|
|
|
|
Культура социальных общностей и групп
Культура социальных общностей и групп
16 Содержание - Введение
- §1. Культура сословий
- § 2. Культура современных социальных групп
- Заключение
- Литература
ВведениеСоциальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Основными элементами социальной структуры общества являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, сословия, этнические, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый элемент социальной структуры имеет свою специфическую систему норм и ценностей, а потому может рассматриваться как социокультурная общность.§1. Культура сословийСословное деление общества было чрезвычайно развито в древности. В ряде стран (Англия, Голландия, Испания, Швеция) некоторые его элементы сохранились и поныне. В разных государствах, в разные эпохи существовали различные сословия. Различными были отношения между ними, роль каждого из них в жизни общества, в становлении национальной культуры. В Древнем Риме, например, на верху сословной лестницы, были два сословия - сенаторское и всадническое. Остальное население составляли свободные граждане, вольноотпущенники и рабы. В средневековье в большинстве стран Западной Европы господствующими сословиями были духовенств и дворянство, которые возвышались над третьим сословием, включавшим в себя крестьян, бюргеров, купцов и т.д. В России вплоть до 1917 года существовали как особые сословия духовенство, дворянство, казачество, крестьянство, мещанство, купечество. Культура каждого из этих сословий, будучи составной частью национальной культуры, имела и свои сословные особенности.Дворянская культура. Дворянство представляет собой совокупность фрагментов, меняющих свои очертания и состав по мере исторического движения. В качестве классического сословного общества чаще всего называют Францию XIV-XV вв. или Россию конца XVI - начала XVII вв., когда дворянство из держателей земли превращается в наследственных земледельцев.С одной стороны, дворяне опираются на свою монополию земельной собственности, они живут и господствуют в обществе благодаря ей. Эта собственность дана им в форме “семейной" - в смысле ее противопоставления товарным отношениям - природной связи. Дворянство поэтому крайне неоднородно; оно делится на старые княжеские роды, новое дворянство; придворную знать и провинциальных помещиков. Но здесь есть и общий сословный интерес: в сохранении феодальной эксплуатации и собственных привилегий.Однако у медали есть и оборотная сторона. С этой - другой - стороны дворяне - это служилые люди, обладавшие преимущественным, а то и исключительным правом занимать государственные должности. В тех странах, где формирование капиталистического уклада затянулось и шло при активном участии государства, дворянство явилось первым свободным сословием складывающегося “гражданского общества". Так, в частности, произошло в России и именно этим во многом объясняется позитивная роль дворянства в развитии русской культуры XVIII - первой трети XIX в. Надо отметить также, что дворянство было первым в России сословием, избавленным по закону от телесных наказаний.Дворянское сознание как элемент культуры довольно ясно обнаруживает две черты: патернализм и консерватизм. Патернализм (от лат. patemus - отеческий) - это ценностная установка, вытекающая из личной формы общественных отношений и предполагающая социальное неравенство взаимодействующих индивидов. Патерналистский подход требовал, чтобы все отношения между людьми строились по модели отношений отцов и детей.Неравенство прав и обязанностей, из которого вытекал патерналистский образ мысли, означало, между прочим, что поступки не всегда оценивались по их внутреннему достоинству. Не меньшее значение приобретала сословная принадлежность совершившего проступок лица.Весьма своеобразны проявления феодального патернализма в отношении к женщине. Средневековому рыцарю надлежало заботиться о сиротах и вдовах. Разумеется, формы “служения" зависели от социального положения сторон.Наряду с патернализмом примечательной чертой дворянского образа жизни и сознания была, как уже говорилось, традиция. Традиция определяла род занятий, достойных дворянина. Американский социолог Т. Веблен в своей работе “Теория праздного класса” называет четыре занятия, которые не наносили ущерба чести тех, кто стоял на вершине общественной иерархии: управление, религиозные функции, война и спорт. Применительно к дворянству сюда следует добавить ведение своего земельного хозяйства.Дворянство традиционно было служилым сословием: оно держалось, как писал русский историк С.Ф. Платонов, на начале личной выслуги. С возникновением абсолютной монархии оно превратилось в “государственное” сословие: обязывающая сила вассальной верности сосредотачивается теперь на монархе как олицетворении сюзеренного начала. На этом пути создавались и включались в дворянскую культуру новые идейные ценности. Но, с другой стороны, благодаря тому же самому процессу многие требования дворянского кодекса чести теряли свою функциональность, вырождаясь в предрассудок или культурную “окаменелость".Надо заметить, что абсолютизм влиял на духовную жизнь не так новизной идей, как своим прямым административным вмешательством в деятельность учреждений культуры. Уже XVII век вполне показал значение науки для упрочения экономического могущества страны и развития военного дела.Наш абрис некоторых черт дворянской культуры заведомо будет неполным, если мы не упомянем еще об одном феномене дворянской культуры, а именно о русской дворянской усадьбе. Русская дворянская усадьба XVII-XVIII вв. - уникальное явление прежде всего вследствие социально-исторических особенностей развития российского государства.Мир усадьбы нашел отражение в мемуарной и литературной традиции от А. Болотова и А. Радищева до А. Чехова и И. Бунина. Множество искусств объединились, чтобы создать усадебный ансамбль: архитектура, парковое дело, живопись, скульптура, театр и музыка. Усадебная культура в немалой степени способствовала расцвету русского искусства XIX в.Дворянская культура во многих своих чертах и моментах была общеевропейской культурой. И пока занятием подавляющей части населения европейского континента являлось сельское хозяйство, дворянские “гнезда" объективно содержали в себе возможность быть проводниками городской культуры в косном, заскорузлом крестьянском мире.Культура казачьего сословия. Одним из интереснейших и до сих пор мало изученных культурологами феноменов является, несомненно, казачья культура. Существовавшее в течение нескольких веков в приграничной полосе российского и польско-литовского государств казачество сформировалось, в конечном счете, в достаточно мощное военно-служилое сословие со своим особым укладом жизни, своими привилегиями, правами и обязанностями, своей, причем очень немалой, войсковой собственностью, своей культурой. Разумеется, культура казачества неотделима от культуры русского народа и является ее составной частью. Вместе с тем исторические судьбы казачества, его состав, происхождение, его функции как военно-служилого сословия наложили серьезнейший отпечаток на все стороны уклада и духовной жизни казаков.Первой и, пожалуй, важнейшей особенностью того, что можно назвать собственно казачьей культурой, является культ служения Отечеству, “культ военной доблести". Это и вполне естественно, учитывая, что основным занятием казаков была военная служба. Уже сами казачьи обычаи предполагали видеть в мужчине прежде всего воина. Казаков, начиная с малых лет, готовили к военной службе, учили джигитовке и фехтованию, стрельбе, ориентированию на местности, учили военным уставам и военному строю.На формирование казачьей культуры серьезный отпечаток наложили происхождение и национальный состав казачества. Дело в том, что, хотя основную массу казаков составляли русские, довольно существенную роль в формировании ряда войск играли также калмыки (Донское и Уральское войска), украинцы (Запорожское и Кубанское войска), татары и башкиры - у большинства войск востока и юга России и т.д. Это наложило серьезный отпечаток на обычаи и даже речь казаков - слов тюркского происхождения в речи казаков было значительно больше, чем в речи крестьян, например, из великорусских губерний, а на Дону вплоть до начала XIX в. Восточный элемент достаточно сильно чувствуется в одежде, быте казаков, в их военной тактике.Наконец, весьма существенное влияние на казачью культуру оказали обстоятельства, связанные с историей казачества, особенно ее начальными страницами. Многие казаки вели свое происхождение от беглых крестьян, которые уходили от неволи в Запорожье, на Волгу, Дон, Яик в поисках лучшей доли. Их основными промыслами тогда, кроме охоты и рыбной ловли, были военные экспедиции против соседних народов и племен, а также нападение на купеческие, а нередко и государевы караваны. Не случайно, что во многих документах XVI-XVIII вв. вольных казаков нередко называли “ворами”, “разбойниками". Известно также, что именно казаки составляли ядро в повстанческих крестьянских войсках Болотникова, Разина, Пугачева. Наконец, в казачьей культуре обращает на себя внимание приверженность к демократическим традициям в самоуправлении, что вполне объяснимо, учитывая историю казачьей культуры. Стремление к самостоятельности доходило до сепаратизма, до идеализации казачьей автономии, даже независимости, в том числе от Москвы.Многие элементы специфической казачьей культуры вошли довольно прочно в культуру россиян и сохраняются в ней поныне.Культура крестьянства. Крестьянство - это социальная группа непосредственных производителей, занятых трудом в сельском хозяйстве. Эта социальная группа возникла вместе с переходом к земледелию на заре человеческой истории, прошла несколько этапов своего социального развития (как класс и сословие) и все этапы развития человеческого общества. Именно крестьянство составляло основной объем социально-политического понятия “народ” в большинстве обществ, являясь “солью земли", творцом и носителем своеобразной культуры. Материальными предпосылками его формирования как класса служило утверждение господства аграрной экономики, выделение мелкого хозяйства в качестве основной экономической ячейки и семьи как главного вида производственной кооперации. Это обусловило привязанность крестьянства к природе: близость к земле, подчиненность природным циклам, прикрепленность к относительно ограниченному пространству, включенность в естественно-неразрывный коллектив кровнородственной общности, а также соседскую и духовную общности. Как социальная группа крестьянство занимало низшую ступень в общественной иерархии, испытывало прямую и косвенную эксплуатацию и даже претерпевало подневольность. Это тоже не могло не наложить отпечатка на его духовный облик и культуру.Следует указать на двойственность, определявшую духовную жизнь крестьянина: с одной стороны, он собственник, с другой - производитель; с одной стороны, он основной производитель жизненных благ, с другой - бесправен; с одной стороны, он в поте лица землю пашет, с другой - творит культуру.В духовной жизни крестьянства преобладает стихийно-эмоциональное, а не рациональное восприятие мира и жизни вообще. В картине мира доминирует все же природа, а не социум.Неизменность, повторяемость основных параметров крестьянской жизни породили здоровый консерватизм его культуры, преобладание традиций над новациями, причем традиция воспроизводится даже тогда, когда по тем или иным причинам утрачивается ее первоначальный смысл и сам крестьянин не может его объяснить.Регулятором крестьянской жизни и морали служит обычай. Если традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, то обычай - это установленные правила поведения в данной общности. Свойственна крестьянской культуре и обрядовость.Как правило, каждая часть крестьянства (село, деревня, приход) имеют свой местный, считающийся главным праздник. Так, в русских деревнях это касается так называемых “гуляний” - например, на Ильин день гулянье устраивается всегда в одном, а на Пасху - в соседнем селе и т.п., и жители всех окрестных селений сходятся туда на праздник.Богатство жизненных впечатлений, даруемых многогранной изменчивой природой, живым трудом и праздником, находило свое выражение в языке и языковом творчестве крестьянства. Язык его отличается метафоричностью, красочностью, сочной выразительностью, точной детализацией, речь - образностью, выразительной интонированностыо, обилием поговорок, пословиц.Непосредственно-эмоциональное отношение к миру и наглядно-образное мышление, свойственное крестьянству, требовало и соответствующих форм выражения, каковым стал фольклор. Характерными чертами народной словесности являются устность, вариантность, анонимность и коллективность создания, непосредственность контакта творца или исполнителя (интерпретатора) со слушателями, многожанровость.Крестьянская культура, как и сам ее творец и носитель, претерпевала значительные изменения во времени, и потому можно говорить лишь о самых общих ее чертах и тенденциях. В формирование национальной и общечеловеческой культур внесли свой вклад и другие сословия, когда-либо существовавшие в различных государствах - сенаторы Рима и священники Западной Европы, российские мещане и купцы или ремесленники. В новое и новейшее время вместо сословной культуры на первое место выдвигается культура иных социальных групп.§ 2. Культура современных социальных группВ современном обществе целесообразно выделять элитарную и массовую культуры. Проблема их существования, взаимодействия и влияния на развитие личности и общества является одной из наиболее острых в течение последнего столетия. Многие крупнейшие философы XIX-XX вв. разрабатывали концепцию элитарной и массовой культуры.Идея философа - Ницше - заключалась в том, что все человечество состоит из людей двух видов - с одной стороны, избранные, те, кто обладает способностью создавать искусство и наслаждаться им, с другой - многомиллионная масса, толпа, единственная задача которой - обеспечение избранных. Идея существования элитарной культуры поддерживалась Освальдом Шпенглером в его “Закате Европы".В наше время существует два подхода к пониманию и определению элитарной и массовой культуры. В основу первого из них положен принцип классовости культуры, в связи с чем элитарная и массовая культура рассматриваются как две стороны единого процесса. Массовая культура выступает как средство и результат воздействия на массы буржуазии, стремящейся подчинить своим интересам народ, т.е. это культура, созданная правящим классом для народных масс. Элитарная культура - средство и результат воздействия на художника опять же буржуазии, которая стремится оторвать его от широких народных масс и заставить служить небольшой части людей, относящихся к социальной элите общества, т.е. культура правящего класса.В последнее время все более широкое распространение получает другой подход, основанный на том, что деление на элитарную и массовую культуры связано не с социальным признаком, а, в первую очередь, духовным. Уже в трудах испанского философа Хосе Оргеги-и-Гассета (1883-1955), наиболее глубоко разработавшего концепцию элитарной и массовой культуры, элита как носительница культуры, рассматривается вне зависимости от социального положения. Разделяя общество на две неравноценные группы: массы и избранное меньшинство, Оргега-и-Гассет подчеркивает, что это деление не на иерархические социальные группы, а на типы людей. Отсюда следует, что в каждом классе и, более того, в каждой социальной группе, можно найти как избранное меньшинство, так и массу. Таким образом, в основу разделения современной культуры на элитарную и массовую кладется не классовое различие, а духовно-интеллектуальное.Следует признать, что для господствующего класса существует больше возможностей для приобщения к элитарной культуре. Но любой мыслящий, интеллектуально развитый человек может войти в элитарную культуру. Духовная элита играет ведущую роль в развитии культуры. Элитарная культура требует большого душевного напряжения и от тех, кто создает культурные ценности, и от тех, кто их усваивает. В элитарной среде формируются люди, способные широко и свободно мыслить, создавать интеллектуальные ценности, в которых нуждается экономика, наука, духовная жизнь общества.В основе массовой культуры лежат идеи экзотерические, т.е. популярные, доступные каждому. Сам термин “массовая культура” вошел в обращение непосредственно после второй мировой войны. Введенный американскими социологами (Д. Макдональдом и др.), он вскоре был принят и их европейскими коллегами. До сих пор представления о содержании этого термина у специалистов, социологов и публицистов очень различные и противоречивые. Нет единого мнения и о времени возникновения массовой культуры. Но то, что ее расцвет характерен для XX века, и то, что она может выражаться не только в художественной литературе, но и в таких областях, как политическая информация, научная популяризация и т.д. является для исследователей культуры очевидным.Прежде чем говорить о массовой культуре, следует рассмотреть понятие “масса” как обозначение определенной части населения. В работе “Восстание масс” Ортега-и-Гассет пишет: “Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он - “точь-в-точь как все остальные”, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все”8.К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется уже готовой мыслью, готовым мнением, которые не надо проверять, подвергать сомнению и т.д. Такой человек снисходителен к себе, доволен собой, живет без усилий, не стремясь изменить себя. Можно выделить некоторые конкретные черты, выражающие принадлежность человека к “массе”: самодовольство, уверенность в своем совершенстве, в непогрешимости раз и навсегда усвоенных им истин, инертность, отсутствие потребности в духовных усилиях, неумение и нежелание прислушиваться к иному мнению, бесспорность собственного авторитета и в то же время желание быть таким, как все. Следовательно, массовая культура - это культура “массы” или “толпы”, растворяющей в себе человека - индивида, личность, делающей его серой безликостью. Базу массовой культуры составляют невежество, неумение и нежелание ценить красоту, отсутствие уважения как к прошлому, так и к настоящему, разрушительство, культ насилия. В качестве самых болезненных тенденций массовой культуры часто выделяют пропаганду жестокости и садизма, сексуального разгула и т.д.У истоков массовой культуры лежит развитие научно-технического прогресса, в частности, средств массовой коммуникации. Возможность быстрого тиражирования и популистского изложения идей, научных взглядов, произведений искусства привела к тому, что они в усеченном и упрощенном виде становятся достоянием масс. Считается, что такие “оперативные” виды, как литература, графика, песня, различные художественно-журналистские формы, телевидение и радио, стали источниками развития современной массовой культуры, ибо в силу своей специфики они оказывают на публику быстрое и широкое воздействие.Между массовой и элитарной культурой нет четкой границы. Элитарная культура может обратиться в массовую. Это происходит тогда, когда искания, некогда рожденные талантом больших художников, создателей направлений, в руках эпигонов превращаются в наборы готовых приемов. Вместо живого творчества складывается и утверждает себя мертвый безликий стереотип.На границах массовой и элитарной культур развиваются субкультуры, среди которых центральное место занимают молодежные. Это связано с тем, что многие кризисные явления в культуре XX в. (эрозия ценностей, духовная апатия, цинизм, потребительские настроения, падение авторитета институциональных форм культуры) особенно остро проявляются у молодежи. Зачастую это выражается в равнодушии к проблемам общества, осмеянии тех или иных установок морали. В основном молодежные субкультуры носят поисковый характер и свидетельствуют о стремлении их субъектов активно утвердиться в современной жизни, найти новые духовные ценности.Формирование различных субкультурных образований в среде молодежи носит интернациональный характер. В значительно меньшей степени им присущи национальные черты. Возрастной диапазон представителей молодежных субкультур, согласно различным исследованиям, достаточно широк: от 12-13 лет до 34-35. В мире существует множество молодежных групп, являющихся субъектами того или иного субкультурного образования. Наиболее известные среди них хиппи, панки, рокеры, металлисты, фанаты, зеленые, наци и т.д. Каждое из этих формирований имеет свои подгруппы в зависимости от интересов или от возраста.Одна из довольно распространенных групп - панки. Возраст их колеблется от 14 до 23 лет, преимущественно это учащиеся ПТУ, вечерних школ, рабочие, служащие сферы услуг. Их музыкальные вкусы замыкаются на панк-музыке. Панки культивируют свою мораль, свой кодекс поведения, свой язык. Для панков характерно стремление подчеркнуть “особость" своей группы любыми средствами: особенной наружностью, вызывающей у посторонних шок и отвращение (прически под “ежа” и “петушиный гребень", наполовину выбритые головы, нарочито вульгарно раскрашенные лица, обилие металлических заклепок, шипов и цепей на одежде), провокационными манерами и стилем поведения.Попперы - одна из самых многочисленных групп во всех странах. Их интересы сосредоточены на различных музыкальных стилях. Чаще всего это молодежь, причисляющая себя к элите общества. Их житейская философия подчеркнуто потребительская. Прежде всего приверженцев поп-музыки привлекает внешняя сторона “легкой" жизни: заведения “люкс", дорогие сигареты, напитки, приятное времяпрепровождение.Приведенные примеры свидетельствуют о том, что члены каждого из молодежных формирований являются субъектами и объектами определенной субкультуры, зачастую резко отличающейся от прочих. Причем, в каждой субкультуре можно выделить и элитарную, и массовую стороны. Элитарная сторона заключается в том, что стиль, поведение, декларируемые духовные и материальные ценности являются для определенной группы людей - наиболее интеллектуально и духовно развитых - выражением философского осмысления жизни, определенного мировоззрения, самоутверждения, поиска духовного идеала. В упрощенном виде, прежде всего через внешнюю сторону, определенная субкультура становится достоянием широкого круга молодежи, готовой воспринять не саму идею, а всего лишь предметное, внешнее ее выражение. Так возникает массовая сторона молодежных субкультур. Иными словами, повторяется процесс взаимодействия элитарной и массовой культур, столь характерный для современного общества.ЗаключениеВ рамках одной и той же общности можно выделить так называемые референтные группы, имеющие отличительные социокультурные образцы, ценности и нормы. Например, культура столичного дворянства отличалась от культуры дворянства поместного, сельскохозяйственных рабочих - от рабочих, занятых обслуживанием новейших технологий. К различным референтным образованиям относятся преподаватели вузов и школ, деятели науки и искусства. Социокультурных общностей и групп внутри них по разным основаниям можно выделить великое множество.Литература1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1999. 2. Городская культура (средневековье и начало нового времени). Л., 1986. 3. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 2001. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1,2. М., 2004. История казачества Урала / Под ред. В.Ф. Мамонова. Оренбург-Челябинск, 1992. Домострой. М., 1920. 4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 2007. № 3,4. 5. Раинов Б. Массовая культура. М., 1979. 6. Цукерман B.C. Народная культура. Екатеринбург, 2002. 7. Феномен человека: Антология. М., 2008.
|
|
|
|
|