистории, членом совета Александро-Свирского братства. Он неоднократно печатался в ОГВ, вел раздел “Местная хроника" в ОЕВ (1898-1907), а с 9 января 1908 г. Стал ректором Тверской Духовной семинарии Там же. С.626.. Именно он напечатал в “ОЕВ” подробное описание указанной выше поездки Преосвященного Назария Надежин А. От Петрозаводска до Климетского монастыря и обратно (Обозрение Олонецкой Епархии) // ОЕВ. 1898. № 3. С. 18..

Выезд Преосвященного Назария из Петрозаводска состоялся в 9 часов утра 3 февраля 1898 г. Отправился он сначала в Шуйский приход…, затем в Сунский. Церковь Сунского прихода была построена в 1835 г. На средства Петербургских купцов Ипполитова и Эртова. По заявлению священников в приходе много раскольников, да и православные холодны к церкви Божьей, уклоняются от исповеди и святого причастия и совершенно не радят о своем спасении. Глубоко опечалило Архипастыря то, что значительное большинство интересовавшихся его приездом крестьян этого прихода не вошли в церковь. Тяжелое впечатление Архипастыря еще более увеличилось при внимательном обозрении храма, где все заявляло о своей давней заброшенности: запыленные и загрязненные стены храма, закопченные дымом от плохого масла и свечей лики святых. Только порядочное пение собравшихся в церкви школьников немного развеяло грустные думы Архипастыря. Он произвел краткие испытания школьников по закону Божьему и нашел их ответы вполне удовлетворительными. После чего отправился в дом священника и дал ему несколько наставлений.

Дальнейший по пути следования был Кондопожский приход. Здесь две церкви: одна во имя Успения Пресвятой Богородицы, другая во имя Рождения Пресвятой Богородицы Надежин А. От Петрозаводска до Климетского монастыря и обратно (Обозрение Олонецкой Епархии) //ОЕВ, 1898. №3. С. 18-20. (ч. неофиц.) (в настоящее время в д. Кондопога стоит лишь одна - Успенская).

Владыку встретил в храме больной и уже не способный вести службу батюшка, страдающий болезнью ног (в этом же году он умер и на его место бал направлен Иоанн Александрович Смирнов). Его поддерживали два крестьянина. Болезненное состояние священника весьма сказалось и на всем церковном хозяйстве. Здесь, как и в Сунском приходе на всем сказывалось запустение.

Очень внимательно прихожане слушали речь Владыки. Не менее порадовало его и то, как родители относятся к воспитанию своих детей. Неподалеку от опрашиваемых Преосвященным учеников стоял отец одного из них, внимательно прислушивающийся к ответам своего сына. Всякая остановка мальчика или допущенная им ошибка настолько волновала его, что он, не смотря на присутствие в церкви Архипастыря, неоднократно подходил к сыну, старался подсказать, брал за плечо, подталкивал - как бы стараясь путем физического воздействия освежить в его памяти пройденное…

По окончании осмотра прихода Архипастырь отправился в дальнейший путь по направлению к Климетскому монастырю, посетив предварительно Горский, Великогубский и Сенногубский приходы. На пути в Горский приход была сделана непродолжительная остановка в дер. Улитиной Новинки для посещения церковно-приходской школы. Успехи учеников и учениц оказались весьма хорошими по всем предметам школьного курса.

Около семи часов веера Владыка прибыл в Горский приход. Это один из древних приходов Заонежского края. По крайней мере, из церковной летописи видно, что в 1669 г. здесь была деревянная церковь. Многие из прихожан, по доложению священника, нерадиво посещают храм, а некоторые и совершенно удалились от него, ударившись в раскол. Вследствие этого Архипастырь сказал речь о том, что вне стен дома Божьего никому нет спасения. Переночевав в Горском приходе, Владыка отправился в дальнейший путь… Надежин А. Указ. Соч.//ОЕВ, 1898. №3. С.21.(ч. неофиц.)

Из записей протоирея А. Надежина следует, что у церковных приходов Кондопожского края была одна и та же проблема: запустение и захламление церкви, широкое распространение “раскола", однако обучение везде было хорошим, что немало порадовало Архимандрита. Из этой публикации видно, что авторитет православной церкви в Кондопожском и, особенно, Сунском приходах был невысоким, церкви были бедными и в плохом состоянии. Однако необходимо отметить, что церковь добилась больших успехов в развитии церковно-приходских школ.

Много места в публикациях “ОЕВ” занимали материалы по истории православия в Олонецкой епархии. Часто авторами таких публикаций были приходские священники. Одна из таких публикаций, подготовленная священником Марциальноводского Кончезерского прихода П. Орловым, была посвящена церковной летописи Марциальноводской церкви Орлов П. Летопись Кончезерской и Марциальноводской церкви // ОЕВ. 1898. № 7. С. 21-22.. В архиве этой церкви построенной при Петре I в 1720-1721 гг. у известного у Марциального источника, среди документов находилась рукописная “Летопись Кончезерской или Марциальноводской церкви".

Эта летопись распадается на две части. Первую можно назвать исторической. Она едва заключает много новых неизвестных прежде данных. Здесь автор статьи говорит о составлении этой части рукописи по книгам. Вторая часть летописи - самостоятельна (отсутствуют цитаты и соответствие содержания). В ней кратко говорится об этнографическом составе местного населения, об окончательном сложении прихода и о занятиях его жителей. Эту часть летописи автор предложил обозначить как этнографическо-бытовую. В ней автор выделил некоторые разделы: описание причин наименования церкви, кратенькую историю, и перечислил ценности церкви.

Обозначив разделы летописи, П. Орлов описывает судьбу церкви. Название Марциальноводской церковь получила от Марциальных Вод открытых при императоре Петре I в 1714 г., а название Кончезерской от храма и завода, находящихся в восьми верстах от Марциальных Вод на восток.

Церковная утварь была привезена с Олонецкой корабельной верфи (по-видимому, из Александро-Свирского монастыря). В этом храме хранится серебряное кадило, сделанное в 7157 г. Василием Ивановичем Стремневым.

Первоначально прихожанами храма были, вероятно, лечившиеся на водах, а так же мастеровые Кончезерского завода Орлов П. Летопись Кончезерской и Марциальноводской церкви // ОЕВ, 1898. №7. С. 22. (ч. неофиц.).

Марциальноводской храм был обновлен и перестроен в 1832 г. и освящен Преосвященным архиепископом Игнатием.

П. Орлов сообщает о хранящихся там вещах:

1) Серебряное кадило;

2) Евангелие, напечатанное в 1663 г.;

3) Деревянная дарохранительница;

4) Икона Божей Матери всех скорбящих в радости;

5) Риза и стихарь из набойки с голубыми цветами, сшитые, как говорят, императрицею Екатериной I;

6) Пояс с 4-мя источниками и кистями, тканый из шелка с крестами и подшитый кожею (так же императрицею сработанный);

7) Серебряный потир с изображением угодников;

8) Деревянный аналой и др Орлов П. Указ. соч. // ОЕВ, 1898. №11. С. 26..

Со времени уничтожения дворцов и прекращения лечений здесь остались мастеровые Кончезерского завода. Для них была установлена часовня во имя Св. Троицы. Церковь при заводе была построена в 1866 г. по ходатайству бывшего начальника Олонецких горных заводов И.А. Фелькнера - зданием каменная Орлов П. Указ. соч.// ОЕВ, 1898. №11. С. 26-27. (ч. неофиц.).

Не менее интересен очерк священника Тивдийского прихода А. Петропавловского, посвященный своему Тивдийскому приходу Петропавловский А. Тивдийский приход (описание) // ОЕВ. 1908. № 8. С. 164-165.. Автор пишет, что Тивдийский приход находится на расстоянии 100 верст от г. Петрозаводска. Образовался он как самостоятельный в 1833 г., а ранее находился в ведении соседнего Лычноостровского прихода и состоял ранее из двух деревень: Белой Горы и Тивдии. По количеству существующих деревень приход претендует на уездный городок: в ней четыре церкви - одна каменная.

Всех деревень в Тивдийском приходе шесть - Белая Гора, Тивдия, Лижмозеро Малое, Лижмозеро Большое, Карташева Сельга и Палая Ламба или Паласельга. Во всех деревнях, кроме Белой Горы, люди говорят на карельском языке. Белой Горе - по-русски, и некоторые совсем не понимаю карельского наречия. Здесь жители не коренные, а все выходцы из других приходов, уездов, а некоторые даже из других губерний. В своем роде, ее можно назвать “маленькой Сибирью", люди здесь темпераментные Петропавловский А. Тивдийский приход (описание) // ОЕВ, 1908. №8. С. 164. (ч. неофиц.).

Автор описывает существовавший там своеобразный погребальный ритуал. Когда человек умирает, нужно, чтобы перед ним на столе или окне стояла чашка кофе (он здесь напиток обязательный и полагается даже бедным), иначе мертвец “обидится”. При выносе над каждым порогом гроб трижды опускают и поднимают - по поверью, это делается для того, чтобы застраховать себя от скорой смерти. Гроб делали с маленьким окошком - чтобы умерший мог созерцать окружающее… По утверждению автора кроме этого темноты здесь еще достаточно и бороться с ней очень трудно, благодаря традиционному обычаю - “что деды, то и мы” Петропавловский А. Тивдийский приход (описание) // ОЕВ, 1908. № 9. С. 179. (ч. неофиц.).

Несомненно, что у провинциальных церквей проблем было достаточно. Это и запустение, и развалившееся хозяйство, т.к средств практически не было - только пожертвования местных прихожан и скудное жалование причтов. Некоторые жители были старообрядцами. Это происходило в силу разных причин. Некоторые рождались в старообрядческих семьях, некоторые уходили в “раскол" по собственным соображениям. Церковь прилагала большие труды по борьбе с “расколом".

Помимо этих проблем церковь имела и прочие многочисленные проблемы. Среди них и различные косвенные налоги. К косвенным церковным налогам можно причислить все или, по крайней мере, большую часть сборов по кружкам, подписным листам и тарелочные сборы в пользу разных внеприходских учреждений:

на сооружение и содержание беднейших церквей Империи и на построение и украшение храмов в Туркестанском крае;

в пользу православного Палестинского общества, православных Иерусалима и Святой Земли;

на постройку разных церквей и соборов в крупных и богатых городах: Варшаве, Ревеле, Риге, Киеве, Москве, Петербурге и т.д.

Это приводило многих священников в праведный гнев. Так отозвался об этих сборах священник А. П-й: “Как будто эти пышные города нуждаются в крестьянской копейке, а бедные сельские ветхие церквушки не нуждаются ни в какой помощи".

К косвенным налогам можно причислить чрезвычайно высокие цены за бланки, необходимые для заполнения церковных документов (нормальная цена - 1-2 коп., а для церквей завышена до 5-7 коп. за лист). К тому же, высылка для церквей книг и брошюр бесполезного, порой, содержания, за которые удерживают деньги. Очень сильно бьет по “карману” церкви обложение со свечных доходов, т. н. “25% сбора". Этот налог особенно ненавистен: “Крестьянин думает, что, покупая свечку для красного угла, он вкладывает свою копейку на благосостояния своего храма, а деньги эти на самом деле уходят на содержания семинарий, богатых городов, в чиновничьи карманы и т.д. ” Косвенные налоги с церквей// ОЕВ, 1907. №14 С. 367 -369. (подпись:П-й А.) (ч.неофиц.) - такое недовольство вызывают церковные налоги со стороны причтов. Таким образом, успешной деятельности православной церкви среди прихожан мешала бюрократизация и коммерциализация церковной деятельности.

На страницах ОЕВ сведения о размере жалования причтам почти не публиковались. Для характеристики этого вопроса подготовлена таблица, где обозначены оклады и прибавка к ним (см. приложение - таблица 1). К сожалению сведения относятся к раннему периоду (последние годы ХIX в)

В 1898 г. жалования прибавили приблизительно в два раза (в Сунском погосте общий оклад причтов составлял 147 р., в середине года к нему прибавили еще141 р). Но в Кондопожской церкви, не смотря на то, что там три церковнослужителя, были самые маленькие оклады, даже после прибавки. И вполне возможно, что в 1899 г. именно по этой причине Кондопожскому приходу прибавили жалования на пятьсот рублей.

Эта таблица была составлена по двум статьям ОЕВ. Сведения взяты из опубликованных ведомостей за 1898 Расписание жалования ассигнованного из казны на содержание причтов церквей Олонецкой епархии за ? 1898 г.// ОЕВ, 1898. № 3. С.7-8. (ч. оффиц.) и 1899 гг. Ведомость о причтах Олонецкой губернии, коим увеличено содержание Святейшим Синодом 1899 г.// ОЕВ, 1899. №21. С. 2. (ч. оффиц.). Вполне можно предположить, что причтам прибавляли жалования. Не всем конечно и не сразу. Иногда в маленьком анонсе были заметки о прибавлении оклада тому или другому приходу. Заметки эти публиковались около одного раза в год.

Глава IV. Материалы об экономике Кондопожского края в периодических изданиях Олонецкой губернии

4.1 Состояние Кондопожского края

Олонецкая губерния очень богата различными рудами, полезными ископаемыми и т.д. Часть этого богатства приходится и на Кондопожский край: рядом с д. Тивдия расположены залежи мрамора и мраморные ломки, недалеко от Кончезерского завода были расположены залежи железной и медной руды и т.д.

В 1869 г. некий ученый-геолог (имя автора статьи неизвестно), проехав по Олонецкой губернии и осмотрев все ее богатства, сделал следующие выводы: “При самом поверхностном наблюдении экономического быта Олонецкой губернии бросается в глаза два видимых обстоятельства: (!) строевые леса, составлявшие промысел крестьян, повсеместно уничтожены; (!) крестьяне, занятые в этом промысле вынуждены бездействовать большую часть зимы и часть весны, ожидая летних промыслов. Этими и многими другими данными объясняется наплыв крестьян в города и увеличение бедности” Олонецкая летопись: Петрозаводск // ОГВ. 1869. № 28, №95..

В апрельских номерах ОГВ за 1854 г. изложено воспоминание очевидца (его имя неизвестно) о посещении Александровского пушечного завода и г. Петрозаводска императором Александром 7 августа 1819 г. В этих номерах рассказывается, что император, посетив завод, осмотрел цеха, присутствовал на отливе, осмотрел лазарет при заводе, попробовал пищу и, впрочем, остался всем доволен О посещении Александровского пушечного завода государем императором Александром Благословенным // ОГВ. 1854. №15, 16, 17.. В указаниях стоит пометка, что в этих номерах есть сведения о Кончезерском заводе, но в самих номерах этого нет. Возможно, что редакторы указателей что-то напутали или записали упоминание, относящееся к другому временному периоду.

В одном из июльских номерах за 1874 г. был опубликован краткий исторический очерк горнозаводского дела. В нем описываются все литейные заводы Олонецкой губернии, в том числе и Кончезерский. Он был построен в 1707 г., при озере Кончезеро, к моменту публикации очерка (1874 г), еще действовал. Этот завод сначала занимался как выплавкой чугуна, так и меди из руды, находящейся около него, а так же выделкой кричного железа. В 1719 г. была построена в нем большая доменная печь, из которой в последствии отливали пушки. Общая сумма производительности действовавших в губернии 383 казенных и частных заводов простиралась в десятилетие с 1870 по 1879 гг. до 3.252.988 руб. Заводская промышленность и добыча ископаемых продуктов в 1880 г. // ОГВ. 1881. №60.. На Кончезерском чугунно-литейном заводе, служащим вспомогательным пушечно-снарядному производительность оценивается: за 1874 г. - 31.630 руб. Заводская промышленность в 1874 г. // ОГВ. 1875. № 18., за 1880 г. - 22.699 руб.48 коп. Заводская промышленность и добыча ископаемых продуктов в 1880 г. // ОГВ. 1881. №60., за 1881 г. - 18.322 руб.73 коп. Заводская промышленность в 1881 г. // ОГВ. 1882. № 52. При этом общая сумма производительности так же снизилась к 1881 г. до 2.211.554 руб.81 коп.

В февральском номере за 1880 г. помещена статья указывающая на то, что в течении двадцати лет (примерно с 1860 г) Тивдийские мраморные ломки бездействовали. До 1880 г. они, принадлежали ведомству министерства государственных имуществ, а в январе 1880 г. были отданы в арендное содержание на 24 года камер-юнкеру В.В. Савельеву. В этом же году он построил вододействующий завод для распиловки и шлифовки мрамора.

Деревянное здание завода имеет в длину 10, а в ширину 6 сажень и разделено на два отделения: одно для распиловки мраморных монолитов, другое для шлифовки и ручной отделки мраморных изделий.

28 ноября, в 12 часов дня, по приглашению арендатора, настоятелем Белогорской церкви совершено было торжественное освящение завода. Таким образом, после 20-летнего стояния, возобновилась разработка Тивдийских мраморов, составлявших ценные строительные материалы для возведения и украшения монументальных зданий Открытие нового мраморного завода // ОГВ. 1880. № 95..

В №60 за 1881 г. указано какие полезные ископаемые имеет Олонецкая Губерния. "Кроме железных и медных руд Олонецкая губерния была богата различными полезными ископаемыми:

а) различные разноцветные мраморы, песчаники и глинистые сланцы (близ Тивдийских мраморных ломок);

б) горный камень в селе Шокши Петрозаводского уезда, употребляющийся для футеровки доменных печей на Кончезерском заводе;

в) известковый камень, одна из ломок которого находится при д. Спасская Губа Кондопожской волости" Заводская промышленность и добыча ископаемых продуктов в 1880 г. // ОГВ. 1881. №60..

4.2 Основные занятия крестьян Кондопожского края

Некто “N” писал в ОЕВ: “Для земледельца весна и лето время самое дорогое. Многое нужно сделать: вспахать и посеять поле, убрать урожай, заготовить сено и корма для скота на зиму". Автор пишет, что с крестьянином в это время трудятся все его домашние - жена, дети и др. - кто что может. В это время ему все нужны, все помогают, и никто не сидит дома без дела. Тяжела для земледельца это пора, она называется - “страдой". Осенью и зимой крестьянин отдыхает от земледелия отхожим промыслом или другим каким ремеслом, дети ходят в школу (если есть возможность), жена хлопочет по дому Страда // ОЕВ, 1902. № 16. С. 551-552. (подпись: “N”).

Таким образом “N” показал нам жизненный цикл крестьянской семьи начала ХХ века. Но мне кажется, что это несколько идеализированная позиция. Не все было так хорошо и красиво - но об этом позднее.

Далее можно посмотреть, чем занимаются жители отдельных деревень и сравнить насколько схожи или же различны занятия крестьян.

Общие вопросы крестьянского землевладения и землепользования начала ХХ века изложены в статье Кожевникова “Собеседование о крестьянском землевладении", напечатанной в “ВОГЗ" в начале 1908 года Кожевников. Собеседование о крестьянском землевладении // ВОГЗ. 1908. № 1. С. 7-8.. “Петрозаводский уезд населен сплошь (за некоторыми исключениями) бывшими государственными крестьянами. Поземельное устройство их состоялось по положению 24 ноября 1866 г., в силу которого они получили во владение на правах собственников наделы земельные и лесные. Сверх того, в качестве северной лесной особенности, у нас многим селениям отведены так называемые подсечные земельные наделы, заключающие в себе обширные лесные пространства. В таких наделах лес сжигается, превращаясь в удобрения, которое дает несколько урожаев, но потом надолго - до восстановления лесного массива - превращается в пустырь" Кожевников Собеседование о крестьянском землевладении // ВОГЗ, 1908. №1. 7-8. - писал крестьянин Кожевников.

В уже упоминавшейся статье кондопожского крестьянина С. Юпланова сделан подробный обзор хозяйственных занятий крестьян Кондопоги. Кондопожане занимались исключительно хлебопашеством, ремесленников совсем мало. Обработка земли производилась сохой и бороной, удобрялась земля только навозом, других сельскохозяйственных орудий и удобрений не было. Хлеба вырастало “у редкого на год" - у большинства своего хлеба хватало на полгода и меньше. От этого крестьяне старались заработать дополнительно на хлеб и другие расходы Юпланов С. Село Кондопога Петрозаводского уезда/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1909. № 4, С. 15..

Крестьяне с. Кондопога скота держали мало - у средних крестьян по 3-4 коровы, но большинство держат меньше (только для навоза и молока). На корм скота шла в основном солома, ржаная и овсяная, а сеном кормили мало. В корм коровам добавляли много соли Юпланов С. Село Кондопога Петрозаводского уезда/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1909. № 9. С. 21..

Жители Кондопожского прихода занимаются хлебопашеством (система землевладения трехпольная), скотоводством, охотою на зверей (на медведей ради шкуры, мяса, жира; и на волков для защиты домашнего скота) и ловлей дичи и рыбы.

Основным занятием крестьян Кондопожской волости было, конечно, земледелие, кроме того, практически ни одно хозяйство не обходилось без определенного количества рогатого скота (коров, коз), мелкого скота (свиньи, овцы). Кроме основных занятий в сельском хозяйстве и производстве крестьяне были заняты отхожими промыслами.

В "ОГВ" N 13 за 1842 г. указано, что земледелие по суровому климату и глинистой песчаной и каменистой почве и по болотистым местам весьма ограничено, так что поселяне занимающиеся земледелием, едва приобретают нужное для пропитания своих семей количество хлеба. Рыболовство играло значительную роль в жизни поселян. Жители занимаются также охотой на зверей и птиц: медведи, волки, олени, лисицы, белки, куницы, рыси, росомахи, зайцы, норки; дикие гуси, утки, тетерева, рябчики и кулики. Олонецкая летопись // ОГВ. 1842. № 13.

Мы видим, что крестьянам часто не хватало на пропитание и на продажу того, что они производили и что имели со своих дополнительных заработков. Некоторым крестьянам везло больше, некоторым меньше. В N 30 ("ОГВ") за 1863 г. указано, что в селениях, ближайших к городу (в том числе и в селениях Кондопожской волости), крестьяне имели при домах огороды. В них они разводили картофель, капусту, брюкву и редьку, но огородничество не составляло здесь крестьянского промысла, а удовлетворяло только домашние потребности Хозяйство и промыслы крестьян Петрозаводского уезда в 1863 г. // ОГВ. 1863. № 30.. Однако полное удовлетворение домашних потребностей было возможно лишь с использованием удобрений, которые не каждый крестьянин мог себе позволить. Видно, что ситуация практически такая же, что и 20 лет назад - а ведь уже было отменено крепостное право. Опять же те крестьяне, которым повезло больше, могли позволить себе использовать удобрения, остальные обходились без них.

Подтверждение данным сведениям газеты мы встречаем в очерке В. Дашкова: “Грунт земли в Петрозаводском уезде каменистый, частью песчано-глинистый и болотистый. Часто встречается грунт из чуры, или дресвяной, но не из рассыпавшегося гранита, а из кругляков, как горох. Такой грунт не мог быть плодороден, но опыт показывает обратное. По холодному климату он полезен, т.к впитывает солнечные лучи передает их в землю, а при дожде, пропуская через себя воду, не дает испарится влаге. Это очень способствует растительности, особенно при удобрении навозом” Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1842. С.103-104..

Этой же теме посвящена заметка постоянного автора статей о крестьянских хозяйствах Петрозаводского уезда в журнале "ВОГЗ" крестьянина П. Коренного. Он писал, что крестьянское хозяйство этих краев очень сильно подвержено влиянию сурового климата. Большая часть всего земельного пространства мало пригодна для сельскохозяйственной разработки. Здесь имеются всевозможные горки, овраги, низменности, леса, топкие болота и множество камней разной величины.

Суровый климат и мало пригодные почвы, трудность обработки и плохое удобрение (чаще навоз) ставят земледельца в затруднительное положение. Поэтому житье крестьянина и его семьи без каких-либо заработков на стороне представляется трудным. А из-за недорода хлеба и других посевов, крестьянину, чтобы прокормиться, просто необходимо искать заработок на стороне. Поэтому многие крестьяне уходили в города на фабрики, в ремесленные мастерские, в лавки и т.д. Уходят большею частью в детском возрасте, превращаясь в рабочих, отрываясь от семьи. Это приводило к отрыву от крестьянской жизни, от родной природы. И почти никто из ушедших в города в деревню не возвращался Коренной П. О нашем сельском хозяйстве//ВОГЗ, 1910. №15. С. 32..

В 1906 г. в ОЕВ была опубликована статья, автор которой не назвался. В ней говорится, что сельское хозяйство ведется крестьянами так, как оно велось отцами, дедами, прадедами, причем используются “земледельческие орудия самые первобытные". Автор считал необходимым полностью преобразовать крестьянское хозяйство. Предполагалось, что только священники могут помочь крестьянам вести хозяйство по-новому, потому что они ближе к народу. А чтобы выучить крестьян нужно ввести в курс духовно-учебных наук сельское хозяйство. Священник должен закупить сельскохозяйственное оборудование, привести поле в порядок, а крестьяне будут посматривать и тоже за новое возьмутся По вопросу о церковной земле // ОЕВ, 1906. №14 (ч.неофиц.).

В 1907 г. ему оппонировал священник А. П-й. Он пишет, что аноним не подумал - откуда священники возьмут средства на закупку нового оборудования. Да и крестьянин не нуждается в советах. Он вырос на этой земле, он отлично умеет и пахать, и сеять; знает, что лучше родится на его земле. Священник даже приводит поговорку: “Мужик хоть и сер, но ум-то у него никто не съел”. Скорее это священники или барин спросит у мужика совета в сельском деле. К тому же, в обширный курс духовно-учебных наук сельское хозяйство вписать очень трудно и от этого никакого проку не будет Сельские пастыри как образованные благоустроители крестьянского хозяйства // ОЕВ, 1907. №8 С. 231-235. (подпись: П-й А.) (ч.неофиц.).

Теперь поглядим, как обстояли дела в отдельных деревнях Кондопожской волости. Жители Кончезерского прихода занимаются хлебопашеством (система землевладения трехпольная), скотоводством, охотою на зверей и ловлей дичи и рыбы. Плотников не много - во всем приходе не более десяти, кузнецов до шести, есть сапожники, но работают не аккуратно. Портняжничеством занимаются иноприходные, один из которых постоянно живет при заводе.

Актуальные в Кондопоге проблемы - недород урожая, и отход крестьян на промысел и дополнительный заработок - присутствует и в деревне Тивдия Тивдийского прихода Кондопожской волости. С каждым годом в этой местности количество урожая уменьшается. Автор заметки о Тивдии - в "ВОГЗ", некто “Л", писал, что, лет 15-20 назад, старожилы не пользовались покупной мукой - хлеба своего хватало на целый год. Теперь же только у двух-трех крестьян хлеба хватает на год, остальным приходится покупать. Тут же, автор задается извечным вопросом - “Почему? ” Действительно, если поглядеть, то земля та же, удобряют тем же, что и деды - навозом, те же самые орудия труда - соха, да и земство старается помогать.

“Л” указывает в качестве причины “нерадивое отношение крестьянина к земле. По свидетельствам старожилов 15 лет назад на отхожие промыслы уходило около 2-5 крестьян, а все остальные старались на своей земле, а теперь же 70-100 человек уходит на сплавы лесов, в деревне остаются из мужиков только старики да малые” Село Тивдия - одна из причин уменьшения урожаев / Сообщения из уездов // ВОГЗ, 1912. №12. С. 17-19. (подпись: Л.). В такой ситуации все хозяйство держалось на хрупких плечах женщин и детей. Они даже плуг нормально не удержат. Теперь видно, почему сельское хозяйство становилось все меньше и хуже. К тому же, по мере развития сплава леса, рабочая сила стала цениться высоко от 6 до 9 руб. в неделю, на готовом кушании. Поэтому крестьяне перестали считаться со своим хозяйством полностью переложив его на свою семью.

В Белой Горе Тивдийского прихода люди заняты в основном на каменоломнях. Самые первые пришельцы оказались здесь приблизительно во времена Екатерины Великой. Главный предмет занятий жителей указать трудно. Они все имеют земли и покосы, но, во-первых: в недостаточном количестве, а во-вторых: земля не отличается плодородием - грунт песчаный, земля боится засухи, вследствие чего люди собирают столько, сколько посеяли. Поэтому дополнительно занимаются рыбной ловлей (лососи, пальи, сиги), другие могут выделывать всевозможные мраморные вещицы: надгробные памятники, предметы интерьера - подсвечники, ящички, столики. Другие уходят в Петербург занимаются ремеслом Петропавловский А. Тивдийский приход (описание) // ОЕВ, 1908. №8. С.164. (ч. неофиц.).

Жители других деревень Тивдийского прихода главным образом землепашцы, отчасти рыболовы. Деревня Тивдия главный центр торговли прихода - здесь сосредоточены четыре лавки местных торгующих крестьян Исаковых. В Тивдии всегда стечение мужиков из других деревень, т.к в руках здешних крестьян находится и мукомольное дело Петропавловский А. Тивдийский приход (описание) // ОЕВ, 1908. №9. С. 179. (ч. неофиц.). В Тивдии в основном выращивались картофель, лук, морковь, огурцы, свекла, некоторые выращивали брюкву, цикорий и салат Тивдия/Сообщения из уездов//ВОГЗ, 1912. №13. С. 17-18. (подпись: “N”).

Однако в 1910 г. Тивдию постигла еще одна беда. Летом 1910 г. (как сообщено в "ВОГЗ") дождей почти не было и поэтому травы уродилось мало - на половину меньше, чем в 1909 г., но в виду других обязанностей крестьяне начали косить. Соответственно сена было в половину меньше прошлых лет. Согласуясь с кормом, крестьянам пришлось убавить поголовье скота. А зима-то длинная и холодная. С этого и начались проблемы - зимой стали вредить крысы. Они селились в хлебных и сенных стогах, поедая крестьянские запасы и превращая их в труху Село Тивдия/Сообщения из уездов//ВОГЗ, 1911. № 4. С. 24. (подпись: “N”).

Однако с последствиями I мировой войны эти проблемы не кажутся существенными. Влиянию мировой войны и февральской революции на жизнь и поведение крестьян Петрозаводского уезда посвящена интересная заметка И. Андронова с красноречивым названием “Спасайте деревню”.

В Петрозаводском уезде крестьянские хозяйства подверглись серьезным испытаниям. Война оторвала от деревни почти все мужское население. За годы войны, когда не было в деревнях крепких мужских рук все пришло в упадок. Многие дома разрушились, старики, оставшись без сыновей, умерли, т.к не смогли справиться с постигшим их горем. Но к концу войны деревня научилась обходиться своими силами.

Но вот произошла смена власти и мужикам стали давать массами отпуска. Жены и дети с воодушевлением ждали кормильцев домой. Однако, вернувшись домой, они забыли и жен, и детей, и хозяйство, собирались группами в беседной избе. Мужчины проводили там дни и ночи за карточной игрой, проигрывая деньги, напиваясь. Мало того, что они прожигали свои отпускные, так еще отбирали у семьи, продавали часть того, что вырастили жены с детьми, оставляя их без еды и денег Андронов И. Спасайте деревню/Сообщения из уездов//ВОГЗ, 1917. № 8. С. 19-20.. Не оправдались надежды жен, детей и престарелых родителей.

На примере нескольких деревень Кондопожского края видно, что основным занятием жителей было конечно земледелие. Многие держали скотину, и это создавало дополнительный труд - сенокосы, уход за скотиной. Ремесло в каждой деревне было разным и ориентировалось на те ресурсы и возможности, которые были в крае (мраморное дело мукомольное дело, торговля и др.), кроме того, большинство жителей занимаются отходничеством.

При незначительном хлебопашестве и слабо развитой ремесленности мещане и рабочий класс городских жителей поддерживали свое существование отхожими промыслами на судоходных путях и на лесных промыслах и некоторыми промысловыми заработками на местах жительства.

4.3 Промыслы крестьян Кондопожского края

Крестьянин обязан своим существованием земле. Однако в Кондопожском крае, как мы уже выяснили, земля не может с избытком оплачивать труд человека. Это из-за холодного и сурового климата, из-за неудобной земли и малого ее количества.

Поэтому в первых числах ноября, когда уже закончена вся сборка урожая и все распределено, лишь только устанавливается первая зимняя дорога, крестьяне отправляются к Белому морю для перевозки морской рыбы. Получали они за этот труд по 1 руб.15 коп. за пуд в Архангельске и по 1 руб.20 коп. в Петербурге.

Далее к главным промыслам можно причислить рубку и вывозку бревен и дров. Местом свалки назначалась какая-нибудь река или берег Онежского озера. Рубщики устанавливали “станок" - временное пристанище, пищей служили съестные припасы. Заработок около двух и более рублей в день на двух человек и лошадь (рубщик, извозчик). Именно эти промыслы, как наиболее распространенные, выделяет крестьянин П. Коренной Коренной П. Промысловая жизнь крестьян Петрозаводского уезда//ВОГЗ, 1907. № 5. С. 14-16..

В Кондопоге из-за малоземелья, скудных почв и низкой эффективности сельского хозяйства крестьяне нуждались в дополнительном заработке, чтобы купить хлеб и сделать другие необходимые расходы. Чаще всего они со своими лошадьми уходили заниматься извозом к Белому морю или в Петербург. С первых чисел ноября, когда устанавливался зимний путь крестьяне волостей Великогубской, Толвуйской, Кондопожской и Шуйской, промышлявшие извозом, отправлялись в первый зимний путь к Белому морю за покупкою рыбы, преимущественно сельдей или же с целью транспортировки кладей, идущих оттуда в Петрозаводск Промыслы населения Олонецкой Губернии в 1878 г. // ОГВ. 1879. №90.. Некоторые занимались тем, что везли в Петербург мальчиков и девочек, а то и взрослых для устройства их в прислугу и на обучение в лавках, мастерских и т.д. С взрослых брали за услугу 5-7 руб., а детей сдавали туда, кто больше даст и возьмет их на обучение на 4-5 лет (примерно 5-10 руб.). Еще везли в Петербург рыбу и дичь примерно за 1 рубль. К Белому морю ездили за перевозками рыбы в Петрозаводск - около 50-80 коп. за пуд. Кроме этих заработков занимались крестьяне Кондопоги и вывозкой леса: бревен, дров - на двух людей и лошадь зарабатывают около двух рублей в день. Некоторые крестьяне вывозили песок или чуру на полотно почтовой дороги расклад тот же: около 2 руб. в день на двух мужчин с лошадью. Этими заработками крестьяне с. Кондопога уплачивали подати и вели расходы в хозяйстве Юпланов С. Село Кондопога Петрозаводского уезда/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1909. № 4. С. 16..

В 1879 г. в "ОГВ" теме “Отхожие промыслы крестьян” было отведено несколько номеров газеты ОГВ. Ниже приведены сведения выписанные из серии статей "Промыслы населения Олонецкой Губернии":

"1. Охота на зверей и птиц - после сельского хозяйства это главнейший домашний промысел. Но в этом промысле есть определенная опасность, если осень теплая и сухая, то птицу до зимнего пути сохранить легко, если же погода осенью мокрая, а на улице бездорожье, то птица портится и скупщиками берется плохо. Охотились в основном на медведей, волков, лисиц, куниц, зайца, белок, оленей, лосей и т.д. Способы ловли зверей и птиц остаются до сих пор в первобытном положении Промыслы населения Олонецкой губернии в 1878 г. // ОГВ. 1879. № 43..

Рыболовство - выгоды этого промысла, по словам крестьян-промышленников с каждым годом сокращается. Но значение его велико" Там же // ОГВ. 1879. № 44.. Г.И. Куликовский предоставил нам сведения о рыбацких артелях: "рыбу ловили сетями, удочками, неводом (как зимой, так и летом), спускачем (вертикальная сеть). Среди всех участников выделялись несколько “большаков” - чаще всего это старый опытный рыбак, но случалось, что им мог быть “молодой да понятливый”. Большак не получает никаких прибавок по сравнению с остальными участниками, но пользуется уважением и долго сохраняет за собой должность.

Большаки продают рыбу “маркитанам", которые сами приезжают на место продажи, избавляя тем самым от труда езды в город.Т.о. вся роль большака концентрируется в совете и торге, но торговать он должен честно “иначе рыба перестанет попадаться".

В продажу шла более крупная рыба, мелкая делилась между участниками “на варю” (т.е. каждому хватит сварить уху), при чем и рабочие нанятые на малый срок, за болезнью или пьянством кого-то из участников, тоже получали “на варю” ежедневно.

Складник строго следил за исправным посещением ловли, считая извинительным неявки только по болезни, родинам, крестинам, похоронам, служебным обязанностям и т.п. Если артельщику приходилось отсутствовать долгий срок, он нанимает от себя работника, при короткой отлучке артельщик получает свой пай наравне со всеми: “разве водочкой после угостит товарищей, больше ничего! " Куликовский Г.И. Поездка на Укшезеро: Рыболовные артели Укшезера и Кончезера // ОГВ. 1888. № 6.

В одной из публикаций журнала “ВОГЗ" подробно рассказывалось об одном из промыслов села Тивдия - рыбной ловле Тивдия/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1911. №15. С. 27.. В окружающих местность озерах и реках водятся сиги, лососи, гариусы, щуки, лещи, ряпушка, плотица, окуни, налимы, салага и ерши. Но с годами эти водоемы становятся все беднее, рыба исчезает. Поэтому ловля рыбы уменьшается, а цена на рыбу растет. По сведениям из этой публикации была составлена следующая таблица:

Таблица I 2. Цена выловленной рыбы в селе Тивдия в 1911 году (в коп).

раньше

сейчас

Окунь

2-3

5-9

Сиг

1-2

3-5

Мелкая рыба

1-2

3-5

Источник: Тивдия/Сообщение из уездов // ВОГЗ, 1911. №15.

Уменьшение ловли рыбы произошло из-за того, что лов рыбы производится большей частью в нерест и при том всевозможными способами и ловушками. Крестьяне используют сети, мережи, сачки, удочки, неводы, мережи, остроги и другие орудия лова Тивдия / Сообщения из уездов // ВОГЗ, 1911. №15. С.28 (подпись: “N”).

Вероятно, крестьяне Тивдии и окрестных деревень вынуждены ходить на рыбный промысел все дальше - в отдаленные озера, где рыбы еще много.

Из всех известных промыслов в газете "Олонецкая неделя" встретились только сплав леса, промысел раками.

На сплаве леса крестьяне трудятся целое лето, три-четыре месяца. В основном это пришлые, они все это время живут в палатках. Заработок не большой - около одного рубля в день. Работа эта очень похожа на бурлацкую. Мужики следят, чтобы бревна шли строго по заданному курсу. Люди делятся на группы, две расположены по берегам, третья следит за течением бревен через заданный проход На сплаве леса // Олонецкая неделя, 1911. № 8. (подпись: “Zet”).

За один рубль в день это поистине батрачный труд. Ведь эта работа очень тяжела не только физически, но и морально. Многие из работников простужаются в холодных водах, теряют навсегда здоровье, а иные умирают от воспаления легких или какого-нибудь другого заболевания.

Другой промысел, процветающий в Заонежье - это промысел раками. Но т.к добыча была очень большой, то на промысел раков отправлялось большое количество людей. В течение нескольких лет раками загружали целые барки и, в конце концов, в 1911 г. добыча состояла только из “мелюзги". Автор заметки о промысле раков предложил, что буде целесообразно два-три года добычу раков приостановить, для того чтобы было выведено потомство, и водоемы вновь заполнились этими млекопитающими Промысел раками // Олонецкая неделя, 1911. № 9. (подпись: Б.Г.).

Кроме отхожих промыслов крестьяне Кондопожской волости занимались кустарной промышленностью. К сожалению из газеты нельзя узнать об этом ничего конкретного. Но информация об этом имеется в краеведческом сборнике “Кондопожский край в истории Карелии и России".

Около 31% кондопожских кустарей было занято в обработке дерева; 38% - волокнистых веществ; 21% - животных продуктов; 10% - металлов и минералов.

"Среди разнообразных деревообрабатывающих промыслов наиболее распространенным и характерным для волости являлись смолодектярное курение, столярное и колесно-экипажное дело.

Производство было представлено в 12 из 55 деревень волости. Средний заработок смолодегтекуров составляло 24,3 руб. в год.

"Столярное дело служило “преимущественно для удовлетворения местных потребностей". У мастеров не было специальных мастерских. Они работали в домах и с помощью ручного труда изготовляли мебель для крестьянского обихода (столы, стулья, шкафы, кровати, табуреты и др.)

Средний доход столяра-мебельщика составлял 43,6 руб. в год. Кораблев Н.А. Кустарные промыслы крестьян Кондопожской волости в конце XIX - начале ХХ века // Кондопожский край в истории Карелии и России. Петрозаводск-Кондопога, 2000. С. 161.

"Среди производств по обработке волокнистых материалов наиболее значительными по числу лиц являлись: портновское дело, прядильно-ткацкий и сетевязальный промыслы.

Заработок портного зависел от квалификации и количества заказов. Почти все портные сочетали ремесленный труд с сельским хозяйством.

"На базе традиционный домашней выделке полотна, являвшейся привычным занятием в зимний период, оформился ткацкий промысел мелкотоварного типа. Изготовляли рядно и отдельные ткацкие изделия (полотенца, половики) Там же. С. 162..

Средний заработок составлял всего около 3 руб. за зиму на человека. Производство ориентировалось на Петрозаводск и на Шуньгскую ярмарку, где покупателями текстильных изделий выступали жители Поморья.

"Сетевязальный промысел был тесно связан с рыболовством, имевшим в волости большое развитие. Особенностью промысла являлось то, что им занимались преимущественно старики и дети во время досуга.

Сбыт готовых изделий (неводов, сетей, мереж) производился на месте. Заказы поступали редко.

"Производство по обработке животных продуктов в Кондопожской волости было представлено в основном сапожным промыслом, которое являлось ремесленным занятием.

Земские исследователи показывают, что у сапожника работа полностью зависела от местных заказов и носила вообще характер неопределенности.

Почти все сапожники сочетали свое ремесло с другими промыслами и ведением сельского хозяйства.

"Среди производств по обработке металлов и минералов основным является кузнечный промысел.

Кузнецы делились на две категории по роду занятий:

I. Преимущественное изготовление новых вещей хозяйственного и бытового назначения - сошники, косы, топоры и т.д.

II. Ремонт изделий и подковывание лошадей. Отдельные кузнецы осуществляли и слесарные работы. Большинство кузнецов работало не круглый год, а было занято в весенние и осенние месяцы.

Кузнечное дело носило ремесленный характер, мастер выполнял заказы Кораблев Н.А. Кустарные промыслы крестьян Кондопожской волости в конце XIX - начале ХХ века. С. 163..

Большинство крестьян работало по найму в предпринимательских карьерах, добывающих декоративный камень. Но небольшая часть каменотесов занималась изготовлением разнообразных изделий (станков, пресс-папье, подсвечников, пасхальных яиц, печаток и т.д.) на продажу Там же. С.164..

4.4 Промышленность Кондопожского края

Однако кроме традиционных крестьянских промыслов в Тивдийском приходе крестьяне могли заниматься кустарным промыслом - заниматься изготовлением поделок из мрамора, который добывался на Тивдийских мраморных ломках.

Тивдийские мраморные ломки представляли собой казенное предприятие, которое желающие могли взять в аренду (“на оброчную статью”). Они находились в ведении Олонецкого управления земледелия и государственных имуществ. Со времени окончания постройки Исаакиевского собора вплоть до 1899 г., т.е. в течение почти 50-ти лет, крестьянских разработок мрамора не было. Только после того как в 1899 г. мраморные ломки перешли в ведение русского музея Александра III в Петербурге, здесь возобновились работы по добыче и обработке мрамора для отделки внутренних стен и полов нового здания музея. Работы закончились в 1906 г. на них было истрачено около 200 тыс. руб. Подобные работы обеспечивают населению хороший поденный заработок, в годы же когда нет крупных заказов, население занимается изготовлением мелких мраморных изделий - пепельниц, подсвечников, письменных приборов и др. - предметы сбывались в Петрозаводске и через скупщиков в Петербурге. Это кустарное производство давало обыкновенно очень малый заработок и крестьяне, как говорится, перебивались с хлеба на квас.

На перспективы развития кустарных промыслов по обработке тивдийского мрамора обратил внимание местный предприниматель инженер М.А. Токарский, который опубликовал в “ВОГЗ" статью с изложением своих предложений по развитию этого промысла. Предметы кустарного производства очень дорогие, т.к отделка, шлифовка и изготовление ведется вручную в банях, когда за границей все ведется механически на жерновах. Большие памятники крестьяне не могут делать, т.к нечем и никак завалить огромный булыжник в баню, и вручную практически не возможно изготовить памятник огромной величины. Т.о. все упирается в техническую неоснащенность. Инженер-технолог М.А. Токарский подал главному управляющему землеустроительства докладную записку о мероприятиях по улучшению кустарного промысла в районе Тивдийских мраморных ломок. Он предложил для устранения неудобств в работе построить специальную мастерскую-сарай с необходимыми техническими приспособлениями как для операций с крупными кусками мрамора, так и для более легкой отделки (мостовой кран, две пары жернов, рама для распилки мрамора). При мастерской, он считал, должен быть элементарная школа, чтобы подготовить молодое поколение местных крестьян к пониманию рисунка и даже его воспроизведению. Содержание мастера должно быть 10-12% от продажной стоимости изделий или 10-15 коп. за день работы на станке Токарский М.А. К улучшению кустарного мраморного промысла в Петрозаводском уезде / Земская хроника // Вестник Олонецкого Губернского земства, 1908. № 3. С. 24-25..

М.А. Токарский считал, что крестьяне с охотой ухватятся за такое предложение, и просил помочь в устройстве своего проекта.

Олонецкий мрамор стал пользоваться известностью с середины XVIII в. Открытие его относится к 1757 г. По преданию первые мраморные ломки были заявлены правительству новгородским купцом Мартыновым, уроженцем села Лычный остров, что на оз. Сандал. Добыча производилась бурением и порохостроительною работою. Изделия из Тивдийских мраморов и других цветных камней Олонецкой губернии являются украшением царских дворцов, главных храмов обеих столиц Олонецкий мрамор. Исторические сведения // Олонецкая неделя, 1911. № 28. (подпись: Н.Ш.).

Бледно-розовый мрамор, который украшает внутреннюю часть музея Александра III в С. - Петербурге - одно из богатств Олонецкой губернии. Архитектор Свиньин добывал его на берегу одного из озер губернии, где им был оборудован целый завод. Главные обнаружения мрамора известны в окрестностях села Тивдия (по имени которого называются и все другие ломки этой окрестности) и на большом острове д. Лижмозеро. Здесь мрамор образует толщи до 12 сажень высоты, возвышаясь обрывистыми скалами над уровнем озер Гижезера и Лижмозеро.

В ломках Белой Горы мрамор имеет весьма разнообразную окраску: сверху залегает грязно-белый мрамор, ниже - светло-красный и белый с красными пятнами. Далее на одну версту на берегу оз. Кривозера залегает мрамор отрывочно-ленточного характера. По светло-красному полю идут более темные полосы. Очень красивый сорт мрамора залегает за 5 вест от Белой Горы - в Керченаволоке: по светло-серому фону рассеяны ярко-красные пятна.

Кроме Белой Горы и Тивдии мрамор выступает на Карий остров оз. Сандал напротив деревни Лычный остров. Ломка обнажила здесь отвесную скалу в 10 сажень высотой, сложенную сероватым и ярко-красным мрамором с бледно-розовыми вкраплениями. Десятисаженная скала Лижмозерского мрамора имеет розовый с черными пятнами цвет, у деревни Пялозеро замечены выходы красивого темно-сургучного и оранжевого мрамора, а в Мунозере имеются мощные залежи мрамора темно-малинового цвета с белыми крапинками Олонецкий мрамор в музее Александра III в С-Петербурге // Олонецкая неделя, 1911. № 21. (подпись: Ш.).

Но мрамор использовался не только в России - нередко вывозился за границу.

Кроме главных мраморных поставок по заказам частных лиц и на вольную продажу, из мраморных и цветных камней делались на заводе различные вещи: камины, вазы, чаши, шашечные и столовые доски, подсвечники, солонки, лампадки и т.д. Но автор заметки, укрывшийся за инициалами "Н.Ш. ", писал, что “сейчас эти вещи производят очень грубо, раньше же, особенно в 40-е гг. XIX в. исполнение работ были на высшем уровне - тогда производились мраморные изделия по самым сложным и изящным узорам” Олонецкий мрамор. Исторические сведения // Олонецкая неделя, 1911. № 28. (подпись: Н.Ш.).

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.