РУБРИКИ

Астральные культы Причерноморья

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Астральные культы Причерноморья

p align="left">В Причерноморье, народ, принимая инородных богов, связывал их со своими собственными представлениями о богах. В колониях легче устранялись все предания, нравы и обычаи, не соответствовавшие новым условиям быта.

Жрецы культов, имея частые сношения и с греками и с другими народами, обладали большими географическими сведениями. Овладев новой местностью, колонисты строили город и при помощи комиссии землемеров делили землю на равные участки, выделив предварительно священные участки для богов. Во многих колониях, основание которых последовало по совету Дельфийского оракула, пользовался особым уважением Аполлон, как покровитель ?колоний. ? Латышев В. В. Древности Южной России, MAP. - № 9,1892

Как замечает исследователь ранних форм религии С.А. Токарев, австралийские аборигены обращались за помощью к богам в том случае, если был, например, неурожай злаковых культур, «не родных» для местных климатических условий, и никому не приходило в голову призывать на помощь богов для урожайности финиковых и кокосовых пальм. Вера на помощь богов начиналась в том деле, где люди не справлялись сами. Токарев С.А., Ранние формы религии, М.,1990,с.123У колонистов с освоением новых земель было связано много проблем. В условиях постоянной военной угрозы и малознакомой местности им просто необходима была помощь богов!В штормовую погоду неопытные кормчие, плохо знавшие этот район, нередко налетали на гибельные для кораблей скалы «в непогоду это пространство представляет собой сплошной водоворот» Снисаренко А.Б. Курс - Море Мрака, М.,1982,с.28., недаром первые греки назвали Чёрное море Понтом Агсинским (Негостеприимным морем). Иногда в мифах отражены реальные случаи кораблекрушений, наряду с множеством условностей, символики и аллегорий. По первоначальным впечатлениям Страбона «это море было недоступно для плавания и называлось Аксинским из-за зимних бурь и дикости окрёстных племён» Страбон «География»,М.: «Ладомир»,1994, с.56

О духе того времени ярко свидетельствует знаменитая «херсонесская присяга» начала 3 в. до н. э.: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укреплёнными пунктами херсонесцев..» и т.п.

Переселенцы перенесли в Северное Причерноморье культы греческих богов и, прежде всего Аполлона. Богов изображали на монетах, им воздвигали алтари и жертвенники, сооружали храмы. В священной округе храма, а также на агоре ставились посвящения богам, как от отдельных лиц, так и от коллегий (например, стратегов, ситонов, членов фиаса и т.п.). Посвятительные надписи на мраморных и известняковых базах и плитах, на алтарях, жертвенниках и даже на сооружениях, например, надпись на архитраве храма Аспурга, а также граффити и дипинти, статуи и статуэтки богов служат хорошим источником для суждения о культах.

Многовековая история Ольвии одного из крупнейших античных городов Причерноморья насыщена важными и интересными военно-политическими событиями, связанными со скифскими, сарматскими, гетто-фракийскими племенами.

С V по II вв. до н. э. включительно в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора известны посвящения астральным греческим божествам, но с некоторыми отличиями. Так, в Ольвии более всего Аполлону Дельфинию, Аполлону Врачу, Афродите-Понтии (покровительнице мореплавания), Плутону и Коре и самофракийским богам. В Херсонесе доминировал культ богини Девы Парфенос, есть посвящения Афине-Спасительнице. В городах европейского Боспора этого времени -- более всего посвящений Аполлону Врачу, Артемиде, Афродите. В городах азиатского Боспора особенно много посвящений Афродите Урании, владычице Апатура, Артемиде, Аполлону Врачу. «Специфической особенностью пантеона северопричерноморских культов является наличие культа Ахилла Понтарха и богини Девы. В основе почитания этих божеств, вероятно, лежат сильно эллинизированные варварские культы» Блаватский В.Д. Искусство Северного Приченоморья античной эпохи, М., 47;с.89

В Горгиппии были распространены все основные культы эллинского мира в различных ипостасях. По доступным материалам сложно проследить развитие в городе каждого культа и его специфику. Официальный характер почитания существовал, примерно для 20-ти культов. В этом городе культы поддерживали незыблемость правящих династий. Наряду с Посейдоном, Гераклом, Афродитой, Гермесом, Деметрой и Корой-Персефоной, почитались и Великая богиня-мать, Кибела, Атис, Артемида, Зевс, Гелиос, Аполлон, Мен, Дионис, Пан-Сатир, Бог высочайший, римский император. Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия - М.:Эдиториал,1997,с.242.

«В Горгиппии также поклонялись Тюхэ, Афине, знали Эрота, Персея, горгон, Сфинкса, Гарпократа, Изиду, Сераписа».

Всё это подтверждает сильную эллинизацию городской культуры. Главным аспектом культовых представлений являлась идея хтонизма, умирания и воскрешения, плодородия. Эта направленность видна в почитании Геракла, Кибелы, Тюхэ; ведущей является в поклонении Афродите, Деметре и Коре-Персефоне, Великой богине-матери, Атису, Артемиде, Изиде, Дионису. Синкретизм мифологических представлений в Горгиппии очевиден, что объясняется многоэтническим составом населения и активными экономическими связями.

Был также известен иконографический образ Деметры с маленькой Корой на плече. Голова Коры в венке эллинистического времени, найденная у хутора Благовещенского в Анапском районе, аналогична ольвийским изображениям Коры эпохи эллинизма. Деметра с эпиклезом Куротрофос была почитаема в Северном Причерноморье. Статуэтки Куротрофос отнесены к первым векам нашей эры. Повсеместно фигурки богини исполнены нечётко. По характеру росписи и грунта можно судить о культовом использовании статуэток для приношений во время отправления культа.

Малоазийская богиня Кибела почиталась в Горгиппии с 4 в. до н.э. Этот образ заимствован из малоазийских центров и получил развитие в позднебоспорском искусстве. Доказательством этого служат находки мелкой пластики, которые будут рассмотрены в работе позднее и более подробно. Принадлежность Кибелы к астральным культам доказывает сопровождающий её Лев - астрологический символ Зодиакального созвездия, также являющийся символом Солнца, власти, а, следовательно и царей. Кибела, в этой связи выступает как владычица небесного свода.

Наряду с Кибелой в городе почитался её супруг Аттис, популярный в Северном Причерноморье с 1-го века до н.э. Аттис - олицетворение весеннего пробуждения растительности «наделённый чертами хтонизма» Там же,с. 245. В Горгиппии был известен образ стоящего бога во фригийском колпаке с обнажённым животом и сирингой.

Артемида Эфесская как образ великого женского божества почиталась в Горгиппии, Пантикопее и Гермонасе, очевидно со второй половины 4 в. до н.э. Культ Артемиды Эфесской был привнесён колонистами, возможно ионийцами. По свидетельству Павсания, «храм Артемиды в Эфесе выглядел колоссально и великолепно. Множество разного народа молило здесь богиню о защите. Ритуалом культа был выезд жрицы и жертвоприношения на алтаре животных, диких зверей.

В Горгиппии также почиталась египетская синкретическая богиня Афродита - Изида. Заслуживает внимания то, что одежда и прическа богини характерны для римских императриц конца 2 - начала 3 века. По всей видимости, это изображение отдавало дань культу обожествлённого римского императора, т.к. со времени Котиса 1 боспорский царь становится верховным жрецом культа римских императоров. Несмотря на это жители города ставили посвящения общеэллинским богам. Это доказывает, что императорский культ в Боспорских полисах не имел большого значения, а был лишь демонстрацией лояльности к Риму.

Общим для восточных провинций стал обычай совмещать отправления культов императора с наиболее почитаемыми в городе богами. Там же,с.249

Посвятительные надписи первых веков нашей эры отличаются от предшествующих. В Ольвии больше всего посвящений Аполлону Простату (защитнику), а также «милостивым богам» -- Асклепию, Посейдону, Серапису и Исиде. В херсонесских лапидарных надписях - посвящения Гелиосу, Афродите Немесиде, непобедимому Митре, в связи с воздействием культов, принесенных римскими солдатами.

От имени государства жрецами совершались культовые обряды, но догматических установлений не было. В храм могли входить только жрецы. В храме стояла статуя божества, столы для даров и фимиатерий для воскурения благовоний. Все священнодействия происходили перед храмом на священном участке. На алтаре совершались жертвоприношения. Приносили в жертву домашних животных, употреблявшихся людьми в пищу -- быков, овец, коз, свиней, петухов и кур. Бескровные жертвоприношения состояли из плодов, печений и возлияний чистого вина, меда и молока. В честь божества устраивались празднества. Они заключались в исполнении гимнов хором и солистами, двигающимися вокруг алтаря под аккомпонемент кифары или флейты, иногда с пляской. В состав праздневств входили состязания: музыкальные, гимнастические и конные. Культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве, особенно в посвятительных рельефах и терракотовых статуэтках. В Ольвии найдена мраморная плита, посвященная богу Внемлющему (конец III -- начало-II в. до н. э.). На ней изображены пять ситонов перед алтарем. Стоящий впереди жрец совершает возлияние. На передней стороне алтаря изображен предназначенный для жертвоприношения баран. Герой Внемлющий представлен возлежащим на ложе перед столиком с явствами, около него сидит женщина с ритуальным круглым сосудом. Этот рельеф является произведением местного скульптора, образ героя близок фракийским изображениям.

Наряду с храмами, особенно популярным среди населения божествам, воздвигались святилища. Святилище Деметры в Нимфее VI--III вв. до н.э. было расположено на берегу моря среди скал. В святилищах и около них обычно много находок -- приношений. Еще в древности, когда скапливалось много приношений, их сбрасывали в фависсы -- иногда в расщелины скал. Внутри святилища Деметры были найдены три больших сероглиняных сосуда, вокруг них -- громадное количество обломков амфор, киликов, блюд, лутериев, кувшинчиков, светильников. Большинство сосудов были сероглиняные привозные и местные, много расписных, в том числе чернофигурные аттические килики; обломки ритуальных сосудов в форме ритонов для культовых возлияний

В святилище фракийских богов в Ай-Тодоре II--III вв. н. э. были найдены три алтаря из известняка с посвящениями главному богу римской армии «Юпитеру Высочайшему. И по темам, и по стилю изображений они полностью аналогичны фракийским, таково изображение бога Диониса в виде обнаженной мужской фигуры в венке из листьев и гроздьев винограда, с небридой, переброшенной через левое плечо; в левой руке его жезл, в правой кисть винограда; у ног пантера и козлоногий Пан, из земли вырастают две могучие виноградные лозы. Есть и другие плиты с изображением Диониса, а также бога Митры, убивающего быка, Гермеса, маленький мраморный рельеф с изображением Гекаты. Известно несколько плиток с изображением Артемиды» Ростовцев М.Я. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. М.: «Наука»,2002, с.59.

Наряду с государственными культами существовали домашние культы особо почитаемых богов

Алтари VI--V вв. до н.э., открытые в городах Северного Причерноморья, были просты, как, например, монументальный алтарь в Ольвии -- четырехугольный в плане с более или менее высокими вертикальными стенками, на широком основании. Этот же тип алтаря сохранился и позднее: таков алтарь IV в. до н.э., открытый в Большой Близнице. Этот алтарь был вместе с тем и жертвенником (алтарь-эсхара). На верхней его поверхности видно отверстие, через которое кровь жертвенных животных стекала внутрь алтаря. Углы алтарей уже в VI в. до н. э. иногда завершались акротериями: в Пантикапее было найдено такое завершение алтаря в виде завитка волюты Блаватский В.Д. 4 История античной расписной керамики, М.: «Наука»,1953;с.90 в Фанагории -- тонко исполненная волюта IV в. до н. э. со следами розовой краски на глазке.

На Боспоре и в Горгиппии, вплоть до 3 в. н.э. поддерживался культ царей, который носил династический характер. Цель его распространения - придать легитимный характер правящей династии была в духе эллинистических монархий.

Постоянные войны эллинистической эпохи, падение старых полисов, нестабильность мира способствовала распространению и популярности культа богини Тюхэ - богини судьбы и случая. Тюхэ, в это время была покровительницей как частных лиц и царей, так и городов и акрополей. Её имя впервые упоминается в гомеровском гимне о Деметре, где она названа спутницей Коры. В классический период Тюхэ ещё не была известна как богиня, а считалась лишь самой могущественной из Мойр и лишь в новой эллинистической комедии (в связи с военно-политическими событиями), ей присваиваются божественные атрибуты. Тюхэ Менандра всем управляет и всё изменяет. В античном мире Тюхэ была довольно популярна. Культовые места богини были распространены по всей Элладе. В периоды социальной стабилизации богиня приобретала статус Фереполис « городу счастье и помощь несущей» Алексеева Е.М., Античный город Горгиппия, М.: «Эдиториал»,1997,с 234. и появился даже совместный храм Тюхэ и Доброго демона. Игральные кости в прорицалище Тюхэ являлись символом игры судьбы жизнями людей.

Культ Тюхэ сохранил и черты хтонизма соответствующих Артемиде - Гекате, Деметре, Коре, связанных с Плутоном, дарующим произрастание плодов и возобновление жизни.

В Северном Причерноморье - районе постоянной экономической, социальной и политической активности образ Тюхэ, как и образы других божеств терпел постоянные изменения. В 1 в. до н.э. - 1в.н.э. Тюхэ изображается с атрибутом Великой матери - с фиалой и в калафе.

В Горгиппии почитался Зевс как бог, олицетворяющий небо, источник дождя и света. При Рескупориде 2 (68-91г.) на Боспоре существовал фиас Зевса и Геи Спасителей (т.е. неба и земли). Находками в Горгиппии подтверждены как сотерические, так и хтонические черты бога.

Официальным в Горгиппии культом был и культ Гелиоса. Его солярные символы: шестилучевая звезда - солнце и полумесяц определяются иногда как символы Гелиоса - Нерона, иногда как обожествлённого Аспурга в образе Митры-Гелиоса. Отличие Гелиоса Северного Причерноморья в символике - (шестилучевая звезда и полумесяц) - солярных символах сарматской династии на Боспоре с иранскими истоками. Иранский солярный символ - шестилепестковая розетта, в другом исполнении - круг с вписанным в него крестом. Солярные символы связаны с культами Гелиоса, Аполлона, Адониса, Пана, Мена, Озириса, Бала, Митры, Сабазия.

В ипостаси солнечного бога почитался в Горгиппии бог Мен, изображавшийся верхом на петухе. Петух, как известно является астрологическим знаком некоторых гороскопов. Лунарные божества - силены и Пан нашли своё место в верованиях горгиппийцев, как и Бог высочайший, несший идею монотеизма. Локальные эпитеты Бога отражают особенности местных культов верховного божества. Интересно, что будучи одним из главных культов на Боспоре, монотеистический культ Бога высочайшего не изменил «представления о генеалогии царствующей на Боспоре династии, которая по прежнему считала себя происходящей от Посейдона и Геракла. Но, приобщение богу в виде всадника даровало власть, как и приобщение Великой богине-матери.

О ряде культов Горгиппии представления в настоящее время отрывочны. Есть подтверждения того, что в Горгиппии был известен Сфинкс и на протяжении большого промежутка времени почиталась Афина в ипостаси Промахос, а также знаменитая Афина Парфёнос Фидия. Часто Афина изображалась с фигуркой Ники на вытянутой ладони левой руки. Находит подтверждение в археологических раскопках и миф о Персее, обезглавившем Медузу горгону.Культ Сераписа, созданный при Птолемеях объединял культы греческого Зевса и египетского Озириса, был связан с культом Изиды и Гора-Гарпократа. На территорию Северного Причерноморья и Малую Азию культ Сераписа проник в 3 в. до н.э. «Таким образом, в Горгиппии были распространены все основные культы эллинского мира, их почитали здесь в различных ипостасях.

Чем религия выше, тем уверовать в нее труднее. Религиозные представления жителей сельской общины Малой Азии были непосредственны и наивны, о чём свидетельствуют такие посвящения как «богу и кометам» Голубцова Е.С., Идеология и культура сельского населения Малой Азии 1-2 вв.,М.: «Наука», с.55.или непосредственные обращения к богу, например: «такой-то - Зевсу».

В некоторых областях Малой Азии и Фригии поклонялись Плутону в ипостаси подземного божества.

Сельские жители считали, что боги помогают им в сельскохозяйственных и военных делах. Обожествлялись силы природы. Так в честь бога Солнца воздвигались храмы, создавались религиозные общества, фиасы. Ставились надписи в честь Гелиоса, иногда изображая его рядом с греческими богами Зевсом или Аполлоном. Известны обращения к богу Солнца как к хранителю могилы. До наших дней дошли свидетельства поклонения богу Солнца в эпиграфике многочисленных клятв и проклятий. Например, жители Пафлагонии верили в богов, олицетворявших силы природы- Земли и Солнца.

Помимо культа Солнца, существовал и культ Луны, Селены, связанный с культом бога Мена.

Обожествлявшие силы природы сельские жители поклонялись и речному божеству, что было естественно и важно в засушливой Фригии. Жители верили, что божество - покровитель деревни разделяет их интересы, поэтому каждая община имела своего бога-покровителя. Боги с местными этниконами имели карийские, лидийские, фригийские корни.

Наиболее древним и распространённым в Малой Азии был культ Матери богов. Во Фригии - в ипостаси Ангдистис. Страбон называет Великой Фракийской богиней. Известна четырёхликая матерь богов во Фригии и Галатии; в ипостаси Анаит, с ярко выраженными восточными чертами, культ богини Кибелы. Этот культ являлся как общегосударственным, так и локальным с многочисленными местными этниконами. Символом матери богов был лев - знак зодиакального созвездия августа - месяца сбора урожая.

Символом Зевса Спасителя был орёл. Возможно, орёл был священной птицей в верованиях сельских общин. Религиозные представления тесно переплелись и неплохо друг с другом уживались.

Зевсу Величайшему, Зевсу Сотеру, Зевсу Бронтонту, Зевсу Ктесию, Зевсу Эпикарпию, Зевсу Эвридамену, Зевсу Фатнию, Зевсу Оркаманейту, Зевсу Исиндию, Зевсу Паппию возносили свои молитвы о лучшей жизни деревенские жители. Давая божеству этрь6тникон по названию поселения или по какой-то одной цели , сельские жители делали далёкое и холодное божество близким и понятным, заинтересованным в их непосредственных нуждах. Так звёзды сходили с небес и становились ближе.

Местные этниконы имели также и бог Мен, и матерь богов и др. Так в представлениях сельских жителей Малой Азии греческие и римские боги приобретали не свойственные им ранее черты.

Культ Геракла являлся общегосударственным и локальным. Посвящения Гераклу имели его символ - быка, иногда даже отсутствовало изображение самого бога. Как известно бык - зодиакальный знак созвездия Тельца. Солнце проходит созвездие Тельца в мае - месяце весеннего потепления, посадки растений, победы над зимой и холодом. Так и Геракл, побеждая зло этого мира, освобождает дорогу для добра и процветания.

В некоторых надписях найденных в Малой Азии Культ Диониса, олицетворявшего осень, сочетался с культом императора. Культ императоров в сельских местностях проявлялся в отождествлении императора с богом Солнца. Царь, как и Солнце обладает функциями наделения дарами, плодами осени, результатами труда. Иногда статуи императоров около храма ставили разбогатевшие общинники желавшие, очевидно, выслужиться перед магистратами, или перед римлянами. Интересный момент: община, видимо считавшая для получения урожая бога-императора недостаточной гарантией, добавила рядом в декрет богиню Деметру. Интересен культ двенадцати богов в Ликии: « Ясон на обратном пути из Колхиды впервые принёс жертву 12 божествам».

В Малой Азии известны посвящения Артемиде «олененесущей», там же, с.77. Аполлону Лермену, Лето с её атрибутами - голубями. Аполлон иногда изображается во фригийском колпаке. Следует отметить, что для Фригии характерен местный головной убор, в который они и наряжали пришлых богов, тем самым, делая их более близкими и понятными.

Пантеон местных божеств Малой Азии включал в себя: Матерь богов, в различных модификациях, Аттиса, Тиоса, Мена. Это ясно отражает характер жизни сельской общины с её заботами и проблемами. В засушливых районах Малой Азии имело большое значение количество осадков. Жители просили у богов хорошего урожая, отражая свои надежды на него в надписях-молитвах. Религия общины была демократична. В ряде районов Малой Азии, в которых было развито коневодство, Зевс и Аполлон изображались в образе бога-всадника.Отправляли культы местных богов и богов античного пантеона одни и те же жрецы.

Изучение процесса проникновения богов античного пантеона и их ассимиляции в общине показывает, каким именно путём шёл процесс эллинизации местного населения, какие черты приобретали мировоззрение и религия в сельских районах Малой Азии.

Найденные на территории Причерноморья культовые скульптуры начала нашей эры подтверждают копирование и подражание памятникам греческой классики. Рассмотрим подробнее некоторые из культов, а именно: - культ Аполлона; - культ Афродиты; - культ бога Мена; - культ Митры; - культ богини Ма.

§ 1 Культ Аполлона.

Аполлон - бог Солнца и света, покровитель поэтов и музыкантов, выдвинулся из официального пантеона богов, под своим прежним именем, с которым прибыл извне.

Для жителей Малой Азии 4- 3 тыс. до н.э., Аполлон северянин. Он явно не равнодушен к гипербореям. «И эта его любовь к обитателям севера, память о них, как о лучшем, справедливейшем народе, конечно же не память самого Аполлона, а выраженная в аллегорической форме памяти народа - носителя его культа». Ю.Петухов «Дорогами тысячелетий», ист. очерк,М.: «Молодая гвардия», 1989, с.7.

Многовековая литературная обработка образа привели к тому, что Аполлон воспринимается исключительно как классический образ юного красавца, светоносного бога - покровителя изящных искусств. Прояснить первоначальный облик божества, можно только отделяя один за другим поздние пласты мифотворчества. Поскольку данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологии имени Аполлон можно предположить, что сам образ имеет догреческое, малоазийское, а возможно и вовсе не индоевропейское происхождение. Немецкий исследователь Х. Коте считает, что культ Аполлона возник в районе Среднего Дуная. Академик Б.А.Рыбаков пишет: « Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, - это прочная связь всего цикла лето - артемидо - аполлоновских мифов с севером, с гиперборейцами, жившими где-то на севере от Греции». Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, близость к пастушеству и земледелию, а в представлении «микенских греков» Аполлон выглядит внешне варваром: «не стригущий власов», «длиннокудрый» (по словам Гомера).

Геродот в 5 веке до н. э. засвидетельствовал присутствие сколотов в Северном Причерноморье. Академик Рыбаков доказал принадлежность сколотов к праславянам. Наиболее подвижная, молодая, раннедружинная прослойка устремилась в богатые и оживлённые приморские области. Б.А.Рыбаков считает, что исходная точка многообразного облика Аполлона связана со скотоводческой пастушеской средой. Из изложенного выше становится объяснимой гипотеза трансформации праславянского «Кополо - н» в русский - как «Купало», в древнегреческий, а затем в греческий - как «Аполлон». Оба божества молоды и юны, символы плодородия, оба умирают и воскресают, являясь как бы «сезонными богами», связывая миф с развитием растений и семян. В Дельфах, как и на Делосе, Аполлон связывался с Солнцем и огнём. В описании Деодором страны гиперборейцев обычно не замечается одно интересное сообщение: на острове находился великолепный храм Аполлона, достойный похвалы, украшенный многочисленными приношениями, шарообразный по своей форме. А всё сферическое и вообще шарообразное, согласно Порфирию, подобно Космосу и Солнцу. Впрочем, для арийской мифологии характерна двойственность светового божества: Митра и хвар, Вивасват и Сурья.

«Аполлон известен, в первую очередь как бог солнечного света, красоты, гармонии и покровительства искусствам - однако, таким он становится только в классическое эллинистическое время» Лосев А.Ф. «Античная мифология в её историческом развитии», М.: «ЧеРо»,с. 305,

, сохраняя одновременно при этом «многие свои более ранние, в том числе хтонические черты» там же,303. хотя его отождествление с Гелиосом - Солнцем произошло поздно - в 5в. до н.э. - главным образом в произведениях Еврипида).

Последние - напрямую связаны с загробным миром, идеей о возрождении. «Геродот связывает их происхождение с Египтом, где Гор - Аполлон являлся, якобы, сыном Осириса - Диониса и Исиды- Деметры» Там же, с.355.. Аполлон связывался своим рождением и с такими «ультра хтоническими существами, как Силен, Пан и т. д.

Культ Аполлона на Боспоре засвидетельствован с конца 5 века до н.э. нумезматическим материалом.

Начиная с конца 4 в. до н.э. наибольшее распространение получил культ Аполлона врачевателя и занял почётное место на Боспоре, находясь под покровительством Левнона (389\8 - 349\8г. до н. э.). Перисада 1 (344\3 - 311\10 года до н. э.), Спартона 3 (304 \3 - 284\3 г. до н. э.), Левнона 2 (240-220 г. до н.э.). Исходя из того, что культ Аполлона врача в 4-3 веках до н.э. находился под покровительством спартакидов, исследователь Сударев Н.И. делает следующие выводы:

- это был главный полисный культ Пантикопея с момента его основания. «В Пантикопее на горе Митридат найдено 2 посвящения Аполлону врачу, одно из них относится к концу 6 началу 5 века до н. э., второе - к нач. 4 века до н. э.».

СударевИ.И. « Культ Аполлона Врача на Боспоре и некоторые вопросы греческой колонизации»,М.: ИА РАН,1997,с.65

Самое почётное место в Пантикопее занимал, при Спартакидах храм Аполлона Врача. Жрецы в храмах Аполлона Врача были представлены высшей Боспорской знатью и членами семьи спартакидов.

Фролова Н.А. выделяет несколько типов монет с изображением Аполлона или его атрибутов и свидетельствующих об официальном культе этого божества. Строительство монументального храма Аполлону Врачу подтверждает существование религиозного союза вокруг этого культа в 5 веке до н. э. Чеканка монет с легендой Аполлона связана с вышеупомянутой амфиктионии и с храмовым чеканом.

Существование Амфиктеонии предполагает наличие данного культа в качестве одного из основных, в ряде городов на берегах Боспора, которые собственно и могли вокруг него объединяться. Одним из самых информативных источников о религиозной жизни в античном Северном Причерноморье являются граффити. Однако большая их часть остаётся неопубликованной, кроме того, они являются, весьма сложными для интерпретации. Известно большое количество посвящений Аполлону в Феодосии, Пантикапее, на мысе Зюк. Меньше их в Нимфее, Ките. Весьма немного следов почитания Аполлона и в раннем полисе на месте Анапы (Синдской Гавани).

На граффито из Мирмения - посвящение Аполлону Врачу на венчике аттического Килика, датируемого 475-469 годами до н.э. Кроме того, там же была обнаружена чрезвычайно редкая для Боспора находка - «монета стрелка», широко распространённая в Северо-Западном Причерноморье в 6- начале 5 веков до нашей эры и связываемая с вотивными приношениями Аполлону Врачу. Аполлон нередко выступает в качестве божества, умирающего и возрождающегося, ЛосевА.Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М.: «ЧеРо»,2005,с.356, снисходящего в Аид там же,.363 и вновь возвращающегося оттуда, но уже очистившимся там же,с.402. «Аполлон - один из самых распространённых и почитаемых божеств древнего мира. Вряд ли следует доказывать его широкую известность и в греческих колониях Причерноморья» там же,с.267.. Однако, в различных местностях, он почитался в разных ипостасях.Аполлону часто сопутствует изображение волка. Причины, по которым то или другое животное считалось особенно излюбленным известным божеством, конечно, не всегда возможно объяснить, но чаще всего они основывались на представлении ближайшего соотношения между качествами божественного существа и природными свойствами животного. Основное символическое содержание культа Аполлона Петрос в Северо-Западном Причерноморье, хотя и подвергалось с течением времени определённым изменениям, носило в общем одинаковый характер во всех местах его почитания. Понтийские греки следили за развитием культа Аполлона в его панэллинских святилищах и были знакомы с Религиозной философией оказывавшей значительное влияние на его развитие и популярность.

К культу Аполлона в Ольвии: «В какой- то степени интерес ольвиополитов к философии Аполлоновской религии раскрывается одним граффито, найденном в несколько испорченном виде на Западном Теменосе. Оно прочерчено по кругу на ободках поддона череполаковой чаши, специально сглаженном после того, как она разбилась» Русяева, Культы и святилища в сфере политики демократических полисов Северного Причерноморья в раннеэллиннистическое время, ВДИ, 2000, №3,С.74.

На одном ободке стоят имена (Наллиник, сын Филонсена, Деметрий, сын Сократа) членов Фиаса боршков;

на втором, невидимом сверху, размещены также замкнутые в круг отдельные пары слов, которые можно читать и трактовать следующим образом: «Аполлон - Солнце, Солнце - Космос, Космос - Свет, Свет - жизнь, жизнь - Аполлон».

Естественно, эту надпись можно интерпретировать с самых разных позиций в зависимости от того, где начать его чтение. Хотя несомненно, что в ней существуют определённые закономерности сцепления логических заключений своего рода логическая игра понятий, для которых важно ключевое слово. Скорее всего, поскольку оно составлено членами религиозного фиаса, таким ключевым словом должно быть имя Аполлон. Такое изречение подчинено, очевидно, философско - логичному доказательству, что вся жизнь на земле существует благодаря Аполлону, где он уподоблен и Солнцу, и Космосу в его многозначном понимании, и свету, и жизни. Данная надпись доказывает отчётливое проявление культа Аполлона в Ольвии, в который вкладывались космогонические идеи.

Имеются свидетельства, что в ранний период эллины пропагандировали культ Аполлона среди местного населения Причерноморья. На это недвусмысленно намекают мифы о гиперборейских дарах для деллоского святилища и стреле как мирном символе Аполлона, которую несёт Северный пророк Абарис, а также, находка посвящения Петросу и Дельфинию в лесостепной скифии конца 2 века, посвятительная надпись на амфоре второй половине 6 века до н.э. Аполлону Борею.

Фракийские цари, безусловно знали имя Аполлона, царь Котис возводил своё происхождение к этому богу, называя себя его сыном. Солярная сущность этого бога и его обширные функции, в том числе и лученка, были близки мировоззрению автохтонов. Однако говорить об этом можно только в гипотетическом плане, т.к. основная часть населения во всех местностях, будь то Фракия или Скифия, оставалась, верна своим традиционным культам и верованиям. Если и проявлялся какой-то интерес к греческим божествам, то он был характерен главным образом для отдельных представителей варварской элиты.

Культ и храмы Аполлона имелись в различных областях сельских районов Малой Азии, не только в прибрежных районах, но и во Фригии, и во внутренних, центральных районах. Известны и жрецы этого культа: некто Менофил, сын Онесима.

В районе города Дионисополя исповедовался культ Солнца, сочетавшийся с культом Аполлона Лермена. Как и многие другие культы в Малой Азии, культ Аполлона получал местные эпиклезы. Например, культ Аполлона Макестена, считается, что это название связано с рекой Макест. В данном случае мы видим процесс ассимиляции греческого бога Аполлона и местного речного божества реки Макеста.

Можно судить о представлениях сельского жителя Малой Азии по рельефам с изображением Аполлона. « На одном из таких рельефов Аполлон представлен стоящим на пъедистале, левой рукой опирается на алтарь, в правой держит какой-то предмет (жезл или скипетр). С левой стороны от него бюст бога с расходящимися лучами, справа - сидящий на пъедистале волк. «Специализация» этого божества известна недостаточно: можно сказать лишь, что жители деревень ставили благодарственные надписи Аполлону в случае благоприятного исхода путешествий либо прося у него благополучного возвращения.» Голубцова Е.С. Идеология и культура сельского населения Малой Азии 1-2 вв, М.: «Наука»,1977,с.79

Встречаются посвящения Аполлону Лукию. Одно на стеле белого мрамора из Илькбуруна. Атрибуты Аполлона Лукия конь, бык, орёл, волк, гирлянда, орнамент. На другой известной стеле Аполлон Лукий во фригийском колпаке, в который сельские жители облачили не одного греческого бога.

Культ Аполлона Лермена отличается своей социальной окраской, его практиковали в Гиераполе, Блаунде.

Аполлон архаический, классический и эллинистический довольно сильно, если не сказать более, отличаются друг от друга, оставаясь при этом одним божеством и нередко сохраняя отдельные свои архаические черты до конца античности. Лосев А.Ф., Античная мифология в её историческом развитии,М.: «ЧеРо», 2005,с.267

Когда грек Лукиан посетил знаменитый храм в Иера-полисе в Сирии, он увидел изображения всех богов, кроме Солнца и Луны. Спросив о причине, он получил от-вет, что прочие боги невидимы для людей, тогда как Солнце и Луна и без того открыты для всех.

Солнце является центром системы планет и организует их вокруг себя. Планеты окружают Солнце как музы -- солнечного бога Аполлона А.С.Русяева, Культ Аполлона Петрос в Северо- Западном Причерноморье в раннеэллинистическое время, ВДИ, 2000, №3, с.75

§ 2 Культ Афродиты.

Имена, прозвища и атрибуты, указывающие на разнообразные представления о богах в Причерноморье своим происхождением, иногда, обязаны местным причинам. Вследствие разнообразия этих прозвищ и атрибутов неоднократно высказывались сомнения, действительно ли они принадлежат одной и той же божественной личности, или разным, только носящим одно и то же имя.

«Я не знаю, -- говорит Сократ у КсенофонтаО происхождении богов. Сост.Шталь И.В., М.: «Советская Россия»,1990, с 45.

-- одна ли Афродита, или две -- Небесная и Всенародная: ведь и Зевс, которого признают за одного и того же бога, имеет много прозвищ».

Боспор Фракийский имел огромное значение для развития античного мореплавания. Здесь начиналось или завершалось тяжёлое и часто опасное плавание в Понт. Столь широкая известность породила немало мифов о проливе. На его берегах было воздвигнуто несколько святилищ. Богатые жертвоприношения и посвящения богам должны были обеспечить безопасное плавание и счастливое возвращение. На спуске к морю стояли храмы.

На южном побережье Понта Эвксинского - храм Афродиты в районе небольшой гавани и небольшого острова Аполлония.

Известны многочисленные свидетельства культа Афродиты в разных районах Причерноморья.

«В Пантикопее найдена мраморная головка Афродиты - копия 1 века с греческого оригинала 5 века до нашей эры. О римском стиле копии говорит трактовка глаз: слишком плоские, почти вдавленные глазные яблоки. Римская техника сказалась в полировке лица скульптуры, применении бурава при изображении волос, рта и глаз. Статуя Афродиты была выполнена в одном из городов западного побережья Малой Азии, из островного мрамора и в готовом виде привезена в Пантикапей, очевидно для храма» Цветаева Г.А. Рим и Боспор,М.: «Эдиториал», с. 121 - пишет Цветаева со ссылками на Блаватского, Лосева и Кобылину.

«В технике провинциального римского искусства выполнены скульптуры, найденные в Херсонесе»Там же, с.156 - изображения эротов… к декоративным украшениям относятся мраморные подставки от алтаря или жертвенника в виде фигуры льва, подобные подставки были широко распространены в римское время».

Давнее стремление местного искусства Северного Причерноморья к реалистическим портретным изображениям получило сильное развитие и влияние со стороны римского портретного искусства, что заметно в культовых скульптурах, найденных в Херсонесе.

Под влиянием обстановки на Боспоре, правитель Танаиса в 193 году в честь победы над скифами поставил посвятительную надпись богам, Афродите в том числе.

Не подлежит сомнению, что культ Афродиты, имеет в себе финикийские или другие азиатские элементы; оргиастические обряды культа Вакха обнаруживают сходство с фригийскими обрядами корибантов, а в элевсинских мистериях заметно влияние Египта. Были заимствования и с севера, например, из Фракии. Латышев В. В. Древности Южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России в 1889-- 1891 гг. MAP. - № 9. - 1892

В некоторых Боспорских городах существовали фиасы (религиозные союзы), в которых объединялись почитатели Афродиты.

Популярность культа Афродиты на азиатской стороне Боспора объясняется Гайдукевич В.Ф., История античных городов Северного Причерноморья, АГСП, М-Л,1955,т.1, с.272 тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления производящих сил природы, встретились с существовавшими у местного место-сидского населения аналогичным культом женской богини.

На оборотных сторонах меди Рискупорида 5 - изображение Афродиты Урании, восседающей на троне. В правой руке богини - шар, в левой - скипетр, в поле монеты - звезда.

Этот тип изображений своими корнями восходит к древним религиозным представлениям. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России, М.,2002, с.132

Особенно ярко это проявилось в культе Афродиты Апатуры, превратившейся в Афродиту Уранию.

Существование культа этой богини на Боспоре чётко прослеживается с конца 1 века до нашей эры до третьей четверти 3 в. н.э., и особенно заметно в типологии медных боспорских монет. Это не удивительно, так как Афродита Урания являлась основной официальной богиней, дающей власть царям. Одним из её атрибутов, кроме звезды, яблока и патеры, как на меди Савромата 2 и Рискупорида 3, был шар или сфера. То, что шар был первоначально её основным атрибутом, свидетельствуют монеты города Уранополиса, выпущенные в 3 веке до нашей эры.

На лицевой стороне этих монет помещено изображение солнечного диска с лучами, а на оборотной - изображение Афродиты как богини всего неба, восседающей на небесном шаре. Головной убор богини венчает звезда. В правой руке Афродита держит жезл с солнечным диском на верхнем конце. Слева помещена многолучевая звезда. Отталкиваясь от этого образа Афродиты Урании, можно предположить, что изображение шара или сферы на оборотных сторонах статёров Евпатора, Савромата 2, Котиса 3, Раскупорида 5, Фофорса и Рискупориды 6, является атрибутом Афродиты Урании и солнечного диска - атрибутом Гелиоса, верховного бога Солнца, мужского коррелята Афродиты Урании.

Дифферент в виде двух шаров чаще всего встречается на лицевой стороне статеров Рискупорида 5 (252г.н.э.) и на обратной стороне статеров этого же года. Точно также трактуются изображения 2 шаров, помещённых один под другим, и на статерах Фарзанса.

История Боспора Киммерийского, освещена источниками недостаточно и очень неравномерно. В особенности это утверждение верно для религиозной истории Боспора. В силу этого каждое свидетельство требует к себе пристального внимания. Среди таких немногочисленных свидетельств относительно религии населения Боспоры особое место занимает сообщение Страбона об одном Боспорском мифе:

«Есть в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на неё здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой то пещере; затем принимая гигантов по одиночке, она отдавала обоих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их». Strabo, The Geography of Strabo, 2,р.70Это сообщение повторяет (со ссылкой на Страбона) и Стефан Византийский.

Переходя к анализу данного мифа, отметим, прежде всего, то обстоятельство, которое даёт исследователям право считать его боспорским. Помимо прямых указаний на то, что действие развёртывается на территории Боспора Киммерийского, имеется другое - более важное обстоятельство: в мифе описывается столь важный для всего греческого мировоззрения миф о борьбе богов и гигантов, заканчивающийся гибелью последних, но при этом Боспор даёт нам такой вариант мифа, который очень мало согласуется с основной его версией. Важнейшее отличие Боспорского варианта от основного состоит в том, что противниками гигантов здесь являются только Афродита и Геракл и победа достается последним - не в результате жестокой битвы, а вследствии обмана.

Необходимо обратить внимание так же на то, где происходит эта битва. Хотя у греков существовали определённые расхождения относительно места битвы между богами и гигантами, местом этого сражения назывались либо флегрейские поля к северу от Неаполя или Флегры - Паллена во Фракии; у Деодора, однако, во всех описаниях она всегда проходила на «открытом воздухе» и никогда - в пещере.

Всё это позволяет рассматривать этот вариант мифа о гигантомахии как чисто локальной, боспорский.

Несмотря на краткость изложения Боспорского варианта мифа о гигантомахии, в нём имеется несколько важных информационных блоков, помогающих понять его суть и происхождение:

1 Общее указание на место - в Фанагории, где расположено известное святилище Афродиты Апатуры;

2 указание на то конкретное место, где были уничтожены гиганты - в пещере;

3 указание на 2 противоборствующие силы: гиганты с одной стороны и Афродиты и Гераклом - с другой;

4 указание на то, каким образом была достигнута победа над гигантами - путём обмана.

Особое значение имеет указание на Фанагорию - колониальный греческий полис, возникший в середине шестого века до нашей эры, в результате переселения на Таманский полуостров малоазиатских греков. Фанагория была крупнейшим городом Азиатского Боспора. Естественно, что святилище Афродиты Апатуры в нём имело особое значение, свидетельством чего является и упоминание его в труде Страбона: « в Фанагории есть известное святилище Афродиты Апатурос» Strabo The Geography of Strabo, 2,р.78

Две из найденных в Фанагории надписей сообщают о воздвигнутых в царствование Пересада 1 статуях в честь богини Афродиты Небесной.

Культ Афродиты засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

Культ Афродиты на Боспоре обладал определёнными особенностями. Для понимания характера культа важны эпиклезы, которые прилагались к имени богини. Можно отметить несколько эпиклез Афродиты на Боспоре:

1 Просто Афродита, без каких-либо дополнительных определений;

2 Афродита Навархида;

3 Афродита Урания, Апатуриада;

4 Афродита Урания, владычица Апатура;

5 Афродита Урания.

Можно предполагать, что Афродита Навархида имела отдельный культ и особое значение как богиня, специально покровительствовавшая морякам.

Существование этого культа зафиксировано на Боспоре только для относительно позднего времени (начиная со второй половины 1 века до нашей эры)

«Популярность культа Афродиты в Боспорском царстве объясняется, тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления природы, встретились с существовавшим у местного место-сидского и скифо-сарматского населения аналогичным культом женской богини» Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. - М.: «Наука», 1949, с.224

.

При Асандре и Динами наварх Паталеонт ставит статуи Пасейдону Сосинею и Афродите Навархиде, а в Горгипии - большом торговом порту и городе крупных судовладельцев в начале 2 века строят храмы Афродите Навархиде - «судоначальнице». Все остальные надписи свидетельствуют о едином культе. Наиболее полно, титулатура богини представлена вариантом № 4, где она определяется как богиня Урания, владычица Апатура, варианты № 3 и 5 - сокращённые. В каждом из них, кроме имени богини, представлен только один элемент её наиболее полной эпиклезы.

В Горгинии Культ Афродиты носил официальный характер. Популярность богини засвидетельствована многочисленными находками её изображений, среди которых отмечено не менее 10 иконографических разновидностей. Из Горгиппии происходят глиняные, бронзовые и мраморные фигурки Афродиты, образ её украшают найденные в городе произведения торевтики. Основная масса изображений Афродиты в Горгинии относится к рубежу тысячелетий и 1-2 в н.э., лишь отдельные находки связаны с эпохой эллинизма. Многообразие типов выявляет разные стороны культа и представляет богиню в различных ипостасях.

В Горгиппии почиталась Афродита Навархида и ей на рубеже 1и 2 вв. был выстроен храм, что свидетельствует об официальном характере культа. Непрерывное существование на Боспоре культа Афродиты продолжалось не менее 8 веков, но именно во 2в. н.э. этот культ утверждается в значении общего и с чтимой всеми Афродитой Апатурой Почитание богини в ипостаси Навархиды получает развитие в 1 в. до н. э., очевидно, в связи с пиком переселенческой колонизации. Афродита Урания (небесная) неоднократно представлена на золотых и серебряных украшениях из Горгиппии, она изображалась со скипетром в сопровождении 1 или 2 эротов.

Прямоугольный щиток со штампованной полуфигурой Афродиты помещён в центре золотого венка из анапского скального склепа 2 - середины 3 в. Шея богини на этом щитке украшена ожерельем с подвесками, из-за левого плеча её выступает фигурка Эрота, справа помещён скипетр. Две круглые броши из могил городского некрополя - одна серебряная из комплекса 1 в. н. э., другая золотая из комплекса 1-2вв. - также представляют Афродиту погрудно в диадеме над пышными волосами с ожерельем на шее. За плечами богини 2 крылатых Эрота, спереди справа налево вытянут скипетр. По-видимому, аналогичный сюжет украшал серебряный медальон, найденный в могиле гогриппийского некрополя, датированной И.Т.Кругликовой 2в. до н.э. .

Керченская плита 2в. до н.э. из местного известняка представляет летящую на лебеде Афродиту со скипетром в левой руке и крылатым Эротом слева. Плита содержит посвятительную надпись Афродите Урании, владычице Апатура и тем самым определяет местный иконографический образ богини в ипостаси Урании.

В вазовой росписи подобное изображение Афродиты, стоящей на лебеде со скипетром в сопровождении 2 эротов, сочетается с фигурами Диониса и Гермеса, свидетельствуя о сложном синкретизме культов и заимствовании из метрополии местного богини - покровительницы.

На монетах Савромата 2 покровительница государства Афродита Урания изображена с яблоком в правой руке и скипетром в левой, у ног её стоит Эрот, перед богиней помещён бюст императора.

Синкретизм культа подтверждает ещё одна золотая бляха из горгиппийского некрополя. Обычное изображение Афродиты со скипетром и двумя эротами дополнено сценой терзания 2 зверей (лису терзает собака) - постигнутое животное обернулось к напавшему. Это дополнение скорее, символизирует культ Артемиды, но может отдавать дань и распространённому в Северном Причерноморье сюжету терзания - благого терзания, т.е. смерти во имя жизни.

Анапские штампованные украшения из золота, изображающие Афродиту с символом власти, происходят из комплексов 1-2 вв. н.э. В культурном слое городища найден бронзовый штамп для оттиска бюста Афродиты Урании с Эротом и жезлом.

С культом Афродиты Урании, возможно, связаны глиняные фигурки лебедей, найденные в горгипийском доме 2в. до нашей эры. Обычно с образом Афродиты Апатуры связывают терракотовые фигурки, изображающие стоящую женщину в высоком головном уборе, закутанную в гиматий и придерживающую на груди, его край. Такие статуэтки найдены в Горгиппии, а также в её окрестностях.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.