РУБРИКИ

Алтайский этнос в системе российской государственности

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Алтайский этнос в системе российской государственности

p align="left">Знакомясь с работами исследователей, я выделила две основные позиции по вопросу о характере присоединения Горного Алтая к Российскому государству - «мирного присоединения» и «завоевания» территории рассматриваемого региона.

Н.С. Модоров придерживается концепции преимущественно мирного и добровольного вхождения отдельных народов в подданные «белого царя». В качестве аргумента этот исследователь приводит следующее - «подчинение русскими территории, на которых кочевали алтайские племена, происходил как мирным путем, так и с помощью оружия. Вооруженные конфликты между русскими служилыми людьми и алтайцами имели место, в первой половине XVII века, когда позиции русского государства в южно - сибирском регионе были непрочными, а потому алтайцы не видели в нем еще силу, которая способна была бы нести стабильность в политическую ситуацию на Алтае. Но основную ставку при присоединении новых земель русское правительство делало все же на мирный путь». Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай; политические, социально - экономические и культурные отношения в XVII - XIX вв. Горно - Алтайск .1996.С.64-68.

По определению Г.П. Самаева, благоприятные обстоятельства, сложившиеся в результате принятия подавляющей частью алтайцев русского подданства, способствовали быстрому росту населения Горного Алтая. Исследователь отмечает, что с приходом русского населения алтайцы переходят на оседлый образ жизни, начинается широкое проникновение в Горный Алтай русской материальной культуры, заимствование алтайцами новых приемов хозяйствования. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII -XIX вв.: проблемы политической истории и присоединения к России. Грно - Алтайск.1991.С.67.

В своей работе Н.С. Модоров высказывает мысль о том, что вхождение и последующее пребывание алтайцев в составе России изменило не только быт и культуру, но и социально - экономические отношения. Включение алтайцев в товарно-денежные отношения, в единый всероссийский рынок содействовало более быстрому разложению натурального хозяйства аборигенов. От русских крестьян ими были восприняты многие новые занятия, хозяйственно - бытовые навыки. Многое переняли у местных народов и русские. В их обиход прочно вошли меховая алтайская одежда и обувь, а в арсенал охотников - многие примы алтайской охоты и др.

Противоположную точку зрения высказывает В. И Кандаракова, которая склоняется к признанию концепции «завоевания». Характеризуя процесс присоединения Северного Алтая к России, использует термины «захват, покорение, подчинение», «политика царизма покорять народы Сибири «к ясачным людям ласку и привет держати» не была политикой гуманизма, а была стремлением царя владеть монопольно подчиненными народами Сибири, в том числе населением Северного Алтая. Предписание царя о захвате новых земель, покорение других народов «ласкою», а в случае отказа подчиняться добровольно, не платить ясак, «пускать в ход оружие», подтверждает цели царской России. Кандаракова Е.П. Присоединение северных алтайцев к России// Горный Алтай и Россия.240 лет. Горно- Алтайск.1991.С.78.

Я.А. Пустогачев разделяет позицию Е.П. Кандараковой и в работе «К вопросу присоединения северных этносов к России» говорит, что «со времени открытия Сибирь стала бездонной кладовой России - меха, золото, алмазы, лес, газ и нефть - все это выкачивают из нас. Чуть оскудеет один источник богатств, как ученые находят новый. За годы освоения сибирских просторов наибольшую утрату понесли коренные их обитатели. Народы Сибири лишились многих исконных областей проживания, значительно подорвана основа их традиционного хозяйства. В результате культурной диффузии и ассимиляции умирает часть языков, все меньше и меньше становится хранителей духовного наследия сибирских народов - сказителей, сказочников, певцов». Пустагачев А.Я.К вопросу присоединения восточных этносов к России // Горный Алтай и Россия.240 лет. Горно - Алтайск.1996.С.68 -71.

Оценка последствий вхождения Алтая в состав России неодинакова. Так исследователь Ф. А. Сатлаев отмечает как положительное, так и отрицательное влияние заселения территории проживания алтайцев русскими крестьянами и заводскими рабочими. Другие ученые - историки полагают, что присоединение Республики Алтай ускорило ее социально - экономическое, культурное и политическое развитие региона.

Другие напротив видят лишь негативные стороны вхождения в состав русского государства - ассимиляцию местного населения, подавление культурных традиций, вмешательство в хозяйственную жизнь.

Плодородные места Горного и предгорного Алтая, богатые промысловым зверем, рыбой, обширными пустошами пастбищами манили к себе крестьян. На новом месте крестьяне распахивали целину, сеяли хлеб, косили сено, обзаводились жильем и хозяйственными постройками. Но, заселяя раннее не обжитые места, крестьяне не редко вырубали и выжигали лесные массивы под пашни, что приводило к лесным пожарам. Все это повлекло за собой жалобы коренного населения на переселенцев.

Таким образом, с каждым годом район заселения ширился, приближаясь к Горному Алтаю. Постоянно росло численность поселений в предгорьях Алтая. К 1825 году в этом районе возникло уже свыше 54 русских селений, составивших Алтайскую волость с центром в селе Каменка. Усилившийся поток переселенцев доставлял немало неудобств коренному народу, которым приходилось привыкать к новым соседям.

Негативное последствия освоения Алтая русскими переселенцами отразившиеся на демографических процессах самих алтайцев отмечали Н.М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, а также И. И.Серебрянников, акцентируя внимание на их обрусении и сокращении численности. Действительно, коренное население, которое проживало в непосредственной близости к русским поселениям, больше подвергались обрусению. Но в то же время, в ходе оседания кочевого народа, с более интенсивным развитием земледелия начинает происходить рост численности алтайцев. В то же время, в результате усиленного притока пришлого, главным образом русского населения, наблюдается падение удельного веса аборигенов.

Уже в 1897 году, по результатам первой Всероссийской переписи населения, количество «инородцев», признавших своим родным языком русский по отношению ко всем коренным носителям данной губернии или области выглядит следующим образом: Тобольская - 3.4%; Томская -22%; Енисейская - 10.6%; Иркутская - 12.2%; Забайкальская - 13,3%; Якутская - 0.1%. Кабузан В.М. Троицкий С.М.Численность и состав населения Сибири в первой половине XIX века.// Русское население Приморья и Сибири.М.1973.С.256.В то время как Горный Алтай до 1898 года входил в состав Бийского округа Томской области. Число алтайских племен в это время составляло примерно 34 тыс. человек, а русских - около 25 тыс. человек.

Многие крестьяне, переселившись на новые места, начинали заниматься охотой на пушного и копытного зверя, а также сбором кедрового ореха. Однако наряду с этими занятиями они продолжали заниматься и земледелием. Оно развивалось на новом месте с успехом. Для этого крестьяне выжигали под пашни лес. Нередко такие выжиги приводили к крупным пожарам. Нерациональное использование лесных богатств приводило к упадку экономики алтайских хозяйств. Особенно страдали от выжигов алтайцы - охотники. Зверь уходил дальше в горы в тайгу, и, чтобы его добыть, охотнику приходилось приложить немало усилий. Многие алтайцы, учитывая бесперспективность такой охоты, стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Они начали интенсивней заниматься земледелием. Первыми к земледелию приобщились кумандинцы. По примеру русских крестьян они стали расширять свои запашки, переходя одновременно от мотыжного - к более прогрессивному, плужному земледелию. В районах тесного соприкосновения с русским населением кумандинцы строили жилые дома и другие хозяйственные постройки, приобщались к огородничеству и заготовке сена для зимнего содержания скота.

Массовое заселение Горного Алтая русским народом способствовало не только к переходу к пашенному земледелию и стойловому скотоводству, но и к более быстрому развитию торговли появлению товарно-денежных отношений. Торговля между русскими людьми и алтайцами возникла еще в XVII веке, когда были отмечены обмены товарами служилых людей и алтайских аборигенов.

Кроме торговли с русскими, алтайцы вели обмен между собой. Предметами обмена были скот, а также различные товары хозяйственного и бытового назначения.

С конца XVIII века русские купцы стали приезжать к алтайцам в горы для обмена и торговли. Первая купеческая заимка была построена на реке Семе. Постепенно купцы проникли в долину реки Чуи, где у местных жителей обменивали товары.

Для бесперебойного снабжения аборигенов товарами, хранения их в Кош - Агаче, русскими купцами были построены первые склады и избушки.

Ежегодно у речки Бураты проходила ярмарка. В ней принимали участие тувинцы, монголы, китайские купцы, монгольские солдаты и алтайцы. Русские торговцы привозили сюда на продажу в основном кожу, сукно, различные ткани и изделия из железа: замки, котлы, топоры и чайники. Взамен они здесь покупали шкуры сурка, рогатый скот и чай. Кроме Чуи, торговля велась и на Челушманской долине. Денег в обиходе не было. Вместо них употребляли беличьи шкурки.

В конце XIX- XX века в связи с развитием новых отраслей хозяйства, земледелия и пчеловодства, на рынок все больше поступает изделий домашнего производства: воска, меда, масла, холста, кож, скота и т. д. В конце XIX века только кузнецкие купцы скупали у местных крестьян и алтайцев Бийского округа различных товаров на общую сумму до 800 тысяч рублей. Из них на 38 тысяч закупалось пушнины. Эти товары отправлялись частью на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, частью - в Томск, Красноярск, Иркутск. Так происходило втягивание натурального алтайского хозяйства в товарно - денежные отношения, в результате которого одна часть алтайцев богатела, а другая - разорялась.

Второй период, начавшийся после Октябрьского переворота, наиболее интенсивный, приведший кочевые и полукочевые племена алтайцев к окончательной оседлости. После Октябрьской революции, большевики, согласно ленинскому плану начали плановый перевод на оседлость многих малых народов царской России, в том числе и алтайцев. Перевод на оседлость хозяйств коренного населения Алтая сопровождался не только ломкой их экономического положения и изменением образа жизни, но и трансформация освященных религией обычаев, традиций. Изменялись извечные родовые структуры, имевшие большое значение в жизни алтайца-кочевника.

Советский период в жизни алтайского народа.

Период 1917 - июнь 1918 года был одним из важнейших в истории Горного Алтая. По значимости на первом месте стоял национальный вопрос. Достаточно определенные требования решения национального вопроса в России выдвинули большевики. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными для народных масс национальных окраин оказались их лозунги о равноправии национальностей, признание за каждой нацией право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Важное место в программе большевиков отводилось вопросу о национально - территориальной автономии. По мнению В. И. Ленина, национальная автономия была необходима "для устранения всякого национального гнета" а также для того, чтобы тот или иной народ сам мог решать административные, социально - экономические вопросы. Ленин В.И.Централизация и автономия// Полное собрание сочинений. М. 1975. Т.24.С.143.

После Октябрьского переворота в Декрете о мире, в Декларации прав народов России большевистская партия фактически узаконила свои программные требования по национальному вопросу. Эти декларации по сути можно считать зачатками нынешнего федерализма. Оно в России появилось в качестве реакции центральной власти, сформированной после Октябрьской революции 1917 года, на национальные движения, возникшие в годы революционных потрясений. Чтобы привлечь эти движения на свою сторону в разгоревшейся Гражданской войне, был взят на вооружение принцип автономизации, в соответствии с которым каждой компактно проживающей этнической группе, вне зависимости от ее численности, было обещано создание самостоятельного территориального образования, обладающими признаками и полномочиями квазигосударства. Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма.// Полис.№3, 2002. С.97.

Содержание, формы, темпы национального движения на Алтае определялись, прежде всего, экономическими условиями: алтайцы не прошли стадию капиталистического развития. Пути и методы решения национального вопроса, в конечном счете, зависели от соотношения политических сил, от исхода борьбы двух противоборствующих сил. События в национальных окраинах развивались в русле борьбы, свойственной стране в целом. Но здесь имелись свои особенности. В Горном Алтае большевистские принципы национального вопроса были известны народу. Алтайский губернский Совет вел работу, с одной стороны по советизации алтайской деревни, с другой, учитывая особенности развития Горного Алтая, - по созданию органов самоуправления алтайцев.

Однако, Бийская уездная управа всячески препятствовала созданию национальной государственности алтайцев. Трудные пути к автономии(к 80-летию образования автономной области)// "Люди 20 века".Горно-Алтайск.2002.С.152-ё63.

Горная дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно - Алтайского уезда еще до Октябрьского переворота. Тогда было дано согласие на образование своего уезда и для утверждения решения Временным правительством, в Петроград были делегированы председатель Думы Г. И. Чорос - Гуркин и секретарь Семенов.

Принципиальное согласие правительства было уже получено, но осуществить его до Октябрьского переворота не удалось. Решение данного вопроса откладывалось на неопределенный срок, и не предпринимались никакие меры. Иванцова Н.Ф. Роль Каракорум - Алтайской управы в решении вопроса государственно-национального строительства и аграрных преобразованиях в Горном Алтае в начале 1918 г.// горный Алтай и Россия 240 лет. Горно - Алтайск. 1996. С.109. Тогда Горная дума 12 января 1918 года объявила явочным порядком территориально - национальное выделение населения Горного Алтая. Действия последней не противоречили принципам большевиков строительства территориально - национальной автономии. Большинство населения Горного Алтая поддержало политику Горной думы.

Вопрос об автономии вставал неоднократно. Однако, складывающаяся обстановка не позволяла решить его окончательно и должным образом. Лишь окончательное утверждение Советской власти в Горном Алтае позволило вновь вернуться к нему. После многочисленных обсуждений этого вопроса в разных инстанциях, он, наконец - то был решен. Декретом ВЦИК от 1 июня 1922 года было провозглашено образование Ойротской Автономной области с центром в селе Улала.Мамет Л.П. Ойротия. Горно - Алтайск.1994.С.71-86.

1 июня 1937 года трудящиеся Горного Алтая отметили 15-летие существования своей автономии. За этот короткий период алтайский народ добился многого. В Горном Алтае утвердился колхозный строй. В колхозах объединилось около 87% хозяйств. Видную роль в сельском хозяйстве стало играть земледелие, в том числе и в хозяйстве алтайцев.

Успех в развитии хозяйства оказал благотворное влияние на повышение жизненного уровня населения. Заметную роль в жизни населения стала играть промышленность.

После советского периода жизни алтайского народа следует время формирования и развития Республики Алтай, уже в статусе суверенного государства в 1993 г.в составе Российской Федерации.

1.2 Понятие федерализма и особенности его развития в России

Федерация - (от латинского слова federatio - союз, объединение) - союз нескольких государств с целью создания нового единого государства, при котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. Политология: Энциклопедический словарь - М. 1993.С.383.

Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Венесуэла, Индия, Канада, и т.д. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик и т. д.); внутренние границы могут быть изменены только с согласия ее субъектов. В федерации существует два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной Конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы. Внешнеполитические функции осуществляют союзные государственные органы. Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Мухаев Р.Т. Политология - М. 2005.С.206.

По мнению исследователя Аринина, тенденции федеративных отношений в России были с древнейших времен до нашествия монголов, которые обусловили отставание России от Западной Европы. В дальнейшем, федеральные признаки прослеживались и во время монархического строя: в ее ячейках общества существовала демократия - выборность старшин, согласование индивидуальных интересов в коллективе, коллективное принятие решений и т. д. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. Идейно - теоретические, политические и правовые аспекты. М. 2000. С.26 - 34.

Формирование федерализма в Росси фактически началось с Октябрьской революции 1917 года, когда, придя к власти, большевики первым делом провозгласили равноправие наций, признание за каждой из них права самоопределения вплоть до полного отделения и образования самостоятельного государства. Так 2 декабря 1917 года была обнародована «Декларация прав народов России». Эта политика оказалось довольно притягательной для многонациональных народных масс России, что положило начало формированию множества национальных государственных образований, что грозило распадом страны. Чтобы предотвратить разделение страны на части необходимо было построить правовую основу нового государства: в январе 1918 года принимается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой было объявлено, что Россия становится Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М. 1994.С.6. В России официально закреплялась федеративная форма государства, в основе которого лежала ленинская концепция создания Федерации советских республик, выдвинутая в противовес сталинскому плану образования унитарного государства с предоставлением нациям ограниченной автономии. Федеративная форма государственного устройства России должна была способствовать объединению революционных сил пролетариата всех национальностей.

Зачатки нынешнего федерализма в России появились в качестве реакции центральной власти, сформированной после Октябрьской революции 1917 года, на национальные движения, возникшие в годы революционных потрясений. Чтобы привлечь эти движения на свою сторону в разгоревшейся гражданской войне, был взят на вооружение принцип автономизации, в соответствии с которым каждой компактно проживающей этнической группе, вне зависимости от ее численности, было обещано создание самостоятельного территориального образования, обладающего признаками и полномочиями квазигосударства. Обещание было выполнено, так на территории России появилось множество этнически ориентированных территориальных образований, отличавшихся друг от друга по численности и доле автохтонного населения. Всем им были присвоены наименования, идентичные самоназваниям проживающих в нем автохтонных этносов, за которыми, в свою очередь, был закреплен привилегированный статус титульных наций.Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма //Полис. № 3. 2002.С.97.

Главной целью этой программы являлось достижение политического единства самоопределившихся наций и построение социализма.

Именно во время гражданской войны началась жесткая политика формирования федерации. Фактически формирование федерации осуществлялось на принципах централизма и федерализма. Первыми субъектами СССР можно считать Украину, Литву, Польшу, Белоруссию и Латвию, условия федеративных отношений сначала не были оговорены. Получалось так, что, самоопределившись, вышедшие республики сами предлагали форму взаимоотношений РСФСР. Установив различные многосторонние отношения с республиками, руководство РСФСР решило объединить и взять под свой контроль такие ведомства союзных республик как военная, хозяйственная (ВСНХ), финансовая, транспортная и т.д. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М.1994. С. 10-22. С появлением такого всесоюзного органа как Госплан, управление всеми делами сосредотачивалось в руках верховных органов РСФСР. Несколько позднее, в 1920 -1921 гг., Азербайджан, Армения и Грузия также составили договоры с советской Россией

Во внимание необходимо брать и такое обстоятельство: на территории бывшей царской России проживало множество маленьких этносов и народностей, которые также стремились созданию своих автономии. Конституция 1918 года имело большое значение для федеративного строительства в России. В ней говорилось, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Юсубов Э.С. Теория федерализма в России.Томск. 1998.С.34. Начали формироваться мелкие автономные округа и области, что дало возможность многим народам заложить основу своей государственности. Так, она юридически закрепила национально - территориальный принцип в качестве основы строительства, а в конечном счете признана была решить национальный вопрос в России и обеспечить сохранение ее государственного единства.

Важным событием 20 -х годов стал I Съезд Советов СССР, прошедший 30 декабря 1922 года, где были утверждены Договор и Декларация об образовании СССР.

В 1924 году была принята Конституция СССР - из принципов федерализма в ней можно отметить следующие положения: добровольность объединения, право свободного выхода из Союза, социалистический характер государства, претендующего на статус субъекта СССР. Практически во всех Конституциях СССР предусмотрена возможность выхода из состава СССР, но юридически реализации этого права не было. Юсубов Э.С.Там же.. С 41. С правовой точки зрения, возможность выхода из состава страны характерна только субъектам конфедерации. Субъекты федерации не имеют права нарушать целостность страны. Также, советское государство имело такую важную особенность, как жесткое централизованное управление во главе с КПСС, и все противоречия сглаживались, пока однопартийная система управления страной не рухнула. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Там же.С.27-30.

Таким образом, советское федеративное государство отличается многообразием видов его субъектов. Изначально были образованы два основных вида советской федерации: федерация, основанная на автономии, и федерация, объединяющая союзные республики на основе договора между ними. Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967.С.167- 172.

К федерации, основанной на автономии, относится РСФСР. Государственно - правовая природа субъектов РСФСР и их статус во многом определяются особенностями Российской Федерации. Ее субъектами стали автономные республики, автономные области и автономные округа. Субъекты РСФСР возникли после ее провозглашения как федеративного государства. Предполагалось, что федеративным содержанием ее государственное устройство будет наполняться по мере развития. Субъекты Российской Федерации образовались на основе решений центральных органов власти. Внутрифедеративные отношения на основе федеральной Конституции и актов, издаваемых федеральными органами власти. Муртаза - Оглы Ф.А, Нации и народности СССР как субъекты автономии. Томск.1982.С.30 - 52. Итак, советская федерация сложилась как иерархическая четырехуровневая структура, включавшая в себя такие государственно-территориальные единицы, как союзные и автономные республики, автономные области и автономные округа, организованные как этнические территории.

Советское время стало важным периодом в жизни многих народов России и не только: в этот период было многое сделано для национальных регионов - большое внимание уделяется экономике, сельскому хозяйству, образованию, культуре, хотя все это сопровождалось жесткими репрессиями «буржуазных элементов» - лидеров национальных республик. Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтнических государствах: Международная конференция 1993 г. М.1994.С.18.

В 1991 году распадается на части огромное государство СССР: ее союзные республики становятся самостоятельными государствами, а автономные образования внутри РСФСР приобретают статус республик, автономных округов и автономной области. Новая страна получила название Российская Федерация, а также получила по наследству от СССР такое административное деление, что, по большей части, субъектами страны стали национальные республики и автономные округа. Бывшие автономные области начали провозглашать себя республиками (кроме Еврейской автономной области) в составе Российской Федерации. Это явление было названо «парадом суверенитетов», с помощью которой новые республики старались добиться максимум свобод и в экономическом, и в политическом плане.

Принятая Конституция 1993 года утвердила федеративное устройство государства, хотя всего в начале века такие мыслители как П.И. Пестель, А.Ященко, А.А..Жилин, А. Д. Градовский, А.И. Ильин. и другие отрицали возможность федерации в России. Юсубов Э.С,Теория федерализма в России. Томск.1998.С.30. Действительно, предсказанная раздробленность страны, в случае ее деления по национальному признаку, стала угрозой для ее целостности. Чтобы предотвратить окончательный развал страны, в 1992 году был принят Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации.

В соответствии с Федеративным договором в Российской Федерации три типа субъектов Федерации: национально - государственные(республики), административно - территориальные (края, области, города федерального значения), автономные (автономные округа, автономная область). В соответствии с этим подписаны и три варианта Федеративного договора, хотя уже стало принятым употреблять единое название «Федеративный договор». Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М. 1994.С.224.

Согласно Договору, все субъекты Федерации являются равноправными, имеют одни и те же права и полномочия, а также несут равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях (статья 3 пункт 1). Однако имеются и противоречия: республики, как субъекты Федерации, именуются в договоре суверенными и государствами, а края, области, города федерального значения (Москва и Санкт - Петербург), автономные образования не считаются ни суверенными, ни государствами. Как мы видим, республики получили широкие права: возможность иметь свою Конституцию, свою национально - государственную символику, возможность принимать свои законы, наличие парламента, Верховного Суда, Президента. Республики объявлялись «самостоятельные участниками международных и внешнеэкономических отношений», края, области, и автономии как участники только «связей». Земля и ее недра считались собственностью проживавшего на территории республики народа. Для населения краев, областей и автономий эта норма не предусматривалась. Федеративный Договор: Документы. Комментарий. М., 1992.С.10 -15., С.60 - 71.

В период суверенизации ряд российских республик включили в свои конституции положения, противоречащие Конституции РФ и Федеральному Договору. Среди сибирских автономий Тыва и Якутия закрепили за собой право приостанавливать действие законов и актов РФ, если они противоречат республиканским конституциям; Бурятия и Тыва - право на введение чрезвычайного положения без согласования с центром; Тыва - право объявлять на своей территории военное положение и применять решения по вопросам войны и мира; Тыва, Якутия, Алтай объявили природные ресурсы своих территорий республиканской собственностью; Республика Алтай обозначила республиканские приоритеты в вопросах охраны культурного и исторического наследия. В начале 2000 - х гг. конституционный конфликт был исчерпан; республиканские законодательства были приведены в соответствие с федеральным. Октябрьская И.В. Регионализм и федерализм. Российская практика и мировой опыт.// Проблемы этнического сепаратизма и регионализма в Центральной Азии и Сибири: история и современность. Материалы научной конференции 13-14 сентября 2004 года. Барнаул. 2004.С.129.

В 1990 - е годы к руководству национальными территориями приходят этнические элиты, которые пытаются установить свои правила. Так, например, в некоторых республиках наблюдается такое явление, как территориальный и экономический сепаратизм. Больше всего требований о предоставлении самостоятельности в распоряжении ресурсами и в сфере экономической политики выдвигались со стороны самодостаточных субъектов Федерации (субъектов - доноров). Например, якутская элита потребовала самостоятельности в регулировании таких вопросов, как собственность, формы хозяйствования, нормативы налоговой, ценовой и инвестиционной политики. В обосновании этих требований среди прочего называлось право коренных народов на ресурсы «исконной земли».

Несмотря на ошибки в Конституциях республик РФ и в политике этнических элит, были достигнуты положительные результаты в договорных отношениях между субъектами РФ и центром. Заложенные конституциями республик новые правовые основы и требования в области прав и свобод человека и гражданина, законодательства, помогают в утверждении ценности конституционализма, идеологии правовой государственности. Как в Конституции Российской Федерации, так и в конституциях республик содержатся положения и нормы, которые соответствуют требованиям того периода, реалиям неустойчивости и неопределенности переходного периода. В целом они сыграли очень важную роль с точки зрения стабилизации положения в России и в республиках и оставили пространство для политического маневра и поиска компромиссов с центром при помощи мирных, цивилизованных способов разрешения конфликтов. Султанов Р.И. Республики в составе РФ: правовой статус и перспектива развития. Материалы парламентских слушаний.17 февраля 1998 года - М.:1998.С.11.

Но не все республики пошли на установление субъектно-договорных отношений: республика Татарстан высказалась за двусторонний договор с центром, а Чеченская республика объявила себя независимым государством. Кроме того, области и края начали требовать равных прав с республиками. Некоторые из них самостоятельно начали повышать свой статус до республиканского: Амурская, Вологодская Свердловская, Челябинская области. В итоге на «республиканский» путь встали примерно еще 9 субъектов, которые назвали себя Московией, Центрально - черноземной, Дальневосточной, Приморской, Южно - Сибирской или Енисейской, также требовал равных прав с республиками Ставропольский край, на основе Ростовской области предполагалось создать Донскую республику. Также в Новосибирске было принято решение о создании Сибирской республики в составе 14 субъектов федерации.

Специфика проявления республиканизации областей в том, что ее нельзя назвать сепаратизмом, а можно обозначить как борьбу областей и краев за равные права с национальными республиками, борьба за справедливость. Демир Б. Этнополитическая дезинтеграция: после СССР - Россия?// Федерализм.2000. С.97 - 98.

Принятая Конституция 1993 года обозначает равенство всех субъектов Российской Федерации и в то же время устанавливает их разностатусность, тем самым, противореча самой себе. На данный момент эта проблема до сих пор не решена, а только обсуждается. Также, субъекты Российской Федерации различаются между собой социально - экономическим положением. «Вопреки теоретическим рассуждениям о благотворном влиянии развития федеративных отношений на экономический рост и процветание регионов, в действительности наблюдается удручающая картина нарастающего обнищания большинства из них, отчасти вследствие рассредоточения потенциала развития и слабого учета социально - экономических связей и потребностей управления социально - экономическим развитием страны. Углубляется и без того резкая межсубъектная дифференциация, разделение субъектов страны на небольшую группу относительно благополучных и всех остальных. При этом среди последних быстро увеличивается подгруппа регионов, оставшихся без собственной доходной базы и целиком зависимых от финансовой помощи центра.» Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. - Новосибирск. 2003. С.217. Итогом чего стало то, что области и края перечисляют больше налогов в федеральный бюджет и таким образом становятся донорами для республик, которые получают дополнительные дотации из федерального бюджета, что не может не привести к их недовольству и требованию справедливо решить данную проблему. Исходя из этого, многие исследователи федерализма, в том числе и Добрынин Н.М., считают, что вариантом дальнейшего продвижения России по пути создания эффективного федеративного государства могла бы стать оптимизация субъектного состава федерации, в частности за счет укрупнения ряда субъектов федерации, объединения нескольких существующих субъектов.

Началом процесса укрупнения субъектов Федерации стало образование новых субъектов в составе РФ в результате объединения в 2004 г. Пермской области и Коми - Пермяцкого автономного округа (Пермский край), в 2005 г. - Красноярского края, Таймырского (Долгано - Ненецкого) и Эвенкийских автономных округов (Красноярский край) Федеральный конституционный закон от 25.03.2004. № 1- ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми - Пермяцкого автономного округа» [ Электронный ресурс] // Режим доступа: http: ntc.duma/gov.ru/bra, 28.11.2006. Процесс укрупнения регионов продолжается. В июле 2006 г. Советом Федерации одобрен федеральный конституционный закон об образовании еще одного нового субъекта на основе объединения Камчатской области и Корякского автономного округа (Камчатский край) Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2 -ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» [Электронный ресурс] // Режим доступа http:ntc.duma/ gov.ru/bra, 10.05.2007. Также 1 января 2008 г. объединены Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, в том же году были объединены Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в Забайкальский край. В ходе обозначенного процесса происходит слияние автономных округов, основанных на этническом принципе с такими административно - территориальными как край и область, в результате чего сокращается одновременно и общее число субъектов РФ, и число этнотерриториальных образований.

Проект укрупнения регионов оказался менее масштабным, так как столкнулся с несколькими проблемами и от некоторых программ объединения пришлось отказаться. В 2005 году Республика Адыгея отказалась возвращаться в Краснодарский край, неудачными оказались попытки объединить Архангельскую область и Ненецкий округ.

Выбор автономных округов в качестве объектов «поглощения» объясняется малочисленностью их населения и отставанием половины из них в экономическом развитии. Механизм объединения по плану федеральных властей должен выполнять функцию ускорения развития округов при помощи более сильных регионов. Действительно, объединение Пермской области с Коми - Пермяцким АО и Красноярского края с двумя округами представляет собой слияние слаборазвитых и слабо освоенных округов с экономически сильным регионом. Но под этот план не попадают такие нефтегазодобывающие округа как Ханты - Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий - они значительно опережают Тюменскую и Архангельские области по большинству важнейших показателей - валовому региональному продукту, инвестициям, денежным доходам. Зубаревич Н. Объединение автономных округов: преимущества и риски // Казанский федералист.2006. №1 С.151 - 152.

Проект укрупнения регионов имеет не столько экономическую, сколько политическую направленность. Политика укрупнения регионов преследует цель централизации государства и его унификации(борьба с асимметрией субъектов РФ, повышение эффективности руководства регионами со стороны федерального Центра).

Этнополитический аспект реформ - отказ от институционализации этничности, попытка (пока на уровне автономных округов) уйти от этнофедерации - в целом получил положительную оценку этнополитологов. Грошева Г.В. Хакасский этнос в системе российского федерализма (1990 - е - 2000- е гг.) Диссертация на соискание …Томск.2008. С.73.

Но немало среди ученых и противников укрупнения национальных административно - территориальных образований, так как Россия изначально имела принципы федерализма и создавалась именно по национально - территориальному фактору. Например, бывший заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Р.И. Султанов, считает, что «особые права национальных республик естественны и уместны для нашей асимметричной Федерации» и только руководство республик может реально учесть все нужды этноса и предпринять правильные меры по сохранности этноса. «Свой суверенитет республики воспринимают в качестве дополнительной защиты от опасности игнорирования центром этнической самобытности при проведении масштабных реформ». Султанов Р.И. Республики в составе РФ: правовой статус и перспективы развития. Материалы парламентских слушаний. 17 февраля 1998 г. - М. 1998.С.13 - 14.

Также, по мнению И.Ш. Муксинова, председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, профессора, кандидата юридических наук, творцы теории равноправия субъектов Российской Федерации хотят не только остановить поступательное общественно - политическое развитие республик, но и отбросить их назад, лишить республики тех достижений в государственно-правовом строительстве, которых они добились в годы общей демократизации общественной жизни в России. Мкусинов И. Ш. Республики в составе Российской Федерации: правовой статус и перспективы развития. Материалы парламентских слушаний.17 февраля 1998 г. М., 1998. С.67.

Любые попытки изменить сложившиеся границы и статус республик может быть «опасным экспериментом, который может привести к общей дестабилизации и распаду социума» Мухаметшин Ф. Принципы формирования федерации нового типа // Федерализм. 2000. №2. С.45.

Сама идея сохранения этнических территорий со статусом республик имеет широкую поддержку в самих республиках, ее поддерживают не только титульные этносы, но и многие другие национальности, проживающие на территории субъекта.

Исследователи отмечают, что приверженность идеям суверенитета населения основана на психологической потребности в удовлетворении чувства достоинства, на социально-экономических интересах, на потребности через большую самостоятельность республик удовлетворить экономические интересы, улучшить материальное положение. Дробижева Л.М. Суверенитет российских республик в массовом общественном сознании: пример Татарстана и Саха (Якутии) [ Электронный ресурс] // Режим доступа6 http: //federalmcart.ksu.ru/conference/konfer/drobizheva.htm.02.11.2006.

Сторонники унитарного государства утверждают - Россия исторически унитарное государство, ее территориальное устройство должно основываться на региональных географических и экономических особенностях. А не на этническом принципе. Федерализм не может противостоять центробежным силам, представляющим прямую угрозу целостности страны; как доктрина и государственная практика федерализм раскалывает страну на удельные княжества, что ведет к росту этнократических настроений и противопоставляет местные элиты центральной власти. Ни «федерация территорий», близких друг другу по языку и культуре, ни, тем более, «федерация народов», различающихся по происхождению и вере, языку и культуре, не обладают достаточной степенью прочности и при неблагоприятных обстоятельствах рассыпаются. Отсюда делается вывод о необходимости проведения радикальной административной реформы. Предлагается уменьшить число субъектов и уравнять их в правах и в социально - экономическом плане. Грошева Г.В. Хакасский этнос в системе российского федерализма (1990 - е - 2000- е гг.) Диссертация на соискание …Томск.2008. С.59.

По мнению некоторых ученых, чтобы предотвратить противоречия между субъектами и центром, между самими субъектами, необходимо предоставить всем территориям статус республик и таким образом создать конфедерацию, либо вообще убрать статус республики национальных территорий. Но данные предложения решения проблемы маловероятны, так как для Российской Федерации федеративное устройство является оптимальным вариантом, несмотря на то, что оно является асимметричным и разнотипным. На территории Российской Федерации проживает множество народов, которые своим территориальным образованием хотели бы обозначить свое существование в мире путем создания своей национальной государственности. В плане социально - экономическом, Российская Федерация также остается разнотипной, что требует решительных реформ. На мой взгляд, тут необходимо подойти к данной проблеме с такой стороны, чтобы в экономическом плане были устранены разногласия путем утилизации привилегий республик, но в то же время сохранить национально - территориальные образования. Осознание того, что малый народ обладает своей государственностью, психологически удовлетворяет чувство достоинства их представителей, что значительно уменьшает этноконфликтные ситуации в нашей стране. Необходимо осознать, что Россия исторически складывалась многонациональной страной, и русский народ изначально является «старшим братом» для всех народов страны, и именно русский народ связывает всю страну в одно единое государство. Таким образом, Россия является особенной страной, не похожей на другие страны и федеративное устройство в ней сложилось таким образом, что оно не схоже ни с федеративным устройством США, Канады, Австралии и других стран.

1.3 Республика Алтай как субъект Российской Федерации

Историю становления и развития алтайской государственности можно разделить на три основных периода, исходя из общепринятой периодизации истории и государственности: дореволюционный, послереволюционный (советский) и новый (российский).

По мнению исследователя Д. И. Табаева, самоуправление зародилось в глубокой древности и существовало всегда, в той или иной степени. За прошедшие тысячелетия самоуправление претерпело немало изменений. Оно то вырождалось, то вновь возрождалось уже на иных основах, то обладало полной самостоятельностью, то подпадало под сильную опеку государственных органов или сочетало то или другое. Табаев Д.И. Местное самоуправление в Горном Алтае (сравнительный историко-правовой анализ) // Политическая история Горного Алтая и Г. И. Чорос - Гуркин. 1900 - 1940 гг. Горно - Алтайск . 2005. С.62.

Процесс формирования государственности алтайцев имеет начало и многовековое продолжение. Как известно, элементы государственности возникают с территориальным расселением населения, организацией общин, ее внутренней структурой, выбором родовых и племенных начальников устойчивым применением традиций и норм обычного права. Признаки государственности достаточно ясно просматриваются при переходе людей к оседлому образу жизни, земледелию и ремеслам, появлением общих писаных правил и норм, то есть с реальным складыванием историко-правовых основ. На вопрос существовала ли государственность у алтайцев в дорусскую эпоху историки- исследователи и историки - правоведы отвечают утвердительно. Об этом подробно говорилось на научно - практических конференциях и торжественных мероприятиях, проведенных в 1996 году и посвященных 1450-летию образования на территории Алтая Первого Тюркского Каганата. Это государство, имевшее большое значение в истории тюркских и многих других народов, распалось в силу объективных различных причин. В последующие столетия алтайские племена находились в составе различных государственных образований, а затем в составе общемонгольского государства, созданного Чингисханом в XIII веке и Джунгарского ханства (1635 - 1758 гг.), являясь одним из его основателей. В середине XVIII века Алтай подвергается агрессии Цинской империи, падает Джунгарское государство. Не будучи покоренными и угнанными в «мунгальскую землицу», алтайские зайсаны в течение 1755- 1756 гг. обращаются о принятии в русское подданство, которое было разрешено указом царицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года.

Необходимо отметить, что вхождение в состав Российского государства носило мирный, добровольный характер. Оценивая сегодня этот исторический акт, следует подчеркнуть его эпохальное значение в судьбе алтайского народа и создании благоприятной возможности для мирного, спокойного развития в рамках единой России. Табаев Д.И. Сложные пути к государственности. // На рубеже веков. Юридические заметки. 1997 - 2005 гг. Горно-Алтайск. 2006 г. С. 141.

По мнению некоторых историков, государственность алтайского народа начинается с Октябрьской революции 1917 года и вхождение алтайского народа в состав других государств не считают образованием собственной государственности.

Период 1917 - июнь 1918 года был одним из важнейших в истории Горного Алтая. По значимости на первом месте стоял национальный вопрос. Достаточно определенные требования решения национального вопроса в России выдвинули большевики. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными для народных масс национальных окраин оказались их лозунги о равноправии национальностей, признание за каждой нацией право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Важное место в программе большевиков отводилось вопросу о национально - территориальной автономии. По мнению В.И. Ленина, национальная автономия была необходима "для устранения всякого национального гнета" а также для того, чтобы тот или иной народ сам мог решать административные, социально - экономические вопросы. Ленин В.И. Письмо к С.Г.Шаумяну.//Полное собрание сочинений. .Т.48.М. 1975.С. 233-235.

После Октябрьского переворота в Декрете о мире, в Декларации прав народов России большевистская партия фактически узаконила свои программные требования по национальному вопросу.

Пути и методы решения национального вопроса в большей степени зависели от соотношения политических сил, от исхода борьбы двух противоборствующих сил. События в национальных окраинах развивались в русле борьбы, свойственной стране в целом. Но здесь имелись свои особенности. В Горном Алтае большевистские принципы национального вопроса были известны народу. Алтайский губернский Совет вел работу, с одной стороны по советизации алтайской деревни, с другой, учитывая особенности развития Горного Алтая, - по созданию органов самоуправления алтайцев.

Так в 1917 году Временным Правительством в Сибири вводятся земства. Руководствуясь его правовыми актами, в Горном Алтае были проведены съезды инородческих волостей, на которых явочным путем был создан первый орган местного самоуправления - Алтайская Горная Дума, которую возглавил художник Г.И.Чорос - Гуркин. Однако Бийская уездная управа всячески препятствовала созданию национальной государственности алтайцев. Трудные пути к автономии(к 80-летию образования автономной области)// "Люди 20 века".Горно-Алтайск.2002.С.152-ё63.

Горная Дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно-Алтайского уезда еще до Октябрьского переворота. Тогда было дано согласие на образование своего уезда и для утверждения решения Временным правительством, в Петроград были делегированы председатель Думы Г. И. Чорос - Гуркин и секретарь Т. К. Семенов.

Принципиальное согласие правительства было уже получено, но осуществить его до Октябрьского переворота не удалось. Решение данного вопроса откладывалось на неопределенный срок, и не предпринимались никакие меры.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.