РУБРИКИ

Культура Древнего Египта

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

12

Содержание.

1. Введение.

2. Почему Египет называют Египтом?

3.Мифологические представления как важнейший элемент

Древней Египетской культуры. Особенности религии

Древнего Египта. Отношение египтян к смерти и бессмертии.

4. Другие культурные достижения Египта.

5. Заключение.

Список литературы.

Введение.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время... Актуальность выбранной темы обусловлена активным развитием международного познавательного туризма в Египте. Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной. Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки.

Почему Египет называют Египтом?

Итак - древний Египет. Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя -- «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности, соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср -- «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср.
Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса -- Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее -- одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгуптос» греки взяли за обозначение всей страны. Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.

Мифологические представления как важнейший элемент Древней Египетской культуры. Особенности религии Древнего Египта. Отношение египтян к смерти и бессмертию.

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,

поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Египетская мифология ближе всего подходит кгреческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт, известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища». Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных. Все разнообразные формы, которые египетские боги принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различными условиями страны и верований. Египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов.

Выяснилось, например, что у египтян не существовало даже правил, которые предписывали бы, как полагается изображать богов. Одного и того же бога изображали то в виде какого-нибудь животного, то в виде человека со звериной головой, а то просто в виде человека. Многих богов в разных городах называли по-разному, а у некоторых так даже в течение суток имена менялись несколько раз. Например, утреннее солнце воплощал бог Хепри, который, по представлениям египтян, принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до зенита -- подобно тому, как навозный жук катит перед собой свой шар; дневное солнце воплощал бог Ра -- человек с головой сокола; а вечернее, «умирающее», солнце -- бог Атум. Ра, Атум и Хепри были как бы тремя «разновидностями» одного и того же бога -- бога солнца.

Но бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое существо. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и супруга, и Гор - их сын. Об этих богах сложились мифологические легенды, пересказанные нам греческими писателями, и эти мифы как бы являются символами борьбы солнца и мрака, света и тьмы. Подробности этих легенд, или, лучше сказать, греческих пересказов, интересны уже тем, что объясняют нам множество Эмблем и символов, часто встречающихся на памятниках египетского искусства.

Исида первая дала людям рожь и ячмень, а Осирис - изобретатель земледельческих орудий - основал общество и общественную жизнь, дав людям законы, он же научил их собирать жатву. Поддавшись коварству брата, был убит. Известны несколько версий смерти Осириса. Тело его было разделено на четырнадцать частей и отправлено во все рукава Нила. Согласно преданиям, Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях заставила его отождествить с принципом добра, тогда как его убийца - Сет (Тиф) отождествляет зло. Эта же легенда имела и, другое религиозное, моральное, объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой-мраком. Исида - Луна вбирает в себя их ранит, сколько может, лучи солнца, а Гор - восходящее солнце - мстит за отца, рассеивая темноту. Земледельческие племена, населявшие долину Нила. поклонялись Апису, этому воплощению Осириса в образе быка - символа земледелия, и бык был посвящён Осирису. А кочующие племена пустыни, всегда презираемые оседлыми жителями городов, употребляли для верховой езды осла , и осел - животное , посвященное Тифону. Но так как губительные испарения болот являются так же произведением злого духа, то их воплощали в крокодиле, животном, а также посвященном Тифону. Гор не убил Тифона, потому что зло продолжает существовать на земле, но он ослабил его и тем упрочил победу божественного закона над беспорядочными силами природы. Осирис часто изображался в виде мумии; его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде креста с ушком наверху; это впрочем, отличительный признак всех египетских богов и называется многими учёными - исследователями мифологии ключом Нила.

Религия Египта - явление очень многообразное. За более чем трех тысячелетнюю историю Египта, его религия претерпевала различные изменения, боги отдельных номов становились главными богами государства, меняли имена или сливались с другими богами, но основная концепция оставалась неизменной. Вера в загробную жизнь, суд над деяниями совершенными при жизни, необходимость заботится об сохранности тела умершего человека, обожествление фараона и т.п. сохранялась до появления христианства, а позже и плавно перешла в христианство в виде почитания тел или их остатков различных мучеников, святых и т.п. радетелей за все человечество.

Следует упомянуть, что в Египте не было государственной религии в современном понимании, как не было и единой церковной организации. Хотя у каждого бога были свои верховные жрецы, но они не были объединены и, существовало постоянное соперничество между жреческими группировками за влияние. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Религия египтян представляли собой соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Сами египтяне ощущали эти противоречия, жрецы таких крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др.стремились упорядочить исторически возникшее хаотичное нагромождение религиозных верований. Но психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже при их противоречии новым религиозным концепциям, глубокая приверженность традиции характерны для египетской религии.

Египетская магия, возникнув в до династические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались во благо живых и мертвых, с другой - она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем, против кого она применялась. Важное значение древние египтяне придавали амулетам, они были призваны защищать тело живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых или невидимых врагов.

Наряду с амулетами, египтяне так же верили, что возможно передать фигурке любого живого существа душу того, кого она изображает. К ним относятся так называемые «ушебти» которые клались вместе с умершим, для того, чтобы в загробном мира он выполнял все обязанности которые прикажут умершему боги. Фигурки людей или животных с соответствующими магическими словами так же использовались для защиты людей от злых сил.

Большое значение придавалась так же и магическим рисункам, заклинаниям. Египтяне верили, что без пищи душа умершего может начать причинять вред живым. Первоначально рядом с мумией оставляли пищу и через определенные промежутки времени приносили новую пищу.

Египтяне так же хорошо знали движение небесных тел, на основе этого они положили начало астрологии. Они так же ввели понятие счастливых и несчастливых дней.

Большая часть элементов египетской религии проникла в христианство в оригинальном виде, другая часть элементов в видоизмененном виде, но с четко прослеживаемыми египетскими корнями. Основным, конечно, является, миф о воскресении Христа, полная аналогия мифу о воскресении Осириса. Христос также как и Осирис погибает в страданиях, но после смерти, возноситься на небо, где становиться богом. Битва между Сатаной и Христом, после которой наступит Царство бога на земле, аналогия битвы между Хором и Сетом. Непорочное зачатие Девы Марии также соответствует египетской мифологии, после того как Сет убил Осириса и бросил мертвое тело на 40 дней в содовые озера.

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный же Берег был отдан «вечности» -- загробной жизни. Здесь возводили пирамиды и строили гробницы. Этот обычай тоже был основан на символике: подобно тому, как Ра, то есть солнце, «рождается» на восточном берегу небесной реки и «умирает» на западном, так и люди, «скот бога Ра», проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад -- в Поля Камыша, загробный рай, место успокоения, блаженства и вечной жизни. Смерть для египтянина была просто уходом в другой мир, который во всем был похож на мир земной: умершие ели, пили, собирали урожай, развлекались охотой и ловлей рыбы. Только смерти в Загробном Царстве не было: там египтянин жил вечно.

В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастических, искаженных форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. Заупокойный культ ярко выразился в способе погребения тела -- тела умерших заворачивали в кожу, циновку или ткань, часто хоронили лежащими на боку в скорченном положении, имитирующем положение спящего.

Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось -- пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу. На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. Помимо этих религиозно-магических надписей, появляются гимны, молитвы и заклинания, которые сначала тоже писались на стенах, а затем на свитках папируса, образуя так называемую «Книгу мертвых», где описывалась судьба человека после его смерти. «Книга мертвых» была наиболее крупным и наиболее распространенным религиозно-магическим сборником.

Другие культурные достижения Египта.

История древнеегипетского государства, расположенного в долине и дельте Нила, прошла несколько этапов развития -- Раннее (Древнее) Царство (около 3000 -- 2500 гг. до н. э.), Среднее Царство (ок. 2050 -- 1700 гг. до н. э.), Новое Царство (ок. 1580 -- 1070 гг. до н. э.). В истории существования древнеегипетского государства были периоды упадка и возрождения. Первый кризис государства (ок. 2500 -- 2050 гг. до н. э.) подготовил объективные основы для нового его возрождения -- возникновения Среднего Царства. Второй кризис (ок. 1700 -- 1580 гг. до н. э.) стал основой для расцвета Нового Царства.

Раннее царство характеризуется образованием первого централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамид-гробниц (в частности, Хеопса в Гизе).

Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелие, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основой и ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Для обработки почвы применяется древняя первобытная мотыга, но наряду с ней все шире распространяется примитивный плуг. Серп с кремниевыми зубьями заменяется более усовершенствованным металлическим серпом.

Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи.

В эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены, и поэтому обработка дерева имела в этот период большое значение. При изготовлении мебели, кораблей, погребальных ящиков и др. предметов пользовались как местными породами дерева -- акацией, пальмой, так и привозными сортами, -- сосной, которую привозили из Сирии, и черным деревом, которое доставляли из Нубии. Развитие деревообрабатывающего производства нашло свое отражение в значительном усложнении и усовершенствовании инструментария. Каменные орудия постепенно заменяются металлическими. Дерево рубят при помощи топора, распиливают однорукой пилой, обтесывают теслом, размечают плоским нумеровочным камнем. В особых мастерских изготавливают лук и стрелы, пользуясь целым набором инструментов.

Большое значение имела обработка дерева и для кораблестроения. В официальных летописях сообщается о сооружении больших грузовых кораблей из различных пород дерева, в основном из акации, привезенной из Нубии.

Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время обработка камня. Представление о технике обработки камня дают ценные сосуды, сделанные из очень твердых пород камня с поразительной точностью и совершенством.

Но особых успехов достигают египетские каменотесы в строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными плитами. Так, камни, расположенные у входа в заупокойный храм фараона Хафра, достигают длины 5,45 м и весят 42 тыс. кг.

Огромная царская гробница -- пирамида царя Хуфу -- достигает высоты 146 м. Она сложена приблизительно из 2,5 тыс. каменных плит, причем вес каждой каменной плиты равняется приблизительно 2,5 т. Пирамиды покрывались роскошной каменной облицовкой. Каменные плиты подгонялись друг к другу с поразительной точностью, удивляющей даже современных архитекторов.

Ведущим и наиболее хозяйственно важным видом ремесла была металлургия, также достигшая в период Древнего Царства значительного развития.

Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья.

Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.

Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в частности обработка глины, папируса, кожи, и выделка льняных тканей.

Для эпохи Древнего Царства была характерна внутренняя и внешняя торговли в примитивной меновой форме. На стенах гробниц этого времени сохранились изображения рыночных сцен, причем художник тщательно изобразил обмен одних товаров на другие. Среди этих товаров встречаются продукты питания, такие как зерно, хлеб, сладкие пирожки, овощи, плоды, масло, рыба, а также ремесленные изделия, в частности украшения, зеркала, обувь. Товарным эквивалентом стоимости было зерно и слитки металлов, чаще всего меди.

Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые слова иероглифами.

Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объяснялась тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые обладали «монополией» на знания. Жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даром бога мудрости.

К эпохе архаики восходит культ фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, наделенных фантастической сверхчувственной силой. Первобытный египтянин наделял отдельные предметы и явления природы сверхъестественной силой, стремясь в то же время использовать эту силу в собственных интересах. Так, к глубокой древности восходит в Египте культ священного камня. По мнению древних египтян, душа человека после его смерти существует, пока бог Ра видит его имя. С этим культом связано строительство гигантских пирамид, на вершине которых располагались золотые пластины с именем фараона, и многочисленных погребений и обелисков.

К глубинным пластам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

Основными сказочными героями являются невинные и праведные страдальцы; таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде». Мотив первой из них -- о злой жене и невинном юноше, которого она хочет обольстить, чудесных превращениях главного героя сказки и, наконец, о торжестве несправедливо страдавшего праведника -- встречается не только в египетской литературе, но и в литературе многих народов позднейшего времени, испытавших влияние египетской культуры.

Высокого развития в Египте достигли изобразительное искусство и архитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят сохранившиеся до наших дней храмы и гробницы. Предшественницами громадных царских усыпальниц -- пирамид были погребения в скалах и небольшие наземные гробницы, увенчанные плитой пирамидальной формы. По мере развития строительной технологии гробницы становились все монументальнее. Классическая монументальная пирамида, сооруженная из плит-блоков, получалась благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки. Поблизости от пирамид строились заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обоготворенного царя.

Отличительными чертами египетского изобразительного искусства периода архаики и Среднего царства является величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм, фронтальность и статичность. Все эти особенности египетского искусства сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях. Но при этом если царь, вельможа изображался приукрашенно, идеализированно, как сверхмощный человек, то изображения «простых смертных» (статуэтки слуг, рабов) более реалистичны и носят черты портретного сходства. И только в эпоху Нового царства изображения царей и цариц становятся реалистическими, носят черты портретного сходства (таковы статуи Аменхотепа III, скульптурный портрет Нефертити).

В этих школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания (пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.), которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Очень характерны для египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определенные соотношения.

Математические знания широко использовались в искусстве. Египетский художник для того, чтобы изобразить на плоскости фигуру человека, чертил квадратную сетку, в которую «вписывал» тело человека, пользуясь при этом знанием математических соотношений длины частей тела.

Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии, в частности, они отличали планеты от звезд; на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи солнечных и водяных часов. Составленными египтянами картами расположения звезд пользовались и значительно позднее, в греко-римскую эпоху.

Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. В медицинских текстах отмечается специализация по отдельным видам болезней -- гинекологии, глазным болезням, хирургии. В эпоху Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия.

Названия некоторых болезней и рецептов свидетельствуют о значительном уровне развития египетской медицины, достижения которой были широко заимствованы авторами медицинских трактатов в эпоху античности. Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.

Заключение.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой. Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем: первое- раннее зарождение там классовых отношений и государственности; второе- изолированное географическое страны, что затрудняло культурные заимствования извне;- третье, тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала. Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось основой для античного искусства и европейского в целом. Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини - матери Исиды получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.

Список литературы.

1. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. - 2003. - N2. - С. 152-160

2. Культурология: Курс лекций: Учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина, 1996. - 398 с

3. Винкельман, И. И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. - СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.

4. История Востока: в 6 т. / . - М. : Восточная литература РАН, 2000 - Т.1 : Восток в древности : научное издание. - 688 с.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.