РУБРИКИ

Исламо-арабская культура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Исламо-арабская культура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

Исламо-арабская культура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Культурология

Исламо-арабская культура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

План

1. Исламо-арабская культура

1.1 Восточная и западная культура их отличия

1.2 Саудовская Аравия - родина ислама. История. Как зародился ислам

1.3 Исламские традиции и священные праздники

2. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

1.Исламо-арабская культура

1.1 Восточная и западная культура их отличия

Исторически сложилось, что восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Междуречья и Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской, буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на самобытность этих культур, им присущи многие черты. Образцы поведения и нормы морали передаются от поколения к поколению. Опыт предков рассматривается как высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда подменяя собой содержание.

Научной рациональности на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность, безмятежность, мистицизм народов Востока.

Для Востока не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу - семье, роду, общине, касте.

С этим связаны особенности политического и социально экономического развития Востока. Для восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому прогрессу, прежде всего. Разумеется, характеризуя восточные общества в целом как «идеальный тип», мы не должны забывать о различиях между ними, о своеобразии и неповторимости таких культур, как культур Китая, Индии, мусульманских стран и других народов Азии.

Запад - это особый тип развития культуры и цивилизации, который сформировался в Европе в XV - VII веках. Западная культура начала формироваться в эпоху Античности и в Средние века. Ее основными факторами стали демократия античного полиса, возникшее в эпоху Античности теоретическое познание, христианство с его представлениями о человеке как о свободной личности и моральными предписаниями.

Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры: динамизм и уважения личности; индивидуализм, рационализм; идеал свободы, равенства, терпимости; уважение е частной собственности.

Современную западную цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг - одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.

Решающими факторами развития западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство. Эти факторы обеспечивают быстрый рост благосостояния на Западе и представляют собой целостную систему, которая не может работать, если отсутствует какой-либо из трех основных элементов и сформировавшаяся культура гражданского общества.

1.2 Саудовская Аравия - родина ислама

Саудовская Аравия - полуостров, местные жители называют её «аль-Джара аль-араб» - «остров арабов». Аравийцы, на самом деле считают свой край настоящим островом, отделенного от прочего мира морями и пустынями. Эта отгороженность на протяжении тысячелетий способствовала возникновению особой культурной среды.

В регионе - 6 монархических режимов и каждый из них на свой лад пытается модернизировать патриархальный арабский социум.

Короли, султаны, шейхи, эмиры - ни в одном регионе нет такого числа самодержцев.

Приверженность такой форме правления и стабильность самих монархий объясняют различными причинами: например, тесной, специфической исламской связью религии и государства, при котором власть опирается на нравоучения, а всякое сопротивление существующему строю клеймится как ересь.

Другая версия. Структура власти в них - это сложнейшие переплетения позиций и интересов влиятельных семей и родов, которое удерживает систему равновесий. Сотни планов получают государственную финансовую поддержку, а старейшины многих из них имеют прямой доступ к монархам.

1.3 История. Как зародился ислам?

Как свидетельствуют археологи, люди обитали на полуострове еще в X-м тысячелетии до нашей эры. Позже, ко II-му тысячелетию до нашей эры высокого уровня достигла культура Аравии. Применялось алфавитное письмо, схожее с финикийским (писали аравитяне в стиле бустрофедон, «поворот быка на пашне», чередуя направления). На юге сложилась традиция монументальной архитектуры, а фрески и скульптуры динамично и выразительно изображали людей и животных. Аравитяне называли себя «аль-арабами» - «арабы» -- и были язычниками. В древней Мекке было выставлено более 300 языческих идолов. Позднее, общаясь с греко-римским, а затем и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившихся на полуострове во II-V веках. С первых столетий н.э. Аравия утрачивает былое величие. Хотя арабы, по словам Геродота, «никогда не были под игом персов» и других иноземцев, полуостров оказался в центре ирано-византийского противоборства. Вражеские нашествия II-VI веков разрушили торговые пути; торговля и города пришли в упадок.

Взлет Аравии происходит в конце VII века, когда на полуострове зарождается новая вера - ислам, история возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни основателя религии - Мухаммеда ибн Абдаллаха (около 570-632 гг.). Детство и отрочество прошли в городе Мекка в Хиджазе (западная Аравия); его откровения и проповеди, борьба мекканских верхов против учения, переселения Мухаммеда в оазис Ясриб (Медина) в 622 году были прологом к стремительному росту популярности мусульманства. Под знаменем ислама пророк собрал племена и создал централизованное государство, объединившую всю Аравию.

В результате арабских завоеваний ислам распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу-Аллаху. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. В 8-9 веке возникло мистическое течение - суфизм. В 10 веке создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате.

2.3 Исламские традиции. Их отношения к женщинам и священные праздники

Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам Ислама:

1. Вера в то, нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

2. Пятикратное ежедневное совершение молитвы (салаты);

3. Милостыня в пользу бедных (закат);

4. Пост в месяце рамазан (саум);

5. Паломничество в Мекку, хотя бы единожды в жизни.

Паломничество в первый храм Аллаха совершается накануне праздника Курбан-байрам. Миллионы паломников приезжают к главной святыне ислама.

Курбан-байрам - (тюркский) (арабский - ид аль-адха), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря.

День великого праздника начинается с похода в мечеть, где мусульмане воздают хвалы Всевышнему Аллаху и раздают милостыню. После этого надлежит посетить своих родственников и друзей. Основным действом Курбан-байрама является жертвоприношение. Мясо приносится в жертву Единому Богу и по обычаю делится на три части: одну часть отдают бедным, вторую подают на стол как угощение для родственников, друзей и соседей, а третью мусульманин оставляет себе.

Обряд принесения жертвы сопровождается хвалой Господу, сохранившему жизнь Исмаилу, который стал предком арабского народа и, впоследствии, пророка Мухаммеда. Жертвоприношение - это большое благодеяние для мусульманина, потому как с первыми брызгами жертвенной крови все грехи человека прощаются. В качестве жертвенного животного подходят верблюды, коровы (быки), бараны или козы. Верблюда и корову режут за семерых человек, а барана и козу - за одного. Жертвенное животное должно быть взрослым и не иметь никаких физических недостатков.

Каждый мусульманин в этот праздник должен съесть мясное блюдо. Обычно это плов, манты, бешбармак, лагман. А женщины и дети угощаются различными сладостями. История этого праздника, согласно Корану, такова. Аллах послал испытание своему Пророку Ибрахиму, чтобы укрепить его в вере - ему было необходимо произвести жертвенное заклание своего сына. Пророк, твердый в своей вере, последовал велению Всевышнего и тот, не желавший смерти ребенка, принял в жертву вместо него животное. В память именно этого события мусульмане ежегодно совершают обряд жертвоприношения, отдавая дань и следуя примеру Пророка, способного на великое самопожертвование ради Всевышнего.

Курбан-байрам - праздник заботы о ближнем, единения семьи и покорности Всевышнему. В каждом доме царит атмосфера гостеприимства и щедрости.

2. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц -- Париж, Санкт-Петербург, Берлин -- обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Для Европы вторая половина XIX века -- время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852--1870 гг.).

Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания - доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь -- так формировался современный тип западного многоэтажного города. Архитектура рубежа XIX--XX вв. -- особое явление в истории мирового зодчества. Самоназвание стиля архитектуры этого периода -- модерн -- свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна -- в окончательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий.

Именно тогда в кругу французских поэтов, в числе которых были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, родилось новое художественное течение -- символизм (от греч. «симболон» -- «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии, видений и грёз. Ведь в основе художественного творчества, по мнению символистов, должно лежать не раж следование реальной форме, а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой формой, в тайную, непознаваемую разумом сущность явлений «изначальную идею».

Искусство, утверждали символисты, это идеи, облечённые в форму символов. Таким образом, художественный символ служит средством выражения и изображения смысла, выходящего за пределы обыденного« Художник открывает его интуитивно, в момент творческого озарения.

Возникнув в литературной среде, символизм вскоре захватил театр, музыку, живопись и превратился в широкое культурно-философское направление. Символизм черпал вдохновение в религии и мифологии, истории и народном творчестве. И, конечно же, в самой природе.

Под влиянием эстетики символизма на рубеже XIX--XX вв. в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль модерн (франц. «новейший», «современный»). Впрочем, в различных странах он именовался по-разному. В Англии и Франции - «ар нуво» (франц. Art nouveau -- «новое искусство») по названию магазина «Maison de L'Art Nouveau»», открытого в Париже английским антикваром Сэмюэлом Бингом. В Германии это был «югендстиль», чьё наименование произошло звания мюнхенского журнала «Югенд» (нем. Jugend -- «молодой») пропагандировавшего новое искусство. В Австро-Венгрии существовал Сока (нем. Sezession, от лат. secessio -- «уход») -- творческое объединение венских художников, архитекторов и дизайнеров.

Первые признаки нового стиля в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве появились во многих странах Европы практически одновременно -- в конце 80-х гг. XIX веке. Модерн начался в графике и прикладном искусстве, исподволь заявляя о себе импульсивными, нервными линиями, украшавшими книжные, журнальные обложки, броскими пятнам афиш, мистическим мерцанием цветного стекла витражей и посуды.

В начале XX в. модерн распространился в странах Восточной Европы и Скандинавии, а также в Северной Америке. Перед Первой мировой войной этот стиль обозначил свои возможности и пределы. Но война с жестокой очевидностью показала, насколько бесперспективным в то время было отвлечённое искусство. Модерн умер, началось XX столетие.

Список литературы

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова А.М.

2. Журнал «GEO» №7,2001 год.

3. Серия книг «Штрихи времени. Мировая история в датах». Изд. «Росмен»


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.