РУБРИКИ

Образ Китая в российском сознании

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Образ Китая в российском сознании

Образ Китая в российском сознании

1

Курсовая работа

Образ Китая и китайцев в отечественной периодике 2000-2005 гг.

Уссурийск, 2008

Введение

На нашей Земле существует более двухсот государств. В каждом их этих государств формируется своеобразная культура, быт, менталитет, складывается определенный «узор» исторических, экономических, политических связей с другими государствами. Ни одно из них не стоит на месте, спады в развитии сменяются подъемами и наоборот. Один исторический фон сменяется другим, меняя приоритеты и направления во взаимодействии между соседними странами, между мировыми центрами силы. Иногда такое многообразие культур и цивилизаций становится основой для их взаимообогащения, а иногда и основой конфликтов, порождая «столкновение цивилизаций».

Вся совокупность самобытной истории, культур, традиций и современных реалий влияет на то, как один народ воспринимает другой, влияет на форму отношений между отдельными странами, в результате которых за одними закрепляется статус надежных союзников, верных друзей, а другие относятся к категории потенциальных врагов. В каждом государстве рождается неповторимый образ той или иной страны, нации, народности.

Так и в России, отдельные страны воспринимаются по-разному, по-разному мы относимся к многочисленным народам. Нетрудно выделить иностранцев из толпы россиян, но иностранец иностранцу рознь. Например, нам сложно будет спутать француза и мусульманина, можно выделить ряд черт присущих американцам, определенным образом мы воспринимаем цыган, евреев и т.д. Но особое место в нашем мировоззрении занимает образ Китая и китайцев. На такую ситуацию повлияло территориально-соседское расположение двух стран, постоянное соприкосновение культур и народностей, которое в свою очередь породило проблему массового заселения китайцами Дальнего Востока. На специфику этого образа оказали воздействие и исторические предпосылки: сталкивание интересов России и Китая по поводу границы в царский период советско-китайские отношения и эпоха их противостояния после принятия решения о развертывании «культурной революции» в Китае распад СССР и новое обустройство постсоветского общества окончательное установление границы между Россией и Китаем.

В начале XXI в. Россию и Китай, как страны с переходной экономикой, формирующие социально ориентированную рыночную систему, сближает их совместная позиция в том, что мир должен быть многополярен, подход к созданию пространства свободной торговли и инвестиций. В целях развития внешнеэкономических связей России и КНР важным стимулом является совпадение хозяйственных интересов, необходимость проведения реформ, близкий технологический уровень производства, а развитие приграничных и межрегиональных связей отвечает интересам обеих стран, создавая атмосферу стабильности и добрососедства.

Хорошие отношения с Китаем жизненно важны для России. И мы, и китайцы, хотим построить экономически сильные, процветающие государства. Для этого нам необходимы благоприятные внешние условия. Нас роднит и близость морально-этических ценностей - долг, честь, искренность, способность самопожертвованию, социальная справедливость, вера в дружбу. Сейчас мы за многообразие моделей развития, потому что сами уважаем выбор других, мы одинаково не любим, когда нам что-то пытаются навязать против нашей воли. Все это наложило свой отпечаток на образ Китая в России.

На образ Китая также повлияла внешняя политика России, где возрастает значение Азии. СМИ этого периода подчеркивалось, что мы и дальше будем идти по пути последовательного развития двусторонних связей с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем. В сегодняшнем мире, в связи с ростом международного терроризма, и борьбой с ним азиатское направление становится еще более актуальным, а вместе с ним и тема Китая в отечественной периодике. Это связано, так же с наличием вблизи государственных границ РФ и ее партнеров по СНГ потенциальных очагов локальных войн и вооруженных столкновений, представляющих угрозу национальной безопасности страны. Содействие урегулированию конфликтов в регионе политико-дипломатическими, международно-правовыми, экономическими и другими невоенными средствами - важная составляющая внешней политики России. Несмотря на взаимную заинтересованность, между Россией и Китаем существуют еще и различные трения, недоговоренности, непонимание. Так, чрезмерное, на наш взгляд, присутствие китайцев на ДВ влечет за собой враждебность, настороженность, негативность эмоций во взглядах на нашего соседа. То есть все это прямым образом сказывается на образе Китая. Опасность противоречий «накаляет» международное сотрудничество и делает тему Китая еще более актуальной в России.

Курсовая работа написана на основе публикаций журналов «Международная жизнь» и «ПОЛИС» («Политические Исследования»). Почему выбраны эти периодические издания? Для первого журнала характерно рассмотрение вопросов и проблем внешней политики, дипломатии, национальной безопасности. Журнал издается в Москве с августа 1954 г., выходит ежемесячно на русском и английском языках. Главный редактор - Б.Д. Пядышев. На страницах этого журнала дается объективная оценка важнейшим событиям текущего времени в жизни российского общества. В совет журнала входят следующие государственные и научные деятели: И.С. Иванов - министр иностранных дел России, С.С. Лавров - постоянный представитель России при ООН, А.С. Дзасохов - Президент Республики Северная Осетия, А.В. Торкунов - ректор Московского института международных отношений, А.В. Головин - директор департамента МИД России и другие.

Научно и культурно-просветительский журнал «ПОЛИС» издается с 1991 г. и выходит шесть раз в год. Его политический директор И.К. Пантин. На страницах журнала отражаются основные направления исследований отечественных политологов, публикуемые материалы посвящены проблемам и перспективам российской демократии в современном мире, неисчерпаема проблема политического самоопределения России. Авторитетные политики, журналисты, ученые принимают участие в обсуждении этих вопросов. Учредители журнала: некоммерческое партнерство «редакция журнала «ПОЛИС», институт сравнительной политологии РАН, общероссийская общественная организация «Российская ассоциация политической науки».

Журналы публикуют материалы «круглых столов», дискуссий на различные темы, международных конференций, печатают данные госсовета России, саммита ООН и многое др.

Целью курсовой работы является раскрытие и анализ образа Китая и Китайцев в современном российском общественном сознании. Рассмотрение различных аспектов внутриполитической и международной жизни нашей страны требует решения следующих задач:

- определить, как начал складываться образ и как он менялся на протяжении столетий;

- выяснить, какие факторы, явления, процессы непосредственно оказывали специфическое воздействие на образ Китая;

- проследить, как правительство России, курс государства, личность Президента влияет на общественное мнение;

- выявить, как наши внутренние проблемы способствуют формированию негативного отношения к китайцам;

- подумать над тем, почему самосознание дальневосточника отличается от самосознания москвича;

- отметить, как происходило решение пограничных вопросов и, как его результаты отражались на восприятии друг друга населением двух стран;

- ответить на вопрос: может ли экономическая заинтересованность России в отношениях с Китаем «заслонить» собой неприязнь к китайцам?

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XVII в. - XXI в.

1. Путь к современным российско-китайским отношениям

Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил о необходимости международного сотрудничества на рубеже тысячелетий: «Большие страны должны уважать малые страны, сильные должны поддерживать слабых, а богатые - помогать бедным.». В своем обращении он говорит о том, что Китай последовательно проводит независимую внешнюю политику и развивает дружественные отношения и сотрудничество со всеми странами на базе принципов мирного сосуществования. По его словам, китайский народ любит мир и никогда не будет стремиться к гегемонии. В речи прозвучало обращение ко всем народам мира: «Давайте работать рука об руку и поворачивать колесо истории в направлении светлого будущего». Эту историческую миссию на рубеже веков понимали и в России, и были согласны с Китаем, что мы должны идти в ногу с историей и осуществлять реформы так, как этого требуют принципы справедливого географического распределения, с тем чтобы дать возможность всем странам, особенно развивающимся, выражать свою волю.

Но такое понимание было не всегда, а складывалось на протяжении веков. Восприятие друг друга населением двух стран менялось в различные периоды истории. Поэтому для того чтобы понять и проследить эволюцию образа Китая в российском общественном сознании, нужно проанализировать представления об этой стране на протяжении столетий в различных исторических ситуациях. Кроме этого, такой анализ может помочь прояснить современные намерения и ожидания россиян по отношению к Китаю, и, тем самым, облегчить прогнозирование его будущих внешнеполитических шагов в Северо-Восточной Азии.

За последние три с половиной века соотношение сил между Россией и Китаем кардинально менялось лишь дважды. И эти геополитические сдвиги влияли на образ Китая и китайцев в России. Но они не просто отражались в изменении нашего отношения к китайскому народу, а каждая новая система взглядов всегда вбирала в себя предшествовавшие, они как будто накладывались друг на друга. Поэтому необходимо проследить, как менялся образ этой страны, начиная с давних для нас дней.

Со второй половины XVII до середины XIX в. оба государства были примерно одинаково сильны. Но поскольку Россия была крайне заинтересована в стабильности на слабо защищенных восточных границах, чтобы иметь свободу рук на западных, она пошла на заключение Нерчинского договора и придерживалась его положений. То есть, Россия остерегалась конфронтации с Китаем, исходя из того, что российские интересы на ДВ слишком не значительны, чтобы ради них идти на конфликт с мощной державой. Правительство полагало, что России следует не растрачивать силы на востоке, а продвигаться в западном направлении.

Во второй половине XIX в., вследствие упадка Китая, баланс сил изменился в пользу России. Тогда сторонники союза с Китаем увидели в нем противовес другим державам, претендовавшим на доминирование в дальневосточном регионе (Япония, Великобритания). Такая ситуация сохранялась вплоть до XX в. Даже при правлении Мао Цзэдуна, когда Китай стал единым и начал укрепляться, он уступал по мощи Советскому Союзу. Перелом наступил в 1980-1990-е гг. Ускоренное развитие Китая и распад СССР привели к тому, что на рубеже столетий восточный сосед впервые превзошел Россию по экономическим показателям и, возможно, по общему влиянию в мире.

Это была краткая характеристика этапов русско-китайских отношений, а что касается образа Китая в России, то начало его истории формирования можно отнести к XVIII в., когда императрица Екатерина II подчеркивала принадлежность России к цивилизованному европейскому миру, движущемуся по пути прогресса. На это оказывали влияние геополитические концепции европейских просветителей, для которых было характерно противопоставление прогрессивной Европы застойному Востоку. Соответственно, Китай рассматривался как символ отсталости. В XIX в. широкое распространение получила концепция особого пути России. Впервые в российской общественной мысли образ Китая стал играть определенную роль в спорах между сторонниками и противниками прозападной ориентации. К концу XIX в. Китай стал для России политической проблемой номер один, т. к. появилась угроза массовой китайской миграции на российском ДВ. Страх перед «желтой опасностью» испытывали как жители самого ДВ, который лишь в 1860 г. окончательно отошел к России, так и российское правительство, пытавшееся стимулировать заселение русскими «восточных территорий».

После наступления кризиса официальных идеологий и морали в России возникает увлечение китайской культурой, которая носит форму моды на плохо понятый восточный мистицизм, буддийский иррационализм. Это стимулировало приток информации, открывший доступ к достижениям китайской культуры. Сейчас даже сформировался буддистский тип политической архитектуры на основе изучений русских политологов. То, что на китайской почве выросло немало философских нормативных систем (конфуцианство, даосизм и др.), они связывали с тем, что Китай никогда не имел «сакрального языка». Синтез философских систем обеспечивал Китаю огромный ресурс внутренней социальной устойчивости: поскольку не было четко обозначенной «дороги в небо», изменения доминирующего нормативного контекста могли осуществляться легко и безболезненно для масс. Многие правители мира прислушивались к двум старцам, великим архитекторам политической системы Китая: Лао Цзы рекомендовал умному правителю «держать головы подданных пустыми, а желудки - полными»; Конфуций же советовал иметь в государстве как можно меньше мудрецов и уделял большое внимание выработке критериев «благородного мужа», благодаря чему система ценностей правящего слоя была довольно устойчивой. Чиновники же отбирались на государственную службу с помощью сложной системы экзаменов.

Возможно, прислушивались к этому не случайно, т.к. на месте разрушенных волной народного гнева империй, после некоторого периода смуты, вновь возникали в принципе те же самые конструкции. Такой череды империй не знает ни одна другая страна мира. Желание обладать громадным ресурсом устойчивости и самовоспроизводства испытывали многие государства. В связи с этим, опыт Китая стали называть показательным. Влияние политической культуры советского периода прослеживается в современном образе Китая, поэтому XX в. стоит отдельной эпохой в истории формирования взглядов на Китай в России. В то время образ Китая широко использовался во внутриполитических дискуссиях.

В. Ленин и его сторонники, говоря о социалистической революции, утверждали, что наша стана идет по тому же пути, что и Запад. Их оппоненты возражали, что в России под влиянием монголо-татар в свое время существовала азиатская деспотия, типа египетской или китайской, и что она может возродиться. Возникла концепция «азиатского способа производства», в основе которого лежит деспотизм, всевластие государственного аппарата, чиновничий произвол.

После 1917 г. большевики начали пропагандировать новый взгляд на Китай. В его основе лежала коммунистическая идея об объединении мирового пролетариата и угнетенных народов в борьбе с империализмом. Сторонники этой концепции настаивали на необходимости заключения союза с восточными странами, чтобы противостоять нездоровому влиянию Запада. Источником дружественных чувств к Китаю стал его статус второго по величине социалистического государства, произошла смена представлений о Китае с «недемократического противника» свободной России на образ полезного партнера и союзника в противовес Западу. Вплоть до 1950-х гг. Китай рассматривался с позиций нерушимой советско - китайской дружбы. Однако, представление об угрозе «демографического» вторжения сохранилось. В конце 30-х гг. это и побудило И. Сталина заняться «очисткой» ДВ от китайцев; это влияло и на политику Н. Хрущева даже во времена «великой дружбы». И дружбе приходит конец.

В период «большого скачка» в закрытых внутрипартийных документах китайское правительство стали критиковать за «левацкий» уклон и отход от советской модели социализма. Дружба переходит в отчуждение и из-за таких обстоятельств, как отказ Москвы от ранее данного обещания предоставить Китаю технологии по производству ядерного оружия; несогласия китайской стороны с решениями XX съезда КПСС; выдвижение китайцами «левацкой» линии международного коммунистического движения; различные позиции в отношении индокитайского пограничного конфликта. Но самое главное это то, что Китай считал себя великой державой и не мог в течении долгого времени оставаться на вторых ролях. А в союзе с СССР он был обречен именно на такую роль. Поэтому в КНР принято решение о развертывании «культурной революции». Наступает эпоха острого противостояния в советско-китайской «дружбе». В отношениях с соседями для Китая важнейшими оставались погранично-территориальные проблемы. В свое время Мао Цзэдун объявил Нерчинский договор и другие договоры с царской Россией «грабительскими» и заявил о «реестре» в 1,5 млн. кв. км, что привело к военным столкновениям в районах острова Даманский. «Культурная революция» Мао Цзэдуна была задумана им как борьба против СССР, который квалифицировался как главный враг КНР и остального мира. Мао Цзэдун реализовал стратегию «наведения мостов» с США и Западом, понимая, что заслужить их доверие можно только в случае, если Китай будет играть роль противовеса Советскому Союзу. Правда, позже, когда Китай добился нужных сдвигов в отношениях с США, он начинает искать пути налаживания отношений с СССР.

В период враждебных отношений между китайскими и советскими правительствами у нас издавались десятки журналов, выходили сборники, сотни газетных статей по антикитайской кампании. Советская власть стремилась доказать правоту своего курса. Но в этой кампании, критиковавшей деспотическую власть, диктатуру партийной бюрократии, развал экономики, бесправие граждан, можно было разглядеть завуалированную антисоветскую направленность. Картины китайского общества, рисовавшиеся отечественными исследователями, вызывали прямые ассоциации с обществом советским. Таким образом, некоторые китаеведы смотрели на СССР как на «новое издание» «восточной деспотии», указывая на наличие всеохватывающей госсобственности, на экономическое бесправие и отсутствие свободы частной собственности.

Все же сходство китайской и советской идеологий было весьма прозрачным. Предполагалось, что китайская традиция долгое время препятствовала экономическому и социальному развитию страны и была неспособна породить капитализм. Сторонники этой концепции настаивали, что рывок в общественном развитии может быть достигнут только через отвержение ретроградной традиции и принятии западных ценностей. Опять стала наблюдаться тенденция к сближению с западным миром.

Эту картину дополняла тема войны с Китаем. Она проникает в художественные произведения авторов, не испытывающих симпатию к властям. Впервые в истории российско-китайских отношений осознание опасности соседства с обширной, многонаселенной и враждебной страной дошло до самых глубин массового сознания. Кроме этого, политическое и военное руководство СССР распространяло представление о том, что Китай, якобы, готов бросить на слабозаселенный советский ДВ десятки млн. вооруженных солдат. Это делалось как из соображений действительной опасности, так и для того, чтобы оправдать выделение громадных средств на создание мощной военной группировки на советско-китайской границе. Советская общественность переживала по поводу войны с Китаем, хотя некоторые ее представители приходили к выводу, что ситуация чрезмерно драматизируется советской пропагандой.

В конце 70-х гг. среди советских китаеведов углубился раскол, который был вызван политической стабилизацией и началом экономических преобразований в Китае. Одни, во главе с О. Рахманиным, настаивали на том, что Пекин перешел на позиции империализма, а маоисты «превратились в главных поджигателей мировой войны». Другие утверждали, что современный Китай, а у власти тогда находился Дэн Сяопин, стал развиваться в «правильном направлении», что он представляет интересы всего мирового социализма. А советское правительство тем временем предпринимало новый курс. Оно осознало необходимость нормализация отношений с Китаем, т.к. Россия не была готова к конфликту со столь сильной державой и искала естественных союзников в противостоянии с Западом. Такие представители власти, как Л. Брежнев, Ю. Андропов, сделали ряд шагов к оздоровлению отношений с Пекином. Улучшению атмосферы в отношениях СССР и Китая способствовали выступления М. Горбачева во Владивостоке в 1986 г. и в Красноярске в 1988 г. В мае 1981 г. встреча на высшем уровне М. Горбачева с Дэн Сяопином ознаменовала нормализацию как межгосударственных, так и межпартийных отношений. Отношение к Китаю во время перестройки изменилось так, что даже китайские реформы стали пропагандироваться.

В 1989 г. общественное мнение раскололось на новые части, поводом послужило подавление студенческих волнений в Китае. Консерваторы продолжали поддерживать китайское правительство. Представители демократических движений резко осудили действия китайского руководства. Третья часть общества склонялась к более сдержанным оценкам, т. к. опасалась нового обострения отношений с Китаем.

Распад СССР тоже отразился на образе Китая, сами представления россиян о себе и о внешнем мире изменились. Вообще, в 90-х гг. разговоры о Китае вызывали в нашей стране и на Западе много эмоций. Спорили о приемлемости «китайского пути» для России, о том ожидает ли КНР судьба Советского Союза или ей суждено стать сверхдержавой XXI в. Различия в отношении к этой стране стали прослеживаться не только между различными группировками в Москве, но и между московскими и региональными элитами. Это происходило в результате снижения степени централизации, появлением у регионов собственных интересов. Особую остроту «китайский вопрос» приобрел в приграничных регионах ДВ и Сибири. Одни предполагали вместе с западным миром противостоять «китайской угрозе», другие выступали за новый союз с Китаем против США, третьи говорили, что с Китаем «нам вообще не по пути».

Со сменой правительства меняется и политика государства, что тоже оказывает влияние на образ Китая. Так, эпоху Б. Ельцина по отношению к Китаю отличал идеализм, а эпоху В. Путина - реализм и прагматизм. При Б. Ельцине между Китаем и Россией быстрее развивались политические отношения, а при В. Путине - больше экономические. Ельцину было необходимо добиться стабилизации внутриполитической жизни в стране, поэтому международные проблемы (противостояние США) были в центре российско-китайского стратегического взаимодействия. Путин же более стремился укрепить государство, удвоить ВВП, бороться с бедностью, поэтому на первом плане оказывается региональное двухстороннее сотрудничество, а борьба с полярностью теряет свое ведущее положение. Так же повышается экономическая заинтересованность России в сотрудничестве с Западом и российское руководство не хочет обострять отношения с США. Таким образом, со сменой президента китайско-российские стратегические отношения претерпели существенные изменения.

Все современные представления о Китае можно разделить на три группы, настроения которых нельзя просто не заметить, и те, кто заинтересован в развитии российско-китайских отношений должны их учитывать.

Прокитайской позиции придерживаются сторонники КПРФ, государственники - патриоты, выступающие за антизападный союз с Китаем по геополитическим соображениям, и некоторые специалисты-востоковеды. Они говорят о Китае как о стране, сумевшей сохранить социальную ориентацию и при этом создать мощное государство с эффективной экономикой. Ими подчеркивалось, что Китай реализовал те цели, которые были не по силе СССР: благодаря разумной политике Китай смог достичь внутренней стабильности, укрепил государство, повысил уровень благосостояния и культуры населения и добился уважения со стороны Запада, в то время, как разрушенная чрезмерным либерализмом Россия ничего не добилась кроме внутреннего кризиса. Историческая роль Китая в современном мире определяется тем, что он способен возглавить борьбу «мировой периферии» со «сверхразвитым центром» за установление нового миропорядка, строящегося на социалистических основаниях. На их взгляд Китай разумен и миролюбив, он не заинтересован в ослаблении стратегической роли нашей страны на ДВ, а напротив, нас неумолимо сводит вместе единая историческая судьба.

К приверженцам антикитайской позиции, относятся радикальные западники, которые стремятся превратить Россию в часть западного мира; крайние националисты, видящие в Китае угрозу самобытности страны. Одни из них не считают внутреннюю политику Китая успешной, акцентируя внимание на том, что экономические реформы не привели к изменению политического режима в стране. Они критикуют пекинские власти за нарушение прав человека и сохранение жестокого идеологического контроля. Другие же находят внутреннее положение Китая исключительно благополучным, поэтому мощный сосед вызывает у них опасения. Так, В. Жириновский заявил: «Сегодня у России два главных противника - США и Китай, которые хотят нас уничтожить». Китаефобы выступают против приграничного сотрудничества, доказывая, что степень безопасности границы снижается по мере наращивания активного экономического взаимодействия. Их психология - «психология богатого соседа, который может поживиться в доме неудачливого односельчанина». Аргументировали свои опасения они следующими фактами: миграция китайцев приняла массовый характер, она не поддается контролю, китайцы создали на российской территории сложнейшую нелегальную сеть, китайские бизнесмены выкачивают из России ресурсы и твердую валюту «подобно гигантскому насосу».

«Золотая середина» между этими двумя непересекающимися течениями - это сторонники сбалансированной политики. Сюда относятся исследователи и политики, считающие, что Россия занимает особое положение между Западом и Китаем, и она должна извлекать выгоду из своего срединного положения. Очевидно, такая позиция является наиболее разумной, т. к. для России важно сотрудничество как с Западом, так и с Китаем. Уровень наших отношений с КНР не должен уступать нашим связям с Западом, но не должен и превосходить их. Отсюда становится ясно, что тесный союз с Китаем невыгоден для России, потому что может привести к конфронтации с Западом. И исторический опыт свидетельствует о том, что тесные союзы «не выдерживают горячих объятий» и быстро распадаются.

Хотелось бы отметить, что история советско-китайских отношений достаточно убедительно показала, что у государств действительно нет постоянных друзей, но есть постоянные интересы. Не надо заидеологизированной дружбы прежних времен, о чем китайцы сказали первыми, не надо непосильных обязательств, не надо экстрасимпатий, вызывающих со временем раздражение и отчужденность. Если великим державам удается закрепиться на позиции взаимовыгодного, продуманного партнерства, то это и будет самым важным, самым перспективным завоеванием двух народов и стран-соседей, несущим надежды как им самим, так и всему миру. Впервые идея формирования многополюсного мира и нового международного порядка прозвучала в российско-китайской совместной декларации от 23 апреля 1997 г. И сейчас Москва и Пекин подтверждают свою приверженность формированию нового справедливого и рационального миропорядка, основанного на примате международного права, многосторонних подходах, равенстве и взаимном уважении. Они призывают все страны мира к широкому диалогу по проблеме международного порядка XXI в., поскольку от результатов этого диалога в немалой степени зависит будущее мира, способность человечества идти по пути прогресса и находить ответы на возникающие вызовы и угрозы.

Итак, эволюция образа Китая в России прошла долгий и трудный путь, претерпела колоссальные изменения. Этот путь на протяжении долгих веков был противоречив, неравномерен и непрерывен. На этом пути были взлеты и падения, встречались различные препятствия, преодоление которых закаливало дух и мощь обоих государств. «Дорога сама не прокладывается, дело само не делается», - эту китайскую мудрость процитировал Президент В. Путин, выступая вечером 16 мая 2001 г. в Кремле на официальном обеде в честь Председателя КНР Цзян Цзэминя.

2. «На границе тучи ходят хмуро»…

2.1 Оформление линии границы. Ее влияние на политико-экономическое сотрудничество

Нездоровая ситуация на границе прямо сказывается на состояние взаимоотношений. Напряженность на границе - это своего рода «мина замедленного действия», которая становится препятствием для мирного урегулирования пограничных вопросов». В обыденной жизни очень трудно избавиться от стереотипов и предрассудков по поводу того, что считать «своим», а что «чужим». И исторический опыт свидетельствует: любые изменения в привычном положении границы приобретают ярко выраженную эмоциональную окраску у жителей той или иной страны, даже если это изменение сделано мирным путем. Обычно сыпятся упреки властям в том, что либо «слишком мало уступлено», либо «слишком мало получено». Отсчет истории наших пограничных отношений с Китаем мы ведем с 1689 г., когда был заключен Нерченский договор. Именно с него начинается государственное оформление российско-китайской границы. После этого следовало множество уточняющих договоров с царской Россией. Но все они объявлялись китайской стороной «грабительскими». Это дало толчок к военным столкновениям в районах острова Даманский и озера Жаланшколь в 1969 г.

Но все же, несмотря на это, среди наших исследователей и политологов достаточно распространено мнение о том, что характерной особенностью территориального размежевания в первых договорах было то, что оно складывалось не в результате войн, а как следствие признания обеими сторонами взаимных территориальных пределов. Последующие договоры с Советским Союзом считались продиктованными желанием сторон вместе противостоять внешним угрозам. Но только лишь в 19911994 гг. Росссия и Китай стали за столом переговоров концентрироваться на самом существенном на рассмотрении вопросов прохождения линии границы. Несмотря на остроту дискуссий стороны нащупали верную «путеводную нить».

Начались переговоры. И в 1991 г. была установлена согласованная на большей части протяженности граница (98%). Здесь наша сторона пошла на территориальные уступки. В 1995 г. подписано российско-китайское соглашение о сотрудничестве по охране границы. Спустя два года было заключено соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. К 1999 г. границу обозначили на местности. Ее протяженность составила 4 195,2 км на востоке и 54,7 км на западе.

Летом 2000 г. во время визита Президента России В. Путина в Китае были подписаны Пекинская декларация и совместное заявление по вопросам противоракетной обороны. Приезд Председателя КНР Цзян Цзэминя в Россию 1518 июля 2001 г. ознаменовался подписанием договора о Добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Договор заключен на 20 лет с автоматическим продлением. Стороны обязуются развивать отношения партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности. Утверждалось, что Россия и Китай будут укреплять доверие в военной области, способствовать укреплению безопасности каждой из сторон и упрочнению региональной и международной стабильности.

Но в этом договоре не было обязательств по совместной обороне в случаях агрессии. Отмечалось только, что у сторон отсутствуют территориальные притязания, что установленные границы будут соблюдаться. Однако, «отсутствие территориальных притязаний» для китайской стороны не имеют буквального смысла. Китайское правительство никогда не считало, что у них были или есть к России территориальные претензии, а лишь «справедливое требование восстановления законных прав Китая». Большая часть верхушки китайского общества склонна «сваливать» вину за пограничные проблемы Китая на царскую Россию и СССР. Некоторые китаеведы считают, что «живучесть националистических взглядов в китайской научной и публицистической литературе не может не настораживать».

Сегодня мы конечно не можем отрицать то, что соглашения с Китаем о границе 1991-1994 гг. принесли большую пользу России и Китаю в политическом, экономическом и международном аспектах, т. к. произошел исторический поворот к нормализации двусторонних отношений, обращенных в будущее и основывающихся на взаимном уважении, равноправии, взаимопонимании и взаимодоверии. Если ранее о российско-китайской границе говорили исключительно как о «разъединяющей меже», то с 2001 г. имели место высказывания о том, что граница - это «полоса, соединяющая две великие страны, два великих народа с их уникальными возможностями и культурами». Таким образом, в международной практике был создан достойный пример решения сложных и деликатных проблем, который будет служить ориентиром для воспитания новых поколений народов двух стран в духе добрососедства и дружбы.

Все же, в этот период еще не поддавались решению два участка границы: в районе острова Большой в верховьях Аргуни; в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии Амура и Уссури. Довольно распространенным стало мнение, которое объявляло договоренности по двум участкам российско-китайской границы, оставшимися несогласованными, чуть ли не актом предательства интересов России. В то же время в самом Китае кое-кто толкует о «чрезмерной уступчивости» Пекина Москве в связи с подписанными пограничными документами. Значительная часть элиты правительства России высказывалась в силу того, что найденный вариант пограничного урегулирования не наносит ущерба интересам сторон, что такая ситуация открыла дополнительные возможности для решения проблем гидрологической направленности, природоохраны, судоходства, налаживания сотрудничества в приграничье. Они пытались доказать необоснованность убеждений некоторых «разжигателей» тревоги, китаефобии, исходя из того, что «у нас уже есть печальный опыт советско-китайской конфронтации 60-70-х гг. прошлого века, дорого обошедшийся обеим сторонам, и мы не имеем права его повторять».

На двух неразрешенных участках история российско-китайской границы не заканчивается. И своеобразной кульминацией предыдущих пограничных соглашений стал октябрьский визит Президента В. Путина в Пекин в 2004 г. 14-16 октября 2004 г. было осуществлено подписание министрами иностранных дел России и Китая пакета важных документов по российско-китайской границе. Закрепляются взаимоприемлемые решения по двум оставшимся участкам границы. Почти сорокалетние переговоры с Китаем по пограничным вопросам закрылись. Это является крупным прорывом в истории российско-китайских отношений. Политическая воля и решимость руководства двух стран не откладывать более завершения пограничного урегулирования получили воплощение в историческом компромиссе, который исходит из коренных долгосрочных интересов государств-соседей и ориентирован на длительную перспективу здорового, предсказуемого и мирного развития двусторонних отношений. В. Матяев по этому поводу заключил: «Москве и Пекину не удалось упустить исторический шанс». Но если с точки зрения правительства был достигнут компромисс, то среди рядовых граждан бытует мнение об односторонних уступках нашей стороны Китаю.

В целом же окончательное решение пограничных вопросов естественно привносит дополнительную стабильность в отношения России с Китаем. Укрепляются важные политические предпосылки для ускоренного подъема российских приграничных регионов. Китай главным направлением отношений с Россией выбирает развитие приграничной торговли. Однако, наряду с ростом взаимной заинтересованности усиливаются и трения между государствами. В условиях действия крупных межправительственных контактов по энергетике, поставкам углеводородного сырья, вооружений руководство Китая стремиться к массированному продвижению товара на межрегиональном уровне. Логично, что и российская сторона должна увеличивать объем торговли по линии приграничных связей. Но с нашей стороны ощутимого движения навстречу не происходит. По этим причинам в частных беседах руководители северо-восточной части КНР нередко говорят о охлаждении отношений на межрегиональном уровне, что может сказаться на всем комплексе российско-китайских связей.

К сожалению, современное состояние российско-китайских отношений характеризуется неудовлетворительным развитием торгово-экономических связей исходя из их потенциальных возможностей. Далеко не всегда учитываются национальные интересы России. Для наглядности такой картины будет уместен пример экспорта российского леса в Китай. При средней сложившейся, по оперативным данным, экспортной цене леса на пограничной станции китайцы, только перемещая лес на свою сторону, сразу взвинчивают цену в два раза больше чем изначальная. «Здесь комментарии излишни кто и как наживается на этой ситуации» - парировал глава администрации читинской области Р. Гениатулин.

Конечно же, юридическое решение проблемы межгосударственной границы является важнейшим стабилизирующим фактором в наших отношениях, но, несмотря на это проблема «нависания» мощного государства над нашими восточными границами остается в силе. Доктрина «китайской угрозы» относится к числу факторов сдерживающих развитие стратегического партнерства между нашими странами. Эта доктрина продолжает существовать, во-первых, в силу того, что остается проблема разницы потенциалов между перенаселенными северными и северо-восточными провинциями Китая и нашим все более пустеющим ДВ. Во-вторых, подливают масло в огонь газеты и журналы, в которых весьма часто мелькает мысль о китайской нелегальной иммиграции как результате сознательной политики китайского правительства. Результатом обвинений в адрес Китая в том, что он чуть ли оккупирует Сибирь, стал отъезд более миллиона наших граждан из восточных регионов. Все это вызывает напряженность в российско-китайских отношениях, которая пока в открытых формах почти не проявляется.

Можно предположить, что опасность ситуации заключается не только в том, что на ДВ приезжает слишком много китайцев, а еще и в том, что уезжает слишком много россиян. Но мы по-прежнему не готовы, не хотим признать себя страной, потенциально осваивающейся Китаем. Поэтому мы смиряемся с любым азиатским демографическим присутствием на ДВ (корейским, вьетнамским, таджикским), лишь бы оно не было китайским. Китай понимает наши страхи и старается Россию лишний раз не раздражать. Но страх все равно есть, и вызван он тем, что на ДВ мало русских.

Доктрина «китайской угрозы» не пользуется поддержкой правительства РФ, т. к. оно вполне осознает Китай как «мощного игрока и близкого соседа» и, что без сотрудничества с ним трудно надеяться на успех нашей политики во всей восточной Евразии.

Некоторые российские ученые проводили разъяснительные работы, чтобы установить откуда этот шум по поводу китайской экспансии. Они пришли к выводу, что это попытка отдельных представителей деловых кругов, в частности прозападной ориентации, сформировать, а точнее возродить в центре предубеждение, что «китайцам у себя тесно и они решили заселить российский ДВ и Забайкалье». Их цель - не допустить сближения российской и китайской экономик. По-видимому, они не понимают всю значимость китайского рынка для России, а вот Запад и США прекрасно понимают это и стремятся препятствовать тому, чтобы Россия боролась за китайский рынок. Поэтому без ломки устоявшихся психологических стереотипов торгово-экономические связи РФ и КНР рискуют оказаться замороженными.

Тему «китайской угрозы» поднимали и противники прихода Китая на российский нефтяной рынок. В очередной раз сыпались обвинения, что Китай якобы заселяет наши земли нелегальными эмигрантами, скупает по дешевке наше сырье, а теперь еще и хочет завладеть нашей нефтью в связи с проектированием нефтепровода из Сибири в Китай.

Многие исследователи-китаеведы утверждали, что нет никаких данных о какой-либо организованной китайской кампании по заселению российских земель. По официальной статистике на территории России постоянно проживает не более 35-40 тыс. китайцев. Временно приезжают в качестве туристов и занимаются мелким бизнесом около 350 тыс. китайцев. Значит граждан КНР в нашей стране не более 400 тыс., причем большинство приехало легально и не имеет желания остаться у нас навсегда. Для сравнения, в Китай в так называемые «шоптуры» в 2003 г. выезжало более 800 тыс. российских граждан. Никаких заявлений о «русской экспансии» китайская сторона не делала. Масштабы проблемы в России явно преувеличены, по крайней мере, речь идет не о «миллионах китайцев» на ДВ.

Это, конечно, не означает, что нашим сравнительно малозаселенным районам Сибири и ДВ ничего не угрожает. Просто опасность эта исходит не от соседей, а, в первую очередь, от нас самих. Если мы сами не стабилизируем собственное население, не закрепим его на Востоке нашей страны, не сможем добиться там экономического подъема, то через несколько десятилетий там, как сказал В. Путин, даже исконно русское население будет говорить в основном на японском, китайском и корейском языках.

Эффективное решение столь масштабной задачи тесно переплетается с другими болезненными темами нашей политической и социально-экономической жизни. Например с проблемой коррупции, готовностью наших продажных чиновников нанести ущерб национальным интересам в обмен на соответствующую мзду. Это сильно сказывается на масштабах нелегальной иммиграции. Чаще всего мелкие китайские торговцы задерживаются в России свыше предусмотренного срока для завершения своих деловых операций. Эти нарушения нередко возникают из-за неоперативности в работе соответствующих российских служб в регионах.

«Китайцы не будут объявлять нам войну, они и так могут нас «взять числом», - так предположил Д. Рогозин. Он приводит следующие доводы: за Уралом проживают уже тысячи китайцев, многие из которых, либо попали в страну нелегально, просто перейдя границу (тысячи ее километров не охраняются вообще), либо переехали как туристы, либо опять же остались в России через фиктивные браки. Они постепенно меняют этническую и культурную картину региона. Поэтому взять под контроль границу нам просто необходимо, чтобы было понятно, что куда ввозиться и вывозиться. Это важно для развития бизнеса и торговли. «А то у нас, что ни день, то сообщение о том, что обнаружен контрабандный состав с лесом, вывезенный из России. Это же как надо охранять границу, чтобы целый состав с лесом по железной дороге можно было вывезти так, что никто не заметит»! - восклицал Д. Рогозин.

Значит, для решения этой проблемы необходимо навести порядок у себя дома, добиться выполнения российских законов, выработать четкую политику в области миграции, наладить координацию между различными ведомствами, усилить борьбу со сращиванием китайской и нашей организованной преступности. Без взаимодействия с китайской стороной в этих вопросах не обойтись. С этой целью на московской встрече в верхах было принято решение создать совместную российско-китайскую группу по проблемам миграции. Планируется усилить сотрудничество между правоохранительными органами России и Китая с нелегальной миграцией и другими видами трансграничной преступности.

Кроме того, многие заявляют, что разумное регулирование временного пребывания иностранцев на территории не приносит никакого вреда, только пользу. На их взгляд, необходимо экономически привязать к региону дешевую китайскую рабочую силу, специалистов, привлекать уже идущие в Россию китайские инвестиции. К сожалению, своих высококвалифицированных и дисциплинированных рабочих рук у нас становиться все меньше и меньше.

Действительно, для многих регионов России и для ДВ в частности, характерны структурная безработица, перекошенность рынка труда. Это возможно регулировать с помощью китайских трудовых ресурсов. За исключением советского опыта привлечения вьетнамских и корейских рабочих, которых было сравнительно немного, у России такого опыта нет. Нам его надо приобретать, т.к. районы Сибири и ДВ испытывают острый дефицит рабочей силы в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальных службах, в сфере услуг и т.д. Без создания стабильной и надежной основы для привлечения по договорам рабочей силы из соседних дальневосточных стран Россия не сможет решить не только проблемы социально-экономического развития этих богатых регионов, но и даже поддержания нынешнего уровня жизнедеятельности, т. к. численность населения этих районов ежегодно заметно сокращается. Китай является одним из главных партнеров России в рамках этого вопроса. Но несмотря на то, что России нужны китайские рабочие руки, весьма значительна опасность постепенной оккупации этой части России из-за наплыва китайских рабочих.

Нелегальная рабочая сила из Китая создает юридические и социальные проблемы.

И опять же, это уже проблема российской дипломатии и для российских властей, отвечающих за соблюдение внутреннего правопорядка. Обсуждение проблем китайской нелегальной иммиграции с китайскими партнерами позволяет говорить о том, что китайская сторона, во-первых, признает наличие проблемы, и во-вторых, готова согласиться с ужесточением российских действий в отношении китайцев, нарушающих российские законы на территории России, поскольку сами китайские власти рассматривают подобные действия своих граждан как противоправные.

Однако мрачный прогноз о том, что районы ДВ станут «территорией массового китайского заселения», может теоретически стать явью, если правительство и Москва будут игнорировать интересы населения восточных районов России и безответственно относиться к собственным планам развития нашего ДВ. Таким образом, проблемы приграничных территорий являются значимыми, но не включены в список приоритетов правительства.

Из анализа газет и журналов нам представляется следующая картина: все то, что касается проблем «китайской экспансии» на ДВ, на самом деле является отражением наших внутренних неурядиц, несовершенства миграционного законодательства, неумения обратить китайское присутствие на нашей территории в экономические, налоговые преимущества и выгоды. Влияние Китая, несомненно, будет расти и дальше, но каким оно будет по отношению к России, зависит уже от нас самих. Пока же мы только пожинаем плоды собственной бесхозяйственности и безответственности на границе.

Китайцев много и в Америке, и во Франции. И везде пребывание китайцев является выгодным для этих стран, места их проживания являются районами развития, источником рабочей силы. М. Титаренко писал по этому поводу: «Китайский народ в настоящее время повсюду уважают. Попробуйте затронуть хоть одного китайца, в Китае поднимется шум, т. к. в Конституции КНР записано, что Китай всем своим авторитетом защищает честь и достоинство своих граждан и выходцев из Китая». Возможно, и нам бы не помешало поучиться этой дальновидной и мудрой политике. Может быть, если бы у нас была нормальная демографическая политика на дальневосточных регионах, то и проблем особых бы не было. То есть проблемы наши вполне решимы. В первую очередь нужно обеспечить ускоренное, по сравнению с другими районами нашей страны, развитие ДВ. Если же мы не сможем это сделать, то нас ждут серьезные трудности. Причем, без сотрудничества с Китаем стабильного развития Сибири и ДВ не может быть.

На развитие российско-китайских региональных отношений немало важно влияние синологии - китаеведения. Наша наука синология «прилично отстает от времени». Современные китайцы знают о нас намного больше, чем мы о них. В связи с этим ожидается, что российское посольство и торговое представительство в Китае, будут более полно информировать приграничные с Китаем регионы о происходящих процессах, давать свои прогнозы, рекомендации по осуществлению сотрудничества.

Формированием у наших соотечественников адекватного восприятия Китая и китайцев необходимо заниматься постоянно.

Сегодня, когда на верхних этажах власти в Москве и Пекине степень взаимопонимания и взаимодоверия значительно возросла, то в отношении рядовых граждан двух стран этого не наблюдается. Прослеживается слабость массовой социальной базы отношений. В нашем обществе распространены антикитайские настроения, идущие еще от периода «культурной революции» в Китае и острой конфронтации на межгосударственном и идеологическом уровнях. Понятно, что схожие проблемы есть и в Китае. Усилению синофобии на уровне бытового сознания способствует и тенденциозное освещение китайской темы в некоторых российских СМИ. Это было особенно заметно по публикациям в период пика распространения в КНР атипичной пневмонии.

В то же время, судя по опросам общественного мнения, энтузиазм по поводу сотрудничества с Китаем в большей мере характерен для руководителей разного уровня и предпринимателей, чем для населения в целом. Население Приморья тяготеет больше к Японии, а Москва развивает связи преимущественно с Китаем. Это вызывает сильные антикитайские настроения региональных властей, которых раздражают и китайцы в России, и русские в Китае. Когда еще граница не была окончательно установлена, то «прозрачность» границы казалась им криминальной по самой своей сути. «Неоконченность» границы нередко называли государственным преступлением.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.