РУБРИКИ

Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции

p align="left">Софокл. После смерти Эсхила ведущее положение в афинском театре занял Софокл (496-405 г. до н.э.). Софокл провел ряд театральных реформ: ввел третьего актера, увеличил количество участников хора, нарушил принцип связной тетралогии. Дожив до 90 лет, Софокл умер, так и не узнав горечи поражения на сцене.

Наибольшую известность в мировой литературе получили его драмы, основанные на фиванской мифологическом. Проблема «место человека в обществе» благодаря Софоклу стала одной из ведущих в мировой литературе. В XIX в. появилось целое направление так называемых «трагедий рока».

Еврипид. Тройку великих греческих трагиков замыкает Еврипид (480 406 п. до н. э.), судьба которого была драматична. Расцвет творчества Еврипидa попал на эпоху кризиса полисной идеологии, когда общественные взгляды и моральные устои подвергались пересмотру. Еврипид отразил в своих трагедиях, однако успеха они ему не принесли. Только 4 раза поэт одерживал победу, причем одну из них посмертно. Его трагедии с успехом шли на сцене эллинистического театра, благодаря чему из 90 пьес сохрани лось 18.

Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида стало величайшим достижением греческой литературы.

Аристофан. В 486г. до н. э. на Великих Дионисиях была поставлена первая греческая комедия Особенностью так называемой «древней» комедии была ее яркая политическая направленность. В условиях полисной демократии личные насмешки в рамках комедии превратились в описание злободневных событий и карикатуру на видных деятелей. Смехом и шуткой комедия была призвана лечить и исправлять болезни общества.

Подлинным мастером древней комедии был Аристофан (446 - 385 г. до н. э.), сын богатого афинского гражданина. Полученное образование помогло ему великолепно ориентироваться в вопросах политики и права, философии и литературы. Из 40 комедий Аристофана сохранилось 11.

Злобной критике в комедии была подвергнута личность Сократа, школа которого представлялась Аристофану сборищем проходимцев и сумасшедших, а сам философ понимал широко распространенный и по сей день тип ученого шарлатана, за деньги готового исцелить любого от всех болезней. Итогом размышлений комедиографа стала сцена, где Дионис бросал стихи Эсхила и Еврипида, выбирая между ними лучшего поэта. Интересно, что злободневные сюжеты политической комедии автор помещал в некую фантастическую реальность. Герои Аристофана и по сей день вызывают симпатию своими решительными поступками и смех над тем, как они их воплощают в жизнь.

Историческая проза. Помимо лирики и драмы в VI - V вв. до н. э. развитие получила и греческая классическая проза - историческая и риторическая. Ранние греческие историки - логографы (логос - «рассказ») В своих произведениях обычно описывали историю отдельных городов и областей Греции, используя при этом материал эпоса и мифов, генеалогий и местных хроник. Таковы были работы Гекатея Милетского и Гелланика Митиленского. Однако прозвище «отец истории» по праву получил уроженец малоазийского г. Галикарнас Геродот (484-430 гг. до н.э.). Изгнанный из родного города, Геродот много путешествовал, изучая историю и культуру разных народов.

Это было первое серьезное историческое исследование. Геродот большое внимание уделял отбору источников, критически анализировал их, пытаясь ответить на главный вопрос: каким образом великая Персидская держава потерпела поражение от маленьких греческих полисов? Деловой стиль научного изложения «Истории» переплетался с художественным стилем новеллы. Впервые Геродот ввел в повествование речи действующих лиц, которые дали дополнительную характеристику его героям.

Другим выдающимся афинским историком был Фукидид, (ок. 460 - 396г. до н. э.), сочинение которого «История» было посвящено Пелопоннесской войне. Фукидид темой своего исследования выбрал внутригреческий конфликт между Афинами и Спартой, через призму которого он сумел показать историю всего эллинского мира.

Несмотря на четкий и сжатый стиль повествования, Фукидиду удалось создать целый ряд великолепных драматических картин. Критический метод Фукидида стал одним из величайших достижений греческой историографии, уровня которого ученым удалось достичь только в XIX в.

Ораторское искусство. Особенности полисной демократии создали условия для возникновения греческого красноречия. Активная политическая деятельность, регулярное участие в Народном собрании - все это требовало от граждан умения владеть словом, искусством убеждения и наставления. Этому искусству за умеренную плату учили софисты.

Мастером торжественного красноречия был Сократ (436-338 г. до н. э.), открывший в Афинах собственную школу риторики. Родоначальник системы периодов в речи, он стремился к плавности и ритмичности в ней; выработал принципы композиции и основных частей речи. В то же время единственный выход из политического кризиса видел в принятии помощи от Македонии. Противником такой позиции, которая могла привести к потере независимости Греции, был Демосфен (384 - 322 гг. до н.э.), лучшими речами которого являются четыре политические речи против македонского царя Филиппа, по лучившие название «филиппики». Яростная и непримиримая позиция Демосфена поставила его во главе анти македонской партии когда же борьба была проиграна, Демосфен предпочел смерть «македонскому рабству». Речи Демосфена необычайно эмоциональны; в них много обращений к слушателям, воззваний, риторических вопросов, сравнений и метафор. Большое значение оратор придавал манере произнесения речи, используя средства мимики, жестикуляции и высокой патетики.

3.4 Архитектура и изобразительное искусство

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец -- средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления основном продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”. Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец. Основная функция царя заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя -- “басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном”. Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.

Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, -- храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса -- агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд -- разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета -- булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

Градостроительство

Градостроительство VII - VI вв. до н. э. экономический подъем, греческая колонизация, развитие торговли все это способствовало бурному росту городов как на территории Балканской Греции, так и в новых колониях. Греческий город был одновременно политическим, культовым и ремесленно-торговым центром. Крупный город обычно делился на две части - верхнюю и нижнюю. Верхняя часть (акрополь), расположенная на холме, служила укреплением и одновременно являлась городским святилищем. Нижняя часть заполнялась жилищами ремесленников и торговцев. В городе была рыночная площадь (агора), служившая одновременно местом Народных собраний. Города за страивались стихийно, без специального плана. Регулярная планировка впервые была применена в VII в. до н. э. во многих городах. Улицы, пересекавшиеся под прямым углом, оформлялись частными домами. Жилые дома представляли собой небольшие двух этажные постройки на каменном фундаменте, состоящие из нескольких комнат. Стены возводили из сырцового кирпича, а потом оштукатуривали. Жилые кварталы строились вне храмов, которые долго являлись основным типом общественного здания.

В результате греко-персидских войн многие греческие города превратились в руины. Их приходилось заново отстраивать, однако первоначальная, стихийная застройка сменялась в них регулярной планировкой.

Расцвет греческого градостроительства был связан с концепцией регулярного города, создателем которой являлся Гипподам Милетский. Сформулированные им принципы, позволяли трансформировать обычную хаотичную застройку в художественно оформленное городское пространство и создал условия для комфортного образа жизни. Если город располагался на берегу, то там строили порт с доками и верфями. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города, а мусор вывозили на загородные свалки. Центральные улицы пересекающие город, обеспечивал: движение воздушных потоков в нем.

В старых городах стихийная планировка сохранялась, однако в V - IV вв. до н. э. и в них появились элементы регулярности: архитектурно украшенный акрополь, центральная площадь, ремесленные кварталы, система оборонительных стен с башнями.

Архитектура

С теорией градостроительства тесно было связано искусство архитектуры, в котором греки достигли больших высот. Греческая архитектура зрения эстетических законов была уникальным явлением, так как каждое здание превращалось в настоящий шедевр. Величайшим достижением греческого зодчества стала «ордерная система», предполагавшая определенный выбор новой постройки.

Архитектура архаического периода

Высоких достижений греки добились в области архитектуры. В архаическую эпоху греческими зодчими были заложены основы тех процессов, которые получили развитие в классический период. В VIII - VII вв. до н. э. сохранялось деревянное зодчество, а главным строительным материалом оставались глина и дерево. Однако в период экономического расцвета разбогатевшие греческие города смогли позволить себе перейти на более дорогой и прочный материал - камень и стали возводить каменные монументальные здания. В архаический период доминировало храмовое строительство.

Греческий храм

Особенность греческого храма состояла в том, что его рассматривали в первую очередь как жилище бога - покровителя полиса. В специально отведенном помещении храма хранилась статуя божества, храмовая посуда и принадлежности для празднеств. Жертвоприношения и возлияния богу совершались на специальной площадке вне храма, поэтому все внимание зодчих было сосредоточено на внешнем оформлении здания. Оно было стройным, светлым, украшенным росписью и скульптурами. Чем богаче и могущественнее был полис, тем роскошнее должен был выглядеть его главный храм.

В архаический период отошел на задний план, уступая место новому храму, украшенному колонами. Постепенно сформировалось несколько типов храмов, различавшихся количеством и местом колонн: храм в антах - с двумя колоннами перед главным входом, двойные анты - колонны с двух сторон храма, простиль - четыре колонны перед входом, амфипростиль - с колоннадой по торцам храма, периптер - колоннада, окружающая храм с четырех сторон, двойной периптер - два ряда колонн окружают храм с четырех сторон, псевдопериптер - с настенными колоннами, прилежащими к стене, толос - круглый в плане храм.

Архитектура V в. до н. э.

Греческое классическое зодчество складывалось на основе уже разработанной в архаике ордерной системы, которая приобрела законченный вид в V - IV вв. до н. э. После войн с персами шло активное восстановление старых городов, а также возведение новых святынь, часто объединенных в целые архитектурные ансамбли.

Показателем высокого мастерства греческих зодчих сюжет служить создание и оформление целых архитектурных комплексов, самым знаменитым из которых, несомненно, являлся афинский Акрополь. Ансамбль афинского Акрополя задумывался Периклом в период наивысшего могущества Афин с целью их превращения в самый прекрасный город Эллады. К западному склону Акрополя подходила Священная дорога, по ко торой на него поднимались праздничные процессии. Входом на Акрополь служили Пропилеи - величественные мраморные ворота, возведенные архитектором Мнесиклом сочетавшие колоннады дорийских и ионийских ордеров. В храме стояла деревянная статуя богини Ники, так как согласно преданию, афиняне оторвали ей крылья, чтобы победа никогда не покидала Афины.

Архитектура IV в. до н. э.

Кризис полиса, экономическое и социальное неравенство, рост индивидуалистических тенденций в обществе - все это отразилось и на архитектуре. Если в V в. до н. э. главным художественным центром Эллады была Аттика, то в IV в. до н. э. на первый план вышли города Пелопоннеса, Малой Азии. Великой Греции и Северного Причерноморья. Архитектуру V в. до н. э. прославило храмовое зодчество IV в. до н. э. - это время господства зданий общественного типа. Дорийский стиль сменился ионийским; все чаше при строительстве использовались коринфские колонны. Одно из ранних применений коринфской колоннны - круглый монумент Лисикрата в Афинах, расположенный около театра Диониса. Уникальным памятником, объединявшим все три стиля.

Продолжали возводить и архитектурные ансамбли, уже заметно отличавшиеся от комплексов V в. до н. э. В 380-330 гг. до н.э. было построено святилище Асклепия в Эпидавре. Наряду с новыми продолжалась и застройка старых архитектурных комплексов.

В IV в. до н. э. шло активное строительство светского характера. Было заведено много театров.

Скульптура

Различные формы пластического искусства прочно вошли в общественную и религиозную жизнь греческих городов. Ранняя архаическая скульптура на первых порах носила преимущественно сакральный характер. В главном храме города воздвигали статую богу-покровителю. Различные части храма были украшены рельефа ми, а во фронтонах размещали скульптурные композиции. Именно в скульптурных образах греки разработали идею прекрасных и справедливых олимпийских богов, покровительствующих людям. В классический период в греческой скульптуре получила развитие тема более реалистического изображения человека. Именно в этот период создавались подлинные шедевры греческой скульптуры. Статуи героев и воинов на центральной площади города прославляли их подвиги. Многие общественные здания украшали статуями богов. Таким образом, назначение произведений пластического искусства могло быть самым разнообразным - от эстетического (наслаждение красотой и мастерством скульптора) до идеологического (прославление воинов, политиков, деятелей культуры и спорта).

В истории архаической скульптуры главным был отход от примитивного изображения деревянного божества и реалистическая трактовка изображения человека. Развитие монументальной архитектуры способствовало развитию монументальной скульптуры, в рамках которой сложились основные школы - дорийская и ионийская.

Скульптура V в. до н. э. Развитие греческой скульптуры в V в. до н.э. характеризуется отходом от архаических традиций и поиском новых форм. Деятелям классического периода удалось преодолеть фронтальность статуй тяжесть их тела они перенесли на ногу, тогда как другая нога освободилась, придавая всей фигуре непринужденное положение. В V в. до н. э. совершался отлив бронзовых статуй и большее внимание уделялось скульптуре из мрамора широко распространилась хрuзоэ.

Скульптура IV в. до н.э.

На смену величественному и торжественному искусству V века пришли новые эстетические идеалы IV века, вызванные менявшимися духовными потребностями общества. В искусстве IV в. до н. э. большее внимание уделялось особенностям человеческой личности. Идеализированный тип человека и божества отличался большей интимностью и интересом к индивидуальным чувствам в трактовке их образов. Появились первые портреты. Стремление к роскоши и гигантомании в архитектуре привело к созданию нового скульптурного типа. Распространение получили грациозные и стройные фигуры, полные нежности и очарования. Эстетические идеалы скульптуры IV в. до н.э. наиболее полно были воплощены тройкой велико ваятелей поздней классики - Скопасом, Праксителем и Лисиппом.

Скопас. Уроженец о. Парос, архитектор и скульптор Скопас создал патетический стиль в греческом искусстве. Его темой стали люди и герои: охваченные сильными эмоциями, такими как страсть и безумие. Тема патетических страстей прослеживается и в рельефе восточного фризагаликарнасского мавзолея, украшенного сценами битв греков с амазонками. Подлинным шедевром Скопаса была признана фигура танцующей Менады, которую скульптор изобразил в приступе вакхического, исступленного безумия. Пораженные тем впечатлением, которое производила Менада, современники говорили, что Скопас оживил камень.

Пракситель. Стиль, прямо противоположный высокой патетики Скопаса, создал его младший современник Пракситель. Стремясь отвлечься от потрясений и проблем окружающей его жизни, мастер обратился к миру красоты и наслаждений. Обнаженная фигура Афродиты, полная неги и ленивой грации, была признана идеалом женской красоты. Работы Праксителя превратились в предметы роскоши, которые мастер поставлял в дома претенциозных богачей. Из них большинство относились к теме любви и застолья. Многим образам Праксителя подражали, особенно в произведениях декоративной пластики.

Лисипп. Новая историческая эпоха, переход от классики к эллинистическому искусству - все это диктовало новые тенденции в греческой скульптуре второй половины IV в. до н. э., выразителем которых стал Лисипп. Новшеством Лисиппа было свободное изображение объемов человеческого тела в трехмерном пространстве. На смену идеалу Поликлета пришел новый пластический канон Лисиппа: длинные стройные ноги, тонкий стан, небольшая голова, - который был воплощен ваятелем в скульптуре Апоксиомена (юноши, стирающим с себя скребком масло).

Современником Лисиппа был афинский скульптор Леохар, пытавшийся возродить классические образцы греческой скульптуры, соединив их с изысканной декоративностью. Ему приписывают создание статуи Аполлона Бельведерского, Ганимеда, унесенного орлом Зевса.

3.5 Живопись

Высокого уровня развития достигла и греческая живопись. Греческие художники расписывали внутренние стены храмов и их архитектурные детали, стены склепов и каменные надгробия, скульптуры и терракоты. Большая часть этих произведений оказалась нам недоступна, не выдержав испытание временем. Однако следует отметить, что греческие живописцы добились великих достижений, заложив основу мирового искусства. Уже в архаический период были известны картины на деревянных досках и «пинаках» (глиняных табличках).

Греческие художники. Расцвет греческой живописи пришелся на V в. до н.э. И был связан с творчеством вели кого мастера - Полиглота. Он первый применил технику фрески, т. е. рисовал водяными красками на сырой штукатурке, используя при этом только четыре цвета: белый, черный, красный и желтый. В то же время он первый перешел от изображения мифов к бытовым картинам, стараясь раскрыть внутренний мир человека.

К концу V в. до н. э. относится творчество Аполлодора Афинского, который работал в технике темперы: рисовал на деревянных грунтованных досках красками, закрепленными клеем или яичным желтком. Аполлодору принадлежит введение эффекта светотени, за что его прозвали «мастером теней». Он впервые использовал полутона и перспективу изображения, заложив, таким образом, основы современной живописи.

В IV в. до н. э. особо прославились живописцы сикионской школы, глава которой использовал новую технику - энкаустику, при которой применялись разогретые и смешанные с воском краски.

Вазопись. Лучше всего греческая живопись сохранилась в изображениях на вазах. В архаику появились основные типы греческой керамики, различавшиеся по форме и функциям: пифосы и амфоры, предназначенные для хранения вина, оливкового масла, зерна. В VII в. до н. э. многие греческие города являлись центрами гончарного производства - Коринф, Родос, Синопа, Самос, Милет. Господствующий до VII в. до н.э. геометрический стиль сменился коринфским, в котором проступало сильное восточное влияние. Пестро расписанные вазы украшались растительным орнаментом и изображением животных (бараны, быки, львы, пантеры) и фантастических существ (грифоны и сфинксы).

Во второй четверти VI в. до н. э. в греческой вазописи появился так называемый чернофигурный стиль. На красном фоне ваз черной краской наносили фигуры людей и животных, которые затем покрывались лаком. Уже по лаку художники процарапывали штрихи драпировок. Основными темами для чернофигурных ваз были мифологические сцены и изображение человека, фигура которого избавилась от принципов восточной скованности и демонстрировалась при повороте, в анфас и в профиль.

В конце VI в. до н. э. произошла замена чернофигурного стиля на краснофигурный. Фон вазы покрывался черным лаком, а фигуры сохраняли красный цвет глины. Контуры фи обозначались тонкими линиями различных оттенков, что существенно расширила возможности в изображения человека. Более тщательна прорисовывалась мускулатура тела, дропиравки одежды, выражение лица. В V в. до н. э. ваза писцы получили возможность существенна расширить круг сюжетов, более реалистична передавать движения, раскрывая внутренний мир человека.

3.6 Философия, естествознание, образование

Философия

Философия - наука об общих законах природы, человеческого общества и мышления. Особенности греческой культуры, такие как отсутствие замкнутой жреческой касты и религии разных догматов, способствовали отделению философии от религии. Взгляд греческих ученых был обращен к первооснове, причине явлений, что, послужила толчкам для развития научной мысли. Используя опыт восточной науки, греческие философы, освобожденные от религиозного мистицизма, утверждали рационалистическое объяснение мира. Усложнение общественной жизни, накопление знаний способствовали дальнейшему движению философской мысли. В греческой философии у - IV вв. да н. э. были заложены основы многих направлений; она стала фундаментом, на котором развивалась мировая философия.

Философия VII - VI вв. до н. э. Появление первых философских концепций связана с подъемам уровня социального, экономического и культурного развития общества. На первом этапе своего существования философия была тесно связана с религиозным мировоззрением, преодоление которого привела к появлению собственно философской науки.

Эта стадия развития философии была представлена ионийской, пифагорейской и элейской шкалами.

Ионийская школа. Основное развитие греческой философской мысли шла в ионийских городах Малой Азии - богатых, быстро развивавшихся, дававших возможность выделиться самостоятельным творческим личностям. Философы ионийской школы - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен - пытались проникнуть в первооснову мира, т. е. материю, некое первичное вещество, из которого состоят все вещи. Анаксимандр (ок. 610- 546 г. до н. э.) предположил существование некой беспредельной и неопределенной материи, состоящей из отдельных малых частиц.

В духе материалистической диалектики разрабатывал свою теорию великий ученый Гераклит (ок. 530-470 г. до н.э.). Первоматерией он считал огонь: мир возникает из огня и снова обращается в огонь. Гераклит вычислил высший закон природы, согласно которому все в мире находится в процессе непрерывного движения; каждое явление есть лишь момент всеобщего развития.

Пифагорейцы. Идейным противником Гераклита и философов ионийской школы был знаменитый ученый Пифагор (ок. 580-500 г. до н.э.).Переехав в г. Кротон (Южная Италия), он основал там школу. Углубленное исследование математики привело Пифагора к выводу, что не материя, а абстрактный порядок в мире. Количество и форма - вот те критерии, по которым существуют вещи. Мир состоит из количественных неизменных противоположностей: чет - нечет, конечное бесконечное. Именно со спора Пифагора и Гераклита и началось в истории философии противостояние материализма и идеализма.

Элейская школа. Младшим современником Пифагора был философ и поэт Ксенофан (ок. 570 480 г. до н. э.). Путешествуя по городам в качестве странствующего рапсода, Ксенофан критиковал антропоморфизм греческих богов в поэмах Гомера, отрицая их внешнее и внутреннее сходство с людьми. Он высказывал идею существования единого божества, которое силой своей мысли правит миром. Идеи Ксенофана воспринял и развил его ученик Парменид (ок. 540-480 г. до н.э.). Основатель философской школы элеатов. Источником знания по Пармениду являлся разум, а не ощущение. Мысль человека могла охватить только то, что существует. Следовательно, бытие вечно, неизменно и неподвижно. Ученик Парменида Зенон (ок. 490-430 г. до н.э.) путем логических парадоксов развил теорию неподвижности мира.

Философия V - IV вв. до н. э. В этот период благодаря софистам произошло отделение собственно философии, которая стала доминантой в духовной жизни нового общества и натурфилософии, которая продолжала тенденцию поиска сущности и происхождения вселенной.

Демократ. Большим достижением греческой науки стала атомистическая теория, разработанная Левкиппом (500-440 гг. до н.э.) Согласно ей мир состоит из мельчайших неделимых частиц материи - атомов (от греч. атом - «неделимый» ), которые непрерывно движутся в пустоте. Атомы разных тел отличаются друг от друга формой, порядком соединения, плотностью. Из атомов состоят не только предметы и люди, но и душа. Атомистическая теория Левкиппа оказала большое влияние на развитие научной мысли.

Софисты. Во второй половине V в. до н.э. получило развитие другое философское направление, названное софистикой. Софисты - странствующие философы, обучающие за плату основам философии и риторики, учили, что сколько существует людей, столько и истин, что никакое положение не может быть признано на веру, если оно не доказано. Идеологический и политический кризис в обществе способствовал критике софистами сложившихся традиционных убеждений. В учении софистов сам человек становился предметом исследования. Снижение интереса к активной политической жизни приводило людей к желанию задуматься над своим личным счастьем, к желанию самосовершенствоваться. Софисты часто отрицали общеизвестные истины, доказывая справедливость прямо противоположных мнений; ставили под сомнение божественное происхождение государства и законов, а Продик из Кеоса усомнился в религии.

Естествознание

В Х - IX вв. до н. э. греческой науки как таковой еще не существовало, и начальные практические знания греки заимствовали с Востока - у египтян и вавилонян, персов и хеттов. Развитие собственно греческой науки началось с VIII- VII вв. до н.э. в Ионии, самой богатой и передовой области Греции. В этот период получили развитие медицина и математика, астрономия и картография. На основе опыта египтян Пифагор сформулировал свою знаменитую теорему. Первую карту земли составил философ Анаксагор. Большой вклад в науку внес врач и философ Алкмеон (конец VI в. до н.э.). Он препарировал трупы животных для выяснения строения функций отдельных органов; первым провел операцию на глазе; составил учение об ощущениях; определил четыре типа темперамента человека. Объяснения солнечных и лунных затмений пытались дать философы Фалес и Анаксагор. Астрономы составляли поправки и уточнения к солнечному и лунному календарям.

Научные знания в V - IV ВВ. до н. э.

В V-IV вв. до н.э. из Ионии центр научной мысли перенесся в Афины и Великую Грецию. Развитие математических теорий было необходимо как для мореплавания и торговли, так и для строительства. В это время были разработаны почти все разделы начальной геометрии. Кроме математики развитие получили физика и астрономия (был упорядочен лунный календарь). Далеко вперед шагнула медицина. Многие научные достижения находили успешное применение в греческих колониях. В связи с ужесточением классовой и политической борьбы в IV в. до н. э. возникли теории о лучшем государственном управлении, социальные утопии и публицистика.

Математика. Больших успехов достигли ученые в математике. Платон среди всех наук на первое место ставил математику, отмечая ее важное значение для образования. Были выведены практические формулы для площадей и объемов квадратных фигур и тел, для круга и цилиндра, конуса, шара. Учение о подобных треугольниках стало началом учения о перспективе. Философ и математик Демокрит вычислил объем конуса пирамиды. Продолжала развиваться геометрия. Выделилась геометрическая алгебра.

Развитие других наук. Математик, астроном и географ Евдокс Книдский доказал, что земля это шар, и попытался вычислить длину ее окружности. Он стал создателем античной теории астрономии и предложил новую модель космоса из 27 равномерно вращающихся вокруг земли гомоцентрических сфер. В 432 г. до н. э. афинский математик Метон ввел новый календарь. Счет лет велся по 19-летнему «метоновскому циклу». В целом год состоял из 353 дней.

Важные исследования по физике оставил Аристотель, а о химических элементах - Эмпедокл. Аристотелю принадлежит монументальный труд по зоологии. В которых была проведена первая классификация животного мира.

В IV в. до н. э. появились первые труды по военному делу. Ксенофонт Афинский написал два трактата, по священных афинской коннице, а Эней из Стимфалы - трактат о защите городов.

Воспитание и образование

Одним из составляющих аспектов греческой культуры являлась система воспитания и образования, отражавшая систему высших духовных ценностей народа. Воспитание было одним из элементов культуры и от эффективности ее развития зависел общий культурный уровень народа.

«Старое» образование. В VIII VI вв. до н. э. система образования была предельно проста. До 6 лет мальчики и девочки воспитывались вместе; уход за ними поручался женщинам. Далее мальчики переходили под опеку отца, которому принадлежала ведущая роль в их воспитании. С 7 лет к мальчику приставляли педагога, чаше всего старого верного раба, которому поручалось наставлять его в правилах поведения и манерах, а также везде сопровождать. Образование включало в себя начальные элементы грамматики, музыки и гимнастики.

В архаический период стали складываться две системы воспитания спартанская и афинская. Система воспитания в Спарте отражала особенности государственной организации и нацеливала своих граждан на военную подготовку, тогда как афинская система стремилась к гармоничному развитию души и тела. Кроме того, юноши получали практические навыки умение вести хозяйство, работать в поле, даже знакомились с элементами медицины. Девушкам вменялось умение прясть, ткать, лечить и вести домашнее хозяйство.

Система государственного воспитания. Образование целиком находилось в руках государства. Воспитывали преданность государству и беспрекословное подчинение законам, уважение к старшим и абсолютную смелость. Еще Ликург отмечал, что цель воспитания состоит в том, чтобы вырастить гоплита. Единственной в Греции профессиональной армии требовались лучшие воины. Поэтому на первое место ставилась физическая подготовка, тогда как музыкальному и литературному образованию отводилось минимальное время. Хоровое пение и военная музыка, марши Терпандра и патриотические призывы Каллина и Тиртея - вот то немногое, что выбрали из гуманитарного образования. Многообразию жанров и пестроте образов греческой литературы они предпочли лаконизм - нарочито краткое и насмешливое изложение своих мыслей. В спортивной под готовке главная роль принадлежала конному спорту и атлетике.

Система воспитания спартиата состояла из трех частей. До 7 лет дети были под опекой отца, а после 7 лет мальчики попадали под надзор государства. Хилые и больные являлись обузой и поэтому их сбрасывали в пропасть Апотеты. На первой ступени мальчиков с 7 до 12 лет собирали в агеллы для тренировок и упражнений. Воспитание силы и выносливости - вот цель, которую ставило перед собой государство. Для этого мальчики проходили ритуальную порку до крови, бичевание в храме Артемиды Орфии, которой их приучали к молчаливому перенесению боли. С 12 до 15 лет подростки вступали в специальные отряды во главе с ирэнами. Они жили в казармах в суровых условиях, впроголодь, носили плохую одежду, спали на связках тростника, который сами собирали. Занятия спортом и охотой дополнялись сложным курсом военного обучения. В этот период учителя закладывали в них чувства отвращения и ненависти к илотам. Завершался этот период по левыми учениями, которые впоследствии приобрели форму ритуального уничтожения илотов. С 16 до 20 лет наступала третья фаза обучения - ирэния, некий вариант афинской эфебии. Молодой мужчина вступал в члены сисситии, т. е. становился хозяином земельного надела, с дохода которого он должен был жить.

Женское воспитание мало чем отличалось от мужского. Упор в нем делался на гимнастические упражнения. Вырабатывавшие силу и осанку, красоту и здоровье. Девушек немного учили пениям и танцам, необходимых для участия в религиозных церемониях. Однако их главной целью являлось деторождение. Крепкая и здоровая мать должна была рождать сильных и полноценных детей. Государство даже установило премии за деторождение и ввело штраф за бездетность.

Культура Греции VIII - IV вв. до н. э. стала важным этапом как в развитии греческой цивилизации, так и в судьбе мировой культуры. Она подарила миру множество открытий и идей, художественных образов и изобразительных шедевров, которые обогатили сокровищницу мировой культуры и заложили основы для дальнейшего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

На почве античной культуры впервые появилась, и стали развиваться категории научного мышления. Велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования -- общее образование или энциклопедическое образование, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки -- древнегреческий и латынь -- в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками -- историческим опытом и достижениями прошлого.

Список литературы

1. Античность: Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии: Справ. пособие для студ. гуманит. вузов и фак. и учащихся ст. кл. средних шк., лицеев и гимназий по дисциплине «Древние языки и культуры» / И.Е. Ермолова, И.С. Култышева, Е.И. Светилова, И.Р. Шопина; Под ред. В.Н. Ярхо. - Дубна: «Феникс+», 2003.

2. Арнольдов А.И. Введение в культуру / А.И. Арнольдов - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

3. Боннар А. Греческая цивилизация / А. Боннар - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1994.

4. Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник / Под ред. А.И. Немировского. - М.: Лабиринт, 1999.

5. История древней Греции: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгецкий, А.В. Стрелков; под ред. В.И. Кузищина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий - М.: «Высшая школа», 1990.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.