РУБРИКИ |
Культурология как научная дисциплина |
РЕКЛАМА |
|
Культурология как научная дисциплинаКультурология как научная дисциплинаСодержание
По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитарных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука? Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать "отца кибернетики" Н. Винера: "Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики". Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация "естественников", в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология "поставляет материал", который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные мсжличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т. п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом -- все это дает (или в идеале должна давать) политология.Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание "усизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т. п. В частности, всякая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, -- культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.ЗаключениеКультура как специфический предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков лишь с XVIII в. Именно в то время, начиная с сочинений Д. Вико "Основания новой науки об общей природе наций", И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества", трех "Критик... " И. Канта, культурологичесих конструкций Шеллинга, Гегеля, Конта, осмысливается целостность творимого человеком мира. Осознание взаимодополнительности энергий трех духовных способностей человека - разума, воли и чувства, реализующихся в таких плодах деятельности человека, как наука, нравственность, искусство, привело к выделению целостного поля человеческой деятельности - культуры.Однако только в XX в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности Специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены работах американского ученого-антрополога Лесли Уайта (1900-1975).Он понял необходимость обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием "культура", реальное единство бесконечного разнообразия разных культур, связать абстрактно-теоретическое (философское) осмысление культуры с богатым и постепенно растущим материалом о ее конкретных проявлениях в жизни разных стран и народов. Связать "общее" с "единичным", дать "особенное" понимание культуры - одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не приобрел теоретической зрелости.Список литературыГуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 2007.Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие М., 2007Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. М., 1999Культурология. ХХ век: Словарь. СПб., 1997.Радугин А. А. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие М., 2001Культурология. ХХ в.: Антология. М., 1995.Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991. |
|
© 2007 |
|