РУБРИКИ

Культурное наследие Астраханского края

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культурное наследие Астраханского края

Культурное наследие Астраханского края

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Понятие и значение культурного наследия

  • 3. История развития культурных традиций Астраханского края

3.1. Исторические предпосылки формирования культурных традиций Астраханского края

3.2. Астраханский кремль как памятник истории и военно-инженерного искусства

3.3. Храмы и монастыри города

3.4. Художественная, музыкальная, театральная жизнь Астрахани. Гильдия выдающихся астраханцев

3.5. Музеи города

4. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края

4.1. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия

4.2. Областная целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области»

4.3. Культурное наследие Астраханского края в современных условиях

5. Заключение

Список литературы

1. Введение

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования. Город, в котором мы живем, внесен в список исторических городов России. А это значит, что памятники природы, истории и культуры Астраханского края составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе астраханской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной реставрацией памятников истории и культуры. Астраханское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния, и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные. Нашу страну из затяжного политического, экономического кризиса поднимает не политика, а культура, духовный настрой нашего народа.

Объектом исследования в данном случае являются памятники истории, культура Астраханской области.

Предметом исследования является анализ культурного наследия Астрахани и современного состояния памятников культуры.

Цель данной работы заключается в изучении культурного наследия и комплекса мер по его сохранению с точки зрения законодательства.

Представленная цель определила следующие задачи:

- изучить культурное наследие и его значение;

- исследовать историю развития Астраханского края;

- изучение культурных традиций края;

- изучение государственной политики в области охраны культурного наследия Астрахани;

- изучение культурного наследия Астраханского края в современных условиях.

2. Понятие и значение культурного наследия

Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Такое наследие обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся результаты давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Культурное наследие более широкое понятие, чем традиция. В нем сохраняется не то, что на том или ином этапе было создано в культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе. Во всякой культуре существует некое динамическое соотношение традиционности; благодаря которой поддерживается стабильность и инноваций или заимствований, через которое общество изменяется. И то, и другое сосуществуют как разные стороны культурного организма, имеющего свою самобытность.

Диалектика культурного процесса состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту противостоит повседневная практика, которая требует постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора, интерпретаций и обогащения. В этом поле между прошлым и будущим, настоящем могут присутствовать как привязанность к привычным ритуалам, постоянно возрождающим прошлое, так и погружение в повседневность с ее практическими заботами или же ориентация на будущие достижения.

В многочисленных дискуссиях по проблемам культурного наследия, которые происходили в развивающихся странах, а в период «перестройки» широко развернулись и в нашей стране, выявилось несколько идейно-теоретических направлений. Так среди специалистов в гуманитарных науках нередко сказывается «классикасистое» отношение к наследию, которое ориентированно на тщательное поддержание и освоение «неумирающих сокровищ, имеющих непреходящее значение». В процессе профессионального изучения культуры прошлого возникает представление, что именно в компетентном и основательном изыскании, в обстоятельном описании прошлых достижений культуры и можно обрести смысл достигнутого. И то признание, которые получают такие изыскания в научном мире и на международной арене, то есть премии и награды, которые получают исследователи культурного наследия, служат зримым подтверждением обретенности прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия, организация и поддержание музеев, библиотек, архивов и т.д. является важной частью деятельности общественных организаций и обязательной задачей государства.

В этом плане огромные усилия предпринимаются по линии ЮНЕСКО.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятники прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они не только должны сохраняться, но и воспроизводиться вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений. Заботиться приходится не только о сохранении, но и о восстановлении возрождений тех форм традиционного творчества, которые утрачены или полузабытья.

Нередко в ходе революционной логики прежних социальных структур возникают идейно-теоретические и политические течения, утверждающие безопасность прежнего культурологического достояния для нового общества. Происходит ниспровержение культурного наследия. Известные примеры такого подхода и культурного достояния можно найти в раннебольшевитской идеологии в период гражданской войны в России. Поздние такого рода идеи получили распространение в национализации леворадикального толка в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Итак, обращение к культурному достоянию предстает как постоянная дилемма для общественного сознания в силу глубокой противоречивости самого прошлого. Другой источник этой противоречивости - наличие альтернатив в развитии общества, выбор которых требует согласования в сложившихся устоями. Каждая функция культурного наследия - поддержание стабильности и постоянства общественной регуляции. Те элементы культурного и социального наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени выделяются в состав самобытности.

Благодаря культурному наследию осуществляется передача социального опыта как от единого поколения к другому, входящие в жизнь, так и внутри общества между странами и народами. В этом смысле культурное наследие предстает как память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт.

Таким образом, культурное наследие предстает как главный способ существования культуры. Человек за свою жизнь успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии его сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия столь естественно и необходимо, как сохранение природы.

3. История развития культурных традиций Астраханского края

3.1. Исторические предпосылки формирования культурных традиций Астраханского края

Промежуточное положение между европейской Россией и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским западом и мусульманским языческим востоком наложило своеобразный отпечаток на историю края.

Особую роль Астраханский край сыграл в исторической жизни разноэтнических народов и государств. Великий Шелковый путь в IX-X вв. связал цивилизации Запада и Востока. В регионе Нижнего Поволжья схлестывались цивилизации гуннов и сарматов, хазар и печенегов, половцев и татаромонгол.

Первым государственным объединением был Хазарский каганат. В середине XII в. Хазария была полиэтническим государством, объединившим индоевропейские, тюркские и семитские этнические группы, которые мирно уживались, образуя новый этнос. В XIII в. Нижнее Поволжье было покорено монголами и вошло в состав Золотой Орды. Происходит процесс ассимиляции половцев и монголов, который положил начало новому этносу - астраханским татарам. В середине XV в. левобережье Нижней Волги занимает Ногайская Орда, а правобережье вошло в Астраханское ханство.

Астраханское ханство являлось феодальным государством, население которого в основном занималось кочевым скотоводством. Процесс смешения кочевников Нижнего Поволжья, который начался в XIII в., не останавливался.

В силу своего географического положения Астрахань с первой половины XVI в. становится «камнем преткновения» между Турцией, Крымом и Ногайской Ордой. Московское государство также было заинтересовано в расширении своих юго-восточных границ. Оно знало о рыбных и соляных богатствах края, сознавало, какое важное торговое значение имеет Аштархан, но только с присоединением Казани можно было говорить об утверждении устья Волги за Москвой. И в 1554 г. Московское государство берет Казань, а в 1556 г. Россия, присоединив регион Поволжья, положила конец трехвековому господству татар и открывает для себя дорогу к восточным рынкам по Каспийскому морю и караванные пути.

Точной даты присоединения Астрахани не известно, но, скорее всего, этим нужно считать 1557 г., когда все население Нижнего Поволжья присягнуло первому воеводе Черемисикову в верности русскому царю Ивану IV Грозному. С того времени покорение края ежегодно праздновалось сначала русским местным людьми, а затем и всем населением области. Праздник этот отличался большой торжественностью.

Первый воевода Астрахани И. Черемисиков был человеком весьма незаурядным, оказавшись хорошим стратегом и политиков. Он приобрел «всеобщее расположение справедливостью правления». Он быстро решал сложные и разнообразные вопросы, умело вел переговоры с ногайцами, крымцами, кавказскими владетелями. Заботился о спокойствии края. Но величайшей заслугой Черемисикова было основание новой Астрахани на левом берегу Волги.

Старая Аштархан, находившаяся на правом берегу Волги, граничила с обширной Ногайской степью, через которую проходила Крымская шлях-дорога, откуда регулярно появлялись крымцы; сама степь была по сути «диким полем», где хозяйничали и выходцы с Северного Кавказа, и донские казаки, и кочевники Прикаспия, считавшие Астраханский край местом богатой добычи. По этим причинам Черемисиков стал искать боле надежной защиты в природных условиях для новой крепости.

Когда появились первые известия о военных замыслах крымского хана о захвате Астраханских земель, Черемисинов пересылает татар с правого берега на другую сторону и расселяет их по буграм и островам. Для главной крепости от избирает один из самых крупных бугров - Заячий или Долгий. Он был выгодно огражден с северо-запада Волгой, с северо-востока - рекой Кутум, а с юга - линией заболоченных ильменей и соленых озер.

Начало строительства относится к 1557 г., но официальная дата рождения Астрахани - 1558 г., когда государь Иван Грозный дал свое царское благословение для левобережного города.

Строительство Астрахани требовало рабочих рук, что стимулировало переселенческую политику русского государства.

В то же время развивалась стихийная русская колонизация края. Это были выходцы из социальных низов, натыкавшиеся на строительные работы, приходившие на добычу рыбы, соли, селитры, обживая тем самым Волжское Понизовье.

С заселением края росла не только экономическая, но и политическая роль Астрахани. Занимая одно из важнейших мест в восточной торговле, город сыграл исключительную роль в развитии отношений с Кавказом и Закавказьем, принимая посольства из Кабарды, Грузии, Армении и других государств Васькин Н.Г. Заселение Астраханского края. -- Волгоград, 1993..

Для иноземных торговых людей в Астрахани стали строиться особые гостиные дворы. Это были индийские, персидские, армянские дворы, построенные по азиатскому образцу. До сегодняшнего дня в центральной части Белого Города сохранились Персидское и Армянское подворье, а вот Индийское до наших дней не дожило.

В то же время росло и военно-стратегическое значение Астрахани. Во второй половине XVI в. здесь находилось более 3000 стрельцов и ратников.

В 1582 г. в правление Ивана Грозного начинается строительство каменного кремля, так как старый кремль, построенный из леса, начинал ветшать и служил плохой обороной от крымцев и татар. Завершено оно было при правлении его сына Федора Иоанновича при непосредственном участии Бориса Годунова, который назвал себя и величался соотечественниками как «царский шурин и правитель, боярин, и дворовый воевода, содержатель великих государств, царства Казанского и Астраханского». В Астрахань для «государева городового дела» специальными «записными» или «казенными» мастерами направлялись казенные каменщики, кирпичники, кузнецы и плотники, которые по своему положению были близки к служилым людям, так как они не платили податей, владения наделами земли находились в распоряжении правительства. Служба эта была наследственной и передавалась от отцов к детям и другим членам семей казенных мастеров. В этот период организация производства кирпича в Астрахани представляла большую сложность, поэтому было решено использовать старую плинфу с развалин золото-ордынских городов. Новый каменный Кремль сохранил форму прямоугольного треугольника, направленного острием на запад. Каждая сторона укреплена была тремя башнями, из которых каждая угловая принадлежала двум сторонам. В общих чертах стены и башни Кремля напоминали существовавшие в то время Кремли центральной части Русского государства.

Наряду с ним Астраханский Кремль относился по тем временам к наиболее совершенным обворожительным сооружениям Московского государства. Два столетия наш Кремль стоял неприступной твердыней на южной границе с Россией. Сейчас он считается одним из выдающихся памятников военно-инженерного искусства XVI в. и внесен в список исторических памятников страны.

Население Астрахани представляло собой пеструю картину: здесь мирно сосуществовали и татары, и русские, и калмыки, и ногайцы, и персияне и индейцы. Это придавало особый, неповторимый колорит крупному российскому городу. И именно здесь выполнялась особая миссия исторического значения - Астрахань являлась объединительным звеном между цивилизациями Запада и Востока. И также благодаря этому, Астраханский край создал свою особую, самобытную культуру, поскольку синтез различных культур, а здесь существовали и русская, и татарская, и калмыцкая, и восточная культуры, становится почвой для инноваций.

Многие видные деятели: ученые, музыканты, писатели занимались собиранием местного фольклора. Большой вклад в развитие музыкальной культуры внес учитель музыки Марийской гимназии И.В.Добровольский. Он основал «Азиатский музыкальный журнал», где помещались песни и пляски нерусского населения: татарские, казахские, ногайские, армянские, чеченские и т.п Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. - Волгоград: Ниж.-Волж.кн.изд-во, 2001.

Знаменательным событием в истории края явился 1717 г.: Петром I был подписан указ об образовании самостоятельной Астраханской губернии, которая включала в себя территорию от низовьев Волги и до Самары и Симбирска на Севере. Причин было несколько: во-первых, это стремление правительства России обезопасить свои южные границы от внешнего вторжения; во-вторых, обеспечить через Астрахань устойчивые торговые связи со странами Востока. По этим причинам в городе появляются военный флот, адмиралтейство, верфи и порт. В XVII-XVIII вв. Астрахань становится южным форпостом России, связывающим звеном внешнеторговых контактов Российской империи со странами Азии и Европы.

Бурное развитие экономики XIX в. стимулировало и хозяйственное значение нашего края. В частности: строительство железной дороги от Баскунчака к Волге позволило увеличить не только вывоз соли, но и добычу рыбы.

С конца XIX в. на Каспии появляются портовые сооружения, судостроительные, деревообделочные, силикатные и другие заводы, с участием зарубежного капитала создаются компании и аукционные общества. Следует отметить и развитие пароходства. В конце XIX в. - в начале XX в. через Астрахань проходили колоссальные потоки нефтяных и медных грузов. Особенно были увеличены перевозки нефтепродуктов в связи с открытием нового способа перевозки нефти (русского). В 1875 г. по Каспию пошли первые в мире паровые танкеры.

Таким образом, XIX-начало XX вв. становятся временем благоустройства, бурного торгового и промышленного развития Астраханской губернии. Рост и благополучие региона поддерживалось астраханскими меценатами. Люди объединялись в различные благотворительные и просветительские инициативы. Они были разных национальностей, но вершили одно доброе дело. Занимались строительством храмов, содержанием учебных заведений, открытием лечебниц, оказывали помощь людям из социальных низов.

Многое делалось для культурного развития края. И.А.Репин подарил городу свою библиотеку, которая находится сейчас в здании библиотеки им. Крупской. Также завещал он городу уникальную коллекцию гравюр, собранную в Европе. В 1918 г. была открыта «Картинная галерея Б.М. Кустодиева». Инициатором и первым заведующим музея был инженер из семьи астраханских купцов Т.М. Догадин, который собрал более чем 130 произведений живописи и графики, коллекцию автографов исторических деятелей, писателей, музыкантов. Ныне дом-музей ведет активную выставочную работу, знакомит астраханцев и гостей города с работами старых художников Астрахани.

Особое место в собрании музея занимают произведения Б.М. Кустодиева, родившегося в Астрахани. Это 22 живописных произведения и более 100 графических листов. В 2002 г. в отдельном здании по ул.Свердлова, 68 был открыт филиал Картинной галереи - Художественно-мемориальный музей художника-земляка, единственный в стране. В этом году галерее исполняется 90 лет. Множество людей, преданных искусству, содействовали тому, чтобы небольшое собрание Догадина превратилось в многотысячную коллекцию живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. В галерее работает библиотека, реставрационная мастерская, лекторий, дом-музей Б. М. Кустодиева.

XVIII в. - начало XX в. является важной вехой в развитии системы образования в Астраханской губернии. Созданием уездных, сельских и городских начальных учебных заведений было положено начало систематическому образованию. В этот период были сделаны первые шаги в области женского образования в Астраханской губернии. Марийская женская гимназия (1860 г.), частное учебное заведение Н.С.Шавердовой (1903 г.), а также начальные женские училища сыграли свою важную просветительскую роль. Со второй половины XIX в. создаются школы для неимущих слоев населения, появляются первые государственные учебные заведения для детей нерусской национальности.

В этот период шел процесс становления единого образовательного пространства. И развитие образования в Астраханском крае является неотъемлемым звеном в общероссийском процессе становления всей системы образования.

В Астраханском крае многое делалось и делается поныне для культурного развития национальных меньшинств. В Астрахани начали создаваться национально-культурные общества.

Первым был кружок по изучению татарского языка на арабской графике по инициативе Г.Н. Ахметова, педагога и краеведа. На его основе было образовано общество татарской национальной культуры «Дуслык», учрежденный 13 февраля 1989 г. После него появляются общества ногайской (Бирлин), туркменской (Ватак), казахской (Жолдастык) и другие. Приоритетной формой работы для обществ стало сохранение родного языка, традиций и праздников, их популяризация. Некоторые общества проводят работу по охране архитектурного наследия Астраханского края. В практику вошло, начиная с 1991 г., выделение определенных денежных средств на проведение различных культурных мероприятий национальным обществам из государственного бюджета. Помимо этого, областной совет, а затем администрация выступили вместе с обществами учредителями русскоязычной татарской газеты «Изел» («Волга») и казахской «Ак Арна» (Чистый родник), издаваемых на родных языках.

Хотя деятельность национально-культурных обществ имеет весьма краткую историю, но она органически вписывается в общую жизнь Астраханской области и подчеркивает ее многонациональный состав.

Несмотря на многовековую историю, Астрахань сохранила свою неповторимость. Ее облик, как прежде соткан из множества одной ей лишь присущих черт. В центре города возвышается крепость 16 века - Кремль. На территории Кремля - Успенский собор, Троицкий собор, бывший Архиерейский дом с домовой церковью…. (1807), Кирилловская часовня (1719), шатровая башня, ограды Спасо-Преображенского монастыря (начало 18 века), Московский торговый дом (1790), римско-католический костел (1762-1778), здание бывшего Азово-Донского банка (1910), собор Святого Владимира (1895-1904). Все это символы архитектуры и зодчества Астраханского края. В Астрахани находятся драматически театр, театр юного зрителя, театр кукол, музыкальный театр, филармония, объединенный историко-архитектурный музей - заповедник (коллекция памятников истории хазар Золотой Орды и освоения низовий Волги русскими), картинная галерея имени Кустодьева (1918), дом - музей Владимира Хлебникова.

Достопримечательностями города является дом-музей В. Хлебникова, музей культуры города (бывший дом-музей И.Г. Чернышевского), культурно-развлекательный комплекс «Октябрь» с уникальным зимним садом-дендрарием, культурно-развлекательный комплекс «Даир».

Город Астрахань состоит в списке исторических город России. В списках памятников истории, культуры и архитектуры г. Астрахани состоит 653 объекта, представляющих собой не только отдельные здания, но и целые комплексы жилых и общественных зданий. Из них 45 -федерального значения, 608 - регионального значения. Кроме того, 368 зданий включены в списки вновь выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность. При выборе объектов культурного наследия учитывалось общее состояние фасадов и их элементов, в большей степени подверженных временным разрушениям и требующих оперативного вмешательства специалистов в области реставрации. Другим критерием выбора представлялась значимость объектов в архитектурно-художественном и историческом плане.

3.2. Астраханский кремль как памятник истории и военно-инженерного искусства

Астраханский кремль - выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства и архитектуры второй половины XVI века. Строительство Астраханского кремля связано с важным периодом в истории нашей Родины, когда дальнейшему росту и укреплению Русского централизованного государства мешала постоянная угроза нападения с востока.

Одной из важнейших внешнеполитических задач Ивана IV была борьба с татарскими ханствами в Поволжье, борьба за присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к Русскому государству. В результате завоевания Казани (1552 г.) и присоединение Астрахани (1556 г.) Русское государство овладело Волгой на всем ее протяжении и получило выход в Каспийское море.

В 1558 году на левом берегу Волги была основана современная Астрахань. На высоком бугре, называвшемся Заячьим, или Долгим, была построена первая деревянная крепость.

Завоевательный поход турецко-татарских войск на Астрахань в 1569 году и другие агрессивные действия Турции и ее вассала Крымского ханства показали необходимость более серьезного укрепления Астрахани как передового форпоста на юго-восточных рубежах Русского государства. В связи с этим было решено вместо деревянной крепости построить каменную.

Избранное местоположение каменной крепости - кремля - продиктовало и форму его плана, длинного и узкого треугольника, протянувшегося одной стороной вдоль реки Волги. Для строительства кремля был использован кирпич из развалин бывшей золотоордынской столицы Сарая-Бату, находившейся на берегу реки Ахтубы, на месте нынешнего села Селитренного Харабалинского района Астраханской области. Стены кремля на углах и на участках между ними были усилены башнями.

По мере роста населения Астрахани, к востоку от крепости, возникает посад с жилыми домами. К 1631 году эта территория была обнесена каменными стенами и получила название Белого города. С южной стороны к кремлю были пристроены стены Житного двора.

Кремль был центром Астраханского восстания, начавшегося в июне 1606 года, во время крестьянской войны под руководством И. И. Болотникова. В мае 1614 года восставшие астраханцы штурмом взяли кремль и изгнали засевшую здесь шайку изменников во главе с атаманом И. Заруцким и польской авантюристкой М. Мнишек. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина Астраханский кремль являлся резиденцией и оплотом восставших на протяжении семнадцати месяцев - с 22 июня 1670 года до 27 ноября 1671 года. Царским войскам удалось взять кремль приступом лишь после длительной осады.

После победы великой Октябрьской социалистической революции на территории кремля формировались отряды Красной Гвардии и размещался Военно-революционный комитет. Руководимая большевиками Красная Гвардия героически защищала кремль во время контрреволюционного мятежа в январе 1918 года. Кремль подвергся сильному артиллерийскому обстрелу, причинившему его сооружениям значительные разрушения. 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 года началось наступление отрядов Красной Гвардии, закончившееся разгромом контрреволюции и установлением Советской власти в Астрахани и Астраханской губернии.

В 1919 году в кремле под руководством С. П. Кирова происходила реорганизация частей XI армии для защиты устья Волги и разгрома белогвардейских войск и иностранных интервентов.

Каменные стены и башни Астраханского кремля построены в 1582 - 1589 гг. На месте деревянно-земляных укреплений 60-х гг. XVI в. Они были сооружены на основе достижений военной техники своего времени как самые мощные военно-инженерные укрепления. Кремль строился под руководством присланных из Москвы мастеров Михаила Вельяминова и Дея Губастого.

В плане кремль имеет конфигурацию прямоугольного треугольника, вытянутого вершиной в юго-западном направлении, на углах и по сторонам которого сооружены башни, соединенные между собой крепостными стенами. Более высокие и мощные стены и башни были построены на особо важных в стратегическом отношении местах. Кремль занимал островное положение. Со всех сторон он был окружен естественными преградами: с северо-западной стороны - Волгой, с восточной - рекой Кутумом с болотистыми берегами, с южной - глубоким болотом.

Каждая сторона этого треугольника укреплена тремя башнями, из которых каждая угловая принадлежит двум сторонам.

Башни были проездные и глухие. В восточной стене вдоль современной Октябрьской улицы расположены две угловые глухие башни - Артиллерийская (северо-восточная) и одна проездная - Пречистенская башня-колокольня, расположенная почти посредине восточной стены кремля.

Южная стена кремля, идущая вдоль нынешней площади имени Ленина, имеет три глухих башни: две угловые - ранее упомянутая Архиерейская и Крымская (юго-западная) - и находящуюся почти посредине стены Житную башню (южная).

В северо-западной стене, вдоль улицы Желябова, были также две угловые глухие (Крымская и Артиллерийская) и две проездные башни - Красные и Никольские ворота с надвратной церковью.

Проездные башни были более мощными и высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными деревянными воротами, окованными железными листами.

Все башни разделялись на несколько боевых ярусов. Ярусы соединялись между собой каменными лестницами, которые были устроены в толще их стен. На уровне боевой площадки крепостных стен в башнях устроены сквозные проходы на соседнюю часть стены.

В толстых стенах башен были сделаны глубокие ниши (печуры) с бойницами для размещения пушек. Сверху башни завершались зубцами, на которые были устроены деревянные шатры со сторожевыми вышками. На Пречистенской башне в караульной вышке висел сторожевой колокол.

Крепостные стены Астраханского кремля лишь в общих чертах напоминают существовавшие в то время кремли центральной части Русского государства.

Стены Астраханского кремля имели особую систему организации пушечного и пищального огня. Они были прорезаны большим количеством расположенных в печурах пушечных бойниц среднего и нижнего (подошвенного) боя и бойницами навесного боя для стрельбы из ручного огнестрельного оружия, чего в других кремлях в то время еще не было.

На территории Астраханского кремля было множество сооружений. Таких как: Успенский собор - замечательный памятник древнерусской архитектуры. Собор представляет из себя простой кубический объем, увенчанный пятью золочеными главами с крестами, поставленные на небольшие деревянные расписные барабаны; Троицкий собор; Кириловская часовая и Архиерейский дом, а также множество других сооружений.

Можно сказать, что Астраханский кремль, наряду с Московским и Смоленским кремлями, был одной из сильнейших крепостей средневековой России.

Согласно последним обмерам, проведенных в связи с работами по реставрации Астраханского кремля, общий периметр стен и башен в их современном виде составляет 1544 м. Площадь, заключенная между стенами и башнями равна 11 га. Протяженность кремля от Артиллерийской до Крымской башни составляет 665 м, от Пречистенских до Красных ворот - 480 м, от Никольских ворот до Житной башни - 295 м. В зависимости от рельефа местности высота стен колеблется от 7 до 11,3 м, толщина - от 2,8 до 5,2 м.

За 370 лет своего существования стены и башни кремля ветшали, неоднократно перестраивались или обстраивались хозяйственными сооружениями. При всех этих перестройках очень мало считались с древними архитектурными формами, вследствие чего лишь немногие из них уцелели до наших дней.

В наше время, те, кому придется впервые увидеть Астрахань с палубы теплохода, обязательно отметят не только красоту кремлевского ансамбля, но и мощь его укреплений - могучих белых стен, достигающих двенадцатиметровой высоты и пятиметровой толщины, и стройных башен, завершенных высокими украшенных зелеными поливными изразцами. В конце XVIII века "перед городом наметало остров", и Волга вскоре навсегда отступила от крепости. Надо думать, как величественно выглядел кремль в то время, когда Волга протекала под самыми его стенами.

Астраханский кремль - памятник федерального значения с 1980 г., уникальный архитектурный ансамбль XVI в., образец культурной архитектуры XVIII века. Филиал объединяет 5 исторических объектов: башня Красные ворота с экспозицией "Астраханский кремль - образец военно-инженерного искусства середины XVI века", Артиллерийский двор с пороховым погребом XVI в. и пыточной башней XVI в. с экспозициями "Архитектуры старой Астрахани", "История судопроизводства", а также здание-памятник XIX в. с экспозицией "Культура и быт народов Астраханского края", Кремль, построенный в 1558 г. - как форпост на юго-восточных рубежах России является привлекательным историко-культурным центром города.

Но не всегда кремлевские памятники архитектуры и сама крепость находились под хозяйским присмотром государства. Кремль за прошедшие годы ветшал и разрушался. Его стены и башни нередко перестраивались, обрастали из хозяйственных соображений уродующими архитектуру памятникам постройками.

Судьба Кремля существенно изменилась после того, как с его территории был вывезен гарнизон. Это произошло вскоре после окончания Великой Отечественной войны. В 1947 г. Астраханский Кремль был внесен в список архитектурных и исторических памятников республиканского значения и поставлен под охрану государства. Впервые вопрос о реставрации всего архитектурного ансамбля Кремля возникает в 1949 г. К тому времени южная кремлевская стена между башнями Житкой и Крымской обрушились. Большую тревогу по поводу разрушения памятников истории и культуры Астрахани и на территории области выразил на страницах местной газеты директор краеведческого музея П.С.Бирюков. Он сумел привлечь общественное внимание к необходимости повышения ответственности за качество охраны памятников астраханской старины, доказал, насколько ценным является Астраханский Кремль и как важно изыскать средства на его реставрацию. Публичное его выступление достигло цели Астраханский кремль. Под ред. А.В.Бондарева. Астрахань, 2003. Летом 1949 г. в связи с принятием Постановления Правительства о проведении реставрации стен и башен Астраханского Кремля в Астрахань из Москвы направляется группа архитекторов Центральной проектно-реставрационной мастерской городского строительства во главе А.В.Воробьева. Они обследовали архитектурный комплекс Кремля и определили степень сохранности, а также задачи и объемы реставрационных работ. Отреставрированные памятники архитектуры в 1974 г. были переданы Астраханскому музею-заповеднику. Благодаря самоотверженному труду коллектива реставраторов, художников стены и башни Кремля, его белокаменные православные храмы обрели свою вторую жизнь Архитектура Астраханского кремля. Под ред. Ж.Ж. Сарычевой. Астрахань, 2001. В конце 50-х годов XX в. в Кремль был открыт свободный доступ. Теперь астраханцы и гости города могут свободно прогуляться на территории древнего крепостного сооружения, постоять на главной Соборной площади, посетить кремлевские музейные экспозиции. Кремль наполнился духовным светом и перезвоном церковных колоколов, призывающих верующих к молебну. В кремлевские стены возвращается духовность, а это означает, что у главного архитектурного памятника города есть надежда на будущее.

3.3. Храмы и монастыри города

Более чем 400-летний путь астраханского православия - это четыре века жизни, освоения и развития Астраханской земли. Главной задачей астраханского православия было нравственное руководство обществом: миссионерская образовательная и разносторонняя благотворительная деятельность. Развитие церковно-общественных инициатив, строительство и сохранение храмов, содержания учебных заведений поддерживалось астраханскими меценатами.

Одним из старейших монастырей города является Иоанно-Предтечекий монастырь (Ивановский). Первые упоминания о нем восходят к 1688 году, и быстро приобрел значение духовной твердыни. В монастырский комплекс входит главный собор, дом настоятеля, полональня, небольшая трапезная, кельи монахов. В 1716 году в стенах монастыря была открыта цифирная школа для детей. На реке Кутум монахи имели свою кузницу, лодки, плоты с пристанью, огромный сад. Они имели право добывать соль, ловить рыбу. Ныне существующая церковь была перестроена в 1899 году, в кирпичном древнерусском стиле.

Четыре малых купола близко поставлены к большому центральному барабану, увенчанному шлемообразным куполом. Этим подчеркивается движение вверх к облакам, придает храму легкость, стройность. В монастыре жило много опальных священников из Москвы и Петербурга. В 30-е годы монастырь был закрыт. Многие годы помещения монастыря служили складами. В 1989 году храм был возращен православной церкви. Находился он тогда в крайне аварийном состоянии. По-новому перекрывали крышу купола, заново восстановлены входная лестница, восстановлен пол внутри храма.

Стены заново были расписаны в академическом стиле, из мореного дуба изготовлен новый иконостас. В 1995 году указом Патриарха Алексия монастырь был восстановлен в своем звании. Сейчас при монастыре немногочисленная братил. Силуэт этого храма из разных мест города. Каждый год на праздник Крещения сюда приезжают много верующих за святой водой. По традиции считается вода, освященная здесь самой целительной и сильной.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1885 году на средства купца Ивана Губина по проекту архитектора Знаменского. С 1928 года эта церковь стала кафедральным собором, то есть главным храмом города. Эта церковь всегда была действующей, то есть в ней никогда не прекращались службы.

В 1930 году с колокольни храма были сняты колокола, и храм лишился своего голоса, но вскоре архиепископ Филипп, к огромной радости астраханцев, вернулся на кафедру после 14-летней ссылки, обратился к верующим с просьбой пожертвовать на отшивку колокола, имеющиеся у них медные, бронзовые и серебряные предметы. Прихожане с радостью откликнулись, и вскоре большой колокол был поднят на колокольню.

Храм построен в древнерусском стиле с высокой двухъярусной колокольней. Венчает его один массивный восьми световой барабан. Роспись купола, стен, алтарей в академическом стиле произведены были на средства Ивана Губина. Великолепной резкой 6 ярусный иконостас изготовлен в Астрахани известными мастерами. Система иконостаса сложилась в России в XIV века, это характерно только для русских храмов. Он отделяет сам храм от алтарной части.

В центре Царские врата, ведущие в святую святых церкви - алтарь. На иконостасе иконы располагаются по обе стороны от Царских врат, в первом ряду от пола. Фасад церковного комплекта украшен небольшими клонами, собранные вместе по три. С левой стороны административный корпус, где постоянно живет наш епископ. В прошлом году, к приезду патриарха Алексия, был построен еще один дом-резиденция. В этой части города, где находится храм раньше селились бондари, кузнецы и колесники. Этот район назывался Селении, а базар, находящийся рядом - Селенские Исады.

Храму святого князя Владимира уже 100 лет. Этот храм был сооружен в память 900-летия крещения на Руси и 300-летия астраханской епархии в византийском стиле в 1902 году, строился он 7 лет, на пожертвования самих горожан. Иногда его называют морским собором, так как прихожанами были моряки и рабочие судоремонтных мастерских. Владимирский храм чудом уцелел от уничтожения в период советской власти. В 60-е годы было решено взорвать храм, но одна из прихожанок этого храма забралась на самый высокий купол и привязала себя к кресту. Взрыв отложили. Новую попытку взорвать храм отбили татары. Они окружили здание живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры. Встретив такой отпор, городские власти отступили. В 1967 году здесь располагался автовокзал. Только в 1999 году было принято решение о восстановлении храма. Огромная работа была проделана по восстановлению храма. Заменена была вся кровля, восстановлены оконные проемы, поставлен крест на куполе, и храм приобрел величественное гордое звучание. Вокруг храма разбит сквер, поставлена ажурная ограда. Храм ожил и засиял.

Знаменская церковь. Появление этого храма связано с ещё одним знаменательным событием в истории Астрахани. В 1670 году город был захвачен мятежной казачьей вольницей во главе со Степаном Разиным. Почти два года хозяйничали в Астрахани разинцы, на совести которых было немалое число казнённых астраханцев, а 11 мая 1671 года ими, после страшных мучений, был убит астраханский митрополит Иосиф. В ноябре 1671 года к городу подошла царская рать во главе с воеводой боярином Иваном Богдановичем Милославским. Начались долгие переговоры и, наконец, астраханцы, утомлённые от долговременной смуты, согласились мирно сдать город. Произошло это 27 ноября в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». По случаю этого радостного события по инициативе астраханского воеводы боярина Ивана Милославского и была построена деревянная Знаменская церковь. Точную дату строительства назвать очень трудно, но вполне вероятно, что храм начали начали строить сразу же после происшедших событий. В 1672 году он мог быть уже закончен и освящён прибывшим в Астрахань новым митрополитом Парфением.

Храм находился внутри Белого города на южной его окраине, у самых стен. Около храма располагалось кладбище и, по некоторым предположениям, женский монастырь. Мысль о том, что обитель находилась при Знаменском храме, можно считать ошибочною, так как в 1671 году, ещё до построения самой церкви, в Астрахани уже существовал Благовещёнский женский монастырь. Обитель просто располагалась долгое время около Знаменского храма, который был приходским.

В 1710 году древний Знаменский храм ещё упоминается в делах Консистории. Новый каменный храм был построен заботой и трудами архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Мефодия (будущего епископа) и освящён 3 ноября 1751 года епископом Иларионом. В 1804 году на средства астраханского, 1-й гильдии купца Василия Петровича Токмачёва к храму были пристроены два придела. Северный придел в честь Алексия, человека Божия, был освящён 31 июля 1807 года архиепископом Сильвестром (Лебединским), а южный в честь иконы Божией Матери Боголюбской освящён 1 августа 1807 года кафедральным протоиерем Василием Памфиловым и ключарём Кириллом Васильевым. Иконы в приделах написаны были священником церкви Михаила Архангела, талантливым местным иконописцем того времени, отцом Василием Андреевым. Этот храм располагался несколько южнее прежнего, так как стены Белого города были разобраны и пространство к югу от храма освободилось. Прежний храм стоял на склоне бугра, что вызывало определённые неудобства, и это сыграло определённую негативную роль в последующей истории храма. Новое место оказалось близ прежнего Мочаговского солёного озера, отчего в последующие годы храм не раз подвергался ремонту, необходимому из-за слабости фундамента и порчи стен от необычайной сырости почвы. Ремонты производились в 1826, 1838,1842, 1850, 1859 годах и в последующие годы. Но, несмотря на многократные ремонты храма, к концу XIX века он пришёл в состояние столь печальное, что встал вопрос о его закрытии или же о построении нового храма.

Астраханский епископ Сергий (Серафимов), посетивший церковь в сентябре 1899 года, был поражён её запущенным видом и объявил, что дальнейшее существование признаёт невозможным. Выяснилось, что денег на строительство нового храма нет. Наличных церковных средств хватило бы лишь на построение деревянного храма, но деревянную церковь в черте Белого города строить бы никто не разрешил. Собрать же средства на дорогое и трудное дело - построение каменного храма, при малом числе прихожан и постигшем в то время город торговом застоем, казалось делом совершенно невозможным. В это же время в Астрахани храм в честь Святого князя Владимира строился уже 6 лет. И это при очень крупных затратах со стороны городского управления и больших пожертвованиях. По всем расчётам, бедному по средствам Знаменскому приходу пришлось бы строить себе храм более 40 лет.

Много содействовало для начала строительных работ желание известного астраханского промышленника Харлампия Николаевича Хлебникова помочь в этом благом деле. Он без промедления внёс первый взнос на строительство нового храма - 200 000 шт. кирпича. Его благому примеру сразу же последовал и другой именитый прихожанин Василий Иванович Бажанов, пожертвовавший на строительство 5 000 рублей. Тогда же была образована и строительная комиссия, председателем которой был избран действительный статский советник Х.Н. Хлебников.

В течение всего времени строительства храма поступали пожертвования по сборным книгам, а также и от отдельных лиц. Наиболее крупными жертвователями оказались: Х.Н. Хлебников, В.И. Бажанов, Н.Н.Ильин, Т.Ф. Евдокимов, О.О. Ильина с сыновьями, Н.П. и Н.Т. Ковалёвы, И.Н. Рукавишников, И.Ф.Скрепинский, П.Х. Хлебников, П.П. Вейнер, Астраханская Городская Дума и Астраханское Общество взаимного кредита. Прислал свою лепту на построение храма и протоиерей Иоанн Кронштадт-ский, в 1990 году прославленный Русской Православной Церковью как святой угодник. Строительная комиссия просила его благословить начатые труды, а в 1902 году, посетив Астрахань, о. Иоанн пожертвовал средства на сооружение крестов, венчающих церковь. Составление плана нового храма было поручено архитектору Сергею Ивановичу Карягину. При обсуждении проектов комиссия предпочла храм пятиглавый, с высокой, в два яруса колокольней, в стиле московских церквей XVII века. Работы по разборке старого храма и строительству нового комиссия поставила сдать подрядчику И.А. Храмову, построившему уже не один храм в городе, в том числе Покровский, Князь-Владимирский, Единоверческий и Сретенский в Иоанно-Предтеченском монастыре.

30 января 1900 года, в воскресенье, в старом Знаменском храме была совершена последняя литургия, а после неё молебен Спасителю, Божией Матери и Трём Святителям, в день празднования которых старое здание храма завершило свое существование. Вся церковная утварь была перенесена во Входо-Иерусалимскую церковь, находившуюся рядом, в приделе которой на время строительства приютились священнослужители Знаменского храма, совершавшие служение для своих прихожан. После этого началась разборка старого храма.

Сохранилось описание старого Знаменского храма. Он был небольшим, построенным в барочном стиле: длинная вытянутая трапеза с высокой крышей. Центральная часть храма прямоугольной формы с двумя высокими окнами с северной и южной стороны. На храме находился небольшой восьмигранный барабан с восьмью ложными окнами, увенчанный главкою и крестом. Крыша на трапезе и на куполе храма была черепичной. С запада над притвором стояла невысокая двухъярусная колокольня, имевшая почти округлую форму.

18 мая 1900 года в праздник Вознесения Господня крестный ход из Входо-Иерусалимской церкви прибыл к месту намеченной постройки. Был совершён положенный чин закладки с окроплением святой водой и заложением памятной медной доски. К зиме была завершена большая часть кладки стен, а в течение весны и лета 1901 года произведены все плотнические работы, храм был покрыт крышею, сделаны купола и подвешены железные двери. Также решался вопрос о настилке пола. Члены комиссии предполагали устроить в храме цементно-бетонные полы, но их значительная стоимость и недостаток средств вынуждали отложить эту работу до следующего года. Тогда председатель комиссии Х.Н. Хлебников выразил желание пожертвовать храму такие полы, а также и лестницы у солеи. К концу 1902 года пол в храме был настлан, поставлены были изразцовые печи, поставлены рамы и двери, вставлены стёкла, то есть основные работы по строительству были закончены. При храме был устроен асфальтовый тротуар, двое каменных оградных ворот, приведён в порядок двор церковный и для жительства сторожа был поставлен просторный и вместительный дом.

Временно в храме был установлен и старый иконостас, иконы для которого были изготовлены в Москве в 1867 году по заказу енотаевского купца Сампсона Никитича Кравченкова. В центральном иконостасе имелись серебряные царские врата, изготовленные в 1859 году на средства прихожан, а в боковых приделах медные царские врата, посеребрённые через огонь, изготовленные для правого придела в честь Боголюбской иконы Божией Матери в 1860 году на средства астраханского купца Сергея Жемчужникова и жены его Иулиянии и для левого придела в честь Алексия, человека Божия в 1869 году на средства титулярного советника Василия Кирилловича Ключарева и жены его Людмилы.

11 мая 1903 года торжественно, при громадном стечении богомольцев, освящёны были и подняты кресты на храм и колокольню. 15 мая, в праздник Вознесения Господня, были освящёны и подняты колокола. А 30 сентября 1903 года, ровно через три с половиной года после начала разборки старого храма, был освящён и новый храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Торжественное богослужение с чином освящёния храма совершал епископ Астраханский Георгий (Орлов) в сослужении отца Иоанна Кронштадтского. Участие в освящёнии кронштадтского пастыря, уже при жизни многими почитавшегося за святость жизни, придало этому богослужению особую торжественность. 12 октября 1903 года был освящён правый придел в честь Преподобного Серафима Саровского, только что перед этим прославленного в лике святых, а 19 октября левый в честь Святых Мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В новом своём виде Знаменский храм стал представлять собой одно из лучших украшений града Астрахани.

Внутреннее убранство храма ещё не столь радовало глаз из-за отсутствия росписи, но многие древние святыни по-прежнему привлекали к себе благочестивое внимание астраханцев. В первую очередь это месточтимый образ Господа Вседержителя, стоявший по правую сторону от царских врат. По левую сторону стояла также очень чтимая местная икона «Знамение» Божией Матери. Хранилось в храме и древнее Евангелие, на полуалександрийской бумаге, кругом выложенное серебром с позолотою, подаренное 26 ноября 1796 года коллежским асессором Кириллом Фёдоровым. Также из храма каждый год к Успенскому собору совершался крестный ход 4 апреля.

После октября 1917 года Знаменский храм стал переживать тяжёлые времена. Во время январских боёв 1916 года храм подвергался серьёзной опасности. Кто-то пустил слух, что с колокольни Знаменской церкви белоказаки стреляют из пулемёта. Большевики отнеслись к этому слуху вполне серьёзно и решили храм взорвать. По милости Божией им это сделать не удалось. Чудом уцелела церковь и от пожара, испепелившего весь центр Астрахани. Вокруг храма, со всех его сторон, абсолютно всё сгорело, кроме кондитерской Шарлау, и он всё время представлял из себя, в буквальном смысле, чудесный остров среди бушующего моря огня. К сожалению, сгорели все постройки на церковном дворе.

Вскоре здесь, в Знаменском храме, произошло одно замечательное событие в истории Астраханской церкви и нашего города. 24 мая 1919 года было совершено прославление в лике святых Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Этого события давно уже ждали астраханцы, но в декабре 1918 года вход верующим в кремль, к Успенскому собору, где покоились мощи святого угодника, был затруднён. В кремле расположились штабные организации 11-й Красной Армии, в том числе и Реввоенсовет фронта, и военные власти постепенно одно за другим занимали расположенные здесь церковные здания. 23 мая (10 по старому стилю), как раз накануне прославления Священномученика Иосифа, военные власти запретили проведение каких бы то ни было богослужений в Успенском соборе и храм был ими опечатан. Несомненно в этом была видна попытка властей воспрепятствовать проведению торжеств прославления. Но архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) благословляет провести торжественное богослужение в близлежащем к кремлю Знаменском храме. Это было несомненным промыслительным действием, так как основание Знаменской церкви было неразрывно связано с именем Священномученика Иосифа, убиенного разинцами и по молитвам которого Астрахань и была освобождена от этих разбойников. В день прославления, 24 мая, была предпринята попытка совершить крестный ход из Знаменского храма к Успенскому, к мощам астраханского угодника, но военные власти не пропустили верующих в кремль.

После захвата весной 1924 года обновленцами Рождество-Богородицкой церкви, бывшей некоторое время соборным храмом у православной общины верующих, архиепископ Фаддей (Успенский) перенёс свою кафедру в Знаменский храм. Он на некоторое время стал соборным храмом. Но через неделю был также захвачен обновленцами. Обновленцы продержались в Знаменском храме до 1930 года, когда он был отобран у них властями и по решению горсовета от 2/II.1930 года был передан под центральный клуб пионеров. Но клуб пионеров здесь разместиться не успел, как решением горсовета от 2 июля 1930 года в помещёние Знаменского храма перевели строительный учебный пункт. В отличие от многих других астраханских храмов, полностью уничтоженных, Знаменская церковь лишилась только верхней своей части вместе с куполами и колокольней. Остальная часть храма, составляющая основной его объём вместе с алтарными апсидами, сохранилась и была переоборудована под хлебзавод. В таком виде храм сохраняется и сейчас.

Конечно, не все храмы и монастыри сохранились до наших дней, много церквей погибло. Но то, что мы видим сейчас, наполняет наши сердца гордостью, ибо к числу важнейших задач в деле сохранения культурного достояния относятся возрождение религиозных корней, восстановление важной роли православной церкви.

Монастыри и храмы всегда были важными центрами духовной жизни. Они обладали особой привлекательной силой. Само существование монастырей и монахов помогает людям легче переносить тяготы жизни, так как знают, что есть место, где они найдут понимание и утешение.

Рост православия после семидесятилетий разрушений церковности сейчас совершается трудами астраханских пастырей, прихожан и благотворителей.

Астрахань - это и уникальный этнический заповедник. В городе было 30 церквей, 5 - армяно-григорянских, 2 - римско-католических, 8 - татарских мечетей, 2 - синагоги, лютеранская кирка, персидская мечеть, калмыцкий курул. И все это на небольшом пространстве, которое можно пройти в течение дня. Такого в России нигде нет.

3.4. Художественная, музыкальная, театральная жизнь Астрахани. Гильдия выдающихся астраханцев

История астраханского края всегда была неразрывна с именами выдающихся государственных деятелей, именитых горожан, великих астраханцев-ученых, писателей, поэтов, актеров, художников. 22 ноября 1717 года указом Петра Первого была образована Астраханская губерния. Первыми губернаторами каря стали просвещенные люди того времени - А.П.Волынский, В.Н.Татищев, Н.А.Бекетов.

В 1834-1844 гг. губернатором края был генерал-майор И.С.Тимирязев, немало способствовавший эффективному управлению экономикой края. Одной из его заслугой в культурном формировании Астрахани стало создание 1 декабря 1837 года губернского музея. Этому музею уже 171 год. Он один из старейших музеев в стране. Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник рассказывает посетителям об истории края, о географии, геологии, климате, флоре и фауне Нижней Волги. Особой известностью пользуется «Золотая кладовая музея», где хранится уникальная коллекция изделий из золота и серебра, найденная археологами на территории Астраханской области. Коллекция золотой кладовой - результат работы многих археологических экспедиций, имеет огромную историческую ценность.

Весной 2006 года в центре Рима в лучшем выставочном зале с огромным успехом была впервые показана выставка сарматского золота из этого музея.

О наших талантливых земляках, об истоках музыкальной, театральной, литературной жизни города рассказывает экспозиция музея культуры Астрахани, расположенного по ул.Чернышевского. Он был основан в 1978 году в честь 150-летия великого писателя Н.Чернышевского.

Первый зал музея «Астрахань книжная 18 век». Здесь собрана часть богослужебных книг, сохранившаяся до наших времен, издания античных авторов, духовная литература. Особый интерес представляет «История атаманской империи» Д.Кантемира, «Алифрестина» А.Магницкого, которой исполнилось уже 300 лет, рукописный Синодик Троицкого монастыря. Здесь же повествуется о судьбе наших земляков, прославивших наш город - первом российском академике, поэте В.Тредиаковского, и о первом баснописце в стране И. Хемницере. Второй зал музея представляет интерьер кабинета писателя Н. Чернышевского. Здесь много документов и фотографий об открытии первой губернской типографии Е. Лесникова, П. Никифировой, С.Семенова.

В 1813 году вышел из печати первый номер газеты «Восточные известия», основанный И. Вепсгопфеком, одной из первых газет в провинции. В 1816-1818 гг. издавался в городе уникальный азиатский музыкальный журнал, основанный И.В.Добровольским, в котором помещались песни и пляски разных народов, положенных как для фортепиано, так и для полной музыки.

Рыбушкин М. (1792-1840 гг) - выпускник Казанского университета, педагог, исследователь старины. Он написал «Краткую историю Казани». С 1835 года он - директор гимназий и училищ Астраханской губернии. увлекался изучением истории Астраханского края, печатал статьи и заметки. В 1841 году вышла его книга «Заметки об Астрахани», заложившая основы местного краеведения. В музее мы также можем увидеть начало драматического театра в городе. Чернышевский был большим театралом, часто смотрел спектакли и с большим значением анализировал работы местной труппы.

Театр было основан в 1810 г. и видел великих актеров на своей сцене: Ермолову, Комиссаржевскую, Южина, Стрекетову и др.

Астраханцами являются и заслуженные мастера театрального искусства и кино прошлых лет: Л.Н. Свердлин, И.А. Любезнов, В.К. Чекмарев и наши современники - Э.Г. Виторган, Б.Г. Невзоров, П.В. Меньшов, А. Заворотнюк, Д. Дюжев и др.

3.5. Музеи города

Совокупность музеев, существующих на определённой территории, а также одного типа, профиля, ведомственной принадлежности, называют музейной сетью. В Астраханской области она довольно развита. В неё входят Музей боевой славы, Музей Чернышевского, Хлебникова, Ульяновых и другие.

В 1997 году отметил свое 160-летие один из старейших провинциальных музеев России - Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник.

В фондах шести городских и шести сельских филиалах музея содержатся более 250 тысяч экспонатов. Среди них можно увидеть различные уникальные археологические, нумизматические, этнографические, природоведческие коллекции, коллекцию рукописных и старопечатных книг, фотографий и документов XIX-XX веков, моделей судов, орудий труда и предметов быта.

Экспозиции музея охватывают огромный исторический период от первых стоянок древнего человека на территории края до современного развития региона. Большое место среди экспонатов музея занимает коллекция археологических предметов из драгоценных металлов «Золотая кладовая», более 48 тысяч монет насчитывает нумизматическое собрание музея, кроме этого собраны богатые этнографическая и природоведческая коллекции. В состав Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника входят филиалы: Астраханский кремль, Литературный музей Чернышевского, Краеведческий музей, Дом-музей Ульяновых, Музей боевой славы, Музей Курмангазы Сагырбаева.

В Астраханской области имеется немало музеев, посвященных различным сферам человеческой деятельности. Посетив их, можно познакомиться с культурой, традициями и обычаями местных жителей, историей края.

Их можно поделить на несколько групп по различным признакам.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея или его специализация. Основополагающим признаком здесь служит связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Данная связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации объединяются в профильные группы: естественно-научные, художественные, исторические, архитектурные, литературные, театральные, музыкальные, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяйственные, педагогические музеи.

В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.

В Астраханской области среди исторических музеев выделяются:

- археологические,

- этнографические,

- военно-исторические,

- историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоёв населения, документирующие социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ,

- монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу.

К первой группе музеев относится археологический музей в селе Селитренное. Он располагается на месте раскопок монгольского города Сарай-Бату. Впоследствии этот памятник дал столько открытий и находок, данных об архитектуре, экономике, населении города, что его превратили в музей под открытым небом. Особенность его в том, что раскопки продолжаются и по сей дня, неся новую информацию. Само село и окружающая его территория относится к уникальной исторической территории, где наблюдается высокая концентрация археологических памятников. Другим примером может стать Самосдельское городище, где также производятся археологические раскопки. Городище представляет большую ценность так как здесь большое количество археологических памятников, относящихся к хазарской и монгольской эпохам.

Ко второй группе относится этнографический музей в Кремле, где представлена история и культура народов, живших на территории Астраханской области.

К третьей группе относится музей Боевой славы, где представлены экспозиции по истории Великой Отечественной войны, обороне города Астрахани и некоторым другим войнам. Кроме того, в музее проводятся экскурсии посвящённые героям Советского союза и России. Нужно отметить, что помимо центрального музея Боевой славы существуют местные и школьные музеи этого типа, расположенные по всей области. К примеру в большинстве школ существуют свои комнаты-музеи, посвященные участникам войны - выпускникам этой школы.

К четвёртой группе относится музей истории города Астрахани.

К пятой группе можно отнести музей В. Хлебникова, музеи АГТУ, АГУ, различных предприятий, например ГАЗПРОМА, Драматического театра и других.

Художественные музеи представлены только одним монографическим - музей Б. Кустодиева, который является галереей.

Естественно-научные музеи в Астрахани представлены мало, среди них областной планетарий, медицинский музей.

В Астраханской области существуют музеи, деятельность которых связана с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Таким является Астраханский Краеведческий музей-заповедник, он сочетает историческую, естественно-научную специализацию, так как здесь представлена выставка по экологии края.

Комплексным профилем обладают музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. К такому виду относится Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник.

Развитие науки и техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп музеев. К ним относятся музей медицины в Астрахани, музей культуры в Астрахани, музей истории рыболовства в селе Оранжерейное Икрянинского района, музей АГПЗ, музей истории соляного промысла «Бассоль».

Наряду с профильной классификацией существует и другая, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В её основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. В основе деятельности музея ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путём сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространённые формы этого типа музеев - музей под открытым небом(село Селитренное), дом-музей, квартира-музей(музей В. Хлебникова, Чернышевского, Ульяновых и другие).

Последние музеи могут быть отнесены также к группе мемориальных музеев, так как они призваны увековечить память о выдающихся людях и событиях. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места - мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая композиция.

По другой классификации музеи делятся на государственные и частные, образованные преимущественно с 1991г. В отличие от частных государственные музеи являются собственностью государства и финансируются они за его счёт.

Другой характеристикой для классификации служит администротивно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются областные, районные музеи.

Таким образом, в Астраханской области можно выделить музеи различных квалификационных групп, при этом порою рамки между различными квалификациями размыты либо пересекаются между собой. В итоге, можно сделать вывод, что музейная сеть Астраханской области объёмна и развита.

4. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края

4.1. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г №83-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», основной задаче в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, которая включает осуществление государственной охраны, сохранения, использования и популяризации культурного наследия в соответствии с законодательством.

Государственная политика должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов РФ и реализовать подход к решению вопросов государственной охраны, сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, которые были определены в 60-х-70-х годах прошлого века и обеспечивала приемлемое состояние важнейших памятников. Но колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом стало принятие в 2002 г. закона «Об объектах культурного наследия народов РФ». Новый закон ввел ряд новых важных понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использование объектов культурного наследия.

В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, происходит жесткий государственный надзор за исполнением законодательства, дополняется также созданием институтов широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.

В сфере культурного наследия происходит жесткий государственный надзор за исполнением законодательства, дополняется также созданием институтов широкого общественного контроля, в частности, практикой общественной экспертизы и обсуждений.

Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров города (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых-историков, архитекторов, реставраторов ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существенного пакета законодательных актов по охране культурного наследия.

4.2. Областная целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области»

Усилия, предпринятые в рамках областной программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области» позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в сфере культуры Астраханской области, сохранить основной массив учреждений и организаций культуры и искусства, поддерживать на определенном уровне культурную жизнь области. В последнее время появились возможности для сохранения и возрождения национальных культур. В школах Астраханской области стали вестись преподавания на разных языках: татарском, ногайском, казахском, калмыцком. В области стали функционировать свыше 30-ти национальных объединений. Это общества ногайской, татарской, казахской, чеченской и других культур. Деятельность этих объединений позволяет создавать необходимые условия для дальнейшего этнокультурного развития различных этносов на территории области. Помимо этого, областной совет, а затем администрация выступили вместе с обществами учредителями русскоязычной татарской газеты «Изел» («Волга») и казахской «Ак Арна» (Чистый родник), издаваемых на родных языках.

Реализация областных целевых программ «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области», «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов» и проведение в их рамках традиционных мероприятий по празднованию Дня Победы, Дня России, Дня города, международного дня музеев, Дня музыки и т.д., а также фестиваля национальных культур «Астрахань многонациональная», праздников «Дни славянской письменности и культуры», «Цаган-Сар», «Наурыз», «Сабактуй», проведение выставок мастеров народных художественных промыслов, позволили объединить интересы населения области в сфере культуры.

Культурный потенциал области включает 4 театра, 1 государственную концертную организацию - филармонию и 24 творческих коллективов, 2 государственных музея с тринадцатью филиалами, 301 библиотеку, 264 клубных учреждений, 617 недвижимых памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране.

В настоящее время имеются необходимые экономические, социальные, психологические предпосылки для продолжения модернизации системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры.

Целями настоящей Программы по сохранению культурного наследия Астраханской области являются:

- обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ;

- обеспечение сохранности, пополнения, изучения музейного фонда Астраханской области, модернизация деятельности музеев, создание современных экспозиций;

- внедрение в деятельность учреждений культуры новейших информационных технологий;

- комплекс мероприятий предусматривает поддержку коллективов и мастеров профессионального искусства и народного творчества сельской культуры, национальной культуры;

- модернизацию и укрепление материально-технической базы учреждений культуры образовательного процесса, библиотечного и музейного дела;

- обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия.

В реализации Программы принимают участие: департамент культуры Астраханской области, совместно с областными учреждениями культуры и образования в сфере культуры, региональными отделениями всероссийских творческих союзов, органами местного самоуправления Астраханской области, департамент экономического развития Астраханской области, департамент образования Астраханской области, департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации области, ГУ «Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области».

4.3. Культурное наследие Астраханского края в современных условиях

В культуре каждого общества и в мировой культуре вообще имеется сфера, где наследие живет вечной жизнью непреходящих ценностей, не подверженных бурям и натискам, происходящим в социально-политических баталиях. Это культура в ее подмеченной форме - памятники, картины, тексты, изображения, предания, то есть все то, что может быть собрано в музеях, книгохранилищах - изданиях литературных памятников. Охрана и освоение культурного наследия, организация и поддержание музеев, библиотек, архивов и т.д. - важная часть не только деятельности общественных организаций, но и обязательная задача государства. Они широко входят в состав международных мероприятий. Огромные усилия предпринимаются в этом плане по линии Юнеско. В России широко известна теоретическая и практическая деятельность академика Д.Лихачева по поддержанию памятников национального прошлого.

Ценности и смыслы, вложенные в памятниках прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. Они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл для новых поколений.

Несмотря на то, что Астрахань относится к числу исторических городов России, командно - административные силы считали архитектурное наследие досадной помехой на пути развития города. Они довольно долго отдавали предпочтение строительству на облитых местах. Так, например, были снесены такие архитектурные постройки, как здание театра музыкальной комедии в стиле модерн. Уничтожены здания церкви Николы Гостиного и комплекс зданий Спасо-Преображенского монастыря. В нем размещала семинария, где учился Б.М. Кустодиев, а в 1919 году находились командные курсы, где выступал С.М. Киров. Разрушенным оказалось и здание фотографии С. Климашевской, в которой фотографировались Чернышевский, Горький, Шаумян и многие другие.

Сгорел замечательный летный театр в паке имени Карла Маркса. Горько перечислять утраты, понесшие городом. Горько еще и потому, что именно в это время в средствах массовой информации велась широкая, но чисто формальная агитация за сохранение памятников истории и культуры Астраханской области. И всё же благодаря преимущественно активным действиям ВООПИК, областного фонда культуры и других общественных организаций, удалось сберечь ряд дорогих исторических памяти старых построек - здание бывшей редакции газеты «Коммунист», помещение, занимаемое в настоящее время УВД, дом Безрукавникова, здание бывшего Николаевского приюта и некоторые другие.

Особое место в охране культурного наследия занимают сохранение и возрождение национальных культур. Сейчас в астраханских школах ведется преподавание на разных языках: татарском, ногайском, казахском и калмыцком. В нашем АГУ готовятся преподаватели национальных языков. Возрождаются национальные праздники, создаются коллективы художественной самодеятельности, проводятся фольклорные фестивали и конкурсы. Создан музей этнографии народов Астраханского края, утвержден план строительных и реставрационных работ культовых сооружений астраханских мусульман (реставрируются минарет Белой мечети) буддистов, проведен ремонт Лиманского хурула), иудеев, мотерал (воссоздаются лютеранский храм).

Отгремели праздничные фейерверки, отзвучала музыка и юбилее города - 450 летие Астрахани стал пусть недавней, но историей. В рамках подготовки к этому празднику были проведены реставрационные работы многих достопримечательностей города.

В рамках подготовки к 450-летию Астрахани начались реставрационные работы достопримечательностей города. На реализацию проекта бюджетом было предусмотрено несколько сотен миллионов рублей.

В августе прошлого года была завершена реконструкция государственной филармонии. Ведутся строительные работы по реконструкции Астраханского цирка, Астраханского театра юного зрителя, реставрации памятника культуры - бывшего Благовещенского Новодевичьего монастыря.

В рамках проекта «Сохранение и воссоздание историко-культурного наследия» запланирована реставрация 214 объектов культурного наследия.

Помимо основных мероприятий, которые предусмотрены постановления Правительства РФ. Велись работы по строительству и реконструкции гостиничных комплексов, автовокзала, речного вокзала, торговых центров, реконструкций покрытий ИВПП и планировки летнего поля аэропорта «Астрахань» и выносу из городской черты радиостанции РС-1 Астраханского областного радиотелевизионного центра ФГУП «Ространсрадиосеть». За счет средств ООО «АстраханьГазпром» идет реконструкция набережной р.Волги от ул. Красная Набережная (стрелка р.Кутум) до ул. Кремлевской (гостиница «Азимут»).

ООО «ЛукойлНижневолжснефть» профинансирует работы по реконструкции зоны отдыха Лебединого озера и благоустройству прилегающего к ней парка. Всего на реализацию мероприятий по подготовке празднования 450-летия основания города Астрахани из федерального бюджета было выделено 9 млрд. рублей, из областного бюджета - 700 млн. рублей.

На заседании градостроительного комитета 10 января 2007 г. губернатор Астраханской области А.А. Жилкин сказал: «Я взял на себя обязательство перед Президентом России и астраханцами к 450-летию превратить Астрахань в процветающий город».

Хочется надеяться, что губернатор в скором будущем выполнит свое обещание, ведь многое из того, чтобы было запланировано к юбилею города, так и осталось невыполненным.

5. Заключение

Таким образом, культурное наследие представляет главный способ существования культуры. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранение культуры вообще.

Мы, астраханцы, живем в уникальной культуре, построенный на незыблемых основах российской духовности, на фундаменте, созданном в Астраханском крае нашими предками. Являясь объединительным звеном между цивилизациями Запада и Востока, Астраханский край создал свою особую самобытную культуру. Многие деятели области оставили свои шедевры будущему поколению, которые являются достижением всего человечества.

История Астраханского края уходит в глубь веков, она изменчива и многолика, богата значительными событиями, поскольку благодатные земли Нижней Волги всегда привлекали иноземцев и завоевателей. Объекты культуры, культовые здания и комплексы, историческая жилая застройка, народные промыслы являются национальным достоянием, поэтому нуждаются в охране. На территории г.Астрахани находится более 500 памятников. Они относятся к разным периодам развития города, имеют различную ценность, но вместе создают неповторимый колорит южного исторического города.

Изучение культуры Астрахани практически началось с 1886 г. - со времени основания Петровского общества исследователей Астраханского края. Даже в годы гражданской войны Советская республика считала необходимым взять под свою защиту наиболее ценные исторические здания и архитектурные памятники.

Несмотря на бурную многовековую историю, Астрахань сохранила свою неповторимость. Её облик, как и прежде, соткан одной лишь ей присущих черт. Астраханский Кремль, церковь Иоанна Златоуста, римско-католический костел, особняк Губина, собор Св. Владимира и т.д. - все это символы архитектуры и зодчества Астраханского края.

В Астрахани памятники истории и культуры вложили свой талант такие известные архитекторы как Александр Дигби, Карло Депедри, Луиджи Руска, Ф. Миндваль. Но не всегда памятники находились под хозяйским присмотром и многие из них приходили со временем в упадок.

Государство осознало высочайший потенциал культурного наследия. Задачей государственной политики в этой сфере входят выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация культурного наследия. Областная программа «Развитие культуры Астраханской области» позволила в целом замедлить нарастания кризисных явлений в сфере культуры Астраханской области, сохранить основной массив учреждений и организаций культуры и искусства, поддерживать на определенном уровне культурную жизнь области. Появились возможности для сохранения и возрождения национально культур.

В целом охрана культурного достояния остается еще сложной. Эта проблема требует постоянного внимания. Без преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее.

Список литературы

1.
Архитектура Астраханского кремля. Под ред. Ж.Ж. Сарычевой. Астрахань, 2001

2. Астраханский кремль. Под ред. А.В.Бондарева. Астрахань, 2003

3. Бирюков И. А. История Астраханского казачьего войска. -- Саратов, 1991.

4. Богатырев А.И. Астрахань: улицы, годы, судьбы. Астрахань, 1999

5. Брюшкова Л.П. Коллекции геологических музеев как часть культурного наследия. М., 1993

6. Васькин Н.Г. Заселение Астраханского края. -- Волгоград, 1993.

7. Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5

8. Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. Астрахань, 1999.

9. История Астраханского кремля. Под ред. И.Р.Рубцева. Астрахань, 2001

10. История Астраханского кремля. Под ред. И.Ф. Райковой. Астрахань, 2002

11. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001

12. Культура Астрахани. Под ред. И.А. Митченко. Астрахань, 2001

13. Марков А. С. Астрахань на старинных открытках. Астрахань, 1999

14. Музеи города Астрахани. Под ред. П.А. Морозова. Астрахань, 2000

15. Природа и история Астраханского края. Астрахань, 2002

16. Социально-экономическое положение Астрахани. Под ред. И.В.Зверева. Астрахань, 2002

17. Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г и др. Природа и история Астраханского края. - Астрахань: Издательство Астраханского пед.ин-та, 1996.

18. Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. - Волгоград: Ниж.-Волж.кн.изд-во, 2001


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.