РУБРИКИ

Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса

p align="left">После распада Ногайской Орды Северный Кавказ становится основным районом обитания ногайцев. Здесь родоплеменные объединения выступали самостоятельными единицами, совершая перекочевки со скотом на свободных земельных угодьях. Традиционная хозяйственная система и бесконечные межплеменные столкновения за пастбища способствовали образованию ряда обособленных районов с ногайским населением.[14, С.246]

В отличие от северо-западного Кавказа, восточные его районы были освоены главным образом выходцами из Малой Ногайской Орды и лишь отчасти из Большой (в Сулакской низменности).

Оседание ногайцев в Сулакской низменности завершилось в конце XVII в. «Довей-Мурза до пришествия Петра I в Персию,-- писал П. Г. Бутков,-- с тремя своими братьями и аулами кочевал подле гор, от Аксая к Судаку, по степи»179. Однако военные события, развернувшиеся на Кавказе в XVIII в., не оставили ногайское население в стороне. В 1722 г. Петр 1, возвращаясь из иранского похода, дал указание переселить часть сулакских ногайцев во главе с Довей-Мурзою на Волгу. Приказ царя был выполнен, но не коснулся ногайцев, во главе которых стоял мурза Еманчиев. Подвластные ему кочевники в то время находились во владениях Тарковского шамхала. Переселенцы из Судака, пробыв год на Волге, вновь перекочевали в Дагестан, за исключением улусных людей Каспулата Агайшеева.[12, С. 354]

Пребывание Петра I на Кавказе и, в частности, в Дагестане имело большое значение для сулакских ногайцев. В низовьях Сулака по указанию Петра I была возведена крепость, названная Святым Крестом. В крепость перевели воинский гарнизон из Терки, а на ее безлюдные окраины переселили часть терских ногайцев. Их примеру последовали тарковские ногайцы. Таким образом, здесь сложился устойчивый массив ногайского населения, существующий и поныне. В XIX в. кочевников этих мест начали именовать аксаевскими и костековскими ногайцами.

Костековские и аксаевские ногайцы обитали восточнее Кизляра, занимая побережье Аграханского залива Каспийского моря. Когда-то граница Ногайской степи на востоке проходила от устья Нового Терека до северных окраин Кизлярского залива. Вся эта береговая полоса служила отличной зимней стоянкой для скота кочевников-скотоводов на протяжении более чем двух веков.

На юге и на юго-востоке костековские и аксаевские ногайцы граничили с кумыками и тарковскими ногайцами. Последние, составляя небольшую группу, кочевали вдоль Каспия в пределах Тарковского шамхальства. Их здесь насчитывалось около 300 кибиток.[25, С.12]

Костековские и аксаевские ногайцы в начале XIX в. составляли 1100 кибиток. О них в одном из документов того времени говорится следующее. «Ногайцы, остатки Большого и Малого Ногая, кочевую жизнь ведущие, коих аксаевским князьям принадлежащих 500, а андреевским и костюковским
около 600 кибиток; питаются овечьими стадами, частью рогатым скотом и конскими табунами, кои, однако же, малочисленны. Андреевские во всем достаточные аксаевских. Даней князьям никаких не платят кроме налагаемых на них штрафных за убийство, драку и воровство, кои старшие князья собирают; засим дают вспомогательным воинов. Ногайцы кочуют на понизовьях, около устья реки Аксая, Амансу и Казьмы».[14, С. 111]

Относительно численности прибрежных ногайцев и их расселения в начале 1770-х годов И. А. Гильденштедт сообщал: «Восемь селений (аулы сих ногайцев) суть подданные Яксайского князя; 12 деревень принадлежат князю Андрейскому, а 24 аула или деревни Таркумскому Шамхалу. В прежние времена сии ногайцы были многолюднее, но в царствование Петра Великого перешло их около 1000 семейств в Россию, кои теперь еще кочуют в левой или северной стороне Терека. Находящихся еще в кумыкском владении считается до 5000 шатров или семейств». [6, С. 78]

Обитатели побережья Аграханского залива, хотя и составляли две разные группы -- костековцев и аксаевцев, однако их социально-экономическая структура оставалась единообразной. В конце XIX в. в составе этих обществ насчитывалось 1300 семейств, в которых проживали 6148 человек.

Местные ногайцы особенно ощущали недостаток в земельных угодьях. Поэтому они только раз, иногда два-три в год, совершали перекочевки. «У наших ногайцев так мало земли, что если бы они и захотели перекочевывать чаще, то им пришлось бы крутиться на одних и тех же вытоптанных скотом местах», - отмечал Н. Семенов. [5, С. 38]

Земельный голод вынуждал часть ногайцев скитаться за пределами родных мест. Ежегодно это делали до 450 семейств. Они обычно кочевали на северной стороне Нового Терека, где были расположены земельные владения богатых казаков, и на общинных землях казачьих станиц. Здесь они на
договорных началах заготавливали сено, убирали урожай, обрабатывали сады и виноградники, нанимались пастухами. Заработки их были мизерными. За световой день работник мог заработать лишь до 30 коп. а за рабочий сезон 20--23 руб. С возмущением описывая экономическое положение ногайцев, живущих вдоль Астраханского залива, Н. Семенов говорил, что «трудно предсказывать занимающей нас отрасли ногайского племени более или менее отрадную будущность».

В первой половине XVIII в. на пространстве между Тереком и Кумой обособляется устойчивый, но более крупный по своим размерам, массив ногайского населения, сохранившийся по сей день (в основном нынешний Ногайский район ДАССР). Его население в дореволюционной литературе XIX--начала XX в. именовалось караногайцами.[27, С. 245]

Формирование караногайцев фактически начинается со времени отмежевания им собственной территории. Караногайцы, по распоряжению ген. Левашова, «получили землю от Коная (старый Терек южнее Кизляра) и реки Атай Бахтан до самой Кумы и от Каспийского моря до урочища Джелань и Степан-Бугор, с полной свободой от всяких платежей и иных повинностей». За отведенную землю каждая семья по первому требованию властей обязана была снарядить арбу с возчиком для транспортировки провианта.

Когда в начале 1780-х годов в среде закубанских ногайцев началось брожение, инспирированное турецкими агентами и крымской феодальной верхушкой, последним удалось привлечь часть ногайских мурз на свою сторону и направить их оружие против мероприятий, проводимых на Северном Кавказе русскими военными властями. Суворову было поручено восстановить дипломатическими средствами дружественные отношения ногайцев с Россией. Но обстановка оказалась настолько накаленной, что ему не удалось уладить дело миром. В 1783 г. Суворов дал бой ногайцам в районе Кременчука, закончившийся поражением едишкульцев, едисанцев и джембойлуковцев. Пленных ногайцев, по указанию Потемкина, переселили в Крым и на северо-западную территорию формировавшегося тогда Караногая. «Вероятно в это время,-- отмечал Ф. Капельгородский,-- за кизлярскими ногайцами окончательно утвердилось название караногайцев, то есть черных, простых ногайцев. Этому способствовало появление в соседстве с ними более привилегированных родичей, имевших многочисленные роды, своих собственных мурз».[12, С. 224]

После переселения едишкульцев, едисанцев и джембойлуковцев на юг будущей Ставропольской губернии сложился третий массив ногайского населения.

Значительный численный рост кочевого населения на Северо-Восточном Кавказе вынудил губернскую администрацию срочно заняться созданием управленческого аппарата. В 1793 г. на землях ногайцев были образованы четыре приставства: Калаус Саблинское, Калаус Джембойлуковское, Ачикулак, Джембойлуковское и Караногайское.

Калаус-Саблинскому приставству были отмежеваны земли по верховьям Калауса и его нагорной стороне, а также участок между озерами Большой и Малый Янкули. Кроме того, к приставству отошел район Кавказских Минеральных Вод. На этой территории кочевали едисанские, едишкульские и касаевские ногайцы. [7, С. 183.]

Низовья Калауса и районы бассейнов таких небольших рек, как Айгур, Барханчук,Камбулат и Кугульта, отвели Калаус-Джембойлуковскому приставству. Здесь обитали джембойлуковцы со следующими подразделениями: канглинским карарюмским и меситским. К ним примыкал калмыцкий этнический массив, носивший наименование шерты или хазлара. Последняя группа в результате многовекового пребывания в ногайской среде приняла мусульманскую религию и, по-видимому, язык ногайцев.[4, С. 249]

Территория закумской безводной части была передана Ачикулак-Джембойлуковскому приставству. На этом участке кочевали едисанцы и джембойлуковцы.

Территориальные границы Караногайского приставства сложились гораздо раньше, чем в трех предыдущих приставствах. Граница Караногайского приставства на юго-востоке доходила до побережья Каспийского моря, на северо-западе -- до реки Кумы и на юго-западе до Степан-Бугорского урочища.[4, С. 224]

Образование приставств не внесло существенных изменений в общественно-политическое устройство ногайского населения Северного Кавказа. Приставства существовали лишь формально, а надзор за кочевыми народами продолжало осуществлять военное ведомство. Только в августе 1800 г. Министерство иностранных дел учредило должность главного пристава над ногайцами, калмыками, туркменами и кабардинцами с непосредственным подчинением Коллегии иностранных дел.

В 1803 г. кавказская администрация добилась у правительства учреждения самостоятельного приставства для ногайцев, обитающих в четырех приставствах. Во главе его поставили ногайского князя Султан Менгли-Гирея из Закубанского края, присвоив ему одновременно звание генерал-майора. Назначение его на эту должность было вызвано, прежде всего, присутствием здесь значительного числа переселенцев с Кубани, которые продолжали время от времени высказывать недовольство ограничением их передвижения. Несмотря на все эти меры в 1813г. все же состоялось крупное переселение ногайских родоплеменных объединений с их мурзами в Закубанский край.[11, С. 56]

Кавказская война вовлекла в свою орбиту и ногайцев. Многие из них доставляли провиант и строительные материалы на передовые участки военных действий царизма. Именно они подвозили материалы при закладке таких крепостей, как Марьинская, Георгиевская, Екатеринодарская, Павловская и др. Эти обязанности по-прежнему продолжало исполнять и ногайское население только что образованных приставств. Как отмечал Ф. Капельгородский, «от караногайцев требовалось ежегодно 5 500 подвод, едишкульцев - 2500, едисанцев и джембойлуковцев - 2000». Тяжесть несения натуральных повинностей особенно ощущали на себе экономически слабые хозяйства.Кроме натуральных повинностей, ногайцы содержали за свой счет около пятидесяти вооруженных всадников на Баталпашинском и Кисловодском участках, весь управленческий аппарат, а также несколько почтовых станций по Кизляро-Астраханскому тракту.[24, С. 224]

После создания ногайских приставств на северо-востоке Кавказа, местная администрация столкнулась с незнанием обычно-правовых норм ногайцев, без применения которых немыслимо стало управлять народом, имевшим когда-то свою государственность. Поэтому главный ногайский пристав Балуев вместе со своими помощниками занялся сбором материала, относящегося к обычаям, обрядам и социальной структуре ногайского народа. Эти сведения впоследствии легли в основу вновь разработанного в 1827 г. «Положения о кочующих инородцах», позднее вошедшего во второй том «Свода законов Российской империи». По этому «Положению» местные власти осуществляли управление ногайским населением вплоть до победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Несмотря на создание приставств и установление строгого контроля за ногайцами, население время от времени возмущалось грубыми действиями администрации и тяготами налоговой системы. Свой протест оно выражало угоном скота у состоятельных скотовладельцев и укрыванием от преследования лиц, бежавших из-за Кубани. Поступки подобного рода настолько участились, что власти вынуждены были в спешном порядке разработать дополнительные правила к «Положению». Документ, получивший название «Правила о выселении ногайцев», был утвержден правительством в 1831 г.[24, С. 89.]

Правила допускали применение огнестрельного оружия к лицам, вызвавшим волнения в ногайском обществе и укрывшим от властей беглых с Кубани лиц. Но самым суровым наказанием ногайцы считали выселение кочевников с семьями в Саратовскую губернию.

Начиная с 1820-х годов на Северном Кавказе был проведен ряд административных реформ. Кавказскую губернию преобразовали в область с центром в г. Ставрополе, а в 1847 г. Кавказскую область -- в Ставропольскую губернию. При этом все ногайские приставства были включены в состав Ставропольской губернии, и только в 1888 г. Караногайское приставство с Кизлярским уездом передали Терской области. Таким образом, история восточных ногайцев с XIX в. была неразрывно связана с историей Ставропольской губернии.[14, С. 94]

В Ставропольской губернии территория, занятая ногайцами, была официально разделена на четыре приставства. Этим искусственным членением местные власти разобщили родоплеменные группы в пределах одной губернии.

После создания приставств на юге Ставропольской губернии власти решили привлечь и здешних ногайцев по примеру таврических к несению воинской службы. По ходатайству ген. Вельяминова военное министерство присоединило бештаво-кумских и калаусо-саблинских ногайцев к Кавказскому линейному войску. Однако это решение вскоре было отменено из-за трудностей, которые возникли в процессе его практического осуществления. Вновь вернулись к этому вопросу в 1840 г., когда начали формировать Кавказский конно-горский дивизион. В его составе находились пятнадцать ногайских всадников. Каждый всадник обходился населению в 623 рубля. Для отправки на службу воину обычно приобретали на народные средства две лошади, предметы ее седловки, две черкески, пистолет, ружье, шапку и кинжал. В дальнейшем ногайцев перестали привлекать к несению воинской повинности, но вновь частично вернулись к этому в 1904 г. и во время первой мировой войны.[9, С.73]

В процессе привлечения ногайцев к обязательной воинской службе местные власти начали проводить в среде кочевников агитацию за переход к оседлости. С официальным предложением о необходимости перехода ногайцев к оседлости к военному министерству обратился барон Розен. Для осуществления политики седентаризации он предлагал отводить всем желающим ногайцам земельный надел под усадьбу в пределах кочевья. Однако, когда по этому вопросу обратились непосредственно к царю, он ограничился надписью «Зачем?» Это на долгие годы предопределило экономическую структуру ногайского общества.

В 1830-х годах военная обстановка, сложившаяся на Северном Кавказе, вынудила командующего усилить воинские части, размещенные на северо-восточном Кавказе. С этой целью 37 станиц с русским населением были переданы в распоряжение Кавказского казачьего линейного войска. Кроме того, 58,4 тыс. десятин земель восточных ногайцев были отмежеваны переселенцам из России. В 30-х и 40-х годах на ней возникли свыше 40 станиц. Появление русских станиц способствовало в дальнейшем постепенным изменениям в хозяйстве и культуре ногайцев.[5, С. 117]

3. Историческая обусловленность современных тенденций

развития ногайского народа начала ХХ-ХXI века.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции навсегда ликвидировала экономические и политические основы социального и национального гнета ногайского народа, создала необходимые предпосылки для всестороннего развития экономики и культуры.

Уже в первые годы Советской власти Коммунистическая партия наметила ряд важнейших мер, обеспечивающих ликвидацию политического, экономического и культурного неравенства народов Советской страны. Основные положения этой политики были изложены в исторических документах: «Декларации прав народов России» и обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Эти величайшие акты способствовали объединению всех трудящихся в борьбе за Советскую власть.[4, С. 95]

Национальная политика, проводимая большевистской партией, нашла горячую поддержку многомиллионных масс ранее угнетенных народов России, которые с оружием в руках выступили за установление и упрочение Советской власти. На Северном Кавказе эту борьбу возглавили Г. К. Орджоникидзе, С. М. Киров, С. Г. Буачидзе, А. И. Микоян, много сделавшие для того, чтобы сплотить воедино трудящихся многонационального Кавказа XIII -- конце XIV в. имени Ногая в качестве этнического самоназвания народа? Представляется возможным обратить внимание на следующее обстоятельство. Как было сказано выше, Ногай оставался крупным государственным деятелем около сорока лет. За это время его слава распространилась не только в улусе, но и далеко за его пределами. Имя Ногая знали в Золотой Орде, в Венгрии, Румынии, Польше, Прибалтике, на Северном Кавказе и в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока. Всеобщее признание в Карачае и Черкесии еще до Октябрьской революции вели агитационную работу русские рабочие революционеры. Они организовывали крестьянскую бедноту всех национальностей для борьбы против царизма, а затем против Временного правительства. Решающую роль в объединении революционных сил ногайского и других народов с русскими революционными массами сыграли большевистские организации Кубани, в особенности городов Екатеринодара и Армавира. На территории Баталпашинского отдела Советы стали создаваться в начале 1918 г. Их организацией руководили большевики Краснодарского партийного комитета А. Санглибаев. Серьезную работу проводила большевистская группа станицы Отрадной, которая объединяла солдат-фронтовиков, революционно настроенную молодежь из батраков и бедноты. [16, С. 43]

В годы гражданской войны на сторону Советской власти перешел бывший штабс-капитан царской армии ногаец Ахлау Муссович Ахлов (1891-- 1937 гг.). В апреле 1918 г. А. М. Ахлов был назначен командиром Первого Казанского мусульманского социалистического полка. Под его командованием полк неоднократно громил белогвардейцев на Волге. В июне 1919 г. А. М. Ахлов уже командовал Первой Башкирской сводной дивизией, которая участвовала в боевых операциях Южного фронта, а в декабре 1919 г. защищала революционный Петроград. Здесь А. М. Ахлов был принят в члены партии. Он работал военкомом Башкирской республики, избирался членом ее ревкома. Осенью 1921 г. А. М. Ахлов вернулся в родные места, здесь вместе с Умаром Алиевым, Даутом Гутеуловым включился в работу по созданию Карачаево-Черкесской автономной области, был прокурором, а затем по приказу Реввоенсовета СССР--военным комиссаром области. До конца своих дней он остался верен идеалам коммунизма и высоко пронес звание большевика.

Бескорыстная братская помощь русского народа дала ногайскому народу возможность избавиться от гнета царизма и местных эксплуататоров -- князей и духовенства.[15, С. 86]

Взяв власть в свои руки, ногайский народ приступил к строительству новой жизни. За короткий срок были конфискованы помещичьи и княжеские земли и переданы безземельным и малоземельным крестьянам. Однако гражданская война, развязанная империалистическими державами и остатками свергнутых классов, помешала трудящимся сразу же воспользоваться победой Советской власти.

Переход к сплошной коллективизации в области происходил в условиях ожесточенной классовой борьбы. Несмотря на яростное сопротивление имущих классов, уже в конце 1920 г. возникли первые кооперативные объединения. В начале 1921 г. в Баталпашинском отделе были созданы 52 сельскохозяйственных коллектива. Они объединяли 12144 крестьян и располагали 27324 дес. земли.[4, С.22]

В те же годы кооперативное хозяйство возникло и в ауле Эркин-Юрт. Его организаторами были Малик Джамбеков, Саду Керимов и др.

Первые производственные кооперативы убедили население в преимуществах ведения коллективного хозяйства. На их базе впоследствии возникли коллективные хозяйства. С 1931г. колхозы стали преобладающей в области формой ведения социалистического сельского хозяйства. [14, С. 69]

В процессе практического осуществления ленинского декрета о земле в тех районах Северного Кавказа, где ногайцы продолжали вести кочевой образ жизни, население стало постепенно переходить к оседлости. В результате земельно-водной реформы перешло к оседлости 3460 ногайских хозяйств. Наделение землею и переход к оседлости бывших кочевников преобразили социально-экономическую структуру ногайского общества.

В 1928 г. в Ногайской степи началось массовое вступление в колхозы, завершившиеся сплошной коллективизацией в конце 1931 г. Коллективизация сельского хозяйства позволила ликвидировать последний, наиболее многочисленный эксплуататорский класс -- кулачество.[19, С. 67]

Тысячи лучших сынов и дочерей ногайского народа сражались против фашистской Германии на всех фронтах войны. Их подвиг высоко оценен Советским правительством. За мужество и героизм, проявленные в войне с захватчиками, 545 воинов-ногайцев из Черкесии и около шестисот из Ногайского района Дагестана были награждены орденами и медалями Советского Союза. В их числе Кош-Мамбет Кидирниязов из Ногайского района, участвовавший в 1945 г. в параде Победы в Москве, Алимхан Асанов, удостоенный за боевые подвиги ордена Славы всех трех степеней, Калмурза Кумуков из аула Икон-Халк, повторивший подвиг Александра Матросова.

В послевоенные годы ногайцы вместе со всеми другими народами Советского Союза взялись за восстановление и дальнейшее развитие хозяйства. Развитие промышленности сопровождалось ростом квалифицированных рабочих кадров из ногайцев. Значительные успехи были достигнуты в области сельского хозяйства. Уже в 1949 г. были превзойдены довоенные масштабы роста поголовья овец и численности птицы. Показатели работы ногайских колхозов области за годы послевоенных пятилеток намного превысили довоенные. Такие же успехи имелись и в хозяйстве Ногайского района Дагестана.[4, С. 84]

В 90-е годы ХХ века начинается движение за единство и собственную государственную независимость «Бирлик».

Учредительный съезд Ногайского народа призывал: признавая необходимость более тесного сотрудничества ногайцев и народов Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Карачаево-Черкессия, Ставропольского края и Чеченской Республики в целях достижения мира и благополучия в местах компактного проживания ногайцев; считая, что народы Северного Кавказа и Астраханской области при их самобытности имеют во многом общее наследие в традициях, обычаях, идеях, понимании свободы и прав человека; исходя из того, что участие широкой общественности в разработке юридического и экономического механизма реализации основных положений Федеративного договора с учетом особенностей выше указанных субъектов РФ, где проживают ногайцы как коренной народ, будет способствовать реализации положений этого договора; объявляет о создании межрегионального политического общественного объединения " Бирлик " ("Единство") и принимает настоящий устав.

В уставе объединения «Бирлик» зафиксированы следующие положения:

Ст.1. Наименование и юридический статус.

Межрегиональное политическое общественное объединение "Бирлик" (далее: Объединение) является добровольным общественным объединением лиц, живущих или имеющих родственные связи с регионом Северного Кавказа, Астраханской обл., желающих утановления мира и взаимопонимания между всеми народами, живущими рядом с ногайцами выше названных субъектов РФ, укреплении внутрирегиональных и межрегиональных связей в экономике, науке, образовании и культуре, сохранении уникальной природы, возрождении народных традиций, развитии демократических форм устройства государственной и общественной жизни, с учетом национальных и исторических особенностей. Объединение осуществляет свою деятельность на территории Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Карачаево-Черкессия, Ставропольского края, Чеченской республики и в других регионах России как непосредственно, так и через свои региональные, районные, городские и сельские (первичные) отделения. При достижении своих целей и задач, предусмотренных в настоящем уставе, Объединение действует в рамках Конституции РФ, Федеративного договора, Федерального закона "Об общественных объединениях" и иных законодательных актов РФ.

Ст. 2. Цели.

Основными целями и задачами Объединения являются:

- достижение (установление) взаимопонимания между всеми народами Северного Кавказа и Астраханской области;

- создание условий и организационных форм для решения мирным путем всех возникающих споров между народами Северного Кавказа и Астраханской области;

- участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан;

- участие в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах;

- выдвижение кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

- достижение отмены Указа Президиума Верховного Совета РСФСР №401/4 от 9 января 1957 г. в части, касающейся разделенной этнической территории ногайцев;

- достижение восстановления национальных районов ногайцев в Республике Карачаево-Черкессия и Ставропольском крае;

- поощрение инвестиций в создание новых производств, и особонно тех, которые способны поглотить избыточную рабочую силу;

- разработка проектов социальной защиты с первоочередным учетом интересов наименее защищенных слоев населения;

- поощрение развития национальных культур, традиций и национальных языков;

- рациональное использование природных ресурсов Ногайской степи и защита окружающей среды;

- сотрудничество в защите прав человека на уровне международных стандартов и с учетом местных условий;

- содействие в защите политических, экономических, демографических и иных интересов коренных народов Ногайской степи и ногайцев вне Северного Кавказа, Астраханской области;

- осуждение бюрократии, взяточничества, коррупции и протекционизма;

- борьба за утверждение общечеловеческих ценностей, социальной справедливости и равенства всех народов;

- всяческое способствование укреплению семейного очага - основы нравственного воспитания;

- быть разрабатывающим, согласующим, организующим и информационным центром для достижения указанных целей и задач.

Ст. 3. Принципы.

Принципами деятельности Объединения и его региональных и местных отделений являются добровольность, равноправие членов, самоуправление, законность и гласность.

Ст. 4. Члены.

Объединение осуществляет свою деятельность на основе индивидуального и коллективного членства. Индивидуальным членом объединения может быть любой гражданин РФ, достигший 18 лет, независимо от социального положения, языка, партийной, религиозной и национальной принадлежности, согласно с Уставом Объединения, и подтвердивший желание участвовать в выполнении целей и задач, предусмотренных Уставом. Прием производится по личному заявлению в индивидуальном порядке местными отделениями Объединения. Прием лиц, постоянно проживающих вне Северного Кавказа и Астраханской области осуществляется Политсоветом по письменному заявлению. Коллективными членами Объединения могут быть трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, объединения граждан, являющиеся юридическими лицами и принявшие решение об участии в деятельности Объединения. Прием коллективного члена осуществляется Политсоветом на основании соответствующего решения. Коллективные члены вносят вступительные и ежегодные взносы, размер которых определяется Политсоветом (Съездом).

Ст. 5. Права членов.

Индивидуальный член Объединения имеет право:

- участвовать в тех формах деятельности Объединения, которые он может выполнять в силу общей и профессиональной подготовки;

- избирать и быть избранным в руководящие органы Объединения, иметь свободный доступ к информации об их работе, давать ему оценку;

- свободно выражать свои взгляды по поводу работы Объединения, его органов и должностных лиц;

- предлагать Объединению проекты решения вопросов, касающихся уставной деятельности Объединения;

- пользоваться поддержкой, помощью и защитой Объединения.

Коллективные члены имеют права:

- участвовать в любых формах деятельности Объединения;

- предлагать Объединению проекты решения вопросов, касающихся уставной деятельности Объединения;

- иметь приоритет перед коллективами, не являющимися членами Объединения;

- свободно выходить из членов Объединения.

Ст. 6. Обязанности членов

Обязанности индивидуальных членов Объединения:

- в своей общественной деятельности члены не должны выступать против целей, задач и принципов Объединения;

- не допускать публичных выпадов против Объединения;

- не вступать в коалиции, направленные прямо или косвенно против Объединения, его целей, задач и принципов;

- соблюдать Устав Объединения и участвовать по мере возможностей в достижении целей Объединения;

- по возможности оказывать материальную помощь Объединению.

Обязанности коллективных членов Объединения:

- своевременно вносить ежегодные взносы;

- в своей деятельности не противоречить целям и принципам Объединения.

Ст. 7. Прекращение членства.

Членство прекращается в случае:

- прекращения деятельности Объединения;

- выхода из Объединения по желанию члена;

- исключения за нарушение уставных обязанностей члена Объединения, нанесения ущерба Объединению (материального и морального).

Исключение индивидуальных членов производится местными отделениями Объединения. Решение об исключении, принятое местными отделениями Объединения, может быть обжаловано в Политсовете. Во всех других случаях индивидуального членства и во всех случаях коллективного членства исключение производится Политсоветом, решение которого может быть обжаловано на Съезде. За задолженность по взносам, равную сумме двухгодичных взносов, Политсовет может приостановить членство в Объединении члена-должника.

Ст. 8. Выполнение работ.

Выполнение всех видов работ возлагается на членов Объединения, на Политсовет и исполкомы региональных и районных отделений, а также на привлекаемых на договорной основе (трудовое соглашение, контракт) высококвалифицированных специалистов.

Ст. 9. Функции и полномочия.

В соответствии с целями и принципами, изложенными в ст. 2 и 3 настоящего Устава, Объединение:

- проводит исследования и разрабатывает проекты экономического, научного, культурного, социального и иного сотрудничества между народами Северного Кавказа, Астраханской области в направлении наиболее рационального использования их природных ресурсов, людских и материальных возможностей, в ускорении насыщения внутрирегионального рынка товарами и услугами;

- предлагает организационные и консультативные услуги органам и организациям, принявшим проекты (рекомендации) Объединения;

- содействует государственным органам и общественным объединениям в разработке, согласовании и осуществлении совместных мероприятий по решению проблем коренных народов Ногайской степи, в развитии сельского хозяйства, транспорта и средств связи, в эффективном использовании капиталовложений, в развитии внутрирегиональной и межрегиональной торговли и обеспечивает информацией по этим вопросам;

- осуществляет издательскую деятельность, ведет рекламно-информационную работу;

- создает информационные и творческие центры, малые и совместные предприятия для достижения уставных целей Объединения;

- организует проведение фестивалей ногайской культуры и письменности, творческих вечеров поэтов и писателей, реализует собственные планы и программы с целью изучения и пропаганды письменности, языка, обычаев, традиций, истории, культуры тюркских народов РФ в интересах развития общечеловеческой культуры, обогащения духовной жизни народа, гуманистического воспитания молодежи;

- предпринимает другие действия, необходимые для достижения целей Объединения.

Съезд ногайского народа (Объединения) является высшим органом Объединения. Он уполномочен обсуждать все вопросы, входящие в компетенцию Объединения и принимать по ним решения и рекомендации в соответствии с настоящим Уставом. На Съезде должны быть представлены делегаты Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Карачаево-Черкесия, Ставропольского края, Чеченской республики и других регионов России. Делегаты на съезд избираются местными отделениями Объединения при активном содействии местных администраций на сходах граждан. При этом необходимо руководствоваться правилом, в соответствии с которым в состав делегации каждого выше названного субъекта РФ входили по возможности представители всех слоев населения.

Съезд общественного объединения «Бирлик» созывается один раз в четыре года. Внеочередной съезд может быть созван решением Политсовета или по требованию одного из региональных отделений Объединения, принятым на региональной конференции (или на региональном съезде) решением этого отделения. Сроки, место проведения, норму представительства и порядок делегирования на съезд определяет Политсовет. При голосовании решение принимается простым большинством голосов присутствующих делегаций, рекомендации - квалифицированным большинством в 2/3 присутствующих делегаций, изменение Устава и внесение в него дополнений принимается квалифицированным большинством в 3/4 от общего числа делегаций, представленных на Съезде. Съезд избирает Политсовет, Председателя Политсовета, его Заместителя и Секретаря простым большинством голосов присутствующих делегаций. Съезд рассматривает вопросы сотрудничества между регионами и определяет главные направления деятельности Объединения, рассматривает доклады Политсовета, Комитета по межнациональным отношениям, Комитета по правам человека, Отдела по экономическим и социальным вопросам, предпринимательской деятельности, Отдела по образованию, науке и культуре, Комиссии по охране окружающей среды, Ревизионной комиссии в порядке, определенном в правилах процедуры. Съезд осуществляет и другие функции, которые окажутся необходимыми для выполнения уставных целей Объединения. Съезд устанавливает свои собственные правила процедур. Съезд учреждает такие вспомогательные органы, помимо указанных в настоящем Уставе, какие сочтет необходимыми для надлежащего выполнения своих функций.

Съезд учреждает Комитет по межнациональным отношениям в составе 9 членов для рассмотрения споров между народами Северного Кавказа, Астраханской области. Члены Комитета избираются сроком на 4 года, с правом переизбрания. Членами Комитета могут быть лица, обладающие высокими моральными качествами, знающие историю и обычаи народов Северного Кавказа, Астраханской области. В Комитете желательно участие нескольких лиц, имеющих опыт юридической работы. Члены Комитета выступают в личном качестве и при выполнении своих функций руководствуются Законом, Справедливостью и Совестью. Комитет выбирает своего Председателя и его Заместителя.

Глава II. Взаимовлияние истории и духовной культуры ногайского

народа.

1. Место и значение народных знаний в развитии ногайского

этноса.

На протяжении веков народ вырабатывал эмпирические знания в различных областях жизни. Среди них на первом месте стоят знания в области народной медицины и ветеринарии. Многие наблюдатели отмечали, что в уходе за скотом и лечении его ногайцы не уступали ветеринарам.

Специалисты по лечению вывихов и переломов назывались «суьек уста», или «яракшы» (знаток костей). При вывихе или смещении поломанной кости ее приводили к нормальному положению путем вытягивания, вправления и массажа. На перелом накладывали дощечки-лубки и бинтовали тряпкой.
Чтобы повязка затвердела, ее предварительно обмазывали тестом или намыливали. Известны были и другие способы фиксации кости. Поврежденный участок обматывали бинтом, смазанным яичным белком. В других случаях накладывали свежесодранную шкуру барана, которая ссыхалась и образовывала тугую повязку. Последний способ был известен и соседним народам, например, карачаевцам.

При лечении желудочных и легочных заболеваний народные лекари применяли настои различных трав, молоко, масло. Как уже отмечалось, широко распространено было кумысолечение. Легочные заболевания лечили также барсучьим жиром, кислым молоком с толченым чесноком.[27, С. 117]

В период военной службы на Кавказе помощью ногайских знатоков народной медицины пользовался Л. Н. Толстой. Он писал: «Ногаец лечил мое горло порошком чернильного ореха. Он уверяет, что гладкий орех полезен для мужчин, а шишковый для женщин».[14, С. 59]

Для лечения открытых ран изготовляли мазь из топленого масла, яичного желтка, меда, пчелиного воска, муки. Нарывы и раны обкладывали подорожником (каратаспа), который вытягивал гной.

Известны были более двадцати болезней животных и способов борьбы. Маска ряженого «теке» бы с ними. Некоторые из них кажутся странными, другие вполне рациональны. Так при легочном заболевании животное заставляли утром проглотить кусок соленого мяса ежа. Для лечения легких использовали тюлений жир. При поносе теленку давали выпить теплую баланду из прожаренных отрубей, а затем хвост у корня завязывали красной материей. При поносе у коровы, помимо отмеченного способа, использовали следующий: толкли древесный уголь, сыпали его в теплую воду и вливали корове в рот. От той же болезни кормили верблюжьей колючкой (янтакъ). Если загнаивалась рана и заводились черви, ее очищали палочкой и посыпали порошком из сушеной на солнце молодой полыни (ювсан), а затем завязывали.[4, С. 66]

Народный опыт накопил знания и о пользе грязей. На рану животному иногда накладывали озерную грязь. Рядом со станицей Железноводской были источники минеральной воды. Ногайцы издавна знали их целебные свойства. Эта вода «излечивала их от многих болезней, они опытом дошли, что она весьма значительно останавливала падеж их скота».

Средством лечения были) и кровопускания. Для этого с помощью специального инструмента из рога (къартыкъ) высасывали кровь. Если конь растягивал сухожилия, ногу ему выше колена туго завязывали. Овец после стрижки купали в воде с табаком. Глаза им лечили сахарным песком.[5, С. 39]

Большим бедствием для скотоводов являлись постоянные эпизоотии. От ящура (силекей) скот лечили вырезанием и прижиганием язв, давали нюхать горящую серу, разводили в воде и давали пить квасцы (ашув тас). Но тысячи голов скота погибали от сибирской язвы (карасан), оспы (шешек), чумы (оьлет, талав), против которых рационального лечения не было. Только в конце XIX в. был установлен карантинный контроль на дорогах в Закавказье, а также улучшена ветеринарная служба. Эти меры до некоторой степени способствовали уменьшению эпизоотии.

О религиозно-магических способах лечения людей уже говорилось выше. Сходными способами лечили и животных.

В условиях кочевого скотоводческого быта у ногайцев не могли не получить развитие знания в области народной зоотехнии. Наблюдатели и путешественники не раз отмечали, что ногайцы -- искусные животноводы.[7, С. 96]

В ногайском языке богато представлены названия всех видов, по мастям и полу, домашних животных. Общетюркские наименования крупного рогатого скота, коней, верблюдов, овец сохранились у ногайцев до настоящего времени. Длительный опыт дал скотоводам знания о различных качествах коней, крупного рогатого скота, овец. Опытный конник (атшы) мог предугадать в жеребенке его будущие наклонности: ходить под седлом, участвовать на скачках, быть умелым вожаком косяка. По различным признакам могли предсказать, много ли даст корова молока и какого оно качества. Так, считалось, что если у коровы, несмотря на отличный корм, отвислый живот, выступают ребра, хвост длинный, то она должна давать много молока. Слой перхоти (кайызгак) на хвосте и в ушах коровы указывал на жирность молока.[49, С. 78]

В скотоводческой практике народа встречались случаи, когда верблюдица не подпускала к вымени собственного верблюжонка. Тогда на помощь приходили музыканты-домбристы. Они подходили к верблюдице и играли специальный мотив «оьрелетейим», который имитировал жалобное мычание верблюжонка.

В случае гибели окотившейся овцы ягненка приучали к другой овце. Если она не подпускала приемыша, прибегали к следующему способу. Чабан ладонью тер вымя овцы, а затем этой же ладонью -- голову и спину ягненка. Принюхавшись после этого к собственному запаху, овца принимала чужого
ягненка.

Если отмеченные приемы не давали желаемого результата, прибегали к мере, считавшейся крайней. Жеребенка, теленка или ягненка привязывали к столбу, подводили собаку и заставляли ее лаять. Кобыла, корова или овца бросались на защиту, а затем уже подпускали к себе «спасенного».[11, С. 287]

Прогнозы погоды у ногайцев делались как на ближайшие дни, так и на целые месяцы и времена года. Например, если утренняя заря красная -- день будет плохим, вечерняя заря красная -- день ожидается хороший, весной стоят туманы -- к богатому урожаю, месяц при появлении смотрит вниз -- к дождю, вверх или месяц прямой -- к засухе.

Поведение птиц и животных помогало людям предугадывать изменения в природе. Ласточки летают низко над водой -- к дождю, вороны скапливаются на одном месте и летают стаями -- к резкой перемене погоды, скот много ест -- к непогоде и т.д.

С включением ногайцев в состав Российской империи среди них распространился также и юлианский календарь. Точное время его распространения указать трудно. Интересно то, что ногайцы название каждого месяца по юлианскому календарю переделывали и осмысливали по-своему: январь -- яны бар (дух есть), февраль -- бери бар (есть здесь), март -- мырат (мечта), апрель--этер эл (сделает страну), май--май (масло), июнь уьйин (собирай и складывай), июль--ийин (нагибайся), август--авыс (меняйся), сентябрь--сенде бар (у тебя есть), октябрь--окта бар (есть на стреле), ноябрь -- ная бар (ная есть), декабрь -- теке бар (козёл есть) .[28, С. 159]

Дни летнего и зимнего равноденствия ногайцы называли «куьнделим». Год делился на четыре части: кыс (зима), язлык (весна), яз (лето), куьз (осень). Возможно, что в древности год делился только на две части -- зиму и лето. Об этом говорят бытующие ныне поговорки «язы алтыай» (шесть месяцев лета) и «кысы алты ай» (шесть месяцев зимы). Отрезок времени с 13 июля по 22 августа назывался «яз шилле». Это было время сильной жары, когда выгорала в степи трава, и не хватало воды.[28, С. 159]

Сосуществование в быт ногайцев нескольких календарей свидетельствует о различных этапах исторического развития народа и разнообразных этнокультурных влияниях. Все же наиболее стойко сохранялся древний двенадцатилетний животный цикл, по которому ногайцы старшего поколения и в настоящее время указывают дату своего рождения.

Степные кочевники не могли не иметь начатков астрономических знаний. «Небо их время, по небу они определяют точное время»-- писал Д. Шлаттер. Ночью время определяли по положению луны и звезд, а днем по солнцу. Знание звезд и их положения на небосводе позволяло определять стороны света.

Народная метрология ногайцев имела много сходного с метрологиями других народов. Большие расстояния -- дороги, пашни, сенокос, пастбища -- измеряли мерой «шакъырым» (1км - от слова «шакъыр», т.е. позови, расстояние, на котором можно услышать человеческий крик). В основе большинства мер длины лежали размеры частей человеческого тела. Небольшие участки земли измерялись шагами (абыт). Длину дома, бревен и т. д. измеряли размахом рук (къулаш). В плотничьем и портняжном деле часто употребляли меру «ярым къулаш»-- пол кулака. Со временем эти меры были заменены саженью, аршином и метром, но и в настоящее время в портняжном деле широко пользуются такими старыми мерами, как «къарыс» (расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при растянутых пальцах); «суьем» (пядь); «эли» (толщина пальца); «доьрт эли» (толщина четырех пальцев).

В основу большинства народных знаний лег многовековой опыт ведения хозяйства. Именно он позволил возникнуть различным знаниям по народной ветеринарии, зоотехнии, метеорологии, народному календарю, метрологии и т. д. Часть из них выдержала испытание временем и находит применение в наши дни.[11, С. 45]

2. Отражение исторической действительности ногайского народа

в литературе.

Литературные традиции ногайского народа уходят в далекое прошлое. Ногайские племена, выделившиеся из общей массы тюркских племен в начале XIV в., получили в наследство от своих предков сравнительно высокую культуру.

Литература племен, участвовавших в этногенезе ногайцев, развивалась в русле древней и средневековой общетюркской литературы. К ней относятся, в частности, орхоно-енисейские рунические памятники V--VIII вв., «Книга гаданий» (IX--Х вв.), «Словарь тюркских наречий» Махмута Кашкари и «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни (XI в.), творения Ходжа- Ахмеда Ясави и Сулеймана Бакыргани (XII в.), Ахмета Югчзки и Рабгузи (XIII в.). «Мухаббат-наме» Хорезми, «Нахджул-фарадис», «Хосров и Ширин» Кутба, «Кодекс Куманикус» (XIV в.) и многое другое.[25, С. 129]

Как наиболее «многочисленные из всех татар (т. е. тюрков) ногайцы играли большую роль в делах других татарских ханств Восточной Европы и Средней Азии». Поскольку ногайские племена в XII--XIV вв., как было сказано выше, занимали территорию между Иртышом и Дунаем, включая степи Северного Кавказа, и играли заметную роль в Золотой Орде, они, несомненно, участвовали в создании литературных памятников. Большинство древненогайских племен в эпоху создания орхоно-енисейских рунических памятников находилась на той территории, где обнаружены эти памятники. А название некоторых племен (канглы, конгар или кангар, кенгерес и др.) встречаются в самих текстах.

Имена и художественные творения Коркута , Баласагуни , Найманлы, Ясави и других пользовались среди ногайцев популярностью как литературное наследие предков.

Определенный вклад внесли ногайские племена в литературу караханидской и золотоордынской эпох. По справедливому замечанию Э. Н. Наджипа,«Письменные памятники периода золотоордынской империи, в состав которой входили татары, узбеки, казахи, ногайцы, башкиры и др., следует считать их общим достоянием». Однако до последнего времени творчество ногайских писателей дооктябрьского времени почти не привлекало внимание исследователей.[4, С. 173]

О ногайской литературе XIV -- нач. XX вв. нельзя говорить, не касаясь письменности и письменного языка ногайского народа того времени. О наличии у ногайцев в XIV -- начале XX вв. письменности свидетельствуют многочисленные исторические факты.

Имя Кет-Бугы Найманлы встречается в ногайской дореволюционной поэзии, в частности, в произведениях ногайского поэта XVI в. Досмамбета Азаулы. V в. по Х в. пользовались древнетюркским руническим алфавитом.[4, С. 97] С VIII в. среди них стала распространяться уйгурская письменность. М. А. Усманов, говоря о значении уйгурского письма для восточных регионов монгольской империи, пишет: «Несколько иную картину мы наблюдаем Средней Азии, Восточной Европе XIII--XIV вв., то есть в «западных улусах» монгольской империи, где уйгурское письмо не получило всеобщего распространения. И это вполне понятно: население таких регионов, как Хорезм, Булгар, Северный Кавказ и Крым, уже были письменными -- имели свой более или менее развитый литературный язык на основе арабской графики. Поэтому, несмотря на официальное положение уйгурской графики, она не смогла вытеснить арабо-тюркскую письменную традицию». Ногайские племена, проживавшие от Волги до Иртыша, приняв ислам, не сразу отказались от привычного для них уйгуро-найманского письма. Даже в XVIII в. в ногайской письменности арабская графика не могла окончательно вытеснить уйгуро-найманскую. Все же с XVIII в. до 1928 г. ногайский алфавит уже строился на арабской графике.[18, С. 37]

Обширная дипломатическая переписка великих русских князей с ногайскими ханами и мурзами XV--XVII вв. сохранилась в архивных материалах. Посольского приказа под названием «Ногайские дела». Часть их опубликована в целой серии томов. Говоря о языке грамот и посланий ногайских князей и мурз, Г. Перетяткович писал: «Князья и мурзы ногайские грамоты свои в Москву писали обыкновенно на своём языке, и оне для государя переводились толмачами въ посольскомъ приказе».[17, С. 286]

В XV--XVI вв. состав переводной тюркской, в том числе ногайской, документалистики на Руси сильно пополнился. «Интересы усиливающегося русского государства,-- пишет А. С. Дёмин,-- требовали перевода грамот и посланий не только глав государств -- ногайских и казанских царей, крымских ханов, турецких султанов, но... и посланий лиц гораздо менее значительных -- мурз, купцов и т. д.; переводили... даже их письма к женам и братьям... Например, перевод грамоты ногайского мурзы Мусы... великому князю Ивану III, сделанный в 1490 г., четко и лаконично формулировал
принципы дружбы и союзничества». «Ногайский говор также находил некоторый доступ к официальному языку международной переписки крымско-татарского ханского правительства». [11, С. 56]

Письменность была необходима во внутригосударственном делопроизводстве ногайских ханств и в общественной жизни ногайцев XIV--XVII вв. Выдача ханских тарханных ярлыков , указов-фирманов, подсчет населения, налогообложение, подсчет войск, снаряжения и фуража, учет расходов казначейства на военные и государственные нужды, подготовка служителей культа,--все это немыслимо без письменности. Именно поэтому был так высок спрос на писчую бумагу, которую ногайцы часто покупали на Руси.

Имеются сведения, почерпнутые из ногайских рукописей начала XX в., что в прошлом у ногайцев существовали исторические сочинения «Тарихи-и-ногай» («История ногайцев») и «Таварих-и-ногай» («Ногайские летописи»).
Уход в Турцию в конце XVIII в. свыше 500 тыс. ногайцев привёл к гибели и исчезновению большей части письменной культуры, созданной ногайским народом. Оставшиеся в России кавказские, мелитопольские, астраханские и крымские ногайцы продолжали пользоваться своей письменностью и литературным ногайским языком.

Ногайский язык, испокон веков на Северном Кавказе (исключая Дагестан) выполнявший функцию языка межнационального общения, продолжал эту свою роль до 80-х годов XIX в. Тот факт, что в Ставропольском краевом архиве хранится свыше 7000 деловых документов, написанных на ногайском языке арабским шрифтом, свидетельствует о распространенности письменности на ногайском языке и в XIXв.[4, С. 81]

В 1931 г. открывается творческий путь крупнейшего ногайского писателя Фазиля Абдулжалилова (1913--1974). Начав со стихов и рассказов, он уже до войны перешел к крупным прозаическим полотнам. Его пьеса «Побежденные враги» (1936) и особенно повесть «Двое из многих» (1936) явились большим вкладом в ногайскую советскую литературу довоенного периода.[6, С. 37]

Ногайская литература послевоенного времени характеризуется новыми идейными и художественными достижениями. Она вступает в пору своей зрелости. Поэты и прозаики стали глубже проникать в жизнь народа и исторические события, полнее раскрывать характеры своих героев, смелее и органичнее использовать приёмы устного народного творчества и опыт замечательной русской литературы. Литература дагестанских ногайцев представлена поэтами и прозаиками М. КурманГалиевым, 3. Кайбалиевым, К. Ораз- баевым, Г. Аджигельдиевым, К. Темир- булатовой, А. Култаевым, Б. Кулун, С. И. Капаев. чаковой и др., а кубанских ногайцев -- Ф. Абдулжалиловым, А. Мурза-бековым, С. Капаевым, С. Заляндиным, Б. Карасевым, К. Кумратовой, А. Киреевым, И. Капаевым, Т. Керейтовой, М. Киримовым, Д. Туркменовым, Б. Баисовым и др.[5, С. 66]

Успехи современной ногайской литературы, прежде всего, связаны с прозой. В ее развитии и воспитании литературных кадров большую роль сыграл поэт и прозаик Ф. Абдулжалилов. В его произведениях нашли отражение тяжелая жизнь бедняков-ногайцев под гнетом баев и князей, рост их протеста против нещадной эксплуатации (повесть «Асантай», 1955), острая социальная борьба в ногайских аулах в период коллективизации (романы «Бурный поток», 1960; «Хороша нива у коллектива», 1966), ратные подвиги народов нашей страны на полях сражений с фашизмом (повести «Семья сильных», 1950; «Сын отца», 1968), современная трудовая и культурная жизнь ногайского народа, дружба народов, борьба с пережитками прошлого, за коммунистическое отношение к труду и жизни (повести «Крутые повороты», 1961; «Хорошая примета»., 1962; «На берегу Аксу», 1962; «Дороги, дороги...», 1964; «Когда приходит весна», 1967; «Серая пыль», 1970).[30, С.83]

Другой видный ногайский поэт и прозаик -- С. И. Капаев (род. в 1927 г.). Особенно плодотворны были для него 50--60-е годы. За короткий срок он создал большое число стихотворений, рассказов, повестей и роман «Бекболат».[4, С. 35]

Капаев пришел в ногайскую литературу как мастер рассказа. Опираясь на традиции ногайского народного рассказа «айту» и «хабар», творчески используя опыт русских мастеров рассказа, прежде всего А. П. Чехова, С. Капаев возродил этот слабо развитый жанр ногайской художественной литературы. Рассказы С. Капаева, вошедшие в ряд сборников, поднимают такие острые и актуальные проблемы современности, как воспитание детей («Кто виноват»), взаимоотношения супругов («Чужой дядя»), дружба советских народов («Азиз», «Обида», «Верный друг»), призвание человека («Переправа», «Девушка с сумкой») и т.д. Творческие успехи Капаева в жанре рассказа были серьезным шагом к эпическим полотнам -- повести и роману.

Рассматривая жизнь современного ногайского села, автор глубоко раскрывает внутренний мир своих земляков. Так, в повести «В ауле Акшокырак» перед нами зримо предстают жизнь современного ногайского аула, громадные сдвиги, происшедшие как в культурной и трудовой деятельности аульчан, так и в их психологии.

Теме борьбы с фашизмом посвящены повести «Полноводная Тазасу», «Мост» (1966), «Журавленок» (1974). В образах бесстрашных партизанок Коконай, Канитат и Кырлув (Крымхан) отражены глубоко национальные характеры. Они как бы продолжают патриотические традиции героинь народного эпоса Карлыгаш из «Копланлы батыр», Акюнус из «Эр Таргыл» и др. Но это образы женщин, рожденных и воспитанных при Советской власти. Если героини фольклора боролись и отдавали жизнь за свободу своего народа, то Канитат, Коконай и Кырлув отдали свою жизнь за свободу всей страны, всех советских народов. Героини Капаева одновременно национальны и интернациональны.[14, С. 156]

Одной из характерных черт ногайской поэзии 60-х годов является то, что в ней заметное развитие получает поэма. Меняется и форма стиха. В творчестве С. Капаева, Г. Аджигельдиева одиннадцатисложные стихи начинают уступать место семисложным. Широко применяются начальная рифма и аллитерация. В этом сказывается возрождение элементов ногайского стихосложенияXV--XVII веков.

Первые поэмы на ногайском языке были написаны М. Курманалиевым («Тучи рассеялись», 1935) и Ф. Абдулжалиловым («Много видевшая Кубань», 1940). В 60-е годы развитие национальной поэмы, очень популярного жанра народной поэзии, связано с именами Ф. Абдулжалилова, С. Капаева, Г. Аджигельдиева, К. Кумратовой, С. Кумукова.

Расцвет Родины, дружба советских народов, героизм земляков в минувшей войне, созидательный труд современников, благодарность народа партии и Ленину, борьба за мир -- такова основная тематика поэзии Ф. Абдулжалилова, собранной в трех его поэтических сборниках «Шумит Кубань» (1955), «Кубань--моя песня» (1957), «Когда отточено перо» (1969).[6, С. 85]

Человек труда, умножающий народное богатство, любовь к родному краю, чистота взаимоотношений между людьми занимают центральное место в поэтическом творчестве С. Капаева (сборники «Горный родник», 1957; «Степь проснулась», 1958; «Тайны моего сердца», 1969).[7, С. 94]

Истоки поэзии А. Мурзабекова уходят в 30-е годы, но как поэт он раскрылся в послевоенное время. Для поэзии Мурзабекова, собранной в трех сборниках («Мое слово», 1959; «Широкие дороги», 1966; «Мои степи») и воспевающей советского современника, характерны афористичность, образность и дидактизм.

В 60-х годах получает развитие философское направление в поэзии. Эта тенденция связана с именем талантливого поэта Г. Аджигельдиева (1939-- 1969). Лучшие его произведения вошли в сборник «Тропинка» (1962). Они отличаются глубиной содержания и новизной формы. Молодой поэт популярен прежде всего своей любовной лирикой. Перу Аджигельдиева принадлежат такие поэмы: «Оперился» (1962), «Ответ на вопрос», «Украденная любовь» (1966), «Сундук» (1967), «Даровой хлеб» (1969) и др., в которых он поднимает актуальные вопросы современности и часто обращается к теме войны и мира. [18, С. 36]

В 60-е годы дебютирует в ногайской поэзии К. Кумратова, поэтесса ярко выраженного лирического дарования. Многие ее стихи превратились в популярные песни, получившие широкое распространение, она одинаково известна любовной и гражданской лирикой. Сегодняшний день для нее -- это «секунды огромных побед, время космического открывания, время улыбок, счастья, цветения...». В победе Октябрьской революции она видит возрождение своего народа, а все прекрасное в жизни ногайцев и их будущее связывает с дружбой народов СССР. «Русский народ, мой народ, большой... сделал большим, широким душой маленький мой ногайский народ...»,-- пишет поэтесса. Развивая в своих стихах тему мира, К. Кумратова воспевает подвиги защитников страны, говорит о подвиге отцов, призывает учиться у них мужеству и любви к советской Отчизне. В любовной лирике она воспевает бережное отношение к человеку, его чувствам, в ее стихах о любви мягкая женственность сочетается с требовательностью к любимым («Любовь не шутка»).[5, С. 284]

Особого мастерства требует от писателей детская литература. В ногайской детской литературе одни из лучших -- стихи А. Киреева, вошедшие в его сборники «Бабочка» (1968),«Телеграмма» (1971), «Зеркало» (1976), «Голубь» (1978). Они играют заметную роль в воспитании у юных читателей чувства дружбы, честности, трудолюбия, любви к родному краю и всей стране.[15, С. 94]

В дагестанской группе ногайских поэтов плодотворно работает А. Култаев. Первые его стихи напечатаны на страницах ногайских газет в 60-е годы. С тех пор он создал значительное количество стихов и поэм, увидевших свет в его сборниках «В пути» (1966), «Судьба моя» (1970), «Ожидание» (1971), «Встреча» (1974), «Преданность» (1976). Поэзия Култаева обогатила, прежде всего гражданскую лирику ногайской литературы Дагестана. Творческие удачи поэта связаны с темой дружбы народов, созидательного труда и роста культурного благосостояния тружеников родного для поэта степного края.

Все громче слышатся в современной ногайской литературе поэтические голоса М. Аубежиева, Д. Туркменова, Д. Шихмурзаева, М. Авезова, М. Калмыкаева, М. Кожаева и др.

Современная ногайская литература, как и литература других братских народов, находится на подъеме. Лучшие достижения ее -- романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения -- стали достоянием всех народов страны.

3. Фольклор как результат исторического развития ногайского

этноса.

Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.

В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, казацкие, исторические.

Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).[19, С. 45]

Большой, популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, преданиям «хабары» -- рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых»-- народные прозаические повести с элементами художественного вымысла.

Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Наконец, большое развитие получило афористическое творчество - афоризмы, пословицы, поговорки, загадки.

Как и у всех народов, основными носителями и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказители и другие исполнители, выделившиеся из народной среды. Среди них самое почетное место занимали «йырау»-- исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли «бахшы». Популярны были «энгимеши» -- рассказчики легенд и преданий, «эртегиши»-сказочники, «шешен» -- знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов. Слово «шешен» означает «мудрый», «красноречивый». Всеобщей любовью пользовались «йыршы» -- исполнители всех видов песен, «шынгшы» -- исполнители частушек (шынг, дияр, инар, бейит), «бозлаушы» - А.-Х. Ш. Джанибеков. Исполнители причитаний, «шуклаушы» -- исполнители заговоров и заклинаний. Имена прославленных певцов прошлого, таких, как Коркут, Шез-баян, Кет-Буга Найманлы, Сыбра, Жиренше Шешен и многих других, ногайский народ бережно сохранил в памяти до наших дней.[15, С. 96] После Октября народные певцы и сказители своим искусством активно помогали ногайцам строить новую жизнь; партийные и советские органы окружили их заботой, организовывали публичные выступления и олимпиады.

В 1920-х годах крупнейшим певцом был Ажи-Молла йырау Ногман улы, погибший от рук врагов Советской власти. В 20--30-ые годы в Ногайских степях стали широко известны Муса йырау, Касым, а также Идрис Исхак улы, исполнявший цикл поэм «Сорок ногайских богатырей», Эстувган йырау, Узлюккен Амит кызы--исполнительница причитаний; на Кубани--Хаджи- Исхак Кумук улы, Бекмурза Исун улы (Болай йырау) и многие другие.[7, С. 78]

Из современных наиболее крупных исполнителей ногайского фольклора следует назвать в Ногайском районе Дагестана Курай Лукманова, Сулеймана Сарсеева, Юмали Аджимурзаева, Абдул-Керима Ганиева, Юманбета Койба- кова, в Нефтекумском районе Ставропольского края -- Зеида Кайбалиева, Ногмана и Магомета Колдасовых, в Шелковском районе Чечено-Ингушетии -- Али-Киси Кадрашова, в Карачаево-Черкесии Хаджи-Исхака Кумукова, Халила Найманова, Хангерея Джемакулова и др.

Во всех торжественных случаях в жизни ногайца звучат песня, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Стихотворные жанры ногайского фольклора неразрывно связаны с фольклором музыкальным. [14, С. 22]

Большинство ногайских музыкальных инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, кабал, карнай, зурнай, даулбаз и др.

Современные народные сказители и "Певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалами. Тем не менее они -- главные хранители древнейших традиций сказительства.

Первые дошедшие до нас записи и публикации ногайского фольклора принадлежат Алибеку Шарапову и относятся к 1830 г. Во второй половине XIX -- начале XX в. стали широко известны фольклористы А. Архипов, М. Османов, Н. Семенов, В. Радлов, Ч.Валиханов, Г. Ананьев, П. Фалев.[4, С. 35]

Систематический сбор и научное изучение фольклорного наследия ногайцев начались только после победы Великой Октябрьской социалистической революции и связаны с именем А.Х. Ш. Джанибекова. Результатом его тридцатилетней работы (1905--1935 гг.) среди всех групп ногайцев явилось создание рукописного четырехтомника, названного «Сокровищницей слов», куда вошли памятники ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество. А.Х. Ш. Джанибеков опубликовал только часть своих записей. Собиранием и публикацией ногайского фольклора немало занималась С. А. Джанибекова-Калмыкова и продолжает заниматься фольклорист А. И. Сикалиев. В результате проводимых А. И. Сикалиевым с 1966 г. фольклорных экспедиций собран обширный материал, который хранится в рукописных фондах КЧНИИ.

Наиболее известны поэмы: «Ахмет, сын Айсыла», «Копланлы батыр», «Эдиге», «Мамай», «Маната», «Манашы улы Туякбай», «Эр Таргыл», «Мусевке батыр», «Шора батыр», «Адиль-Солтан», «Сорок ногайских богатырей», «Карасай-Казы», «Эр Кусеп», «Эр Косай», «Аманхор», «Эр Кокше», «Камбар батыр» и др.[19, С. 224]

Исторические факты, имена исторических личностей, этнографические данные, а также топонимика и гидронимика, которые содержатся в ногайском эпосе, позволяют исследователям определить эпоху и территорию формирования ногайских эпических поэм. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств в лице Большой и Малой Ногайских Орд и Астраханского ханства, занимавших в XIII--XVII вв. степное пространство между Иртышом и Дунаем, включая и степи Северного Кавказа.

Эпос ногайцев сложился относительно поздно - в XIV-XVII вв., т.е. после того, как уже сложились ногайский народ и его государственность, когда социальное развитие и классовое расслоение в ногайском феодальном обществе достаточно определились. Он отличается реалистическим изображением действительности, историчностью, отсутствием религиозного фанатизма.[14, С. 35]

В эпосе сильно выражен классовый антагонизм. Основным его содержанием является изображение народного героизма. Народность поэм состоит, прежде всего, в идеях защиты Родины от внешних врагов и борьбы с эксплуататорами. «Только там появлялась народная поэзия,-- писал Н. Г. Чернышевский,-- где масса народа волновалась сильными и «благородными чувствами, где совершались силою народа великие события».

Такими периодами в истории ногайских племен были борьба с монгольскими завоевателями в XIII в. и золотоордынскими ханами в конце XIV в., междоусобная борьба ногайских князей в XVI в. и борьба с джунгарским нашествием в XVII в. При всем этом обострялась социальная борьба трудового люда против произвола мурз и ханов.

Произведения ногайского эпоса представляют собой ценный источник наших знаний о развитии народного мироощущения. Эпос запечатлел не только ратные подвиги народа, его борьбу против эксплуататоров, но и хозяйство, общественный строй, быт, обычаи, идеалы ногайцев давно минувших эпох. Если в поэме «Ахмет, сын Айсыла», повествующей о событиях середины XIV в., преобладают мотивы борьбы за создание семьи, освобождение личности и уничтожения сословных привилегий, то в «Эдиге» в конце XIV в. на первый план выдвигаются идеи создания ногайского государства. В эпоху распада Золотой Орды и борьбы народов, входивших в ее состав, за создание своей государственности, ногайский эпос «Эдиге» с его антизолотоордынской направленностью нашел широкое распространение среди казахских, каракалпакских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских племен.[24, С. 284]

Широко распространены и пользуются большой любовью бытовые сказки. Они многочисленны и в сюжетном отношении разнообразны. Герои бытовых сказок -- обыкновенные люди, действующие с помощью не волшебных предметов и всесильных помощников, а реальных положительных личных качеств -- ловкости, смекалки, ума, храбрости. Врагами положительных героев также являются вполне реальные представители эксплуататорских классов -- ханы, баи, кулаки, ростовщики. В большинстве ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День -- месяцу родня», «Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляют ум, трудолюбие, мастерство, верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и другие пороки. Идеи сказок направлены не только против угнетателей, но и против всех носителей человеческих пороков, что хорошо видно, например, в сказке «Ленивая дочь бая».[15, С. 49]

Своеобразна и поэтика ногайской сказки. Зачин ее настраивает слушателя на определенный лад, создает эмоциональный фон, подчеркивает древность происходящих в сказке событий, когда еще существовали чудеса. Для многих волшебных сказок характерен такой зачин: «В давно прошедшие времена, когда была четырехлетняя коза, когда дочь хана была судьей, когда были деревянное сито, каменное корыто, был, оказывается, некто, кто, вскипятив чистую воду, снимал сливки, муравьев превращал в овец... Вот тогда же был сандрнби» Зачин других» сказок следующий: «В древние времена, когда на льду росла пшеница, когда с гиком её жали серпом, когда грач был судьей, а дочь хана была колдуньей, жил-был бай...»[27, С. 173]

Конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано, положительные герои и народ начали лучшую жизнь.

Большое развитие получило у ногайцев афористическое творчество. В пословицах (такпаклар), поговорках (айтувлар) и загадках (юмаклар) запечатлены вековые наблюдения народа, его мудрость и жизненный опыт. В них отразились представления минувших поколений о призвании человека, о труде, о добре и зле, о религии и т. д.

Среди этих кратких, чрезвычайно метких изречений по любому поводу, для любого явления и поступка людей имеются готовые, проверенные веками образцы характеристик, объяснений и советов. «В простоте слов,-- говорил А. М. Горький,-- самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».[14, С. 222]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История, хозяйство, материальная и духовная культура ногайцев, имея собственное развитие, в то же время представляют собой результат сложных этнических и культурных взаимодействий с другими народами, издавна обитавшими по соседству с ними.

До этого они прошли ряд исторических этапов. Ногайская Орда, возникшая в конце XIV в., расшатала устои Золотой Орды и способствовала ее распаду. Крупным событием в жизни ногайцев стало установление уже в XV в. русско-ногайских дипломатических и экономических связей. Не последнюю роль в этом играла служба ногайских князей в русской армии.

Веками широкие массы ногайцев подвергались жестокой эксплуатации местных князей, а позднее и русского царизма. Многие участвовали в крестьянских восстаниях под руководством Степана Разина, Емельяна Пугачева, а уже в середине XIX в. и в 1916 году выступили против эксплуататоров, и хотя были разгромлены, приобрели революционный опыт.[4, С. 76]

В XIX в. развитию ногайской культуры способствовали введение преподавания ногайского языка на основе арабской графики в школе г. Ногайска, издание книг на ногайском языке в Астрахани, открытие школ с преподаванием русского и ногайского языков в Ачикулаке в 1869 г., в Нижне-Мансуровском в 1877 г.

Связи ногайцев с русскими, а также и соседними народами Северного Кавказа -- абазинами, черкесами, карачаевцами, кумыками, осетинами, объединение с ними вокруг одних административных, экономических и культурных центров наложили определенный отпечаток на национальное развитие ногайского народа. В результате взаимовлияний появились новые элементы в хозяйстве, поселениях, жилище, пище, одежде, духовной культуре ногайцев.[24, С. 45]

Преобразилась духовная культура ногайского народа. Ленинская национальная политика дала возможность ногайцам за короткий срок развить свою национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру, приобщиться к культуре других народов СССР, а также и к мировой культуре. Среди ногайцев вырос большой отряд интеллигенции, в том числе писателей и ученых. Доктор физико-математических наук В. Р. Кирейтов удостоен высокого звания Лауреата Государственной премии СССР за 1987 год в области науки и техники. На ногайском языке выходят газеты и книги в Махачкале и Черкесске, ведется радиовещание.

Расцвела ногайская литература, одновременно развивающаяся в Карачаево-Черкесской автономной области и Дагестанской АССР. Ее героями стали труженики, строящие под руководством КПСС новую жизнь. Национальная литература впитала в себя не только давние литературные, но и богатые фольклорные традиции народа.[4, С. 284]

В целом ногайский народ получил все возможности для общественно-экономического и культурного развития и успешного строительства новой жизни. В братской семье народов России он вносит свой вклад в экономику и культуру страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Р. А. Агеева. Какого мы роду племени? М., 1975.

2. Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая история Северного Кавказа 16 - 19 века.- М., 1993.

3. Беджиев Х.Х. Хумаринское городище. - Черкесск, 1973.

4. Викторин М.В. Социальная организация и обычное право ногайцев. - Л., 1985.

5. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 - начале 20 века.- М., 1974.

6. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. - М., 1973.

7. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в 19 - начале 20 века. - М., 1976.

8. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. - М., 1976.

9. Гордабов Б.А. Исторический очерк. - М., 1965.

10. Грамматика ногайского языка, ч. I. - Черкесск, 1973.

11. Греков Б.Д. Золотая орда и ее падение. - М., 1950.

12. Иванов П.И. Очерки истории каракалпаков. - М., 1975.

13. Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.- Ногайцы:

Историко - этнографический очерк. - Черкесск, 1988.

14. Керейтов Р.Х. Семья и брак у кубанских ногайцев. - М., 1973.

15. Кочекаев Б. Социально-экономическое развитие ногайского народа. - Черкесск, 1973.

16. Народы России: имена и судьбы .// словарь-справочник. - М.: «Academia», 2000.

17. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине 17 века. - М., 1948.

18. Пономарев А. Куманы-половцы. - Л., 1973.

19. Плетнева С.А. Половецкая земля. - М., 1975.

20. Современная культура и быт народов Дагестана. - М., 1971.

21. Фадеев С. А. Очерки экономического развития Предкавказья. - М., 1957.

22. Фарфаровский С.В. Ногайцы ставропольской губернии. - М., 1979.

23. Федоров С. О. Кочевники восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М., 1966.

24. Федеров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.- М., 1983.

25. Ферран. Путешествия из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.- РВ, 1842.

26. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и ес-тественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. - СПб., 1809.

27. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны (география, динамика, методы изучения). - М., 1989.

28. Черепнин Л.В. Монголо-татары на Руси. - М., 1977.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.