РУБРИКИ

Культура русского зарубежья

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культура русского зарубежья

Культура русского зарубежья

План

Вступительная часть

1. Русское зарубежье

2. Образование, просвещение и наука русского зарубежья

3. Литература

4. Искусство Зарубежной России

Заключительная часть (подведение итогов)

Введение

Обзор отечественной культуры был бы неполным без рассмотрения огромного вклада, в нее, сделанного русской эмиграции.

Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе. На родине, напротив, об этом наследии было принято либо умалчивать, либо представлять его в искаженном свете. Лишь несколько лет назад стали рушиться искусственные преграды, разделявшие соотечественников.

1. Русское зарубежье

Русская эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVI в. князь Андрей Курбский был вынужден бежать в Литву, и отправлял из Ливонии возмущенные письма Ивану Грозному. Вынужден был уехать с родины и продолжить свою просветительскую деятельность за рубежом и русский первопечатник Иван Федоров. В XVII в. Григорий Котошихин написал в Швеции свой трактат «О России в царствование Алексея Михайловича». Многочисленной была русская эмиграция в XIX в. Политэмигранты, жившие и творившие в Англии, Франции, Швейцарии, А. Герцен, Н. Огарев, М. Бакунин, Л. Мечников, П. Лавров и многие другие боролись вне России с царским самодержавием. Русскую эмиграцию в это время представляли не только оппозиционеры. Большую часть жизни прожил за рубежом великий русский писатель И. С. Тургенев, многие выдающиеся отечественные художники творили за рубежом, оставаясь именно русскими художниками.

В конце XIX - начале XX в. следующее поколение политических эмигрантов - П. Кропоткин, Г. Плеханов, В. Ленин, Л. Троцкий, А. Богданов, А. Луначарский - возвратились в Россию и создали советское государство.

Значительную часть русского зарубежья составили люди, покинувшие родину в поисках работы и лучшей доли. С 1828 по 1915 год из Российской империи эмигрировало 4 509 495 человек. Большинство из них поселилось в США, Канаде и Аргентине.

Трагические последствия, вызванные революцией, гражданской войной, тоталитарным режимом, массовыми репрессиями, привели к исходу из России миллионов ее граждан. Находясь в эмиграции, они оставили заметный след в различных областях культуры.

Послереволюционную российскую эмиграцию обычно разделяют на три периода - «три волны». Первым считается период между двумя мировыми войнами; вторым - с 1945 г. до конца 60-х годов (время перемещенных лиц и второго, появившегося за рубежом эмигрантского поколения); третьим - период после 1970 г., когда начался, а потом все более усиливался современный исход россиян на Запад.

После Октябрьского переворота и в ходе гражданской войны из России уехало свыше полутора миллионов человек, главным образом людей интеллектуального труда. В 1922 г., как вы уже знаете, за рубеж было насильственно выслано свыше 160 наиболее выдающихся русских философов, ученых, инженеров и агрономов. За границами России остались также два русских экспедиционных корпуса, посланных во время войны на помощь союзникам во Францию и в Салоники. Всего вне пределов Отечества, оказалось около 10 миллионов русских. Помимо беженцев и эмигрантов это были и русские, проживавшие на отошедших от России территориях.

Политико-культурный спектр российской эмиграции «первой волны» был весьма, разнородным. Он представлял собой срез дореволюционной России и отражал самые различные устремления. Единой была только ностальгия и надежда на возвращение на, родную землю. Однако и идейные основы возвращенчества существенно различались.

Правое крыло эмиграции (преимущественно монархические силы), стоявшие на позициях безусловного неприятия советского строя, исповедовало концепцию возвращение на «белом коне». Анализ военных доктрин русского зарубежья 20-30-х годов показывает, что надежда на возвращение белая эмиграция возлагала, на:

всенародное восстание в СССР;

крушение советской власти вследствие причин экономического характера (особенно в период военного коммунизма и нэпа);

раскол внутри ВКП (б) из-за политических противоречий ее лидеров;

восстание в РККА;

индивидуальный террор против партийных руководителей;

прямое выступление белоэмигрантских военных структур.

Русская эмиграция «первой волны» была сосредоточена в основном в европейских странах, преимущественно во Франции. Главным центром ее к середине 20-х годов стал Париж, где обосновалось и единственное признанное западными странами русское правительство, сформированное еще в Крыму Врангелем. Министром иностранных дел этого правительства был известный русский философ, экономист и политолог П. Струве, который много сделал для оказания помощи русским эмигрантам.

С началом второй мировой войны началось переселение русских эмигрантов из Европы за океан, главным образом в США, Канаду и Аргентину.

Послевоенная эмиграция имела, другой состав и другие места сосредоточения. Эмигранты «второй волны» не питали иллюзий о возможном возвращении на родину. Они стремились скорее раствориться в местном населении и устремлялись главным образом за океан. Их отличие от эмигрантов «первой волны» в том, что последняя состояла главным образом из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык и культуру.

В ходе «третьей волны» с конца, 60-х до конца 80-х годов за рубежом оказалось очень много представителей творческой интеллигенции, которая не мирилась со своим положением изгнанников и продолжала активную борьбу за свою творческую индивидуальность, за преобразования на родине. Поэтому, как первый исход русской интеллигенции в годы гражданской войны, так и последний поток русской интеллектуальной эмиграции представляются более значительными по своему объему и вкладу в российскую и мировую культуру.

Активная творческая деятельность в сфере отечественной культуры дает нам основание называть русскую эмиграцию 3арубежной Россией. Созданное русскими деятелями культуры за пределами Отечества вполне сопоставимо с тем, что создано в это время на родине в условиях тоталитаризма.

2. Образование, просвещение и наука русского зарубежья.

Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и высшие учебные заведения, научные учреждения, книжные издательства, выходили русские газеты, журналы, альманахи, для детей организовывались летние лагеря, летние школы, собирались съезды русской молодежи. Большую просветительскую работу вела Русская православная церковь за рубежом.

В 20-е годы русские учебные заведения были открыты в Париже (Русское отделение при Парижском университете, Народный университет, Русская политехническая школа, преобразованная в Высших технический институт, Высшая школа социальных, политических и юридических наук, преобразованная затем во франко-русский институт, Православный богословский институт, Русская консерватория им. С. Рахманинова, Коммерческий институт), в Праге (русский юридический факультет при Карловом университете, Педагогический институт им. Я. Коменского, Курсы техников путей сообщения, Институт сельскохозяйственной кооперации, Институт коммерческих знаний, Русский народный свободный университет); в Харбине (Экономическо-юридические курсы, преобразованные затем в Юридический факультет, Политехнический техникум, преобразованный в Политехнический институт, Институт восточных и коммерческих наук, Педагогический институт, Высшая богословская школа, Высшая медицинская школа).

Духовно-патриотическим ориентиром для всех русских изгнанников служила, военная эмиграция. Военная культура зарубежья представляла собой совокупность военной организации, военной науки и образования, венной печати, собственно культурной военной сферы.

Военные организации, первоначально состоявшие из нескольких военно-поселенческих лагерей на Балканах, в последствии оформились в целый ряд союзов и объединений. Самой крупной организацией был Русский общевоинский союз (РОВС), объединявший в себе большинство более мелких союзов и групп. С 1927 по 1940 г. в Париже и Белграде функционировали высшие военно-научные курсы генерала Н. Головина. В эти же годы существовала сеть военных училищ (в основном в европейских странах); в Югославии действовали кадетские корпуса. Воинство эмиграции хранило традиции русской армии, соблюдало ритуалы. Во многих странах ревнители русской военной истории устраивали музеи, библиотеки и собрания военных реликвий.

Помимо заботы об образовании порастающего поколения русская эмиграция вела большую просветительскую работу, которая выражалась в обширной издательской деятельности. Печаталась масса журналов, книг, газет, сборников. Только с 1918 по 1932 г. выходило 1005 русских эмигрантских изданий. До 1970 г. за пределами России выходило 2230 периодических изданий, печатавшихся на, русском языке.

Из эмигрантских издательств, которых насчитывалось более 100, следует выделить следующие. Издательство ИМКА-ПРЕСС в Париже помимо художественной литературы издало почти все вышедшие за рубежом крупные работы русских мыслителей. Издательство имени Чехова в Нью-Йорке вело активную деятельность в течение послевоенного периода. Наиболее значительным в последнее время было издательство «Посев».

Большим культурным событием в зарубежной России был отмечавшийся с 1925 г. день рождения А.С. Пушкина. Этот праздник проходил как «День русской культуры». К нему готовились литературные альманахи, специальные выпуски журналов и газет, спектакли, проводились научные конференции.

Благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся за рубежом, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва, от родной почвы.

Значительную часть эмигрантов «первой волны» составляли русские ученые, представители всех научных направлений. Авторитет эмигрировавших отечественных ученых в мировом научном сообщества, был очень высок. Многие из них возглавили кафедры в университетах Западной Европы, научные лаборатории и отделы в научно-исследовательских учреждениях, были избраны членами многих академий. Так, византолог А.Н. Грабарь стал членом Австрийской, Болгарской, Датской, Норвежской, Сербской, Американской академий и академии Великобритании.

Наиболее крупным научным центром, где работало большое количество русских ученых, был Пастеровский институт в Париже. Один из отделов в нем с 1922 по 1952 г. возглавлял С.Н. Виноградский - один из создателей новой отрасли в биологии - агробиологии. Здесь же работали многие ученики И. Мечникова А. Безредка, А. Манухин, С. Метальников и другие русские ученые, всего 18 человек.

Свыше 60 русских профессоров в разные годы читали лекции на различных факультетах Парижского университета. Директором Аэродинамического института Парижского университета стал русский ученый Л.П. Рябушинский. Дмитрий Павлович Рябушинский организовал в Париже Общество охранения русский культурных ценностей за рубежом, которое провело огромную работу по учету и сбору культурных ценностей, предотвратив тем самым их распыление по различным каналам.

Значителен вклад отечественных ученых-эмигрантов в развитие мировой астронавтики и авиации. Председателем первого Международного конгрессы по астронавтике был избран русский ученый Александр Ананов. За рубежом после революции оказались почти все выдающиеся отечественные авиаконструкторы. Среди выехавших был и родоначальник мирового вертолетостроения Игорь Иванович Сикорский, а также Северский, Кудлаенко, Баранов, Грязнов, Бодянский, Джунковский, 3ахарченко и другие авиаинженеры. Сикорский был избран председателем правления Толстовского фонда, который оказывал материальную поддержку многим деятелям отечественной культуры. Одним из создателей телевидения стал В.К. Зворыкин, изобретший первую передающую телевизионную трубку.

Получили признание и известность не только представители технических и естественных наук, но и гуманитарии. Признанным авторитетом в социологии стал Питирим Александрович Сорокин. С его теорией культурных типов (чувственного, идеационального и идеалистического) мы уже знакомы. Не менее известно имя другого русского социолога - Николая Сергеевича Тимашева - одного из создателей социологии права. В Гарвардском университете в 1927 г. возглавил преподавание русской истории М. Карпович, под руководством которого сформировалось несколько поколений американских специалистов по истории России.

Общая цифра всех русских научных работников, оказавшихся за рубежи после второй мировой войны, составляет около тысячи человек. Библиография трудов, изданных за рубежом отечественными учеными, насчитывает более 13 тысяч работ. Трое отечественных ученых-эмигрантов были удостоены Нобелевских премий: И.Р. Пригожин в 1977 г. по химии, С. С. Кузнец в 1971 и В. Леонтьев в 1973 г. по экономике.

Особое место в мировой науке занимает русская философия. Творения отечественных мыслителей, созданные за рубежом, продолжали тот плодотворный этап в развитии русской философской культуры, который начался на рубеже XIX и XX столетий. Следует сказать, что эмиграция спасла отечественную философию от уничтожения в 30-е годы. Именно за рубежом после 1930 г. были созданы и изданы большинство из лучших работ Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева, И. Ильина, Н. Лосского, С. Франка и многие другие труды русских философов.

Проблема истоков русской революции в научном наследии эмиграции 20-30-х годов занимала ведущее место. Можно выделить два направления эмигрантской мысли в оценке причин событий 1917 г. Первое, наиболее традиционное, опиралось на антиевропоцентристские схемы славянофилов. Так, Н. Трубецкой, П. Савицкий, А. Карташев объявляли основной причиной революции внешних фактор европейское влияние, разрушившее, по их мнению, единство системы ценностей в России.

Представители второго направления, Н. Бердяев, В. Зеньковский, Ф. Степун, П. Струве, Л. Карсавин, концентрировали внимание на внутренних факторах. На первый план они выдвигали следующие аспекты: разрыв государства и общества, слабость церкви как религиозно-политического института, своеобразие русской религиозности (мессианизм). В отличие от России Европа ими воспринималась как модель цивилизации, сумевшей выработать механизм саморегуляции и самоохранения социально-политической структуры и культурных традиций. Это направление представляется весьма перспективным в отношении развития культурологического анализа.

Большинство русских философов признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед революцией десятилетия и особого склада умонастроений российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания ее как способа решения социальных противоречий и проблем. Русские мыслители доказывали порочность попыток претворения утопии в жизнь, невозможность реального земного воплощения идеалов, как бы привлекательны они не были. По их мнению, невозможно уничтожить зло путем уничтожения носителей зла, ибо никакая перемена внешних условий жизни неспособна изменить сознание людей, которое зависит от внутреннего состояния души. Только постоянное, ежедневное преодоление зла в себе способно утвердить добро в отношениях между людьми. Как писал С. Франк, даже малое, но доброе дело сегодня гораздо важнее и значительнее, чем подготовка себя к великому подвигу завтра и примирение при этом с хотя бы малым злом сегодня во имя торжества добра и справедливости завтра.

Духовное наследие русского зарубежья нельзя представить без весьма любопытного явления общественной мысли, каким было евразийство. Это движение было основано Н. Трубецким, Г. Флоровским, П. Савицким и П. Сувчанским публикацией в Софии в 1921 г. сборника статей под названием «Исход к востоку». Евразийцы сочетали в себе идеалы славянофильства XIX в. с верой в создание новой культуры, которая объединит Европу и Азию. Они призывали к борьбе человечества против губительного «кошмара» всеобщей европеизации. Ответственность за безудержное проникновение в Россию романо-германской культуры возлагалась на ее агента - русскую интеллигенцию. Европейской культуре противопоставлялась равносильная ей евразийская культура.

Заявив о Евразии как особом субконтиненте, состоящем из отломанной от Европы Европейской России и исключенной из Азии России Азиатской, они придали понятию «Евразия» не только географический, но и культурно-исторический смысл. Евразийцы имели и политическую платформу. Они выступали за создание Евразийской партии в СССР вытеснение ею ВКП (б) с политической арены, овладение государственным аппаратом, проведение крупномасштабных экономических преобразований, в том числе введение «государственно-частной собственности».

Нужно оказать, что в середине 20-х годов даже была оформлена евразийская партия. Однако во второй половине 20-х годов в результате размежевания евразийцев и проникновения в движение агентов ГПУ (операция «Трест») начинается разложение евразийской организации, которое привело к упадку движения в 30-е годы.

Кризис большевистского плана построения нового общества посредством политики военного коммунизма и переход к нэпу дали импульс поискам российскими философами «третьего пути» развития страны. Одним из вариантов таких стремлений части эмиграции стал сборник «Смена вех», а затем и последующие сменовеховские издания. Мы уже говорили об этом направлении русской общественной мысли при изучении предыдущей темы. Следует подчеркнуть, что идеи и практическая деятельность сменовеховцев объективно способствовали укреплению власти большевиков, усиливая в среде эмигрантов примиренческие настроения и побуждая интеллигенцию к сотрудничеству с советским режимом. Большая часть общественно-политических течений российской диаспоры враждебно относилась к сменовеховцам.

Многие из отечественных мыслителей писали не только философские, но и богословские труды, осмысливая роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире. Они старались показать значение религиозных истин для просветления и умиротворения человеческой души. Процессорами Православного богословского института в Париже были С. Булгаков, Л. Зандер, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, Г. Флоровский. Здесь же неоднократно выступал с лекциями и С. Франк.

Религиозно окрашенная русская философская мысль оказала определенное влияние и на западноевропейскую мысль. Исследования по истории русской философии показали тесную взаимосвязь русской философии с другими сферами духовного творчества, особенно с художественной культурой. Это было неоднократно проиллюстрировано исследованиями творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других русских писателей и поэтов, ставивших в своем творчестве философские проблемы. Философские идеи рождались и в самой художественной культуре русской эмиграции, что убедительно демонстрировалось Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и другими писателями.

3. Литература

В более сложной ситуации, по сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители художественной культуры, поскольку художественное творчество определяется в первую очередь эмоциональным настроением и вдохновением. Поэтому для многих отечественных писателей, поэтов, композиторов эмиграция обернулась настоящей трагедией.

Если представители исполнительского мастерства: художники, скульпторы, архитекторы еще могли каким-то образом адаптироваться к жизни в эмиграции, то для художников слова процесс привыкания к чужой среде проходил более мучительно. Нужно сказать, что были и такие русские писатели, которые успешно писали и на иностранных языках. Особенно те, кто попал в эмиграцию в молодом возрасте: Артур Адамов, Владимир Волков, Яков Горбов, Зоя Ольденбург, Ирина Немировская и другие. Наибольшую известность и признание из таких писателей получил Владимир Набоков, перешедший на английский язык уже в зрелом возрасте. Популярны были также Лев Тарасов, писавший под псевдонимом Анри Труайя, Иосиф Кессель, княгиня З. Шаховская (псевдоним - Жак Круазе), Бабавнуков (Эммануэль Бова). Об их творчестве следует говорить как о вкладе русских в мировую культуру более чем в отечественную.

Писатели старшего поколения, особенно те, кто стал эмигрантом уже в зрелом возрасте, переживали отрыв от родины очень болезненно. Большинство их произведений, созданных за рубежом, посвящены ностальгическому описанию русского быта и нравов России.

После Октября и гражданской войны в эмиграции оказались почти все известные русские писатели и поэты. Большинство из них продолжали свои деятельность, создав целый пласт литературы. Всего в Зарубежной России с 1920 по 1970 г. на русском языке вышло около десяти тысяч книг. Более семи книг романов и новелл написал И. Бунин, получивший за свое литературное творчество в 1933 г. Нобелевскую премию. Д. Мережковский издал 10 томов исторической прозы позы. Ряд пьес опубликовал Б. Зайцев. Три больших романа и шесть сборников рассказов выпустил И. Шмелев. Увидели свет более десяти книг М. Осоргина, восемь романов М. Алданова. А. Куприн уже в пожилом возрасте написал в эмиграции две повести и несколько рассказов. Почти все свои художественные произведения послереволюционной поры написал в эмиграции и М. Горьких. Активно публиковались в русской эмигрантской периодике со своими стихами, юмористическими и сатирическими очерками А. Аверченко, С. Черный, Дон Аминадо, Надежда Тэффи.

Активно создавалась за рубежом и русская поэзия. К середине 20-х годов в Париже собрались почти все виднейшие русские поэты как старшего поколения, прославившиеся еще в период серебряного века, так и более молодые, выпустившие до эмиграции только первые свои книги.

Эмигрантских поэтов в период между двумя войнами можно разделить делить на четыре основные группы. Во-первых, это поздние символисты. Главными наследниками символистов в эмиграции были Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.

Вторую группу поэтов составляли последователи так называемой «парижской ноты» - периода абсолютной свободы и индивидуального своеобразия поэтического творчества. Среди поэтов, следовавших этим настроениям, были Георгий Адамович, Лидия Червинская, Ирина Одоевцева, Борис Поплавский, Игорь Чиннов и другие. Среди эмигрантских поэтов особое место занимала Марина Цветаева. Чрезвычайно индивидуальная, уникальна в своем мироощущении и в стиле Цветаева не вписывалась даже в «парижскую ноту».

К третьей группе следует отнести поэтов-экспериментаторов, пытавшихся соперничать с дадаизмом Дадаизм - от французского «детский лепет» - модернистское направление, которому свойственен иррационализм и нигилистический антиэстетизм. В поэзии - это бессмысленное сочетание слов и звуков. и сюрреализмом Сюрреализм - от французского «сверх-реализм - модернистское направление, объявлявшее источником искусства сферу подсознательного. Ему присущ разрыв логических связей и замена их субъективными ассоциациями., Александра Гингера, Анну Присманову, Виктора Мамченко, Юрия 0дарченко.

Четвертую группу поэтов можно представить, как поэтов, следовавших совету Ходасевича просто писать хорошие стихи, не подражая определенному течению, но все же склонявшихся к акмеизму - например, Георгий Иванов.

Вторая мировая война смыла литературную жизнь «первой волны». Некоторые писатели к тому времени уехали в Америку - Набоков, Алданов Цетлин. Другие - Шмелев, Ремизов, Осоргин - оказались в оккупированных немцами зонах. Третьи же вернулись в зоны оккупации до того, как немцы заняли Францию - Мережковский, Гиппиус, Тэффи. От рук фашистов погибло несколько писателей: Юрий Фельзен, Юрий Мандельштам, Игорь Воинов, Анатолий Левицкий, Илья Фондаминский, Илья Коровин-Пиотровский, Михаил Горлин, Раиса Блох, монахиня и поэтесса Мать Мария. Среди русских эмигрантов, собравшихся в Берлине для борьбы с большевизмом, оказался романист Николай Брешко-Брешковский.

В послевоенный период поэтическое творчество в эмиграции получило новые импульсы, породившие новые поиски стиля, формы. Их разнообразие свидетельствует об абсолютной внутренней творческой свободе. Уже после войны вышли антологии и поэтические сборники, охватившие все течения в литературе Зарубежной России.

В эти годы литературное творчество за рубежом продолжало активно развиваться. На смену старшему поколению пришли как молодые русские писатели, родившиеся уже вне родины, так и новые эмигранты из числа так называемых «перемещенных лиц».

Нужно сказать, что хотя во «второй волне» были представители интеллигенции, она, в целом не обладала «критической массой», необходимой для сохранения культурной традиции за рубежом. В 50-х и начале 60-х годов представители «первой волны» по-прежнему занимали главное место в литературной жизни эмиграции.

Одной из главных заслуг «второй волны» в литературе были мемуарный жанр и художественная проза, запечатлевшая опыт недавнего прошлого, поскольку трагедия народа не была объективно отражена в советской литературе, а вывести рукописи из СССР до войны было нелегко. Следует отметить такие книги, как «Соловецкие острова» Геннадия Андреева, «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Враг народа» Владимира Юрасова, «Укрощение искусств» и «Темный гений» Юрия Елагина.

Эмигрировав на Запад, русские писатели «третьей волны» не прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» писателям советские власти применяли новую тактику - лишение гражданства. Пепвым писателем, которого лишили гражданства, был Валерий Тарсис, депортированный на Запад в 1966 г. Позднее были лишены советского гражданства Александр Солженицын, Владимир Максимов, Александр Зиновьев, Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Эдуард Кузнецов. В 70-80 годы родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели и поэты, как Юз Алешковский, Иосиф Бродский, Наталья Горбаневская, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Эдуард Лимонов и другие. Двое из писателей-эмигрантов «третьей волны» были удостоены Нобелевской премии по литературе: в 1970 г. - А. Солженицын, в 1987 г. - И. Бродский.

Спектр литературных направлений писателей «третьей волны» представляется следующим образом.

А. Солженицын и В. Максимов сохранили великие традиции реализма XIX в. В. Некрасов - также писатель традиционной реалистической школы, использовавший в творчестве «эзопов язык», чтобы обходить советского цензора - на Западе был обескуражен отсутствием привычных для него рамок. Э. Лимонов (Савенко) осуществил свою литературную месть в использовании реалистического метода для изображения мира сексуальных извращений, что можно рассматривать как своего рода преднамеренный акт богохульства против властьимущих.

Роман В. Аксенова «Остров Крым», романы В. Войновича «Москва 2042» и «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», книга А. Зиновьева «Зияющие высоты» могут быть отнесены к облеченной в фантастику политической сатире.

А. Синявский в своем творчестве, выражая протест против реализма, обращался к жанру фантастики. Его ироничная автобиография «Спокойной ночи» была написана в модернистском духе.

Одним из самых наблюдательных и остроумных мастеров юмористического рассказа был Сергей Довлатов, умевший талантливо и иронично передавать мелкие детали эмигрантской жизни.

Традиционные жанры и приемы в поэзии представлены в творчестве Н. Коржавина и Н. Горбаневского. Авангардистское направление прослеживается в поэзии Алексея Хвостенко, Виктора Тупицына, Генриха Худякова, Константина Кузьминского.

Следует отметить, что политизация искусства является причиной крупного раскола в среде эмигрантских писателей: с одной стороны - лагерь сторонников искусства для искусства, с другою - их непримиримые противники, политические моралисты. Но в целом и те и другие вносят неоценимый вклад в общерусскую литературу.

4. Искусство Зарубежной России.

Если говорить об искусстве Зарубежной России, то следует отметить, что оно буквально покорило весь мир. Русские художники, композиторы и музыканты-исполнители, русские оперные, балетные и драматические постановки задавали тон в мировом искусстве.

За рубежом после революции оказались очень многие выдающиеся музыкальные деятели: композиторы - А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Черепнин; исполнители - В. Горовиц, А. Браиловский, А. Боровский, Б. Маркевич, Н. Орлов, А. Черепнин, И. Эпери, Г. Пятигорский; артисты балета - А. Павлова, В. Нежинский, В. Коралли, М. Кшесинская, А. Данилова; певцы - Ф. Шаляпин, А. Вертинский и многие другие.

Большим влиянием в музыкальном мире пользовался Игорь Федорович Стравинский, которому принадлежит целый ряд нововведений в музыку. Исключительным успехом пользовались концерты С. Рахманинова. С. Прокфьев именно в эмиграции проявил свой композиторский дар. Н.Чепепнин активно сочинял музыку и был директором Русской консерватории в Париже. Выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий за рубежом завоевал мировую славу. Он возглавлял знаменитый Бостонский симфонический оркестр. Им был основан музыкальный центр, где были опера, драма и школа дирижеров.

С огромным успехом выступал за рубежом Федор Иванович Шаляпин. Собирали большое количество слушателей концепты Александра Вертинского и Вадима Козина. Музыкальным явлением стало русское хоровое искусство, завоевавшее признание во всем мире. В эмиграции были созданы хор Донских казаков, хоры под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова, хор имени атамана Платова и другие. Под влиянием отечественной хоровой повой музыки во Франции, Германии, Австрии стали создаваться хоры, состоявшие почти целиком из иностранцев, исполнявшие русскую церковную и светскую музыку.

Еще с 1907 г., когда С. Дягилев организовал ежегодные выступления отечественных артистов в Париже, так называемые «Русские сезоны», особым успехом пользовался за рубежом русский балет. Ведущие артисты балета А. Павлова, В. Нежинский и другие закрепили славу русского балета как исключительного явления в искусстве, работу Дягилева продолжил Сергей Михайлович Лифарь, который был не только постановщиком, но и теоретиком балета. Во всех больших городах мира русскими артистами балета были откпыты балетные школы и студии, где искусство русского балета преподавалось иностранным ученикам. Среди руководителей этих школ были такие знаменитые артисты балета, как Кшесинская, Коралли, Косавина, Преображенская, Балашева, Егорова и другие. Русскими деятелями балета была создана наука о танце - хореология, принятая в один из старейших университетов Европы - Сорбонну, где С. Лифарь получил кафедру и читал лекции по балету. В своем очерке о балете С. Лифарь писал: «Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции».

Следует отметить, что влияние отечественной музыкальной и исполнительской школы на мировое искусство постоянно подпитывалось не прекращавшейся эмиграцией выдающихся исполнителей. Только за два последних десятилетия на Запад эмигрировали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Кирилл Кондрашин, Максим Шостакович, Родион Щедрин, такие танцоры как Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Александр Годунов, Галина и Валерий Пановы и многие другие.

В послереволюционной эмиграции оказалась также и большая группа русских актеров и театральных деятелей. В 20-е годы в европейских странах давала спектакли так называемая «Пражская группа», состоявшая в основном из артистов Московского художественного театра. В Берлине был основан «Русский романтический театр», в Париже был открыт «Русский интимный театр», «Зарубежный камерный театр», «Театр комедии и драмы», «Театр русской драмы». Русские театры были основаны и в Лондоне, других городах Европы и на Дальнем Востоке. Из наиболее известных актеров можно назвать М. Чехова, И. Мозжухина, Е. Рощину-Инсарову, В. Греча, П. Павлова, А. Вырубова. Из теоретиков театра и режиссеров следует выделить Николая Евреинова и Федора Комиссаржевского.

Особенно большой вклад в русскую и мировую культуру внесли представители изобразительного искусства. После революции за рубежом оказалось несколько сот выдающихся русских художников, скульпторов и архитекторов. Достаточно назвать лишь некоторые имена, чтобы представить значение их творчества для развития мирового изобразительного искусства. В первую очередь Николай Константинович Рерих, которому в Нью-Йорке посвящен отдельный музей. Не только картины, но и его общественная деятельность имеют большое значение. Именно он явился автором проекта международного соглашения об охране памятников культуры во время войны, получившем название «Пакта Рериха».

Мировую известность получило творчество династии Бенуа. Среди трех братьев особенно выделялся Александр Николаевич, полотна которого пользовались огромным вниманием. Он же стал и наиболее известным театральным художником.

Русские художники-абстракционисты оказали значительное влияние на западное искусство, особенно В. Кандинский, А. Ланской, С. Поляков Ф. Малявин. Не меньшую известность получили модернист М. Шагал и портретист-импрессионист Н. Милиотти, а также многие другие.

На Международной выставке в Брюсселе в 1928 г. были представлены картины 38 русских художников, работы скульпторов и архитекторов. На выставке в Париже в 1932 г. в своем творчестве были представлены 67 человек русских деятелей художественной культуры.

Не прекращалось влияние отечественных художников Зарубежной России и в более позднее время. За рубежом уже в недавнем прошлом оказались такие всемирно известные художники, как Михаил Шемякин, Лев Збарский, Эрнст Неизвестный, Виталий Комар, Александр Меламид и другие.

Велика роль русских эмигрантов в мировом кинематографе, где им приходилось порой работать под псевдонимами. Целый ряд мировых кинематографических шедевров, созданных между мировыми войнами, должны бы называться русскими, поскольку русские в их создании играли решающую роль, участвуя там в качестве сценаристов, постановщиков, актеров, операторов, композиторов, декораторов и т.д. К сожалению, участие русских в мировой кинематографии принесло славу лишь странам, где снимались кинокартины, но не славу отечественной культуре. Режиссер кинофильма «Унесенные ветром» Дэвид Селзник был сыном русского эмигранта. Его отец Лев Железняк видоизменил свою фамилию на Селзник. Сыном русских эмигрантов, окончившим в свое время русскую гимназию, является известный современный французский актер Робер Оссейн.

Заключение

Подводя итог краткому рассмотрению культуры русского зарубежья, следует отметить, что она была явлением многранным, неординарным и самобытным, оказавшим значительное влияние на мировую культуру в целом. Огромный духовный потенциал Зарубежной России позволил не только сохранить, но и значительно развить отечественные культурные традиции. Достижения эмигрантской культуры, к сожалению, долгое время оставались неизвестными на родине, только сейчас начинается активное их изучение и осмысление.

Список используемой литературы

1. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. - М., 1991.

2. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

3. Костиков В. Не будем проклинать изгнание. Пути и судьбы русской эмиграции. - М., 1990.

4. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

6. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

7. Почему мы вернулись на Родину: Свидетельства реэмигрантов. - М., 1987.

8. Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции, 1919-1939. - М., 1994.

9. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. - М., 1991.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.